Петр Дмитриевич Барановский (1892—1984) - биографии - биографии - Вечная память. Архитектор Барановский Петр Дмитриевич: биография, личная жизнь и фото Профессор барановский ночевал в храме василия

Барановский Пётр Дмитриевич Барано́вский Пётр Дмитриевич

(1892-1990), исследователь и реставратор памятников русской архитектуры. Разработал новые методы реставрации, восстанавливал памятники, разрушенные в период Великой Отечественной войны 1941-45 (Пятницкая церковь в Чернигове), в процессе реконструкции Москвы спасал от уничтожения шедевры русского зодчества (в том числе Василия Блаженного храм , ансамбль Крутицкого подворья и др.); по точнейшим архитектурным обмерам Барановского восстанавливаются снесённые постройки (церковь Казанской Божьей Матери в Москве и др.).

БАРАНОВСКИЙ Петр Дмитриевич

БАРАНО́ВСКИЙ Петр Дмитриевич (1892-1990), российский исследователь и реставратор памятников архитектуры. Разработал новые методы реставрации, восстанавливал памятники, разрушенные в период Великой Отечественной войны 1941-45 (Пятницкая церковь в Чернигове), в процессе реконструкции Москвы спасал от уничтожения шедевры русского зодчества (в т. ч. Василия Блаженного храм (см. ПОКРОВСКИЙ СОБОР) , ансамбль Крутицкого подворья и др.); по точнейшим архитектурным обмерам Барановского восстановлена в Москве церковь Казанской Божией Матери, а также восстанавливаются другие снесенные постройки
* * *
БАРАНО́ВСКИЙ Петр Дмитриевич , российский исследователь и архитектор-реставратор, воссоздавший множество полностью разрушенных архитектурных памятников; выдающийся ученый в области архитектурной археологии, археографии, истории архитектуры, автор универсальных методологий восстановления утерянных элементов древних зданий.
Учеба. Работа во время Первой мировой войны
После окончания школы в 1911 отправляется в Москву, где поступает в Московское строительно-техническое училище. В 1912 двадцатилетний Петр Барановский за проект восстановления Болдинского монастыря под Дорогобужем, построенного знаменитым русским зодчим Федором Конем (см. КОНЬ Федор Савельевич) , был награжден золотой медалью Русского археологического общества.
После окончания училища Барановский служит помощником архитектора на Тульском чугуноплавильном заводе, в Управлении строительства Среднеазиатской железной дороги в Ашхабаде, одновременно учится на искусствоведческом факультете Московского археологического института.
Во время Первой мировой войны, мобилизованный в инженерную дружину, в звании подпоручика служит начальником команды, строившей укрепления на Западном фронте.
В первые послереволюционные годы Барановский исследует, обмеряет, фотографирует, частично реставрирует или составляет проекты восстановления и обновления памятников русского зодчества в Угличе, Ростове Великом, Мологе, Звенигороде, селе Елизарове Ярославской области, Архангельском, а также участвует в больших экспедициях по русскому Северу. За свою жизнь Барановский совершил десять экспедиций на Север - по Беломорскому побережью, Онеге, Северной Двине, Пинеге, в Новгород, на Соловки, в Карелию.
Весной 1918, окончив с золотой медалью Московский археологический институт, пишет диссертацию о памятниках Болдинского монастыря.
Послевоенная работа
В 1918, после возвращения с фронта, Барановским был предложен проект освобождения Китайгородской стены (см. КИТАЙ-ГОРОД) от искажавших ее пристроек. Осенью того же года было начато восстановление уникальных памятников ярославского Спасо-Преображенского монастыря, разрушенных и сожженных во время гражданской войны.
В эти же годы Барановский знакомится с И. Э. Грабарем (см. ГРАБАРЬ Игорь Эммануилович) , развернувшим реставрационные работы в Кремле. Он включает Петра Дмитриевича в состав кремлевской реставрационной комиссии.
При первой же возможности Барановский приступает к реставрации своей любимой церкви Богоявления в Болдино. Здесь впервые он применяет метод восстановления декоративного убранства по оставшимся «хвостовым» частям кирпичей. Взяв размер кирпича за модуль, Барановский с высокой степенью точности восстанавливает растесанные оконные проемы трапезной палаты. Так впервые он применил метод, ставший сегодня для архитекторов-реставраторов азбучной истиной.
Работа в Коломенском
В 1920 Барановский на ученом совете Центральных государственных реставрационных мастерских делает доклад «О задачах организации музея русского деревянного зодчества на открытом воздухе в Коломенском». В течение десяти лет, будучи директором организованного по его предложению музея, он занимается реставрацией храмов Вознесения в селе Коломенское и Иоанна Предтечи в селе Дьяково (16 в.).
Здесь Барановский впервые осуществляет идею сосредоточения под открытым небом подлинных шедевров деревянного русского зодчества. Шесть привезенных с Белого моря и других мест памятников положили начало уникальному музею.
Восстановление дворца Голицына
В 1923 Барановский делает в Москве замечательное открытие: под ничем не примечательным оштукатуренным фасадом двухэтажного дома в Охотном ряду исследователь обнаруживает богатый каменный декор дворца фаворита царицы Софьи Алексеевны, Василия Голицына. За пять лет кропотливых реставрационных работ Москве был возвращен в первозданном виде роскошный дворец (1658) в стиле московского барокко (см. НАРЫШКИНСКОЕ БАРОККО) . Вместе с дворцом была отреставрирована и церковь Параскевы Пятницы, построенная годом позже и также в стиле московского барокко. Позже по проекту реконструкции центра Москвы дворец Голицына и церковь Параскевы Пятницы были разрушены.
В 1923 в составе научной экспедиции Барановский попадает на Соловки, где в древнем монастыре был организован концентрационный лагерь. Реставратор занимается обмерами собора, трапезной палаты, Белой башни, крепостных стен.
Реставрация Казанского собора
Начиная с 1925, Барановский занимается реставрацией Казанского собора (17 в.), расположенного на Красной площади (см. КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ) в Москве, - восстанавливает его первоначальный облик. Этот собор, сооруженный по почину и на средства предводителя русских воинов и ополченцев Дмитрия Пожарского (см. ПОЖАРСКИЙ Дмитрий Михайлович) , был памятником войне 1612.
Барановский считал, что Казанский собор был построен по проекту Федора Коня. Время постройки храма совпадало с последними годами жизни русского зодчего. Патриарх Филарет освятил собор 22 октября 1625. Сохранилось свидетельство, что после пожара 1630 Казанский собор был восстановлен учеником Федора Коня, Амбросимом Максимовым. Будучи поклонником творчества Федора Коня, Барановский в этом памятнике почувствовал дух и руку великого зодчего. Обвязавшись веревкой, подобно скалолазу, он обследовал все ряды кокошников и все архитектурные детали. Передвигаясь вдоль купольного барабана, он освобождал древние архитектурные формы от наслоений и тщательно обследовал, восстанавливая утраченное.
В 1930 реставрация была приостановлена в связи с тем, что Моссовет рассматривал вопрос о сносе Казанского собора и Воскресенских (Иверских) ворот, однако в тот момент собор устоял. Снесли его через шесть лет.
Работы в ссылке
В 1933 Барановский был репрессирован (отбыл 3-летнее заключение и ссылку). В лагере реставратор создает сельскохозяйственный музей, строит электростанцию.
После досрочного освобождения (май 1936) без права проживания в Москве он живет в г. Александров Владимирской области. Каждый день в 17.30 ему полагалось отмечаться у оперуполномоченного, и тем не менее, рискуя опоздать на регистрацию, он каждый день с первым поездом отправляется в Москву на Красную площадь, где производит обмеры разбираемого Казанского собора.
Все это время Барановский не оставляет свою заветную мечту о создании обширного музея под открытом небом в Коломенском и подает в президиум Академии архитектуры СССР записку «Программа и научный метод организации музейного городка народной архитектуры».
В годы Великой Отечественной войны
В 1941, живя в Москве на «птичьих правах» (работал по временным удостоверениям Академии архитектуры СССР), он становится инициатором использования сводчатых помещений для укрытия людей и художественных ценностей от бомбардировок.
Позднее Академия архитектуры была эвакуирована из Москвы. Пребывание Барановского в столице стало совсем незаконным, и он уезжает в Иваново, где становится инспектором по охране памятников области, в которую до 1944 входили Суздаль, Владимир, Юрьев-Польской.
B те же годы он становится экспертом Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию злодеяний фашистов на оккупированной территории СССР. В составе этой комиссии выезжает в Смоленск, Витебск, Полоцк, Киев, Чернигов.
В Чернигове, куда Барановский прибывает 23 сентября 1943, через день после освобождения города, он занимается реставрацией варварски разрушенного бомбардировками собора Пятницкого монастыря. Почти 20 лет своей жизни Барановский изучает и реставрирует Черниговскую Пятницу, возвращая ей первозданный вид. Только в 1962 эти работы, открывшие новую главу в истории русской архитектуры, были завершены.
Спасо-Андроников монастырь
Получив в феврале 1944 должность начальника отдела реставрации ГУОП, Барановский смог, наконец, оформить московскую прописку, что дало ему возможность продолжить реставрацию памятников. Одним из них стал Спасо-Андроников монастырь, (см. АНДРОНИКОВ МОНАСТЫРЬ) находившийся после войны в плачевном состоянии. В то время в Москве не хватало жилья, и все строения монастыря были заняты под коммунальные квартиры. Барановский со своими единомышленниками добились того, что в 1947 постановлением Совета Министров СССР территория монастыря была объявлена музеем-заповедником. Торжественное открытие музея имени Андрея Рублева (см. АНДРЕЙ РУБЛЕВ) состоялось в 1960, когда отмечалось 600-летие со дня рождения великого живописца.
Реставрация Крутицкого подворья
Начиная с 1947, Барановский занимается восстановлением и реставрацией комплекса памятников Крутицкого подворья - бывшей резиденции митрополита Зарайского и Подонского. Крутицкое подворье представляет собой комплекс разнообразных памятников архитектуры конца 16 в.: живописные палаты, храмы, колокольни, крыльца, переходы и сказочный «Крутицкий терем» конца 17 в. Проект реставрации Крутиц был готов к началу 1950, после чего Барановский долгие годы занимается его реставрацией и восстановлением.
Спасение памятников
В 1960-1962 как автор проекта реставрации Пятницкой церкви работает в Чернигове главным архитектором республиканской научно-производственной мастерской Госстроя УССР. В 1961 участвует в работе комиссии, которая занимается судьбой палат иконописца Симона Ушакова (см. УШАКОВ Симон Федорович) (в Москве) - они мешали строительству новых зданий ЦК КПСС и их собирались снести. Приспособленные под жилье палаты к этому времени были в катастрофическом состоянии. Благодаря Барановскому, занимавшемуся палатами Симона Ушакова с 1920-х годов, они были сохранены и отреставрированы.
Барановский пытался спасти и крепостную башню в Зарядье (см. ЗАРЯДЬЕ) у церкви Зачатия Анны что в Углу, но неудачно, а вот саму эту церковь вместе с археологическими остатками крепостной стены, а также все церкви и палаты по улице Варварки ему спасти удалось.
К этому времени сложилось тревожное положение с сохранением и охраной памятников истории и культуры. Поступали известия о разборке храмов в Суздале, Владимире, Пскове и других городах. Петр Дмитриевич стал инициатором встречи с министром культуры Фурцевой. Это было на исходе 1964, когда полным ходом в Москве и Подмосковье разрушались старые постройки в преддверии утверждения нового генерального плана реконструкции. Со стороны министра культуры Барановский понимания не встретил - все, «что мешает строить коммунистические города», должно быть снесено.
В 1965 Правительством РСФСР было принято решение о создании «Всероссийского добровольного общества охраны памятников истории и культуры» (ВООПИиК). Перу Барановского принадлежит первый устав Общества. В 1966 он приступил к организации в Крутицах реставрационной мастерской при Московском отделении ВООПИиК.
Последние годы
В конце 1970-х годов у Барановского резко ухудшилось зрение, но он продолжал активно работать над восстановлением Крутицкого подворья. Именно здесь отмечались его 75-, 80-, 85-летия. Девяностолетие Петра Дмитриевича отметили уже в Новодевичьем монастыре, где он прожил большую часть своей жизни (с 1939), там в корпусе больничных палат он и скончался. Похоронен в Донском монастыре. Ценнейший архив, собранный за долгие годы, он передал (еще при жизни) в Государственный Музей архитектуры им. А. В. Щусева.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "Барановский Пётр Дмитриевич" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Барановский. Пётр Дмитриевич Барановский Ос … Википедия

    - … Википедия

    - (1892, село Шуйское Смоленской губернии 1984, Москва), архитектор реставратор, автор новых методов исследования и восстановления памятников архитектуры. Открыл способ реконструкции разрушенных зданий по сохранившимся в кладке обломкам кирпича… … Москва (энциклопедия)

    Барановский русская фамилия. Фамилии Мужские: Барановский Александр Иванович (1890 1965) советский график и архитектор. Барановский, Борис Евгеньевич главный балетмейстер Московского академического театра оперетты, заслуженный… … Википедия

    1. БАРАНОВСКИЙ Пётр Дмитриевич (1892 1990), исследователь и реставратор памятников архитектуры. Разработал новые методы реставрации, восстанавливал памятники, разрушенные в период Великой Отечественной войны (Пятницкая церковь в Чернигове). В… … Русская история

    - (1892 1990) российский исследователь и реставратор памятников архитектуры. Разработал новые методы реставрации, восстанавливал памятники, разрушенные в период Великой Отечественной войны 1941 45 (Пятницкая церковь в Чернигове), в процессе… … Большой Энциклопедический словарь

Петр Дмитриевич Барановский прожил 92 года. И 75 из них было отдано ежедневной, напряженной, кропотливейшей работе - ведь это был дотошный исследователь, выдающийся ученый-археолог, талантливый архитектор-реставратор. Словом, легендарный был человек.

Всю свою жизнь Барановский спасал для нас красоту: отстаивал от сноса жемчужины архитектуры, воздвигал из руин разрушенные, укреплял ветхие, возрождал уничтоженные. Один только перечень национальных святынь, спасенных Петром Барановским, занимает в толстой книге о нем 40 печатных страниц! И среди них скромными строчками - Крутицкое подворье, Болдинский монастырь, Коломенское: - целые архитектурные ансамбли, которым были отданы годы, десятилетия жизни.

Родился Петр Дмитриевич Барановский 14 февраля 1892 года в селе Шуйском Вяземского уезда Смоленской губернии в семье безземельных крестьян-ремесленников. С детства душа его прониклась любовью к русской старине. И творческий путь его начался на родине - в Смоленской области. Здесь он, уже будучи студентом Московского строительно-технического училища, в 1911 году составил подробный план реставрации Болдинского монастыря. За это в 1912 году двадцатилетний крестьянский сын был награжден золотой медалью Русского Археологического общества и премией в 400 рублей пятирублевыми золотыми монетами. Это была неожиданно огромная сумма (позже на эти деньги Барановский купил себе фотоаппарат и поехал по России).

Он работал и одновременно учился на искусствоведческом факультете Московского археологического института. Институт Петр Барановский окончил с золотой медалью.

В этом же 1918 году за несколько месяцев он написал диссертацию о памятниках Болдинского монастыря. Учитывая важность научных открытий, ему было присвоено профессорское звание. Было профессору 26 лет.

В 1921 году молодой профессор отправился в экспедицию по реке Пинеге, взяв с собой три пуда соли (деньги на Севере в те времена ничего не стоили), - знакомиться лично с северным деревянным зодчеством. "Страшно даже вспомнить то путешествие, - рассказывал Петр Дмитриевич своему ученику В.А.Десятникову, - Мой проводник - местный житель, согласившийся за пуд соли быть кормчим, долго, видно, потом вспоминал меня. Поездка эта нам обоим чуть не стоила жизни... Приплыли мы в Пинегу с последним гудком парохода, отдававшего швартовые. Казалось, больше на Север меня не заманишь никакими калачами. Однако все в жизни пропорционально интересу. Не утерпел я и на будущий год опять поехал в экспедицию по северным деревням. Ничего не знаю чудеснее русской деревянной архитектуры!"

За свою жизнь П.Д.Барановский совершил десять экспедиций на Север - по Пинеге, в Новгород, на Соловки, в Карелию, по Беломорскому побережью, по Онеге, Северной Двине.

Наверное, это было время разбрасывать камни. Но жил тогда человек, который знал точно, что его время - их собирать. Имя ему было - Петр.

Если бы не он, то, вероятно, погибла бы еще одна жемчужина русской земли - Коломенское. Видя, как памятники старины используются под общежития, овощехранилища и даже конюшни, Барановский немедленно ставит вопрос о создании здесь музея. И отдает ему 10 лет своей жизни.

Всюду, где ни приходилось бывать Барановскому, виделась ему печальная картина разрушения творений старых мастеров. Не чая спасти все это достояние, он мечтал о том, чтобы сохранить хотя бы единичные, наиболее ценные деревянные памятники. Так и созрел план "переселения" их в Коломенское и создания тут музея деревянного зодчества под открытым небом. И этот человек ехал на Север, выбирал, разбирал, раскатывал по бревнышку, каждое бережно помечая, и отправлял в Москву подводами, пароходами, поездами целые дома, башни, проездные ворота. Да еще следил, чтобы ни одна щепка не откололась, ни одно бревно не испортилось, ни один наличник не треснул! В Коломенском все это собиралось в соответствии с чертежами и метками, и - вот они теперь перед нами - домик Петра I из Архангельска, воротная башня Николо-Карельского монастыря, башня Братского острога из Сибири.

Такое дерзкое противостояние режиму не могло остаться безнаказанным, и в 1933 году Петр Дмитриевич был арестован. Это было вызвано противодействием Барановского властям, желавшим лишить Москву одной из самых почитаемых святынь - собора Покрова что на рву (храма Василия Блаженного на Красной площади). Барановский был приговорен к 3 годам заключения в исправительно-трудовых лагерях.... После ссылки Барановскому было предписано поселиться в г. Александрове без права выезда. Каждый день в 7.00 и в 17.00 он должен был отмечаться в местной комендатуре. И каждый день, отметившись утром, он шел на вокзал, садился на электричку и ехал в Москву. У него там было важное дело.

Еще в 1925 году Петр Дмитриевич начал реставрацию Казанского собора на Красной площади, и отдал этому делу три года. Работал как обычно - то есть самоотверженно. Каждый день из Александрова он едет в Москву, на Красную площадь, и - фотографирует, обмеряет, делает чертежи. В тридцатых годах собор был снесен, но почти полвека спустя Барановский торжественно передаст молодому архитектору О.Журину материалы по собору и благословит его на воссоздание этой святыни.

Петр Дмитриевич работал не только в Москве. При его самом активном участии были подняты из руин монастыри и храмы в Александрове, Пскове, Новгороде. Он работал в Троице-Сергиевой Лавре, во Владимире, Ярославле, Смоленске, Витебске, Киеве, Полоцке и Чернигове. В 30-е гг. Барановский в течение многих лет изучал памятники Азербайджана, обследовал горы и ущелья Большого Кавказского хребта, провел раскопки, консервацию и реставрацию ряда обнаруженных памятников. И - действительно - много работал в Москве.

Похоронили его в Донском монастыре за алтарем Большого собора.

Примечания:
1. Материал подготовлен на основе очерка Н.Зыряновой «Человек, которого я уважаю» и статьи на сайте
http://persona.rin.ru/cgi-bin/rus/view.pl?id=28969&a=f&idr=8 )
2. Об экспедициях П.Д.Барановского на Русский Север - см..

Время все ставит на свои места и воздает каждому по заслугам, жаль только, что заслуги многих полностью оцениваются уже тогда, когда человека нет на земле. Но все же есть память и... памятники. 21 апреля 2009 года в Москве, в Доме Пашкова, состоялось очень важное для российской культуры событие - церемония вручения Всероссийской премии "Хранители наследия". Эта премия создавалась для того, чтобы отметить заслуги людей, посвятивших свою жизнь спасению и сохранению историко-культурного наследия России. Среди награжденных много известных и не известных имен, но одно стоит особняком, т.к. премия этому человеку присуждена... посмертно. Петр Дмитриевич Барановский - Великий архитектор России, реставратор, спасший в годы большевистского лихолетья великое множество шедевров русской архитектуры и в том числе приговоренный к уничтожению и полному забвению Храм Василия Блаженного в Москве.

Барановский Петр Дмитриевич

Его фамилии нет в старых энциклопедичиеских словарях, лишь несколько скупых строчек в современной энциклопедии "Москва" и имя его в основном известно профессионалам от архитектуры, да любителя-историкам. Скромный и неприметный в жизни человек, но удивительно энергичный и ничего и никого не боявшийся, если речь заходила о спасении какого-либо архитектурного шедевра. Я видела его всего один раз, уже стареньким, на Крутицком подворье, которое он восстанавливал и которое сохранено благодаря ему. Это подворье стало моим приходским храмом, здесь я приняла в сознательном возрасте Святое Крещение и первый мой рассказ в разделе "Прогулки о Москве" был именно о нем и заслуга в этом и Петра Дмитриевича Барановского.

Петр Дмитриевич Барановский родился в 1892 году на Смоленщине. Мальчик вместе с отцом строил избы, мельницы, изготавливал сани и постепенно стал реставрировать старые постройки. За свою первую работу он получил премию в 400 рублей, на которые сразу же купил фотоаппарат и отправился в путь по России, фотографировать творения старых мастеров. В 1918 году в разгар гражданской войны Барановский оказывается в Ярославле и спасает там знаменитые ярославские фрески, закрывая берентом пробоины от снарядов. Далее он работает как реставратор в Юрьеве-Подольском, в Чернигове и еще во многих русских городах, которые до сих пор благодарны ему за то, что спас то, чем так теперь привлекают туристов со всего мира.

Спасенная красота - Храм Василия Блаженного (Собор Покрова Богородицы на Рву)

В те годы кругом все рушили и крушили - сносили монастыри, храмы, часовни. Постепенно добрались и до храма Василия Блаженного... Вот как об этом вспоминает дочь архитектора Ольга Петровна Барановская:

"Он спас около 90 церквей. Он мне рассказывал, как спасал храм Василия Блаженного. Каганович говорит: «Петр Дмитриевич, обмеряйте Василия Блаженного - мы будем его сносить». Или его хотели в Америку продать. И Петр Дмитриевич: «Как!? Какое Вы имеете право!? Да это святыня!» - разного наговорил, вышел из кабинета и хлопнул дверью. Дошел до Главпочтамта и написал телеграмму: «Москва. Кремль. Товарищу Сталину. Прошу предотвратить уничтожение Храма Василия Блаженного, так как это принесет политический вред советской власти ».

Андрей Вознесенский, поэт, также оставил воспоминания о том, как был спасен храм Василия Блаженного (опубликовано это в «Литературной газете»). Он рассказывал со слов архитектора Жoлтовского, который входил в комиссию по реконструкции центра Москвы (а Вознесенский окончил архитектурный институт, видимо, там и услышал эту историю), как его пригласили на собрание в политбюро, где решался вопрос о храме Василия Блаженного. Входит Сталин, все члены Политбюро, вносят макет Москвы, Каганович берет храм Василия Блаженного и его убирает. Для проезда танков на парадах. Сталин берет и ставит макет храма обратно: «Паставь на мэсто». Секретарь Сталина Поскребышев перед этим получил телеграмму Барановского и доложил ее Сталину. Поэтому Сталин и сказал: «оставить».

А Петра Дмитриевича в 1933-м арестовали по 58 статье как врага народа, шпиона. Сидел он в лагере в Мариинске три года. Там он строил музей, который по силуэту напоминает храм. Только без креста. Круглый купол и четверик на восьмерике".

Арестовали... как врага народа... допросы, издевательства. "Неизменное повторение по ночам в течение длительного времени повергло меня в такую бездну отчаяния и до такой степени расстроило нормальное восприятие и психику , - рассказывал потом Барановский, - что единственным выходом казалось самоубийство, если бы к этому была какая-то возможность ". 2 апреля 1934 года определили статью: 58-я, пункты 10 и 11. Перед отъездом наконец-то дали свидание с женой. Увидев ее, спросил: "Стоит?" Она утвердительно кивнула головой, зная, что муж спрашивает о храме Василия Блаженного.

Не спасенная, но воссозданная красота - Храм Казанской иконы Божией матери

Отбыв срок, Барановский возвращается почти в Москву, жить ему разрешают лишь за пределами Москвы, на 101 км. Он поселяется в Александрове. Тем не менее он нелегально приезжает в столицу, чтобы произвести архитектурные обмеры Казанского собора на Красной площади, когда его решили снести. Спасти храм не удалось, разобрали и поменяли его на... общественный туалет. В 1937 году по проекту Б.Иофана на месте разрушенной церкви был устроен павильон в честь Третьего интернационала и общественный туалет. В конце сороковых годов павильон снесли. А туалет просуществовал очень долго еще потом, коренные москвичи запомнили его по отвратительному запаху. Но все же, спустя годя в 1993 г благодаря обмерам Петра Дмитриевича Барановского, его ученик - архитектор Олег Журин - смог исторически достоверно воссоздать жемчужину зодчества XVII века и теперь на Красной площади вновь стоит храм Казанской иконы Божией Матери.

Во время войны Барановский обивает пороги ведомств - и гражданских, и военных, умоляя о сохранности художественных ценностей Новодевичьего монастыря, музея "Коломенское" и других исторических объектов, на освобожденных территориях осматривает покалеченные церкви с тем, чтобы составить документы о нанесенном ущербе и воззвать к реставрации их.

На территории Спасо-Андроникова монастыря

В 1947 году Барановский занимается Андрониковым монастырем. И вот удача - обнаружена каменная плита, по тексту на которой Петр Дмитриевич понял, что снята она с могилы Андрея Рублева. Время находки совпало с подготовкой к празднованию 800-летия Москвы, и в честь этого события вся территория Андроникова монастыря была объявлена историко-архитектурным заповедником имени русского художника Андрея Рублева. Музей имени Андрея Рублева был учрежден постановлением правительства 10 декабря 1947 г - организация музея спасла от разрушения архитектурный ансамбль Спасо-Андроникова монастыря. А 1 февраля 1948 года в Институте истории искусств П.Д.Барановский сделал доклад "Открытие даты смерти Андрея Рублева - 1 февраля 1430 года и места погребения его в Спасо-Андрониковом монастыре".

Мемориальная доска в честь Петра Дмитриевича Барановского в Коломенском

Особый вклад внес архитектор в создание и развитие музея-заповедника “Коломенское”. Еще в 1924 году он добился создания в Коломенском музея народного творчества и стал его первым директором. Во время дальних экспедиций Барановский перевез в Москву, в частности, сплавляя по рекам, уникальные сооружения, которые были обречены на гибель, и собрал в “Коломенском” знаменитый музей древнерусского деревянного зодчества.

П. Д. Барановский Болдино 1966 г

Он ездил по России - трудно пересчитать города, села, деревни, в которых побывал неутомимый реставратор и всюду рестарировал, обмерял, спасал. Был ли он верующим человеком? Это знает только он сам, но думаю Бог определил ему место среди тех, кого называют праведниками Российскими. Он до последних дней боролся с чиновниками, утверждая, что реставрация собора, церкви, часовни - это лечение сознания.

Мемориальная доска П.Д.Барановскому на Крутицком подворье

Его 85-летие отметили в Москве на восстановленном им Крутицком подворье колокольным звоном. Умер Петр Дмитриевич Барановский в 1984-м, 92 лет от роду... На могиле его лежит валун, привезенный с Соловков. Дочь архитектора - Ольга Петровна, скульптор, выгравировала на камне вещую птицу Гамаюн, - точно такую же, как на гербе Смоленской губернии, откуда родом Петр Дмитриевич.

Небольшой ролик 2007 года, посвященный П.Д.Барановскому (взят с сайта Седмица.ру)

И еще о Коломенском - мечтой Петра Дмитриевича Барановского было построить вновь самый знаменитый из русских дворцов - дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, который был сооружен в 1667-1671 годах. Он имел 270 помещений, около 3 тысяч окон и площадь порядка 10 тысяч квадратных метров. В рукописях Оружейной палаты строителями дворца названы плотницкий староста Сенька Петров и стрелец-плотник Ивашка Михайлов. Дворец был разобран за ветхостью по приказу Екатерины II в конце XVIII века.

Семенов В. Коломенское, деревянный дворец царя Алексея Михайловича

Москва, Коломенское... строительство

То, что изображено на последних фотографиях - это новый дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, так мечта Петра Дмитриевича Барановского потихоньку воплощается в жизнь. Дворец стоит не на своем историческом месте, а несколько дальше, в с.Дьяково, но все же... вот так Москва восстанавливает то, что стремился сохранить Великий архитектор.

Барановский Петр Дмитриевич – человек, который оставил след не только в нашем городе, но и во многих городах России, а так как с ним и его жизнью связан наш город, то не помешает ознакомиться с его краткой биографией. Барановский Петр Дмитриевич – это архитектор, который посвятил свою жизнь восстановлению и реставрации памятников культуры и архитектуры нашей страны.

Барановский Петр Дмитриевич краткая биография

Барановский Петр Дмитриевич родился в Вяземском уезде в селе Шуйском, однако своей родиной считал город Дорогобуж, ведь именно там прошло его детство и юношество. Там он получил свое первое образование, после которого поехал в Москву, где поступил сначала в училище, а с 1918 года – он студент археологического института города Москвы.

После учебы работал немного на стройках, а с началом первой мировой его призвали в армию. После он получает еще один диплом уже по искусствоведению и практикуется в преподавательской сфере, став преподавателем в университете. Однако настоящим его призванием была архитектура, поэтому большую часть своей жизни он посвятил именно восстановлению зданий и их реставрации. Он обмерял и составлял планы реставрации различных памятников архитектуры и исторических зданий. Очень много было составлено проектов по восстановлению церквей и храмов, которые были расположены не только в Москве, но и в Ростове, Смоленске, Ярославле, Владимире а также в других городах.

Как сказала его дочь, благодаря Барановскому и его работе появились на свет более семидесяти проектов реставрационных работ. Также, благодаря П.Д. Барановскому, были сохранены около девяноста церквей, в том числе, Петром Дмитриевичем были проведены замеры нашей замечательной жемчужины . Именно по этим обмерам был восстановлен храм, о котором архитектор сказал, что по своей красоте и качеству работ Одигитрия превосходит даже храм Василия Блаженного, который также был спасен Барановским на Красной площади. Особенно стоит отметить роль Петра Дмитриевича Барановского в восстановлении усадьбы , которой мы можем теперь гордиться по праву и принимать гостей на родине великого писателя не только с разных уголков нашей страны, но и со всего мира!

Петр Дмитриевич является основателем Коломенского музея, где занимал должность директора, также стал основателем музея им. Андрея Рублева в Андрониковом монастыре.

Умер архитектор в Москве в 1984 году, оставив после себя бесценный вклад в русскую культуру.

Барановский Петр Дмитриевич (14.02.1892-1984), русский архитектор, реставратор памятников древнерусского зодчества, выдающийся деятель русского патриотического движения.


Разработал новые методы реставрации, восстанавливая памятники, разрушенные во время Великой Отечественной войны (Пятницкая церковь в Чернигове, Болдинский монастырь под Смоленском). С риском для жизни и свободы в период “реконструкции” Москвы еврейскими большевиками спасал от уничтожения выдающиеся шедевры русского зодчества, в частности, храм Василия Блаженного на Красной площади и терема Крутицкого подворья. За это был посажен в тюрьму, а впоследствии отправлен в ссылку. По архитектурным обмерам, сделанным Барановским, восстановлен разрушенный в 1930-х Казанский собор на Красной площади.

Вокруг П. Д. Барановского сформировался круг архитекторов-реставраторов, искусствоведов, писателей, художников, ученых, не просто превосходных специалистов, но прежде всего истинных патриотов России. Высокое духовное чувство, которое они несли в себе, стало своего рода катализатором пробуждения национального сознания для сотен русских людей. К наиболее замечательным представителям круга Барановского следует отнести Л. И. Антропова, Н. И. Иванова, В. А. Десятникова, В. И. Федорова, Н. Н. Свешникова, А. И. Пономарева, М. П. Кудрявцева, О. И. Журина, В. А. Виноградова, П. Д. Корина, И. С. Глазунова, Б. А. Рыбакова, Л. М. Леонова, В. А. Чивилихина и мн. др. Барановский был в числе основателей клуба “Родина” (1962) и ВООПИК (1966).