Митрополит Анастасий Казанский (в миру Александр Михайлович Меткин). Епископ Русской православной церкви. Митрополит Анастасий: «Никакие Кураевы не могут разрушить церковь Христову! Владыка казанский и татарстанский анастасий

«Церковная рокировка» породила православный майдан на родине Ленина и тревожные перешептывания в Казани

«Господь привел меня сюда, и если суждено будет, то у престола готов буду принять мученическую смерть. Но отказываться от призвания Господа я никогда не буду!» - заявил накануне бывший казанский митрополит Анастасий, комментируя шумную обструкцию, которую устроила ему в Ульяновске группа местных прихожан. В том, как и почему в околоцерковной среде Казани и Ульяновска создается искусственное напряжение, разбирался корреспондент «БИЗНЕС Online».

Фото: simbeparhia.ru

«АНАКСИОС! АНАКСИОС!»

Неласковой оказалась встреча владыки Анастасия , который вот уже неделю именуется митрополитом Симбирским и Новоспасским, в Ульяновске. В понедельник, 20 июля, он прибыл в столицу своей новой епархии. Первое богослужение с его участием было назначено в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе на 17 часов вечера. Тогда же новый архипастырь должен был явить себя симбирской пастве и клиру. Но приезд бывшего казанского митрополита неожиданно обернулся церковным майданом.

Вечером на площадь перед ульяновским Спасо-Вознесенским кафедральным собором съехались на «Газелях» противники митрополита Анастасия. Как заявили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе симбирской митрополии, их было не больше 40 - 50 человек, однако ульяновские интернет-ресурсы сообщают о сотнях православных «протестантов». На видео, появившемся в сети, действительно можно увидеть внушительную группу людей - в основном женщин среднего и пожилого возраста в головных платках, которые при появлении Анастасия начинают скандировать вряд ли им прежде знакомое греческое слово «Анаксиос!» (с греч. «недостоин!» - прим. ред .).

Бывший казанский митрополит, как это хорошо видно на видеозаписи, быстро проходит мимо толпы, прикрываясь высоко поднятой над головой иконой. Но гонители иерарха врываются следом за ним в Спасо-Вознесенский собор, продолжая гневно кричать. Растерявшие казаки (их на площади, как нам рассказали в Ульяновске, было от силы человек 15), которые должны были обеспечить порядок, пытаются противостоять провокаторам, но не могут ничего сделать против фанатично настроенных женщин. Редкие потасовки с мужчинами, участниками православного майдана, не перерастают в драку. В церкви скандирование фактически срывает намеченную литургию: многие из толпы снимают происходящее на мобильные телефоны. Митрополита не видно, но несколько фигур в церковном облачении растерянно стоят в алтаре. По версии ульяновских СМИ, Анастасию в этот момент стало плохо с сердцем.

Между тем скандал можно было предвидеть, благо зреть он начал сразу после того, как стало известно о «церковной рокировке». В интернете появилось открытое письмо за подписью симбирского протоиерея Иоанна Косых и его единомышленника, ульяновского иерея Георгия Рощупкина , в котором они предъявляли претензии к новому митрополиту по поводу того, что он не «обелился» от обвинений в гей-скандале полуторагодовой давности (скандал в Казанской духовной семинарии, связанный с якобы имевшими место сексуальными домогательствами к семинаристам со стороны проректора заведения - прим. ред .). При этом священнослужители обращались к своему бывшему владыке митрополиту Феофану , который, уже получив назначение в Казань, оставался некоторое время в Ульяновске.

«Когда мы узнали о том, что вас, горячо любимого нами архипастыря, перевели на Казанскую кафедру, то сердце наше наполнилось болью и огорчением, - писали Косых и Рощупкин Феофану. - Однако еще большей болью отозвалось назначение на древнюю симбирскую кафедру митрополита Казанского Анастасия».

Далее симбирские священники припоминали Анастасию «позорящие его» публикации, появившиеся с легкой руки протодьякона Андрея Кураева во всемирной паутине, и недоумевали: почему он не попытался оправдаться? Ведь к его услугам, по мнению авторов письма, были СМИ и суд, в который можно было подать иск о защите чести и достоинства. В том, что именно так и надлежало сделать, Косых и Рощупкин не сомневались, ссылаясь при этом на 90-е правило свода Карфагенских соборов (точнее 79-е правило Карфагенского поместного собора образца 401 года от Рождества Христова). То обстоятельство, что в начале V века не существовало ни СМИ, ни тем более интернета, священнослужителей не смутило. Открытое письмо содержит и прямую цитату из карфагенского свода: «Попещися о доказательствах своея невинности, да учинят сие в течене года». Таким образом, Анастасию, следуя логике этого правила, следовало либо «обелиться», либо уйти на покой. А он, не сделав ни того ни другого, вместо этого занял симбирскую кафедру.

Под обращением к митрополиту Феофану священникам Косых и Рощупкину, как говорят, удалось собрать подписи некоторых своих прихожан. По крайней мере, призыв подписываться под письмом прозвучал в пятницу, 17 июля, по окончании ульяновского крестного хода, посвященного памяти святых царственных мучеников.

Не дождавшись, впрочем, реакции на свои обращения, авторы кампании выступили уже с гневным воззванием, которое в ночь на 20 июля было опубликовано на странице «ВКонтакте» Иоанна Косых : «Сегодня... мы услышим голос народа на встрече митрополита Анастасия, - сообщал священник. - Готов ли митрополит услышать «Анаксиос! Анаксиос! Анаксиос!» Приходите, братья и сестры! Ведь без вас голос Церкви не полный, без вас Церковь не соборная». Как оказалось, призыв достиг цели.

АНАСТАСИЙ: « ДА, Я ГРЕШНЫЙ ЧЕЛОВЕК... »

История, однако, на этом не заканчивается. Дерзкие и наверняка искренние в своем негодовании симбирские клирики Косых и Рощупкин вспомнили мало кому известные правила Карфагенского собора, но при этом забыли хорошо всем знакомую цитату из Нагорной проповеди Христа: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить...» В ней Христос тоже ничего не говорит про суд и СМИ, зато предписывает (в другом месте Нового Завета) «благословлять проклинающих вас». Отталкиваясь от этого азбучного «блаженства» и выстроил речь в свою защиту митрополит Анастасий.

Как только гул проклинающих его голосов в Спасо-Вознесенском соборе утих, Анастасий нашел в себе силы обратиться к пастве: «То, что совершилось, я думаю, найдет возмездие у Господа, - сказал в своей обычной мягкой манере митрополит Анастасий. - Я не могу ничего сказать в свое оправдание, потому что я знаю, что ничего сказать нельзя. Мой духовный отец Иоанн Крестьянкин (почитаемый старец РПЦ, осужденный в 1950 году за антисоветскую агитацию - прим. ред .), у которого я воспитывался и много лет находился под духовным руководством, по навету вот таких же людей понес наказание и 7 лет отбывал тюремное заключение. А я, слава Богу, только сегодня услышал такие анафематствования - думаю, не от православных людей».

Анастасий напомнил, что он прослужил церкви 46 лет, из них 26 лет в архиерейском сане. «Если бы я был недостоин этого служения, то, наверное, Святейший Патриарх давно бы прекратил мою пастырскую деятельность, - предположил Владыка. И указал на наглядные успехи своей епархии. - Кто бывал в Казани, наверняка знают, какие прекрасные храмы и какие святыни находятся в нашем городе...»

В заключение своей краткой речи новый митрополит Симбирский и Новоспасский практически впервые не постеснялся публично упомянуть имя своего главного обидчика. «Никакие Кураевы (протодьякон Андрей Кураев , выступивший основным обвинителем Анастасия - прим. ред .) и никакие кураевские последователи не могут разрушить ту церковь Христову, которую Господь создал и сказал: «Я с вами до скончания века», - подвел черту Анастасий.

Вчерашний праздник иконы Казанской Божией Матери прошел в Ульяновске спокойно. Правда, на всякий случай рядом со Спасо-Вознесенским собором дежурил полицейский наряд. На праздничной литургии Анастасий уже более уверенно обратился к своим новым прихожанам. Он признал, что «вчерашнее событие потрясло и патриарха, и наших синодальных архиереев», но «с вашей помощью, дорогие отцы, братья, сестры, таких выступлений больше не будет».

«Да, я грешный человек, - продолжил митрополит, - и не достоин, может быть, пасторского служения по меркам тех людей, которые стоят сейчас во главе этого майдана. Но не им судить. Господь - мой судья, Господь - мой руководитель. Господь привел меня сюда, и если суждено будет, то у престола готов буду принять мученическую смерть от рук таких людей. Но отказываться от призвания Господа я никогда не буду».

Конечно, вряд ли священники Косых и Рощупкин жаждали именно «мученической смерти» владыки Анастасия, но в злом умысле на организацию внутрицерковной смуты в симбирской епархии их уже обвиняют. «Против нового митрополита Симбирского и Новоспасского Анастасия в Ульяновске прошла спланированная акция, - прокомментировали корреспонденту «БИЗНЕС Online в пресс-службе симбирской митрополии. - Однозначно, это не глас народа. Больше нигде никаких подобных акций в Ульяновске не проходило».

Пока неизвестно, будет ли эта акция иметь последствия для своих организаторов или мягкосердечный Анастасий положится на Божий суд, оставив в небрежении земную юрисдикцию. Тем не менее напряжение в Ульяновске продолжает сохраняться, и не только в околоцерковной, но и в чиновничьей среде. Насколько известно, губернатор Ульяновской области Сергей Морозов , хорошо и плодотворно работавший с Феофаном, пока не встретился с новым митрополитом и не высказал свою позицию по поводу последних событий.

ЗА НАЗНАЧЕНИЕ ФЕОФАНА ОТВЕТИЛ КОЗЛОВ?

Некоторое напряжение, связанное с неожиданной церковной рокировкой, чувствуется и в Казани. Здесь, в свою очередь, тоскуют по владыке Анастасию, считая его «миротворцем» и опытным архипастырем в деле налаживания диалога между разными конфессиями и национальностями. Феофана же пока, похоже, побаиваются.

Околоцерковные дискуссии тоже разворачиваются в интернете, но в отличие от Ульяновска, они не выходят за рамки виртуальной паутины. По крайней мере, встреча нового митрополита Казанского и Татарстанского в Благовещенском соборе Казанского кремля прошла спокойно и торжественно.

На этом фоне диссонансом прошла разве что новость о возможном увольнении одного из татарстанских чиновников - начальника управления по взаимодействию с религиозными объединениями АП РТ Владимира Козлова . Согласно распространенной агентством Regnum информации, Козлов в настоящее время отправлен в отпуск на два месяца, что не исключает его последующую отставку. Источник агентства предположил, что Козлов поплатился за то, что «прозевал» назначение в Татарстан нового митрополита и «не смог предупредить подобное развитие событий». В результате казанский Кремль оказался поставлен перед фактом: хорошо знакомый и «удобный» Анастасий неожиданно отбыл в Ульяновск, а вместо него в столице РТ появился совершенно самостоятельный и близкий к московскому патриарху архипастырь Феофан.

В тот же день местный ресурс KazanFirst со ссылкой на отдел кадров АП РТ распространил информацию, что Козлов написал заявление об отпуске с последующим увольнением еще 2 июля, то есть за 11 дней до того, как на заседании священного синода в Петербурге рассказали о смене Анастасия на Феофана. Вскоре, однако, эта новость была с сайта удалена, что, разумеется, породило еще больше слухов.

Сам владыка Феофан в своих неоднократных заявлениях как в Ульяновске, так и в Казани не перестает повторять, что он за мир и диалог между конфессиями, за конструктивные отношения с местными властями. Более того, в этом он обладает большим опытом. Разумеется, меньше всего в каком-либо напряжении в столь деликатной сфере заинтересованы в Кремле.

Тем не менее пока что ни президент РТ Рустам Минниханов , ни кто-либо еще из официальных лиц республики не нашли времени для публичной встречи с только что назначенным митрополитом, что вполне объяснимо плотным графиком. Однако в этой связи в РПЦ не могут не обратить внимание на анонсированную на правительственном сайте встречу татарстанского лидера с предстоятелем русской православной старообрядческой церкви Корнилием , который по этому случаю сегодня специально приедет в Казань. Что это: протокольный ляп или осознанный сигнал?

(Меткин Александр Михайлович; род. 27.08.1944, дер. Столбово Кимрского р-на Калининской обл.), митр. Симбирский. Из семьи председателя колхоза, окончил школу в г. Кимры, с кон. 50-х гг. служил иподиаконом в Успенском храме с. Щёлкова, готовился к поступлению в ДС. Городская администрация потребовала от А. Меткина отречься от Церкви; после его отказа Успенский храм был закрыт, священник снят с регистрации «за привлечение несовершеннолетних к религиозному культу». По окончании в 1963 г. строительного уч-ща А. Меткин работал на машиностроительном заводе в Кимрах.

По совету духовника переехал в Казанскую епархию, чтобы избежать возможных преследований за религ. убеждения, с 1967 г. служил псаломщиком в храмах Казанской епархии. 6 мая 1968 г. архиеп. Казанским Михаилом (Воскресенским) рукоположен во диакона, 7 февр. 1972 г.- во священника. 5 сент. 1976 г. епископом Казанским Пантелеимоном (Митрюковским) пострижен в монашество с наречением имени в честь прп. Анастасия Киево-Печерского . В том же году А. был назначен настоятелем Никольского кафедрального собора Казани и секретарем Казанского епархиального управления. В 1985 г. возведен в сан архимандрита. В годы советской власти А. сохранил многие правосл. святыни, в т. ч. переданные ему иеросхим. Серафимом (Кошуриным) мощи прп. Гавриила (Зырянова) . В 1975 г. заочно окончил МДС, в 1983 г.- МДА. В 1988 г. являлся членом Поместного Собора РПЦ . По рапорту ушедшего на покой по состоянию здоровья еп. Пантелеимона постановлением Святейшего Патриарха Пимена и Свящ. Синода от 30 нояб. 1988 г. А. был назначен епископом Казанским и Марийским. 10 дек. 1988 г. в Богоявленском Патриаршем соборе состоялось наречение, а 11 дек.- архиерейская хиротония. После разделения Казанской епархии на Казанскую и Марийскую 11 июля 1993 г. А. присвоен титул «Казанский и Татарстанский». 25 февр. 1996 г. возведен в сан архиепископа.

В условиях непростых церковно-гос. отношений, сложившихся после провозглашенного Татарстаном суверенитета, А. отстаивал твердую церковную позицию. В янв. 1994 г. было опубликовано письмо А. Святейшему Патриарху Алексию II , в к-ром сообщалось об отказе гос. чиновников Татарстана возвращать правосл. храмы и святыни верующим, вызванном якобы «противостоянием мусульман». В опубликованном в дек. 1994 г. открытом письме руководству Республики Татарстан, подписанном А. и духовенством епархии, после перечисления конфликтных ситуаций во взаимоотношениях РПЦ и гос-ва в Татарстане критике подверглась и деятельность существующего в Татарстане Совета по делам религий , к-рый фактически поддержал бывш. настоятеля церкви с. Смолдиярова Лаишевского р-на иером. Александра (Миронова; в расколе - «архиепископ Казанский и Марийский»), уклонившегося в раскольническую Российскую православную свободную церковь и лишенного сана указом А., утвержденным 15 марта 1995 г. Святейшим Патриархом Алексием II.

Благодаря А. удалось наладить конструктивный диалог с местными властями, локализовать смолдияровский раскол, начать процесс передачи правосл. храмов и святынь, строительство новых церквей. В 1986 г. на территории Татарской АССР действовало 15 храмов и ни одного мон-ря, к нач. 2001 г. в Казанской епархии (без ставшей самостоятельной Марийской епархии) насчитывалось 154 действующих прихода и 7 мон-рей. В 1996 г. в Набережных Челнах учрежден филиал московского Православного Свято-Тихоновского Богословского ин-та , в 1997 г. создано Казанское ДУ, в 1998 г. преобразованное в ДС, ректором к-рой является А. В окт. 1995 г., когда отмечалось 440-летие Казанской епархии, впервые за послевоенное время была проведена историко-богословская конференция с участием профессоров духовных академий и светских вузов. С 1993 г. издается епархиальная газ. «Благая весть» (с 1995 «Казанские ЕВ»). С 1996 г. на телеканале «Эфир» выходит передача «Казань православная», на ГТРК «Татарстан» - программа «Путь». В 1995 г. восстановлено свт. Гурия Казанского братство . По благословению А. в 1989 г. открыта первая кряшенская (см. Кряшены) община Казани, в 1997 г.- чувашская. По инициативе А. создана епархиальная Комиссия по канонизации святых, в результате деятельности к-рой подготовлены материалы к прославлению многих подвижников благочестия и новомучеников Казанских. С 1998 г. А. является главой Казанского представительства «Православной энциклопедии», указом Патриарха Алексия II от 11 нояб. 1998 г. введен в состав Церковно-научного совета по изданию «Православной энциклопедии».

Решением Свящ. Синода от 15 марта 2012 г. А. утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Богородицкого мужского монастыря г. Казани и Раифского Богородицкого мужского монастыря (пос. Раифа Зеленодольского р-на Республики Татарстан).

6 июня 2012 г. назначен главой новообразованной Татарстанской митрополии и временным управляющим Чистопольской епархией.

8 июля 2012 г. возведен в сан митрополита.Награжден орденами равноап. кн. Владимира 3-й степени, блгв. кн. Даниила Московского 2-й степени (1994), орденом прп. Сергия Радонежского 2-й степени, орденом прп. Серафима Саровского 2-й степени, орденом свт. Алексия (2008), гос. орденом "Знак Почета" (2000).

19 марта 2014 г. освобожден от должности ректора Казанской духовной семинарии, согласно прошению, в связи с возросшей загруженностью делами по управлению Татарстанской митрополией.

Лит.: Наречение и хиротония архим. Анастасия (Меткина) во еп. Казанского и Марийского // ЖМП. 1989. № 5. С. 8-10; Письмо А. Святейшему Патриарху Алексию II // Благая весть. 1994. № 1(11). С. 3; Жизнь, посвященная Богу: Беседа с еп. Казанским и Татарстанским Владыкой Анастасием // Там же. 1994. №7 (17). С. 2; Открытое письмо выездного собрания священнослужителей Казанской епархии руководству Республики Татарстан // Там же. 1995. № 2 (19). С. 4.

А. В. Журавский

Активная фаза событий начала разворачиваться в центре Ульяновска накануне вечером, когда новый митрополит направлялся в Спасо-Вознесенский собор. Однако здесь митрополита Анастасия ждала отнюдь не теплая встреча.

Собравшиеся у храма несколько десятков верующих, завидев митрополита, начали громко кричать: «Анаксиос!» (с греческого — «Недостоин!»).

Другие священники и несколько казаков, обеспечивавших общественный порядок, окружили митрополита, чтобы тот с иконой в руках мог войти в собор. После этого толпа прихожан с громкими криками начала прорываться в храм.

Казаки пытались сдержать натиск верующих, но безуспешно. Очевидцы происшедшего говорят: массовой драки удалось избежать лишь по чистой случайности. Но без мелких потасовок дело не обошлось.

«Я попытался закрыть дверь в собор, чтобы вся эта толпа в храм не прошла, но куда тут! Одна бабка в меня просто вцепилась, до сих пор рука болит», — рассказал корреспонденту «Газеты.Ru» один из казаков.

По его словам, полиции не было, казаков было мало. «Варвары могли бы и до алтаря дойти и весь собор осквернить», — рассказал мужчина. По некоторым данным, после происшедшего у 70-летнего Анастасия случился сердечный приступ.

Вместе с разгневанными прихожанами к собору явились и священники протоиерей Иоанн Косых и иерей Георгий Рощупкин, недовольные тем, что Синод перевел митрополита Анастасия из Казани на Симбирскую кафедру.

Имя епископа Анастасия (в миру — Александр Меткин) упоминалось в связи со скандалом в Казанской семинарии. В конце 2013 года выпускники пожаловались на домогательства со стороны проректора по воспитательной работе игумена Кирилла (Илюхина). Проверку деятельности игумена Илюхина провел учебный комитет РПЦ, а также прокуратура. В результате отец Кирилл уволился из семинарии, а весной прошлого года Синод освободил Анастасия от должности ректора семинарии.

«Голубой» шлейф и стал официальной причиной раскола в Симбирской епархии.

«Мы не обвиняем владыку Анастасия, мы знаем, что в обществе об этом стали говорить. Об этом писали в прессе, в интернете, об этом очень много было статей», — заявил собравшимся верующим протоиерей Иоанн Косых.

По его мнению, после волны слухов и обвинений Анастасий должен был либо «очистить свое имя», либо «уйти на покой и сказать: я не буду защищать свое имя, не хочу с ними воевать». «Но владыка Анастасий этого не сделал. И полтора года уже навет этот на Казанской митрополии», — сказал священник. Он объяснил, что борется исключительно за то, «чтобы Симбирская епархия не именовалась содомской и гоморской».

По словам протоиерея, ему и его коллеге иерею Георгию Рощупкину «уже угрожали». «Нам сейчас предлагают — вы замолчите, согласитесь на это. Нас обещали выгнать из храмов, а меня и из квартиры, потому что у меня нет жилья», — сказал Косых.

Он также предупредил, что «все таинства, которые совершаются священником или митрополитом, который нарушил каноны, недействительны». «Поэтому прошу вас молиться», — обратился он к пастве.

По словам Георгия Рощупкина, «они решили идти до конца в соблюдении канонов церкви». «Нам уже угрожали запрещением служения, — подтвердил он. — Одно беззаконие ведет за собой следующее беззаконие». Он также заявил собравшимся, что «на нашу землю сейчас пришла беда» и «великая кара постигнет нас в ближайшее время». Ранее клирики и паства выступали с обращением к митрополиту Феофану — именно его сменил митрополит Анастасий. В обращении, в частности, отмечалось, что «к священникам Симбирской епархии ежедневно обращается множество людей, которые крайне смущены дурными слухами о митрополите Анастасии». Сам иерей Георгий Рощупкин отказался комментировать «Газете.Ru» события, происходящие в Ульяновске.

Личный секретарь митрополита иеромонах Филарет (Кузьмин) в беседе с корреспондентом «Газеты.Ru» сообщил, что, по его сведениям, «протестующих организованно привезли и увезли на «Газелях».

«Действительно верующих, которые бы посещали храм, там было минимум. Мне непонятно, почему эти священнослужители ведут себя так. По сути, они устроили массовые беспорядки. Ведь нарушаются и гражданские законы, и происходит разрушение основного принципа церкви — единства», — пояснил собеседник «Газеты.Ru».

По его словам, любые конфликты внутри РПЦ должны решаться с помощью диалога и церковного суда, однако ни Рощупкин, ни Иоанн туда не обращались.

Иеромонах Филарет также сообщил, что от одного из граждан в полицию поступило заявление по факту организации священнослужителями беспорядков.

Православный богослов, протодиакон РПЦ Андрей Кураев заявил «Газете.Ru», что «патриарху важно показать своей гвардии (епископам), что он их ни в каких ситуациях не сдаст, если они будут верны ему».

«А вот рядовое духовенство важно, напротив, запугать. Тесная дружба с госвластью делает неинтересным мнение церковного народа. Вдобавок его мнение можно формировать с помощью манипуляций в медиа. Они уже начались: пошла демонизация несмолчавших. Мол, это проплаченные и бесноватые крикуны, которые хотели убить митрополита. Хотя это были просто прихожане, многие годы знающие этих двух своих священников. Им не нужно было никаких SMS-рассылок, флешмобов и гонораров», — пояснил Кураев. По его словам, «на непокорных священников в полиции Ленинского района Ульяновска уже оформляется дело».

Кураев также напомнил, что расследование сексуальных домогательств в Казани в конечном итоге «было спущено на тормозах».

Источник в РПЦ сообщил «Газете.Ru», что «ситуация в Ульяновске очень сложная». «Сейчас идут переговоры, стремительных решений тут быть не может. Надо немного подождать», — отметил собеседник «Газеты.Ru».

Сам митрополит Анастасий сегодня на службе в соборе назвал происходящее «майданом». «Да, я грешный человек, — признался он. — Я недостоин, может быть, по меркам тех людей, которые стоят сейчас во главе этого «майдана», пасторства. Но не им судить. Господь — мой судья, Господь — мой руководитель. Господь привел меня сюда. И если суждено будет, то у престола готов принять мученическую смерть от рук вот таких людей. Во всяком случае, отказываться от призвания Господа я никогда не буду».

По его словам, те, кто восстает против решения патриарха и против решения Синода церкви, будут «низвержены в бездну адскую».

Впрочем, в Ульяновске обсуждается и другая версия происшедшего конфликта. По слухам, глава региона Сергей Морозов нашел общий язык с митрополитом Феофано и его уход якобы был серьезной потерей для губернатора. В Ульяновске Феофан прослужил чуть больше года, успев снискать всероссийскую известность проведением торжественного молебна под флагами партии «Единая Россия» на площади 100-летия со дня рождения Ленина.

К слову, губернатор, сославшись на отпуск, не приехал на первую встречу с новым митрополитом, что подтвердил «Газете.Ru» секретарь Анастасия. С митрополитом встречались подчиненные главы региона.

Выступление митрополита Казанского Анастасия перед семинаристами после отъезда московской комиссии (во главе с о. Максимом Козловым)

Митрополит Анастасий: Я хотел сегодня с вами побеседовать на тему, которая сегодня у нас обсуждается и будет обсуждаться еще очень долго. Сегодня за 15 лет существования духовной семинарии мне совершенно отвратительно не хотелось идти сюда, в стены духовной школы. Я не ожидал, что мы придем вот к такому отвратительному результату, к такому концу, можно сказать концу, потому что то, что вы сделали, это та подлость, которую может совершить человек, каждый человек в своей жизни. Но то, что вы стали подписантами, это, можно сказать, было для вас испытанием, первым испытанием в вашей жизни. Или ты человек, или ты просто-напросто такое существо, которое в любой момент из-за каких-то сиюминутных обстоятельств можешь отказаться.
Вы будущие пастыри. И вот на будущность пастырей как раз и проверялось ваша личность. Каждый субъект проверялся. Вам дали бумажки, и вы на этих бумажках подписали приговор. Вы думали, что подписали приговор одному человеку, но этот приговор вы подписали мне, подписали отцу Филарету, подписали всему руководству духовной семинарии. Вы, видите ли, не согласны с тем, как ведется здесь внутренняя церковная жизнь.
Отец Кирилл не останется в таком состоянии. Он как был священником, так и останется. Но то, что вы сделали, это будет потом отпечатком на всей вашей жизни! Не думайте, что вы все коллегиально решили судьбу его! Нет, вы, каждый в отдельности, решили его судьбу. Вы предали, предали человека. И в первую очередь стали предателями лично для меня, потому что посмотрите результаты этого вашего предательства. 37 человек подписались под тем, что «да, мы знали, что происходит в стенах нашей духовной школы».
Просветив вас, что такое гомосексуализм, о. Максим, начал рассказывать вам, что это такое, и вы стали говорить. 8 человек подписались под своими заявлениямм, что «Да, были такие случаи». А вы что, вы мужчины или не мужчины? Вот вы, попробуйте вот здесь кошку взять, чтобы ее погладить по животу, она дастся или не дастся? С ее согласия только можете это сделать. А тут получается, что вы тут бессловесные животные, вот меня погладили, вот меня за руку подержали. Всё, я страдалец, я теперь жертва, в данном случае.
А почему же вы жертвы? Почему же вы раньше ко мне не подходили? За время вашего пребывания в духовной школе я от вас не видел ни устного, ни письменного заявления о том, что кто-то насилует вашу личность, что кто-то повелевает вами, что кто-то вас заставляет пить вино, выезжать куда-то на квартиры или еще чем-то заниматься. От вас ни одного письма не было, хотя бы шёпота какого-то. Вот здесь сидят отцы-инспектора наши, проректор. Они ни разу не слышали от вас заявления. Где же вы, глупенькие и несчастненькие люди, страдальцы вы наши?! Где же вы раньше-то находились? Всё проходило как-то мимо вас, а вот тут приехала чрезвычайная комиссия московская, и вы говорите: дай-ка я сейчас всё расскажу, что творится в стенах духовной школы, какое безобразие, какие пороки присутствуют в нашей духовной школе.
Мало того, еще я сам видел, как вы, уходя отсюдова, просили телефон дать для контакта с о. Максимом, а если что такое мы будем вам сообщать. Это что? Это предательство. Это самое настоящее предательство! Как Иуда предал Христа, так и вы предаете идеалы нашей духовной школы. Вы всегда говорите, ах, как хорошо в нашей Казанской духовной семинарии, как тут материально все обеспечено. И вы не знаете что ли, как тяжело достается это материальное обеспечение. Ни о. Максим, ни председатель учебного комитета, ни кто там из высших церковных руководителей, палец о палец не ударят, для того, чтобы нам материально помочь, обеспечить питанием, образованием, теми же программами, по которым вы обучаетесь. Это все труд наших преподавателей, это все труд наших руководителей нашей духовной семинарии. Мы думаем, что это все с неба свалилось.
Так жить мы дальше не будем, потому будем применять все строгости. Будем регламентировать нашу духовную жизнь так, как в других духовных учебных заведениях.
Я сейчас сразу вам хочу заявить, что все эти распоряжения, все прошения, которые я вам подписал до этого момента, являются недействительными. Если пришли сюда учиться, так надо учиться тому, к чему вы призваны, а не учиться на борцов, на водителей машин или еще на кого-то. Хотите за двумя зайцами угнаться. Ничего этого не будет! И это касается таких товарищей как Степанов Роман. Потому что он, видите ли, учится на борца, и, по-моему, борцовские качества у него более и более превалируют над качествами христианина православного. Он, видите ли, заявляет, что «инспектор для него не инспектор, а я вот скажу и ты от сюда вылетишь?!» Инспектору на «ты» заявлять о том, что ты отсюда вылетишь!?
Это что такое? Вы думаете, что уже власть в свои руки взяли? Что вы здесь уже приняли духовное руководство в духовной школе? Ничего не получится, друзья мои.
Будет у нас новый проректор по воспитательной части, который будет предъявлять те требования, которые необходимы для каждой духовной школы.
Я хотел бы вас только об одном спросить: а что же вас заставило, дорогие мои друзья, особенно ту восьмерку (посмотрите: только 27 человек подписались, что они ничего плохого здесь, в стенах духовной школы, не видят, а 36 человек, плюс еще восемь человек, видят здесь бардак, видят, что здесь не знаю что творится). Это ваше общее мнение такое? Я хотел бы услышать хотя бы от этих сорока человек, которые против тех порядков, которые существуют в нашей духовной школе.

Иеродиакон Владимир: Да, те 45 человек.

Митроп. Анастасий: Если уж так, то какие предложения вы вносите? Вы осмелели, вы были смелы, когда приехала вот эта комиссия, вы проявили свою смелость, вы подняли руку на меня, подняли руку на руководство нашей духовной семинарии. А чего же здесь-то сидите и молчите?! Чем вы недовольны?
Дмитриев Кирилл, ты ведь ползал там под дверями и подслушивал - чем ты был озабочен в этот момент?

Дмитриев Кирилл (студент пятого курса): Я не подслушивал. Когда это было?

Иеродиакон Владимир: Ну когда это было?!

Иеромонах Филарет: Тринадцатого числа.

Иеродиакон Владимир: Да, в пятницу тринадцатого числа.

Иеромонах Филарет: Около 20-00. Мне еще секунду подсказать тебе? Запись видео прокрутить? Под дверями инспектора ты зачем подслушивал?

Дмитриев Кирилл: Мне просто отца Александра было жалко.

Иеромонах Филарет: Зачем ты подслушиваешь под дверями? Что ты хочешь там услышать? И для кого, самое интересное? Кому ты хочешь дальше это рассказать? Нет, я догадываюсь, конечно. У меня еще пока, слава Богу, интеллект не сдох. Просто от тебя хочется это услышать, чтобы ты сартикулировал это.

Дмитриев Кирилл: Владыка, отец Филарет, я уверяю, я ничего не подслушивал.

Иеромонах Филарет: Я тебе не отец, а Владыка тебе уже не Владыка, по-моему, раз вы так поступаете. Какие отцы?

Митрополит Анастасий: А вы знаете, мы знаем! Вы думаете, все это было тайно? Мы знаем всех этих подписантов: кто подписался «за», кто «против». Всех мы вас знаем теперь, дорогие мои! Так что к вам будет соответствующее отношение!
Неужели за все время нельзя было прийти и сказать: «вот, Владыка, или отец Филарет, вот у меня такие неприятности с отцом Кириллом. Он меня заставляет куда-то ехать на дачу или что-то такое делать...». А вы что, бессловесные? Значит, вам нравилось ездить? Я видел неоднократно, как вы унижались. Мне стыдно было за вас! За вас, подписанты, когда вы на коленках пол мыли у него (отца Кирилла), в квартире убираете, вот это для вас было приятное такое занятие. Хотя это не входило в ваши обязанности. Вы всей душой служили батюшке, и вдруг против этого батюшки: «распни, распни его!».
Я не ожидаю, что вы мне сейчас что-либо сказали хорошего, потому что хорошего от вас ожидать не приходится. Поэтому еще раз хочу сказать, что я прошу отцов-инспекторов и будущего проректора, чтобы все прошения сначала тщательно рассматривались, а потом уже, если будет необходимость, мы можем решить тот или иной вопрос. И никаких этих состязаний спортивных, потому что учимся мы отвратительно, знаний нет никаких. Так, под шумок, все это проходит у нас.

Иеродиакон Владимир: Дожить до пятого курса так, чтобы не разбираться в богослужении! Но зато мы будем ходить заниматься гитарой, в воскресной школе с какими-то девчонками встречаться! В борцовские школы, в бассейны, куда угодно, только вне церкви.

Митрополит Анастасий: Я удивляюсь: какие вы борцы за нравственность?! Видите ли, вас просветили! А то, что, наверно, половина семинарии уже с бабами сожительствует! Мы ведь потом сквозь пальцы смотрим на то. А если говорят, что у священника должна быть девицей матушка. Какие там девицы? Протертые вдовицы у нас появляются! И все это проходит в нарушение канонических правил: рукополагаем вас потом. И вы, просто-напросто... Слишком много предоставляем вам благ.
Ну, естественно, я еще раз хочу поблагодарить вас за тот подарок, который вы мне преподнесли 13 декабря в день моей архиерейской хиротонии, к 25-летию служения в епископском сане. Поэтому мне следует, наверно, задуматься: наверно, пора уже от семинарии духовной как-то отстраниться, потому что так, с такими чадами духовными, просто неохота и нет желания ни общаться, ни работать. Так жить дальше нельзя просто-напросто.

***
Сразу скажу: пунктуацию и орфографию я поправил, чтобы по расшифровке стенограммы нельзя было определить характерные ошибки и по ним вычислить студента.

Кстати, из Устава КазДС:

http://каздс.рф/index.php/o-seminarii/ustav
6. Воспитанникам категорически запрещается приходить на прием к Архиерею без разрешения кого-либо из проректоров. Даже если нарушитель этого требования будет принят Ректором, данный воспитанник может быть наказан на усмотрение проректора по воспитательной части.

Ну тут орфографию я править не стал.

Первое правило политика: никогда не верь ничему, пока не поступит официальное опровержение.