Торжественное красноречие XII века. Климент Смолятич и Кирилл Туровский. Значение климент смолятич в краткой биографической энциклопедии Климент смолятич философия

Климент Смолятич

К лимент Смолятич - русский церковный писатель (начало XII века - после 1164 г.). Посвящение Климента в митрополиты связано с чрезвычайно редким на Руси фактом временной канонической эмансипации от власти вселенского патриарха. Избранный духовенством, при содействии великого князя Изяслава II, Климент был посвящен собором епископов (1147). Стоявшие на стороне традиционной церковной практики три русских епископа отказались признать каноничность посвящения Климента, к ним присоединились некоторые князья, что вызвало смуты в церковном управлении. Изгнание Изяслава со стола повело удаление с кафедры и ставленника его, митрополита Климента (1154). Летопись отмечает, что такого великого "книжника и философа" не бывало на русской земле. Начитанность Климента подтверждается его посланием к смоленскому пресвитеру Фоме, дошедшим с толкованиями мниха Афанасия (последние до сих пор не выделены из послания). В послании особенно характерны аллегорические толкования отдельных спорных мест Священного Писания, главным образом, Ветхого Завета: это позволило автору выказать знание разнообразной литературы, преимущественно переводной византийской. Ссылки Климента на Гомера, Платона и Аристотеля не доказывают непосредственного знакомства его с греческими классиками; цитаты из них обыкновенно брались из третьих рук, причем имена языческих авторитетов приобретали у поздних христианских писателей почти нарицательный смысл. Большее значение имеет свидетельство Климента об основательном знании греческого ("византийского") языка его клириками. Наиболее важно предисловие, в котором Климент опровергает ходившие о тщеславии его слухи: будто в послании к князю (утраченном) Климент "славит себя и творит себя философом". Литературная сторона послания стоит высоко и свидетельствует о переходе на Русь традиционных форм византийской книжности уже в XII веке. Приписываются Клименту анонимное "Поучение о любви" (заметно сходство с посланием Климента к Фоме) и "Слово в неделю сыропустную" в похвалу всем святым, а также несколько ответов в "Вопрошениях Кирика". Можно предполагать, что Климент написал гораздо больше произведений, чем открыто до сих пор. - См. , "Древние памятники русского письма и языка" (СПб., 1882); , "Послание митрополита Климента к пресвятому Фоме" (СПб., 1892);

В киевские митрополиты Климента возвели 27 мая 1147 без благословения константинопольского патриарха, но по инициативе вел. кн. Изяслава Мстиславича. Т. о., Климент Смолятич стал вторым русским по происхождению митрополитом (после Илариона). Поставление Климента в митрополиты было напрямую связано с желанием вел. князя и некоторых церковных иерархов утвердить независимость как Русской церкви, так и всего Киевского государства от Византии. Именно поэтому вспомнили о некоторых традициях раннего, еще Владимировой поры, русского христианства.

Так, акт поставления нового митрополита предлагалось совершить мощами св. Климента, которые хранились в Десятинной церкви. Св. Климент почитался защитником Русской земли именно в раннем русском христианстве. Право же на избрание русскими своего митрополита находили в событиях и более близких - указывали на факт избрания митрополитом Илариона (1051). Видимо, совсем не случайно, что выбор пал именно на Климента Смолятича. Он был известен как активный церковно-политический деятель, представитель т. н. «русской партии», боровшейся с засильем греческих иерархов в Русской церкви.

Однако Климент оставался митрополитом только до тех пор, пока Изяслав Мстиславич был жив. После его смерти началась борьба за киевскую кафедру и, в конце концов, в 1156 Климент был «испровергнут» с митрополитства прибывшим из Византии Константином, а священникам, поставленным Климентом, было запрещено служить, пока они не отрекутся от бывшего митрополита. В 1158-61 и в 1163 дети Изяслава Мстиславича вновь попытались поставить Климента в митрополиты, но их намерение не удалось.

Единственное дошедшее до нас произведение Климента Смолятича «Послание Фоме» показывает, как элементы раннего русского христианства продолжали жить еще и в XII столетии. Этот памятник сохранился в испорченном виде: перепутаны местами отдельные его части, сам текст позднее был истолкован неким монахом Афанасием.

«Послание к Фоме», главное сочинение Климента Смолятича, несомненно, связано с церковно-политической борьбой вокруг митрополичьей кафедры. Ведь одна из целей написания Климентом этого послания - снять выдвигаемые против него обвинения в славолюбии и доказать свое право на руководство Русской церковью.

Главный вопрос, поставленный Климентом в «Послании», - можно ли допускать расширенное толкование Священного Писания? Отвечая на него, Климент отстаивает свое право тщательно исследовать «божественные письмена» и, хотя он не отрицает буквального понимания Библии, тем не менее библейские тексты имеют для него прежде всего символическое значение, а сам Климент выступает как сторонник символически-аллегорического метода прочтения библейских сюжетов. «Что же ми Зарою и Фаресом! - восклицает Климент по поводу одного из библейских сюжетов, который он толкует в своем послании. - Но нуждюся и уведети преводне», т. е. иносказательно. И в этом смысле Климент Смолятич оказывается продолжателем того толкования христианского вероучения, которое утверждал митр. Иларион.

Более того, Климент отстаивает право русского книжника на использование не только богословия, но и философии - светской, даже языческой науки. «А речеши ми: “Философьею пишеши”, а то велми криво пишеши, а да оставль аз почитаемаа Писаниа, ах писах от Омира, и от Аристотеля, и от Платона, иже во елиньскых нырех славне беша», - отвечает на обвинения Климент в самом начале своего «Послания». А чуть ниже восклицает: «Что философью писах, не свемь! Христос реклъ святымь учеником апостоломь: “Вамь есть дано ведати тайны царствиа, а прочим въ притчах”. Списающим евангелистом чюдеса Христова, хощу разумевати преводне и духовне».

Климент вообще показывает себя знатоком античной философии, вспоминая, что «излагал» в своих сочинениях Гомера, Аристотеля и Платона, «прославленных в греческих странах» философов.

Лучшие дня

Своеобразное продолжение «линии Илариона» можно заметить и в др. рассуждениях Климента Смолятича. Так, в истории человеческого общества он выделяет 3 состояния, которые соответствуют этапам утверждения Божественной истины в людских сердцах - «Завет», «Закон» и «Благодать». «Завет» - это пророчество будущей Благодати, которое Господь даровал праотцу Аврааму, а в его лице и всем язычникам. «Закон» (Ветхий завет) - это пророчество истины, данное Моисею для иудеев. «Благодать» (Новый Завет) - это и есть истина, дарующая вечное спасение уже всем людям.

Наступление каждого нового состояния отрицает предыдущее: «Закон бо упраздни Завета. Благодать бо упраздни обое, заветное и законное, солнцу въсиавшу, - пишет Климент Смолятич и продолжает аллегорическим сравнением: - Нужа есть всему миру пребывати под мраком, но осветитися подобает пресветлами лучами». Следовательно, только Благодать освещает мир «пресветлыми лучами» и человечество «уже не теснится в Законе», но «въ Благодати пространно ходит. Законнаа бо вся стень подаша и образ бяху будущих, а не сама та истинна».

А свои размышления об истинности Благодати Климент, опять же в духе митр. Илариона, иллюстрирует своеобразным толкованием библейской притчи о Заре и Фаресе, сыновьях-двойняшках библейского патр. Иуды и его невестки Фамари. Зара должен был родиться первым, но во время родов лишь выставил руку, на которую тотчас же была навязана красная нитка. Первым же на свет появился Фарес.

В толковании Климента Смолятича рука Зары - это образ Завета («преже бо Закона беаху неции богочестиемъ облежаще, не по Закону, но по вере живуще»); Фарес - образ Закона («среда бо есть Фарес преже бывших благочестию и хотящих быти Благодати»). Сам же Зара - это образ Благодати, явивший вначале свою руку, как пророчество будущей истины. В целом же это толкование позволяло Клименту доказывать правоту собственных рассуждений, опираясь на Священное Писание.

Климент Смолятич совсем не случайно столь много времени уделяет внимательнейшему прочтению Библии. Ведь, по его мнению, в познании Божиего Промысла и в посмертном спасении заключается высшая цель человеческой жизни. Даже признавая, что Господь, в принципе, непознаваем, Климент стремится к осмыслению сути сотворенного Господом мира. Познание же «божественной твари» может способствовать и познанию Божиих тайн.

Возможность постижения Божиего Промысла дает право Клименту защищать еще один важный для него тезис - право человека на свободную волю. Вообще человек, по мнению русского мыслителя, - это не просто Божие творение, а любимое и опекаемое Господом создание. «Нас же деля что не имать сътворити преславно, яко по образу Божию и по подобию быхом!» - восклицает Климент. Поэтому человек имеет возможность свободно распоряжаться всеми данными ему Богом вещами, ибо эта свобода предопределена Самим Богом.

Однако свобода имеет и свои пределы, установленные опять же свыше. «Да аще мы убо, тварь суще Божиа, от него сотвореною тварию действуемъ, якоже хощем, то что ны есть, возлюбленнии, паче наипаче помышляти о Бозе, Его же совета и премудрости нашь умъ ни худе достигнути не можеть, не токмо нашь умъ, но и ти святии ангели и архангели и вся чиноначалиа», - пишет Климент Смолятич. Следовательно, человек не должен противиться божественному «смотрению», но должен только славить Господа и благодарить. Более того, все свои аллегорические рассуждения Климент подчиняет одной цели - научить людей искать спасения, не уклоняясь от Божиего Промысла «ни на шую, ни на десно». Даже в жизни животных, пусть и мифических, видит Климент поучительные для людей сюжеты: «Се бо есть и намъ на поучение, иже просити что от Бога добрых делъ и полезных и спасение когда улучити и снабдети, имже Богъ о бесловесных промышляеть и устанавливаеть», - такими нравоучительными словами заканчивает Климент рассуждение о некой птице Алкионе.

И спасения, по убеждению Климента, достойны все, уверовавшие в Бога и искренне служащие Ему. В ответ и Господь никого не оставит и каждому дарует спасение и жизнь вечную: «Ничто же бо преобидно от Господа, все видить безсонное Его око, то все смотрить, у всего стоить, даа комуждо спасение… Устрааеть и промышляеть премудрено спасение наше и повелевает комуждо, якоже хощеть».

В этом понимании сущности спасения опять же можно видеть продолжение «линии Илариона», а вернее, традиций раннего русского христианства.

С идеей свободы Климент напрямую связывает и идею нестяжательства. Возражая на обвинения в тщеславии, он пишет: «Да скажу ти сущих славы хотящих, иже прилагают домъ к дому, и села к селомъ, изгои же и сябры, и бърти, и пожни, ляда же, и старины, от нихже окааный Климъ зело свободен. Нъ за домы, и села, и борти, и пожни, сябръ же и изгои - землю 4 лакти, идеже гроб копати, емуже гробу самовидци мнози».

Основываясь на собственном опыте, он подчеркивает, что истинная свобода возможна лишь тогда, когда человек полностью отказывается от имущества, бремя которого мешает направить все силы на духовное самосовершенствование. Климент Смолятич - первый в истории отечественной религиозной философии мыслитель, который сформулировал идею нестяжательства, ставшую столь популярной в России в более поздние времена.

Конечно, на первый взгляд «Послание к Фоме» носит чисто богословский, отвлеченный характер. Казалось бы, чем могут привлечь современного читателя рассуждения о ехионе и алкионе, о саламандре прованском? Но за этими аллегориями, за размышлениями над текстами Библии нужно увидеть другое. Отстаивая свое право на символическое толкование Священного Писания, Климент тем самым отстаивает право Русской церкви на самостоятельность, а значит и право Руси на независимость. И в этом смысле Климент Смолятич, несомненно, выступает духовным наследником митр. Илариона и др. русских мудрецов, близких традициям раннего русского христианства.

Климент Смолятич

Зарубский схимник, а затем митрополит киевский и всея Руси, первый митрополит из русских. В сан митрополита он был возведен в 1147 году 27 июля по воле великого князя Изяслава Мстиславича, собором из шести епископов и вопреки обычаю - без сношения с константинопольским патриархом. Такой способ поставления, предложенный епископом черниговским Онуфрием, вызвал протесты со стороны епископа новгородского Нифонта и епископа смоленского Мануила (к ним примкнул и Косма, епископ полоцкий), которые, ссылаясь на рукописание митрополита Михаила, требовали, чтобы Климент принял благословение от константинопольского патриарха. Возникшая отсюда борьба между владыками приняла особенно острый характер в отношениях митрополита Климента к епископу Нифонту (ум. 15 или 18 апреля 1156 (6664) года), нашедшему себе поддержку в патриархе, в князе Святославе Ольговиче и в обществе ("поборник всей русской земли"). Вследствие этой борьбы годы управления митрополитом Климентом митрополиею были весьма тревожными и самое положение его непрочным. Пользуясь властью во время беспокойного правления князя Изяслава Мстиславовича, он был вынужден оставлять киевскую кафедру при других князьях, например в 1149 году, когда Киев достался князю Юрию Владимирович. Хотя в 1151 году Климент был опять в Киеве митрополитом, но по смерти великого князя Изяслава Мстиславича (в ноябре) киевляне в апреле 1156 года уже ожидали прибытия из Царяграда нового митрополита Константина. Впоследствии, по смерти Юрия, когда Киев достался князю Мстиславу Изяславичу и Ростиславу Мстиславич, митрополит Климент, по-видимому, был опять некоторое время в Киеве, но в силу соглашения, состоявшегося между названными князьями, как он, так и Константин были устранены от киевской митрополии и сюда был вызван из Царяграда митрополит Феодор. По смерти Феодора (чрез 10 месяцев по прибытии) князь Ростислав задумал было "оправить Клима на митрополию", но из Константинополя явился неожиданно новый митрополит Иоанн, и Климент не вступал более на митрополичью кафедру. Время и место смерти Климента остаются неизвестными.

По словам летописей митрополит Климент был "книжник и философ, какого в русской земле не бывало", а Никоновская летопись прибавляет к этому, что Климент "много писания написав предаде". Действительно, как видно из его послания Фоме, он много интересовался духовною литературою и сам поддерживал оживленную переписку по вопросам экзегетическим и иным; к переписке этой были прикосновенны: пресвитер Фома, его учитель Григорий, князь Изяслав, многие послухи, князь, при котором состоял Фома (т. е. Ростислав?), и другие лица. До настоящего времени от этой переписки сохранилось только: "Послание митрополита Климента к смоленскому пресвитеру Фоме, истолкованное Афанасием мнихом", дошедшее до нас в испорченном виде в двух рукописях XV - ХVI в. (начало: "Почет писание твоея любве, яже аще и медлено бысть"). В первой (краткой) части этого послания митрополит Климент оправдывает себя от упреков в тщеславии и славолюбии, выразившихся в искании власти и в "философских" толкованиях, предложенных им. Вторая часть, происхождение которой и отношение к "посланию" возбуждает много недоумений, состоит из толкований разных библейских текстов и других выражений. Большая часть этих толкований заимствована из сочинений блаженного Феодорита, из Шестолнева Иоанна экзарха и других подобных трудов; затем, известно, что было послание митрополита Климента "от Омира, Аристотеля и Платона": об этом послании упоминает сам митрополит Климент (в послании к пресвитеру Фоме), но оно до нас не сохранилось; послание это пресвитер смоленский Фома считал адресованным к себе, но по словам Климента, в действительности оно назначалось для князя (Ростислава?). - Несколько ответов ("Kлима") канонически богослужебного содержания находятся в "Вопросах Кирика" ("Русск. Ист. Библиотека", 1880, т. VІ. стр. 29, 31, 32, 33 и друг.); редакция ответов, впрочем, вероятно принадлежит не митрополиту Клименту, а Кирику. Кроме того, Клименту приписывается неизданное "слово о любви", находящееся в одной Воскресенской рукописи (приписывается митрополиту Клименту И. И. Срезневским и архиепископом Филаретом). Но едва ли оно принадлежит митрополиту Клименту; в этом поучении о любви не содержится никаких указаний на автора; поучение составлено из отрывков, заимствованных из бесед св. Иоанна Златоустого и других. "Слово в субботу сыропустную" (нач.: "Кто доволен изглаголати силы"), составленное, вероятно, в век митрополита Климента, приписывается митрополиту Клименту архиепископом Филаретом. В содержании слова, однако, нет указаний, кто был его автором. - Отличительная черта писаний митрополита Климента - это их несамостоятельность. Не только во второй части своего послания к пресвитеру Фоме (вероятно интерполированной) он буквально пользуется, не цитируя их, уже готовыми памятниками переводной славянской литературы (толкованиями блаженного Феодорита и т. п.), но и первая часть послания вовсе не оригинальна.

"Полное собрание русских летописей", Летопись по Ипатскому списку 1871, стр. 241, 245, 268, 305, 332-334, 345, 357; "Русская Историческая библиотека", т. VI, СПб. 1880, стр. 2933 и друг.; Архиеп. Филарет, "Обзор русской духовной литературы" изд. III, СПб. 1884, стр., 32-33; А. Зернин, "Нифонт, епископ новгородский" (Архив историко-юридических сведений, относящихся до России, изд. Калачовым", М. 1855, книги второй половина первая, отдел III, стр. 107-115); Митрополит Макарий, "История русской церкви", т. III, изд. 2, СПб. 1868, стр. 9-19; Е. Е. Голубинский, "История русской церкви" т. I, первая половина тома, М. 1880, стр. 265-285; Хр. Лопарев, "Послание митрополита Климента к смоленскому пресвитеру Фоме, неизданный памятник литературы XII века" (Памятники древней письменности ХС). СПб. 1892; Никольский, Н. К., "О литературных трудах митрополита Климента Смолятича, писателя XII века", СПб. 1892; Archiv für slavische Philologie, herausgegeben von U. Iagiz, XV Band, 4-es Heft. 1823, S. 607-609. Статья U. J.; П. Владимиров, "Критико-библиографические заметки об изданиях и исследованиях по русской словесности за 1892 год" Киевские Универс. Известия, за 1893 год).

{Половцов}

Климент Смолятич

(т. е. родом из Смоленска) - митрополит киевский (1147-1155) - один из крупных деятелей древнерусской духовной литературы. Биографические сведения о нем, сохранившиеся в летописи и извлекаемые из его трудов, крайне скудны. В 1147 году, после продолжительных неустройств в русской церкви, К. был вызван великим князем Изяславом из уединения и поставлен в митрополиты собором шести русских епископов. Противная сторона, склонная признавать подчинение русских иерархов высшей власти цареградского патриарха, не приняла этого избрания, и волнения продолжались. Три епископа: св. Нифонт новгородский, Мануил смоленский и Косма полецкий, отказались повиноваться новому митрополиту, как самовольно завладевшему митрополией, без благословения патриарха, и видели в нем "противника Христова закона". После изгнания Изяслава был изгнан и К., окончательно удалившийся с кафедры в 1155 г. и умерший после 1164 г. Летопись сообщает, что митрополит К. был таким "книжником и философом, какого еще не бывало в русской земле" и что он оставил после себя много литературных трудов. До нас дошла, вероятно, лишь ничтожная часть того, что было написано митрополитом К. С его именем в настоящее время связываются: 1) несколько ответов в так называемых "вопросах Кирика"; 2) ему же приписываемое, но вряд ли действительно принадлежащее "слово о любви Климово" (находящееся в рукописи Воскресенского монастыря); 3) "слово в субботу сыропустную" (рукопись Румянцевского музея, № 406) и, наконец, 4) несомненно ему принадлежащее "Послание написано Климентом, митрополитом рускым, Фоме прозвитеру, истолковано Афанасием мнихом" (по спискам XV в. изд. X. Лопаревым и Н. Никольским). Из всех названных трудов наиболее замечательным является последнее "Слово". Первая часть его составляет как бы предисловие, в котором К. старается оправдаться перед пресвятым Фомой от обвинений в гордости и искании славы. Вторая часть (по-видимому, интерполированная) содержит ряд выписок из толковых сборников и вопросов-ответов. Вступление особенно важно потому, что проливает свет на состояние просвещения в Руси в домонгольский период. К. упоминает здесь, что он пользовался Гомером, Платоном и Аристотелем: эти слова указывают на то, что классическая литература была небезызвестна хотя бы представителям высшей духовной иерархии, лицам наиболее просвещенным. В том же послании митрополит К. упоминает о своих клириках, из которых он может указать многих основательно знакомых с греческим языком. Весьма возможно, что знание греческого языка и произведений греческой древней литературы было и у заурядных монахов: сам митрополит К. до возведения на митрополию был простым схимником. Но эти предположения биографов митрополита К. подрываются отчасти тем соображением, что наш автор, как и другие древнерусские писатели, мог почерпать свои цитаты если не из "Пчелы", то из "Тактикона" и "Пандектов" Никона Черногорца, известных на Руси уже в XI в. Что касается литературной стороны дошедших до нас творений митрополита К., то в них он является предшественником Кирилла Туровского. Он особенно любит прибегать к иносказательному толкованию, преимущественно ветхозаветных книг, которое стало популярным в александрийскую эпоху развития христианской проповеди. При отсутствии излишней искусственности, отрывки произведений митрополита К. отличаются живым, иногда красивым изложением.

Ср. X. М. Лопарев, "Послание митрополита К. к пресвятому Фоме" (СПб., 1892); Н. Никольский, "О литературных трудах митрополита К. Смолятича, писателя XII в." (СПб., 1890).

{Брокгауз}

Климент Смолятич

(Клим) - митрополит Киевский и всея Руси.

Митрополит Климент по происхождению русский.

Фамилия его Смолятич дает повод предполагать, что он был родом из Смоленской земли. До святительства был схимником в монастыре, находящемся в городе Зарубе.

Его кандидатуру на первосвятительский престол выдвинул великий князь Киевский Изяслав Мстиславич, несмотря на противодействие ряда епископов, возражавших против поставления митрополита без санкции Константинопольского патриарха.

27 июня 1147 года Собором русских епископов он был поставлен митрополитом Киевским главою святого Климента, папы Римского (эта святыня находилась в Киеве), подобно тому как греки ставили своих митрополитов рукою святого Иоанна Предтечи. Вскоре после смерти великого князя Изяслава († 1154) и занятии Киевского престола князем Юрием Долгоруким 20 марта 1155 года митрополит Климент был удален с Киевской митрополии во Владимир Волынский.

Скончался после 1164 года.

Летопись Ипатьевская (под 1147 годом) характеризует Климента как "книжника и философа", подобного которому не было "в Русской земле". Однако до нас дошло лишь одно произведение, бесспорно ему принадлежащее, - "Послание, написано

Климентом митрополитом русским, Фоме, прозвитеру, истолковано Афанасием мнихом" (ГПБ, Кир.-Белоз. собр.; № 134/1211).

Труды:

Послание, написано Климентом, митрополитом русским, Фоме, прозвитеру, истолковано Афанасием мнихом // Лопарев X. Послание митрополита Климента к смоленскому пресвитеру Фоме: Неизданный памятник литературы XII в. - СПб., 1892; Никольский Н. К. О литературных трудах митрополита Климента Смолятича, писателя XII века. - СПб., 1892; Памятники истории Киевского государства IX-XII вв.; Сборник документов // Подготовлен к печати Г. Е. Кочиным. - Л., 1936, с. 154-155; Послание Климента Смолятича // Подг. текста, пер. и ком. В. В. Колесова // Памятники литературы Древней Руси. XII в. - М., 1980, с. 282-289, 658-660. Слово о любви Климово (авторство признается спорным).

Литература:

Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. - М., 1880. - Т. 1, первая половина, с. 285, 786. Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. - СПб., 1864-1886. - Т. 3, с. 9-19.

Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. - 6-е изд. - М., 1873, с. 59; 7-е изд., с. 62, 63.

Зернин А. Нифонт, епископ Новгородский // Архив историко-юридических сведений, относящихся до России, изложенный Николаем Калачовым: в 3 кн. - М., 1850-1861. - Кн. 2. Филарет (Гумилевский), архиепископ. История Русской Церкви: в 5 пер. - 5-е изд. - М., 1888, пер. 1, с. 175-177; 6-е изд. - М., 1894, пер. 1, с. 118-121.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. - 3-е изд. - СПб., 1884, с. 32-33. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. - 3-е изд. - СПб., 1911. - Т. 1, с. 404, 405, 463, 724, 725.

Никольский Н. К. О литературных трудах митрополита Климента Смолятича, писателя XII века. - СПб., 1892.

Владимиров П. В. Критико-библиографические заметки об изданиях по русской словесности за 1892 год. - Киев, 1893. См. также: Киевские университетские известия. - 1893. Лопарев X. Послание митрополита Климента к смоленскому преосвященному Фоме: Неизданный памятник литературы XII в. - СПб., 1892. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. - Киев, 1913, с. 1402. Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. - М., 1852, с. 93. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. - СПб., 1877, с. 1.

Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. - СПб., 1899, с. 414.

Летопись по Ипатьевскому списку // Издано Археографической комиссией. - 1-е изд. - СПб., 1871, с. 241, 245, 268, 305, 332-334, 345, 357. Архив историко-юридических сведений, относящихся до России, изложенный Николаем Калачовым: в 3 кн. - М., 1850-1861; 1855. - Кн. 2, первая половина, отдел 3, с. 107-115. Русская историческая библиотека, издаваемая Археографическою комиссиею: в 39 т. - СПб., 1872-1927; 1880. - Т. 6, с. 2933. Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых: в 12 кн., 2 кн. доп. - М., 1903-1911,1908,1916, апрель, с. 138-139; 1908, июнь, с. 99. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. - СПб., 1900-1911. - Т. 10, с. 197.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. - СПб., б. г. - Т. 2, с. 1359,1362,1573. Русский биографический словарь: в 25 т. - СПб.; М., 1896-1913. - Т. 8, с. 736-737.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988-1888. Епархии и архиереи. - М., 1888, с. 12.

Творогов О. В. Климент // Словарь книжников и книжности Древней Руси. - Л., 1987. - Вып. 1, с. 227, 228.

Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. - М., 1994-1997. - Т. 2, с. 289-294.

Климент Смолятич

Митрополит Киевский и всея России, родом из Россиян Киевских, или по мнению других, из Смоленских, хиротонисан 1147 года Июля 27 из Схимонахов и Затворников Киевских, по настоянию Великого Князя Изяслава Мстиславича, шестью Российскими Епископами: Онуфрием Черниговским, Феодором Белоградским, Евфимеем Переяславским, Дамианом или Иоакимом Юрьевским, Феодором Владимирским и Еммануилом Смоленским. Хотя сие постановление Всероссийского Митрополита без ведома и благословления Константинопольского Патриарха и оправдывалось бывшим тогда замешательством и частыми переменами в Константинопольском Патриаршем Престоле, но некоторые, особливо Нифонт, Епископ Новгородский, спорили противу сего. Несмотря на то, Митрополит сей 9 лет начальствовал в Российской Церкви, и уже в 1156 году присланным из Константинополя Митрополитом Константином сменен и отставлен. О сем Митрополите Летописи наши свидетельствуют, что "Был вельми учен Философии и Богословии и Учитель Церкви Православной, какого прежде в Руси не бывало, и многие книги к учению народа написав издал". Но из сочинений его ничего до нас не дошло. Нифонт, Епископ Новгородский, в Ответах своих Кирику ссылается на Правила Клементовы.

Климент Смолятич

Данных о жизни и деятельности Климента Смолятича немного. Известно, что он был монахом Зарубского монастыря под Киевом. В 1147 г.. Киевский князь Изяслав Мстиславович и собор епископов без санкции константинопольского патриарха поставили Климента Смолятича киевским митрополитом, однако только в 1152 он прочно удержался на митрополичьей кафедре, оставаясь на ней до смерти Изяслава (+1154). Поставленный Византией митрополит Константин отменил все канонизированные распоряжение Климента, освободил его последователей. Дальнейшая судьба Климента Смолятича неизвестна. Умер, вероятно, после 1154

Второй митрополит-рус был высокообразованным человеком своего времени, много писал, но до нас дошло только "Послание пресвитеру Фоме» с дополнениями Афанасия-мниха, сохранившихся в списках XV-XVI вв. и которые свидетельствуют о выдающихся способности Климента Смолятича как проповедником и оратора, книжника и мыслителя. Знаток античной философии, Смолятич стремился использовать ее для толкования божественных заветов, считая, что нужно "испытать писания", осмыслить правую веру с позиций философии.

Значительное место Климент Смолятич отводил проблемам происхождения и сути знания, утверждая, что основная цель познания - понимание славы и величия Бога, возможна только через исследование вещей природы. Ведущее место в этом процессе он отводил ума, который, опираясь на органы чувств, оказывается способным достичь истины. По его мнению, душа разумная, но все, чем он владеет, поставлена ее чувствами. Разум должен управлять чувствами, потому что он является хозяином, а чувства его слугами. В уме человеческий дух получает свое земное бытие, направленное на познание Бога, спрятанного в "твари", то есть созданного Богом. Истолковывая Св. Писание в духе Илариона, Климент Смолятич аллегорически объяснял его в форме эмпирического божественного, сводя к земному, где "тварное бытие" становится источником всякого теоретизирования о Боге. Познание мира, по мнению Климента Смолятича, является степень к Богу, и другого пути здесь нет. Категорически отклонял обогащения духовенства, выступал за духовное самопознания, самосовершенствования человека.

Начиная со второй половины XII в. обостряются усобицы на Руси, усиливаются удельные княжества, и Киев постепенно теряет значение общерусского политического центра, хотя номинально остается столицей Руси. Именно на этот период приходится жизнь и деятельность Кирилла Туровского, прозванного "Златоустом, паче всех просиявших на Руси".

Кирилл Туровский

Кирилл Туровский родился между 1130-1134 гг. Сын богатых родителей из г.. Турова (теперь село Гомельской области в Беларуси), не злюбившы "бренной славы мира сего", постригается в монахи, становится затворником, отдаваясь постам и молитвам, изучению Св. Писания. Через некоторое время он был назначен на епископство и освящен киевским митрополитом в епископы м. Турова. Хорошо знал греческий язык, византийскую литературу, испытал большое влияние со стороны Печерской идеологии. Творческое наследие Кирилла Туровского состоит из оригинальных произведений ораторского культовой прозы, поучений, посланий, притч, канонов, которые пользовались большим уважением на Руси. Среди них "Притча о человеческой душе и теле", "Сказание о иноцкого чин", "Слово о Хомину воскресенье", "Слово и похвала святым отцам Никейского собора", "Слово о премудрости". Часть из них вошла в сборники "Златоуст" и "Торжественник", предназначенных для праздничного чтения и составленных из произведений наиболее прославленных византийских авторов. Существует предположение, что именно Кирилл Туровский является автором «Слова о полку Игореве" - одной из достопримечательностей письменной культуры Руси. Это предположение носит вероятностный характер, оно не опровергнуто, но и не нашло достоверного подтверждения.

В период затворничества Кирилл Туровский выступал с оправданием монашества, которое требовало подчинения и освобождения человека от страданий и гриховодности. Однако и в этот период у него наблюдался определенный отход от ортодоксального христианства. Он считал Христа человеком не по образу, а по притчей. Такое определение Христа стало основанием для осуждения Кириллом церковного Здир водства, решительного отказа от практики "исхищения" имения, строгого осуждения духовенства за стремление к власти, критического отношения к церковной иерархии. Установка в Туровский епископы смягчала монашеский аскетизм Кирилла, способствовала выработке других мировоззренческих и социально-политических ориентиров. Твердо убежден, что все необходимое для себя человек может взять с Св. Писания, он делал вывод, что не все в нем явное, и в книгах Св. Писания не так просто дойти до истинного понимания сути дел.

Вслед за Климентом Смолятичем Кирилл обращается к услугам ума, широко используя метод аллегорического мышления, с помощью которого пытается преодолеть мистико-аскетическое неприятие советских ценностей, выработать моральные критерии для деятельности светского человека, далекого от монашеского фанатизма и отречения. Мир человечества предстает в него своей судьбой, лишается небесного покровителя. Используя евангельские тексты, Кирилл Туровский стремится дать картину причастности Бога к светской жизни, его служение человечеству, в соответствии с чем творения мира Богом и именно вселюднення Бога осуществляются ради человека.

В религиозной притчи о Боге-творце, составителя мира, он стремится постичь творческую сущность человека, хотя и в фантастической, отчужденной форме. Согласно взглядам Туровского восприятие мира, любовь к нему соответствует Божьему промыслу, вытекает из него. Мир исцеляет "телесные недуги человека", обеспечивает ее земное существование, а вселюднення Бога является актом Божьего служения человечеству, избавления его от "духовных недугов". Относительно смысла пришествия Христа, то он заключается в даровании истины. Однако это деревянные отнюдь не означает, что человек освобождается от умственного поиска, исследования, свободного выбора между добром и злом. Христос не отнимает свободу воли, а лишь возвращает правду, к которой каждый идет своим путем. Правда, при этом Кирилл подчеркивает, что разум требует строгого контроля, руководства. Чтобы избавиться греха, он уравновесить себя божественной истиной церкви, вере, превратиться в "стройный разум", который относится Туровским вровень с Верой * ю. Рассматривая вопрос о соотношении души и тела с позиции верующего человека, Кирилл доказывал нетленности, бессмертие души, утверждая в то же время, что душа постоянно нуждается тела, а тело души.

В целом, рассматривая природу человека и его достоинство в этическом интеллектуализме, Кирилл Туровский познания видимого мира рассматривал и как познание самого божества, и как моральное наставление, где познание видимого мира способно привести нехристиянина к христианскому вероучению, поскольку оно учит нравственного совершенства. Среди важных моментов творчества Кирилла Туровского следует остановиться на обосновании им положение о том, что невозможно творить зло даже из добрых побуждений. Именно эта мысль о цели и средства, преступлении и наказании, противоборства сил, которые составляют человека и общество, станет одной из центральных, ведущих в отечественной философии, найдя свое воплощение также в философии русского духовного ренессанса конца XIX - начала XX в.

Среди важных памятников Руси домонгольского периода является "Моление", или "Слово Даниила Заточника", которое сохранилось в списках XVI-XVII вв., Где оно называется "Послание", или "Написание".

Ки-ев-ский (1147-1149, 1151-1155, 1159 годы), пи-са-тель.

Происхождение Климента Смолятича дискуссионно. Традиционно он считается выходцем из Смоленского княжества, подвизавшимся в Успенском монастыре в городе Заруб, под Киевом. Однако польский исследователь А. Поппэ предложил толковать определение «смолятич» как отчество («сын или внук Смоляты»), а слово «заруб» - как затвор, в том смысле, что до поставления на митрополию Климент Смолятич подвизался в великой схиме и вёл жизнь затворника. Обширные познания Климента Смолятича в области богословия и церковного права, владение греческим языком, ссылки на сочинения Ари-сто-теля , Го-ме-ра, Пла-то-на по-зво-ля-ют пред-по-ло-жить, что он по-лу-чил об-ра-зо-ва-ние в Ви-зан-тии.

Климент Смолятич был возведён на киевскую митрополичью кафедру 27.07.1147 года собором русских епископов по инициативе киевского князя Изя-сла-ва Мсти-сла-ви-ча без согласования с патриархом Константинопольским. Решение Изяслава Мстиславича было продиктовано, с одной стороны, тем, что уехавший в 1145 году в Византию митрополит Киевский Михаил II так и не вернулся в Киев, а с другой - неурядицами в самом Константинопольском патриархате. Согласно Ипать-ев-ской ле-то-пи-си , на соборе 1147 года присутствовали 5 епископов (Онофрий Черниговский, Феодор Белгородский, Евфимий Переяславский, Дамиан Юрьевский, Феодор Владимиро-Волынский), по данным Лаврентьевской летописи, Рогожского летописца и ряда других летописей - 6 (к 5 названным в этом случае, вероятно, следует добавить либо Иоакима Туровского, либо Косму Полоцкого). Ряд иерархов Русской церкви (Нифонт Новгородский, Мануил Смоленский) выразили несогласие с поставлением Климента Смолятича без санкции патриарха Константинопольского.

Выступая против греческого влияния на Русскую церковь, Климент Смолятич рядом посланий светским и духовным владыкам пытался преодолеть наметившийся после его поставления церковный раскол и привлечь к себе новых сторонников. В период обострения борьбы между Изяславом Мстиславичем и ростово-суздальским князем Юрием Владимировичем Долгоруким, после занятия последним киевского стола Климент Смолятич находился в изгнании во Владимиро-Волынском княжестве (1149-1151 годы). В марте 1155 года, после того как князь Изяслав Давидович уступил киевский стол Юрию Долгорукому, Климент Смолятич бежал из Киева во Владимир-Волынский. Новый митрополит Киевский Константин I предал Климента Смолятича анафеме, признал недействительными его решения, сместил всех поставленных им епископов и запретил к служению рукоположенных им священников и диаконов.

Климент Смолятич вернулся к управлению Киевской митрополией в январе - марте 1159 года при князе Мстиславе Изяславиче. В марте 1159 года русские князья во избежание раскола в Русской церкви договорились не признавать ни Климента Смолятича, ни Константина I, а просить патриарха Константинопольского Луку Хрисоверга назначить нового митрополита. После смерти назначенного патриархом митрополита Феодора в 1163 году Климент Смолятич выдвигался кандидатом на митрополичью кафедру киевским князем Ростиславом Мстиславичем, но не получил поддержки в Константинополе.

По свидетельству летописцев, Климент Смолятич был «книжником и философом таким, какого на Русской земле не бывало». Он является автором «Послания... Фоме прозвитеру». Снимая с себя упрёки в честолюбии, желании славы и нарушении традиций, в которых обвинял его смоленский священник Фома, Климент Смолятич в этом послании демонстрирует блестящее владение аллегорическим методом толкования библейского текста.

Его творчество свидетельствует о том, что древнерусская литература восприняла традиции византийской книжности. Считается, что Клименту Смолятичу принадлежит авторство ответов на ряд вопросов (21, 30, 38, 43, 101-й) древнерусского книжника Кирика Новгородца. Высказывалось предположение, что Климент Смолятич был автором поучений «Слово о любви Климово» и «В субботу сыропустную память творим святых отец».

Сочинения:

По-сла-ние ми-тро-по-ли-та Кли-мен-та к Смо-лен-ско-му пре-сви-те-ру Фо-ме: Не-из-дан-ный па-мят-ник ли-те-ра-ту-ры XII в. / Сост. X. М. Ло-па-рев. СПб., 1892

Па-мят-ни-ки ли-те-ра-ту-ры Древ-ней Ру-си. XII в. М., 1980. С. 283-289

Би-бли-о-те-ка ли-те-ра-ту-ры Древ-ней Ру-си. СПб., 1997. Т. 4. С. 118-141.