Древнерусская архитектура презентация. Презентация на тему "древнерусская архитектура". Один из трех Софийских соборов, построенный на Руси в сер. XI в

Слайд 2

Развитие городов

Европейцы называли Русь «Градарики» - страна городов.
Средневековые города были центрами культуры. Крупнейшими в Европе были Киев, Новгород, Галич.
Развивались ремесла, которых насчитывалось ок.70. Многие товары шли на продажу.

Торжок. Гравюра 16 века.

Слайд 3

Внутри кремля располагались монастыри, церкви, княжеские хоромы.
Горожане были грамотными людьми,имели более широкие, чем сельчане кругозор. Они ездили в другие страны и принимали купцов.

План Киева в сер. 12 века.

Слайд 4

Въезд в город символизировал его мощь. Как правило на въезде строили Золотые ворота. Это были сложные архитектурные сооружения.
На стенах ученые находят множество надписей.

Золотые ворота во Владимире. Реконструкция.

Слайд 5

Архитектура. Живопись

Большинство зданий Киевской Руси были деревянными. В таких постройках жили даже князья. Хоромы состояли из 6-7 помещений.

Типичный вид боярских хором.

Слайд 6

Архитектура. Живопись.

В XI веке в крупных городах появляются каменные хоромы князей. На 1-м этаже располагались небольшие комнатки, а второй этаж занимал просторный зал. Снаружи здание украшалось арками, каменной резьбой, колоннадами.

Княжеские хоромы в Чернигове. Реконструкция.

Слайд 7

Появление 2-3 этажных зданий привело к увеличению высоты церквей и соборов.
От того периода до нас дошли соборы Киева Новгорода, Смоленска, Чернигова.
В отличие от сегодняшнего дня соборы были не белыми,а красными, т.к. их не штукатурили.

Торжок. Гравюра 16 века.

Слайд 8

Архитектура Древней руси XI-XIV веков

  • Слайд 9

    Раздробленность Руси

    «И разъдрася вся русская земля.» (из летописи)
    «В Ростовской земле – князь в каждом селе».

    В XIII веке Киевская Русь распалась на полтора десятка мелких княжеств.
    Дробление Руси продолжалось и к XIVвеку вместо 15 удельных княжеств образовалось примерно 250.
    Это был процесс становления разных русских княжеств, которые впоследствии были объединены Москвой в новое государство.

    Слайд 10

    Архитектура Древней руси

  • Слайд 11

    Стили архитектуры

    Новгородский стиль:

    • мощь, монументальность;
    • невысокие, крепкие;
    • 5-ти или одноглавые;
    • вместо закомар скатное перекрытие;
    • украшения: ниши, арки, кресты, розетки;
    • Арки и треугольники на барабанах.

    Владимиро-Суздальский стиль:

    • храмы стали выше и стройнее;
    • стены более тонкие и лёгкие;
    • вместо скромных украшений;
    • богатая каменная резьба на стенах;
    • аркатурный пояс;
    • вытянутые барабаны.
  • Слайд 12

    Новгородская архитектурная школа

  • Слайд 13

    «Господин Великий Новгород» - приемник Киева

    Софийский собор в Новгороде, построен в 1045 -1050 году по велению князя Владимира Ярославича.
    XI век – эпоха «трёх Софий».
    Три собора - София Киевская, София Новгородская и София Полоцкая, повторяющие посвящение главного храма Константинополя.

    Слайд 14

    Один из трех Софийских соборов, построенный на Руси в сер. XI в.

    • Репрезентативный княжеский храм, городской собор;
    • Возведён на берегу реки Волхов на территории древнего кремля;
    • Построен из белого камня - плинфа, известняковая плита;
    • Внутри расписан фресками.
  • Слайд 15

    Собор св.Георгия в Юрьевом монастыре

    • заказчик кн. Всеволод;
    • плинфа, известняковая плита;
    • Ассиметричный, крестовокупольный, шестистолпный с тремя световыми куполами собор;
    • Внутри расписан фресками, которые частично сохранились.

    В XII веке строятся монументальные княжеские храмы – памятники уходящей княжеской эпохи. Один из них построен в 1119 г.

    Архитектор Петр: «…а мастер трудился Пётр» (из летописи).

    Слайд 16

    Строительство храмов в XIII веке

    С XIII века храмы строятся на средства бояр, купцов и других жителей. Их объединяют общие черты новгородского стиля:

    • одноглавые;
    • невысокие;
    • небольшие в объёме;
    • трёхлопастное покрытие (в виде трилистника) или скатное перекрытие.

    Примеры архитектуры:

    • Спаса на Ильине улице, 1374 г.;
    • Церковь Симеона в Зверином монастыре;
    • Церковь Федора Стратилата на Ручью 1360 – 1361 гг.
  • Слайд 17

    Украшения новгородских храмов

    • фигурные ниши;
    • розетки-углубления;
    • крестики из кирпича;
    • на барабанах;
    • маленькие арки;
    • треугольники на барабанах.
  • Слайд 18

    Примеры русской архитектуры

    • Церковь Рождества Христова на Кладбище;
    • Церковь Параскевы Пятницы на Торгу.

    Строительный материал: валуны, кирпич, волховская известняковая плита.

    Слайд 19

    «Одного взгляда на крепкие, коренастые памятники Великого Новгорода достаточно, чтобы понять идеал новгородца, доброго вояки, не очень обтёсанного…, но себе на уме…
    В его зодчестве такие же, как сам он простые и крепкие стены…, могучие силуэты, энергичные массы… Не всегда складно, но всегда великолепно, ибо сильно, величественно, покоряюще.»

    И.Э. Грабарь

    Слайд 20

    Владимирская архитектурная школа

  • Слайд 21

    Храмы Владимиро-Суздальской земли

    В XII веке на Руси сложились отдельные княжества.
    Каждый князь-правитель в своём удельном княжестве стремился возвести храм. Приглашали византийских и киевских зодчих.

    Киевские традиции дополнились местными особенностями стиля:

    • Храмы строили трёхнефные, одноглавые;
    • Пропорции вытянутые, а храмы более высокие;
    • Использовали белый камень богато украшали стены.

    Золотые ворота во Владимире.

  • Слайд 22

    Спасо-Преображенский собор в Переяславле-Залесском 1152-1157

    • Строили мастера из Галича;
    • Строился как крепостной бастион;
    • Имеет форму куба, осевая симметрия;
    • Одноглавый, четырёхстолпный;
    • Стены разделены плоскими лопатками и завершены полукруглыми закомарами;
    • Под куполом зубчатые украшения – «городки»;
    • Узкие окна-бойницы;
    • Храм-богатырь.
  • Архитектура.

    Софийский Собор Киева 1037г.

    Собо́р Свято́й Софи́и был построен в XI веке в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого. Внутри Собора сохранилось множество древних фресок и мозаик, в том числе знаменитая мозаика Богоматерь Оранта

    Софийский собор в Киеве отразил сочетание славянских и византийских традиций: на базу крестово-купольного храма были поставлены тринадцать радостных глав новейшего храма. Эта ступенчатая пирамида Софийского собора воскресила стиль российского древесного зодчества. Софийский собор, сделанный во время утверждения и возвышения Руси при Ярославе Мудром, показал, что стройка - это тоже политика. И действительно, сиим храмом Русь бросила вызов Византии, ее признанной святыне - константинопольскому Софийскому собору.

    Софийский собор в Киеве

    Фреска - Живопись водяными красками по свеженанесенной, сырой штукатурке.Мозаика - изображение, составленное из маленьких кусочков мрамора или смальты (цветного стекла).

    .
    Собор Успения Пресвятой Богородицы (в обиходе «Великая церковь») - главный соборный храм Киево-Печерской лавры, «богосозданный» прообраз всех монастырских храмов Древней Руси, усыпальни- ца киевских князей. Заложе- на в 1073 году по инициативе Феодосия Печерского и построен за три года на деньги князя Святослава Ярославовича.

    Новгородская София.

    Собо́р Свято́й Софи́и - главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045-1050 г. В 1046 году великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина направились в Новгород к сыну Владимиру на закладку им Софийского собора, Который был заложен вместо сгоревшего деревянного храма. Первоначально стены храма не были побелены, за исключением криволинейных в Плане апсид и барабановв, покрытых слоем цемянки. Внутренние стороны стен также были обнажены, в то время как своды изначально обмазаны цемянкой и покрыты фресками. Такое оформление было выбрано под воздействием архитектуры Константинополя, в которой мраморная облицовка стен сочеталась с мозаиками на сводах; однако мрамор был заменён известняком, а мозаика - фресками. На западном портале смонтированы бронзовые Магдебурские врата в романском стиле с большим количеством горельефов и скульптур.

    Це́рковь Спа́са на Нере́дице - храм Преображения Господня, расположенный в 1,5 км к югу от Великого Новгорода на правом берегу бывшего русла Малого Волховца, на небольшой возвышенности рядом с Рюриковым Городищем. Возведена за один сезон около 1198 года при новгородском князе Ярославе Владимировиче в память о двух погибших сыновьях. Фрески Нередицы - наиболее драгоценный памятник новгородской монументальной живописи XII века.

    Успе́нский собо́р во Влади́мире - до возвышения Москвы, был главным (кафедральным) храмом Владимиро - Суздальской Руси, в нём венчались на великое княжение владимирские и московские князья. Один из немногих храмов, в котором сохранились уникальные фрески Андрея Рублева. Первоначальный белокаменный собор был построен при великом князе Андрее Боголюбском в 1158-1160 гг.

    Дми́триевский собо́р города Владимира - придворный собор, возведённый Всеволодом Большое Гнездо на княжеском дворе и освящённый в честь великомученика Д митрия Солунского построен в 1194-1197 гг.

    Це́рковь Покрова́ на Нерли́ белокаменный храм во Владимирской области России, в полутора километрах от Боголюбова 1165г, церковь Покрова была построена в память о погибшем сыне великого князя Изяславе Андреевиче.

    Золотые ворота
    выдающийся памятник древнерусской архитектуры, расположенный в городеВладимире. Построены в 1164 году при владимирском князе Андрее Боголюбском. Помимо оборонных целей ворота имели также и триумфальный характер. Они оформляли парадный вход в самую богатую княжеско-боярскую часть города. Во время правления Андрея Боголюбского город опоясывался протяжённым валом и имел семь входных ворот (кроме Золотых, это Медные, Иринины или же Оринины, Серебряные, Ивановские, Торговые и Волжские). До наших дней дошли лишь Золотые ворота.

    Георгиевский собор Юрьева монастыря - православный храм Юрьева монастыря (Великий Новгород). Построен в 1119 году, относится к памятникам древнерусской архитектуры домонгольского периода. Строительство собора, ставшего главным храмом Юрьева монастыря было начато в 1119 году. Инициатором строительства был великий князь Мстислав Владимирович. Строительство собора продолжалось 11 лет, перед окончанием его стены были покрыты фресками. Собор стал усыпальницей настоятелей монастыря, ряда русских князей и новгородских посадников.

    Древнерусское искусство Древнерусским искусством принято называть период истории русского искусства, который начался со времени возникновения Киевского государства и продолжался вплоть до петровских реформ (с IX до XVII вв.). В тысячелетней истории русского искусства на этот период приходится более семи веков.


    Русское средневековое зодчество - одна из наиболее ярких страниц в истории культуры Руси. Памятники архитектуры наполняют живым, образным содержанием наши представления о развитии культуры, помогают понять многие стороны истории, не нашедшие отражения в письменных источниках. В полной мере это относится и к монументальному зодчеству древнейшего, домонголь­ского периода. Как и в западно-европейском средневе­ковье, русская архитектура X-XIII вв. была главным видом искусства, подчинявшим и включавшим в себя многие другие его виды, в первую очередь живопись и скульптуру. От этой поры до наших дней сохранились блестящие памятники, зачастую не уступающие по своему художественному совершенству лучшим шедеврам мировой архитектуры


    В архитектуре восточных славян, которые позже образовали Русское государство, первоначально использовалось дерево. В конце X в. князь Владимир принял христианство и провозгласил его государственной религией. Вместе с христианством в Киевскую Русь проникают и новые способы строительства. С самого начала церковное искусство здесь имеет византийский характер.


    Древнерусское зодчество при наличии большой монументальности характеризуется чрезвычайной пластичностью форм, каким-то особым ощущением их спокойствия и незыблемости, соизмеримостью с размерами человека, его масштабами и потребностями. Все это относится так же в полной мере к интерьерам светских и культовых сооружений.


    Начальный период в развитии древнерусского искусства определяется искусством восточных славян. Они занимались земледелием, поклонялись божествам, олицетворявшим силы природы, создавали изображения этих богов так называемых идолов. Многие из мифологических мотивов, таких, как образы праматери-покровительницы рода, священных коней, жар-птицы, прочно вошли в народное сознание, были бережно сохранены в крестьянской вышивке и резьбе вплоть до наших дней. Но они утратили свой первоначальный смысл и превратились в занимательную сказку, мотив затейливого узора.


    Древнейшее художественное творчество славян полнее всего выразилось в производстве украшений и предметов быта, особенно металлических изделий: колец, ожерелий, запястий, серег, нередко покрытых тонким узором черни и эмали. Это художественное ремесло было самобытно и несло печать высокого мастерства.


    С укреплением Киевского государства и принятием христианства искусство приобрело монументальный, величественный характер, обогатилось традициями византийской культуры, но в значительной мере утратило поэтическую свежесть и сказочную наивность. Новое монументальное искусство достигло своего расцвета уже в XI в.


    Софийский собор являет собой образец крестово-купольного храма, получившего особую популярность у древнерусских зодчих. По образцу киевского храма выстроены соборы святой Софии в Новгороде (гг.) и Полоцке. Киевская София опосредованно повлияла и на композицию многих других церковных сооружений Древней Руси, включая Успенский собор Киево-Печерского монастыря (; взорван в 1942 году, восстановлен в 1990-е гг.), соборы в Ростове и Суздале.


    Небольшие сельские храмы строились по типу избы, в основе которой всегда лежит венец из четырех бревен, образующих при соединении квадрат или прямоугольник, а вся изба представляет собой несколько венцов, наложенных друг на друга – сруб, покрытый двускатной или четырехскатной крышей. Этот принцип сохранился и в более сложных сооружениях – теремах, дворцах, крепостных башнях. Иногда вместо четырехугольного сруба (четверика) сооружается восьмиугольный сруб (восьмерик). Принцип соединения четвериков и восьмериков прослеживается и в каменной архитектуры Руси вплоть до нового времени.


    Процесс развития древнерусской архитектуры, как и всей культуры древней Руси, был в значительной степени заторможен монголо-татарским нашествием. Сокращались и без того нарушенные вследствие раздробленности связи и контакты между мастерами строительного дела из различных регионов Руси, приходили в упадок княжеские дворы и монастыри – традиционные центры культурной жизни, волей или неволей уходили в Орду строители и иконописцы. Шоковое состояние продолжалось примерно полвека. Но уже в конце 13 века на окраинах Северо-Западной Руси началось возрождение русского зодчества.


    По мере возвышения Москвы, возрастания ее претензий не первенствующую роль среди русских земель к ней переходила и роль законодательницы мод в сфере светского и храмового зодчества. Уже в е годы 14 века в Москву начали стекаться зодчие, каменных дел мастера, иконописцы, идеями и руками которых была отстроена белокаменная Москва. 14 век в истории московского зодчества отмечен возведением не дошедших до нашего времени первых каменных стен Кремля, Успенского и Архангельского соборов. Московское зодчество развивалось в русле традиций владимиро-суздальской школы.


    Сохраняйте культуру нашей страны! К великому сожалению бурная российская история и безжалостное время оставили нам не так уже много подлинных свидетельств тех лет. Чудовищным катком прошлась по русским памятникам в 20-е годы прошлого столетия банда в кожаных курках, потом "миротворец" с башмаком в руке, а затем уже и "реформаторы". Только за последние десять лет в Москве уничтожено более 150 памятников архитектуры. А в провинции часто и уничтожать ничего не надо - всё разрушается и так. Тем не менее, многое еще уцелело.


    Города России Многие древнерусские города и села сумели сохранить и неспешное течение жизни, и то наследие наших предков, которое по праву причисляют к сокровищам России, - кремли и монастыри, церкви и колокольни, каменные палаты и бревенчатые избы, построенные, как умели на Руси без единого гвоздя. Многие древнерусские города и села сумели сохранить и неспешное течение жизни, и то наследие наших предков, которое по праву причисляют к сокровищам России, - кремли и монастыри, церкви и колокольни, каменные палаты и бревенчатые избы, построенные, как умели на Руси без единого гвоздя.














    Звонница московского Кремля Колокольня Ивана Великого в Кремле 14 век. Она состоит из 3 ярусов и похожа на древнюю деревянную сторожевую башню. На каждом ярусе находится галерея звона. Её высота – 81 метр. Наполеон взорвал её, но она устояла. Звонница была установлена в году.



    12 Русская культура Древние русские храмы были не только местом общения с богом, но и очагами культуры. Множество уникальных храмовых построек было разрушено и вновь воскресло из руин на протяжении последних столетий. В этих удивительных архитектурных шедеврах необычайно воплотилась самобытность нации, страны и государства. Древние русские храмы были не только местом общения с богом, но и очагами культуры. Множество уникальных храмовых построек было разрушено и вновь воскресло из руин на протяжении последних столетий. В этих удивительных архитектурных шедеврах необычайно воплотилась самобытность нации, страны и государства.