Порядок банковского сопровождения контрактов. Банковское сопровождение контрактов. Как составить договор банковского сопровождения

Дата: 19.04.2019

В целях обеспечения прозрачности движения финансовых средств при исполнении поставщиком обязательств по контракту ФЗ № 44 позволяет осуществлять его банковское сопровождение.

Банковское сопровождение контракта — обеспечение банком на основании договора, заключенного с поставщиком, подрядчиком, исполнителем и всеми привлекаемыми в ходе исполнения контракта субподрядчиками, соисполнителями, проведения мониторинга расчетов, осуществляемых в рамках исполнения контракта, на счете, открытом в указанном банке, и доведение результатов мониторинга до сведения заказчика, а также оказание банком иных услуг 1 .

Согласно ст. 35 ФЗ № 44 Правительство РФ устанавливает порядок осуществления банковского сопровождения контрактов, включающий в себя в том числе требования к банкам и порядку их отбора, условия договоров, заключаемых с банком, а также требования к содержанию формируемых банками отчетов. Осуществление расчетов в ходе исполнения контракта, сопровождаемого банком, отражается на счетах, которые открываются в указанном банке.

Банковское сопровождение контракта осуществляется банком, включенным в предусмотренный статьей 74.1 НК РФ перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.

Где указаны сведения о банковском сопровождении?

Информацию о банковском сопровождении контракта необходимо установить в:

  • плане-графике;
  • извещении;
  • закупочной документации;
  • проекте контракта.

Виды банковского сопровождения (согласно Постановлению Правительства РФ от 20 сентября 2014 № 963)

Банковское сопровождение:

-простое

Данное сопровождение подразумевает под собой мониторинг отдельного специального счета исполнителя по контракту с предоставлением заказчику сведений о движении финансов, а также об имеющемся остатке денежных средств. Банковское сопровождение контракта, заключающееся в проведении мониторинга расчетов в рамках исполнения контракта, осуществляется банком без взимания платы.

— расширенное

При таком сопровождении, помимо мониторинга счета исполнителя, оказываются за отдельную плату дополнительные банковские услуги, позволяющих обеспечить соответствие принимаемых товаров, работ (их результатов), услуг условиям контракта (к примеру, проверка платежных документов). Расширенное банковское сопровождение осуществляется за плату, размер которой не может превышать при цене контракта:

  • а) от 500 млн до 1 млрд рублей — 1,15 процента цены контракта;
  • б) от 1 до 5 млрд рублей — 1,12 процента цены контракта;
  • в) от 5 до 10 млрд рублей — 1,09 процента цены контракта;
  • г) от 10 до 15 млрд рублей — 1,05 процента цены контракта;
  • д) от 15 млрд рублей — 1 процент цены контракта.

В каких случаях применяется банковское сопровождение?

Простое банковское сопровождение применяется, когда 2:

  • контракт, заключаемый в соответствии с ч.16.ст.34 ФЗ № 44, предусматривает закупку товара или работы (в том числе при необходимости проектирование, конструирование объекта, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующее обслуживание, ремонт и при необходимости эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта (контракт жизненного цикла) и (или) начальная (максимальная) цена контракта (цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком) превышает 10 млрд. рублей;
  • цена контракта, заключаемого с ЕП на основании актов, изданных в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44, превышает 10 млрд. рублей и актом предусматривается привлечение заказчиком банка в целях банковского сопровождения, а также не установлена обязанность заказчика включить в такой контракт условие об обеспечении его исполнения;
  • контракт (контракты), или предмет контракта, или поставщик (подрядчик, исполнитель) по контракту, которые определены Правительством РФ, в случае если в отношении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) действуют меры ограничительного характера, введенные иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза;

Расширенное банковское сопровождение применяется, когда 3:

  • цена контракта, заключаемого в целях строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объекта капитального строительства с ЕП на основании акта, превышает 10 млрд. рублей и актом не установлена обязанность заказчика включить в такой контракт условие об обеспечении его исполнения;
  • начальная (максимальная) цена контракта (цена контракта, заключаемого с ЕП) превышает 15 млрд. рублей и утвержденной государственной программой РФ предусмотрена обязанность привлечь банк в целях банковского сопровождения;
  • государственный контракт, определенный Правительством РФ, предусматривает казначейское обеспечение обязательств ;
  • контракт (контракты), или предмет контракта, или поставщик (подрядчик, исполнитель) по контракту, которые определены Правительством РФ, в случае если в отношении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) действуют меры ограничительного характера , введенные иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза.

Согласно Распоряжению Правительства РФ от 02.08.2017 № 1658-р, если госзаказчиком выступает Минпромторг , то банковскому сопровождению подлежат только контракты:

  • на разработку суперкомпьютерной технологии и программного комплекса для оптимизации формы корпуса судна на примере судов высокого ледового класса;
  • на разработку механизма и отраслевого справочника по определению конкурентного уровня цен при создании судов и морской техники для государственных нужд с учетом их потребительских свойств и эффективности производства.

Порядок отбора банка. Договор банковского сопровождения.

  • В случае если между банком и поставщиком заключен договор о предоставлении банковской гарантии по сопровождаемому контракту или кредитный договор на сумму не менее 30 % цены контракта, но не менее размера предоставляемого по сопровождаемому контракту аванса, договор о банковском сопровождении заключается с таким банком (если банк не отказался от его заключения). В иных случаях, а также в случае отказа банка от заключения договора о банковском сопровождении поставщик выбирает банк и заключает с ним договор о банковском сопровождении в соответствии с законодательством РФ.
  • В случае если банк привлекается заказчиком, отбор банка осуществляется способами, предусмотренными ФЗ № 44, из перечня банков, указанного в п. 10 Правил осуществления банковского сопровождения контрактов (см.Постановление № 963 от 20.09.2014)

Договор о банковском сопровождении должен содержать:

а) порядок и сроки открытия отдельного счета поставщику, соисполнителям;

Отдельный счет — счет, открытый в банке, осуществляющем банковское сопровождение контракта, поставщику, соисполнителю, для проведения операций, включая операции в рамках исполнения сопровождаемого контракта.

б) права и обязанности сторон;

в) порядок и сроки зачисления и списания денежных средств с отдельного счета;

г) условия о возможности списания по требованию заказчика денежных средств с отдельного счета, открытого поставщику, в размере предоставленного аванса на условиях, определенных сторонами в сопровождаемом контракте, в случае если сопровождаемым контрактом не предусмотрено предоставление обеспечения его исполнения;

д) обязанность банка в рамках мониторинга расчетов, осуществляемых при исполнении сопровождаемого контракта, предоставлять ежемесячно заказчику с соблюдением положений законодательства РФ о банковской тайне:

  • сведения о проведении операций со средствами на отдельном счете в форме выписки о движении денежных средств по отдельному счету за отчетный календарный месяц;
  • отчет, содержание которого определяется пп. 15 и 16 Правил осуществления банковского сопровождения контрактов;
  • сведения о результатах проведенной банком идентификации поставщика, соисполнителя при открытии ему отдельного счета;

е) случаи и порядок внесения изменений в договор о банковском сопровождении и его расторжения;

ж) обязанность банка в случаях, установленных Правительством РФ, направлять в Федеральное казначейство через систему передачи финансовых сообщений Центрального банка Российской Федерации после включения Федерального казначейства в состав пользователей указанной системы не позднее одного рабочего дня, следующего за днем проведения банковской операции по отдельному счету, информацию об операциях, проведенных по указанному счету, если операции по исполнению сопровождаемого контракта, заключенного для обеспечения федеральных нужд, в соответствии с бюджетным законодательством РФ подлежат отражению на лицевых счетах, открытых в территориальных органах Федерального казначейства.

Договор о банковском сопровождении, заключаемый в рамках расширенного банковского сопровождения , помимо вышеназванных условий, должен содержать:

  • а) согласованную с заказчиком информацию, указываемую в платежном документе;
  • б) право банка осуществить проверку платежного документа в порядке и сроки, которые согласованы с заказчиком;
  • в) перечень и порядок представления поставщиком, соисполнителями документов, подтверждающих основание платежа;
  • г) порядок и сроки проверки банком представляемых поставщиком, соисполнителями документов, подтверждающих основание платежа, на соответствие фактически поставленным товарам (выполненным работам (их результатам), оказанным услугам);
  • д) право банка отказать в осуществлении платежа по платежным документам, а также случаи, порядок и условия такого отказа;
  • е) ответственность банка в связи с его отказом в осуществлении платежа по платежным документам;
  • ж) обязанность банка предоставлять заказчику и направлять в Федеральное казначейство через систему передачи финансовых сообщений Центрального банка РФ после включения Федерального казначейства в состав пользователей указанной системы по его запросу в срок не позднее 5 рабочих дней со дня получения такого запроса в случаях, установленных Правительством РФ, отчет о результатах мониторинга фактического исполнения сопровождаемого контракта 4 .

Примеры из практики

. Контракт на выполнение работ по содержанию сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения

В антимонопольный орган поступила жалоба участника на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения. По мнению заявителя, в документации отсутствует наименование банка, осуществляющего предусмотренное организатором закупки расширенное сопровождение контракта, что является нарушением ФЗ № 44. Изучив материалы дела, комиссия УФАС установила, что согласно закупочной документации подрядчик обязуется заключить договор о расширенном банковском сопровождении контракта в соответствии со ст. 35 ФЗ № 44-ФЗ в течение 20 дней с момента его заключения. Однако банк, осуществляющий банковское сопровождение для данного контракта, заказчиком не определен, договор о банковском сопровождении контракта отсутствует в составе документации об аукционе. Таким образом, довод заявителя является обоснованным. Вместе с тем, к моменту вынесения решения заказчик внес изменения в документацию, указал наименования банка и приложил проект договора банковского сопровождения, в связи с чем комиссия УФАС не стала выдавать предписания об устранении нарушений ФЗ № 44. (Решение Карельского УФАС России по делу № 04-18/42-2018 от 20.03.2018).

. Контракт на выполнение работ по капитальному ремонту корпуса государственного бюджетного учреждения здравоохранения

В УФАС России поступила жалоба участника закупки на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту корпуса государственного бюджетного учреждения здравоохранения. По результатам проведения внеплановой проверки, комиссия УФАС установила, что согласно п. 8.2.1 проекта контракта, размещенного в составе аукционной документации, «генеральный подрядчик до заключения настоящего контракта обязан заключить договор о банковском сопровождении контракта с банком, включенным в предусмотренный статьей 74.1 НК РФ перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения». Изучив материалы дела, комиссия УФАС России пришла к выводу о нарушении заказчиком ч.1 статьи 425 ГК РФ, выразившимся в установлении в проекте контракта обязанности подрядчика до заключения контракта заключить договор о банковском сопровождении контракта с банком. (Решение Челябинского УФАС России по делу № 720-ж/2018 от 27.11.2018).

. Контракт на выполнение работ по строительству лечебно-консультационного центра областного клинического онкологического диспансера

В ФАС России поступила жалоба участника закупки на действия заказчика при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству лечебно-консультационного центра областного клинического онкологического диспансера. По мнению заявителя, в документации об аукционе неправомерно не установлено условие о казначейском сопровождении контракта. При рассмотрении дела комиссия ФАС установила, что нормы ч. 2 ст. 5 ФЗ N 459 не распространяются на средства, в том числе, предоставляемые на основании государственных контрактов (контрактов, договоров, соглашений), заключаемых выделяемые в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, исполнение которых подлежит банковскому сопровождению. В соответствии с закупочной документацией установлено банковское сопровождение контракта согласно Постановлению Администрации Волгоградской обл. от 14.05.2015 № 239-п (ред. от 26.11.2018) «Об определении случаев осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных нужд Волгоградской области». В своем решении антимонопольный орган признал довод заявителя необоснованным. (Решение ФАС России по делу № 19/44/105/103 от 21.01.2019) .

Банковское сопровождение контрактов по 44-ФЗ — это способ проконтролировать использование бюджетных и инвестиционных средств в рамках поставок для потребностей государства. Условия по сопровождению заказчик включает в госконтракт.

Суть процесса в том, что исполнитель открывает обособленный счет в уполномоченном банке, заказчик отправляет туда платежи, а банк проверяет платежную документацию исполнителя на соответствие положениям контракта, проводит платежи и передает заказчику сведения об использовании денежных средств в ходе выполнения договора. Если где-то указано, что банковское сопровождение контракта не предусмотрено, это значит, чтонет надобности в добавочном финансовом контроле и банк для ревизии расчетов не привлекается.

Закон о контрактной системе оговаривает простой и расширенный виды банковского сопровождения (БСК).

Простое банковское сопровождение

Простые сопроводительные операции регламентируются подпунктом «а» пункта 3 постановления правительства № 963. Они заключаются в том, что банк не контролирует операции подрядчика, а лишь прослеживает действия по его счету и передает заказчику информацию о платежах. Высший исполнительный орган государственной власти субъектов РФ обязан установить условие о простом банковском сопровождении в государственном контракте в случае, если начальная (максимальная) цена контракта составляет от 10 млрд рублей и сделка имеет отличительные черты:

  • заказчик и подрядчик заключают договор жизненного цикла (сервисный контракт) и начальная максимальная цена контракта (НМЦК) более 10 млрд рублей;
  • сделка стоимостью свыше 10 млрд рублей с конкретным подрядчиком по решению президента или правительства РФ, но если подрядчик обеспечивает контракт, сопровождать его не нужно;
  • контракт заключается с подрядчиками, которые подпали под действие иностранных политических и экономических санкций.

Местные органы власти устанавливают условия назначения финансового контроля сделок. Простое БСК для регионов назначается, когда сумма сделки свыше 1 млрд руб.; для муниципалитетов — свыше 200 млн руб.

Расширенное сопровождение банками

В п. 3 ч. 2 раздела I постановления правительства № 963 указано, что расширенное банковское сопровождение — это мониторинг расчетов плюс дополнительная проверка поставляемых товаров, работ, услуг на соответствие условиям договора. Результаты инспектирования передаются заказчику. Вот в каких случаях требуется банковское сопровождение контракта по 44 ФЗ в расширенном виде:

  • договор на строительные работы заключается с единственным подрядчиком и сумма сделки более 10 млрд рублей. Если подрядчик обеспечивает контракт, сопровождать его не нужно;
  • закупка на сумму более 15 млрд рублей проводится по госпрограмме РФ, которая содержит условие о расширенном БСК;
  • закупка назначена правительством РФ, и условия госконтракта указывают на применение казначейского аккредитива;
  • исполнитель выбран правительством РФ и подпадает под санкции иностранных государств (объединений).

На местах госорганы требуют расширенного финансового контроля госзакупок, когда сумма сделки не менее 5 млрд руб. — для регионов и муниципалитетов.

Как выбрать сопровождающий банк

Заказчик или победивший исполнитель выбирают уполномоченный банк до начала закупки и прикладывают проект договора о БСК к проекту госконтракта. Чтобы банк имел возможность оказывать комплекс услуг, когда требуется банковское сопровождение контракта 44-ФЗ, он должен отвечать требованиям, указанным в п. 3 ст. 74.1 Налогового кодекса РФ и п. 10 правил банковского сопровождения:

  • есть лицензия на совершение банковских операций;
  • срок банковской деятельности более пяти лет;
  • собственный капитал не менее 1 млрд. рублей;
  • Банк России не требует от выбранного банка введения мер по финансовому оздоровлению;
  • за последние шесть месяцев соблюдены обязательные нормативы Банка России на все отчетные даты.

Банк вправе сопровождать госконтракты, только если он включен в специальный перечень Министерства финансов, представленный на официальном сайте Минфина. Если банк в ходе сопровождения выбыл из списка, менять его не нужно, он продолжит сопровождение до полного выполнения контракта.

Дополнительные требования к банкам

Когда требуется еще и казначейское сопровождение сделки, убедитесь, что выбранный банк подключен к системе передачи финансовых сообщений Банка России. Это обязательное условие по пункту 10 правил, утвержденных постановлением правительства от 20.09.2014 № 963, и разъяснениями Минфина в письме от 27.11.2015 № 02-02-04/69287.

Вот в каких случаях банковское и казначейское сопровождение контракта по 44-ФЗ проводятся одновременно:

  • в госзакупках с НМЦК от 100 млн рублей;
  • в гособоронзаказе по 275-ФЗ.

Если вы заключили сделку по гособоронзаказу, убедитесь, что выбранный сопровождающий банк:

  • обладает лицензией на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
  • отнесен к разряду уполномоченных банков распоряжением правительства по согласованию с президентом РФ — такое требование содержит 275-ФЗ.

Как установить требование о банковском сопровождении

Необходимость дополнительной финансовой проверки госзакупки обозначьте:

  • в плане-графике закупок — в строке 30 укажите «да». При заполнении на компьютере это вкладка «Информация о банковском или казначейском сопровождении контракта»;
  • в извещении — в блоке «Обеспечение исполнения контракта»;
  • в данных о закупке — например, в разделе «Информационная карта»;
  • в предварительном варианте текста договора.

Если закупка подпадает под случаи БСК, а вы не включите в документацию условие о нем, последует наказание для обеих сторон:

  • для заказчика — штраф в размере 3000 руб. (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ);
  • для подрядчика — внесение сведений о нем в перечень безответственных поставщиков, что на практике помешает ему участвовать в следующих закупках по 44-ФЗ.

Как составить договор банковского сопровождения

Договор с банком заключает поставщик. Содержание договора определено пунктами 13 и 14 правил банковского сопровождения контрактов, которые применяются, когда банковское сопровождение контракта является обязательным. В договор о простом БСК включите обязательные условия:

  • порядок и сроки заведения отдельного счета поставщику и соисполнителям;
  • права и обязанности сторон;
  • порядок и сроки перечисления денежных средств;
  • право заказчика потребовать списания суммы аванса, если нет обеспечения исполнения договора;
  • обязанность банка отчитываться перед заказчиком об использовании денежных средств, регламент по исполнению;
  • порядок изменения и расторжения договора;
  • обязанность банка передавать в Федеральное казначейство информацию о банковских операциях в случаях, установленных правительством;
  • порядок и сроки исполнения.

В договор о расширенном БСК добавьте:

  • стоимость услуг банка (зависит от суммы госзакупки, составляет от 1% до 1,15%);
  • перечень документов, обязательных к проверке на соответствие условиям договора;
  • содержание платежной документации;
  • право банка проверять платежную документацию — порядок проверки согласовывается с заказчиком;
  • обязанность поставщика предоставлять документы — основания платежа;
  • право банка проверить такие документы и отказаться осуществить платеж;
  • обязанность банка рассмотреть в течение пяти дней запросы исполнителя об исполнении платежа и несогласии с отказом;
  • ответственность банка за отклонение платежной операции;
  • обязанность банка извещать заказчика об итогах проверки фактического исполнения договора в случаях, установленных правительством; порядок и сроки предоставления отчетов.

Задавайте вопросы, и мы дополним статью ответами и пояснениями!

Вам необходимо контролировать денежные инвестиционные потоки? Узнайте о том, как работает банковское сопровождение контрактов.

Сегодня эффективный контроль за расходованием бюджетных средств становится особенно актуальным. Лозунг момента: "Все госинвестиции - под контроль!". Поэтому новой тенденцией становится банковское сопровождение госконтрактов федерального, регионального и муниципального уровней.

В 2014 году было подписано Постановление Правительства РФ № 963 1 , в котором установлены случаи включения условия о банковском сопровождении в государственные контракты для обеспечения федеральных нужд 2 , а также рекомендации для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по включению такого условия, в заключаемые ими контракты, однако эта услуга еще не всем известна и понятна.

Суть услуги в следующем: банк, заключивший с исполнителем госконтракта договор о банковском сопровождении контракта, обеспечивает открытие отдельных счетов всем участникам исполнения контракта, мониторинг расчетов, контроль целевого расходования денежных средств, а также предоставление отчетов госзаказчику. В результате госзаказчик оперативно получает информацию о ходе расчетов по реализуемому проекту и имеет возможность вовремя принимать управленческие решения.
Банковское сопровождение дает возможность:

Направить инвестиции именно на тот объект, для которого предусмотрены денежные средства, и исключить платежи на другие цели
Повысить эффективность и оперативность управления
Выявить применение посреднических схем в кооперации
Исключить участие фирм-однодневок в проекте

Банковское сопровождение может осуществляться в форме мониторинга расчетов или в форме расширенного банковского сопровождения, при котором банк дополнительно проводит проверку платежных документов на соответствие документам, подтверждающим основание платежа, и содержанию контракта, и направляет аналитические консолидированные отчеты о результатах банковской экспертизы в адрес заказчика.

От атомных станций до детских садов

Банковское сопровождение государственных контрактов, как пилотный проект, появилось в Сбербанке еще в 2009 году во исполнение поручения правительства - обеспечить завершение строительства отдельных объектов федеральной значимости 3 . Тогда и были разработаны принципы и подходы к оказанию услуги, реализованы новые ИT-решения, прошедшие испытание в "боевых условиях".

Сегодня Сбербанк осуществляет банковское сопровождение контрактов не только в рамках реализации крупных инфраструктурных строек. Это может быть проект по благоустройству района, возведению дорожной развязки, строительству детского садика и даже уборке улиц. Масштаб проекта не важен: услуга может подойти госзаказчикам всех уровней и имеет привлекательную стоимость.

Для многих госзаказчиков Сбербанк уже стал надежным партнером в этом направлении и осуществляет сопровождение по нескольким инвестиционным проектам.

Кому доверить сопровождение

Критерии для выбора банка перечислены в Постановлении Правительства РФ № 963, но, как показывает практика, дополнительным важным критерием, зачастую, выступает опыт. Отсутствие экспертизы может привести к задержке платежей, что, в свою очередь, может повлечь срыв сроков, а то и остановку всего проекта.

На сегодня объем контрактов Сбербанка по банковскому сопровождению 4 уже превышает 700 млрд рублей. Опираясь на накопленный опыт, один из крупнейших банков страны может предложить различные варианты банковского сопровождения контрактов:

Возможна интеграция в проект на любом этапе и в любом состоянии - даже если у вас конфликтный объект (например, долгострой) с многочисленными недоработками;
Независимо от объема контракта и местонахождения участников его исполнения Сбербанк имеет возможность обеспечить банковское сопровождение на условиях, согласованных с заказчиком;
Решение заказчика о предварительном контроле и акцепте каждого платежа является безусловным для Сбербанка;
Возможно дистанционное резервирование клиентом номера счета (сразу можно вносить реквизиты в заключаемый контракт);
Осуществление контроля платежей по счетам не зависит от места их открытия;
Стоимость банковского сопровождения устанавливается с учетом параметров сопровождаемого контракта;
Банковское сопровождение возможно сочетать с предоставлением кредитных продуктов;
Технологический и ценовой аудит проекта проводится с привлечением передовых инжиниринговых 5 компаний (по желанию заказчика);
Механизм банковского сопровождения контрактов универсален и может применяться и за рамками государственного заказа - в бизнес-практике;
Комфортный для заказчика и поставщика порядок осуществления контроля (срок, условия предоставления подтверждающих документов и др.).

Госконтракты. Спецсчета открытые в казначействе - что это? Как открыть? Мы субподрядчики - будем поставлять материалы для подрядчика с госконтрактом

Ответ

Лицевые счета в Казначействе РФ открываются в случаях, когда установлено казначейское сопровождение исполнения контрактов. Порядок казначейского сопровождения определен в Постановлении Правительства РФ от 30.12.2016 № 1552. Казначейское сопровождение предполагает проведение расчетов между заказчиком и подрядчиком, между подрядчиком и субподрядчиком через счета в Казначействе РФ и с предоставлением документов, подтверждающих расходы.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» .

«Для контроля за расчетами и результатами закупки заказчик устанавливает требование, что контракт будет сопровождать банк или финорган.

Банковское сопровождение контракта

Банковское сопровождение контракта - контроль расчетов между заказчиком и контрагентом. Банковское сопровождение заключается в следующем. Поставщик открывает в банке отдельный счет, по которому стороны проводят все расчеты по контракту. А банк мониторит расчеты и доводит результаты мониторинга до заказчика.

Чтобы открыть счет, поставщик заключает договор с банком, а заказчик включает условия по сопровождению в госконтракт.

Правила банковского сопровождения контрактов утвердило Правительство РФ постановлением от 20 сентября 2014 № 963.

Виды банковского сопровождения

Правительство РФ предусматривает два вида банковского сопровождения контрактов: простое и расширенное.

Простое сопровождение

При простом сопровождении банк не контролирует операции поставщика, а только предоставляет заказчику информацию о его платежах. Плату за такие услуги банк не берет.

Заказчики федерального уровня включают условие о простом банковском сопровождении в случаях закупки:

 у конкретного поставщика по решению Президента РФ или Правительства РФ на сумму свыше 10 млрд. руб. Если поставщик обеспечивает контракт, сопровождение не нужно;

 товаров или работ на сумму свыше 10 млрд. руб., которые включают последующее обслуживание, ремонт и утилизацию объекта (контракт жизненного цикла).

Об этом сказано в подпункте «а» пункта 3 постановления Правительства РФ от 20 сентября 2014 № 963 и пунктах 6, 13 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 сентября 2014 № 963.

Расширенное сопровождение

При расширенном сопровождении банк сверяет результаты контракта с первоначальными условиями. Также сопоставляет документы - основания платежа с контрактом по:

 срокам поставки;

 количеству товаров, работ или услуг;

 проектной документации;

 графику работ и фактическим результатам.

Порядок контроля, случаи и основания отказа в платеже пропишите в договоре с банком.

Расширенное сопровождение банк ведет за плату.

Заказчики федерального уровня включают условие о том, что контракт расширенно сопровождает банк в случаях закупки:

 строительных работ у единственного поставщика на сумму свыше 10 млрд руб. Если поставщик обеспечивает контракт, сопровождение не нужно;

 товаров, работ или услуг по госпрограмме РФ на сумму свыше 15 млрд руб. В программе должно быть условие о сопровождении контракта;

 которая определена распоряжением Правительства РФ и предусматривает казначейское обеспечение обязательств. Например, банковскому сопровождению подлежат госконтракты на разработку суперкомпьютерной технологии и программного комплекса для оптимизации формы корпуса судна на примере судов высокого ледового класса, по которым госзаказчик - Минпромторг России (п. 1 распоряжения Правительства РФ от 2 августа 2017 № 1658-р). Порядок операций по казначейскому обеспечению обязательств при банковском сопровождении государственных контрактов установлен приказом Минфина России от 31 июля 2017 г. № 122н/4474-У.

Такой порядок установлен подпунктом «б» пункта 3 постановления Правительства РФ от 20 сентября 2014 № 963, пунктами 7, 14 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 сентября 2014 № 963, и разъяснен в письме Минфина России от 5 мая 2015 № 02-02-04/25683.

1. Простого банковского сопровождения для контрактов на сумму свыше:
- 1 млрд. руб. - для региональных заказчиков;
- 200 млн. руб. - для муниципальных заказчиков;

2. Расширенного банковского сопровождения для контрактов на сумму свыше 5 млрд. руб.

Договор о банковском сопровождении

В договор с банком о простом сопровождении контракта включите обязательные условия:

 порядок и сроки, когда банк откроет отдельный счет поставщику, соисполнителям;

 права и обязанности сторон;

 порядок и сроки, когда зачисляют и списывают деньги с отдельного счета;

 возможность списать деньги в сумме аванса по требованию заказчика, если это прописано в контракте и по нему нет обеспечения;

 обязанность банка в рамках мониторинга расчетов ежемесячно представлять заказчику:
- выписку о движении денег на счете;
- сведения о том, как банк идентифицировал поставщика, когда открывал ему счет;

 случаи и порядок, когда договор о банковском сопровождении изменяют;

 обязанность банка направлять не позднее одного рабочего дня после дня банковской операции по отдельному счету информацию о ней в Казначейство России, если операции по контракту проходят через лицевые счета территориальных органов Казначейства России. Случаи, когда банк подает такие сведения, установит Правительство РФ. Информация направляется через систему передачи финансовых сообщений Банка России.

В договор о расширенном банковском сопровождении, помимо условий для простого, включите:

 обязанность банка в рамках мониторинга ежемесячно не позднее 25-го числа представлять заказчику отчет, как поставщик исполняет контракт;

 информацию, которую указывают в платежных документах;

 право банка проверять платежные документы в порядке и сроки, которые согласовали с заказчиком;

 перечень и порядок подачи документов - оснований платежа, проверки их банком и случаи отказа в оплате;

 ответственность банка за отказ оплатить документ;

 обязанность банка направлять по запросу заказчика или Казначейства России отчет о результатах мониторинга фактического исполнения контракта. Срок - не позднее пяти рабочих дней. Случаи, когда банк подает такие сведения, установит Правительство РФ. Информация направляется через систему передачи финансовых сообщений Банка России.

Об обязательных условиях договора банковского сопровождения читайте в пунктах 13-14 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 сентября 2014 № 963.

Как выбрать банк

Банк, который сопроводит контракт, заказчик выбирает до начала процедуры закупки. А к проекту контракта прикладывает проект договора о банковском сопровождении.

Но не каждый банк вправе сопровождать контракты. А только тот, который Минфин России включит в специальный перечень банков. Актуальный список смотрите на официальном сайте . Этот перечень ведомство ежемесячно корректирует. У заказчиков возникает вопрос: как поступить, если банк в процессе исполнения контракта выбыл из списка? Ничего не меняйте. Банк продолжит сопровождать контракт до тех пор, пока поставщик его не исполнит. Исключение - Правительство РФ, региональные или местные власти решили досрочно прекратить сопровождение контрактов этим банком.

Сопровождать контракт с казначейским обеспечением обязательств должен банк - пользователь системы передачи финансовых сообщений Банка России.

Такой порядок установлен в пункте 10 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 сентября 2014 № 963, и разъяснен в письме Минфина России от 27 ноября 2015 № 02-02-04/69287.

Казначейское сопровождение контракта

Казначейское сопровождение контрактов проводят территориальные органы Казначейства России по Правилам, которые утвердило Правительство РФ постановлением от 30 декабря 2016 № 1552. Финорганы субъектов казначейское сопровождение контрактов не проводят (письмо Минфина России от 17 февраля 2016 № 02-01-10/8807).

Разъясним, в чем суть казначейского сопровождения контрактов.

Исполнитель открывает в Казначействе России лицевой счет, по которому пойдут расчеты по контракту. Основание - контракт. Его заверенную копию исполнитель представляет в территориальный орган Казначейства России вместе с заявлением (ф. 0531752) и карточкой образцов подписей (ф. 0531753). Если контракт есть в реестре контрактов, копию заверять не нужно.

Исполнитель привлекает соисполнителей - им тоже откроют отдельные лицевые счета. Санкционирование операций по лицевому счету исполнителя Казначейство России проводит по приказу Минфина России от 28 декабря 2016 № 244н.

Заказчик перечисляет на казначейский счет только аванс. А окончательный расчет - на расчетный счет исполнителя.

Казначейство России проконтролирует расходы исполнителя, которые он производит за счет полученного аванса, проверит документы-основания для оплаты расходов. Если выявит нарушения, представит сведения о них в течение пяти рабочих дней:

 заказчику;

 исполнителю.

Об этом сказано в пунктах 5, 27-28 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2016 № 1552, пункте 15 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 28 декабря 2016 № 244н, пункте 13Порядка, утвержденного приказом Казначейства России от 17 октября 2016 № 21н и письме Казначейства России от 1 августа 2017 № 07-04-05/22-630.

Заказчик включает в контракт условие о казначейском сопровождении:

1. если одновременно соблюдены условия:

o контракт оплачивают за счет средств федерального бюджета, целевых субсидий или субсидий на капвложения из федерального бюджета;

o стоимость контракта - больше 100 млн руб.;

o контракт предусматривает авансовый платеж.

2. по гособоронзаказу. Исключение - контракты, которые заключают:

o Минобороны России;

o другие госзаказчики с условием о банковском сопровождении;

o чтобы обеспечить органы внешней разведки России средствами разведывательной деятельности, а органы ФСБ - средствами контрразведывательной деятельности и борьбы с терроризмом.

Если исполнитель по контракту привлекает соисполнителей, их отношения тоже будет сопровождать Казначейство России. Кроме того, Правительство РФ вправе установить и другие случаи обязательного казначейского сопровождения. Например, для контрактов за счет субсидии на иные цели по распоряжению от 28 июля 2017 №1631-р.

Об этом сказано в пунктах 2-5 части 2 статьи 5 Закона от 19 декабря 2016 № 415-ФЗ, постановлении Правительства РФ от 3 марта 2017 № 249.

Условие о казначейском сопровождении не включайте в контракты, которые сопровождает банк.

Информацию об обязательном казначейском сопровождении включите в проект контракта, а потом и в сам контракт. Пропишите:

 запрет заказчику перечислять целевые деньги:
- в уставный капитал другой организации или на депозит;
- на свои банковские счета. Исключение: на зарплату сотрудникам и вознаграждения по ГПД, окончательную оплату договора, возмещение расходов исполнителя, а также оплату валютных обязательств, в том числе для конвертации валюты, чтобы оплатить нерезиденту (письмо Казначейства России от 17 марта 2017 № 07-04-14/05-336);

 обязанность открыть исполнителю и соисполнителям лицевые счета в Казначействе России;

 обязанность подать сведения об исполнителях и соисполнителях по контракту;

 порядок, как представлять документы для санкционирования расходов;

 обязанность указывать в договорах, платежных и расчетных документах идентификатор контракта. Порядок, как его формировать, установит Казначейство России;

 другие условия, которые установит Правительство РФ по пункту 5 части 2 статьи 5 Закона от 19 декабря 2016 № 415-ФЗ.

Все условия - в пункте 7 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2016 № 1552*.»

Банковское сопровождение контрактов - это дополнительный контроль за исполнением контракта со стороны банка. Для этого поставщик открывает отдельный счет в банке, а заказчик платит только на этот счет. Банк может просто мониторить расход денег - это простое банковское сопровождение, а может контролировать результат поставки или выполнения работ - это расширенное банковское сопровождение. Случаи простого и расширенного банковского сопровождения устанавливает Правительство РФ, госорганы субъектов РФ и местные администрации. Информацию о банковском сопровождении заказчик должен указать в , извещении, документации о закупке и контракте. А победитель закупки обязан своевременно заключить договор банковского сопровождения. В противном случае заказчику грозит штраф 3 тыс. руб., а поставщика могут внести в .

Какие установлены требования к банкам при сопровождении государственных и муниципальных контрактов

Чтобы банк мог сопровождать контракты по Закону N 44-ФЗ, должны быть соблюдены следующие условия:

  • он должен иметь лицензию на банковские операции, опыт работы минимум пять лет и капитал не менее 1 млрд руб.;
  • в отношении банка не должно быть требования Банка России о введении мер по финансовому оздоровлению;
  • должны быть соблюдены обязательные нормативы Банка России на все отчетные даты в течение последних шести месяцев.

На это указано в п. 3 ст. 74.1 НК РФ, п. 10 Правил банковского сопровождения контрактов.

Перечень таких банков размещен на сайте Минфина России по адресу: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/tax_relations/policy/bankwarranty/.

Победитель закупки или сам заказчик, если, например, ему эту обязанность установило Правительство РФ или субъект РФ, выбирают банк только из этого перечня (п. п. 5, 10, 11, 12 Правил банковского сопровождения контрактов).

Есть еще дополнительное требование к банку: если одновременно с банковским сопровождением проводится казначейское, банк должен быть пользователем системы передачи финансовых сообщений Банка России.

Кроме этого, дополнительные требования к банкам может определить Правительство РФ (п. 10 Правил банковского сопровождения контрактов).

Обратите внимание: если в процессе исполнения контракта банк исключен из списка Минфина России, менять его не надо. Заменить банк надо, только если Правительство РФ, госорган субъекта РФ или местная администрация решили досрочно прекратить сопровождение контрактов этим банком. На это указано в п. 10 Правил банковского сопровождения контрактов.

В каких случаях установить простое банковское сопровождение контрактов

Федеральный заказчик должен установить простое банковское сопровождение (пп. «а» п. 3 Постановления N 963):

  • при заключении ;
  • при заключении контракта с ценой более 10 млрд руб., в том числе у единственного поставщика по решению Президента РФ или Правительства РФ (если нет обеспечения контракта);
  • при закупке товаров (работ, услуг) у поставщиков, которые попали под санкции и выбраны Правительством РФ.

Заказчик субъекта РФ или муниципальный заказчик должен установить банковское сопровождение в случаях, которые определили госорганы субъектов РФ или местные администрации (п. 4 Постановления N 963). Например, для заказчиков Ленинградской области требуется простое банковское сопровождение при ) от 1 млрд руб. (п. 1 Постановления Правительства Ленинградской области от 29.12.2014 N 629).

В каких случаях установить расширенное банковское сопровождение

Федеральный заказчик должен установить расширенное банковское сопровождение, если закупает (пп. «б» п. 3 Постановления N 963):

  • строительные работы по возведению и реконструкции объектов капстроительства у единственного поставщика на сумму свыше 10 млрд руб., но при условии, что не установлено требование об обеспечении контракта;
  • товары (работы, услуги) по госпрограмме РФ на сумму свыше 15 млрд руб. При этом в программе должно быть условие о сопровождении контракта;
  • товары (работы, услуги) по решению Правительства РФ, которое предусматривает казначейское обеспечение обязательств;
  • товары (работы, услуги) у поставщиков, которые попали под санкции и выбраны Правительством РФ.

Заказчик субъекта РФ или муниципальный должен установить расширенное банковское сопровождение в случаях, которые определили госорганы субъектов РФ и местные администрации (п. 4 Постановления N 963).

Как установить требование о банковском сопровождении

Информацию о простом банковском сопровождении укажите:

  • в плане-графике закупок.

В графе 30 нужно указать «да». При заполнении в электронном виде это будет вкладка «Информация о банковском или казначейском сопровождении контракта» (п. 8 ч. 3 ст. 21 Закона N 44-ФЗ);

  • в извещении.

В блоке «» укажите, что установлено банковское сопровождение контракта;

  • в документации о закупке.

Пропишите, что установлено банковское сопровождение контракта. Как правило, это указывают в разделе «Информационная карта» (п. 8 ст. 42, ч. 1 ст. 50, ч. 1 ст. 54.3, ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ);

  • в проекте контракта.

Пропишите права и обязанности поставщика и заказчика. Их нужно взять из п. п. 6, 7 Правил банковского сопровождения контрактов ().

При расширенном сопровождении также укажите в контракте обязанности из п. п. 8, 8(1), 9 Правил банковского сопровождения контрактов.

Если вы не включите условие о банковском сопровождении в документацию или проект контракта, возможен штраф 3 тыс. руб. (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ).

Что включить в договор банковского сопровождения контрактов по Закону N 44-ФЗ

Договор банковского сопровождения заключает победитель закупки и соисполнители по контракту с банком.

Договор о простом банковском сопровождении должен содержать (п. 13 Правил банковского сопровождения контрактов):

  • порядок и сроки открытия отдельного счета поставщику и соисполнителям;
  • порядок и сроки зачисления и списания денежных средств с отдельного счета;
  • возможность списания денег по требованию заказчика в размере аванса на условиях сопровождаемого контракта, если по нему нет обеспечения;
  • обязанность банка предоставлять заказчику ежемесячно: выписку по счету со всеми операциями по счету, отчет, результаты идентификации поставщика и соисполнителя;
  • случаи и порядок изменения и расторжения договора;
  • обязанность банка направлять информацию в Федеральное казначейство в случаях, установленных Правительством РФ.

В договор о расширенном сопровождении контракта включите условия договора простого банковского сопровождения, а также (п. 14 Правил банковского сопровождения контрактов):

  • стоимость услуг банка. Размер нужно рассчитать исходя из цены сопровождаемого контракта. Если его цена (п. 4 Правил банковского сопровождения контрактов):

От 500 млн до 1 млрд руб., то стоимость услуг банка может быть не более 1,15% цены контракта;

От 1 до 5 млрд руб. - 1,12% цены контракта;

От 5 до 10 млрд руб. - 1,09% цены контракта;

От 10 до 15 млрд руб. - 1,05% цены контракта;

От 15 млрд руб. - 1% цены контракта;

  • информацию, которую заказчик должен указать в платежках, а также порядок и сроки проверки банком таких платежек. Эти условия нужно согласовать с заказчиком;
  • перечень и порядок представления документов, подтверждающих основание платежа;
  • сроки и порядок проверки банком представленных документов фактически поставленным товарам (работам, услугам);
  • порядок и условия отказа банка провести оплату;
  • ответственность банка за неправомерный отказ провести платеж по платежным документам;
  • обязанность банка в случаях, установленных Правительством РФ, предоставлять заказчику и Федеральному казначейству в течение пяти рабочих дней с даты получения запроса отчет о результатах мониторинга исполнения сопровождаемого контракта. Отчет направляется через систему передачи финансовых сообщений Банка России.