История цицерона. Значение слова цицерон в большом российском энциклопедическом словаре. Образ Цицерона в художественных произведениях

Фото Цицерона

Цицерон Марк Туллий являлся во время своей жизни величайшим римским оратором, философом, прекрасным государственным деятелем, поэтом, писателем, теоретиком красоречия, сохранившиеся учения которого пользуются огромным интересом и в современной жизни. Особое значение в своих работах он уделял проблемам и вопросам государства и права.

Цицерон — оратор биография

Он родился в городе Арпина в семье всадников. Родители его отдали на обучение красоте и технике речи в Рим, где он и проживал. Далее Цицерон четко шел на повышение по карьерной лестнице. Изначально он становится членом Сената, далее наместником провинции Киликия.

Всю свою жизнь Цицерон выступал перед широкой аудиторией со своими текстами, содержащими политический и судебный уклон. И постепенно завоевал статус самого лучшего оратора.

Позднее, он начинает заниматься вопросами государственной деятельности. Наиболее известные сочинения «О государстве», «О законах». С 49 до 44 г.до н.э. он не проживает в Риме, а занимается активной деятельностью в сельской местности. Этот период жизни Цицерона отмечен самыми грандиозным сочинениями в области философии, теории красноречия, и других гуманитарных наук. С течением времени возникла необходимость более углубленно познать греческий язык, поэтому он три раза надолго уезжал жить в Грецию.

Рим был любимым городом Цицерона и в 44 году, после смерти Цезаря, Цицерон возвращается, чтобы защищать существовавший на тот момент республиканский строй, от попыток изменения его наследниками Цезаря. Но все было бессмысленно, его включили в черный список, после чего, в 43 г.до н.э., был убит.

Но несмотря на такое отношение к нему на тот момент, труды его почитаются и до сих пор. Многие учения современных философов строятся на основе записей Цицерона. Его умение красиво и четко доносить информацию было смыслом жизни, и ее целью.

Цицерон политическая деятельность

В Римской империи кодекс морали был основан на верности традициям и обычаям, на подчинении существующим законам, на уважении. И Цицерон, как истинный почитатель этих норм, всегда старался им следовать. Но иногда, ему все же приходилось писать тексты для речи не для того, чтобы защитить моральные нормы, а получить какую-либо выгоду.

Исследуя традиции древнегреческой идеи, Цицерон старался выявить наиболее правильную форму государственного правления. Привлекали его учения Платона, Аристотеля и других великих философов. А государство он расценивал как всеобщее достояние народа.

Марк Туллий Цицерон, знаменитый оратор древности, олицетворяет наравне с Демосфеном высшую ступень ораторского искусства.

Цицерон жил с 106 до 43 г. до н. э. Он родился в Арпине к юго-востоку от Рима, происходил из сословия всадников. Цицерон получил блестящее образование, изучал греческих поэтов, интересовался греческой литературой. В Риме он учился красноречию у знаменитых ораторов Антония и Красса, слушал и комментировал выступавшего на форуме известного трибуна Сульпиция, изучал теорию красноречия. Оратору необходимо было знать римское право, и Цицерон учился ему у популярного для того времени юриста Сцеволы. Зная хорошо греческий язык, Цицерон познакомился с греческой философией благодаря близости с эпикурейцем Федром, стоиком Диодором и главой новоакадемической школы Филоном. У него же он научился диалектике - искусству спора и аргументации.

Хотя Цицерон не придерживался определенной философской системы, во многих своих произведениях он излагает взгляды, близкие к стоицизму. С этой точки зрения во второй части трактата «О государстве» он рассматривает лучшего государственного деятеля, который должен обладать всеми качествами высоконравственного человека. Только он мог бы оздоровить нравы и предотвратить гибель государства. Взгляды Цицерона на лучший государственный строй изложены в первой части этого трактата. Автор приходит к заключению, что лучший государственный строй существовал в Римской республике до реформы Гракхов, когда монархия осуществлялась в лице двух консулов, власть аристократии - в лице сената, а демократии - народного собрания.

Для лучшего государства Цицерон считает правильным установить древние законы, возродить «обычай предков» (трактат «О законах»).

Свой протест против тирании Цицерон выражает и в ряде произведений, в которых преобладают вопросы этики: таковы его трактаты «О дружбе», «Об обязанностях»; в последнем он порицает Цезаря, прямо называя его тираном. Он написал трактаты «О пределах доброго и злого», «Тускуланские беседы», «О природе богов». Цицерон не отвергает и не утверждает существования богов, вместе с тем признает необходимость государственной религии; он решительно отвергает все чудеса и гадания (трактат «О гаданий»).

Вопросы философии имели для Цицерона прикладной характе и рассматривались им в зависимости от практического их значения в области этики и политики.

Считая всадников «опорой» всех сословий, Цицерон не имел определенной политической платформы. Он стремился сначала приобрести расположение народа, а затем перешел на сторону оптиматов и признавал государственной основой союз всадников с нобилитетом и сенатом.

Его политическую деятельность можно охарактеризовать словами брата его Квинта Цицерона: «Пусть у тебя будет уверенность, что сенат расценивает тебя по тому, как ты жил раньше, и смотрит на тебя как на защитника его авторитета, римские всадники и богатые люди на основании прошлой жизни твоей видят в тебе ревнителя порядка и спокойствия, большинство же, поскольку речи твои в судах и на сходках показали тебя полуляром, пусть считают, что ты будешь действовать в его интересах» .

Первая дошедшая до нас речь (81 г.) «В защиту Квинкция», о возвращении ему незаконно захваченного имущества, принесла Цицерону успех. В ней он придерживался азианского стиля, в котором был известен его соперник Гортенсий. Еще большего успеха добился он своей речью «В защиту Росция Америпского». Защищая Росция, которого из корыстных целей родственники обвиняли в убийстве родного отца, Цицерон выступил против насилия сулланского режима, разоблачая темные действия фаворита Суллы, Корнелия Хризогона, с помощью которого родственники хотели овладеть имуществом убитого. Цицерон выиграл этот процесс и своей оппозицией аристократии добился популярности в народе.

Из опасения репрессий со стороны Суллы Цицерон отправился в Афины и на остров Родос, якобы ввиду необходимости более глубоко изучить философию и ораторское искусство. Там он слушал ритора Аполлония Молона, оказавшего влияние на стиль Цицерона. С этого времени Цицерон стал придерживаться «среднего» стиля красноречия, занимавшего середину между азианским и умеренным аттическим стилем.

Блестящее образование, ораторское дарование, удачное начало адвокатской деятельности открыли Цицерону доступ к государственным должностям. Реакция против аристократии после смерти Суллы в 78 г. оказала ему в этом содействие. Первую государственную должность квестора в Западной Сицилии он занял в 76 г. Снискав своими действиями доверие сицилийцев, Цицерон выступил в защиту их интересов против наместника Сицилии пропретора Верреса, который, пользуясь бесконтрольной властью, разграбил провинцию. Речи против Верреса имели политическое значение, так как по существу Цицерон выступал против олигархии оптиматов и одержал над ними победу, несмотря на то, что судьи принадлежали к сенаторскому сословию и защитником Верреса был знаменитый Гортенсий.

В 66 г. Цицерон был избран претором; он произносит речь «О назначении Гнея Помпея полководцем» (или «В защиту закона Манилия»). Цицерон поддерживал законопроект Манилия о предоставлении неограниченной власти для борьбы с Митридатом Гнею Помпею, которого он неумеренно восхваляет.

Речь эта, защищая интересы денежных людей и направленная против побилитета, имела большой успех. Но этой речью заканчиваются выступления Цицерона против сената и оптиматов.

Между тем демократическая партия усиливала свои требования радикальных реформ (кассация долгов, наделение бедноты землей). Это встретило явную оппозицию со стороны Цицерона, который в своих речах резко выступал против аграрного законопроекта, внесенного молодым трибуном Руллом, о закупке земли в Италии и заселении ее бедными гражданами.

Когда в 63 г. Цицерон был избран консулом, он восстановил сенаторов и всадников против аграрных реформ. Во второй аграрной речи Цицерон резко говорит о представителях демократии, называя их смутьянами и мятежниками, угрожая, что сделает их такими смирными, что они сами будут удивлены. Выступая против интересов бедноты, Цицерон клеймит позором их предводителя Люция Сергия Катилину, вокруг которого группировались лица, пострадавшие от экономического кризиса и сенатского произвола. Катилина, так же как и Цицерон, выставил в 63 г. свою кандидатуру в консулы, но, несмотря на все старания левого крыла демократической группы провести Катилину в консулы, ему это не удалось вследствие противодействия оптиматов. Катилина составил заговор, целью которого было вооруженное восстание и убийство Цицерона. Планы заговорщиков стали известны Цицерону благодаря хорошо организованному шпионажу.

В своих четырех речах против Катилины Цицерон приписывает своему противнику всевозможные пороки и самые гнусные цели, такие, как желание поджечь Рим и уничтожить всех честных граждан.

Катилина покинул Рим и с небольшим отрядом, окруженный правительственными войсками, погиб в бою вблизи Пистории в 62 г. Вожди радикального движения были арестованы и после незаконного суда над ними по приказанию Цицерона были задушены в тюрьме.

Заискивая перед сенатом, Цицерон в своих речах проводит лозунг союза сенаторов и всадников.

Само собой разумеется, что реакционная часть сената одобрила действия Цицерона по подавлению заговора Катилины и даровала ему титул «отца отечества».

Деятельность Катилины тенденциозно освещена римским историком Саллюстием. Между тем сам Цицерон в речи за Мурепу (XXV) приводит следующее замечательное высказывание Катилины: «Только тот, кто сам несчастен, может быть верным заступником несчастных; но верьте, пострадавшие и обездоленные, обещаниям и преуспевающих и счастливых… наименее робкий и наиболее пострадавший - вот кто должен быть призван вождем и знаменосцем угнетенных».

Жестокая расправа Цицерона со сторонниками Катилины вызвала неудовольствие, популяров. С образованием первого триумвирата, куда входили Помпеи, Цезарь и Красе, Цицерон по требованию народного трибуна Клодия вынужден был в 58 г. отправиться в изгнание.

В 57 г. Цицерон снова возвратился в Рим, но уже не имел прежнего политического влияния и занимался главным образом литературной работой.

К этому времени относятся его речи в защиту народного трибуна Сестия, в защиту Милопа. В_это же время Цицероном был написан известный трактат «Об ораторе». В качестве проконсула в Киликии, в Малой Азии (51-50 гг.), Цицерон приобрел популярность в войске, особенно благодаря победе над несколькими горными племенами. Солдаты провозгласили его императором (высшим военным начальником). По возвращением в Рим в конце 50 г. Цицерон примкнул к Помпею, но после его поражения при Фарсале (48 г.) он отказался от участия в борьбе и внешне помирился с Цезарем. Он занялся вопросами ораторского искусства, издав трактаты «Оратор», «Брут», и популяризацией греческой философии в области практической морали.

После убийства Цезаря Брутом (44 г.) Цицерон снова вернулся в ряды активных деятелей, выступая на стороне сенатской партии, поддерживая Октавиана в борьбе против Антония. С большой резкостью и страстностью он написал 14 речей против Антония, которые, в подражание Демосфену, называются «Филиппинами». За них он был внесен в проскрипционный список и в 43 г. до н. э. убит.

Цицерон оставил сочинения по теории и истории красноречия, философские трактаты, 774 письма и 58 речей судебных и политических. Среди них, как выражение взглядов Цицерона на поэзию, особое место занимает речь в защиту греческого поэта Архия, присвоившего себе римское гражданство. Возвеличив Архия как поэта, Цицерон признает гармоническое сочетание природного дарования и усидчивой, терпеливой работы.

Литературное наследство Цицерона не только дает ясное представление о его жизни и деятельности, часто не всегда принципиальной и полной компромиссов, но и рисует исторические картины бурной эпохи гражданской войны в Риме.

Язык и стиль речей Цицерона. Для политического и особенно судебного оратора важно было не столько правдиво осветить суть дела, сколько изложить его так, чтобы судьи и публика, окружавшая судебный трибунал, поверили в его истинность. Отношение публики к речи оратора считалось как бы голосом народа и не могло не оказать давления на решение судей. Поэтому исход дела зависел почти исключительно от искусства оратора. Речи Цицерона, хотя и были построены по схеме традиционной античной риторики, дают представление и о тех приемах, которыми он достигал успеха.

Цицерон сам отмечает в своих речах «обилие мыслей и слов», в большинстве случаев проистекавшее от желания оратора отвлечь внимание судей от невыгодных фактов, сосредоточить его только на полезных для успеха дела обстоятельствах, дать им необходимое освещение. В этом отношении для судебного процесса имел важное значение рассказ, который подтверждался тенденциозной аргументацией, часто извращением свидетельских показаний. В рассказ вплетались драматические эпидозы, образы, придающие речам художественную форму.

В речи против Верреса Цицерон рассказывает о казни римского гражданина Гавия, которого не имели права наказывать без суда. Его секли па площади розгами, а он, не издавая ни одного стона, только твердил: «Я римский гражданин!». Возмущаясь произволом, Цицерон восклицает: «О сладкое имя свободы! О исключительное право, связанное с нашим гражданством! О трибунская власть, которую так сильно желал римский плебес и которую наконец ему возвратили!» Эти патетические восклицания усиливали драматизм рассказа.

Таким приемом варьирования стиля Цицерон пользуется, но редко. Патетический тон сменяется простым, серьезность изложения- шуткой, насмешкой.

Признавая, что «оратору следует преувеличить факт», Цицерон в своих речах считает закономерной амплификацию- прием преувеличения. Так, в речи против Катилины Цицерон утверждает, что Катилина собирался поджечь Рим с 12 сторон и, покровительствуя бандитам, уничтожить всех честных людей. Цицерон не чуждался и театральных приемов, которые вызывали у его противников обвинение в его неискренности, в ложной слезливости. Желая вызвать жалость к обвиняемому в речи в защиту Милона, он говорит сам, что «от слез не может говорить», а в другом случае (речь в защиту Флакка) он поднял на руки ребенка, сына Флакка, и со слезами просил судей пощадить отца.

Применение этих приемов в соответствии с содержанием речей создает особый ораторский стиль. Живость его речи приобретается благодаря пользованию общенародным языком, отсутствию архаизмов и редкому употреблению греческих слов. Порой речь состоит из коротких простых предложений, порой они сменяются восклицаниями, риторическими вопросами и длинными периодами, в построении которых Цицерон следовал Демосфену. Они разделяются на части, обыкновенно имеющие метрическую форму и звучное окончание периода. Это создает впечатление ритмической прозы.

Риторические произведения. В теоретических трудах о красноречии Цицерон обобщил те принципы, правила и приемы, которым следовал в своей практической деятельности. Известны его трактаты «Об ораторе» (55 г.), «Брут» (46 г.) и «Оратор» (46 г.).

Произведение «Об ораторе» в трех книгах представляет собой диалог между двумя известными ораторами, предшественниками Цицерона-Лициннем Крассом и Марком Антонием, представителями сенатской партии. Свои взгляды Цицерон выражает устами Красса, считающего, что оратором может быть только разносторонне образованный человек. В таком ораторе Цицерон видит политического деятеля, спасителя государства в тревожное время гражданских войн.

В этом же трактате Цицерон касается построения и содержания речи, ее оформления. Видное место отводится языку, ритмичности и периодичности речи, ее произнесению, причем Цицерон ссылается на выступление актера, который мимикой, жестами добивается воздействия на душу слушателей.

В трактате «Брут», посвященном своему другу Бруту, Цицерон говорит об истории греческого и римского красноречия, останавливаясь более подробно на последнем. Содержание этого сочинении раскрывается в другом его наименовании-«О знаменитых ораторах». Большое значение этот трактат получил в эпоху Возрождения. Цель его- доказать превосходство римских ораторов перед греческими.

Цицерон считает, что недостаточно одной простоты греческого оратора Лисия,- эта простота должна быть дополнена возвышенностью и силой выражения Демосфена. Давая характеристику множеству ораторов, он считает себя выдающимся римским оратором.

Наконец, в трактате «Оратор» Цицерон излагает свое мнение о применении различных стилей в зависимости от содержания речи, с целью убедить слушателей, произвести впечатление изяществом и красотой речи, и, наконец, увлечь и взволновать возвышенностью. Большое внимание уделяется периодизации речи, подробно излагается теория ритма, особенно в концовках членов периода.

Дошедшие до нас труды оратора имеют исключительную историческую и культурную ценность. Уже в средние века, а особенно в эпоху Возрождения, специалисты интересовались риторическими и философскими сочинениями Цицерона, по последним знакомились с греческими философскими школами. Гуманисты особенно ценили стиль Цицерона.

Блестящий стилист, умеющий выражать малейшие оттенки мысли, Цицерон явился создателем того изящного литературного языка, который считался образцом латинской прозы. В эпоху Просвещения рационалистические философские взгляды Цицерона оказали влияние на Вольтера и Монтескье, написавшего трактат «Дух законов».

Цицерон, Марк Туллий – знаменитый римский государственный деятель и оратор, родился 3 января 106 г. до Р. X. в Арпине в семье всадника, умер 7 декабря 43 г. в имении близ Формий.

Получив первоначальное образование в Риме, молодой Цицерон посвятил себя изучению риторики и философии. Оратором он выступил сначала в гражданских процессах; наиболее ранняя из сохранившихся речей его – за П. Квинкция (81). Начало известности Цицерона положила произнесенная в одном уголовном процессе речь в пользу С. Росция из Америй (Америйского), с которой он выступил против одного протеже Суллы . Для укрепления здоровья и продолжения философского и риторического образования Цицерон предпринял в 79 г. двухлетнее путешествие в Грецию и Азию. Вернувшись в Рим, он был в 75 г. квестором в Лилибее на Сицилии и приобретал в Риме все большую и большую славу, благодаря своему ораторскому таланту. Со времени процесса против бывшего претора в Сицилии Верреса (70 г.) он стал считаться первым оратором. В 69 г. Цицерон занимал должность курульного эдила, а в 66 году, в должности претора, содействовал первой своей политической речью (в пользу закона Манилия) вручению Помпею главного начальства в третьей войне против Митридата .

Марк Туллий Цицерон

От жены своей Теренции, с которой он развелся после 38-летнего брака в 46 г., Цицерон имел двух детей: дочь Туллию, которая, к величайшему горю отца, умерла в 45 г. в третьем несчастливом браке, и сына Марка. Этот Марк вначале участвовал в гражданской войне против второго триумвирата, но затем перешёл на сторону Октавиана и получил от него должность консула.

ЦИЦЕРОН, МАРК ТУЛЛИЙ (Marcus Tullius Cicero) (106–43 до н.э.) – римский государственный деятель, сторонник идеалов Республики, выдающийся оратор и литератор, популяризатор греческой философии. Пик политической карьеры Цицерон – 63 до н.э., это был год его консульства и разоблачения заговора Катилины , за которое он был с триумфом провозглашен «отцом отечества». Но вследствие отказа поддержать триумвират Цезарь – Помпей – Красс , Цицерон постепенно все более теряет влияние и отходит от активной политики, в результате в апреле 58 до н.э. Цицерон был вынужден отправиться в изгнание в Македонию. Он возвращается в сентябре 57 до н.э., примыкает к партии Помпея, а после поражения последнего в Фарсальской битве (48 до н.э.) сдается на милость Цезаря, фактически ставшего единоличным диктатором. Одобрив убийство Цезаря, он оказывается в оппозиции к Марку Антонию , которого считает продолжателем дела узурпации власти. Серия знаменитых речей против Антония («филиппики») обозначает черту, которая подвела итог и политической карьеры, и самой жизни Цицерона.

Литературное наследие Цицерона состоит из его публичных речей, сочинений по ораторскому искусству, философских трактатов, поэтических произведений и приватных писем. Он впервые сделал латинский язык полноправным средством выражения философских идей, стремясь дать римской просвещенной публике материал для серьезного чтения и самообразования. Обзор своих сочинений по философии Цицерон приводит в трактате О дивинации (Искусстве гадания ), книга 2, гл. 1. Этот обзор начинается словами: «Не раз я спрашивал себя, чем я могу быть наиболее полезным для республики, не оставляя моих забот о ней, после многих и долгих размышлений, пришел я к такому заключению: лучше всего будет, если я открою моим согражданам путь к благородным наукам». В 19–20 вв. наследие Цицерона интересовало историков философии в основном как источник сведений о платонической философии периода эллинизма (наиболее ценны материал о Филоне из Ларисы и Антиохе Аскалонском); Цицерон отражал в своих произведениях и современные ему идеи стоиков и эпикурейцев (Панетий , Посидоний), сознательно подражал диалогам Аристотеля.

Цицерон затрагивал вопросы соотношения риторики и философии, государственного устройства и, в частности, «наилучшего государства и наилучшего гражданина». Следуя за греческим историком Полибием и стоиком Панетием , он видит в Римской республике времен ее расцвета ту «смешанную политию», в которой демократия (свободное волеизъявление народа и его подлинное участие в государственных делах) оптимально сочетается с элементами аристократии (руководством со стороны разумнейших и достойнейших). Из теоретических гносеологических вопросов занимался вопросом о природе и статусе знания: есть ли критерии истинности познания? может ли знание о чем бы то ни было быть окончательным? В соответствии с учением Новой Академии, и в противоположность стоикам он отвечает на этот вопрос отрицательно. В работе О пределах добра и зла Цицерон последовательно опровергает учения о высшем благе эпикурейцев и стоиков, оставаясь при скептическом воззрении о невозможности теоретического обоснования высшего блага. В области же практической морали такое окончательное определяющее понятие Цицерон находит – это понятие природы: «кто следует природе, тот не ошибается», что сближает его позицию со стоической. Стоицизм был духовно близок Цицерону лишь отчасти: согласие в вопросах морали сопровождается резкой критикой веры в традиционных богов, стоического фатализма и связанной с этим веры в гадательное искусство (см. О природе богов , О ведовстве и О судьбе ). Одно из самых значительных произведений Цицерона – Тускуланские беседы в 5 книгах, в котором затрагивается широкий спектр философских вопросов. В нем он называет философию «наукой об исцелении души», «изыскательницей добродетели, гонительницей пороков», силой, объединившей «в общество рассеянных по земле людей».

Цицерон считал, что истинная философия как стремление к мудрости и нравственному совершенствованию обогащает основу повседневного существования – дружбу, и смягчает и наполняет смыслом неизбежные тяготы всякой жизни: старость, боль, смерть близких и ожидание собственной (О старости , О дружбе ). Для всех последующих эпох Цицерон так или иначе оставался философом-просветителем, представителем гуманизма – само это слово восходит к его излюбленному понятию humanitas.

Марк Туллий Цицерон

(106-43 гг. до н. э.)

Видный политический деятель Древнего Рима, прославившийся как самый выдающийся оратор своей эпохи, известный также как оригинальный философ, Марк Туллий Цицерон был уроженцем Рима и принадлежал к всадническому сословию. В дальнейшем, благодаря выдающимся способностям, ему удалось перейти в высшее сословие сенаторов. Он умел находить аргументы, чтобы убедить в своей правоте самых непримиримых, казалось, своих оппонентов. В 70 году до н. э. Цицерон выступил обвинителем на суде над бывшим наместником Сицилии Верресом, которому инкриминировалось хищение 40 млн сестерциев, из которых в суде удалось доказать только 3 млн. Не дожидаясь обвинительного приговора, Веррес добровольно удалился в ссылку в Массилию (Марсель).

В 63 году до н. э. Цицерон был избран консулом. Он был сторонником союза сенаторов и всадников («согласия сословий»), который, по его мнению, мог бы предотвратить установление диктатуры как удачливых полководцев, так и политиков-демагогов, опиравшихся на поддержку плебса. Цицерон выступил с речами, обвиняя заседавшего в сенате патриция Луция Сергия Катилину, своего неудачливого соперника на выборах консулов, в заговоре против республики. Он также привлек на свою сторону второго консула, бывшего сторонника Катилины Гая Антония, уступив ему наместничество в богатой провинции Македония. Катилина опирался на группу молодых патрициев из обедневших родов и ветеранов из армии диктатора Люция Корнелия Суллы и планировал захватить власть, привлекая на свою сторону беднейшую часть населения Рима лозунгами отмены долгов и передела земли. Цицерон своими речами спровоцировал Катилину, против которого не было прямых улик, к бегству к своим сторонникам в Этрурию, где они формировали армию для похода на Рим. Таким образом, Катилина, решив, что его заговор раскрыт, решился на преждевременное выступление, чем развязал Цицерону руки для репрессий против тех, кто поддерживал Катилину в самом Риме. Их немедленно арестовали, и сенат приговорил их к смертной казни, хотя это было противозаконно. Ведь римских граждан можно было предать смерти только по постановлению народного собрания. Об этом говорил в своем выступлении сенатор Гай Юлий Цезарь. Но Цицерону при поддержке Марка Порция Катона удалось убедить коллег, что республика в опасности и что необходимо казнить заговорщиков. После этого армия Катилины в 62 году до н. э. была разбита в битве при Пистории армией Гая Антония, а он сам убит.

В феврале 58 года до н. э. Цицерон был назначен проконсулом провинции Киликия. Он оказался очень успешным наместником, проявив незаурядную энергию и распорядительность. Цицерон уменьшил налоговый гнет, равно как и расходы городов, связанные с содержанием городских наместников и направлением посольств в Рим. По сравнению с предшественниками, он выделялся бескорыстием и умеренностью в быту. Как свидетельствует Плутарх, «в его доме не было привратника, и ни один человек не видел Цицерона лежащим праздно: с первыми лучами солнца он уже стоял или расхаживал у дверей своей спальни, приветствуя посетителей».

Во время своего управления Киликией Цицерон успел приобрести лавры полководца. Сначала провинции грозило парфянское вторжение, но переправившиеся через Евфрат парфяне внезапно повернули обратно. Тогда с собранным для отражения предполагаемой парфянской атаки войском Цицерон начал боевые действия против горных арабских племен Амана и одержал над ними крупную победу при Иссе, где когда-то разгромил персов Александр Македонский. Цицерон также овладел в так называемой свободной Киликии, не подчинявшейся власти Рима, важной крепостью Пинденисс. За эти успехи армия провозгласила Цицерона императором, и он таким образом получил право на триумф. Однако из-за начавшихся гражданских войн триумф так и не был отпразднован. Сохранилось 58 речей Цицерона, которые до сих пор признаются непревзойденными образцами ораторского искусства.

Цицерон также оставил после себя 19 философских трактатов, в том числе «Об обязанностях», «Об ораторе», «О государстве», «О законах», «О пределах добра и зла» и «О природе богов». Он был сторонником ограничения собственности на землю, утверждая: «Каждый да владеет как собственным тем, что по природе было общим, и пусть держится того, что у него есть, не пытаясь захватить больше, ибо этим он нарушит законы человеческого общежития». Цицерон всеми силами боролся за сохранение римской гражданской общины, не понимая, что она уже становится анахронизмом в мировой империи. Он писал: «Связь между людьми, принадлежащими к одной и той же гражданской общине, особенно крепка, поскольку сограждан объединяет форум, святилища, портики, улицы, законы, права и обязанности, совместно принимаемые решения, участие в выборах, а сверх всего этого еще и привычки, дружеские и родственные связи, дела, осуществляемые сообща, и выгоды, от них проистекающие».

Цицерон также внес немалый вклад в развитие римского права. В трактате об обязанностях он утверждал священное право собственности: «Как в случае, если бы каждый член нашего тела стал думать, что он мог бы быть здоров, впитав в себя здоровье соседнего члена тела, все наше тело неминуемо ослабело бы и погибло, так, если бы каждый из нас захватил достояние других людей и, в своих интересах, отнял все, что мог отнять у каждого из них, человеческое общество и узы между людьми неминуемо были бы уничтожены… И не только природой, то есть правом народов, но и законами народов, благодаря которым держится государственный строй, установлено, что ради своей выгоды нельзя причинять вред ближнему».

Когда в 60 году до н. э. власть в Риме перешла к первому триумвирату в составе Цезаря, Красса и Помпея, Цезарь был отправлен в изгнание по обвинению в незаконной казни римских граждан. Он был возвращен в Рим в 58 году до н. э. и произнес ряд речей в поддержку триумвиров. В 52 году до н. э., после смерти Красса и начала борьбы между Помпеем и Цезарем, Цицерон сначала пытался их примирить. Когда Цезарь вступил в Рим, Цицерон покинул город, что было расценено как осуждение действий Цезаря, развязавшего гражданскую войну. Переговоры Цезаря и Цицерона ни к чему не привели. Вскоре после отъезда Цезаря в Испанию Цицерон также покинул Италию и присоединился к Помпею на Балканах, однако сильно сомневался в его способности противостоять Цезарю. После поражения Помпея при Фарсале и его бегства на остров Лесбос Катон Младший, командовавший уцелевшими войсками помпеянцев, предложил Цицерону как бывшему консулу и императору возглавить армию. Но Цицерон, сознавая, что дело Помпея обречено, отказался от этой чести, за что чуть не был убит сыном Помпея. С разрешения Катона он удалился из лагеря в Диррахии и прибыл в Патры, где получил письмо от своего зятя Долабеллы, сторонника Цезаря, который сообщал, что Цезарь разрешил ему вернуться в Италию. В октябре 48 года до н. э. Цицерон высадился в Бриндизии. Год спустя он встретился с Цезарем, позволившим ему вернуться в Рим. Там Цицерон на время отошел от политической деятельности. В 44 году до н. э. он нерасчетливо поддержал убийц Цезаря Брута и Кассия, видя в них последнюю надежду на восстановление Римской республики. С Брутом Цицерона также связывала и личная дружба. Тем не менее в первое время после смерти Цезаря Цицерон вступил в союз с Октавианом, который в тот момент враждовал с другом Цезаря Марком Антонием. Цицерон произнес несколько речей, в которых резко обличал Антония. Тот в ответ обвинил Цицерона в убийстве без суда римских граждан и в подстрекательстве к убийству сторонников Цезаря. Цицерон, в свою очередь, заявил, что подстрекателем является сам Антоний и обрисовал его как весьма неприглядную личность – негодяя, пьяницу и развратника. Себя же Цицерон объявил защитником отечества. Он надеялся углубить раскол между цезарианцами, а затем, когда они истощат силу в распрях, попытаться восстановить республику. Однако вскоре Октавиан, прежде восхищавшийся речами Цицерона, и Антоний осознали, что сначала надо справиться с главным врагом – убийцами Цезаря, предводительствуемыми Брутом и Кассием, а собственные междоусобные разборки лучше оставить на потом. После того как Октавиан и Антоний помирились и заключили вместе с полководцем Эмилием Лепидом второй триумвират, Цицерон попал в поскрипционные списки, составленные триумвирами, и был казнен в 43 году до н. э. в Риме. Он пытался спастись, сев на корабль. Рабы несли его на носилках к морю, когда услышали шум погони. Цицерон высунул голову из крытых носилок, и ее тотчас отрубили мечом. В поскрипционные списки Цицерона внес Антоний, причем ни Октавиан, ни Лепид не возражали.

Английский писатель Герберт Уэллс, восхищавшийся Цицероном, так писал о последнем апологете республики: «Только его благородная и бессильная фигура, призывающая окончательно деградировавший, подлый и трусливый сенат вернуться к высоким идеалам Республики, выделяется среди прочих действующих лиц того времени». Цицерон, как никто другой, умел конвертировать ораторское искусство в политическую власть, он одним из первых в истории постиг законы политического искусства и даже разработал теорию того, как можно достичь власти в условиях демократии и гражданского общества. Его трагедия была в том, что он жил в эпоху, когда Римская республика уже гибла под натиском военной диктатуры. Противники Цицерона опирались на военную силу, против которой ораторский дар и искусство политического манипулирования оказались бессильны. Цицерон верил в бесполезность тиранов и диктаторов, считал, что общество должно избавляться от них любыми средствами, включая насильственные. В этом он был полностью противоположен другому великому итальянцу, Николо Макиавелли, появившемуся на свет шестнадцать веков спустя. Но время, в котором жил Цицерон, как раз требовало диктаторов, и в этом времени для Цицерона не оставалось места.

В истории Цицерон остался как образец непревзойденного оратора и один из последних защитников Римской республики. Но он тем более не сумел защитить словом то, что другие не смогли отстоять с помощью меча. Потомки по-разному оценивали роль и значение Цицерона. Знаменитый немецкий историк Теодор Моммзен называл его «политическим лицемером», «трусом» и «сторонником партии материальных интересов». Польский же историк Т. Зелинский писал о Цицероне как о человеке, чья смерть ознаменовала собой гибель республики, «и это совпадение – отнюдь не случайное – окружило для потомков его образ ореолом не только славы, но и святости».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Марк Ли По мере того как наша новая командировка стремительно приближалась, наш взвод пополнялся. Командование перевело к нам из другого подразделения молодого «котика» по имени Марк Ли. Он сразу же нашел у нас свое место.Марк был мускулистый парень, как раз такой, каким

Марк Разведка нашла плохих парней в доме неподалеку от того места, где получил ранение Райан. С помощью двух БМП «Брэдли» мы преодолели открытое пространство перед этим зданием. Я был во второй машине; к тому моменту, когда мы подъехали, некоторые наши парни уже находились

Глава 19 ЗНАМЕНИТЫЙ ШПИОН ЦИЦЕРОН - Спаси нас бог от послов, которые заботятся об обеспечении безопасности, - заявил мне один из офицеров английской службы безопасности.- А разве они глупее обыкновенных людей и чаще допускают ошибки? - спросил я.- Нет, они не глупее

Глава 19. ЗНАМЕНИТЫЙ ШПИОН ЦИЦЕРОН - Спаси нас бог от послов, которые заботятся об обеспечении безопасности, - заявил мне один из офицеров английской службы безопасности.- А разве они глупее обыкновенных людей и чаще допускают ошибки? - спросил я.- Нет, они не глупее

ЦИЦЕРОН Необычное предложение из Анкары - Секретная корреспонденция английского посла - Содержание документов - Переговоры между Сталиным и Миколайчиком - Встреча с чрезвычайным уполномоченным Рузвельта - Кто такой Цицерон? - Как работал Цицерон - Турция

ДОНСКОЙ МАРК ДОНСКОЙ МАРК (кинорежиссер: «Песня о счастье» (1934), «Детство Горького» (1938), «В людях» (1939), «Мои университеты» (1940), «Как закалялась сталь» (1942), «Радуга» (1944), «Сельская учительница» (1947), «Алитет уходит в горы» (1950), «Мать» (1956), «Фома Гордеев» (1959), «Сердце матери»

ПРУДКИН МАРК ПРУДКИН МАРК (актер театра, кино: «Братья Карамазовы» (1969); скончался 24 сентября 1994 года на 97-м году жизни).Рассказывает племянник актера В. Синельников: «В день своего 96-летия Марк Исаакович находился в „кремлевке“ и был непомерно общителен, эмоционален. Не

МАРК АВРЕЛИЙ По соч. Ренана5

Марк Малкович В июне 1976 года я неожиданно для самого себя оказался в Америке. Никаких планов посылать меня в Штаты у Госконцерта не было, но туда вдруг заявился обаятельнейший человек, Марк Малкович, и растопил ледяные сердца чиновников. И всего за несколько недель

Цицерон: пророчества оратора Марк Туллий Цицерон (106-43 до н. э.) – великий римский оратор, политический деятель и писатель-философ – не верил в мистическое и был реалистом. Его философские сочинения, риторические трактаты, речи и литературные произведения оказывали

Марк Аврелий (121–180) Один из самых выдающихся римских императоров, полководцев и философов-стоиков Марк Аврелий родился в семье военачальника Вера, происходившего из знатного римского рода в провинции Испания. Сабина, тетка отца Марка по матери, была женой императора

Марк Цукерберг Когда Марку Цукербергу было девятнадцать, он создал социальную сеть Facebook. Всего за несколько лет она завоевала буквально весь мир, а сам он стал миллиардером. На 2011 год Марк занимает 52 место в списке самых богатых людей мира, публикуемом журналом «Forbes», с

Л. Мойзиш ЦИЦЕРОН – КАМЕРДИНЕР ПОСЛА В этой истории Л. Мойзиш, бывший сотрудник немецкой секретной службы, работавший во время Второй мировой войны в немецком посольстве в Анкаре, рассказывает, как в конце 1943 года с ним вступил в контакт камердинер английского посла,

Марк Анатольевич Я уже лет пять, как в театре работал, но все еще считался молодым артистом. Официальный по трудовой книжке шестьдесят седьмой год не могу считать началом театральной карьеры, потому что мы пришли в «Ленком» в конце года, следовательно, отсчитывать

Тегеранские решения и «Цицерон» Когда руководители трех держав собрались за завтраком, сразу стало заметно приподнятое настроение Рузвельта. На его лице сверкала улыбка, весь он был какой-то праздничный. Обращаясь к присутствующим, он с подчеркнутой торжественностью

Цезарь и Цицерон: второй заговор Катилины в 63 году Процесс РабирияГде-то весной 63 года Цезарь подговорил трибуна Т. Лабиена внезапно возбудить перед центуриатными комициями процесс по обвинению в убийстве против Г. Рабирия: в 100 году тот участвовал в событиях,