Иерусалимский храм: между Христом и Иродом. Библейские карты

События, связанные с пребыванием Иисуса на территории Храмовой горы, описаны евангелистами довольно скупо. Впервые Храм упоминается в Евангелии от Луки (2:22-38), когда младенца Иисуса приносят в Храм для совершения обряда посвящения.

Затем Он попадает в Храм 12-летним мальчиком, вступает в беседу с мудрецами Торы, и те дивятся "разуму и ответам Его" (Лука 2:42-47).

Прошли годы, и Иисус приступает к Своему служению. Как и положено Законом, Он должен совершать паломничества на храмовые торжества, которые проводятся трижды в году: осенний праздник Кущей (ивр. – Суккот ) и два весенних праздника, Пасха (ивр. – Песах ) и Пятидесятница (ивр. – Шавуот ).

Кроме того, Иоанн повествует еще об одном празднике, на который приходил Иисус: "Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления, и была зима" (Иоанн 10:22). Речь идет о зимнем празднике Хануке, посвященном обновлению Храма, когда, после победы восстания Маккавеев над греческими захватчиками иерусалимский Храм был "очищен от языческой скверны" , т.е. полностью обновлен.

Евангелия описывают несколько событий, произошедших в Иерусалиме во время праздненств. Об одном из них,"изгнании торгующих из храма" , мы уже упоминали. Другое событие происходит в дни празника Кущей...

В эти дни первосвященники, по древней традиции, совершали торжественный обряд – возливали воду на храмовый жертвенник. Эту воду носили из расположенного в южной части города бассейна Силоам (ивр. – Шилоах ), ибо сказано в книге пророка Исайи (12:3): "И в радости будете почерпать воду из источников спасения…" .

"В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей" (Иоанн 7:37). Этот "последний великий" день называется на иврите "Хошана Рабба" (дословно – "мольба о Великом Спасении" ).

Пройдет немного времени, и с мольбой "Осанна!" (арам. – "Хошиа на" ) к Нему обратятся многие, вышедшие встречать Его на въезде в Иерусалим . В переводе с арамейского "Хошиа на" означает "спаси нас, Господи, просим" . А имя Иисус, на иврите – Йехошуа , имеющее тот же корень, что и Хошана , переводится как "Господь-Спаситель" .


На следующий день Иисус вновь пришел в Храм, "и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их. Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии …" (Иоанн 8:2,3). Лицемерно называя Христа "учителем", они пытаются устроить Ему "экзамен" на знание Торы: "Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?" (Иоанн 8:5).

Но вот что написано об этом в Законе, о котором так пекутся фарисеи: "...если изменит кому жена, и нарушит верность к нему, пусть приведет муж жену свою к священнику и принесет за нее в жертву десятую часть ефы ячменной муки..." (Числа 5:12,15).

То есть, тут налицо явное нарушение Закона: женщину должен привести в Храм ее муж, а уж никак не "книжники и фарисеи" ! Но не желая явно обличить фарисеев в их грехе – сознательном искажении слов Моисея, Иисус отвечает уклончиво: "кто из вас без греха, первый брось на нее камень" (Иоанн 8:7). И толпа молча расходится в разные стороны, оставив Иисуса наедине с женщиной: "Я тебя не осуждаю. Иди, отныне больше не греши!" (Иоанн 8:11).

Следующий случай также повествует об "экзамене", который так любили устраивать Иисусу его идейные противники. Речь идет об эпизоде, когда "Он учил народ в храме и благовествовал, приступили [к Нему]первосвященники и книжники со старейшинами…" (Лука 20:1). Они принесли Ему монету с изображением римского императора, что само по себе уже было нарушением храмовых порядков , и задали провокационный вопрос: "позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет?" (Лука 20:22).

Ответ Иисуса известен даже тем, кто ни разу не открывал Евангелий: "Отдавайте же кесарево кесарю, а Божие – Богу!" .

И еще один эпизод, произошедший в Храме, который породил крылатое выражение: "внести свою лепту" . Лепта – это мелкая монета в древней Греции, сродни нашей копейке. Подойдя к месту, где совершались храмовые пожертвования, Иисус "увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты…" (Лука 21:1,2).

Не будем придираться к авторам Евангелий, написанных по-гречески. Видимо, они просто не знали, как называлась в те времена самая мелкая "храмовая" монета, ведь "инвалюту" в Храм проносить было запрещено. А может быть этот запрет и не распространялся на столь мелкую монету, как лепта? Главное не в этом, а в том, что сказал Иисус Своим ученикам, глядя на это: "истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела" (Лука 21:3,4).

И вслед за этим, когда "некоторые говорили о храме, что он украшен дорогими камнями и вкладами", прозвучало грозное Его пророчество: "придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено" (Лука 21:5,6).

Три десятилетия спустя, в 70 году нашей эры иерусалимский Храм был полностью разрушен воинами полководца Тита...

Владислав Кипнис – руководитель проекта "Путешествия по Святой Земле".

Специалист в области естествознания, истории, религии, кандидат биологических наук.

Организует экскурсии по христианским и иудейским святыням Израиля.

Телефон: +972 544 70 35 19

Дополнительная информация на сайте

Храм Иисуса Христа Святых последних дней

Солт-Лейк-сити

Храм в Солт-Лейк-сити был шестым мормонским храмом, построенным Церковью Иисуса Христа Святых последних дней.

Церковь Иисуса Христа Святых последних дней считает себя восстановленной раннехристианской церковью, созданной Иисусом Христом, которая исчезла в результате великого отступничества, последовавшего вскоре после смерти Апостолов Христа.

В соответствии с учением об откровении «святые последних дней» верят в то, что Иисус управляет организацией под руководством Небесного Отца, открывая свою волю её президенту, которого члены организации считают пророком, провидцем и носителем откровения. Церковь осуществляет широкую миссионерскую программу, в задачи которой входят не только проповедь, но и оказание гуманитарной помощи по всему миру. Членов организации призывают соблюдать сексуальную чистоту, заботиться о здоровье, поститься, соблюдать День Субботний, а также отдавать организации 10 % своих доходов – десятину.

Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны) считает, что она была основана Джозефом Смитом 6 апреля 1830 года на западе штата Нью-Йорк в городе Манчестере. Смит стремился основать в Северной Америке Новый Иерусалим под названием Сион.

На сегодняшний день мормоны в Солт-Лейк-сити составляют большую часть населения. Как и сотню лет назад, в современных мормонских семьях проживает по несколько жен. Количество жен зависит только от статуса главы семьи. Чем выше статус, тем больше жен и детей. Чаще всего вступают в брак с молодыми девушками 13 – 15 лет. Количество жен может колебаться от двух до десяти, а число детей может достигать полусотни. Неудивительно, что этот город занимает первое место в стране по рождаемости. Религиозный ритуал вступления в брак не признан официальным, но традиции мормонов спокойно уживаются с законодательством. Женщины одной семьи вместе готовят еду, обучают и воспитывают детей. Мужья занимаются физическим трудом, а также финансовыми вложениями или бизнесом.

Центром города, до сегодняшнего дня, является Храмовая площадь, на которой находится штаб-квартира и собор Церкви Святых последних дней. Каждый день на закате выступает известный хор, что стало особенной достопримечательностью города.

Храм занимает площадь более 40 тысяч кв. м, но доступ к нему разрешен не каждому. При этом окружающий его парк и другие постройки на его территории открыты для публики. Площадь храма, которая составляет 4 га, окружена высокими белыми стенами.

Построение храма в Солт-Лейк-сити заняло сорок лет, и он является символом самоотверженности и стойкости Святых последних дней. Это также наиболее известный храм Церкви в мире.

В конце июля 1847 года пионеры Святых последних дней вошли на территорию долины Соленого озера, построение храма началось 14 февраля 1853 года. Поблизости было найдено гранитное месторождение, и рабочие начали вручную доставать мощные гранитные блоки весом от 1300 до 2500 кг. Эти камни перевозились к храму в повозке для транспортировки на быках (позднее по железной дороге). Большинство рабочих были простыми волонтерами, которые, несмотря на трудности обустройства на новом месте, безвозмездно отдавали работе свое время и силы.

Архитектурный стиль храма часто называют готическим.

Фундамент был построен, но рабочие обнаружили трещины на плитах. После этого фундамент был разрушен и начат заново. Для этого использовались новые каменные плиты, но уже без скрепляющего раствора.

Мормоны неустанно трудились над строительством храма площадью в 253,015 кв. м. После окончания работ над фасадом, художники и мастера начали отделку 170 комнат. Внутренняя отделка была закончена через год и через сорок лет после объявления о постройке храма. Храм в Солт-Лейк-сити стал самым большим храмом в мире: 12 комнат запечатывания и 4 комнаты для обрядов (после многочисленных реконструкций). Этот храм так и остается самым большим храмом, даже после возведения более ста храмов Церкви по всему миру.

Особый восторг вызывает статуя ангела Морони, располагающаяся на центральном шпиле храма, высотой в 63 м.

Освящение храма состоялось 6 апреля 1893 года. Как только храм освящен, только те верующие, которые прошли предварительные шаги посвящения – покаяние, крещение и подтверждение, – могут войти в храм. Им выдаются сертификаты, называемые рекомендацией храма, которая дает право посещения мормонских храмов.

Из книги Культура древнего Рима. В двух томах. Том 1 автора Гаспаров Михаил Леонович

Время последних Антонинов Поздний период расцвета римского искусства, начавшийся в последние годы правления Адриана и при Антонине Пие и продолжавшийся до конца II в., характеризовался угасанием патетики и помпезности в художественных формах. События тогда

Из книги Крах США. Вторая гражданская война. 2020 год автора Читтам Томас Уолтер

Из книги Благодарю, за всё благодарю: Собрание стихотворений автора Голенищев-Кутузов Илья Николаевич

Из книги О подражании Христу автора Кемпийский Фома

«В моих последних, татарских…» В моих последних, татарских, Еще не крещенных глубинах Над пеплом усадьбы барской Слышится свист Соловьиный. Мне видится дикое поле, Дотла сожженные сёла. О вольная воля, Разбойничьей песни веселость! Во мне пламенеет, клубится Вся

Из книги Тайные общества. Обряды инициации и посвящения автора Элиаде Мирча

ИЗ ПОСЛЕДНИХ СТИХОВ (1957-1969) «Жизнь моя висит на тонкой нити…» Жизнь моя висит на тонкой нити У зияющей черты. Еле видимую не сучите, Парок сухопарые персты. Мне назначенное совершенство, Знаю, не достиг вполне, Но богов я чувствовал блаженство, Подымаясь на большой

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Глава 13. О послушании смиренного примеру Иисуса Христа - Сын Мой, кто старается уклониться от послушания, сам себя уклоняет от благодати, и кто ищет себе особенного, теряет то, что всем вообще дано. Если кто не покоряется начальнику своему охотно и по доброй воле, значит,

Из книги 125 запрещённых фильмов: цензурная история мирового кинематографа автора Соува Дон Б

Из книги Лондон автора Воронихина Людмила Николаевна

Психологический портрет Александра последних лет жизни В последние годы жизни Александр производил впечатление утомленного жизнью человека. Известны его слова, сказанные в 1824 г.: «Когда подумаю, как мало еще сделано внутри государства, то эта мысль ложится мне на

Из книги Шут и Иов автора Лебедев Игорь Александрович

БАННИ ЛЕЙК ПРОПАЛА BUNNY LAKE IS MISSING Страна-производитель и год выпуска: США, 1965Компания-производитель / дистрибьютор: Columbia PicturesФормат: звуковой, черно-белыйПродолжительность: 107 минЯзык: английскийПродюсер: Отто ПремингерРежиссер: Отто ПремингерАвторы сценария: Мэрриам

Из книги Великие шедевры архитектуры. 100 зданий, которые восхитили мир автора Мудрова Анна Юрьевна

Из книги Удельная. Очерки истории автора Глезеров Сергей Евгеньевич

Молчание Иисуса Где бы ты ни был, что б ты ни делал, между землёй и небом война. Виктор Цой Многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Ио 16, 12 Учитель церкви Ориген (III в. н. э.) сообщает нам - «Слово Божье говорил Иисус ученикам своим особо (втайне) и большей

Из книги Прогулки по Петербургу с Виктором Бузиновым. 36 увлекательных путешествий по Северной столице автора Перевезенцева Наталия Анатольевна

Храм Христа Спасителя Москва Храм был воздвигнут в память о наполеоновском нашествии. Строительство продолжалось почти 44 года: закладка произошла 23 сентября 1839 года, освящение – 26 мая 1883 года. Храм Христа Спасителя создавался как благодарственный храм – памятник Христу

Из книги Над строками Нового Завета автора Чистяков Георгий Петрович

Двадцать последних лет И все-таки Удельная, превратившаяся в середине 1960-х годов из предместья в район новостроек, не стала заурядным спальным районом. И сегодня многое напоминает здесь о старой Удельной, что придает неповторимое очарование этому уголку Петербурга.

Из книги Глобальное управление и человек. Как выйти из матрицы автора Ефимов Виктор Алексеевич

«Там храм оставленный – все храм…» Мы стоим на углу Полтавской улицы и Невского проспекта, вернее – той его части, которая до сих пор неофициально называется Старо-Невским. Район, по которому пролегает сегодня наш маршрут, принадлежал ранее к Александро-Невской части

Из книги автора

Искушения Иисуса Христа После крещения в водах иорданских Спаситель был возведен Духом в пустыню. Об этом рассказывает сначала Евангелие от Матфея, а затем – Евангелие от Луки.«И, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» (Мф 4: 2).Мы знаем, что этот

Какими воротами вошла Богородица во время Введения во храм, где находились столы менял, перевернутые Господом Иисусом Христом, где собирались апостолы и мог ли храм взорваться до изобретения пороха, рассказывает археолог священник Александр Тимофеев, заведующий кафедрой Библеистики Московской духовной академии:

Храмовая гора. Фрагмент карты Иерусалима времен Господа Иисуса, составленной о. Александром Тимофеевым. (нажмите для увеличения)

Второй больше первого

Храм, в котором происходили многие события новозаветной истории - где пребывала Пресвятая Богородица после Введения, увидел архангела Гавриила первосвященник Захария, отец св. Иоанна Крестителя, проповедовал Сам Господь Иисус Христос, собирались апостолы после Пятидесятницы - называется "вторым".

Первый был построен Соломоном в Х в. до н.э., во время апогея могущества его царства и разрушен при вавилонском царе Навуходоносоре в 586 году. Пятьдесят лет спустя персидский царь Кир Великий разрешил иудеям вернуться в Иерусалим и отстроить храм.

Восстановленное после Вавилонского плена Зоровавелем здание храма и называется «вторым». Со временем храм обветшал, да и с самого начала он был настолько скромнее прежнего здания, так что те иудейские старики, которым довелось видеть в детстве первый храм, пережить плен и вернуться, не могли смотреть на новый храм без слез.

Со времен независимого государства Хасмонеев в Иудее существовала идея украсить и увеличить храм. Перестройка началась при Хасмонеях, когда была построена большая платформа, однако радикальная реконструкция была начата в 20 г. до н.э. Иродом Великим. Он увеличил площадь храмовой горы примерно в два раза - сегодня она примерно равна 20 футбольным полям - выровнял ее и увеличил размеры самого храма.

Площадка храма возвышалась над иерусалимскими улицами примерно на 30 м, а сам храм полностью доминировал над городом. По, свидетельству Иосифа Флавия, на него тоже невозможно было смотреть без слез. Только теперь слезы были вызваны отблесками солнечных лучей, отражавшихся от золотой кровли и отполированного белого мрамора стен храма.

Хотя внешне храм был великолепен, первому, Соломонову, он уступал в главном. Первый храм был освящен присутствием Божиим и «слава Господня наполнила храм Господень» (3Цар.8:11), а в самой сокровенной части храма - Святом Святых (давире) находился Ковчег завета. В грандиозном храме Ирода Святое святых было пусто, так как Ковчег, как известно, таинственно исчез еще во время разрушения города вавилонянами.

Однако пророки предсказывали, что слава второго храма будет больше первого. И это сбылось, Введение во храм Богородицы символически означает как раз восстановление благодати и славы Божией в лишенном ее храме. Как поется в кондаке праздника, Дева входит в храм, «благодать совводящи». Ковчег Завета исчез, но в храме была Дева, которая в гимнографии часто сравнивается с Ковчегом, в котором пребывало Воплотившееся Слово Божие.

Восток - Запад

Ирод перестраивал храм в соответствии со вкусами своего времени - зеленый и белый мрамор, эллинистические колоннады, коринфские ордера, фонтаны. Здание храма и фасад были увеличены примерно вдвое. Вместо двух колонн Соломонова храма - Воаза и Йахина - теперь фасад украшали четыре колонны.


Тем не менее все, что касается богослужения осталось в неприкосновенности. Сохранились размеры и пропорции основных помещений храма - Святого святых (куда первосвященник входил только один раз в год, на праздник Йом-Кипур), Святого (основного помещения храма, где находились столы предложения, семисвечники и жертвенник кадильный).

Известно, что в храме была двойная завеса, которая отделяла Святое от Святого святых. В Талмуде есть указание на то, как завеса разодралась надвое во время землетрясения, и люди, которые не должны были видеть Святое святых, его увидели, после чего и была сделана двойная завеса. По всей видимости, что речь идет именно о евангельских событиях, когда завеса разодралась во время Распятия Спасителя.

Точное местоположение храма определить не удается. Наиболее распространенная версия, что храм находился на месте мечети Куббат ас-Сахра (Купол скалы), а Святое святых на месте собственно той части скалы, которая сокрыта в мечети.

Здание храма находилось в центре внутреннего двора, в котором находились жертвенник всесожжения и умывальник. Двор разделялся на Двор священников (на западе) и Двор Израиля (на востоке), Платформа внутреннего двора.


Место трубления

Прежде чем подойти к лестницам, приводившим с внешнего двора во внутренний, посетитель Храма встречал барьер из резного камня. Этот барьер окружал внутренний двор со всех сторон. На равном расстоянии друг от друга на нём были укреплены таблички с надписями на греческом и латинском языках, предупреждавшие, что неевреям под страхом смерти запрещено входить на священную территорию храмового двора. Помните, в Деяниях апостольских иудеи обвиняют Павла в том, что он ввел в храм эллина Трофима?

Стена внутреннего двора была настолько укреплена, что по Флавию, во время штурма храма римлянами несколько дней выдерживала удары осадных машин.

Во внешнем дворе храма находились помещения для назореев и девственниц, прообразы будущих монастырей. Вероятно, Пресвятая Дева пребывала в одном из таких помещений.

В сам двор пригонялись жертвенные животные, располагались лавки и столы менял - те самые, которые опрокинул Христос.

Храмовая платформа позволяла вместить колоссальное число молящихся, несколько десятков и даже 100 тысяч человек.

По краям внешнего двора храма был построен портик, а южная часть платформы была еще более увеличена для того, чтобы построить царский портик, выполненный в стиле античной стои. До сегодняшнего дня сохранился фрагмент лестниц, по которой поднимались к царскому портику - знаменитая «арка Робинсона», находящаяся неподалеку от Стены плача.

Восточная колоннада и была тем притвором Соломоновым, в котором после Пятидесятницы собирались апостолы и первые последователи Церкви Христовой.

Реконструкция

Фрагменты храма сохранились до наших дней. Так сохранился мрамор, которым были украшены портики по краям храма, а одна из храмовых колонн и сегодня находится наподалеку от Троицкого собора Русской Духовной миссии. Она треснула при подъеме, и ее так и оставили на месте. По ее размерам мы можем судить о масштабах колоссального строительства, предпринятого Иродом.

Каким в точности было внутреннее убранство храма мы не знаем, поскольку внутрь могли входить только священники, а в Святое святых только первосвященник. Мы примерно знаем, каковы были размеры и формы семисвечника - на барельефе арки Тита в Риме есть изображение солдат, несущих его.


Aрка Тита

Все остальное - это реконструкции. Существуют изображения внешнего портика храма - его фасада, выходившего во двор, перед которым стоял жертвенник. Сохранились иудейские монеты начала II в. Во время восстания бар Кохбы, объявившего себя мессией и пожелавшего освободить Иерусалим из-под власти римлян, чеканились монеты с изображением храма. Видимо люди еще хорошо помнили, как храм выглядит. По этим монетам можно представить себе античный портик и по две колонны с двух сторон от входа с огромными золотыми воротами, которые, по Иосифу Флавию с трудом могли открыть 20 священников.


Монета бар Кохбы

Существует также изображение храма на покрытой золотом тарелке, которое совпадает с изображениями на монетах.

Реконструкция храма сделана иудейским Институтом храма согласно тексту талмудичсеского трактата «Миддот». Надо сказать, что авторы трактата жили несколько поколений спустя, и только по косвенным данным могли представить себе храм и скорее моделировали некий идеальный храм, который мог бы стать основой для его воссоздания. К этим реконструкциям нужно относиться с некоей осторожностью.

Взорванный храм

Храм приобрел свою форму ко времени проповеди в нем Господа Иисуса Христа, хотя его отделка продолжалась также впоследствии, и в итоге так и не была завершена. Принято считать, что храм доделывали где-то до 66 г., т.е. до начала того самого иудейского восстания, которое привело к осаде Иерусалима и окончательному разрушению храма.

При взятии Титом Иерусалима в 70 году храм сгорел. Как свидетельствует Иосиф Флавий, Тит не хотел учичтожать храм и собирался либо сохранить его как архитектурный шедевр, либо приспособить его для каких-либо иных нужд. Тем не менее, храм был подожжен, а поскольку при нем хранились большие запасы дерева для жертвоприношений и масла для возжигания светильников и лампад, то огонь быстро распространился и храм… взорвался. Как известно, известняки и мрамор при нагревании расширяется и взрывается, поэтому обломки храма могло на сотни метров раскидать от горы Мориа. Возможно, была даже серия взрывов. Несколько таких обломков было обнаружено при археологических раскопках недалеко от платформы храма.

Иерусалим был сильно разрушен, поэтому многие фрагменты храма могли быть использованы в строительстве при Адриане, когда город был превращен в колонию Элия Капитолина.

Раскопки вокруг да около

Непосредственно под храмовой платформой никто не ведет исследования, а на самой платформе не проводит раскопок, потому что это способно взорвать и без того сложную политическую обстановку на Ближнем Востоке. Оставим сообщения об этих раскопках ищущим сенсации СМИ, писателям-фантастам и конспирологам.

Вспомним пример британского археолога Чарльза Уоррена. В конце 1860-х, т.е. в относительно стабильное время османского владычества над Палестиной он пытался прорыть тоннель под Храмовой горой и столкнулся с резким неприятием мусульман, которые подозревали его в том, что он хочет подкопаться под мечеть Аль-Акса, разрушить ее и тем самым открыть для иудеев возможность восстановить храм.

А вот тоннели времени Хасмонеев, расположенные вдоль храмовой платформы, действительно исследуются, и я там бывал. Вдоль храма тянулся акведук, и мне приходилось не одну сотню метров проползать по этим акведукам.


о. Александр Тимофеев на раскопках в Иерусалиме

По большому счету все исследования храмовой платформы сводились к двум периодам. Один - время, когда турецкие власти допускали британцев в ΧΙΧ веке и затем во времена британского мандата в Палестине до Второй мировой войны, и короткий период после Шестидневной войны 1967 года, когда Израиль захватил Восточный Иерусалим. Тогда в течение нескольких месяцев шли исследования под руководством израильского археолога Меира Бен-Дова, но это были в основном обмеры, без раскопок. О результатах и возможных вариантах реконструкции храма написана книга участника раскопок Лина Ритмеера «The Quest - Revealing the Temple Mount in Jerusalem».

Вся территория храмовой платформы принадлежит мусульманам. Раскопки ведутся с западной и южной части платформы, на территории иудейского квартала. Там было найдено довольно много интересных объектов и предметов. Была найдена улица времен Ирода, на обломок каменной ограды с надписью «место трубления» около т.н. «арки Робинсона». Вероятно, именно отсюда диавол предлагал Господу броситься вниз. Были найдены лестницы и подъемы на храмовую платформу с южной стороны, т.н. двойные и тройные ворота. Сейчас они замурованы, но во времена Христа ими входило в храм большинство народа, в том числе Сам Господь и апостолы. Этими же воротами, возможно и входила и процессия назареян - Иоаким, Анна, их Ребенок и девы со свечами…

Во времена Ветхого Завета Бог следовал такой схеме: для учреждения Своей Церкви Он назначал Пророков, таких как Адам, Енох, Ной, Авраам и Моисей.

Послушание или отступничество

Как написано в Библии и в Книге Мормона, когда на Земле жил Пророк и группа людей соблюдали заповеди, народ наслаждался всеми благословениями истинного учения и таинств, проводимых властью священства. Когда же люди отвергали Пророков, власть священства отнималась у них, и народ впадал в духовную тьму, известную как отступничество. Как в Библии, так и в Книге Мормона много раз описано, как послушание и благословения сменяются нечестием и отступничеством, за которыми следует покаяние и возвращение благословений.

Установленная схема

НА ВСЕМ ПРОТЯЖЕНИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Бог и Иисус Христос открывали путь к Своей Церкви всегда и везде, где люди желали получить ее благословения. Это происходит по следующей установленной схеме.

Пророки, ключи священства и откровение

Действие схемы начинается с того, что Бог, наш Небесный Отец, призывает Пророка, чтобы он вел и обучал народ (см. Амос 3:7). Пророк получает от Бога ключи священства – власть и полномочия руководить работой Бога на Земле. Эта работа включает таинства (или религиозные церемонии), необходимые для спасения, такие как крещение и получения Святого Духа (см. от Иоанна 3:5). Пророк также получает непрекращающееся откровение, или ответы от Бога, связанные с Его волей для людей. Посредством власти и руководства Пророка происходит объединение людей в Церковь, где они могут обучаться Божьим истинам и получать таинства.

Во времена Ветхого Завета Бог следовал такой схеме: для учреждения Своей Церкви Он назначал Пророков, таких как Адам, Енох, Ной, Авраам и Моисей. Следуя этой схеме, Пророки передавали власть священства другим достойным мужчинам, и те становились священниками и учителями, чтобы помогать работе Церкви. В Ветхом Завете вместо обозначения «церковь», как правило, используется слово общество (см., например, Левит 16:33; Числа 27:16–17). Та же схема записана в Книге Мормона, где используется слово церковь .

Церковь во времена Христа

Продолжение и совершенствование схемы

Во время земного служения Иисуса Христа, а также в ходе Его посещения древнеамериканских континентов после Воскресения, Он основал Свою Церковь. Она называлась Церковью Иисуса Христа (см. ), а ее члены именовались Святыми (см. к Ефесянам 2:19–20). Подобно Пророкам, которые предшествовали Ему и свидетельствовали о Нем, Иисус получал наставления и полномочия от Бога, нашего Небесного Отца (см. К Евреям 1:1–2;5:4–6).

Во время земного служения Христа и после Его Воскресения Он основал Свою Церковь.

Организация Церкви

Чтобы установить порядок в Своей Церкви, Иисус посвятил 12 Апостолов и передал им власть и полномочия священства (см. от Марка 3:14; от Луки 9:1–2). Он назначил Петра старшим Апостолом и передал ему ключи для запечатывания благословений на Земле и на Небесах (см. от Матфея 16:19).

Иисус назначил других руководителей священства помогать Апостолам в их служении в Церкви. Он послал служителей, названных Семидесятыми, по двое, чтобы они проповедовали Евангелие (см. от Луки 10:1). В числе некоторых других служителей Церкви были первосвященники, старейшины, епископы, священники, учителя и дьяконы. Помощь всех этих служителей была необходимой, чтобы проводить таинства, обучать членов Церкви и вдохновлять их. Эти служители помогали членам Церкви прийти «в единство веры и познания Сына Божия» (к Ефесянам 4:13). Позднее Апостол Павел сравнил Церковь со зданием, возведенным «на основании Апостолов и Пророков, име[ющим] самого Иисуса Христа краеугольным камнем» (к Ефесянам 2:20).

В Библии о священстве или об организации Церкви и управлении ею рассказывается далеко не все, однако эта книга сохранилась в достаточной мере, чтобы явить нам красоту и совершенство церковной организации. Апостолы получали наказ идти в мир и проповедовать (см. от Матфея 28:19–20). Сами они не могли оставаться ни в одном городе, чтобы руководить новообращенными, поэтому призывали и посвящали местных руководителей священства, над которыми они председательствовали. Апостолы и другие церковные руководители посещали различные подразделения Церкви и писали им послания. Поэтому в Новом Завете приводятся письма от Апостолов Павла, Петра, Иакова, Иоанна и Иуды, в которых даются советы и наставления местным руководителям священства.

В Новом Завете есть указание на то, что такая же церковная организация должна была существовать всегда. Например, после смерти Иуды осталось только одиннадцать Апостолов. Вскоре после вознесения Иисуса Христа на Небеса одиннадцать Апостолов собрались вместе, чтобы избрать кого-то на место Иуды. Через откровение от Святого Духа они избрали Матфия (см. Деяния 1:23–26). Иисус оставил наказ: Церковью должны управлять Двенадцать Апостолов.

Чтобы установить порядок в Своей Церкви, Иисус посвятил 12 Апостолов и передал им полномочия священства.

Великое отступничество

С течением времени народ Господа часто становился нечестивым и погружался в духовный мрак, известный как «отступничество». Так случилось и при жизни Апостолов, управлявших молодой, быстро растущей Церковью. Вместо простых истин, преподанных им Иисусом, некоторые члены Церкви стали учить идеям из своих прежних вероисповеданий. Некоторые открыто выражали свое недовольство. Кроме того, Церковь подвергалась и гонениям извне. Членов Церкви мучили и убивали за их верования. Апостолы один за другим были убиты или взяты с Земли. Из-за нечестия и отступничества апостольская власть и ключи священства были потеряны, или забраны с Земли.

В силу всего этого организация, которую создал Иисус Христос, прекратила свое существование, и началось смятение. В церковное учение проникало все больше ошибок, и вскоре Церковь разрушилась полностью. Промежуток времени после смерти Апостолов Христа, когда истинной Церкви не существовало на земле, называют Великим отступничеством. Этот период длился много столетий.

Джозефу Смиту явились Небесный Отец и Иисус Христос. С этого события началось восстановление Богом истины и власти через Пророка.

В наше время Церковью управляет Пророк, действующий под руководством Господа. Этот Пророк является одновременно и Президентом Церкви. За ним закреплена вся власть, необходимая для руководства работой Господа на земле (см. , ). Президенту помогают два советника. Двенадцать Апостолов, особые свидетели Иисуса Христа, обучают членов Церкви и управляют делами Церкви по всему миру. Другие представители Высшей власти Церкви и генеральные служители трудятся под руководством Первого Президентства и Двенадцати. Чтобы больше узнать об этих церковных руководителях, см. разделы и .

Церковь никогда не будет разрушена

Тысячи лет назад Господь сказал, что Он «воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу… а само будет стоять вечно» (Даниил 2:44). Это царство – Церковь Иисуса Христа Святых последних дней. Хотя в прошлом случались времена всемирного отступничества, Господь обещал, что Его Церковь будет существовать до тех пор, пока не вернется Иисус Христос, чтобы лично править на Земле. Мы, члены Церкви, наделены особой привилегией – наслаждаться многочисленными благословениями, делиться ими с другими людьми и готовиться к приходу Спасителя.

Церковь сегодня

Обещанное возвращение истины

Во время Великого отступничества люди жили в духовном мраке. Спустя примерно 1700 лет после Христа люди стали все больше интересоваться истиной о Боге и религией. Некоторые из них понимали, что Церкви, которую основал Иисус, больше нет на Земле. Некоторые признавали отсутствие откровения и истинной власти от Бога. Настало время восстановить истинную Церковь Иисуса Христа на Земле. Это время было предсказано в Священных Писаниях, которые пророчествовали об утрате истины, а затем – ее восстановлении (см. Деяния 3:20–21; 2-е Фессалоникийцам 2:3). Это восстановление истины также стало исполнением обещания Господа, записанного в Ветхом Завете: «Я еще необычайно поступлю с этим народом, чудно и дивно» (Исаия 29:14).

Еще один Пророк, призванный Богом

Весной 1820 года рядом с Пальмирой, штат Нью-Йорк, произошло одно из важнейших событий в мировой истории. Юноша Джозеф Смит желал узнать, какая из церквей была истинной Церковью Иисуса Христа. Он отправился в рощу недалеко от своего дома и принялся смиренно и сосредоточенно молиться Небесному Отцу, стремясь узнать, в какую церковь ему следует вступить. В то утро произошло чудесное событие. Джозефу Смиту явились Небесный Отец и Иисус Христос. Спаситель велел ему не присоединяться ни к одной церкви, потому что истинной Церкви на Земле не было.

Это событие стало началом восстановления истины и власти Бога через Пророка. Джозеф Смит был призван участвовать в работе по восстановлению истинной Церкви Иисуса Христа. С этого времени Небеса остаются открытыми. В наши дни продолжают приходить откровения через Пророков, избранных Богом.

Возвращение ключей и власти

Позднее другими небесными вестниками – Моисеем, Елиясом и Илией – были восстановлены дополнительные ключи священства (см. ). Благодаря этим событиям священство вернулось на Землю. У современных нам носителей священства есть власть проводить таинства, например, крещение. Они также наделены властью руководить Царством Господа на Земле.

Церковь Христа организована вновь

6 апреля 1830 года под руководством Спасителя на Земле снова была организована Его Церковь (см. ). У Джозефа Смита, получившего ключи священства, была вся власть для этого. Во время земного служения Христа Его Церковь называлась Церковью Иисуса Христа, а ее члены – «Святыми». Сейчас, в более поздний период времени, Его Церковь носит название Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (см. ).

Джозеф Смит был поддержан голосованием в качестве Пророка и «первого старейшины» Церкви (см. ). Позже было организовано Первое Президентство, и он был поддержан в качестве Президента Церкви. В первое время после организации Церкви было заложено лишь ее основание. Сама организация развивалась по мере роста Церкви.

Церковь быстро росла, и вскоре в ней появились те же чины, что и в древней церкви, то есть Апостолы, Пророки, Семидесятые, евангелисты (патриархи), пасторы (председательствующие должностные лица), первосвященники, старейшины, епископы, священники, учителя и дьяконы.

Первое видение

Джозеф Смит и Оливер Каудери получают Священство Мелхиседеково

Джозеф Смит и Оливер Каудери получают Священство Аароново

Джозеф Смит организует Церковь

Выпущены первые печатные экземпляры Книги Мормона

Джозеф Смит становится Президентом и Пророком

Организовано Первое Президентство

Организован первый кол

Организован Кворум Двенадцати

Организован Первый Кворум Cемидесяти

Переход пионеров на запад в Юту

Бригам Янг призван стать Пророком

Посвящен сотый храм этого устроения

13 миллионов членов Церкви

Преподаватель кафедры библеистики Московской Духовной Академии.

Все лекции цикла можно посмотреть .

Господь приходил уже в так называемый Второй храм, который был воссоздан Зоровавелем после возвращения народа израильского из вавилонского плена. Этот храм называется Вторым, потому что богослужение в нем не прекращалось до 70-года – времени разрушения Иерусалима войсками Тита. Хотя храм в значительной степени был перестроен при Ироде Великом.

Если мы сейчас приедем в Иерусалим, то увидим огромную каменную храмовую платформу, возвышающуюся над всем городом. Она, безусловно, занимает доминирующее положение. Мы увидим около стены плача молящиеся толпы паломников и иудеев. На Храмовую гору можно и сейчас подняться по лестнице, но собственно от того храма, в который входил Спаситель, осталось не так много. Вспомните, как Сам Господь говорил апостолам, галилейским рыбакам, которые пришли в Иерусалим и восхищались: «Учитель, посмотри, какие камни, какие здания», Он ответил: «Истинно вам говорю: камня на камне не останется». И, действительно, от храма и храмовых построек практически ничего не осталось, кроме основания храмовой платформы.

Буквально несколько вещей сейчас указывают на то, что когда-то здесь действительно было монументальное сооружение времен Нового Завета. Если прогуляться внутри по храмовой платформе, только в одном месте мы увидим ступеньку, относящуюся к этим времена. (Посмотрите на изображение: вот она перед вами). А снаружи, несмотря на многочисленные перестройки, по-прежнему виден фрагмент арки. Она называется арка Робинсона, по имени человека, который впервые правильно интерпретировал ее как основание моста. (Здесь, в центре снимка, как раз виден этот фрагмент арки Робинсона).

Давайте теперь посмотрим на реконструкцию, где дано примерное изображение всей храмовой платформы времен Ирода младших Иродов – времени максимального расширения этой постройки. Для того чтобы возвести платформу, ряд действий был предпринят еще во времена Хасмонейской династии: платформа была подстроена под храм. Ирод расширил храмовую платформу еще в два раза – это территория, равная по площади примерно 20 футбольным полям, то есть огромная площадь. На ней могло собраться колоссальное количество человек. Постройка была обнесена портиком, или притвором, – такими крытыми колоннадами. Для царя было построено отдельное так называемое Царское стоя, которое представляло по форме базилику. (Посмотрите на изображение этой базилики. Она должна была выглядеть примерно так). Почему Ирод построил для себя базилику в некотором отдалении? Он был человеком мало верующим, но очень суеверным: боялся, видимо, сделать что-нибудь не так и предпочитал наблюдать за богослужением в храме со стороны, чтобы не попасть под какое-нибудь проклятье.

Арка Робинсона, скорее всего, вход в ту самую базилику. А над ней находилось место, – (посмотрите, пожалуйста, на изображение) – которое отмечено надписью на камне, найденной не так давно. Камень лежал прямо под этой стеной и при разрушении храма остался под углом. На нем надпись: «Место для трубления». То есть в какой-то момент, как указано в Священном Писании, при наступлении праздников, новомесячей, нового года, при совершении торжественного богослужения выходил левит и трубил в шофар, специальную трубу, которую было слышно. Это крыло храма, по всей видимости, и фигурирует в Священном Писании в тот момент, когда дьявол искушает Господа: «Сбросься с храма». Разумеется, дьявол ставит Господа на крыло не самого храма, а приводит его на край этой храмовой платформы, примерно на это место трубления. Там действительно большая высота – около 70 метров, и внизу как раз пересечение улиц, торговая площадь, ходит народ. Конечно, было бы эффектно приземлиться именно на этом месте и сразу получить славу великого чудотворца. Но Господь, как мы знаем, отсекает это искушение.

На реконструкции приведено и другое изображение храма – это вид с Елеонской горы. В Талмуде указано, что на Елеонской горе находился жертвенник, в котором сжигали рыжую, почти красную, телицу, и пеплом этой телицы должны быть окроплены все, кто придут для участия в богослужении в храме. По всей видимости, существовал какой-то мост (вот здесь он реконструирован) в виде сводчатого моста, напоминающего римские акведуки, (по которому идет большая процессия из левитов).

Сам храм (посмотрите на этот общий вид) представлял собой великолепное зрелище. Ирод увеличил фасад храма в два раза: если он был 16 метров, то стал 31 с лишним. Фасад был обложен белым мрамором, украшен достойным образом. Теперь этот храм находится в помещениях, где находились и хранилища масла, и древесины, там были помещения, в которых жили люди, посвященные Богу, – своего рода прообраз монастыря. Когда в повествовании о введении в храм Пресвятой Богородицы, дошедшем к нам по преданию, мы слышим, что Пресвятая Богородица поселилась в храме, видимо, подразумевалось именно одно из этих помещений, в которых действительно жили посвященные Богу девы. Разумеется, они должны были жить не в самом здании храма, не в Святое Святых – сюда входил только священник для совершения каждения и принесения крови и только раз в год, в день 07-16 НЕРАЗБОРЧИВО.

Этот храм, блестящий и великолепный по античным меркам, на I век представлял собой, наверное, одно из чудес света. Например, в той же самой римской архитектуре такие мощные аналоги появляются, наверное, только во II веке. Например, комплекс в Пергаме – Трояниум сопоставим по масштабам, но все-таки это II век, на сто с лишним лет позже. Так что храм Ирода действительно должен был производить замечательное впечатление на всех.

Однако мы знаем, что этот храм был построен на неправедные деньги, поэтому и не устоял. Способом получения больших доходов для Ирода были в частности репрессии и проскрипции, когда аристократия, владевшая богатствами, объявлялась врагами царя, врагами государства, у них реквизировалось имущество, и на эти деньги Ирод мог осуществлять довольно большие строительные проекты, в том числе проект храма.

До нашего времени сохранилась, по всей видимости, только одна колонна этого храма, которая находится около Троицкого храма Русской духовной миссии. Она не вынута из известняка, потому что треснула во время обработки и поэтому оказалась на месте. Предполагают, что это как раз колонна, относившаяся к тому самому храму. (Посмотрите на изображение).

Как мы знаем, ни во времена Зоровавеля, ни во времена Ирода слава Господня в виде облака и сияние не сошла. Такая слава сошла только на храм Соломонов. А вот вхождение Пресвятой Богородицы в храм и вхождение в него Самого Господа Иисуса Христа наконец-то его освятили и сделали действительно местом встречи человека с Богом.