Понятие личности и ее роль в организации. Понятие личности в организации. Характерные черты четырех основных моделей рынка

Современные теории и подходы в управлении, как правило, базируются на признании приоритета личности перед материальными факторами производства. На данном этапе основой культуры управления становится личность. Поэтому следует разобраться, что же такое личность? Ниже приводится несколько определений личности разных авторов.

Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе общения с другими людьми и освоения накопленного социального опыта. Формирование личности начинается в детстве. Затем этот процесс продолжается в школе, других учебных заведениях, в трудовых коллективах и т.д.

Каждой личности присущи индивидуальные особенности, которые обусловлены наследственностью, природными свойствами, особенностями воспитания и развития человека. В результате развития таких наук как психология и социология стало возможным изучение человека, его личностных качеств. Элементы социально-психологической структуры личности:

  • система социальных потребностей, ценностных ориентаций, убеждений и т.п.;
  • темперамент, другие природные качества и особенности человека;
  • способности (знания, умения, навыки, компетенции, опыт и т.п.);
  • психические свойства (характер, мышление, память и т.п.).

Система социальных потребностей и ценностных ориентаций личности

Потребность можно рассматривать как нужду человека в чем- либо, побуждающую его к определенным действиям. Потребности человека расширяются по мере развития экономики (расширения производства товаров и услуг, роста доходов населения и т.п.). Для удовлетворения своих потребностей человек должен совершенствоваться, развивать свои способности. Структура потребностей одного человека может существенно отличаться от другого. Это же относится к ценностям и убеждениям. Более полно потребности человека, мотивирующие его к активной деятельности в организации, рассмотрены в главе 12, а ценностные ориентации личности и их влияние на поведение работников - в главе 14.

Темперамент личности

Поведение человека в значительной мере определяется его природными особенностями, в частности темпераментом.

Темперамент - индивидуальные особенности нервной системы человека, характеризующие скорость и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств.

В зависимости от темперамента человека, различают сангвиников, флегматиков, холериков и меланхоликов (табл. 8.1).

Таблица 8.1

Типы и признаки темпераментов людей

Тип темперамента

Поведенческие признаки

Сангвиник

Живой, подвижный, уравновешенный, уверен в себе, хорошо владеет собой, умеет сдерживать свои эмоции, склонен к лидерству

Флегматик

Спокойный, невозмутимый, не любит пустословия, говорит по делу, взвешивает все «за» и «против», уравновешенный стратег, к новой обстановке приспосабливается медленно

Вспыльчивый, безудержный, подвижный, инициативный, самоуверенный, суетливый, непредсказуемый, склонен к агрессии при неудачах

Меланхолик

Нерешительный, неуверенный, пассивный, обидчивый, склонен к опасениям по поводу и без повода, предпочитает подчиняться правилам и авторитетам

> Тот или иной ярко выраженный тип темперамента у отдельного человека встречается довольно редко. Обычно человек тяготеет к тому или иному типу темперамента. При этом черты других типов темперамента у него выражены незначительно.

Способности личности

Способности - индивидуальные особенности человека, являющиеся субъективными условиями его успешной деятельности в той или иной области. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности.

Высокий уровень развития способностей выражается понятиями таланта и гениальности. Способности можно развивать в процессе обучения, воспитания, активной трудовой и общественной деятельности. Диагностика некоторых способностей может производиться с помощью тестов.

Руководитель должен поручать работнику ту работу, к которой он более подходит, которая в большей мере соответствует его способностям.

Психические свойства личности

Одним из важнейших психических свойств человека является его характер. Характер - индивидуальный склад личности, проявляющийся в особенностях его поведения (отношение к работе, коллегам, своим обязанностям, долгу и т.п.).

Характер, как и в целом личность, формируется в процессе активной общественно-полезной деятельности (семья, детский сад, школа, учебное заведение, трудовой коллектив и т.п.). Положительные черты характера человека:

  • вежливость;
  • доброжелательность;
  • общительность;
  • скромность;
  • принципиальность;
  • добросовестность;
  • аккуратность;
  • старательность и т.п.

К отрицательным чертам характера человека обычно относят:

  • грубость;
  • бестактность;
  • замкнутость;
  • повышенное самомнение;
  • пассивность;
  • лень;
  • небрежность и т.п.

Для более полного понимания характера той или иной личности необходимо рассмотреть сущность такой категории как воля.

Воля - это способность человека совершать целенаправленные действия и поступки, требующие преодоления трудностей. Волевые свойства личности:

  • целеустремленность (умение выбрать общественно значимую или личную цель);
  • настойчивость (способность направлять и контролировать свое поведение и поведение подчиненных в соответствии с намеченной целью);
  • решительность (умение достигать намеченной цели);
  • выдержка (способность сдерживать физические и психические проявления своего характера и темперамента);
  • самостоятельность (умение самостоятельно определять цели и способы их достижения).

Другими не менее важными психическими свойствами личности являются память, мышление, воображение и т.п.

Память - способность к воспроизведению прошлого опыта; одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о тех или иных событиях и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Память может быть зрительной, слуховой, двигательной и смешанной.

Мышление - высшая ступень человеческого познания, процесса отражения объективной действительности. Оно реализуется посредством анализа, синтеза и обобщения.

Воображение (фантазия ) - психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Воображение позволяет человеку предвидеть будущее, перспективы своего развития или развития бизнеса.

Из рассмотренного выше можно сделать вывод, что разнообразие характеристик человека делает людей непохожими друг на друга. Вместе с тем, разнообразие личностных характеристик людей создают трудности в управлении организацией.

На поведение человека в организации оказывают не только личностные, но и многие другие факторы, порой не осознаваемые в полной мере самим субъектом поведения. Для создания гармонии между нормами организационного поведения и поведением человека, необходимо знать какие факторы оказывают доминирующее влияние на его поведение.

Среди личностных начал поведения человека в организации, по мнению О.С. Виханского и А.И. Наумова, основополагающими являются:

  • восприятие им окружения;
  • критериальная основа поведения;
  • мотивация .

> Мотивация оказывает очень сильное влияние на поведение человека. Не случайно ей уделено много внимания в научной и учебной литературе. В этом учебном пособии мотивации персонала будет посвящена отдельная глава. Восприятие и критериальная основа рассматриваются ниже в этой главе.

Персональное развитие индивида в организации связано с его карьерой. Карьера - это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом. Карьеру - траекторию своего служебного движения - человек строит сам, сообразуясь с особенностями внутри- и внеорганизационной реальности и главное - со своими собственными целями, желаниями и установками.

Типы и этапы карьеры. Можно выделить несколько принципиальных траекторий персонального развития человека в рамках профессии или организации, которые приведут к разным типам карьеры.

1. Профессиональная карьера - рост знаний, умений, навыков. Профессиональная карьера может идти по линии специализации углубления в одной, выбранной в начале профессионального пути, линии движения) или транспрофессионализации (овладение другими областями человеческого опыта, связанное, скорее, с расширением инструментария и областей деятельности).

2. Внутриорганизационная карьера - связана с траекторией движения человека в организации. Она может идти по линии:

· вертикальной карьеры - должностной рост;

· горизонтальной карьеры - продвижение внутри организации, например работы в разных подразделениях одного уровня иерархии;

· центростремительной карьеры - продвижение к ядру организации, центру управления, все более глубокое включение в процессы принятия решений.

Встречаясь с новым сотрудником, менеджер по персоналу должен учитывать этап карьеры, который он проходит в данный момент. Это может помочь уточнить цели профессиональной деятельности, степень динамичности и главное - специфику индивидуальной мотивации

Фазы развития профессионала. Этап карьеры (как точка на временной оси) не всегда связан с этапом профессионального развития. Человек, находящийся на этапе продвижения, в рамках другой профессии может не быть еще высоким профессионалом. Поэтому важно разделять этап карьеры (временной период развития личности) и фазы развития профессионала (периоды овладения деятельностью).

Планирование карьеры. Одно из направлений кадровой работы в организации, ориентированное на определение стратегии и этапов развития и продвижения специалистов, планирование карьеры.

Это процесс сопоставления потенциальных возможностей, способностей и целей человека с требованиями организации, стратегией и планами ее развития, выражающийся в составлении программы профессионального и должностного роста.

Перечень профессиональных и должностных позиций в организации (и вне ее), фиксирующий оптимальное развитие профессионала для занятия им определенной позиции в организации, представляет собой карьерограмму, формализованное представление о том, какой путь должен пройти специалист для того, чтобы получить необходимые знания и овладеть нужными навыками для эффективной работы на конкретном месте.

Планированием карьеры в организации могут заниматься менеджер по персоналу, сам сотрудник, его непосредственный руководитель (линейный менеджер). Основные мероприятия по планированию карьеры, специфичные для разных субъектов планирования.

Условия карьеры. Продвижение по службе определяется не только личными качествами работника (образование, квалификация, отношение к работе, система внутренних мотиваций), но и объективными.

Среди объективных условий карьеры:

высшая точка карьеры - высший пост, существующий в конкретной рассматриваемой организации;

длина карьеры - количество позиций на пути от первой позиции, занимаемой индивидуумом в организации, до высшей точки;

показатель уровня позиции - отношение числа лиц, занятых на следующем иерархическом уровне, к числу лиц, занятых на том иерархическом уровне, где находится индивидуум в данный момент своей карьеры;

показатель потенциальной мобильности - отношение (в некоторый определенный период времени) числа вакансий на следующем иерархическом уровне к числу лиц, занятье на том иерархическом уровне, где находится индивидуум. В зависимости от объективных условий внутриорганизационная карьера может быть перспективной или тупиковой - у сотрудника может быть либо длинная карьерная линия, либо очень короткая. Менеджер по персоналу уже при приеме кандидата должен спроектировать возможную карьеру и обсудить ее с кандидатом исходя из индивидуальных особенностей и специфики мотивации. Одна и та же карьерная линия для разных сотрудников может быть и привлекательной, и неинтересной, что существенным образом скажется на эффективности их дальнейшей деятельности.

В последнее время большинство фирм особое внимание уделяет планированию карьеры своих сотрудников, ведь правильное использование внутреннего кадрового потенциала становится более выгодным, чем привлечение персонала извне - это связано с необходимостью как включения нового сотрудника в корпоративную культуру, так и обязательной доподготовки сотрудника к началу работы в организации, поскольку все большее значение приобретает специализация, задаваемая спецификой конкретной внутрифирменной технологии.

Управление карьерой. Для создания эффективной системы управления карьерой сотрудника в организации должны быть созданы три взаимосвязанные подсистемы внутри организации:

1) подсистема исполнителей - содержит сведения о способностях, интересах, мотивах сотрудников.

2) подсистема работ - содержит информацию о всевозможных заданиях, проектах, индивидуальных ролях, исполнение которых необходимо для организации.

3) подсистема информационного обеспечения управления - объединяет сведения об исполнителях, работах и принятой практике перемещения сотрудников, назначения их на определенные виды работ и должностей.

Наличие этих трех подсистем дает возможность создать внутрикорпоративный рынок труда, проводить открытые конкурсы на подбор исполнителей под определенные виды работ и предоставлять сотрудникам открытую информацию о возможных траекториях их движения в организации. Создание подобной системы даст возможность реализовать маркетинговый подход к персоналу, в рамках которого появляется возможность совместить интересы сотрудников, ориентацию на реализацию своих интересов и потребностей с интересами организации, включающие в себя и цели товарного и финансового маркетинга.

Безусловно, в зависимости от типа корпоративной культуры реализация этого подхода к планированию карьеры будет воплощаться в различных сценариях и типах кадровых мероприятий. Но важным становится необходимость самой организации проводить внутренний мониторинг потребностей в персонале, ориентированных на удовлетворение постоянно изменяющихся опросов на новые типы работ.

Человек сознательно или бессознательно, добровольно или по принуждению, заинтересованно или с полной апатией включается в жизнь организации, живет по ее законам, взаимодействует с другими членами организации, отдавая что-то организации, но получая от нее также что-то в обмен.

Вступая во взаимодействие с организацией, человек интересуется различными аспектами этого взаимодействия, предметом которых может быть то, чем он должен жертвовать для интересов организации, с кем и сколько времени взаимодействовать, что будет давать ему организация. В зависимости от того, какие усилия человек приложил для достижения целей организации, какие у него ожидания, результативность, какое он за свою деятельность получил вознаграждение или удовлетворение определяет отношение человека к организации, желание и далее сотрудничать с ней и делает значимым его вклад в деятельность организации. Это связано с удовлетворением потребности в достижении, признании, ответственности, продвижении, работе самой по себе, в наличии возможностей роста - мотивирующих факторов, которые могут вызывать чувство удовлетворенности или неудовлетворенности у человека. И от менеджера зависит, как часто у человека будут возникать эти чувства и будет ли он испытывать необходимость во взаимодействии с организационным окружением для того, чтобы чувствовать удовлетворение от своей деятельности .

Менеджер - член организации, который осуществляет управленческую деятельность и решает управленческие задачи. Менеджеры могут находиться в разных иерархических отношениях между собой: в одинаковых позициях, если в компании функциональная организация управления, при которой менеджеры выполняют конкретные функции, не включая административную функцию, или в разных - когда они не только выполняют конкретные функции, но и административную функцию . Например, менеджер по продажам, который выполняет функцию увеличения продаж, и менеджер по персоналу, который выполняет функцию набора профессионально подготовленных сотрудников, находятся между собой в одинаковых позициях. А директор по продажам и менеджер по продажам - в разных, т.к. директор кроме функции увеличения продаж должен контролировать качество работы менеджеров по продажам и разрабатывать план для их увеличения с учетом изменяющихся условий.

Руководитель в организации избирается коллективом (назначается Советом директоров или другим представительным органом). Как правило, это наиболее авторитетный работник, обладающий качествами социального и профессионального лидера и наделенный правами осуществлять руководство совместной трудовой деятельностью и социальным развитием предприятия. На руководящие должности избираются, как правило, работники, прошедшие специальную управленческую подготовку и обладающие задатками организатора .

Однако независимо от того, какой опыт работы имеет менеджер, он должен учитывать уровень развития объекта управления, знать особенности объекта управления и руководствоваться основными принципами менеджмента:

  • 1. Исходный момент организационного управления и его осуществления - человек, его потребности, интересы, мотивы, ценности, установки. Это влияет на управление внутренней деятельностью людей, а также на поведение фирмы во внешней социально-экономической среде.
  • 2. Приоритет отдается экономическим средствам и методам управления, которые проявляются в такой отрасли менеджмента, как маркетинг.
  • 3. Профессионализм управления - главное требование к менеджеру и персоналу.
  • 4. Гибкая организация управления, способная перестраиваться в соответствие с изменяющимися условиями. Это т. н. организации инновационного типа, отзывчивые к нововведениям.
  • 5. Существуют такие требования к личным качествам менеджера, как предприимчивость, коммуникабельность, уверенность. Умелое сочетание этих качеств показывает искусство управления .

В зависимости от того, насколько важны для менеджера отношения с подчиненными, он может выбирать разные стили руководства: направленные на работу, задачи и способы их решения или сосредоточенные на человеке. Стиль «на человека» более продуктивен, т.к. в этом случае главная забота менеджера - люди, их интересы, гармонизация человеческих отношений. Стиль «на работу» оправдывает диктаторство, но он часто вызывает возмущение персонала, недоверие к менеджерам, нежелание сотрудничать с ними, приобщение к неформальным группам, что может привести к конфликтам внутри организации и делает руководство неэффективным. Современному эффективному стилю деятельности присуще одновременная ориентация на «работ» и «человека», хотя этого достаточно трудно достичь. Ведь менеджер должен не только правильно выбрать стиль руководства коллективом, но и создавать в нем творческую обстановку, стараться не замыкать решение всех проблем лично на себе, четко делегируя часть своих полномочий (естественно, в разумных пределах) помощникам, что дает возможность усилить контроль и лучше оценить в целом результаты работы коллектива.

Любая организация стремится к стандартизации, и для этого создает роли, которые должны выполнять члены организации. Но человек по-разному воспринимает содержание роли, которое ему предлагает организация. На взаимодействие человека и организационного окружения влияют особенности восприятия.

Восприятие - процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг. Процесс восприятия подразумевает формирование конечного образа объекта. При первичном восприятии организационного окружения человек получает небольшое количество информации о нем и постоянно обращается к прошлому опыту. Но постепенно под влиянием качеств характера, личностных характеристик самого человека формируется более глубокий и полный образ организационного окружения, которое обладает как негативными, так и позитивными чертами. Личностные и социальные характеристики воспринимающего проявляются в терпимости к неопределенности, в готовности открыто и непредвзято воспринимать явления, априорно доброжелательном восприятии человека. Психологи отмечают, что люди, у которых больше терпимости к новому и неясному, более способны к восприятию нового. А люди с однозначным взглядом на явления воспринимают других с трудом и неадекватно реальности. Они склонны приписывать им те черты и характеристики, которых у них нет. Если, например, на восприятие человека большое влияние оказывает дизайн помещения, где происходит встреча, то в зависимости от того, насколько ему понравилось оформление помещения, человек может по-разному вести себя, взаимодействовать с другими людьми .

На взаимодействие, конечно, в процессе восприятия оказывает влияние и критериальная основа поведения человека, которая включает его расположение к людям и событиям, к ценностям; набор верований и принципов, которых человек придерживается в своем поведении. Расположение имеет три компоненты: воздействующая часть, т.е. то, что отражает чувства по отношению к объекту; знания об объекте, которыми располагает человек; намерение по поводу того, как вести себя по отношению к объекту.

Критерии определяют поведение человека в определенном организационном окружении и каким бы хорошим не было расположение, желание человека и далее продолжать сотрудничество с конкретным организационным окружением в данной ситуации все же будет зависеть от того, насколько сама организация заинтересована в том, чтобы конкретный человек работал в ней .

И от менеджера, от организации зависит, как этот человек в дальнейшем будет взаимодействовать с этой организацией. Следовательно, человеку в организации необходимо уметь так взаимодействовать с организационным окружением, чтобы детали, которые привлекли его внимание при первичном восприятии, создали благоприятное впечатление о ней и послужили средством для дальнейшего успешного сотрудничества с ней. После того, как кандидат прошел отбор на вакантную должность, он «входит в организацию» и это вызывает определенные трудности не только у него, но и у организации. Поэтому остановимся на процессе вхождения человека в организацию.

Вхождение человека в организацию связано с такими обязательными сторонами этого процесса, как: адаптация к новому окружению; коррекция или изменение человека; изменения в организации, связанные с приходом нового человека .

  • - Адаптация. Успех вхождения в организацию зависит от мотивации. Если у человека существует мотивация для работы в данной организации, то он будет стараться преодолеть трудности вхождения и добиваться того, чтобы, несмотря на болезненность этого процесса, адаптироваться к организационному окружению. Психологи утверждают, что адаптация происходит при общении человека с другими членами организации.
  • - Коррекция. На этапе вхождения организация разрушает поведенческие нормы входящего человека, использует разные приемы для того, чтобы заинтересовать его в работе в организации, и тем самым прививает новые нормы поведения. Такими приемами могут быть долгосрочная материальная поддержка, выходящая за рамки зарплаты, общения в будущем продвижения по службе или предоставления интересных мест работы, предоставление за счет организации возможностей обучения и развития, предоставления не льготных условиях жилья. К разряду сильных средств, способствующих удержанию нового члена в организации, относятся беседы с руководством, разъяснения и рекомендации, даваемые руководством. Такие встречи и указания придают новичку чувство уверенности, снижают ощущение потерянности и ненужности, повышают чувство причастности к делам организации .
  • - Изменения в организации. В процессе «привыкания» к организации менеджеры привлекают нового сотрудника к обсуждениям и разным мероприятиям, проводимым руководством организации. Тем самым они прививают нормы и ценности организации. Так формируется сопричастность человека к принятию важных, с точки зрения организации, решений, а постепенно у него появляется чувство ответственности перед организацией.

Когда у человека возникают трудности в понимании норм и ценностей организации на протяжении длительного времени, то можно использовать такие приемы как: более четкое описание работы и более четкая регламентация ее границ или, напротив, менее детализированное изменяют содержание и способ осуществления роли.

Понятие личности в организации. Личность – это сочетание стабильных характеристик человека. По определениям социальных психологов, личность проявляется через характеристики отдельного человека и его поведения, которые отражают уникальный характер приспособления конкретного человека к окружающей среде.

Традиционно психологи описывали поведение отдельного человека с точки зрения отдельных свойств личности, таких, как агрессивность, честность, уверенность в собственных силах, открытость или замкнутость, решительность и нерешительность. Но теперь многие психологи утверждают, что поведение человека меняется в зависимости от ситуации. Например, многие честны в одних ситуациях и нечестны в других.

Личностные факторы и внешнее окружение, действуя совместно, определяют поведение личности, причем часто ситуация имеет все же большее влияние на это поведение, чем свойства личности. Основой любой организации и её главным богатством являются люди. Хорошая организация стремится максимально эффективно использовать потенциал своих работников на работе и для интенсивного развития из потенциала, и также заинтересована в том, чтобы ее сотрудники вели себя определенным образом.

Поведение человека – совокупность осознанных, социально значимых действий, обусловленных занимаемой позицией, т.е. пониманием собственных функций. Эффективное для организации поведение её сотрудников проявляется в том, что они надежно и добросовестно исполняют свои обязанности, готовы во имя интересов дела в условиях меняющейся ситуации выходить за пределы своих непосредственных обязанностей, прилагая дополнительные усилия, проявляя активность, находят возможности для сотрудничества.

Поведение человека в организации определяется его собственными (личностными) чертами, влиянием условий формирования индивидуальной деятельности - особенностями группы, в которую он включен, условиями совместной деятельности, своеобразием организации и страны, в которых он работает. Соответственно возможности успешного включения человека в организационное окружение, научения поведению зависят в равной мере от характеристик как этого окружения, так и от характеристик его личности.

Черты личности складываются под влиянием природных свойств (физиологическое состояние организма, особенности высшей нервной деятельности, память, эмоции, чувства, восприятие), а также социальных факторов (образование, опыт, привычки, круг общения и т.п.). Любая личность характеризуется: общими качествами (интеллект, ум, наблюдательность, работоспособность, организованность, общительность и пр.); специфическими свойствами (способность к тому или иному виду деятельности); способности могут быть общими, присущими в той или иной степени всем людям (воспринимать, мыслить, учиться, работать); элементарными частными (решительность, настойчивость, музыкальный слух, критичность мышления и пр.); сложными частными, в том числе профессиональными (к отдельным видам деятельности), специальными (интерсоциальными, т.е. ориентированными на организацию взаимодействия людей, управление ими, и конструктивными; т.е. направленными на создание конкретных объектов в тех или иных сферах деятельности); подготовленностью к определенному виду деятельности (в виде совокупности знаний, умений, навыков); направленностью (ориентированностью социальной активности, возникшей под воздействием социальных моментов интересов, стремлений, идеалов, убеждений); определенным складом характера; биологически обусловленными особенностями (например, темпераментом); психологическими особенностями: диапазоном деятельности (широта, глубина), который может быть общим, видовым, специальным; стилем работы (форма воздействия, основывающаяся на знаниях, опыте, эмоциях) и динамикой психики (характеризуется силой, подвижностью, возбудимостью); психическим состоянием, т.е. стойкими психическими явлениями, присущими человеку в течение сравнительно длительного периода (возбуждение, апатия, депрессия и пр.). Личностные черты в значительной мере влияют на качество выполнения возложенных на человека функций, стиль его работы, отношения с окружающими.

Устойчивость указанных черт позволяет прогнозировать поведение личности, т.е. действия, выражающие ее субъективную реакцию на ситуацию и окружающих.

В качестве основополагающих начал поведения человека можно выделить следующие: способности, предрасположенность, потребности, ожидание, восприятие, ценности.

Способности.

Люди различаются наиболее наглядно по своим индивидуальным способностям, присущим человеку качествам. У одних людей больше способностей к музыке и пению, у других к компьютерному Программированию у третьих к составлению письменных отчетов.

Различия в интеллектуальных Способностях и физических данных частично объясняются наследственностью частично - обучением и опытом, Организации почти всегда пытаются воспользоваться различиями в способностях при решении вопроса, какую должность, и какую работу будет выполнять конкретный работник. Выбор человека, Который лучше других способен выполнять определенную работу, является средством увеличения выгоды от специализации, Предрасположенность, одаренность - это потенциал человека, в отношении выполнения Конкретной работы.

Являясь результатом сочетания врожденных качеств и приобретенного опыта, одаренность становится талантом, открывающимся в определенной области. Руководители, в частности, должны уметь оценивать возможности людей, Предрасположенность к управлению очень. важна при выборе кандидатов на обучение менеджменту. Потребности - это внутреннее состояние психологического или физиологического ощущения нехватки чего-либо. Основными считают физиологические потребности в пище, питье, тепле, а также психологические потребности причастности, принадлежности к обществу, группе людей.

Многие люди имеют потребность к власти и влиянию, но эта может долгое время не проявляться, пока не будут удовлетворены их основные потребности. Организация должна создавать ситуации, в которых удовлетворение потребностей работника вело бы к достижению целей организации. Ожидания. Люди, основываясь на прошлом опыте и оценке текущей ситуации, формируют ожидания относительно результатов своего поведения.

Сознательно или подсознательно они решают, насколько вероятно свершение чего-то значимого для них. Эти ожидания оказывают значительное влияние на поведение. Если работник ожидает, что его дополнительные усилия будут вознаграждены, то, вероятно, он будет их прилагать. При отсутствии таких ожиданий трудно рассчитывать на дополнительные усилия со стороны работника. Восприятие значительно влияет на ожидания и поведение.

Для практических целей можно определить восприятие как интеллектуальное осознание стимулов, получаемых от ощущений. Люди реагируют не на то, что действительно происходит в их окружении, а на то, что они воспринимают как действительно происходящее. Все события влияют на поведение только в той мере, в какой воспринимаются самим человеком. Если руководство хочет, чтобы работники стремились к достижению цели организации, оно должно доказать работникам, что желаемое поведение приведет к удовлетворению их индивидуальных потребностей.

Отношение можно определить как-то, что нравится, и то, что не нравится, как неприязнь или привязанность к предметам, людям, группам или любым проявлениям окружающей среды. Отношения формируют необъективное восприятие среды и тем самым влияют на поведение, Примерами могут служить разные предрассудки. Люди, которые придерживаются точки зрения, что женщины некомпетентны как работники и уступают мужчинам, стремятся преувеличивать все ошибки, которые делают женщины, и не могут оценить и воспринять доказательства, что они так же компетентны.

Ценности - это общие убеждения, вера в то, что хорошо и что плохо или что безразлично. Ценность предполагает субъективное ранжирование по важности, качеству или по признанию чего-то благом. Ценности, как и многие другие индивидуальные черты, приобретаются посредством обучения. Им обучают в школах, их воспитывают в детях родители, они укрепляются в других социальных контактах и даже через средства развлечения и досуга.

Конкретные ценности руководителей, в особенности высшего звена, часто отражаются в целях и политике организации. Каждая организация сознательно или несознательно устанавливает свою собственную систему ценностей: Эта система составляет организационную культуру или нравственный облик организации. Организация стремится иметь свою собственную мораль и обычаи. Эти выводы имеют очень большое значение, потому что они указывают на важность создания такой окружающей обстановки на работе, которая бы поддерживала тип поведения, желательный для организации.

Руководители должны совершенствовать свои способности направлять поведение работников таким образом, чтобы добиться целей организации, используя людей, имеющих черты, желательные для выполнения данной задачи, но и в то же время создать рабочую среду, которая способствовала бы поддержанию этих черт. Рабочая среда – это совокупность всех внутренних факторов, которые с помощью процесса управления формируются применительно к потребностям организации.

Существует внутренняя и внешняя среда предприятия. Внутренняя и внешняя среда предприятия. Целостность организации и ее открытость как системы обуславливают четкое разделение внутренней и внешней среды, зависимость организации от внешних факторов. Поскольку организация создается людьми, то все ее элементы и связи в той или иной мере имеют переменный характер. К переменным внутренней среды организации относятся структуры (производства, управления), цели и задачи управления, технологии, люди. Важнейшая часть внутренней и внешней среды организации – инфраструктура, то есть комплекс элементов и связей, обеспечивающих условия жизнедеятельности коллектива организации и обслуживающих основные процессы производства и управления.

К инфраструктуре можно отнести коммуникации и организационную культуру, в составе которых огромная роль отводится людям, их знаниям, способностям и искусству взаимодействия. Коммуникации как связующие звенья в информационных процессах управления являются необходимым условием самого управления.

Коммуникации - это и пути сообщения (воздушный, водный), и формы передачи сообщений (устные, письменные), и каналы связи (телефон, радио и др.). Но главное в коммуникационном процессе - не просто обмен информацией между двумя и более людьми, а обмен смыслом, содержанием информации. По образному выражению известного специалиста по управлению Р. Фалмера, хорошая коммуникация, как и чистый воздух, обычно воспринимается как нечто само собой разумеющееся до тех пор, пока ее отсутствие не начинает портить нам жизнь. Качество коммуникационных процессов и в целом производственных и управленческих процессов во многом зависит от организационной культуры организации.

Организационная культура представляет собой систему норм и ценностей, которыми отличаются работники и в целом данная организация. Система норм и ценностей отдельного человека находится в сложной зависимости от ею индивидуальности и личности (характер, взгляды, способности, образование и др.) и от установок и ценностей в организации, зависящих также от многих факторов, включая руководителей организации.

Все эти элементы в комплексе определяют поведение работников и успешность деятельности организации (рис. 1). Рис. 1. Факторы, влияющие на индивидуальное поведение и успешность деятельности. Важный элемент культуры - это ценности, т. е. общие убеждения по поводу того, что хорошо, что плохо или что безразлично в жизни.

Ценности приобретаются при воспитании, образовании, социальных контактах и т. п. Организационная культура помогает решить задачи: координации, осуществляемой с помощью установленных процедур и правил поведения; мотивации, реализуемой путем разъяснения сотрудникам смысла выполняемой работы; профилирования, позволяющего обрести характерное отличие от других предприятий; привлечения кадров путем пропагандирования в среде претендентов на рабочие вакансии преимуществ своего предприятия.

Любая организация обладает сильными и слабыми сторонами, в том числе и в организационной культуре. Слабости необходимо преодолевать, используя имеющиеся сильные стороны. В любом случае нужны коллективные мероприятия культурной направленности, в ходе которых с определенной осторожностью выясняется соответствие основных рычагов принятия решений собственной культуре, осуществляется их взаимная притирка и критически решается вопрос о стратегической адекватности внутрифирменной культуры.

Успех организации в значительной степени зависит от учета внешних факторов, а именно поставщики (трудовых ресурсов, материалов, капитала), конкуренты, законы и государственные органы, международные события, НТП, и др.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Исследование влияние среды на личность и поведение человека в организации

Производственное предприятие, торговая фирма постоянно анализируют изменения в непосредственном окружении (рынка сбыта, поведение конкурентов.. Стабильное развитие предприятия, рост его производственных и финансовых.. Чаще всего приходится применять стратегию ограниченного роста – планировать медленное и острожное увеличение..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

1.1 Психология личности

Изучение индивидуального поведения человека проводится с учётом следующих факторов:
- персональная характеристика;
- ситуация, в которой осуществляется деятельность;
- возраст, пол.

Личность - это совокупность индивидуальных, социальных и психологических факторов характеризующих человека.

Индивидуальность - это тип относительно устойчивого проявления того, как человек думает, чувствует, видит себя.

Люди имеют различные типы темпераментов.

Четыре типа темперамента:
- холерик;
- меланхолик;
- флегматик;
- сангвиник;

Характер - это сочетание наиболее устойчивых проявлений в поведении человека в определённом отношении:
- к себе (степень требовательности, самооценка);
- к другим.

В характере выражаются важные качества.

Свойства личности:

А) Экстраверсия. Характеризует предрасположенность человека испытывать преимущественно положительные, эмоциональные состояния;
Экстраверт - личность подсознательно ориентированная преимущественно на внешние объекты и других людей.
Интроверт - личность подсознательно ориентирована на свой личный мир.
б) Нервозность. Характеризует склонность людей испытывать негативное эмоциональное состояние;
в) Уживчивость - черта, способность человека строить отношения с другими;
г) Добросовестность. Характеризует степень дисциплинированности;
д) Открытость к познанию, к инновациям.

Дополнительные характеристики людей значимых для организации :

1) Локус (контроль)- качество характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам, либо собственным усилиям;
2) Самооценка;
3) Потребность в достижении причастности власти (исследования Маклеланда);
4) Склонность к риску;
5) Авторитарность.

Влияние ситуаций на поведение личности.

Организация в соответствии со своими целями, спецификой, структурами заставляет действовать работника в соответствии с принятыми ей нормами (требования к работе, строгие правила, определяя технологии).

1.2 Восприятие, как фактор поведения человека в организации.

Восприятие может быть определено как процесс получения информации из окружения и обработки её.

Восприятие - это процесс и результат преобразования чувственного опыта индивида и осмысление образа своего окружения.

Восприятие несёт субъективный характер, содержит возможность полного или частичного искажения информации или её потери. Особенностью отбора информации является то, что она носит селективный (избирательный) характер.

В соответствии с органами чувств человек воспринимает:
- зрительную информацию;
- звуковую;
- осязательную;
- запах.

Получаемая с помощью органов чувств информация всегда фактологична и всегда эта информация данного момента времени.

На восприятие влияют: личностные факторы (интерес, интуиция, личные характеристики воспринимаемого); факторы ситуации (социальная обстановка, время, раб. обстановка); стереотипизация восприятия (реализуется путём сведения сложного явления к определенному стереотипу и упрощённому представлению); факторы объекта (новизна, динамичность, фон); избирательность восприятия.

Систематизация проводится двумя путями:
1) Логическая обработка;
2) Используя чувства, эмоции, убеждения;

К барьерам восприятия относятся:
- стереотипы;
- проекция человеком своих чувств, настроений, мотивов деятельности на других людей;
- первое впечатление.

Процесс восприятия человека человеком состоит из двух частей:
1) первое впечатление;
2) знакомство с его личностными характеристиками.

На восприятие человека влияют:
- физические характеристики;
- социальные характеристики;
- анкетные данные (пол, возраст, образование).

Различают три составляющих ситуации оказывающих влияние на восприятие :

1) место, где проводится встреча.
2) повод, по которому происходит встреча.
3) важное влияние оказывает то, кем или от чьего имени организованна встреча.

Для правильного восприятия человека в организации необходимо управлять впечатлением.

1.3 Критериальные основы поведения личности

В критериальной основе поведения человека относят те устойчивые характеристики его личности, которые определяют выбор принятия решения человеком по поводу его поведения.

Характеристики, определяющие критериальное поведение:
1) Расположение - априорное отношение к человеку, группе людей, вещам, организациям, процессам; определяет положительную или негативную оценку на нём.
Различают три типа расположения:
а) удовлетворённость работой;
б) увлечённость работой (типы увлечённости: - любовь к работе вообще; - любовь к конкретной работе выполненной человеком;
в) приверженность организации.
2) Ценности - набор стандартов и критериев, которые человек следует в своей жизни; ценности устойчивые во времени, являются нормативной базой морали;
3) Верование: установленное представление о явлении, процессе или человеке, которое люди испытывают при их восприятии;
4) Принципы, определяющие правила поведения, формируются на базе ценностей или могут вырабатываться самостоятельно;
5) Позиции человека (постоянное или однозначное внутреннее отношение к одним и тем же людям, к одинаковым ситуациям, к тому, что нравится и наоборот. Позиция служить защитой в момент опасности;
6) Каждая личность характеризуется уровнем притязания, который характеризует степень трудности целей, к достижению которой стремится личность.

Внешние факторы, влияющие на поведение человека:

1) Круг общения может быть личным или служебным, предопределяемым должностными обязанностями. На практике выделяют: круг периодичного общения, ближнего общения. В каждом круге общения складывается своя микро-этика;
2) Роль, характеризуется совокупностью действий, ожидаемых от человека в соответствии с его индивидуальными психологическими особенностями и местом в управленческой иерархии;
3) Статус - оценка окружающих личностей исполняемой его роли.