Речь человека и ее значение. Роль речи в трудовой и познавательной деятельности человека. Вопросы в начале параграфа

С помощью языка, направленная на общение, сообщение, получение информации и расширение сознания своего и окружающих людей за счет передачи полученного опыта.

Она появилась в процессе совместной трудовой деятельности и постоянного обмена информацией. В то же время появились и первые функции речи.

Начало развития речи

Речь как науку углубленно начали изучать в 20-м веке. При этом начиная с древности существовали науки, которые были также направлены на постижение речи, такие как языкознание, логика, поэтика, теория словесности, риторика и теория сценической речи. Что касается 20-го века, то он принес новые направления в изучении речи, такие как психолингвистика, теория коммуникации, исследования речи ребенка, теория билингвизма, социолингвистика. Толчок в развитии получила функциональная стилистика, исследования разговорной речи, возникла фонология, функциональный и коммуникативный подходы в грамматике, статистика языка и речи, семиотика, фонология и компьютерные языки. Тогда же стали активно изучаться функции и формы речи. Психология изучает процесс обмена информацией в тесной взаимосвязи с мышлением и сознанием.

Теории возникновения речи у людей

С момента развития психологии как науки не ослабевает и интерес к исследованию феномена речи. Благодаря этой популярности возник ряд теорий ее возникновения, большинство из них абсурдны и не имеют права на существование, т. к. не решают проблемы генезиса языка и не подтверждают того, какие функции выполняет речь. Вот несколько наиболее популярных в разное время теорий:

  • Теория социального договора — была популярна в 18-м веке и гласила о том, что речь возникла для заключения этого самого договора.
  • Теория инстинктивного возникновения языка — не может объяснить разницы между человеческой речью и языком животных в той части, что первая осознанна и обозначена.
  • Теория «ономатопоэтического» происхождения языка — заключается в том, что в основе речи лежат звукоподражательные слова, которые есть в разных языках (например, детские слова тик-так, мяу-мяу и прочие). Но она не получила развития, так как эти слова призваны изобразить предмет, а функцией речи является его отображение.
  • Теория Нуаре — согласно данной теории, речь образовалась в процессе тяжелого труда и основана на сочетании звуков, издаваемых при выполнении определенного вида работ, таким образом в коллективе связь действия и звука, с ним связанного, и вызвала формирование речи.
  • Теория Марра — основана на трудах Маркса и Энгельса и представляет собой следующую концепцию. Язык является продуктом общественно-исторического развития в процессе производства и проходит преломление через общественное сознание. Нельзя рассматривать язык только с физиологическо-фонетической точки зрения, при его изучении обязательно следует учесть его смысловую сторону. Поскольку состоит он из фонем — отдельных осознанных частей, а не из инстинктивно издаваемых звуков.

Функции звукового общения

Любой ребенок, постепенно развиваясь, начинает осваивать сначала жесты и движения, а затем переходит к восприятию и применению звуков, которые в дальнейшем становятся связанной речью с учетом всех правил и традиций, принятых в данной этнической группе.

Общение посредством звуков имеет свои функции, которые выделились постепенно и не отражают функции речи:

  1. Вложение в произносимое эмоциональной окраски, что позволяет влиять на восприятие оппонента и в некоторых случаях повышает возможность получения выгоды от контакта.
  2. Имитация звуков — благодаря звукоимитации некоторые предметы, существа и явления получили свои названия, поскольку это явление призвано отображать издаваемый ими звук.
  3. Выражение мыслей ассоциативно. Некоторые предметы получили свои названия за счет подобия другим предметам. Так, например, лист дерева называется так благодаря издаваемому звуку, от него свое название перенял бумажный лист - звуки сворачивания были аналогичными шелесту деревьев. А вот лист проката внешне ассоциируется с бумагой и назван так же. Таким образом ряд ассоциаций и дал трем совершенно разным предметам одинаковое название.

Какие бывают виды речи

Со временем появилось больше разделов науки, которые изучают виды и функции речи. Так, недавно удалось выделить основные виды речи:

  • Автономная — феномен речи ребенка. Этот вид примечателен тем, что возникает ситуативно и не имеет особой синтаксической связи с понятиями повторяемых за взрослыми слов и слогов.
  • Эгоцентрическая — речь без учета присутствия собеседника, направлена на себя самого, характеризует и контролирует собственные действия. Встречается у детей дошкольного возраста, когда они еще говорят сами с собой, комментируют свои действия или задают вопросы, не получая на них ответа извне. Как правило, исчезает проявление этого вида речи у детей к 7 годам.
  • Устная — речь с применением языка, воспринимаемая на слух.
  • Письменная — общение происходит с помощью применения графических конструкций, отражающих смысл устной речи.
  • Жестовая — применяется для общения людей, лишенных слуха, имеет свои грамматические и лексические закономерности.
  • Дактильная — имеет сходство с жестовой речью, при этом обладает мимическим сопровождением.
  • Внутренняя — поддерживает мышление и не направлена на коммуникацию.
  • Внешняя — служит для общения с другими лицами и передачи информации как в устном, так и в письменном виде.

Внутренняя речь

Внутренняя речь служит для поддержания мышления индивида, она не включает в себя звукового сопровождения. Из-за того что она лишена первостепенной функции речи — передачи сообщения, внутренняя речь становится формой работы мысли. В этом случае в мышлении человека происходит процесс внутреннего диалога, или воображаемого диалога, с каким-либо объектом, с которым нет возможности пообщаться лично.

Она часто лишена ряда элементов, типичных для коммуникативной функции речи, а также значительно сжата.

Внешняя речь

Внешняя речь используется в основном для передачи информации другим индивидам, являясь преобразованием мысли в нечто осязаемое. Виды и функции речи в данном случае более обширны.

Виды внешней речи:

  • Монолог — вид речи, в котором присутствует лишь один субъект, служит для передачи знаний и информации большого объема, считается очень сложным процессом и предполагает высокую речевую развитость субъекта.
  • Диалог — взаимный, попеременный обмен двух и более индивидов информацией.
  • Реплика — эмоциональный ответ на высказывание или действие оппонента.

Функции, которые выполняет речь

Процесс обмена информацией, как и любой другой, выполняет свои задания. Функции речи в психологии — это особенности ее как деятельности. Они используются субъектом сознательно и бессознательно для достижения определенных целей.

Основные функции речи:

  1. Индикативная функция — явно или завуалировано происходит указание на какой-либо предмет.
  2. Предикативная — служит для высказывания субъективных суждений по определенной теме.
  3. Семантическая — выражает мысли говорящего, за счет чего обозначает предметы и действия, а также явления.
  4. Коммуникативная функция речи — служит как для передачи информации другим людям, так и для побуждения их к выгодным для говорящего действиям.
  5. Эмоционально-выразительная — выражает эмоциональное отношение конкретного человека к другому индивиду либо событию. В некоторых случаях может быть побуждением к действиям.

Функции стилей речи

  • Научный — необходим для передачи сложных научных знаний.
  • Публицистический - выполняет функцию пропаганды, агитации и воздействия. Применяется в публичных выступлениях, новостях и периодических изданиях.
  • Художественный — используется при написании произведений для широкого круга читателей, воздействует на них эмоционально.
  • Деловой стиль — используется при написании деловой документации и сжатой передачи информации, полностью лишен эмоциональной окраски.
  • Разговорный — применяется как в устной, так и письменной формах, функции речи в этом случае сводятся к неформальному общению.

Особенности речи ребенка

Как говорилось ранее, речь ребенка сначала носит автономный характер. Вслед за автономным этапом развития речи у детей начинает проявляться эгоцентрический вид речи. Помимо общения с окружающими, ребенок сопровождает свои действия звуковой речью, это длится до семилетнего возраста, в это время также увеличивается словарный запас ребенка приблизительно до 4500 слов. Постепенно эгоцентрическая речь переходит во внутреннюю, тогда же и меняются функции речи ребенка.

На первых этапах дети усваивают существительные и глаголы, а уже позднее прибавляются прилагательные. Также доказан тот факт, что именно в дошкольном возрасте, в процессе становления у ребенка речи, он осваивает полностью как звучание родного языка, так и цепочку построения грамматически правильного предложения, то есть ребенок учится изначально выстраивать полноценные предложения, это происходит практически подсознательно.

Функции речи в психологии, как и сама наука, до сих пор продолжают активно изучаться. Изучению особенностей детской речи уделяют много внимания, поскольку считается, что именно в этом возрасте начинается формирование мышления и сознания взрослого человека.

Есть несколько разных определений речи. В одних из них речь понимается узко - как знание и умение человека пользоваться естественным языком. В других определениях под речью понимаются все возможные средства выражения человеком своих внутренних, психологических состояний, образов, мыслей и чувств с целью сообщения о них другим людям. В этом случае в определение речи входит пользование естественными, искусственными языками, а также такими средствами выражения психологии человека и оказания влияния на других людей, которые не связаны с естественными и искусственными языками.

1.Что такое речь………………………………………………………..……3стр.

2.Какие виды речи имеются у человека…………………………………….3стр.

3.Каковы основные психологические функции речи………………………6стр.

4.Какова роль речи в регуляции поведения человека…………………… 8стр.

5.Список литературы………………………………………………………11стр.

Работа содержит 1 файл

1.Что такое речь………………………………………………………..…… 3стр.

2.Какие виды речи имеются у человека…………………………………….3стр.

3.Каковы основные психологические функции речи………………………6стр.

4.Какова роль речи в регуляции поведения человека…………………… 8стр.

5.Список литературы…………………………… …………………………11стр.

Что такое речь.

Есть несколько разных определений речи. В одних из них речь понимается узко - как знание и умение человека пользоваться естественным языком. В других определениях под речью понимаются все возможные средства выражения человеком своих внутренних, психологических состояний, образов, мыслей и чувств с целью сообщения о них другим людям. В этом случае в определение речи входит пользование естественными, искусственными языками, а также такими средствами выражения психологии человека и оказания влияния на других людей, которые не связаны с естественными и искусственными языками. Например, невербальные средства общения, к которым относятся жесты, мимика, пантомимика. Исторически сложилось так, что под влиянием лингвистики психологи чаще использовали понятие «речь» в его первом, узком значении. Однако в последние несколько десятков лет, особенно в связи с открытием специальных языков, которыми пользуются животные для общения друг с другом, и в связи с углубленным изучением роли невербальных коммуникаций в жизни людей, под речью стали понимать все возможные средства обмена информацией, которыми пользуются и человек, и животные.

Какие виды речи имеются у человека.

Выделим основные виды речи человека. Это - устная и письменная речь, диалогическая и монологическая речь, внешняя (звучащая и осознаваемая) и внутренняя (не сопровождаемая звуками и не осознаваемая) речь. Определим кратко все обозначенные выше виды речи.

Устной называется речь, при помощи которой люди непосредственно общаются друг с другом, произнося определенные наборы звуков, ассоциируемые с теми или иными известными по опыту предметами или явлениями. Эти наборы звуков через соответствующие колебания давления воздуха передаются и воспринимаются другими людьми на слух. Устная речь не предполагает использования знаков, изображаемых на каких-либо материальных носителях и воспринимаемых зрительно или на ощупь (как, например, знаки письма для слепых людей).

Письменной называют речь, основанную на изображениях символов (знаков, букв, иероглифов) на каких-либо материальных носителях: на папирусе, пергаменте, бумаге, экране монитора, на любом другом зрительно воспринимаемом материале. Письменная речь имеет образную основу, в ней для передачи содержания высказывания используются какие-либо изображения.

Диалогическая - это речь, в которой участвуют как минимум два человека. Каждый из них произносит реплику, адресованную другому человеку или нескольким людям; их собственные речевые высказывания в свою очередь выступают как реакции на реплику данного человека.

Монологическая - это речь, принадлежащая только одному человеку, произносимая с начала и до конца только им самим. Например, это может быть текст, написанный одним человеком, речь, произносимая одним человеком и не прерываемая репликами других людей. Устным монологом является выступление какого-либо человека перед публикой.

Диалог предполагает многократное прерывание речи данного человека высказываниями других людей; при этом реплики каждого из участников диалога выступают как речевые реакции на высказывания других людей и без этого могут оказаться непонятными слушающим или читающим данный диалог. Монолог, в свою очередь, не предполагает какой-либо речевой реакции со стороны воспринимающего его человека и должен быть понятным сам по себе.

Как диалог, так и монолог могут быть, соответственно, устными или письменными. В устном диалоге, например, человек может произносить речь от имени двух или нескольких разных лиц, последовательно меняясь с ними ролями (если в таком обмене речевыми репликами участвуют более двух человек, то их совместный разговор называется полилогом). Так часто делают актеры. Различные формы письменного диалога нередко воспроизводят в своих литературных произведениях писатели.

Внешней (звучащей, осознаваемой) называют такую речь, которая осознается самим говорящим человеком и которая также воспринимается другими людьми. В повседневном деловом, бытовом и других видах общения мы постоянно пользуемся этой речью для обмена информацией друг с другом.

Внутренняя речь - это прежде всего беззвучная речь. Когда человек пользуется данным видом речи, он не произносит вслух слова и не производит никаких звуков, которые могли бы восприниматься им самим или окружающими людьми. Процесс порождения этой речи представляет собой полностью внутренний процесс, не имеющий очевидных внешних проявлений. Внутренняя речь является неосознаваемой. Когда человек пользуется внутренней речью, он сам этого факта не осознает и в связи с этим не может сказать, какие слова, фразы и т.п. он произносит во внутренней речи. Отсюда следует, например, что процесс своей внутренней речи человек сознательно контролировать не в состоянии. Внутренняя речь имеет свою, особенную структуру, отличающую данную речь от других разновидностей речи. Она, во-первых, является предикативной. Это означает, что во внутренней речи имеются только слова и выражения, относящиеся к предикату высказывания, и практически нет слов и выражений, относящихся к субъекту высказывания. Во-вторых, внутренняя речь является агглютинированной. Внутренняя речь используется человеком только для организации собственного мышления и для управления своими психическими процессами, состояниями и поведением. Она никогда не применяется как средство обмена информацией или общения между людьми. Это не значит, что человек не в состоянии передавать другим людям то, что существует на уровне его внутренней речи. Но делает он это не с помощью внутренней речи как таковой, а при помощи других разновидностей речи, в частности тех, о которых мы говорили выше. Внутренняя речь может переходить в другие виды речи, и процесс этого перехода также в основном является внутренним.

Каковы основные психические функции речи.

Прежде чем называть эти функции, заметим, что речь идет именно о психологических функциях речи человека, а не о ее лингвистических особенностях или связанных с ними коммуникативных функциях. В свою очередь под психологическими функциями речи понимают функции, которые речь человека выполняет в регуляции психики и поведения. Под психологическими функциями речи имеются в виду следующие ее функции: коммуникационная, интеллектуальная, регуляционная, психодиагности-ческая и психотерапевтическая.

Коммуникационная (иногда ее также называют коммуникативной) функция речи состоит в том, что с помощью речи передается информация от человека к человеку. Эта функция речи используется в различных видах общения людей друг с другом и, вместе с тем, является исторически первичной функцией речи. Это означает, что речь у людей первоначально возникла и стала развиваться в филогенезе именно как средство общения и только затем стала использоваться в других ее психологических функциях. Свою коммуникативную роль речь человека приобрела благодаря существованию языка, в символике которого представлена информация, передаваемая от человека к человеку с помощью речи.

Интеллектуальная функция речи заключается в том, что для человека она также служит средством мышления. Наиболее очевидным образом эта функция проявляется в словесно-логическом мышлении, где слово выступает как понятие, а заключенная в нем мысль преобразуется по законам логики.

Интеллектуальная функция речи проявляется во внутренней речи, а также во внешних формах речи: диалоге и монологе. Диалог представляет коллективную мысль, рождающуюся и изменяющуюся в непосредственном общении людей друг с другом, а монолог - мысль, рождаемую и изменяемую в сознании одного человека. Наконец, эта же функция речи проявляется в том, что слово одновременно выступает и как понятие, то есть как обобщенная мысль. Данную функцию речь человека приобрела исторически одной из последних.

Регуляционная функция речи выражается в том, что речь служит фактором управления собственной психикой и поведением человека, который ею пользуется, а также психикой и поведением других людей.

Например, человек для произвольной регуляции своего восприятия, внимания, воображения, памяти и мышления пользуется внутренней речью. Через нее он осуществляет контроль за внутренними, психологическими процессами. Посредством внутренней речи человек самому себе дает команды и сам же их выполняет. В этом, собственно, и состоит произвольная, сознательная регуляция человеком своего поведения или его психологическая саморегуляция. Для того чтобы оказать влияние на других людей, человек произносит слово, обращенное к другим людям и содержащее в себе какой-либо совет, пожелание, команду и т.п. Для того чтобы оказать влияние на себя, человек произносит слово во внутренней речи и сам же выполняет содержащуюся в нем команду.

Психодиагностическая функция речи заключается в том, что по речи человека можно судить о психологических особенностях данного человека, о его познавательных процессах, психических состояниях и свойствах. Этой функцией речи в общении с людьми мы пользуемся постоянно, внимательно прислушиваясь к тому, что они говорят, и пытаясь по высказываниям человека судить о нем самом как о личности. Эта же функция речи используется учеными-психологами, когда они создают и применяют специальные психологические тесты, предназначенные для того, чтобы выявить и оценить скрытые от внешнего наблюдения внутренние, психологические особенности человека. Очень многие современные тесты, предназначенные для проведения глубокой пси ходиагностики людей, основаны на использовании различных видов их устной и письменной речи. Это, например, опросники, проективные тесты. Психотерапевтическая функция речи состоит в том, что с ее помощью люди оказывают терапевтическое влияние на себя и на других, рассчитанное на психологическую помощь, поддержку, а также на предупреждение и лечение многих психогенных заболеваний. Данная функция речи широко используется в различных методах современной психотерапии, практической психологии, причем как индивидуальной, так и групповой, например - в аутотренинге, в гештальттерапии, в логотерапии, в нейролингвистическом программировании.

Какова роль речи в регуляции поведения человека.

Под поведением в данном случае мы имеем в виду произвольные действия и поступки, разнообразные сознательные реакции человека на внешние или внутренние воздействия. Именно по отношению к ним мы далее будем обсуждать сформулированный выше вопрос, то есть выяснять, какую роль речь играет в управлении действиями, поступками и реакциями человека. Реакции - это автоматические движения, совершаемые в ответ на некоторого рода стимулы, источник которых может находиться или внутри, или вне человека. Внутренними стимулами могут явиться: органические потребности, эмоциональные переживания, образы, мысли. Они почти всегда сопровождаются некоторыми внешними или внутренними движениями. Такие движения с речью обычно напрямую не связаны и осуществляются в форме безусловных или условных рефлексов. Два других вида поведения, действия и поступки, напротив, самым тесным образом связаны с речью, но эта связь представляется различной по отношению к поступкам и действиям. Под действием понимается целенаправленное, сложное, сознательно управляемое движение человека. Оно может регулироваться как образом (идеально представленной в виде образа его целью), так и мыслью (некоторой идеей, выраженной в виде слова, понятия на уровне внутренней речи).

Только в последнем случае мы можем вполне определенно говорить о том, что действие контролируется словом и, следовательно, неразрывно связано с ним. То есть когда у человека возникает мысль, содержащая в себе идею о конечной цели некоторой связанной в единое действие системы движений, он выполняет соответствующее действие, контролируя его образными представлениями и внутренней речью. Однако в случае, когда конечная цель действия выступает только в форме образа, речевой контроль такого действия может отсутствовать. Что же касается такой формы поведения, как поступок, то он почти всегда связан с речью, так как поступок выступает как заранее обдуманная, сложная система сознательно контролируемых и целенаправленных действий. Поступок почти всегда связан с преодолением человеком некоторых внутренних (неуверенность в себе, беспокойство и т.п.) или внешних (неудачно сложившиеся обстоятельства, противодействие со стороны окружающих людей и т.п.) препятствий, а для этого необходима дополнительная внутренняя стимуляция поступка. Она в случае совершения человеком поступков как раз и осуществляется с помощью внутренней речи, например посредством убеждения самого себя в необходимости преодолеть возникшие препятствия и добиться поставленной цели.

Список литературы

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов-на- Дону, 1995.

2. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1980.

3. Соколова В.В. Культура речи. Культура общения. М., 1989.

4. Сопер П.А. Основы искусства речи. М., 1999.


Понятие и функции речи.

Виды речи.

Оборудование: конспект лекции, записи и схема на доске, тест с заданиями

Список литературы:

1.Р.С.Немов Общая психология:Краткий курс.-СПб.:Питер,2005:ил.,(с.151-153)

2.Общая психология: Учебник/Под.ред.Тугушева Р.Х. и Гарбера Е.И.-М.:Изд-во Эксмо,2006.(с.244,с.249)

3.Психология:Учеб.для студ.высш.пед.учеб.завед:В3кн.-3-е изд.-М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,1999.-(С.311-318).

Ход занятия

1.Орг.момент

2.Постановка цели и задач

3.Изучение нового материала.

Понятие и функции речи.

Речь- это психическая функция, связанная со знанием и использованием человеком языков для общения, мышления и решения многих других жизненно-важных задач.(Р.С.Немов)

Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.

По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации (письменные тексты), средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека.

Функции речи:

1.Коммуникативная- речь выступает как средство общения или обмена информацией между людьми;

2.Интеллектуальная- речь участвует в процессах мышления;

3.Мотивационно-регулирующая- речь участвует в управлении как психическими процессами и состояниями, так и поведением человека;

4.Психодиагностическая- речь человека выражает его психологию(например, когда мы анализируем спонтанные речевые высказывания человека, задаем ему вопросы и оцениваем ответы на них. предлагаем что-либо сочинить и по сочинениям судим о психологических особенностях человека);



5.Психотерапевтическая- мы словами пытаемся успокоить человека, внушить ему уверенность в себе, особенно если этот человек болен или переживает по поводу возникших у него проблем.

Значение речи в жизни человека.

Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т. п.). Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей , причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.

<<Речь – это канал развития интеллекта…

Чем раньше будет усвоен язык,

Тем легче и полнее будут

Усваиваться знания.>>

Н. И. Жинкин

<<Заговори, чтобы я тебя увидел.>>

Значимость речи в жизни современного человека трудно переоценить. Недаром во все времена выдающиеся мыслители придавали большое значение умению чётко и красиво выражать свои мысли придавали большое значение умению чётко и красиво выражать свои мысли. Вспомним, что утверждал Антон Павлович Чехов: <<…Для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться таким же неприличным, как не уметь читать и писать>>. Речь является средством общения людей. Вся наша жизнь связана с общением – так устроено человеческое общество. Поэтому наибольших успехов в личной жизни, учёбе, на работе, в бизнесе и политике достигает тот, кто умеет хорошо говорить. Вряд ли кто сомневается в том, что в современном обществе человек, умеющий хорошо говорить, конкурентоспособнее остальных людей. Поэтому, если мы думаем о будущем наших детей, то необходимо заниматься развитием речи ребёнка. Вне речи немыслимо овладение ребёнком знаниями и формированием его сознания, без речи невозможно освоить ни одну область профессионального и общечеловеческого знания. Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности в целом. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л.С. Выготский пришёл к такому выводу:<<Есть все практические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоции и личность в целом находятся в непосредственной зависимости от речи>> (Выготский Л. С., 2003). Следовательно, важным условием речевой активности является развитие познавательной сферы ребёнка. Поэтому необходимо не только поддерживать естественное возрастное любопытство <<почемучек>>, но и специальным педагогическими приёмами стимулировать познавательную и речевую активность детей. Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря усилиям. К сожалению, в настоящее время довольно редко можно встретить ребёнка, а он, в свою очередь, усваивает родной язык только благодаря телевизионным программам и разговорной речи окружающих. Для того чтобы избавить ребёнка от существующих проблем, необходимо проводить с ним различные упражнения, а также разнообразить его речевую практику. С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растёт объём знаний, которые им необходимо усвоить. Чтобы помочь ребёнку справиться с ожидающими его сложными задачами, нужно своевременно позаботиться о полноценном формировании речи.

Это – основное условие успешного обучения. Известно, что развитее мышления не посредственно связано с освоением ребёнком речи, с помощью слов мы выражаем свои мысли. Чем больше словарный запас ребёнка, тем богаче его речь и тем совершеннее его мышлении. Достаточный уровень развития речи является необходимой основой для формирования навыков чтения и грамотного письма. При этом важно понимать, что занятия по развитию речи будут полезны и ребёнку без речевых недостатков, так как высокий уровень речевого развития способствует формированию мышления, памяти, внимания, регуляции поведения, а умение красиво говорить, точно и правильно излагать свои мысли – необходимое условие эффективного обучения в школе и успехов в будущей карьере и взрослой жизни. Хорошо сформированная речь имеет большое значение не только для обучения в школе, но и для общения со взрослыми и детьми, развития личностных качеств ребёнка.

Литература :

Организуя дома свободное время ребёнка, не заменяйте живое общение просмотром телевизора и игрой в компьютерные игры. Рекомендации постоянно общаться с ребёнком по-прежнему актуальна. Просто рассказывайте ему, как вы варите борщ, как меняете колесо в машине, как работаете на компьютере и т.д Всё это поможет ребёнку активно пополнять словарный запас.

Обращайте внимание на то, насколько связано, логично и грамматически правильно ребёнок излагает свои мысли.

Помогите описывать предметы, события и явления как можно более подробно и детально. Это позволит расширить границы познаний ребёнка, обогатить его речь, увеличить словарный запас.

Необходимо обращать внимание детей на многозначность слова. Это интересное явление, когда одно и то же слово обозначает разные предметы (ручка – принадлежность для письма, ручка – фурнитура двери).

Очень полезно рассказывать ребёнку сказки <<с продолжением>>. Это такой вариант, в котором каждая сказочная история представляет собой относительно законченный по сюжету эпизод, но в конце остаётся возможность развития событий. Посоревнуйтесь, чья история окажется интереснее.

Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребёнка, он усваивает новые слова, обороты, развивает речевой слух. Помните, что ваше произношение должно было чётким, ясным и выразительным. Обогащают словарный запас ребёнка также колыбельные и потешки, они легче запоминаются.

Вместо того чтобы смотреть <<глупый>> мультфильм, выключите звук, и пусть ребёнок выскажет свою версию того, о чём говорят герои. Придумайте вместе с ребёнком свой мультфильм.

При разучивании стихов и песенок ребёнок не должен создавать видимость, что он <<как бы поет>>, не понимая смысл слов и произнося нечленораздельно какие-то слоги. Надо помочь ему, особенно в песнях, правильно понимать и произносить каждое слово. Поэтому – пойте вместе с ним.

Учите ребёнка находить и придумывать рифмы. Например: голос-волос; чашка-Чебурашка; подушка лягушка.

Чаще применяйте сами и поощряйте использование детьми поговорок, пословиц и распространенных выражений.

Учите ребёнка придумывать и загадывать загадки.

Учите рассказывать анекдоты, понимать юмор и придумывать смешные истории.

Разговаривая с ребёнком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть чёткой и внятной. Не говорите с ребёнком очень громко и очень тихо, также избегайте быстрого темпа речи. Не используйте <<детские>> словечки, подлаживаясь под малыша (больно, а не бо-бо; часы, а не тик-так т.д), давайте ему образцы правильной речи.

Старайтесь использовать в общении с ребёнком новые, ещё совсем не понятные для него слова и выражения, доступные для его возраста, непременно объясните ему их значение. Таким образом, ребёнок сможет обогатить свой словарный запас и понять ту информацию, которую вы хотите до него донести.

Чаще предлагайте ребёнку разгадывать загадки. Отгадывание загадок формирует способность к анализу и обобщению, учит детей делать выводы, развивает образное мышление. Не забывайте пояснять ребёнку загадки, объясняя, что, например, <<тысяча одёжек>> - это капустные листы, Если ребёнок отгадывает загадки с трудом, то помогите ему. Например, загадайте загадку и покажите несколько картинок, среди которых он сможет выбрать загаданный предмет. Как вариант игры в загадки – загадывание литературных персонажей описывайте героя сказки, раскладывайте книжки, и малыш выбирает нужную. Литература:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речь и её значение в развитии человека.

Чем раньше будет усвоен язык,

Тем легче и полнее будут

Усваиваться знания.>>

Н. И. Жинкин

Сократ

Значимость речи в жизни современного человека трудно переоценить. Недаром во все времена выдающиеся мыслители придавали большое значение умению чётко и красиво выражать свои мысли придавали большое значение умению чётко и красиво выражать свои мысли. Вспомним, что утверждал Антон Павлович Чехов: >. Речь является средством общения людей. Вся наша жизнь связана с общением – так устроено человеческое общество. Поэтому наибольших успехов в личной жизни, учёбе, на работе, в бизнесе и политике достигает тот, кто умеет хорошо говорить. Вряд ли кто сомневается в том, что в современном обществе человек, умеющий хорошо говорить, конкурентоспособнее остальных людей. Поэтому, если мы думаем о будущем наших детей, то необходимо заниматься развитием речи ребёнка. Вне речи немыслимо овладение ребёнком знаниями и формированием его сознания, без речи невозможно освоить ни одну область профессионального и общечеловеческого знания. Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности в целом. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л.С. Выготский пришёл к такому выводу: Есть все практические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоции и личность в целом находятся в непосредственной зависимости от речи>> (Выготский Л. С., 2003). Следовательно, важным условием речевой активности является развитие познавательной сферы ребёнка. Поэтому необходимо не только поддерживать естественное возрастное любопытство >, но и специальным педагогическими приёмами стимулировать познавательную и речевую активность детей. Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря усилиям. К сожалению, в настоящее время довольно редко можно встретить ребёнка, а он, в свою очередь, усваивает родной язык только благодаря телевизионным программам и разговорной речи окружающих. Для того чтобы избавить ребёнка от существующих проблем, необходимо проводить с ним различные упражнения, а также разнообразить его речевую практику. С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растёт объём знаний, которые им необходимо усвоить. Чтобы помочь ребёнку справиться с ожидающими его сложными задачами, нужно своевременно позаботиться о полноценном формировании речи.

Это – основное условие успешного обучения. Известно, что развитее мышления не посредственно связано с освоением ребёнком речи, с помощью слов мы выражаем свои мысли. Чем больше словарный запас ребёнка, тем богаче его речь и тем совершеннее его мышлении. Достаточный уровень развития речи является необходимой основой для формирования навыков чтения и грамотного письма. При этом важно понимать, что занятия по развитию речи будут полезны и ребёнку без речевых недостатков, так как высокий уровень речевого развития способствует формированию мышления, памяти, внимания, регуляции поведения, а умение красиво говорить, точно и правильно излагать свои мысли – необходимое условие эффективного обучения в школе и успехов в будущей карьере и взрослой жизни. Хорошо сформированная речь имеет большое значение не только для обучения в школе, но и для общения со взрослыми и детьми, развития личностных качеств ребёнка.

Литература:

Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. – М.: Ось-89, 2001

Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка.

Организуя дома свободное время ребёнка, не заменяйте живое общение просмотром телевизора и игрой в компьютерные игры. Рекомендации постоянно общаться с ребёнком по-прежнему актуальна. Просто рассказывайте ему, как вы варите борщ, как меняете колесо в машине, как работаете на компьютере и т.д Всё это поможет ребёнку активно пополнять словарный запас.

Обращайте внимание на то, насколько связано, логично и грамматически правильно ребёнок излагает свои мысли.

Помогите описывать предметы, события и явления как можно более подробно и детально. Это позволит расширить границы познаний ребёнка, обогатить его речь, увеличить словарный запас.

Необходимо обращать внимание детей на многозначность слова. Это интересное явление, когда одно и то же слово обозначает разные предметы (ручка – принадлежность для письма, ручка – фурнитура двери).

Очень полезно рассказывать ребёнку сказки >. Это такой вариант, в котором каждая сказочная история представляет собой относительно законченный по сюжету эпизод, но в конце остаётся возможность развития событий. Посоревнуйтесь, чья история окажется интереснее.

Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребёнка, он усваивает новые слова, обороты, развивает речевой слух. Помните, что ваше произношение должно было чётким, ясным и выразительным. Обогащают словарный запас ребёнка также колыбельные и потешки, они легче запоминаются.

Вместо того чтобы смотреть > мультфильм, выключите звук, и пусть ребёнок выскажет свою версию того, о чём говорят герои. Придумайте вместе с ребёнком свой мультфильм.

При разучивании стихов и песенок ребёнок не должен создавать видимость, что он >, не понимая смысл слов и произнося нечленораздельно какие-то слоги. Надо помочь ему, особенно в песнях, правильно понимать и произносить каждое слово. Поэтому – пойте вместе с ним.

Учите ребёнка находить и придумывать рифмы. Например: голос-волос; чашка-Чебурашка; подушка лягушка.

Чаще применяйте сами и поощряйте использование детьми поговорок, пословиц и распространенных выражений.

Учите ребёнка придумывать и загадывать загадки.

Учите рассказывать анекдоты, понимать юмор и придумывать смешные истории.

Разговаривая с ребёнком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть чёткой и внятной. Не говорите с ребёнком очень громко и очень тихо, также избегайте быстрого темпа речи. Не используйте > словечки, подлаживаясь под малыша (больно, а не бо-бо; часы, а не тик-так т.д), давайте ему образцы правильной речи.

Старайтесь использовать в общении с ребёнком новые, ещё совсем не понятные для него слова и выражения, доступные для его возраста, непременно объясните ему их значение. Таким образом, ребёнок сможет обогатить свой словарный запас и понять ту информацию, которую вы хотите до него донести.

Чаще предлагайте ребёнку разгадывать загадки. Отгадывание загадок формирует способность к анализу и обобщению, учит детей делать выводы, развивает образное мышление. Не забывайте пояснять ребёнку загадки, объясняя, что, например, > - это капустные листы, Если ребёнок отгадывает загадки с трудом, то помогите ему. Например, загадайте загадку и покажите несколько картинок, среди которых он сможет выбрать загаданный предмет. Как вариант игры в загадки – загадывание литературных персонажей описывайте героя сказки, раскладывайте книжки, и малыш выбирает нужную. Литература: Соболева А.Е., Краснова С.В. Чтение с увлечением. – М.: Экскомо, 2009.

Соколова Т.Н. Школа развития речи. – М.: Росткнига, 2007

Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарёв В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1977.


Вопросы в начале параграфа.

Вопрос 1. В чем сходство и различие потребностей человека и животных?

У человека, как и у животных, есть потребности, закрепленные генетически: в пище, воде, комфортной температуре, в общении. Такие потребности могут быть названы базовыми, потому что без их удовлетворения человек не может существовать физически. Врожденные безусловные рефлексы и выработанные на их базе условные рефлексы позволяют ребенку удовлетворять свои потребности с помощью взрослых.

Вопрос 2. Какие функции выполняет внешняя и внутренняя речь?

Внутренняя речь не является просто речью про себя. Она, выполняя регулирующую или планирующую роль, имеет иное, чем внешняя речь, сокращенное строение. Внутренняя речь по своей семантике никогда не обозначает предмет, никогда не носит строго номинативный характер.

Внешняя речь служит средством общения между людьми.

Вопрос 3. Что относится к познавательным процессам?

Вопрос 4. Как можно улучшить наблюдательность, память и воображение?

Отличным источником для улучшения памяти послужат курсы скорочтения. Они не только улучшат вашу память, но и позволят читать и обрабатывать прочитанную информацию в 5-8 раз быстрее обычного человека.

Память напрямую связана с внимательностью. Поэтому, для улучшения памяти сначала необходимо развить внимательность. Во время поездки в маршрутном такси внимательно присматривайтесь к людям, запоминайте лица, прически, цвет одежды и прочие, как будто бы незначительные мелочи. Затем, по прохождению некоторого времени, постарайтесь воспроизвести людей ехавших вместе с вами в общественном транспорте.

Вопросы в конце параграфа.

Вопрос 1. Чем различаются потребности человека и животных?

У человека наряду с потребностями, обеспечивающими физическое существование (в пище, воде, общении, продолжении рода, безопасности и т. д.), имеются духовные потребности (в творческой деятельности, признании результатов своего труда, искусстве и т. д.) и потребности в предметах, созданных человеческой цивилизацией.

Вопрос 2. Приведите примеры базовых и вторичных потребностей человека.

Базовые потребности (связаны с обеспечением жизнедеятельности организма): потребность в пище, воде, регулярном движении, сохранении тепла и др. Вторичные потребности (связаны с поведением человека в обществе): потребность в учебе, работе, творчестве, искусстве и др.

Вопрос 3. Какие факторы влияют на формирование потребностей?

На формирование потребностей влияет уровень развития общества, материальный достаток семьи, мода на те или иные предметы потребления.

Вопрос 4. Какова роль речи в организации трудовой деятельности?

С помощью слов люди могут обмениваться мыслями, сознательно управлять своим поведением, согласовывая его с другими людьми, делиться знаниями, приобретать новые знания, навыки и умения.

Вопрос 5. Объясните, как происходит формирование внутренней речи. Какую функцию она выполняет?

Поведением маленького ребенка обычно управляют взрослые. Они показывают ему необходимые действия и называют их. Постепенно наступает момент, когда ребенок сам в состоянии выполнить словесную инструкцию. В дальнейшем ребенок сам начинает проговаривать те действия, которые собирается предпринять, как бы давая инструкцию себе самому. Это особенно отчетливо проявляется во время игры. Словесные реплики - команды в дальнейшем переходят во внутреннюю речь. Инструкции становятся такими длинными, но вполне достаточными, чтобы организовать осознанное поведение. Таким образом, речь становится не только средством общения, но и средством организации своего собственного поведения.

Вопрос 6. Какие психические процессы относятся к познавательным?

К познавательным процессам относят ощущения, восприятие, память, воображение и мышление, а также представления памяти и воображения.

Вопрос 7. Что мы относим к объекту восприятия, а что - к фону?

К объекту восприятия можно отнести предметы и явления, которые становятся центром нашего внимания. Все прочие в данный момент предметы служат фоном восприятия.

Вопрос 8. Какие трудности бывают при воспроизведении информационного материала?

Различают объективное и субъективное восприятие. Когда человек точно описывает факты, то он использует объективное восприятие. При субъективном восприятии человек описывает (воспроизводит) не столько факты и события, свидетелями которых он был, сколько свои переживания по поводу этих событий. Понять из такого рассказа что-либо конкретное невозможно.

Вопрос 9. Каково значение речи при запоминании и воспроизведении?

Память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком его опыта. Память значительно более устойчива, когда опирается на речь. С помощью речи усиливается запоминание и последующее воспроизведение полученной информации.

Вопрос 10. Чем краткосрочная память отличается от долговременной?

Выделяют кратковременную (секунды, минуты) и долговременную (месяцы, годы) память. В первом случае в системе цепей нейтронов образуются непрерывно циркулирующие потоки нервных импульсов, а во втором - вырабатываются химические вещества, которые направляют возбуждение по нужным каналам связи.

Вопрос 11. Что такое воображение?

Воображением называется психический процесс, заключающийся в создании новых представлений на основе переработки уже имеющихся образов и впечатлений.

Вопрос 12. Объясните разницу между активным воображением и пассивным.

Активное воображение - воображение, которое позволяет человеку до начала его работы представить то, что получится в результате. Пассивное воображение - воображение, которое подменяет собой активные действия, по существу - это мечтания.

Вопрос 13. Как мышление связано с речью? Приведите примеры.

Речь самым непосредственным образом связана с мышлением, так как является средством выражения и сообщения мыслей. Например, мысль о непрерывной изменяемости мира мы выражаем с помощью речи, в словесных формулировках: «мир непрерывно изменяется», «нет ничего постоянного», «все течет, все изменяется», «нельзя дважды войти в одну и ту же реку» и т. д.

Вопрос 14. Каковы качества ума?

Ум - совокупность индивидуальных особенностей мышления. Самостоятельность, критичность, гибкость, творческая инициативность, избирательность - основные качества ума.