Дискуссии о последствиях монгольского владычества. Установление монголо - татарского ига над русью и его последствия. Рассмотреть развитие культуры

Проблемы татаро-монгольского ига в отечественной исторической литературе вызывали и продолжают вызывать разные оценки и точки зрения.
Еще Н. М. Карамзин отмечал, что татаро-монгольское господство на Руси имело одно важное положительное последствие - оно ускорило объединение русских земель и возрождение единого Российского государства. Это дало основание некоторым историкам более позднего времени говорить о положительном значении ига.
Другая точка зрения состояла в том, что монголо-татарское господство имело исключительно тяжелые последствия для Руси, так как отбросило ее в развитии на 250 лет. Такой подход давал объяснение всех последующих проблем в развитии России.
Третья точка зрения представлена в трудах некоторых современных историков, которые говорят о том, что татаро-монгольского ига вообще не было. Они считают, что отношения русских княжеств с Золотой Ордой больше напоминали союзнические отношения: Русь платила дань (причем ее размер был не настолько велик), а Орда взамен обеспечивала безопасность границ ослабленных и разрозненных русских княжеств.
Думается, каждая из этих точек зрения охватывает лишь часть
проблемы.
Следует разделять понятия «нашествие» и «иго»: в первом случае речь идет о Батыевом нашествии, разорившем Русь, и о тех акциях устрашения, которые время от времени предпринимали ханы в отношении непокорных князей; во втором - о самой системе взаимоотношений между русскими и ордынскими властями и территориями.
Русские земли рассматривались в Орде как часть собственной территории, обладавшей известной долей самостоятельности.
Русь оказалась лишенной прежней независимости: князья могли править, лишь получив «ярлык» на княжение; ханы поощряли многочисленные конфликты и усобицы между князьями; стремясь получить эти «ярлыки», князья были готовы идти на любые шаги, что постепенно меняло саму атмосферу во властных структурах русских земель (сохранившуюся и после падения ига); княжества были обязаны платить довольно значительную дань Орде (ее платили даже те земли, которые не были захвачены ордынцами); многие города были разорены и больше уже не восстанавливались; при подготовке к новым походам ханы требовали от русских князей не только новых денег, но и солдат; наконец, «живой товар» из русских земель был ценным товаром на невольничьих рынках Орды.
Вместе с тем ханы не покушались на позиции церкви - они, в отличие от немецких орденских рыцарей, не мешали подвластному населению верить в тех богов, к которым те привыкли. Это позволило сохранить, несмотря на тяжелейшие условия иноземного господства, национальные обычаи, традиции, менталитет.

Хозяйственное развитие русских земель после периода полного разгрома середины века довольно быстро восстановилось, а с начала XIV в. начало стремительно развиваться. С этого же времени возродилось каменное строительство в городах, началось восстановление разрушенных во время нашествия храмов и крепостей. Установленная и фиксированная по размеру дань вскоре уже не была тяжелым бременем для производителя. А со времен Ивана Калиты значительная часть собранных средств стала оставляться для внутренних нужд самих русских земель.
После первых гонений, связанных с сопротивлением захватчикам, была вынуждена действовать в новых условиях Русская православная церковь. Ее пастыри стремились сохранить в народе те традиционные черты, без которых он утратил бы свой облик. По мере накопления сил государством голос церкви звучал более весомо. Перенесение центра русского православия в Москву во многом сделало ее духовной столицей всех русских земель.

Министерство образования Российской Федерации

Хабаровский Государственный Педагогический Университет

Контрольная работа № 1

По Отечественной истории

тема: Русь и Золотая Орда в 13-15вв. Дискуссии о влиянии монголо-татарского ига на развитие русских земель.

Выполнила студентка 1 курса ОЗО ИЗО

Семенихина Юлия Александровна

Проверила: Романова В.В.

г.Хабаровск

Введение.

В переломные моменты истории, ещё не ставшей прошлым, а представляющей бурное настоящее, довольно обычны - пожалуй, даже традиционны обращения к древним временам. При этом не только проводятся параллели, сопоставляются события разных эпох, но и делаются попытки усмотреть в давних деяниях предков посевы, которые всходят сегодня. Именно так обстоит дело с внезапно возникшим пристальным интересом к истории Руси XIII-XV веков, то есть периоду, хорошо известному под названием "татарского ига", "татаро-монгольского ига", "монгольского ига". Возврат к более тщательному рассмотрению, а порой и пересмотру прошлого диктуется обычно не одной, а несколькими причинами. Почему же вопрос об иге возник именно сегодня, да ещё обсуждается в весьма многочисленной аудитории? Во-первых, нужно обратить внимание на то, что застрельщиками его обсуждения были публицисты, писатели и самые широкие слои интеллигенции. Профессиональные историки взирали на развернувшуюся с конца 80-х годов минувшего века дискуссию спокойно, молча и с некоторым удивлением. В их представлении спорные моменты по проблеме остались лишь в выяснении некоторых тонкостей и второстепенных деталей, для решения которых явно недостаёт источников. Но неожиданно выяснилось, что весь интерес не столько к самому игу, сколько его влияние на весь ход развития нашей страны, даже конкретно - на её сегодняшний день, а также на становление русского национального характера, психологического склада, приверженность к определённым идеалам и отсутствие различных (по большей части положительных) качеств у людей.Русское государство, образованное на границе Европы с Азией, достигшее своего расцвета в 10 - начале 11 века, в начале 12 века распалось на множество княжеств. Этот распад произошел под влиянием феодального способа производства. Особенно ослабилась внешняя оборона Русской земли. Князья отдельных княжеств проводили свою обособленную политику, считаясь в первую очередь с интересами местной феодальной знати и вступали в бесконечные междоусобные войны. Это привело к потере централизованного управления и к сильному ослаблению государства в целом.

II . Русь и Золотая орда в 13-15 .

1. Битва на Калке.

Весной 1223 г. на Днепре у переправ собралась одна из самых многочисленных армий, когда-либо действовавших в Восточной Европе. В ее составе были полки из Галицко-волынского, Черниговского и Киевского княжеств, смоленские дружины, «вся земля Половецкая». Основные силы монгольской армии оставались в Азии с Чингисханом. Вспомогательное войско Джебе и Субэдэя далеко уступало по численности русско-половецкой рати. К тому же оно было основательно потрепано во время длительного похода. Монголы пытались расколоть союзную армию, противостоящую им. Они предложили русским князьям вместе обрушится на половцев и завладеть их стадами и имуществом. Не вступая в переговоры, русские перебили послов. Монголам удалось привлечь на свою сторону лишь «бродников», православное население Дона, смертельно враждовавшее с половцами.

Слабость союзной армии заключалась в отсутствии единого командования. Ни один из старших князей не желал подчиняться другому. Подлинным вождем похода был Мстислав Удалой. Но он мог распоряжаться лишь Галицкими и волынскими полками.

Когда сторожевой отряд монголов показался на левом берегу Днепра, Мстислав Удалой переправился за реку и разбил неприятеля. Предводитель отряда попал в плен и был казнен. Вслед за галицким князем все войско перешло на левый берег Днепра. После перехода, длившегося 8 или 9 дней, союзники вышли к реке Калке (Калмиус) в Приазовье, где и встретились с монголами.

Мстислав Удалой действовал на Калке так же отважно, как и на Днепре. Он переправился за Калку и начал сражение, но при этом не предупредил о своем решении ни киевского, ни черниговского князей. Численное превосходство союзников было столь велико, что Мстислав решил одолеть монголов собственными силами, не деля честь победы с другими князьями. По его приказу в бой двинулись князья Даниил Волынский, Олег Курский, Мстислав Немой. Атаку поддержал сторожевой полк половцев с воеводой Яруном во главе. В начале сражения русские потеснили монголов, но затем попали под удар главных сил противника и обратились в бегство. Князья и воеводы, возглавившие атаку, почти все остались живы, тогда как наибольшие потери понесли полки, оставшиеся на Калке и бежавшие после неожиданного удара монголов. При отступлении легкая половецкая конница далеко обогнала отходившие русские полки. В пути половцы грабили и побивали русских ратников, побросавших оружие.

2. Начало нашествия.

Южная Русь понесла невосполнимые потери на Калке и не оправилась от поражения. Эти обстоятельства и определили военные планы татаро-монголов.

После катастрофы на Калке русские князья не помышляли о крупном наступлении, которое позволило бы спасти Русь от опустошительного набега азиатской орды. На Руси мало кто мог оценить размеры опасности, нависшей над страной. Кочевники, в глазах русских, были «негородоимцы». Сражение под Коломной было одним из крупнейших за все время Батыева нашествия. Монголы действовали в непривычных для них условиях - в занесенных снегом лесах. Их войско медленно продвигалось в глубь Руси по льду замерзших рек. Конница утратила подвижность, что грозило монголам бедой. Каждый воин имел трех лошадей. Стотысячный табун лошадей, собранный в одном месте, невозможно было прокормить при отсутствии подножного корма. Татарам пришлось поневоле рассредоточить свои силы. Шансы на успех сопротивления возросли. Но Русь была охвачена паникой.

Владимирские полки значительно поредели после коломенской битвы, и великий князь Юрий Всеволодович не решился оборонять столицу. Разделив оставшиеся силы, он счастью войска отступил на север, а свою жену и сына Всеволода оставил с воеводой боярином Петром Ослядюковичем во Владимире.

Татары приступили к осаде Владимира 3 февраля 1238 г. Рассчитывал выманить русских из крепости, монголы подвели к Золотым воротам младшего сына князя Юрия, попавшего к ним в плен. Ввиду малочисленности гарнизона воевода отклонил предложение о вылазке. 6 февраля монголы «почаша наряжати лесы и порокы ставиша до вечера». На другой день обеда они ворвались в Новый город и подожгли его. Семья Всеволода заперлась в каменном Успенском соборё, в то время как сам князь попытался войти в соглашение с татарами. По сообщению южнорусской летописи, Всеволод вышел из города с малой дружиной, неся с собой «дары многии», дары не смягчили Мевгу-хана. Его воины ворвались в детинец и подожгли Успенский собор. Находившиеся там люди погибли в огне. Уцелевшие были ограблены и уведены в плен. Князя Всеволода доставили к Бату, который приказал зарезать его «пред собою».

Князь Юрий бежал на север, отправив гонцов в разные концы Суздальщины за помощью. Брат Святослав и трое племянников из Ростова привели свои дружины. Лишь Ярослав не внял призыву брата.

Владимирский князь надежно укрылся от татар, разбив лагерь в лесистой местности на реке Сить к северу от Волги.

Бату послал в погоню за Юрием воеводу Бурундая. 4 марта 1238 г. монголы обрушились на русский лагерь. Согласно новгородской летописи, владимирский князь успел снарядить воеводу дорожа со сторожевым полком, но сделал это слишком поздно, когда ничего нельзя было поправить. Воевода выступил из лагеря, но тут же прибежал назад с вестью, что ставка окружена. Однако южно - русские и новгородские летописи подчеркивают, что Юрий не оказал татарам сопротивления. Монгольские источники подтверждают, что сражения на реке Сити фактически не было. Князь той страны Георгий старший убежал и скрылся в лесу, его также взяли и убили. Летописи рисуют картину поголовного истребления пленных в захваченных городах. В действительности монголы щадили тех, кто соглашался служить под их знаменами, и формировали из них вспомогательные отряды. Так с помощью террора они пополняли свое войско.

В течение февраля монголы разгромили 14 суздальских городов, множество слобод и погостов.

3.Поход на южную Русь.

В 1239 г. монголы разгромили Мордовскую землю, сожгли Муром и Гороховец. В начале 1239 они захватили Переяславль, несколько месяцев спустя - обрушились на Чернигов.

Усобицы князей сделали Южную Русь легкой добычей для монголов. После бегства Михаила Черниговского киевский стол занял один из смоленских князей, но его тотчас изгнал Даниил Галицкий. Даниил не собирался оборонять Киев, но «почил город тысяцкому боярину Дмитру». Татары приступили к осаде Владимира 3 февраля 1238 г. Рассчитывал выманить русских из крепости, монголы подвели к Золотым воротам младшего сына князя Юрия, попавшего к ним в плен. Ввиду малочисленности гарнизона воевода отклонил предложение о вылазке. 6 февраля монголы «почаша наряжати лесы и порокы ставиша до вечера». На другой день обеда они ворвались в Новый город и подожгли его Мужество защитников Владимира засвидетельствовало монгольскими источниками. Они ожесточенно дрались, и Менг -Каан лично совершил богатырские подвиги, пока не разбил их. Князь Всеволод имел возможность защищаться в каменном детинце. Но он видел невозможность в одиночку противостоять главным силам монголов и, подобно другим князьям, старался возможно скорее выйти из войны. Семья Всеволода заперлась в каменном Успенском соборё, в то время как сам князь попытался войти в соглашение с татарами. По сообщению южнорусской летописи, Всеволод вышел из города с малой дружиной, неся с собой «дары многии», дары не смягчили Мевгу-хана. Его воины ворвались в детинец и подожгли Успенский собор. Находившиеся там люди погибли в огне. Уцелевшие были ограблены и уведены в плен. Князя Всеволода доставили к Бату, который приказал зарезать его «пред собою».

В 1240 г. Бату и Кадан, сын монгольского императора, осадили Киев. В декабре 1240 г. Киев пал. Возглавлявший оборону боярин Дмитр был ранен и попал в плен. Бату пощадил ему жизнь «мужества ради него».

Война изменила лицо старого боярства. Княжеские дружины понесли катастрофические потери. Знать варяжского происхождения исчезла почти целиком.

Князья, пытавшиеся защитить Русь, по большей части сложили голову. Владимирский князь Юрий погиб вместе со всеми своими сыновьями. Его брат Ярослав с шестью сыновьями пережили нашествие. Погиб один малолетний сын Ярослава, сидевший в Твери. Князь не участвовал в обороне Русской земли и не стал защищать свою столицу. Едва войска Вату покинули землю, Ярослав тотчас занял великокняжескяй стол во Владимире. Вслед за тем он напал на Киевское княжество.

Разгром Руси монголо-татарами привел к тому что натиск немецких крестоносцев на новгородские и псковские владения усилился.

Когда Бату вернулся из западного похода, Ярослав в 1240 г. отправился на поклон к нему в Сарай. Установление монгольского владычества позволило князю добиться давней цели. Бату признал Ярослава старейшим князем Руси. Фактически Орда признала законными притязания владимирского князя на киевский стол. Однако южнорусские князья не желали подчиниться воле татар. В течение трех лет они упорно отказывались явиться на поклон к Бату в Орду.

Силы Южной Руси были подорваны татаро-монгольским погромом и внутренними распрями. Орда обложила Русь данью. Помимо денежных платежей монголы требовали, чтобы русские князья постоянно направляли на службу хану воинские отряды.

вступили в пределы Новгородской земли. 20 февраля они приступили к осаде Торжка. В течение двух недель татары пытались разрушить стены города с помощью осадочных машин.Город был взят Население вырезано поголовно.

Переяславль был последним городом, который монгольские царевичи взяли сообща.

4.Русь и Орда. Правление Александра Невского .

Если на западных рубежах русский народ сумел отстоять свою землю от посягательств соседей, то иначе обстояло дело в отношениях с завоевателями с Востока. От Тихого океана до Дуная властвовали монгольские завоеватели. А в низовьях Волги хан Батый повелел поставить город Сарай, ставший столицей нового государства - Золотой 0рды. Русские князья оказались в подчинении татарских ханов, хотя Русь не входила в число собственно золотоордынской территории. Она считалась «улусом» (владением) сарайских правителей. Ставка главного монгольского хана находилась за многие тысячи верст - в Каракоруме. Но со временем зависимость Сарая от Каракорума уменьшалась. Здешние ханы управляли своей страной достаточно самостоятельно. В Орде завели такой порядок, когда русские князья для получения права на власть в княжествах должны были получить особую ханскую грамоту. Она называлась ярлыком. Поездки за «ярлыками» сопровождались поднесением богатых даров не только хану, но и его женам, приближенным чиновникам. При этом от князей требовали исполнения чуждых их вероисповеданию условий, подчас унизительных. На этой почве в Орде разыгрывались драматические сцены. Некоторые русские правители отказывались следовать предписанному порядку. За такой отказ поплатился жизнью князь Михаил Черниговский. За принятые мучения во имя православной веры он причислен к лику святых русской церковью. Рассказы предания о мужественном поведении Михаила в Орде широко распространились по Руси как свидетельство верности князя высокому нравственному долгу. Зверской расправе подвергся рязанский князь Роман Олегович. Его нежелание переменить веру вызвало ярость хана и его кружения. Князю отрезали язык, отрубили пальцы рук и ног, резали по суставам, содрали кожу с головы, а саму насадили на копье. В Каракоруме был отравлен князь Ярослав Всеволодич, отец Александра Невского.

В 1252 г. Александр Невский становится великим князем Руси. Столицей он избрал не Киев, а Владимир. Главную опасность он усматривал в Орде, а потому стремился не обострять с ней отношений. Князь понимал, что противостоять одновременно агрессии с Запада и постоянной угрозе с Востока Русь не в состоянии. Существует предание о том, что князь Александр отверг предложения папы римского принять католичество и титул короля. Он остался верен православию. В свое время он сказал: «Не в силе Бог, но в правде». Это не мешало ему отвечать на удары соседней Литвы и немцев Прибалтики. Поражений русский полководец не знал. Обстановка диктовала свои законы. Пришлось и гордому русскому правителю поехать на поклон к ордынским владыкам. Но Александр не спешил. Лишь после извещения от Батыя, в котором завоеватель многих земель отмечал подвиги Александра Невского, великий князь Руси отправился в Орду. Он был единственным из русских властителей, кто не бывал еще в Орде. Батый недвусмысленно давал понять, что в противном случае Русской земле грозит новое разорение от татар. «Ты ли один не покоришься державе моей?» - грозно вопрошал хан Александра Невского. Выбора не было. В Орде Александру Невскому оказали достойный прием. Позже великий князь вынужден был посетить и далекий Каракорум. Иначе князю Александру не удалось бы соблюсти землю свою невредимой. Ордынские ханы наложили на Русь тяжелую дань, которую надо было вносить серебром каждый год. Татарские сборщики дани (баскаки) с военными отрядами засели по русским городам. Население стонало от поборов и насилий. Сарайские власти провели перепись населения для учета налогоплательщиков (это называлось «числом, а внесенные в перепись - «численными людьми»). Льготы предоставили только церковнослужителям. Но склонить на свою сторону русскую православную церковь правителям Орды все же не удалось. Ханы Орды угоняли в полон многие тысячи русских людей. Их заставляли возводить города, дворцы и укрепления выполнять другие работы. Археологи обнаружили на территории Золотой Орды несколько русских поселений. Найденные вещи свидетельствовали, что эти невольные жители хранили ‚память об оставленной родине, продолжали быть христианами, строилии церкви. Ордынские власти учредили особую Сарайско - Подонскую епархию для православного населения. Несмотря на устрашающие события русские люди далеко не всегда смирялись со своим положением. Недовольство в стране нарастало и вылилось в открытые выступления против ордынцев. Ханы отправляли на Русь Карательные войска, которым трудно было противостоять разрозненным очагам сопротивления. Все это видел и понимал Александр Невский. Еще не настало время, когда смогла бы постоять за себя. Поэтому великий князь старался удержать своих соплеменников от вооруженных действий против Орды. Спасая Новгород, как Островок не разоренной Русской земли, он принудил новгородцев пустить в город татарских переписчиков населения.

Угроза вторжения владимирских «туменов» и татар возымела действе Новгород согласился принять татарских «численников» для проведения переписи (численниками называли татарских чиновников проводивших перепись населения и определявши размеры- ордынского выхода- дани. Полагают, что Орда пыталась упорядочить сбор дани на Руси. Однако есть основания считать, что правители Сарая пытались распространить на Русь монгольскую военную систему). Но едва татарские писцы прибыли в город и приступили к переписи, меньшие люди - «чернь» - вновь заволновались. Собравшись на Софийской стороне, вече постановило,то лучше сложить головы, чем признать власть завоевателей-иноверцев. Александр и бежавшие под его защиту татарские послы немедленно покинули княжескую резиденцию на Городище и направились к границе. Отъезд князя равносилен был разрыву мира. В конце концов сторонники Александра Невского из числа новгородских бояр убедили вече принять его условия, чтобы избавить Новгородскую землю от нашествия и разорения.

В конце концов сторонники Александра Невского из числа новгородских бояр убедили вече принять его условия, чтобы избавить Новгородскую землю от нашествия и разорения.

Орде не удалось распространить на Русь порядки военной службы, в монгольских улусах. Но осуществленные ордынцами меры заложили фундамент баскаческой системы, более приспособленной к русским условиям. Вместо темников и тысячников Русью стали управлять специально назначенные чиновники - баскаки, имевшие в своем распоряжении военную силу. Главный баскак держал ставку во Владимире. Он осуществлял надзор за деятельностью великого князя, обеспечивал сбор дани и проводил набор воинов в монгольскую армию. В середине ХIII в. наметились признаки распада Монгольской империи все большё обособлялись друг от друга. Приток воинских отрядов отрядов из Монголии в улус Бату прекратился. Властители Орды пытались компенсировать потери дополнительными наборами воинов в покоренных странах.

Князю Александру Невскому удалось добиться успеха в Орде и ограничить принудительные наборы войск только из-за особых обстоятельств. Многие русские земли и княжества избежали, Батыева нашествия не собирались признавать власть монголов. Богатая и обширная Новгородская земля была в их числе. При обороне Торжка новгородцы оказали татарам яростное сопротивление. Позднее они отразили вторжение ливонских рыцарей. Без войны поставить Новгород на колени было невозможно, и князь Александр предложил правителям Орды использовать против новгородцев владимирские «тумены».

Неготовность ослабленной Руси бороться с Ордой выявилась вполне отчетливо, когда выступление Андрея Ярославича, брата А. Невского, против орды окончилось, полной неудачей. Его войско было разбито, а сам князь бежал в Швецию. Нашествие иноплеменников нанесло тяжелый урон хозяйству Руси. Надолго замерли некоторые важные производства (метало-обработка, строительство, ювелирное дело и др.). Весть о смерти Батыя вызвала в Русских Землях выдох облегчения. Более того, в 1262 Г. Произошли восстания по всем Градам русским, в ходе которых избивались и изгонялись татарские сборщики дани. Александр Невский, предвидя тяжкие последствия этих событий, решил посетить Орду, чтобы предотвратить Грядущее кровавое возмездие.

В 1258 г монголы разгромили литовцев. Появление татар в Литве ухудшило положение Новгорода. Зимой 1259 г новгородские послы, ездившие во Владимир, привезли весть, что на суздальской границе стоят полки, готовые начат войну. Угроза вторжения владимирских «туменов» и татар возымела действе Новгород согласился принять татарских «численников» для проведения переписи (численниками называли татарских чиновников проводивших перепись населения и определявши размеры- ордынского выхода- дани. Полагают, что Орда пыталась упорядочить сбор дани на Руси. Однако есть основания считать, что правители Сарая пытались распространить на Русь монгольскую военную систему). Орде не удалось распространить на Русь порядки военной службы, в монгольских улусах. Но осуществленные ордынцами меры заложили фундамент баскаческой системы, более приспособленной к русским условиям. Вместо темников и тысячников Русью стали управлять специально назначенные чиновники - баскаки, имевшие в своем распоряжении военную силу. Главный баскак держал ставку во Владимире. Он осуществлял надзор за деятельностью великого князя, обеспечивал сбор дани и проводил набор воинов в монгольскую армию.

К началу 1260-х годов Золотая Орда не только выделилась в и вступила в затяжную и кровопролитную войну с монгольским государством Хулагу образовавшимся после завоевания Персии и окончательного разгрома Арабского халифата. Распад Монгольской империи и война между улусами связали силы Орды и ограничили ее вмешательство во внутренние дела Руси.

II . Влияние монголо-татарского ига на развитие русских земель.

Частые набеги на Русь способствовали созданию единого государства, как сказал Карамзин: «Москва обязана своим величием ханам!». Костомаров подчеркивал роль ханских ярлыков в укреплении власти великого князя. В то же время не отрицали влияние разорительных походов татаро - монгол на русские земли, взимание тяжелой дани и т.д. Гумилев, же нарисовал в своих исследованиях картину добрососедских и союзнических отношений Руси и Орды. Соловьев (Ключевский, Платонов) оценивал воздействие завоевателей на внутреннею жизнь древнерусского общества как незначительное, за исключением набегов и войн. Он полагал, что процессы, 2-ой половины 13-15 в., либо вытекали из тенденции предшествующего периода, либо возникали независимо от Орды. Упомянув кратко о зависимости русских князей от ханских ярлыков и сбора налогов, Соловьев отмечал, что нет причины признавать значительное влияние монголов на русскую внутреннею администрацию, поскольку мы не видим никаких его следов. Для многих историков промежуточная позиция - влияние завоевателей расценивается как заметное, но не определяющее развитие и объединение Руси. Создание единого государства, по мнению Грекова, Насонова и др. произошло не благодаря, а вопреки Орде, с точки зрения на монгольское иго в современной исторической науке: Традиционная история рассматривает его как бедствие для русских земель. Другая, трактует нашествие Батыя как рядовой набег кочевников. Сторонники традиционной точки зрения крайне негативно оценивают воздействие ига на самые разные стороны жизни Руси: происходило массовое перемещение населения, а вместе с ним и земледельческой культуры на запад и северо-запад, на менее удобные территории с менее благоприятным климатом; резко снижается политическая и социальная роль городов; усилилась власть князей над населением. Нашествие кочевников сопровождались массовыми разрушениями русских городов, жители безжалостно уничтожались или уводились в плен. Это привело к заметному упадку русских городов - население уменьшалось, жизнь горожан становилась беднее, захирели многие ремесла. Монголо-татарское нашествие нанесло тяжелый удар основе городской культуры - ремесленному производству. Так как разрушения городов сопровождалось массовыми уводами ремесленников в Монголию и Золотую Орду. Вместе с ремесленным населением русского города утрачивали многовековой производственный опыт: мастера уносили с собой свои профессиональные секреты. Надолго исчезают сложные ремесла, их возрождение началось лишь спустя 15 лет. Навсегда исчезло древнее мастерство эмали. Беднее стал внешний вид русских городов. Качество строительства в последствии также сильно понизилось. Не менее тяжелый урон нанесли завоеватели и русской деревне, сельским монастырям Руси где жило большинство населения страны. Крестьян грабили все и ордынские чиновники, и многочисленные ханские послы, и просто разбойничьи шайки. Страшным был ущерб, нанесенный моноло-татарами крестьянскому хозяйству. В войне погибали жилища и хозяйственные постройки. Рабочий скот захватывался и угонялся в Орду. Ущерб, нанесенный народному хозяйству Руси моноголо-татарским и завоевателями, не ограничивался опустошительными грабежами во время набегов. После установления ига огромные ценности уходили из страны в виде "дани" и "запросов". Постоянная утечка серебра и других металлов имела тяжелые последствия для хозяйства. Серебра не хватало для торговли, наблюдался даже "серебряный голод". Монголо-татарские завоевания привело к значительному ухудшению международного положения русских княжеств. Древние торговые и культурные связи с соседними государствами были насильственно разорваны. Пришла в упадок торговля. Нашествие нанесло сильный разрушительный удар культуре русских княжеств. Завоевания привело к длительному упадку русского летописания, которое достигло своего рассвета к началу Батыева нашествия. Монголо-татарские завоевания искусственно задерживало распространения товарно-денежных отношений, натуральное хозяйство не развивалось.

Вывод

Таким образом, зарождение и развитие Золотой орды оказало сильнейшее влияние на развитие Русского государства, потому что на долгие годы ее история трагически сплелась с судьбой русских земель, стала неотделимой частью российской истории.

В то время как западноевропейские государства, не подвергшиеся нападению, постепенно переходили от феодализма к капитализму, Русь, растерзанная завоевателями сохранила феодальное хозяйство. Нашествие явилось причиной временной отсталости нашей страны. Таким образом, монголо-татарское нашествие никак нельзя назвать прогрессивным явлением в истории нашей страны. Ведь владычество кочевников продолжалось почти два с половиной столетия и за это время иго сумело положить существенный отпечаток на судьбу русского народа. Этот период в истории нашей страны является очень важным, поскольку он предопределил дальнейшее развитие Древней Руси.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Егоров В.Л. «Золотая орда мифы или реальность» изд. знание Москва 1990г

2. Греков Б.И. Мир истории: русские земли в 13-15вв.М.,1986г

3. Кучкин В.А. Александр Невский - государственный деятель и полководец средневековой Руси - Отечественная история. 1996г

4. Рязановский В.А. Вопросы истории 1993г.№7

5. Скрынников Р. Г. История Российская 9-17 вв М.; изд.Весь мир 1997г

Дискуссия о степени влияния монгольского (ордынского) ига на развитие, судьбу России

В науке споры - обычное дело. Собственно без них и не было бы науки. В исторической науке споры зачастую бывают бесконечными. Таковой является и дискуссия о степени влияния монгольского (ордынского) ига на развитие России на протяжении более двух столетий. Одно время в ХIХ веке было принято даже не замечать этого воздействия.

Наоборот, в исторической науке, а также публицистике последних десятилетий считается, что иго стало поворотным пунктом во всех сферах общественной жизни, более всего в политической, поскольку было остановлено движение к единому государству по образцу западноевропейских стран, а также в общественном сознании, сформировавшим, вследствие ига, душу русского человека, как душу раба.

Сторонники традиционной точки зрения, а это историки дореволюционной России, историки советского периода и многие современные историки, писатели и публицисты, т.е. фактическое значительное большинство крайне негативно оценивают воздействие ига на самые различные стороны жизни Руси. Происходило массовое перемещение населения, а с ним и земледельческой культуры на запад и северо-запад, на менее удобные территории с менее благоприятным климатом. Резко снизилась политическая и социальная роль городов. Усилилась власть князей над населением. Произошла и определённая переориентация политики русских князей на восток. Сегодня не модно, а зачастую считается неуместным цитировать классиков марксизма, но, на мой взгляд, иногда стоит. По словам Карла Маркса " монгольское иго не только подавляло, но оскорбляло и иссушало саму душу народа, ставшего его жертвой".

Но есть и другая, прямо противоположная точка зрения на рассматриваемую проблему. Она рассматривает вторжение монголов не как завоевание, а как "великий кавалерийский рейд" (разрушались только те города, которые, стояли на пути войска; гарнизонов монголы не оставляли; постоянной власти не установили; с окончанием похода Батый ушёл на Волгу).

В конце ХIХ - начале ХХ века в России появилась новая культурно-историософская (историософия - философия истории) и геополитическая теория - евразийство. Среди многих других положений, совершенно новой, чрезвычайно непривычной, а зачастую шокирующей была трактовка теоретиками евразийства (Г.В. Вернадским, П.Н. Савицким, Н.С. Трубецким) древнерусской истории и так называемого " татарского" периода отечественной истории. Чтобы понять суть их высказываний, нужно вникнуть в суть идеи евразийства.

"Евразийская идея" базируется на принципе единства "почвы" (территории) и утверждает самобытность и самодостаточность славяно-тюркской цивилизации, сложившейся в рамках сначала Золотой орды, затем Российской империи, впоследствии СССР. И сегодня, нынешнее руководство России, испытывая огромные трудности в управлении страной, в которой рядом православные и мусульмане, причём имеющие свои государственные образования (Татарстан, Башкортостан, Ингушетия, наконец, Чечня (Ичкерия)) объективно заинтересовано в распространении идеи евразийства.

По мнению теоретиков евразийства, вопреки традиции отечественной исторической науки видеть в монгольском иге только лишь "угнетение русского народа баскаками поганых", евразийцы усматривали в данном факте российской истории в значительной мере положительный итог.

"Без "татарщины" не было бы России" - писал П.Н. Савицкий в работе "Степь и оседлость". В ХI-первой половине ХIII веков культурное и политическое измельчание Киевской Руси ни к чему иному, как к чужеземному игу привести не могло. Велико счастье России, что она досталась татарам. Татары не изменили духовного существа России, но в отличном для них в эту эпоху качестве создателей государств, милитарно-организующейся силы они, несомненно, повлияли на Русь".

Другой евразиец С.Г. Пушкарёв писал: "татары не только не обнаруживали систематических устремлений к уничтожению русской веры и народности, но наоборот, проявляя полную веротерпимость, ханы монгольские выдавали ярлыки русским митрополитам на охрану прав и преимуществ русской церкви".

Развивая эту свою мысль, С.Г. Пушкарёв противопоставлял "татарской нейтральной среде" романо-германский "Дранг нах Остен", в результате которого "прибалтийские и полабские славяне исчезли с лица земли".

Данное преимущество Востока над Западом оценили многие русские государственные деятели того времени. В качестве яркого примера "древнерусского евразийца" Г.В. Вернадский приводил Александра Невского (причисленного, кстати, Русской Православной церковью к лику святых). В противоположность связавшему себя с Западом Даниилу Галицкому Александр Невский, " с гораздо меньшими историческими данными добился гораздо более прочных политических результатов. Князь Александр Ярославович выделил в монголах дружественную в культурном отношении силу, которая могла помочь ему сохранить и утвердить русскую самобытность от латинского Запада" - так оценивал Г.В. Вернадский "восточническую" ориентацию Александра Невского и его ставку на Орду.

Мысль Г.В. Вернадского углубил другой евразийский историк-Борис Ширяев. В одной из своих статей он приходит к выводу, "что монгольское иго вызвало русский народ из провинциализма исторического бытия мелких разрозненных племенных и городских княжеств так называемого удельного периода на широкую дорогу государственности". "В этой промежуточной эпохе и кроется генезис русской государственности", - констатировал он.

Известный эмигрантский историк и этнограф калмыцкого происхождения Э.Д. Хара-Даван полагал, что именно в эти годы были заложены основы российской политической культуры, что монголы дали покорённым русским землям "основные элементы будущей московской государственности: самодержавие (ханат), централизм, крепостничество". Кроме того "влиянием монгольского владычества русские княжества и племена были слиты воедино, образовав сначала Московское царство, а впоследствии Российскую империю".

Традиционная для России персонификация верховной власти также уходит в эту эпоху. последствие ордынское татарское иго

Монгольское владычество сделало московского государя абсолютным самодержцем, а его подданных-крепостными. И если Чингисхан и его преемники управляли именем Вечного Синего Неба, то русский царь самодержец управлял подвластными ему как Помазанник Божий. В результате монгольское завоевание способствовало превращению России городской и вечевой в Россию сельскую и княжескую/от автора: с современных позиций всё это выглядит печально, но…

Таким образом, по мнению евразийцев "монголы дали России свойство организовываться военно, создавать государственно-принудительный центр, достигать устойчивости…становиться могущественной "ордой".

По мнению евразийцев, русское религиозное сознание получило значительную "подпитку" с Востока. Так, Э.Д. Хара-Даван писал, что "русское богоискательство"; "сектантство", паломничество к святым местам с готовностью на жертвы и муки ради духовного горения могла быть только с Востока, потому что на Западе религия не влияет на жизнь и не трогает сердца и души своих последователей, ибо они всецело и без остатка поглощены только своей материальной культурой".

Но не только в укреплении духа виделась евразийцам заслуга монголов. На их взгляд с Востока Русь заимствовала также черты воинской доблести монгольских завоевателей: "храбрость, выносливость в преодолении препятствий на войне, любовь к дисциплине". Всё это "дало русским возможность создать Великую Российскую империю после монгольской школы".

Дальнейшее развитие отечественной истории виделось евразийцам следующим образом.

Постепенное разложение, а затем и падение Золотой Орды приводят к тому, что её традиции подхватывают окрепшие русские земли, и империя Чингисхана возрождается в новом обличье Московского царства. После относительно лёгкого покорения Казани, Астрахани и Сибири империя практически восстанавливается в прежних границах.

Одновременно с этим происходит мирное проникновение русского элемента в восточную среду и восточного-в русскую, цементируя, таким образом, интеграционные процессы. Как отмечал Б. Ширяев: "Русское государство, не поступаясь своим основным принципом-православной бытовой религиозностью, начинает применять к покорённым татарскими ханствами испытанный им на себе чингисхановский метод веротерпимости. Этот приём связал оба народа".

Таким образом, период ХVI-ХVII вв. рассматривается евразийцами как эпоха лучшего выражения евразийской государственности.

Евразийская теория взаимоотношений русских и монголов (тюрков) вызвала бурную полемику в среде русских эмигрантских историков. Большинство из них, воспитанных на классических трудах русской исторической школы, не принимали данной трактовки и, прежде всего концепции монгольского влияния на русскую историю. Да и среди евразийцев единства не было. Так, например, видный евразиец Я.Д. Садовский в своём письме П.Н. Савицкому резко критиковал книгу "Наследие Чингисхана в русской империи", вышедшую в 1925 году за "восхваление гнуснейшего и подлейшего рабства у татар". Подобной позиции придерживался и другой видный евразийский теоретик-М. Шахматов.

"Что уж говорить о противниках евразийства вообще". Так П.Н. Милюков противопоставлял аргументации евразийцев свои тезисы об "отсутствии евразийской культуры, общей русским с монголами" и "отсутствии какого-нибудь значительного родства восточного степного быта с оседлым русским". "Апофеоз татарщины" усматривал в евразийской теории видный либеральный историк А.А. Кизеветтер. "Дмитрий Донской и Сергий Радонежский с точки зрения правоверного евразийца должны быть признаны изменниками национальному призванию России", - иронизировал он.

Так или иначе, но несмотря на определённый радикализм и субъективизм, евразийство ценно тем, что в нём дана новая, по сути трактовка взаимоотношений России как с Западом, так и с Востоком. А это, в свою очередь, обогатило теоретическую базу исторической науки.

Идеи евразийцев во II половине ХХ века развил известный учёный Лев Николаевич Гумилёв и другие его последователи. Вот как Л.Н. Гумилёв писал по этому вопросу:

"…Причём целью этого набега было не завоевание Руси, а война с половцами. Так как половцы крепко удерживали линию между Доном и Волгой, то монголы применили известный тактический приём дальнего обхода: совершили "кавалерийский рейд" через Рязанское, Владимирское княжества. А впоследствии великий князь Владимирский (1252-1263) Александр Невский заключил обоюдовыгодный союз с Батыем: Александр нашёл союзника для противостояния немецкой агрессии, а Батый - чтобы выйти победителем в борьбе с великим ханом Гуюком (Александр Невский предоставил в распоряжение Батыя войско, состоящее из русских и аланов).

Союз существовал до тех пор, пока был выгоден и необходим обеим сторонам (Л.Н. Гумилёв). Об этом же пишет и А. Головатенко: "…Русские князья нередко и сами обращались в Орду за помощью и даже не видели ничего зазорного в том, чтобы использовать монголо-татарские отряды в борьбе с конкурентами. Так…Александр Невский при поддержке ордынской конницы изгнал своего брата Андрея из Владимиро-Суздальского княжества (1252). Через восемь лет Александр вновь воспользовался помощью татар, оказав им ответную услугу. Авторитетный князь способствовал проведению переписи в Новгороде (подобные переписи во всех ордынских владениях служили основанием для обложения податями); ордынцы же помогли Александру Невскому сделать сына (Дмитрия Александровича) новгородским князем.

Сотрудничество с монголами казалось князьям Северо-Восточной Руси столь же естественным средством достижения или упрочнения власти, как союзные отношения с половцами-южно-русским князьям ХII века". Думается, стоит прислушаться в этой дискуссии к спокойному и взвешенному мнению известного советского историка Н.Я. Эйдельмана:

"Невозможно, конечно согласиться с парадоксальным мнением Л.Н. Гумилёва (и других евразийцев!), будто монгольское иго было лучшим уделом для Руси, ибо, во-первых, спасло её от ига немецкого, а во-вторых, не могло столь болезненно затронуть самобытность народа, как это произошло бы при более культурных немецких захватчиках. Не верю, будто такой эрудит, как Гумилёв, не знает фактов, которыми его легко оспорить; увлечённый своей теорией, он впадает в крайность и не замечает, к примеру, что силы "псов-рыцарей" были несравнимо слабее монгольских; Александр Невский остановил их войском одного княжества. Отнюдь не восхваляя какое-либо чужеземное владычество вообще, напомню, что монгольское иго было ужасным; что, прежде всего и более всего оно ударило по древнерусским городам, великолепным очагам ремесла, культуры…

А ведь именно города были носителями торгового начала, товарности, будущей буржуазности, - пример Европы налицо!

Ни к чему, полагаем, отыскивать положительные стороны такого ига, прежде всего, потому, что результат прихода Батыя прост и страшен; население, уменьшившееся в несколько раз; разорение, угнетение, унижение; упадок, как княжеской власти, так и ростков свободы.

Среди историков, изучающих монголо-татарское нашествие, нет единого мнения по поводу двух основных проблем: 1) было ли монголо-татарское иго; 2) какое влияние оно оказало на русские земли. (См. схему «Монголо-татарское иго на Руси: суждение и оценки».)

В целом, по этим вопросам сложилось три противоположные точки зрения:

а) Историк Н.М. Карамзин считал, что монголо-татарское иго было, но оценивал положительно влияние власти хана на политическое развитие Руси, т.к. междоусобные войны пошли на спад, и верховная власть сосредоточилась в одних руках. (См. в хрестоматии статью «Значение монголо-татарского нашествия и ига в истории России»)

б) Л.Н. Гумилев считал, что монголо-татарского ига на Руси не было. Нашествия Батыя были лишь военным рейдом, и последующие события не имеют к нему непосредственного отношения.

Он утверждал, что Великое княжество Владимирское в лице Александра Невского добилось выгодного союза с Золотой Ордой.

Пока существовала сильная Византия, ни католический, ни мусульманский мир не были страшны русским землям. Но в 1204 г. Византия была разрушена крестоносцами. Такая же судьба ждала и Русь.

Своеобразие русско-ордынских отношений можно понять только в русле того исторического времени, когда удельная Русь подвергалась двойной агрессии – с Востока и с Запада. При этом западная экспансия несла более тяжелые последствия для Руси: целью крестоносцев были территориальные захваты и уничтожение православия, в то время как ордынцы после первоначального удара отошли обратно в степь, а в отношении православия проявили не только терпимость, но даже гарантировали неприкосновенность православной веры, храмов и церковного имущества. Выбор внешнеполитической стратегии, осуществленной А. Невским, был связан с защитой «исторического смысла своеобразия русской культуры – Православия». «Союз с Ордой – не иго Орды, а военный союз с нею – предопределил особый путь Руси» – считает историк Л И. Гумилев.

А в южных русских землях, которые вошли в состав Великого княжества Литовского, даже следов русской культуры не осталось. Те русские земли, где отказались от союза с монголо-татарами и выбрали в качестве союзников католический Запад, потеряли все. (См. в хрестоматии статью «Значение монголо-татарского нашествия и ига в истории России». Л.Н. Гумилев».)

в) Большинство русских как дореволюцонных (С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, так и современных историков (в частности Б.А. Рыбаков, отвергают точку зрения Л.Н. Гумилева. Они утверждают, что монголо-татарское иго на Руси было и оказало самое отрицательное влияние на ее развитие. (См. в хрестоматии статью «Значение монголо-татарского нашествия и ига в истории России». С.М. Соловьев, В.В. Каргалов)».) В качестве доказательства приводятся следующие аргументы:

Была создана система зависимости Руси от Золотой Орды

1) Русские князья, попали в политическую - вассальную зависимость к монгольским ханам, так как должны были получать ярлык - ханскую грамоту на правление. Ярлык давал право на политическую и военную поддержку со стороны Орды. Сама процедура получения ярлыка была унизительной. Многие русские князья, особенно в первые годы зависимости, не могли с этим смириться и погибали в Орде.

При такой системе в политическом отношении русские княжества сохраняли автономию и администрацию. Князья, как и прежде, управляли подвластным населением, но были вынуждены уплачивать подати и подчинятся представителям хана. Монгольские ханы осуществляли жесткий контроль за деятельностью русских князей, не позволяя им консолидироваться;

2) Экономическая зависимость русских земель выражалась в том, что ежегодно русские люди должны были выплачивать дань. Экономическое принуждения осуществлялось при помощи четкой системы налогов. В сельской местности был введен поземельный налог – харадж (поплужное - подать с плуга), в городах – тамга (торговая пошлина) и т.д. Для упорядочения сбора налогов монголы трижды проводили переписи платежеспособного населения, для чего в Русскую землю посылались численники. Дань с Руси, отправляемая хану, получила название ордынского выхода.

3) Кроме дани, русские князья должны были поставлять рекрутов для ханского войска (1 от каждых 10 дворов). Русские воины должны были участвовать в военных походах монголов.

Последствия монголо-татарского ига для русских земель:

1) Восточные политические традиции монголо-татар оказали значительное влияние на форму правления централизованного русского государства. Самодержавная власть, утвердившаяся впоследствии на Руси, во многом унаследовала тиранические, восточные черты.

2) Ордынское иго привело к затяжному экономическому упадку и как следствие - к закрепощению крестьян, которые бежали от феодального гнета на окраины страны. В итоге замедлилось развитие феодализма.

3) Русь на 250 лет оказалась отделена от Европы, европейской культуры и торговли.

4) В основе системы ордынского владычества на Руси лежало насилие. Для этого в русские земли посылались военные отряды, возглавляемые баскаками, которые следили за князьями и сборами выхода, и подавляли всякие попытки сопротивления. Поэтому Ордынская политика - политика террора. Постоянные военные вторжения ордынских ратей (в последней четверти XIII в. - 15 раз) были губительны для страны. Из 74 русских городов 49 были разрушены, в 14 из них жизнь не возобновилась, 15 стали селами.

5) Стремясь укрепить власть хана, ордынцы постоянно ссорили и стравливали русских князей, т.е. междоусобицы продолжались. Монгольское завоевание законсервировало политическую раздробленность.

В целом, ордынское иго отрицательно сказалось на историческом развитии Руси

Отличное определение

Неполное определение ↓

Разделы: История и обществознание

Класс – 10.

Время проведения урока-игры – 90 минут.

Цель: определить последствия нашествия монголо-татар на дальнейшее развитие Руси на основе исторических фактов и аргументов, самостоятельно выделенных учащимися.

  • развитие навыков ведения дискуссий и диалогов;
  • совершенствовать навыки самостоятельной работы по поиску дополнительной информации;
  • формирование умений работы в форме интерактивных занятий;
  • стимулирование умений и навыков проявления творчества и креативности у учащихся;
  • развивать навыки применения знаний в нестандартной обстановке.

Опережающее задание:

  1. Распределение ролей.
  2. Поиск дополнительной информации по заданной теме.
  3. Распределение ролей по желанию учащихся.

Ожидаемые результаты:

– повышение качества знаний учащихся через проведение нетрадиционных занятий;
– повышение интереса к изучению деятельности исторических событий и личностей;
– проявление индивидуальных способностей учащихся.

  1. Группа учащихся № 1, определяющая отрицательное воздействие монголо-татарского ига на развитие Руси.
  2. Группа учащихся № 2, определяющая положительное воздействие монголо-татарского ига на развитие Руси.
  3. Группа историков экспертов № 3.

Оборудование:

– Оформление доски: тема урока, цели, листы для обобщения, критерии оценивания работы групп.
– Мультимедийная установка для электронной презентации.

В классе расставлены столы, стулья напротив друг друга, в середине стол для экспертов (учителя школы). Эксперты работают по таблице оценивания работы групп (см. Приложение).

Ход урока

1. Вступительное слово учителя. – 3 минуты.

2. Эл. презентация по теме – 10 минуты.

Слово предоставляется группе № 1 с аргументами об отрицательных последствиях монголо-татарского ига для Руси – 10 минуты.

Обсуждение представленного материала групп №1 и №2 (с вопросами оппонентам) – 20 минуты.

Слово экспертов – 7 минут.

3. Закрепление изученного материала 7 минут.

3.1. После процедуры “слушаний”, учитель СОВМЕСТНО с учащимися на доске составляют таблицу (кластер) по выделению аргументов по выдвинутой проблеме – 5 минут.

Последствие монголо-татарского нашествия для Руси.

Негативные последствия. Положительные факторы.
Разграбление русских городов и населенных пунктов. Уважительно относились к православной церкви.
Были разрушены связи с Византией. Произошло кровосмешение.
Огромное количество человеческих жертв. Переняли некоторые культурные достижения в национальной культуре.
Население уводилось в полон, плен. Создавались летописи и былины – культурная преемственность.
Русь значительно замедлило свое развитие, на несколько десятков лет отброшено назад. Повлияло на укрепление русских войск, дружины.
“Консервирование” товаро-денежных отношений. Укрепило силу духа и русский характер.
Проводились постоянные погромы, разгромы, поджоги, была постоянная угроза нападения. Ускорило процесс объединения Руси.
Был нанесен серьезный удар по культурным ценностям, наследие русской культуры. Обогащение русского языка – пополнение новыми словами.
Производились постоянные поборы, русские княжества платили огромные размеры дани. Возвышение Московского княжества.
Сокращение численности населения страны.
Д О Б А В И Т Ь (учащиеся). Д О Б А В И Т Ь (учащиеся).

После заполнения таблицы и прослушивания всех аргументов в пользу обвинительного или оправдательного приговора, “ПОБЕДИВШАЯ” КОМАНДА (СТОРОНА) получает оценку “5” (пять).

Выполнение тестовых заданий – 15 минут.

Тест для закрепления изученного материала.

Вариант 1.

1. Какой монголо-татарский хан напал на Русь в 1237 г.?

А. Мамай
Б. Батый
В. Чингисхан
Г. Тохтамыш

2. Какой город монголо-татары назвали “Злым городом”?

А. Торжок
Б. Рязань
В. Козельск
Г. Владимир

3. Основная задача баскаков на Руси:

А. сбор дани
Б. управление русскими княжествами
В. распространение ислама на Руси
Г. развитие торговых связей

4. От налогов монголо-татары на Руси освободили:

А. дворянство
Б. купечество
В. холопов
Г. духовенство

5. Сбор дани переходит к русским князям с:

А. 1327 г.
Б. 1374 г.
В. 1380 г.
Г. 1241 г.

6. В каком году князь Дмитрий прекращает выплату дани?

А. 1374 г.
Б. 1382 г.
В. 1478 г.
Г. 1327 г.

7. Битва на реке Воже произошла в:

А. 1380 г.
Б. 1377 г.
В. 1378 г.
Г. 1365 г.

8. Войско Мамая прекратило своё существование на реке:

А. Пьянее
Б. Дон
В. Вожже
Г. Угре

9. Освобождение Руси от монголо-тататарского ига произошло при князе:

А. Иване III
Б. Дмитрии Донском
В. Иване Даниловиче
Г. Александре Невском

10. Что получил московский князь от хана Узбека в награду за подавление восстания в Твери?

А. Тверь и Новгород
Б. Можайск и Коломну
В. Можайск и Переяславль
Г. Новгород и Кострому

11. Кому Русь выплачивала дань как преемнику Золотой Орды со 2-ой четверти XV в.?

А. Казанскому ханству
Б. Большой Орде
В. Ногайской Орде
Г. Крымскому ханству

12. Кто обратился к русским князьям за помощью в борьбе с монголо-татарами?

А. половцы
Б. печенеги
В. византийцы
Г. гунны

13. Какой хан возглавил монголо-татарское войско во время “стояния” на реке Угре?

А. Узбек
Б. Мамай
В. Ахмед
Г. Тохтамыш

14. Куликовская битва произошла:

А. 8 октября 1380 г.
Б. 8 сентября 1380 г.
В. 8 сентября 1480 г.
Г. 26 августа 1380 г.

==============================================================================

Вариант 2.

1. Какой хан возглавил войско монголо-татар в Куликовской битве?

А. Узбек
Б. Батый
В. Мамай
Г. Чингисхан

2. Какой город был спасён от монголо-татарского нападения началом весенней распутицы и большими потерями в ханском войске?

А. Новгород
Б. Смоленск
В. Чернигов
Г. Москва

3. Ям – это:

А. подать с плуга
Б. сбор для поддержания почтовой службы
В. сбор для поддержания войска
Г. подать с земельного надела

4. Монголо-татары начали перепись населения Руси с:

А. Новгородской земли
Б. Киевского княжества
В. Суздальского
Г. Рязанского

5. Вторая волна монголо-татарского нашествия на южные княжества Руси начинается в:

А. 1237 г.
Б. 1241 г.
В. 1223 г.
Г. 1239 г.

6. В каком году Иван III прекращает выплату дани ордынцам?

А. 1478 г.
Б. 1374 г.
В. 1480 г.
Г. 1327 г.

7. “Стояние” на реке Угре было в:

А. 1380 г.
Б. 1237 г.
В. 1480 г.
Г. 1378 г.

8 Серьёзные столкновения монголо-татар с русскими войсками (в первый раз в пользу Руси, во второй – в пользу монголо-татар) состоялись на реке:

А. Непрядва
Б. Пьяна
В. Вожжа
Г. Угра

9. Митрополичья кафедра из города Владимира в Москву переехала при князе:

А. Иване Даниловиче
Б. Дмитрии Донском
В. Иване III
Г. Данииле Александровиче

10. Какой монголо-татарский хан в 1382 г. захватил и сжёг Москву?

А. Мамай
Б. Узбек
В. Ахмед
Г. Тохтамыш

11. Что послужило сигналом к началу сражения в Куликовской битве?

А. выстрел
Б. звуковой сигнал
В. поединок

12. Последний монголо-татарский хан, пытавшийся покорить Русь:

А. Ахмед
Б. Мамай
В. Тохтамыш
Г. Бегич

13. Битва на реке Калке произошла:

А. 31 мая 1322 г.
Б. 8 сентября 1237 г.
В. 1 сентября 1322 г.
Г. 1 мая 1223 г.

14. Из какого города в Москву переехала митрополичья кафедра?

А. Тверь
Б. Новгород
В. Владимир
Г. Рязань

Ответы по тесту.

ВАРИАНТ 1 – 1-В, 2-В, 3-А, 4-Б, 5-В, 6-Б, 7-В, 8-Г, 9-Б, 10-А, 11-В, 12-Б, 13-Б, 14-Б

ВАРИАНТ 2 – 1-В, 2-А, 3-Б, 4-Б, 5-А, 6-А, 7-В, 8-В, 9-А, 10-Г, 11-В, 12-В, 13-Г, 14-В

Заключительное слово учителя, выражение мнений учащихся о проведённом занятии – 2 минуты.

Рефлексия.

Проверка задания:
В ходе проверки ученики критически оценивают свои знания, пополняют их и ставят перед собой задачи дальнейшего познания изучаемого вопроса.
1. В чем вы были правы? Или какие факты вами были названы правильно?
2. Какие вы сделали ошибки?
3. Какие сведения были для вас новыми?
4. Что в тексте вызвало у вас вопрос, непонимание, желание узнать больше?
5. Какими фактами, известными вам из других источников, вы бы дополнили предложенный текст?
6. Какой вывод можно сделать на основании анализа изучаемого вопроса?

Приложение № 1.

Критерии оценивания работы групп/баллы 1 группа

(отрицательные последствия)

2 группа

(положительные последствия)

Примечание
Представление убедительных аргументов совей позиции – 2 балла.
Знание исторических фактов – 2 балла.
Знание хронологии – 2 балла.
Знание исторических терминов по теме – 2 балла .
Красноречие – 2 балла.
Самостоятельность мышления – 2 балла.
Умение обобщать и делать выводы – 2 балла.
Творческий подход – 2 балла.
Активность, эмоциональность – 2 балла.
Дисциплина – 1 балла.
ИТОГО баллов.