Произведения андерсена для детей список. Ганс Христиан Андерсен – великий, одинокий и странный сказочник. художественные фильмы

Краткая биография Андерсена будет неполной без описания его ранних лет. Мальчик появился на свет 2 апреля (15 апреля) 1805 года. Он жил в достаточно небогатой семье. Его отец работал башмачником, а мать – прачкой.

Юный Ганс был достаточно ранимым ребенком. В учебных заведениях того времени нередко применяли физические наказания, поэтому страх перед учебой не покидал Андерсена. В связи с этим, мать отправила его в благотворительную школу, где учителя были более лояльными. Руководителем этого образовательного заведения был Феддер Карстенс.

Уже в подростковом возрасте Ганс переехал в Копенгаген. Юноша не скрывал от родителей, что отправляется в большой город за славой. Некоторое время спустя, он попал в Королевский театр. Там он играл роли второго плана. Окружающие, отдав должное рвению парня, позволили ему учиться в школе бесплатно. Впоследствии Андерсен вспоминал это время, как одно из самых страшных в его биографии. Виной тому был строгий ректор школы. Ганс закончил обучение только в 1827 году.

Начало литературного пути

Огромное влияние на биографию Ганса Христиана Андерсенаоказало его творчество. В 1829 году опубликовали его первую работу. Это невероятная история под названием «Пешее путешествие от канала Холмен к восточной оконечности Амагера». Данный рассказ имел успех и принес Гансу немалую популярность.

До середины 1830-х Андерсен практически не писал. Именно в эти годы он получил пособие, которое позволило ему впервые отправиться путешествовать. В это время у писателя, словно, открылось второе дыхание. В 1835 появляются «Сказки», которые выводят известность автора на новый уровень. В дальнейшем, именно работы для детей становятся визитной карточкой Андерсена.

Расцвет творчества

В 1840-х Ганс Христиан всецело поглощен написанием «Книги с картинками без картинок». Эта работа только подтверждает талант писателя. При этом, все большую известность набирают и «Сказки». К ним он возвращается еще не раз. Над вторым томом он начал работать в 1838 году. К третьему приступил в 1845. В этот период своей жизни Андерсен уже стал популярным автором.

Ближе к концу 1840-х и далее он стремился к саморазвитию и пробовал себя в качестве романиста. Краткое содержание его произведений вызывает любопытство у читателей. Однако для широкой публики Ганс Христиан Андерсен навсегда останется сказочником. И по сей день его произведения вдохновляют немалое количество людей. А отдельные произведения изучают в 5 классе. В наше время нельзя не отметить и доступность творений Андерсена. Теперь его работы можно просто скачать.

Последние годы

В 1871 писатель присутствовал на премьере балета, основанного на его произведениях. Несмотря на провал, Андерсен поспособствовал тому, чтобы его друга, балетмейстера Августина Бурнонвиля, наградили премией. Свою последнюю историю он написал в Рождество 1872.

В этом же году писатель ночью упал с кровати и травмировался. Эта травма стала решающей в его судьбе. Ганс продержался еще 3 года, но так и не смог прийти в себя после этого происшествия. 4 августа (17 августа) 1875 года – стал последним днем жизни знаменитого сказочника. Похоронили Андерсена в Копенгагене.

Другие варианты биографии

  • Писатель не любил, когда его относили к детским авторам. Он заверял, что его истории посвящены как юным, так и взрослым читателям. Ганс Христиан даже отказался от оригинального макета своего памятника, где присутствовали дети.
  • Даже в поздние годы автор делал немало орфографических ошибок.
  • У писателя была личный автограф

Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в городе Оденсе на острове Фюн (в некоторых источниках назван остров Фиония), в семье сапожника и прачки. Первые сказки Андерсен услышал от отца, читавшего ему истории из «Тысячи и одной ночи»; наряду со сказками отец любил петь песни и делать игрушки. От матери, мечтавшей, чтобы Ганс Христиан стал портным, он научился кроить и шить. В детстве будущему сказочнику приходилось часто общаться с пациентами госпиталя для душевнобольных, в котором работала его бабушка по материнской линии. Мальчик с увлечением слушал их рассказы и позднее написал, что его «сделали писателем песни отца и речи безумных». С детства будущий писатель проявлял склонность к мечтанию и сочинительству, часто устраивал импровизированные домашние спектакли.

В 1816 г. отец Андерсена умер, и мальчику пришлось работать ради пропитания. Он был подмастерьем сперва у ткача, затем у портного. Позднее Андерсен работал на сигаретной фабрике.

В 1819 году, заработав немного денег и купив первые сапоги, Ганс Христиан Андерсен отправился в Копенгаген. Первые три года в Копенгагене Андерсен связывает свою жизнь с театром: делает попытку стать актером, пишет трагедии и драмы. В 1822 году выходит пьеса «Солнце эльфов». Драма оказалась незрелым, слабым произведением, но привлекла внимание дирекции театра, с которым на то время сотрудничал начинающий автор. Совет директоров добился для Андерсена стипендии и права бесплатной учебы в гимназии. Семнадцатилетний юноша попадает во второй класс латинской школы и, невзирая на насмешки товарищей, заканчивает ее.

В 1826-1827 годах были опубликованы первые стихотворения Андерсена («Вечер», «Умирающее дитя»), получившие положительный отзыв критики. В 1829 году был опубликован его рассказ в фантастическом стиле «Пешее путешествие от канала Холмен к восточной оконечности Амагера». В 1835 году Андерсену приносят известность «Сказки». В 1839 и 1845 годах были написаны соответственно вторая и третья книги сказок.

Во второй половине 1840-х и в следующие годы Андерсен продолжал публиковать романы и пьесы, тщетно пытаясь прославиться как драматург и романист. В то же время он презирал свои сказки, принёсшие ему заслуженную славу. Тем не менее он продолжал писать всё новые и новые. Последняя сказка написана Андерсеном в Рождество 1872 года.

В 1872 году писатель получил серьезные травмы в результате падения, от которых лечился в течение трех лет. В 1875 году, 4 августа, Ганс Христиан Андерсен скончался. Его похоронили в Копенгагене на кладбище Ассистэнс.

  • Андерсен злился, когда его называли детским сказочником и говорил, что пишет сказки как для детей, так и для взрослых. По этой же причине он приказал, чтобы с его памятника, где первоначально сказочника должны были окружать дети, убрали все детские фигуры.
  • У Андерсена был автограф А. С. Пушкина.
  • Сказку Г. Х. Андерсена «Новое платье короля» разместил в первом букваре Л. Н. Толстой.
  • У Андерсена есть сказка про Исаака Ньютона.
  • В сказке «Два брата» Г. Х. Андерсен писал про знаменитых братьев Ганса Христиана и Андерса Эрстед.
  • Название сказки «Оле-Лукойе» переводится как «Оле-Закрой глазки».
  • Андерсен уделял очень мало внимания своей внешности. Он постоянно гулял по улицам Копенгагена в старой шляпе и поношенном плаще. Однажды на улице его остановил один щеголь и спросил:
    «Скажите, эта жалкая штука у вас на голове называется шляпой?»
    На что последовал немедленный ответ:
    «А эта жалкая штука под вашей модной шляпой называется головой?»

Будьте как дети

Ханс Кри́стиан А́ндерсен (д ат. Hans Christian Andersen ) - датский писа тель и по эт , автор всемирно известных сказок для детей и взрослых: « Гадкий утёнок », « Новое платье короля », « Стойкий оловянный солда тик », « Принцесса на горошине », « Оле Лукойе », « Снежная королева », и многих других. Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в Оденсе на острове Фюн . Отец Андерсена, Ханс Андерсен (1782-1816), был бедным башмачником, мать Анна Мари Андерсдаттер (1775-1833), была прачкой из бедной семьи, ей приходилось в детстве просить подаяние, она была похоронена на кладбище для бедных. В Дании существует легенда о королевском происхождении Андерсена, поскольку в ранней биографии Андерсен писал, что в детстве играл с принцем Фритсом, впоследствии - королём Ф редериком VII , и у него не было друзей среди уличных мальчишек - только принц. Дружба Андерсена с принцем Фритсом, согласно фантазии Андерсена, продолжалась и во взрослом возрасте, до самой смерти последнего. После смерти Фритса, за исключением родственников, один лишь Андерсен был допущен к гробу покойного. Причиной этой фантазии явились рассказы отца мальчика, что он родственник короля. С детства будущий писатель проявлял склонность к мечтанию и сочинительству, часто устраивал импровизированные домашние спектакли, вызывавшие смех и издёвки детей. В 1816 г. отец Андерсена умер, и мальчику пришлось работать ради пропитания. Он был подмастерь ем сперва у ткача , затем у портного . Потом Андерсен работал на сигаретной фабрике. В раннем детстве Ханс Кристиан был замкнутым ребёнком с большими голубыми глазами, который сидел в углу и играл в свою любимую игру - кукольный теа тр . Кукольным театром Андерсен увлекался и позднее.

Он рос очень утончённо нервным ребёнком, эмоциональным и восприимчивым. В то время физические наказания детей в школах были обычным делом, поэтому мальчик страшился ходить в школу, и его мама отдала его в еврейскую школу, где физические наказания в отношении детей были запрещены. Отсюда навсегда сохранившаяся связь Андерсена с еврейским народом и знание его традиций и культуры; он написал несколько сказок и рассказов на еврейские темы - на русский язык они не переводились.


Юность

В возрасте 14 лет Ханс поехал в Копенгаген; мать отпустила его, так как надеялась, что он побудет там немного и вернётся. Когда она спросила причину, по которой он едет, покидая её, и дом, юный Ханс Кристиан тотчас ответил: «Чтобы стать знаменитым!». Он поехал с целью устроиться на работу в театр, мотивируя это своей любовью ко всему тому, что с ним связано. Он получил деньги по рекомендательному письму полковника, в семье которого он устраивал в детстве свои спектакли. В течение года жизни в Копенгагене он пытался попасть в театр. Сперва он пришёл домой к известной певице и, от волнения заливаясь слезами, просил её устроить его в театр. Она, чтобы только отвязаться от назойливого подростка, обещала всё устроить, но не выполнила своего обещания. Позднее она заявила Андерсену, что просто приняла тогда его за сумасшедшего.

Ханс Кристиан был долговязым подростком с удлинёнными и тонкими конечностями, шеей и таким же длинным носом. Но благодаря его приятному голосу и его просьбам, а также из жалости, Ханс Кристиан, несмотря на не эффектную внешность, был принят в Королевский театр, где играл второстепенные роли. Его всё меньше и меньше задействовали, а затем началась возрастная ломка голоса, и он был уволен. Ханс Кристиан тем временем сочинил пьесу в 5 (пяти) актах и написал письмо королю, убедив дать деньги на её издание. В эту книгу входили также стихи. Ханс Кристиан позаботился о рекламе и дал анонс в газете. Книга была напечатана, но никто её не покупал, она пошла на обёртку. Он не терял надежды и понёс свою книгу в театр, чтобы по пьесе был поставлен спектакль. Ему было отказано с формулировкой «ввиду полного отсутствия опыта у автора». Но ему предложили учиться из-за доброго к нему отношения, видя его желание. Посочувствовавшие бедному и чувствительному мальчику люди ходатайствовали перед королём Дании Фредериком VI, который разрешил учиться в школе в городке Слагельсе, а затем в другой школе в Эльсиноре за счёт казны. Это означало, что больше не нужно будет думать о куске хлеба, о том, как прожить дальше. Ученики в школе были на 6 лет младше Андерсена. Он впоследствии вспоминал о годах учёбы в школе как о самой мрачной поре своей жизни, из-за того что он подвергался строгой критике ректора учебного заведения и болезненно переживал по этому поводу до конца своих дней - он видел ректора в кошмарных снах. В 1827 году Андерсен завершил учёбу. До конца жизни он делал в письме множество грамматических ошибок - Андерсен так и не одолел грамоты.

Андерсен никогда не был женат и не имел детей.


Творчество

В 1829 г. опубликованный Андерсеном фантастический рассказ «Пешее путешествие от канала Холмен к восточной оконечности Амагера» принёс писателю известность. Мало что было написано до 1833 года, когда Андерсен получил от короля денежное пособие, позволившее ему осуществить первое в жизни заграничное путешествие. Начиная с этого времени, Андерсен пишет большое количество литературных произведений, в том числе в 1835 году - прославившие его «Сказки». В 1840-х годах Андерсен попытался вернуться на подмостки, но без особого успеха. В то же время он подтвердил свой талант, издав сборник «Книга с картинками без картинок».

Слава его «Сказок» росла; 2-й выпуск «Сказок» был начат в 1838 году, а 3-й - в 1845. К этому моменту он был уже знаменитым писателем, широко известным в Европе. В июне 1847 г. он впервые приехал в Англию и был удостоен триумфальной встречи.

Во второй половине 1840-х и в следующие годы Андерсен продолжал публиковать романы и пьесы, тщетно пытаясь прославиться как драматург и романист. В то же время он презирал свои сказки, принёсшие ему заслуженную славу. Тем не менее он продолжал писать всё новые и новые сказки. Последняя сказка написана Андерсеном в Рождество 1872 года.

В 1872 году Андерсен упал с кровати, сильно расшибся и больше уже не оправился от травм, хотя прожил ещё три года. Он скончался 4 августа 1875 г. и похоронен на кладбище Ассистэнс («Assistens») в Копенгагене.

Х. К. Андерсен (годы жизни - 1805-1875) родился в городе Оденсе, расположенном на острове Фиония в Дании. С детства будущий писатель любил сочинять и мечтать, часто организовывал домашние спектакли. Когда мальчику было 11 лет, умер его отец, и ребенку пришлось ради пропитания работать. Ханс Андерсен в возрасте 14 лет поехал в Копенгаген. Здесь он был актером в Королевском театре, а затем по протекции Фредерика VI, датского короля, поступил в Слагелсе в школу, откуда затем был переведен в другую, расположенную в Эльсиноре.

Творчество Андерсена

В 1829 году вышел его первый фантастический рассказ, который принес известность писателю. А через шесть лет появились "Сказки" Андерсена, список лучших из которых представлен в этой статье. Именно они прославили своего создателя. Второй выпуск сказок был сделан в 1838 году, а в 1845-м вышел третий. Сказочник Андерсен был уже к тому времени известен в Европе. В последующие годы он также публиковал пьесы и романы, делая безуспешные попытки прославиться в качестве романиста и драматурга, но параллельно продолжал создавать сказки. В 1872 году, в Рождество, была написана последняя.

Представляем вам сказки Андерсена. Список был составлен нами из самых известных его произведений, но, конечно, это далеко не все.

"Снежная королева"

Эту сказку Ханс Кристиан начал писать, когда путешествовал по Европе - в городе Максен, находящемся в Германии, недалеко от Дрездена, а закончил произведение уже дома, в Дании. Он его посвятил Йенни Линд, шведской певице, своей возлюбленной, которая так и не ответила писателю взаимностью, а опубликована впервые эта сказка была в сборнике, который появился в 1844 году, накануне Рождества.

Это произведение имеет глубокий смысл, который раскрывается постепенно, по мере того, как прочитывается каждая из семи глав. Повествуется в нем о зле и добре, борьбе дьявола и Бога, жизни и смерти, но главной является тема истинной любви, которая не боится никаких испытаний и преград.

"Русалочка"

Продолжаем описывать сказки Андерсена. Список дополнит следующее произведение. Эта сказка была опубликована впервые в 1837 году, вместе с другой сказкой, "Новое платье короля", в сборнике Андерсена. Автор первоначально написал небольшое предисловие к ней, а потом говорил, что это произведение трогало его еще во время создания, оно достойно быть написанным еще раз.

В сказке заложен глубокий смысл, в ней затрагиваются темы самопожертвования, любви, обретения бессмертия души. Ханс Кристиан, как человек глубоко религиозный, считал необходимым в комментарии к произведению отметить, что судьба души после смерти зависит лишь от каждого из нас, наших поступков.

"Гадкий утенок"

Продолжаем описывать самые известные сказки Ганса Христиана Андерсена. Список наш дополнит "Гадкий утенок", одна из самых любимых не только у детей, но и у взрослых. Это не случайно, ведь в произведении заключен сакральный смысл, идея становления через страдания и препятствия: рождение красивого лебедя, вызывающего всеобщий восторг, из всеми унижаемого, забитого гадкого утенка.

Сюжет сказки вскрывает глубинные слои общественной жизни. Утенок, попав на раскормленный, обывательский птичий двор, становится здесь объектом унижений и издевательств со стороны всех его обитателей. Выносит приговор испанская жирная утка, у которой имеется даже особый аристократический знак - шелковый алый лоскут, повязанный на ноге, который она нашла на помойке. Маленький утенок становится в этой компании изгоем. Он уходит в отчаянии на дальнее озеро, где в полном одиночестве живет и взрослеет. Сказка оставляет после своего прочтения нотки торжества над злостью, высокомерием и гордостью. С помощью героев-птиц показаны людские взаимоотношения.

"Принцесса на горошине"

Продолжается наш рассказ о том, какие существуют сказки Ганса Христиана Андерсена. Список их включает в себя "Принцессу на горошине". Произведение это ориентировано больше на подростков и детей старшего возраста. Данная сказка очень короткая по сравнению с другими творениями Г. Х. Андерсена. Смысл ее - поиск "второй половинки" человеком, показанный через романтический сюжет о том, как ее ищет юный принц. В произведении при этом делается мягкий акцент на то, что никаким общественным предрассудкам не по силам помешать обрести человеку счастье.

"Дюймовочка"

Психологи считают, что все существующие сказки можно разделить на два вида: для мальчиков и для девочек. В этом есть доля истины, хотя произведения этого жанра часто заключают в себе глубокий смысл и подсознательно предназначаются для людей взрослых. Однако к девичьим, несомненно, можно отнести "Дюймовочку". Сказки Ханса Кристиана Андерсена, список которых состоит из самых известных, непременно включают в себя это произведение. История маленькой девочки насыщена непростыми перипетиями, во множестве описанными в произведении. Но главная героиня их преодолевает с чудесной легкостью и терпением, поэтому получает в финале большую награду - счастье и взаимную любовь. Сакральный смысл сказки при этом заключается в том, что случайность очень часто это провидение божие, ведущее человека по пути его судьбы.

"Свинопас"

Помимо увлекательного сюжета, сказки Андерсена всегда заключают в себе глубокий смысл бытия и человеческой сути. "Свинопас", которым продолжается наш список сказок Андерсена для детей, кроме истории о добром, бедном, гордом принце, пожелавшем жениться на легкомысленной и взбалмошной дочери императора, повествует еще и о том, что люди порой не сразу могут распознать настоящие человеческие ценности и поэтому оказываются подчас "у разбитого корыта".

"Оле-Лукойе"

Г. Х. Андерсен, великий сказочник, никогда и не помышлял о том, чтобы стать писателем, а тем более создавать сказки. Он хотел стать актером, декламировать прозу и стихи со сцены, играть роли, танцевать и петь песни. Но когда он понял, что не суждено сбыться этим мечтам, стал писать прославившие его на весь мир сказки. Одна из них, "Оле-Лукойе", находится среди самых известных произведений этого автора. В ней два главных героя: Оле-Лукойе, повелитель сновидений, волшебник, и Яльмар, мальчик. Как пишет Андерсен в прологе к своему произведению, каждый вечер Оле-Лукойе пробирается незаметно в спальни к детям для того, чтобы рассказать им сказки. Сбрызгивает предварительно он им веки теплым сладким молоком и, навевая сон, дует на затылок. Ведь это добрый волшебник. Всегда у него имеется при себе два зонта: с удивительными картинками, яркий, и безликий и скучный, серый. Послушным, добрым детям, которые учатся хорошо, он показывает красивые сны, а нехорошие не видят ни одного за всю ночь.

Сказка делится на семь глав, по количеству дней недели. Приходит Оле-Лукойе каждый вечер с понедельника по воскресенье к Яльмару и переносит его в мир удивительных приключений и сладких грез. В воскресенье, в последний день, он показывает мальчику своего брата - еще одного Оле-Лукойе. Он несется на коне в своем развевающемся на ветру плаще и собирает взрослых и детей. Впереди волшебник сажает хороших, а плохих - сзади. Эти два брата символизируют у Андерсена жизнь и смерть - две взаимосвязанные вещи.

"Огниво"

Сказки Г. Андерсена, список которых мы составляем, включают в себя и "Огниво". Данная сказка, пожалуй, одна из самых "взрослых" у этого автора, хотя благодаря ярким персонажам ее любят и дети. Мораль и смысл произведения в том, что нужно платить за все в этой жизни, но при этом достоинство и честь остаются всегда фундаментом человеческого существования. В сказке этой воспевается также народная мудрость. Бравый солдат, главный герой, покупаясь на блага, предоставляемые ведьмой, благодаря своей хитрости и мудрости выходит из всех перипетий победителем и получает впридачу королевство и любовь принцессы.

Известные сказки Андерсена, список которых мы составили, включают в себя и другие произведения. Мы перечислили лишь основные. Каждое из них по-своему интересно.

На крыше самого крайнего домика в одном маленьком городке приютилось гнездо аиста. В нем сидела мамаша с четырьмя птенцами, которые высовывали из гнезда свои маленькие черные клювы, - они у них еще не успели покраснеть. Неподалеку от гнезда, на самом коньке крыши, стоял, вытянувшись в струнку и поджав под себя одну ногу, сам папаша; ногу он поджимал, чтобы не стоять на часах без дела. Можно было подумать, что он вырезан из дерева, до того он был неподвижен.

«Вот важно, так важно! - думал он. - У гнезда моей жены стоит часовой! Кто же знает, что я ее муж? Могут подумать, что я наряжен сюда в караул. То-то важно!» И он продолжал стоять на одной ноге.

На улице играли ребятишки; увидав аиста, самый озорной из мальчуганов затянул, как умел и помнил, старинную песенку об аистах; за ним подхватили все остальные:

Аист, аист белый,

Что стоишь день целый,

Словно часовой,

На ноге одной?

Или деток хочешь

Уберечь своих?

Попусту хлопочешь, -

Мы изловим их!

Одного повесим

В пруд швырнем другого,

Третьего заколем,

Младшего ж живого

На костер мы бросим

И тебя не спросим!

Послушай-ка что поют мальчики! - сказали птенцы. - Они говорят, что нас повесят и утопят!

Не нужно обращать на них внимания! - сказала им мать. - Только не слушайте, ничего и не будет!

Но мальчуганы не унимались, пели и дразнили аистов; только один из мальчиков, по имени Петер, не захотел пристать к товарищам, говоря, что грешно дразнить животных. А мать утешала птенцов.

Не обращайте внимания! - говорила она. - Смотрите, как спокойно стоит ваш отец, и это на одной-то ноге!

А нам страшно! - сказали птенцы и глубоко-глубоко запрятали головки в гнездо.

На другой день ребятишки опять высыпали на улицу, увидали аистов и опять запели:

Одного повесим,

В пруд швырнем другого…

Так нас повесят и утопят? - опять спросили птенцы.

Да нет же, нет! - отвечала мать. - А вот скоро мы начнем ученье! Вам нужно выучиться летать! Когда же выучитесь, мы отправимся с вами на луг в гости к лягушкам. Они будут приседать перед нами в воде и петь: «ква-ква-ква!» А мы съедим их - вот будет веселье!

А потом? - спросили птенцы.

Потом все мы, аисты, соберемся на осенние маневры. Вот уж тогда надо уметь летать как следует! Это очень важно! Того, кто будет летать плохо, генерал проколет своим острым клювом! Так вот, старайтесь изо всех сил, когда ученье начнется!

Так нас все-таки заколют, как сказали мальчики! Слушай-ка, они опять поют!

Слушайте меня, а не их! - сказала мать. - После маневров мы улетим отсюда далеко-далеко, за высокие горы, за темные леса, в теплые края, в Египет! Там есть треугольные каменные дома; верхушки их упираются в самые облака, а зовут их пирамидами. Они построены давным-давно, так давно, что ни один аист и представить себе не может! Там есть тоже река, которая разливается, и тогда весь берег покрывается илом! Ходишь себе по илу и кушаешь лягушек!

О! - сказали птенцы.

Да! Вот прелесть! Там день-деньской только и делаешь, что ешь. А вот в то время как нам там будет так хорошо, здесь на деревьях не останется ни единого листика, наступит такой холод, что облака застынут кусками и будут падать на землю белыми крошками!

Она хотела рассказать им про снег, да не умела объяснить хорошенько.

А эти нехорошие мальчики тоже застынут кусками? - спросили птенцы.

Нет, кусками они не застынут, но померзнуть им придется. Будут сидеть и скучать в темной комнате и носу не посмеют высунуть на улицу! А вы-то будете летать в чужих краях, где цветут цветы и ярко светит теплое солнышко.

Прошло немного времени, птенцы подросли, могли уже вставать в гнезде и озираться кругом. Папаша-аист каждый день приносил им славных лягушек, маленьких ужей и всякие другие лакомства, какие только мог достать. А как потешал он птенцов разными забавными штуками! Доставал головою свой хвост, щелкал клювом, точно у него в горле сидела трещотка, и рассказывал им разные болотные истории.

Ну, пора теперь и за ученье приняться! - сказала им в один прекрасный день мать, и всем четверым птенцам пришлось вылезть из гнезда на крышу. Батюшки мои, как они шатались, балансировали крыльями и все-таки чуть-чуть не свалились!

Смотрите на меня! - сказала мать. - Голову вот так, ноги так! Раз-два! Раз-два! Вот что поможет вам пробить себе дорогу в жизни! - и она сделала несколько взмахов крыльями. Птенцы неуклюже подпрыгнули и - бац! - все так и растянулись! Они были еще тяжелы на подъем.

Я не хочу учиться! - сказал один птенец и вскарабкался назад в гнездо. - Я вовсе не хочу лететь в теплые края!

Так ты хочешь замерзнуть тут зимой? Хочешь, чтобы мальчишки пришли и повесили, утопили или сожгли тебя? Постой, я сейчас позову их!

Ай, нет, нет! - сказал птенец и опять выпрыгнул на крышу.

На третий день они уже кое-как летали и вообразили, что могут также держаться в воздухе на распластанных крыльях. «Незачем все время ими махать, - говорили они. - Можно и отдохнуть». Так и сделали, но… сейчас же шлепнулись на крышу. Пришлось опять работать крыльями.

В это время на улице собрались мальчики и запели:

Аист, аист белый!

А что, слетим да выклюем им глаза? - спросили птенцы.

Нет, не надо! - сказала мать. - Слушайте лучше меня, это куда важнее! Раз-два-три! Теперь полетим направо; раз-два-три! Теперь налево, вокруг трубы! Отлично! Последний взмах крыльями удался так чудесно, что я позволю вам завтра отправиться со мной на болото. Там соберется много других милых семейств с детьми, - вот и покажите себя! Я хочу, чтобы вы были самыми миленькими из всех. Держите головы повыше, так гораздо красивее и внушительнее!

Но неужели мы так и не отомстим этим нехорошим мальчикам? - спросили птенцы.

Пусть они себе кричат что хотят! Вы-то полетите к облакам, увидите страну пирамид, а они будут мерзнуть здесь зимой, не увидят ни единого зеленого листика, ни сладкого яблочка!

А мы все-таки отомстим! - шепнули птенцы друг другу и продолжали ученье.

Задорнее всех из ребятишек был самый маленький, тот, что первый затянул песенку об аистах. Ему было не больше шести лет, хотя птенцы-то и думали, что ему лет сто, - он был ведь куда больше их отца с матерью, а что же знали птенцы о годах детей и взрослых людей! И вот вся месть птенцов должна была обрушиться на этого мальчика, который был зачинщиком и самым неугомонным из насмешников. Птенцы были на него ужасно сердиты и чем больше подрастали, тем меньше хотели сносить от него обиды. В конце концов матери пришлось обещать им как-нибудь отомстить мальчугану, но не раньше, как перед самым отлетом их в теплые края.

Посмотрим сначала, как вы будете вести себя на больших маневрах! Если дело пойдет плохо и генерал проколет вам грудь своим клювом, мальчики ведь будут правы. Вот увидим!

Увидишь! - сказали птенцы и усердно принялись за упражнения. С каждым днем дело шло все лучше, и наконец они стали летать так легко и красиво, что просто любо!

Настала осень; аисты начали приготовляться к отлету на зиму в теплые края. Вот так маневры пошли! Аисты летали взад и вперед над лесами и озерами: им надо было испытать себя - предстояло ведь огромное путешествие! Наши птенцы отличились и получили на испытании не по нулю с хвостом, а по двенадцати с Лягушкой и ужом! Лучше этого балла для них и быть не могло: лягушек и ужей можно ведь было съесть, что они и сделали.