Значение южно-сахалинская епархия в православной энциклопедии древо. «Россия начинается с Сахалина

Отец Виктор, среди духовенства Южно-Сахалинской и Курильской епархии вы - единственный коренной сахалинец. Расскажите, каков был Ваш путь в Церковь?

- Не единственный, но, действительно, я - сахалинец во втором поколении, родился и вырос на острове. Здесь же закончил школу и институт по специальности «юриспруденция». Возрождение православия на Сахалине началось в 1989 году, когда открыли первый православный храм во имя блаженной Ксении Петербургской. Под этот храм был приспособлен частный жилой дом. В 1994 году, также в бывшем жилом доме, был открыт храм святителя Иннокентия, митрополита Московского. Через год я стал его прихожанином, потом алтарником, чтецом, а в 2002 году, когда на Южно-Сахалинскую кафедру пришел епископ Даниил, меня рукоположили во диакона. 1 августа того же года, в день памяти преподобного Серафима Саровского, я стал священником.

Вы - руководитель Миссионерского Отдела. На кого, в первую очередь, направлена ваша миссионерская деятельность?

Специфика миссионерской деятельности в нашей епархии такова, что в первую очередь она направлена на самих прихожан православных храмов, а также на всех тех жителей острова, которых мы стараемся заинтересовать нашей православной традицией. Если говорить о конкретных шагах, то ежегодно в праздник Рождества Христова мы проводим в городе Южно-Сахалинске концерт. Вход на этот концерт свободный, и придти могут все желающие. Каждый год зрителей бывает человек шестьсот; как правило, зал бывает заполнен. Ежегодно Миссионерский Отдел готовит и проводит празднование дня жен-мироносиц. Как известно, официально признанным женским днем в России является восьмое марта, но этот праздник по своим корням чужд христианскому мировоззрению и православной традиции. В Неделю Жен-мироносиц у нас также проходит праздничный концерт. Наша задача объяснить сахалинцам, в чем заключается разница между восьмым марта и православным женским праздником, разрушить тот стереотип «международного женского дня», который сложился за семь минувших десятилетий.

Мы занимается просветительской деятельностью. У нас действуют одногодичные духовные курсы, которые помогают нам готовить кадры чтецов, регентов церковных хоров и преподавателей воскресных школ. Кроме того, у нас есть духовно-просветительский лекторий для всех желающих. В этом году мы организовали при Миссионерском Отделе братство во имя святого благоверного князя Александра Невского, при котором создан клуб спортивной подготовки молодежи. Ребята занимаются русскими единоборствами, а после этих занятий мы проводим с ними беседы на духовные темы, рассказываем о Православии и истории нашего Отечества.

На базе этого спортивного клуба, в который входят в основном прихожане храма святителя Иннокентия, в котором я служу, мы решили по воскресеньям играть в футбол. Матчи происходят после вечернего богослужения. С одной стороны, это объединяет людей, потому что командная игра всегда сплачивает, а с другой - является эффективной формой внебогослужебного общения. Я думаю, такое общение очень важно для любого прихода и вообще в православной среде. К сожалению, наша Церковь очень сильно страдает от того, что люди даже в городе редко видят друг друга, при этом порой даже не здороваются. Как можно говорить о единстве в Вере, о том, что «возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы» людей, которые не общаются и даже не здороваются друг с другом? Поэтому очень важно, чтобы были другие, внебогослужебные формы общения на приходе. Одна из этих форм - спортивные соревнования. Недавно мы провели две товарищеских встречи с Воскресенским кафедральным собором. Там есть своя команда, в которую входят священники, диаконы, алтарники и пономари. Первый матч выиграл собор, а второй - наш приход святителя Иннокентия. В прошлое воскресенье мы играли с воинской частью - через дорогу от нас есть авиаполк. Встреча прошла вничью, но и им и нам очень понравилась такая форма общения.

Отдельно хочу упомянуть о том, как в этом году я принимал участие в премьерном показе фильма «Страсти Христовы» Мэла Гибсона. Фильм сейчас идет по России, и, хотя отношение к нему неоднозначное, он все-таки затрагивает религиозные вопросы, которые встают перед каждым человеком. Очень важно, чтобы Церковь не самоустранялась от их решения, потому что часть людей, которые приходят посмотреть фильм - это наши прихожане, это те люди, которых живо затрагивают вопросы религии, Веры. Очень важно, кто станет их собеседником после просмотра этого фильма - сектанты или мы? Мы договорились с управлением культуры, которое занималось показом «Страстей Христовых», о том, что мы будем перед каждым показом распространять православные брошюры, книги, иконы. Всем желающим раздавали комментарий к фильму известного специалиста по церковной археологии, преподавателя Свято-Тихоновского Богословского института Олега Ульянова. Кроме того, перед сеансом я говорил краткое вступительное слово. За неделю кинотеатр посетило около 10 тысяч зрителей. Я думаю, что наше присутствие принесло огромную пользу сахалинцам, пришедшим посмотреть фильм.

На Сахалине действует много сект. Как вы противодействуете им?

Основная наша цель - это не борьба с сектами, а распространение православного мировоззрения. Как в музыке, человеку необходимо привить правильный вкус, и тогда он сможет отличить плохую музыку от хорошей. Секты - это, если так можно выразиться, всегда «попса», всегда то, что просто, примитивно. Очень важно показать людям глубину и красоту Православия. Это - наша основная задача.

У нас зарегистрировано 43 православных прихода. На территории Сахалинской области действует 70 конфессий, а общее количество религиозных организаций - 135. Первое место среди них по численности прихожан занимают именно православные, на втором месте идут секты протестантского толка, в том числе корейского происхождения.

Мы занимаемся также тем, что просто доводим до сведения населения ту информацию, которую секты сами о себе скрывают. Например, мы знаем, что в Москве запрещена такая опасная тоталитарная организация, как свидетели Иеговы, а в городе Южно-Сахалинске они построили молельный дом. У нас активно действуют мормоны и другие религиозные организации, центры которых находятся за пределами России. Очень много приезжает миссионеров. За 2003 год, по данным специальных служб, к нам приехало 250 миссионеров из разных стран мира, причем из самых экзотических мест - Африки, Юго-Восточной Азии, Америки. Все это, конечно, очень хорошо финансируется. По различным данным, на каждую иностранную секту, действующую в России, ежегодно выделяется около шестисот тысяч долларов. Чтобы освоить такие деньги, им приходится очень стараться.

Их агитация останется малоэффективной, если у нас будет сильная Православная Церковь, если мы будем заниматься просветительской работой; у людей не возникнет желания искать какие-то фантастические религиозные центры. Именно поэтому мы сейчас регулярно проводим различные мероприятия. В этом году у нас прошли две научно-практических конференции. В феврале к нам на остров приезжала большая делегация Миссионерского Отдела Русской Православной Церкви, которую возглавлял архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн. Вместе мы провели конференцию, посвященную духовной безопасности Дальнего Востока. В резолюции конференции подчеркивалось, что решение проблемы возможно только в том случае, если и духовные власти, и администрация области, и общественность объединятся; если мы все осознаем, что религиозные организации, недавно созданные на нашей территории, главным образом способствуют расчленению России и отторжению Дальнего Востока и Сахалина от материка. Если власть не поймет ту опасность, которую представляют эти организации, то через некоторое время мы действительно можем потерять Сахалин потому, что религиозная безопасность может быть даже важнее, чем экономическая. К сожалению, сегодня Церковь - это практически единственный в области институт, занимающийся религиозной безопасностью России.

После этой конференции по инициативе администрации Сахалинской области была проведена другая конференция по теме «Роль Православия в жизни Сахалинской области и Дальнего Востока». На ней присутствовали представители Владивостокской и Камчатской епархий, были докладчики из Хабаровска и Магадана, и, конечно, очень много было представителей нашей Сахалинской области. Выступали священнослужители и светские лица. К нам также приехали руководитель Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий священник Олег Стеняев, диакон Андрей Кураев, преподаватель Православного Свято-Тихоновского Богословского Института священник Андрей Близнюк. Отрадно, что конференция помогла объединить усилия духовных лиц нашей епархии и представителей научной интеллигенции области. Мы находимся далеко от центра, и в некоторых светских научных кругах создается впечатление, что Православие чуждо науке, а священники люди не очень образованные. Наша конференция как раз помогла преподавателям светских ВУЗов увидеть, что православные обладают большим багажом знаний, что это очень динамичная духовная традиция, опираясь на которую они могли бы развивать свою науку. Результат достигнут очень положительный, и, я надеюсь, мы будем его развивать.

Как известно Сахалин - это восточный форпост России, а религиозная безопасность - составляющая безопасности государственной. Находит ли это понимание у властей Сахалина?

- К сожалению, сегодня нет четкой государственной политики в отношении религиозных организаций. Мы видим, что многие светские руководители на словах неизменно поддерживают Православие, но это очень слабо закреплено законодательно. В некоторых районах представители власти даже отказываются встречаться со священниками. Получение разрешения на строительство храма может занимать целый год. Мы считаем, что приоритет Православной Церкви должен быть оформлен юридически. Разумеется, не в плане ограничения других конфессий, но мы должны отдавать себе отчет в том, что вклад Православия существенным образом отличается от вклада каких-то других религиозных организаций, возникших порой десять-двадцать лет назад. Пока юридически это не будет оформлено, а я очень надеюсь, что будет принят Закон о традиционных религиях России, эта непоследовательность в политике властей по отношению к Церкви будет продолжаться. Как иллюстрацию к этому приведу такой факт: в конце 90-х - начале 2000 года в центре города Южно-Сахалинска было отдано несколько участков земли под строительство молитвенных зданий инославных конфессий. Как я уже говорил, молитвенный дом себе возвели свидетели Иеговы, в густонаселенной части города рядом с жилыми домами отстроен огромный католический костел. Все это свидетельствует как раз об отсутствии четкой государственной политики в отношении религиозных организаций. Зачем храм на полторы тысячи человек религиозной общине, имеющей пятьдесят-шестьдесят адептов? Зачем в центре города рядом с элитной школой строится Зал Царств свидетелей Иеговы? У нас даже прошел судебный процесс по этому вопросу. Жители близлежащих домов обратились в суд с требованием запретить строительство. Когда власти передали недостроенное здание новым владельцам, окрестным жителям не сообщили о том, что это сектанты, что там будет находиться молельный дом свидетелей Иеговы. Как известно, эта религиозная организация не просто занимается отправлением своего культа, а ставит задачей привлечение максимального числа адептов. В жилые дома постоянно приходили люди, звонили в квартиры, распространяли брошюры и журналы. Детям практически насильно вручали эти издания и приглашали к себе на молитвенные собрания. Результат: к нам уже поступило около десятка обращений горожан, которые заявляют, что если активность сектантов не будет ограничена, то они сами будут организовывать домовые дружины, дежурить, отлавливать этих людей и предупреждать их, чтобы они не появлялись в домах. Все это в конечном итоге может вылиться в серьезный религиозный конфликт. Решать этот вопрос должны именно власти. Если они не будут заниматься религиозной безопасностью граждан, то это может оказаться очень опасным для нашего общества.

Жить на Сахалине непросто. Экономическая ситуация очень тяжелая, особенно на Курилах. Удаленность от Москвы, отсутствие прямого железнодорожного сообщения приводит к удорожанию товаров и продуктов, добрая половина которых завозится с материка. Идут разговоры о том, что у нас отменят северные льготы, и это, конечно, нанесет серьезный удар по сахалинцам. Прожиточный минимум на острове несопоставим с материком, и доплаты по северным льготам отчасти компенсируют этот разрыв. Если государство отменит эти компенсации, то люди будут массово уезжать. Но, в любом случае, сидеть сложа руки и без конца думать, «а что же дальше?», нельзя. Свое будущее надо строить самим, ежедневно трудиться, с честью и достоинством выполняя свое дело. Мы иногда чувствуем себя оторванными от России, но очень надеемся, что Россия помнит о нас, надеемся на поддержку со стороны государства, которое должно понимать, что наше Отечество начинается с Сахалина.

- Владыка, уже около 5 лет Вы возглавляете самую восточную епархию Русской Православной Церкви. Помните ли Вы, с какими опасениями и надеждами прибыли на место своего служения? Насколько они оправдались?

Человек, разумеется, никогда не отправляется в новое место, не узнав всех обстоятельств, которые могут ему там встретиться. Последним местом моего послушания была Троице-Сергиева Лавра, благочинным которой я являлся. В Московской Духовной семинарии учились ребята со всех концов страны, в том числе и сахалинцы. Узнав о моем назначении, они пришли ко мне и рассказали о ситуации на острове.

Больше всего, конечно, их беспокоило, и это волнение мне передалось, что на Сахалин идет массированный натиск сект. На территории области действует 70 конфессий, а общее количество религиозных организаций - 135. Первое место среди них, по численности прихожан, занимает Русская Православная Церковь, далее следуют секты протестантского толка, в том числе корейского происхождения. Этим сектам существенно помогают их головные офисы, расположенные в сопредельных государствах, а за офисами, зачастую, стоят государственные организации, как, например, за корейской "Церковью открытого евангелия".

Россия в глазах многих наших соседей остается лакомым пирогом, а, как известно, мышки, нацелясь на пирог, начинают его обгладывать с краев. Положение усугубляется тем, что большая часть сахалинцев принадлежит к Православию скорее только по факту своего рождения. Приведу аналогию - дереву для нормального развития нужна хорошая корневая система. Так вот, у Православной Церкви на Сахалине корневая система в этом смысле почти отсутствует. И до революции положение было непростым - на весь остров насчитывалось десять приходов, они были в большинстве своем номинальными. В XX столетии все было уничтожено. Одичание сердец человеческих, их оторванность от отеческой веры была очень заметной. Ситуация, слава Богу, меняется, меняется настроение людей. Некоторые, покинувшие остров в первое перестроечное десятилетие, возвращаются.

- Что сегодня представляет собой Сахалинская епархия?

- Милостью Божией епархия развивается. За четыре с половиной года моего служения у нас прибавился 21 священник. Это, по нашим дальневосточным меркам, очень много. Всего в епархии 42 прихода и 50 клириков. Количество приходов ни о чем не говорит, если не сопоставлять его с численностью населения, а в Сахалинской области всего 500 с небольшим тысяч жителей.

Открылся первый на Сахалине мужской монастырь в городе Корсакове. Там пока всего несколько человек братии. Нужно помнить, что монашество - это лакмусовая бумажка мира. Если люди оставляют мир и идут в монастырь, значит, стремление к жертвенному служению Богу еще присутствует в их сердцах и умах.

Здания монастыря, к сожалению, в ужасном состоянии. Когда его передали на баланс епархии 10 лет назад, то официально было записано, что у строений износ составляет 75%. Климат на Сахалине - особый, и строительные материалы имеют меньший срок службы, чем на материке. Нам постоянно приходиться буквально латать дыры, и братии жить в таких условиях очень сложно: даже элементарные бытовые условия, зачастую, отсутствуют. Но, мы должны молиться и трудиться по мере сил. Здание все-таки не первично, самое главное - это подлинно монашеский духовный настрой. Слава Богу, братии прибавляется. Один священник из Омска, побывав у нас на богослужении в соборе, и увидев столько братии, был по-хорошему удивлен. А ведь он сравнивал со своей Омской епархией - одной из самых старых в Сибири и более густонаселенной.

Нашей епархии в этом году исполняется всего 13 лет. Рассказывая о ней, я всегда провожу аналогию с подрастающим человеком. От 13-летнего человека можно ли ожидать больших свершений? Конечно, нет, ведь это еще далеко не возраст зрелости.

- Вы упомянули о значительном количестве сект, действующих на Сахалине. А есть ли какие-то методы противодействия их пропаганде?

- Самый главный метод дан в Евангелии словами Спасителя: "Тако да просветиться свет ваш пред человеки, чтобы они, видя ваши добрые дела, прославили Отца вашего на небесех" (Мф 5:16). Мы должны нести людям этот свет и эту подлинно христианскую любовь. Словесные аргументы не всегда убедительны. Для людей, несведущих глубины богословских вопросов, важно видеть красоту православного богослужения, пения, иконы и убранства храма, его особую атмосферу - то, чего нет у сектантов. К сожалению, у нас ни один храм пока не расписан.

-А есть на Сахалине свои иконописцы? Как вообще обстоит дело с образованием будущих церковнослужителей?

Две девушки из нашей епархии учатся в иконописной школе Московской Духовной семинарии. У нас действуют годичные духовные курсы, которые готовят кадры чтецов, регентов церковных хоров и преподавателей воскресных школ, открыт духовно-просветительский лекторий для всех желающих. При Миссионерском отделе епархии организовано братство во имя св. блгв. князя Александра Невского, при котором создан клуб спортивной подготовки молодежи. Ребята занимаются русскими единоборствами, а после этих занятий с ними проводятся беседы на духовные темы, об истории и значении Православия в жизни нашего Отечества.

Год назад в Южно-Сахалинске начал работу филиал Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Университет для нас особенно важен и привлекателен тем, что в нем могут учиться и получать богословское образование женщины. Для нас это - большое подспорье. На Сахалине уровень богословских знаний священнослужителей и мирян примерно одинаков, ведь клирики епархии - это в большинстве своем вчерашние военнослужащие, моряки, т.е. люди, имеющие только светское образование. С открытием филиала ПСТГУ мы видим, как жажда духовных знаний наших батюшек находит свое удовлетворение. Некоторые из них учились на заочном секторе в МДАиС, но это было очень сложно.

Между Москвой и Сахалином разница во времени 7 часов. Медики считают, что при перемещении человека из одного часового пояса в другой, количество дней адаптации должно соответствовать разнице часов, а сахалинцы совершали многочасовые перелеты для того, чтобы участвовать в экзаменационной сессии, которая длиться три-пять дней. У некоторых из них прямо на экзаменах шла носом кровь. Да и соображает человек в таких экстремальных для него условиях хуже.

Преподавателям ПСТГУ, которые приезжают к нам читать лекции и проводить экзамены, приходиться переживать точно такое же состояние. Я считаю, с их стороны это - подвиг, а для нашего острова - большое благо. Очень важно, что сахалинцы видят нормальных, умных, образованных христиан, не только облеченных саном.

Когда я посещал Сахалинский госуниверситет, студенты задали мне вопрос: "А что, Православие - это архаичная религия?" Я удивился, а студенты уточнили, что когда к ним приезжают с лекциями граждански состоявшиеся люди, то это, как правило, атеисты или те, кто принадлежит к протестантским деноминациям. Складывается неверное впечатление, что в Православной Церкви достойные уважения люди только священнослужители, а миряне какие-то необразованные неудачники. Эти ошибочные представления способно существенно изменить пребывание на Сахалине профессоров ПСТГУ. К нам приезжал известный историк В.Л. Махнач, выступал с лекциями перед общественностью известный миссионер диакон Андрей Кураев.

Конечно, встречами только с учеными дело не ограничивается. В 2005 году при поддержке Фонда святого апостола Андрея Первозванного мы провели большую акцию, посвященную 60-летию Победы. В составе делегации из Москвы приехали депутаты Госдумы, отечественные и иностранные журналисты. Для многих сахалинцев такое внимание высоких чиновников и современных образованных людей к церковным мероприятиям было неожиданностью.

В рамках акции на острове Итуруп состоялось открытие памятника апостолу Андрею Первозванному, а перед этим в Южно-Сахалинске прошла конференция, посвященная 60-летию окончания Второй Мировой войны. В ее организации и проведении помимо Фонда участвовала областная администрация, Сахалинский Государственный университет.

- Самый удаленный от материковой России уголок Сахалинской епархии это Курильские острова?

Самый удаленный, не только от материка, но и от епархиального центра, это остров Парамушир, являющийся частью Курильского архипелага. На этом острове в прошлом году был построен храм в честь святителя Иннокентия Московского. Проблема в том, что с этим островом нет прямого морского и воздушного сообщения. Сахалинский священник, чтобы попасть на этот остров должен долететь до Владивостока, из Владивостока до Камчатки, а с Камчатки раз в неделю до Парамушира и обратно летает вертолет, если погода позволяет. В противном случае человек сидит и ждет погоды либо на Камчатке, чтобы улететь на остров, либо на острове, чтобы вернуться.

Я сам три раза делал попытки посетить этот приход, и три раза из-за нелетной погоды приходилось все отменять. Пока приходиться довольствоваться рассказами: раз в год в Южно-Сахалинск приезжает мэр Парамушира с докладом к губернатору, он бывает и у меня.

На этом острове живет две тысячи человек, и у них большая нужда в священнике. Предыдущий - москвич, прослужив некоторое время, не выдержав сложного климата, заболел и умер. На Сахалине недаром год идет за два, это не пустые слова. Не случайно среди наших священников из центральных епархий желающих ехать служить на Сахалин очень немного.

На главном острове Курильской гряды - Итурупе тоже построен деревянный храм во имя великомученика Георгия Победоносца и часовня в поселке Горячие Ключи - месте дислокации воинского гарнизона.

- Сахалинцы ощущают себя частью России?

- Не могу сказать за всех, только за свою паству. К сожалению, ощущают себя частью народа великой страны далеко не все. Людям живется очень трудно. Все продукты у нас привозные, самого посредственного качества. Один батюшка купил своим детям, а у него их трое, яблочки из Китая, хотел порадовать ребятишек витаминами. Дети, попробовав эти яблоки, покрылись сыпью.

Поскольку все товары привозные, то и цены на них очень высокие. До пресловутой потребительской корзины, в которой заложен необходимый прожиточный минимум, у наших пенсионеров не хватает 11%. Получается, они не могут самостоятельно выжить.

Я уже обращался к властям с предложением открыть бесплатные столовые, где люди смогут получить хотя бы полноценные обеды. Особенно больно смотреть на все это, когда видишь, что совсем рядом, на Аляске, правительство США выплачивает жителям массу компенсаций, чтобы они чувствовали себя так же, как их сограждане в других штатах. С другим нашим соседом - Японией - был введен безвизовый обмен, и сахалинских детей целыми классами систематически возят туда посмотреть на страну. Возвращаясь, они уже готовы любой ценой вырваться с нашего острова. Молодежь уезжает. За пятнадцать лет отток населения в Сахалинской области составил 25%.

Самое страшное, что никто не говорит, когда мы будем жить лучше. Если сравнивать первое послевоенное 15-летие, когда Россия была поднята буквально из руин народом, который понес огромные потери, а значительная часть выживших осталась инвалидами и 15 послеперестроечных лет, когда развитая страна превратилась в руины, оптимизма не прибавляется. А ведь, чтобы с воодушевлением смотреть в будущее нужна надежда.

- В нынешнем году будет отмечаться 150-летие со дня рождения А.П. Чехова. В состав юбилейной комиссии по подготовке празднования вошел губернатор Сахалинской области В. Малахов. Будет ли епархия принимать участие в этих торжествах?

- Мы готовим доклад, посвященный жизни и творчеству А.П. Чехова. Только что в областной библиотеке проводилась очередная чеховская конференция, и на ней впервые выступил представитель епархии - студент МДА, недавно приехавший потрудиться на остров. Участники конференции были приятно удивлены уровнем его владения темой и оригинальностью трактовок фактов из жизни Чехова, которые, казалось бы, давно всем хорошо известны.

В ближайшем будущем мы собираемся наладить выпуск первой на Сахалине церковной газеты. Этот проект, уже получивший благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, реализуется при помощи и поддержке Издательского Совета Русской Православной Церкви. Помочь нам взялась редакция "Церковного вестника", макет которого мы взяли за основу. Региональный выпуск "Церковный вестник - Сахалин" будет верстаться у нас, и дополняться церковными новостями нашей епархии.

Проблем с реализацией, думаю, быть не должно. Сахалин - пограничная область, здесь живет много военных, которыми очень востребована православная литература. Вероятно, это хороший ответ на возражения тех, кто считает присутствие священнослужителя в армии излишним...

Безусловно. Раньше инициатива исходила "снизу" от самих солдат. Очень часто сюда попадают нести службу люди верующие, воцерковленные. Им на первых порах очень тяжело втянуться в армейские будни, тем более в таком далеком от дома месте и тяжелом климате. Конечно, новобранцы очень нуждаются в духовной поддержке. Сейчас появление православных священников в частях - обычное явление. К нам уже обращаются сами командиры с просьбой прислать священника. Это очень положительно сказывается на моральной обстановке в части - попыток суицидов стало меньше.

Есть еще один интересный аспект. У нас служат ребята из Дагестана и других традиционно мусульманских регионов России. Характер взаимоотношений Православия и Ислама в этом случае имеет прикладное значение, поэтому наша задача понять, что именно нас объединяет, нащупать точки соприкосновения, и рассказать об этом людям. Например, священник приходит в часть и рассказывает о праотце Аврааме, образ которого присутствует и в Ветхом Завете и в Коране. Это одинаково интересно и православным и мусульманам.

У нас на Сахалине очень почитают Казанский образ Божией Матери. Мы приходим и раздаем иконки солдатам. Примечательно, что мулла, посещающий ту же воинскую часть говорит своим пасомым: "Этот образ вы можете взять. Это - наша икона". И солдаты, даже мусульмане, носят эту Богородичную икону в нагрудном кармане. Думается, это хороший пример. Убежден, главное - найти точки соприкосновения. Если мы будем говорить только о том, что нас разъединяет, то никогда не сможем жить дружно и достойно выполнить свой долг перед Богом и Отечеством.

Беседовала Елена Москвитина

Справка:

Даниил, епископ Южно-Сахалинский и Курильский

В миру - Доровских Александр Григорьевич. Родился 27 декабря 1960 г. в г. Воронеже. В 1978 г. окончил среднюю школу, в 1979-1981 гг. служил в рядах Советской Армии. В 1981-1984 гг. обучался в ОДС. В 1984 г. поступил в МДА.

Образована 23 февраля 1993 года определением приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II и решением Священного Синода Русской Православной Церкви.

Епархиальная статистика (по данным на 2009 год)

Благочиний — 8. Приходов — 52. Богослужения совершаются в 45 храмах, 8 молитвенных домах и 6 часовнях, из них 6 находятся на территории больниц, воинских частей и в местах заключения. Строящихся храмов — 4. Монастырь мужской — 1.

В штате епархии 57 клириков: священников — 49 (из них в трехлетней командировке — 4), диаконов — 8 (из них в трехлетней командировке — 1).

Деятельность монастырей

В г. Корсакове действует мужской монастырь в честь Покрова Божией Матери, братии — 3 человека.

Религиозное образование

Действует епархиальный отдел религиозного образования и катехизации. На 20 приходах открыты воскресные школы для детей и взрослых, на 29 приходах — православные библиотеки. В г. Южно-Сахалинске начал работать духовно-просветительский центр, на базе которого проводятся встречи и беседы с молодежью, организуются различные мероприятия для детей и взрослых.

Ведется сотрудничество отдела с двумя высшими учебными заведениями и учебным центром при УВД Сахалинской области.

Отделом было организовано проведение православного молодежного лагеря в п. Дэу и конференция православных педагогов Сахалина. Представители отдела принимали участие в Дальневосточном молодежном форуме «СелиСах — 2009» и областной конференции «Формирование толерантности в молодежной среде».

Работа с молодежью

Действует региональная общественная организация «Братство Александра Невского». Члены организации регулярно совершают поездки по районам области, принимая участие в акциях епархиального миссионерского отдела. В г. Южно-Сахалинске открыт православный исторический клуб, встречи участников которого совершаются в формате круглых столов, лекций, диспутов, семинаров и конференций. С 2008 г. в епархии работает молодежная организация «Православный корпус на Сахалине».

Миссионерская деятельность

При епархиальном управлении работает епархиальный миссионерский отдел. При содействии членов организации «Братство Александра Невского» в июле 2009 года состоялась миссионерская поездка по двум отдаленным районам области, в ходе которой проводились богослужения, встречи и концерты с местными жителями, посещались государственные социальные учреждения. Организацией «Православный корпус на Сахалине» регулярно проводятся общественно значимые мероприятия и акции, адресованные современной молодежи.

Представители миссионерского отдела принимали участие во всех значимых образовательных конференциях проводимых в г. Южно-Сахалинске и выезжали в г. Хабаровск на Свято-Димитриевские образовательные чтения.

Работа с силовыми структурами

Действует епархиальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами. Духовенство регулярно посещает личный состав воинских частей и органов внутренних дел, проводит катехизаторские лекции, совершает богослужения и требы, освящает военные объекты, принимает участие в торжественных и праздничных мероприятиях. В период призывных компаний священнослужители проводят встречи и напутственные беседы с призывниками, совершают молебны.

На территории Южно-Сахалинской области находятся три исправительно-трудовых учреждения, в двух из них открыты домовые храмы, в одном — часовня. Дважды в месяц заключенных посещают священнослужители.

Подготовлено Управлением делами Московской Патриархии

15-16 сентября 2018 г. в Южно-Сахалинске торжественно отметили 25-летие епархии, учрежденной 23 февраля 1993 г. решением Священного Синода Русской Православной Церкви. В эти дни на Сахалин по приглашению правящего архиерея, архиепископа Южно-Сахалинского и Курильского Тихона, прибыли шесть архиереев и множество других гостей из разных епархий Русской Православной Церкви.

Неожиданное благословение 100-летней давности

Утром 15 сентября Преосвященные владыки встречали написанную специально для мужского монастыря в Корсаково икону Божией Матери «Неувядаемый Цвет». История этой иконы удивительным образом связывает дореволюционный Сахалин, святого праведного Иоанна Кронштадтского и наше время. В соответствии с волей святого, написанная на Афоне и переданная в дар сахалинцам 24 апреля 1911 г. икона Божией Матери «Неувядаемый Цвет» предназначалась для первого на Сахалине монастыря, который, по мысли Кронштадтского пастыря, должен был располагаться максимально близко к японской границе.

После русско-японской войны 1905 г. Сахалин был поделен надвое между Россией и Японией, и потому граница проходила в то время по 50-й параллели. Однако первый монастырь - скит Свято-Троицкого Уссурийского монастыря - было почему-то решено строить не около границы, как об этом говорил святой Иоанн, а на севере острова в селе Рыбном. До сих пор неизвестно, был ли этот скит построен: после японского владычества, а затем безбожных большевистских гонений на веру Сахалин лишился к 1930 г. всех своих храмов. В итоге первый на острове монастырь был основан уже в наше время - в 1999 году. Причем не где-нибудь, а в Корсаково - ближайшем к японской границе городе! Самое удивительное, что в 1999 году никто не знал о благословении святого Иоанна.

Лишь несколько лет назад игумен Серафим, настоятель монастыря в Корсакове, просматривая «Владивостокские епархиальные ведомости» за 1911 год, наткнулся на заметку о святыне. В 2016 году он рассказал об этой истории священнику Екатеринбургской епархии Игорю Стукову, и тот предложил написать копию иконы, поскольку, к сожалению, оригинальную, подаренную ещё святым Иоанном, икону найти не удалось. В итоге образ Божией Матери «Неувядаемый Цвет» был написан в женском Ново-Тихвинском монастыре Екатеринбурга. И именно эту икону встретили 15 сентября 2018 года приехавшие на епархиальные торжества владыки.

Вечером того же дня в кафедральном соборе Южно-Сахалинска было отслужено всенощное бдение, которое возглавил митрополит Хабаровский и Приамурский Владимир.

Архитектурный шедевр

Огромный 77-метровый кафедральный собор Рождества Христова заслуживает отдельного упоминания. Храм, способный вместить 1000 человек, был построен в рекордные сроки - с 2012 по 2016 годы: в 2010 г. было получено благословение Святейшего Патриарха Кирилла на строительство, в 2012-м оно начато, а уже в 2016 г. Патриарх освятил главный храм Южно-Сахалинска Великим чином.

Параллельно с возведением стен велись работы по изготовлению прекрасных икон и мозаик. Ради соблюдения единства и иконографической каноничности был создан художественный совет под председательством архимандрита Луки (Головкова), заведующего Иконописной школой Московской духовной академии. Совет тщательно отбирал не только мастеров, которым предстояло расписывать собор, но и сами лики. В итоге храм поражает красотой, продуманностью и стилистическим единством образов. Основной пятиярусный иконостас включает в себя 98 икон. Главный вход, алтарь и стилобат покрыты мозаиками общей площадью 175 м 2 . В соборе более 200 м 2 витражей. Основное освещение дает двухъярусный хорос в форме купола. В центре храма выложена 10-метровая флорентийская мозаика с изображением Вифлеемской звезды, которую особенно хорошо видно с четвертого этажа опоясывающих храм галерей.

С внешней стороны над входом выложена многометровая мозаика Христа в полный рост и установлены часы, являющиеся точной копией курантов Спасской башни Московского Кремля. Специально для собора были заказаны и отлиты колокола, поражающие характерным «малиновым» звоном. Колокола везли из Воронежа, Москвы, Урала и Ярославской области в течение месяца, не останавливаясь ни днем, ни ночью...

Ныне кафедральный собор Рождества Христова - не только визитная карточка и самый запоминающийся архитектурный объект Южно-Сахалинска, но и, что важнее, центр духовной жизни города, где ежедневно проводятся богослужения и огласительные беседы.

« Господь благословил их усилия»

Центральной частью торжеств, приуроченных к 25-летию образования Южно-Сахалинской епархии, стала соборная молитва шести архиереев, сонма духовенства дальневосточных епархий и множества мирян, пришедших помолиться в кафедральный собор на воскресную Божественную литургию.

Ради торжеств в Южно-Сахалинск прибыли митрополит Хабаровский и Приамурский Владимир, архиепископ Абаканский и Хакасский Ионафан, архиепископ Кызыльский и Тывинский Феофан, епископ Амурский и Чегдомынский Николай, епископ Енисейский и Лесосибирский Никанор.

Сегодня сложно поверить, но ещё относительно недавно на Сахалинской земле не было не только этого замечательного собора, но и вообще ни одного храма. Возглавивший службу митрополит Хабаровский и Приамурский Владимир так охарактеризовал прошедшие годы:

«25 лет... В рамках истории это не такой большой период. В Русской Церкви есть епархии, история которых насчитывает сотни лет. Но если мы посмотрим на исторический период, который последовал с момента освоения Дальнего Востока, с момента христианизации этого региона, то 25 лет - это значимая величина. Этот период был наполнен трудами, молитвой, усилиями по распространению веры Христовой. Это были годы созидания новой епархии: строительство храмов, зарождение монашеской жизни, рукоположение пастырей, основание общин и, конечно же, созидание того, что есть Церковь Божия, созидание малого стада. Эти титанические труды архипастырей, священнослужителей, монашествующих и мирян увенчались успехом: Господь благословил их усилия».

Вечером того же дня состоялся концерт с участием множества певцов и музыкальных ансамблей, на котором был впервые показан фильм о становлении Православия на Сахалинской земле «Свеча Православия».

В этом году на Сахалине побывали миссионеры Русской Православной Церкви во главе с иереем Александром ДОКОЛИНЫМ

СПРАВКА
В 1853 году начальник Амурской экспедиции Геннадий Невельской основал на берегу сахалинского залива Анива первый русский военный пост Муравьевский и крестил четырех местных жителей (гиляков).
. Начальник поста майор Н.Буссе описывал cобытия 21 сентября 1853 г. так: «Матросы построились в две шеренги и я поднял флаг. Скомандовал: шапки долой! Невельский приказал спеть молитву. Команда запела «Отче наш», а затем спели «Боже царя храни», раздалось трехкратное «Ура!», откликнувшееся на корабле, и Сахалин сделался русским владением. Собравшиеся японцы и айны с удивлением смотрели на нас».
В 1861 году священник Николай Касаткин (свт. Николай Японский) освятил первую сахалинскую часовню. Постоянный священник на острове появился лишь в 1870 году (иерей Симеон Казанский, неутомимый миссионер и проповедник, по инициативе которого на острове была открыта первая школа). К началу 1905 года на Сахалине насчитывалось 12 церквей и 6 часовен.

Закрытая зона

Теплый морской воздух, с двух сторон -- укрытые зеленью высокие сопки. В бархатный сезон столица острова Южно-Сахалинск напоминает Сочи. Но климат здесь тяжелый. Высокую влажность дополняют резкие перепады давления и десятипроцентный недостаток кислорода в воздухе, из-за чего с непривычки быстро устаешь. В советское время остров был закрыт, приехать сюда можно было, только нанявшись шахтером, нефтяником, рыболовом или лесорубом. Значительная часть населения Сахалина -- славяне. Примерно 10% составляют корейцы (живут они преимущественно на юге острова). Сто лет назад японцы использовали их как дешевую рабочую силу, а с приходом Красной армии «забыли» забрать с собой. Все больше появляется китайцев, которые, как и корейцы, занимаются торговлей, а также мелким ремонтом (например, обуви). Китайцы пока еще плохо знают русский язык и чувствуют себя неуверенно. Если вы увидите на улице гору арбузов -- не сомневайтесь, это азербайджанцы. В Южно-Сахалинске цены московские (если не выше), недорого можно лишь купить с рук красную икру (1 тыс. рублей за два кило) и рыбу (здоровый лосось -- 150 рублей). Зарплата тоже подтягивается к уровню Москвы. Например, водитель в среднем получает 15-16 тыс. рублей. Снять однокомнатную квартиру стоит 8 тыс. рублей в месяц. Нанять няню для ребенка -- 250 руб. в день. Чтобы устроить ребенка в детский сад, нужно заплатить 10-15 тыс. рублей за место. Оплата услуг ЖКХ -- 3 тыс. рублей за двухкомнатную квартиру. Поэтому трудней всего приходится малоимущим и пожилым людям, особенно если у них нет собственного хозяйства. У тех, кто живет на побережье, основной продукт -- рыба. Ею даже кормят кур и свиней, отчего мясо пахнет рыбой.
Сахалин -- школа для миссионеров, потому что начинать говорить о Христе и Церкви здесь приходится с самых азов. Последний православный храм на острове был уничтожен в 1930 году. До начала 90-х годов, чтобы исповедаться или причаститься, верующие отправлялись на материк. В последнее десятилетие прошлого века Сахалин и Курилы были фактически вычеркнуты из православной жизни страны по экономическим причинам. У многих жителей острова нет правильного представления о христианстве, чем и пользуются секты.
На улице Победы в Южно-Сахалинске уже построены костел и молельный дом иеговистов. Не избалованные вниманием православных соотечественников с материка, сахалинцы не считают их чужаками. «Спокойные, интеллигентные люди», -- сказала о иеговистах корреспонденту «НС» одна горожанка.


Католический костел (слева) и молельный дом иеговистов (справа) - оба построены на ул.Победы

Сами сахалинцы живут в основном в таких домах, как на фото справа; архитектурные изыски, как на фото слева - привелегия банков и других коммерческих структур


Самые бедные и неблагоустроенные храмы на Сахалине - православные. На фото - Кафедральный собор Воскресения Христова

Прихожане - и неизменные бабушки,..

...и даже корейцы, хотя в процентном отношении их немного

Тактика секты Группа православных миссионеров из Москвы состояла из 12 человек: отец Александр Доколин, настоятель храмов Тихвинской иконы Божией Матери и свт. Алексия, митр. Московского, при ЦКБ МП, певчие, повар, медик широкого профиля, педагоги воскресной школы. За 17 дней миссионеры посетили более десяти населенных пунктов в разных точках острова. Навещали воинские части, места заключения, больницы, детские дома. Иногда к москвичам присоединялся иерей Виктор Горбач, руководитель миссионерского отдела Сахалинской епархии. Священники причащали, исповедовали, крестили. На встречах-беседах, организованных миссионерами, народ был разного возраста, в том числе и молодежь, но, конечно, преимущественно женщины. В каждом городе или поселке специально приглашали на встречи официальных руководителей имеющихся сект, но они, как правило, не приходили «Но чувствовалось, что в зале есть и сектанты, -- говорит о. Александр. -- Например, баптистов можно было узнать по вопросам о праве человека на крещение в сознательном возрасте.».
Директор строительного училища в городе Александровске-Сахалинском (первоначально - Александровск, в честь императора Александра II Освободителя. "Столица" сахалинской каторги) просила помочь ей с антисектантской литературой. Ее училище объединяют с поварским, среди преподавателей которого есть иеговисты, и она не знает, как им противостоять. Вместе с тем, по словам директора городского музея, во многих населенных пунктах иеговисты уже отторгаются людьми, просто надоели.
Тем не менее сектанты очень активны. В том же Александровске-Сахалинском они усиленно работают с молодежью из многопрофильного училища, готовящего педагогов, медиков и т. д. Привлекают ребят бесплатным изучением английского языка, раздачей учебной литературы. Помогают и по хозяйству-- правда, преимущественно руководящей элите секты, а не рядовым членам. Поэтому среди рядового состава постоянная текучка. Об этом миссионерам рассказал бывший баптист.
Впечатляет, как быстро сектанты строят свои молельные дома. В сахалинском городе Поронайске корейские пресвитериане (по информации Центра св. Иринея Лионского, это обычные пятидесятники, которые сменили название, чтобы привлечь в секту корейское население острова) добились выделения участка земли под храм. Приехал корейский представитель, изучил ситуацию -- и сразу были выделены деньги. Сваи вбили, кирпичи завозят, стены возводятся. За один сезон дом площадью 200-300 кв. метров будет готов.
Иеромонах Филарет (Пряшников), настоятель Крестовоздвиженского прихода города Томари, рассказал, что пресвитериане делают так: привел ты к ним нового человека -- тебе дают за него бутылку масла и батон хлеба (для пожилых людей это очень существенно). Пришел на службу ребенок -- ему жетончик. Набрал пять жетончиков -- получи шоколадку.
Образовательные учреждения сейчас бьют в набат. Директора вечерних школ, например, говорили, что «как только приходят сектанты -- мы их тут же за порог, а православным рады». «Если найдутся православные преподаватели, -- считает о. Александр, -- то можно будет в школах организовать курсы духовных дисциплин. Но для этого нужно людей обучить и дать им материалы, по которым вести занятия».
В городе Смирных, названном в честь советского офицера Леонида Смирных, геройски погибшего в боевой операции по освобождению Сахалина в 1945 г., москвичи познакомились с протоиереем Василием Мацковским. Он первым из священников приехал на Сахалин в 1989 году, когда власть это разрешила. Батюшка окормляет колонию и строит там часовню. В первые годы ему приходилось крестить людей сотнями.
Напимер, в поселке Тымовское, куда съезжались креститься из окрестных населенных пунктов(Село Тымовское -- бывшее Дербенское. Названо в честь начальника Тымовской тюрьмы Антона Дербина, убитого арестантом. По одним данным, Дербин был очень жестоким, по другим -- справедливым и заботящимся об арестантах. Наследники Дербина пожертвовали оставшееся от него имущество на строительство церкви) он каждый раз крестил по 150 человек. Но теперь более актуальным является православное просвещение уже крещеных. «Некоторые прихожане местных храмов не знают даже, как правильно подходить ко Святой Чаше. Причастившись, почему-то пятились от нее к запивке», -- говорит о. Александр.


Залив Терпения
Общее ощущение от Сахалина -- люди там брошенные, они духовно стонут. Так, после службы в храме в честь свв. Бориса и Глеба в поселке Вахрушев, что находится возле бухточки с характерным названием залив Терпения (бухтой Терпения назвал этот залив русский исследователь северной части Тихого океана Матрын Шпанберг, который вместе со своей командой в 1739 году перенес в этом заливе много лишений), прихожане настойчиво просили миссионеров передать владыке просьбу о постоянном пастыре. К ним регулярно приезжает батюшка из Поронайска, но местные жители хотят, чтобы священник у них жил все время. В самом Поронайске (известном в 70-е годы всей стране рыболовецким колхозом-рекордсменом «Дружба») есть постоянно служащий священник. Но миссионерам некоторые местные жители говорили, что ходят к пресвитерианам, потому что у них интересней. Там они и псалмы попоют, и о Боге поговорят, и о помощи друг другу. «Пространства на острове просто огромные. В общей сложности мы проехали полторы тысячи километров. -- рассказывает о. Александр. -- 43 священника на весь Сахалин -- это капля в море. Они просто физически не в состоянии охватить такую территорию. И огромный плюс, что мы туда приехали и их поддержали. В некоторых приходах местные молодые батюшки не знали, как в больнице организовать исповедь и причастие больных. Там нет такой преемственности, как в Центральной России: прихожанин, алтарник, дьякон, потом священник. Батюшку рукоположили, он послужил немного в Южно-Сахалинске, и его направляют на приход, где ему приходится самостоятельно решать многочисленные задачи. Чаще всего он предоставлен сам себе, а ему не хватает “профессиональных” знаний». Местный иеромонах Филарет говорит: «Нас рукоположили, а как священником быть, не научили. Иногда человек обращается с проблемой, и не знаешь, что ему ответить».

Край русской земли
У многих людей слово «Сахалин» ассоциируется со словом «каторга», но русское правительство закрыло ее еще в 1906 году. В советское время остров был целиком включен в экономику страны, и его жители воспитаны не Сахалином. Они приехали из Воронежа, Тамбова, Орла, с Урала, из Сибири и т. д. Они-то и являются носителями православной культуры. Но многие возвращаются на материк. Например, в городе Мгачи (очень красивое место на берегу Татарского пролива), когда закрыли две шахты, из восьми тысяч человек осталось две. В городе Чехов, по словам владыки Даниила, жило двенадцать тысяч, а осталось четыре. Представьте себе, посреди городка стоят многоквартирные дома с выбитыми рамами и дверями, как будто война прошла.
На восточном побережье острова, со стороны Охотского моря, американцы на основании совместных российского, американского, японского и индийского проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» добывают нефть, газ и гонят с севера на юг в город Корсаков. Там ими построен завод по сжижению газа и строится терминал. Оттуда баржами это все забирается и увозится в другие страны. По договору часть работников на нефтедобыче в городе Охе -- русские специалисты. Они работают по найму – 40 дней безвылазно на шельфе, потом пять дней выходных, потом опять 40 дней. У них четко: начало рабочего дня, обед, конец рабочего дня. Не курить, не пить, обязательно в каске работать. Все это соблюдается, зарплату платят вовремя. Но деньги небольшие. За это же время на шахте в Мгачи получали бы те же деньги. Но в Мгачи целенаправленно закрыли шахту. Как рассказывали местные жители, рабочие вечером ушли с работы из шахты, а утром приходят -- шахта закрыта. Живи, как хочешь.
Миссионеры с игуменом Виталием, настоятелем Покровского мужского монастыря (единственного пока на острове, где подвизаются восемь монахов), совершили восхождение на сопку Юнона вблизи Корсакова и у стоящего там поклонного креста отслужили молебен.

Священник-электрик



Губернатор Сахалинской области Иван Малахов и епископ Южно-Сахалинский и Курильский Даниил

До приезда миссионеров местная власть не везде с должным вниманием относилась к духовенству и Православию. В одном из поселков в храме в прошлом году отключили отопление за неуплату коммунальных услуг. Весной служить приходилось в холодном храме. Внимание губернатора области к этой миссионерской поездке позволило решить проблемы с транспортом и обратить внимание местных властей на нужды православных приходов. «Власть нас заметила», -- признался настоятель иеромонах Филарет. «В Александровске-Сахалинском мы с местным батюшкой отпевали дома маму мэра города. Совместная молитва священников, пение хора миссионеров были восприняты родственниками как человеческое участие в их горе, а значит, откроется сердце у главы администрации и к нуждам прихода», -- прибавляет о. Александр.
По словам Светланы из миссионерской группы, самое яркое впечатление от Сахалина -- это встречи с местными священниками. Они очень благочестивые и ревностные, но подвигом свои труды не считают. Большинство православных церквей здесь располагаются в перестроенных помещениях -- водокачки, детского сада, почты, сберкассы, магазина или жилого дома. Специально построенных храмов только 12. Приходы живут крайне бедно, батюшки помимо служения вынуждены заниматься бытовыми вопросами. Нередко священники осваивают и рабочие специальности. Например, у иеромонаха Филарета даже удостоверение есть, в котором написано: «священник-электрик».
При необходимости за Православие батюшки встают стеной. Как это было в Томари, где иеговисты захотели построить свой молельный дом. Священники сумели организовать акции протеста, подключили общественность, разослали по всем трудовым коллективам обращения -- кто такие свидетели Иеговы, развесили по всему городу плакаты и объявления. Иеговисты даже грозились подать в суд «за клевету». Но, по милости Божией, все обошлось. Иеговисты получили от ворот поворот.
«Оптимизм сахалинских священников, их упорство и мужество -- пример для нас, как надо служить Христу», -- говорит о. Александр.

3 сентября 2005 г. в Южно-Сахалинске прошли торжества по случаю юбилея окончания Великой отечественной войны - капитуляции Японии


Были совершены освящение поклонного креста и крестный ход




Также прошел праздничный военный парад


Японцы тоже присутствовали на мероприятиях - в качестве гостей

Алексей РЕУТСКИЙ


Москва--Сахалин

Сахалин и Курилы -- край российской земли, где и до революции было очень мало православных храмов, а к 1930 году не сохранилось ни одного. Вновь православный священник появился на острове лишь в 1989 году. До сих пор «островная» епархия остро нуждается в помощи материка. Мы попросили владыку ДАНИИЛА, епископа Южно-Сахалинского и Курильского, рассказать, в какой именно.

Владыка, какова духовная ситуация в регионе?
-- Если повсеместно в России люди радуются, когда строятся православные храмы, то здесь можно натолкнуться не просто на равнодушие, но и на протесты. В частности, морские пограничники неоднократно просили меня построить на Шикотане (ближайший остров к Японии) православный храм. Я обратился за помощью к властям, чиновники выразили недоумение: владыка, у вас странные фантазии, вы не найдете на это денег! Когда началась подготовка к строительству, среди жителей стали распространяться слухи о том, что строительство ведется на средства областного бюджета за счет социальных программ. Люди заволновались. Мы стали встречаться с населением и объяснять, для чего нужен храм, рассказали, что строительство ведется на средства благотворителей. Сегодня храм на Шикотане -- украшение острова. Рядом с ним проходят торжественные мероприятия, на его фоне фотографируются молодожены. Но главное, во время службы он всегда полон.
И все-таки подавляющее число жителей Сахалина находится на уровне духовного детства. И требуются колоссальные усилия и просто время, чтобы произошла перемена в сознании.
Наверное, в таком положении дел нет ничего странного, ведь до последнего времени регион оказывался в стороне от всех общероссийских религиозных событий. Меня наши сахалинские студенты спрашивают: «Владыка, может быть, Православие -- это самая отсталая религия, удел священнослужителей и каких-то бабушек? К нам с лекциями приезжают очень умные, успешные в мирской жизни люди. Но они, как правило, -- атеисты или других вероисповеданий».
К счастью, ситуация начинает меняться. В прошлом году у нас побывали мощи святой мученицы Елисаветы и инокини Варвары, в этом -- мощи святого Георгия Победоносца. Дважды в год к нам приезжают диакон Андрей Кураев и историк Владимир Махнач. Мы открыли у себя филиал ПСТГУ, и к нам ежемесячно прибывают из Москвы преподаватели. Но этого все равно недостаточно.
Сегодня в Сахалинской области 43 православных прихода, что составляет 35 процентов от 125 официально зарегистрированных религиозных объединений.
Сектанты активно используют оторванность населения от своих духовных корней и тяжелую социально-экономическую ситуацию (постоянный рост цен буквально на все). В прошлом году на острове побывало более 160 проповедников различных сект. Иностранные «проповедники» имеют хорошее финансирование -- по различным данным, от 600 до 800 тысяч долларов в год выделяется из-за рубежа на каждую конфессию.
Наши силы не равны. Мои батюшки окормляют не только свои, но и близлежащие приходы, работают в воинских частях, в МВД, с системой ГУИН. Кроме того, епархия испытывает острую нехватку активных образованных мирян. Есть прихожане с высшим образованием, но им еще надо учиться миссионерской работе.
Поэтому две миссионерские группы, посетившие наш регион в рамках православного фестиваля, приезд большой делегации из Москвы, в которой были православные политики, ученые и общественные деятели, православные ветераны, освобождавшие Сахалин от японцев, оказали нам неоценимую помощь. Это можно сравнить с медицинским вмешательством, когда к больному органу прочищают сосуды, чтобы был приток свежей крови. Но, повторяю, этого мало.

-- Какая конкретно помощь вам необходима?
-- Первое, в чем мы нуждается, -- в помощи катехизаторов и миссионеров. Если кто-то пожелает приехать, будем очень рады. У нас в епархии действует Миссионерский отдел, который координирует эту работу.
Вторая необходимая вещь -- укрепление приходов. Помощь в обеспечении качественной православной литературой -- в первую очередь для новоначальных, учебными пособиями для библиотеки Сахалинского филиала ПСТГУ, популярной антисектантской литературой и классикой.
Нужны аудио- и видеокассеты с фильмами о Православии, о православной жизни России, о монастырях, святынях, жизни православных людей. Лекции Дворкина, Осипова, Кураева, Антония Сурожского и других. Книги Паисия Святогорца -- нашего современника, Аввы Дорофея и других отцов, которые и спустя много веков воспринимаются как современники. Все это очень поможет в укреплении Православия на наших дальневосточных островах.