Как составить хорошее портфолио специалиста? Методические разработки по созданию и ведению портфолио Правила составления портфолио

С 2011 года практически во всех общеобразовательных учреждениях оформление портфолио ученика является обязательным. Составлять его необходимо уже в начальной школе. Понятно, что для первоклассника это будет трудным заданием, поэтому в основном приготовление этого документа ложиться на плечи родителей. И вполне естественно, что у многих из них возникнет вопрос, как оформить портфолио школьника.

Как выглядит портфолио школьника?

Портфолио называют собрание документов, фотографий, образцов работ, иллюстрирующих знания, умения, навыки человека в какой-либо деятельности. Детское портфолио для школьника дает информацию о самом ребенке, его окружении, успеваемости в школе, участии в различных школьных и внешкольных мероприятиях. Оно демонстрирует его успехи в творчестве, спорте, увлечении. Школа поясняет цель создания портфолио школьника начальных классов тем, что в процессе работы ребенок осмысливает свои первые достижения и возможности, у него появляется стимул дальнейшего развития способностей. Эта работа поможет ему при переходе в другую школу. Кроме того, портфолио одаренного ребенка дает в дальнейшем больше шансов при поступлении в высшее учебное заведение.

Существует 3 вида портфолио школьника:

  • портфолио документов , содержащее материал о достижениях ребенка в виде сертифицированных документов (аттестат, сертификаты, премии, награды);
  • портфолио работ , представляющее собой собрание творческих, учебных или проектных работ школьника;
  • портфолио отзывов , состоящее из характеристик отношения ученика к видам деятельности.

Наиболее информативным и распространенным является комплексное портфолио, включающее все перечисленные виды.

Как составить портфолио школьника?

Выполнить портфолио для школьника своими руками не так уж и трудно, понадобятся фантазия и желание творить, а также сотрудничество ребенка с родителями.

Структура любого портфолио подразумевает титульный лист, разделы и приложения. Вы можете купить готовые бланки в книжном магазине и заполнять их от руки. Как вариант, разработать дизайн самому в программах Photoshop, CorelDraw, или в Word.

Со временем портфолио ребенка необходимо пополнять новыми демонстрациями успехов и достижений.

Создание и ведение портфолио обучающегося

В настоящее время в условиях реализации ФГОС, высокие требования предъявляются к профессиональным качествам педагога. Не секрет, что современному педагогу необходимо быть конкурентоспособным, уметь позиционировать себя в условиях дошкольного учреждения. В этом ему сможет помочь подборка материалов, характеризующая уровень его квалификации и содержащая основные направления профессионального роста.

С помощью портфолио как педагогической технологии, достаточно эффективно можно отслеживать сформированность ключевых компетенций и компетентностей обучающегося и педагога как современного человека XXI века

Наиболее значимые и востребованные компетенции:

    информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

    коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

    самоорганизационная (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

    самообразовательная (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая при этом успешность и конкурентоспособность).

В переводе с иностранного языка, портфолио означает портфель, папка.

Портфолио педагога детского сада – это персональная папка педагога с комплектом документов, которые подтверждают успешность педагогической деятельности, участие в разнообразных мероприятиях и конкурсах, повышение квалификации педагога.

Главное назначение портфолио – продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции. Портфолио позволяет педагогу проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов.

Составить портфолио – это немалый труд. Для этого необходимо принимать активное участие во всех мероприятиях, добросовестно исполнять свои профессиональные обязанности в детском саду. И, разумеется, не забывать отражать свой опыт, результаты и достижения в портфолио.

Портфолио воспитателя детского сада должно соответствовать определённым требованиям.

Положение о портфолио педагога детского сада, наполнение видами материалов его содержания разрабатывается педагогическим коллективом в соответствии с Законом РФ «Об образовании» на основе «Концепции модернизации общего образования», Методических рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации и принимается на педагогическом совете

По содержанию можно выделить несколько видов портфолио:

    аттестационное портфолио, в котором отражены результаты педагогической деятельности воспитателя ДОУ за межаттестационный промежуток времени;

    накопительное портфолио, которое охватывает сведения обо всех результатах педагогической деятельности воспитателя;

    тематическое портфолио, которое формируется в процессе изучения какой-либо большой темы или образовательной области;

    проблемное портфолио, содержащее сведения по злободневным для воспитателя проблемам.

В зависимости от оформления портфолио воспитателя детского сада могут быть:

    Бумажное портфолио - представляет собой папку-накопитель, в которую помещаются материалы на бумажном носителе (распечатки, ксерокопии, рукописные материалы и пр.) . Это наиболее привычный вид портфолио.

    Портфолио-презентация – создается в программе для создания презентаций (например, PowerPoint) содержит, как правило, краткую текстовую информацию, иллюстративный материал и ссылки на вложенные документы. Своего рода -визитка педагога.

    Электронное портфолио – набор документов, сформированных на компьютере (текстовые файлы, таблицы, диаграммы, фотографии, отсканированные документы и пр.)

    Веб-портфолио – электронное портфолио, размещенное в сети Интернет на педагогических сайтах или собственном сайте.

распечатав на бумаге,

используя собранный материал для создания презентации;

и разместив портфолио в Интернете.

За основу создания электронного портфолио, целесообразно взять Приложение к экспертному заключению аттестации педагога по новой форме. Каждый раздел портфолио следует формировать на компьютере в отдельную паку, в которой будут содержаться текстовые файлы и электронные копии подтверждающих документов.

По времени создания портфолио воспитателя детского сада делятся на:

    краткосрочные (проблемные),

    среднесрочные (тематические),

    долгосрочные (аттестационные, накопительные).

Время работы над портфолио определяется автором исходя из задач, интересов и необходимости.

От вида и задач портфолио зависит его структура.

Основными подходами к разработке и ведению Портфолио являются:

1. Компетентностный подход (оценка по результатам реализации педагогом основных профессиональных функций и компетенций);

2. Деятельностный подход (оценка по выполнению основных видов деятельности: воспитательнообразовательной, здоровьесберегающей, методиской инновационной, педагогической);

3.Системный подход (оценка уровня совокупности профессиональных достижений: структурный анализ, способствующий выявлению системообразующих связей и отношений, определению внутренней организации Портфолио педагога; функциональный анализ, позволяющий раскрыть функции Портфолио в целом и отдельных его компонентов).

Основными принципами формирования и ведения Портфолио являются

1. Принцип непрерывности (постоянное систематичное и последовательное пополнение Портфолио);

2. Принцип диагностикопрогностической направленности (отражение состояния профессионального роста, наличие параметров профессиональной деятельности);

3. Принцип интеракции (обеспечение эффективной обратной связи с субъектами образовательного пространства);

4. Принцип научности (обоснование целесообразности построения Портфолио на основе компетентностного, деятельностного, системного подходов);

5. Принцип индивидуально - дифференцированной направленности (оценку профессионализма в соответствии с требованиями результативности педагогам ДОУ).

Требования к оформлению портфолио

Систематичность и регулярность самомониторинга (сбор и наполнение материалов в соответствии с разделами Портфолио осуществляет работник в течение всей своей деятельности.);

Аккуратность и эстетичность оформления;

Целостность, тематическая завершенность представленных материалов;

Собранные материалы датируются, разбиваются на разделы, полученные разделы озаглавливаются.

Существуют различные подходы к построению портфолио педагогов. Предлагаем наиболее оптимальную структуру

Как правило, в структуре портфолио воспитателя детского сада, выделяют несколько разделов:

1. Визитная карточка воспитателя.

В разделе обязательно содержится такая информация о воспитателе, как:

    фамилия, имя, отчество воспитателя, год рождения – фото;

    сведения об образовании (копии дипломов об окончании учебных заведений);

    данные о трудовом и педагогическом стаже;

    копия аттестационного листа о присвоении категории.

Все копии должны быть заверены заведующим ДОУ.

2. Портрет.

В этом разделе:

    характеристика, подписанная заведующим ДОУ (в которой характеризуются профессиональные и деловые качества воспитателя, возможности повышения профессионального уровня, активное участие в жизни детского сада);

    творческая работа, в которой в свободной форме рассказывается о мотивационном выборе профессии, излагаются перспективы профессиональной деятельности.

3. Профессиональные достижения.

В зависимости от вида портфолио в данный раздел обязательно включаются такие материалы, как:

    индивидуальный план по самообразованию с описанием темы, содержания, списка литературы для изучения, этапов и сроков осуществления;

    творческие отчёты об опыте работы в виде рефератов, докладов, сообщений, презентаций и т.д.;

    тематические и перспективные планы воспитательно-образовательной работы;

    тексты сообщений и других материалов, которые подтверждают участие воспитателя в ГМО, семинарах и т.д.; статьи, опубликованные в периодической печати, в сети Интернет (с указанием названия издания, сайта);

    тема и описание проектной деятельности, изготовленные дидактические пособия и материалы;

    разработки планов работы с семьёй, анкетирование родителей и другие формы взаимодействия;

    фотографии, аудиоматериалы и видеозаписи различных форм совместной деятельности воспитателя с детьми.

* Для аттестационного портфолио воспитателя детского сада подбирают материал за период 1-5 лет.
* Для накопительного портфолио воспитателя детского сада – независимо от временного промежутка.
* Для тематического портфолио берётся материал только по конкретной теме.
* Для проблемного портфолио – материал по узкой проблеме.

4. Достижения воспитанников.

К материалам настоящего раздела можно отнести:

    данные диагностики уровня развития детей (в сравнении);

    копии грамот за призовые места воспитанников и копии сертификатов об участии воспитанников в конкурсах, спортивных и других творческих мероприятиях (с указанием уровня мероприятия);

    результаты продуктивной деятельности детей.

5. Подтверждающие документы.

Здесь воспитатель размещает:

    сведения о курсах повышения квалификации, профессиональной переподготовке или дополнительном образовании (копии документов);

    копии все полученных наград, грамот, благодарственных писем;

    сертификаты об участии в различных профессиональных и творческих конкурсах;

    справка, которая подтверждает использование современных образовательных технологий воспитателем (заверенная заведующим ДОУ).

6. Экспертные оценки, отзывы, рекомендации.

В данном разделе помещают результаты аттестаций, отзывы родителей о работе воспитателя, отзывы и рекомендации коллег.

При составлении портфолио воспитателя детского сада в конце каждого раздела указывается список используемой литературы.

Положение о портфолио воспитателя детского сада, наполнение видами материалов его содержания разрабатывается педагогическим коллективом в соответствии с Законом РФ «Об образовании» на основе «Концепции модернизации общего образования», Методических рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации и принимается на педагогическом совете.

Таким образом, портфолио педагога - это не только способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих, уровень профессионализма педагога, уровень подготовленности педагога, уровень его активности, как на работе, так и в общественной жизни образовательного учреждения, города и т.д.

Презентация портфолио.

Презентация - это итог работы, она должна быть продумана в соответствии с видом и целью. Это может быть защита материалов, выступление на методическом объединении презентация портфолио может проходить в виде выставки учебно-методических материалов, доклада, сопровождаемого компьютерным показом с помощью мастера Power Point, слайд-шоу.

Цель презентации это не сокращенное изложение разделов портфолио, а представление основных результатов проделанной работы за определенный период времени. Показатели качества презентации: соответствие содержания презентации содержанию портфолио; выделение основных результатов деятельности педагога; качество изложения материала.

Следует отметить, что единого образца портфолио не существует, при его создании следует руководствоваться принципами объективности, наглядности, системности и последовательности.

Для распространения педагогического опыта, важно свое электронное портфолио разместить в сети Интернет.

Продемонстрировать успехи воспитанников детского сада сегодня воз-можно благодаря технологии «Портфолио», получившей широкое распространение в практике дошкольного образования. Портфолио дошкольника – это не только папка, в которой отражены достижения ребенка за определенный период, это еще и сотрудничество педагога и родителей по изучению и отражению в динамике способностей малыша, его физического развития. Это не тесты, не проверка знаний, умений и навыков ребенка, а инструмент познания малыша как личности, с его удивительным миром и особенностями в развитии.

Значимость данной технологии состоит в том, что она направлена на взаимодействие всех участников образовательного процесса. Дети, педагоги и родители совместно участвуют в создании единого творческого продукта. При составлении портфолио родители могут показать условия жизни и творчества ребенка дома, а педагог – успехи своего воспитанника в детском саду. Также это один из способов повышения качества образовательного процесса, т. к. фиксация успехов ребенка позволяет проследить динамику, оценить сильные и слабые стороны его развития, а еще – наметить умения и навыки, требующие совершенствования.

Александр Прутченков – психолог, автор тренингов личностного роста так определил значимость ведения портфолио: «Очень важно, чтобы ребенок сам приложил определенные усилия к ведению портфолио, поскольку при этом происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей».

Портфолио дошкольника – это технология, позволяющая увидеть динамику развития ребёнка с 3 до 7 лет.

Портфолио дошкольника – это, прежде всего, первый шаг в открытии малышом своего Я: собственных чувств, переживаний, побед, открытий. Это «копилка» личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни.

Основная цель создания портфолио – развитие творческого потенциала дошкольника

Портфолио дошкольника рассматривается в качестве личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребенка в детском саду.

Введение портфолио позволит воспитателю целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление субъективного опыта.

Для ее реализации были поставлены следующие задачи :

    создание ситуации успеха для каждого ребенка, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

    максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;

    развитие познавательных интересов и формирование готовности к самостоятельному познанию;

    формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности;

    формирование положительных нравственных качеств личности;

    приобретение умений рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);

формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

Функции портфолио:

    диагностическая - фиксирует изменения и рост (умственный и физический) за определенный период времени;

    целеполагательная – поддерживает образовательные цели;

    мотивационная - поощряет достигнутые ребенком результаты;

    содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых работ;

    развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития от года к году;

Чтобы портфолио достигло своей цели, необходимо соблюдать ряд условий:

1. Одно из главных условий – это добровольность . Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании. Даже отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно.

И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио.

2. Необходимо чётко понимать цель создания портфолио. Она может быть различной:

    для сбора достижений , которые отражают результаты работы по какому-то направлению (например, достижения в изобразительной деятельности, спортивные достижения и т. д.);

    накопительной, когда информация собирается за определённый период. Таким образом, можно увидеть путь развития ребёнка за определенный отрезок времени;

    тематическое портфолио; составляется исходя из темы. Например, «Мои увлечения», «Моё домашнее животное», «Лето - весёлая пора» и т. д.

3. Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая. Если портфолио дошкольника, то вид, структуру и содержание определяет, либо педагог, либо члены семьи. Нельзя сбор информации пускать на самотёк, но считаться с мнением ребёнка обязательно.

4. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать. Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т. д.).

Виды портфолио:

    Электронный портфолио . Это довольно новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов.

    Портфолио-раскраска. Этот вид портфолио так же привлекателен для ребёнка. Ведь он сам может раскрашивать странички. Так же здесь допустимо и наклеивание готовых изображений. Но надо помнить, что содержание рубрик необходимо заполнять информацией.

Пример странички из портфолио-раскраски. Рубрика «Мир вокруг нас». Титульный лист рубрики ребёнок может изобразить по своему усмотрению: может нарисовать как он ходил в зоопарк, раскрасить этот рисунок, но запись рассказа должен сделать взрослый.

    Печатное портфолио одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек.

Но любое портфолио должно привлекать в первую очередь самого автора. Страницы его должны быть оформлены так, чтобы дошкольник, который ещё не умеет читать, смог понять, о чём идёт речь. Этому способствуют фотографии, рисунки, иллюстрации.

Структура портфолио определяется в соответствии с его видом и целью. Основу каждого портфолио составляет несколько разделов.

В портфолио можно предложить следующие рубрики :

    «Познакомьтесь со мной». Раздел пополняется данными о рождении, знаке зодиака, информацией, кто из знаменитостей родился в этот день. Можно разместить информацию о том, что означает имя ребёнка. А также генеалогическое древо.

    «Я расту». Эту рубрику можно подразделить на две:

Вот какой я большой: вес, рост, можно прорисовать ладошку ребёнка на разных возрастных этапах

Чему я научился: прописываются умения и навыки, которые ребёнок приобрёл за прошедший год. Например, научился выговаривать звук –р, считать до десяти и т. д.

    «Моя семья»: помещаются фотографии членов семьи, рисунки ребёнка. Каждое изображение дополняется рассказом.

    «Мои друзья»: аналогично рубрике «Моя семья»

    «Мир вокруг нас»: фото или детские рисунки путешествий, семейного отдыха, прогулок, походов.

    «Золотые ручки». Этот раздел может содержать работы детей, сделанные своими руками или фотографии, если они объёмные. Обязательно прописывается дата, тема работы.

    «Расскажи обо мне»: рассказы о том, какой ребёнок на взгляд родителей, воспитателя детского сада, друга и т. д.

    «Размышления вслух»: высказывания детей, интересные речевые обороты, слова, размышления.

    «Мои достижения»: грамоты, благодарственные письма и т. д.

Два раза в год ребёнок самостоятельно определяет лучшую свою работу в каждом направлении, оставляя её в рабочих материалах, другие работы можно убрать. Таким образом, данный раздел позволяет ребёнку учиться себя оценивать, учиться ставить перед собой цели, достигать их, позволяет увидеть динамику развития ребёнка на этапе дошкольного детства.

Этапы работы:

1. Постановочный

Приступая к реализации технологии портфолио, необходимо определить цель его создания, разработать «Положение о портфолио дошкольника», определить функциональные обязанности участников образовательного процесса. Важно заинтересовать родителей, объяснить о необходимости совместного сотрудничества, способствующего развитию ребёнка.

В одних дошкольных учреждениях портфолио составляют под руководством воспитателя и хранится он в группе, в других-под руководством специалистов дошкольных учреждений, в третьих-портфолио составляется родителями и детьми, хранится в основном дома.

Структуру портфолио дети и взрослые определяют совместно, в зависимости от интересов и индивидуальных особенностей.

При обсуждении с детьми, как должен выглядеть портфолио, необходимо обратить их внимание на следующие моменты: на какое время он рассчитан, как долго будут собираться материалы, как часто пополняться, в какое время и когда будут рассматриваться и анализироваться. Продумать титульный лист, обложку; возможно, что все портфолио будет сопровождать эмблема или логотип группы, детского сада. Обсудить с детьми, какие будут разделы, предложить им на выбор различные варианты.

2. Основной

2.2. Индивидуальная работа с детьми

При работе с портфолио педагогу необходимо грамотно и правильно строить беседу, продумать вопросы к ребенку при работе с каждой страничкой.

2.3. Взаимодействие с родителями.

Наблюдения, осуществляемые взрослыми, должны быть ненавязчивыми, а заинтересованными в раскрытии творческого потенциала ребенка. С этой целью проводятся с родителями семинары-практикумы, беседы, индивидуальные разговоры.

2.4. Консультации с педагогами.

В работе над портфолио важна взаимосвязь в деятельности специалистов ДОУ.

Педагог-психолог помогает педагогам и родителям в организации индивидуального подхода к ребенку.

Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, помогают в создании условий для развития детского творчества в физической, музыкальной, театральной деятельности.

Взаимосвязь специалистов возможна только при четком понимании каждым своей роли в формировании портфолио.

3. Заключительный.

В конце учебного года в группе можно организовывать фестиваль портфолио.

Вывод:

Работа над созданием портфолио, позволяет сблизить интересы родителей и специалистов ДОУ, т. к. в данном деле в центре внимания находится ребенок.

Портфолио дошкольника-это своеобразный маршрут его развития, Это возможность лучше понять ребенка, это способ взаимодействия педагогов между собой, педагогов и родителей. При выпуске из детского сада портфолио вручается ребенку.

На сегодняшний день умение работать с портфолио как с технологией актуально. Портфолио дошкольника представляет развернутую качественную характеристику детских достижений.

Портфолио позволяет осуществлять комплексную оценку индивидуального прогресса и вне учебных достижений воспитанников, формировать у ребёнка навыки самооценки и самоконтроля. Работая над портфолио в ДОУ, родители и воспитанники осваивают данную технологию и уже на этапе начальной школы владеют навыками дальнейшего создания.

Приложение

Формы работы с детьми по формированию портфолио .

Беседы

Литературная викторина

Составление и отгадывание загадок

Игры с правилами

Сюжетные игры

Составление сказок и загадок

Обыгрывание ситуации Праздники

Развлечения Творческие встречи

Беседа

Словотворчество

Ситуативный разговор

Режиссерская игра

Трудовая

Реализация проекта

Изготовление поделок

Выполнение заданий

Изготовление подарков

Продуктивная

Мастер класс

Реализация детских проектов

Изготовление по образцу

Выжигание

Вышивка

Познавательно-исследовательская

Экскурсии

Коллекционирование Моделирование Экспериментирование

Коллекционирование

Моделирование

Экспериментирование

Музыкально-художественная

Театрализованные представления

Открытые мероприятия Посещение театров

Игра на музыкальных инструментах

Выступления

Двигательная

Пешие прогулки

Однодневные походы

Участие в соревнованиях

Пантомима

Организация подвижных игр

Игровая

Сказкотерапия

Сюжетные игры

Режиссёрская игра Сюжетные игры

Технология "Портфолио" – ведущий показатель целостной системы оценки качества образования

    Красноперова Татьяна Вадимовна , заместитель директора по научно-методической работе

Разделы: Администрирование школы , Внеклассная работа , Общепедагогические технологии , Классное руководство , Работа с родителями

Проблема оценки качества образования находится сегодня в зоне повышенного внимания всей российской общественности, государства в целом и, конечно же, семьи. Уровень понимания оценки качества образования для каждого из них имеет разностороннюю направленность, что не позволяет вынести однозначного решения. По мнению М.М. Поташника качество образования (КО) есть соотношение цели и результата, как меры достижения целей при том, что цели (результаты) заданы только операционально, а значит предельно конкретно и спрогнозированы в зоне потенциального развития школьника.

Для того чтобы цель была направлена на конкретного субъекта (ученика, педагога), а результаты превратились в оценку их личностных достижений, требуется создание целостной системы организации и управления образовательным процессом. При этом используемое понятие “качество образования” будет означать качество образовательного процесса, выраженное в его результатах.

Где же можно увидеть эти результаты? Как следует их представить, чтобы путь продвижения по лестнице личностного роста всех субъектов образования стал наглядным и мотивировал других добиваться еще более высоких результатов в учебной и профессиональной деятельности?

В последнее время происходят кардинальные смещения акцентов в критериях качества образования. Так, количественные и знаниевые показатели приобретают компетентностную направленность. В этом случае возникает необходимость создания специальной образовательной среды, в которой появится возможность мотивировать субъектов на овладение соответствующими компетенциями, а также создания условий для деятельности, способствующей формированию и развитию этих компетенций. Практика показала, что в качестве возможного и достаточно эффективного инструмента по организации и управлению образовательным процессом следует рассматривать технологию “Портфолио”, с помощью которой складывается наглядная и целостная картина, отражающая систему оценки качества образования (СОКО).

Этимология понятия “портфолио” имеет свою давнюю историю и разностороннюю направленность. Оно появилось в Западной Европе еще в ХV-XVI вв. Архитекторы эпохи Возрождения представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую называли “портфолио”. Документы, представленные в этой папке, позволяли составить впечатление о профессиональных качествах претендента.

В настоящее время термин “портфолио” достаточно часто применяется в финансовой системе для обозначения состояния ценных бумаг предприятий или частных владельцев. Если рассматривать его шире, то можно заметить, что оно имеет в целом обозначение всех представленных достижений фирмы. У фотографов и фотомоделей этот термин обозначает альбом с фотографиями, а в повседневной жизни “портфолио” представляют как: визитную карточку (совокупность сведений о человеке, конкретной организации, учреждении); досье (собрание документов, образцов работ, фотографий дающих представление о предлагаемых возможностях и услугах); портфель учебных и профессиональных достижений человека.

Таким образом, процесс постижения смыслового значения термина “портфолио” позволил увидеть множество различных направлений, трактовок и характеристик, но общепринятого варианта данного понятия пока не установлено.

Однако мы не ставим своей задачей рассматривать портфолио во всех сферах и областях его применения. Цель данной статьи заключается в том, чтобы узнать глубину и значимость сущностного значения “портфолио” как педагогической технологии. Для этого необходимо понять: ЧТО такое “Портфолио”? ДЛЯ ЧЕГО и ЗАЧЕМ нужно создавать “Портфолио”? В ЧЕМ заключается важность и значимость “Портфолио” как технологии, образующей целостную систему оценки качества образования в учебном заведении? Наряду с этим также важно понять, что есть технология “Портфолио” – банк достижений или технология формирования системы этого банка?

Идея создания и использования портфолио в сфере образования возникла в середине 80-х годов в Соединенных Штатах Америки. Далее, после Америки и Канады данная идея становится все более популярной в Европе и Японии. Уже в начале ХХI в. идея портфолио получает широкое распространение и реальное практическое применение в России. Еще совсем недавно в российском образовании портфолио принято было рассматривать как продукт деятельности выпускника “на выходе” конкретной образовательной ступени, а также степень готовности педагога к профессиональной деятельности, представленной в “портфеле” (“папке специалиста”).

В результате углубления в сущность понимания термина “портфолио” было выявлено, что в переводе с итальянского языка слово портфолио означает “папка специалиста” или “папка с документами”. Современное российское образование трактует данный термин как “папку индивидуальных достижений ученика или учителя”. Вместе с тем “Портфолио” может рассматриваться и как “учебный портфель”, “рабочий портфель”, “портфель достижений”, “профессиональный портфель” и др. Это связано с разными факторами, обусловливающими целесообразность его создания, а именно: цель формирования самого портфолио; возрастная категория исполнителей участников, которой предстоит его создать; тип и вид учебного заведения, которое представляет свой продукт предметного и/или профессионального образования обществу.

В педагогической литературе отечественными учеными также представлены различные подходы к определению данного понятия. Согласно позиции Е.Е.Федотовой, Т.Г.Новиковой, А.С.Прутченкова термин “портфолио” трактуется как “учебный портфель”, что определяет целенаправленное собрание работ учащихся, определяющих усилия и потенциал, развитие и достижения в одной или нескольких образовательных областях в соответствии с учебным планом. Следовательно, “портфолио” – есть отчет или портфель достижений, с помощью которого фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения учащегося в определенный период его обучения при определенных условиях.

Итак, в нашем понимании “Портфолио” – это документ, представляющий результативный пакет достижений ряда лет, который рассматривается и принимается многими его создателями в разных ипостасях, а именно как форма, метод, средство и даже технология, что значительно влияет на его структуру, содержательную составляющую, формирование отдельных тематических модулей, касающихся конкретного профиля и конкретной профессионально-специфической направленности.

В настоящее время в отечественном и зарубежном образовании портфолио является одной из наиболее часто применяемых разновидностей технологий, ориентированных на результат. Однако в связи с потребностью в объективном оценивании реальных достижений учащихся в определенных предметных областях и их способностей к дальнейшему профильному и профессиональному образованию данную технологию необходимо рассматривать как глобальное и значимое явление, представленное как продукт взаимодействия интеллектуального и творческого, полученного в результате креативной созидательной деятельности субъекта образования.

Именно технологический подход позволяет рассматривать “Портфолио” как педагогическую технологию. Слово “технология” произошло от греческих слов techne – искусство, мастерство и logos – учение. В результате чего термин “педагогическая технология” в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве и мастерстве.

Особую актуальность в технологии “Портфолио”, по мнению Сметанниковой Н.Н., Полат Е.С., Шалыгиной И.В. приобретает самооценка собственной учебной деятельности учащегося или профессиональной деятельности педагога.

Дутко Н.П. делает акцент на профессиональных качествах и достижениях личности педагога и предлагает рассматривать портфолио как технологию оценивания профессионального роста учителя. Она считает, что это позволит решить проблему, объективного оценивания профессиональных качеств и достижений педагога. В ее понимании “портфолио учителя – индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие системы образования России. Безусловно такое портфолио обеспечивает интеграцию количественной и качественной оценок, позволяющих быть средством мониторинга профессионального роста учителя в полной мере отражающих уровень его компетентности и конкурентоспособности; коллекцией дидактических и методических материалов, предназначенных для более совершенной организации учебного процесса”.

Такой взгляд подтверждает мысль о том, что с помощью портфолио как педагогической технологии, достаточно эффективно можно отслеживать сформированность ключевых компетенций и компетентностей учащегося и педагога как современного человека XXI века. На наш взгляд наиболее значимыми и востребованными были выделены следующие компетенции:

    информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

    коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

    самоорганизационная (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

    самообразовательная (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая при этом успешность и конкурентоспособность).

Мейер Д. рассматривает технологию “Портфолио” как целенаправленный продукт и коллекцию работ учащихся, демонстрирующую их усилия, прогресс, достижения в одной или более предметных областях различной направленности. Согласно предложенной им версии, технология “Портфолио” способна обладать широкими возможностями для реализации творческих способностей и познавательных интересов школьников в конкретных условиях. Использование данной технологии позволяет стимулировать учащихся, ориентировать их на достижение высоких учебных результатов, максимально развивать их познавательные и креативные способности.

Селевко Г.К. отмечает, что в научном понимании и употреблении термина “педагогическая технология” можно встретить большие разночтения, среди которых он выделяет четыре позиции:

    педагогические технологии как средство, т.е. как производство и применение методического инструментария, аппаратуры, учебного оборудования и ТСО для учебного процесса;

    педагогические технологии как способ, который следует рассматривать в качестве процесса коммуникации (способ, модель, техника выполнения учебных задач), основанный на определенном алгоритме, программе, системе взаимодействия участников педагогического процесса;

    педагогические технологии как научное направление, в котором рассматриваемая педагогическая технология выступает как обширная область знания, опирающаяся на данные социальных, управленческих и естественных наук;

    педагогические технологии как многомерное понятие, представляющее многоаспектный подход и рассматриваемое педагогические (образовательные) технологии как многомерный процесс.

Совершенно очевидно, что все представленные позиции имеют определенную значимость в каждом конкретном случае. В связи с этим, на наш взгляд, целесообразно рассматривать технологию “Портфолио” придерживаясь четвертой позиции, поскольку это есть: “система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам” (Г.К. Селевко).

Вместе с тем, выстраивая поэтапную технологическую цепочку по представлению достижений в “Портфолио”, мы склонны рассматривать ее как систему конкретных выдающихся результатов учащегося, выпускника студента, педагога, которые были получены в совокупности последовательных действий взаимосвязи данных субъектов с целью получения образования, развития и формирования личности каждого из них.

В связи с этим, можно отметить, что весь этот процесс приобрел новую технологию, под которой следует понимать организацию педагогического процесса как совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между компонентами педагогического процесса, а также организацию педагогического процесса в соответствии с конкретной теоретической парадигмой (Стефановская Т.А.).

Возникает вопрос: в чем же заключается эта целостная система и как правильно ее создать? Суть вопроса заключается в том, что для любой технологии и технологии “Портфолио” в том числе характерны наличие и взаимосвязь ведущих компонентов (целевой, содержательный, организационный, экспертно-оценочный), которые и образуют целостную систему. Следовательно, рассматривать ее необходимо комплексно в тесной взаимосвязи с каждым из указанных компонентов. Вместе с тем важно учитывать тип, вид, цель и результат будущего портфолио, поскольку соотношение цели и результата способны констатировать реальную картину в целостной системе оценки качества образования учащегося, педагога, а также всего образовательного учреждения.

Некоторый практический опыт показывает, что сегодня существует достаточно много взглядов и подходов к созданию портфолио как ведущего показателя и главной оценки системы качества образования. В связи с этим для расширения диапазона возможностей эффективного использования технологии “Портфолио” опытные педагоги охотно дают рекомендации не только по его содержанию, но и по структуре оформления, представлению защиты и др..

Собственный практический опыт также позволяет сделать несколько, наиболее важных на наш взгляд, рекомендаций и ориентиров для успешной работы с портфолио.

Так, одним из важных моментов успешной работы по созданию портфолио необходима разработка индивидуальной программы деятельности составителя с конкретными этапами и графиком по ее реализации. По целям она может быть стратегической и/или тактической; во временном отношении - краткосрочной и долгосрочной и т.д.

Портфолио можно классифицировать по следующим направлениям:

    по ведущим субъектам образования: портфолио ученика, учителя, семьи;

    по видам деятельности каждого субъекта: портфолио ученика с конкретной профильной направленностью; портфолио учителя-предметника с конкретной предметной направленностью; портфолио классного руководителя;

    портфолио педагога дополнительного образования; портфолио педагога-организатора; портфолио социального педагога; портфолио по работе с одаренными детьми и др;

    по типам (Селевко Г.К.), в зависимости от целей создания: папка достижений; рефлексивное портфолио; тематическое портфолио;

    комбинированные варианты, соответствующие поставленной цели: проблемно-исследовательское; портфолио-антология; презентация.

Представленная классификация портфолио позволяет сделать вывод о том, что варианты его использования могут быть самым различными и широкими по назначению. Прежде всего, это: инструмент для обсуждения результатов обучения и личностного развития школьников среди одноклассников, родителей, педагогов; подготовка и обоснование целеполагания будущего профиля, выбранного учащимся; документ, индивидуальная карта учащегося, в которых отражено его развитие, система отношений и результаты самовыражения; широкая возможность для выбора темы портфолио учащимся (тематическое портфолио); показатель собственных изменений, представленных в различных формах рефлексивного анализа; сравнительная характеристика по установлению связи предыдущих и новых знаний.

Безусловно, что все указанные выше показатели проявляются в конкретной деятельности, результатом которой становится определенный продукт. В связи с этим портфолио обязательно должно включать продукты деятельности субъектов образовательного процесса в соответствии с выбранной классификацией, которые можно подразделять на учебные и профессиональные.

Как правило, учебное портфолио в общем понимании представляет не только форму, но и процесс организации образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности обучаемого, что необходимо для всесторонней количественной и качественной оценки уровня обученности конкретного ученика и дальнейшей коррекции процесса обучения в целом.

При формировании портфолио важно учитывать возрастные особенности, чтобы, отмечая успехи в учебной, творческой, спортивной и общественной деятельности учащегося представить их ярко, наглядно и понятно для каждого ученика, в особенности ученика начальной школы. Систематическая работа с портфолио поможет учителям и родителям совместно со школьником решать важные задачи следующего характера: своевременно отмечать успехи ученика; диагностировать и проводить мониторинг индивидуального роста успешности учащегося; поддерживать интерес школьника к получению качественного образования и освоению им, в полной мере, универсальных учебных действий (УУД); формировать самооценку школьника в процессе учебной и внеучебной деятельности; способствовать формированию умения добиваться решения поставленных задач.

В этом случае портфолио используется как метод независимого рейтингового оценивания результатов, достигнутых обучающимися в конкретных предметных областях и других сферах учебной, внеучебной и внешкольной деятельности, свидетельствующей о наличии у школьников определенных способностей к дальнейшему продолжению образования в профилях.

При формировании профессионального портфолио следует учитывать, что одной из главных задач современного образования является повышение его качества в рамках реализации стандартов нового поколения, а также готовность обучающихся к осознанному подходу и сбору материалов для дальнейшего оформления своего портфолио в рамках будущей профессиональной деятельности. Безусловно, это станет основой для определения образовательного рейтинга выпускника основной школы и конкурентоспособности будущего специалиста среднего и высшего профессионального образования, в том числе и педагога.

Рассмотрим примерные продукты деятельности учащегося и педагога.

В учебные портфолио могут быть включены различные категории и наименования продуктов учебно-познавательной деятельности, а именно: работы ученика (классные самостоятельные и домашние работы); оригинальные решения или выполнение сложных занимательных учебных заданий по конкретной теме (по выбору учащегося); выполнение заданий самостоятельно сверх учебной программы; рефераты различной направленности и сложности; наглядные пособия, изготовленные по конкретной тематике; краткие эссе или резюме о прочитанных книгах по данной учителем теме; дневник личностного роста учащегося; задания для одноклассников, составленные самим учащимся по конкретной теме; фотографии, представленные по направления деятельности; описание проведенных мини экспериментов и лабораторных работ; аудио и видеоматериалы с выступлениями учащегося; работы, имеющие интегративные связи со смежными дисциплинами; дипломы, поощрения, награды, благодарственные письма по конкретным предметам.

В профессиональные портфолио могут быть включены категории и наименования продуктов педагогической деятельности, а именно: индивидуально-творческие работы педагога; эвристические задания для классных и домашних самостоятельных работ учащихся; методические рекомендации для решения (выполнения) сложных занимательных заданий по конкретной теме, предлагаемой учащимся; подбор и разработка заданий для самостоятельной работы учащихся сверх учебной программы; примерная тематика реферативных работ по различной направленности и сложности; разработанные цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) по конкретной тематике; дневник личностного профессионального роста педагога; фотографии, представленные по направлениям деятельности; описание проведенных мини экспериментов и лабораторных работ с учащимися; аудио и видеоматериалы с выступлениями педагога на различных уровнях; дипломы, поощрения, награды, благодарственные письма по конкретным предметам; мониторинг оценки качества образования по конкретной учебной дисциплине; пакет диагностических процедур для отслеживания результатов личностного роста учащегося и самого учителя.

Все разнообразие видов портфолио определяется целью его использования. Так, после определения цели решаются вопросы основных и специфических компонентов портфолио, процесса его оценки, внешнего оформления и обсуждения. Педагог, использующий эту технологию, может создать портфолио преподавателя по предмету, портфолио-методист, портфолио-исследователь, портфолио-классный руководитель и др.

Внедрение технологии “Портфолио” в учебном заведении требует большой и систематической работы по повышению квалификации и профессионального роста личности педагога, его компетентности в вопросах образования. Необходимость ее внедрения очевидна, поскольку требует у педагогов готовности понять и принять эту технологию как очередную инновацию, с помощью которой появится возможность для раннего формирования у учащихся универсальных учебных действий.

Наряду с этим, следует отметить важность имеющейся структуры, содержания и формы портфолио как педагогической технологии, которой в обязательном порядке присущи конкретные теоретические положения и подходы, лежащие в основе учебной и профессиональной деятельности каждого конкретного субъекта. Для обоснования этих положений, необходимо достаточно подробно рассматривать указанные выше ведущие структурные компоненты (целевой, содержательный, организационный, экспертно-оценочный), образующие данную технологию.

В связи с этим, собранный банк необходимых материалов для портфолио важно грамотно и логично структурировать и при этом помнить, что портфолио это не просто банк достижений. В данном случае ценность представляет технология формирования системы этого банка (логичная, содержательная, целесообразная). Понятно, что при всем том многообразии вариантов портфолио его структура должна оставаться разнообразной, легкой для восприятия и осознания достижений субъекта любого возраста, состоять из нескольких сущностно важных разделов. На наш взгляд обязательными разделами должны быть уже имеющие официальные сертифицированные документы (“Портфель документов”), курсовая подготовка педагога, курсы по выбору и творческие работы учащегося и педагога (“Портфель работ”), а также отзывы, рекомендации, самоанализ.

В качестве рекомендаций и уточнений следует отметить, что подраздел “Курсы по выбору” можно представить в виде зачетной книжки, в которой указываются пройденные курсы с оценкой и формой зачетных мероприятий: “зачет”, “реферат”, “исследовательский проект”, баллы.

При формировании подраздела “Творческие работы” необходимо дать перечень и аннотированное описание работ в различных видах деятельности, желательно приложить рецензии, если таковые имеются. В качестве результатов деятельности могут быть представлены различные проекты, научные исследования, рефераты, доклады, статьи, различного рода изобретения, работы по искусству и др.

В качестве примера, подтверждающего качество образования педагога, можно предложить следующие, достаточно эффективные виды используемых нами в процессе педагогической деятельности профессиональные портфолио педагога: демонстрирующие собственные достижения, развивающие личностные и профессиональные качества, отчетные по обобщению передового педагогического опыта, электронные как целостная система оценки качества образования в виртуальной педагогической среде.

Результатом представления портфолио, как правило, является итоговая оценка. Она определяется суммой баллов по всем представленным разделам. В практике оценивания портфолио, как продукта деятельности выпускников, имеется достаточно большой опыт, представленный на всех ступенях образования (школа, профессиональное училище, вуз и др.). Это показатель успешных достижений выпускника в процессе конкретного временного периода, фиксирование и накопление им индивидуальных достижений собственного прогресса. Такой подход позволяет говорить о некоторой уже сложившейся системе, которая должна иметь преемственные связи на всех ступенях обучения.

В связи с этим, следует отметить, что достаточно важно и целесообразно начинать работу с портфолио еще в школе. Именно там начинает формироваться первый опыт учащегося по созданию своего “шедевра успеха” как части личностной траектории развития выпускника и будущей карьеры начинающего специалиста. Представление им своих результатов с помощью портфолио позволяет проанализировать не только процесс, но и результат конкретной образовательной деятельности, проделанной в конкретные временные сроки, оценить степень сформированности его личностных качеств. При этом понятно, что на каждом из этапов должны стоять свои задачи, максимально способствующие повышению качества образования в целом, а значит и продукта – конкурентоспособного специалиста.

В настоящее время кардинальные изменения вносят на рынок труда существенные коррективы по отношению к человеку к его профессионально-квалификационным характеристикам и выдвигают все новые и более жесткие требования к продукту его профессионального труда. В связи с этим основными морально-психологическими качествами работника становятся инициативность, самостоятельность, креативность, способность сотрудничать и взаимодействовать с другими субъектами общества, высокая мотивация к карьерному росту, повышению квалификации и профессиональному переобучению. Именно эти качества позволяют человеку быть мобильным и конкурентоспособным на рынке труда, а технология “Портфолио” как эффективный инструмент и ведущий показатель системы оценки качества образования позволяет наглядно представить целостную картину о степени сформированности личности как успешного, компетентного и делового ЧЕЛОВЕКА.

ЛИТЕРАТУРА

    Красноперова Т.В. Технология формирования интереса к музыке у учащихся 1-8 классов гимназии. //Материалы региональной научно-практической конференции “Непрерывное образование личности в условиях модернизации общества”. Улан-Удэ. 2008. 75-81 с.

    Новикова Т.Г., Прутченков А.С., Пинская М.А., Федотова Е.Е. Папка личных достижений школьника – “Портфолио”: теория вопроса и практика реализации/ Под ред. Т.Г. Новиковой. – М.: АПК и ПРО, 2004. – 112 с.

    Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр “Академия”, 2001. – 272 с.

    Поташник М.М. Качество образования: проблемы и технология управления (В вопросах и ответах). – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 352 с.

    Селевко Г.К. Опыт системного анализа современных педагогических систем / Г.К. Селевко “Школьные технологии”, 1996. № 6. – С. 3-43.

    Стефановская Т.А. Концепт-доктрина педагогического исследования: региональный компонент. – Иркутск: ИГЛУ, 2000. – 70 с. С. 14).

    Федотова Е.Е., Новикова Т.Г., Прутченков А.С. Зарубежный опыт использования портфолио// Методист. – 2005. - №5. – С. 27-33.

    Шалыгина И.В. Портфолио – педагогическая технология школьной оценки//Естествознание в школе. – 2004.- № 2. – С.51-54.

Непонятное пока ещё для многих слово «портфолио» прочно входит в нашу жизнь. Теперь оно сопровождает человека с самого раннего детства. Мы попытаемся рассказать, что это такое и для чего оно нужно школьнику. Сам термин «портфолио» пришёл к нам из итальянского языка: portfolio в переводе означает «папка с документами», «папка специалиста».

Когда начинать создавать портфолио?

В последние годы практика оформления портфолио школьника получила большое распространение. Сегодня во многих общеобразовательных учреждениях оно является обязательным. Даже дошкольные учреждения вводят в свою работу деятельность по сбору успехов ребёнка. Первокласснику уже необходимо приступить к оформлению своей папки достижений. Конечно, ребёнку, который учится в начальной школе, сделать самостоятельно это очень сложно, поэтому чаще приготовление данной папки выполняется родителями. Вопросы и удивления родителей вполне естественны, потому что в своё время они не сталкивались с подобным требованием. В нашей статье мы постараемся ответить на вопрос, как сделать портфолио для школьника.

Зачем нужна «папка с документами» школьнику, и что в ней должно находиться?

Отслеживание всех успехов и результатов любой деятельности ребёнка - хорошая практика, ведь это помогает взрослым раскрыть многогранность личности ребенка. Да и маленькому человеку важно осознавать свои первые достижения, чтобы развиваться дальше. Информация о ребёнке, его семье, окружении, успехи учёбы в школе, грамоты и дипломы, полученные за участие в различных школьных и внешкольных мероприятиях, фотографии, творческие работы, показывающие знания, умения, навыки ребёнка - всё это является своеобразной презентацией умений, интересов, увлечений и способностей ребёнка. Собранная информация пригодится при переходе в другую школу или при дальнейшем выборе профильных классов и при поступлении в высшее учебное заведение. Основной целью портфолио школьника начальных классов является выявление всех достоинств ребёнка и раскрытие его внутреннего потенциала через структурное собрание его работ, оценок и достижений. Это помогает сформировать у ребенка мотивацию к деятельности, научить его ставить цели и добиваться успеха.

Портфолио - продукт творческий

Решив приступить к оформлению портфолио школьника 1 класса, необходимо для начала продумать его составные части, решить, какие разделы или главы в него войдут, как они будут называться. Очень часто учителя начальных классов предпочитают однородную структуру для всех учеников, а потому, сообщая вам о том, что нужно оформить портфолио, заодно предложат и его примерный план. В этом случае родителям не придётся ломать голову над составляющими самостоятельно. По большому счёту, портфолио школьника - творческий документ, и ни в одном нормативном акте нет чётких, прописанных государством требований к нему.

Каждый родитель понимает, что первый класс - это важный период в жизни ребенка: знакомство с учителями и одноклассниками, постепенное взросление и повышение самостоятельности. Переходя из условий детского сада в школу, где всё ново и непривычно, ребёнок испытывает небольшой стресс, быстрее освоиться на новом месте помогает портфолио школьника. Образец его составления может варьироваться в зависимости от класса и школы, но в нём обязательно должна находиться информация о ребенке и его родителях (законных представителях), о его увлечениях и хобби. Все эти данные помогут детям быстро найти себе новых друзей и общие интересы с одноклассниками, а учителю - легче организовать учебный процесс и беседы с детьми.

Общая форма - индивидуальное наполнение

В каждой школе или даже в каждом классе может быть разработано свое портфолио школьника, образец которого будет предложен учителем детям и родителям, но всё же эта папка - что-то вроде «визитной карточки» ребёнка, а потому она должна отражать его индивидуальность.

Выбор шаблона

Детям неинтересны будут простые листы, записи, фотографии, их гораздо больше привлечёт весёлое красочное оформление. Поэтому для начала подберите для портфолио школьника шаблоны, которые сегодня можно найти без труда. А затем вместе с ребёнком выбрать подходящий. Если ничего нужного найти не удалось, то можно самостоятельно создать шаблон, который будет максимально отвечать задуманному вами. Создать шаблон самостоятельно сможет не каждый родитель, а даже если и справится с этой задачей, то придётся потратить много времени. Именно поэтому такой популярностью пользуются готовые шаблоны для портфолио школьника, которые можно редактировать быстро и легко.

В оформлении могут быть использованы обожаемые детьми персонажи. Мальчишки, например, любят автомобили. Портфолио с гоночными машинами подойдут как раз для тех, кто любит гонки и скорость. Девчонкам больше по душе принцессы или феи в качестве элемента оформления. Нужно помнить, что картинки с любимыми героями не должны отвлекать от содержания, их роль - настраивать на позитивный лад при открытии папки.

Что рассказать о себе

Первый раздел портфолио школьника начальных классов, как правило, включает личные данные. Это и титульный лист, где указываются имя, фамилия, а также размещается фотография ребёнка, которую он должен выбрать сам. Также этот раздел может включать автобиографию, рассказ о себе, список долгосрочных и краткосрочных планов учебы. Ребёнка необходимо привлечь к заполнению, поощряя его инициативу. Пусть он напишет о качествах характера, которые есть у него, о своих любимых занятиях и увлечениях, расскажет о городе, в котором живёт, о родных и близких, о тех, с кем дружит, о своем имени или фамилии, о школе и о классе. Можно написать и мечту о том, кем хочет стать ученик, когда вырастет. Школьник может даже разместить режим дня, которому он следует. Он должен описывать всё то, что ему интересно, и то, что он считает важным.

Ребёнок, заполняя папку, может сделать небольшие открытия - например, впервые прочитать о происхождении имени и фамилии.

Описать свой мир непросто

Первая часть может иметь свои подразделы. Возможно, они войдут в готовое портфолио школьника, которое вы создадите самостоятельно, учитывая индивидуальность ребёнка. Если ребёнок увлечён чтением, создайте раздел «Мои любимые книги». Увлечение природой можно отразить в части «Мои домашние животные».

Портфолио заполняется не навсегда, оно будет с течением времени пополняться, меняться. Если ребёнок напишет ответы на вопрос «Что я умею и люблю делать», то к четвёртому классу информация, занесённая первоклассником, точно потеряет свою актуальность. Поэтому больше пользы принесёт регулярная работа по заполнению хотя бы несколько раз в год.

Раздел успехов и достижений

Если у ребёнка уже накопились грамоты и дипломы, полученные за участие в различных школьных конкурсах, то родителям не остаётся ничего другого, кроме как сделать портфолио для школьника. Можно размещать их в хронологическом порядке или делить их на разделы, например, «Успехи в учёбе» и «Заслуги в спорте», хотя для младшего школьника важны все его свершения. В этой части будут содержаться сведения, касающиеся в основном учёбы и творческой деятельности. Пополняться эти данные будут постепенно за годы учёбы в школе.

В достижения первоклассника можно приложить первую пропись, удачный рисунок или аппликацию.

Если мероприятие, участником которого стал ребёнок, освещалось в средствах массовой информации, для портфолио школьника можно сделать вырезки из газет или распечатать интернет-страницы с сообщением.

Дети выбирают себе занятия и посещают занятия в кружках, секциях и клубах. Информацию о них также можно вынести в особый раздел. Здесь может быть информация об учреждении, которое посещает школьник.

Как я учусь?

Учебной деятельности, как основной в жизни ребёнка младшего школьного возраста, должен быть отведён отдельный раздел. Здесь может быть не только таблица вроде школьного табеля, но и успешно выполненные проверочные работы, первые тетради, лист с первой пятёркой. Сюда можно также включить показатели техники чтения.

Лучший способ «продать» себя как дизайнера - это сделать себе качественное портфолио. В нем вы отражаете свои работы и привлекаете клиентов. Каждый дизайнер должен иметь портфолио. Если это так, сначала задайте себе несколько вопросов: cколько времени вы тратите на к улучшение своего портфеля? Как вы думаете, какие работы в нем - лучшие? Одно можно сказать точно - в каком бы виде ни было представлено ваше портфолио, его всегда можно улучшить

Нет ничего важнее, чем представление лучших из ваших работ в ясной, привлекательной форме. Эта статья поможет вам достичь всего этого. Ниже вас ждут 20 советов для создания идеального портфолио. Эти советы как для физических, так и для онлайн- портфолио. Держите эти советы в вашем уме. Пришите в комментариях, что вы думаете - буду рад получить отклик.

Физическое дизайн-портфолио

20. Размер

Одним из основных вопросов, на который нужно ответить - сколько работ должен содержать ваш портфель? Для всестороннего портфолио нужно по крайней мере 20 примеров ваших лучших работ, чтобы сделать самое лучшее впечатление. Хотя практика показывает, что иногда хватает и 5-6 действительно классно оформленных самых лучших работ.

19. Соответствующие Примеры

Если вы претендуете на должность штатного дизайнера, то лучше включать актуальные для должности примеры. Если, например, вы хотите устроиться веб-дзайнером, то демонстрация потенциальному работодателю набора логотипов не подойдет. Реальные или вымышленные сайты и прототипы - вот что нужно в идеале.
Reference image: http://www.behance.net/gallery/14739489/PASCAL-QUIGNARD

18. Контекст

Дизайнер или художник должны уметь создавать графику соответствующую заданию. Вы должны быть в состоянии хорошо понимать бриф. Если у вас в портфолио выложены одинокие картинки, добавьте им контекст. Откуда пришли эти образы? Как возникла идея? Каков был ход ваших мыслей? Все, что поддерживает концепцию образа, обязательно для включения в портфель.

17. Работа для удовольствия

Портфолио должно включать в себя не только работу на клиентов. Дизайн должен быть еще и вашим хобби. Выкладывайте свои собственные проекты, ведь часто они получаются намного интереснее заказной работы.

16. Держите его свежим

По мере роста опыта, растет и портфель, пополняясь все новыми и новыми проектами. Это не значит что портфолио должно содержать все работы. Периодически подчищайте его, оставляя только самые лучшие и свежие работы.

15. Примеры

Портфолио это не только ваши работы. Очень здорово. когда есть еще и рекомендации. Выделяйте их пожирнее и прикрепите к работам. Более того, пошите расшифровки и кейсы к работам, часто они тоже служат плюсом. Всё это показывает ваши возможности. Если вдруг вы когда-нибудь останетесь без работы, попросите на предыдущем месте рекомендации, они всегда помогают.

14. Шаг назад

Посмотрите на свое портфолио с точки зрения третьего лица. Посмотрите на него взглядом опытного, вместо того, чтобы ждать критику от реальных клиентов. Очень важно, чтобы вы знали свои сильные и слабые стороны. Исходя из этого, вы можете расставить приоритеты по улучшению и практике графики.

13. Демонстрация навыков

Подумайте о портфеле как о творческой биографии. Вам нужно произвести впечатление, показать, что вы профессионал. Сделать прочную сведению, как ваш профессиональный курс навыки в том числе связи и особенно соблюдения сроков. Постарайтесь создать впечатление, что вы ваши навыки включают в себя коммуникативность и соблюдение сроков.

12. Продать себя

Какими еще творческими талантами вы обладаете? Вы хороший фотограф? Или даже певец? Нужно, чтобы ваш потенциальный работодатель знал и о других ваших творческих способностях.

(картинка с сайта http://lizz.es/)

11. Индексация Портфолио

Когда вы читаете книгу, или скользя по ней глазами или серфите очередной сайт, вы, как правило, отмечаете или добавляете в избранное заинтересовавшие страницы. То есть именно то, что будет делать ваш потенциальный работодатель. Сделать это легко - убедитесь, что у всех страниц есть номера (у сайтов - уникальные URL).

Онлайн Портфолио

10. Платформа

Чтобы создать свой портфель онлайн, есть несколько вариантов. Если вы хотите чистое, персонализированное пространство, вы можете просто купить домен и создать сайт для себя. Или просто настроить сайт на WordPress самостоятельно. Если же вы не готовы затрачивать столько усилий, попробуйте специальные сайты, например, .

9. Цели

Вы должны убедиться, что вы понимаете цель создания онлайн-портфолио. Является ли это средством обратной связи? Или оно для трудоустройства? Ответы на эти вопросы помогут вам лучше настроить свой ​​портфель и увеличить шансы на успех.

8. Будьте избирательны

Вы не должны размещать все ваши работы в Интернете. Будьте избирательны - выберите лучшие из них и различные примеры. Никто не должен видеть все. Вы должны заставлять людей хотеть еще, это та задача, которую ваше портфолио должно выполнять.

7. Преподносите работы осторожно

Иллюстратор из Лондона говорит: «Выкладывайте работы аккуратно. К онлайн-портфолио теже пожелания, что и к физическим: вы должны рассказать историю, и показать проекты, чтобы создавался общий поток и все взаимодействовало. Если это означает, что старый проект должен быть удален и заменен на новый, так тому и быть».

6. Показывай, а не рассказывай

Сайт, как визитная карточка, многое говорит о вас. Точнее, он показывает многое о вас. Вы должны убедиться, что ваши посетители видят получают первые положительные визуальные впечалдения прежде, чем начинают читать.

5. Постоянно обновлять

Очень важно постоянно пополнять портфолио новыми работами. Если вы оставите свой ​​сайт без обновления на несколько месяцев, люди уже не захотят покупать то, что уже размещено там.

4. Обновлять быстро

Вам нужен эффективный дизайн для того, чтобы обновлять ваше портфолио регулярно. Это должно быть просто, два или три клика, не больше. Если нет, то вам надоет размещать новые картинки изза сложности процесса.

3. Фотографии напечатанных проектов

Задумывались ли вы о том, чтобы показать распечатанные работы в онлайн-портфолио? Возьмите хорошую камеру, расположите ваши работы при хорошем освещении, воспользуйтесь, если нужно, оборудованием. Убедитесь в том, что фотографии получатся действительно хорошо, в противном случае зрители не будут в состоянии оценить изящество.

2. Маркировка

Публикуйте работы в интернете. Это позволит вашим клиентам и посетителям ссылаться на вашу работу, когда они говорят о вас.

1. Как вы работали?

Важно показать конечный продукт. Но что более важно - показать, как вам удалось достичь конечного продукта. Дайте вашим клиентам представление о том, как вы сделали детали

» »