Научно технологические парки в японии. Становление и развитие технопарков в странах юго-восточной азии. Научный парк «Изар Велли»

Япония известна как страна с самой высокоразвитой наукой. По численности ученых и инженеров (850 тыс.) она уступает только США и Китаю и делит третье и четвертое место с Россией. По доле затрат на НИОКР Япония также входит в первую пятерку стран мира. Пользуясь сложной системой коэффициентов, ученые иногда рассчитывают общий уровень развития науки в той или иной стране. В этом случае Япония оказывается в самом начале ранжировки, занимая третье место после Швеции и Швейцарии.

С географических позиций наибольший интерес представляет вопрос о территориальной организации науки в Японии. Эта страна всегда отличалась очень высоким уровнем территориалъной концентрации науки, которая почти целиком сосредоточивалась в районах Канто, Токай и Кинки. Только в Большом Токио выполнялось более половины всех научных исследований, производимых в стране, в нем преподавала половина всех профессоров, обучалось более 40 % всех студентов. Тем более важно, что в начале 1970-х гг. произошло «великое переселение» науки из Токио в новый город науки – Цукубу, построенный специально для этой цели в 60 км к северо-востоку от столицы и вскоре ставший крупнейшим в стране центром научных исследований и разработок. Тем самым было положено начало процессу деконцентрации научной сферы, что в 1970-х гг. стало характерным и для других сфер экономической и внеэкономической деятельности.

В середине 1990-х гг. в Цукубе работало уже 78 различных научных учреждений. Среди них – два университета, 46 национальных научно-исследовательских лабораторий, 8 частных научно-исследовательских центров, а также предприятия и научные учреждения частных фирм. Они специализируются на высшем образовании (в Цукубе обучаются студенты из 50 стран мира), на исследованиях в области естественных (институты географии, окружающей среды), технических (металлургия, синтетические материалы) наук. Здесь работает космический центр, библиотека, музей науки, ботанический сад (рис. 121).

Но это было только начало. Гораздо более масштабная децентрализация научных исследований началась в связи с осуществлением программы «Технополис». Слово «технополис» («тэкунопорису») появилось в японском лексиконе в 1980 г. Оно как бы символизирует синтез двух важнейших идей, лежащих в основе новой экономической стратегии этой страны: всеобщей технополизации и сосредоточения «под крышей» одного города (полиса) самого рационального сочетания науки и производства. Для того чтобы лучше понять сам этот замысел, нужно вспомнить, что в Японии (как и в США) подавляющая часть затрат на НИОКР, превышающая 90 %, направляется на прикладные исследования и разработки.



Рис. 121. Город науки Цукуба

Программа «Технополис» была впервые сформулирована в 1980 г. в специальном документе, подготовленном министерством внешней торговли и промышленности Японии под названием «Взгляд в 80-е годы». Она предусматривала сбалансированное, органичное сочетание высокотехнологичной промышленности, науки и благоприятного жизненного пространства. Конкретно речь шла о том, чтобы в разных частях страны, но за пределами самых крупных городских агломераций создать научно-производственные городки (технополисы), в которых должны иметься условия и для научно-исследовательской деятельности, и для наукоемкого производства, и для подготовки кадров. Некоторые специалисты считают, что в основу этой программы была положена довольно популярная в то время концепция «полюсов роста».

Одновременно были достаточно четко сформулированы основные критерии размещения будущих технополисов:

– близость (не более 30 мин езды) к «материнскому городу» с населением 150–200 тыс. человек, которая обеспечила бы коммунальное обслуживание;

– близость к аэропорту, а еще лучше к международному аэропорту или к станции скоростной железной дороги;

– наличие базового университета, осуществляющего подготовку кадров и исследования в области высоких технологий;

– сбалансированный набор промышленных зон, научно-исследовательских институтов и жилых кварталов;

– усовершенствованная информационная сеть;

– благоприятные условия для жизни, способствующие творческой научной работе и мышлению;

– планирование с участием всех трех заинтересованных сторон: бизнеса, университетов и местных властей.

В 1983 г. был принят закон о технополисах и началось его осуществление. Сначала программа предусматривала создание всего семи-восьми технополисов. Но оказалось, что свое желание участвовать в ней изъявили 40 из 47 японских префектур. Поэтому в 1983–1984 гг. были утверждены проекты 14 технополисов, а затем их общее число было доведено до 26.

Анализ размещения этих технополисов (рис. 122) позволяет сделать ряд интересных выводов. Например, о том, что почти все они были созданы за пределами Тихоокеанского пояса. Далее о том, что 12 из них относятся (по В. В. Крысову) к полупериферийным, а 14 – к периферийным районам Японии. Наконец, о том, что технополисы появились во всех экономических районах Японии, но в наибольшем количестве (по 6) в таких действительно периферийных районах, как Тохоку и Кюсю.

Рис. 122. Технополисы Японии (по Ш. Тацуно)

Остров Кюсю, известный ранее добычей угля и металлургией, сельским хозяйством и рыболовством, уже в 1970-е гг. постепенно стал средоточием наукоемких производств – в первую очередь полупроводников, интегральных схем, что объясняется наличием дешевой рабочей силы, более низкой стоимостью земли, лучшей экологической обстановкой. Уже тогда из уст ребенка здесь можно было услышать: «Дедушка работает в поле, отец – в городе, а сестра – на заводе наукоемкого производства». Комитет «Технополис» отобрал здесь места для создания шести технополисов. Не случайно Кюсю стали называть Силиконовым островом.

В соответствии с замыслом все технополисы были созданы при университетских городах. Очень многие из них (Акита, Уцуномия, Нага-ока, Хакодате и др.) и названия имеют одинаковые со своими «материнскими» городами. Что же касается их научно-исследовательских профилей, то они самые разнообразные. Например, в Хакодате это производство средств освоения океана, в Аките – электроника, мекатроника, производство новых материалов, в Нагаоке – производство перспективных технических систем, индустрия дизайна, в Уцуномии – электроника, тонкая химическая технология, в Хамамацу – оптоэлектроника, в Тояме – биотехнология, информатика, в Кумамото – производство машин прикладного назначения, информационных систем и т. д.

В итоге можно утверждать, что технополисы в Японии уже стали важным звеном не только в территориальной организации науки, но и во всей территориальной организации хозяйства этой страны.

Япония известна как страна с самой высокоразвитой наукой. По численности ученых и инженеров (850 тыс.) она уступает только США и Китаю и делит третье и четвертое место с Россией. По доле затрат на НИОКР Япония также входит в первую пятерку стран мира. Пользуясь сложной системой коэффициентов, ученые иногда рассчитывают общий уровень развития науки в той или иной стране. В этом случае Япония оказывается в самом начале ранжировки, занимая третье место после Швеции и Швейцарии.
С географических позиций наибольший интерес представляет вопрос о территориальной организации науки в Японии. Эта страна всегда отличалась очень высоким уровнем территориалъной концентрации науки, которая почти целиком сосредоточивалась в районах Канто, Токай и Кинки. Только в Большом Токио выполнялось более половины всех научных исследований, производимых в стране, в нем преподавала половина всех профессоров, обучалось более 40 % всех студентов. Тем более важно, что в начале 1970-х гг. произошло «великое переселение» науки из Токио в новый город науки – Цукубу, построенный специально для этой цели в 60 км к северо-востоку от столицы и вскоре ставший крупнейшим в стране центром научных исследований и разработок. Тем самым было положено начало процессу деконцентрации научной сферы, что в 1970-х гг. стало характерным и для других сфер экономической и внеэкономической деятельности.
В середине 1990-х гг. в Цукубе работало уже 78 различных научных учреждений. Среди них – два университета, 46 национальных научно-исследовательских лабораторий, 8 частных научно-исследовательских центров, а также предприятия и научные учреждения частных фирм. Они специализируются на высшем образовании (в Цукубе обучаются студенты из 50 стран мира), на исследованиях в области естественных (институты географии, окружающей среды), технических (металлургия, синтетические материалы) наук. Здесь работает космический центр, библиотека, музей науки, ботанический сад (рис. 121).
Но это было только начало. Гораздо более масштабная децентрализация научных исследований началась в связи с осуществлением программы «Технополис». Слово «технополис» («тэкунопорису») появилось в японском лексиконе в 1980 г. Оно как бы символизирует синтез двух важнейших идей, лежащих в основе новой экономической стратегии этой страны: всеобщей технополизации и сосредоточения «под крышей» одного города (полиса) самого рационального сочетания науки и производства. Для того чтобы лучше понять сам этот замысел, нужно вспомнить, что в Японии (как и в США) подавляющая часть затрат на НИОКР, превышающая 90 %, направляется на прикладные исследования и разработки.


Программа «Технополис» была впервые сформулирована в 1980 г. в специальном документе, подготовленном министерством внешней торговли и промышленности Японии под названием «Взгляд в 80-е годы». Она предусматривала сбалансированное, органичное сочетание высокотехнологичной промышленности, науки и благоприятного жизненного пространства. Конкретно речь шла о том, чтобы в разных частях страны, но за пределами самых крупных городских агломераций создать научно-производственные городки (технополисы), в которых должны иметься условия и для научно-исследовательской деятельности, и для наукоемкого производства, и для подготовки кадров. Некоторые специалисты считают, что в основу этой программы была положена довольно популярная в то время концепция «полюсов роста».
Одновременно были достаточно четко сформулированы основные критерии размещения будущих технополисов:
– близость (не более 30 мин езды) к «материнскому городу» с населением 150–200 тыс. человек, которая обеспечила бы коммунальное обслуживание;
– близость к аэропорту, а еще лучше к международному аэропорту или к станции скоростной железной дороги;
– наличие базового университета, осуществляющего подготовку кадров и исследования в области высоких технологий;
– сбалансированный набор промышленных зон, научно-исследовательских институтов и жилых кварталов;
– усовершенствованная информационная сеть;
– благоприятные условия для жизни, способствующие творческой научной работе и мышлению;
– планирование с участием всех трех заинтересованных сторон: бизнеса, университетов и местных властей.
В 1983 г. был принят закон о технополисах и началось его осуществление. Сначала программа предусматривала создание всего семи-восьми технополисов. Но оказалось, что свое желание участвовать в ней изъявили 40 из 47 японских префектур. Поэтому в 1983–1984 гг. были утверждены проекты 14 технополисов, а затем их общее число было доведено до 26.
Анализ размещения этих технополисов (рис. 122) позволяет сделать ряд интересных выводов. Например, о том, что почти все они были созданы за пределами Тихоокеанского пояса. Далее о том, что 12 из них относятся (по В. В. Крысову) к полупериферийным, а 14 – к периферийным районам Японии. Наконец, о том, что технополисы появились во всех экономических районах Японии, но в наибольшем количестве (по 6) в таких действительно периферийных районах, как Тохоку и Кюсю.



Остров Кюсю, известный ранее добычей угля и металлургией, сельским хозяйством и рыболовством, уже в 1970-е гг. постепенно стал средоточием наукоемких производств – в первую очередь полупроводников, интегральных схем, что объясняется наличием дешевой рабочей силы, более низкой стоимостью земли, лучшей экологической обстановкой. Уже тогда из уст ребенка здесь можно было услышать: «Дедушка работает в поле, отец – в городе, а сестра – на заводе наукоемкого производства». Комитет «Технополис» отобрал здесь места для создания шести технополисов. Не случайно Кюсю стали называть Силиконовым островом.
В соответствии с замыслом все технополисы были созданы при университетских городах. Очень многие из них (Акита, Уцуномия, Нага-ока, Хакодате и др.) и названия имеют одинаковые со своими «материнскими» городами. Что же касается их научно-исследовательских профилей, то они самые разнообразные. Например, в Хакодате это производство средств освоения океана, в Аките – электроника, мекатроника, производство новых материалов, в Нагаоке – производство перспективных технических систем, индустрия дизайна, в Уцуномии – электроника, тонкая химическая технология, в Хамамацу – оптоэлектроника, в Тояме – биотехнология, информатика, в Кумамото – производство машин прикладного назначения, информационных систем и т. д.
В итоге можно утверждать, что технополисы в Японии уже стали важным звеном не только в территориальной организации науки, но и во всей территориальной организации хозяйства этой страны.

Опыт создания технологических парков в странах Азиатско-Тихоокеанского региона

Практика функционирования технологических парков (ТП) в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) свидетельствует о высокой эффективности концентрации научно-технических, производственных и финансовых ресурсов в технопарках и технополисах. Разумная государственная инновационная политика оказывает весомое воздействие на экономический рост стран, содействует развитию их научно-технического потенциала. Важной особенностью является то, что государство выступает основным инвестором наукоемких производств, а также активным участником в реализации инновационных проектов. Ускоренный процесс коммерциализации научных достижений подтверждает актуальность и эффективность выбранной инновационной политики стран АТР.

Научно-техническая политика в странах региона реализуется через механизмы выделения бюджетных средств на поддержку наукоемкого производства и отраслей промышленности, выпускающих конкурентоспособную продукцию на основе последних достижений науки и техники, требующих значительных затрат на НИОКР и привлечения квалифицированных кадров. Безусловно невозможно существование ТП в странах региона без поддержки со стороны местных правительств, кооперации между научными центрами и промышленными предприятиями, проведения совместных, в том числе и международных, НИР. При этом важным моментом считается развитие интеграционных связей с соседними странами региона, а также привлечение прямых зарубежных инвестиций. В рамках данной политики осуществляется пересмотр антимонопольной, лицензионной, налоговой и таможенной нормативных баз. В ряде стран предусмотрены дополнительные меры по льготному налогообложению производств, связанных с деятельностью ТП, разрешена передача прав интеллектуальной собственности исполнителям НИОКР, которые финансировались из государственного бюджета. Указанные меры реально способствуют расширению взаимодействия научных учреждений и внедренческих фирм, а также содействуют экономическому росту региона. Таким образом можно предположить, что в ближайшем будущем сохранится тенденция на развитие технопарковых зон, кооперацию научных учреждений и промышленных фирм как одной из перспективных форм привлечения частного капитала, коммерциализации научных исследований, развития высокотехнологичных производств.

Япония

Ведущую роль в АТР по уровню развития исследований играют технопарки Японии. По функциональному принципу их можно разделить на:

Научно-исследовательские парки (41 процент от общего числа), создаваемые для внедрения в производство разработок национальных исследовательских институтов;

Научные парки (33 процента), способствующие созданию новых высокотехнологичных предприятий;

Инновационные центры (26 процентов).

Около 70 процентов японских ТП создавались для поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в регионах, при этом 58 процентов от общего числа ориентировано на производство высокотехнологичной продукции. 73 процента японских ТП предоставляют техническую, а 52 процента – иную поддержку (в частности, консалтинговые услуги, маркетинговые исследования, юридические консультации) вновь образуемым фирмам и предприятиям региона.

Для развития национальных ТП правительством страны разработаны специальные программы:

  1. “План развития технополисов”, предполагающий предоставление субсидий, низкопроцентных займов для венчурного бизнеса, снижение оплаты за аренду промышленных мощностей и зданий.
  2. “План размещения научного производства”, предполагающий территориальную концентрацию региональных производств и их объединение по специализации.
  3. “План базовых исследований”, способствующий развитию предприятия на начальных этапах его существования.

Данными программами предусмотрена особая роль местных органов самоуправления, которые наделяются полномочиями предоставления дополнительных льгот участникам проектов, включая освобождение от местных налогов, выделение целевых дотаций и займов из местных бюджетов.

Для привлечения иностранных инвесторов японское правительство разработало систему льготных условий. Так, инвесторам, намеревающимся вложить средства в научные и производственные мощности в технопарк о.Кьюшу (специализируется на производстве средств микроэлектроники, связи и компьютерных технологий), муниципальные власти выдают займы до 10 млн. долл. под 1- 8 процентов годовых со сроком погашения задолженности до 10 лет (при отсрочке первых выплат на 2 года).

Республика Корея

Определенный интерес представляет южнокорейская система ТП, предусматривающая государственную поддержку прямых связей между крупными и мелкими предприятиями. При этом стимулируется процесс концентрации мелких фирм, обслуживающих крупное предприятие. Кроме того, системой поощряется участие материнских фирм в решении финансовых вопросов, в налаживании производственных процессов, в обучении персонала.

Около 40 процентов корейских фирм, структурно объединенных в технопарки, реализуют услуги технической поддержки, предоставления персонала и проведения НИОКР совместно местными предприятиями, расположенными в пределах 30 км. Основными задачами, решаемыми при помощи системы ТП, являются:

  • объединение средств и усилий университетов, государственных и частных компаний для проведения НИОКР по приоритетным направлениям национальной программы научных исследований;
  • координация исследований государственных и частных структур, позволяющая исключить дублирование НИОКР в национальном масштабе;
  • оказание необходимой практической помощи предприятиям малого и среднего бизнеса, работающим в наукоемких отраслях;
  • сокращение временного интервала для внедрения новейших разработок в производство;
  • содействие становлению венчурных фирм, создаваемых сотрудниками университетов и государственных НИИ на основе предложенных ими новейших технологий.

Наиболее крупным Технопарком является “Даедук” (г.Даедук) расположенный на юге страны. “Даедук” является южнокорейским прототипом японского технополиса в Цукубе. Основные научно-исследовательские разработки технополиса связаны с созданием высокотехнологичных товаров, новых технологий и материалов. Кроме того, здесь занимаются и фундаментальными исследованиями.

К 2000 г. В Корее планируется создать шесть новых технопарков. На строительство и эксплуатацию каждого их них в течение первых двух лет правительство намерено выделять 2.97 млн. долл. ежегодно.

Таиланд

Характерной чертой функционирования ТП Таиланда тала близость высокотехнологичных предприятий и производств к Бангкоку и другим городам, где наиболее развита транспортная и коммуникационная инфраструктура. Государство способствует внедрению экологически чистых, энергетически эффективных передовых технологий, являющихся ключевыми для развития отдельных отраслей. В настоящий момент основной упор делается на производстве продукции с использованием зарубежных технологий, приобретаемых напрямую у производителей.

Создание Первого научного парка Таиланда курируется Национальным Агентством по развитию науки и техники (National Science and Technology Development Agency) под руководством министра по науке, технике и окружающей среде. Агентство осуществляет поддержку государственного и частного предпринимательства в трех основных национальных центрах исследований:

Биологическом;

Металлов и материалов;

Электронных и компьютерных технологий.

Стимулируется также проведение национальных НИОКР с последующим внедрением достигнутых разработок в производство.

Государство обеспечивает поддержку ТП путем снижения налогов, предоставления льготных кредитов, грантов, оказания помощи в поиске партнеров и организаций контактов с ними и прочее.

Индонезия и Малайзия

В Индонезии и Малайзии существует устойчивый интерес к российским наукоемким технологиям в атомной энергетике, биотехнологии, оптоэлектронике, информатике, нанотехнологии, альтернативных источниках энергии и охране окружающей среды.

При этом политика государств предполагает закупку промышленно опробованных технологий, имеющих инвестиционное обеспечение. Обязательным условием является поставка необходимого современного оборудования и предоставление квалифицированных специалистов для его эксплуатации и обслуживания. Зачастую планируемые к приобретению в России технологии и оборудование закладываются в основу вновь создаваемых в рамках ТП предприятий.

Сингапур

В Сингапуре переход к приоритетному развитию наукоемких отраслей начался в конце 70-х годов. В тот момент была поставлена задача превратить город-государство в региональный центр информационных и наукоемких отраслей. Особое внимание было уделено развитию биотехнологии, электроники, созданию искусственного интеллекта, лазерной технологии, робототехники, технологий в области информатики и связи.

Для эффективного использования финансовых средств и координации усилий по выпуску наукоемкой продукции в начале 80-х гг. В Сингапуре был создан научно-производственный парк. Территория технопарка составляет около 30 га, где расположены 5 государственных научно-исследовательских институтов, включая Сингапурский Университет и около 45 промышленных корпораций. Технопарк – крупнейший сингапурский центр разработок промышленных технологий и ведущий инновационный центр страны.

В Сингапуре компаниям, принимающим участие в развитии научно-промышленных парков, предоставляются льготы, которые давались лишь фирмам в экспортоориентированных отраслях. В частности, такие компании имеют право 100 процентного контроля над местным предприятием, а налоговые льготы на достаточно длительный период. Вдвое снижается налог на прибыль при инвестировании ее в научно-исследовательскую деятельность. Введен льготный налог на строительство и эксплуатацию промышленных сооружений в зоне технопарка.

В ближайшие годы правительство Сингапура планирует расширить сеть научно-производственных парков, при этом упор предполагается сделать на создание современных технологий производства сельскохозяйственной продукции. Будут образованы 10 агротехнических парков, где сконцентрируются ведущие специалисты в области зоологии, микробиологии, генетики, биохимии, ветеринарии, энтомологии, биотехнологии и др. Им предстоит принять участие в разработке принципиально новых технологий выращивания овощей и фруктов, разведения рыб и использования морепродуктов. В парках будет производиться продовольственных товаров на 650 млн. долл., что обеспечит до 87 процентов общих потребностей жителей Сингапура в яйцах, до 20 процентов – в овощах и рыбопродуктах и до 15 процентов – в птице. В перспективе сельскохозяйственную продукцию парков, а также разработанные новые технологии их производства планируется экспортировать в страны АТР.

Таким образом практика свидетельствует, что наиболее успешно технопарки развиваются в тех странах, где государство поддерживает развитие научно-технической революции и где во главу этой политики поставлена задача оптимизации хозяйственной системы и восприимчивости к достижениям научно-технического прогресса.

Научно-промышленные парки являются прообразами будущих технополисов – городов передовых технологий, научных исследований и проектно-конструкторских разработок. Для большинства развивающихся государств и стран с переходной экономикой стратегия на приоритетное развитие научно-промышленных парков – это прорыв в новые сферы деятельности на основе развития сети региональных центров высшего технологического уровня, интеллектуализации всего национального хозяйства. В технополисах гармонично сочетаются наука, высокие технологии, традиционные национальные культуры и создается новая общность творческих и всесторонне развитых людей.

Необходимо отметить еще одну важную функцию технопарков – сдерживание “утечки мозгов”, что весьма актуально для современной России, которая превращается в мирового лидера в этой сфере. В настоящее время большинство российских молодых, талантливых ученых, уезжающих за рубеж на учебу или по контракту, остаются там на постоянное местожительство, что обусловлено разрушением научно-технического потенциала России и отсутствием спроса на высококвалифицированных ученых и специалистов.

Развитие сети технопарков, где создаются благоприятные условия для научной и коммерческой деятельности, могло бы затормозить этот процесс, а также открыть реальную возможность для приложения силы возвращающихся на родину ученых, накопивших опыт работы в ведущих западных научно-исследовательских центрах.

Японская модель научно-внедренческих территорий предполагает строительство совершенно новых городов "технополисов". Они сосредотачивают научные исследования в передовых отраслях, обеспечивают непрерывные воспроизводства инноваций, соединение фундаментальных научных исследований и прикладных разработок, внедрение их в практику, тем самым, зарекомендовав себя интенсивно развивающейся формой интеграции науки и производства.

Само слово "технополис" было введено в употребление в Японии в 1980 году и символизирует синтез двух важных идей, лежащих в основе промышленной стратегии Японии. Первая идея ("технология") заключается в модернизации увядающих отраслей японской промышленности на основе инъекции новых, преобразующих технологий. Вторая идея ("полис") восходит к греческим античным городам-государствам, которые были основаны на равновесии между частной промышленностью, признаваемыми обществом идеями и общественностью.

Условиями получения статуса технополиса выступали такие требования как наличие в городе университета, высокая транспортная доступность, развитая инфраструктура. В отличие от американской "Силиконовой долины", концепция японских технополисов выдвигает более сбалансированный подход к развитию наукоемкой технологии. Не ограничиваясь упором только на технологию, она предлагала создание совершенно новых наукоградов, заполненных исследовательскими и технологическими центрами, новыми университетами, жилыми массивами, парками и учреждениями культуры. Все они удовлетворяют нескольким необходимым критериям:

  1. они расположены не далее, чем в 30 минутах езды от своих "городов-родителей" (с населением не менее 200 тысяч человек) и в пределах одного дня езды от Токио, Нагоя или Осаки;
  2. занимают площадь меньшую или равную 500 квадратным милям;
  3. имеют сбалансированный набор современных научно-промышленных комплексов, университетов и исследовательских институтов в сочетании с удобными для жизни районами, оснащенными культурной и рекреационной инфраструктурой;
  4. в отличие от большинства японских городов, технополисы расположены в живописных районах и гармонируют с местными традициями и природными условиями.

В целом, практически все 19 японских технополисов, полностью сложившихся или находящихся в стадии становления, функционируют вполне успешно. Зоны этих технополисов состоят из трех взаимосвязанных районов:

  1. научного городка из университетов, государственных исследовательских институтов и лабораторий научно-исследовательских разработок корпораций;
  2. промышленной зоны, где расположены фабрики, распределительные центры и конторы;
  3. жилых кварталов для исследователей и их семей.

Идею технопарков в азиатском регионе развили до нового уровня, что привело к появлению технополисов. По своей сути технополис – это трансляция идей организации технопарка на город в целом. Технополисы организовывали и ранее, особенно преуспела в этом деле Франция, но именно в японской госпрограмме были сформированы обязательные требования к данным образованиям и к претендентам городам, такие как:

  1. население не более 200000 человек;
  2. живописные природные территории;
  3. получасовая транспортная доступность от крупного районного центра

В дальнейшем идеи технополисов и активного участия государства в их строительстве и функционировании распространились по всему азиатскому региону. Особенно активно крупные технопарки и технополисы начали создавать в Китае, Индии, Малайзии, Сингапуре.

Таким образом, проанализировав историю основных изменений архитектуры технопарков, можно выделить тенденции её дальнейшего изменения:

  1. всё большая интеграция технопарков и учреждений высшего образования и науки;
  2. объединение в технопарке функций общественных центров;
  3. сохранение и увеличение роли парковых, природных ландшафтов и прочих рекреационных территорий;
  4. технопарк – как место внедрения инноваций, в частности, в строительстве и архитектуре;
  5. технопарковые структуры находят свою реализацию на большинстве пространственных уровнях, начиная от единичного объёма, здания и до крупных градостроительных образований, таких как технополисы и регионы науки.

Японский опыт может послужить примером реализаций крупных инновационных проектов, где инициативу и основные затрачиваемые ресурсы государство берёт на себя. Только такая схема, использующая системный подход, может реализовать проекты такого масштаба как технополис и регион науки. Эти долгосрочные проекты увязывают в себе не только науку и производство, но и крупные градостроительные системы: транспортную, инженерную, строительную и систему расселения в целом(смотреть приложение 3).

3. МИРОВАЯ ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ

Форма организации Функционал структуры Содержание
Технополис Это специализированный территориально замкнутый научно-производственный комплекс, в котором в единое целое сливаются научно-исследовательская деятельность, наукоемкое производство и подготовка научных, инженерных и рабочих кадров, необходимых для функционирования такого комплекса. «Селиконовая долина»,США Калифорния; «Милтон Кейнс» и «Кембридж», Англия; «София-Антиполис» и «Мей-лан-Гренобль»,Франции; «Химград»,Казань
Кластер Интенсивное развитие технологий, логистики, средств транспорта привело к тому, что передача информации и движение финансовых потоков стали практически мгновенными, а транспортировка грузов – дешевой и быстрой. В связи с этим важнейшими факторами достижения и удержания превосходства над конкурентами становятся не только инновации и образование, но и взаимосвязи между предприятиями, что обеспечивает условия по созданию сетевых структур. Биофармацевтический кластер,Алтайский край; Камский инновационный территориально- производственный кластер,Республика Татарстан Информационно-коммуникационный технологический кластер Балларат (Ballarat information communication technology cluster),Австралия
Наукограды Это преимущественно моно ориентированные городские (а иногда и сельские по официальному статусу) поселения, градообразующими предприятиями которых являются научные, научно-производственные и другие организации, связанные с научно-техническим развитием государства. Бийск,Алтайский край; Дубна,Московская область
Бизнес-инкубатор Это организация, занимающаяся поддержкой стартап-проектов молодых предпринимателей на всех этапах развития: от разработки идеи до её коммерциализации. Алтайский бизнес-инкубатор; Балаковскйи бизнес-инкубатор; Бизнес-инкубатор «Affinity Lab»,Вашингтон; Бизнес-инкубатор«First Flight Venture Center»,Северная Каролина
Технопарк Это имущественный комплекс, созданный для осуществления деятельности в сфере высоких технологий, состоящий из офисных зданий и производственных помещений, объектов инженерной, транспортной, жилой и социальной инфраструктуры общей площадью не менее 5000 кв. м. Технопарк города Аделаида (Technology Park Adelaide),Южная Австралия; Технологический парк Малайзии (ТПМ) Technology Park Malaysia Corporation Sdn. Bhd
Технико-внедренченская зона Вид особой экономической зоны для создания и реализации научно-технической продукции, доведение её до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также создание программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределённых вычислений и оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем Санкт-Петербург (посёлок Стрельна)
Центр коллективного пользования Это центр услуг, где малым и средним предприятиям предоставляется возможность использования новых технологий в производстве посредством коллективного пользования оборудованием. «Центр прототипирования и дизайна Московского государственного технического университета «МАМИ»; Центр коллективного пользования «Арктика»
Логистический центр специализированное предприятие, основными функциями которого являются обработка и хранение грузов, таможенное оформление, информационные услуги. Транспортно-логистические центры предоставляют свободные площади для экспедиторских и транспортных компаний, располагают стоянкой для грузовых автомобилей. В хорошо развитых логистических центрах оказывается техническое обслуживание транспортным средствам, таможенные, брокерские и другие виды услуг. Логопарк «Климовск»Московская область, г. Климовск Логопарк «Армада Парк». Санкт-Петербург, пос. Шушары
Агропарк это комплекс объектов недвижимости, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства в области сельского хозяйства. Агропарк «Казань»
Инновационный центр 1)Южнокорейский медицинский центр Вончжу (Wonju Medical Industry Techno Valley – WMIT). 2)Таиландский научный парк (Thailand Science Park)


4. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В РАМКАХ ТЕХНОПАРКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Нас сегодняшний день технопарки являются одним из важнейших элементов современной экономики:

а) технопарк - определённый вид свободной экономической зоны, внутри которой усиленно разрабатывается наукоемкая продукция и формируются новые кадры;

б) технопарк - форма поддержки малого предпринимательства, развитие которого позволяет выйти на качественно новую ступень общественного воспроизводства;

в) именно в технопарках науке предоставлены финансовые и прочие дополнительные возможности для проведения исследований. В связи с этим технопарки являются привлекательной формой поддержки отечественной науки.

Деятельность технопарка представляет собой процесс, определяющий последовательность разработки и реализации стратегии. Он включает постановку целей, разработку стратегии, определение необходимых ресурсов и поддержание взаимоотношений с внешней средой, которые позволяют технопарку добиваться поставленных задач.

Вообще, определение приоритетных направлений деятельности технопарков, а также формирование оптимальной организационно-функциональной инфраструктуры (в частности, отбор наукоемких фирм) требует особой тщательности и высокого профессионализма в принятии решений. В случае успеха деятельность технопарка может принести ощутимый социально-экономический эффект, складывающийся из общей совокупности взаимосвязанных и от того усиливающих действия друг друга результатов.

Этот эффект проявляется в следующем:

Развитие наукоемкого производства и распространение новых технологий;

Освоение и широкое внедрение новейших технологий;

Стимулирование экономически неразвитых районов;

Появление новых рабочих мест;

Увеличение прослойки высококвалифицированных специалистов;

Подъем экономически отсталых отраслей;

Интернационализация экономики;

Формирование социальной инфраструктуры повышения качества жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях проблемы формирования, развития и использования научного потенциала, вопрос о функционировании технопарков приобретает не только государственное, но и международное значение. Во всех передовых странах формируются государственные органы обеспечения развития науки, а государственная научно-техническая политика становится одной из основных составляющих экономической политики.

Несмотря на значительные сложности, с которыми сталкиваются компании и власти при реализации проектов, потенциал для создания и коммерчески успешного функционирования технопарков в России и в Северо-Западном Федеральном округе в частности на сегодняшний день не только не сократился, но и имеет тенденцию к росту.

Приложение 1

1. Структура американской модели технопарков

Приложение 2

2. Структура европейской модели технопарков

Приложение 3


3. Структура технополиса (Японская модель)

Приложение 4

Технополис «Химград» - это современный индустриальный парк, расположенный в северо-западной части Казани на въезде в город со стороны федеральной автомобильной трассы М-7 «Волга» Москва-Владимир-Нижний Новгород-Казань-Уфа.

Общая площадь составляет 131 га, проектная площадь зданий и сооружений превышает 500 тыс. кв. метров.

Идея Технополиса «Химград» заключается в предоставлении резидентам площадей и земельных участков на праве аренды и/или выкупа. Наличие комплексной инженерной инфраструктуры позволяет обеспечить быстрый старт производств. Управление площадкой осуществляет профессиональная управляющая компания, работа организована по принципу «одного окна».

Резидентами площадки являются компании малого и среднего бизнеса, занятые в области малотоннажной химии, переработки полимеров, нанотехнологий, ресурсосбережения и энергоэффективности, медицинских технологий.

Практика работы «Химграда» внесла существенный вклад в популяризацию идеи индустриальных парков в России. При активном участии специалистов «Химграда» совместно с Ассоциацией индустриальных парков России был разработан Стандарт индустриального парка, ведется работа по формированию законодательной базы деятельности индустриальных парков России и Республики Татарстан. Технополис «Химград» стал первым действующим сертифицированным Ассоциацией индустриальных парков России химическим индустриальным парком. Опыт Технополиса «Химград» активно используется при создании индустриальных парков в других регионах России и странах бывшего СНГ (Республика Башкортостан, Нижегородская область, Ярославская область, Волгоградская область, Пензенская область, Брянская область, Украина, Казахстан, Азербайджан).


Приложение 5

ОЭЗ ТВТ «Санкт-Петербург» создана постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2005 года № 780 «О создании на территории г. Санкт-Петербурга особой экономической зоны технико-внедренческого типа» в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

Особая экономическая зона технико-внедренческого типа располагается в Санкт-Петербурге на территории общей площадью 129,4 га. В Петродворцовом районе, п. Стрельна ОЭЗ, участок «Нойдорф» занимает площадь 18,99 га, из которых 5,49 Га относятся к инфраструктуре ОЭЗ и 13, 5 Га – под размещение резидентов. В Приморском районе ОЭЗ участок «Новоорловская» (севернее лесопарка Ново-Орловский) занимает площадь 110,41 га, из которых 41,88 Га – инфраструктура ОЭЗ, и 68,53 Га – участки резидентов.

ТЕХНОПОЛИС - программа, разработанная в начале 80-х гг. Министерством внешней торговли и промышленности (МВТП) Японии, ставшая одним из ключевых элементов стратегии регионального развития страны в условиях перехода к наукоемкой структуре промышленности, ускорения научно-технического прогресса, софтизации и сервизации экономики.

Эта программа строительства городов

XXI в. предусматривала сбалансированное и органичное сочетание высокотехнологичной промышленности, науки (университеты, инженерные вузы, НИИ, лаборатории) и жизненного пространства (процветающие и просторные зоны проживания), а также соединение богатых традиций регионов с передовой промышленной технологией. Новые научно-производственные городки были задуманы в Японии как многоцелевые и комплексные, что отличает их от аналогичных территориальных образований в США и Европе. Так, японские технополисы включают не только научные парки и исследовательские центры, капиталы и новые технологии, но и новые жилые кварталы, дороги, средства связи и коммуникации.

Технополисы коренным образом отличаются и от территориально-производственных комплексов, которые создавались в самой Японии в 60-70-е гг. Новизна их состояла прежде всего в том, что в качестве главного рычага подъема экономики периферийных районов были выбраны наиболее передовые, находящиеся в стадии освоения или расцвета отрасли и технологии, характеризующиеся наукоемкостью и высокой долей добавленной стоимости. Процесс выбора этих отраслей и производств, как и разработка, и реализация конкретных планов развития для каждого технополиса, находился в компетенции местных органов самоуправления.

Технополисы должны были создаваться в различных уголках страны (но за пределами крупных городских агломераций) и стать опорными пунктами развития периферийных районов. Интересно, что первоначально МВТП не планировало большого числа технополисов, но интерес к ним в регионах оказался настолько высок, что было принято решение о расширении круга участников программы. К настоящему времени число технополисов достигло 26.

В 1990 г. наступил срок завершения первого этапа работ для 20 технополисов, которые были утверждены до 1985 г., и департамент окружающей среды и размещения промышленности МВТП принял решение о разработке планов второго этапа развития технополисов и внесении корректив в общую стратегию. При этом были подведены некоторые итоги развития зон технополисов. За основу были приняты 4 основных показателя: отгрузки промышленной продукции, объем добавленной стоимости, созданной в промышленности, то же в расчете на одного занятого, численность занятых в промышленности. Результаты обследования состояли в том, что среднегодовые темпы прироста в 1980 –1989 гг. по всем показателям существенно отставали от прогнозных.

Однако это не дает основания сделать вывод о несостоятельности самой идеи технополисов или ее практического воплощения. Сами прогнозные показатели носят ориентировочный характер. Программа строительства технополисов не является директивным планом, она определяет лишь общую стратегию развития, и с самого начала предполагалось, что она будет гибко корректироваться. Так, в 80-е гг. резко повысился курс иены, и в этих условиях промышленность устремилась не в провинцию, а за рубеж. В результате заложенные ранее в проект прогнозные показатели промышленного развития оказались завышенными. Кроме того, сказалась разная степень подготовленности префектур к реализации программы, наличие или отсутствие в той или иной местности крупных компаний, заинтересованных в участии в проекте, а также сильных лидеров, способных его возглавить.

Практика показывает, что наиболее успешно развиваются те из технополисов, которые расположены в районах высокого и среднего уровня экономического развития - север Кюсю, Тюгоку, Хокурику, Канто, Токай. При этом лидерами промышленного развития этих зон стали высокотехнологичные производства, что свидетельствует о качественных изменениях в отраслевой структуре промышленности в технополисах. Практически во всех технополисах заложены элементы новой научно-производственной и информационной инфраструктуры, которая является необходимым фундаментом будущего развития. И в этом, пожалуй, заключается самое большое достижение первого этапа программы «Технополис». В технополисах за 10 лет были построены исследовательские центры, технопарки, центры высоких технологий, высокоуровневые информационные системы, активизировались совместные исследования университетов и промышленности в области высоких технологий. Интересно, что наметилась продолжительная тенденция к замедлению оттока выпускников местных университетов из родных мест, так как технополисы открыли перед ними перспективы применения их знаний.

Учитывая эти обстоятельства, итоги первого этапа создания технополисов в целом оцениваются в Японии оптимистично. Во всяком случае, и правительство, и местные власти твердо намерены продолжать строительство сети технополисов в стране. В 1991 г. МВТП скорректировало общую линию развития технополисов. При этом подчеркивалось, что стимулирование размещения в провинции высокотехнологичной промышленности остается главной темой программы, но необходимо искать новые пути для эффективного соединения промышленности, науки и образования. На новом этапе жизни технополисов на первый план должна выйти поддержка НИОКР, направленная на воспитание «творческих» людей и «творческих» отраслей промышленности, усиление сферы услуг производственного характера («мозги промышленности»), создание приятной жизненной среды, возможностей для занятий спортом и других видов активного отдыха. Предполагается также усилить аспект, касающийся связи между отдельными технополисами.

По мнению МВТП, в сфере промышленного развития в зонах технополисов центр тяжести должен быть перемещен с привлечения предприятий извне на поддержку местных предприятий. Поэтому при составлении планов второго этапа префектурам было рекомендовано создавать фонды поддержки технологического развития местной промышленности и ее оживления, улучшать «мягкую» инфраструктуру с тем, чтобы преодолеть разрыв в капиталоэффективности между привлеченными и местными предприятиями.

Местные власти с энтузиазмом откликнулись на новые идеи и предложения МВТП. Во всех 20 технополисах разработаны новые планы дальнейшего развития, с которыми японские регионы войдут в XXI в.