Древнерусская архитектура презентация. Презентация на тему "древнерусская архитектура". Один из трех Софийских соборов, построенный на Руси в сер. XI в
Слайд 2
Развитие городов
Европейцы называли Русь «Градарики» - страна городов.
Средневековые города были центрами культуры. Крупнейшими в Европе были Киев, Новгород, Галич.
Развивались ремесла, которых насчитывалось ок.70. Многие товары шли на продажу.
Торжок. Гравюра 16 века.
Слайд 3
Внутри кремля располагались монастыри, церкви, княжеские хоромы.
Горожане были грамотными людьми,имели более широкие, чем сельчане кругозор. Они ездили в другие страны и принимали купцов.
План Киева в сер. 12 века.
Слайд 4
Въезд в город символизировал его мощь. Как правило на въезде строили Золотые ворота. Это были сложные архитектурные сооружения.
На стенах ученые находят множество надписей.
Золотые ворота во Владимире. Реконструкция.
Слайд 5
Архитектура. Живопись
Большинство зданий Киевской Руси были деревянными. В таких постройках жили даже князья. Хоромы состояли из 6-7 помещений.
Типичный вид боярских хором.
Слайд 6
Архитектура. Живопись.
В XI веке в крупных городах появляются каменные хоромы князей. На 1-м этаже располагались небольшие комнатки, а второй этаж занимал просторный зал. Снаружи здание украшалось арками, каменной резьбой, колоннадами.
Княжеские хоромы в Чернигове. Реконструкция.
Слайд 7
Появление 2-3 этажных зданий привело к увеличению высоты церквей и соборов.
От того периода до нас дошли соборы Киева Новгорода, Смоленска, Чернигова.
В отличие от сегодняшнего дня соборы были не белыми,а красными, т.к. их не штукатурили.
Торжок. Гравюра 16 века.
Слайд 8
Архитектура Древней руси XI-XIV веков
Слайд 9
Раздробленность Руси
«И разъдрася вся русская земля.» (из летописи)
«В Ростовской земле –
князь в каждом селе».
В XIII веке Киевская Русь распалась на полтора десятка мелких княжеств.
Дробление Руси продолжалось и к XIVвеку вместо 15 удельных княжеств образовалось примерно 250.
Это был процесс становления разных русских княжеств, которые впоследствии были объединены Москвой в новое государство.
Слайд 10
Архитектура Древней руси
Слайд 11
Стили архитектуры
Новгородский стиль:
- мощь, монументальность;
- невысокие, крепкие;
- 5-ти или одноглавые;
- вместо закомар скатное перекрытие;
- украшения: ниши, арки, кресты, розетки;
- Арки и треугольники на барабанах.
Владимиро-Суздальский стиль:
- храмы стали выше и стройнее;
- стены более тонкие и лёгкие;
- вместо скромных украшений;
- богатая каменная резьба на стенах;
- аркатурный пояс;
- вытянутые барабаны.
Слайд 12
Новгородская архитектурная школа
Слайд 13
«Господин Великий Новгород» - приемник Киева
Софийский собор в Новгороде, построен в 1045 -1050 году по велению князя Владимира Ярославича.
XI век – эпоха «трёх Софий».
Три собора - София Киевская, София Новгородская и София Полоцкая, повторяющие посвящение главного храма Константинополя.
Слайд 14
Один из трех Софийских соборов, построенный на Руси в сер. XI в.
- Репрезентативный княжеский храм, городской собор;
- Возведён на берегу реки Волхов на территории древнего кремля;
- Построен из белого камня - плинфа, известняковая плита;
- Внутри расписан фресками.
Слайд 15
Собор св.Георгия в Юрьевом монастыре
- заказчик кн. Всеволод;
- плинфа, известняковая плита;
- Ассиметричный, крестовокупольный, шестистолпный с тремя световыми куполами собор;
- Внутри расписан фресками, которые частично сохранились.
В XII веке строятся монументальные княжеские храмы – памятники уходящей княжеской эпохи. Один из них построен в 1119 г.
Архитектор Петр: «…а мастер трудился Пётр» (из летописи).
Слайд 16
Строительство храмов в XIII веке
С XIII века храмы строятся на средства бояр, купцов и других жителей. Их объединяют общие черты новгородского стиля:
- одноглавые;
- невысокие;
- небольшие в объёме;
- трёхлопастное покрытие (в виде трилистника) или скатное перекрытие.
Примеры архитектуры:
- Спаса на Ильине улице, 1374 г.;
- Церковь Симеона в Зверином монастыре;
- Церковь Федора Стратилата на Ручью 1360 – 1361 гг.
Слайд 17
Украшения новгородских храмов
- фигурные ниши;
- розетки-углубления;
- крестики из кирпича;
- на барабанах;
- маленькие арки;
- треугольники на барабанах.
Слайд 18
Примеры русской архитектуры
- Церковь Рождества Христова на Кладбище;
- Церковь Параскевы Пятницы на Торгу.
Строительный материал: валуны, кирпич, волховская известняковая плита.
Слайд 19
«Одного взгляда на крепкие, коренастые памятники Великого Новгорода достаточно, чтобы понять идеал новгородца, доброго вояки, не очень обтёсанного…, но себе на уме…
В его зодчестве такие же, как сам он простые и крепкие стены…, могучие силуэты, энергичные массы… Не всегда складно, но всегда великолепно, ибо сильно, величественно, покоряюще.»
И.Э. Грабарь
Слайд 20
Владимирская архитектурная школа
Слайд 21
Храмы Владимиро-Суздальской земли
В XII веке на Руси сложились отдельные княжества.
Каждый князь-правитель в своём удельном княжестве стремился возвести храм. Приглашали византийских и киевских зодчих.
Киевские традиции дополнились местными особенностями стиля:
- Храмы строили трёхнефные, одноглавые;
- Пропорции вытянутые, а храмы более высокие;
- Использовали белый камень богато украшали стены.
Золотые ворота во Владимире.
Слайд 22
Спасо-Преображенский собор в Переяславле-Залесском 1152-1157
- Строили мастера из Галича;
- Строился как крепостной бастион;
- Имеет форму куба, осевая симметрия;
- Одноглавый, четырёхстолпный;
- Стены разделены плоскими лопатками и завершены полукруглыми закомарами;
- Под куполом зубчатые украшения – «городки»;
- Узкие окна-бойницы;
- Храм-богатырь.
Архитектура.
Софийский Собор Киева 1037г.
Собо́р Свято́й Софи́и был построен в XI веке в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого. Внутри Собора сохранилось множество древних фресок и мозаик, в том числе знаменитая мозаика Богоматерь Оранта
Софийский собор в Киеве отразил
сочетание славянских и
византийских традиций: на базу
крестово-купольного храма были
поставлены тринадцать радостных
глав новейшего храма. Эта
ступенчатая пирамида Софийского
собора воскресила стиль
российского древесного зодчества.
Софийский собор, сделанный во
время утверждения и возвышения
Руси при Ярославе Мудром,
показал, что стройка - это тоже
политика. И действительно, сиим
храмом Русь бросила вызов
Византии, ее признанной святыне
- константинопольскому Софийскому собору.
Софийский собор в Киеве
Фреска - Живопись водяными красками по свеженанесенной, сырой штукатурке.Мозаика - изображение, составленное из маленьких кусочков мрамора или смальты (цветного стекла).
.
Собор Успения Пресвятой
Богородицы (в обиходе
«Великая церковь») -
главный соборный храм
Киево-Печерской лавры,
«богосозданный» прообраз
всех монастырских храмов
Древней Руси, усыпальни- ца киевских князей. Заложе-
на в 1073 году по инициативе Феодосия
Печерского и построен за три года на деньги князя
Святослава Ярославовича.
Новгородская София.
Собо́р Свято́й Софи́и - главный
православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045-1050 г.
В 1046 году великий князь Ярослав Мудрый и
княгиня Ирина направились в Новгород к сыну
Владимиру на закладку им Софийского собора,
Который был заложен вместо сгоревшего
деревянного храма. Первоначально стены храма не
были побелены, за исключением криволинейных в
Плане апсид и барабановв, покрытых
слоем цемянки. Внутренние стороны стен также
были обнажены, в то время как своды изначально
обмазаны цемянкой и покрыты фресками. Такое
оформление было выбрано под воздействием
архитектуры Константинополя, в которой
мраморная облицовка стен сочеталась
с мозаиками на сводах; однако мрамор был
заменён известняком, а мозаика - фресками.
На западном портале
смонтированы бронзовые Магдебурские
врата в романском стиле с большим количеством
горельефов и скульптур.
Це́рковь Спа́са на Нере́дице
- храм Преображения Господня,
расположенный в 1,5 км к югу
от Великого Новгорода на правом
берегу бывшего русла Малого
Волховца, на небольшой
возвышенности рядом с
Рюриковым Городищем.
Возведена за один сезон
около 1198 года при новгородском
князе Ярославе Владимировиче в
память о двух погибших сыновьях.
Фрески Нередицы - наиболее
драгоценный памятник
новгородской монументальной живописи XII века.
Успе́нский собо́р во
Влади́мире - до возвышения
Москвы, был главным
(кафедральным) храмом
Владимиро - Суздальской Руси, в нём
венчались на великое княжение
владимирские и московские
князья. Один из немногих
храмов, в котором сохранились
уникальные фрески
Андрея Рублева.
Первоначальный белокаменный
собор был построен при
великом князе Андрее
Боголюбском в 1158-1160 гг.
Дми́триевский собо́р
города Владимира -
придворный собор,
возведённый Всеволодом
Большое Гнездо на
княжеском дворе и
освящённый в
честь великомученика Д
митрия Солунского
построен в 1194-1197 гг.
Це́рковь Покрова́ на Нерли́
белокаменный храм во
Владимирской области
России, в полутора километрах от
Боголюбова 1165г,
церковь Покрова была построена
в память о погибшем сыне великого князя Изяславе
Андреевиче.
Золотые ворота
выдающийся памятник древнерусской архитектуры, расположенный в городеВладимире. Построены в 1164 году при владимирском князе Андрее Боголюбском. Помимо оборонных целей ворота имели также и триумфальный характер. Они оформляли парадный вход в самую богатую княжеско-боярскую часть города. Во время правления Андрея Боголюбского город опоясывался протяжённым валом и имел семь входных ворот (кроме Золотых, это Медные, Иринины или же Оринины, Серебряные, Ивановские, Торговые и Волжские). До наших дней дошли лишь Золотые ворота.
Георгиевский собор Юрьева монастыря - православный храм Юрьева монастыря (Великий Новгород). Построен в 1119 году, относится к памятникам древнерусской архитектуры домонгольского периода. Строительство собора, ставшего главным храмом Юрьева монастыря было начато в 1119 году. Инициатором строительства был великий князь Мстислав Владимирович. Строительство собора продолжалось 11 лет, перед окончанием его стены были покрыты фресками. Собор стал усыпальницей настоятелей монастыря, ряда русских князей и новгородских посадников.
Древнерусское искусство Древнерусским искусством принято называть период истории русского искусства, который начался со времени возникновения Киевского государства и продолжался вплоть до петровских реформ (с IX до XVII вв.). В тысячелетней истории русского искусства на этот период приходится более семи веков.
Русское средневековое зодчество - одна из наиболее ярких страниц в истории культуры Руси. Памятники архитектуры наполняют живым, образным содержанием наши представления о развитии культуры, помогают понять многие стороны истории, не нашедшие отражения в письменных источниках. В полной мере это относится и к монументальному зодчеству древнейшего, домонгольского периода. Как и в западно-европейском средневековье, русская архитектура X-XIII вв. была главным видом искусства, подчинявшим и включавшим в себя многие другие его виды, в первую очередь живопись и скульптуру. От этой поры до наших дней сохранились блестящие памятники, зачастую не уступающие по своему художественному совершенству лучшим шедеврам мировой архитектуры
В архитектуре восточных славян, которые позже образовали Русское государство, первоначально использовалось дерево. В конце X в. князь Владимир принял христианство и провозгласил его государственной религией. Вместе с христианством в Киевскую Русь проникают и новые способы строительства. С самого начала церковное искусство здесь имеет византийский характер.
Древнерусское зодчество при наличии большой монументальности характеризуется чрезвычайной пластичностью форм, каким-то особым ощущением их спокойствия и незыблемости, соизмеримостью с размерами человека, его масштабами и потребностями. Все это относится так же в полной мере к интерьерам светских и культовых сооружений.
Начальный период в развитии древнерусского искусства определяется искусством восточных славян. Они занимались земледелием, поклонялись божествам, олицетворявшим силы природы, создавали изображения этих богов так называемых идолов. Многие из мифологических мотивов, таких, как образы праматери-покровительницы рода, священных коней, жар-птицы, прочно вошли в народное сознание, были бережно сохранены в крестьянской вышивке и резьбе вплоть до наших дней. Но они утратили свой первоначальный смысл и превратились в занимательную сказку, мотив затейливого узора.
Древнейшее художественное творчество славян полнее всего выразилось в производстве украшений и предметов быта, особенно металлических изделий: колец, ожерелий, запястий, серег, нередко покрытых тонким узором черни и эмали. Это художественное ремесло было самобытно и несло печать высокого мастерства.
С укреплением Киевского государства и принятием христианства искусство приобрело монументальный, величественный характер, обогатилось традициями византийской культуры, но в значительной мере утратило поэтическую свежесть и сказочную наивность. Новое монументальное искусство достигло своего расцвета уже в XI в.
Софийский собор являет собой образец крестово-купольного храма, получившего особую популярность у древнерусских зодчих. По образцу киевского храма выстроены соборы святой Софии в Новгороде (гг.) и Полоцке. Киевская София опосредованно повлияла и на композицию многих других церковных сооружений Древней Руси, включая Успенский собор Киево-Печерского монастыря (; взорван в 1942 году, восстановлен в 1990-е гг.), соборы в Ростове и Суздале.
Небольшие сельские храмы строились по типу избы, в основе которой всегда лежит венец из четырех бревен, образующих при соединении квадрат или прямоугольник, а вся изба представляет собой несколько венцов, наложенных друг на друга – сруб, покрытый двускатной или четырехскатной крышей. Этот принцип сохранился и в более сложных сооружениях – теремах, дворцах, крепостных башнях. Иногда вместо четырехугольного сруба (четверика) сооружается восьмиугольный сруб (восьмерик). Принцип соединения четвериков и восьмериков прослеживается и в каменной архитектуры Руси вплоть до нового времени.
Процесс развития древнерусской архитектуры, как и всей культуры древней Руси, был в значительной степени заторможен монголо-татарским нашествием. Сокращались и без того нарушенные вследствие раздробленности связи и контакты между мастерами строительного дела из различных регионов Руси, приходили в упадок княжеские дворы и монастыри – традиционные центры культурной жизни, волей или неволей уходили в Орду строители и иконописцы. Шоковое состояние продолжалось примерно полвека. Но уже в конце 13 века на окраинах Северо-Западной Руси началось возрождение русского зодчества.
По мере возвышения Москвы, возрастания ее претензий не первенствующую роль среди русских земель к ней переходила и роль законодательницы мод в сфере светского и храмового зодчества. Уже в е годы 14 века в Москву начали стекаться зодчие, каменных дел мастера, иконописцы, идеями и руками которых была отстроена белокаменная Москва. 14 век в истории московского зодчества отмечен возведением не дошедших до нашего времени первых каменных стен Кремля, Успенского и Архангельского соборов. Московское зодчество развивалось в русле традиций владимиро-суздальской школы.
Сохраняйте культуру нашей страны! К великому сожалению бурная российская история и безжалостное время оставили нам не так уже много подлинных свидетельств тех лет. Чудовищным катком прошлась по русским памятникам в 20-е годы прошлого столетия банда в кожаных курках, потом "миротворец" с башмаком в руке, а затем уже и "реформаторы". Только за последние десять лет в Москве уничтожено более 150 памятников архитектуры. А в провинции часто и уничтожать ничего не надо - всё разрушается и так. Тем не менее, многое еще уцелело.
Города России Многие древнерусские города и села сумели сохранить и неспешное течение жизни, и то наследие наших предков, которое по праву причисляют к сокровищам России, - кремли и монастыри, церкви и колокольни, каменные палаты и бревенчатые избы, построенные, как умели на Руси без единого гвоздя. Многие древнерусские города и села сумели сохранить и неспешное течение жизни, и то наследие наших предков, которое по праву причисляют к сокровищам России, - кремли и монастыри, церкви и колокольни, каменные палаты и бревенчатые избы, построенные, как умели на Руси без единого гвоздя.
Звонница московского Кремля Колокольня Ивана Великого в Кремле 14 век. Она состоит из 3 ярусов и похожа на древнюю деревянную сторожевую башню. На каждом ярусе находится галерея звона. Её высота – 81 метр. Наполеон взорвал её, но она устояла. Звонница была установлена в году.
12
Русская культура Древние русские храмы были не только местом общения с богом, но и очагами культуры. Множество уникальных храмовых построек было разрушено и вновь воскресло из руин на протяжении последних столетий. В этих удивительных архитектурных шедеврах необычайно воплотилась самобытность нации, страны и государства. Древние русские храмы были не только местом общения с богом, но и очагами культуры. Множество уникальных храмовых построек было разрушено и вновь воскресло из руин на протяжении последних столетий. В этих удивительных архитектурных шедеврах необычайно воплотилась самобытность нации, страны и государства.