Российский мореплаватель первооткрыватель антарктиды командовал шлюпом восток. Бароны беллинсгаузены. После кругосветного плавания

Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен (рожд. 9 (20) сентября 1778 г. – смерть 13 (25) января 1852 г.) – русский мореплаватель, принимал участие в первом русском кругосветном плавании . Руководил первой русской антарктической экспедицией, открывшей Антарктиду. Адмирал. Его именем названы море у берегов Антарктиды, подводная котловина между материковыми склонами Антарктиды и Южной Америки, острова в Тихом, Атлантическом океанах и Аральском море, первая советская полярная станция на о.Кинг-Джордж в архипелаге Южные Шетландские острова.

Происхождение. Детство

Будущий адмирал родился в 1778 году на острове Эзель (совр. о. Сааремаа) поблизости г. Аренсбург (совр. Кингисепп) в Лифляндии (Эстонии). По происхождению - балтийский немец из остзейского дворянского рода Беллингсгаузенов. Вокруг небольшого островка постоянно был слышен шум морских волн. Уже с ранних лет мальчик не мог себе представить жизни без моря. Именно потому в 1789 году он поступает кадетом в Морской корпус в Кронштадте. Науки давались ему легко, в особенности навигация и мореходная астрономия, но в числе первых учеников Фаддей никогда не был.

Начало службы

1796 год – гардемарин Беллинсгаузен отправляется в свое первое плавание, к берегам Англии, а по окончании этой стажировки был произведен в мичманы и направлен для дальнейшего прохождения службы в Ревельскую эскадру. В ее составе на разных судах молодой офицер плавал по Балтийскому морю. Будущий открыватель южного полярного материка жадно овладевал мореходным искусством, на практике постигая его секреты. Это не осталось незамеченным, и в 1803 году Беллинсгаузена перевели на корабль «Надежда» для участия в первой русской кругосветной экспедиции.

Кругосветное плавание. Служба

Это плавание под началом самого И. Ф. Крузенштерна стало замечательной школой для молодого офицера, а руководитель экспедиции высоко оценил прилежание и уровень составленных им карт.

По завершению кругосветного плавания Фаддей Фаддеевич, уже в чине капитан-лейтенанта, до 1810 года командовал фрегатом на Балтийском море, участвовал в русско-шведской войне. 1811 год – направляется на Черное море, где за 5 лет им была проведена большая работа по составлению и исправлению карт, были определены главные координаты восточного побережья.

К 1819 году капитан 2 ранга Беллинсгаузен имел репутацию талантливого морехода, не только сведущего в астрономии, географии и физике, но и смелого, решительного, исключительно добросовестного. Это позволило Крузенштерну рекомендовать капитана руководителем экспедиции для открытий и исследований в области Антарктики. Беллинсгаузен был срочно вызван в Петербург, где 4 июня он принял командование шлюпом «Восток», которому предстояло идти в Антарктику.

Подготовка экспедиции

«Восток» и второй корабль экспедиции «Мирный», построенные для кругосветных плаваний, были специально приспособлены для полярных условий. Подводная часть «Востока» по требованию Беллинсгаузена была скреплена и обшита медью. На «Мирном» была поставлена вторая обшивка, добавочные крепления корпуса, заменили сосновый руль на дубовый. Вместе экипажи кораблей насчитывали 183 человека. Командиром «Мирного» назначили лейтенанта М. П. Лазарева, который со временем станет знаменитым флотоводцем.

Экспедиция была подготовлена за очень короткий срок – чуть более месяца, но снабжена она была, в первую очередь благодаря стараниям Беллинсгаузена и Лазарева, прекрасно. В распоряжении мореплавателей были лучшие по тем временам мореходные и астрономические инструменты. Особенное внимание руководителями экспедиции было уделено запасу различных противоцинготных средств, среди которых были хвойная эссенция, лимоны, кислая капуста, сушеные и консервированные овощи. С учетом климатических условий имелись запасы рома и красного вина. Как результат никаких серьезных заболеваний среди моряков ни разу не наблюдалось.

Открытие Антарктиды

1819 год, 16 июля – шлюпы вышли из Кронштадта, зашли в Копенгаген, после на Канарские острова, а к середине ноября были уже в Рио-де-Жанейро. Там в течении трех недель команда отдыхала и готовила суда к плаванию в сложных антарктических условиях. Дальше, следуя инструкции, суда отправились к островам Южная Георгия и к «Земле Сандвича» – открытой группе островов, которые он принял за единый остров. Мореплаватели установили ошибку и назвали архипелаг Южными Сандвичевыми островами.

Далее продвигаться на юг было невозможно – путь был прегражден сплошными льдами. Потому Беллинсгаузеном было принято решение обогнуть Сандвичевы острова и искать путь вдоль северной кромки льдов. 1820 год, 16 января – в судовом журнале появились записи о предполагаемой близости суши. Земли не было видно, так как она находилась под сплошным ледяным покровом, но над шлюпами кружились буревестники, а подходя ближе ко льдам, морякам были слышны крики пингвинов. Позднее станет известно, что экспедиция находилась всего в 20 милях от материка, потому именно этот день принято считать официальной датой открытия Антарктиды. Будь ледяной покров в то время не таким мощным, моряки наверняка смогли бы увидеть землю. Продвигаясь дальше, 6 февраля снова близко подошли к материку, однако погодные условия вновь не позволили с уверенностью утверждать, что белое пространство на горизонте это суша.

Снова и снова, уходя от кромки льдов и приближаясь к ней дальше по курсу, старались путешественники пробиться сквозь льды. 4 раза пересекли они Южный полярный круг, порой приближаясь на 3–4 км к берегу Антарктиды, однако результат оставался прежним. В конце концов попытки подойти поближе к предполагаемой земле довелось прекратить. Сильные штормы могли погубить изрядно потрепанные суда, было необходимо пополнить запасы пищи и дров, дать отдохнуть измученной команде. Решили идти в Порт-Джексон (Сидней).

Открытия

Инструкцией предписывалось во время зимы в Южном полушарии провести исследования в юго-восточной части Тихого океана. Лишь один месяц провели мореплаватели в Австралии, а 22 мая 1820 года отправилась на Туамоту и к островам Общества. В этом плавании были открыты острова, которым дали русские имена (Кутузова, Раевского, Ермолова, Барклая де Толли и др.). Несколько островов обнаружили также недалеко от архипелага Фиджи и к северу от Таити. Так-же проводились исследования островов, которые уже посещали другие путешественники.

Снова штурм Антарктики. Еще открытия

1820 год, начало сентября – экспедиция возвратилась в Порт-Джексон, была проведена тщательная подготовка кораблей и уже 11 ноября снова отправилась в Антарктику. 18 января экспедиция отчетливо увидела берег, который был назван Землей Александра I. Больше сомнений не было: новый материк открыт. При дальнейшем плавании были исследованы Южные Шетландские острова, многие из которых впервые были нанесены на карту, о. Петра I и др. Но работу по описанию открываемых земель пришлось прервать: серьезное повреждение «Востока» вынудило Беллинсгаузена принять решение о прекращении экспедиции. В Кронштадт мореплаватели добирались через Рио-де-Жанейро, где отремонтировали судно, после побывали в Лиссабоне, а в июле 1821 года вернулись на родину.

Итоги экспедиции

Экспедиция продолжалась 751 день. Мореплаватели прошли 92,200 км. Кроме Антарктиды, путешественниками были открыты 29 островов. Удалось собрать большие этнографические, зоологические и ботанические коллекции. На карту Антарктиды мореплавателями было нанесено 28 объектов. Ими были обследованы большие акватории, прилегающие к материку, в общих чертах дали характеристику его климата, впервые описали и классифицировали антарктические льды.

В этом сложнейшем плавании Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен проявил себя как талантливый и искусный командир и был произведен в капитан-командоры. Кроме этого, он оказался еще и талантливым ученым. Именно он первым, задолго до Дарвина, смог догадаться о механизме образования коралловых островов. Он же дал правильное объяснение причин возникновения массы водорослей в Саргассовом море, не побоявшись оспорить мнение самого Гумбольдта. После посещения Австралии Беллинсгаузен решительно выступил против расовой теории, по которой коренных австралийцев считали чуть ли не животными, не способными к обучению.

Маршрут экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева

Продолжение службы

После своей знаменитой экспедиции Фаддей Фаддеевич продолжил службу во флоте: в 1821–1827 годах он командовал флотилией в Средиземном море; в 1828 году, уже в звании контр-адмирала, возглавил отряд матросов-гвардейцев и провел его посуху из Петербурга через всю Россию на Дунай для участия в войне с Турцией; потом на Черном море командовал осадой турецкой крепости Варна и т. д.

1839 год – вице-адмирал Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен получил высший на Балтийском море пост главного командира Кронштадтского порта и кронштадтского военного губернатора. Несмотря на преклонный возраст, адмирал каждое лето выводил в море большие флотилии для маневров и доводил согласованность их действий до совершенства.

1846 год – на маневрах присутствовал шведский адмирал Норденшельд, который сделал заключение, что такой эволюции не сделает ни один флот в Европе.

Смерть. Наследие

Беллинсгаузен умер 25 января 1852 года в Кронштадте. На его рабочем столе нашли записку – последнюю в жизни. В ней значилось: «Кронштадт надо обсадить такими деревьями, которые цвели бы прежде, чем флот пройдет в море, дабы на долю матроса досталась частица летнего древесного запаха».

Труд Беллинсгаузена «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819, 1820 и 1821 гг., совершенные на шлюпах «Восток» и «Мирный», впервые вышел в 1831 году (переиздан в 1869 г). Кроме этого, по результатам экспедиции сам адмирал подготовил «Атлас к путешествию капитана Беллинсгаузена» (1831 г).

(1779-1852)

Выдающийся русский мореплаватель Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, открывший вместе с М. П. Лазаревым материк Антарктиды и тем самым утвердивший приоритет нашей Родины в этом замечательном географическом открытии, родился 20 сентября 1779 г. близ г. Кингисепп (Аренсбург) на острове Сааремаа (Эзель), составляющем теперь часть Эстонии.

С детских лет, которые молодой Ф. Ф. Беллинсгаузен проводил на берегу Рижского залива то в Аренсбурге, то в его окрестностях, он мечтал стать моряком и постоянно говорил себе: «я родился среди моря, и как рыба не может жить без воды – так и я не могу жить без моря». Неудивительно поэтому, что, когда ему исполнилось 10 лет, его в 1789 г. определили кадетом в Морской корпус, находившийся тогда в Кронштадте. Так нашли осуществление его мечты, и впоследствии до преклонных лет он почти ежегодно находился в плавании.

Благодаря блестящим способностям Ф. Ф. Беллинсгаузену в Морском корпусе было легко учиться, но, по словам его биографов, он отличался «несколько резвым нравом», вследствие чего при окончании Морского корпуса не был среди первых в своем выпуске. В 1796 г. Ф. Ф. Беллинсгаузен был произведен в гардемарины и, продолжая числиться в корпусе, отправился в свое первое длительное заграничное плавание к берегам Англии. После производства в 1797 г. в первый офицерский чин мичмана он получил назначение на Ревельскую эскадру, в составе которой в течение шести лет плавал на различных кораблях по Балтийскому морю.

Молодой офицер старался совершенствовать свои знания в области военно-морских наук и с усердием выполнял свои служебные занятия. Этими своими качествами Ф. Ф. Беллинсгаузен обратил на себя внимание командующего флотом адмирала Ханыкова, который рекомендовал его к назначению в первую русскую кругосветную экспедицию Крузенштерна-Лисянского. В 1803 г. он был переведен на корабль «Надежда», которым командовал сам начальник экспедиции капитан-лейтенант . Под руководством начальника экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузен совершенствовал свои морские знания и принимал деятельное участие в морской описи исследуемых берегов и в составлении новых морских карт. И. Ф. Крузенштерн дает следующую оценку его гидрографическим и картографическим работам: «Все почти карты рисованы сим последним искусным офицером, который в то же время являет в себе способность хорошего гидрографа; он же составил и генеральную карту». В Центральном Военно-морском музее хранится целый атлас с многочисленными подлинными картами молодого Ф. Ф. Беллинсгаузена.

За время кругосветного плавания Ф. Ф. Беллинсгаузен получил чин лейтенанта, а по возвращении из плавания – чин капитан-лейтенанта.

После возвращения из экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузен плавал до 1810 г. на Балтийском море, последовательно командуя различными фрегатами. В 1809 г. он принимал участие в русско-шведской войне, командуя фрегатом «Мельпомена» и неся непрерывный шестимесячный дозор в Финском заливе для наблюдения за действиями неприятельских, шведского и английского, флотов. В 1811 г. Ф. Ф. Беллинсгаузен был переведен в Черноморский флот, в составе которого он оставался до 1819 г. в качестве командира сначала фрегата «Минерва», а затем фрегата «Флора», и принимал участие в боевых действиях у Кавказского побережья. На Черном море он уделял большое внимание вопросам гидрографии и много содействовал составлению и исправлению карт, определив координаты главнейших пунктов восточного берега Черного моря. В 1816 г. Ф. Ф. Беллинсгаузен был произведен в капитаны 2-го ранга.

В 1819 г. он был срочно вызван морским министром в Петербург для получения ответственного назначения.

В то время в Петербурге в срочном порядке снаряжались две экспедиции, каждая в составе двух кораблей: одна из них, так называемая первая дивизия, в составе шлюпов «Восток» и «Мирный» предназначалась для исследований в районе Южного полюса; вторая экспедиция. представлявшая вторую дивизию, состоявшую из шлюпов «Открытме» и «Благонамеренный» – в районе Северного полюса. Основной задачей обеих экспедиций являлись научные географические исследования и открытия, причем первая русская антарктическая экспедиция имела целью проверить утверждение английского мореплавателя Джемса Кука, отрицавшего на основании собственного плавания возможность существования материка в высоких южных широтах, в местах, доступных для мореплавания. Это мнение Кука было принято географами и мореплавателями всего мира как непреложная истина, и его ошибка явилась причиною отказа более чем на 40 лет от дальнейших научных экспедиций в антарктические районы.

В организации этих экспедиций принимали участие выдающиеся мореплаватели того времени, начиная от старшего поколения в лице знаменитого гидрографа адмирала Гаврилы Андреевича Сарычева и кончая только что вернувшимся из кругосветного плавания на бриге «Рюрик» молодым лейтенантом О. Е. Коцебу. Обстоятельная записка по этому поводу, касавшаяся главным образом антарктической экспедиции, была составлена и И. Ф. Крузенштерном, проживавшим тогда ввиду своей болезни в окрестностях г. Раквере (Везенберга). Крузенштерн считал антарктическую экспедицию великим русским патриотическим делом и посвятил ей в своей записке следующие слова: «Славу такого предприятия не должны мы допускать отнять у нас: она в продолжение краткого времени достанется непременно в удел англичанам или французам». И. Ф. Крузенштерн далее обращал внимание на необходимость самой тщательной всесторонней подготовки экспедиции, включая и ее научную часть и назначение подходящего руководителя. Наиболее достойным начальником «первой дивизии», предназначенной для открытий в области Антарктики, И. Ф. Крузенштерн считал выдающегося мореплавателя капитана 2-го ранга В. М. Головнина, который, однако, в это время находился в кругосветном плавании на шлюпе «Камчатка». Ввиду этого И. Ф. Крузенштерн предложил вместо него назначить Ф. Ф. Беллинсгаузена, характеризуя его следующими словами: «он имеет особенные достоинства к начальству над таковою экспедициею: превосходный морской офицер и имеет редкие познания в астрономии, гидрографии и физике. Наш флот, конечно, богат предприимчивыми офицерами, однако, из тех, коих я знаю, не может никто кроме Головнина сравниться с Беллинсгаузеном». Назначение Ф. Ф. Беллинсгаузена состоялось: 4 июня 1819 г. он вступил в командование шлюпом «Восток» и одновременно принял начальство над «первой дивизией».

Ему в это время было 40 лет, и он находился в полном расцвете своих сил и способностей. Служба в молодые годы под командованием опытного старого моряка адмирала Ханыкова, участие в первом русском кругосветном плавании под руководством И. Ф. Крузенштерна, наконец, 13-летнее самостоятельное командование кораблями выработали основные деловые и личные качества Ф. Ф. Беллинсгаузена. Современники рисуют его смелым, решительным, знающим свое дело командиром, прекрасным моряком и ученым гидрографом-штурманом, истинным русским патриотом. Вспоминая совместное плавание, М. П. Лазарев впоследствии не называл его иначе, как «искусным неустрашимым моряком», и к этому прибавлял, что «он был отличный, теплой душа человек». Такая высокая оценка, исходящая из уст одного из крупнейших русских флотоводцев М. П. Лазарева, многого стоит. Ф. Ф. Беллинсгаузен был строгим, но гуманным начальником. Свою гуманность он проявлял неоднократно в жестокий век аракчеевщины и за время кругосветного плавания не применил ни разу телесного наказания по отношению к подчиненным ему матросам, заботливо относился к их бытовым условиям и здоровью.

Для окончательной подготовки экспедиции к уходу в опасное и ответственное дальнее плавание у Ф. Ф. Беллинсгаузена оставалось очень мало времени – несколько больше месяца. Много сделал для должного снабжения обоих шлюпов командир второго из них – «Мирного» – лейтенант Михаил Петрович Лазарев, получивший назначение значительно ранее и являвшийся достойным подчиненным и сотоварищем Ф. Ф. Беллинсгаузена.

Ввиду спешной подготовки экспедиции в состав ее были включены не специально построенные для плавания во льдах корабли, а уже находившиеся в постройке и предназначенные для других целей. Шлюп «Восток», строившийся на Охтенской верфи в Петербурге, был того же типа, что и шлюп «Камчатка», уже находившийся в кругосветном плавании под командой В. М. Головнина (последний дает следующие данные о размерах этих шлюпов: водоизмещение около 900 тонн, длина 39,5 м, ширина 10 м, осадка при полном грузе 4,5 м). «Восток» имел ряд конструктивных недостатков (излишняя высота мачт, недостаточная прочность корпуса, плохой материал, небрежная работа), в которых Ф. Ф. Беллинсгаузен прямо обвиняет строителя В. Стоке. Второй корабль экспедиции, которым командовал М. П. Лазарев, был первоначально построен в качестве транспорта для плавания в Балтийском море; строился он на верфи в Лодейном поле русским мастером Колодкиным. При подготовке к походу Лазарев внес в конструкцию «Мирного» ряд изменений, в результате чего он оказался (по словам его командира) «самым удобнейшим по крепости своей, вместительности и покою», единственным недостатком его являлась тихоходность, ввиду чего требовалось особое морское искусство М. П. Лазарева, чтобы не разлучиться во время плавания с более быстроходным «Востоком» (размеры шлюпа «Мирный»: водоизмещение 530 тонн, длина 36,5 м, ширина 9,1 м, осадка 4,3 м). Личный состав экспедиции включал: на шлюпе «Восток» 9 офицеров и 117 матросов, на шлюпе «Мирный» – 7 офицеров и 72 матроса. На шлюпе «Восток» находились, кроме того, прикомандированные к экспедиции астроном, профессор Казанского университета И. Симонов и живописец П. Михайлов.

На кораблях Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева не было ни одного иностранца. Это обстоятельство подчеркивает участник экспедиции профессор Симонов, который в своем слове, произнесенном на торжественном заседании университета после возвращения в июле 1822 г., заявил, что все офицеры были русские, и хотя некоторые из и их носили иностранные фамилии, но, «будучи дети российских подданных родившись и воспитавшись в России, не могут быть названы иностранцами».

Среди офицеров экспедиции находилось много передовых представителей русской либеральной интеллигенции, в том числе будущий участник восстания декабристов лейтенант К. П. Торсон.

Несмотря на большую спешку со снаряжением экспедиции, снабжена она была, в общем, хорошо. Особенно большое внимание было обращено на обеспечение кораблей лучшими по тому времени мореходными и астрономическими инструментами.

Хорошо снабжена была экспедиция и всевозможными противоцинготными продуктами питания, к которым относились хвойная эссенция, лимоны, кислая капуста, сушеные и консервированные овощи; кроме того, при каждом подходящем случае командиры шлюпов покупали и выменивали (на островах Океании у местных жителей) большое количество свежих фруктов, которые частично заготовлялись впрок для предстоящего плавания в Антарктике, а частично предоставлялись для использования личному составу. Для обогревания матросов, замерзавших при работе на мачтах и реях во время ледяных ветров и морозов в Антарктике, имелся запас рома; было закуплено также красное вино для добавления к питьевой воде при плавании в жарком климате. Весь личный состав на основании особой инструкции был обязан соблюдать строжайшую гигиену; жилые помещения постоянно проветривались и в нужных случаях протапливались, обеспечивалось частое мытье в бане, предъявлялись требования к постоянному мытью белья и коек и к проветриванию одежды и т. п.; благодаря перечисленным мерам и высокой квалификации судовых врачей никаких серьезных заболеваний на шлюпах не было, несмотря на тяжелые климатические условия плавания и частые переходы от жары к холоду и обратно.

На каждом из шлюпов имелась значительная библиотека, содержавшая все вышедшие в свет описания морских путешествий на русском, английском и французском языках, морские астрономические ежегодники, сочинения по геодезии, астрономии и навигации, лоции и наставления для плавания, различные мореходные таблицы, сочинения по земному магнетизму, небесные атласы, записки Адмиралтейского департамента и др.

Основная цель экспедиции была определена инструкцией морского министра следующим образом: Беллинсгаузену надлежало после исследования острова Новая Георгия и района так называемой «земли Сандвичевой» «пуститься к югу» и «продолжать свои изыскания до отдаленной широты, какой только он сможет достигнуть», употребить «всевозможное старание и величайшее усилие для достижения сколько можно ближе к полюсу, отыскивая неизвестные земли», причем ему разрешалось прекращать эти поиски только «при непреодолимых препятствиях».

Шлюпы «Восток» и «Мирный» вышли из Кронштадта 16 июля 1819 г. и после кратковременных стоянок в Копенгагене, Портсмуте и на Канарских островах прибыли 14 ноября в Рио-де-Жанейро, где провели три недели для отдыха команды перед утомительным и сложным плаванием в Антарктике, для подготовки шлюпов к штормовым походам и для принятия свежей провизии.

Согласно полученной инструкции экспедиция должна была начать свои научно-исследовательские работы с острова Южная Георгия и открытой Куком «Земли Сандвича», характер и размеры которой не были определены. Ф. Ф. Беллинсгаузен обследовал южный берег острова Новая Георгия и нанес его на карту, обозначив ряд географических пунктов русскими наименованиями в честь участников экспедиции.

Далее экспедиция направилась к пресловутой «Земле Сандвича» по пути к этой «Земле» было сделано 3 января 1820 г. первое крупное открытие – открыта группа островов, которая была названа Беллинсгаузеном по фамилии тогдашнего русского морского министра островами маркиза де Траверсе, а отдельные острова ее – по фамилиям участников экспедиции (остров Завадовского, остров Лескова и остров Торсона, после восстания декабристов переименованный в остров Высокий). 11 января экспедиция подошла к району «Земли Сандвича» и обнаружила, что пункты, которые Кук считал мысами ее, на самом деле являются отдельными островами. Ф. Ф. Беллинсгаузен проявил исключительный такт, сохранив за открытыми русскими мореплавателями островами те наименования, которые Кук дал мысам, а за всей группой – имя Сэндвича (Южные Сэндвичевы острова). Затем экспедиция приступила к тем «покушениям» достичь материка, которые предписывала ей инструкция.

Со вступлением кораблей экспедиции в высокие южные широты условия плавания стали весьма сложными, требовавшими от русских мореплавателей величайшего искусства управления парусными кораблями, внимания, наблюдательности, выносливости и упорства в достижении поставленной цели. С начала января 1820 г. корабли вступили в зону антарктических плавающих льдов и айсбергов, маневрирование между которыми при условиях тумана и снега, при штормовых ветрах, сильном волнении и зыби требовало большого умения и смелости. Весьма затрудняла совместное плавание разница в скоростях хода между обоими шлюпами: «Востоку» приходилось все время уменьшать свою скорость, а «Мирному», наоборот, несмотря на штормовые ветры, форсировать парусами. Ф. Ф. Беллинсгаузен в своих донесениях неоднократно отмечает заслуги М. П. Лазарева, лишь благодаря морскому искусству которого корабли ни разу не разлучались даже в условиях плохой видимости и все опасные районы проходили совместно. Шлюпы неоднократно бывали близки к гибели, когда при штормовых ветрах и в тумане они большим ходом пробирались между громадными плавающими льдами и айсбергами, качавшимися на зыби, определяя местонахождение последних лишь по шуму бурунов. Несмотря на исключительную собственную смелость и опытность, М. П. Лазарев считал, что Беллинсгаузен слишком рискует, маневрируя большими ходами между ледяными полями в условиях плохой видимости. В своих замечаниях М. П. Лазарев говорил: «хотя мы смотрели с величайшим тщанием вперед, но итти в пасмурную ночь по 8 миль в час казалось мне не совсем благоразумно». На это замечание Ф. Ф. Беллинсгаузен отвечал: «Я согласен с сим мнением лейтенанта Лазарева и не весьма был равнодушен в продолжение таких ночей, но помышлял не только о настоящем, но располагал действия так, чтобы иметь желаемый успех в предприятиях наших и не оставаться во льдах во время наступающего равноденствия» (во время равноденствия обычны сильные штормы). Это было, пожалуй, единственное разногласие за время плавания между ним и его спутником, с которым его связывали сердечные дружеские отношения.

Оба шлюпа все же не избежали столкновения с ледяными полями и получили серьезные повреждения корпусов. Особенно серьезное повреждение получил «Восток», состояние этого шлюпа к концу экспедиций вообще возбуждало опасения: корпус его сильно расшатался и принимал много воды, во внутренних помещениях развивались сырость и гниль, команде приходилось непрерывно откачивать ручными помпами поступающую внутрь корабля через пробоину воду. Ф. Ф. Беллинсгаузен в описании своего плавания пишет по этому поводу, что он находил «одно утешение в мысли, что отважность иногда ведет к успехам».

За время плавания участники экспедиции пользовались каждой возможностью для астрономического определения своего местоположения. В наблюдениях, помимо штурманов и астронома Симонова, участвовали и оба командира. Точность наблюдений русских мореплавателей до сих пор вызывает удивление участников современных антарктических экспедиций.

К материку Антарктиды русская экспедиция впервые близко подошла 16 января 1820 г., во время своего первого «покушения» проникнуть на юг, и этот день мы считаем за дату его открытия. Условия видимости, однако, были недостаточно хорошими, а исключительная честность и требовательность к вопросам достоверности открытия не позволили русским морякам утверждать, что они фактически видели низменную часть материка, а не ледяной береговой припай. Теперь, однако, уже никто не сомневается в том, что Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев именно в этот день открыли шестую часть света. Вторично экспедиция находилась вплотную к материку 2 февраля 1820 г. В этом же месте 1948 г. находилась советская китобойная экспедиция «Слава», которая при условии прекрасной видимости отчетливо видела все побережье и горные вершины в глубине континента. Свои впечатления о льдах, которые Ф. Ф. Беллинсгаузен видел перед собою с 17 по 18 февраля при очередном подходе к материку, он характеризует следующими словами: «Здесь за ледяными полями мелкого льда и островами материк льда, коего края отломаны перпендикулярно и который продолжается по мере нашего зрения, возвышаясь к югу подобно берегу». Эта характеристика показывает, что сам Ф. Ф. Беллинсгаузен сомневался: не берег ли он видит перед собою. Само описание льдов, сделанное русским мореплавателем, вполне соответствует виду побережья Антарктиды в этом районе, каким мы его знаем по позднейшим исследованиям. В близости берега были уверены многие из офицеров экспедиции. Пожалуй, наиболее убедительно в этом отношении звучит вывод Ф. Ф. Беллинсгаузена, сделанный им в конце плавания, уже после открытия экспедицией острова Петра I. Этот вывод является как бы итогом его представления о приполярных районах. Он пишет: «Огромные льды, которые по мере близости к Южному полюсу подымаются в отлогие горы, называю я матерыми, предполагая, что когда в самый лучший летний день морозу бывает 4°, то тогда далее к югу стужа, конечно, не уменьшается, и потому заключаю, что сей лед идет через полюс и должен быть неподвижен, касаясь местами мелководия, или островам, подобным острову Петра I, которые несомненно находятся в больших южных широтах и прилежит также берегу, существующему (по мнению нашему) в близости той широты и долготы, в коей мы встретили морских ласточек» [т. е. 5-7 февраля 1820 г.].

За этот период экспедиция три раза пересекала южный полярный круг.

В начале марта 1820 г. в связи с неблагоприятной погодой и необходимостью запастись свежей провизией и дровами и дать отдых личному составу Ф. Ф. Беллинсгаузен решил (что соответствовало и инструкции) покинуть высокие южные широты, направиться в австралийский Порт-Джексон (Сидней) для длительной стоянки, а после этого, согласно инструкции, на время зимы южного полушария начать исследование юго-восточной части Тихого океана.

После месячной стоянки в Сиднее оба шлюпа 22 мая 1820 г. направились в район архипелага Туамоту и островов Общества. К востоку от острова Таити русской экспедицией в июне 1820 г. была открыта целая группа островов, названная островами Россиян (острова Кутузова, Лазарева, Раевского, Ермолова, Милорадовича, Грейга, Волконского, Барклая де Толли, Витгенштейна, Остен-Сакена, Моллера, Аракчеева). После этого шлюпы «Восток» и «Мирный» посетили остров Таити и отправились снова в Сидней для отдыха, ремонта и приемки различных припасов перед новым походом в антарктические воды. На пути к Сиднею экспедиция открыла еще ряд островов (Восток, великого князя Александра Николаевича, Оно, Михайлова и Симонова).

В начале сентября 1820 г. экспедиция вернулась в Сидней, где приступила к возможно более тщательному ремонту обоих кораблей, в особенности шлюпа «Восток». В Сиднее экспедиция находилась почти два месяца и 11 ноября 1820 г. вновь вышла в море для достижения высоких широт в других, еще не посещенных секторах Антарктики. С конца ноября экспедиция возобновила свои попытки достичь материка Антарктиды. «Покушений» проникнуть возможно далее к югу в этот период было сделано четыре, и три раза корабли проникали за южный полярный круг.

Однако в этом секторе Антарктики материк далеко не достигает южного полярного круга, и лишь четвертая попытка увенчалась успехом: 21 января 1821 г. был открыт остров Петра I, а 18 января – Берег Александра I, о котором Ф. Ф. Беллинсгаузен пишет: «Я называю обретание сие берегом потому, что отдаленность другого конца к югу исчезла за предел зрения нашего». 1 февраля Беллинсгаузен направился к архипелагу Южных Шетландских островов, об открытии которого он узнал, находясь в Австралии. С 5 по 8 февраля экспедиция обследовала южные берега архипелага, обнаружив, что он состоит из десятка более крупных островов и многих более мелких. Все Южные Шетландские острова были положены на карту, и всем им были даны имена (Бородино, Малый Ярославец, Смоленск, Березина, Полоцк, Лейпциг, Ватерлоо, остров вице-адмирала Шишкова и др.). После обследования Южных Шетландских островов экспедиция направилась в обратный путь на родину с заходом в Рио-де-Жанейро, где был снова произведен тщательный ремонт шлюпов, и в Лиссабон.

Наконец, 6 июля 1821 г. шлюпы «Восток» и «Мирный» стали на якорь на Малом Кронштадтском рейде на тех местах, из которых они более двух лет назад отправились в свой славный и опасный путь.

Экспедиция продолжалась 751 день (из них ходовых дней под пару- сами 527 и якорных 224); корабли прошли около 49 000 морских миль что по протяжению в 2,25 раза превышает длину экватора.

Каковы же были результаты первой русской антарктической экспедиции? Экспедиция открыла материк Антарктиды и обошла вокруг него. Кроме того, ею были вновь открыты 29 ранее неизвестных островов, в том числе 2 в Антарктиде, 8 в южном умеренном поясе и 19 в жарком поясе.

Громадная заслуга Экспедиции состояла в точном определении географического положения островов, мысов и других пунктов и составлении большого числа карт, что являлось излюбленной специальностью самого Ф. Ф. Беллинсгаузена. Эти определения не потеряли своего значения и очень мало отличаются от новейших определений, произведенных на основе более точных методов и более совершенными мореходными инструментами. Карта Южных Шетландских островов являлась наиболее точной вплоть до второй половины ХХ в., а зарисовки островов, сделанные художником Михайловым, используются до сих пор. Астроном Симонов производил систематические наблюдения над изменением температуры воздуха, штурманы – над элементами земного магнетизма. Экспедиция произвела много важных океанографических исследований; она первая стала доставать пробы воды с глубины примитивным батометром, изготовленным из подручных средств; производились опыты с опусканием бутылки на глубину; впервые определялась прозрачность воды опусканием на глубину белой тарелки; измерялись глубины, насколько позволяла длина имевшегося лотлиня (по-видимому, до 500 м); была произведена попытка измерения температуры на глубине; изучалось строение морских льдов и замерзаемость воды разной солености; производились определения девиации компасов на различных курсах и направления ветра на различных высотах с помощью шаров-зондов, что тогда являлось новинкой.

Экспедиция собрала богатые этнографические, зоологические и ботанические коллекции, переданные затем в различные музеи России, где они хранятся до сих пор.

Экспедиция была встречена на Родине с большой торжественностью. Ее открытиям придавалось громадное значение. В иностранных государствах приоритет русского открытия был признан бесспорно.

Лишь спустя более чем 20 лет была послана первая иностранная экспедиция в антарктические воды. Руководитель этой английской антарктической экспедиции 1839-1843 гг. Джемс Росс писал: «Открытие наиболее южного из известных материков было доблестно завоевано бесстрашным Беллинсгаузеном, и это завоевание на период более 20 лет оставалось за русскими».

В 1867 г. немецкий географ Петерман, отмечая, что в мировой географической литературе заслуги русской антарктической экспедиции оценены совершенно недостаточно, указывает на бесстрашие Ф. Ф. Беллинсгаузена, с которым он пошел против господствовавшего в течение 50 лет мнения Кука: «За эту заслугу имя Беллинсгаузена можно поставить наряду с именами Колумба, Магеллана и Джемса Росса, с именами тех людей, которые не отступали перед трудностями и воображаемыми невозможностями, созданными их предшественниками, с именами людей, которые шли своим самостоятельным путем, и потому были разрушителями преград к открытиям, которыми обозначаются эпохи».

Академик Ю. М. Шокальский, сравнивая достижения антарктических экспедиций Кука и Беллинсгаузена, сделал следующий подсчет: первый из них находился южнее параллели 60° в течение 75 дней, второй – 122 дня; Кук находился во льдах 80 дней, Беллинсгаузен – 100 дней; корабли Кука разлучились, а оба русских шлюпа в сложнейших условиях шли все время соединенно.

Сам Ф. Ф. Беллинсгаузен показал себя в этом плавании не только талантливым начальником экспедиции, выдающимся моряком и прекрасным товарищем, но высокообразованным ученым и наблюдателем.

Ф. Ф. Беллинсгаузен разрешил многие сложные физико-географические проблемы, однако, к сожалению, научная слава досталась не ему, а иностранным ученым, занимавшимся теми же вопросами значительно позднее. Так, задолго до Дарвина Ф. Ф. Беллинсгаузен совершенно правильно объяснил происхождение коралловых островов, являвшееся до него загадкою; он дал правильное объяснение происхождения морских водорослей в Саргассовом море, оспаривая мнение такого авторитета в области географической науки того времени, как А. Гумбольдт; у него много правильных мыслей в вопросах теории льдообразования, не потерявших своего значения; им были разрешены также многие вопросы океанографии. Наконец, нельзя пройти мимо высказываний Ф. Ф. Беллинсгаузена, направленных непосредственно против расовой теории и касающихся австралийцев (в описании своего плавания он говорит: «последствие показало, что природные жители Австралии к образованию способны, не взирая, что многие европейцы в кабинетах своих вовсе лишили их всех способностей»).

В награду за успешное выполнение поручения Ф. Ф. Беллинсгаузен «был произведен в капитан-командоры и получил ряд других наград. С 1822 по 1825 г. он занимал береговые должности, очевидно, чтобы иметь возможность обработать материалы своего плавания для издания. Для этой цели он использовал свои дневники и заметки, шканечные журналы шлюпов «Восток» и «Мирный» и заметки всех участников экспедиции, а также наблюдения астронома Симонова и карты и рисунки художника Михайлова. Эта работа была закончена в 1824 г., когда автор представил Адмиралтейскому департаменту рукопись, включающую 10 тетрадей. Однако издан был этот труд под заглавием «Двухкратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819, 1820 и 1821 годов, совершенные на шлюпах «Восток» и «Мирный» лишь в 1831 г. Это первое издание состояло из двух томов без всяких иллюстраций, а все карты и рисунки были собраны в приложенный к нему «Атлас» (19 карт, 13 видов. 2 вида ледяных островов и 30 различных рисунков, изображающих различных животных, птиц и рыб и др.).

Вся дальнейшая служба Ф. Ф. Беллинсгаузена протекала почти в непрерывных плаваниях, строевой и боевой службе и на высших командных должностях. В 1821-1827 гг. мы видим его командующим отрядом судов в Средиземном море. В 1828 г., будучи контр-адмиралом и командиром гвардейского экипажа, он вместе с последним выступил из Петербурга сухим путем и прошел на Дунай для участия в войне с Турцией. На Черном море он играл руководящую роль в осаде турецкой крепости Варны, а затем, имея свой контр-адмиральский флаг на кораблях «Пармен» и «Париж», и во взятии этой крепости, а также ряда других городов и крепостей. В 1831 г. уже вице-адмиралом Ф. Ф. Беллинсгаузен является командиром 2-й флотской дивизии и ежегодно с нею крейсирует в Балтийском море.

В 1839 г. начинается последний этап его жизненного пути и служебной карьеры: он назначается на высший строевой пост на Балтийском море – главного командира Кронштадтского порта и кронштадтского военного губернатора. Эта должность совмещалась с ежегодным назначением командующим Балтийским флотом на время его летних плаваний и до самой своей смерти (в возрасте 73 лет) Ф. Ф. Беллинсгаузен продолжал выходы в море для боевой подготовки вверенного ему флота.

Как главный командир Кронштадтского порта, адмирал (с 1843 г.) Ф. Ф. Беллинсгаузен принял исключительно большое участие в строительстве новых гранитных гаваней, доков, гранитных фортов, готовя балтийскую твердыню к отпору вражеского нашествия, точно так же как подобную же задачу выполнял его прежний соплаватель адмирал М. П. Лазарев на юге – в Севастополе. Ф. Ф. Беллинсгаузен усердно тренировал свой флот и для улучшения качества артиллерийской стрельбы разработал и вычислил специальные таблицы, изданные под названием «О прицеливании артиллерийских орудий на море». Как уже отмечалось, Ф. Ф. Беллинсгаузен был прекрасным моряком и до конца дней своих умело обучал своих командиров в маневрировании и эволюциях. Современники, участвовавшие в этих эволюциях, давали ему аттестацию «мастера своего дела», а присутствовавший на морских маневрах 1846 г. шведский адмирал Норденшельд воскликнул: «Я держу пари с кем угодно, что этих эволюций не сделает ни единый флот в Европе». К чести старого адмирала нужно сказать, что он высоко ценил смелость и инициативу молодых командиров, и когда (в 1833 г.) во время осеннего плавания в устье Финского залива в бурную осеннюю ночь командир фрегата «Паллада», будущий прославленный флотоводец П. С. Нахимов, поднял своему адмиралу сигнал «флот идет к опасности», последний беспрекословно изменил курс кильватерной колонны, благодаря чему эскадра была спасена от аварии на камнях.

Ф. Ф. Беллинсгаузен всю жизнь интересовался географическими вопросами, перечитывал все описания кругосветных плаваний и переносил на свою карту все новые открытия. Его имя значится среди первых избранных действительных членов Русского географического общества.

В бытность свою главным командиром в Кронштадте он проявлял много забот о подъеме культурного уровня морских офицеров; в частности, он был основателем одной из крупнейших русских библиотек того времени – Кронштадтской морской библиотеки. Его большому практическому опыту во многом обязаны своим успехом русские кругосветные экспедиции того периода, когда ему было подведомственно их снаряжение в Кронштадте.

Занимался Ф. Ф. Беллинсгаузен и корабельною архитектурою: при капитальном ремонте кораблей в Кронштадте улучшались их обводы, а сам он являлся автором проекта большой военной шхуны «Вихрь», для которой он сам сделал все чертежи и вычисления.

Для Ф. Ф. Беллинсгаузена характерна его гуманность по отношению к матросскому составу и постоянная забота о нем. В Кронштадте он значительно улучшил бытовые условия команд постройкой казарм, устройством госпиталей, озеленением города; особенно много им сделано было для улучшения питания матросов в смысле увеличения мясного пайка и широкого развития огородов для снабжения их овощами. После смерти адмирала на его письменном столе нашли записку следующего содержания: «Кронштадт надо обсадить такими деревьями, которые цвели бы прежде, чем флот пойдет в море, дабы на долю матроса досталась частица летнего древесного запаха».

Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен умер 25 января 1852 г. в Кронштадте и здесь же похоронен. В 1870 г. в Кронштадте в память Ф. Ф. Беллинсгаузена был установлен памятник. Впоследствии именем Ф. Ф. Беллинсгаузена были названы следующие географические объекты: 1) Море Беллинсгаузена – в Антарктике, в районе открытых русской экспедицией острова Петра I и Земли Александра I, и 2) остров Беллинсгаузена – в группе Южных Сэндвичевых островов. Беллинсгаузен оставил заметный след в истории русского флота и высоко поднял мировой авторитет русских мореплавателей и русской океанографической и гидрографической науки своим замечательным плаванием к берегам Антарктиды.

Список литературы

  1. Шведе Е. Е. Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен / Е. Е. Шведе // Люди русской науки. Очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники. Геология и география. – Москва: Государственное изд-во физико-математической литературы, 1962. – С. 419-431.

    - (1778 1852), русский мореплаватель, адмирал (1843). Участник 1 го российского кругосветного плавания 1803 06. В 1819 21 руководитель 1 й российской антарктической (кругосветной) экспедицией на шлюпах «Восток» (см. ВОСТОК (шлюп)) и «Мирный» (см.… … Энциклопедический словарь

    - (1778 1852) российский мореплаватель, адмирал (1843). Участник 1 го российского кругосветного плавания 1803 06. В 1819 21 руководитель 1 й российской антарктической (кругосветной) экспедицией на шлюпах Восток и Мирный, открывшей в январе 1820… … Большой Энциклопедический словарь

    Русский мореплаватель, адмирал. Учился в Морском кадетском корпусе в Кронштадте. В 1803‒06 участвовал в 1 м русском кругосветном плавании на корабле «Надежда»… … Большая советская энциклопедия

    Беллинсгаузен (Фаддей Фаддеевич) знаменитый русский мореплаватель, родился 18 августа 1779 г. на о. Эзеле, умер 13 января 1852 г. в Кронштадте. Воспитывался в морском кадетском корпусе, участвовал в первом кругосветном плавании русских судов в… … Биографический словарь

    - (1778—1852), мореплаватель, адмирал (1843). В 1797 окончил Морской кадетский корпус (ныне в здании Высшее военно морское училище имени М. В. Фрунзе; мемориальная доска); служил на Балтийском флоте. В 1803—06 участник 1 го русского… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    - (1778 1852), мореплаватель, адмирал (1843). В 1797 окончил Морской кадетский корпус (ныне в здании Высшее военно морское училище имени М. В. Фрунзе; мемориальная доска); служил на Балтийском флоте. В 1803 06 участник 1 го русского… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич - (Фабиан Готлиб) (1778 1852) мореплаватель, иссл. Тихого океана и Антарктики, адм. (1843), один из чл. учредителей Рус. геогр. об ва. Род. на о. Эзель (ныне о. Сааремаа, Эстония). Окончил Мор. корпус (1797). В 1803 06 принимал участие в первом рус … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    БЕЛЛИНСГА/УЗЕН Фаддей Фаддеевич (1779 1852) российский мореплаватель, адмирал (1839). Окончил Морской корпус (1797), служил на кораблях БФ. В 1803 1806 гг. участвовал в первом российском кругосветном плавании на шлюпе Надежда под командованием… … Морской биографический словарь

    - … Википедия

    Беллинсгаузен, Фаддей Фаддеевич - БЕЛЛИНСГАУЗЕНЪ, Ѳаддей Ѳаддеевичъ, адмиралъ, изслѣдователь Антарктическаго океана. Род. въ 1779 г., сконч. въ 1852 г., на 73 мъ году жизни, въ г. Кронштадтѣ. Еще молодымъ мичманомъ отправился въ первую русскую кругосвѣтную экспедицію на фрегатѣ… … Военная энциклопедия

Книги

  • На шлюпах "Восток" и" Мирный" к Южному полюсу. Первая русская антарктическая экспедиция , Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич. В 1819-1821 годах автор руководил первой российской кругосветной антарктической экспедицией. За 751 день плавания была открыта Антарктида - континент-загадка, в самом существовании которого…
  • На шлюпах&171;Восток&187;и&171;Мирный&187;к Южному полюсу. Первая русская антарктическая экспедиция , Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич. В 1819-1821 годах автор руководил первой российской кругосветной антарктической экспедицией. За 751 день плавания была открыта Антарктида континент-загадка, в самом существовании которого…
О существовании в южных широтах большого материка догадывались еще средневековые географы (рисовавшие Антарктиду без ледяного покрова).

Карта мира Герарда Меркатора. 1569 год


Карта Антарктиды Оронтеуса Финиуса. 1531 год.

Во второй половине XVIII века английский мореплаватель Джеймс Кук несколько раз пытался достичь его.

Однако после безуспешных попыток преодолеть сплошные льды Кук оповестил весь мир, что он «неоспоримо опроверг возможность существования материка в южном океане».

Экспедиции Кука

Оспорить столь авторитетное мнение решились нескоро. И сделали это русские моряки. В начале 1819 года император Александр I одобрил план экспедиции к Антарктиде. Для путешествия были подготовлены два шлюпа «Восток» и «Мирный» (под командованием М.П. Лазарева). Возглавил экспедицию капитан 2-го ранга Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен.

Это был выходец из балтийских немцев, жителей острова Сааремаа. Море манило его к себе с раннего детства. «Я родился среди моря, — говорил он. — Как рыба не может жить без воды, так и я не могу жить без моря». В 1789 году, 20-ти лет от роду, он поступил в Морской кадетский корпус в Кронштадте. После его окончания в 1797-м шесть лет плавал по Балтике на судах Ревельской эскадры.

В 1803-1806 годах молодым мичманом он принял участие в первом кругосветном путешествии русского флота под командованием Крузенштерна. Это плавание стало отличной школой для молодого офицера, который продолжил службу на кораблях Балтийской и Черноморской эскадр.

При подготовке новой кругосветной экспедиции Крузенштерн рекомендовал в качестве ее руководителя капитана 2-го ранга Беллинсгаузена: «Наш флот, конечно, богат предприимчивыми и искусными офицерами, однако из всех оных, коих я знаю, не может никто, кроме Головнина, сравняться с Беллинсгаузеном».

Команды «Востока» и «Мирного» были укомплектованы русскими моряками. «Мне советовали принять несколько и иностранных матросов, — вспоминал Беллинсгаузен, — но я, зная преимущественные свойства российских, коих даже и английским предпочитаю, совету сему последовать не согласился. На обоих кораблях, кроме ученых Горнера, Тилезиуса и Либанда, в путешествии нашем ни одного иностранца не было».

Шлюп "Мирный" и его командир лейтенант М.П. Лазарев

Шлюп "Восток" и его командир капитан 2-го ранга Ф.Ф. Беллинсгаузен. Источник http://www.pretich2005.narod.ru

Морское министерство поставило перед экспедицией научную задачу: «открыть Антарктический полюс с целью приобретения полнейших познаний о нашем земном шаре». В июле 1819 года «Восток» и «Мирный» вышли из Кронштадта и 3 января 1820 года подошли к Южному Туле — самому южному из открытых Куком островов. Обилие айсбергов наводило на мысль, что ледовый материк совсем близко. Русские моряки трижды за это антарктическое лето пересекали Южный полярный круг, но, подобно Куку, так и не смогли прорваться за гигантские льдины.

В ноябре 1820 года, с началом антарктической весны, Беллинсгаузен вновь повел свои корабли сквозь айсберги. В середине декабря они выдержали жестокую бурю. «Порывы ветра набегали ужасные, — вспоминал Беллинсгаузен, — волны подымались в горы». Наконец, 15 января 1821 года, в ясный солнечный день, с кораблей увидели вдалеке большую землю. Беллинсгаузен назвал ее «Берегом Александра I». Благодаря беспримерному мужеству русских моряков на картах мира появились первые реальные контуры ледового материка.

Источник http://www.pretich2005.narod.ru

По возвращении из плавания Беллинсгаузен в 1826 году возглавил флотилию в Средиземном море, участвовал в осаде и штурме Варны. В 1831−1838 годах руководил флотской дивизией на Балтике, с 1839 года и до кончины был военным губернатором Кронштадта, а на время летних плаваний ежегодно назначался командующим Балтфлотом. В 1843 году получил звание адмирала. Беллинсгаузен многое сделал для укрепления и благоустройства Кронштадта; основал морскую библиотеку. В 1845 году Ф.Ф. Беллинсгаузен был избран действительным членом Русского Географического общества. В 1848 году он был назначен почетным членом Морского ученого комитета.

Ф.Ф. Беллинсгаузен умер 25 января 1852 года.
В 1869 году ему воздвигли памятник в Кронштадте.

P.S.
Путешествие Ф.Ф. Беллинсгаузена в Антарктиду описано в его книге «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819−1821 гг., совершенные на шлюпах "Восток" и "Мирный"», которая впервые была издана в 1831 году, через 10 лет после окончания экспедиции.

БЕЛЛИНСГАУЗЕН, ФАДДЕЙ ФАДДЕЕВИЧ (1778–1852), российский военно-морской деятель, мореплаватель, адмирал (1843), первооткрыватель Антарктиды.
Родился на острове Эзель (ныне – остров Сааремаа, Эстония) 9 сентября 1778 в семье остзейских дворян. С детства мечтал стать моряком, написав о себе: «Я родился среди моря; как рыба не может жить без воды, так и я не могу жить без моря».
В 1789 поступил в Кронштадтский морской кадетский корпус. Стал гардемарином и в 1796 совершил плавание к берегам Англии. Успешно ходил по Балтике на судах Ревельской эскадры, в 1797 произведен в мичманы (первый офицерский чин). Любовь к наукам была замечена командиром Кронштадтского порта, рекомендовавшим Беллинсгаузена И.Ф.Крузенштерну.
В 1803–1806 Беллинсгаузен служил на корабле «Надежда», участвовавшем в экспедиции Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского, которая совершила первое русское кругосветное плавание. В этом путешествии им были составлены и выполнены графически почти все карты, вошедшие в Атлас к путешествию вокруг света капитана И.Ф.Крузенштерна.
В 1810–1819 командовал корветом и фрегатом на Балтийском и Черном морях, где также проводил картографические и астрономические исследования.
При подготовке новой кругосветной экспедиции Крузенштерн рекомендовал в качестве ее руководителя ставшего уже капитаном 2-го ранга Беллинсгаузена: «Наш флот, конечно, богат предприимчивыми и искусными офицерами, однако из всех оных, коих я знаю, не может никто, кроме Головнина, сравняться с ним». В начале 1819 Беллинсгаузен был назначен «начальником экспедиции для поисков шестого континента», организованной с одобрения Александра I.
В июне 1819 шлюпы «Восток» под командованием Беллинсгаузена и «Мирный» под командованием молодого морского лейтенанта М.П.Лазарева покинули Кронштадт. 2 ноября экспедиция прибыла в Рио-де-Жанейро. Оттуда Беллинсгаузен направился на юг. Обогнув юго-западный берег острова Новой Георгии, открытого Куком (около 56 градусов южной широты), он осмотрел южные Сандвичевы острова. 16 января 1820 корабли Беллинсгаузена и Лазарева в районе Берега Принцессы Марты подошли к неизвестному «льдинному материку». Этим днем датируется открытие Антарктиды. Еще трижды в это лето экспедиция исследовала прибрежный шельф открытого шестого континента, несколько раз пересекая Южный полярный круг. В начале февраля 1820 корабли приблизились к Берегу Принцессы Астрид, но из-за снежной непогоды не смогли его хорошо рассмотреть.
В марте 1820, когда плавание у берегов материка из-за скопления льдов стало невозможным, оба корабля разными путями направились к Австралии и встретились в порту Джексон (ныне – Сидней). Из него отправились в Тихий океан, где в архипелаге Туамоту открыли 29 островов, коих и назвали в честь видных русских военных и государственных деятелей.
В сентябре 1820 Беллинсгаузен вернулся в Сидней, откуда вновь направился для исследования Антарктиды в части Западного полушария.
В январе 1823 им был открыт остров Петра I и берег, названный Берегом Александра I. Далее экспедиция достигла группы Южных Шетландских островов, где была открыта и исследована новая группа островов, названная в честь крупных сражений Отечественной войны 1812 (Бородино, Смоленск и пр.), а также именами видных морских деятелей России. В конце июля 1821 экспедиция вернулась в Кронштадт, проделав за два года путь в 50 тыс. миль и проведя обширные гидрографические и климатические исследования. С собой она привезла ценные ботанические, зоологические и этнографические коллекции. Успех экспедиции во многом определялся незаурядной личностью руководителя путешествия. Он блистательно владел пером и ярко описал в дневнике и свои научные открытия, и обычаи встреченных им народов. Его книга «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819–1821, совершенные на шлюпах «Восток» и «Мирный» разбудила во многих будущих исследователях Антарктиды страсть к путешествиям.
Экспедиция Беллинсгаузена по сей день считается одной из труднейших: знаменитый Кук, первый достигший южнополярных льдов в 70 годах 18 в., столкнувшись с ними, даже считал, что далее двигаться невозможно. Спустя почти полвека после экспедиции Кука, Беллинсгаузен доказал неточность его утверждения и прошел к Антарктиде на двух небольших парусных судах, не приспособленных для плавания во льдах.
После экспедиции Беллинсгаузену было присвоено звание контр-адмирала. Два года он командовал флотским экипажем, три года занимал штабные должности, в 1826 возглавил флотилию в Средиземном море. Участвуя в турецкой кампании 1828–1829, был среди осаждавших и бравших с моря крепость Варну. После командовал дивизией Балтийского флота. В 1839 был назначен военным губернатором Кронштадта, главным командиром Кронштадтского порта. На этом посту он сделал немало для порта, основал морскую библиотеку, а к концу жизни дослужился до ордена Владимира I степени и звания адмирала. В личном общении был доброжелателен, в экстремальных ситуациях хладнокровен. Он поздно женился, но имел четырех дочерей
В 11 мая 1852 умер и был похоронен в Кронштадте, в 1870 там ему воздвигли памятник. Именем Беллинсгаузена названы море и остров в Тихом океане, мыс на острове Сахалин, остров в Атлантическом океане, шельфовый ледник Антарктиды, а также открытая 22 февраля 1968 на юго-западной оконечности Антарктиды – мысе Файдлс (62°12| ю.ш., 58°56| з.д.) – научная станция в группе Южных Шетландских островов. Это была первая советская станция у берегов Западной Антарктиды.