Основные экономические системы. Основные типы экономических систем: традиционная, рыночная, командная, смешанная Положительные стороны административно-командной эко-номики

Выберем для классификации два базовых признака:

  1. кто владеет капиталом и землей;
  2. кто принимает решения о распределении ограниченных ресурсов.

Мы получаем возможность выделить четыре основных типа экономических систем:

  1. традиционную;
  2. командную (социализм);
  3. рыночную (капитализм);
  4. смешанную.

Самая древняя из экономических систем - традиционная.

Традиционная экономическая система - способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении племени (общины) или передаются по наследству внутри семьи, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями.

Остатки такого устройства хозяйственной жизни можно и сегодня обнаружить у племен, живущих в глухих уголках планеты (например, у народов Крайнего Севера России). Эта экономическая система отличается самой малой отдачей от использования ограниченных экономических ресурсов и потому обеспечивает живущим в соответствии с ней народам очень низкий уровень благосостояния, а часто и невысокую продолжительность жизни. Напомним, что даже в Европе до начала массового перехода от традиционной экономической системы к системе капиталистической средняя продолжительность жизни составляла около 30 лет, и дело тут было не только в частых войнах:

  • Примитивные технологии
  • Натуральный обмен (бартер)
  • Низкая производительность труда
  • Бедность из поколения в поколение

Как смена экономических систем влияла на численность населения Земли

На протяжении многих тысячелетий увеличение численности населения Земли происходило чрезвычайно медленно; по ориентировочным подсчетам, к концу эпохи неолита (2 тыс. лет до н.э.) оно составляло всего 50 млн.

Через 2 тыс. лет, в начале нашей эры, на Земле насчитывалось уже около 230 млн человек. В I тысячелетии н.э. дальнейший рост численности людей впервые пришел в противоречие с низким уровнем развития производительных сил. Рост населения снова замедлился - за тысячу лет оно возросло лишь на 20%. К 1000 году на Земле жили только 275 млн человек.

За следующие пять веков (к 1500 г.) население планеты возросло менее чем в 2 раза - до 450 млн.

В эпоху зарождения новой экономической системы - капитализма темп роста населения стал более высоким, чем в прежние эпохи. Особенно он возрос в XIX в. - в эпоху расцвета капитализма. Если население Земли в 1650 г. составляло 550 млн человек (рост на 22% за 150 лет), то к 1800 г. - 906 млн (рост на 65% за такой же период), к 1850 г. достигло 1170 млн, а к 1900 г. перевалило за 1,5 млрд (1617 млн).

Заметно более высокие темпы роста населения мира объясняются непрерывным снижением смертности. Показатель же смертности тесно связан с уровнем социально-экономического развития той или иной страны, материальным положением населения и состоянием системы здравоохранения. Процесс снижения смертности впервые наметился в Европе, обогнавшей в развитии другие части света.

Если в современных индустриальных обществах с капиталистической и смешанной экономическими системами средняя продолжительность жизни составляет около 70-75 лет, то в Средние века она никоим образом не превышала 30 лет. Гильом де Сен-Патю, перечисляя свидетелей на процессе канонизации Людовика Святого, называет 40-летнего мужчину «мужем зрелого возраста», а 50-летнего - «человеком преклонных лет».

На смену традиционной со временем пришла рыночная система (капитализм). Эта система базируется на следующем:

  1. праве частной собственности;
  2. частной хозяйственной инициативе;
  3. рыночной организации распределения ограниченных ресурсов общества.

Рыночная система (капитализм) - способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности отдельных лиц, принимающих все хозяйственные решения, а ограниченные ресурсы распределяются с помощью различного рода рынков.

Первая из основ рыночной системы - право частной собственности. Так называют признаваемое и защищаемое законом право отдельного человека:

  • владеть;
  • пользоваться;
  • распоряжаться определенным видом и объемом ограниченных ресурсов (например, участком земли, месторождением угля или фабрикой), а значит, и получать от этого доходы.

Правительство обеспечивает лишь соблюдение хозяйственного законодательства
Частная собственность на капитал
Рынки формируют цены и распределяют ресурсы и блага

Возможность для отдельного человека владеть таким видом производственных ресурсов, как капитал, и получать с его помощью доходы определила другое часто употребляемое название этой экономической системы - капитализм.

Поначалу право частной собственности защищалось только силой оружия, а собственниками были лишь короли и феодалы. Но затем, пройдя долгий путь войн и революций, человечество создало цивилизацию, позволяющую каждому гражданину стать частным собственником.

Второй основой рыночной системы является частная хозяйственная инициатива. Под этим понимается право каждого владельца производственных ресурсов самостоятельно решать, каким образом использовать их для получения дохода.

Третьей основой рыночной системы (капитализма) являются собственно рынки, т.е. определенным образом организованная деятельность по обмену товарами.
Именно рынки выполняют следующие функции:

  • определяют степень успеха той или иной хозяйственной инициативы;
  • формируют в конечном счете величину доходов, которые приносит собственность своим владельцам;
  • обеспечивают распределение ограниченных ресурсов между альтернативными сферами их использования.

При рыночной экономической системе благосостояние каждого определяется тем, насколько успешно он может продать на рынке товар, которым владеет: свою рабочую силу, навыки, изделия рук своих, собственный земельный участок или умение организовывать коммерческие операции. И в идеале тот, кто предложит покупателям товар лучшего качества и на более выгодных условиях, оказывается победителем в борьбе за деньги покупателей и открывает себе дорогу к росту благосостояния.

Такая организация экономической жизни, оказавшись наиболее соответствующей психологии людей, обеспечила резкое ускорение экономического прогресса. Вместе с тем она породила большие различия в уровне благосостояния между теми, у кого была частная собственность, и теми, у кого ее не было. Обнаружились у такой модели экономической системы и другие серьезные недостатки, о которых мы скажем далее. А они породили критику и соответственно попытки создать иную модель экономической системы, лишенную дефектов чистого капитализма, но сохраняющую его основные достоинства.

Итогом попыток сконструировать альтернативную экономическую систему, а также практически реализовать соответствующие научные теории стала командная система, чаще называемая социализмом (от лат. socialis - общественный).

Командная система (социализм) - способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля реально находятся в собственности государства, распределяющего все ограниченные ресурсы.

Рождение этой экономической системы явилось следствием ряда социалистических революций начала XX в., прежде всего в России. Их идеологическим знаменем была теория под названием «марксизм-ленинизм». Ее разработали немецкие политические деятели К. Маркс и Ф. Энгельс, а реализовали на практике в нашей стране руководители коммунистической партии В.И. Ленин и И.В. Сталин.

В соответствии с этой теорией человечество могло бы резко ускорить свой путь к высотам благосостояния и устранить различия в индивидуальном благосостоянии граждан посредством, во-первых, ликвидации частной собственности, передачи всех производственных ресурсов в общую собственность всех граждан страны и, во-вторых, ведения всей хозяйственной деятельности страны на основе единого общеобязательного плана, который разрабатывается высшим руководством на научной основе.

Корни этой теории уходят в эпоху Средневековья, в социальные утопии, но ее практическая реализация пришлась именно на XX в., когда возник, а затем рухнул так называемый социалистический лагерь.

В период расцвета социализма (1950-1980-е гг.) в странах социалистического лагеря жили более трети населения Земли. Так что это, пожалуй, крупнейший экономический эксперимент, который знает история человечества. Эксперимент, который окончился неудачей, несмотря на огромные жертвы нескольких поколений жителей этих стран. Так, только коллективизация - переход на плановые, социалистические методы организации сельского хозяйства - унесла за период с 1930 по 1940 г., согласно ныне опубликованным данным Федеральной службы безопасности Российской Федерации, от 1,8 млн до 2,1 млн жизней крестьян.

Вместе с тем сам факт социалистических революций, равно как и другие события, происходившие в мире экономики на протяжении последних двух веков, показал, что и чисто рыночная система (классический капитализм) несовершенна. И поэтому XX в. стал периодом рождения нового варианта рыночной экономической системы (капитализма) - смешанной экономической системы (социального рыночного хозяйства).

Смешанная экономическая система - способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется рынками при значительном участии государства.

Смешанная система сохраняет в качестве своей основы все элементы рыночной системы (капитализма), но добавляет к ним резкое расширение сферы вмешательства в экономическую жизнь со стороны государства, использующего в числе прочих и командные методы управления. Это значит, что в смешанной экономической системе государство берет на себя решение тех задач, которые рынки либо вообще не могут решить, либо решают не лучшим образом.

При этом основная масса товаров и услуг по-прежнему реализуется через свободные рынки, и государство не пытается заставить всех продавцов и покупателей действовать на основе общеобязательного плана или устанавливать цены на все товары и услуги (рис. 3.3).

В современном мире наиболее близко к чисто рыночной системе (классическому капитализму) стоит ряд стран Азии, Африки и Латинской Америки. Командная система (социализм) до сих пор является основой жизни на Кубе и в Северной Корее, а смешанная экономическая система (в различных ее модификациях) характерна для таких стран, как США, Япония, Великобритания, Швеция, Нидерланды.

Распад социалистического лагеря в конце 1980-х - начале 1990-х гг. и переход народов этих стран к воссозданию разрушенных рыночных механизмов стали доказательствами исторической победы рыночной (а точнее, смешанной) системы над планово-командной. Причем победа эта была достигнута мирным путем, в итоге проигрыша социалистическими странами (с плановой системой) экономического соревнования со странами, где была создана смешанная экономическая система.

Почему же социализм с его командной экономической системой так жестоко обманул ожидания многих народов?
Дело в том, что командная система вовсе не случайно начинается с уничтожения частной собственности. Государство может командовать использованием экономических ресурсов только в том случае, если закон не защищает право частного собственника самостоятельно распоряжаться тем, что ему принадлежит.

Но если никто ничем не владеет, если все ресурсы (факторы производства) объявляются общенародной собственностью, а реально ими полновластно распоряжаются государственные и партийные чиновники, то это чревато очень опасными экономическими последствиями. Доходы людей и фирм перестают зависеть от того, насколько удачно они используют ограниченные ресурсы, насколько результат их труда действительно нужен обществу. Это ведет к нерациональному, бездарному использованию ограниченных ресурсов и замедлению в итоге темпов роста благосостояния людей.

Не будь социалистического эксперимента, Российская Федерация и другие бывшие республики СССР и страны Восточной Европы сегодня не представляли бы собой экономики переходного типа, а были бы высокоразвитыми государствами. Командная система в них во многом уже разрушена, но на ее месте еще не сложилась ни чисто рыночная, ни эффективно работающая смешанная экономическая система.

Движение экономических систем России и стран Восточной Европы к смешанной экономической системе обусловлено тем, что лежащие в основе этой системы рыночные механизмы создают лучшие из известных человечеству (хотя и не абсолютно идеальные) возможности для более рационального использования ограниченных ресурсов. Ведь закон рынка прост: получить нужные тебе блага можно, только предложив в обмен владельцам этих благ нечто, созданное тобой и желанное для них.

Иными словами, рынок заставляет каждого думать об интересах других: иначе его товар может оказаться ненужным, и вместо выгоды получатся одни убытки. Каждый день и продавцы, и покупатели ищут наиболее оптимальный вариант компромисса между своими интересами. На основе такого компромисса и рождаются рыночные цены.

К сожалению, рынок как механизм распределения ограниченных ресурсов при производстве экономических благ тоже не безупречен - он вовсе не обеспечивает идеального решения всех проблем. Вот почему во всем мире постоянно идет поиск способов совершенствования рыночных механизмов. Даже в тех странах, которые избежали социалистических революций и последующих экспериментов с планированием, рыночные процессы начала XXI в. сильно отличаются от способов хозяйствования начала XX в.

Как ни упорядочена, как ни регулируема государством экономическая жизнь в развитых странах мира, ее основой остаются все те же три элемента:

  1. частная собственность;
  2. частная инициатива;
  3. рыночное распределение ограниченных ресурсов.

Именно на рынках проверяются правильность хозяйственных решений производителей товаров и их право на получение прибыли как вознаграждения за усилия. Механизмом формирования такой оценки является сопоставление издержек на производство товаров и рыночных цен, по которым эти товары реально можно продать.

Но как же эти цены формируются? Чтобы найти ответ на этот вопрос, нам надо познакомиться с двумя силами, формирующими рыночные цены: спросом и предложением.

В зависимости от хозяйственного механизма и социального уклада виды экономики подразделяются на такие, как:

  • традиционная;
  • командная;
  • рыночная;
  • смешанная.

Эти типы экономических систем связаны с распределением средств и наличием альтернативных издержек (упущенного дохода). Они используются для формирования хозяйственной деятельности в социуме — обществе людей, координирующих свои действия друг с другом по разработанным правилам.

Традиционный тип экономики

Традиционная система базируется на исторических традициях, которые передаются из поколения в поколение. В современном обществе она применяется в странах со слаборазвитой хозяйственной структурой, в основу которой входит сельское хозяйство, ремесленничество, примитивные формы торговли. Роль государства в экономических отношениях низкая. Регулятором хозяйственных отношений выступают рынки, где приоритет стоит на извлечении собственной выгоды, а не коллективной. Здесь медленно внедряются новые технологии из-за нежелания людей вносить изменения в повседневный уклад жизни. Распределение ресурсов, труда для изготовления благ и его продуктов, базируются на обычаях общины. Например, страны юго-восточной Азии: Афганистан, Бангладеш, Пакистан.

Характерные черты

Традиционная система стабильна. Она практически не имеет производственных издержек, а рабочие имеют мотивацию для коммерческой реализации своего мастерства, что оказывает положительное влияние на качество продукции. Система характеризуется:

  • преобладающим применением ручного труда;
  • использованием природных источников энергии;
  • построением власти на родоплеменных отношениях;
  • небольшим сегментом добывающей промышленности или его отсутствием;
  • эксплуатацией, ограничением прав и свобод низшей прослойки общества.

Система допускает свободный товарооборот, позволяющий обеспечить достойный уровень жизни.

Командный тип экономики

Командная система предусматривает государственную собственность на ресурсы, централизованное планирование, минимальную интенсивность свободных рыночных отношений. Государство решает все — от места размещения предприятия до каналов поставки сырья и сбыта продукта. Властные структуры устанавливают показатели рентабельности, к которым привязывают оплату труда, премии и штрафные санкции. Эта система направлена на:

  • подавление личных свобод граждан;
  • управление, посредством административных распоряжений и системы планирования;
  • государственную форму собственности.

Командный тип экономики в настоящее время используют Вьетнам, Куба, Северная Корея.

Рыночный тип экономики

Рыночная система является гарантом соблюдения условий заключения сделок, невмешательства третьих лиц. Она позволяет свободно выбирать рынки сбыта товара и услуг. Предприниматель самостоятельно выбирает, где закупать сырье, какой продукт производить, кому его реализовать, как использовать полученный доход. Основные признаки:

  • частная собственность;
  • возможность выбора форм деятельности;
  • ценообразование, основанное на спросе и предложении;
  • здоровая конкуренция;
  • ограниченная роль государственных структур.

Этот вид хозяйствования в чистом виде не имеет реальных примеров. Существующие рыночные системы развитых стран основаны на доминировании крупных корпораций. Цены удерживаются на определенном уровне и зависят от политики вендоров, что позволяет отклоняться от модели совершенной конкуренции.

Смешанный тип экономики

Смешанная экономика позволяет совмещать возможности рыночной и командной систем. Она предполагает совмещение руководящей роли государства и свободы предпринимательской деятельности. В ее основе лежат следующие виды собственности:

  • частная;
  • государственная;
  • муниципальная;
  • коллективная.

Государство осуществляет регулирующую роль, применяя фискальную, антимонопольную и другие виды экономической политики, а производители продукта и услуг имеют право на самостоятельный выбор сферы деятельности. Смешанный вид экономики применяется в Великобритании, Германии и России.

Общество, в котором власть в руках

богатых, все равно лучше общества,

в котором богатыми могут стать

только те, в чьих руках власть.

Фридрих Хайек,

австро-англо-американский экономист.

Плановая экономика учитывает в своих

планах все, кроме экономики.

Кэри Макуильямс,

американская журналистка.

Демократия, разумеется, - скверная штука,

но дело в том, что все другие «штуки» ещё хуже.

Уинстон Черчилль,

британский государственный деятель.

Понятие экономической системы общества, её структура

Греческое слово systema означает целое, составленное из частей.

Впервые экономическую систему рассматривал Адам Смит в 1776 году.

Существуют различные подходы к определению экономической системы, например,

экономическая система – это способ производства, т.е. единство производительных сил и соответствующих им производственных отношений (это марксистский подход);

или это сообщность людей (социум), объединенных общими экономическими интересами;

или это единство человека и общественного производства и др.

Экономическая система – совокупность принципов, правил и законодательно закреплённых норм в стране, определяющих форму и содержание экономических отношений при производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.

Экономическая система общества состоит из элементов, которые находятся во взаимосвязи и взаимодействии. Данные элементы составляют структуру экономической системы.

Структура экономической системы:

ü производительные силы;

ü производственные отношения;

ü система хозяйствования.

Рассмотрим элементы структуры экономической системы.

Производительные силы – совокупность вещественных и личных факторов производства и определённых форм их организации, обеспечивающих взаимодействие и эффективность использования.

Элементы производительных сил:

ü средства производства, т.е. средства труда (то, с помощью чего осуществляется деятельность) и предметы труда (то, на что направлена деятельность).

Структура производительных сил:

ü материальные – совокупность личного и вещественного факторов производства. Средства производства включаются в производство людьми, поэтому главной производительной силой являются люди, обладающие опытом и навыками.

ü духовные – наука как всеобщая производительная сила;

Уровень производительных сил определяется высотой квалификационного, образовательного, культурно-технического уровня работника, степенью развитости технологий, уровнем внедрения научных достижений в производство и др.

Производственные отношения – совокупность отношений, которые складываются между людьми в процессе производства экономических благ, а также отношения людей к средствам производства в процессе их применения для удовлетворения потребностей.


Производственные отношения показывают, в чьей собственности находятся средства производства, каков характер труда (наёмный, свободный), в чьих интересах и как распределяются продукты и доходы.

Субъектами производственных отношений являются трудовые коллективы, индивиды, социальные группы, общество.

Виды производственных отношений:

ü между государствами (международные производственные отношения);

ü между государством и фирмами (предприятиями);

ü между предприятиями;

ü между государством и домашними хозяйствами;

ü внутри предприятия;

ü между предприятиями и домашними хозяйствами.

Любой экономической системе свойственен свой, национальный механизм функционирования. Это и есть система хозяйствования – совокупность органов управления и регулирования экономики конкретной страны, группы стран. Она включает в себя отношения собственности, механизм координации и уровень государственного регулирования.

Типы экономических систем

В истории экономики известны различные методы, подходы к классификации экономических систем. Согласно Карлу Марксу экономические системы разделяются в соответствии с общественно-экономическими формациями: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Обусловлено это уровнем развития производительных сил, который опережает развитие производственных отношений. Противоречия между производительными силами и производственными отношениями могут достигнуть конфликта, в результате чего происходит смена формаций.

В ХХ в. формационный подход к эволюции экономических систем подвергался неоднократной критике. Так, американский экономист, социолог и политический деятель У. Ростоу создал теорию экономического роста, в соответствии с которой экономическую систему любой страны можно отнести к одной из пяти стадий экономического роста: традиционное общество – в основе лежит ручной труд, ручная техника, аграрное производство, низкая производительность труда; переходное общество – развитие науки, техники, ремесел, рынка; экономическая система сдвига – значительный рост капитальных вложений, быстрый рост производительности труда в сельском хозяйстве, развитие инфраструктуры; общество экономической зрелости – быстрый рост производства и его эффективности, развитие всего хозяйства; общество высокого массового потребления – производство начинает работать преимущественно на потребителя, ведущее место занимают отрасли, производящие предметы длительного пользования.

Смена стадий происходит в связи с изменениями в ведущей группе отрасли. Эта его теория получила распространение в 60-е годы ХХ века, в 70-е годы Ростоу предложил дополнить эту теорию еще шестой стадией, которую он назвал «поиском новой жизни».

Близкая теория выдвинута в начале 70-х годов американским социологом Д. Беллом в работе «Приход индустриального общества». Он разделил общество на доиндустриальное (отличается низким уровнем развития), индустриальное (организовано на основе машинно-промышленного производства) и постиндустриальное (характеризуется следующими признаками: центр тяжести перемещается с производства товаров к производству услуг, важную роль играют наука, информация, нововведения, главное место принадлежит специалистам).

Немецкий экономист Б. Гильдебранд в качестве критерия уровня производства использовал меновые отношения и поэтому выделял три исторических типа экономических систем: натуральный, денежный, кредитный.

Современные экономисты, представители экономикса, обычно экономические системы классифицируют по нескольким критериям. Первый из них – собственность на средства производства, второй – способ, при помощи которого координируются экономические решения. Наиболее общепринята классификация, предложенная американским экономистом К.Р. Макконнеллом. Эта классификация основана на решении трех основных проблем экономики.

Перед любой экономической системой стоит три основных проблемы :

- что производить , т.е. какие товары и услуги;

- как производить , т.е. с помощью каких средств производства;

- кто будет потреблять .

В зависимости от того, как общество отвечает на эти основные вопросы, различают типы экономических систем.

Рассмотрим модели экономических систем, предложенные К.Р. Макконнеллом.

Традиционная экономика ответы на основные вопросы даются по традиции, базируясь на обычаях (в племенах Африки, Австралии). В такой экономике технологии традиционны и устойчивы, ассортимент производимых благ почти не меняется. Молодой человек делает то же, что и его отец, а молодая девушка – то же, что и ее мать.

Командная экономика (плановая или централизованная) ответы на все вопросы даются с помощью планов (в СССР, странах Восточной Европы, Китае, на Кубе), характерна общественная собственность на средства производства.

Рыночная экономика (чистый капитализм) ответы на все вопросы даются с помощью действия рыночных механизмов, присуща частная собственность на средства производства. Но рыночной экономики в чистом виде нет, т.к. чистый капитализм предполагает невмешательство государства в дела экономики, а этого нет нигде в мире.

В странах Западной Европы, Америке смешанная экономика.

Смешанная экономика – экономика, в которой наряду с действием рыночных механизмов есть вмешательство государства в дела экономики, есть различные формы собственности.

Можно выделить различные виды смешанной экономики: например, плановый капитализм, т.е. экономика, в которой наряду с действием рыночных механизмов есть планирование, активное вмешательство государства в дела экономики (например, Япония, Франция).

Рыночный социализм (или социально ориентированная рыночная экономика) – экономика, в которой наряду с действием рыночных механизмов есть вмешательство государства в дела экономики и активное воздействие на социально-экономические процессы (например, Швеция, Германия). В Германии, например, действует принцип: «Как можно меньше государства, насколько это возможно, и столько государства, насколько это нужно». В странах с рыночным социализмом действует разветвлённая сеть социальной защиты: выплаты заболевшим, инвалидам, безработным, помощь тем, кто пострадал от банкротства предприятий, пособия на детей, малоимущим и др.

В настоящее время еще выделяют страны с переходной экономикой. Переходный период это время перехода от одной системы к другой.

Рассмотрим более подробно командную и рыночную экономики.

Основные черты командной системы:

ü господство общественной или государственной собственности на средства производства;

ü диктатура Госплана в экономике;

ü административные методы управления экономикой;

ü финансовая диктатура государства.

Основные плюсы :

ü более стабильная экономика;

ü больше уверенности людей в будущем;

ü полная занятость;

ü меньше неравенства в обществе;

ü гарантия минимального жизнеобеспечения всем.

Основные минусы:

ü неудовлетворительная работа госсобственности (она плохо использовалась, техника не обновлялась годами, развито воровство, бесхозяйственность);

ü нет стимулов к усердному труду (нет стимулов к усердному труду, отлынивание от работы, ибо, как говорил А.С. Пушкин «человеческая натура ленива (русская природа в особенности»);

ü безответственность, безынициативность работников (существовала даже поговорка: «Инициатива бьёт инициатора по голове»);

ü неэффективность экономики и всеобщие дефициты;

ü диктат производителей над потребителями (производилось то, что былозапланировано в Госплане, а не то, что нужно было народу);

ü низкий уровень жизни народа.

Опыт ни одного десятка лет показал, что командная экономика оказалась несостоятельной, т.к. «сознательные порядки» (по выражению австро-англо-американского экономиста Фридриха фон Хайека), т.е. заданные сверху, противоестественны для развивающихся, многосложных систем. В.И.Ленин писал о коммунизме: «всё общество будет одной конторой, одной фабрикой». Но нельзя создать желаемый порядок «как мозаику из понравившихся кусочков». Салтыков-Щедрин сказал: «одной распорядительностью никого накормить нельзя».

Рыночная экономика – это хозяйственная система, основанная на добровольном сотрудничестве индивидов, на прямых связях между производителями и потребителями через свободную куплю-продажу товаров. Такой взаимообмен «даёт людям то, что они хотят, а не то, что они должны хотеть по разумению какой-то группы» (по словам Мильтона Фридмана – американского экономиста, сторонника либерализма или неоклассицизма).

Основные черты рыночной экономики:

ü частная собственность на средства производства;

ü свобода и материальная ответственность предпринимателей (каждый человек может заняться любым законным видом деятельности, сам решает, что, как и для кого производить, «сам куёт своё счастье», сам несёт материальную ответственность за результаты своей деятельности). Например, американские табачные фабрики вынуждены выплатить многомиллионные средства жертвам курения за то, что недостаточно предупреждали о смертельной опасности своей продукции, о высокой вероятности поражения курильщиков различным заболеваниям. Или выплата миллионного штрафа фирмой, производящей микроволновые печи, бабушке, которая по незнанию высушила свою любимую собачку в такой печи);

ü свобода выбора экономических партнёров (каждый производитель, потребитель вправе сам выбирать своих экономических партнёров, причём, благодаря большому разнообразию продуктов, решающее слово принадлежит потребителю. Именно его выбор, в конечном счёте, определяет, что производить и сколько. Как образно выразился Мильтон Фридман, «каждый может проголосовать за цвет своего галстука»);

ü личная выгода участников экономических связей (она является лучшим стимулятором человеческой инициативности, изобретательности, активности. Адам Смит писал о ней: «Человек постоянно нуждается в помощи своих ближних, и тщетно будет он ожидать ее лишь от их расположения. Он скорее достигнет своей цели, если обратится к их эгоизму и сумеет показать им, что в их собственных интересах сделать для него то, что он требует от них… Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь, что тебе нужно, - таков смысл всякого подобного предложения. Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обращаемся не к гуманности, а к эгоизму, и никогда не говорим им об наших нуждах, а об их выгодах».);

ü саморегулирование экономики под воздействием рыночных факторов (свободно складывающихся цен, конкуренции, взаимодействия спроса и предложения и др.);

ü минимум вмешательства государства в дела экономики (чем меньше вмешательство государства в экономику, тем меньше помех для рыночной саморегуляции. Как сказал Егор Гайдар: от соотношения сил государства и бизнеса в экономике зависит уровень преступности в обществе, потому что чиновник всегда потенциально более криминогенен, чем бизнесмен. «Бизнесмен может обогащаться честно, только бы не мешали. Чиновник может обогащаться только бесчестно»);

Основные достоинства:

ü стимулирует высокую эффективность и предприимчивость;

ü отторгает неэффективное и ненужное производство;

ü распределяет доходы по результатам труда;

ü даёт больше прав и возможностей потребителям;

ü не требует большого аппарата управления.

Основные минусы:

ü усиливает неравенство в обществе (частная собственность позволяет отдельным гражданам накапливать огромные богатства и не обязательно своим трудом);

ü вызывает большую нестабильность в обществе (ей свойственны подъёмы и спады, периодические обострения проблем безработицы, инфляции, снижения жизненного уровня людей и др.);

ü не интересует бесприбыльное производство (производителей не интересуют такие проблемы, как всеобщее образование и здравоохранение, безопасность страны, охрана общественного порядка, освещение улиц и др., т.к. это не приносит прибыли);

ü безразлична к ущербу, который может нанести бизнес человеку и природе.

Рыночная экономика отличается тем, что в ней «спонтанные порядки», которые складываются без чьего-либо замысла в живом, стихийном процессе взаимодействия тысяч людей. Рынок никто не придумывал и не строил, он складывался веками, усиливал и развивал только те социальные институты, которые прошли естественный отбор, проверку опытом и временем. Рыночная экономика – это экономика, в которой «человек зависит только от самого себя, а не от милости сильных мира сего» (Фридрих фон Хайек). Он же сказал: «общество, в котором власть в руках богатых, всё равно лучше, чем общество, в котором богатыми могут стать лишь те, в чьих руках власть».

Собственность в экономической системе

Значение отношений собственности в жизни людей трудно переоценить. Гегель называл их той осью, «вокруг которой вращается всё законодательство и с которой, так или иначе, соотносится большая часть права граждан». Именно отношения собственности определяют реальную власть в обществе: кто командует производством и как распределяется произведённый продукт. От них во многом зависят материальное благосостояние, свобода и независимость человека. В повседневном общении собственностью называют имущество, т.е. совокупность вещей, ценностей, которыми владеет человек, предприятие, общество.

Между тем, имущество - это лишь часть объектов собственности.

Собственность - это объективно возникающая и юридически закреплённая совокупность отношений между людьми по поводу присвоения жизненных благ в процессе их производства, распределения, обмена, потребления.

Собственность - экономическая основа системы общества, её главный элемент . Она обуславливает экономический способ соединения работника со средствами производства, цель функционирования и развития экономической системы, социальную структуру общества и т.д.

Существуют два разных подхода к собственности в марксистской и западной экономической теории. Согласно марксизму : собственность занимает основное место в том или ином способе производства, и их смена осуществляется в соответствии со сменой господствующих форм собственности, главное зло капитализма - в существовании частной собственности. Поэтому реформирование капиталистического общества он связывал с заменой частной собственности общественной.

В западной экономической теории понятие собственности связывается с ограниченностью ресурсов по сравнению с потребностью в них. Это противоречие разрешается путём исключения доступа к ресурсам, что и обеспечивает собственность.

Для бизнеса ключевое значение имеют отношения собственности на средства производства . Эти отношения очень сложны и многогранны, но в них можно выделить три момента:


Рис.3. Структура отношений собственности

Рассмотрим каждый из моментов:

Присвоение средств производства – это установленное и юридически закреплённое право различных объектов быть собственником соответствующих средств производства, а именно владеть ими, пользоваться и распоряжаться.

Владение это юридически узаконенное право субъекта собственности самостоятельно и в своих интересах решать задачи применения объектов собственности, которые находятся в его власти; распоряжение т.е. управление, хозяйствование, пользование – т.е. присвоения полезных свойств блага, отчуждения – т.е. действия, связанные с передачей прав собственности (дарение, наследство, залог и т. д.).

Отношения хозяйственного использования возникают тогда, когда собственник данных средств сам их не применяет, а сдаёт во временное владение и пользование другим лицам или организациям, оставляя за собой право распоряжаться.

Отношения экономической реализации собственности возникают, когда используемые средства производства приносят их собственнику доход.

Таким образом, собственность рассматривается как право контролировать использование определённых ресурсов и распределять возникающие при этом затраты и выгоды. Объектом изучения, поэтому является поведенческие отношения между людьми, санкционированные законами, распоряжениями, традициями, обычаями общества, которые возникают в связи с существованием и использованием благ.

Экономическая теория выделяет субъекты и объекты собственности.

Субъекты - этоюридические и физические лица, между которыми возникают отношения собственности. Их можно объединить в три большие группы:

ü частные лица

ü коллективы

ü общество (государство)

Частными лицами выступают, как правило, отдельные физические лица, которым принадлежит собственность. Коллектив – это объединение людей, которым принадлежит собственность. Общество является самым крупным субъектом собственности, оно управляет и распоряжается имуществом, принадлежащим гражданам данной страны.

Объекты это то, по поводу чего складываются отношения собственности . К ним относятся средства производства, предметы потребления, ресурсы, рабочая сила.

Состав объектов собственности может изменяться. Изменяется он под воздействием НТР, развития производительных сил. Вместе с тем как бы не менялись объекты собственности, среди них всегда можно выделить главные, ключевые, обладание которыми дает реальную экономическую власть. К ним относятся средства производства. Их владелец и является реальным хозяином производства и его результатов.

Виды собственности можно различать по двум основным линиям: по субъектам (кто владеет) и по объектам (чем владеет).

В зависимости от того, кто является субъектом собственности , выделяют различные типы собственности. Важнейшими из них (по Конституции Республики Беларусь ст. № 13 и Гражданскому кодексу Республики Беларусь ст. №213) являются государственнаяи частная собственность.

Частная собственность тип собственности, при котором исключительное право на владение, распоряжение и пользование объектом собственности и получение дохода имеет частное лицо.

Характерным признаком её является то, что она может передаваться по наследству.

Частная собственность имеет две формы в зависимости от субъектов собственности:

ü собственность самих граждан;

ü собственность юридических лиц (предприятий, фирм, организаций, учреждений и др.).

Различают два вида частной собственности: трудовую и нетрудовую.

а) трудовая : от предпринимательской деятельности, от ведения собственного хозяйства, от других форм, в основе которых лежит труд данного лица;

б) нетрудовая : от получения имущества по наследству, дивидендов от ценных бумаг, от других средств, не связанных с трудовой деятельностью.

Государственная собственность – тип собственности, при которой средства производства, произведённая продукция, имущественные ценности принадлежат государству. Различают две формы государственной собственности: республиканская и коммунальная.

Субъектом республиканской собственности является все население республики. В собственность республики входят земля, её недра, республиканские банки, средства республиканского бюджета, предприятия, народнохозяйственные комплексы, учебные заведения и другое имущество.

Коммунальная (муниципальная) собственность состоит из средств местного бюджета, жилищный фонд, предприятия торговли, бытового обслуживания, транспорт, промышленные и строительные предприятия, учреждения народного образования, культуры и др.

Управление и распоряжение объектами собственности осуществляется от имени народа органами государственной власти. Особенность этой собственности - неделимость её объектов между субъектами. В разных странах удельный вес государственной собственности различный.

В своё время К.Маркс и Ф.Энгельс называли частную собственность «высшей причиной зла» на земле и «собственническим свинством», порождающим эксплуатацию человека человеком.

Идеальной формы собственности нет, но всё же лучшую оценку и в жизни, и в бизнесе получила частная собственность. Потому что она:

ü порождает заинтересованность людей в усердном труде, т.к. как сказал Александр Герцен: «человек серьёзно делает что-нибудь только тогда, когда он делает для себя»;

ü служит источником материального благополучия человека, а значит, и благополучия всего общества, т.к. чем богаче граждане, тем больше процветает и общество;

ü это гарант свободы и независимости;

ü поднимает человека морально, она наполняет его жизнь созидательным, творческим смыслом.

Ещё Аристотель писал, что «каждый будет с усердием относится к тому, что ему принадлежит».

Но частная собственность имеет и свои минусы: она усиливает в обществе индивидуализм, эгоизм, тягу к стяжательству, усиливает разобщенность людей.

Государственная (общественная) собственностьна деле означает для людей «ничейная», поэтому она используется менее эффективно и даже растаскивается. Как утверждал А. Маршалл «коллективная собственность на средства производства убьёт энергию человечества и остановит экономическое развитие». Вместе с тем государственная собственность совершенно необходима в таких сферах, как военная, космическая, энергетическая и др.

Вторая линия видов собственности предполагает различать их по объектам собственности, т.е. в зависимости от того, что находится во владении. В связи с этим различают:

ü вещественную собственность, т.е. собственность на материальные блага – предприятия, оборудование, денежные ресурсы, дома и др., основными собственниками являются землевладельцы, фабриканты, торговцы и другие предприниматели;

ü интеллектуальная, т.е. собственность авторов (учёных, изобретателей, писателей, композиторов, архитекторов и др.) на созданные ими духовные, невещественные ценности;

ü собственность на управление (власть), т.е. собственность на процесс управления обществом, на руководящую роль в нём. Этот вид собственности может быть назван собственностью лишь условно, т.к. её объект не имеет формы. Это власть тех, кто осуществляет госуправление.

Разгосударствление и приватизация в Республике Беларусь

Вразныхстранах и в разные периоды истории соотношение между частной и общественной собственностью различно и может меняться. В поисках эффективности или в каких-то целях государства проводят то национализацию, то приватизацию собственности.

Национализация (от лат. natio племя, народ) это обобществление собственности, передача её из частных рук в государственные. Она может быть возмездной (с полной или частичной компенсацией) или безвозмездной (без компенсации, т.е. насильно).

Первостепенная задача переходной экономики заключается в создании необходимых предпосылок для перехода к рыночной экономике, для ускоренного разгосударствления и приватизации государственной собственности.

Реформирование госсобственности, как и проведение экономических реформ в Республике Беларусь, обусловлено необходимостью повышения эффективности работы отраслей народного хозяйства в рыночных условиях.

В качестве главных задач реформирования государственной собственности в республике были выдвинуты следующие направления:

ü повышение эффективности производства и структурная перестройка;

ü развитие предпринимательства и инициативы на разных уровнях и в различных формах хозяйствования;

ü рациональное использование производственного потенциала и обеспечение расширенного воспроизводства;

ü повышение эффективности белорусской экономики в целом и деятельности отдельных предприятий;

ü привлечение в производство инвестиций, необходимых для производственного, технологического и социального развития предприятий;

ü содействие в развитии социальной защиты населения.

Одним из важнейших условий эффективного функционирования хозяйства в условиях рыночных отношений является разгосударствление экономики.

Понятия разгосударствления и приватизации даны в Законе «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь».

Разгосударствление – это передача от государства физическим лицам частично или полностью функции непосредственного руководства хозяйственными объектами.

Цели разгосударствления:

ü обеспечение необходимого уровня независимости и экономической ответственности производителей;

ü создание конкурентной среды для эффективного функционирования рыночной экономики.

Разгосударствление собственности в двух направлениях:

ü путем ограничения вмешательства государства в хозяйственную деятельность;

ü путем разгосударствления собственности, т.е. создания новых частных, коллективных предприятий и приватизации действующих.

Однако за государством сохраняются функции регулирования общественного производства экономическими и юридическими нормами.

Одним из направлений разгосударствления экономики является приватизация.

Приватизация – приобретение физическими и юридическими лицами права на государственные объекты.

В результате приватизации государство утрачивает право владения, пользования и распоряжения объектами государственной собственности, а государственные органы – право управлять ими.

Основные задачи, решаемые в процессе приватизации:

ü обеспечение экономической свободы граждан;

ü разрушение монополии государства в производственно-комерческой деятельности и создание конкурентной среды для эффективного функционирования экономики;

ü передача функций непосредственного руководства деятельностью предприятия производителям продукции (услуг);

ü повышение экономической ответственности товаропроизводителей за результаты своей деятельности;

ü сокращение государственных расходов на поддержку низкорентабельных и убыточных предприятий.

Принципы приватизации:

ü сочетание безвозмездного и возмездного способов приватизации;

ü право каждого гражданина Республики Беларусь на часть безвозмездно передаваемой собственности;

ü предоставление социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий;

ü контроль за проведением приватизации со стороны государства;

ü обеспечение широкой гласности процесса приватизации;

ü постепенность, поэтапность, соблюдение законности;

ü дифференциация методов, форм и процедур приватизации.

Какие объекты государственной собственности подлежат приватизации? Это, прежде всего, предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания, предприятия лёгкой и пищевой промышленности, предприятия автотранспорта, деревообрабатывающих и строительных материалов, законсервированные объекты, жильё и т.д.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» не приватизируются объекты здравоохранения, образования, военной обороны, производство ликероводочных изделий, табачных изделий, выпуск ценных бумаг, телевидение, радио, типографии, институты Академии наук Республики Беларусь, театры, музеи и т.д.

Субъекты приватизации это граждане Республики Беларусь, юридические лица, деятельность которых основана на негосударственных формах собственности, трудовые коллективы государственных предприятий, иностранные инвесторы и лица без гражданства.

В мировой практике существуют различные способы приватизации:

ü реституция (возврат собственности бывшим владельцам);

ü продажа собственности сторонним лицам;

ü продажа собственности работникам предприятия;

ü ваучеризация (распределение госсобственности среди держателей ваучеров);

В настоящее время в Республике Беларусь действуют два метода приватизации:

ü безвозмездная передача объектов гражданам;

ü возмездная (денежная) приватизация.

Приватизация посредством купли-продажи государственной собственности обеспечивает реальную смену собственника и свидетельствует о заинтересованности покупателя в приватизации, но в условиях ограниченности наличных денежных средств у населения и у предприятий, может затянуться на долгие годы.

При безвозмездной передаче государственного имущества обеспечивается социальная справедливость. Быстро создается круг потенциальных собственников их числа не только производственной, но и социальной среды. Однако нет уверенности, что они действительно станут собственниками; а если станут, то будут хорошими руководителями.

Различны и способы приватизации:

ü превращение государственного предприятия в акционерное общество и в ООО;

ü выкуп собственности арендным предприятием;

ü продажа объектов государственной и муниципальной собственности на аукционах, по конкурсам;

ü преобразование государственного предприятия в коллективное;

ü выдача каждому гражданину республики именных приватизационных чеков «Жилье» и «Имущество».

Источником финансирования приватизации могут служить:

ü средства предприятия (часть чистой прибыли, часть фондов экономического стимулирования и др.);

ü средства граждан (личные средства, именные приватизационные чеки граждан Республики Беларусь);

ü банковские кредиты, денежные средства страховых компаний ;

ü средства иностранных инвесторов;

ü средства от выпуска ценных бумаг;

Средства от приватизации республиканской собственности зачисляется в доход республиканского бюджета, коммунальной собственности – в доход соответствующих административно-территориальных подразделений.

В процессе приватизации могут принимать участие и иностранные инвесторы.

Процесс приватизации должен пройти в два этапа: первый этап – так называемая «малая приватизация» , объектами которой выступают предприятия коммунальной собственности (магазины, парикмахерские, кафе и т.д.);

второй этап – приватизация средних и крупных объектов с привлечением иностранных инвесторов.

Одним из дискуссионных вопросов является вопрос о приватизации земли. Одна из главных причин, побуждающих государство отходить от монопольного владения землёй, является неэффективность использования и ухудшения состояния сельскохозяйственных земель.

Но в статье 13 Конституции Республики Беларусь записано: «Недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства».

Чтобы лучше понять как сложилась современная , как человечество научилось находить ответы на ее главные вопросы, необходимо проанализировать тысячелетнюю историю развития экономических систем цивилизации.

В зависимости от способа решения главных экономических проблем и типа собственности на экономические ресурсы можно выделить четыре основных типа экономических систем : 1) традиционная; 2) рыночная (капитализм); 3) командная (социализм); 4) смешанная.

Из них самая древняя — традиционная экономическая система.

Традиционная экономическая система — способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении племени, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями.

Что касается собственности на экономические ресурсы, то в традиционной системе она чаще всего была коллективной, т. е. охотничьи угодья, пашни и луга принадлежали племени или общине.

Со временем основные элементы традиционной экономической системы перестали устраивать человечество. Жизнь показала, что факторы производства используются более эффективно, если они находятся в собственности отдельных людей или семей, а не в коллективной собственности. Ни в одной из богатейших стран мира основой жизни общества не является коллективная собственность. Но во многих беднейших странах мира остатки такой собственности сохранились.

Например, бурное развитие сельского хозяйства России пришлось лишь на начало XX в., когда реформы П. А. Столыпина разрушили коллективное (общинное) владение землей, сменившееся на владение землей отдельными семьями. Затем пришедшие к власти в 1917 г. коммунисты фактически восстановили общинное землевладение, объявив землю «общенародной собственностью».

Построив свое сельское хозяйство на коллективной собственности, СССР так и не смог на протяжении 70 лет XX в. добиться продовольственного изобилия. Более того, к началу 80-х годов положение с продовольствием стало настолько плохим, что КПСС была вынуждена принять специальную «Продовольственную программу», которая, впрочем, тоже не была выполнена, хотя деньги на развитие аграрного сектора были потрачены огромные.

Напротив, сельскому хозяйству европейских стран, США и Канады, основанному на частной собственности на землю и капитал, решить задачу создания продовольственного изобилия удалось. И настолько успешно, что фермеры этих стран смогли немалую долю своей продукции вывозить в другие регионы мира.

Практика показала, что рынки и фирмы лучше решают задачу распределения ограниченных ресурсов и увеличения объемов производства жизненных благ, чем советы старейшин — органы, принимавшие принципиальные экономические решения в традиционной системе.

Вот почему традиционная экономическая система со временем перестала быть основой организации жизни людей в большинстве стран мира. Ее элементы ушли на задний план и сохранились лишь осколками в форме разных обычаев и традиций, имеющих второстепенное значение. В большинстве стран мира ведущую роль играют иные способы организации хозяйственного сотрудничества людей.

На смену традиционной пришла рыночная система (капитализм) . Основу этой системы составляют :

1) право частной собственности;

2) частная хозяйственная инициатива;

3) рыночная организация распределения ограниченных ресурсов общества.

Право частной собственности есть признаваемое и защищаемое законом право отдельного человека владеть, пользоваться и распоряжаться определенным видом и объемом ограниченных ресурсов (например, участком земли, месторождением угля или фабрикой), а значит, и получать от этого доходы. Именно возможность владеть таким видом производственных ресурсов, как капитал, и получать на этой основе доходы обусловила второе, часто употребляемое название этой экономической системы — капитализм.

Частная собственность — признаваемое обществом право отдельных граждан и их объединений владеть, пользоваться и распоряжаться определенным объемом (частью) любых видов экономических ресурсов.

К сведению. Поначалу право частной собственности защищалось лишь силой оружия, а собственниками были только короли и феодалы. Но затем, пройдя долгий путь войн и революций, человечество создало цивилизацию, в которой стать частным собственником смог каждый гражданин, если его доходы позволяли приобрести собственность.

Право частной собственности дает возможность владельцам экономических ресурсов самостоятельно принимать решения о том, как их использовать (лишь бы это не наносило ущерба интересам общества). Вместе с тем эта почти неограниченная свобода распоряжения экономическими ресурсами имеет оборотную сторону: владельцы частной собственности несут всю полноту экономической ответственности за выбранные ими варианты ее использования.

Частная хозяйственная инициатива есть право каждого владельца производственных ресурсов самостоятельно решать, каким образом и в какой мере использовать их для получения дохода. При этом благосостояние каждого определяется тем, насколько успешно он может продать на рынке ресурс, которым владеет: свою рабочую силу, навыки, изделия своих рук, собственный земельный участок, продукцию своей фабрики или умение организовывать коммерческие операции.

И, наконец, собственно рынки — определенным образом организованная деятельность по обмену товарами.

Именно рынки:

1) определяют степень удачливости той или иной хозяйственной инициативы;

2) формируют величину доходов, которые собственность приносит своим владельцам;

3) диктуют пропорции распределения ограниченных ресурсов между альтернативными сферами их использования.

Достоинство рыночного механизма состоит в том, что он заставляет каждого продавца думать об интересах покупателей, чтобы добиться выгоды для себя самого. Если он этого делать не будет, то его товар может оказаться ненужным или слишком дорогим и вместо выгоды он получит одни убытки. Но и покупатель вынужден считаться с интересами продавца — он может получить товар, лишь уплатив за него сложившуюся на рынке цену.

Рыночная система (капитализм) — способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности отдельных лиц, а ограниченные ресурсы распределяются с помощью рынков.

Рынки, основанные на конкуренции, стали самым удачным из известных человечеству способов распределения ограниченных производственных ресурсов и созданных с их помощью благ.

Конечно, и рыночная система имеет свои недостатки . В частности, она порождает огромные различия в уровнях доходов и богатства , когда одни купаются в роскоши, а другие прозябают в нищете.

Такие различия в доходах издавна побуждали людей трактовать капитализм как «несправедливую» экономическую систему и мечтать о более совершенном устройстве своей жизни. Эти мечты привели к появлению в Х I Х в. общественного движения, названного марксизмом в честь его главного идеолога — немецкого журналиста и экономиста Карла Маркса . Он и его последователи утверждали, что рыночная система исчерпала возможности своего развития и стала тормозом для дальнейшего роста благосостояния человечества. А потому ее предлагалось заменить новой экономической системой — командной, или социализмом (от лат. societas — «общество»).

Командная экономическая система (социализм) — способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности государства, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется по указаниям центральных органов управления и в соответствии с планами.

Рождение командной экономической системы явилось следствием ряда социалистических революций , идеологическим знаменем которых был марксизм. Конкретная же модель командной системы была разработана вождями Российской коммунистической партии В.И.Лениным и И. В. Сталиным.

В соответствии с марксистской теорией человечество могло бы резко ускорить свой путь к повышению благосостояния и устранить различия в индивидуальном благополучии граждан путем ликвидации частной собственности, устранения конкуренции и ведения всей хозяйственной деятельности страны на основе единого общеобязательного (директивного) плана, который разрабатывается руководством государства на научной основе. Корни этой теории уходят в эпоху Средневековья, в так называемые социальные утопии, но ее практическая реализация пришлась именно на XX в., когда возник социалистический лагерь.

Если все ресурсы (факторы производства) объявляются общенародной собственностью, а реально ими полновластно распоряжаются государственные и партийные чиновники, то это влечет очень опасные экономические последствия. Доходы людей и фирм перестают зависеть от того, насколько удачно они используют ограниченные ресурсы , насколько результат их труда действительно нужен обществу. Важнее становятся другие критерии:

а) для предприятий — степень выполнения и перевыполнения плановых заданий по производству товаров. Именно за это руководителей предприятий награждали орденами и назначали министрами. Неважно, что эти товары могли быть совсем неинтересны покупателям, которые — будь у них свобода выбора — предпочли бы иные блага;

б) для людей — характер взаимоотношений с начальством, которое распределяло наиболее дефицитные товары (машины, квартиры, мебель, путевки за границу и т. д.), или занятие должности, открывающей доступ в «закрытые распределители», где такие дефицитные блага можно купить свободно.

В результате в странах командной системы:

1) даже самые простые из необходимых людям благ оказались «дефицитом». Привычной картиной в крупнейших городах стали «парашютисты», т. е. жители маленьких городов и деревень, приезжавшие с большими рюкзаками закупать продукты питания, так как в их продовольственных магазинах просто ничего не было;

2) масса предприятий постоянно несли убытки, и даже существовала такая поразительная их категория, как планово-убыточные предприятия. При этом работники таких предприятий все равно регулярно получали заработную плату и премии;

3) самой большой удачей для граждан и предприятий было «достать» какой-то импортный товар или оборудование. В очередь за югославскими женскими сапогами записывались с вечера.

В итоге конец XX в. стал эпохой глубокого разочарования в возможностях планово-командной системы, а бывшие социалистические страны занялись нелегким делом возрождения частной собственности и системы рынков.

Говоря о планово-командной или рыночной экономической системе, следует помнить, что в чистом виде их можно найти только на страницах научных трудов. Реальная хозяйственная жизнь, напротив, всегда представляет собой смесь элементов различных экономических систем.

Современная экономическая система большинства развитых стран мира носит именно смешанный характер. Многие общенациональные и региональные экономические проблемы решаются здесь государством.

Как правило, сегодня государство участвует в экономической жизни общества по двум причинам:

1)некоторые потребности общества в силу их специфики (содержание армии, выработка законов, организация уличного движения, борьба с эпидемиями и т. д.) оно может удовлетворить лучше, чем возможно на основе только рыночных механизмов;

2)оно может смягчить негативные последствия деятельности рыночных механизмов (слишком большие различия в богатстве граждан, ущерб для окружающей среды от деятельности коммерческих фирм и т. д.).

Поэтому для цивилизации конца XX в. преобладающей стала смешанная экономическая система.

Смешанная экономическая система — способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.

В такой экономической системе основой является частная собственность на экономические ресурсы, хотя в некоторых странах (Франция, Германия, Великобритания и др.) существует достаточно крупный государственный сектор. В него входят предприятия, капитал которых полностью или частично принадлежит государству (например, немецкая авиакомпания «Люфтганза»), но которые: а) не получают от государства планов; б) работают по рыночным законам; в) вынуждены на равных конкурировать с частными фирмами.

В этих странах главные экономические вопросы в основном решаются рынками. Они же и распределяют преобладающую часть экономических ресурсов. Вместе с тем часть ресурсов централизуется и распределяется государством с помощью командных механизмов в целях компенсации некоторых слабостей рыночных механизмов (рис. 1).

Рис. 1. Основные элементы смешанной экономической системы (I — сфера действия рыночных механизмов, II — сфера действия командных механизмов, т. е. контроля со стороны государства)

На рис. 2 показана шкала, условно представляющая, к каким экономическим системам относятся сегодня различные государства.


Рис. 2. Типы экономических систем: 1 — США; 2 — Япония; 3 — Индия; 4 — Швеция, Англия; 5 — Куба, Северная Корея; 6 — некоторые страны Латинской Америки и Африки; 7— Россия

Здесь расположение цифр символизирует степень близости экономических систем различных стран к тому или иному типу. Наиболее полно чисто рыночная система реализуется в некоторых странах Латинской Америки и Африки . Факторы производства там уже находятся преимущественно в частной собственности, а вмешательство государства в решение экономических вопросов минимально.

В таких странах, как США и Япония , господствует частная собственность на факторы производства, но роль государства в экономической жизни столь велика, что можно говорить о смешанной экономической системе. В то же время в экономике Японии сохранилось больше элементов традиционной экономической системы, чем в США. Вот почему цифра 2 (экономика Японии) стоит несколько ближе к вершине треугольника, символизирующей традиционную систему, чем цифра 1 (экономика США).

В экономиках Швеции и Великобритании роль государства в распределении ограниченных ресурсов еще больше, чем в США и Японии, и потому символизирующая их цифра 4 стоит левее цифр 1 и 2.

В наиболее полном виде командная система сохранилась сейчас на Кубе и в Северной Корее . Здесь частная собственность ликвидирована, а государство распределяет все ограниченные ресурсы.

Существование значительных элементов традиционной экономической системы в хозяйстве Индии и подобных ей стран Азии и Африки (хотя и здесь преобладает рыночная система) определяет размещение соответствующей ей цифры 3.

Расположение России (цифра 7) определяется тем, что:

1)основы командной системы в нашей стране уже разрушены, но роль государства в экономике еще очень велика;

2)механизмы рыночной системы еще только формируются (и развиты пока слабее, чем даже в Индии);

3)факторы производства перешли в частную собственность еще не полностью, а такой важнейший фактор производства, как земля, фактически находится в коллективной собственности членов бывших колхозов и совхозов, лишь формально преобразованных в акционерные общества.

К какой же экономической системе лежит дальнейший путь России?

Принято выделять следующие основные типы экономических систем : традиционную, административно-командную, рыночную и смешанную.

Экономические системы возникли при решении экономических проблем, связанных с распределением ограниченных ресурсов и наличием альтернативных издержек. Иными словами, перефразируя понятие, экономическая система – это способ, по которому формируется хозяйственная жизнь в стране, обществе; способ, по которому принимаются решения о том ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить.

В основе наиболее популярной классификации хозяйственных систем лежат принцип деления по двум основным признакам, а именно:

  • Форма собственности на средства производства
  • Способ координации и управления хозяйственной деятельностью в стране

Таким образом, исходя из данных критериев, мы можем установить некоторое деление и выделить несколько типов экономических систем, каждому из которых отведено определенное место в структуре реальных экономических отношений, происходящих в той или иной стране мира.

4 основных типа экономических систем

Произведенное на основании вышеуказанных критериев деление позволило определиться с четырьмя видами хозяйственных систем:

Традиционная — практика использования редких ресурсов обусловлена сложившимися в обществе традициями и обычаями. Характеризуется на широком применении ручного труда в производстве, а орудия труда, применимые совместно с ручной силой, малопроизводительны, в их основе лежат устаревшие по меркам развитых стран технологии. Распространена подобная система в странах третьего мира со слаборазвитой экономикой.

Вопрос о том, «КАК, ЧТО и ДЛЯ КОГО?» производить, в традиционной экономике решается на основе традиций, передаваемых из поколения в поколение.

Капиталистический тип экономической системы (или чистый капитализм) характеризуется в первую очередь частной собственностью на ресурсы и средства производства, регулированием и управлением системой экономических отношений посредством рыночного распределения и соответствующей продукции с установлением оптимальных (рыночных) цен, обеспечивающих необходимый баланс спроса и предложения. Богатство в обществе в таком случае распределяется крайне неравномерно, а основными экономическими субъектами являются автономные производители и потребители материальных и нематериальных благ. Роль государства в экономических отношениях очень низка. Здесь нет единого центра экономической власти, но регулятором подобной формы организации экономических отношений выступает система рынков, в которой каждый из субъектов стремиться извлечь собственную, индивидуальную выгоду, но не коллективную. Производство осуществляется лишь по наиболее выгодным, максимально рентабельным направлениям, а потому некоторые категории благ (их еще называют общественными) могут оставаться невостребованными у производителя, в силу своей малой прибыльности и иных факторов, несмотря на наличие спроса со стороны общества.

Таким образом, достоинствами данной формы организации хозяйственной жизни являются:

  • Наиболее эффективное распределение ресурсов в соответствии с рыночными механизмами (так называемая «невидимая рука рынка»)
  • Свобода в выборе направления для предпринимательской деятельности
  • Непременное повышение качества товаров и услуг в условия конкурентной борьбы
  • Появление новых продуктов на рынке и одновременно стимулирование научно-технического прогресса.

Недостатками же являются:

  • Крайне неравномерное распределение доходов в обществе
  • Ориентированность производителя на платежеспособного клиента
  • и безработица, нестабильность развития экономики (возможность , и т.д.), как следствие – социальная нестабильность
  • Недостаток в финансировании сферы образования
  • Возможное снижение конкуренции вследствие создания монополий
  • Отрицательное влияние производства на экологию, значительное потребление природных ресурсов.

Командная экономика

Представленный выше чистый капитализм имеет свой антипод (противоположность) в лице централизованной (командно-административной) системы, характеризуемой государственной собственностью на все материальные ресурсы и принятием важных экономических решений посредством коллективных совещаний и централизованного экономического планирования. Иными словами, средства производства (земля, капитал) сосредоточены в руках государства – ведущего экономического субъекта, а о экономической власти можно говорить как о централизованной. Важно учитывать, что рынок не определяет баланс экономических сил (не влияет на то, какие компании и что производят, какие из них выдержат конкуренцию), цены на товары и услуги определяются правительством. Центральный плановый орган (ЦПО) осуществляет распределение изначально имеющейся и готовой продукции, в его компетенцию входит задача о том, какая продукция должна производиться и в каком количестве, какого будет качество этой продукции, из каких ресурсов и сырья будет производиться. Как только данные вопросы будут урегулированы, ЦПО передает заказ (осуществляет директивы) конкретным предприятиям с указанием необходимых деталей. Стоит отметить, что предприятия, находящиеся на территории страны, также принадлежат государству.

Значимое преимущество данной модели перед остальными – достижение условий, способствующих отсутствию явной безработицы по причине централизованного распределения ресурсов и учету, в частности, всех имеющихся трудовых ресурсов. Другой момент – за счет жесткой централизации управления возможность контролировать распределение доходов среди населения.

На первом этапе планирования экономики, в задачу центрального органа планирования входит составление пятилетнего плана развития экономики страны в целом. В дальнейшем этот план уточняется и детализируется, разделяется на более подробные моменты и в конечном счете получаются готовые планы для хозяйственных отраслей и отдельных предприятий. При этом, стоит отметить и наличие обратной связи со стороны этих самых предприятий – на стадии проектирования планов они сами дают оценки и комментарии по поводу оптимальности требуемых показателей. Одобренный в конечном счете план должен быть выполнен практически беспрекословно.

Однако, было бы неправильным не сказать о трудностях при реализации данной модели. В числе приоритетных — проблема, непосредственно, централизованного управления экономикой, как одна из наиболее сложных. И здесь важное место отводиться проблеме информированности государственных органов планирования о состоянии экономики непосредственно в данный момент времени. Ведь в таком случае очень сложно оценить влияние многочисленных факторов, отследить изменения показателей, характеризующих состояние экономики (издержки производства, рост потребления, расходы ресурсов). При этом даже статистически собранные сведения быстро изменяются, что делает планирование зачастую не сообразным времени. Чем выше степень централизации управления, тем лишь сильнее искажается адекватность экономических показателей снизу вверх. Зачастую многие экономические институты намеренно искажают полученные показатели, чтобы в итоге выглядеть для руководства в наиболее выгодном свете.

Возникают проблемы в плановой экономике и при попытке внедрения новых технологий в производство или когда речь идет о выпуске новой продукции. Это объясняется подконтрольностью руководства предприятия руководству более высокого уровня и подчинением исключительно его директивам (командам), которые не всегда могут оцениваться объективно. Это в рыночной экономике предприятия стремятся минимизировать издержки и выдвинуть на рынок новый продукт, превосходящий по достоинствам конкурентов и позволяющий заработать прибыль, сохранив компанию на плаву в условиях постоянно изменяющейся рыночной конъюнктуры. В директивной же модели изъяны в управленческой структуре и ненадлежащий уровень информированности, не позволяют в должной мере повышать эффективность производства конкретного предприятия соразмерно его потенциалу.

Подводя итог, стоит отметить следующие преимущества данной модели:

  • Централизованное управление дает возможность сосредотачивать средства и иные ресурсы в определенных, наиболее приоритетных на данный момент направлениях
  • Создание социальной стабильности, ощущение «уверенности в завтрашнем дне».

Из минусов стоит отметить:

  • Низкий уровень удовлетворения потребительских потребностей
  • Отсутствие выбора как при производстве, так и при потреблении (в том числе дефицит товаров потребления)
  • Достижения научно-технического прогресса не всегда внедряются своевременно

«Смешанная экономика»

Но на самом деле, представленные выше 2 модели экономических систем «идеальны», то есть не встречаются в условиях реальных экономических отношениях, сложившихся в разных странах мира. Практика ведения хозяйственных отношений в разных странах мира показывает реальные черты экономических систем, расположенных где-то между характеристиками рыночных и командно-административных систем.

Подобные системы носят название смешанных – те, в которых распределение ресурсов происходит как по решению правительства, так и с учетом решений частных лиц. Частная собственность в таком случае присутствует в стране наряду с государственной, регулирование же экономики происходит не только через наличие системы рынков, но и из-за мер, предпринятых государством. Примерами такого типа экономической системы могут служить также и, непосредственно, бывшие социалистические страны, которые при ярко выраженных директивных чертах управления, предполагали наличие определенной рыночной структуры внутри страны. Хотя доходы в стране распределяются также весьма неравномерно, государство стремится снизить негативные тенденции чисто капиталистической экономики и поддержать некоторые неимущие слои населения, создав благоприятные условия для их существования. Смешанная экономическая система предполагает наличие нескольких моделей в рамках своей структуры. Это американская, шведская, немецкая и японская модели.

Итого получаем, что функциями государства в условиях смешанной экономики, выступают следующие условия:

  1. Поддержка предприятий, принадлежащих государству (государственный сектор экономики)
  2. Инвестирование в сферы образования, науки, культуры и т.д.
  3. Воздействие государственных органов на перераспределение ресурсов, необходимое для стимулирования экономики и предотвращения безработицы и кризисов
  4. Создание , занимающейся перераспределением доходов при помощи налоговой системы и фондов централизованных средств.

Таким образом, плюсы смешанной экономической системы:

  • Как правило, модель характеризуется экономическим ростом или стабильностью (отсюда и политическая стабильность)
  • Государство обеспечивает защиту конкуренции и ограничивает создание монополий
  • Государство предоставляет гарантии социальной защиты населения
  • Поощрение инноваций
  • Инвестирование в сферы образования, культуры, науки

Минусы в данном случае таковы:

Необходимость разработки моделей развития в соответствии с учетом национальной специфики, отсутствие универсальных моделей.

Переходная экономика

Не лишним было бы упомянуть так называемую переходную экономику – ту, что предполагает наличие определенных изменений как в рамках как текущей системы, так и перемен, возникающих при переходе от одной модели к другой. В большинстве случаев стране с переходной экономикой присущи как черты существовавшей ранее командной экономики, так и формы организации, характерные для рыночной экономики. В процессе перехода командной экономики к рыночной, государству необходимо уделить внимание на следующие моменты:

  1. Реформирование государственного сектора экономики путем приватизации, сдачи в аренду
  2. Создание рыночной инфраструктуры, которая бы удовлетворяла всем особенностям производства для наибольшей эффективности имеющихся ресурсов
  3. Создание частного сектора экономики (в первую очередь малый и средний бизнес) и поощрение к занятию предпринимательством
  4. Стимулирование экономической обособленности товаропроизводителей с разными формами собственности (частной и государственной)
  5. Формирование имеющейся системы ценообразования с использованием рыночных механизмов.

Примеры разных типов экономических систем

  • Традиционная – Афганистан, Бангладеш, Буркина-Фасо (преимущественно сельское хозяйство) и с более развитой экономикой, но с характерными чертами традиционализма: Пакистан, Кот-дИвуар.
  • Плановая (административно-командная) – бывшие социалистические страны (СССР, страны Восточной Европы до 90-х г.г.). В настоящее время – Северная Корея, Куба, Вьетнам.
  • Смешанный тип экономической системы – Китай, Швеция, Россия, Япония, Великобритания, США, Германия, Франция и т.д.
  • Рыночная система в чистом виде не имеет реальных примеров.

Для посетителей нашего сайта действует специальное предложение - вы можете совершенно бесплатно получить консультацию профессионального юриста, просто оставив свой вопрос в форме ниже.

На этом данная лекция по экономике завершена.