Задания на каникулах. Стихи про осенние месяцы Кто в чём

Задание

На лето

Чтение - не наказание

v Не пытайтесь заставить ребенка читать, когда он активно настроен на другое занятие.

v Читает вслух – играет в театр.

v Чтение правильное, безошибочное, с пониманием.

v Читаем детские журналы и комиксы, разгадываем кроссворды.

Пишем без грязи – развиваем мелкую моторику

o 1. Тренируем мелкую моторику – лепка, аппликация, рисование.

o 2.Раскрашиваем – штрихуем в разных направлениях - картинки цветными карандашами. Основная задача - штрихи ровные,одинаковые по интенсивности, не вылезают за

границы рисунка.

Альтернатива русскому языку

o 1. Игра в «Города» очень полезна –

Придумать слово не на первый, а на

второй, третий звук предыдущего слова

o 2 . Писать часто, но мало !

o 3. Списывать тексты, определять в словах ударения, слоги; повторять словарные слова

Математика

v Таблица сложения и вычитания в

пределах 10, 20 выучить до

Автоматизма

Успех человека, безусловно, заслуга его

самых близких людей с незаметными, на

первый взгляд, ежедневными усилиями,

трудом, терпением и ответственностью.

программа "Школа России"

учить наизусть небольшие стихотворения


1. Сказки А.С.Пушкина
2. Л.Н.Толстой "Липунюшка"
3. П.Ершов "Конек-горбунок"
4. С.П.Аксаков "Аленький цветочек"
5. В.И.Даль "Снегурочка"
6. В.Одоевский "Мороз Иванович"
7. Рассказы, сказки, басни Л.Н.Толстого и Д.К.Ушинского
8. Рассказы о животных В.Бианки, Н.Сладкова, Е.Чарушина
9. Рассказы и сказки Н.Носова
10.А.Милн "Винни-Пух и все-все-все" и др.
11.Э.Успенский "Крокодил Гена и его друзья", "Дядя Федор", пес и кот", "Про Веру и Анфису"
12.Рассказы В.Драгунского о детях
13.Сказки Ш.Перро
14.Сказки Г.Х.Андерсена
15.Сказки братьев Гримм
16.Д.Родари "Приключение Чиполлино"
17.А.Линдгрен "Малыш и Карлсон"

Скорость чтения

Класс

Входной контроль

(сентябрь)

I семестр

(декабрь)

II семестр

(май)

1 класс

-

-

30 – 40 слов

2 класс

30 – 40 слов

40 – 50 слов

50 – 60 слов

3 класс

50 – 60 слов

60 – 70 слов

70 – 80 слов

4 класс

70 – 80 слов

80 – 90 слов

90 – 100 слов

Украинские народные сказки (читают родители детям)

«Микита Кожум яка», «Котигорошко», «Івасик – Телесик» и др.

Математика

1. Выпиши только те примеры, ответ в которых равен 4:

2+1, 3-2, 2+2, 5-3, 5-1, 1+3, 3+2.

2. Сравни (>,<,= ):

6….2 6+2….6+1 5+3….4+4

4….4 3+2….4+2 1+7….6+1

3. Числа

увеличь на 3 и запиши ответы

4. Запиши ответы:

3+2= 4+3= 3+3=

5+1= 2+4= 7+2=

5. Вставь пропущенные числа так, чтобы равенства были верными:

6-….=4+1 8-1=6+…. ….-1=8+1

….+1=9-1 4-1=….+1 9-1=2+….

6. Найди неверные равенства и реши правильно:

10-3=6 5+3=8 3+5=7

9-5=4 3+4=8 8-2=6

7. Найди неверные равенства и реши правильно:

4+5=9 4+3=8 9+1=11

3+4=7 3+1=4 8-5=4

8. Реши задачу:

Дети учатся в школе 4 месяца до Нового года и 5 месяцев после Нового года. Сколько всего месяцев дети учатся в школе?

9. Числа

уменьши на 3 и запиши ответы.

10. Обведи в кружок двузначные числа:

3, 1, 10, 4, 15, 13, 8, 6, 41, 7, 2, 19, 5

11. Обведи в кружок однозначные числа:

3, 12, 5, 8, 19, 11, 6, 20, 21, 9, 34, 10

12. Запиши число, которое предшествует числу:

…,3,…,5,…,7,…,9,…,11,…,13,…15.

13. Заполни таблицу:

Слагаемое 9 3 0 8 2 4

Слагаемое 1 6 10 1 7 4

Сумма . . . . . .

14. Найди неизвестное слагаемое:

6+…=8 3+…=7

…+1=7 8+…=10

…+4=9 3+…=6

15. Реши задачу:

Во дворе играло 5 котят. К ним подошли ещё 3 котёнка. Сколько котят стало?

16. Сосчитай:

10+7= 9+10= 17-7=

18-10= 10+2= 14+1=

17. Сравни (>,<,= ):

18…10+3 10…8+10

14…6+4 16…10+6

12…2+10 19…17-10

18. Реши задачу на смекалку:

Бежали по дорожке гусь, петух и кошка. Сколько лапок топало той дорожкой?

19. Заполни таблицу:

Слагаемое 2 4 6 8 3

Слагаемое 7 6 5 2 9

Сумма . . . .

20. Сосчитай:

5+0= 10+0= 7-0=

0+3= 7-7= 4+0=

6-0= 9+0= 0+8=

21. Реши задачу:

Одна ручка стоит 6 гривен. Сколько стоят две такие ручки?

22. Реши задачу:

Сбежала от Федоры посуда-

Три стакана, три чашки, три блюда.

Сколько было беглецов?

23. Начерти ломаную, состоящую из трёх звеньев. Запиши, чему равна ёё длина.

24. Найди сумму, у которой первое слагаемое число 9, а второе слагаемое число 6, подчеркни:

9-6=3 9+6=15 6+3=9

25. Заполни таблицу:

Уменьшаемое 10 9 8 7 6 5

Вычитаемое 6 3 5 2 4 5

Разность . . . . . .

26. Сосчитай:

9-6= 10-3= 7-6=

10-8= 8-4= 4-4=

7-5= 9-5= 10-5=

27. Реши задачу:

В русском языке 10 гласных букв (назови из), а звуков на 4 меньше. Сколько гласных звуков в русском языке?

28. Начерти один отрезок длиной 5 см, а второй на 3 см короче.

29. Числа

уменьши на 3 и запиши ответы.

30. Найди разность, у которой уменьшаемое 9, а вычитаемое число 6, подчеркни:

9-6=3 9+6=15 9-3=6

31. Сосчитай:

10+2= 15-5= 19-10=

11-10= 10+7= 13-3=

15-10= 14-4= 11-1=

32. Реши задачу на смекалку:

Крышка стола имеет 4 угла. Один угол спилили. Сколько углов стало у крышки стола?

33. Сравни (>,<,= ):

10+3…10+5 10+0…10+1

10+6…10+8 10+9…10+2

10-3…10-5 10+7…10+4

34. Впиши числа, чтобы выполнялись равенства:

…-4=9 …+0=17 13-…=10

11-…=8 14-…=14 17-…=7

35. Исправь ошибки:

13-4=8 13-8=5 12-5=6

13-7=6 13-9=4 12-6=6

13-5=7 13-6=8 12-8=5

36. Вспомни состав числа 12 . Заполни таблицу:

10 6 8 7 9 5

. . . . . .

37. Восстанови записи:

8-5=….+…. 9-5=….+…..

9-5=….+…. 6+3=….+…..

8-2=….+…. …-…=….+…..

38. Вспомни состав числа 13 . Заполни таблицу:

4 6 8 7 9 5

. . . . . .

39. Сравни (>,<,= ):

7+3…7-3 2+4…9-4

8-3…4+3 7-4…3+4

9-3…3+3 5+4…5-4

40. Реши задачу:

На солнышке грелись 4 утёнка. К ним прибежали 5 гусят. Сколько птиц стало?

41. Начерти замкнутую ломаную линию, состоящую из четырёх звеньев.

42. Задача на смекалку:

В семье 10 братьев. Самому старшему 20 лет, а каждый следующий на 2 года моложе предыдущего, сколько лет младшему?

43. Запиши ответ:

13-7= 7+5= 9+2=

10-2= 2+7= 5-1=

11-7= 7-4= 5+6=

44. Числа

уменьши на 5 и запиши ответы.

45. Вставь пропущенные числа:

11-…=9 …-8=5 3+…=9

6+…=12 13-…=8 …+7=15

1+…=4 … -3=9 3+…=11

46. Вспомни состав числа 15 . Заполни таблицу:

6 9 8 5 10 7

. . . . . .

47. Реши задачу:

На поляне паслось 3 лося, а оленей на 6 больше. Сколько оленей паслось на поляне?

48. Задача на смекалку:

Каким этажом сверху будет четвертый этаж 20-этажного дома?

49. Числа

увеличь на 6 и запиши ответы.

50. Реши:

9+4= 9-4= 5-2=

8+4= 12-6= 3+6=

13-10= 1+10= 11-5=

51. Переведи:

16 см=…дм…см 1дм 2 см =…см

19 см=…дм…см 1дм 7 см =…см

20 см=…дм…см 1дм 1 см =…см

52. Реши задачу:

В одном домике живут 4 гнома, а в другом – на 2 гнома больше. Сколько гномов живут в двух домиках?

(Задача на 2 действия. Попробуйте её решить.)

53. Вспомни состав числа 14 . Заполни таблицу:

7 9 8 10 6 5

. . . . . .

54. Задача на смекалку:

В три чашки желтого, зеленого и синего цвета налили чай, молоко и сок. Какой напиток в каждой чашке, если чай не в синей и не в желтой чашке, а сок – не в синей?

55. Реши:

12-8= 10-5= 7+6=

15-9= 4+8= 9-3=

8+3= 9+4= 13-8=

56. Числа

уменьши на 8 и запиши ответы.

57. Реши задачу:

На выставке собак выпускники собачьей школы получили 5 золотых, столько же серебряных и 3 бронзовых медали. Сколько всего медалей получили выпускники школы?

58. Вспомни состав числа 10 . Заполни таблицу:

3 6 2 7 5 9

. . . . . .

59. Реши:

8+5= 18-9= 4+9=

11-7= 14-8= 6-5=

9+4= 17-8= 10+9=

60. Задача на смекалку:

Масса половинки арбуза 3 кг. Какова масса всего арбуза?

61. Реши задачу:

Один художник нарисовал 6 апельсинов, а другой – на 4 больше. Сколько апельсинов нарисовали оба художника?

62. Вставь пропущенные числа:

3+…=12 14-…=9 …-9=5

8+…=12 6+…=14 15-….=9

13-…=5 17-…=8 …+6=11

63. Вспомни состав числа 18 . Заполни таблицу:

9 8 16 7 13

. . . . .

64. Реши:

9+5= 13-9= 12-7=

7+4= 10+4= 11-8=

1+7= 14-9= 17-7=

65. Числа

увеличь на 7 и запиши ответы.

66. Задача на смекалку:

Псу Шарику, коту Матроскину и корове Мурке вместе 6 лет. Сколько лет будет им вместе через год, было год назад?

67. Вспомни состав числа 11 . Заполни таблицу:

2 6 9 7 8 5

. . . . . .

68. Реши задачу:

В букете было 9 тюльпанов, из них 4 красные, остальные жёлтые. Сколько жёлтых тюльпанов в букете?

69. Реши

10-4= 9+3= 16-9=

8+8= 11-2= 9- 4=

12-10= 5+2= 7+5=

70. Реши задачу:

У белого клоуна есть 5шариков, а у рыжего на 3 шарика меньше. Сколько шариков у обоих клоунов?

71. Числа

уменьши на 9 и запиши ответы.

72. Вставь пропущенные знаки + или - :

10…6…8=8 5…7…9=3

16…7…5=4 4…10…5=9

11…2…9=18 15…6…4=13

6…6…15=15 17…7…8=2

73. Вставь пропущенные числа:

…+4=12 …-7=7 2+…=11

15-…=9 13-…=5 9+…=14

12-…=7 6+…=12 …-6=9

74. Реши задачу:

Молодая груша имеет высоту 4 метра, а старая – 9 метров. На сколько метров старая груша выше молодой?

75. Вспомни состав числа 17 . Заполни таблицу:

10 8 7 9 0

. . . . .

76. Реши:

3+8= 8+5= 14-7=

12-6= 3+3= 15-8=

10-9= 14-9= 5+3=

77. Реши задачу:

На арене выступало 9 собачек. 7 собачек село на тумбочки, а остальные запрыгнули в домик. Сколько собачек оказались в домике?

78. Задача на смекалку:

Катя, Наташа и Оля собирали в лесу шишки. Одна девочка нашла 8 шишек, другая - 9, а третья – 10. Наташа собрала шишек больше, чем Оля, а Катя больше, чем Наташа. Сколько шишек собрала каждая девочка?

Русский язык

1. Допиши гласную букву, чтобы получилось слово:

д…м, п…ть, п…л, м…л, с…н

2. Допиши согласную букву, чтобы получилось слово:

Лу…, ра…, ро…, со…, ды…

3. Расставь ударение в словах. Если затрудняешься, посмотри в словарь.

Школа, лампа, песня, дело, каталог, лопата.

4. В каких словах букв больше, чем звуков? Выпиши их.

Мель, пальто, друзья, радость, море, веселье, шмель.

5. В каких словах букв меньше, чем звуков? Выпиши их.

Пение, самолёт, яблоко, терпение, дочь, енот, тополь.

6. Вставь в предложения нужные по смыслу слова.

На грядке растут укроп и ………….

По дорожке пробежал ……………

Поставь в словах ударение.

7. Подчеркни гласные буквы в словах.

Акация, улыбка, магазин, иней, сковорода, страна.

8. Подчеркни согласные буквы в словах.

июнь, листья, машина, рюкзак, касса, чайник.

9. Расставь ударение в словах. Если затрудняешься, посмотри в словарь.

Загадка, волшебник, досуг, портфель, щавель, свёкла.

10. В каких словах букв больше, чем звуков? Выпиши их.

Пень, семья, ночь, варенье, коньки, деревья, метель.

11. В каких словах букв меньше, чем звуков? Выпиши их.

Ястреб, поезд, гостья, умение, печь, ель, тюлень

12. Подчеркни слова, в которых второй слог ударный:

Магазин, грусть, город, овраг, салат, сахар, помидор.

Напиши два слова, в которых ударение падает на второй слог.

13. Подчеркни согласные буквы, обозначающие твердые согласны звуки.

Стол, стулья, тарелка, цветы, ромашка, календарь.

14. Подчеркни согласные буквы, обозначающие мягкие согласны звуки.

День, месяц, чашка, шило, альбом, мальчик

15. Вставь в слова пропущенные буквы. Выдели орфограммы.

С…рока, п…нал, кла….., м…л…ко, в…р…бей, к…рова, д…вочка.

16. Выпиши слова, в которых все согласные звуки твердые. Если ты выписал верно, у тебя получилось предложение.

Вода, земля, наш, верный, друг, помощник.

17. Выпиши слова, в которых все согласные звуки мягкие. Если ты выписал верно, у тебя получилось предложение.

Они, мы, любили, растили, сирень, ландыш.

18. Вставь в слова пропущенные буквы. Выдели орфограммы.

Д…журный, в…рона, р…бота, м…шина, к…р…ндаш, уч…ник

Напиши ещё 5 слов с этими орфограммами.

19. В какой группе буквы расположены не в алфавитном порядке? Подчеркни.

1). ь, ы, ъ,э 2). в, г, д, е

3). м, н, о, п 4). ц, ч, ш, щ

20. Запиши слова в алфавитном порядке:

шапка, море, кисель, волна, яхта, сосна

21. В каком слове все согласные звуки звонкие? Подчеркни.

Ракета, флаг, война, победа

Напиши два слова, в которых все согласные звуки звонкие.

22. В каком слове все согласные звуки глухие? Подчеркни.

Стекло, слово, радуга, туча

Напиши два слова, в которых все согласные звуки глухие.

23. Спиши предложение. Проверь. Выдели орфограммы.

Ученик взял тетрадь и карандаш.

24. Вставь в слова пропущенные буквы. Составь предложение с одним из слов, запиши.

М…дведь, с…рока, д…журный, д…вочка, Кие… , за…ц.

25. Выполни арифметические действия с буквами и напиши полученное слово и поставь ударение:

чемпион-пион+о+дача-ча+н

26. Выпиши слова, в которых звуков меньше, чем букв:

Кони, зверь, тень, конь, ель, дверь

27. Вставь пропущенные буквы, напиши два слова на эту орфограмму:

Пуш…нка, верш…на, ж…знь, ш…ло, выш…вка, наж…вка,

28. Прочитай текст. Раздели его на предложения. Спиши.

Я иду по лесу вдруг слышу стук дятла его называют санитаром леса дятел лечит деревья от вредителей.

29. Напиши слова по образцу:

светло – светлый

весело - _____________________

хорошо - ____________________

быстро - _____________________

вежливо - ____________________

прилежно - ___________________

Обозначь в словах ударение. Подчеркни слоги с буквой й.

30. Спиши пословицы без ошибок. Проверь. Объясни их смысл. Укажи орфограммы.

Скромность всякому к лицу.

Есть слёзы – есть и совесть.

31. Раздели слова на слоги, спиши. Какие слова нельзя переносить?

Ребята, львята, подарки, конь, Оля, журавль, аист, льдина.

32. Выпиши слова, которые состоят из двух слогов:

Акация, звезда, радио, чайник, танец, арбуз, поляна, метро, яма.

33. Вставь пропущенные буквы, напиши два слова на эту орфограмму:

Ч…до, ч…лок, щ…ка, ч...чело, щ…пальце, ч…гун, утащ…,

34. Вставь пропущенные буквы, напиши два слова на эту орфограмму:

Ч…йник, щ…вель, туч…, рощ…, ч…йка, прощ…ние, печ…ть,

35. Вставь пропущенные буквы. Укажи орфограммы.

В лесу журч…л ручей. Птички ищ…т пищ…. Лось идёт в ч…щ… леса. Дятел стуч…л по дереву. Уж… ползут в камыш….

36. Спиши. Укажи орфограммы.

Дожди, трава, поля, дождь, гнездо, шарф, грибы, снег, флаг, снега, стрижи, гриб, гора, дрозд, ёж.

37. Вставь пропущенные слова:

На льду реки звенят ___________.

Зарылся в снег _______________.

Идёт закончить год

и старый _____________________.

Слова для справок: декабрь, коньки, глухарь, календарь .

38. Прочитай:

Как на тоненький ледок

Выпал беленький снежок.

Выпиши слова с мягким знаком, разделяя их чёрточками для переноса.

39. Спиши, вставляя, где надо, мягкий знак:

Девоч?ка, пис?мо, васил?ки, точ?ка, бол?шой, бол?ница, туч?ка

40. Вставь пропущенные буквы, если сомневаешься, какую букву писать, то посмотри в орфографический словарь. Запомни, как они пишутся:

М…дведь, за…ц, л…сица, уч…ник, д…журный, т…традь, учит…ль, портфел…, п…нал.

41. Начерти звуковые схемы слов:

Шить ______________________

Стрижи______________________

Маяк__________________________

Чай _________________________

42. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Укажи орфограммы.

Хорош… зимой ден…ки! Снеж…нки, как пуш…нки, падают на землю. Я беру к…р…ндаш и рисую пуш…стый снег.

43. Прочитай слова:

Щ…ка, к…р…ндаш, м…ш…на;

ч…десный, з…бастая, сп…ртивная.

Подбери к словам первой строчки подходящие по смыслу слова из второй строчки, запиши.

44. Спиши предложение, подчеркни мягкие согласные:

Бурый медведь быстрый, ловкий и очень сильный зверь.

45. Вставь пропущенные буквы, если сомневаешься, какую букву писать, то посмотри в орфографический словарь. Запомни, как они пишутся:

М…двед…, декабр…, буквар…, т…трад…, лос…, л…сица, за…ц, портфел…, п…нал, июн…, сентябр…

Напиши предложение с одним из слов.

46. Вставь пропущенные буквы и раздели слова чёрточками на слоги:

Звер…ки, бол…ница, мал…чик, пал…то, огон…ки, окун…ки, рел…сы, васил…ки, жил…цы, школ…ники.

47. Прочитай слова. Составь из них предложение, запиши:

В, ель, л…су, стояла, высокая.

48. Вставь пропущенные буквы подбирая проверочное слово:

Гл…за- …, н…га - …, л…шадка - …, х…лмы - …, з…ма - …, в…лна - …, зм…я - …, ст…бы - ….

Напиши свои два слова на эту орфограмму.

49. Подбери к каждому слову проверочное, запиши:

………-р…ка, ………….-р…са

………-м…ха, ………..-з…мля

………-св…ча, ………..-с…ды

………-ст…на, ………..-д…ма.

50. Спиши, обозначь в словах ударение.

Киев – главный город нашей страны.

51. Спиши, изменяя слова в скобках по смыслу:

Красивый (дубы), тонкий (льды), учебный (годы), свежий (хлеба)

52. Вставь пропущенные буквы:

Чистая тетра…ь, бурый медве…ь, резиновый сапо…, сильный моро…, зелёный каранда…, цветущий са…, тракторный заво…, большой горо…

Подчеркни слова, в которых букв больше, чем звуков.

53. Спиши. Раздели слова чёрточками для переноса.

Тарас Григорьевич Шевченко – великий украинский поэт.

54. Из слов составь предложение, запиши. Начерти его схему.

Мама, золотой, аквариум, с, Виталику, рыбкой, подарила.

55. Допиши подходящие по смыслу слова, например: врач лечит .

Художник __________________

Учитель ____________________

Строитель ___________________

А что делает солдат ?

56. Ответь на вопросы:

Кто чирикает? __________________

Кто каркает?___________________

Кто мычит?____________________

Кто стрекочет? _________________

в словах поставь ударение. Правильность написания слов проверь по словарю.

57. Спиши. Укажи орфограммы.

У человека должно быть доброе сердце, а у дерева – хороший корень.

58. Прочитай, запиши названия инструментов в алфавитном порядке:

Есть у Егора чудесные вещи:

Рубанок, пила, молоток и клещи.

есть у него и топор с долотом.

может Егорка построить дом.

59. Угадай, что это за слово.

Первая буква стоит в алфавите перед буквой Л, вторая – перед буквой П, третья – перед буквой О, четвёртая – перед буквой Э.

Напиши это слово, сосчитай, сколько в нём букв и звуков.

60. Выполни арифметические действия с буквами и напиши полученное слово и поставь ударение:

Галка-ка+чо+нога-га+к

61. Подумай, какую букву в слова надо вставить, подобрав проверочные слова. Запиши.

Гр(о,а)за, н(о,а)ра, в(о,а)лна, з(е,и)мля, л(е,и)цо, тр(а,о)ва

62. Из слов составь предложение, запиши. Начерти схему предложения.

Девочку, душистой, бабушка, земляникой, угостила.

63. Подбери для слов каждой строчки проверочное, запиши, поставь ударение, вставь пропущенные буквы:

Зв…зда, к зв…зде

Г…ра, у г…ры

Гр…бы, за гр…бами

Ч…сы, у ч…сов

Сл…ды, по сл…дам

64. Спиши. Обозначь твёрдые и мягкие согласные звуки:

Зе жи бу же си чу ща це

Крошка крошечные крошить

65. Начерти звуковые схемы слов:

Дубки ______________________

Моржи______________________

Трактор_______________________

Заяц _______________________

66. Найди слова, которые начинаются с буквы з , запиши , раздели на слоги:

Зпоздзонтиксувзвысозеркалоздзвук

67. Спиши, подчеркни слово из 5 букв и 4 звуков:

Платье, обувь и жилище быть должны как можно чище.

68. Выбери и допиши нужное слово:

Рядом с велосипедом стоял кот (пушок, Пушок) _______________________

Наш дом от врагов спасает собака (малыш, Малыш)________________

69. Прочитай текст, раздели его на предложения. Спиши второе предложение:

Я насыпал в кормушку пшена сразу слетелись воробьи и синицы они проворно клевали корм.

70. Прочитай проверочные слова и вставь пропущенные буквы:

Зубы – зу… берега – бере…

Пляжи – пля… дубы – ду…

Клады – кла… поезда – поез…

Глаза – гла… морозы – моро…

71. Спиши, изменив слова в скобках, как надо по смыслу:

Тяжёлый (труды)______________

Пологий (откосы)_______________

Весёлый (взгляды)______________

Февральский (морозы)___________

72. Прочитай слова. Найди в них новые слова, запиши их и поставь ударение.

Уточка, столб, зубр, щель, полк, удочка

73. Прочитай, из слогов составь слова, запиши, поставь ударение:

ка, бел нок, зво у, ник, че

за, ча, да ка, ре ре, та, бя

74. Отгадай слово:

Первая буква слова стоит в алфавите за буквой О, вторая – за буквой Д, третья – перед буквой У, четвёртая – после Т, пятая – перед буквой Ц.

Запиши слово, поставь ударение.

75. Спиши слова, раздели их на слоги для переноса:

Зёрна, мальчик, чайка, тень, касса, пение, зайчик, зонт, журнал

76. Вставь пропущенные буквы у или ю :

Ч…лок, ут…г, кольч…га, кл…ч, ч…деса, л…тики, хлоп…шка

77. Составь и запиши предложение из данных слов. Укажи орфограммы. Начерти схему предложения.

В, зацвели, чудесные, ландыши, лесу

78. Спиши предложение. Начерти его схему:

Эмма читает интересную книгу.

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

АЛФАВИТ

Аа Бб Вв Гг Дд Ее Ёё Жж Зз Ии Йй Кк Лл Мм Нн Оо Пп Рр Сс Тт Уу Фф Хх Цц Чч Шш Щщ ъ ы ь Ээ Юю Яя

ЗВУКИ И БУКВЫ

Гласные буквы: а о у ы э

Я ё ю и е

Гласные звуки: [ а ], [ о ], [ у ], [ ы ], [ э ], [ и ]

Согласные буквы: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ

Могут быть твёрдыми и мягкими: б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х,

Всегда твёрдые: [ ж], [ш], [ц]

Всегда мягкие: [ч’ ], [щ’], [й’]

Парные: б в г д ж з

П ф к т ш с

Звонкие: б в г д ж з л м н р й

Глухие: п ф к т ш с х ц ч

Звуков не имеют: ъ, ь

ПЕРЕНОС СЛОВ

Со строчки на строчку слова переносятся по слогам, но нельзя одну букву оставлять на строчке и переносить на другую строчку.

Например: ре-ка, май-ка, маль-чик, кас-са, ок-но – можно;

Я-ма, ча-йка, кон-ьки, гру-ппа, ста-я – нельзя.

НАПИСАНИЕ СОЧЕТАНИЙ БУКВ

ЖИ ШИ - пиши с буквой И,

ЧА ЩА – пиши с буквой А,

ЧУ ЩУ – пиши с буквой У,

ЧН ЧК ЩН - пиши без Ь.

НАПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ,

ПРОВЕРЯЕМЫХ УДАРЕНИЕМ

Подбери проверочное слово так, чтобы безударная гласная стала ударной.

Например: ли са - ли сы; тро па- тро пы.

НАПИСАНИЕ ПАРНЫХ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ

Подбери проверочное слово так, чтобы после этой согласной буквы встала гласная.

Например: гриб – гриб ы, плод – плод ы, жираф – жираф ы.

ВРЕМЕНА ГОДА В СТИХАХ

Круглый год

Зима приходит ненароком,

По всем статьям беря свое.
Она должна уж быть по срокам,
А вот, поди ж ты, – нет ее!

И вдруг, однажды, спозаранку,
Взглянул в оконное стекло
И видишь "скатерть-самобранку" –
Везде, вокруг, белым-бело...

Весна приходит постепенно:
В полях неслышно тает снег,
Побег из ледяного плена
Готовят тайно воды рек.

Уж по ночам не те морозы,
И вот уже летит скворец
В свой домик на стволе березы...
Пришла Весна. Зиме конец!

А за Весной приходит Лето,
За Летом Осень в свой черед,
И вновь Зима. И снова где-то
Весна торопится в поход.
(С. Михалков)

Времена года

Придумала мать дочерям имена,
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна – зеленеют леса,
И птичьи повсюду звенят голоса.
А Лето пришло – всё под солнцем цветёт,
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая Осень приносит плоды,
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля.
Зимой отдыхает и дремлет земля.
(А. Кузнецова)

Год-пароход

Мама, что такое год?
Мама отвечала:
Год – огромный пароход,
Скажем для начала.

Пароход? Не может быть!
Пароход ведь должен плыть,
Он плывет. И мы на нем.
И другие люди.
Серый заяц со слоном.
Мальчик на верблюде.
Звери и деревья.
Села и деревни.
Города и страны.
Реки, океаны.
Это странный пароход.
Необычный пароход.

И плывет не по воде он,
Он по времени плывет.
Вот плывет он через лето –
Солнцем вся земля согрета.

Вот по осени плывет –
Тучки в небе, дождь идет.
Вот лежит пред ним зима –
В белом инее дома.

Вот плывет он по весне –
Звон капели в тишине.
Ночью он плывет и днем,
Как велит природа,
По морям, что мы зовем
Временами года.
(Л. Завальнюк)

Карусель

Вереницею недель,
Как велит природа,
Кружит время-карусель
Временами года.
По листкам календаря
Ходят друг за другом
С января до декабря
Месяцы по кругу.
Вслед за осенью – зима,
За весною – лето.
Там уж осень, чтоб опять
Зимушка настала...
Карусель свою вращать
Время не устало.
В календарном том ряду
Сменит братец братца.
Сколько месяцев в году?
Правильно, двенадцать.
(Л. Завальнюк)

Воробьиный дневник

Весна
И вкривь, и вкось, и напрямик
Бегут ручьи. Чирик-чирик!
Кричат скворцы, дрозды, грачи –
Попробуй всех перекричи!

Лето
Чирик-чик-чик. Светло. Тепло.
И,значит, лето вновь пришло.
Пою со всеми заодно:
«Пусть не кончается оно!»

Осень
Закрыли тучи синеву.
Дождинки падают в траву.
Чик-чик-чирик! На край земли
Летят куда-то журавли.

Зима
Повсюду снег. И кто-то мне
Кормушки ставит на окне.
Быть благодарным я привык.
Спасибо, люди!
Чир-чирик!
(М. Пляцковский)

Дорожки года

Прошли сандалеты
Дорожками лета,
По узеньким тропкам –
Бегом.
Свернули
В зелёный лесок
Сандалеты
И где-то исчезли…
Потом
По мокрой травинке
Шагали ботинки.
Их осень ждала.
Листопад…
По снежной дорожке
Ступают сапожки.
Идут
И тихонько скрипят…
(Раим Фархади)

Матушка природа
(Четыре времени года)

У матушки Природы
Весь год - дела, дела...
Хотя в её-то годы
И отдохнуть могла!

По расписанью строго
Живёт она давно:
Ведь времени немного,
А дел полным-полно.

Весной проснётся первой,
Разбудит птиц, зверей
И почки на деревьях
Раскроет поскорей.

Черпнёт воды из речки,
Дождём умоет лес.
И солнышко, как печку,
Растопит средь небес...

Полно забот и Летом:
Спешит Природа в сад -
Полить всё ярким светом,
Деревьям сшить наряд.

А ягоды с грибами!..
А травы и цветы?!
Всё нужно ей, как маме,
Успеть до темноты.

Должна она под Осень
Устроить листопад,
Помочь берёзкам сбросить
Потрёпанный наряд.

Собрать картошку с грядок,
Сжечь листья из садов...
Всё привести в порядок
До первых холодов.

Но вот и снег кружится,
Становится темней.
Природа спать ложится
С началом зимних дней.

Укрыв её, метели
Ей навевают сны:
- Спи, Матушка, в постели
До будущей Весны!
(А. Усачёв)

Хоровод – круглый год

Друг за другом каждый год
Ходит дружно хоровод.

В хоровод вошёл с морозом
Молодой Январь сперва.
По осинам и берёзам
Он развесил кружева.

А Февраль намёл сугробы
Возле дома за полдня,
Веселей каталась чтобы
С них на санках ребятня.

Чтоб на свежие луга
В стаде шли овечки,
Начал Март топить снега,
Гнать ручьями к речке.

Разбудил траву Апрель:
– Просыпайся, соня! –
Выводить заставил трель
Скворушку на клёне.

Май уже отстать не мог.
За рекою рано
Из цветов костёр разжёг,
Нарядил поляну.

Июнь – пловец из всех пловцов,
Весёлый он и бравый,
Собрал ребят со всех концов
На пруд: – Ребята, плавай!

Июль пшеницу на полях
Налил зерном отборным.
И разбросал высоко птах
По небесам просторным.

Август вынес дыню с грушей
И душистый каравай:
– Ну, досыта каждый кушай
И соседа угощай!

А Сентябрь, ребячий друг,
Зашагал по школам.
Проводил скворцов на юг,
Сделал поле голым.

С Октябрём и год подрос!
Золотом украшен,
Он дожди с собой принёс,
Нужные для пашен.

Внёс Ноябрь в торжество
Яркие знамёна:
Жарче солнца самого,
Говорливей звона.

Декабрю полно забот
В городе, посёлке, –
Малышам под Новый год
Наряжает ёлки.
(Г. Люшнин)

Под снегом спят
Кусты, и сад,
И пруд, и огород.
Открыл январь
Наш календарь
И начал новый год.

В любую щель
Метет метель,
Гуляет по земле.
Маляр-зима
Кусты, дома –
Все белит в феврале.

Последних вьюг
Холодный пух
Весну ведет на старт.
Теплы лучи,
Летят грачи,
Снимает шубу март.

Поют певцы –
Дрозды, скворцы,
Ломают реки лед.
И весь апрель
Звенит капель:
«Весна, весна идет!»

Встречая май,
Не забывай,
Что дорог каждый день.
Спеши паши,
Чтоб рос овес,
Гречиха и ячмень!

Стоит жара.
Пришла пора
Всему расти и зреть.
В июньский день
Не прячься в тень,
Не бойся загореть!

Порой гроза
Слепит глаза,
Зеленый лен цветет.
По блесткам рос
На сенокос
Июль косцов ведет.

Того и жди –
Пойдут дожди.
Дням августа не верь.
Снимай скорей
Хлеба с полей,
Чтоб не было потерь.

Желты сады,
В лугах скирды,
Скворцы на юг летят.
Сентябрь пришел,
И двери школ
Открылись для ребят.

Шуршат листы,
Поля пусты,
И вот уже к домам
Октябрь везет
Зерно и мед –
Доход по трудодням.

Мы с ноябрем
В строю одном –
Нам ветер нипочем.

На льду реки
Звенят коньки.
Зарылся в снег глухарь.
Декабрь идет
Закончить год
И старый календарь.
(Г. Ладонщиков)

Сборники стихов об осенних месяцах

**** (И. Гурина)

В золотистом сентябре
Мы забыли о жаре!
Ветер дунул октябрём:
Листьев жёлтых наберём!
Нас ноябрь заморозил,
Первый снег на землю бросил.

**** (Б. Эльшанский)

Цифра девять! Цифра девять,
И осенняя пора,
Всем для школы форму мерить —
Старт учебный с сентября.
Номер десять. В октябре
Веет первым холодом;
Лист желтеет во дворе —
Сыплет осень золото.
Вот одиннадцатый номер.
Чем ноябрь полнится?
Осень шлёт привет знакомым —
Стать зимой готовится.


**** (Т. Леванова)

В сентябре полно работы:
Убирают огороды.
Закрома полны добра,
В школу школьникам пора.
Кроны снова пожелтели,
Листьев кружатся метели,
Дождь всё чаще поливает,
Знать, октябрь наступает.
В ноябре грустит природа:
Надоела непогода.
По ночам уже морозно
И рассвет приходит поздно.

Год идёт (Г. Ладонщиков)

Сентябрь пришел,
И двери школ
Открылись для ребят.
Шуршат листы,
Поля пусты,
И вот уже к домам
Октябрь везет
Зерно и мед –
Доход по трудодням.
Мы с ноябрем
В строю одном –
Нам ветер нипочем.
На льду реки
Звенят коньки.
Зарылся в снег глухарь.


>>> Самуил Маршак

Круглый год

Ясным утром сентября
Хлеб молотят села,
Мчатся птицы за моря —
И открылась школа.

В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.
На лугах мертва трава,
Замолчал кузнечик.
Заготовлены дрова
На зиму для печек.

День седьмого ноября —
Красный день календаря.
Погляди в свое окно:
Все на улице красно.
Вьются флаги у ворот,
Пламенем пылая.
Видишь, музыка идет
Там, где шли трамваи.
Весь народ — и млад и стар —
Празднует свободу.
И летит мой красный шар
Прямо к небосводу!

Детский месяцеслов (М. Волкова)

Брат Сентябрь красотой
Покрывает шар Земной,
И Земля моя родная,
Как шкатулка расписная.

В Октябре пред зимним сном
Все деревья в золотом,
Но сквозь пышные наряды
Льет осенняя прохлада.

Дождь не кончится никак,
Журавлей летит косяк,
На дорогах грязь и лужи,
Шлет Ноябрь привет от стужи.


Двенадцать братьев (М. Садовский)

Лето кончилось привольное,
Наступает время школьное,
И по правде говоря,
Он любимый и желанный,
Долгожданный, долгожданный
Звонкий праздник сентября!

Листья опали,
Птицы пропали,
Всё, что цвело
Притаилось в опале.
Заняты норы,
Замерли споры,
Заиндевели утром заборы…
Что же так сладко в этой поре,
В сердце сжимающем нам октябре?!

Чёрный лес
Неотразимый
Прорисован до корней,
За ноябрьским предзимьем
Снега ждёт душа скорей.
За угрюмыми ночами
Белых плясок хоровод,
За терпенье и печали
Долгожданный Новый год!