Можно ли в пост есть соевые продукты. Можно ли в пост соевое молоко и соевое мясо? Соевые постные продукты

Почему молочное нельзя, а рыбу можно?

В пост правильно тратить на еду меньше денег, чем обычно, освобождая средства для благотворительности. Это старая церковная традиция, с ней и связана градация постных блюд. В местах раннего христианства рыба и морепродукты были гораздо дешевле молочных продуктов, поэтому и считались более постными. В наше время, наоборот, они гораздо дороже и калорийнее - для меня как биолога это очевидно. В рыбе намного больше белков, чем в любом молочном продукте.

Возможно, стоит пересмотреть традицию, рожденную в других климатических и экономических условиях, и поменять рыбу с молочными продуктами местами - то есть считать молочные продукты более постными. Но это может решаться только соборно, всей Церковью.

Надо ли стремиться к тому, чтобы пища была невкусной?

Протоиерей Александр Борисов:

— Суть поста — не просто в отказе от животной пищи, а в ограничении удовольствий. Сознательно лишая себя утешения, которое мы получаем от вкусной пищи и вина, мы, хотя бы ненадолго и ненамного, даем себе шанс приглушить в себе животное начало, попридерживаем его и даем месту духу.

Но искусственно делать пищу невкусной не только не нужно, но и грешно - мы же во славу Божию вкушаем! Мы не только от еды, мы от всего в жизни получаем удовольствие - от каждого цветка, от солнца, хорошей погоды, пения птиц. Да и от того, что мы просто дышим. Что же, не жить? Просто нужна рассудительность.

Конечно, были и есть аскеты, святые древние и новые, которым было уже не важно, что они едят: например, свт. Иоанн Шанхайский, святой наших дней, суп смешивал со вторым блюдом, — чтобы значимость пищи как удовольствия свести к минимуму. Но ведь это не наша мера.

Постная пища должна быть простой, здоровой и быстрой в приготовлении. И не надо забывать об умеренности - если простой картошкой до отвала наестся, тоже будет не до молитвы.

Кончается пост - приходит праздник, и мы радуемся, накрываем праздничный стол, зовем гостей, угощаем их вкусной пищей, благодарим Бога за трапезу, ведь это тоже дар Божий. А постом заботы о еде должны занимать минимум времени.

Как вести себя постом в гостях, если знакомые, пригласившие в гости, не постятся?

Протоиерей Константин Островский:

Вот две типичные ситуации. Мы пришли в гости к людям, знающим, что мы соблюдаем посты, но хозяева, презирая церковные уставы, уговаривают нас: «Да ладно, ты же в гостях, ничего страшного, если разочек пост нарушишь».

И мы, отчасти по сластолюбию, а отчасти по малодушию не устаиваем перед соблазном.

А вот второй пример. Люди совсем нецерковные от души угощают нас, не имея намерения соблазнить, а просто не зная о наших правилах. Но мы надуваем щеки от высокомерия или втягиваем их от лжесмирения и отказываемся есть, смущая этим хозяев.

А может быть, если бы они увидели бы в нас искреннюю любовь и смирение, то сами захотели бы стать христианами и соблюдали бы посты? Но, видя нашу гордость и не желая стать такими же, как мы, не поругают ли они невольно Церковь, которая на самом деле не виновата в том, что мы такие бестактные христиане?

Если, оказавшись в гостях у нецерковных людей, мы отступаем от поста, чтобы не смущать их, это дело смирения, а если, приходя домой, продолжаем есть непостное (раз уж задался такой день), это уже страсть и лукавство.

Зависят ли от мяса отношения с Богом?

Протоиерей Алексей Потокин:

Человек до грехопадения был чист, и питался в Раю только растительной пищей. Для нас такое состояние - редкость. Мы хитры, эгоистичны, раздражительны. Любой врач вам скажет, что, когда человек раздражается, на кого-то злится, он тратит гораздо больше энергии. Вот мясо и другая животная пища и были благословлены Богом, чтобы поддержать силы падшего человека, духовно немощного, страстного. Но укрепляет эта пища именно телесные силы, а для восстановления связи с Богом необходимо хотя бы на время смирить свою плоть, чтобы она не так нас будоражила.

Если я хочу больше общаться с Богом, мне надо хоть чуть-чуть отвлечься от общественной суеты, чуть меньше обращать на нее внимания. И отказ от животной пищи этому помогает. Евангелие учит нас не борьбе с излишествами, но призывает искать сокровище: «Где сокровище ваше, там и сердце ваше будет». Если это сокровище в общении с другим человеком, мы естественным образом меньше думаем о насыщении. Потому что насыщает радость общения, а не селедка под шубой. Вспомните: если сидишь с друзьями и есть о чем говорить, — так или уж важно, как вы при этом закусите?

Тем более если сокровище наше — в общении с Богом. А после того как ты побыл наедине с Богом (попостился душой и телом), прекрасно сесть и за общую праздничную трапезу.

– Почему в Православии столько ограничений в удовольствиях, в еде, половых отношениях? Вроде не причиняется вред другим, не нарушается заповедь о любви к ближнему. Почему нужно обязательно «убивать своё тело», свои желания? Зачем такая несвобода?

– Наше тело убивается не ограничениями в еде и других удовольствиях, а излишеством в них. А, кроме того, даже если мы не причиняем вред другим и не нарушаем заповедь о любви к ближнему, нужно еще любить Бога. Отсюда и происходят некоторые ограничения в удовольствиях, поскольку любовь, когда она есть, проявляется в действии, в наших поступках.

Например, легко сказать: «Я не люблю себя», но при этом наши дела свидетельствуют, что мы любим себя именно так, как нужно было бы любить Бога. И можно с той же легкостью сказать: «Я люблю Бога», но только нет ничего легче слов, — любовь познается из дел. И если мы хотим любить Бога, то ограничим себя в том, что нас удаляет от Него. Нет такой цели — ни в мирской жизни, ни в жизни духовной, – ради которой мы не жертвовали бы чем-то другим. Те же, кто не хотят ничем жертвовать, ни с чем и остаются. Не приобретают ничего стоящего, и при этом теряют то, что имели.

Священник Михаил Немнонов
отвечает священник Алексий Чумаков (Лос-Анджелес)
– Чем отличается от обычного времени? Я и так стараюсь вести строгую духовную жизнь… как и что менять во время поста? Ксения

– Здравствуйте, Ксения!

Дай Бог Вам создать крепкую и счастливую семью!

С уважением, священник Александр Ильяшенко

КАК ПОСТИТЬСЯ БЕРЕМЕННЫМ И ДЕТЯМ?

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса в Москве, отец 12 детей, председатель редакционного совета портала «Православие и мир

— Отец Александр, один из вопросов, который нам задали читатели таков: часто говорят, что пост матери может благотворно воздействовать на духовную жизнь ребенка. Разве же ребенок станет лучше от несъеденного куска мяса?

Речь идет о том, что пост – это жертва Богу. Если мамочка постится, желая свой посильный пост совершить как жертву Богу, то Ему это угодно и малыш ощутит благодать Божию, как и при посещении храма, как при молитве родителей.

«Мать дала обет Богу: если я останусь живым, то она со мною отправится на благодарственное богомолье к св. Митрофану Воронежскому. И, слава Богу, выздоровел… …Кстати, она «понедельничала» за детей (соблюдала пост в понедельник), но от нас всегда это скрывала. Собственно, она воспитала и обучила всех шестерых детей (троих в высших учебных заведениях, а троих - в средних). Спаси ее Господи!» Митрополит Вениамин Федченков. Промысел Божий в моей жизни

— А в прежние времена строго постились?

Конечно, но тогда была другая экология и другая пища. В одном произведении царской эпохи, маловерный племянник говорил тетушке: «Какая разница – вкушаю ли я постом ветчину или осетровый балык?». Или известен еще случай, когда иностранцу советовали приезжать в Россию Великим постом когда стол самый изысканный. Ведь постная пища может быть и вкусной и питательной и полезной.

Но мы очень сильно отличаемся от наших предков и здоровьем физическим, и духовным здоровьем, у нас другая экология, темп жизни, перегрузки. Мы другие. Поэтому нельзя буквально перенимать те традиции, которые были естественными даже не так давно, даже еще в начале двадцатого века. Произошла миграция из деревни в города, крестьянство у нас уничтожено, в нашем современном языке нет слова, которым можно назвать земледельца. Жизнь изменилась кардинально. Поэтому сейчас так остро встает вопрос о формах физического поста: раньше у людей был больший запас прочности. Люди по-другому питались: молоко было не из пакета, а из-под коровы, хлеб из печи, вода ключевая, воздух чистый. Крестьянин активно владел 10 000 операциями. Представьте себе – нам предложат запрячь лошадь. Починить плуг, избу сложить. Как потрясающе владели топором!

— А если пост воспринимается даже верующим человеком не как жертва Богу, а просто как ограничение, установленное Церковью – пришло 28 ноября и все, теперь месяц ни мяса, ни молока.

— Конечно, даже если человек относится к посту без должной глубины, но постится из послушания Матери-Церкви, то он оказывает послушание, а послушание – уже само добродетель. И если ты постишься неосознанно, то Господь восполняет и дарует глубокое понимание поста.

— Батюшка, а правильно ли беременным женщинам ограничивать себя в любимой еде, и вкушать менее вкусную, пусть и скоромную пищу? В частности, читатели вспоминают 8 правило св. Тимофея Александрийского: «жене, родившей в четыредесятницу Пасхи, повелевает не соблюдать узаконеного поста, но подкреплять себя насколько можно и употреблением вина, и умеренной пищей, ибо пост придуман для обуздания тела, а когда оно слабо, то не нуждается в обуздании, а в помощи, чтобы оздороветь и собрать прежнюю силу».

В этом правиле все сказано в соответствии с высокой греческой ученостью: подкреплять себя в пище, ограниченно . Если пищу надо вкушать как лекарство – вкушай, или может быть постом и лечиться не нужно? Более того, это правило не отменяет пост, здесь указана и причина по который мы постимся: мы постимся, чтобы уметь ограничивать свои желания. Но болезнь сама по себе – это ограничение.

Конечно, при токсикозе – болезненном состоянии, при плохом самочувствии нужно есть то, что требует организм. Но я хотел бы опереться на достаточно далекий от беременности авторитет: Александра Васильевича Суворова: «плох тот солдат, который не хочет быть генералом. Каждый солдат должен понимать свой маневр».

Для чего ты постишься? Если ты мамочка, твоя задача – родить здорового ребеночка: нужно и питаться правильно, и твое состояние должно быть умиротворенным радостным и оно должно передаваться твоему ребенку. Если плохо себя чувствуешь, то ешь то, что требует организм. А мы начинаем мельчить — а то можно, а это? Так вот либо ты ставишь перед собой задачу родить ребеночка и не одного, или ты превращаешь пост в фарисейское буквоедство. Если твое сердце мирное, радостное, то подвиг правильный, а если же ты относишься к Богу, как к счетоводу, который считает за тобой, что ты съел, то ты ошибаешься. Но при этом человеку очень просто расслабиться и дать себе ненужные послабления. Для этого нужен и самоконтроль, и церковная жизнь, и опора на советы духовника и людей в этой сфере уже имеющих опыт.

— То есть постящемуся нужно пройти между Сциллой и Харибдой того, чтобы и силы не растерять и жертву Богу принести?

— Пост – это не направление в больницу! Надо поститься настолько строго, насколько это реально по силам.

Часто верующие начинают поститься чрезмерно: ревность не по разуму, на мой взгляд, связана с утратой традиций. Ведь вопросы поста, на самом деле, должен решать не столько священник, сколько традиции семьи. В большой патриархальной семье, где постились бабушки, дедушки, дяди, тети, ребенок с детства видел перед собой все виды поста, как постились взрослые, как постились беременные жены старших братьев, постились ли больные.

Ограничить себя, особенно беременным женщинам, надо разумно. Например, ограничить от негативных внешних впечатлений, главным источником которых является телевизор, от привычки осуждать, перемывать друг другу косточки. Апостол Павел говорит «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите» (1 Сол. 5, 16-18).. Если твое состояние такое, твой пост Богу угоден. Если ты неспособен такую радость хранить, то главную задачу поста ты не выполняешь. Но даже если ты как-то себя ограничиваешь, то Господь это вознаградит, Он и намерение целует.

Поститься не во славу свою, а во славу Божию

Протоиерей Игорь Пчелинцев , священнослужитель Нижегородской епархии.

Мне кажется, что пост зависит от духовных и физических сил самой женщины. Для женщины воцерковленной, вынашивающей, может, и не первого ребенка, живущей в православной семье при нормальном течении беременности, наверное, можно поститься по уставу (но с рассудительностью, которая предполагается у нормально воцерковленного человека).

У людей малоцерковных, не имеющих достаточного опыта христианской жизни, наверное, должна быть другая мера поста. Для начала надо бы подумать об основах – о вере во Христа и о знании Евангелия. А то многие хотят поститься (или не поститься) во славу свою, а не во славу Божию, как говорит Апостол Павел – «ем, во славу Божию ем, не ем – во славу Божию не ем». Не потакать своим желаниям в целом, но и не зашивать себе рот – чувствовать себя и ребеночка.

Не нужно просить благословение как санкцию на пост или на его разрешение. Перед постом попросить благословения у духовника или приходского священника. Просто благословение. Не нужно у духовника утверждать список чего есть, а чего не есть (и в каком количестве) – это просто недостойно нашей церковной жизни.

Из задаваемых вопросов мы видим, что часто проблема поста – это, прежде всего, проблема питания, но (как известно) пост это не только воздержание в еде. Постится ум, постится сердце человека, постится язык. Святоотеческое учение призывает в пост совершать дела милосердия и добра, поучаться от Священного Писания, каяться в грехах, молиться усерднее, чем обычно, посещать богослужения (по возможности), причащаться Св. Таин. И наоборот – удаляться от лишних развлечений, суетности ума, праздных разговоров и прочего зла. Все это важнее гастрономии и гораздо важнее в целом для мамы и ее будущего ребеночка.

Всегда радуйтесь!

Матушка Инна Викторовна Асмус , мать 9 детей, супруга протоиерея Валентина Асмуса

Как говорил преп.Серафим Саровский, ешьте, что хотите, только друг друга не ешьте. Вот это и есть наша главная проблема. Я думаю, что беременным следует питаться по науке и нет ничего зазорного в том, если беременную женщину тянет на какой-то продукт и она его ест. Пост — это сугубо личное дело каждого человека. Не нужно только забывать о словах святого апостола Павла: «Всегда радуйтесь, за все благодарите Бога», не нужно пытаться превратить христианство в нечто скорбное.

Мера поста — индивидуальна

Ольга Дмитриевна Гетманова , воспитала 9 детей. В 2006 г. награждена Святейшим Патриархом Алексием «Патриаршим знаком материнства». Супруга Романа Николаевича Гетманова – известного акушера-гинеколога.

Пост при беременности – несомненно, индивидуален: хочешь — ешь мясо, не хочешь – не ешь. Если ты не будешь есть мясо полтора месяца – ни с тобой, ни с ребенком ничего не случится. Ты же не весь год будешь поститься. Я сама люблю картошку – мне и с ней хорошо в пост. Если не можешь без шашлыков – ну и ешь их. И молочное если нужно – ешь. Только объедаться не надо.

Я не спрашиваю у духовника, как конкретно мне поститься во время беременности, но знаю, что он разрешает своим прихожанкам во время беременности в пост молочное.

На самом деле, расход белка больше не во время беременности, а во время кормления — вот тогда без молочного туго. Попостишься недельку и чувствуешь, что молока стало ощутимо меньше.

Еще один известный факт: во время блокады Ленинграда у совершенно истощенных женщин рождались полновесные дети. Это значит, что все, что им нужно, они сами берут из организма матери. Это у матери могут потом зубы ломаться и волосы выпадать… (Улыбается)“

Воздерживаться от того, к чему имеешь пристрастие

Матушка Елена Карпенко , мать троих детей, супруга священника Димитрия Карпенко.

Для женщины — беременность и есть ее подвиг, та малая жертва Богу, которую она может принести. Поститься нужно по своим силам, потому как, к сожалению, современные женщины не так крепки физически, да и духовно, думаю, тоже. Если между беременностями был маленький перерыв, поститься очень тяжело, знаю по своему опыту.

Кушать нужно все, что хочется и ограничить себя лишь в том, в чем нет особой необходимости. Каждая женщина должна сама для себя определить свой рацион, найти «золотую середину». Для меня, допустим, таким ограничением стало воздержание от сладкого — признаться, это моя слабость. Знаю случаи, когда женщины постились на протяжении всей беременности, строго соблюдали пост и рожали при этом крепышей. То есть, если чувствуешь в себе силы и здоровье позволяет, то можно поститься.

Пост, это сугубо личное дело каждого… Самое главное не обозлиться на окружающих. Воздерживаться во время беременности нужно не от мяса и йогурта, а от того, к чему имеешь пристрастия. Можно ограничить себя от просмотра телевизора, пустословия. В конце концов, постараться не осуждать, а ведь это гораздо труднее, чем не съесть кусок мяса.

Вопросы о питании во время беременности уместней задавать врачу, у которого наблюдаешься. К духовнику все же стоит ходить на исповедь не с вопросами о еде, а с духовными проблемами и переживаниями.

», имеющие отношение к посту. Надеемся, что этот материал разъяснит многие непонятные моменты.

Какое отношение к посту имеют определенные продукты питания. Почему именно их нельзя вкушать постом? Почему нельзя вкушать масло растительное? Почему можно икру вкушать?

Отвечает иерей Иоанн Курбацкий, настоятель храма РПсЦ в г. Калуге.

Мы постимся, воздерживаясь от пищи определенного качества. Святые отцы, зная влияние различной пищи на дух человека, установили различный устав о посте в разные дни. В Великий пост, время строгого воздержания и говения - растительная пища. Масло можно только в субботы и воскресенья. В остальные дни постимся строже и смиряем свое тело и душу сухоядением.

Рыба - тоже постный продукт. Но пост с рыбой уже облегченный. Рыбная икра считается менее питательной, чем рыба. Раз в год, на Лазареву субботу, она дозволяется для утешения постящихся в честь праздника. Еще легче пост, когда мы воздерживаемся только от мяса (на Масленице). Собственно, это еще не пост, а подготовка к несению бремени Великого поста. Монахи никогда не едят мяса.

Мясо и мясопродукты, молоко, яйца, пищу животного происхождения нельзя есть в пост не потому, что мы гнушаемся этой едой, считаем ее скверной, а потому, что качество пищи влияет на душу, на ум и сердце. Скоромная пища утучняет плоть, придает ей дебелость, отягощает мозг. В этом состоянии человек не способен к покаянию, он сладострастен телом и умом, духовное преуспеяние делается для него невозможным. Поэтому святая Церковь и установила посты. Если внимательно посмотрите на православный календарь, вы увидите, что постных дней в году больше, чем скоромных. Когда начнете поститься, вы увидите и опытно познаете благотворное влияние поста на душу человека. Он вводит христианина в состояние духовное, способное к подвигам и принятию Божественной благодати. Пост - весна души.

Отвечает иерей Иоанн Севастьянов, настоятель храма РПсЦ в г. Ростове-на-Дону.

Вся градация скоромных и постных продуктов построена по принципу их калорийности и усвояемости желудком. Чем более пища калорийная, сытная и усваиваемая, тем она более скоромная, чем менее калорийная и приятная желудку, тем она более постная.

Поэтому градация такая: мясные продукты - молочные продукты и яйца - рыбные продукты - рыбная икра - пища с растительным маслом - пища без добавления каких-либо жиров (без масла) - невареная пища - хлеб с водой - полное воздержание от пищи.

Хочу обратить внимание, в этой импровизированной шкале употребление какого-то определенного вида продуктов дозволяет и употребление всего, что перечислено правее этого вида. А то мне приходилось сталкиваться с такими курьезами, когда люди кушали на Масленице молоко, но запрещали кушать рыбу. Или одна только воцерковленная христианка жарила своему мужу рыбу без растительного масла, потому что в календаре не было указано, что можно «с маслом».

Отче, помогите мне разобраться, как себя вести в пост в коллективе на работе. Здесь пост не соблюдают, а мне приходится скрывать, что я не употребляю скоромного, с трудом (особенно в мясоеды, по средам и пятницам). Если в Великий пост практически ничего не надо объяснять, то в мясоеды мне сложно. Вот, например, последний раз, я была в командировке в другом городе. Люди нас приняли и в честь нашего с ними знакомства накрыли стол (причем это делала женщина очень небогатая, но с искренней симпатией к нам). Была пятница, я сидела и думала, что мне ответить, когда начали все обращать на меня внимание и спрашивать, почему не ем. Решила, чтоб не выглядеть «фарисеем», съесть предложенный мне кусок шаурмы. Отче, подскажите мне, пожалуйста, сильно ли я согрешила? Мне всегда хочется каждую минуту говорить о Боге, о Его заповедях, но замечаю, что многие еще невоцерковленные люди комментируют это с шутками и прибаутками, поэтому уже опасаюсь произносить что-то о вере, чтоб люди по неведению своему не говорили греховных речей. Опасаюсь тщеславия (своего), если буду подчеркивать, что стараюсь соблюдать посты. Ведь Господь заповедал нам пост соблюдать пред Отцом небесным, а не перед людьми. С другой стороны, нарушать пост - это малодушие и чревоугодие. Честныи отче, что мне делать в таких ситуациях, на Ваш взгляд?

Отвечает иерей Иоанн Курбацкий.

Вы избрали путь неуклонного соблюдения установленных в Церкви постов. Это необходимое средство спасения, но на этом пути всегда будут искушения. Но не надо бояться, будьте верны Господу и избранному узкому пути. Вот как говорит святое Писание:

Сын мой! Если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению (Сир. 2: 1-2).

И апостол Павел говорит, что

от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает (Рим. 5:3-4).

Каждый из нас, кто учился в светском вузе или работал на светской работе, встречался с подобными трудностями. Правда, мужчинам в этом смысле легче: все вопросы снимались на стадии знакомства, когда объяснялась причина ношения бороды. Все остальное уже не вызывало недоумений. Да, могли быть насмешки, шутки и т.п., но в конечном итоге у большинства людей строгость в исполнении постановлений своей веры вызывает уважение. Вот Вы говорите о фарисействе. Фарисейство не в том, что люди знают о том, что мы постимся или молимся, а в лицемерстве, в том, что человек делает все напоказ ради славы людской. Есть ли это у вас? Подумайте, а не подаете ли вы соблазн другим людям своим малодушием, когда нарушает посты?

Когда возникают описанные Вами случаи, надо кротко с любовью пояснить, что сегодня постный день, так и так, не надо из-за меня расстраиваться, что-то предпринимать. Как правило, люди относятся с пониманием. Здесь надо быть готовым еще и к тому, что люди начнут задавать вопросы о вере, о смысле постов, и важно грамотно на них ответить. Кстати, если Вы сами для себя четко будете знать, для чего поститесь, то Вам будет гораздо легче и самой соблюдать посты и отвечать на распространённое возражение против постов (мол, не то сквернит человека, что входит в уста, что, мол, главное «Бог в душе» и т.п.).

А за тех, кто позволяет себе греховные речи, надо в душе помолиться: «Господи, прости им, они не ведают, что творят». Мне кажется, что это не самое худшее поведение. Хуже, когда человек вообще равнодушен ко всему. И помните, непременное отторжение всегда вызывает, если человек превозносится своим благочестием и смотрит на всех свысока, с осуждением. Вот это уже фарисейство и такой пост Богу неугоден. Да укрепит вас Господь.

Отче, допускается ли беременной ослабить пост (включая Великий)? Можно ли вкушать молочные продукты, яйца; при необходимости мясо? Что важнее: четкое соблюдение ограничений и запретов или здоровье будущего ребенка?

Отвечает иерей Иоанн Севастьянов.

Могу сказать из опыта моей жизни. Ослабление поста для беременных и кормящих допускаю, так сказать, на одну ступень. Если по уставу пища без растительного масла - я позволяю есть с маслом, если с маслом - то разрешаю есть с рыбой. Но в Великий Пост рыбу не разрешаем, кроме двух двунадесятых праздников.

Что касается здоровья малыша, то советую Вам не забывать, что подает его Милосердный Господь. Только от Него зависит, будет ли наш малыш здоров и родится ли он вообще. Не от продуктов, не от нашей правильной подготовки, а от Его Благого Промысла. Сам Господь повелел нам соблюдать пост. Ведь не может Он противоречить Себе. Поэтому желаю Вам не ослабевать в своем постном подвиге и надеяться на помощь Божию.

Что можно делать в пост, а что нет? Я слышала от священников, что пост - это праздник, что нельзя в пост ничего делать (ремонт, переезд); от людей я слышала, что в пост можно все мыть, убирать, очищать жилье и душу к Пасхе. Как правильно быть, что можно в пост, а что нет? Я боюсь приобретать вещи новые в пост, делать ремонт: часто получалось, что в пост сделаю ремонт (плитку на пол положу), и потом она поломается и приходится переделывать. Пост сам я соблюдать стараюсь и молюсь. Вот сейчас в квартире спальня и коридор без обоев (просто голые стены) и я боюсь клеить и доделывать ремонт в пост. Тем более, Великий пост. Где найти истину?

Отвечает иерей Никола Муравьев, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в г. Килие (Украина)

С одной стороны, совершенно согласен с тем, что пост - праздник! Особенно для души: тело бывает вынуждено подвинуться с центрального пьедестала, уступив место главному в человеке - Духу. Правда, это может произойти только при правильной организации жизни и только в свете молитвы.

В монастырских уставах и описании христианского жития давних поколений ни разу не встречал запрета на работу в пост, как Великий, так и другие. Логично рассуждая, время Великого поста попадает на весну, а пословица говорит, что «весной день год кормит». Молясь и соблюдая постный устав, наши предки при этом обрабатывали поля (без применения тракторов и прочей техники), выполняли всю необходимую для обеспечения жизни семей работу.

Наверное, было бы правильнее и Вам позаботиться о благообразии дома, и Светлый Праздник Христова Воскресения встретить в обновленном ремонтом доме и доведенными до красоты стенами. Бог в помощь!

Подскажите, можно ли употреблять белый (несдобный) хлеб в Великий пост? Также интересует вопрос: могу ли я отвезти другу в армию скоромные продукты (например, сгущенное молоко, конфеты, печенье и пр.) с учетом того, что сейчас Великий пост? Не совершу ли я тем самым грех, не соблазню ли этим самым своего друга?

Употреблять в пищу белый хлеб, конечно, можно, но с осторожностью. На некоторых заводах для улучшения вкусовых характеристик добавляют молочную сыворотку либо сливочный маргарин - добавки ничтожные по размеру, но сам факт может присутствовать. Исходя из этого думайте: с помощью духовного отца или, в случае «самостоятельного плавания» (хотя это путь опасный), сами. Если «вредных» добавок нет, то сама «белость» хлеба не является препятствием для его вкушения.

Посоветуйте, как найти силы воздерживаться от супружеской жизни в долгие посты. С женой в венчаном браке 8 лет, двое детей, но для меня всегда очень тяжело воздерживаться от супружеской жизни. В скоромные периоды приходится уезжать в командировки, болеют дети, болеет супруга, и приходится терпеть. Как удерживаться в пост, когда возникает влечение к жене?

Отвечает иерей Никола Муравьев.

Доброго! Наверное, один из самых сложных вопросов, как для мирян, так и для попов. И сложность его в самодисциплине. Ведь если мы можем воздерживаться в постные дни от определенных видов пищи, то и здесь могли бы легко победить искушения, но… Дело тут в естестве человеческом, как я сам думаю, читал у подвижников ранней Церкви и вынес из общения со старшими, более опытными священниками. Этот «разогрев» и желания естественны для здорового человека, но при этом если есть желание включить не только эмоции и инстинкты, но и «тормозящие» моменты, то с «горящей» страстью можно поработать. Отцы очень рекомендуют воздерживать себя в глазах и мыслях. На сегодняшний момент - как в реальности, так и в интернете - нужно фильтровать поток приходящей информации. Какие-то мысли можно додумывать, а какие-то не стоит.

Необходимо работать над собой в смысле помыслов, того, чем мы занимаем свою голову. От воздержания не случится трагических аварий и отключений, т.к. в мужском организме предусмотрен «клапан», при превышении «давления» происходит сброс. Так что для здоровья из-за воздержания вряд ли будут проблемы, свидетельство тому - многовековая практика аскетов, в том числе и вне православия. При этом у апостола Павла сказано о воздержании: «А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление» (1 Кор. 7.1-6).

Могу Вас успокоить, с возрастом станет легче. Но, если по-взрослому, то этот вопрос лучше решать со своим духовным отцом, священником, которому доверяет свои души вся Ваша семья, который печется о Вашем спасении. Дай Бог вам терпения и духовной мудрости.

Сколько раз в день в пост можно кушать?

Отвечает иерей Никола Муравьев.

В книге Номоканон , в разделе «О постех», указание 220: «во Святую и великую Четыредесятницу, ямы единою на день, сухоядение, точию сочиво без масла, вина же и масла в субботу и в неделю вкушаем », и в Триоди Постной: «Иже бо на всяк день ясти во уреченный час похваляет святый Феодор Студит ». Обычно указывается время около трех часов дня. В прочие посты «сидящие во обители » иноки едят раз в день, труждающиеся - дважды, около двенадцати и вечером.

Общаясь с опытными священниками и людьми, внимательно относящимися к своей жизни, я слышал, что они рекомендовали есть дважды в день, но не наедаясь. Это позволит быть и ближе к Уставу, и в то же время не болеть тщеславием, возносясь над окружающими, что, к сожалению, случается, если христианин начинает пытаться 100%-но соблюдать строго-иноческие правила. Потом, после «крутости», обычно следует «выброс»: устав от строгости, человек может вообще бросить и пост и молитвенное правило. Бог в помощь в постных трудах и нахождении своего чувства меры!

С какого возраста нужно начинать поститься детям и в каких книгах это можно почитать?

Отвечает иерей Никола Муравьев.

Честно говоря, я не встречал в Правилах указания на конкретный возраст, который назначал бы начало поста для детей. Общаясь с коренными староверами и «маститыми» протоиереями, слышал, что раньше, когда дружные старообрядческие семьи вступали в постное время, то мальчики начинали поститься с трех лет, а девочки с двух. Более частая практика - когда дети начинают постные труды с выходом из младенчества, в 6-7 лет. Особое внимание уделялось средам и пятницам.

Но главное, наверное, в этом вопросе не цифры и не разовая жесткость в соблюдении Устава, а осознание, зачем нужен Пост. От чего сознательно человечек сможет отказаться ради Христа. Если вся семья старается жить духовной жизнью, по заповедям Божиим, под руководством опытного духовника, то получится объяснить ребенку духовный смысл постов - хорошо. Опять же воздержание от компьютерных и телевизионных развлечений - замечательно!

В приучении к постам, что взрослых, что маленьких, надежнее всего постепенность. Сначала отказ от мяса и излишеств, потом - молочное и яичное. Во всем очень важен личный пример: семья, любимые родители, старшие братья и сестры станут маяком в жизни - появится желание и внутренняя необходимость соблюдать Церковные, постные установления. Бог в помощь!

Пост - религиозная традиция, предполагающая значительные ограничения в питании. Впрочем, в наше время держать пост не так сложно: даже от любимого латте отказываться не придется, ведь на замену традиционному коровьему и козьему молоку сегодня приходят бесчисленные вариации на тему молока растительного происхождения. Три самые популярные из них - в обзоре ELLE.

Кокосовое молоко - белая сладкая жидкость, которую получают из мякоти созревшего кокоса. Для восточной кухни это незаменимый ингредиент, ведь самые популярные виды супов и соусов готовят как раз из кокосового молока. Впрочем, следует отличать его от популярной нынче «кокосовой воды » (или кокосового сока) - натуральной жидкости, которую как раз добывают из самого кокосового ореха. В отличие от нее, кокосовое молоко получают искусственным путем, смешивая мякоть кокоса и воду.

В чистом виде этот продукт не используют, но в составе коктейлей и блюд он присутствует очень часто.

Впрочем, не нужно сильно усердствовать, думая, что молоко растительного происхождения абсолютно безвредно. Из-за высокого содержания жиров кокосовое молоко рекомендуют употреблять именно как ингредиент, но не как самостоятельный напиток.

Миндальное молоко - напиток, получаемый из миндаля и воды. Он похож на другие виды растительного молока, но является одним из самых популярных из-за мягкого вкуса и особенностей состава: миндальное молоко не содержит лактозыи холестерина, а так как миндаль является одним из главных источников кальция, у этого молока есть неоспоримое преимущество перед аналоговыми продуктами.

Миндальное молоко выбирают не только вегетарианцы, но и люди, не переносящие молоко животных и соевое молоко.

А теперь о грустном. Зачастую варианты магазинного миндального молока могут иметь в своем составе пищевую добавку каррагинан, которая провоцирует появление воспалений ЖКТ и очень опасна при язве. А другие варианты в наших широтах найти сложно - разве что приготовить миндальное молоко в домашних условиях самостоятельно.

Соевое молоко - растительное молоко, производимое из соевых бобов. Появился этот вид молока в Восточной Азии, где до сих пор является едва ли не самым популярным ингредиентом в кулинарии. Из соевого молока производятся тофу, соевый йогурт и молочные коктейли и т. д.

Соевое молоко получают из сухого молочного порошка - для его производства бобы предварительно замачивают на несколько часов, полученную массу варят, фильтруют и остужают. Продукт дополнительно обогащают кальциеми витамином B12, которые содержатся и в коровьем молоке.

легко усваивается организмом - существуют даже детские смеси, основанные на соевом белке. Впрочем, несмотря на все полезные свойства, продукт критикуют за сложный состав: например, фитиновая кислота, которой богата соя, мешает усваиваться железу. Кроме того, считается, что соя не очень хорошо влияет на активность сперматозоидов и не способствует мужской силе, как и молоко животного происхождения.


Про то, что православному человеку положено поститься каждую среду и пятницу, а кроме Великого в году есть еще три продолжительных поста, наши рестораторы, похоже, и не знают. Мы пытались понять: можно ли постящемуся человеку где-то быстро перекусить, а то и полноценно отобедать, выбежав из офиса на час? Да так, чтобы потом не мучила изжога и удар по кошельку не оказался слишком сильным?


Время поста Церковь рекомендует начать с того, чтобы «помазать голову свою и умыть лицо», как перед ответственной встречей. В чистый понедельник часто можно услышать еще и поздравления: «С Великим постом!» Но это время принято считать одним из самых строгих в жизни христианина. А поздравляют обычно с чем-то радостным. Что же радостного в посте? С этим вопросом мы обратились к православным христианам самого разного рода занятий.


Максим СЫРНИКОВ, кулинар и исследователь русской кухни, рассказывает о том, чего о кашах вы еще не знаете, и предлагает эксклюзивные авторские рецепты


Из свеклы с чесночными гренками, из фасоли, из томатов и чечевицы, сушеных грибов и из моркови – каждый день можно варить новый суп, питательный, вкусный и постный


Оливковая паста для бутербродов, Каша из смеси круп с овощами, Щи-пюре, Суп из кабачков, Запеканка из картофеля с сельдью, Морковные котлеты, Лисички, тушенные с яблоками...


Мы не привыкли ломать голову по поводу завтрака - чем скорее и сытнее, тем лучше. У городских жителей просто нет времени на долгие раздумья по утрам. Но вот наступает очередной пост - и надо искать замену йогурту, творожку и омлету. К счастью, оказывается, что и среди постных блюд немало столь же простых, быстрых и сытных.


Во время поста, особенно строгого, рацион существенно меняется. Как поститься, чтобы пост не довел до изнеможения? Отвечает доктор медицинских наук, врач-диетолог Клиники института питания РАМН Валентина МЕЩЕРЯКОВА.


Что мы знаем о земной жизни Божией Матери и об обстоятельствах ее кончины? Что такое успенская плащаница? Почему в России так много успенских храмов? Как следует поститься Успенским постом? Ответы на все эти вопросы вы узнаете на странице «Успение Пресвятой Богородицы»


Трапеза Великим Постом не должна быть скучной. Ведь это не просто еда. Собраться за общим столом - это возможность общения в любви, со своими родными, друзьями и гостями. Представляем рецепты вкусных постных блюд


Пироги из постного дрожжевого теста, картофельные пирожки с грибами, сушки к чаю, пахлава и козинаки, приготовленные по нашим рецептам, помогут хозяйке порадовать своих близких


В России есть традиционные блюда, которые готовились к определенному дню. «Жаворонки» – к дню памяти Сорока мучеников Севастийских – это 22 марта по новому стилю, «лествица» (лесенка из теста) – к дню памяти святого Иоанна Лествичника (4-я Неделя Великого поста), а на крестопоклонной неделе (третья Неделя Великого Поста) пекли кресты из теста. И жаворонков, и кресты, и лествицы освящали в храме, потом ели.