Что такое интеллектуальные чувства. Виды чувств: эмоции, которые руководят нашей жизнью. Чувства вины и стыда

Определение интеллектуальных чувств связывается с процессом познания, возникают они в процессе обучения или научной и творческой деятельности. Любые открытия науки и техники сопровождаются интеллектуальными эмоциями. Еще Владимир Ильич Ленин отмечал, что без человеческих эмоций невозможен процесс поиска истины. Нельзя отрицать, что чувства играют первостепенную роль в изучении человеком окружающей среды. Не зря многие ученые на вопрос о том, как им удалось достигнуть успеха в своей области знания, без тени сомнения отвечали, что научное познание - это не только труд и напряжение, но и великая страсть к работе.

В чем смысл интеллектуальных чувств?

Суть данных эмоций заключается в выражении отношения человека к процессу познания. Психологи утверждают, что мысли и эмоции тесно связаны друг с другом, развиваются в комплексе. Предназначение интеллектуальных чувств - стимулировать и регулировать человека. Познавательная деятельность человека должна порождать эмоциональную отдачу, переживания, которые будут основой для оценки результатов и самого процесса познания. Самый часто используемый метод развития таких чувств - интеллектуальные игры.

Самые распространенные чувства - удивление, любознательность, сомнения, тяга к истине и так далее. Взаимосвязь познавательной деятельности и эмоций доказывается одним простым примером интеллектуальных чувств: когда мы испытываем удивление, то стараемся во что бы то ни стало прийти к разрешению возникшего противоречия, ситуации, за которой последовало чувство удивления.

Еще Эйнштейн говорил о том, что самая яркая и прекрасная эмоция - это ощущение неразгаданной тайны. Именно эти чувства - основа любого подлинного знания. Именно в процессе познания и исследований человек ищет истину, выдвигает гипотезы, опровергает предположения и ищет лучшие пути развития и решения проблем. Каждый человек в своих стремлениях может заблудиться и вновь выбраться на правильную дорожку.

Нередко поиски истины могут сопровождаться сомнениями, когда в сознании человека существуют сразу несколько путей решения проблемы, которые конкурируют между собой. Завершается процесс познания чаще всего чувством уверенности в правильности решения проблемы.

В реализации творческого потенциала у человека возникают эстетические чувства, которые характеризуются отображением в искусстве чего-то прекрасного или ужасного, трагического или счастливого, изящного или грубого. Каждая эмоция сопровождается оценкой. Эстетические чувства - продукт культурного развития человека. Уровень развитости и содержательности этих чувств - первостепенный показатель направленности и социальной зрелости человека.

Базируется познавательная деятельность на следующих видах , эстетические и интеллектуальные. Высшие чувства отражают стабильность и не предполагают слепого следования сиюминутным желаниям и временным эмоциональным переживаниям. В этом заключается суть человеческого характера, которая отличает нас от животных, ведь у них такие чувства отсутствуют.

Методы нравственного воспитания

Воспитание и формирование личности ребенка осуществляется в тесной взаимосвязи с принципами и идеалами существующего общества. Методы нравственного воспитания - это способы педагогического воздействия, которые базируются на этих целях и идеалах общества. Самым популярным методом являются интеллектуальные игры.

Задача воспитателя - с детства заложить ребенку начала гуманизма, именно поэтому и способы воспитания должны основываться на гуманности. Например, воспитание коллективизма в ребенке предполагает организацию ежедневного времяпрепровождения ребенка таким образом, чтобы развить желание и умение у подрастающего поколения трудиться совместно, учитывать желания и чувства других детей. Вместе играть, заботиться о родителях и друзьях, сообща выполнять работу и так далее. Или воспитание любви к Родине основывается на том, чтобы привить ребенку чувство патриотизма, связать окружающую действительность с воспитательной работой.

Формирование личности ребенка

Главную роль в процессе познавательной деятельности детей играют мотивы, которые побуждают ребенка действовать в соответствии с принятой моделью поведения. Эти мотивы должны быть нравственными. Например, желание помочь ближнему в трудной ситуации, оказать помощь старикам и заступиться за младших. Их основа - альтруизм, безвозмездное выполнение определенных действий, без выгоды для себя самого. Также мотивы могут быть и эгоистичными, например, попытки завладеть лучшими игрушками для себя самого, предлагать помощь только за определенное вознаграждение, дружить с более сильными сверстниками в ущерб слабым и так далее. И если маленькие дети дошкольного возраста еще слабо осознают происходящее и тут рано говорить о нравственном воспитании, то начиная с младшего школьного возраста мотивы поведения и поступков свидетельствуют об определенном уровне воспитанности и нравственной направленности личности.

Какие бывают интеллектуальные ощущения?

Данный тип эмоций насчитывает немалое количество вариаций. К интеллектуальным чувствам относят: чувство ясности или сомнения, удивления, недоумения, догадки и уверенности.

Чувство ясности

Такое интеллектуально чувство, как чувство ясности, человек испытывает в тот момент, когда понятия и суждения представляются нам отчетливо и не сопровождаются сомнениями. Каждый человек чувствует себя некомфортно и беспокойно, когда мысли, витающие в голове по поводу познания определенного явления, путаются и не складываются в одну конкретную картинку. И в то же время человек испытывает приятнейшее чувство удовлетворенности, когда мысли в голове упорядочены, свободны и имеют свою логическую последовательность. Пусть эта логика понятна только нам, главное, что ощущается легкость мышления и спокойствие.

Чувство удивления

Когда мы имеем дело с теми явлениями и событиями, которые являются для нас новыми и неизведанными, если происходит то, что пока не поддается нашему уму - мы испытываем чувство глубокого удивления. Если говорить о процессе познания, то удивление - это приятное чувство, которое носит радостный характер. Декарт отмечал, что, когда человек следит за событиями, он испытывает удовольствие от того, что новые и не изученные явления возбуждают у человека чувство удовольствия. Это и есть интеллектуальная радость. Ведь процесс познания только впереди. Интеллектуальные чувства человека побуждают нас к началу познавательной деятельности.

Чувство недоумения

Нередко в процессе познания того или иного явления на определенных этапах человек сталкивается с трудностями, когда полученные факты никак не вписываются в уже известные и установленные связи. Чувство недоумения побуждает интерес к дальнейшему процессу исследования, является источником азарта.

Догадки

В процессе познавательной деятельности мы нередко сталкиваемся с таким чувством, как догадки. Когда исследуемые явления еще не изучены до конца, но полученных знаний уже достаточно для того, чтобы строить предположения по поводу дальнейшего познания. Психологи связывают чувство догадки с этапом построения гипотез в исследовательской деятельности.

Чувство уверенности

Обычно возникает на этапе завершения познавательной деятельности, когда правильность полученных результатов не вызывает никаких сомнений. А связи между элементами изучаемого явления логичны, обоснованы и подтверждаются не только догадками, но и реальными случаями из практики.

Чувство сомнения

Чувство, которое возникает только тогда, когда предположения конкурируют с возникающими обоснованными противоречиями. Данные эмоции побуждают к бурной исследовательской деятельности и всесторонней проверке изучаемых фактов. Как говорил Павлов, для того чтобы результаты научной деятельности были плодотворными, нужно постоянно проверять себя и сомневаться в добытых фактах.

Часто можно слышать, что в науке нет места эмоциям, но это в корне неверно. Человек, чья исследовательская деятельность сопровождается глубокими интеллектуальными переживаниями, достигает гораздо больших результатов, ведь он «горит» своей работой и вкладывает в нее все силы.

В психологии принято выделять следующие виды чувств:

  1. Низшие чувства
  2. Высшие чувства
  3. Нравственные чувства
  4. Эстетические чувства
  5. Интеллектуальные чувства
  6. Социальные чувства

Определение 1

Чувством называют переживаемое в разнообразной форме личное эмоциональное отношение человека к окружающим его предметам и явлениям.

В психологии выделяют следующие основные виды:

Низшие чувства

Связаны с удовлетворением базовых физиологических потребностей человека. Например, чувство сытости или жажды, безопасности или покоя.

Высшие чувства

Проявляют внутренний мир человека. Они связаны с удовлетворением социальных потребностей человека. Они составляют основу всех видов жизнедеятельности человека, облегчая или затрудняя общественную деятельность.

Высшие чувства подразделяются на нравственные, эстетические, интеллектуальные и социальные чувства.

Нравственные

Проявляют отношение человека к людям, к Отечеству, к своей семье, к себе. К этим чувствам причисляют любовь, гуманизм, уважение к Родине, отзывчивость, верность, достоинство. Разнообразие нравственных чувств отображает яркость человеческих взаимоотношений. Данные чувства управляют поведением человека.

Эстетические чувства

Представляют собой переживание ощущения чего-то прекрасного. Ярче всего эти чувства проявлены при созерцании произведений искусства или природных проявлений. Имеют свое развитие в соответствии с пониманием искусства. Так, например, музыка формирует в человеке музыкальные чувства. Сюда относятся следующие чувства: юмор, сарказм, чуткость, творческое вдохновение, чувство возвышенного состояния.

Интеллектуальные чувства

Основаны на познании людей, стремлении к удовлетворению любознательности, поиска истины и решения конкретных мыслительных задач. К ним относят заинтересованность, любопытство, чувство таинственности, сомнение, недоумение.

Социальные чувства

Обеспечивают эмоциональное взаимодействие человека с окружающим его миром. Сюда относятся такие распространенные чувства как: справедливость, честь, долг, ответственность, патриотизм, солидарность, а также стеснительность, растерянность, скука, жадность.

Рассмотрим некоторые из них подробнее:

    Страсть – это мощное, захватывающее чувство, преобладающее над другими стремлениями человека. Оно приводит к фиксации внимания человека, всех его сил на объекте страсти.

    Ненависть – это твердое инициативное негативное чувство, направленное на событие, возражающее потребностям человека, его взглядам и ценностям. Данное чувство способно вызывать не только критическую оценку своего объекта, но и разрушающую деятельность, обращенную к нему. Перед формированием ненависти обычно проявляется сильное недовольство или регулярное накопление отрицательных эмоции. Предметом ненависти тогда может стать истинная или кажущаяся причина событий.

    Юмор связан со способностью человека замечать противоречия или несоответствия в окружающем мире. Например, подмечать и преувеличивать противоположность позитивных или негативных сторон в каком-нибудь человеке. За юмором подразумевается дружелюбное чувство (соединение забавного и хорошего). За вызывающими хохот несовершенствами подразумевается что-то позитивное, приятное.

    Ирония сравнивает положительное с отрицательным, идеал противопоставляет фантазии и действительности или соотносит благородное со смешным. Человек ощущает свое превосходство над объектом, вызывающим в нем ироническое чувство. А злобная ирония может превратиться в насмешку или издевательства.

    Цинизм , это чувство, опровергающее жизненные ценности, а также пренебрежение к устоям общественной морали, правилам поведения. За цинизмом прячется неспособность к усилиям со стороны человека.

    Сарказм проявляет язвительную насмешку, злую иронию или насмешливые замечания. За сарказмом прячется неспособность к совершению действий.

Если эмоции, особенно низшие, не поддаются радикальной коррекции, то высшие чувства (моральные, интеллектуальные, эстетические) у человека воспитываются. К нравственных чувств относятся те, которые возникают при оцениваемых. УНИ поступков людей, анализе условий жизни, при осуществлении нравственных поступков. Среди них особое место занимает чувство долга. Оно основывается на переживании общественных потребностей и необходимости их испол. Ання. К нравственных чувств относятся также чувства доброжелательности к людям, сострадание, возмущение по поводу несправедливости, аморального поступка тощтощо.

Особое место в жизни каждого человека занимает чувство любви. Это нравственное по своей сути чувство облагораживает любящих, объединяет мужчину и женщину и несет в себе сочувствие, переживания, а также обязанность одного перед вторым. Сопровождается это чувство также радостью существования объекта любви, нежностью и тоской во время разлуки, даже временной. Это чувство окрыляет людей на серьезные жизненные испытанияння.

Морально-политическими чувствами является приверженность своей. Родине, обществу, патриотизм, интернационализм и т.д.

Сочетание нравственного образования с трудом самой личности над достижением нравственных целей - единственно возможная организация эффективного нравственного воспитания

Формирование нравственных качеств личности является центральной проблемой воспитания и одной из важных проблем в деле формирования нового человека. У разных людей в зависимости от условий жизни и воспитания моральные услышите уття развиваются неодинаково. Моральная оценка выражается в таких категориях, как добро и зло, честь и достоинство, справедливостьть.

Основой высокой гражданственности медицинского работника является формирование нравственных чувств, особенно таких, как гуманизм - любовь и уважение к человеку, забота о нем, сочувствие

Особое значение имеет воспитание чувства ответственности. Развитое чувство ответственности определяет отношение личности к себе и к другим, к коллективу, обществу в целом. Ответственность лица истости предполагает осознание им своего долга перед обществом, умение оценивать свои поступки, знание своих прав и обязанностейів.

К интеллектуальных чувств относятся эмоциональные переживания, связанные с умственной деятельностью: чувство нового, удивление, уверенности в истинности решения и т.п., их основой является любовь к знаниям, которая может е приобретать разнообразных форм и направлении.

Истина - высший уровень интеллектуального чувства, она заставляет человека упорно работать, преодолевать трудности в процессе познания, сознательно отказываться от других видов деятельности для того, чтобы больше е времени оставалось на ее поиск.

Формирование интеллектуальных чувств возможно только у лиц, имеющих определенный общеобразовательный уровень. Поэтому большое значение для развития интеллектуальных переживаний приобретает среднее образование молодежи. В процессе обучения в школе ученики овладевают основами знаний, способствующих развитию интеллектуальных чувств. Важную роль в их становлении играет создание в нашей стране различных научных и техничес х обществ, издание научных и научно-популярных журналов, поддержка научной деятельности. Особая роль в развитии интеллектуальных чувств принадлежит семье. Постоянная приучения детей с раннего возраста до интеллектуальных занятий способствует развитию способностей ребенка, воспитанию любви к истинамстини.

Эстетические чувства - это переживание человека, связанные с восприятием им явлений природы, произведений искусства, благородных поступков и т.п.. Они имеют качественное выражение: от легкого волнения, удовлетворения, радости и или печали до настоящего эстетического восторга. При этом эстетические чувства сливаются с моральными. Эстетические чувства разделяют на несколько форм их проявления - чувство возвышенного, комического, трагического т. ОЩощо.

Важнейшим условием разложения эстетических чувств является осознание молодежью необходимости развития духовного мира человека, культуры поведения и красоты человеческих взаимоотношений. Уровень эстетической воспитанности зависимость жить от усовершенствования системы и методов воспитания в детских дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях, от систематического знакомства учащихся с мисте цтвом, от поведения родителей, от общения с природой тощо.

В целом моральное, интеллектуальное, эстетическое воспитание в значительной мере влияет на развитие и состояние жизненной позиции личности, т.е. системы ее взглядов и отношения к явлениям жизни, к труду, материальной их и духовных ценностей обществ.

Без учета чувств нельзя дать всестороннюю оценку личности. К. И. Чуковский писал, что, помимо всевозможных свойств, человеческая личность имеет свою душевную мелодию, которую каждый из нас носит повсюду с соб боя, и если мы захотим изобразить человека и изобразим его свойства без душевной мелодии, - это изображение наше будет ложь и клевета. Эту мелодию, как эмоции и чувства вообще, мы должны учитывать при вжды, на каждом шагу. Иначе завдаватимемо значительный вред здоровью человека, создавая стрессовые ситуации там, где можно было бы их избежатькнути.

Под стрессом понимают эмоциональное состояние, обусловленное ситуациями крайне сильного напряжения - угрозой для жизни, физическим и умственным напряжением, страхом, потребностью быстро принимать ответственные решения. Пи ид действием стресса у человека меняется поведение, она становится дезорганизованной, беспорядочной. Наблюдаются также противоположные изменения сознания - общая заторможенность, пассивность, бездействие. Изменение поведут нки является своеобразной защитой организма от слишком сильных раздражителей. Только решительные и спокойные люди, как правило, могут регулировать и контролировать свое поведение в стрессовой ситуации. Но частые стрессовые ситуа ции изменяют психические свойства личности, которая становится более восприимчивой к отрицательным воздействиям стереотипов (рис 83с. 8.3).

Силу воздействия стрессового раздражения определяет не только объективная его величина (интенсивность физической и умственной напряженности, реальность угрозы жизни и т.п.), но и психическое состояние человека. Так, если человек на уверена, что она способна контролировать стрессовую ситуацию (например, может по своему усмотрению уменьшить физическое или умственное напряжение, избежать опасной ситуации), то влияние стрессового фактора уменьшает ться. Существенные нарушения психической деятельности и здоровья человека наблюдаются в случаях, когда человек не может изменить стрессовую ситуацию, чувствует себя обреченноою.

Стрессовые состояния особенно часто вызывают различные сердечно-сосудистые и желудочно-кишечные заболевания. Основным фактором при этом является

Рис 83. В стрессовой ситуации часто происходит критическое перегрузки психики

распределение во времени действия стрессора. Возникновение и развитие заболевания, например, язвы желудка, связаны с тем, что действие стрессора совпадает с циклом секреции пищеварительной системы и усиливает выделение соляной ки ислоты. Если последней выделяется много, это приводит к раздражению, а затем и к воспалению слизистой оболочки желудка и двенадцатиперстной кишки, и, как следствие, возникают гастрит, язвенная болезнь то что. Модель возникновения психосоматических заболеваний можно представить в следующем видеді:

. Психосоматическая модель возникновения заболевания (за Beltrush, 1984)

Одной из форм стресса является фрустрация - эмоциональное состояние человека, возникающее вследствие непреодолимой преграды на пути к удовлетворению потребности. Фрустрация ведет к различным изменениям поведения личности. Это может быть и или агрессия, или депрессийія.

От состояния эмоций часто зависит и возникновения таких заболеваний, как неврастения, приступы бронхиальной астмы и т.д.

Влияние эмоций на жизнь человека называется в психологии"смерть. Вуду""Смерть. Вуду» означает случаи, когда причиной смерти является психогенные факторы. Например, лица из австралийских племен, узнав, что й их очаровали, реагировали необычной паникой, которая приводила к смертностиа призводила до смерті.


Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Российский государственный социальный университет»

в г. Сочи Краснодарского края

Кафедра социальной работы

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «ПСИХОЛОГИЯ»

тема: «Интеллектуальные, эстетические и нравственные чувства»

Выполнила:

Студентка гр.

350500, ЗФО, 2 курс,

факультет «Социальная работа»

Сарнавская Л.А.

Проверила:

канд. псих. наук Матвеева Т.Н.

Сочи - 2007

Введение

Интеллектуальные чувства

Эстетические чувства

Нравственные чувства

Взаимосвязь, взаимодействие и взаимозависимость сложных чувств

Заключение

Библиография

Комментарии

ВВЕДЕНИЕ

Знания о психике человека накапливались в течение тысячелетий. На протяжении истории человеческого общества люди прошли огромный путь в развитии психических свойств, явлений и способностей. Тысячелетия общественной истории дали в этом отношении гораздо больше, чем сотни миллионов лет биологической эволюции животных. Среди животных человек - вид, который находится на вершине одной из пирамид организменных информационных систем.

Исходным пунктом анализа психики как системы является общепринятое в психологии положение о целостности психики в норме. Существование, функционирование и развитие человека определяются генетической и социальной программами.

Реализация названных программ оказывается возможной благодаря информационному взаимодействию человека со средой и целенаправленному воздействию на нее.

Образ мира у человека отличается от образа мира, созданного в естествознании и обществоведении. Человеческие образы, представления и мысли, по выражению психолога А.Н. Леонтьева*, пристрастны, они пронизаны эмоциями, чувствами, переживаниями.

Выражение «субъективный мир человека» имеет такой смысл: человеческое восприятие внешнего мира - это живое, эмоционально окрашенное восприятие, которое зависит от имеющихся у субъекта желаний, настроений, нередко приводящих к искажению истинной картины мира. Невозможно представить себе человека, лишенного чувств и переживаний. Наш внутренний опыт учит, что предметы, не вызывающие эмоционального отклика в нашей душе, оставляют нас равнодушными, воспринимаются как внешний фон.

Формирование чувств является необходимым условием развития человеческой субъективности. Самого по себе знания мотивов, идеалов, норм поведения недостаточно для того, чтобы человек ими руководствовался. Только став предметом устойчивых чувств, эти знания становятся реальными побуждениями и регуляторами деятельности.

ЧУВСТВА

Подлинные эмоции появляются на ранних этапах эволюционного развития. На протяжении большей части процесса эволюции они выступают как побочный продукт импульсивных устремлений животного, и только у человека они становятся важным источником самопознания и, следовательно, самоуправления. Хотя простейшие формы чувств доступны, вероятно, и высшим животным, но можно утверждать, что чувства присущи только человеку. Организму, достигшему уровня развития познавательных функций, не приходится колебаться между простым удовольствием и простым страданием.

Помимо примитивных крайностей он способен испытывать целый ряд чувств, являющихся в некотором смысле сочетанием или смесью удовольствия и страдания; он переживает такие чувства, как надежда, тревога, отчаяние, чувство безысходности, раскаяние, печаль. По мере усложнения душевных структур взрослый человек познает «сладкую печаль», радости, отмеченные страданием, ...«необычное сплетение грусти и веселья»..., мрачные минуты его неудач осветляются лучами надежды, а моменты триумфа и торжества омрачаются сознанием тщетности человеческих стремлений, недолговечности и зыбкости всех достижений.

Издавна возникло представление о трехчленной структуре психической жизни: ум, воля и чувство. Историки психологии отмечают - в прошлом большое внимание уделялось познавательным и волевым процессам, а исследование эмоциональной жизни оставалось уделом поэзии и музыки. Сегодня этой проблемой занимаются научные коллективы психологов.

Переживаемые отношения человека к предметам и явлениям, чувства носят личностный характер, несут информацию об объектах, связаны с жизнедеятельностью организма. Чувства возникают в коре больших полушарий мозга. Их отличительная черта - полярность. Существуют две первичные и фундаментальные формы чувства - удовольствие и страдание, или удовлетворение и неудовлетворение, которые окрашивают и определяют в некоторой, хотя бы незначительной, степени все устремления организма. Удовольствие является следствием и знаком успеха, страдание - неуспеха и фрустрации. Возможно, что примитивные удовольствие и страдание были альтернативами друг друга взаимоисключающими, но с развитием познавательных функций мозг одновременно схватывает разные аспекты объектов и ситуаций, вызываемые предвосхищением или воспоминанием. Организм испытывает удовольствия и страдания одновременно.

Чувства человека обусловлены его взаимоотношениями с другими людьми; они регулируются нравами и обычаями общества. Процесс формирования чувств человека неразрывно связан со всем процессом становления его внутреннего мира. Динамизм чувств по-своему связан со всей системой ощущений и интуитивного указывания человека; эта система пронизывает собой сознание и в каждом отдельном случае образует конкретную специфику переживания. Одна из сторон проявлений чувств - различение их модальности, качества переживания. Общепринятой классификацией видов чувств психология не располагает, принято выделять интеллектуальные, эстетические и нравственные чувства.

Различение в составе человеческого существа трех реалий - тела, души, духа - принадлежит религиозной (христианской) антропологии. Эта точка зрения настаивает на необходимости целостного видения человеческой природы. Научная психология (в исследовательской, теоретической части) лишь присматривается, осторожно примеривается к духовной ипостаси человека, существование которой в отечественной психологии из идеологических соображений ещё недавно отрицалось. Сегодня ситуация меняется.

Психология интенсивно осваивает наследие религиозной философии, духовного опыта исповедников веры, подвижников духа; расширяет опыт работы с субъективным миром человека. В отечественной психологии работами Б.С. Братуся, В.П. Зинченко, Б.В. Ничипорова, Ф.Е. Василюка и другими, предпринимаются попытки заложить основы подлинно духовной психологии как особой формы рационального знания о становлении субъективного духа человека в пределах его жизни.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА

Интеллектуальные чувства выражают и отражают отношение к процессу познания, его успешности и неуспешности. В психологии выявлены глубокие связи между мыслительными и эмоциональными процессами, развивающимися в единстве. В процессе познания человек постоянно выдвигает гипотезы, опровергая или подтверждая их, ищет наиболее правильные пути решения проблемы. Поиски истины могут сопровождаться чувством сомнения - эмоциональным переживанием сосуществования двух или нескольких конкурирующих в сознании субъекта мнений о возможных способах решения проблемы. Чувство уверенности в справедливости идеи, в истинности того, что познал человек, является поддержкой для него в трудные минуты борьбы за претворение в жизнь убеждений, к которым он пришёл путём активной познавательной деятельности.

Эволюция человека как мыслящего существа, возникновение и развитие сознания, которое отличает нас от животных, отразились в организациях мозга: в его древних слоях - стволе, который заведует рефлексами и гормонами, а также в лимбической системе, управляющей аффектами и эмоциями. Способы обработки информации, накопленный жизненный опыт, цели и мотивы поведения - всё это почти целиком находится на территории бессознательного. Согласно современным представлениям, бессознательное - глубинная сфера психики, сложный комплекс генетических предрасположенностей, врождённых и приобретённых автоматизмов. Детское бессознательное - ядро планеты Человек. О роли, которую младенческий опыт играет в становлении личности, одним из первых заговорил З.Фрейд. «В этом смысле Фрейд был почти пророком, - говорит Г. Рот*. - Сегодня эти его идеи подтверждены экспериментально». Лимбическая система может перерабатывать и сохранять эмоциональные переживания уже в материнской утробе.

Возникшая в ходе эволюции кора головного мозга, управляет, сознательным мышлением, здесь базируется наше сознание. Бессознательная память о нашем прошлом опыте, как выражается американский исследователь Джозеф де Ду, «берёт в заложники рациональную часть мозга». Любая мысль, прежде чем оформиться в сознании, проходит обработку в лимбической системе. Там она эмоционально окрашивается и только затем согласуется с разумом. Бессознательное - недремлющий цензор, который может дать добро или наложить запрет на наши действия.

С раннего детства человека влечёт к новому и неизвестному - это основа познания и освоения окружающего мира, а значит и важного свойства человека - интеллекта*, способности к познанию. За процесс обучения «отвечают» мозговые центры поощрения и удовольствия. Если мозг ученика управляется «модусом страха», он находится под особым влиянием миндалевидного ядра в лимбической системе головного мозга. «Активность» миндалины направляет мышление на то, чтобы избавиться от источника страха. Мыслить творчески в таком режиме невозможно, мозг начинает придерживаться простейших схем, и с усваиваемым материалом в память врезается чувство досады. «Люди учатся лучше, если учение им в радость», - к такому выводу пришёл профессор психиатрии из Ульма М. Шпитцер.

Высшим продуктом мозга является мышление, которое связано с деятельностью биологического аппарата, его эволюцией и с общественным развитием человека. Результатом процесса мышления является мысль. Способность мышления к опосредованному отражению действительности выражается в способности человека к акту умозаключения, логического вывода, доказательства. Эта способность чрезвычайно расширила возможности человека. Она позволяет, отталкиваясь от анализа фактов, доступных непосредственному восприятию, познать то, что недоступно восприятию с помощью органов чувств. Благодаря этой способности Галилео «закруглил» Землю, Коперник «выселил» человека из центра Вселенной, Фрейд объявил бессознательное господином «Я». А Эйнштейн принёс людям нечто вроде утешения: да, мы всего лишь существа маленькой планеты где-то на обочине Вселенной, но, несмотря на всё это, человек велик, он способен проникнуть в тайны мироздания благодаря силе своего мышления. Это он, человек, всеми доступными ему, исторически сложившимися способами осваивает и очеловечивает действительность.

Нейробиологи и психологи утверждают, что мозг хранит информацию в виде сетевой структуры. Новые знания «встраиваются» в уже сложившуюся сеть, либо формируют новую «паутину». На современном эволюционном этапе развития мозг воспринимает и обрабатывает части и целое параллельно - в их внутренней взаимосвязи. Он работает с информацией как поисковая машина и как конструктор. Какую конструкцию он сложит - зависит от индивидуальных интересов, качеств и опыта каждого человека. Во взаимодействии этих процессов роль чувств состоит в том, что они выступают как регулятор интеллектуальной деятельности. Как в филогенезе, так и в онтогенезе развитие чувств происходит в единстве с познавательной деятельностью человека, которая порождает у него эмоциональный отклик, переживания, связана с оценкой процесса познания и его результатов.

Некоторая степень эмоционального качества, называемого интересом, всегда сопровождает побуждение или желание исследовать и лучше освоить какой-либо объект; интерес, не связанный с таким побуждением, просто невозможен. Процесс исследования ведет к проникновению в природу объекта, а это, в свою очередь, может вызвать страх - качество, всегда сопровождающее побуждение вовремя избежать опасности или желание удалиться от объекта. Но с появлением этого нового побуждения и характерного для него эмоционального качества интерес вовсе не обязательно вытесняется или задерживается; побуждение к исследованию может сохраниться наряду с побуждением удалиться, и в этом случае мы переживаем эмоциональное качество, которое обнаруживает сходство, как с интересом, так и со страхом, и которое возможно представлять как смесь этих двух первичных качеств.

Инстинкты и ассоциации, в их сложной форме, входят в состав психики человека, образуя очеловеченный биологический фундамент его сознания, интеллектуальной деятельности. Природа и структура человеческой психики таковы, что собственные сознательные действия уже на самых ранних этапах развития человека становятся предметом непосредственных наблюдений и осознания. В деятельной природе человека и его психики заложены предпосылки первоначального объяснения природных явлений по образцу сознательных человеческих действий. Важную роль в расшатывании догм играют здоровое сомнение, вдумчивость, критичность. Но при нарушении меры они могут породить другую крайность - скептицизм, неверие, утрату идеалов, отказ от служения высоким целям.

Интеллектуальные чувства порождаются познавательными отношениями человека к миру. Предметом познавательных чувств является как сам процесс приобретения знаний, так и его результат. К интеллектуальным чувствам относят интерес, любознательность, ощущение тайны, удивления. Вершиной интеллектуальных чувств является обобщенное чувство любви к истине, которое становится огромной движущей силой, способствующей глубокому проникновению в тайны бытия.

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА

Человек создал поистине могучие средства познания природы и самого себя - искусство и науку, вобравшие в себя все формы человеческого познания. Искусство, наука и техника не могут не влиять на мировосприятие людей и на их психологию. Перед человеком открывается ужас мира, и он стремится к эстетическому идеалу. Через соотнесение с нормами, идеалами осуществляется оценивание - определение ценности происходящего.

Основные категории сознания архаичного человека сформированы мифологическими представлениями. В науке сложилось представление о мифах как о структурах, выражающих «необычную» реальность, как о символических системах. К.Г. Юнг* считал, что это первичные формы, организующие психические содержания, схемы, согласно которым образуются мысли и чувства всего человечества - архетипы - функциональные структуры коллективного бессознательного. Результатом актуализации архетипов становятся архетипические идеи, формируется ценностное сознание человечества. Важнейшими понятиями ценностного сознания выступали понятия добра и зла, красоты и уродства. Эта система ориентаций играет важную роль в индивидуальном и общественном сознании. Современные взгляды на устройство Вселенной, и природу человека делают жесткие выводы об ответственности людей за все живое на земле. Искусство приводит к таким же заключениям, но в нем речь идет не о доказательстве, а об эмоциональном показе. Искусство может заставить нас прожить тысячи чужих жизней.

Вопрос о присутствии у человека творческого начала и потребности в самореализации является актуальным с древних времен. Художественное творчество начинается с обострённого внимания к явлениям мира, умения их удержать в памяти и осмыслить. Важным психологическим фактором художественного творчества является память, не «зеркальная», а избирательная. Творческий процесс немыслим без воображения, которое позволяет воспроизводить представления и впечатления. Воображение имеет много разновидностей: философско-лирическое - у Тютчева, фантасмагорическое - у Гофмана, романтическое - у Врубеля, болезненно-гипертрофированное - у Дали, реально-строгое - у Феллини и т.д.

В художественном творчестве подсознательные процессы играют особую роль. Американский психолог Ф. Беррон обследовал группу писателей и пришел к выводу, что у представителей этой профессии эмоциональность и интуиция высоко развиты и преобладают над рассудочностью. 89% испытуемых оказались «интуитивными личностями», тогда как в контрольной группе (люди далекие от художественного творчества), личностей, обладающих развитой интуицией, оказалось 25%. Ф.Шеллинг писал: «…художник непроизвольно и даже вопреки своему внутреннему желанию вовлекается в процесс творчества. Подобно тому, как обреченный человек совершает не то, что он хочет или что намеревается сделать, но выполняет неисповедимо предписанное судьбой, во власти коей он находится, таким же представляется и положение художника… на него действует сила, которая проводит грань между ним и другими людьми, побуждая его к изображению и высказыванию вещей, не открытых до конца его взору и обладающих неисповедимой глубиной». Творческий процесс особенно плодотворен, когда художник находится в состоянии вдохновения - психологическое состояние ясности мысли, интенсивности её работы, богатства и быстроты ассоциаций, проникновения в суть жизненных проблем, могучего «выброса» накопленного опыта и непосредственного включения его в творчество. Вдохновение рождает необыкновенную творческую энергию. В состоянии вдохновения достигается оптимальное сочетание интуитивного и сознательного начал в творческом процессе.

Фрейд полагал, что в акте творчества происходит вытеснение из сознания художника социально-непримиримых начал и тем самым устранение реальных жизненных конфликтов, что неудовлетворенные желания - стимулы фантазии. В.Шиллер писал: «Бессознательное в соединении с рассудком и делает поэта-художника». Проявление личностных особенностей человека способствует развитию индивидуальности, подчеркивает его уникальные и неповторимые черты.

Эстетические чувства являются продуктом культурного развития человека. Эти чувства проявляются в соответствующих оценках, в художественных вкусах и переживаются как эмоции эстетического наслаждения и восторга или же - в случае рассогласования их объекта с эстетическими критериями личности - как эмоции презрения, отвращения и т.п. Уровень развитости и содержательности эстетических чувств личности - важный показатель её социальной зрелости. К примеру, чувство юмора предполагает наличие у субъекта положительного идеала, без которого оно вырождается в негативные явления: пошлость, цинизм, и т.д. Если человек отказывается от культуры в пользу своих наслаждений, он лишается защиты, и может погибнуть. Если же он отказывается от наслаждений в пользу культуры, то это определённым бременем ложится на его психику. Фрейд пишет об этом так: «…всякая культура должна быть построена на принуждении и на отказе от влечений, и при ее понимании оказывается, что центр тяжести с материальных интересов передвинут на психику».

Фрейд был одним из первых, кто попытался увидеть в доминантных инстинктах человека потребность в самореализации, которая локализуется в бессознательном и проявляется в «стремлении к удовольствию». Этой инстинктивной потребности в самореализации противостоят созданные обществом требования культуры (традиции, правила и т.д.). Их основная функция состоит в подавлении «инстинктоподобных» потребностей. Особенность самореализации состоит в том, что, удовлетворяя её в единичных актах (написание романа, создание художественного произведения), личность не может удовлетворить её полностью.

Рассматривая культуру личности можно выделить внутреннюю и внешнюю её стороны. Человек подает себя окружающим, но это впечатление может оказаться обманчивым. Иногда за внешне утонченными манерами скрывается циничный, презирающий нормы человеческой морали индивид. В то же время, не кичащийся своим культурным поведением, человек может обладать богатым духовным миром и глубокой внутренней культурой, интеллигентностью, которая предполагает высокий уровень эстетического развития, нравственную надежность, честность и правдивость, бескорыстие, развитое чувство долга и ответственности, верность своему слову, высокоразвитое чувство такта и, наконец, тот сложный сплав свойств личности, который называют порядочностью. Этот набор характеристик далеко не полон, но главные из них перечислены.

Эстетические чувства отражают и выражают отношение субъекта к различным фактам жизни и их отображению в искусстве как к чему-то прекрасному или безобразному, трагическому или комическому, возвышенному или пошлому, изящному или грубому. Жизнь в природном и общественном мире рождает в людях сложную гамму чувств и переживаний. К ним относятся чувство неуверенности, беспомощности, потерянности, бессилия, одиночества, печали, горя, душевного надрыва, человек опасается, переживает за своих близких, за свою страну, за жизнь на Земле. Вместе с тем людям присущ целый спектр «светлых» эмоций: ощущения счастья, гармонии, полноты телесных, душевных сил, удовлетворенности своими свершениями и жизнью. Способность руководствоваться при восприятии явлений окружающей действительности понятиями прекрасного, любовь к красоте лежит в основе эстетических чувств. Они проявляются в художественных оценках и вкусах. Человек, наделенный развитым эстетическим вкусом, при восприятии произведений искусства, картин природы, другого человека испытывает приятные или неприятные для него эмоции, диапазон которых широк - от чувства наслаждения и восторга до отвращения. В философско-психологической литературе духовное начало человека связывают с общественным и творчески-созидательным характером его деятельности, с включенностью человека в мир культуры. Внутренний мир человека имеет многообразные связи и отношения со всем миром культуры; здесь он обретает смысл и духовное измерение.

НРАВСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА

Нравственные чувства выражают отношение человека к человеку и к обществу. Основанием оценки, которую объективно получают эти чувства со стороны окружающих, являются моральные нормы, регулирующие поведение личности во всех сферах её общественной жизни. От внешних восприятий мозг человека получает не больше, чем мозг животного, которое так же видит, слышит, осязает и обоняет (в ряде случаев лучше людей). Отказываясь от нравственных усилий, ограничивая себя плотским потребительством, в том числе и потреблением знаний или любви, человек опускается духовно, затем падает душевно. Это именуется бездушием или «окаменелостью сердца». Именно наличие высших чувств - стыда, раскаяния, совести, любви и т.д. - отличает человека от животного. Нравственное воспитание начинается с упражнений в нравственных поступках, с проявлений чувств любви, благодарности. Конформизм, презрение к законам и нравственным ценностям, равнодушие, жестокость - это плоды безразличия к нравственному фундаменту общества. Различие душевной и духовной жизни в их качественном своеобразии отражается уже на уровне языка. Когда мы говорим «душевный человек», то указываем на присущие ему качества сердечности, открытости, способности сопереживать другому, понимать и учитывать другого в его самоценности. Говоря о духовности человека, мы имеем в виду его нравственный строй, способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной, общественной жизни, следование идеалам истины, добра и красоты.

К нравственным чувствам относятся: сострадание, гуманность, доброжелательность, преданность, любовь, стыд, укоры совести, чувство долга, морального удовлетворения, сострадания, милосердия, а также их антиподы. Нравственный человек должен знать, что такое добродетель. Мораль и знание с этой точки зрения совпадают; для того, чтобы быть добродетельным, необходимо знать добродетель как таковую, как «всеобщее», служащее основной всех частных добродетелей.

Своеобразным внутренним контролёром личности является совесть - понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение. Совесть - выражение способности личности осуществлять самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Количество совести прямо пропорционально уровню личности. Даже ничтожно малая нравственная неполноценность становится отклонением от сознательной нормы и выступает (хотя и незаметно) как симптом душевной болезни. Выдающийся русский психиатр профессор В.Ф.Чиж рассматривал душевное равновесие православных праведников в качестве эталона психического здоровья. Уровень личности нижесвятости уже не является совершенным, хотя и считается практически нормальным. Дальнейшее снижение уровня ведет к развитию малодушия, со всеми вытекающими последствиями, вплоть до развития психических патологий.

Сложное чувство, возникающее при действии сильного желания и при ожидании успеха, называется надеждой. В случае появления затруднений надежда уступает место тревоге, но она не смешивается с отчаянием; скорее, по мере уменьшения благоприятности обстоятельств, чувство незаметно изменяется к тревоге и, возможно, к отчаянию.

Любовь - интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. В древней мифологии и поэзии - космическая сила, подобная силе тяготения. У Платона любовь - эрос - побудительная сила духовного восхождения. Смысл и достоинство любви как чувства состоит в том, что она заставляет нас признать за другим то безусловное центральное значение, которое, в силу эгоизма, мы ощущаем только в себе. Это свойственно всякой любви, но половой любви по преимуществу; она отличается большей интенсивностью, более захватывающим характером, и возможностью более полной и всесторонней взаимности; только эта любовь может вести к действительному и неразрывному соединению двух жизней в одну, только про нее в слове Божьем сказано: будут два в плоть едины, т.е. станут одним реальным существом. Внешнее соединение, житейское или физиологическое, не имеет определенного отношения к любви. Оно бывает без любви, и любовь бывает без него. Оно необходимо для любви как ее окончательная реализация. Если эта реализация ставится как цель, она губит любовь. Значение связанных с любовью внешних актов и фактов, которые сами по себе ничто, определяется их отношением к тому, что составляет любовь и ее дело. Когда нуль ставится после целого числа, он увеличивает его в десять раз, а когда ставится перед ним, превращает его в десятичную дробь. Чувство любви есть побуждение, внушающее нам, что мы можем и должны воссоздать целость человеческого существа. Истинная любовь - та, которая утверждает безусловное значение человеческой индивидуальности в другом и в себе, и наполняет абсолютным содержанием нашу жизнь.

Духовная жизнь человека всегда обращена к другому человеку, к обществу, к роду человеческому. Человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным ценностям человеческого сообщества, способен поступать в соответствии с ними. Нравственность есть одно из измерений духовности человека.

ВЗАИМОСВЯЗЬ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ СЛОЖНЫХ ЧУВСТВ

Нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства переживаются человеком в деятельности и общении и именуются высшими чувствами, ввиду того, что в них заключено всё богатство эмоциональных отношений человека к действительности. В названии чувств «высшими» подчёркивается их обобщённость, стабильность и несводимость к сиюминутным эмоциональным переживаниям, их специфический человеческий характер*. Однако понятие «высшие чувства» несколько условно, т.к. к ним приходится относить и безнравственные чувства (себялюбие, жадность, зависть и др.), на самом деле это низменные эмоциональные проявления личности.

Недостаток совести подрывает и расшатывает нравственную память (фундамент интеллекта). Монолит ума без «цемента совести» разваливается на фрагменты (интеллектуальные блоки). До времени они могут оставаться весьма крупными, если природные способности значительны, но умным (целомудренным) такой «интеллектуал» уже не будет. Негармоничность развития Белинский оценивал как скрытое от глаз уродство. «У одного человека - отмечал он - ум едва заметен из-за сердца, у другого сердце, как будто поместилось в мозгу; этот страшно умён и способен на дело, да ничего сделать не может, потому что у него нет воли: а у того страшная воля, да слабая голова, и из его деятельности выходит или вздор, или зло». Лишь единство интеллектуального, эмоционального, нравственного развития делает человека способным к прекрасным, возвышенным формам душевного состояния - это чувства патриотизма, любви к природе, людям, Родине.

Критерий духовного развития человека - это овладение процессом творчества. Если человек освоил творчество в полной мере - и по процессу его течения и по результатам - значит, он вышел на уровень духовного развития. Ему доступно переживание моментов единения внутренних сил.

Для Сократа истина и нравственность - понятия совпадающие. Между мудростью и нравственностью мудрец не делал различия: он признавал человека вместе и умным и нравственным, «…человек, понимая, в чем состоит прекрасное и хорошее, руководиться этим в своих поступках, и, наоборот, зная, в чем состоит нравственно безобразное, избегает его. Поступки, основанные на добродетели, прекрасны и хороши. Люди, знающие, в чем состоят такие поступки, не захотят совершить никакой другой поступок, а люди, не знающие, не могут их совершить и, даже если пытаются совершить, впадают в ошибку. Так как справедливые поступки основаны на добродетели, то из этого следует, что и справедливость и всякая другая добродетель есть мудрость». По Сократу, сомнение ведет к самопознанию, затем к пониманию справедливости, права, закона, зла, добра. Он же сказал, что познание человеческого духа - вот главное. Сомнение ведет к субъективному духу (человек), а затем ведет к объективному духу (Бог). Особое значение имеет познание сущности добродетели. Он поставил вопрос о диалектическом методе мышления. Он же убедил, что истина - это нравственность. А истинная нравственность - это знание того, что хорошо.

Ученик В. Дильтея*, создатель психологии как науки о духе, Шпрангер писал, что «субъект с его переживаниями и образами вплетен в грандиозную систему мира духа, исторического и общественного по своему характеру». Как духовное существо человек не может рассматриваться в положении «уединения, подобного находящемуся на острове», он должен мыслиться во взаимосвязи с обществом, с культурой, с историей. Реально человеческая душа вплетена в межчеловеческие, общественные связи, пронизана общими ценностями жизни. «Эти ценности, - отмечал Шпрангер, - возникшие в исторической жизни, которые по своему смыслу и значению выходят за пределы индивидуальной жизни, мы называем духом, духовной жизнью или объективной культурой».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для человека имеет ценность лишь пережитое в чувстве. Он переносит эту ценность на отношения, которые ему приходится переживать, на взгляды и идеи, которыми он заполняет своё существование, на деятельность, которая выпадает ему на долю; но видеть в этом лишь условия и поводы для чувств человеку невыносимо. Душевная структурная связь целесообразна потому, что она имеет тенденцию развивать и закреплять жизненные ценности. Переживание ценности в сфере личности и действия должно подчиняться отношению к истине. В этом смысле способность чувствовать является богатством человеческой психики. Это показатель интеграции личности, которая тем более обладает собой и принадлежит себе, чем правильнее она угадывает все ценности.

В обществе личность имеет самобытное значение и безусловное достоинство. Если общество развивается, процветают наука, искусство, религия, то личность может и должна вносить с собою нечто абсолютное в свое общество - свою свободу, без которой нет ни права, ни познания, ни творчества. И помимо унаследованных традиционных начал, человек должен в свободе своего сознания логически мыслить и познавать подлинную истину и осуществлять ее в своем действии или творчестве.

Искусство, наука, философия развиваются в каждом народе в связи с его культурой и верованиями. Но, чтобы сделать научное открытие или построить философскую систему нужны истина и свободное усилие личного гения. Чтобы преобразовывать общество, учить его, способствовать его развитию и нравственному улучшению требуется ясное сознание правды и добра, крепкая вера в высший идеал. Помимо своих частных верований, временных и местных идеалов, человек должен в формах своего сознания вмещать безусловное содержание, высший вселенский идеал. Так или иначе, этот идеал всеобщей правды и добра - точка опоры, руководящая цель всякого благого дела, высшего прогресса культуры и знания. Без усвоения этого объективного идеала никакое развитие немыслимо вовсе.

Телесные органы в течение земной жизни служат человеку инструментарием, позволяющим живойдуше осваивать окружающий материальный мир. Помимо материального или эмпирического содержания своей жизни каждый человек заключает в себе образ Божий, т.е. особую форму абсолютного содержания. Этот образ Божий теоретически и отвлеченно познается в разуме и через разум, а в любви он познается конкретно и жизненно. И если это откровение идеального существа, обыкновенно закрытого материальным явлением, не ограничивается в любви одним внутренним чувством, но становится иногда ощутительным и в сфере внешних чувств, то тем большее значение должны мы признать за любовью как за началом видимого восстановления образа Бога в материальном мире, началом воплощения истинной идеальной человечности. Сила любви, переходя в свет, преобразуя и одухотворяя форму внешних явлений, открывает свою объективную мощь.

Духовность человека проявляется в его потребности и способности познавать мир, самого себя и свое место в мире, в стремлении создавать новые формы общественной жизни в соответствии с познанными законами человеческой природы. Духовные искания человека фиксируются в продуктах его художественно-эстетической деятельности - произведениях литературы, изобразительного искусства, музыки, драматургии. Духовность относится к родовым определениям человеческого способа жизни. Дух есть то, что связывает отдельного индивида, субъекта психической деятельности, личность человека со всем человеческим родом во всей развертке его культурного и исторического бытия. Духовность придает смысл жизни отдельному человеку.

БИБЛИОГРАФИЯ

Мультимедиа

1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2004, статья: В.С. Соловьёв «СМЫСЛ ЛЮБВИ»

2. Коллекция лучших современных программ, «Библиотека в кармане»

3. М.А. Антонович «Единство физического и нравственного космоса»

4. А.Н. Леонтьев «Деятельность. Сознание. Личность»

5. У. Макдауголл «Различение эмоции и чувства»

Литература

6. В.А. Ганзен Системные описания в психологии. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. - 176 с.

7. А.Н. Леонтьев. Биологическое и социальное в психике человека / Проблемы развития психики. 4-е издание. М., 1981. С.193-218.

8. М.А. Холодная. Сществует ли интеллект как психическая реальность? Вопросы психологии, № 5, 1990. - с. 121-128

9. П. Шульц Философская антропология. Введение для изучающих психологию. - Новосибирск: НГУ, 1996

10. Ю.Б. Борев. Эстетика. - М., 1988.

11. А.А. Кривчун Эстетика: Учебник для студентов вузов. - М., 1998. - 430 с.

Чувства человека многообразны и зависят от нашего взаимодействия с существующей действительностью. Огромное количество испытываемых нами эмоций объясняется еще и тем, что, близкие по своему характеру, они отличаются друг от друга степенью интенсивности переживания и оттенками экспрессивной окраски. Многообразие чувств приводит к настойчивым попыткам их систематизировать и классифицировать. Нужно упомянуть и о часто повторяющихся попытках сгруппировать чувства с точки зрения эмоционального тона и интенсивности переживания, а также и по характеру отношения человека к объекту чувства. Речь идет о легкой или бурной радости, негодовании, ненависти, скорби, печали, стыде, восхищении, сочувствии, любви и так далее.

Эта классификация дает возможность произвести некоторую систематизацию чувств человека. Но она является принципиально неполной. В ней есть отвлечение от конкретного содержания, которое имеет очень большое значение для характеристики чувств. Например, очень отличаются друг от друга радость в связи с победой любимой футбольной команды и радость от встречи со знакомым или связанная с прослушиванием музыкального произведения. Также различны по эмоциональной окраске некоторые виды беспокойства: за судьбу героя романа или фильма, при катании на лодке в сильный ветер, вызванные мнением людей при совершении нами какого-то поступка и так далее. Отвлечение от конкретного содержания чувства, имеющее место быть в подобной классификации, привело к созданию групп, учитывающих их содержательную сторону.

Принципы классификации чувств

Прежде всего следует исходить из принципа материалистической психологии. Он говорит о том, что психика человека представляет собой отражение им объективной действительности, существующей независимо от него. Поэтому вопрос может быть поставлен так: как отражается в сфере чувств индивидуума та реальность, в которой он живет, действует, с которой он многообразно связан?

Действительность понимается нами в самом широком смысле. Это - природа, человеческое общество, отдельно взятые люди, социальные институты (государство, семья и так далее), процесс и продукты человеческого труда, выступающие в различных формах, нормы морали и так далее. В индивидуальном сознании человека отражены те черты общественного сознания, которые присущи данному обществу, эпохе с ее кругом воззрений на мир, жизнью, правилами и нормами поведения и взаимоотношений между людьми.

Действительность в ее конкретных проявлениях каждая личность воспринимает, руководствуясь общественным сознанием своего времени. Мы все живем в этих реалиях и действуем согласно развившимся в нас потребностям, оценкам, взглядам на вещи и явления, представлениям о моральном и прекрасном, приобретенным в процессе нашей жизни в обществе. Эта действительность отражается в индивидуальном сознании каждого конкретного человека, в том числе и в эмоциональной сфере.

Исходя из этого, чувства различаются: во-первых, по объекту действительности, на который они направлены (реальный, воображаемый, настоящий, прошлый и так далее, обладающий определенными свойствами и качествами с точки зрения общественной практики); во-вторых, по своей сути и содержанию. Под содержанием следует подразумевать направленность чувства, характер эмоционального отношения к объекту (принимается объект чувства или отвергается и так далее) и особенности возникающего при этом субъективного состояния. Связь человека с действительностью, выступающая в процессе его жизни и деятельности в сложных многообразных сочетаниях, делает до некоторой степени условной ту классификацию чувств, которую можно установить.

Тем не менее, некоторые виды чувств следует выделить. И прежде всего, это те из них, которые с достаточным основанием называют высшими чувствами: моральные, эстетические, интеллектуальные. Они связаны с восприятием и осознанием людьми многообразных явлений социальной жизни и культуры. Эмоциональное отношение человека, проявляющееся в этих переживаниях, может распространяться как на относительно простые, так и на сложнейшие формы отношений, на социальные институты и создания культуры. Такие виды эмоций и чувств обладают рядом характерных особенностей.

Во-первых, они в своих развитых формах могут достигать большой степени обобщенности. Во-вторых, что очень существенно, они всегда связаны с более или менее отчетливым осознанием общественных норм, относящихся к той или другой стороне действительности. Эти высшие чувства, благодаря тому, что в них в известной мере раскрывается отношение человека в целом к миру и к жизни, иногда называют мировоззренческими чувствами. В конкретном переживании личности, относящемся к сложному явлению действительности, они могут выступать в слитном комплексе и в различных сочетаниях, но для более точного выяснения их качеств стоит рассмотреть их в отдельности.

Эстетические чувства

Под этим видом чувств подразумеваются те эмоции и ощущения человека, которые он испытывает, глядя на красоту или, наоборот, на ее отсутствие – уродство. Объектом восприятия в этом случае могут быть произведения искусства (музыка, скульптура, поэзия и проза, живопись и так далее), разнообразные природные явления, а также сами люди, их действия и поступки.

Действительно, многое вызывает у человека эстетическое наслаждение: красоты живых пейзажей, чтение книг и стихов, прослушивание музыкальных произведений. Мы получаем удовольствие от приобретаемой одежды, создаваемого интерьера, современной мебели и даже от новой кухонной утвари. То же касается и поступков, совершаемых окружающими нас людьми, ведь мы оцениваем их с точки зрения тех общепринятых норм морали, которые существуют в социуме.

Нужно сказать, что эстетические виды чувств могут быть как созерцательными, так и активными. В первом случае это вызвано простым наблюдением за объектами, составляющими реальность человека, во втором варианте такие эмоции способны придавать эстетические черты нашим действиям. Поэтому индивидууму свойственно наслаждаться и в процессе того, как он сам поет или танцует. Особенно важна роль эстетических ощущений для творческих натур, стремящихся передать свое мировосприятие через создаваемые ими произведения искусства, литературы, живописи и многое другое.

Если говорить более конкретно об этом виде человеческих эмоций, то в представляемом им разнообразии ощущений стоит выделить несколько наиболее важных. Эти переживания знакомы любому человеку, без них невозможно представить себе полноценную духовную жизнь каждого индивидуума и общества в целом. Итак, наиболее значимыми чувствами описываемого вида являются следующие.

Эстетическое наслаждение

В его основе лежит ощущение удовольствия, которое испытывает человек в момент восприятия им цвета, форм, звуков и других особенностей объектов или явлений. Именно благодаря этому чувству мы можем предпочитать одни оттенки красок другим, выделять те или иные отдельные ноты, восхищаться особенно понравившимся элементами архитектурных сооружений. Это наиболее простая форма эстетического наслаждения. Что касается его более сложных проявлений, то в этом случае речь пойдет уже не об отдельно взятых частях, а о их сочетаниях при восприятии целого предмета или явления.

Например, если представить себе образ чистокровного рысака, то в нем человеку может нравиться все - масть, порода, стремительность движений и даже горделивое ржание. Потому что все эти присущие коню черты находятся в гармонии друг с другом и создают целостный завершенный образ. Если говорить о звуках, то эстетическое наслаждение мы получим от консонанса, а вот диссонанс вызывает противоположные эмоции. То же относится и к движениям, ведь их ритмичность нравится больше, чем ее отсутствие.

Ощущение красоты

Это чувство свойственно испытывать человеку в тот момент, когда он воспринимает видимую и осязаемую красоту природы и людей. Такие ощущения и эмоции вызывают у нас прекрасные цветы, грациозные животные, живописные ландшафты и так далее. Чувство прекрасного мы переживаем и тогда, когда благородные поступки какого-либо человека заставляют задуматься о широте его души и правильных жизненных установках.

Нужно сказать, что красота явлений и предметов существует сама по себе и не зависит от того, воспринимает ли ее наше сознание. Она соединяет в себе все части, из которых состоит нечто целое. Например, облик человека - это не просто очертания фигуры. Мы воспринимаем каждую черту лица, цвет глаз, кожи и волос, гармоничность и пропорциональность фигуры, тембр голоса и так далее.

И, что особенно важно, красота не может состоять только из чисто внешних факторов. Форма обязательно должна соответствовать содержанию. Ведь часто бывает так, что в лице человека заметна асимметрия и ему далеко до классических канонов, но оно настолько гармонично соответствует душе и ярко выражает характер, что воспринимается нами как по-настоящему прекрасное.

Чувственное восприятие трагического

Эти эмоции связаны с сильными душевными переживаниями. Например, особенно удачная актерская игра в создании определенного человеческого образа способна вызывать в нас целую цепочку таких трагических чувств, как сострадание, негодование, сочувствие. Эти ощущения облагораживают людей, заставляют задуматься о высоком, придавая мыслям особенную глубину и тонкость восприятия.

Сила аффективных состояний оказывает своего рода очищающее влияние на человека. Наблюдая за развитием особенно драматического сюжета в театре, кино или читая книгу, мы в своих нарастающих ощущениях все ближе подходим к развязке. А когда она в конце концов наступает, то человека охватывает буря эмоций и переживаний, после которых он находит успокоение и умиротворение. Но для этого само произведение должно быть воистину прекрасным и необыкновенно впечатляющим.

Чувство комического

Эти эмоции, пожалуй, можно назвать наиболее противоречивыми из всех видов эстетических чувств. Действительно, мы смеемся иногда над совершенно полярными вещами, над тем, что, казалось бы, должно вызывать скорее слезы. Но так устроен человек - по утверждениям великих философов, он состоит из сплошных противоречий. Мы смеемся над всякого рода несоответствиями: например, высокий толстый мужчина за рулем крошечного авто, трехлетняя малышка в маминых туфлях «на шпильке» и так далее.

Что же касается смеха сквозь слезы, то это часто происходит с людьми, склонными к рефлексии. Именно они обычно многого ждут от действительности, склонны идеализировать окружающий мир и хотят видеть высокий смысл там, где его нет. А когда оказывается, что многообещающие формы скрывают под собой пустоту, то мы смеемся, иногда над собой же. И это очень хорошее качество, которое развивает в нас именно чувство здравого юмора, ведь оно позволяет задуматься над несовершенством мира и направить свои усилия для того, чтобы как-то повлиять на него. Например, знакомые всем из журналов иллюстрации, высмеивающие те или иные человеческие пороки (курение, алкоголизм, супружеская неверность, лень, жадность и так далее) заставляют вести борьбу с ними в собственной реальной жизни.

Нравственные или моральные чувства

Этими видами чувств характеризуются переживания, которые человек испытывает в своих отношениях с другими людьми, с социумом, а также в процессе выполнения тех или иных обязанностей, налагаемых обществом. Здесь имеют смысл нравственные ценности и понятия личности - именно они формируют в каждом из нас облик морали и нравственности. Ведь что такое, например, совесть? Это мера ответственности за тот или иной поступок человека перед обществом.

К моральным чувствам можно отнести все те эмоции, которые мы переживаем в процессе общения с людьми: доверие, искреннее расположение, привязанность, дружба, любовь. Не стоит забывать и о чувстве долга, национальной гордости, любви к Родине, солидарности и так далее. Роль этого вида чувств очень велика, ведь человеку важно уметь не только раствориться в толпе, то есть отстоять собственное «я», но и вовремя консолидироваться с себе подобными, обретая нравственное «мы».

Гуманизм

Именно с чувством гуманности связана наша любовь к Родине, к людям, патриотизм и национальное самосознание. В этом случае работает целая система жизненных установок человека, задействованы все его нравственные нормы и ценности. Они выражаются в сопереживаниях, направленных на общение, помощь, взаимовыручку. Именно благодаря гуманизму мы с уважением относимся к правам и свободам других людей, стараемся не нанести ущерба их чести и не оскорбить достоинство.

Чувство чести и достоинства

Этим видам высоких чувств свойственно определять отношение человека к самому себе и то, как его воспринимают окружающие. Простыми словами, честь - это признание другими людьми ваших достижений. Именно эти чувства вызывают в нас самих желание создать достойную репутацию, определенный уровень престижа, доброе имя среди себе подобных.

Достоинство - это общественное признание прав того или иного человека на уважение и независимость со стороны социального окружения. Но мы и сами должны осознавать все это, оценивать свои поступки с точки зрения морали и нравственности и отвергать то, что может унизить или оскорбить нас. Непредвзятая оценка человеком своих действий и отношений к другим людям является еще одними определениями совести. Чем выше наше моральное и нравственное самосознание, тем ответственнее и совестливее мы поступаем.

Чувства вины и стыда

Эти не совсем приятные эмоции также относятся к нравственным чувствам, формирующим образ любого нормального человека. Они являются своеобразными стражами, которые охраняют нас самих от пагубного действия наших пороков. Вина является более зрелой эмоцией - она выражена ярче, нежели стыд. Чувство вины возникает в том случае, если человек совершает что-либо, идущее вразрез с его моральными убеждениями и принципами. Именно такие ощущения не позволяют нам выходить за рамки жизни в социуме.

Что же касается стыда, то его часто путают с виной. Однако это разные ощущения. Распространенными проявлениями стыда являются дискомфорт, растерянность, сожаление, испытываемые человеком в том случае, если он не соответствует требованиям других людей. В этом случае он ждет презрения или насмешек. Так чувствует себя неопытная стриптизерша, переживающая дебютное выступление на сцене в мужском клубе. Ведь она боится обмануть ожидания толпы и стыдится своей обнаженности и беззащитности.

Интеллектуальные чувства

И, наконец, пришла пора поговорить о третьем виде высоких человеческих чувств - об интеллектуальных. Их основой является любая познавательная деятельность, осуществляющаяся нами во время учебы, работы и творческих изысканий в науке или искусстве. Именно интеллектуальные чувства отвечают за поиск истины, то есть единственно правильного ответа на множество важнейших общечеловеческих вопросов.

Существует неразрывная связь между процессами познания и интеллектуальными эмоциями. Первое невозможно без второго. Умственная деятельность человека, которая возникает в процессе научной работы, принесет ощутимые плоды только в том случае, если он по-настоящему заинтересован в объекте своего изучения. А те из нас, кто учится или трудится просто из чувства необходимости, часто не достигают успеха в этом и разочаровываются.

Чувство удивления

Это ощущение возникает, когда человек знакомится с чем-то новым и неизвестным. Нас удивляют необычайные события, о которых мы лишь могли догадываться. Успешный процесс познания вообще невозможен без этой эмоции с ее радостным оттенком. Удивление, которое вызывается той или иной неожиданностью, заставляет человека обратить пристальное внимание на неизвестный ему объект или явление, тем самым побуждая узнавать все новые и новые грани мира.

Чувство сомнения

Практический любой человек испытывает его, если на пути к истине сталкивается с противоречиями. Именно сомнение побуждает нас искать новые доказательства правоты и верности взглядов и теорий, всесторонне проверять их и лишь тогда отпускать в мир. Без этих эмоций трудно представить себе хотя бы одно научное открытие, да и вообще человеческую жизнь во всех ее проявлениях.

Чувство смутности или ясности мысли

Эти ощущения проявляются в нас беспокойством и неудовлетворенностью, если объект нашего познания видится нами неясно, если мы не можем сориентироваться в его чертах и связях. Такие чувства принуждают человека глубже разбираться в тех или иных вопросах, связанных с учебой или работой. Как только наши мысли из смутных и неопределенных превращаются в ясные, наступает так называемое прозрение и удовлетворенность собой, мысли упорядочиваются и обретают логическую последовательность.

Чувство недоумения

Такие ощущения связаны с невозможностью дать четкое объяснение какому-либо факту, объекту или явлению. Случается, что мы в своих исследованиях и изысканиях попадаем в ситуацию, когда существующие связи и определения чего-либо не устраивают нас. Тогда мы вновь вынуждены начинать все сначала и искать ошибки в своих действиях. Недоумение заставляет человека возвращаться, чтобы выбрать правильное направление.

Чувства догадки и уверенности

На этих ощущениях основывается построение научных гипотез и их доказательство. Вначале человек еще не может с точностью установить и проследить связи между исследуемыми объектами, но догадывается об их характере. В процессе дальнейшей умственной деятельности появляются логичные умозаключения, которые подтверждаются на практике. Именно тогда мы чувствуем уверенность в правильности своих действий.

Испытываемые людьми чувства, описанные выше, и многие другие, будучи личным «откликом» на окружающую действительность, порождены в своем содержании, прежде всего, характером того явления, на которое они направлены. Затем они определяются тем отношением, которое выработалось у каждого из нас к данной стороне действительности в процессе длительной общественной практики. И, наконец, они во многом зависят от природы индивидуальных потребностей человека, развивающихся и преображающихся в процессе развития общества.