Личная жизнь и биография фаины раневской. ​Фаина Георгиевна Раневская – одна из величайших актрис XX века и королева эпизода Год рождения раневской фаины

Ай где же счастье словно талый снег
Где же Фаина твой серебристый смех
Прячешь ты глаза от меня
И уже среди бела дня
Ты с другим целуешься при всех

В начале 90-х, когда группе «На-на» было чуть более года, коллективу предстояли гастроли в Стамбул. Уже тогда у молодых исполнителей была традиция на концертах петь песню с местной звездой. Бари Алибасов решил подыскать артиста и на этот раз, ему понравилась турецкая певица Сезен Аксу, но ничего подходящего в ее репертуаре обнаружить не удалось. На время Алибасов и думать забыл об этом и отправился на показ модельера Егора Зайцева.

Борис Алибасов: Я услышал песню, которая мне очень понравилась. Она была необычная. И по аранжировке очень стильная и модная. Я спросил, что это за исполнитель. И вдруг мне Егор говорит: «Сезен Аксу» - турецкая певица. Я решил взять фрагмент этой песни и сделать новую песню, похожую на эту, чтобы мы вместе смогли спеть. Для меня это была проходящая песня, не заслуживающая особого внимания. Надо было спеть вместе, и я ее сляпал, чтобы показать русско-турецкую дружбу. Эта была проходящая песня только на один концерт в Стамбуле.

О чем должна быть эта песня Бари Алибасов заранее не знал, главное было обыграть восточный мотив. Буквально за несколько минут, как говорится, на коленке, он придумал текст. И вдохновила продюсера его старая знакомая.

Борис Алибасов: Мне ничего не приходило в голову, когда я начинал писать слова. Думаю: «Ну о чем может быть эта однодневка - совершенно дурацкая песня?». Тут зашла баба Фая, как всегда с беляшами, моя соседка, которая уже перестала быть просто соседкой, а стала мамой не только для меня, но и для всей группы. Мы как всегда шутили и я говорю: «Хочешь, про тебя песню напишу?» Она засмеялась и не поверила, а я сказал: «Будешь главной в этой песне».

Ключевым было имя Фаина, которое Бари Алибасов с юмором обыграл в композиции. Ему и в голову не приходило, что ее услышит широкая публика, поэтому для одного турецкого концерта решил придумать заводную песню. Однако, результат так понравился автору, что Алибасов рискнул отдать «Фаину» в ротацию, не забыв указать в создателях турецкую певицу.

Шинанай да опа шина шинанай
Шинанай да шинанай да опа шинанай
Шинанай да опа шина шинанай
Шинанай да шинанай да опа шинанай

Борис Алибасов: На самом деле песня состоит из 5 частей и только одна часть взята в качестве цитаты у турецкой певицы. Весь остальной музыкальный материал – абсолютно оригинальный, он написан мной. Но при выходе первой виниловой пластинки, которая так и называлась «Фаина», в отличие от современных авторов, которые сегодня заимствуют, совершенно не спрашивая у первоисточника, было написано: «Использована цитата из популярной турецкой песни», и была ссылка на нее.

Вопреки сомнениям, слушателям понравилась новая песня группы «На-На» и Бари Алибасов решил снимать на нее клип. Эпатажный продюсер, и на этот раз хорошо знал, как шокировать публику. С восточными мотивами у многих ассоциируется гарем – это и стало основной темой видеоролика.

Бари Алибасов: Дали объявление в газете «Московский Ккомсомолец», что приглашаем на съемку эротического клипа, что будут откровенные сцены. Кастинг был объявлен на 9 утра. Стояла огромная очередь, необозримая. Конца края у этой очереди не было видно. Причем, там стояли даже женщины 60-70 лет.

Желание заработать в 90-х было настолько велико, что пришедшие на кастинг, даже не всегда понимали, куда они пришли и что им предстоит делать, главное было получить деньги. Но в клипе помимо группы «На-на» и массовки снялся артист Стас Садальский.

Бари Алибасов: Он предложил режиссера, с которым я даже не был знаком, договорились снять на «Мосфильме». Он не собирался сниматься, но, поскольку Садальский предложил этого режиссера, договорился со студией, я решил в качестве благодарности дать ему роль.

В конце клипа мелькнуло лицо и той самой соседки, которая вдохновила Бари Алибасова на новый хит. Но телеканалы категорически отказывались брать видеоролик в эфир. Пришлось сокращать – буквально треть отснятого материала полетела в корзину и в усеченном варианте страна увидела клип. И хотя изначально «Фаина» задумывалась как песня-одноневка и никаких ставок на нее не делалось, именно она с незамысловатом текстом и легкомысленным мотивом, продержалась в хит-параде страны около 3 лет.

Легендарная Фаина Раневская (настоящее имя Фанни Гиршевна Фельдман) появилась на свет в богатой еврейской семье в конце августа 1896 года. На то время семейство Фельдманов проживало в собственном доме в Таганроге. Кроме Фаины подрастало ещё четверо детей: сестра Белла и трое братьев (один из них умер в младенчестве). Мама Фаины была домохозяйкой, воспитывала пятерых детей. Папа был влиятельным фабрикантом. Он владел предприятием по производству красок, имел магазин, несколько домов и даже пароход.

Фаина не чувствовала себя счастливой в доме родителей. Напротив, она страдала от одиночества. Скорее всего, причиной была чрезвычайная ранимость из-за врождённого недостатка – заикания. Девочка мало общалась со сверстниками и даже упросила родителей забрать её из элитной женской гимназии, где чувствовала себя некомфортно и не любила учиться. С тех пор учителя приходили к Фельдманам на дом, и Фанни получила очень приличное образование. Девочка играла на фортепиано, пела, неплохо знала иностранные языки и запоем читала.

После десяти лет Фаина заинтересовалась кинематографом и театром. Огромное впечатление оказал на неё увиденный в тринадцатилетнем возрасте спектакль «Вишнёвый сад». Впечатление было настолько большим, что Фаина экстерном сдала гимназические экзамены и начала ходить на занятия в театральную студию. Вскоре дочь сообщила родителям, что собирается учиться на профессиональную актрису. Это было причиной, из-за которой у Фаины случился разрыв с родителями. Отец не общался с дочерью долгие годы. В 1915-ом Фанни Фельдман уехала в столицу.

Театр

В Москву Фанни приехала налегке – отец не дал дочери на проживание в столице ни копейки, ведь считал её желание стать артисткой глупой блажью. Немного денег тайком дала мама. Девушка сняла на Большой Никитской крошечную комнатушку и сразу же почувствовала себя совершенно счастливой и свободной. В эти годы Фаина познакомилась с легендарными личностями, культовыми даже в то время поэтами Цветаевой, Мандельштамом, Ахматовой, Маяковским. Тогда же она встретилась с великим артистом Василием Качаловым и даже влюбилась в него.

К сожалению, Фаину не приняли в столичные театральные училища, и ей пришлось найти частную школу. Но денег на оплату обучения не было. Не дала пропасть Фаине известная артистка Гельцер. Она похлопотала, чтобы девушку взяли в один из театров Подмосковья. В Малаховском летнем театре Фанни смогла наблюдать игру знаменитых актёров Садовской, Петипа и Певцова. Сама же начинающая актриса появлялась лишь в массовках. Когда сезон летних театров закончился, Раневской пришлось искать себе другое место. Она успела понемногу поработать в небольших театрах в Керчи, Кисловодске, Феодосии, Баку, Ростове и Смоленске.

Весна 1917 года принесла Фаине окончательный разрыв с родными. Семейство Фельдманов эмигрировало. Но был и счастливый момент: девушку приняли в столичный Театр актёра. Наконец молодую актрису оценили по достоинству. Театральная биография Фаины Раневской началась из спектакля «Роман», где Раневская сыграла заметную роль Маргариты. Потом последовало множество постановок, где артистка играла более-менее заметные роли. Наиболее значимой для себя Раневская считала работу в спектакле «Вишнёвый сад», где сыграла Шарлотту. В этом театре Фаина Георгиевна служила до 1931 года. Потом она перешла в более известный столичный Камерный театр, где вскоре дебютировала в «Патетической сонате».

Через четыре года Раневская переходит на работу в театре Красной Армии, где останавливается до 1949 года. Здесь Фаина Георгиевна также задействована во многих постановках, но наиболее известной из них становится «Васса Железнова», где актриса сыграла главную роль.

В самом начале 50-х Фаина Раневская перешла в Театр имени Моссовета, где её пребывание сопровождалось нередкими скандалами. Талант актрисы часто превосходил таланты режиссёров. У Раневской было своё видение игры, и оно часто не совпадало с режиссёрским. Например, играя эпизодическую роль в спектакле «Шторм», Фаина Георгиевна полностью переписала её и сыграла на свой лад.

При этом она затмила даже исполнителей главных ролей, что никак не входило в планы ни самих исполнителей, ни постановщиков спектакля. Препирания и стычки с режиссёром Завадским позже нашли отражение в анекдотах и афоризмах, приписываемых острому языку Фаины Георгиевны. Тем не менее, на этой сцене артистка появлялась почти четверть века. Здесь она сыграла свои самые заметные роли. Зрители с удовольствием смотрели миссис Сэвидж в исполнении Раневской, аплодировали стоя Люси Купер в спектакле «Дальше - тишина».

Окончила Фаина Раневская свой театральный путь в театре Пушкина, когда-то бывшем Камерном. С этого театра начиналась её театральная биография, здесь и финишировала в 1963 году.

Фильмы

Впервые телезрители увидели Фаину Раневскую в роли колоритной госпожи Луазо в драме Ромма «Пышка». Это был 1934 год. Актрисе даже удалось побывать с этим спектаклем во Франции, куда труппу театра пригласил Ромен Роллан, чрезвычайно высоко оценивший спектакль.
В общем Фаина Раневская сыграла в кино не так уж много ролей, но таково уж свойство телевидения, что именно оно делает артиста знаменитым и узнаваемым на всю страну. Сама актриса очень невысоко ценила работу в кинематографе, ставя его значительно ниже театра. О работе в кинокартинах она говорила, что «деньги съедены, а позор остался». И всё же большинству её поклонников Раневская известна именно по работе в кино.

В самом конце 30-х Раневская сыграла в трёх картинах, которые сделали Фаину Георгиевну легендарной. Артистка появилась в ролях супруги во всех этих лентах: в картине «Человек в футляре» она стала женой инспектора, в «Ошибке инженера Кочина» - супругой портного Гуревича. Ну и самая популярная жена появилась в «Подкидыше», где Раневская произнесла незабываемую и теперь уже крылатую фразу «Муля, не нервируй меня».

В годы войны Раневская вместе с труппой театра была эвакуирована и до 1943-го работала в Ташкенте. По возвращении в Москву ей предложили сыграть Мамашу в «Свадьбе» Анненского. В этой картине Раневская снялась с известными артистами Эрастом Гариным, Зоей Федоровой, Михаилом Яншиным, Верой Марецкой, Михаилом Пуговкиным и многими другими узнаваемыми актёрами.

А в 1947-ом на экраны вышла знаменитая комедийная лента «Весна», в которой Раневская сыграла свою великолепную Маргариту Львовну. Орлова и Черкасов, исполнявшие главные роли в картине, и сама Фаина Георгиевна вмиг превратили фильм в один из самых популярных и кассовых.

В том же году артистка сыграла мачеху в «Золушке» Кошеверовой. Сценаристом картины был Евгений Шварц, обожавший Раневскую. Он позволил великой артистке вставлять свои бесподобные фразы. Эта работа считается лучшей из всех, сыгранных Фаиной Георгиевной. Да она и сама считала Мачеху своей самой удачной работой.

Последняя роль Раневской в кино – лента «Сегодня новый аттракцион». Актриса сыграла директора цирка, но перед этим поставила режиссёру ряд условий. Так как Фаина Георгиевна на тот момент была уже очень известной, то, конечно же, режиссёр согласился на всё, лишь бы заполучить звезду в свой фильм.

Фаина Раневская получила звание Народной артистки СССР и три Сталинские премии.

Скончалась великая Фаина Георгиевна Раневская в июле 1984 года в столице от инфаркта, отяжелённого пневмонией. Современники называют Раневскую «королевой второго плана» и признают, что она была величайшей русской актрисой XX столетия.

Афоризмы

Множество высказываний острой на словцо Фаины Георгиевны превратилось в крылатые выражения. Часто артистка едко подшучивала над окружающими, причём доставалось от неё всем подряд, без учёта рангов и должностей. Но шутила она и над своей очень непростой жизнью. Например, Раневской принадлежат слова:

«Если бы я, уступая просьбам, стала писать о себе, это была бы жалобная книга «Судьба-шлюха».
Что касается творческого и сценического псевдонима – Раневская, то и здесь присутствует грустная и в то же время «фирменная» манера актрисы подшучивать во всех ситуациях. Однажды актриса вместе с коллегой из театра заглянула в банк.

Изредка мама в тайне от мужа посылала дочери небольшие денежные переводы. Фаина Георгиевна вспоминает: «Когда мы вышли из массивных банковских дверей, то порыв ветра вырвал у меня из рук купюры - всю сумму. Я остановилась, и, следя за улетающими банкнотами, сказала:

Денег жаль, зато как красиво они улетают!- Да ведь Вы Раневская! - воскликнул спутник. - Только она могла так сказать! Когда мне позже пришлось выбирать псевдоним, я решила взять фамилию чеховской героини. У нас есть с ней что-то общее, хотя далеко не всё, совсем не всё».
Одним из немногих настоящих друзей Раневской был режиссёр Соломон Михоэлс. Ему она посвятила слова:

«Есть люди, в которых живёт Бог, есть люди, в которых живёт дьявол, а есть люди, в которых живут только глисты. В Вас живёт Бог!». Михоэлс тогда ответил: «Если во мне живёт Бог, то Он в меня сослан».
За несколько месяцев до своей кончины Раневская с присущим ей горьким сарказмом написала:

«Когда умру, похороните меня и на памятнике напишите: «Умерла от отвращения»».

Личная жизнь

Личная жизнь Фаины Раневской была несчастной. Она никогда не была замужем. Скорей всего, она избегала мужчин из-за немалой психологической травмы, полученной в ранней молодости. Фанни была влюблена в одного из актёров своей труппы. Как ей показалось, он тоже ей симпатизировал. Когда девушка пригласила его в гости, он пришёл, но не один, а с женщиной. И попросил Фаину погулять. С тех пор Раневская и стала избегать всех связей, которые в перспективе могли ей причинить боль.

Но чувствовала себя одинокой Фаина Георгиевна совсем недолго. В 60-ых годах к ней переехала родная сестра Белла, решив скоротать одиночество после смерти своего мужа с родным человеком. Но вскоре сестра заболела и умерла.

Источник информации

Фаина Раневская - одна из самых гениальных актрис прошлого столетия.

Она покорила публику своей великолепной игрой, самоиронией, философским взглядом на мир и умением формулировать сложные вещи простым языком. Эта удивительная актриса и женщина - автор цитат и афоризмов, которые плотно вошли в нашу жизнь и стали по-настоящему народными

Из биографии Фаины Раневской:

Биография Фаины Раневской состоит из ярких моментов, незаурядных случаев и интересных событий. Жизнь великой актрисы была наполнена множеством колоритных фактов.

Родители великой актрисы

Фаина родилась 27 августа 1896 года в еврейской семье в Таганроге. Помимо Фаины в семье было три сына и дочь. Ее настоящее имя - Фанни Гиршевна Фельдман. Ее отец Гирши Фельдман был в Таганроге уважаемым и известным человеком. Он был местным богачом, «владельцем заводов, газет, пароходов», нажив приличное состояние на торговле недвижимостью, производстве лакокрасочной продукции. Его уважали в еврейской общине города, и он был почетным ее членом. Гирши Фельдман владел не только несколькими домами и магазином, в его собственности находился даже пароход «Святой Николай» (на котором в революцию семья эмигрирует за границу). Кроме этого, он был старостой синагоги и основателем приюта для пожилых евреев. Мама Милка Рафаиловна родила пятерых детей – трёх мальчиков и двух девочек. Правда, младший брат умер, когда маленькой Фаине было 5 лет.

По сравнению со своей старшей сестрой она не отличалась «лица приятным выраженьем», заикалась, была слишком застенчивой и все принимала близко к сердцу. Как она решилась стать актрисой – непонятно.

Когда пришло время, родители определили Фаину в Таганрогскую Мариинскую гимназию, но учеба давалась девочке с трудом: она писала с ошибками, не дружила с цифрами. К тому же отношения с однокашниками были натянутые. Может быть, именно поэтому она попросила отца забрать ее из этого учебного заведения. Зато дома с удовольствием Фаина занималась чтением, изучением иностранных языков, пением. Ее стремление всегда добиваться того, что хочешь, и определило ее судьбу в дальнейшем.

Летом 1910 года Фельдманы отдыхали в Крыму, где 14-летняя Фаина познакомилась с известной актрисой Алисой Коонен, жившей по соседству. А через год, будучи на представлении в Таганрогском драматическом театре, была так потрясена игрой Павлы Вульф, что окончательно решила для себя стать артисткой. Однако родители не разделяли увлечений своей дочери, считая это детской забавой, которая пройдет со временем. Стать артисткой, так распорядиться собственной жизнью порядочной девушке из еврейской семьи означало в те времена, по меньшей мере, то же самое, что и стать женщиной легкого поведения. Естественно, это вызвало гнев Гирши Фельдмана, который поставил дочери ультиматум: или сцена, или семья.

Раневская в молодости

История не сохранила мук терзания юной Фаины, взвешивающей, что для нее важнее: родственные узы или страстные порывы, ясно одно: театр заполнил все ее воображение, она мечтала стать актрисой и готова была ради призвания пожертвовать всем, даже близкими людьми. Тогда она и предположить не могла, насколько трагично все это обернется. С 1915 года Фаина уехала в Москву, и пока мечте ее не суждено было сбыться. Девушку не приняли ни в одно учебное театральное заведение, как неспособную. Что вкладывали тогда в это понятие, трудно сказать. Но то, что никого из экзаменаторов Фаина не смогла зацепить своей внешностью, своей натурой, это очевидно. Девушке приходилось очень трудно, но она стремилась учиться. Она порой голодала, сильно нуждалась в средствах.

Несмотря на то, что Фаина порвала с семьей, отец не мог позволить себе, чтобы его любимая младшая дочь бедствовала, и высылал ей на жизнь. Мать тоже отправляла ей переводы. А вскоре и эта ниточка оборвалась. Надвигались революционные события, сметавшие на своем пути прежнюю счастливую жизнь и не дававшие никаких надежд на будущее. Гирши Фельдман с семьей на пароходе уплывает за границу, Фаина опять же отказалась последовать за родными.

В 1917 году вся семья Фельдманов эмигрировала за границу в Прагу, а Фаина осталась в России и переехала в Ростов-на-Дону. После Раневская играла во множестве театров в самых разных городах: Керчь, Феодосия, Кисловодск, Баку, Сталинград, Архангельск, Смоленск. Утвердиться на московской сцене актрисе удалось только в 1931 году - до войны Фаина Георгиевна работала в Камерном театре и в Центральном театре Красной Армии

В военные годы Раневская была эвакуирована в Ташкент. Вернувшись из эвакуации, работала в Московском театре драмы, в Театре имени Александра Пушкина и в Театре имени Моссовета, в котором и выходила на сцену до самой смерти. В кино появилась в 1934 году, сыграв роль госпожи Луазо в фильме «Пышка». После него Фаину Георгиевну приглашали в разные картины. Но настоящую популярность актрисе принесла комедия «Подкидыш», где она сыграла самоуверенную, командующую мужем женщину.

После многих лет разлуки Фаине удалось повидаться с матерью и братом в 1956 году в Румынии. Отец к тому времени уже умер, а сестра Белла жила в Париже и приехать не смогла. Но в 60-ых годах из эмиграции к Фаине переехала сестра, решив скоротать одиночество после смерти своего мужа с родным человеком. Раневская выделила ей комнату в своей квартире. Однако после этого Изабелла Георгиевна прожила всего лишь четыре года.

За свои творческие заслуги Раневская была награждена Орденами Знак Почёта, Ленина, Трудового Красного Знамени. С 1937 года – Заслуженная артистка РСФСР, а в 1961 году ей присвоили звание Народной артистки Советского Союза. +Фаина Георгиевна была очень одиноким человеком. Долгое время она жила у своей подруги, актрисы Павлы Вульф. Ее внука она считала своим и возлагала на него большие надежды. Но к старости жить в чужом доме стало сложно, «приемный внук» занимался своей жизнью, и в 60 лет она осталась одна, причем практически без работы.

От одиночества Раневскую спасал любимый пес Мальчик, названный в честь Станиславского, которого Раневская боготворила, страсть к рисованию на полях и увлечение эпистолярным жанром – в едких письмах Татьяне Тэсс.

Раневская перестала играть на сцене всего за год до своей смерти. Скончалась она 19 июля 1984 года в Кунцевской больнице Москвы в результате инфаркта и пневмонии, не дожив немногим менее месяца до своего 88-летия.

Родные сестры воссоединились в Советском Союзе и упокоились на одном кладбище – Донском. Именно Фаина завещала похоронить себя рядом с Изабеллой, а не на Новодевичьем, где в ту пору погребали всех известных личностей. На ее могилу ежедневно приходят поклониться десятки людей с живыми цветами. Но мало кто обращает внимание на то, что на самой вершине памятника прикреплена маленькая бронзовая собачка. Рассказывают, когда Фаины Георгиевны не стало, ее сеттер так затосковал, что стал приходить к ней на могилу. Сколько именно он навещал любимую хозяйку, неизвестно. Но когда исчез, кто-то из знакомых Раневской, тронутый такой преданностью животного, решил увековечить на месте погребения актрисы и ее верного друга. Так появилась скульптурка собачки на надгробии Раневской.

В Тюмени открыта «Чайная у Раневской», расписанная ее цитатами. Названия блюд в меню - из фильмов с ее участием. Также имеется изумительная по своему облику курильня.

В мае 2008-го прошел Первый международный театральный фестиваль им. Фаины Раневской «Великая провинция». +В 2009-м в Таганроге открылась кофейня «Фрекен Бок», в дизайне которой преобладают фото великой артистки. К горячим напиткам подаются фирменные плюшки. +Имя Фаины Раневской носит одна из улиц Таганрога.

В 1990-м на экраны вышел документальный фильм «Вспоминая Раневскую», а в 2004-м гениальную артистку вспоминали в программе «Серебряный шар» Виталия Вульфа. Образ Фаины Раневской увековечен и в художественных фильмах «Звезда эпохи» (2004) и «Анна Герман. Тайна белого ангела» (2012).

Редакционным советом английской энциклопедии «Кто есть кто» в 1992 году включена в десятку самых выдающихся актрис XX века.

Дом-музей Фаины Раневской в Таганроге

В 1986-м в Таганроге был открыт памятник Раневской и на доме, где она проживала, установлена мемориальная доска.

35 интересных фактов из жизни и творчества Фаины Раневской:

1.Раневская стеснялась своей внешности, хотя в молодости была красивой.

2. Говорят, что у нее был крайне сложный характер, и она тяжело сходилась с людьми. Но еще больше ее не любили за яркий талант, всячески отравляя ей жизнь. Поэтому она сменила за свою карьеру с десяток театров.

3.Несмотря на то, что среди ее друзей были величайшие женщины современности: поэтессы Анна Ахматова и Марина Цветаева, писательница Татьяна Тэсс, артистки Марецкая и Орлова, она чувствовала себя некомфортно. А особенно в те периоды, когда ей не давали играть.

4.Театром Раневская увлеклась с 14 лет, бывая на всех постановках в театре в родном Таганроге, а в 1915 году, увидев на сцене Московского Художественного театра пьесу «Вишневый сад» Антона Чехова, Фаина твердо решила стать актрисой.

5.Отец этого решения не одобрил, но Раневская все равно переехала в Москву и устроилась в частную театральную школу, однако средств на оплату занятий не хватало и учебу пришлось оставить.

6.Самой лучшей ролью в кино, по мнению самой актрисы, была Мачеха в «Золушке». Всего Раневская снялась в 25 кинолентах.

7.Друзья ее называли одновременно ласково и почтительно – Фуфа Великолепная.

8. Сама Раневская иногда путалась в своих отчествах. В документах ее записывали, как Григорьевна, а представлялась она - Георгиевной. Однажды она пошутила по этому поводу, что Григорий – это Отрепьев, а Георгий – Победоносец.

9.На гастролях в Одессе какая-то дама долго бежала по улице за Раневской, потом спросила: - Ой, вы – это она? Фаина Георгиевна спокойно ответила своим басовитым голосом: - Да, я – это она.

10.Помимо кино и театра, Раневская запомнилась, благодаря своему чувству юмора.

11. Ольга Аросева рассказывала, что, уже, будучи в преклонном возрасте, актриса шла по улице, поскользнулась и упала. Лежит на тротуаре и кричит своим неподражаемым голосом: - Люди! Поднимите меня! Ведь народные артисты на улице не валяются!

12.Однажды Раневская потребовала у Тани Щегловой - инженера по профессии - объяснить ей, почему железные корабли не тонут. Таня попыталась напомнить Фаине Георгиевне закон Архимеда. - Что вы, дорогая, у меня была двойка, - отрешенно сетовала Раневская. - Почему, когда вы садитесь в ванну, вода вытесняется и льется на пол? - наседала Таня. - Потому что у меня большая жопа,- грустно отвечала великая актриса.

13.Иногда Фаина Георгиевна садилась на вегетарианскую диету и тогда становилась особенно чувствительна. В эти мучительные дни она спросила свою домработницу: «Лизочка, мне кажется, в этом борще чего-то не хватает? Лиза ответила: „Правильно, Фаина Георгиевна, не хватает мяса“.

14.Фаина Раневская однажды заметила композитору, лауреату двух Сталинских премий Вано Мурадели: - А ведь вы, Вано, не композитор. Мурадели обиделся: - Это почему же я не композитор? - Так ведь у вас фамилия такая. Вместо «ми» у вас «му», вместо «ре» - «ра», вместо «до» - «де», а вместо «ля» - «ли». Вы же, Вано, в ноты не попадаете.

15. В особенно трудный момент она обратилась за помощью к приятелю своего отца. Тот ей ответил: Дать дочери Фельдмана мало - я не могу, а много – у меня уже нет. Но Раневской все же удалось устроиться в подмосковный летний Малаховский театр. В этот период и родился ее псевдоним.

16.Как-то артистка вместе со знакомым отправилась в банк, чтобы получить родительский перевод. И когда они вышли из учреждения, порыв ветра вырвал из рук девушки все деньги. Она со вздохом заметила: «Как красиво летят». А спутник тут же воскликнул, что своим поведением Фуфа ему напоминает Раневскую – помещицу из «Вишневого сада», которая ничего не могла удержать в руках, Когда актриса подбирала себе псевдоним, то она вспомнила это сравнение и взяла фамилию чеховской героини.

Фаина Раневская в юности

17.В юности Фаина была красавицей, тонкой и звонкой, вот как ее описывал один из критиков: «Очаровательная жгучая брюнетка, одета роскошно и ярко, тонкая фигурка утопает в кринолине и волнах декольтированного платья. Она напоминает маленькую сверкающую колибри».

18. Как-то у актрисы поинтересовались, зачем она переходит из театра в театр. На что Фаина Георгиевна ответила: «Я искала святое искусство». На вопрос нашла ли она его и где, сказала: «Да. В Третьяковской галерее».

19.Авторство крылатой фразы „Муля, не нервируй меня!“ точно не известно. В эфире телепрограммы „Кинопанорама“ 1964 года Раневская рассказала историю о том, как сама лично придумала эту фразу, а после эфира программы поссорилась с автором сценария фильма Агнией Барто, которая приписывала авторство фразы себе. Также на авторство фразы претендовала Рина Зеленая, будучи соавтором сценария фильма.

20.Принимала Фаина участие в озвучивании мультфильмов. В частности, ее неподражаемым голосом разговаривает Фрекен Бок в „Карлсон вернулся“. Кстати, озвучивать Фрекен Бок, которую, как Раневской казалось, нарисовали некрасивой

21. В Кремле после просмотра одного из фильмов с Раневской Иосиф Сталин сказал: - Вот товарищ Жаров хороший актер, понаклеит усики, бакенбарды или нацепит бороду, и все равно видно, что это Жаров. А вот Раневская ничего не наклеивает и все равно всегда разная.

22.Справляться с бытом актриса самостоятельно не могла - в силу рассеянности или невозможности считать „эти дурацкие деньги“, поэтому постоянно нанимала домохозяек.

23.Уже при советской власти, когда с работников при найме требовали написать свою автобиографию, Раневская с трудом выводила: «Мой отец – небогатый нефтезаводчик…».

24.Интересно, что заикалась Раневская всю жизнь, но на сцене – никогда.

25.У Фаины были совершенно особенные отношения с… Пушкиным. Актриса признавалась, что ей кажется, что будто бы они уже встречались когда-то или могут еще встретиться. На вопрос врачей, ужасавшихся состоянию ее прокуренных легких: «Чем же вы дышите?», она отвечала: «Пушкиным!».

26. „Муля“ преследовал Раневскую всю жизнь: так кричали мальчишки при виде ее на улицах, эту фразу первой вспоминали при знакомстве с ней, и даже Брежнев, вручая в Кремле Раневской орден Ленина, выпалил: - Муля, не нервируй меня! - Леонид Ильич, - обиженно сказала Раневская, - так ко мне обращаются только мальчишки или хулиганы. Генсек смутился и пролепетал, оправдываясь: - Простите, но я вас очень люблю.

27.Раневская всю свою жизнь посвятила театру и кино, она не была замужем, не родила детей.

28.Когда она попыталась сдать экзамены в нескольких театральных школах, заикаясь от волнения, то ей говорили, что актрисой ей не быть никогда, это профессиональная непригодность. И тогда 19-летняя девушка пошла учиться в частную школу, а деньги зарабатывала в массовке цирка.

29.Раневская дружила со многими знаменитыми людьми, в частности - Анной Ахматовой и Мариной Цветаевой. Однажды, получив в театре деньги, Фаина Георгиевна поехала к вернувшейся из эмиграции Марине Цветаевой. Зарплата была выдана пачкой, Раневская думала, что сейчас она ее разделит, а Марина Ивановна, не поняв, взяла всю пачку и сказала: «Спасибо, Фаина! Я тебе очень благодарна, мы сможем жить на эти деньги целый месяц». Тогда Раневская пошла и продала свое колечко. Вспоминая об этом, Фаина Георгиевна говорила: «Как я счастлива, что не успела тогда поделить пачку!»

30. Раневская хранила свои награды, ордена («Знак Почета», два ордена Трудового Красного Знамени, орден Ленина) и медали в коробке, на которой собственноручно нацарапала «Похоронные принадлежности».

31.Очень тяжело она переживала одиночество, особенно когда начали умирать ее друзья и ровесники.

32.Окна квартиры Раневской в высотке на Котельнической набережной выходили в каменный внутренний двор. А там - выход из кинотеатра и место, где разгружали хлебные фургоны. Фаина Георгиевна днём слушала крепкие выражения грузчиков, громко звучавшие под ее окнами, а вечером наблюдала шумные толпы уходящих домой кинозрителей из „Иллюзиона“. - Я живу над хлебом и зрелищем,- жаловалась она.

33.Фаина Георгиевна была ангелом-хранителем не только Анны Ахматовой (актриса ухаживала за поэтессой, когда та болела тифом, и хранила папку со стихами, которую Анна Андреевна больше никому не могла доверить), но и начинающего актера Владимира Высоцкого, который все ждал, но так и не получал хороших ролей в московском театре имени Пушкина. Однажды Высоцкий запил, да так, что не появлялся на рабочем месте несколько недель. Его не уволили только благодаря заступничеству Раневской.

34.Чтобы пробиться на большую сцену, Фаине пришлось устроиться в труппу мадам Лавровской «на роли героинь-кокетт с пением и танцами за 35 рублей со своим гардеробом». Они с успехом гастролировали по Крыму, в частности в Керчи.

Фаина Раневская с сестрой Беллой и собакой Мальчиком

35.На надгробии актрисы установлена фигурка собаки по кличке Мальчик – этот пес стал для Раневской настоящей семьей. Фаина Георгиевна признавалась, что никто так не радовался ее приходу, как Мальчик. Это был беспородный пес, которого Раневская подобрала на улице, накормила, обогрела и подарила ему всю свою нерастраченную любовь. В ее доме он мог вытворять все что угодно.

Памятник Ф. Раневской в Таганроге

фото из интернета

В юбилейный год великой актрисы на полуострове появились фальшивый дневник и памятная доска с ошибками

В настоящее время наблюдается всплеск интереса к жизни и творчеству Раневской, причем в основном со стороны читающей публики, издателей и «пишущей братии» (не в обиду сказано). На полках книжных магазинов можно найти более десятка различных изданий и переизданий текстов как самой Раневской (или ей приписанных), так и о ней.

Иллюстрация с обложки нового "крымского дневника"

Изучение изданий показывает, что меньше всего известно о юных и молодых годах актрисы, нет хронологии основных событий ее жизни. Особенно это касается пребывания Раневской в Крыму.

Детские встречи в Евпатории

Из «детского периода» есть только рассказ как будущая актриса, а тогда Фаина Фельдман, дочь богатого таганрогского предпринимателя, гостила в Евпатории. Это воспоминания актрисы Нины Сухоцкой: «1910 год. Крым. Евпатория. Жаркие летние дни. В большом тенистом саду белый, увитый виноградом одноэтажный домик. Здесь живет с семьей доктор Андреев – главный врач недавно открывшегося туберкулезного санатория. Каждое утро из дома выходят две девочки – дочери Андреева – и с ними сестра его жены – молодая актриса Художественного театра Алиса Коонен, приехавшая в отпуск. Все трое знают, что у калитки в сад, как всегда, их ждет обожающая Алису Коонен Фаина – девочка-подросток с длинной рыжеватой косой, длинными руками и ногами и огромными лучистыми глазами, неловкая от смущения и невозможности с ним справиться… Девочка эта – Фаина Раневская. Актриса, которую она обожает и ради встреч с которой приехала в Евпаторию, – Алиса Коонен. Обняв Фаину, Алиса направляется к морю, за ними – в больших соломенных панамках, как два грибка, – идут девочки. Это я и моя старшая сестра Валя, тоже „обожающая“ свою молодую тетю Алю и ревнующая ее к Фаине. Мне в то время было четыре года, Фаине – пятнадцать лет. Не могла я тогда догадываться, что это знакомство перейдет в большую, пожизненную дружбу. После тех евпаторийских встреч я в течение ряда лет лишь изредка встречала ее у моей тетки Алисы Коонен, но эти дни живо сохранились в памяти».

Дата эта, скорее всего, неслучайная. В 1910 году в Евпатории открылся городской театр, по отзывам того времени, один из лучших на юге России. В нем сразу желали выступать труппы артистов самых известных театров, и в том числе – МХАТ. Многие из них бывали в Евпатории, а в 1912-1920 гг. на западной окраине Евпатории существовала «колония» артистов МХАТ, от которой произошло название санатория «Чайка», впоследствии возникшего на этом месте. Так что тоже неслучайно, что именно в Евпатории в 1910 году девочка Фаина подружилась с актрисой: встречу эту с полным основанием можно назвать одной из судьбоносных в ее жизни.

Но в рассказе Н. Сухоцкой (урожденной Андреевой), впоследствии тоже ставшей актрисой, возникают и загадки. Туберкулезного санатория в Евпатории никогда не было. Из сохранившихся в крымском Госархиве сведений известно, что до революции Всероссийской Лиге для борьбы с туберкулезом был выделен земельный участок, и такой санаторий строился. Но началась война, стройка практически остановилась, а потом городские власти решили, что Евпатории такой санаторий в принципе не нужен. Участок забрали, а своих больных этой болезнью определили лечить в «заразной больнице» на окраине города. Приезжих таких больных решили не принимать, чтобы город не стал в этом отношении подобен Ялте.

Вероятно, в воспоминаниях Н.С. Сухоцкой, которой тогда было всего 4 года, имеются неточности. Доктор Станислав Андреев мог какое-то время жить в Евпатории в связи с постройкой санатория (от этого потом отказались), но дом, скорее всего он снимал. В истории города ничем заметным он не отметился, и «дом доктора Андреева» краеведам неизвестен.

Хроника жизни Ф. Раневской 1915-1919

1915, весна, начало лета. Окончила гимназию в Таганроге.

Лето-осень. Уезжает в Москву. Неудачные попытки поступить в театральные училища или актрисой в театры. Учеба в частной театральной школе, оставлена из-за безденежья.

Конец 1915-начало 1916. Знакомство с балериной Е. Гельцер, поддержка и помощь с ее стороны. Знакомство с артистическим обществом, посещение театральных постановок и т.п.

1916, конец весны-начало лета. Актриса на выходах в подмосковном Малаховском летнем театре. Знакомство с известными артистами: Садовская, Певцов, и др.

Начало осени . Актриса в амплуа «гранд-кокет» в антрепризе мадам Лавровской (Керчь). Театр закрывается после двух-трех спектаклей с участием Ф. Раневской.

Осень. Переезд в Феодосию и участие в антрепризе Новожилова, который через месяц сбегает вместе с деньгами.

Конец осени . Возвращение в Таганрог к родителям.

Конец осени – начало зимы. Отдых и лечебные процедуры в Кисловодске.

Декабрь. В Феодосии знакомится с поэтом М. Волошиным, участвует в его вечере памяти поэта Верхарна, читает стихи этого поэта на французском языке (5 декабря по ст. ст.), участвует в вечере ЛХО (литературно-художественного общества) «Киммерика» (18 декабря по ст. ст.).

1917. Живет у родителей в Таганроге.

Конец 1917- начало 1918. Родители с семьей эмигрируют за границу. Раневская уезжает в Ростов-на-Дону.

1918, январь-февраль . Знакомство с актрисой Павлой Вульф, подготовка с ее помощью главной роли в пьесе Э. Шелдона «Роман».

Весна. Отъезд с П. Вульф и ее семьей в Евпаторию для участия в «Театре актера», заключившем договор аренды евпаторийского театра на 1918-1919 гг.

Май. Посещение Коктебеля и Дома поэта М. Волошина.

Лето-осень. Участие в спектаклях «Театра актера».

Сентябрь. Дебют в главной роли в премьере спектакля «Роман», поставленного на евпаторийской сцене «Театром актера».

Осень 1918-лето 1919. Евпатория – «Театр актера».

Сентябрь 1919. Переезд в Симферополь со всей труппой.

Евпатория, год 1918-й

Как и ее подруга А. Ахматова, Раневская не смогла на исходе жизни написать книгу воспоминаний. Поэтому и в ее случае имеем «клочки воспоминаний», часто несвязные и не привязанные к хронологии. Наиболее достоверные сведения из различных источников о начале артистической карьеры Раневской выше представлены впервые. Во всех других публикациях этот период изложен сумбурно, нелогично, с ошибками в датах и годах. Эта краткая хроника требует пояснения.

В конце 1917-го - начале 1918 года и Таганрог, и Ростов оказались в центре борьбы за власть между большевиками, красным и белым казачеством, меньшевиками и эсерами, белым офицерством. Сюда также прибыл большой отряд матросов Черноморского флота. События этого времени получили отражение в романе М. Шолохова «Тихий Дон». Понятно, что «буржуям» эти события ничего хорошего не предвещали, и, после эмиграции родителей, Фаине не стоило оставаться в их доме в Таганроге, который все равно бы отобрали. Если же она не уехала в эмиграцию, то только из-за мечты о театре.


Актриса Павла Вульф

В Ростове действовал тогда и не один театр. В Асмоловском театре, наиболее известном, П. Вульф гастролировала и до революции. Но после революции и в начале гражданской войны на Дону театры лихорадило, как и противоборствующие стороны. В связи с этим интересен вопрос, когда П. Вульф и Ф. Раневская прибыли в Евпаторию «на пароходе»? По воспоминаниям Павлы Вульф:«Жутко было тогда в Ростове. Красные, белые, артобстрелы, немцы. Город переходил из рук в руки. Театр закрылся». Немцы вместе с казаками атамана Краснова вошли в Ростов 7 мая 1918 года. Гражданскую власть взял Круг Спасения Дона, который и «упразднил театры за ненадобностью». Эти факты позволяют установить, что дата приезда Вульф и Раневской в Евпаторию – не раньше середины мая 1918 года. Кроме того, мы теперь узнаём, что в это время и Ростов, и Евпатория были оккупированы немцами.

Скорее всего, это и объясняет причину переезда П. Вульф и Фаины в Евпаторию. Почему именно в Евпаторию, автору помогли понять документы, сохранившиеся в Госархиве Крыма. Еще 29 ноября 1917 года антрепренер артист Владимир Александрович Ермолов-Бороздин (в жизни Свириденко) и Евпаторийская Городская Управа заключили договор «для создания в Евпатории серьезного театрального дела под управлением Товарищества Артистов». Для этого «город сдает В.А. Ермолову-Бороздину городской театр с имеющимися при нем декорациями и театральным имуществом, с наличным составом служащих, кассиршей, с отоплением и освещением; эксплоатация буфета и вешалок остается за городом», с 15 декабря 1917 года по 15 декабря 1919 года.

За год труппа с лучшими своими исполнителями должна была поставить не менее 100 спектаклей, причем уже в первый зимний сезон до апреля 1918 года – не менее 25. Для такого небольшого города как Евпатория требовался разнообразный репертуар, и из документов следует, что независимо от меняющейся власти условия аренды в течение двух лет выполнялись, а спектакли игрались.


Евпаторийский театр в начале ХХ века

А власти в Евпатории и Крыму менялись так: Середина января – 20-е числа апреля 1918 года: Советская власть. Конец апреля – начало ноября 1918 года: оккупация войсками Германии. Начало ноября 1918 – начало апреля 1919: Антанта, Добровольческая армия, Крымское правительство. Начало апреля – конец июня 1919: Советская власть. Июнь 1919 – март 1920: ВСЮР (Вооруженные Силы Юга России), Деникин. Апрель – середина ноября 1920: ВСЮР, Врангель.

Премьера в Евпатории

В отличие от Ростова в Евпатории театр работал и при советской власти, и при немцах, и при белых. Это следует из архивных документов, где имеется перечень всех спектаклей Товарищества «Театр актера» за период с 1 января по 1 октября 1918 года с указанием суммы сбора и отчислений в пользу города. За это время было сыграно 85 спектаклей «при участии основной труппы и главных персонажей таковой», а также 6 спектаклей гастролеров с участием «Театра актера». Так что условия договора с городом труппа выполняла с лихвой.

Приехавшая в мае 1918 П. Вульф, чья карьера актрисы началась в 1901 году, могла сразу подключиться к участию в спектаклях, обладая большим опытом и богатым репертуаром. Начинающая актриса Раневская не могла на это рассчитывать, и в этом месяце побывала в Симферополе и Феодосии, но лучших условий, как видно, не нашла. Благодаря авторитету Вульф она могла в Евпатории выходить во второстепенных ролях. Кроме того, они с «Театром актера» готовили спектакль «Роман», где Фаине предназначалась главная роль итальянской певицы Маргариты Каваллини.

Согласно театральным архивным документам, премьера состоялась в начале сентября 1918 года, вызвала интерес зрителей и неплохие сборы «по повышенным ценам». Но был ли успех? Можно прочитать, что «был успешный дебют». Однако в своих воспоминаниях П. Вульф отмечает: «Фаина Георгиевна Раневская вступила в труппу Евпаторийского театра после дебюта в роли Маргариты Каваллини в пьесе «Роман». Я готовила ее к дебюту, занималась с ней этой ролью. Но роль Маргариты Каваллини, роль «героини», не смогла полностью раскрыть возможности начинавшей актрисы.


Страстная и романтическая натура...

Зато в этот же первый сезон в Крыму Фаина Георгиевна сыграла роль Шарлотты в «Вишневом саде» А. П. Чехова, и сыграла так, что это определило ее путь как характерной актрисы и вызвало восхищение ее товарищей по труппе и зрителей.

Как сейчас вижу Шарлотту-Раневскую. Длинная, нескладная фигура, смешная до невозможности и в то же время трагически одинокая. Какое разнообразие красок было у Раневской – одновременно огромное чувство правды, достоверности, чувство стиля, эпохи, автора».

Судя по всему, «Роман» сыграли один раз, и больше Раневская в ролях «героинь» мелодрам не выступала. Кроме «Вишневого сада» она играла в «Ревизоре» (Пошлепкину) и других пьесах классического репертуара.

Переезд в Симферополь

Успешная работа труппы «Театра актера» в Евпатории, выезды со спектаклями в другие города Крыма, привлекли внимание в столице Крыма. По окончании евпаторийского сезона 1918/1919 года, на следующий им предложили возглавить театр в Симферополе. Новый сезон начинался осенью 1919 года, но труппа была связана до конца года договором с Евпаторией. Антрепренер В.А. Ермолов-Бороздин и режиссер П. Рудин нашли выход. В августе-сентябре труппу заменили гастроли актеров Московского Художественного театра, а затем до конца года выступала украинская труппа – «Товарищество артистов под управлением Льва Сабинина». Так что претензий со стороны властей Евпатории не было. Вместе со всей труппой в Симферополь переехали П. Вульф с Фаиной Раневской.

Как сообщала 21 сентября 1919 года газета «Южные ведомости»: «Усиленную подготовительную работу к открытию сезона в Дворянском театре ведут руководители „Театра актёра“. Художником Живовым пишутся новые декорации под наблюдением главного режиссёра Рудина, работавшего прежде в театре Комиссаржевской, а общее руководство осуществляет Ермолов-Бороздин». 28 сентября 1919 года состоялось открытие театра спектаклем «Ревизор», премьера которого, как и спектакля «Роман», прошла в Евпатории в сентябре 1918 г.


Русский драматический театр в Симферополе

Симферопольский период жизни театра и Раневской требует отдельного рассказа. Талантливый актер и организатор В.А. Ермолов-Бороздин возглавлял театр, который теперь известен как Крымский академический русский драматический театр им. М. Горького, до 1923 года. С 1 августа 1923 года он – режиссер и актер Малого театра в Москве, а в 1927 году – вместе с гастрольной труппой Малого театра встал во главе нового академического театра русской драмы им. М. Горького в Днепропетровске. Однако дальнейшую его судьбу проследить не удалось. Известно лишь, что в 1936 году он играл в новом Красноярском краевом театре драмы.

«Дневник» к юбилею?

Интерес к жизни и творчеству Фаины Раневской не угасает, и в год ее 120-летия издательство «Яуза» (Москва) решило порадовать поклонников ее таланта «обнаруженным случайно» крымским дневником актрисы. При этом «благодетель», нашедший дневник, пожелал остаться неизвестным. Обычно в таких случаях рукописи передаются в РГАЛИ (Российский госархив литературы и искусства), специалисты которого и удостоверяют подлинность документов. Но издателям и «благодетелю» сие видимо неизвестно. В результате в Интернете можно найти отзывы простых читателей, что чтение интересное, но возникают сомнения в принадлежности «дневника» Раневской.

Что касается автора данной статьи, то краеведческие и исторические познания сразу позволили придти к заключению, что «дневник» фальшивый. Этот вывод подтвердила и С.П. Шендрикова, исследователь театральной истории Крыма, автор книги: История театра в Крыму. (1820-1920 гг.). (Симферополь: Бизнес-Информ, 2013).


"Крымские каникулы" изданы в Москве к юбилею актрисы

Исходя из хронологии событий, представленной выше, любой читатель может это установить уже по первым, евпаторийским фрагментам «дневника». Автор или авторы текста полагают, что сразу по прибытии в Евпаторию Раневская вышла на сцену и уже к середине мая 1918 года «имела триумф» в роли Маргариты Каваллини, и при том не один раз. Но архивный документ свидетельствует: первый и последний раз в этой роли Раневская выступила в сентябре 1918 года. Об этом есть и в мемуарах П. Вульф, вот только даты, как в ее воспоминаниях, так и самой Раневской, чаще всего отсутствуют. Это и подвело автора и издателя «дневника», выдумывавших даты.


Фаина Раневская в роли мачехи из фильма "Золушка"(1947)

Удивляет их недалекость. Ведь достаточно сохраниться одному документу или свидетельству, опровергающему сведения текста, чтобы фальшивка подобного рода была разоблачена. В 1927 году «красный граф» писатель Алексей Толстой и пушкинист П.Е. Щеголев к 10-летию советской власти сочинили «дневники Вырубовой», фрейлины и подруги последней русской царицы Александры Федоровны, и тоже были разоблачены. При этом сама Вырубова была еще жива, и находясь в эмиграции отреклась от «дневника». Как пишет ЖЗЛ-биограф А. Толстого писатель А. Варламов, дневник имел кратковременный, но шумный успех, а сам Толстой заработал на этой «халтуре» крупные деньги. В те советские времена законов против таких деяний не было, и Толстому с соавторами, как и издателям, все сошло с рук.

Фаина Раневская и крымская история

Среди крымских изданий фальшивый дневник за «чистую монету» приняли немногие... Не лучше и другое событие в честь Раневской. Памятная доска на ул. Самокиша 16, упомянутая выше, гласит: «В этом доме с 1918 по 1923 гг. совместно с семьей своей наставницы, заслуженной актрисы РСФСР Анисимовой П.Л. (Вульф) проживала одна из величайших актрис XX века Фанни Гиршевна Фельдман-Раневская (1896-1884)». Под портретом надпись: «Народная актриса СССР Раневская Фаина Георгиевна».


Памятная доска на улице Самокиша в Симферополе

Это пример того, как можно испортить хорошее дело. «Актриса Фанни Гиршевна Фельдман» даже с приставкой «Раневская» никогда ни на одной сцене не появлялась, ни в одном кинофильме не снималась. В историю российского советского театра и кино свой незабываемый вклад внесла только народная артистка СССР Фаина Георгиевна Раневская. Павла Леонтьевна Вульф имела с 1927 года звание «Заслуженная артистка РСФСР», а не «актриса». Фамилию Анисимова, своего первого мужа, она ни на сцене, ни в жизни не носила. Видимо, спутали с ее дочерью, Ириной Сергеевной Анисимовой-Вульф. Проживали они в Симферополе с 1919 по 1923 год, и в те времена указанных на доске званий не имели. И это не мелочь. На эту доску будут смотреть люди, которые могут эти неверные и неграмотно сформулированные сведения принять за истинные.

В истории Крыма и крымских городов периода революций и гражданской войны в советское и постсоветское время многое замалчивалось и искажалось. То же относится и к воспоминаниям П. Вульф и Ф. Раневской.

Известно высказывание самой Раневской: «С упоением била бы морды всем халтурщикам, а терплю. Терплю невежество, терплю вранье, терплю убогое существование полунищенки, терплю и буду терпеть до конца дней. Терплю даже Завадского ». Но тогда приходилось терпеть такие вещи. Сегодня пора бы уже подобное не терпеть и не молчать.

Фаина Раневская в свое время сказала: «Сняться в плохом фильме – все равно что плюнуть в вечность!». Думается, по поводу своих «дневников» и памятной доски она бы произнесла нечто подобное…


Кадр из фильма "Подкидыш" (1939) - Фаина Раневская в роли Ляли.

Навсегда остаются в памяти поколений благодаря своему гениальному мастерству и таланту. Именно такой великой и легендарной, а также очень острой на словцо запомнили зрители Фаину Раневскую - народную артистку театра и кино СССР. Какой была жизнь «королевы эпизода» - одной из самых загадочных женщин XX века, и где похоронена Фаина Раневская? Подробности в данной статье.

Благополучное еврейское детство

Ф. Раневская

Биография и личная жизнь Раневской Фаины Георгиевны была насыщена множеством событий. Родилась, тогда еще Фанни Гиршевна Фельдман в семье богатого еврея в Таганроге в 1896 году.

У них был собственный дом, а кроме Фанни у Фельдманов родилось еще трое детей - три брата (один из которых умер еще младенцем) и сестра Белла. Семья Фельдманов была патриархальной. Мать Фанни занималась только воспитанием детей, а отец содержал фабрику, торговал нефтяным сырьем, имел магазин, много недвижимости и даже приобрел в собственность пароход.

Однако, будущая актриса не чувствовала себя счастливой в детские годы, так как страдала от заикания. Фанни была скромной, застенчивой и очень одинокой девочкой. Настолько, что попросила перевести себя из школы для девочек на домашнее обучение, так как очень страдала в обществе своих более здоровых сверстниц.

Домашнее обучение скоро дало свои первые плоды, и Фанни, не любившая учиться, получила отличное образование: она научилась петь, играть на фортепиано, знала несколько иностранных языков и даже стала запоем читать про себя и вслух, полностью забывая о своем речевом дефекте.

Талант — это неуверенность в себе и мучительное недовольство собой и своими недостатками, чего я никогда не встречала у посредственности.

Ф. Раневская

В возрасте 10 лет Фанни вдруг обратила внимание на кинематограф и театр. Самый большой отпечаток на судьбу будущей легенды театральной сцены наложил увиденный в этом возрасте спектакль по пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад». Фанни сразу решила для себя стать актрисой.

Причем именно театральной, так как это искусство захватило полностью юную девушку.

Это интересно! Даже впоследствии, будучи уже немолодой и достаточно известной актрисой, Фаина Раневская говорила о своих работах в кино с некоторым презрением: «Деньги кончились, а позор остался». Однако, массовый зритель помнит именно ее яркие эпизодические кинороли, например, в фильме «Подкидыш», где Фаина сыграла очень эксцентричную мамашу.

После того как Фанни определилась с профессией, она успешно сдала экзамены экстерном и начала заниматься в театральной студии. Семейство Фельдманов встретило эту новость сухо, если не сказать враждебно. Именно поэтому Фанни в 1915 году уехала покорять театральную Москву.

Как родился псевдоним известной актрисы?

Отец, Гирш Хаимович Фельдман, долго не общался с Фанни после отъезда и полностью лишил ее материальной помощи. Более мягкосердечной была мать, Милка Рафаиловна, которая дала дочери на первое время немного денег. На них она сняла комнату и стала пробиваться в тяжелой профессии актрисы, обивая пороги известных театральных подмосток.

Но Фанни Фельдман нигде не замечали…

Взять псевдоним молодая девушка решила после того, как однажды, выйдя с почты вместе с другом, она попала под сильный порыв ветра, который вырвал из ее рук крохотную сумму денег, присланных мамой. Фанни только мрачно посмотрела им вслед и сказала: «Надо же, быстро деньги улетают». На что ее друг заметил, что она настоящая Раневская из чеховской пьесы. Фанни усмехнулась и согласилась с тем, что они во многом похожи.

С тех пор на свет родилась Фаина Георгиевна Раневская - будущая звезда театра и кино.

Театральные успехи

Я не признаю слова «играть». Играть можно в карты, на скачках, в шашки. На сцене жить нужно.

Ф. Раневская

После приезда Москву Фаина оказалась не у дел - ее не взяли ни в одно театральное училище. Выход был только один - ходить в частную театральную школу, но на это у юной революционерки и бунтарки не было денег. Не дала пропасть будущей талантливой «королеве эпизода» артистка Гельцер. Она увидела пробы Фаины и устроила ее в Малаховский летний театр, который расположился в Подмосковье.

В это время Фаина вращалась в кругах известной богемной молодежи. Она была знакома с Цветаевой, Мандельштамом, Ахматовой и даже Маяковским. Все они уже были очень известными, и почти легендарными личностями. Фаину окружали уже тогда великие актеры: ее первая безответная любовь - Василий Качалов, Садовская, Петипа и Певцова.

Фаина следила за ними, перенимала мастерство, играя в массовках и мечтая о главных ролях.

После закрытия летнего театрального сезона, Фаина работала в разных городах:

  1. Керчь.
  2. Кисловодск.
  3. Феодосия.
  4. Баку.
  5. Ростов.
  6. Смоленск.

На этих подмостках Раневскую уже начали замечать и, наконец, оценили по достоинству, предложив ей место в столичном «Театре актера». С родителями же Фаина окончательно потеряла связь в 1917 году, когда они эмигрировали.

Известные театральные роли

Для актрисы не существует никаких неудобств, если это нужно для роли.

Ф. Раневская

Самой первой театральной ролью Раневской стала Маргарита в спектакле «Роман». Наиболее известны для ценителей театрального искусства ее роли в следующих спектаклях:

  1. «Вишневый сад» - роль Шарлотты.
  2. «Патетическая соната». Этот спектакль Фаина отыграла уже в Камерном театре, отличившись в одной из главных ролей.
  3. «Васса Железнова» - один из самых удачных опытов Раневской уже в Театре имени Моссовета. В этом спектакле Фаина также играет главную роль, привнося в сценарий режиссера свои задумки. Уже тогда, в 50-х годах меткие цитаты Фаины Раневской прославили талантливую артистку.
  4. В Моссовете Раневская отыграла свои самые заметные роли - Люси Купер («Дальше-тишина»), Миссис Сэвидж («Странная миссис Сэвидж»), Манька-спекулянтка в спектакле «Шторм» и многие другие. Маньке-спекулянтке зрители вообще аплодировали стоя, не зная, что вся роль придумана не самим режиссером, а полностью переписана самой Фаиной. Сыграла она ее так ярко, что затмила собой даже исполнителей главных ролей.
  5. «Закон чести». Этот спектакль Фаина играла уже в военные годы в Ташкентском куда эвакуировали актеров Моссовета. Ее жена Лосева получилась настолько убедительной, что после данной роли в театре актрису начали приглашать в кино на подобное амплуа.
  6. «Игрок», «Деревья умирают стоя» и «Мракобесы» - спектакли Раневской уже в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина, где артистка играла до самой смерти. На этом театре даже установили табличку, на которой отражены годы жизни Фаины Раневской - 1896-1984.

Известные кинороли

Вы знаете, что такое сниматься в кино? Представьте, что вы моетесь в бане, а туда приводят экскурсию.

Ф. Раневская

После дебюта на театральной сцене Фаину Раневскую начали приглашать в кинематограф. Причем в ее фильмографии почти нет главных киноролей. Кинообразы, прославившие Раневскую на весь Советский союз, как правило, немногословны. Это роли даже не второго, а третьего плана. Однако, даже их Фаина смогла сделать звездными. Коллеги по цеху, да и зрители называли Раневскую «королевой эпизода».

Наиболее известные эпизодические образы, а также фильмы с Фаиной Раневской в главной роли:

  1. Госпожа Луазо («Пышка», 1934).
  2. Попадья («Дума про казака Голготу», 1937).
  3. Ида Гуревич («Ошибка инженера Кочина», 1939).
  4. Ляля («Подкидыш»,1939) - самая известная роль Раневской и на века прославившая ее фраза героини: «Муля, не нервируй меня!».
  5. Маня, тетка Добрякоа, сотрудница роддома («Любимая девушка», 1940).
  6. Роза Скороход («Мечта», 1941).
  7. Горпина («Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», 1941).
  8. Тетушка Адель («Новые похождения Швейка», 1943).
  9. Профессор медицины («Небесный тихоход», 1945).
  10. Мачеха («Золушка», 1947).
  11. Зоя Свиристинская («Девушка с гитарой», 1958).
  12. Бабушка («Осторожно, бабушка!», 1960).
  13. Ада Бранд - директор цирка («Сегодня новый аттракцион», 1966).

Кроме этого, Фаина Раневская участвовала в съемках знаменитого юмористического журнала «Фитиль», а также озвучила самую известную и хозяйственную няню всех времен и народов - Фрекен Бок в мультфильме «Малыш и Карлсон».

Последние годы жизни

Причиной смерти Фаины Раневской стала пневмония, которую ее организм не смог перенести после обширного инфаркта. В конце своей жизни Фаина Георгиевна уже не играла в театре, так как, по ее словам, она устала «симулировать здоровье». Свою творческую жизнь она окончила в 1963 году, и жила со своей сестрой Беллой и собакой Мальчиком.

Где похоронена Фаина Раневская?

Перед смертью знаменитая актриса даже завещала выбить на своем надгробии надпись: «Умерла от отвращения». Могила Фаины Раневской на Донском кладбище - довольно популярное место. Вокруг всегда цветы от поклонников и почитателей ее таланта. Столь эксцентричная эпитафия про «отвратительную жизнь» не была принята, и место, где похоронена Фаина Раневская, лишь скрашивает маленькая бронзовая собачка Мальчик - любимый пес актрисы.

Личная жизнь

Цитаты Фаины Раневской прославили ее не только среди коллег по цеху, но и среди обычных людей. Она не только была достаточно резкой в своих высказываниях, но и поразительно мудрой женщиной, иногда шокирующей, а иногда и сразу влюбляющей в себя при помощи мощной харизмы.

Чего стоит случай с режиссером в одном из театров, который ворвался в ее гримерку, пытаясь скандалить по поводу роли, и замер на пороге. Раневская была абсолютно голой и курила сигарету. Совершенно не замечая шока, который она произвела на своего коллегу, Раневская спросила: «Вам не мешает, что я курю?».

Однако, множество романов, которые приписывали великой актрисе, не принесли Раневской семьи и детей. Она никогда не была замужем, не желая вступать в отношения, которые потом принесут боль. Это началось после случая с одним известным актером, в которого тогда юная Фанни была влюблена. Он пришел к ней домой с подругой, и попросил влюбленную Раневскую «погулять». Однако, одинокой Фаина не была. У нее было множество друзей, и любимая сестра Белла, которая жила с ней.

Афоризмы актрисы

Все цитаты великой актрисы давно стали афоризмами, и сейчас набирают все большую популярность. В них заключена не только мудрость, но острый ум этой легендарной женщины.

Самые известные из них:

  1. Лесбиянство, гомосексуализм, мазохизм, садизм — это не извращения. Извращений, собственно, только два: хоккей на траве и балет на льду.
  2. Женщины, конечно, умнее. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги?
  3. Лучше быть хорошим человеком, «ругающимся матом», чем тихой, воспитанной тварью.
  4. Четвертый раз смотрю этот фильм и должна вам сказать, что сегодня актеры играли как никогда.
  5. Пи-пи в трамвае — все, что он сделал в искусстве.
  6. Получаю письма: «Помогите стать актером». Отвечаю: «Бог поможет!».
  7. Все приятное в этом мире либо вредно, либо аморально, либо ведет к ожирению.
  8. Почему все дуры такие женщины?
  9. Нас приучили к одноклеточным словам, куцым мыслям, играй после этого Островского!
  10. Всю свою жизнь я проплавала в унитазе стилем баттерфляй.

Ф. Раневская

«Чтобы получить признание — надо, даже необходимо, умереть» - данная фраза также принадлежит легендарной актрисе. Всеобщего признания ее таланта хватило при жизни, но каждый из ее поклонников все же знает, где похоронена Фаина Раневская, и куда можно прийти, чтобы отдать последнюю дань ее великому мастерству.