Занятость населения Китая в промышленности? в сельском хозяйстве? Управление занятостью населения в китае Отраслевая структура занятости населения в китае

Традиционно важным показателем успешного развития страны считается занятость населения. Предоставление рабочих мест - важнейшая задача китайского правительства на ближайшее время. Несмотря на хорошие темпы экономического роста, обеспечить полную занятость населения не удается. Согласно прогнозам, численность рабочей силы к 2030 г. должна возрасти до 772,8 млн. человек. Однако уже в 2005 г. число занятых превысило прогнозируемое и составило 778,8 млн. человек, из них 45% в аграрном секторе, 24% в промышленности и строительстве, 31% в сфере услуг. Занятых горожан насчитывалось 273,3 млн. человек.

Официальная безработица в городе в 2005 г. составляла 4,2% и не изменяется до сих пор. В 1999 и 2000 гг. этот показатель был 3,1%, затем увеличился до 3,6%, причем это происходило на фоне роста экономики в 7,5 и 8,4%. По международным стандартам безработица не должна превышать 5-6%. При таких показателях считается, что поддерживается полная занятость. Китайские экономисты приводят так называемый реальный уровень безработицы, который выше 14% для города (а горожане составляют 42,3% всего населения). В деревне безработица еще больше.

Безработными считаются лица, официально зарегистрированные как безработные, а с 1999 г. все сокращенные с государственных предприятий («сяган») получают пособие по безработице, но не входят в категорию безработных. Помимо официально числящихся безработными, в городе есть еще крестьяне, приехавшие на заработки. Эти люди не числятся ни в «занятых», ни в «безработных», так как данных о безработице в деревне нет, а к числу городских жителей их не относят.

В Китае неработающие подразделяются на несколько групп. В городе безработными считаются лица, не нашедшие работу в течение месяца после увольнения или перехода в группу трудоспособных. Через 24 месяца эти люди перестают числиться безработными и больше не получают пособия по безработице (даже если они не нашли работу). Такая политика направлена на стимулирование роста занятости.

Другая группа - это «сяган» (сокращенные с государственных предприятий). Обеспечение работой людей, перешедших в категорию «сяган» в связи с созданием «системы современных предприятий», приобрело серьезный характер, стало особым явлением времени.

По возрастному составу, например, в Пекине «сяган» моложе 15 лет составляют 6%, 26-35 лет - 29%, 36-45 лет - 46%, старше 46 дет - 19%, в провинции Аньхой - «сяган» от 31 до 40 лет составляют 47%. В Пекине и Шанхае доля женщин среди «сяган» - 55%.

В будущем одной из главных проблем станет предоставление рабочих мест избыточной рабочей силе из деревни - третьей категории, которая пополняет армию неработающих. Впрочем, уже сейчас безземельные крестьяне - проблема не только для руководства, но и для всей страны. Не могут остаться незамеченными передвижения более 100 млн. человек, скитающихся по стране в поисках заработка.

С одной стороны, миграция прибыльна для государства. Перемещения избыточной рабочей силы из деревни выгодно как городу, так и деревне. Город получает доход в виде налогов, потребительских расходов (80-100 млрд. юаней в год), деревня - в виде заработанного капитала (ежегодно около 120 млрд. юаней). Если еще учесть транспортные затраты этого населения при передвижении по стране из дома до места заработков, то они совокупно дают приличный рост валового продукта. С другой стороны, мигранты из деревни не имеют никаких гарантий своего существования, уверенности в завтрашнем дне, потому что, останавливаясь сегодня на одной стройке, не знают, придется ли искать новую работу или пристанище на следующий день.

На фоне роста населения безработица также будет увеличиваться. У исследователей и у правительства это вызывает серьезные опасения.

рабочая занятость безработица

Занятость и безработица в Китае, Японии и России


Традиционно важным показателем успешного развития страны считается занятость населения. Предоставление рабочих мест - важнейшая задача китайского правительства на ближайшее время. Несмотря на хорошие темпы экономического роста, обеспечить полную занятость населения не удается. Согласно прогнозам, численность рабочей силы к 2030 г. должна возрасти до 772,8 млн. человек. Однако уже в 2005 г. число занятых превысило прогнозируемое и составило 778,8 млн. человек, из них 45% в аграрном секторе, 24% в промышленности и строительстве, 31% в сфере услуг. Занятых горожан насчитывалось 273,3 млн. человек.

Официальная безработица в городе в 2005 г. составляла 4,2% и не изменяется до сих пор. В 1999 и 2000 гг. этот показатель был 3,1%, затем увеличился до 3,6%, причем это происходило на фоне роста экономики в 7,5 и 8,4%. По международным стандартам безработица не должна превышать 5-6%. При таких показателях считается, что поддерживается полная занятость. Китайские экономисты приводят так называемый реальный уровень безработицы, который выше 14% для города (а горожане составляют 42,3% всего населения). В деревне безработица еще больше.

Безработными считаются лица, официально зарегистрированные как безработные, а с 1999 г. все сокращенные с государственных предприятий («сяган») получают пособие по безработице, но не входят в категорию безработных. Помимо официально числящихся безработными, в городе есть еще крестьяне, приехавшие на заработки. Эти люди не числятся ни в «занятых», ни в «безработных», так как данных о безработице в деревне нет, а к числу городских жителей их не относят.

В Китае неработающие подразделяются на несколько групп. В городе безработными считаются лица, не нашедшие работу в течение месяца после увольнения или перехода в группу трудоспособных. Через 24 месяца эти люди перестают числиться безработными и больше не получают пособия по безработице (даже если они не нашли работу). Такая политика направлена на стимулирование роста занятости.

Другая группа - это «сяган» (сокращенные с государственных предприятий). Обеспечение работой людей, перешедших в категорию «сяган» в связи с созданием «системы современных предприятий», приобрело серьезный характер, стало особым явлением времени.

По возрастному составу, например, в Пекине «сяган» моложе 15 лет составляют 6%, 26-35 лет - 29%, 36-45 лет - 46%, старше 46 дет - 19%, в провинции Аньхой - «сяган» от 31 до 40 лет составляют 47%. В Пекине и Шанхае доля женщин среди «сяган» - 55%.

В будущем одной из главных проблем станет предоставление рабочих мест избыточной рабочей силе из деревни - третьей категории, которая пополняет армию неработающих. Впрочем, уже сейчас безземельные крестьяне - проблема не только для руководства, но и для всей страны. Не могут остаться незамеченными передвижения более 100 млн. человек, скитающихся по стране в поисках заработка.

С одной стороны, миграция прибыльна для государства. Перемещения избыточной рабочей силы из деревни выгодно как городу, так и деревне. Город получает доход в виде налогов, потребительских расходов (80-100 млрд. юаней в год), деревня - в виде заработанного капитала (ежегодно около 120 млрд. юаней). Если еще учесть транспортные затраты этого населения при передвижении по стране из дома до места заработков, то они совокупно дают приличный рост валового продукта. С другой стороны, мигранты из деревни не имеют никаких гарантий своего существования, уверенности в завтрашнем дне, потому что, останавливаясь сегодня на одной стройке, не знают, придется ли искать новую работу или пристанище на следующий день.

На фоне роста населения безработица также будет увеличиваться. У исследователей и у правительства это вызывает серьезные опасения.

рабочая занятость безработица


Социальное обеспечение в Китае

Развитие системы социального обеспечения напрямую связано с безработицей и появлением вследствие ее социально незащищенного населения. В 2002 г. впервые в Китае появился термин «социально незащищенное население». К нему были отнесены четыре группы: 1) «сяган»; 2) люди «вне системы» (предприятий), не занятые на государственных предприятиях и соответственно не получающие никакой поддержки в случае увольнения или наступления нетрудоспособности. Сюда же, видимо, можно отнести инвалидов, детей-сирот; 3) сельские работники в городах; 4) досрочно вышедшие на пенсию работники в «системе (государственных) предприятий».

Рассматривая современную систему социального страхования, следует отметить, что не все группы социально незащищенного населения охвачены ею, и то в основном только в городах. В настоящее время она имеет четыре уровня:

1. Социальное страхование по безработице, по старости, медицинское страхование.

2. Обеспечение образованием, пособия инвалидам и несовершеннолетним.

3. Обеспечение прожиточного минимума.

4. Социальная помощь - льготы отдельным слоям населения. Рассмотрим два из них - социальное страхование и обеспечение прожиточного минимума.

Система соцобеспечения в Китае была заложена Конституцией 1951 г., но ее практическое формирование началось во время седьмой пятилетки 1986-1990 гг. Судя по законодательству, решением проблемы соцобеспечения стали серьезно заниматься с 1990-х годов. «Положением о страховании по безработице», «Временным положением о взносах социального страхования», «Положением о прожиточном минимуме жителей городов» была сформирована юридическая база системы социального обеспечения.

Что касается пенсионного обеспечения, то здесь есть четкое подразделение на работников государственных и негосударственных предприятий. Официальные источники утверждают, что системой пенсионного страхования охвачены не только государственные предприятия, но и 51,5% предприятий коллективной собственности, 34,2% предприятий других видов собственности. В 2005 г. в городах в системе социального страхования по старости зафиксировано 174 млн. человек, из них работающие составляют 131 млн. человек, пенсионеры около 43 млн. В 1998 г. это было 85 млн. работников предприятий и 27,3 млн. пенсионеров. В 2002 г. 99,9 % пенсионеров госпредприятий своевременно и в полном объеме получали пенсии по старости.

Ныне в Китае действует система пенсионных взносов. Пенсия складывается из взносов предприятия в размере 20% от фонда зарплаты и 8% заработной платы самого работника. Сумма пенсии зависит от места работы, постановлений местных правительств. Работники закрывшихся предприятий обеспечиваются пенсиями в соответствии с прожиточным минимумом местной администрацией.

Пособие по безработице выдается официально зарегистрированным в городе безработным, находящимся в поисках работы. Пособие по безработице ниже минимального размера оплаты труда, но выше прожиточного минимума, самый длительный срок получения пособия по безработице - 24 месяца. Система страхования по безработице в 2002 г. в городе распространилась на 103 млн. человек (в 1998 г. этот показатель был 79 млн. человек).

Медицинское страхование также производится из фондов накопления самого работника и его предприятия (для работника не более 2% заработной платы, для предприятия - не более 6% от общего фонда заработной платы). Данная система действует для работников в городах. В 2005 г. ею было охвачено 137 млн. человек, что больше, чем в предыдущем году, на 13 млн. В 1998 г. численность работников, имевших базовое медицинское страхование, составляла меньше 19 млн. человек.

Система прожиточного минимума введена только для городских жителей. Прожиточный минимум установлен по стандартам Всемирного банка. В соответствии с обменным курсом он должен быть около 250 юаней в месяц на человека. По паритетам покупательной способности - около 60 юаней. Согласно официальным данным на конец февраля 2002 г., более 13 млн. человек по всей стране были обеспечены пособием прожиточного минимума. В 2005 г. 22,3 млн. человек в городах и поселках получали пособие прожиточного минимума. Для сравнения: в 1998 г. - 1,8 млн.

Уровень пособия прожиточного минимума дифференцирован по различным городам. В 1993 г. Шанхай первым в Китае ввел пособие прожиточного минимума, которое выплачивалось малообеспеченным городским жителям из числа занятых, безработных и пенсионеров. В этом городе ежемесячное пособие на человека составляет примерно 280 юаней. В других городах центрального подчинения (кроме Чунцина) и пяти городах, выделенных планом, прожиточный минимум составляет 200-319 юаней, в Чунцине и административных центрах 23 провинций - 140-200 юаней, в городах районного уровня - 110-140 юаней, в городах уездного уровня - 78-110 юаней.

Обеспеченность социально незащищенных слоев населения, главные из которых - пенсионеры и безработные, пожалуй, один из важнейших критериев состояния общества, следовательно и экономического развития. В Китае эта сфера недостаточно развита. Правительству еще предстоит серьезная работа в области усовершенствования системы социальных гарантий в масштабах всей страны.


Новое на рынке труда и в управлении рабочей силой в Японии

Те огромные изменения, которые произошли в экономике Японии в течение XX века, казалось, совсем не затронули область труда и трудовых отношений. Практически до конца столетия рыночные отношения здесь находились в зачаточном состоянии. Крупный бизнес по существу монополизировал значительную часть рабочей силы, как бы «закрыл» ее от внешнего мира с помощью особой формы долговременной занятости - так называемой системы пожизненного найма. Важнейшим следствием пожизненного найма стала разделенность рынка труда на две части - закрытую и открытую, в пределах которых рабочая сила была поставлена в различные условия с точки зрения стабильности найма. На закрытом рынке мобильность рабочей силы осуществляется в пределах системы управления каждой фирмы. В силу значительной взаимосвязанности крупных японских компаний эти системы взаимодействовали друг с другом, образуя условно единый закрытый рынок труда.

Things do not happen out of nothing. Everything has its background, context and purposes - often cross purposes. Features combine numerous articles on a topic or event to bring you not only information but a deeper understanding of what is going on - the whys and whats of the matter.

How do we make recommendations?

Our recommendations are based on many factors. We look at the metadata of for example an article that is open and find other articles that have similar metadata. Metadata consists mainly of tags that our writers add to their work. We also take a look at what other articles other visitors who have viewed the same article have viewed. In addition, we can also consider some other factors. For example, when it come to features, we also consider the metadata of the articles in the feature and look for other features that comprise of articles with similar metadata. In effect, we look at the use of the content and the information that the content creators themselves add to the content to bring you the kind of content that is likely to interest you.

Китай, как и все страны, переживает не самые простые времена в экономике с 2000 года. Но за последнее десятилетие его официальный уровень безработицы остаётся невероятно стабильным. Однако в мире бытует мнение, что безработица в Китае – это единица, которую невозможно точно измерить.

Данные о регистрации городской безработицы за 2018 год показывают всего 4,1%. Такие цифры всегда говорят о стабильности или экономическом подъёме, но проблема в том, что не претерпевал изменений за последние 6 лет.

И к тому же безработица в Китае оставалась почти неизменной с минимальной разницей с 2001 года даже в самые напряжённые годы всемирного финансового кризиса.

Проведённые последние исследования в 2018 году показывают уровень выше минимум в 2 раза. Согласно результатам, безработица составляет в среднем 10.9% в период с 2002-2009 годов, что на 7% выше официально зарегистрированной.

Другие исследовательские центры показывают цифру 8,1 процента, а некоторые отстаивают свои данные о 20% безработицы особенно среди молодёжи в 2018 году. Высокие проценты особенно актуальны среди необразованных слоёв населения, тогда как людям с образованием легче не потерять свою работу.

Что же влияет на такую разницу при подсчёте процентов безработицы? И насколько верны подсчёты, представленные Национальным бюро статистики Китая. Бюро проводит опрос населения во всех городах страны. Но слабым местом в этом подсчёте является то, что опрашиваются официально зарегистрированные в местах постоянного проживания люди.

В этом случае срабатывает правило, которое навязывается правительством: борьба за показатели на первом месте. Согласно ему сокращённые в результате спада экономики работники числятся работающими на предприятиях.

Другой нюанс, влияющий на показатели, в том, что большая доля населения, занятая в сельском хозяйстве, не регистрируется нигде, поскольку не проживает подолгу на одном месте, а мигрирует по сезонам.

Существует такое понятие, как скрытая занятость. Это когда человек теряет постоянное место работы не по своей вине, а в результате приостановки деятельности его предприятия.

Он может во время вынужденного отпуска переезжать в различные регионы, временно трудоустраиваться, получать прибыль, не оплачивая при этом . Но всё это время он будет числиться занятым на своём старом рабочем месте.

Причины безработицы

Есть несколько основных причин, влияющих на безработицу в стране. Одна из них – нестабильное положение в аграрном секторе, в который вовлечена большая часть жителей Китая. Идёт повсеместное сокращение земель и вытеснение их промышленными зонами.

Новые производственные реформы, затрагивающие госпредприятия, тоже проходят негладко и вносят свои негативные последствия, становясь причиной безработицы. Производство оказывается убыточным, и государство вынуждено выдавать пособие по соцобеспечению. Эта основная проблема на севере Китая.

Самая незащищённая прослойка населения – это молодёжь. Большинство из них не имеет ни трудовых навыков, ни необходимого образования. Отсутствие трудового стажа сильно влияет на результат при наборе работников. Но главное то, что, не успев проработать определённый срок на предприятии, молодые люди лишены права получить страховые пособия в случае безработицы.

Всех работодателей обязуют отчислять определённый процент с доходов в фонд страхования. Из также производятся отчисления в этот фонд. Он является гарантом выплаты пособия в случае безработицы.

Размер пособия, на которое может рассчитывать безработный, зависит от места проживания. В зависимости от провинций и автономных районов варьируется сумма выплачиваемого пособия. Она зависит от минимальной заработной платы по данному региону и величине прожиточного минимума.

В случае получения статуса безработного гражданин Китая имеет право на пособие по безработице.

Для получения пособия надо:

  • уплачивать взносы в фонд страхования не менее одного года;
  • быть зарегистрированным на бирже труда;
  • пройти программу для повторного ;
  • иметь регистрацию по месту жительства только в городской местности;
  • не иметь статуса недееспособного.

Сумма выплат не привязана к ранее получаемой заработной плате и количеству страховых выплат. Пособие назначается в определённой сумме и может выплачиваться только в течение 2 лет, если не будет предоставлено трудоустройство раньше этого срока. После этого выплаты прекращаются, даже если не было предоставлено рабочее место.

Из-за трудности учёта уровня безработицы нет возможности обеспечить всех нуждающихся пособием. По средним подсчётам 40 миллионов граждан не могут получать выплаты, поскольку не числятся безработными по тем или иным причинам.