Единственное и множественное число имён существительных. Конспект урока по русскому языку на тему " Число имён существительных" (3 класс) Единственное и множественное число имен существительных

План-конспект урока по русскому языку

в 3-Б классе по теме “Число имен существительных.”

Урок проведен в День открытых дверей 27 февраля 2013 года в ФГОУ СОШ № 21 МО РФ учителем I квалификационной категории Минасян Натальей Грантовной, на уроке присутствовали родители учеников 3 класса.

Тип урока:урок открытия новых знаний.

Цели и задачи урока:

обобщить и систематизировать знания учащихся об имени существительном как части речи;

проверить умение работать по алгоритму - обнаруживать и правильно писать корневые орфограммы имен существительных;

уточнить понятия единственное и множественное число ,
познакомить учащихся с изменением имен существительных по числам,
отрабатывать умение определять род и число имен существительных,
вести работу по формированию орфографической зоркости учащихся,
работать над развитием мышления, памяти и речи учащихся,
воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;

способствовать нравственному воспитанию учащихся.

Оборудование:

Учебник ( Т.Г.Рамзаева.Русский язык.3 класс, 2-ая часть .),

рабочая тетрадь, телевизор, компьютор, презентация “Число имен существительных”, выполненная в программе PowerPoint, “Словарные слова” для 3 класса, авторы О.В.Узорова, Е.А.Нефедова, словарное слово тарелка , напечатанное на отдельном листе, с выделением слабой позиции гласного, фразеологические обороты на отдельных листах: не в своей тарелке, на блюдечке (тарелочке) с голубой каемочкой , по три смайлика на партах у каждого ребенка,

алгоритм осознанного орфографического действия, записанный на плакате:

- найдите орфограмму,

Установите тип орфограммы, соотнесите ее с определенным правилом,

Примените правило,

Проверьте написанное;

высказывание К.Г.Паустовского, напечатанное на отдельном листе:

Нам дан во владение самый богатый, самый меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

Ход урока

I .Орг.момент.

Звенит звонок,

Начинается урок!

Мы рады приветствовать сегодня всех, кто находится сегодня в нашем классе.

Ребята, у вас на партах смайлики, выберите один из них и покажите, пожалуйста, ваше настроение.

II . Мотивация.(Самоопределение к учебной деятельности.)

Учитель.Ребята, прочитайте, пожалуйста, высказывание К.Г.Паустовского.Как вы его понимаете? Слайд 3.

Чтобы владеть языком, надо его любить и изучать, что мы и делаем на каждом уроке.

III. Минутка чистописания. Слайд 4 .

Запишите: число, классная работа.

На доске записаны буквы

а л т о и д е в я .

На какие группы вы могли бы их поделить?

(гласные и согласные, безударные гласные и непроизносимые согласные)

Выпишите сначала безударные гласные, а потом непроизносимые согласные.
IV . Постановка учебной проблемы.Слайд 5 .

Ребята, сегодня в конце урока нам предстоит согласиться или не согласиться со следующими утверждениями.

Все имена существительные изменяются по числам.

Не все имена существительные изменяются по числам.

У некоторых существительных есть только форма единственного числа.

У некоторых существительных есть только форма множественного числа.

При изменении имен существительных по числам всегда меняется окончание.

V.Словарная работа.

Учитель.Ребята, сегодня мы проведем не совсем обычную словарную работу, слово, которое мы будем изучать, вам предстоит отгадать.

Сначала, попробуйте угадать это слово по каким-то грамматическим признакам, потом по его значению.

Примерные вопросы детей.

1.Сколько букв в этом слове?

2. Сколько звуков в этом слове?

3. Сколько слогов в этом слове?

4.На какой слог падает ударение?

5.Какая это часть речи?

6.На какой вопрос отвечает?

7. Есть ли в слове приставка, какой суффикс?

8.То, что обозначает это слово, находится у нас в классе?Где его можно увидеть?

9.Для чего служит это слово? и т.д.

После того, как дети угадывают это слово, они находят его в словаре, прочитывают значения этого слова.

Тарелка –

1)столовая посуда круглой формы, с приподнятыми краями и широким плоским дном.Слово образовано от лат. тальярэ – “ резать”.Изначально тарелка – “отрезанный кусок доски” (для пищи);

2) музыкальный инструмент;

3)летающая тарелка.

Затем дети делят это слово на слоги, выделяют безударную гласную, непроверяемую ударением, составляют словосочетания и предложения.

Затем проводится работа с фразеологическими оборотами:

не в своей тарелке (быть не в своей тарелке – испытывать неловкость, находясь в непривычной обстановке),

на блюдечке (тарелочке) с голубой каемочкой (подарить что-то тому, кто этого не заслуживает, отдать без боя; так говорят о несбыточных желаниях) ,

Дети объясняют, что обозначают эти фразеологические обороты.

VI.Выборочный диктант с “окошками ” .

Учитель. Ребята, поделите тетрадь на 3 части, сейчас мы с вами повторим 3 правила корня, будем распределять имена существительные по столбикам.

Как вы думаете, какие орфограммы мы будем повторять?(непроизносимые согласные, безударные гласные в корне, парные по глухости-звонкости согласные в корне.)

Давайте вспомним алгоритм работы с орфограммами:

1шаг -найти орфограмму,

2 шаг-установить тип орфограммы, соотнести ее с определенным правилом,

3 шаг-применить правило,

4 шаг-проверить написанное.

(Если ученики не знают, в какой столбик записать слово, они записывают это слово под таблицей.После проверки все пропуски заполняются.)

Известный, гнездо, резкий, праздник, моря, лапки, звонок, солнце, репка, гибкий, свистнул, кепка.

VII .Введение в тему.Слайд 6.

Что вы видите на этом слайде справа, слева?(Один карандаш, несколько карандашей).

Кто догадался, о чем у нас сегодня пойдет речь? Слайд 7.

Учитель. Запишем тему сегодняшнего урока:

Число имен существительных.
VIII.Работа над новым материалом. Слайд 8.

Ребята, назовите слова и распределите их на группы.Кто уже догадался, какие это будут группы? Сделайте вывод.

Проверка. Слайд 9.

Учитель .Ребята, поделите тетрадь на 2 части, напишите ед.ч., мн.ч. Сейчас я вам продиктую слова, вы запишите их в первый или во второй столбик, а потом припишите к ним пару.В тех местах, где вы сомневаетесь, оставляйте пропуск, потом мы его заполним.

Класс, шапки, брюки, ложка, тетрадь, пеналы, коньки, огород, ведро.

Учитель. Какие слова остались без пары?О них мы поговорим после физкультминутки.

IX.Физкультминутка.

X. Продолжение работы над новым материалом. Слайд 10.

(Слова, имеющие только форму единственного или только множественного числа ).

XI.Игра “Третий лишний.” Слайд 11

Проверка. Слайд 12.

XII.Продолжение работы над новым материалом. Слайд 13.

Есть еще группа существительных, у которых форма множественного числа образуется по другому.

Давайте их запишем:

Ребенок – дети, ч еловек – люди, время – времена (суффикс -ен)

XIII.Страна “Словария”.Произносите правильно.Слайд 14.

XIV.Постановка проблемного вопроса. Слайд 15.

Как определить род имен существительных во множественном числе?

Решение проблемного вопроса.

XV.Итог урока. Слайды 16,17,18.

XVI. Рефлексия. Слайд 19.

Покажите ваше настроение в конце урока.

XVII.Домашнее задание. Слайд 20.

XVIII.Конец урока . Слайд 21.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Число имен существительных Презентация по русскому языку для 3 класса Минасян Наталья Грантовна у читель I квалификационной категории ФГОУ – СОШ № 21 МО РФ

Цели и задачи: уточнить понятия единственное и множественное число, Закрепить знания об имени существительном как части речи, познакомить учащихся с изменением имен существительных по числам, научить учащихся определять род и число имен существительных, вести работу по формированию орфографической зоркости учащихся, работать над развитием мышления, памяти и речи учащихся, способствовать нравственному воспитанию учащихся.

“ Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.” К.Г.Паустовский

СЛОВАРИЯ КАРАНДАШ КАРАНДАШИ Чем отличаются существительные?

Выв 1.Для обозначения одного предмета имя существительное употребляется в ______________________________. единственном числе множественном числе 2.Для обозначения двух или нескольких предметов имя существительное употребляется во _____ ____________________ ______.

Назови слова. Распредели на две группы.

ПРОВЕРЬ! Ед. число Мн. число (один) (много) груша груши яблоко яблоки ягода ягоды помидор помидоры огурец огурцы баклажан баклажаны роза розы гвоздика гвоздики

Доброта смелость масло мука молодежь новосибирск НОЖНИЦЫ БРЮКИ ДРОЖЖИ ВЕСЫ КАНИКУЛЫ ДЕНЬГИ КРЕСТИНЫ ЩИПЦЫ

В каждой группе выбери лишнее слово, Объясни свой выбор. 1. Ручки, карандаши, ножницы. 2. Пальто, куртка, шуба. 3. Поезд, электричка, метро. 4. Страус, кенгуру, лев.

Проверь!!! ножницы метро кенгуру пальто

РЕБЕНОК – ЧЕЛОВЕК- ВРЕМЯ-

СЛОВАРИЯ АКТЁР ОФИЦЕР ПОРТ ТОРТ БАНТ ДОГОВОР ДОКТОР ИНСПЕКТОР ПРОФЕССОР ЯКОРЬ АКТ Ё РЫ ОФИЦ Е РЫ П О РТЫ Т О РТЫ Б А НТЫ ДОГОВ О РЫ ДОКТОР А ИНСПЕКТОР А ПРОФЕССОР А ЯКОР Я

Как определить род имен существительных во множественном числе?

Имена существительные употребляются в... и во... числе. Для обозначения... предмета имя существительное употребляется в... числе (...ч.). Для обозначения... предметов имя существительное употребляется во... числе (...ч.)

Все имена существительные изменяются по числам. Не все имена существительные изменяются по числам. У некоторых существительных есть только форма единственного числа. У некоторых существительных есть только форма множественного числа. При изменении имен существительных по числам всегда меняется окончание.

Домашнее задание. Выписать из словаря 5 существительных, которые употребляются только в форме ед.ч.и 5 существительных, которые употребляются только в форме множественного числа, правило на стр. 27 наизусть,сл.-с.107.

Продолжи фразу Сегодня на уроке я узнал(а)… Сегодня на уроке мне понравилось… Сегодня на уроке было…

Я доволен собой, у меня все получилось. Хочу знать больше. У меня не всё получилось, но я постараюсь. Ничего не понятно на уроке.

20 Спасибо за работу!!!


Полчанинова Светлана Леонидовна

г. Таганрог, Ростовской области,

МАОУ СОШ №12

начальные классы

УМК «Начальная школа XXI века»

Урок «Число имён существительных»

3 класс

45 минут

Презентация к уроку «Число имён существительных»

Тема урока: «Число имён существительных»

Цели и задачи:

1. Организовать учебную деятельность детей по ознакомлению с изменением имён существительных по числам.

2. Ввести понятие числа имён существительных.

3. На основе материала урока развивать устную и письменную речь.

Этапы урока:

    Эмоциональное вхождение в урок.

    Актуализация знаний.

    Исследование по теме урока.

    Физкультурная минутка.

    Углубление знаний.

    Закрепление знаний. Рефлексия.

    Итог урока.

Ход урока.

    Эмоциональное вхождение в урок.

Нам радостно, нам весело!

Смеёмся мы с утра.

Но вот пришло мгновение,

Урок начать пора!

Настроение каково? (Во!)

Кто такого мнения? (Я)

Все без исключения? (Да)

Молодцы! (Ура!)

С хорошим настроением начнём наш урок!

    Актуализация знаний.

- Что объединяет эти слова?

Слайд №2: Лес, озеро, мальчик, город, яблоко, кошка

Какую часть речи мы сейчас изучаем? Какая будет тема урока? (Имя существительное)

Что мы уже знаем об имени существительном? (это часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?, имеет род)

Задайте вопрос; определите род имён существительных.

Сегодня на уроке мы расширим наши знания об этой части речи.

    Исследование по теме урока.

Слайд№3: А теперь, сравните группы слов. Чем они различаются?

Лес, озеро, мальчик, город, яблоко, кошка

Леса, озёра, мальчики, города, яблоки, кошки

(Слова первой группы обозначают по 1 предмету, слова второй группы обозначают много предметов).

Какой мы можем сделать вывод? (имена существительные изменяются по числам)

Дополните тему урока (Число имён существительных)

В учебнике на с. 167 прочитаем правило.

Потренируемся определять число имён существительных.

Слайд №4: Запишите слова в две группы:

1. Имена существительные в форме единственного числа.

2. Имена существительные в форме множественного числа.

Машины, окно, деревья, скамейка, дороги, звезда, огни, крышка, сапоги, ложка, цветы, месяц

Вывод:

Что же новое узнали об имени существительном?

Теперь вы знаете два признака имён существительных – род и число.

Какой признак постоянный? (род)

Какой признак меняется? (число)

Как определить род? Число?

    Физкультурная минутка.

А теперь отдохнём. Слушайте, повторяйте и запоминайте.

Над водой летят стрижи, (Руки в стороны)

Под водой плывут ерши. (Присели)

Плывёт лодочка-краса-

Расписные паруса. (Руки в стороны, плавно поднимаем вверх и опускаем вниз)

Кто услышал имена существительные во множественном числе? Назовите. Поставьте их в форму единственного числа.

Кто услышал имена существительные в единственном числе? Поставьте их в форму множественного числа.

Повторим физминутку ещё раз.

    Углубление знаний.

Слайд №5: Данные имена существительные поставьте в форму множественного числа. Запиши пары слов.

Кровать, дождь, рассказ, человек, ребёнок, учитель, доктор.

У каких имён существительных нет однокоренных форм множественного числа? Как образовать форму множественного числа у слов «человек», «ребёнок»?

Есть особые случаи образования формы множественного числа существительных ребёнок и человек. Получаются пары: человек - люди, ребёнок - дети.

Эти слова не являются однокоренными, но при этом представляют собой формы одного и того же слова

Обратите внимание на ударение в формах множественного числа. Говори правильно:

учителя, доктора.

Обозначьте в словах ту часть, которая меняется при изменении слова по числам.

Вывод:

Какая часть слова меняется при изменении числа имени существительного?

У всех существительных можно образовать форму множественного числа?

    Закрепление знаний. Рефлексия.

Работаем в парах. Выполните упражнение 4 из учебника на с.168

Текст упражнения.

Прочитай текст. Выпиши все имена существительные. Определи их число, обозначь окончания.

Пошли мы однажды в рощу жёлуди собирать. Они после первых заморозков так с дубов и сыплются, тяжёлые, крепкие, тёмно-коричневые.

Набрали мы желудей полные корзинки. Вышли на поляну, сели отдохнуть. Кругом осины, берёзки стоят. Листья уже почти все облетели, только на дубах ещё держатся. Хорошо в такой погожий денёк в лесу посидеть, вспомнить о лете, о походах за грибами, за ягодами.

Проверка работы в парах.

    Итоги урока.

1. Назовите тему урока?

2. Что нового узнали об именах существительных?

3. Какие есть два признака у имён существительных?

4. Какой из них постоянный? Какой меняется?

5. Какая часть слова меняется при изменении числа имени существительного?

6. Что вы можете рассказать об имени существительном?

Слайд №6

А на следующем уроке мы будем тренироваться определять число имён существительных и узнаем, как образуется форма множественного числа у некоторых имён существительных.

Домашнее задание: правило на с. 167 и упражнение №3.

-Наш урок подошёл к концу. Что вы можете сказать об уроке? Чем понравился урок? Всё ли у вас получилось?

Перемену ждут ребята.

Поиграть, попрыгать надо.

Список используемой литературы:

    Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1/ [С. В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др.]; [под ред. С. В. Иванова].- 3-е изд., перераб., - М.: Вентана-Граф, 2013.

    Иванов С.В. Русский язык: 3класс: комментарии к урокам/С.В.Иванов, М.И. Кузнецова.- 3-е изд., перераб.-М.: Вентана-Граф, 2013г.

    Лакоценина Т.П. Необычные уроки в начальной школе (Часть 1: основные группы уроков, методика): Практич. Пособие для учителей нач. классов, студентов пед.учеб.заведений, слушателей ИПК. – Ростов н/Д:ЗАО «Книга»; изд-во «Учитель» - 2008

    Ковалько В.И. Школа физминуток (1-4 классы): Практические разработки физминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников.- М.:ВАКО, 2005.

Шипкова Татьяна Федоровна

МАОУ «СОШ № 3» г. Краснокамск Пермского края

Учитель начальных классов

Урок русского языка в 3 классе

Тема. Число имен существительных.

Цели: создание оптимальных условий для усвоения учащимися категории числа имен существительных.

Задачи:

- актуализировать знания о значении, одушевленности/ неодушевленности, роде, имен существительных;

Сформировать понятие о числе как непостоянном признаке данной части речи,

Формировать УУД.

УУД. Регулятивные: целеполагание, планирование, контроль, самооценка.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, структурирование знания, смысловое чтение, самостоятельное создание алгоритмов при решении проблем, анализ объектов, обобщение, доказательство.

Коммуникативные: владение монологической и диалогической речью, управление поведением партнера, планирование учебного сотрудничества.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, эл. презентация «Мой город», печатная продукция (карточки со словами – признаками имени существительного, раздаточный материал).

Ход урока.

1. Мотивация к деятельности.

Звучит музыка на тему весны.

Какое настроение сейчас в природе?

А у нас какое настроение?

2. Целеполагание.

Минутка чистописания.

Буква, которую мы будем сегодня писать, есть в корне каждого из слов.

Изморозь, пирожок, адресочек.

Пропишите эти буквы в тетради.

- Что объединяет эти слова? - С какой частью речи будем работать на уроке? - Какие задачи перед собой поставим? (Вспомним о признаках, будем определять признаки, употреблять в речи) - Продолжим открывать секреты имени существительного.
3. Актуализация знаний. Словарная работа. - В словарной работе мы поговорим о слове «родина». 1)Найдите это слово в словаре. 2) Прочитайте орфографически.

3) Запишите это слово в тетради.

4)Проведем исследование данного слова по нашему плану: (на доске)

    Значение слова

    Фонетический анализ

    Родственные слова

    Морфемный анализ

    Грамматические признаки

    Синонимы, антонимы

5) Работа с текстом. (Работа в парах) Приложение 1.

У вас на партах текст Юрия Яковлева «О нашей Родине». Какие значения имеет слово «родина»?

Что значит, малая родина?

Презентация «Мой город». (Демонстрируются фотографии нашего города в период ранней весны)

4. Новый материал.

Запишите на листочках имена существительные на тему «Мой город весной». (Учащиеся маркерами пишут слова на листах формата А4, выходят к доске и крепят листы на магнитную доску. Написали слова: дома, деревья, улица, школа, ненастье и т.д.)

На какие группы можно разделить эти имена существительные?

(одуш. / неодуш., по роду, собств., нариц.)

Назовите одушевленные / неодушевленные имена существительные, существительные женского, мужского, среднего рода.

А еще на какие группы можно разделить эти существительные?

(Если дети не предлагают поделить по форме числа, учитель выбирает слова в форме ед. числа и вывешивает на другую доску)

Что обозначают эти существительные? (один предмет)

Значит, это форма какого числа? Табличка: ед. число.

Что обозначают эти имена существительные? (несколько предметов) Табличка: мн. число.

Какой секрет имени существительного мы открыли?

Запишите эти слова в тетрадь столбиком.

Изменим форму слова.

Число – это постоянный признак существительного?

Давайте обобщим в схему.

5. Закрепление.

В среду на уроке технологии мы будем делать такое панно.

Приложение 2.

- Напишите в тетради, какие инструменты и материалы вам нужно принести на урок.

Прочитайте свои слова.

(Картон, клей, бумага, ножницы и т.д.)

К какой части речи относятся эти слова?

Назовите существительные в форме единственного числа.

Образуйте форму множественного числа.

Назовите существительные в форме множественного числа.

Образуйте форму единственного числа.

Какой вывод можно сделать?

(Некоторые существительные не изменяются по числу: ножницы, картон и т. д.)

Для таких существительных число – это постоянный признак.

Давайте вспомним, какие существительные вы писали в начале урока.

Есть ли среди них существительные, которые имеют форму только ед. или мн. числа?

Творческое задание. Работа в группах.

Составьте в группах небольшой текст на тему «Мой город весной».

Чтение текстов.

6. Рефлексия.

У кого из вас есть точки на шкале ниже середины? Почему?

У кого есть точки выше середины? Почему?

А теперь давайте подведем итог.

Все ли задачи мы выполнили?

7. Дом. задание.

Заполнить таблицу. Приложение 3.

Приложение 1.

Ю. Яковлев

О НАШЕЙ РОДИНЕ

В большой стране у каждого человека есть свой уголок - деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества маленьких разных уголков и состоит наша общая, великая Родина.

Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна.

Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама.

Родина - мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придаёт силы.

Мы любим Родину. А любить Родину - жить с ней одной жизнью.

Приложение 2.

Приложение 3.

Существительные, имеющие только форму ед. числа

Источники:

1. Текст Ю. Яковлева « О нашей Родине»

2. Схема сборки подснежников

http://stranamasterov.ru/node/7591

На уроке мы научимся определять число у имён существительных, узнаем об особенностях употребления существительных во множественном числе, о правильной постановке ударения. Выполним множество интересных заданий.

Говорим правильно:

Нет сапог, ботинок, валенок .

Пара сапог, ботинок, валенок .

Много мест, дел, солдат, яблок .

Нет носков , пара носков .

Много килограммов мандаринов, апельсинов, помидоров .

Запишем предложения, добавляя буквы, где это необходимо.

В магазине купили пару нос….

У Тани много дел…..

В автобусе нет свободных мест….

На рынке много помидор…. и яблок….

На параде много солдат….

Проверка.

В магазине купили пару носков.

У Тани много дел.

В автобусе нет свободных мест.

На рынке много помидоров и яблок.

На параде много солдат.

Особенности постановки ударения существительных во множественном числе

А теперь познакомимся с правильной постановкой ударения в некоторых существительных, стоящих в форме множественного числа.

Рис. 13. Говорим правильно! ()

Директор -директора

Шофёр - шофё ры

Торт - то рты

Чтобы узнать, как правильно произносится слово, можно обратиться за помощью к орфоэпическому словарю или словарю ударений.

В русском языке встречаются необычные существительные. В чём их секрет?

Давайте узнаем.

Рассмотрим картинки.

Назовём предметы.

Молоко, мука, мёд, листва.

У данных существительных нет формы множественного числа.

Рассмотрим другой пример.

Назовём предметы.

Шахматы, часы, очки, санки, ножницы.

У данных существительных нет формы единственного числа.

Делаем вывод: в русском языке встречаются существительные, у которых нет формы единственного или множественного числа. Более подробно мы познакомимся с ними в старших классах.

На этом уроке мы узнали, что существительные изменяются по числам. Существует две формы числа: единственное число и множественное число.

Оказывается, в древнерусском языке, кроме привычных для нас единственного и множественного чисел, существовало еще одно число, которое использовалось для обозначения парных предметов. Это - двойственное число. Двойственное число употреблялось для обозначения двух или парных предметов.

Например, глаза, рукава, берега, рога .

Сейчас эту роль выполняет множественное число.

Некоторые имена существительные имеют несколько возможных форм числа, которые различаются по значению:

«листья » на дереве - «листы » бумаги, «зубы » человека - «зубья » вил.

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. - М.: Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. - М.: Дрофа.
  1. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().
  2. Nsportal.ru ().
  3. Do.gendocs.ru ().
  • Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012. Ч.2. Выполни упр. 118, 119 С. 88.
  • Разделите существительные из стихотворения на две колонки: единственное и множественное число.

Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.. (А. Пушкин)

  • * Используя полученные на уроке знания, придумай 2 ребуса или 3 загадки на единственное и множественное число существительного.

Конспект урока по русскому языку на тему « Число имён существительных» (3 класс).

Тема: Число имён существительных.

Цель: развивать умения определять число имён существитель­ных, изменять их по числам.

Планируемые результаты :

Формировать умения изменять имена существительные по числам, определять числовую принадлежность имён существительных;

Закрепление и углубление сведений об имени существительном;

Определять начальную форму имен существительных;

Развивать познавательные, исследовательские и коммуникативные навыки в процессе изучения темы; развивать орфографическую зоркость, устную связную речь;

Воспитывать любовь к русскому языку, интерес к предмету.

Ход урока

1. Организационный момент .

Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:

1. На уроке будь старательным,

Будь спокойным и … внимательным.

2. Всё пиши, не отставая,

Слушай, … не перебивая .

3. Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё … понятно .

4. Если хочешь отвечать –

Надо … руку поднимать .(проверка готовности к уроку, оформление тетради)

2.Актуализация опорных знаний .

    Выпишите в 2 столбика слова в таком порядке :

А) состоящие из корня и окончания;

Б) состоящие из приставки, корня, суффикса и окончания.

Замазка, выпечка, лиса, звезда, спутники, арбузы, запахи.

    Придумайте и запишите 5 словосочетаний так, чтобы в каждом словосочетании были собственные и нарицательные имена существительные.

    Прочитайте пословицы с доски, объясните написание в них орфограмм, найдите имена существительные и запишите их в начальной форме .

Ужу и в пещере раздолье, соколу и в поднебесье тесно. Лучше воду пить в радости, чем мед в кручине.

Объясните смысл пословиц.

3.Самоопределение к деятельности .

Прочитайте слова.

Мороз, морозы, снег, снега, река,реки.

Какой частью речи являются все эти слова?

(имена существительные)

А кто мне скажет, с какой частью речи мы будем работать сегодня на уроке? (с именем существительным)

Что вы уже знаете об имени существительном?

(имя существительное обозначает предмет, отвечает на вопрос кто?что?, может быть собственным и нарицательным).

Давайте разделим слова, написанные на доске, на 2 группы.

По какому признаку можно разделить эти слова? (В 1 группе имена существительные обозначают один предмет, а во 2 группе – несколько предметов).

В каком числе стоит имя существительное, если обозначает один предмет? (в единственном)

В каком числе стоит имя существительное, если обозначает несколько предметов? (во множественном числе).

Сформулируйте тему урока.

    Работа по теме урока .

Я сейчас буду называть предметы, а вы должны написать название этого предмета в единственном и во множественном числе. (карандаш, альбом, девочка, туча, окно, кровать, попугай).

Чем похожи данные слова? (у них одинаковое значение)

Чем отличаются? (обозначают разное количество предметов и разные окончания.)

1. Работа по учебнику.

Упр. 28 ,с. 20 .

Определите, в каком числе стоит каждое слово?

Что изменяется у существительного при изменении по числам?

Упр. 29, с. 21.

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

2.Работа по вариантам.

Выпишите из предложений 1 вариант - существительные в единственном числе, 2 – существительные во множественном числе.

Туман совершенно рассеялся. Воздух стал прозрачнее и мягче. На севере из-за гребня холмов подымались белесоватые облака. Клубы пара, вылетавшие из гигантской груди, бесшумно проносились по небу.

Сделайте фонетический разбор слова 1 вариант - « воздух», 2 вариант – «грудь».

5.Физминутка.

Буратино потянулся

Раз нагнулся, два нагнулся

Руки в стороны развёл,

Видно ключик не нашёл,

Чтобы ключик нам достать

Нужно на носочки встать.

6. Закрепление изученного материала.

1.Самостоятельнаяработа.
-Проверим, как вы усвоили материал, выполним тест.
1. Какое слово стоит в форме единственного числа?
А)чашки
Б)ложки
В)кастрюля
Г)тарелки
2.Какое слово стоит в форме множественного числа?
А)чашки
Б)ложка
В)кастрюли
Г)тарелка
3. Найди существительные, которые не употребляются в единственном числе.
А)ручки
Б)шкафы
В)облака
Г)ножницы
4. Найди существительные, которые не употребляются во множественном числе.
А)весло
Б)соль
В)колесо
Г)роза
5. Укажи существительное во множественном числе, которое отвечают на вопросчто ?
А)одеяла
Б)люди
В)друзья
Г)дельфины
6. Укажи существительное в единственном числе, которое отвечают на вопроскто ?
А)одеяло
Б)трактор
В)карандаш
Г)дельфин
7.Укажи«лишнее»слово.
А)улыбка
Б)лужи
В)туча
Г)слово
8.Укажи«лишнее»слово.
А)улыбка
Б)лужи
В)тучи
Г)слова

Объявление результатов.

2. Работа по учебнику.

Упр. 31,с.21

(Самостоятельное выполнение. Проверка)

Прочитайте пары имён существительных, которые вы выписали.

Упр. 33, с.22

Прочитайте слова. Что вы можете сказать про них? (Они не изменяются по числам).

Приведите свои примеры слов, которые не изменяются по числам.

7. Рефлексия.

Игра «Измени слово»

(Вариант 1 называет имена существительные в единственном числе, вариант 2 ставит их во множественное число, затем наоборот.

Что обозначают имена существительные в единственном числе?

Что обозначают имена существительные во множественном числе?

8. Подведение итогов.

Услышим скоро мы звонок,

Пора заканчивать урок.

Какую задачу мы ставили на уроке?
- Что вызвало у вас трудность?
- Что было самым интересным?
- Над какой темой мы продолжим работать на следующем уроке?

Вывод : Имена существительные, которые обозначают один предмет относятся к единственному числу. Имена существительные, которые обозначают два или больше предметов относятся к множественному числу.

9. Домашнее задание