Монастырь в пушкинских горах. Познай свой край родной. Как лучше добираться до монастыря

Святогорский Успенский монастырь в Пушкинских Горах - это одно из значимых мест для российской истории, архитектуры, религии и светской культуры. Каждая эпоха привнесла сюда значительные изменения. Несколько веков прилагались усилия для сохранения его в первозданном виде. Церкви, построенные на местах чудесных явлений, могучие крепостные стены, природа - все это привлекает сюда верующих и просто туристов.

История

В современном поселке под названием Пушкинские Горы Святогорский монастырь был основан еще в 16 веке на месте произошедших чудес. Узнав о явлении юному пастуху чудотворной иконы Божией Матери и исцелениях, Иван Грозный приказал построить церковь на Синичьей горе. На этом месте был возведен храм Успения Пресвятой Богородицы, престол его устроен как раз над пнем от сосны, где явилась икона. При монастыре была основана слобода Тоболенец, со временем разросшаяся и переименованная в село Святые Горы.

Известно, что Иван Грозный пожаловал Святогорскому монастырю пятнадцатипудовый колокол, изготовленный на заводе Тюленева. А царь Федор Михайлович пожертвовал Евангелие. Огромный колокол был прозван в народе «Горюном» за жалобный голос. До наших дней сохранился лишь осколок его, находящийся во дворе. До 18-го века монастырь был перворазрядным и имел много земель. Во время правления Екатерины он стал третьеклассным и был лишен большей части владений, но значение для России не потерял.

Храм и Пушкин

Недалеко от монастыря находится родовое имение А.С. Пушкина - село Михайловское. Оно было выстроено дедом поэта по материнской линии - Осипом Абрамовичем Ганнибалом.

Бабушка и дед Пушкина (Мария Алексеевна Ганнибал и Осип Абрамович Ганнибал) делали храму существенные пожертвования. Это дало семейству право быть похороненными рядом с монастырем. Пушкин бывал в этих местах после окончания Лицея.

Особенно тесная связь с монастырем у него появилась во времена ссылки за атеизм. Тогда Иона назначен был для духовного наблюдения за Пушкиным. В результате у них сложились близкие доверительные отношения. Также Пушкин подружился и со всей монастырской братией.

Игумен Иона положительно отзывался о наблюдаемом. Поэт же здесь собрал образы персонажей, присказки, поговорки, заключающие в себе народную мудрость. Они стали материалом для знаменитых и значимых произведений «Борис Годунов», «Повести Белкина». И, в конце концов, великий поэт нашел в монастыре упокоение. Здесь погребен он сам, его мать, бабушка, дедушка и погибший в младенчестве брат. По легенде, Пушкин, когда хоронил мать, заплатил и за свою могилу, будто бы предчувствовал свою скорую смерть.

Так, в 19 веке поселок Святые Горы был переименован в Пушкинские горы. Святогорский монастырь, в отличие от него, сохранил свое название. И в наши дни можно приехать и посетить могилу великого поэта, оставить цветы. А служители церкви ежедневно в молебнах поминают Пушкина и его родственников.

Храм в 20 веке

Еще до войны, когда пришла советская власть, храм был закрыт. Помещение использовалось как хлебопекарня, типография, клуб. В Отечественную войну Святогорский монастырь (Пушкинские Горы) очень пострадал в бомбежках, Никольский храм и другие строения оказались полностью разрушенными. Фашисты стремились уничтожить и религиозный памятник, и По их замыслу взрыв этих объектов культурного наследия должен был подорвать дух русского солдата. К счастью, наши соотечественники успели перейти в наступление и разминировать памятник на могиле поэта. В память об этих событиях был построен мемориал, посвященный освобождению Пушкинских Гор.

В 1949 году Успенский собор был восстановлен Академией наук, а затем открылась музейная экспозиция. Но неизвестно, было бы это сделано, не будь здесь могилы поэта.
И только в 1992 году храм был обратно передан РПЦ и возродился сам Святогорский монастырь (Пушкинские Горы), максимально повторяя облик времен жизни великого поэта.

Расписание богослужений

В поселке Пушкинские Горы Святогорский монастырь расписание богослужений имеет следующее.

Рядовые утренние богослужения по будням начинаются с 6:30 - Полунощница, Литургия, Часы, Братский молебен.

Воскресные и праздничные утренние богослужения начинаются в 9:00 - Литургия, Часы.

Вечерние богослужения в будние, воскресные и праздничные дни - с 17:00.

Каждое первое воскресенье в месяце по завершении Литургии служат соборный молебен на Призвание Святого Духа на всякое доброе дело.

Каждое четвертое воскресенье месяца служат Благоденственный молебен Спасителю нашему Господу Иисусу Христу.

В каждую Воскресную службу входит один из акафистов Пресвятой Богородице.

Другие достопримечательности

Выше говорилось о Святогорском монастыре и родовой усадьбе в селе Михайловское, ставшей музеем-заповедником. Но это не единственные достопримечательности. включает в себя усадьбы Михайловское, Тригорское, Петровское, Савкину Горку.

В поселке Пушкинские Горы Святогорский монастырь и могила А.С. Пушкина пользуются конечно большой популярностью. Но кроме них здесь находится Храм Казанской Иконы Божьей Матери и Научно-культурный центр. В окрестностях Пушкинских Гор также интересны: мельница в деревне Бугрово, Музейная почта, орнитологический питомник и частный дом-музей имени Сергея Довлатова.

Туризм и паломничество

Как видно, данная местность в является средоточием различных памятников и популярна в наши дни. Местные отели предлагают свои номера и услуги, туристические агентства - выбор различных туров. А верующих ожидают различные паломнические поездки в храмы, в том числе и Святогорский монастырь (Пушкинские Горы).

Фото, сделанные в этих старинных местах, сохранивших свой дух с пушкинских времен, тоже весьма впечатляют. Каждый заинтересовавшийся Псковщиной может подобрать что-то по своему вкусу.

Из Санкт-Петербурга или Пскова доехать можно автобусами, следующими по направлениям Псков - Великие Луки, Псков - Новоржев, Псков - Пушкинские Горы (Святогорский монастырь).

На автомобиле из Санкт-Петербурга в Пушкинские Горы нужно ехать по трассе Е95, М20.

Из Москвы идет поезд до Великих Лук, оттуда пересадка на автобус до Пушкиногорья. Автомобилем из Москвы - по трассе Е22, М9, после города Пустошка следует повернуть на автодорогу Е95, М20.

Святогорский Свято-Успенский монастырь находится в самом центре старой части поселка Пушкинские Горы, в 2 км от гостиницы (автомобильная парковка находится недалеко от Святогорского монастыря).

Первое упоминание о Синичьей горе в псковских летописях относится к 1566 году. Летописи повествуют о явлении пастуху Тимофею, жителю псковского пригорода Воронича, чудотворных икон Богородицы на реке Луговице (сейчас там часовня в д. Луговке) и Синичьей горе, о чудесных знамениях и исцелениях вороничан, пришедших туда крестным ходом. В 1569 году по повелению Ивана Грозного здесь был основан монастырь. Святогорский монастырь был жалован дарами Ивана Грозного и царя Михаила Федоровича, входил в число 20-ти самых богатых и почитаемых обителей Руси. Первый настоятель монастыря Зосима принял участие в Земском соборе 1598 года, избравшем на царствование Бориса Годунова. В XVIII веке, когда границы России были расширены, и Святогорье утратило свое приграничное значение, указом Екатерины II монастырь лишился значительной части своих земель и был причислен к третьеразрядным. Однако благодаря хранящимся в ней и поныне святыням - чудотворным иконам Богородицы - обитель особо почитается всем христианским миром.

С XIX века Святогорский монастырь неразрывно связан с именем А.С. Пушкина. Родственники поэта по материнской линии Ганнибалы были жертвователями монастыря и получали право быть похороненными у алтаря Успенского собора (здесь погребены Осип Абрамович Ганнибал и Мария Алексеевна Ганнибал - дед и бабушка Пушкина, брат поэта Платон, умерший во младенчестве). В годы михайловской ссылки (1824-1826 годы) поэт часто посещал Святогорский монастырь - приходил на ярмарки, проходившие здесь в девятую пятницу после Пасхи, наблюдал народные обычаи, пользовался монастырской библиотекой, был дружен с братией и настоятелем обители игуменом Ионой. Многое из подмеченного здесь Пушкиным было использовано при написании "Бориса Годунова". Так, здесь поэт услышал присказку "Наш Фома пьет до дна, выпьет да поворотит, да в донышко поколотит", вошедшую в сцену "Корчмы у Литовской границы". В 1836 году поэт похоронил здесь мать, и, по преданию, внес в монастырскую казну 10 рублей серебром - за место для себя… Зимним февральским вечером в монастырь из Петербурга был доставлен гроб с телом поэта и установлен до похорон в приделе Божией Матери Одигитрии. Ранним утром 6 февраля 1837 года А.С. Пушкин был похоронен у алтаря Успенского собора. На могиле был установлен деревянный крест с надписью "Пушкин". Памятник на могиле А.С.Пушкина установлен в 1841 году.

В 1924 году Святогорский монастырь был закрыт, и до начала Великой Отечественной войны здесь располагались клуб, типография, хлебопекарня. Годы войны принесли монастырю страшные разрушения, он вместе с могилой Пушкина был заминирован и чудом не взорван. После войны монастырь был передан Академии наук, восстановлен, в нем открылась музейная экспозиция. В 1992 году ансамбль монастыря был передан Русской Православной Церкви, возрожден действующий мужской монастырь. По количеству братии Святогорский монастырь почти такой же, как в пушкинское время; некоторые монахи носят те же имена, что и пушкинские знакомцы. Но главное - здесь ежедневно возносится молитва "об упокоении боярина Александра со сродники". В обители идут каждодневные службы в соответствии с монастырским уставом.

Пройдя через Анастасьевские ворота и поднявшись по древним ступеням на Святую гору, мы окажемся у стен древнего Свято-Успенского собора. Здесь, у его алтаря, находится дорогая для каждого русского сердца могила. На памятнике из белого мрамора надпись: "АЛЕКСАНДРЪ СЕРГЕЕВИЧЪ ПУШКИНЪ / Родился въ Москве 26 мая 1799 года / Скончался въ С-Петербурге 29 января 1837 года".

Войдя в освещенный свечами сумрак древнего храма, паломник, помолись у чудотворной иконы Божией Матери Одигитрии и поставь свечу за упокоение души Раба Божиего боярина Александра.

В статье изложена история Свято-Успенской Святогорской лавры.

Основание

Первые монахи на территории современного Святогорского монастыря в Донецкой области появились ещё в шестнадцатом столетии. В одном из исторических документов 1526 года эти места именуются " Святыми горами" . Вкратце рассказано о них и в записках Сигизмунда Герберштейна . Точная дата основания Святогорского монастыря в Донецкой области неизвестна. Скорее всего, приходится она на середину XVI века . Точно известно, что в 1624 году духовенство получило право на пользование этой землей . А спустя пятьдесят лет монастырь был разграблен иноверцами, а именно крымскими татарами.

Упразднение монастыря

После нашествия крымских татар обитель была частично восстановлена. Возобновилась, конечно, и работа храма, расположенного на ее территории. Однако в конце XVIII века монастырь был упразднён по указу Екатерины II. Земля и угодья, принадлежавшие ему, отошли в казну. Близлежащими деревнями долгое время владели представители рода Потемкиных . В упраздненном состоянии обитель прибывала более полувека.

Возрождение

В 1844 году Татьяна Потемкина подала ходатайство императору, в котором просила восстановить работу монастыря. Николай I ее просьбу выполнил. Обитель была восстановлена, а за последующие семьдесят лет достигла небывалого расцвета. Монастырь стал одним из крупнейших в империи. Когда он поменял статус и превратился в Святогорскую лавру, известную на всю страну? Во второй половине XIX века вопрос об этом поднимался несколько раз. На территории монастыря действовали кирпичные мастерские, торговые лавки, мельница, сюда съезжались верующие из близлежащих губерний. Но статус был присвоен значительно позже — в начале XXI века.

К началу Первой мировой войны в стенах монастыря обитало более 600 послушников. История Святогорского монастыря включает страницы как радостные, так и трагические. Печальные повествуют о 20-х годах прошлого века, когда в стране была установлена новая власть, а и монастыри нещадно уничтожались. В судьбе обители немалую роль сыграл Фёдор Сергеев, имевший обыкновение подписываться именем Артём . В честь этого политического деятеля названы многие объекты Луганской и Донецкой области. Одна из центральных улиц Донецка носит его имя. По предложению Сергеева некоторые монастыри не были полностью разрушены, но использованы, конечно, уже в совершенно других целях.

Реликвии и святыни Святогорского монастыря в начале двадцатых годов были уничтожены. К счастью, большевики не взорвали исторические постройки. В 1922 году на территории Святогорского монастыря в Донецкой области был образован дом отдыха, предназначенный для трудящихся Донбасса.

Девяностые годы

После распада Советского Союза монастырь был возвращен верующим. Сперва на его территории поселилось несколько послушников из Донецка. В 1992 году монастырю отдали Свято-Успенский собор, который за прошедшие десятилетия был разграблен, осквернен , превращен в кинотеатр. Часть храма была переоборудована в общественные туалеты. Сама старинная постройка разделена на два этажа.

Количество братьев существенно увеличилось в середине девяностых. Началась реставрация, восстановление храма. В 2003 году монастырю были переданы все исторические постройки, которые некогда ему принадлежали. На протяжении нескольких десятилетий они относились к санаторию.

Обитель возрождалась весьма активно, что оказывало благотворное влияние на духовную жизнь всего региона. И наконец в 2004 году монастырь получил статус лавры. Для верующих на Украине это событие имело огромное значение. Свято-Успенская Святогорская лавра стала третьей лаврой в стране. Стоит сказать, что из числа монахов этого монастыря 17 причислены к лику святых. Сегодня лавра является духовным центром восточной части Украины и юга России.

Обо всех настоятелях Святогорского монастыря рассказать, конечно, невозможно. За долгую историю существования Святогорской лавры их было немало. Кроме того, информация о многих из них утеряна. Но стоит сказать несколько слов о тех, о ком что-либо известно.

Иоиль Озерянский

Происходил из казачьего рода. Подвизался в обители Святогорска. В 1663 году принял участие в основании Куряжского монастыря. Но вскоре снова вернулся в Светогорск. В 1679 году Озерянский уже стал настоятелем. Послушников тогда было немного, около тридцати. Озерянский очень много сил отдавал обустройству монастыря. В эти годы татарские набеги были не редкостью. От них пострадал не только сам монастырь. Настоятель и несколько послушников были однажды захваченны в плен, где провели более двух лет. Точная дата смерти Озерянского неизвестна. В XIX веке в одном из склепов случился провал. Мощи Иоиля были обнаружены нетленными. В 2008 году Озерянский был канонизирован.

Арсений Митрофанов

Этот священнослужитель был настоятелем монастыря в первой половине XIX века. Он родился в 1805 году в В возрасте 27 лет отправился в Соловецкий монастырь, где прожил всего год. В 1835 году поступил в Глинскую пустынь. Настоятелем Святогорского монастыря Арсений Митрофанов стал 1844 году. Скончался спустя пятнадцать лет.

Трифон Скрипченко

Это последний настоятель Святогорского монастыря в эпоху Российской империи. В 1922 году он был арестован за укрытие церковных ценностей и приговорён к двум годам лишения свободы.

Сегодня настоятелем монастыря является Арсений Яковенко.

Монастырь в наши дни

Святогорский монастырь Украинской Православной церкви ежегодно посещают тысячи паломников. На сегодняшний момент полностью отреставрированы Успенский собор, Покровский храм и колокольня. Всехсвятский скит можно назвать настоящим памятникам деревянного зодчества.

Послушников в монастыре более сотни. Летом 2014 года здесь нашли приют более 800 беженцев.

Лавра находится в живописном месте. Она уже издали притягивает взор каждого, кто приезжает в Святогорск. Приезжают сюда ежегодно жители различных городов Украины и России. На Пасху в монастыре особенно много народу. Пещеры к посещению в праздничные дни закрыты. Цены на жилье в этот период в Святогорске резко поднимаются.

Экскурсии

Монахи, которые появились здесь еще в XVI веке , селились на Сегодня эта гора пронизана ходами и кельями. Попасть сюда можно исключительно в сопровождении экскурсовода. Фотосъемка запрещена. Прежде чем отправиться в Святогорский монастырь, следует узнать о том, открыт ли в эти дни вход в пещеру. Если, конечно, ее посещение входит в программу. Гиды-экскурсоводы рассказывают удивительные истории. Например, о том, что один из входов прорыт буквально под рекой Северский Донец. Но этот тоннель, безусловно, закрыт для туристов. Прежде всего по причине его опасности.

Святогорский монастырь расположен на самой возвышенности. Есть два варианта пути наверх. Первый - довольно короткий, на него уйдет не более тридцати минут. Но иногда он открыт исключительно для священнослужителей. Длинной дорогой, по серпантину, подниматься к монастырю придется не менее часа. Но этот долгий путь стоит преодолеть. Ведь с высоты открывается удивительный вид на город и лавру.

На территории монастыря порядки, конечно, довольно строгие. Повсюду таблички, напоминающие о запрете фотосъемки . Согласно мнению туристов, строгие правила, прежде всего, касаются внешнего облика женщин. Но скорее всего, авторы подобных отзывов не очень часто бывают в монастырях, а потому многочисленные запреты им кажутся чересчур жесткими . Всё же, прежде чем посетить Святогорскую лавру, стоит ознакомиться с правилами. Территория монастыря находится под охраной донских казаков, которые следят за соблюдением порядка.

Здесь также находится довольно интересный музей, посвящённый истории монастыря. Стоимость входа составляет не более 50 рублей. В музее фотографировать можно, но за отдельную плату, которая, впрочем, согласно отзывам, является символической. В музее туристы также приобретают всевозможные сувениры.


Святогорская обитель (прошу не путать с одноименной Лаврой на Донбассе) издревле является одной из почитаемых не только в своем крае, но и во всей Русской земле.

Рассказывая о на Псковщине, я уже очень кратко упомянул о ней, а теперь хотел бы рассказать об обители более подробно, поскольку она того достойна…



Расположен Святогорский Свято-Успенский мужской монастырь (Псковской епархии) в 110 километрах к югу от г. Пскова, почти в центре пгп. Пушкинские Горы, на возвышенной красивой холмистой местности, на горе, издревле называвшейся Синичьей, а после построения монастыря переименованной в «Святую».

Древние летописцы связывают основание монастыря с легендой о явлении чудотворной иконы Божией Матери «Одигитрия» (впервые упоминается в Псковской III летописи в 1566 году) на Синичьей горе местному пастуху Тимофею Терентьеву.

На месте обретения иконы по приказу царя Ивана Грозного псковским наместником князем Юрием Токмаковым в 1569 году на средства из царской казны был основан монастырь. Создание обители не только подтверждало святость данного места, но должно было укрепить подступы к городу Вороничу - одному из опорных пунктов на западной границе псковской земли. С тех времен монастырь стал входить в ряд самых почитаемых на Руси.

Первоначально на месте обретения Иконы была возведена часовня, а в ознаменование открытия обители Иваном Грозным был прислан 15-пудовый колокол, прозванный в народе «Горюном» (ибо «пел он жалостно») . В последующем монастырь не единожды жаловали своими дарами вельможные лица, среди которых был и первый из царей династии Романовых - Михаил Федорович , передавший обители Евангелие и колокол (с надписью: «Лит сей колокол в лето 7445 (1638) при благоверном князе Михаиле Федоровиче в обитель Пресвятыя Богородицы на Святые Горы») .

Вплоть до времен царствования Екатерины II монастырь относился к перворазрядным и являлся довольно зажиточным.

Монастырь владел перевозом на р. Сороти (у подножия городища Воронич) , рыбными ловлями на вблизи протекающих реках, имел ярморочные выгоды (все пошлины и денежные сборы со знаменитых святогорских ярмарок шли в казну монастыря) .

К середине XVIII века за обителью числилось 957 крестьян, а среди принадлежащих ей пустошей и деревень были и ныне существующие Бугрово (там была монастырская мельница) , Кириллово и другие.

Кроме того, к монастырю были приписаны несколько ближайших обителей, в том числе Николаевский монастырь в г. Ворониче и Николаевский мужской в Опочке.

Первый настоятель обители (Зосима Завалишин) представлял псковское духовенство в 1598 году в Москве на Земском соборе, который избрал на царство Бориса Годунова…

Судьба обители значительно переменилась в XVIII столетии, когда границы России отодвинулись к берегам Балтики, и особенно после указа Екатерины II (1764) о секуляризации церковных земель, согласно которому монастырь был причислен к третьему разряду, а его земли и прочие угодья отошли в казну.

Однако и после этого он оставался известным в народе своими святынями и богатствами ярмарок , приуроченных к престольным праздникам - Девятой пятнице по Пасхе и Покрову Пресвятой Богородицы.
При этом у монастыря имелось свое подворье в г. Пскове с каменной церковью Великомученицы Варвары.

С XIX века обитель оказалась неразрывно связанной с именем Александра Сергеевича Пушкина. Живя в Михайловском, поэт приходил сюда в моменты творческих исканий и на поклон могилам предков, памятью которых он свято дорожил.

Здесь же в начале февраля 1837 года после заупокойной панихиды в южном приделе Успенского собора, отслуженной архимандритом Геннадием (столетним старцем) , тело поэта было предано земле у алтарной стены, а спустя четыре года на могиле был установлен памятник…

После революционных событий, в 1924 году Святогорский монастырь был закрыт, и до начала Великой Отечественной войны здесь располагались клуб, типография, хлебопекарня.

Годы Великой Отечественной войны принесли монастырю страшные разрушения (многие монастырские строения серьезно пострадали, а иные, как Никольский храм, оказались полностью разрушены) , он вместе с могилой Пушкина был заминирован и чудом не взорван.

После войны, сохранившиеся монастырские сооружения были переданы Академии наук (1945) , восстановлены (1949) и в них открылась музейная экспозиция, посвященная истории монастыря и творчеству А.С.Пушкина.

Возродилась духовная жизнь в обители только в 1992 году, когда Свято-Успенский Святогорский монастырь (как мужская обитель) был возвращен в бессрочное и безвозмездное пользование РПЦ, причем торжественный молебен по его открытию прошёл при участии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

В настоящее время в обители проживает около 25 послушников и монахов (в пушкинское время в монастыре жило 10 человек) . Монахи обрабатывают монастырские земли, занимаются сельским хозяйством. По благословению наместника они принимают паломников.

Ежедневно утром и вечером, в соответствии с монастырским уставом, здесь проходят службы, где монашеская братия поминает А.С. Пушкина «со сродники».

При монастыре работает воскресная церковная школа, имеется гармоничный братский хор (звучание которого вы можете послушать, нажав кнопку прикрепленного к данному посту акафиста) , а также устроен скит (в дер. Столбушино) , о котором расскажу чуть ниже.

Теперь, как обычно, несколько слов об архитектурном ансамбле обители .

Как уже говорилось, территория монастыря раскинулась на холмистой местности, что наложило свой отпечаток на его размещении. Хотя территория не столь велика (я бы даже сказал, скромна) , но её ландшафтные возможности были использованы, на мой взгляд, органично и в полной мере.

Сооружения обители включают в себя:
собор в честь Успения Пресвятой Богородицы (1569) построенный псковскими мастерами в соответствии с традициями местного храмового зодчества.

В конце XVIII века его крышу вместо тесовой кровли покрывают листовым железом.

Собор состоит из центрального четверика (его стены полутораметровой толщины, сложены из камня-плитняка) и двух приделов, пристроенных в XVIII веке:
южный - в честь иконы Божией Матери Одигитрии (1770) построен на средства владельца поместья Алтун в Новоржевском уезде князя Львова, здесь обычно происходило отпевание усопших;

северный - в честь Покрова Пресвятой Богородицы (1776) построен на средства псковского помещика Карамышева, под придельным престолом был устроен фамильный склеп-усыпальница Карамышевых.

В них хранятся чудотворные иконы храма: «Феодоровская » и «Одигитрии ».

В 1764 году на стены северного притвора (над входом в храм) была установлена ярусная колокольня (в стиле позднего классицизма) . Работы по ней были окончательно завершены к 1821 году.

Она представляет собой трехъярусное сооружение (37 метров) , с «железными боевыми часами с четвертями» и венчает её высокий шпиль с яблоком и крестом.

К собору ведут две каменные лестницы , где возле ближней из них от Анастасьевских ворот установлены:

- старый валун (слева по движению к собору) с поминальным крестом и

- памятная доска (справа по движению к собору) в память о саперах 12 инженерной бригады РВГК (9 чел.) , погибших при разминировании обители 13 июля 1944 г.

Два других монастырских храма, к сожалению, до настоящего времени не сохранились:

- Никольская церковь - деревянная трапезная церковь в честь святителя Николая архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, построенная у подножья Святой горы в конце XVI века (1575) . В 1784 году она сгорела во время пожара и к 1786 г. была выстроена («... в длину 6 сажень, в ширину 2 сажени 2 аршина») на прежнем месте из камня, как теплый храм. Однако в годы Великой Отечественной войны её полностью разрушили.

Как воспоминание о ней сохранились Никольские ворота , подле которых данный храм когда-то располагался, и ведут они со Святого на черный (торговый) двор монастыря;

- Пятницкая церковь (церковь св. вмч. Параскевы Пятницы) , которая возвышалась над Святыми вратами, а после 1795 года была перенесена за стены монастыря и в дальнейшем использовалась как приходская церковь слободы Тоболенец с особым причтом из белого духовенства.

В 1944 году, в ходе освобождения псковской земли от немецко-фашистских захватчиков она была также разрушена и на её месте (на мемориале погибших воинов, что территориально примыкает к монастырю) в память об этом установлен памятный крест .

Однако в перспективе планируется воссоздание данных храмов обители, как и часовни у Анастасьевских ворот;
дом настоятеля , гостиница (1824, 1911) , выходящий своей восточной стороной на улицу.

В память о пребывании А.С. Пушкина в монастыре в его стену вкраплен мозаичный портрет поэта;
Святые (Пятницкие) врата , находящиеся рядом с домом настоятеля, вблизи утраченной Пятницкой церкви;
Анастасьевские ворота (по названию несохранившейся Анастасьевской часовни, находившейся у входа в монастырь) , к которым примыкает старинный каменный светелок для привратника .

В нём (светелке) А.С. Пушкин изучал монастырский архив и читал книги из библиотеки обители, работая над драмой «Борис Годунов».

Кстати, настоятель тогдашнего монастыря - игумен Иона (осуществлявший духовное наблюдение за поэтом, когда он в ссылке, жил в Михайловском) , стал одним из прототипов летописца Пимена в указанной трагедии…;

служебные постройки :

- братский корпус с трапезной (1820) ;

- административные и подсобныездания;

- церковную лавку с небольшой летней трапезной для паломников ,

рядом с которой расположен большой осколок колокола , заказанного игуменом Иннокентием, изготовленным на заводе Тюленева в Москве в 1753 году;

- воскресная школа (расположенная за территорией обители, через дорогу, напротив дома настоятеля) .

По периметру монастырь обрамляет валунная ограда (1833) ,

на изгибах которой располагаются небольшие декоративные башенки .

С восточной стороны ограда разрушена, но судя по земельным «наброскам» (работам), возможно, что она будет всё же когда-то восстановлена…

На Святой горе, у алтарной стены Успенского собора находится последний земной приют А.С. Пушкина, над которым установлен надгробным памятник (из итальянского мрамора) , выполненный по заказу вдовы Пушкина (Н.Н. Гончаровой) петербургским мастером монументальных дел А.М. Пермогоровым. На памятнике выбита надпись: «Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 года, скончался в С.- Петербурге 29 января 1837 года» , а на нём стоит иконка Божией Матери и всегда лежат живые цветы.

И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать,
Но ближе к милому пределу
Мне все б хотелось почивать.

И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.

Рядом с могилой поэта расположен фамильный некрополь Ганнибалов-Пушкиных (право иметь на территории обители семейное кладбище О.А. Ганнибал получил за особо щедрые пожертвования на нужды монастыря) , где похоронены: дед поэта - Осип Абрамович Ганнибал (1806) , бабушка - Мария Алексеевна (1818) , мать - Надежда Осиповна (1836) и отец - Сергей Львович (1848) . Младший брат поэта - Платон, умерший в 1819 году, похоронен, вероятно, в самом соборе.

С другой стороны Успенского собора, напротив входа, сохранились остатки памятных крестов старого погоста.

И левее Анастасьевских ворот (на пригорке, за монастырскими стенами) также сохранились следы старого некрополя - множество каменных крестов...

Напротив Анастасьевских ворот, перейдя площадь (образованную перекрестком дорог) в небольшом сквере установлен (с 1959 года) хорошо известный по многочисленным фотокарточка памятник А.С. Пушкину (скульптора Е.Ф. Белашовой) .

А с западной стороны обители (рядом со Святыми вратами) , как уже говорилось, примыкает мемориал советским воинам , погибшим в годы Великой Отечественной войны при освобождении поселка и его окрестностей…

Монастырский скит расположен в заброшенной деревне Столбушино (Новоржевского района) : прямиком до него 15 километров, если ехать по шоссейной дороге (не считая последних 7-8 км) то будет все 60

Подъезжая к нему, его гостей встречает среди деревьев деревянная церквушка ,

а сам скит расположен в исключительно живописной местности на возвышенном берегу, огибаемом с трех сторон Столбушинским озером

и издали примечается маковками куполов.

В скиту находится ныне восстанавливаемая церковь в честь Успения Божией Матери .

Храм является одним из уникальных памятников времени екатерининского барокко и может быть поставлен в ряд с лучшими образцами провинциальных культовых построек второй половины XVIII века (построен в 1787 году на средства местного помещика - подполковника Николая Савича Бороздина) .

Это бесстолпный, крестообразный храм (типа - восьмерик на четверике) , с ограненными северным и южным концами. С запада к основному объему примыкают два придела (южный - Николаю Чудотворцу , северный - Сергию Радонежскому ) и трехъярусная колокольня (где было когда-то 6 колоколов) .

До 1962 года храм был действующим. После перевода последнего настоятеля (протоиерея Александра Михайлова) в другую церковь, службы в здесь прекратились, а жизнь прихода остановилась (а в дальнейшем и деревенская жизнь, вообще, «замерла») .

Храм, оставшись без присмотра, полностью утратил свой интерьер и утварь, а к началу XXI века под действием времени - сильно разрушился.

В 2005 году по благословению архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия храм был передан Святогорскому монастырю (под скит) и в нём начались ремонтно-восстановительные работы…

В настоящее время работы близки к завершению.

Ощущение от пребывания в данном храме очень необычное. Большое количество окон, делают его воздушным, а продолговатая форма церкви, расположенной вблизи берега озера, создает ощущение присутствия на корабле, на котором можно достигнуть тихой пристани Царства Небесного…

Вокруг церкви располагается старый деревенский погост , где можно даже обнаружить могилы XIX века…

Поскольку скит расположен в заброшенной деревне, то и из «местных жителей» здесь имеется несколько монахов и с десяток трудников, возвращающих жизнь в эти места.

Большинство из трудников, что работаю здесь, пришли сюда, как любят у нас говорить социологи, с низких ступеней социальной лестницы - «потерявшиеся» в жизни (работе) люди… Но пообщавшись с ними, не встретил среди них опустившихся, асоциальных элементов. Напротив, несмотря на пережитые ими катаклизмы, они сумели сохранить в своих душах оптимизм, интерес к жизни, умея довольствоваться и радоваться тому малому, что у них нынче имеется. Есть среди них люди и художественных, и рабочих профессий, что очень помогает в строительстве скита.

А строительно-хозяйственных работ здесь более чем достаточно.

Помимо восстановления храма (духовного центра скита) здесь ведутся работы:

● по строительству жилых помещений (для монахов, трудников и в перспективе - паломников) . Строятся небольшие, компактные домики, очевидно, чтобы сохранить существовавшую ранее в данном удаленном уголке Псковщины архитектурную концепцию деревенского жилья;

● построена птицеферма , со своим «гусинным общежитием» и даже «ветлечебницей». Как мне говорил «главный по гусям», она является, наверное, самой крупной в области (более 3000 птиц) . И действительно, рядом с фермой (в момент моего пребывания в скиту) , поле было усыпано бело-серыми тельцами, пощипывающими сочную травку. А таких полей здесь несколько (которые поочередно используются на замену, пока на других взрастёт свежая зелень) .

Но даже несмотря на имеющуюся «гусиную ферму», некоторые из птиц каким-то непонятным образом все равно «гуляли» сами по себе по скиту…;

● имеется своё небольшое животноводческое хозяйство , особую гордость в котором составляют свиньи.

Специально зашел посмотреть на них в загон, где увидел откормленных хряков в три (а может и все четыре?) центнера каждый…;

● в одной из деревянных построек оборудован молочный цех , где готовят молочнокислую продукцию. Несмотря на деревенские условия, внутри цеха чистота, а судя по лежащим там белоснежным халатам, шапочкам, бахилам, а также идеальному внутреннему порядку - очевидно, и стерильно.
Кстати, продукция, что производится здесь (это не только кисломолочные изделия, но и различные целебные чаи из трав, мёд, варенье, сбитень и др.) можно купить не только здесь и в церковной лавке монастыря, но и в соответствующих магазинах Псковщины...и даже в Москве…;

● имеется своя слесарная и столярная мастерские , позволяющие вести громоздкие работы с деревянными конструкциями внутри них (в непогоду) - на фотографии, что выше, она слева ;

● строится гараж (за мастерской) ;

● в одном из сохранившихся деревенских зданий (на фотографии, что выше, оно справа) оборудована трапезная - просторная изба с русской печкой, широкими деревянными столами и лавками, где «местные жители» перед приемом пищи читают молитвы и трапезничают под звуки духовной музыки. Мне любезно предложили испробовать, что «Бог послал». В тот день было довольно жарко и я, чтобы не обидеть хозяев, выпил только компот. Такого вкусного и насыщенного ягодами напитка, пожалуй, я давно не пробовал (может от того, что пробовал его после «прогулки» на свежем воздухе) ;

● чуть в стороне (рядом с трапезной) расположена летняя столовая-беседка ,

пройдя мимо которой можно спуститься на оборудованную «пристань », выходящую вглубь озера

и откуда открываются живописные виды на окрестности.

Как немыми свидетелями того, что на месте скита когда-то располагалась деревня, стоят чудом сохранившиеся здесь несколько старых изб : уже заросшие травой, а местами даже покосившиеся…

А покидая скит, его посетителей провожает поминальный крест , стоящий прямо у проселочной дороги (невдалеке от крайней в деревне избы) , как бы напоминая о том, где Вы только что побывали и куда мы все когда-то придём…

Для тех, кто заинтересовался историей обитель - небольшая видеозарисовка о Святогорском монастыре…

Году после чудесных явлений в блаженному отроку Тимофею иконы Божьей Матери на Синичьей, а отныне прозванной Святой горе. В этом же году был построен крестово-купольный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы , с повышенными подпружными арками, трехапсидный . В благодарность за скорые работы по постройке обители царь одарил её дорогими книгами, ризами, а звонницу - колоколом. Постройка "обители каменной" была важной в деле укрепления рубежей с Литвой - монастырская крепость представляла важное звено обороны на рубеже Воронича . Мощные стены защищали обитель во время долгой и кровопролитной Ливонской войны и смуты в Московском царстве. Во время нашествия захватчиков Святогорский монастырь укрывал в своих стенах жителей окрестных селений, а монахи защищали Псковскую землю.

Статистика

  • первая пол. XIX в. - 10 человек
  • ок. середины 2000-х - ок. 25 послушников и монахов

Храм, архитектура, некрополь

Успенский собор

Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы был построен в году псковскими мастерами в соответствии с традициями местного храмового зодчества. Собор состоит из центрального четверика (его стены полутораметровой толщины, сложены из камня-плитняка) и двух приделов , пристоенных в XVIII веке. Южный придел Успенского собора в честь иконы Божией Матери Одигитрии был пристроен в году на средства владельца поместья Алтун в Новоржевском уезде князя Львова, здесь обычно происходило отпевание усопших. Северный придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы был построен на средства псковского помещика Карамышева в году, под придельным престолом был устроен фамильный склеп-усыпальница Карамышевых.

Служебные постройки

На начало XXI века сохранились братский корпус года, колокольня года, дом настоятеля года, валунная ограда с Анастасьевскими и Святыми воротами