Специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми. Психология общения. Понятие социального взаимодействия

Человек - социальное существо, живущее в условиях взаимодействия и общения с людьми. Социальная жизнь возникает и развивается ввиду наличия зависимостей между людьми, что создает предпосылки взаимодействия людей друг с другом. Люди вступают во взаимодействие, так как зависят друг от друга. Взаимодействие - это действия индивидов, направленные друг к другу. Социальная связь - зависимость людей, реализованная через социальное действие, осуществляемое с ориентацией на других людей, с ожиданием соответствующего ответного действия партнера. В социальной связи можно выделить:
- субъекты связи (их может быть от двух до нескольких человек);
- предмет связи (по поводу чего осуществляется связь); я механизм регулирования взаимоотношений.

Прекращение связи может происходить при изменении или утрате предмета связи или если участники связи не согласны с принципами ее регулирования. Социальная связь может выступать в виде социального контакта (связь между людьми поверхностна, мимолетна, партнер по контакту может быть легко заменен другим человеком) и в виде взаимодействия (систематические, регулярные действия партнеров, направленные друг на друга, имеющие цель - вызвать вполне определенную ответную реакцию со стороны партнера, причем ответная реакция порождает новую реакцию воздействующего). Социальные отношения - это устойчивая система взаимодействия между партнерами, имеющая возобновляющийся характер.

Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта человечества. Только в процессе общения ребенка со взрослыми, более опытными людьми, у него возникают и развиваются человеческие . Без общения с людьми у ребенка не формируется человеческая психика, сознание, и так называемые «маугли» (дети, попавшие к животным), остаются на уровне животных. Общение является необходимым условием для формирования человеческой психики и личности. Поведение, деятельность, отношение человека к миру и самому себе во многом определяются его общением с другими людьми.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны . состоит в обмене информацией между людьми; но общение не сводится лишь к передаче информации, это более широкое понятие. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми; например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника. Перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Общение - процесс взаимодействия людей, социальных групп, общностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности.

В общении можно выделить цель, средства, содержание. Под целью общения понимается то, ради чего люди вступают в общение. Средства общения - способ передачи информации в процессе общения (речь, слова, невербальные средства: интонация, взгляд, мимика, жесты, позы и т. п.). Под содержанием общения понимается информация, которая передается от одного человека к Другому.

В структуре общения выделяют следующие этапы:
1. (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника, договориться о совместных действиях и т. п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
3. Ориентировка в личности собеседника.
4. Планирование содержания своего общения, человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.
5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести.
6. и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
7. Корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения - оно окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», « », «коммуникабельностью». Коммуникативная компетентность - способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Общение выполняет разнообразные функции: личностно формирующую (общение является необходимым условием для человека: «с кем поведешься - от того и наберешься»);
- коммуникативную (передача информации);
- инструментальную (общение выступает как социальный механизм управления для осуществления каких-то действий людей, совместной деятельности, принятия решения и т. п.);
- экспрессивную (позволяет партнерам по общению выразить и понять переживания, эмоции друг друга, отношения);
- психотерапевтическую (общение, подтверждение внимания людей к человеку является необходимым фактором для сохранения психологического комфорта, положительного эмоционального самочувствия, физического здоровья человека: «Для человека нет более страшного наказания, чем находиться в обществе и быть незамечаемым другими людьми» (У. Джеймс);
- интегративную (общение выступает как средство объединения людей);
- социализирующую (через общение происходит усвоение норм культуры и ценностей определенного общества);
- функцию самовыражения (общение позволяет продемонстрировать личностный, интеллектуальный потенциал человека, его индивидуальные особенности);
Многообразие функций общения влечет за собой и разнообразие видов, стратегий общения.

Стратегии общения: 1) открытое - закрытое общение; 2) монологическое - диалогическое; 3) ролевое (исходя из ) - личностное (общение «по душам»).

Открытое общение - желание и умение выразить четко свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение - нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию. Использование закрытой коммуникации оправдано в случаях: 1) если есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности «низкой стороны»; 2) в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно. Открытая коммуникация эффективна, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами). «Одностороннее выспрашивание» - полузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позиции другого человека и в то же время не раскрывает своей позиции. «Истерическое предъявление проблемы» - человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой человек «войти в чужие обстоятельства», слушать «излияния».

Выделяют следующие виды общения :
1) «Контакт масок» - формальное закрытое общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные «маски» (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) - набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные , отношение к собеседнику. В городе «контакт масок» даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться» от собеседника.

2) Примитивное общение - когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, то активно вступают в контакт, если мешает - оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.
3) Формально-ролевое общение - когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
4) - когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника ради достижения деловых интересов, при этом интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
Кодекс делового общения: а) принцип кооперативности - «твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора»; б) принцип достаточности информации - «говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент»; в) принцип качества информации - «не ври»; г) принцип целесообразности - «не отклоняйся от темы, сумей найти решение»; д) «выражай мысль ясно и убедительно для собеседника»; е) «умей слушать и понять нужную мысль»; ж) «умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела».
5) Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации.

Кодекс светского общения: 1) вежливость, такт - «соблюдай интересы другого»; 2) одобрение, согласие - «не порицай другого», «избегай возражений»; 3) «будь доброжелателен, приветлив».

Если один собеседник ориентируется на принцип вежливости, а другой - на принцип кооперативности, они могут попасть в нелепую, неэффективную коммуникацию. Следовательно, правила общения должны быть согласованы и соблюдаться обоими участниками.

6) Духовное, межличностное общение друзей - когда можно затронуть любую тему и необязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.
7) направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника. Манипулятор стремится достичь своих целей в ущерб целям собеседника, при этом умело скрывая это,- используя знание психологических особенностей характера и личности собеседника, «отвлекающих уловок и приемов».
8) Императивный вид общения - человек не скрывает приоритетности своих целей перед целями партнера, стремится установить контроль за внешним поведением партнера, используя приказы, указания, требования, поощрения, наказания, предписания. Императивный вид общения оправдан в экстремальных ситуациях, если действия партнера содержат угрозу для его жизни или жизни окружающих.
9) Диалогическое гуманистическое общение предполагает полное взаимопринятие партнерами по общению друг друга, их равноправие, общение на равных, положительный эмоциональный тонус их взаимоотношений, возможность в самораскрытии, саморазвитии партнеров.

В общении выделяются 3 основные стороны; коммуникативная сторона состоит в обмене информацией; интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия с определенной целью (согласовать действия, распределить функции, повлиять, убедить) собеседника; перцептивная сторона, связана в восприятием друг друга партнерами по общению.

Общение как процесс, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности. Деловое общение учитывает особенности личности, характера, возраст, настроение собеседника, но интересы дела более значимые, чем возможные личностные расхождения. По мнению Кузнецова И.Н. «Деловое общение – это обмен эмоциями, и взаимодействие, психологический контакт. Поэтому его необходимо рассматривать с точки зрения социокоммуникативной совместимости и с учетом достижений практической психологии». Деловое общение не является целью, оно есть лишь средство для достижения каких-либо других целей. В деловом общении предметом общения является дело. Партнер в деловом общении выступает как личность, значимая для субъекта, общающихся людей отличает взаимопонимание в вопросах дела. Основная задача делового общения – продуктивное сотрудничество. Рокфеллер говорил: «Умение общаться с людьми – такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. Ия готов платить за это умение больше, чем за какой –либо другой товар в мире».

Кодекс делового общения ; 1. Принцип кооперативности – «твой вклад должен быть таким, какого требует принятое направление разговора»; 2. Принцип достаточности информации – «говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент»; 3. Принцип качества информации – «не ври»; 4. Принцип целесообразности – «не отклоняйся от темы, сумей найти решение»; 5. Выражай мысль ясно и убедительно для собеседника; 6. Умей слушать и понять нужную мысль; 7. Умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела. Специфика делового общения заключается в том, что оно основывается на определенном деле (виде деятельности), связанной с производством нового продукта или делового эффекта. При этом стороны выступают в определенных формальных (официальных) статусах, которые определяют необходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) поведения людей.

Коммуникативная компетентность в общении играет значимую роль. Она связана со следующими факторами. 1. Потребность в общении или необходимость дела является началом общения (целевое предназначение – убедить, переманить, согласовать, разузнать и т. д.); 2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения; 3. Ориентировка в личности собеседника; 4. Планирование содержание своего общения (держать в голове то, что надо сказать); Выбрать средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить и как вести себя.; 5. Восприятие и оценка ответной реакции; 6. Корректировка стиля и методов общения в процессе. Значение невербальных средств.

Социальное расстояние (зоны) между собеседниками (120-400 см.) от собеседника; (45-120 см. – личная зона); (15-45 см. – интимная зона), публичная зона более 400 см. Интонация, которая может придать иной смысл сказанному; мимика – разговор лицом; поза, с которой вас встречают или провожают; жесты. Деловой взгляд в районе лба (теория 3-го глаза).

Стратегии общения – открытые – закрытые; монологическое – диалогическое; ролевое – личностное. Открытое общение – это умение выразить до конца свою точку зрения и услышать собеседника. Тактика общения – совокупность умений говорить и слушать. Между «слушаю и слышу» большая разница. Позиции общения – Сверху, снизу, на равных или доброжелательная, нейтральная, враждебная.

Формы делового общения. Деловой разговор может быть как при непосредственном общении, так и по телефону, видеотехники, электронной почты. Деловой разговор предполагает обмен его участниками информацией по поводу конкретной управленческой ситуацией. В таком разговоре имеет быть место запрос или обращение одной из сторон по поводу информации, а также ответ, содержащий данную информацию или подтверждающий её отсутствие. Целью делового разговора обычно является достижение определенной договоренности по рассматриваемым вопросам, принятие соответствующих решений, проведение согласованных действий.

Деловая беседа по продолжительности больше, чем деловой разговор. Беседа предполагает контакт непосредственный по заранее запланированным проблемам. Она может проходить в форме монолога, в форме диалога, а также в форме многостороннего делового общения. Беседа имеет целью анализ конкретной ситуации, прозондировать настроение подчиненных, партнеров или потребителей. Выработать решение по взаимоприемлемому решению Беседа требует подготовки по месту, времени, по составу участников, а также повестке дня и регламенту её проведения.

Деловое совещание носит официальный характер, в отличие от беседы. Совещание может проводиться как при непосредственном контакте, так и его отсутствии, например, в режиме видеоконференции. Основной целью совещания является коллективная выработка управленческого решения по всему кругу управленческих задач: планированию, организации работы, изменению структуры организации, методам стимулирования, результатам контроля и учета, устранению недостатков. Совещание может быть нацелено на решение финансовых, экономических, маркетинговых проблем. Оно тщательно готовится. Место, время, состав участников, регламент, проект решения.

Деловые переговоры – особая форма совещания, имеющая следующие отличия: переговоры ведутся двумя или более сторонами, каждая из которых имеет свои интересы; целью переговоров является приемлемое для сторон согласование интересов; результат переговоров документально фиксируется в договоре сторон (контракте). При подготовке переговоров необходимо выполнять следующие требования: интересы сторон; состояние дел сторон; имеющиеся у сторон обязательства как перед друг другом, так и перед внешней и внутренней средой.Состояние дел и интересы потребителей, партнеров, конкурентов. В также экономическую, политическую и социальную ситуацию участников переговоров.

Переговоры обязательно включают в себя элемент торга – обмен чего-то на что-то, подразумевая, что оно равноценные по значимости предметы и что такой обмен принесет одинаковое удовлетворение обеим сторонам, участвующим в переговорах. Французская пословица гласит, что переговоры – это не место для порывов, а место для дипломатии. Профессиональный предприниматель обязан быть дипломатом, т. е. иметь в своем арсенале приемы, инструменты, отмычки, позволяющие открывать сердца партнеров, снимать их сопротивление, нейтрализовать их «нечестные действия». Хорошими дипломатами не рождаются, ими становятся в результате освоения знаний деловой коммуникации.

Симпозиум – совещание по какому-либо значимому вопросу (обычно научного характера). Целью симпозиума является свободное, творческое обсуждение важной для науки или практике проблемы, сближение позиций участников или наоборот, выявление противоречий в подходах в решении значимой проблемы. Участники симпозиума разделяются на слушателей и выступающих, причем эти роли не закреплены.

Семинар - подобно симпозиуму представляет собой совещание по значимой теоретической или прикладной проблеме. Главная цель семинара – учебная. Участники ведут обсуждение по заранее подготовленным вопросам или тематическим сообщениям.

Презентация – есть представление фирмы, лица или продукции определенной аудитории. Она может проводится как самостоятельное мероприятие, так и в сочетании с приемом. Презентации обычно проводят в связи с открытием новой фирмы, её филиалов, представительств, с целью подвести итого или озвучить планы на будущее, для представления или пропаганды нового товара, нового имиджа фирмы, для представления нового руководителя или партнера, при открытии отделения в новом регионе и т.д. Презентация обычно является частью рекламной компании, а также необходимым элементом связей с общественностью. По сравнению с другими формами работы, направленной на стимулирование продаж, презентация обладает следующими преимуществами. Наличие обратной связи с аудиторией, возможность гибкого реагирования на ее реакцию, корректировка содержания по ходу презентации. Возможность воздействия на аудиторию непосредственно через живую речь. Использовать сегмент рыка, как точную подачу о продукте, тем, кто в ней нуждается (адресность и учет особенностей аудитории).

Общение может быть эффективным только тогда, когда Вы помните, что Вы должны поступать с другими так, как бы Вы хотели, чтобы поступали с Вами. Лучший подход к взаимодействию – сотрудничество по принципу «лучше худой мир, чем хорошая война». Помнить о взаимной выгоде «выигрыш на выигрыш». Отношения надо уметь сохранять и поддерживать, особенно с партнерами. Надо приобретать личный опыт общения на разных уровнях социальной лестнице. Ваши ошибки в общении – это путь к совершенствованию.

Распространено утверждение, что любое социальное действие неизбежно порождает социальное взаимодействие. Однако некоторые ученые считают, что социальное действие, как правило, предполагает социальное взаимодействие, но оно может остаться без ответного действия, т.е. в каких-то случаях социальное действие не порождает социального взаимодействия.

В учебной и справочной литературе понятие «социальное взаимодействие» трактуется по-разному. Внимание акцентируется либо на обмене действиями, либо на способе осуществления социальных связей, либо на системе взаимообусловленных социальных действий, либо на процессе воздействия социальных субъектов друг на друга, либо на отношениях между людьми и социальными группами, либо на поведении индивида. Обобщая, можно дать такое определение.

— это процесс обмена социальными действиями между двумя акторами (участниками взаимодействия) и более.

Следует различать социальное действие и социальное взаимодействие.

Социальное действие - это любое проявление социальной активности, ориентированное на других людей. Социальное взаимодействие — это процесс обмена социальными действиями между двумя социальными субъектами и более, процесс непосредственного или опосредованного воздействия этих субъектов друг на друга. При этом социальное действие может быть инициировано самим социальным субъектом (индивидом, группой) и тогда оно рассматривается как «вызов», а может быть реакцией на социальные действия других как «ответ на вызов».

Социальное взаимодействие является основной жизненной потребностью человека, поскольку человек, лишь взаимодействуя с другими людьми, может удовлетворить подавляющее большинство своих потребностей и интересов, реализовать свои ценностные и поведенческие интенции. Важнейшим компонентом социального взаимодействия является предсказуемость взаимных ожиданий или, иначе говоря, взаимопонимание междуакторами. Если акторы «говорят на разных языках» и преследуют взаимоисключающие цели и интересы, то результаты такого взаимодействия вряд ли будут положительными.

Понятие социального взаимодействия

Взаимодействие - это процесс воздействия людей и групп друг на друга, в котором каждое действие обусловлено как предыдущим действием, так и ожидаемым результатом со стороны другого. Любое взаимодействие предполагает по меньшей мере двух участников — интерактантов. Следовательно, взаимодействие представляет собой разновидность действия, отличительной чертой которого является направленность на другого человека.

Любое социальное взаимодействие обладает четырьмя признаками:

  • оно предметно, т. е. всегда имеет цель или причину, которые являются внешними по отношению к взаимодействующим группам или людям;
  • оно внешне выражено ,а потому доступно для наблюдения; этот признак обусловлен тем, что взаимодействие всегда предполагает обмен символами , знаками, которые расшифровываются противоположной стороной ;
  • оно ситуативно ,т. е. обычно привязано к какой-то конкретной ситуации, к условиям протекания (например, встреча друзей или сдача экзамена);
  • оно выражает субъективные намерения участников .

Хотелось бы подчеркнуть, что взаимодействие — это всегда коммуникация. Однако не стоит отождествлять взаимодействие с обычным общением, т. е. обменом сообщениями. Это гораздо более широкое понятие, поскольку предполагает не только прямой обмен информацией , но и косвенный обмен смыслами . Действительно, два человека могут не говорить ни слова и не стремиться ничего сообщать друг другу иными средствами, однако уже тот факт, что один может наблюдать за действиями другого, и другой знает об этом, делает любую их активность социальным взаимодействием. Если люди совершают на глазах друг у друга какие-то действия, которые могут быть (и непременно будут) как-то интерпретированы противоположной стороной, то они уже обмениваются смыслами. Человек, который находится в одиночестве, будет вести себя немного иначе, чем человек, который находится в обществе других людей.

Следовательно, социальное взаимодействие характеризуется такой чертой, как обратная связь . Обратная связь предполагает наличие реакции . Однако эта реакция может и не последовать, но она всегда ожидается, допускается как вероятная, возможная.

Американский социолог русского происхождения П. Сорокин выделил два обязательных условия социального взаимодействия:

  • обладать психикой и органами чувств , т. е. средствами, позволяющими узнать, что чувствует другой человек, через его действия, мимику, жесты, интонации голоса и т. д.;
  • участники взаимодействия должны одинаковым образом выражать свои чувства и мысли , т. е. использовать одни и те же символы самовыражения.

Взаимодействие может рассматриваться как на микроуровне , так и на макроуровне.

Взаимодействие на микроуровне — это взаимодействие в повседневной жизни, например, в рамках семьи, небольшого рабочего коллектива, студенческой группы, группы друзей и т. д.

Взаимодействие на макроуровне разворачивается в рамках социальных структур, и даже в целом.

В зависимости от того, каким образом осуществляется контакт между взаимодействующими людьми или группами, выделяют четыре основных вида социального взаимодействия:

  • физическое;
  • вербальное, или словесное;
  • невербальное (мимика, жесты);
  • мысленное, которое выражается только во внутренней речи.

Три первых относятся к внешним действиям, четвертое — к внутренним действиям. Всем им присущи следующие свойства: осмысленность , мотивированность, ориентированность на другого человека .

Социальное взаимодействие возможно в любой сфере жизни общества. Поэтому можно дать следующую типологию социального взаимодействия по сферам:
  • (индивиды выступают как собственники и наемные работники);
  • политическая (индивиды противоборствуют или сотрудничают в качестве представителей политических партий, общественных движений, а также в качестве субъектов государственной власти);
  • профессиональная (индивиды участвуют как представители разных профессий);
  • демографическая (включая контакты между представителями различных полов, возрастов, национальностей и рас);
  • семейно-родственная;
  • территориально-поселенческая (происходят столкновение, сотрудничество, конкуренция между местными и пришлыми, постоянно и временно проживающими и т. п.);
  • религиозная (подразумевает контакты между представителями разных религий, а также верующими и атеистами).

Можно выделить три основные формы взаимодействия:

  • кооперация — сотрудничество индивидов для решения общей задачи;
  • конкуренция — индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями (благами);
  • конфликт — скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон.
П. Сорокин рассматривал взаимодействие как обмен, и на этом основании выделял три типа социального взаимодействия:
  • обмен идеями (любыми представлениями, сведениями, убеждениями, мнениями и т. д.);
  • обмен волевыми импульсами, при которых люди согласуют свои действия для достижения общих целей;
  • обмен чувствами, когда люди объединяются или разделяются на основании своего эмоциального отношения к чему-либо (любви, ненависти, презрения, осуждения и т. д.).

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: ком­муникативная сторона общения состоит в обмене информаци­ей между людьми; интерактивная сторона заключается в орга­низации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника; перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга парт­нерами по общению и установление на этой основе взаимопо­нимания.

Общение - процесс взаимодействия людей, социальных групп, общностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности.

Выделяют следующие виды общения:

1) «Контакт масок» - формальное общение, когда отсут­ствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) - набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяю­щих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В го­роде контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться» от собеседника.

2) Примитивное общение, когда оценивают другого чело­века как нужный или мешающий объект: если нужен, - то активно вступают в контакт, если мешает - оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от со­беседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.

3) Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

4) Деловое общение, когда учитывают особенности личнос­ти, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

5) Духовное, межличностное общение друзей, когда мож­но затронуть любую тему и необязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, ин­тонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участ­ник имеет образ собеседника, знает его личность, может пред­видеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.

6) Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, за­пугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доб­роты) взависимости от особенностей личности собеседника.

7) Светское общение. Суть светского общения в его бес­предметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закры­тое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуни­каций.

Кодекс делового общения иной: 1) принцип кооперативности - «твой вклад должен быть таким, какого требует совмес­тно принятое направление разговора»; 2) принцип достаточнос­ти информации - «говори не больше и не меньше, чем требу­ется в данный момент»; 3) принцип качества информации - «не ври»; 4) принцип целесообразности - «не отклоняйся от темы, сумей найти решение»; 5) «выражай мысль ясно и убе­дительно для собеседника»; 6) «умей слушать и понять нуж ную мысль»; 7) «умей учесть индивидуальные особенности со­беседника ради интересов дела».

Специфика делового общения обусловлена тем, что оно воз­никает на основе и по поводу определенного вида деятельнос­ти, связанной с производством какого-либо продукта или де­лового эффекта. При этом стороны делового общения высту­пают в формальных (официальных) статусах, которые опреде­ляют необходимые нормы и стандарты (в том числе и этичес­кие) поведения людей. Как и всякий вид общения, деловое об­щение имеет исторический характер, оно проявляется на раз­ных уровнях социальной системы и в различных формах. Его отличительная черта - оно не имеет самодовлеющего значе­ния, не является самоцелью, а служит средством для достиже­ния каких-либо других целей. В деловом общении предметом общения является дело.

Особенности делового общения заключаются в том, что партнер в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта; общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела. Основная задача делового общения - продуктивное сотрудничество.

Прагматичный Дж. Рокфеллер, хорошо понимая значение общения для деловой деятельности, говорил: «Умение общаться с людьми - такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире».

Но что означает уметь общаться? Это значит уметь раз­бираться в людях и на этой основе строить свои взаимоотноше­ния с ними, что предполагает знание психологии общения. В процессе общения люди воспринимают друг друга, обмени­ваются информацией и взаимодействуют.

Структура и средства общения

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

3.Ориентировка в личности собеседника.

4.Планирование содержания своего общения, человек пред­ставляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.

5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользо­ваться, решает как говорить, как себя вести.

6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обрат­
ной связи.

7. Корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то го­ворящему не удается добиться ожидаемых результатов обще­ния - оно окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабель­ностью».

Стратегии общения : 1) открытое - закрытое общение; 2) монологическоедиалогическое; 3) ролевое (исходя из соци­альной роли) - личностное (общение «по душам»).

Открытое общение - желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закры­тое общение - нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию. Использование закрытых коммуникаций оправдано в случаях: 1) если есть значительная разница в степени предметной ком­петентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности «низкой стороны»; 2) в конфликтных си­туациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесо­образно. Открытые коммуникации эффективны, если есть со­поставимость, но не тождественность предметных позиций (об­мен мнениями, замыслами). «Одностороннее выспрашива­ние» - полузакрытая коммуникация, в которой человек пыта­ется выяснить позиции другого человека, и в то же время не раскрывает своей позиции. «Истерическое предъявление про­блемы» - человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой человек «войти в чужие обстоятельства», слушать «излияния».

Тактика общения - реализация в конкретной ситуации ком­муникативной стратегии на основе владения техниками и зна­ния правил общения. Техника общения - совокупность конк­ретных коммуникативных умений говорить и умений слушать.

Позиции в общении выделяют следующие: 1) доброжела­тельная позиция принятия собеседника; 2) нейтральная пози­ция; 3) враждебная позиция непринятия собеседника; 5) доми­нирование или «общение сверху»; 5) общение «на равных»; 6) подчинение или позиция «снизу». Общение как взаимодействие можно рассмотреть с пози­ций ориентации на контроль и ориентации на понимание.

Ориентация на контроль предполагает стремление конт­ролировать, управлять ситуацией и поведением других, кото­рые обычно сочетаются с желанием доминировать во взаимо­действии.

Ориентация на понимание включает в себя стремление по­нять ситуацию и поведение других. Она связана с желанием лучше взаимодействовать и избегать конфликтов, с представ­лениями о равенстве партнеров в общении и необходимости достижения взаимной, а не односторонней удовлетворенности.

Общение специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества. В общении реализуются социальные отношения людей. p Общительность p Коммуникабельность p Коммуникация p Коммуникативная компетентность

Функции общения: p p p p контактная - установление контакта; информационная - обмен сообщениями (информацией, мнениями, решениями, замыслами, состояниями); побудительная - стимулирование активности партнера по общению, что направляет его на выполнение тех или иных действий; координационная - взаимное ориентирование и согласование действий для организации совместной деятельности; понимания - не только адекватное восприятие и понимание сущности сообщения, но и понимания партнерами друга; эмотивная - вызов у партнера по общению нужных эмоциональных переживаний и состояний, изменение с его помощью собственных переживаний и состояний; установления отношений - осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, деловых, межличностных и др. связей; осуществления воздействия - изменение состояния, поведения, личностно-содержательных образований партнера (стремления, мнений, решений, действий, потребностей активности, норм и стандартов поведения и т. п.).

Коммуникативный аспект общения заключается в любом виде обмена информацией между взаимодействующими индивидами. Структура коммуникативного процесса может быть представлена следующими элементами: p а) коммуникатор - субъект, передающий информацию; p б) коммуникант - субъект, принимающий информацию и интерпретирующий ее; p в) коммуникативное поле - ситуация в целом, в которой может быть передана информация; p г) собственно информация; p д) каналы коммуникации - средства передачи информации (вербальные и невербальные).

Невербальная коммуникация p p p кинетика (движения экспрессивновыразительные, включающие в себя жесты, мимику, пантомиму, походку); паралингвистика (система вокализации голоса, паузы, покашливания и т. п.); такесика (рукопожатие, похлопывание по спине или плечу, прикосновение, поцелуи). визуально-контактный (направление взгляда, его длительность, частота контакта). проксемика (нормы организации пространства (ориентация, дистанция, размещение за столом) и времени в общении);

Зоны (дистанции) в человеческом контакте: p p Интимная зона (15 -45 см.), в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди, для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактичный контакт, прикосновении. Личная или персональная зона (45 -120 см.) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор. Социальная зона (120 -400 см.) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми, которых не очень хорошо знают. Публичная зона (свыше 400 см.) подразумевает общение с большой группой людей – в лекционной аудитории, на митинге и прочее.

Интерактивный аспект общения (интеракция) заключается в организации взаимодействия между общающимися. Выделяют разные виды взаимодействия: - кооперацию и конкуренцию, - согласованное взаимодействие и конфликтное, - «помогающее поведение» (рассчитанное на помощь другому) и поведение «расшатывающее» совместную деятельность.

Способы воздействия p p Заражение - бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Чем выше уровень развития личности, группы, тем меньше они подвержены механизму заражения. Внушение - целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. Это метод манипулятивного воздействия на личность. Убеждение - построено на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия от человека, принимающего информацию. Подражание - это воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения авторитетного, значимого лица. В результате подражания возникают групповые нормы и ценности.

Перцептивный аспект общения означает процесс восприятия друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимоотношений и взаимопонимания. Основными механизмами взаимопонимания в процессе общения являются: p p p Идентификация - это мыслительный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять мысли и представления. Эмпатия – это мысленный процесс уподобления себя другому человеку, но с целью «понять» переживания и чувства познаваемого человека. Рефлексия- это осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению

Стереотипизация – это классификация форм поведения и объяснение их причин путем отнесения к уже известным явлениям. p p p Антропологические стереотипы - оценка внутренних, психологических качеств человека, оценка его личности зависит от особенностей физического облика Этнонациональные стереотипы - оценка человека опосредована его принадлежностью к той или иной расе, нации, этнической группе Социально-статусные стереотипы - оценка личности зависит от его социального статуса Социально-ролевые стереотипы – оценка личностных качеств от его социальной роли Экспрессивно-эстетические стереотипы - оценка личности зависит от внешней привлекательности человека Вербально-поведенческие стереотипы также связаны с зависимостью оценки личности от внешних особенностей (экспрессивные особенности, особенности речи, мимики, пантомимики и т. п.)

Виды общения: p p p p p Общение на уровне контакта «масок» . Под «маской» подразумевается определенный стандартный набор жестов, мимики, слов, интонаций Примитивный уровень общения. Человек оценивается с точки зрения нужности или ненужности, полезности или бесполезности и т. п. Манипулятивный уровень общения. Предполагает получение выгоды от собеседника. Формально-ролевой уровень общения. На данном уровне общения каждый участник действует строго в соответствии со своей социальной ролью и положением. Светский уровень общения. Для этого уровня общения характерны поверхность и беспредметность. Люди обмениваются фразами, словами, восклицаниями, знаками внимания в строгом соответствии с общепринятыми правилами данного общества Деловой (профессиональный) уровень общения – разговор в интересах дела Творчески активный уровень общения. Открытый, доверительный стиль общения, продуктивный обмен мыслями, идеями, мнениями, суждениями, разработками. Дружеский уровень общения. Характеризуется максимальной открытостью, искренностью, доверием, эмоциональным сопереживанием, сочувствием, а также готовностью к взаимной поддержке и взаимопомощи. Доверительный уровень общения. Этот уровень максимальной открытости и близости между людьми требует предельной искренности и доверия друг к другу. Люди связаны общими высокими нравственными целями, гуманистическими идеалами