Николай цискаридзе и его семья. Николай Цискаридзе раскрыл тайну своего рождения: он никогда не знал родного отца. Николай Цискаридзе. Наедине со всеми

Российский артист балета и педагог, солист балета Большого театра в 1992-2013 годах, Народный артист России (2001), Народный артист Северной Осетии, дважды лауреат Государственной премии России (2000, 2002), трижды лауреат театральной премии «Золотая маска». Член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству.

28 октября 2013 года в нарушение установленной процедуры приказом Минкультуры был назначен и. о. ректора Академии русского балета имени Вагановой, 29 ноября 2014 года - избран ректором; при этом изменилась сама структура управления этим учебным заведением.

Любое его появление на сцене всегда вызывало овации в зале.

Биография Николая Цискаридзе кратко может быть описана словосочетанием «гений балета». В танце он смог воплотить все лучшие партии классического и современного репертуара, его имя навсегда вошло в список величайших танцоров мира.

Биография Николая Цискаридзе

Николай Цискаридзе родился в Тбилиси. Его мать, Цискаридзе Ламара Николаевна была учителем в средней школе, преподавала физику и математику. Отец, Цискаридзе Максим Николаевич, был скрипачом. Мама Цискаридзе любила искусство и часто посещала театры. Посещая театры вместе с мамой, маленький Николай познакомился со сценическим искусством. После гастролей театра С.В. Образцова в Тбилиси Николай серьезно увлекся кукольными представлениями. Он даже начал сам делать кукол. Любовь к этому виду искусства осталась у него на всю жизнь. Будучи взрослым, он собрал большую коллекцию кукол. Но на первом месте у Цискаридзе всегда были так любимые им танцы.

Маленький Коля почти все время проводил с няней, которая уже к 6 годам познакомила его с Шекспиром и Толстым. Мальчик с малых лет демонстрировал необычайную артистичность: танцевал, разыгрывал сценки, декламировал стихи. Говорили, что он похож на бабушку по отцовской линии, которая была французской актрисой. О своем детстве Цискаридзе рассказывает с восторгом. Он любит вспоминать, что Тбилиси того времени был настоящим раем: люди хорошо одевались, на столе было много разной еды, мама водила его в театры. Все это приводило Николая в восторг. О своей матери он говорит только в превосходных формах. Когда стало ясно, что у мальчика несомненный талант, она поменяла всю свою жизнь и помогала ему становиться на ноги в профессии.


В 11 лет серьезным шагом на пути к будущей профессии для Николая Цискаридзе стало поступление в Тбилисское хореографическое училище в 1984 году. Хотя мама, жалея мальчика, сначала отговаривала его от такой тяжелой профессии. Но Коля с детства отличался большой настойчивостью, даже упрямством, и никто не смог его увести с избранного пути.

Обучение Николая было весьма успешным, и вскоре стало ясно, что для дальнейшего обучения нужно ехать в Москву. Следующим училищем, в которое поступил Николай Цискаридзе, стало Московское академическое. Тут он обучался под руководством профессора Петра Антоновича Пестова, который был просто замечательным педагогом. Цискаридзе все схватывал на лету и делал большие успехи. Некоторые труднейшие произведения он станцевал еще в школьные годы (па-де-де из балета "Фестиваль цветов в Джензано", "Классическое па-де-де" В. Гзовского и т.д.). Цискаридзе заметили представители Международной благотворительной программы "Новые имена", отмечающей юные таланты в различных видах искусства. В результате Цискаридзе стал стипендиатом этой программы.

Карьера артиста

Закончил Московское академическое училище Цискаридзе в 1992 году. И сразу был приглашен Ю.Н. Григоровичем в труппу Большого театра. И хотя в театре жизнь была очень непростой, Цискаридзе отмечал, что ему очень повезло с наставниками, особо отмечая Николая Романовича Симачева, Марину Тимофеевну Семенову, и Галину Сергеевну Уланову. С Улановой Николай встретился после смерти матери, и она стала для него ангелом-хранителем. Она его многому научила. Работу в театре Цискаридзе совмещал с учебой в Московском государственном хореографическом институте. Он учился на специальности "Артист балета. Педагог".

Закончил институт он в 1996 году. Как и любой начинающий артист, Николай Цискаридзе станцевал практически весь кордебалетный репертуар, прежде чем ему начали давать более сложные партии. Это были и французская кукла из «Щелкунчика», и Конферансье из «Золотого века». Далее последовали ведущие партии в спектаклях как классического репертуара («Лебединое озеро», «Жизель», «Щелкунчик»), так и современных («Пиковая дама», «Паганини»).
Вскоре работа Николая Цискаридзе была отмечена различными наградами. В их число вошла серебряная медаль на четвертом Международном конкурсе артистов балета в Осаке (Япония) в 1995 году. А в 1997 году на восьмом Московском Международном конкурсе артистов балета Цискаридзе получил не только золотую медаль и первую премию а и персональный приз "За сохранение традиций классического наследия" Питера Вандерслотта. Постепенно Цискаридзе приобрел известность, о нем стали писать, говорить. У него появились поклонники, постоянно посещавшие спектакли с его участием. Упорный труд Николая Цискаридзе заслужено отмечен множеством различных премий. Только национальную премию "Золотая Маска" в номинации "Лучшая мужская роль" он получал трижды – в 1999, 2000 и 2003 годах. Государственную премию Российской Федерации – в 2001 и 2003 годах. Были и другие премии, отмечавшие его вклад в хореографическое искусство.


На сцене

Добиться выдающихся результатов Николаю Цискаридзе удалось во многом благодаря уникальным природным данным. Уникальное сочетание высокого роста, замечательных пропорций, привлекательной внешности, музыкальности и пластичности дают Цискаридзе большие возможности. Но все это ничто без присущего Николаю терпения, трудолюбия, постоянной работы над собой и полной самоотдачи. Николай Цискаридзе в совершенстве овладел школой классического танца, добиваясь как технического так и эстетического совершенства движений. И это еще далеко не все. Глубокое понимание танца, наполнение смыслом каждого движения, духовное наполнение исполняемой роли – вот что наряду с техническим совершенством делает танец Цискаридзе таким завораживающим, эмоциональным, и не оставляет ни одного зрителя равнодушным к происходящему на сцене.

Настоящий дружеский и творческий тандем сложился у Цискаридзе с Роланом Пети. Классик современного балета нашел в Николае воплощение многих своих замыслов и единомышленника. Вместе они создали выдающиеся спектакли: «Пиковая дама», где Германа великолепно станцевал Цискаридзе, и «Собор Парижской Богоматери» с Николаем в образе Квазимодо. Постановка «Юноша и Смерть», где Цискаридзе блистал в роли Юноши, стал настоящим потрясением национального театра в Токио.

Особо хочется отметить его роль Квазимодо в балете "Собор Парижской Богоматери". Уродство доверенного Цискаридзе персонажа передано не за счет бутафорского горба или особого грима, а только за счет хореографии и уникальной пластики артиста. Балетмейстер не только эффектно рисует внешность персонажа а и выражает состояние его души. Благодаря этой роли, он поднял уровень своего мастерства на еще более высокий уровень. Сам Цискаридзе отмечает, что после этой роли он стал танцевать многие партии по-другому. Эта роль что-то изменила у него внутри. Цискаридзе прекрасно удаются роли как в классических, так и в современных спектаклях, длинные партии и маленькие миниатюры. В значительной степени это обусловлено очень ответственной подготовкой артиста к каждой роли. Это и анализ характера героя, внимательное знакомство с музыкой спектакля, участие в создании сценических костюмов. Ну и конечно же, доведение до совершенства каждого движения.

Лучшие постановки

Критики всегда очень высоко оценивали талант Николая Цискаридзе, многие его работы получали прекрасные рецензии. Однако лучшими из лучших признаются такие постановки, как «Лебединое озеро» в постановке Ю. Григоровича, в которой Николай попеременно исполняет партии Принца Зигфрида и Злого гения, классические спектакли Большого театра «Раймонда», «Дочь фараона», «Спящая красавица». Самые выдающиеся спектакли Цискаридзе записаны на пленку и сохраняют его талант для потомков. Среди них «Жизель», «Видение Розы», «Пиковая дама».

Биография Николая Цискаридзе, личная жизнь артиста нередко сопровождалась скандальными событиями, а виной тому его несговорчивый характер. Он всегда говорил правду, а это многим не нравится. Немало шуму наделала критика Цискаридзе качества отделки Большого театра во время реконструкции. Сотрудники театра даже ходатайствовали о назначении танцовщика на должность директора театра. Большую огласку получила история, когда Большой театр решил прекратить договор с Цискаридзе о работе репетитором. Николай через суд восстановил справедливость, но в 2013 году все-таки покинул театр. Назначение Цискаридзе исполняющим обязанности ректора Вагановской академии также сопровождалось большим резонансом, поскольку оно нарушало устав учебного заведения. Произошло несколько перестановок в кадровом составе и компромисс был найден. Недоброжелатели поговаривают, что за кулисами скандала стояла жена одного из высокопоставленных людей страны. Но все же артист смог доказать свою состоятельность и как танцовщика, и как руководителя.


Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой

В 2013 году биография Николая Цискаридзе делает новый поворот: он становится сначала исполняющим обязанности, а затем и ректором балетной академии им. Вагановой в Санкт-Петербурге. Это был первый случай, когда его возглавил не выпускник учебного заведения. Одна из старейших школ балета в мире имеет устоявшиеся правила и традиции, Цискаридзе еще только предстояло со многими из них познакомиться. Чтобы достойно справиться с обязанностями, Цискаридзе даже поступает в Московскую академию хореографии на факультет менеджмента. Несмотря на множество сомнений по поводу того, сможет ли Цискаридзе достойно руководить старейшей балетной школой, он доказал свою состоятельность как ректор, в 2014 году коллектив большинством голосов выбрал его на эту должность. Он ставит и восстанавливает спектакли для студентов академии, передает свой опыт молодежи и строит большие планы по сохранению национального достояния - русского балета.


Награды

Выдающийся танцовщик Николай Цискаридзе получил за свою жизнь огромное количество наград и премий. Он является народным артистом России и Северной Осетии, а также Заслуженным артистом РФ. За роли в балете «Сильфида» и роль Германа в «Пиковой даме» Цискаридзе получил две премии «Золотая маска». Он кавалер французского Ордена искусств и литературы и ордена Святой Равноапостольной Нино и ордена Чести (Грузия). Также Цискаридзе - обладатель многочисленных призов и премий, в частности, Государственной премии РФ, премии мэра Москвы, премии «Триумф», приза Benois de la dance как лучший танцовщик 1999 года, Международной премии мира от Объединённой культурной конвенции США «За выдающиеся личные достижения на благо мирового сообщества».

Использованы материалы.

Николай Цискаридзе – российский артист балета, ведущий солист Большого театра, педагог и ректор Академии балета им. Вагановой. Свою личную жизнь знаменитость тщательно скрывает от публики. Хотя этот вопрос вызывает острый интерес как у поклонников, так и у завистников великого артиста. Его обвиняли в нетрадиционной сексуальной ориентации и связях с коллегами и учениками, одновременно приписывая романы со знаменитыми балеринами и актрисами. Недавно Николай Цискаридзе дал интервью, в котором откровенно рассказал, какой на самом деле является его личная жизнь.

Личная жизнь Цискаридзе: слухи и догадки о личной жизни танцора

Пресса утверждает, что Никола Цискаридзе – гомосексуалист, именно поэтому он не женат и не имеет детей. Однако, нет никакой достоверной информации о его связях с мужчинами. Наоборот, прекрасно образованный, музыкальный, пластичный красавец пользуется высокой популярностью у представительниц женского пола.

Им всерьёз увлекались и знаменитости. Слухи приписывают танцору романы с Анастасией Волочковой, Илзе Лиепа и актрисой Натальей Громушкиной. Он не избегает общения женщинами и искренне наслаждается их обществом.

Личная жизнь Цискаридзе: планы на создание семьи

Однако, семью Цискаридзе до сих пор не создал. Возможно, виной тому чрезмерно серьёзное отношение Николая к этому вопросу. В недавнем интервью он рассказал, что мечтает стать главой большого семейства. Однако, чтобы уделять ему достаточно много внимания он должен быть уверен что сделал в профессиональной карьере всё что мог. Кроме того, он считает себя обязанным создать материальную базу для обеспечения своей семьи и детей. Как настоящий восточный мужчина, он считает, что благополучие жены и наследников – его обязанность.

Не простым видимо будет и выбор супруги для артиста. Хотя ему приятно было бы видеть в это роли миловидную женщину, гораздо более важным он считает её внутреннюю красоту. Это должна быть цельная, разносторонне развитая личность, интересный человек, с которым будет не скучно даже наедине. Кроме того, она должна быть интеллигентной, честной, доброжелательной и позитивной настроенной к окружающему миру. К его великому сожалению, до сих пор он не встречал женщину, которая объединила бы в себе все эти качества.

Сейчас, по словам Николая, в его жизни совсем другие приоритеты. Он не может позволить себе жениться и обзавестись детьми, потому что главное в его жизни – балет. Своей профессии он посвящает всё свободное время и все свои душевные силы. А близкие отношения и обязательства не позволят развиваться его творчеству, потому что слишком отвлекают и туманят разум. На данном жизненном этапе Николай Цискаридзе предпочитает свободу и одиночество.

В гостях шоу "Одноклассников" "На связи!" побывал народный артист России Николай Цискаридзе.

О том, нужны ли артисту балета длинные ноги

Важно иметь хорошие пропорции. В моем случае это было удачно все. И несмотря на то, что я не очень высокого роста по сравнению с моими коллегами, я всегда казался длиннее них. На сцене все меняется благодаря размеру головы, длине рук, длине ног. Был очень забавный случай. У меня было очень много комплексов в подростковый период, как и у всех детей, и у меня до сих пор их много, но тогда было вообще. Поскольку я учился в хореографическом училище, у нас был такой предмет - изобразительное искусство. И нам преподавал очень хороший педагог, он сейчас эксперт по русской живописи, он на многих аукционах главный эксперт. И в один день он вошел в класс и сказал: «Сегодня мы будем изучать пропорции. Сейчас мы поставим на стул Цискаридзе и докажем, что такое бывает и в жизни». А там был такой талмуд, в котором говорилось, что палец должен столько-то раз умещаться в руке, лицо столько-то раз в теле и так далее. И во всем у меня было 99% попадание. И после этого я почувствовал в себе что-то особенное.

Балет - жизнь?

Мне просто хотелось на сцену. Мне показали театр со всех сторон - и кукольный, и балет, и драму. Просто в балете летали, там были превращения, представьте, каково это увидеть ребенку в 3,5 года. В жизни так не летает никто. К тому же мне нравилась музыка, сентиментальность некая.

Про поступление

Поступал я в Тбилисское хореографическое училище, а мама была категорически против. Все-таки в Грузии в балет мальчики идут не очень активно. Принимали всех, и моя мама считала, что меня приняли просто из-за того, что вот мальчик пришел. И ей говорили, что есть что-то нестандартное у ребенка, что его надо везти в Москву, в Питер, но она долго сопротивлялась. До последнего дня, пока я не закончил школу, она меня убеждала, мол, может, бросим, уйдем, займемся нормальным делом. Ей все это не нравилось. Она обожала театр, она обожала балет, но как зритель. И не хотела для меня такой судьбы. Я вопреки всем это делал, но у меня была с первого дня убежденность, что я какой-то исключительный, никто не мог меня переубедить. Отматывая назад, клянусь вам, я не понимаю, почему был уверен.

Про Барышникова

Я принадлежу к поколению, которое ту культуру воспринимало через телевизор. Когда я заканчивал школу, он уже не танцевал. Мы все это воспринимали через видео. Я не могу сказать, что у меня был какой-то любимый артист. Для одной роли он был один, а для другой - другой. Артист для меня был как Джомолунгма, и если я за эту роль брался, мне хотелось перепрыгнуть.

Про Петипа

Ему должны быть благодарны все, кто занимается балетом. Вся классика, которая существует на сегодняшний день, - это его спектакли, которые разлетелись по миру и стали основой классического репертуара всех театров. Я много работал в парижской опере, и с той ее стороны, что обращена к галерее Лафайет, есть площадь, названная в честь Дягилева. И это очень трогательно. В центре города есть место, посвященное русскому деятелю культуры, а у нас ничего в честь основоположника классического балета. И так как у нас есть много нюансов, на которые мне хотелось бы обратить мнение государства, наших высоких чиновников, я придумал, что двухсотлетний юбилей надо обязательно справить торжественно. Я написал письмо губернатору Санкт-Петербурга Георгию Сергеевичу Полтавченко о том, что давайте обратимся выше. Он написал Путину, и Владимир Владимирович подписал указ о том, что 2018 год будет посвящен Петипа. И еще я добился, чтобы на улице зодчего Росси, там, где наша академия находится, появилась мемориальная доска. Было очень приятно, что на открытие пришел Олег Виноградов, очень известный балетмейстер и человек, который более 20 лет руководил балетом Мариинского театра. Он сказал: «Мне не удалось сделать за 30 лет то, что Коле удалось за последние два года». Я два года бился за эту доску, пробивал не только бумажные, но и финансовые вопросы. И когда мы открыли доску, ко мне подошла очень пожилая дама, такая настоящая петербурженка, дернула меня за рукав и сказала: «Этим поступком вы увековечили себя». Я подумал, что если спустя 200 лет кто-то обо мне вспомнит, мне будет очень приятно.

О дресс-коде в академии Вагановой

В школе есть школьная форма, и я очень строго слежу за этим. Вообще, я считаю, что самодисциплина - это самая большая победа человека над своим характером и именно то, что нас отличает от мира животных. Хотя там тоже дисциплина очень серьезная. Посмотрите на стаи птиц или понаблюдайте за слонами. Я не приемлю расхлябанность и расхристанность. Прослужив 21 год премьером в Большом театре, я ни разу не позволил себе прийти в зал неряшливо или неопрятно одетым. В свой хлеб не плюют.

Про итоги ректорства

Итоги всегда подводить не поздно. Рыба гниет с головы, и сразу понятно, когда вы заходите на проходную, какой в этом здании хозяин, какой у него внутренний мир. А если вы зайдете в туалетные комнаты, вы поймете, что он из себя представляет. Я глава всему, и я за это несу ответственность.

О том, какой преподаватель

В искусстве кнут - это лучший пряник. Когда на вас не обращают внимания, значит, вы не нужны. Иногда разговариваю с юмором, иногда приходится голос повышать.

У меня был опыт, когда я выступал в театре «Тень». Там был замечательный спектакль. Там маленькие куколки играли и мои ноги. Я был великаном. Они мне предложили для детей сыграть несколько спектаклей. И они во дворе это все обустроили и детям показывали. И одна из режиссеров стала опрашивать детей, какой я, как я себя веду. И дети сказали, что не страшно, когда я кричу, страшно, когда шучу.

Человека надо приучить к тому, что мы работаем для зрителя. Смех и радость мы приносим людям. Мы обязаны из этого сделать сказку. Не набор трюков, движений, когда ты воняешь, показываешь, как тебе неудобно. Когда я вижу, что человек мучается на сцене, я не хочу его ни видеть, ни слышать.

Про футболистов

Когда у нас были какие-то упражнения, я делал вместе с ними, а во время растяжки мне делали массаж, а они растягивались и плакали. При этом им было 16-20 лет, а мне уже 30. При этом я выглядел юнее, чем они. И они возмущались, что я не делаю растяжку, пока врач не показал им, как я могу. Им даже смотреть на это было больно. Мне, конечно, их было жалко, а когда мы начали бегать, им было жалко меня.

Любимый балет

Мой самый любимый спектакль - «Спящая красавица», по всем параметрам. Просто это сказка, безумной красоты музыка, чудесный сюжет, а к тому же это один из немногих спектаклей, где я доживаю до конца и счастливо женился. Во всех ролях я бежал за мечтой и помирал. Или помирала главная героиня, а я дальше страдал.

Как попал в Большой театр

Я сразу сказал, что если меня не возьмут в Большой театр, танцевать больше нигде не буду. Мне эта профессия не интересна была в другом варианте. Меня и за границу пригласили, в другие театры. Я вырос в тот период, когда нам объясняли, что покидать Родину неправильно. А потом, когда такие мысли меня стали посещать, мне уезжать было не с руки. Я самый титулованный танцор в России.

Как держит себя в форме

Катастрофа. Худею постоянно. Уходил со сцены я с талией 68 сантиметров и размером 48. Сейчас уже 52. Когда я сейчас вижу на выставках мои костюмы, могу только сказать: «Как в это можно влезть?» Я жру, как паровоз. Даже пришлось себя ограничить и после 16 не есть.

Ламара Николаевна очень хотела иметь детей. Но советская медицина поставила ей неутешительный диагноз: она никогда не сможет родить. Тогда женщина решила попросить о помощи деву Марию. Она отправилась высоко в горы, к месту, где стоял разрушенный храм. От былой постройки сохранилась только одна стена с ангельским ликом Богоматери на ней. Ламара Николаевна вознесла молитвы, которые были услышаны.

Кадр из программы “Судьба человека”

«Я родился, когда маме было уже 43 года, и ее гинеколог меня все время называла чудом”, – рассказал Цискаридзе. Мальчик рос, окруженный любовью и лаской. Его мама была театралкой, и уже с трехлетнего возраста Ника ходил вместе с ней на спектакли, концерты и выставки. Именно мама зажгла в сердце ребенка неутолимую страсть к искусству. А когда у Николая обнаружились способности к балету, она приложила все усилия, чтобы сын получил самое лучшее образование.


tsiskaridze.livejournal.com

Ламаре Николаевне пришлось оставить благополучную и устроенную жизнь в Тбилиси, чтобы привезти Николая в Московское хореографическое училище. Ее муж, который был гораздо моложе, отказался покидать насиженное место. И мама приняла непростое решение. “Она просто встала и сказала, что между сыном и мужем она выбирает сына. Спора никакого не было”, – вспоминал Николай Максимович.


vm.ru

Блистательный танцовщик по достоинству оценил материнский подвиг: «Я был смыслом ее жизни. И в 55 лет бросить абсолютно все: работу, дом, друзей, мужа, уехать в город, который ты не просто не любишь, который у тебя вызывает сложные какие-то воспоминания, для нее было очень непросто”. Ламара Николаевна ушла из жизни, когда Николаю Цискаридзе исполнилось всего 20 лет. С того момента и по сей день он опирается в жизни только на собственные силы.

    Как считается рейтинг
    ◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
    ◊ Баллы начисляются за:
    ⇒ посещение страниц, посвященных звезде
    ⇒ голосование за звезду
    ⇒ комментирование звезды

    Биография, история жизни Цискаридзе Николая Максимовича

    Родился Николай Максимович Цискаридзе в 1973 году 31 декабря. Отец его – скрипач, Максим Николаевич Цискаридзе. Мать – учительница математики и физики в школе, Ламара Николаевна. Николай с детства был театралом, что приводило в ужас интеллигентную грузинскую семью. Впечатления на Николая произвели театр Образцова, спектакли и балет. Он заявил в семье, что хочет быть танцором. Николай в детстве сам мастерил кукол, делал целые спектакли для соседей. Он выучил наизусть классические оперетты и оперы и пел их, обливаясь слезами в душещипательных местах. Он хотел даже учиться играть на арфе. Мать отвела его в балетную школу. Нехотя, но ради собственного покоя, она рассматривала балет как способ укрепления позвоночника и способ улучшения здоровья. Николая отдали в училище хореографии в 1984 году. Учился он с головокружительным успехом. И вскоре стало ясно, что его надо вести в Москву.

    Николай поступил в 1987 году в Московское училище в класс Пестова. Именно Пестов заставлял Цискаридзе танцевать труднейшие партии, давал книги и повышал общую грамотность в отношении искусства и культуры, учил писать сочинения и проводил опросы по истории балета.

    В 1992 году Николая взяли в труппу Большого театра сразу после училища. Его пригласил Григорович. Цискаридзе в том же году немного раньше приглашения в Большой театр стал стипендиатом программы благотворительности "Новые имена". С ним стал заниматься в театре Симачёв Николай Романович. Николаю помогала даже Галина Уланова. С Улановой он встретился после смерти своей матери и именно она стала его опекать. Николай учился в это время уже в хореографическом институте по специальности "Артист балета", он закончил его в 1996 году. Николай станцевал в Большом театре все полагающиеся новичкам партии, весь кордебалетный репертуар и начал исполнять более сложные партии. В 1995 году он получил серебряную медаль в Осаке на конкурсе артистов балета. Награды и призы не оставляли его, он был отмечен целым рядом премий в течение нескольких лет (с 1995 до 2001 года). Николай достиг высот искусства благодаря уникальным данным от природы. В художественный результат им было претворено всё – и стройность, и рост, и фигура, и внешность, и пластика, и школа классического танца. Его безупречный танец отличается чистотой линий и редкостных легких движений полёта. Кроме того, он наполнил свои роли духовностью и внутренним содержанием. В его танце чувствовалось лирическое наполнение без сентиментальности, эмоциональность без наигрыша.

    ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


    Всё это относится к его ролям классического репертуара. Он получил за классические роли большинство своих наград, в том числе, и Госпремию. В постановке Григоровича Цискаридзе исполнил главную роль Ферхада в балете "Легенда о любви". В этой роли он подчеркнул не столько героизм героя, сколько любовную драму. Новую образную и философскую концепцию сыграл Цискаридзе в балете "Лебединое озеро". Главным мечущейся и раздвоенной душой. Особенно интересной стала роль Злого гения. Цискаридзе прекрасно передал драму Зигфрида в результате совершённой роковой ошибки. В спектакле "Пиковая дама", поставленным Роланом Пети, балетмейстер создал очень сложную партию главного героя. В жизни Цискаридзе главное место всегда занимало искусство танца. Он очень серьёзно и ответственно подходил к каждому спектаклю, вдумчиво относился к передаче характеров своих героев. Он сам принимал участие в создании костюмов, находил для них интересные и выразительные детали. Николай давно стал жить в Москве, стал премьером Большого театра, работал в Академии хореографии, где преподавал классический танец. Он явился одним из учредителей центра "Грандбалет".

    В 2006 году он танцевал в специально поставленном балете "Для четверых" вместе с Итаном Стифелом, Анхелем Корейей и Йоханом Кобборгом в проекте "Короли танца" в Центре исполнительских искусств в Калифорнии. В 2007 он выступил на Международном фестивале балета. Принял в 2008 году участие в гала-концерте в Нью-Йорке. Это только небольшая часть из выдающихся международных выступлений артиста.

    Большую историю имеет конфликт Цискаридзе с Большим театром. Год назад Николай выступил с критикой результатов реконструкции театра. На театр было потрачено 35 миллиардов рублей. Цискаридзе был недоволен тем, что заменили лепнину на пластик, сделали низкие потолки в репетиционных залах, заменили паркет на кафель за кулисами, убрали бронзу и канделябры. В его поддержку было ещё письмо, но его едва не уволили за критику. Цискаридзе также написал статьи, в которых отмечал недостатки репертуара театра. Он написал о том, как коллектив относится к директору театра. Источники из театра рассказали, что на пост директора некоторые намечали кандидатуру Цискаридзе. "Неизвестные источники" отмечали недостатки нынешнего директора Иксанова: критическое отношение к нему коллектива, отдалённость от коллектива, равнодушие к спектаклям, которые он мало даже посещает. Вопрос с назначением Цискаридзе на эту должность был закрыт, так как его администраторские способности вызывали сомнение у коллектива. Контракт с Иксановым был подписан до 2014 года.

    Перед Новым 2013 годом Цискаридзе получил уведомление о расторжении с ним контракта. Он работал на полставки в качестве совместителя вместе с Годовским. Уволили также и Годовского. Цискаридзе был уверен, что это месть руководства Большого театра за критику.