Типы эскалации конфликта. Смотреть что такое "Эскалация" в других словарях. Факторы возникновения "мертвой точки"

Эскалация конфликта – это процесс , определяющий конфликты растут с увеличением их тяжелых последствий в течении определенного промежутка времени . Это могут быть конфликты между группами людей или отдельными персонами при межличностных взаимоотношениях , это также часто применяется при определении эскалации во время боевых действий в тактическом или милитаристическом контексте . В теории систем , метод эскалации конфликта моделируется за счет положительной обратной связи .

Несмотря на то , что слово эскалация употреблялось еще в 1938 году , этот термин стал особо популярен во времена “холодной войны ” из –за двух книги : “На эскалацию ” (Герман Кан , 1965 ) и “Эскалация и ядерный вариант ” (Бернард Броди , 1966 ). В этом контексте , термин упоминается при войне между двумя государствами с применением оружия массового уничтожения .

Эскалация конфликта имеет тактическую роль в военных конфликтах , и часто оформлена с учетом правил участия (прим . ROE – свод действий для вооруженных сил ). Весьма успешные военные тактики пользовались особой формой эскалации конфликта , например , для того чтобы контроль время реакции противника позволяет тактикам , преследовать или заманить в ловушку противника . Наполеон и Гудериан использовали такой подход . Сунь –Цзы применял его в более абстрактной форме .

Континуум силы

В документах “Континиуум cилы ” морских пехотинцев Соединенных Штатов Америки описаны стадии определенные и детализированные описания эскалации конфликта в борьбе типовым объектом :

Первая стадия : Уступчивый (кооператив )

Испытуемый довольно нормально реагирует и слушается устных команд . Физический контакт он избегает .

Вторая стадия : стойкие (пассивный )

Объект противится словесным указаниям , но выполняет приказы сразу после физического взаимодействия . От ближнего боя воздерживается .

Третья стадия : упорный (активный )

Изначально , объект сопротивляется командам физически , но он может быть подчинен при применении особых технологий , которые включают в себя удержание , и аккуратное физическое воздействие , применение болевых приемов , побуждающие к манипуляции и давлению .

Четвертая стадия : агрессивный (физический контакт )

Противник проводит безоружные физические атаки . В ответ применяются оборонительные тактические приемы , в т .ч . блоки , контрудары , повышенные меры соблюдения блокирования контактного боя с использованием различного вида оружия .

Пятая стадия : агрессивен (убойная сила )

Объект обладает оружием и способен к убийству или ранению противника , если не контролируется . Контроль удается восстановить только грубой силой , которая , возможно , требует огнестрельного или другого оружия .

Предупреждение

Одним из основных направлений мировой и конфликтной теории является сдерживание эскалации конфликта или создания мышления , для возможности избегания подобных конфликтов в будущем . Теория ненасильственного разрешения конфликта , однако , предполагает эскалацию конфликта в форме протестов , забастовок или других прямых действий .

Мохандас Ганди , один из основных сторонников методов ненасильственного разрешения конфликта , использует сатьяграха, чтобы продемонстрировать , что :

  • Мирно руководить группой людей с общим делом представляется возможным;
  • Можно достичь целей посредством солидарности , не капитулируя перед жестоким нападением;
  • Его метод обеспечивает взаимную поддержку;
  • Можно отказаться от карательного правосудия.

С помощью этого метода эскалации , Ганди избежал технологических эскалации и показал , что :

  • Группа пришла на основании собственных убеждений , а не с целью применения насилия;
  • Авторитаризм может сдаться , не подвергаясь насилию;
  • Авторитаризм может уйти безопасно;
  • Авторитаризм может передать власть без препятствий , и стать эффективной политической партией.

Кривая эскалации конфликта

Концепция кривой эскалации конфликта разработана Майклом Наглером. Кривая эскалации конфликта предполагает , что интенсивность конфликта прямо связана с тем , как долго продолжается процесс дегуманизации . Другими словами , конфликты перерастают в ту степень , в которой стороны дегуманизируют друг друга (или один участник унижает человеческое достоинство других ).

В зависимости от стадии конфликта , нужен определенный набор ответов . Кривая делит соответствующие ответы на три этапа:

Первый этап: Разрешение конфликтов

На первом этапе никаких серьезных процессов дегуманизации ни произошло ни с одной из сторон . В основном совершаются попытки , чтобы сделать свои взгляды известными , с расчетом на то , что другой может ответить сразу или ответить на урегулирование конфликтов при ненасильственном общении с провокатором . Инструменты , используемые на данном этапе : петиции , демонстрационные протесты , переговоры , посредничество и арбитраж .

Второй этап : Сатьяграха

Эскалация конфликта в сатьяграха , или ненасильственное прямое действие , применяется только тогда, когда разрешение конфликтов было опробовано и другая сторона не убеждена по какой-либо причине, или были опробованы другие инструменты , используемые на первом этапе . Сатьяграха ссылается на то , что Ганди называл “закон страдания “, - который основан на концепции приема на себя , а не причинения страданий , которые присущи ситуации .

Вызов сатьяграха – это способ воздействия на сердце провокатора , а не апелляция только к голове , на первом этапе . Ганди заметил :

“Во мне растет уверенность , что принципиально важны вещи – люди не реагируют одинаково , но должны быть восполнены на их страдания . Если вы хотите сделать что –то действительно важное , вы должны не просто удовлетворять причину , необходимо обратиться к сердцам . Обращение к сердцу приходит от страданий “.

Инструменты , используемые на данном этапе : забастовки , бойкоты , гражданское неповиновение , нарушение приказов .

Третий этап : жертва : последний отдых

Когда интенсивность конфликта дошла до жизни или смерти и когда возникает ходатайство на ненасильственное сопротивление этому, тогда сатьяграха иногда намеренно передагает возможность смерти в качестве последнего средства , чтобы открыть сердце противника . З наменитый “пост до смерти ” Ганди во время индийской борьбы за свободу является этому примером , а также самоотверженная работа активистов , как Кэти Келли , которая неоднократно отправлялась в зоны боевых действий , чтобы разделить судьбу жертв и пробудить их угнетателей, когда все остальные решения не удавались.

Философия третьего этапа заключается в том , что желание рисковать часто можно пробудить упрямством противника , даже если смерть не наступит . Голодание до смерти , например , при противопоставлении с самосожжением , дает противнику шанс отреагировать и спасти жизнь сатьяграха. Самосожжение , возможно , следует рассматривать как крайнюю форму протеста , а не заключительный этап ненасильственного убеждения .

Как использовать кривую эскалацию конфликта

Кривая эскалации конфликта помогает тем , кто имеет ощущение того , где они находятся в конфликте и что они могут дать адекватный ответ ; достижение экстремального метода , например голодания (это третий этап : жертва ) в ситуации, было бы неправильно, когда все имеющиеся средства первого и второго этапа не предпринимались .

Например , в 2003 году президент США Джордж Буш отклонил глобальную антииракскую акцию протеста – крупнейшую акцию протеста со времен Вьетнамской войны. Отсутствие признания Президента требований протестующих , а также его нежелание вести переговоры свидетельствуют о том , что было необходимо быстро перейти к этапу 2 , если он должен был получить какой –либо ответ .

Эскалация, т. е. развитие, - важнейшая стадия динамики кон­фликта, возникающая в его открытый период. Эскалация возни­кает после инцидента, если он не был разрешен мирными спосо­бами. Завершение эскалации предполагает ослабление накала борьбы и переход к стадии завершения. Для этой стадии характер­ны прогрессирующее развитие конфликта, обострение противо­борства, когда действия оппонентов, направленные на причине­ние вреда друг другу, имеют высокую степень активности.

Эскалация конфликта имеет свои признаки.

1. Сужение когнитивной сферы, когда отражение реальности
осуществляется более примитивными способами.

2. Формирование образа врага, который негативно влияет на
адекватное восприятие оппонента, вытесняя его. Образ врага фор­
мируется на основе преобладания негативных оценок оппонен­
та, которые могут складываться еще в предконфликтном периоде.
Образ врага может быть как реальным, так и мнимым, т. е. искусст­
венно придуманным с определенными целями, например с целью
укрепления группового единства. Создание образа врага - одно
из эффективных средств борьбы.

3. Рост эмоционального напряжения, которое может возни­
кать как реакция на различные ситуации или действия врага: уг­
роза причинения ущерба, снижение управляемости и норматив­
ности поведения оппонента, отсутствие возможности реализовать
собственные цели и интересы в необходимом, желаемом объеме
и за желаемое время, явное сопротивление оппонента, отказ
идти на компромисс и т. п.

4. Смена аргументов на конкретные претензии.

5. Формирование иерархии нарушаемых и защищаемых ин­
тересов, их поляризация, когда начинается процесс углубления

1 АнцуповА. Я., ШипиловА. И. Указ. соч. С. 288.


противоречий: интересы оппонентов все больше начинают стал-киваться_и про ТИВО р ечить Д ру Г другу и поэтому разводятся на разные полюсь!. Наданнои стадии (в отличие от предконфликт-ной стадии и стадии инцидента) осуществление интересов одной стороны возможно только за счет игнорирования интересов дру­гой стороны.

6. Демонстр ация СИ лы и угроза ее применения, целями кото­
рой являются Устрашение противника, формирование у него чув­
ства неуверенности, снижение его активности, внесение дезор­
ганизации. Демонстрация силы чаще всего приводит к нарастанию
эмоционального напряжения, вражды, ненависти к противнику,
а также активизации действий противоположной стороны.

7. Непосред ственнО е применение насилия как последнего «ар­
гумента», что является маркером того, что развитие конфликта до­
стигло своей вершины. Насилие может распространяться на со­
вершенно различные сферы человеческой деятельности (эконо­
мическую, политическую, бытовую и др.) и уровни организации
социальной системы (индивид, группа, общность, общество).


8. Потеря Первоначального предмета разногласия, перераста­
ние противоборства из-за определенного объекта в более гло­
бальное, когда первоначальный объект перестает играть столь зна­
чительную роль, как в начале конфликта. Конфликт приобретает
независимость О т тех причин, которые его вызвали.

9. Расширение границ конфликта, когда противоречия ста­
новятся более глубокими, появляются новые точки столкновения,
расширяются территория, пространственно-временные границы
конфликта.

10. Увеличение числа участников конфликта, в связи с чем мо­
жет произойти преобразование межличностного конфликта в меж­
групповой и т. п. Это естественным образом может привести
к изменению Характера, структуры конфликта и, следовательно,
к изменениям в его прогнозах.

Эскалация конфликта имеет свои этапы, которые соотносятся с онтогенезом психики человека, но в обратную сторону, так как обострение конфликта ведет к регрессу сознательной части пси­хики. В эскалации конфликта имеется пять этапов.

На первом и втором этапах происходит рост значимости и важ­ности собственных желаний и устремлений, а также присутству­ет страх потер ять основания для совместного решения возник­шей проблемы. Сигналом к дальнейшему развитию конфликта для одной из сторон служат те меры, которые другая сторона предпринимает с целью изменить позицию противника.

Гретый эта п является собственно началом эскалации. Дис­куссии, которые использовались в качестве средства воздействия на предыдущих этапах, заменяются на конкретные действия. Это­му этапу свойственна парадоксальность ожиданий: обе стороны считают, что смогут изменить позицию оппонента с помощью сво-

Ей твердости. Ведущим становится упрощенный подход к реаль­ности, так как его легче удержать эмоционально. Действитель­ные проблемы конфликта перестают быть важными и значимы­ми, а на первое место выходит интерес к личности противника которая теперь стоит в центре внимания.

Четвертый этап характеризуется еще большим регрессом в функционировании психики. Оппонент не принимает во вни­мание мысли, чувства и положение другого лица - своего про­тивника. Начинает преобладать поляризация взглядов, мнений, деление на «мы» и «они», «плохое - хорошее», «черное - белое»" соответственно отвержению, отрицанию подвергается все, что не является «своим».

На пятом этапе абсолютизируются негативная оценка оппо­нента и позитивная оценка себя. В качестве оправдательных ме­ханизмов своих действий используются священные и высокие идеалы и ценности, убеждения, высшие моральные обязательства. Насилие становится обезличенным, а образ врага приобретает жес­ткость, обесценивается, отрицается наличие у него каких-либо человеческих чувств и позитивных качеств и намерений. То есть происходит глубокий регресс восприятия. При этом внутри груп­пы единомышленников царит согласие и их поведение не отли­чается неадекватностью.

  • 4. Характеристика понятий: «противоречие», «конфликт»
  • 5. Понятие конфликта, его сущность и структура.
  • 6. Позитивные функции конфликта.
  • 7. Негативные функции конфликта.
  • 8.Типология конфликта.
  • 9. Причины конфликта: объективные, субъективные.
  • 10. Характеристика этапов (стадий) развития конфликта.
  • 11. Структурная модель конфликта.
  • 12. Структура конфликта. Объективные и психологические составляющие конфликта.
  • 13. Структура конфликта. Объект, предмет конфликта.
  • 14.Структура конфликта. Прямые и косвенные участники конфликта.
  • 15.Динамика конфликта. Циклический конфликт.
  • 16.Динамика конфликта. Латентная стадия.
  • 17.Динамика конфликта. Инцидент.
  • 18. Динамика конфликта. Причины и формы эскалации конфликта.
  • 19.Динамика конфликта. Постконфликтный период.
  • 20.Ложный конфликт.
  • 21.Стратегии конфликтного: уклонение, уход от конфликта.
  • 22.Стратегии конфликтного: конфронтация, силовое решение.
  • 23.Стратегии конфликтного: сотрудничество.
  • 24.Стратегии конфликтного: уступки, приспособление.
  • 25.Стратегии конфликтного: компромисс.
  • 27.Пути завершения конфликта при вмешательстве третьих лиц.
  • 28.Компромисс и консенсус как способы разрешения конфликтов.
  • 29. Теории механизмов возникновения конфликтов.
  • 30. Конфликты и трансактный анализ.
  • 31. Стратегии поведения личности в конфликте. Двухмерная модель Томаса-Киллмена стратегии поведения в конфликте.
  • 32.Типы конфликтных личностей.
  • 33.Понятие конфликтогена, типология конфликтогенов.
  • 34. Функции третьей стороны в конфликте. Основные задачи посредника.
  • 35. Различные типы посредников.
  • 1.Политический конфликт: понятие и особенности.
  • 2.Классификация политических конфликтов.
  • 3. Причины политических конфликтов.
  • 4. Динамика политических конфликтов.
  • 5.Особенности политического конфликта. (см 1 вопрос)
  • 6. Функции политического конфликта.
  • 7.Политическая провокация как прием политического противоборства.
  • 8. Политический кризис. Типы политических кризисов.
  • 9. Военные способы урегулирования политических конфликтов и их последствия.
  • 10.Пути разрешения политического конфликта.
  • 11. Политический консенсус в системе государственно-общественных отношений.
  • 12. Методы разрешения политического конфликта.
  • 13.«Цветная революция» как метод политической борьбы.
  • 14. Юридический (правовой) конфликт: понятие и особенности.
  • 15. Структура юридического конфликта. Субъект, объект, границы.
  • 16. Стадии юридического (правового) конфликта.
  • 17. Типология юридических конфликтов.
  • 18.Типы конфликтов в нормативном правовом поле.
  • 19. Ложный юридический конфликт.
  • 20.Особенности разрешения конфликтов в области разделения властей.
  • 21. Арбитражный процесс и гражданское судопроизводство как способ урегулирования конфликта интересов.
  • 22. Конфликты, разрешаемые Конституционным Судом Российской Федерации.
  • 23. Конфликты в парламентской практике и способы их разрешения.
  • 24. Особенности судебного разрешения конфликтов.
  • 25. Роль государства в урегулировании юридических конфликтов.
  • 26. Трудовой конфликт: понятие и особенности.
  • 27. Основные причины трудового конфликта.
  • 28. Этапы возникновения трудового конфликта.
  • 29. Принципы рассмотрения трудовых споров.
  • 30. Пути разрешения трудового конфликта.
  • 31. Формы разрешения трудового конфликта.
  • 32.Организационно-управленческий конфликт: понятие и особенности.
  • 33. Роль руководителя в управлении конфликтами.
  • 34.Конфликты между различными структурами организации. Причины конфликтов в звене «руководитель – подчиненный».
  • 35. Этнический конфликт: понятие и особенности.
  • 18. Динамика конфликта. Причины и формы эскалации конфликта.

    Под эскалацией конфликта (от лат. scala - лестница) понимается прогрессирующее во времени развитие конфликта, обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга выше по интенсивности, чем предыдущие. Эскалация конфликта представляет ту его часть, которая начинается с инцидента и заканчивается ослаблением борьбы, переходом к завершению конфликта. Для эскалации конфликта характерны следующие признаки:

      Сужение когнитивной сферы в поведении и деятельности. Отметим, что в ходе эскалации происходит переход к более примитивным формам отражения.

      Вытеснение адекватного восприятия другого образом врага. Образ врага как целостное представление об оппоненте, интегрирующее искаженные и иллюзорные черты, начинает формироваться в ходе латентного периода конфликта в результате восприятия, детерминированного негативными оценками. Пока нет противодействия, пока угрозы не реализованы, образ врага носит очаговый характер. Его можно сравнить со слабо проявленным фотографическим снимком, где изображение нечеткое и бледное. В ходе эскалации образ врага проявляется все более выразительно и постепенно вытесняет объективный образ. О том, что образ врага становится доминирующим в информационной модели конфликтной ситуации, свидетельствуют: недоверие (все, что исходит от врага, – либо плохо, либо, если это разумно, преследует нечестные цели).

      Возложение вины на врага (враг ответствен за все возникшие проблемы и виноват во всем).

      Негативное ожидание (все, что делает враг, он делает с единственной целью – нанести нам вред).

      Отождествление со злом (враг воплощает противоположное тому, что я есть и к чему стремлюсь, он хочет уничтожить то, чем я дорожу, и поэтому должен быть сам уничтожен).

      Представление «нулевой суммы» (все, что выгодно врагу, вредит нам, и наоборот).

      Деиндивидуализация (всякий, кто принадлежит к данной группе, автоматически является нашим врагом).

      Отказ в сочувствии (мы не имеем ничего общего с нашим врагом, никакая информация не сможет побудить нас проявлять к нему гуманные чувства, руководствоваться этическими критериями по отношению к врагу опасно и неблагоразумно). Закреплению образа врага способствуют возрастание негативных эмоций, ожидание деструктивных действий другой стороны, негативные стереотипы и установки, значимость объекта конфликта для личности (группы), длительность конфликта.

      Рост эмоционального напряжения. Возникает как реакция на рост угрозы возможного ущерба, снижение управляемости противоположной стороной, невозможность реализовать свои интересы в желаемом объеме в короткое время, сопротивление оппонента.

      Переход от аргументов к претензиям и личным выпадам. Когда сталкиваются мнения людей, то они обычно стараются их аргументировать. Окружающие, оценивая позицию человека, косвенным образом оценивают и его способность к аргументации. Человек обычно придает значительную лично-стную окраску плодам своего интеллекта. Поэтому критика результатов его интеллектуальной деятельности может быть воспринята как негативная оценка его самого как личности. Критика в этом случае воспринимается как угроза самооценке личности, а попытки защитить себя ведут к смещению предмета конфликта в личностный план.

      Рост иерархического ранга нарушаемых и защищаемых интересови их поляризация. Более интенсивное действие затрагивает более важные интересы другой стороны. Поэтому эскалация конфликта может быть рассмотрена как процесс углубления противоречий, т. е. как процесс роста иерархического ранга нарушаемых интересов. При эскалации интересы оппонентов как бы разводятся на противоположные полюса. Если в предконфликтной ситуации они могли как-то сосуществовать, то при эскалации конфликта существование одних возможно только за счет игнорирования интересов другой стороны.

      Применение насилия. Отличительный признак эскалации конфликта – введение в «бой» последнего из аргументов – насилия.

      Потеря первоначального предмета разногласий. Заключается в том, что противоборство, начавшееся из-за спорного объекта, перерастает в более глобальное столкновение, в ходе которого первоначальный предмет конфликта уже не играет основной роли. Конфликт становится независимым от вызвавших его причин и продолжается после того, как они стали незначимыми.

      Расширение границ конфликта. Происходит генерализация конфликта, т. е. переход к более глубоким противоречиям, возникновению множества разных точек столкновения. Конфликт распространяется на более обширные территории. Происходит расширение его временных и пространственных границ.

      Увеличение числа участников. В ходе эскалации конфликта может происходить «укрупнение» противоборствующих субъектов путем привлечения все большего количества участников. Преобразование межличностного конфликта в межгрупповой, численное увеличение и изменение структур соперничающих групп меняет характер конфликта, расширяя набор применяемых в нем средств.

    Нарастание интенсивности конфликта, расширение его поля и масштабности представляет существенный признак развития конфликта, характеризует его переменные. Любой конфликт может быть более или менее интенсивным. Интенсивность, в основном, есть количественная мера активности противоборствующих сторон. Она измеряется частотой их столкновений, использованием разнообразных средств борьбы, в том числе насильственных, уровнем остроты борьбы.

    Интенсивность противоборства возрастает тем больше, чем выше значение для сторон предмета противоречия и чем сплоченнее противостоящие субъекты вокруг избранных целей борьбы. Интенсивность конфликта, естественно, снижается на стадии его затухания и по мере разрешения. Напротив, она нарастает, если конфликт подавляется или разрешается путем взаимного уничтожения сторон.

    "

    Эскалация конфликта (от лат. scala - лестница) - прогрессирующее во времени развитие конфликта, обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга выше по интенсивности, чем предыдущие. Эскалация конфликта - часть конфликта, которая начинается с инцидента и заканчивается ослаблением борьбы, переходом к завершению конфликта.

    Признаки эскалации конфликта:

    1) сужение когнитивной сферы в поведении и деятельности;

    2) вытеснение образом врага адекватного восприятия другого. Образ врага как целостное представление об оппоненте, интегрирующее искаженные и иллюзорные черты, начинает формироваться в ходе латентного периода конфликта в результате восприятия, детерминированного негативными оценками, Пока нет противодействия, пока угрозы не реализованы, образ врага носит очаговый характер. В ходе эскалации конфликта образ врага проявляется все более выразительно и постепенно вытесняет объективный образ. О том, что образ врага становится доминирующим в информационной модели конфликтной ситуации, свидетельствуют:

    · недоверие - все, что исходит от врага, либо плохо, либо преследует нечестные цели;

    · возложение вины на врага - враг ответствен за все возникшие проблемы и виноват во всем;

    · негативное ожидание - все, что делает враг, он делает с единственной целью - нанести вред;

    · отождествление со злом;

    · представление «нулевой суммы» - все, что выгодно врагу, вредит нам;

    · деиндивидуализация - всякий, кто принадлежит к данной группе, автоматически является нашим врагом;

    · отказ в сочувствии - мы не имеем ничего общего с нашим врагом, никакая информация не сможет побудить нас проявлять к нему гуманные чувства, руководствоваться этическими критериями по отношению к врагу опасно и неблагоразумно.

    Закреплению образа врага способствуют: возрастание негативных эмоций, ожидание деструктивных действий другой стороны, негативные стереотипы и установки, длительность конфликта;

    3) рост эмоционального напряжения. Возникает как реакция на рост угрозы возможного ущерба, снижение управляемости противоположной стороной, невозможность реализовать свои интересы в желаемом объеме в короткое время, сопротивление оппонента;

    4) переход от аргументов к претензиям и личным выпадам. Когда сталкиваются мнения людей, то они обычно стараются их аргументировать. Окружакощие, оценивая позицию человека, косвенным образом оценивают и его склонность к аргументации. Человек придаёт значительную личностную окраску плодам своего интеллекта, и критика результатов его интеллектуальной деятельности может быть воспринята как негативная оценка его самого как личности. Критика в этом случае воспринимается как угроза самооценке личности, а попыли защитить себя ведут к смещению предмета конфликта в личностный план;


    5) рост иерархического ранта нарушаемых и защищаемых интересов и их поляризация. Белее интенсивное действие затрагивает более важные интересы другой стороны. Поэтому эскалация конфликта может быть рассмотрена как процесс углубления противоречий, т.е. как процесс роста иерархического ранга нарушаемых интересов. При эскалации интересы оппонентов как бы разводатся на противоположные полюса. Если в предонфликтной ситуации они могли сосуществовать, то при эскалации конфликта существование одних возможно только за счет игнорирования интересов другой стороны;

    6) применение насилия - отличительный признак эскалации конфликта Агрессия связана с внутренней компенсацией (утраченного престижа, снижения самооценки), возмещением ущерба Физическое насилие и агрессия провоцируются не только уже осуществленной угрозой, но и угрозой потенциальной. Интенсификация физического насилия в конфликте связана с ростом интенсивности взаимных действий, вызванным неадекватным возмездием за деструкцию «я»;

    7) потеря первоначального предмета разногласий - это процесс, когда противоборство, начавшееся из-за спорного объекта, перерастает в более глобальное столкновение, в ходе которого, изначальный предмет конфликта уже не играет основной роли;

    8) расширение границ конфликта. Происходит генерализация конфликта, т.е. переход к более глубоким противоречиям, возникновению множества разных точек столкновения, расширяются временные и пространственные границы конфликта;

    9) ув е ли ч аткяе числа участников В ходе эскалации конфликта может происходить «укрупнение» противоборствующих субьектоя путём привлечения все большего количества участников Преобразование межличностного конфликта в межгрупповой, численное увеличение и изменение структур соперничающих групп ме н яют характер конфликта, рас­ширяя набор применяемых в нём средств.

    Деэскалация конфликта - это снижение напряжённости, затухание конфликта, переход к мирному процессу.

    Мертвая точка конфликта - это процесс остановки конфликта на определённой стадии без изменения ситуации в положительную или отрицательную сторону.

    Под эскалацией конфликта (от лат. scala - лестница) понимается прогрессирующее во времени развитие конфликта, обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга выше по интенсивности, чем предыдущие. Эскалация конфликта представляет ту его часть, которая начинается с инцидента и заканчивается ослаблением борьбы, переходом к завершению конфликта.

    Признаки эскалации

    Сужение когнитивной сферы в поведении и деятельности . Ниже мы рассмотрим более подробно психологический механизм эскалации. Сейчас отметим, что в ходе эскалации происходит переход к более примитивным формам отражения.

    Вытеснение адекватного восприятия другого образом врага . Образ врага как целостное представление об оппоненте, интегрирующее искаженные и иллюзорные черты, начинает формироваться в ходе латентного периода конфликта в результате восприятия, детерминированного негативными оценками. Пока нет противодействия, пока угрозы не реализованы, образ врага носит очаговый характер. Его можно сравнить со слабо проявленным фотографическим снимком, где изображение нечеткое и бледное. В ходе эскалации образ врага проявляется все более выразительно и постепенно вытесняет объективный образ. О том, что образ врага становится доминирующим в информационной модели конфликтной ситуации, свидетельствуют :
    - недоверие (все, что исходит от врага, - либо плохо, либо, если это разумно, преследует нечестные цели); возложение вины на врага (враг ответствен за все возникшие проблемы и виноват во всем);
    - негативное ожидание (все, что делает враг, он делает с единственной целью - нанести нам вред); отождествление со злом (враг воплощает противоположное тому, что я есть и к чему стремлюсь, он хочет уничтожить то, чем я дорожу и поэтому должен быть сам уничтожен);
    - представление «нулевой суммы» (все, что выгодно врагу вредит нам, и наоборот);
    - деиндивидуализация (всякий, кто принадлежит к данной группе, автоматически является нашим врагом); отказ в сочувствии (мы не имеем ничего общего с нашим врагом, никакая информация не сможет побудить нас проявлять к нему гуманные чувства, руководствоваться этическими критериями по отношению к врагу опасно и неблагоразумно). Закреплению образа врага способствуют: возрастание негативных эмоций; ожидание деструктивных действий другой стороны; негативные стереотипы и установки; значимость объекта конфликта для личности (группы); длительность конфликта.

    Рост эмоционального напряжения . Возникает как реакция на рост угрозы возможного ущерба; снижение управляемости противоположной стороной; невозможность реализовать свои интересы в желаемом объеме в короткое время; сопротивление оппонента.

    Переход от аргументов к претензиям и личным выпадам . Когда сталкиваются мнения людей, то они обычно стараются их аргументировать. Окружающие, оценивая позицию человека» косвенным образом оценивают и его способность к аргументации. Человек обычно придает значительную личностную окраску плодам своего интеллекта. Поэтому критика результатов его, интеллектуальной деятельности может быть воспринята как негативная оценка его самого как личности. Критика в этом случае воспринимается как угроза самооценке личности, а попытки защитить себя ведут к смещению предмета конфликта в личностный план.

    Рост иерархического ранга нарушаемых и защищаемых интересов и их поляризация . Более интенсивное действие затрагивает более важные интересы другой стороны. Поэтому эскалация конфликта может быть рассмотрена как процесс углубления противоречий, т. е. как процесс роста иерархического ранга научаемых интересов. При эскалации интересы оппонентов как бы разводятся на противоположные полюса. Если в предконфликтной ситуации они могли как-то сосуществовать, то при эскалации конфликта существование одних возможно только за счет игнорирования интересов другой стороны.

    Применение насилия . Отличительный признак эскалации конфликта - введение в «бой» последнего из аргументов - насилия.

    По мнению С. Кудрявцева, многие насильственные действия обусловлены местью. Исследования агрессии показывают, что она в значительной мере связана с какой-либо внутренней компенсацией (утраченного престижа, снижения самооценки и т.п.), возмещением ущерба. Действия в конфликте могут вызываться стремлением к возмездию за ущерб, причиненный «Я».

    Физическое насилие и агрессия в целом провоцируются не только уже осуществленной угрозой, но и угрозой потенциальной. Поэтому интенсификация физического насилия в конфликте связана с ростом интенсивности взаимных действий, вызванным неадекватным возмездием за деструкцию «Я».

    Потеря первоначального предмета разногласий заключается в том, что противоборство, начавшееся из-за спорного объекта, перерастает в более глобальное столкновение, в ходе которого первоначальный предмет конфликта уже не играет основной роли. Конфликт становится независимым от вызвавших его причин и продолжается после того, как они стали незначимыми (М. Дойч).

    Расширение границ конфликта . Происходит генерализация конфликта, т. е. переход к более глубоким противоречиям, возникновению множества разных точек столкновения. Конфликт Распространяется на более обширные территории. Происходит Расширение его временных и пространственных границ.

    Увеличение числа участников . В ходе эскалации конфликта Может происходить «укрупнение » противоборствующих субъектов путем привлечения все большего количества участников. Преобразование межличностного конфликта в межгрупповой, Численное увеличение и изменение структур соперничающих групп меняет характер конфликта, расширяя набор применяемых в нем средств.

    Внешний план эскалации конфликта может быть описан с помощью теории «симметричного схизмогенеза » (Г. Бейтсон) Схизмогенез - это изменение индивидуального поведения происходящее в результате накопления опыта взаимодействия между индивидами. Различают два варианта схизмогенеза - полнительный и симметричный . Дополнительный имеет место в тех случаях, где взаимодействие строится на основе взаимодополняющих действий, например, настойчивости одного субъекта и уступчивости другого. В ходе взаимодействия все большая настойчивость одного субъекта может вести ко все большей уступчивости другого, и наоборот, и так до разрушения взаимоотношений. Симметричный схизмогенез развивается тогда, когда субъекты используют одинаковые поведенческие модели. На поведение субъекта другой отвечает поведением той же направленности, но более интенсивным и т.д. Результатом также будет разрушение отношений.

    Хотя Г. Бейтсон прямо не связывает симметричный схизмогенез с развитием конфликта, очевидно, что эскалация борьбы происходит именно по такому принципу. Из признания внешнего сходства сторон и «симметричности» развития взаимодействия не следует, что стороны в процессе борьбы преследуют одинаковые цели. Одна сторона может стремиться к изменению сложившегося соотношения позиций, придерживаться наступательной стратегии; другая - пытаться сохранить статус-кво и придерживаться целиком стратегии оборонительной. Очевидно, что более интенсивные наступательные действия с большей вероятностью будут вызывать интенсивную защиту, и наоборот.

    Говоря о внутренних пружинах эскалации конфликта, необходимо обратиться к особенностям эволюции функционирования психики в условиях опасности и угрозы. Теория эволюционной эпистемологии (Г. Вольмер, К. Лоренц) утверждает, что человек, не обладающий специальными органами, способствующими выживанию при нападении или защите (клыками, лапами, копытами и т.д.), выжил благодаря способностям мозга, которые позволяют лучше приспосабливаться к условиям окружающей среды. История развития мозга растягивается на сотни миллионов лет. Продольный разрез человеческого мозга по срединной линии показывает наличие очень древних молодых частей, совокупная деятельность которых определяет способ восприятия мира, а также управляет поведением человека. Архаические механизмы агрессивных и защитных действий по отношению к источнику угрозы в виде своеобразных программ заложены в глубинных слоях промежуточного мозга (он сформировался сотни миллионов лет назад). Они были необходимы для обеспечения выживания на первой, биологической фазе эволюции.

    С начала культурной эволюции человека в противоположность агрессивным и защитным действиям развился интерес к неизвестному. Оценка неизвестного как угрожающего или интересного является продуктом взаимодействия архаических реакций промежуточного мозга и сравнительно недавно обретенных реакций конечного мозга (формировался в последние 3- 4 млн. лет). Если господствуют спонтанные страхи, то сигналы промежуточного мозга подчинят и вытеснят физиологически более слабые процессы конечного мозга. Поэтому сочувствие, терпимость, компромиссное поведение и другие положительные социальные приобретения могут быть не реализованы из-за чувства небезопасности, социального давления, страха и стрессов всех видов, возникающих во время угрозы.

    По мере обострения конфликта происходит регрессия сознательной сферы психики. Данный процесс носит лавинообразный характер, основывающийся на бессознательном и подсознательном уровнях психической деятельности. Он развивается не хаотически, а поэтапно, воспроизводя онтогенез психики, но в противоположную сторону (рис. 19.2).

    Два первых этапа отражают развитие предконфликтной ситуации. Вырастает значимость собственных желаний и аргументов. Возникает страх, что будет утеряна почва Для совместного решения проблемы. Растет психическая напряженность. Меры, принимаемые одной стороной для изменения позиции оппонента, понимаются противоположной СТОРОНОЙ как сигнал к эскалации.

    Третий этап - собственно начало эскалации. Все Надежды сосредоточиваются на действии, заменяющем бес-водные дискуссии. Однако ожидания участников парадоксальны: обе стороны надеются путем нажима и твердостью вызвать перемену позиции оппонента, тогда как никто не готов добровольно уступить. Зрелый, сложный взгляд на реальность жертвуется в пользу упрощенного подхода, который легче поддерживать эмоционально. Действительные проблемы конфликта теряют значимость, тогда как личность противника оказывается в центре внимания.

    На четвертом этапе функционирование психики регрессирует приблизительно до уровня, соответствующего возрасту 6-8 лет. У человека еще присутствует образ «другого», но он больше не готов считаться с мыслями, чувствами и положением этого «другого ». В эмоциональной сфере начинает доминировать черно-белый подход, т. е. все, что «не я» или «не мы», является плохим, и поэтому отвергается.

    На пятом этапе эскалации явные признаки поступательной регрессии проявляются в форме абсолютизации негативной оценки оппонента и позитивной - себя. На карту ставятся «священные ценности», убеждения и высшие моральные обязательства. Сила и насилие принимают обезличенные формы, восприятие противоположной стороны застывает в жестком образе врага. Враг обесценивается до состояния «вещи и лишается человеческих черт. Однако те же люди способны нормально функционировать внутри своей группы. Из-за этого неопытному наблюдателю трудно принимать во внимание их глубоко регрессировавшее восприятие других, принимая меры по урегулированию конфликта.

    Описанная выше регрессия не является неизбежной для любого человека в любой трудной ситуации социального взаимодействия. Очень многое зависит от воспитания, от усвоения моральных норм и всего того, что называют социальным опытом конструктивного взаимодействия.