Ядро агломерации. Формирование городских агломераций как фактор модернизации российского пространства. Формирование российских агломераций

А. Нещадин – к. с.н., профессор МГУПБ

А. Прилепин – директор Департамента социально-экономических

проектов IMCMontan

- высокий уровень функциональной связанности

сближенность составляющих городскую агломерацию поселений и их функциональная взаимодополняемость; наличие интенсивных производственных, транспортных и культурных связей; в большинстве случаев – соподчиненность поселений, находящихся в пределах агломерационного ареала (не только административно-правовая подчиненность, но и исторически и экономически сложившаяся зависимость);

- целостность рынков

целостность рынков труда, недвижимости, земли

- правовая самостоятельность поселений

нахождение подчинённых поселений в пределах своих административных регионов кроме самых теснопримыкающих;

- многокомпонентность

населенные пункты объективно сращиваются (объединяются) в сложные многокомпонентные системы;

- динамичность

такие системы отличаются динамичностью в развитии, способностью к быстрой адаптации к новым экономическим, социальным реалиям;

При моноцентрической агломерации к вышеназванным признакам добавляется:

- наличие городов-центров

наличие городов-лидеров с «центростремящимися» территориями (т. е. не просто наличие города-лидера, но и ярко-выраженных близлежащих территорий, тяготеющими (миграция, товарные и иные потоки) к этому «ядру»;

город-центр сохраняет наличие административных функций высокого уровня, способен по размеру и экономическому потенциалу создавать объединения (агломерации);

-территориально-отраслевой интерес

одним из ключевых признаков городской агломерации – наличие двух «совмещенных» процессов: с одной стороны - город-центр стимулирует развитие городов-спутников, как средство решения своих проблем (вынос части производств, создание объектов транспортной и коммунальной инфраструктуры, развитие рекреационных баз и т. п.), а с другой стороны – активность внешних субъектов (министерств, компаний, промышленно-финансовых групп) в использовании благоприятных условий на территории города-центра для размещения подведомственных им объектов. Т. е. действуют два начала: территориальное (исходящее от города, с присущим комплексным подходом при устройстве территории) и отраслевое (преследует отраслевую выгоду, недостаточно учитывая территориальные интересы);

Все вышеприведенные признаки агломерации обуславливают ее развитие как многоотраслевого, многофункционального центра национального значения со специализацией на наиболее прогрессивных отраслях народного хозяйства. Поэтому агломерацию необходимо рассматривать одновременно и как подсистему общей системы размещения производства и как подсистему общей системы расселения страны.

Основными составляющими при формировании агломераций являются:

1. Структура поселений

2. Инфраструктура

3. Качество жизни и окружающей среды

4. Доступность (учитывается при подготовке стратегий землепользования)

5. Регенерация городских территорий

6. Управление

При этом наличие соответствующей инфраструктуры является основным требованием (предпосылкой) формирования агломерации в России. В свою очередь составляющими такой инфраструктуры являются:

· Транспортная (линейные объекты, морские и воздушные суда, аэропорты, здания, строения, сооружения). Перегрузка транспортных систем является прямой угрозой экономике. Интеграция транспортных систем создает преимущества для пользователей и бизнес-операторов. Управление потребностью в перемещении создает дополнительные возможности. Комплексная организация общественного транспорта становится все более важным для будущего агломерации;

· Социальная и общественная (образование, медицина, спорт, культура);

· Энергетика (электростанции, малая энергетика, сетевая инфраструктура)

Фазы формирования агломераций

В своем развитии агломерации проходят 4 этапа. На первом этапе агломерация представляет собой конгломерат достаточно близко расположенных урбанизированных территорий, объединенных преимущественно производственными связями. В таких так называемых «индустриальных агломерациях» отсутствует единый рынок труда, земли, недвижимости и других ресурсов, что не позволяет ее классифицировать как сформировавшуюся агломерацию. На втором этапе усиливаются устремленные к центру агломерации потоки маятниковой миграции, происходит формирование единого рынка труда агломерации. Третий этап – этап развитой агломерации – характеризуется появлением единого функционально связанного пространства, осуществление ряда функций (производство, развлечение, потребление) центра (ядра) агломерации переносится на периферию, в города-спутники, получают развитие пригороды (субурбии), образуется единый рынок агломерации, агломерация становится важным узлом в территориальной структуре национальной экономики. Этап постиндустриальной агломерации отличается встраиванием агломерации в глобальные экономические процессы, развитием интеллектуальной городской инфраструктуры, появляется новая концепция общественного пространства (так называемого «третьего места»), наибольшее развитие получает так называемый новый «портфель ресурсов» (человеческий капитал, технологические и управленческие инновации, постиндустриальная экономика технологий, емкие и динамичные рынки).

Фазы формирования агломераций

1 фаза

(Агломерация рынка труда)

2 фаза

(Агломерация рынков торговой, жилой и производственной недвижимости .

Ряд функций ядра (потребление, развлечение, производство) перемещается на периферию. Там растет спрос на землю и инфраструктуру (тепло, электричество, водоснабжение , дороги)

3 фаза

Зрелая агломерация

Численность населения ядра увеличивается, а периферии – уменьшается. Но в целом население агломерации растет

Ядро растет, периферия также растет; сильная концентрация по всей агломерации.
Ядро продолжает расти и наиболее высокая концентрация в пригородной зоне, агломерация продолжает расти
набирают силу процессы выноса промпредприятий из центра на периферию с одновременной их модернизацией, старые заводы банкротятся, а новые инвестпроекты реализуются в пригородных зонах. Рост зависимости от уровня развития транспортно-логистического модуля экономики города

Развиваются прямые связи между подцентрами города, возрастает емкость и разнообразие рынков – растут объемы и качество спроса на все виды инфраструктур в центрах агломерации и коридорах между ними – аэропорты, дороги, телекоммуникация, инженерно-освоенные территории»

Большинство российских агломераций – это агломерации первого и второго уровня (к примеру, Иркутская, Екатеринбургская, Ростовская, Вологодско-Череповецкая). На третьем этапе находится Санкт-Петербургская агломерация, в начале четвертой фазы – Московская агломерация.

Роль ГА на современном этапе развития (преобразований)

Сегодня в мировой экономике городская агломераций – одна из основных форм модернизации и ускоренного развития и повышения конкурентоспособности территориальных образований и, следовательно, национальных экономик. На смену городу как точечной форме расселения приходят городские агломерации, производственные, трудовые, культурные и научно-образовательные связи которой обеспечивают достаточно высокий уровнь раз­вития производительных сил и способствуют формированию качественно новых условий развития экономики.

Как показывает мировой опыт объединение поселений в агломерацию превращает территорию в ареал устойчивого и динамичного роста со значительным социальным и экономическим эффектом. В ходе развития агломераций реализуется процесс перехода на экономику развития и в реальные сроки решаются такие критические проблемы для развития территории, как:

Повышение конкурентоспособности экономики и обеспечение стабильного притока ресурсов развития;

Вывод агломерации и региона на мировой рынок в качестве значимого узла в системе товарных, финансовых, технологических и культурных обменов и закрепление в качестве «оператора» глобальных финансовых потоков в Российской Федерации ;

Модернизация и интеграция коммунальных ресурсов для создания на объединенной территории новых предприятий и жилых домов;

Регулирование внутренней миграции (маятниковой, дневной, недельной) из малых и средних городов в региональные столицы,

Контроль развития города-ядра и предотвращение перенасыщенности и избыточного давления на инфраструктуру; стабильное развитие городского центра через смену акцента на развитие «периферии»;

Прогноз потребности и сбалансированное развитие производственных, рекреационных и иных площадок.

Сегодня агломерирование становится ключевым инструментом развития страны и ее территорий, обеспечивающий высокое качество жизни населения, создающий комфортную среду для развития бизнеса и повышающий конкурентоспособность России как единого целого, связанного с опорным каркасом системы расселения, транспортной и энергетической инфраструктурой, высоким качеством жизни и ориентированной на инновационный сценарий развития.

Реализация проектов агломерации для городов – не дань моде, а объективная реальность. При этом агломерация – это стратегический инструмент комплексного развития территории, от которого выигрывает и городской центр (решение городских проблем: вынос части производства, создание объектов транспортной и коммунально-хозяйственной инфраструктуры, развитие рекреационных баз и т. п.) и окружение (более высокий уровень инженерно-технического, социально-культурного обслуживания и качества жизни).

Целенаправленное развитие агломерации – важная составляющая в регулировании роста крупных центров, в управлении развитием систем расселения.

Агломерация рассматривается единым социально-экономическим, инвестиционным пространством с общей системой социального, транспортного и инженерного обслуживания, совершенствования природно-экологического каркаса. Все муниципальные образования получают единую схему развития и такие главные преимущества, как:

· укрепление и подъем малых и средних городов, преобразование сельской местности;

· увеличение числа поселений, обладающих наиболее привлекательной средой в социальном отношении; возможность всех ее жителей пользоваться услугами, доступными проживающим в крупных городах;

· предоставление жителям разных зон агломерации в полном масштабе доступа к трудовым, медицинским, образовательным, торговым, культурным и другим возможностям; более широкий выбор места работы;

· возможность реализации более крупных инфраструктурных проектов – энергомощностей, транспортных комплексов и связанного с ними сервиса, информационных коммуникаций, образовательной и инновацинной инфраструктуры;

· рост благосостояния населения, повышение возможностей образования и профессиональной самореализации при сохранении плюсов проживания в малом и среднем городском пространстве, что позволяет уменьшить миграционный отток населения;

· возможность более тесной и эффективной координации стратегий развития;

· связь пространственного и экономического развития;

· возможность создания «критической массы» для перехода на более инновационные сценарии развития;

· получение основания для финансирования;

· уверенность инвесторов;

· более широкие возможности для маркетинга своих территорий.

В то же время для бизнеса интерес к агломерациям объясняется ростом конкурентоспособности, основанным на:

· высокой степени концентрации и диверсификации производства, что обусловливает его максимальную эффективность;

· концентрации квалифицированных кадров, возможности ускоренного наращивания человеческого капитала;

· возможности установления тесных связей производства с наукой и учебными центрами;

· широкий выбор финансовых услуг и большей доступности к инвестиционным ресурсам;

· максимально эф­фективном использовании систем производственной и социальной инфраструктуры .

Агломерация позволяет более эффективно структурировать инвестиционные проекты бизнеса и проекты развития территории, которые могут осуществляться на основе концессионных соглашений, как сервисные контракты, выстраиваться по приватизационно-инвестиционной модели или аренде с инвестиционными условиями. Сегодня такие модели могут быть привлекательными для бизнеса, если они обеспечиваются государственной поддержко й, включая предоставление гарантий, минимизирование рисков (риски лицензирования, тарифного регулирования, несогласованности концессионного законодательства с иными отраслями, ликвидации и банкротства муниципальных предприятий и вывода имущества из хозяйственного ведения муниципального образования и многие другие).

При этом сегодня становится выгодно инвестировать в агломерации, так как сразу виден эффект – снижение экономических издержек, расширение рынка труда и сбыта продукции и т. д. Практически любые проекты (от национальных, до инфраструктурных и сетевых) реализуются в агломерациях с большим экономическим эффектом. А возможность применения инструментов ГЧП повышает привлекательность проектов.

Агломерация в международной практике всегда использовалась в качестве антикризисного инструмента:

Одной из задач региональной политики в России должно стать повышение емкости региональных рынков и сжатие экономического пространства путем агломерирования территорий. Создание условий для появления и развития высоко урбанизированных территорий представляется приоритетным направлением территориального развития.

Предусмотренное в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. качественное изменение структуры экономической деятельности не может происходить в отрыве от целенаправленного преобразования территориальной структуры размещения производительных сил.

Численность городского населения агломераций России

№ п/п

Название агломерации

Численность населения

№ п/п

Название агломерации

Численность населения

Московская

города – 81

пгт – 72

Саратовская

города – 2

пгт – 1

Санкт-Петербургская

города – 32

пгт – 32

Пермская

города – 2

пгт – 1

Самарско-Тольяттинская

города – 11

пгт – 14

Уфимская

города – 2

пгт – 1

Екатеринбургская

города – 11

пгт – 23

Красноярская

города – 3

пгт – 3

Нижегородская

города – 11

пгт – 12

Новокузнецкая (Кузбасская)

города – 7

пгт – нет

Ростовская

города – 6

пгт – 1

Краснодарская

города – 3

пгт – 4

Новосибирская

города – 5

пгт – 10

Иркутская

города – 6

пгт – 2

Волгоградская

города – 4

пгт – 10

Воронежская

города – 3

пгт – 8

Казанская

город – 5

пгт – 5

Владивостокская

города – 7

пгт – 3

Челябинская

города – 4

пгт – 2

Омская

города – 2

пгт - 3

Общее число городского населения в агломерациях: 44,562,960

Общее число городов в агломерациях – 201

Общее число пгт в агломерациях - 197

За 20 лет только 5 городов-ядер агломераций смогли увеличить свое население (Москва, Ростов-на-Дону, Казань, Красноярск, Краснодар) еще в 3 численность жителей существенно не изменилось (Екатеринбург, Омск, Набережные Челны). Снижение численности населения в 14 городах-ядрах агломерации свидетельствует не столько об общей убыли населения, в том числе городского, сколько о том, что урбанизационные процессы замедлились, стихийное формирование новых агломерационных центров в сложившихся условиях представляется невозможным. Происходит переток трудовых ресурсов, и прежде всего, квалифицированных кадров из городов-ядер в
г. Москву. Вместе с тем, очевидно, что статистические данные не отражают реального так называемого «дневного» населения в этих городах, являющихся центрами ежедневной маятниковой миграции.

Комплексный инвестиционный план – эффективный инструменты содействия формированию городских агломераций в современных условиях

Опыт Минрегиона России и более чем 150 муниципальных образований, участвовавших в программе гг. по поддержке монопрофильных муниципальных образований, показал эффективность использования в целях городского развития так называемых «комплексных инвестиционных планов» – КИП (обоснованные мероприятия, четкое целеполагание на основе тщательной диагностики, программно-целевой подбор инвестиционных проектов, жесткая мотивация и обязательства сторон, интересы государства и бизнеса и т. п.). Такие КИПы стали механизмом обоснованного и уверенного привлечения бюджетных и внебюджетных ресурсов, и практической модернизации городских экономик , кластерного развития и перехода на программно-целевой метод управления развитием. Разработка КИП.

Комплексные инвестиционные планы позволяют более успешно и согласованно концентрировать человеческие и материальные ресурсы всех уровней власти и бизнеса для решения задачи и уже в краткосрочной и среднесрочной перспективе обеспечить ожидаемый результат. Это достигается использованием спланированных и взаимоувязанных мер и инвестиционных проектов, объединенных единым замыслом и обязательствами участников.

Опыт разработки таких планов (гг.) вывел на безусловную необходимость устранения определенных противоречий (ограничений), описанных выше и представляющих по существу проблемы, которые возможно ликвидировать только с помощью агломераций (отсутствие территории развития, где может реализовываться инвестиционный проект, недостатки инфраструктуры, недостаток трудовых ресурсов, если не привлекать соседние территории и т. п.).

Применение КИП наряду с другими инструментами современной технологии устойчивого социально-экономического развития (стратегия, среднесрочные планы, схема территориального планирования и др.) создаст устойчивые предпосылки наращивания конкурентных преимуществ агломерации. Опыт Минрегиона в этом по сравнению с другими министерствами и ведомствами сегодня является уникальным.

Пути содействия формированию адекватных городских агломераций в России и роль федерального центра.

Механизмы управления развитием агломерации лежат главным образом в сфере инфраструктурного развития территорий и институциональной обустроенности основных рынков. Тем не менее, сегодня реализация крупных межрегиональных инфраструктурных проектов и решение проблем поддержания единого правового пространства в РФ представляют сложность. Необходимо решать комплекс вопросов административного характера, например, связанных с конфигурацией границ новых регионов и перспективами их объединения, разграничения полномочий и механизмы совместной реализации инфраструктурных проектов на территории нескольких субъектов федерации и т. п. Для этого нужен универсальный алгоритм решения новых нестандартных управленческих задач, как система правил оптимального сочетания целеполагающегося и административного управления социально-экономическими системами (экономика региона, градообразующие предприятия, крупные корпорации, региональные инвестиционные программы , государственные структуры, общественные организации и др.).

В рамках государственной системы поддержки формирования агломераций так или иначе придется столкнуться и решать задачи по устранению правовых и иных противоречий, в частности, созданию избирательного механизма освобождения стоимости реализованного инвестиционного проекта в рамках формирования агломерации от ряда налогов. Например, можно разработать и внедрить механизм возмещения налога на прибыль от средств, вложенных в проект после его вхождения в эксплуатационную фазу. На уровне региона при соответствующем изменении федерального законодательства можно подобным образом минимизировать для инвесторов суммы уплаченного налога на имущество организаций и налога на землю. Это должно решаться на федеральном уровне через координацию в общей системе государственного устройства. При этом основным требованием должны стать решения, основывающиеся только на интересах целого, а не его частей: развитие агломерации должно осуществляться путем развития всего агломерационного ареала (а не только города, как ядра агломерации). Для полномочной федеральной структуры координация такого подхода не будет представлять особой сложности, но будет оправдана с государственной точки зрения и выполнения федеральных приоритетов развития страны и ее территорий.

Выделение содействия формированию городских агломераций в качестве приоритета, за который может быть ответственно (координатор в силу межведомственности формирующихся в рамках агломерации интересов) проистекает из Стратегии 2020 и пяти задач Президента (модернизация экономики)

В рамках работы по новому федеральному приоритету (поддержка формирования городских агломераций) необходимо акцентировать усилия на следующих направлениях:

· Развитие экономических преимуществ агломераций;

· Создание правовых основ и эффективной структуры управления агломерациями;

· Обеспечение прав собственности;

· Развитие транспорта и получении доходов от транспорта;

· Обеспечении правильной структуры поселений;

· Четком определении роли городских центров в рамках агломерации;

· Компетенции и полномочиях;

· Развитии глобальной и региональной конкуренции.

Особо необходимо выделить направление «управление агломерациями». Формирование современной агломерации имеет под собой мощные предпосылки и происходит в порядке естественного хода вещей, чаще всего вне зоны системного (пока она не выстроена) воздействия. Тем не менее, процессы, лежащие в его основе, представляются управляемыми. Это объясняет мотивы властных структур актуализировать и усилить доступные инструменты управления процессами складывания и развития современных городских агломераций – центров постиндустриальной экономики.

Агломерация – это не сумма частей, а единый объект, который не должен формироваться спонтанно. Роль федерального центра – помочь формированию агломераций с заданными свойствами, помогая определять такие ее параметры, которые способствуют достижению как экономических, так и социальных, экологических целей, задать правовые рамки, обеспечивающего политическую стабильность, охрану прав собственника, создавая равные условия ведения бизнеса, пресекая нечестную конкуренцию и т. п.

Поэтому проблема городских агломераций, особенно в российских условиях - не столько экономическая проблема подтягивания государством определенных ресурсов. Это, прежде всего, проблема реализации внятной социальной политики, системно развертываемой на корпоративном и региональном уровнях.

Московская, Санкт-Петербургская, Самарско-Тольятинская, Екатеринбургская, Нижегородская, Ростовская, Новосибирская, Волгоградская, Казанская, Челябинская, Омская, Саратовская, Пермская, Уфимская, Красноярская, Новокузнецкая (Кузбасская), Краснодарская, Иркутская, Воронежская, Владивостокская. , Нижне-Камская (Набережночелнинская).

Тульско-Новомосковская (1,026,069 чел.) и Нижне-Камская (Набережночелнинская, 1,102,635).

Состав агломераций определен экспертным путем

Я училась в Москве, которая является ядром Московской агломерации. Я знала, что вокруг Москвы скучковались другие города, но почему они вдруг стали частью агломерации, понятия не имела.

Понятие «агломерация»

Под агломерацией стоит понимать некий тип урбанизации, при котором скапливаются населённые пункты, близкие территориально, имеющие экономические связи, общую инженерную инфраструктуру, транспортную сеть, техническую и социальную базы, культурные и производственные отношения.


Структура агломерации

В таком масштабном образование как агломерация различаются принципиально отличающиеся зоны. Скромная по размерам территория, являющаяся административным, деловым и культурным центром образования, является историческим ядром города. Оно с близлежащими интенсивно застроенными территориями представляет центральную зону. Территория старого пригорода, которая превращается в деловые кварталы, именуется внешней зоной города. Спальные районы, промышленные зоны объединяются в многоэтажные массовые застройки. Пригородными считаются развивающиеся территории, отдалённые от ядра.


Этапы формирования агломераций

Формирование подобных образований происходит в 4 этапа:

1. Агломерация - конгломерат урбанизированных территорий, которые располагаются близко и объединены производственными связями. Отсутствует единый рынок земли, труда, недвижимости. Такие не до конца сформировавшиеся объединения можно называть «индустриальными».

2. Усиливаются маятниковые миграции в сторону центра агломерации. Появляется единый рынок труда.

3. Этап развитой агломерации. Появляется функционально связанное пространство, образуется единый рынок, и теперь ряд функций ядра образования перемещается на периферию, города-спутники. На этом этапе развиваются пригороды. Агломерация трансформируется в важную единицу в территориальной структуре экономики на национальном уровне.

4. Этап встраивания в глобальные экономические процессы. Это стадия постиндустриальной агломерации. Развивается интеллектуальная городская инфраструктура.

Агломерация - тесное скопление ряда населенных пунктов, преимущественно городов и поселков городского типа, имеющих общие промышленные, экономические, транспортные, культурные взаимоотношения.

В рамках утвержденной в 2005 году схемы территориального планирования Ростовской области на Дону сформированы три агломерации (См. основные положения о территориальном планировании, содержащиеся в «Схеме территориального планирования Ростовской области») .

При этом в федеральном законодательстве не предусмотрено, что в нашей стране могут существовать такие объединения, и пока полностью непонятно, кому в дальнейшем регулировать развивающиеся процессы.

1.Основные признаки и виды агломераций

В мировой практике различают два основных типа агломераций: моноцентрические с одним крупным городом и полицентрические (конурбации) сразу с несколькими крупными доминирующими городами. С появлением этого термина в широком ходу многие путают агломерацию с городом. На самом же деле агломерация представляет собой объединение, большее, чем город, но меньшее, нежели регион или область. При этом далеко не все города-соседи подпадают под данное определение.

К основным признакам агломерации относятся:

а) Регулярное совершение местным населением поездок из одного города в другой в трудовых, культурных, учебных, досуговых целях (гражданин живет в Азове, а работает в Ростове, ростовчанин в летние месяцы регулярно выезжает на Соленое озеро, расположенное на территории Батайска и т. д.).

б) Полуторачасовая транспортная доступность от самого удаленного населенного пункта агломерации к городу-ядру.

в) Наличие у городов совместно используемой развитой транспортной, коммунальной, промышленной инфраструктуры.

г) Наличие аэропорта, крупного железнодорожного узла, морского или речного вокзала, которыми пользуются сразу все города.

2. Агломерации Дона

а) Самой известной и крупнейшей в области является .

б) Восточно-Донбасская агломерация. Площадь - 13734 кв. км, где проживает 271,5 тыс. сельчан и 758,5 тыс. горожан. Опорный центр - Шахты, непосредственно соприкасающийся своими границами с Новошахтинском и Красным Сулином. Три этих города образуют ядро Восточно-Донбасской агломерации. Остальные территории поделены на урбанизационную и дезурбанизационную зоны.

Урбанизационная зона, граничащая в западном направлении с Украиной, северном - рекой Северский Донец, восточном - Восточной обходной дорогой и южном - , отличается тесным скоплением городов и поселков городского типа: гг. Гуково, Донецк, Каменск Шахтинский, Зверево, пос. Горный, Лиховской, Алмазный, Каменоломни, Углеродовский. Основные объемы промышленности представлены проблемными объектами угольной отрасли, зародившейся здесь два столетия назад. Дальнейшее развитие территорий предполагается осуществлять за счет привлечения инвесторов. Кроме того, возлагается надежда, что на твердое топливо возрастет спрос и историческая отрасль получит мощный стимул для возрождения.

Дезурбанизационная зона характеризуется отсутствием условий для развития городов и, напротив, наличием приоритетных условий для сельского хозяйства, добывающей промышленности, отраслей рекреации и туризма.

в) Волгодонская система расселения. Общая площадь территории - 15848 кв. км, численность населения - 450,3 тыс. человек, из них 43,4% проживает в Волгодонске, 18,8% в небольших городах: Константиновске, Морозовске, Семикаракорске и Цимлянске, 37,8% приходится на сельские поселения: Волгодонский, Дубовский, Мартыновский, Морозовский, Семикаракорский, Цимлянский, Константиновский и Зимовниковский районы.

Основным преимуществом местной промышленности является географическая близость крупнейшего поставщика энергетических ресурсов - Волгодонской АЭС. Одна из особенностей Волгодонска - отсутствие дефицита рабочей силы вследствие низкого уровня занятости, что не свойственно многим городам. Причем, тенденция обещает сохраниться даже к 2025 году в случае оптимистичного развития событий. Но при этом сельское хозяйство начнет переживать нехватку рабочих кадров.

Большие надежды возлагаются на агропромышленный комплекс и перерабатывающие предприятия. Преимущества сельчан - благоприятные климатические условия для растениеводства, скотоводства и рыбоводства. При этом местный АПК располагает сетью перерабатывающих предприятий (молокозаводов и мясокомбинатов), способных успешно наращивать показатели. Предполагается, что впоследствии сельское хозяйство должно не только полностью обеспечивать собственную потребность в мясной и молочной продукции, но и стать одним из главных поставщиков мяса и молока в .

По оценкам ряда специалистов, Волгодонскую систему расселения пока что нельзя назвать агломерацией, поскольку между муниципальными образованиями отсутствуют тесные социально-экономические связи. Одновременно этот же фактор считается главной болевой точкой территории. Основной его причиной является необустроенность и низкоэффективное использование инфраструктуры (По материалам документов администрации Ростовской области).

Факт из жизни

Стоимость строительства ростовского торгового комплекса «Икея» составила около 140 миллионов рублей. При этом инвестор оказался вынужденным вложить еще 18 миллионов долларов в строительство автомагистрали, подключение к трансформаторной подстанции и т. д.

Согласно международной практике, затраты предпринимателя на развитие инфраструктуры должны составлять 5-8% от стоимости строящегося объекта.

3. Предпосылки формирования агломераций в России

В советские времена агломераций как межмуниципальных объединений практически не существовало. Исключением являлись преимущественно территории курортных регионов - «Большой Сочи», «Большая Ялта». После распада СССР начались социально-экономические процессы, обуславливающие формирование таких единиц.

В качестве главного социального фактора можно отметить резко снизившееся влияние государства на демографические процессы, в свою очередь объясняющееся проводимой приватизацией жилья, «послаблением» паспортно-визового режима, резким контрастированием уровня жизни в различных населенных пунктах. Как, например, констатировал еще в 2002 году директор Института Кеннана, один из известнейших славистов США Блэр Рубл: «В 1990-е годы роль государства ослабла, и россияне начали мигрировать. Зачем жить в Магадане, когда можно жить у Черного моря?» (См:. Интервью директора Института Кеннана, одного из известнейших славистов США Блэра Рубла «Россия идет по иному пути, чем весь остальной мир»).

Последовавший в середине нынешнего десятилетия интенсивный подъем экономики форсировал непропорциональное развитие городов и территорий - как в целом по стране, так и внутри регионов. Граждане, проживающие в крупных городах, отличались значительно большим уровнем достатка, в то время как жизненный уровень их соседей из небольших населенных пунктов, зачастую расположенных в нескольких десятках километров от города-ядра, был на порядок ниже. В результате дополнительно активизировались миграционные процессы.

При этом стоит добавить, что во многих крупных городах наблюдался дефицит рабочий силы: «Если Всемирный банк прав, и через 20 лет России будет не хватать 16-20 млн. рабочих рук, то тогда нужны мигранты. Мигранты чаще всего поселяются в больших городах, это означает, что люди разных этносов поселяются по соседству, и это вызывает проблемы. Люди, которые не испытывают особо дружественных чувств друг к другу, живут рядом, и это приводит к опасности социальных взрывов. Для США, Канады, Бразилии сосуществование этнических меньшинств в городах нормально и привычно, но для России это нечто новое».

Вместе с тем, крупные города, особенно мегаполисы, располагая высоким инвестиционным потенциалом и большими финансовыми возможностями, как правило, исчерпали свои земельные ресурсы.
В частности - им негде строить новое жилье. В результате им остается осваивать дефицитные пустыри, а также сносить под будущие стройплощадки ветхие дома - вместо ведения более эффективной масштабной застройки свободных территорий.

При этом преобладающей в крупных городах точечной застройке зачастую препятствует инфраструктурный дефицит. Эксплуатируемые городские коммуникации рассчитаны на значительно меньшее число потребителей. Более серьезные проблемы в этой связи испытывают инвесторы, желающие построить крупные промышленные предприятия. Помимо дефицита земельных и энергетических ресурсов, которые нужны фабрике или заводу в большем объеме, нежели жилому дому, им необходима развитая дорожно-транспортная инфраструктура для успешного вывоза продукции.

4. Социально-экономический эффект

Как уже показала практика, агломерационные проекты пользуются большим интересом в деловых кругах и среди ряда потенциальных инвесторов, желающих войти в регион (См. краткий обзор основных агломераций Южного Федерального округа на официальном сайте союза промышленников и предпринимателей ЮФО). Таким образом, проводимая государством политика может решить следующие проблемы:

а) Расширить и модернизовать существующую между городами транспортную инфраструктуру (строительство новых автомобильных и железных дорог), что сделает крупные центры для жителей малых населенных пунктов более доступными. В результате население агломерации перестанет стремиться жить в городах-ядрах постоянно, что поможет частично решить проблему равномерного расселения граждан.

б) Развитие дорожной и коммунальной инфраструктуры позволит обустраивать на свободных территориях специальные промышленные зоны. У приходящих инвесторов отпадет необходимость вкладывать колоссальные инвестиции в сети и дороги, что начнет способствовать подъему промышленности, созданию новых рабочих мест для всей агломерации.

в) Формирование агломерации способствует укреплению экономических связей между расположенными поселениями, что неминуемо отразится на общем уровне жизни.

г) Развитие дорожной и коммунальной инфраструктуры позволит крупным городам строить на свободных территориях города-спутники, а также периферийные районы, что станет способствовать решению жилищного вопроса.

Агломерация - это ключевая форма современного расселения, качественный сдвиг в расселении, новая стадия его эволюции, когда сеть поселений превращается в систему . Во всех развитых странах и в большинстве стран третьего мира в агломерациях сосредоточена преобладающая часть населения и производства. Особенно велика их доля в концентрации не­производственной деятельности, высших форм обслуживания.

Формирование агломераций . В основе их развития заключена территориальная концентра­ция деятельности людей. Наиболее распространены два пути формирования агломераций: «от города» и «от района» (рисунок 2.5).

Формирование агломерации «от города». По достижении опре­деленного «порога» (на что сильно влияет размер города, его хозяйственный профиль, локальные и региональные природные условия)

динамично развивающийся крупный город ощущает все большую потребность в новых ресурсах разви­тия - территориях, источниках водоснабжения, инфраструктуре. Однако в пределах городской черты они оказываются исчер­панными или близкими к исчерпанию. Дальнейшее сплошное (периметральное) расширение городской территории сопряже­но с негативными последствиями.

Поэтому центр тяжести развития объективно перемещается в пригородные территории. Возникают поселения-спутники (чаще всего на основе существующих небольших населенных пунктов) различного профиля. С одной стороны, все то, что не помещается в городе, «выплескивается» за его пределы. С другой - многое из того, что стремится к нему извне, оседает на подступах. Таким образом, агломерация формируется двумя встречными потоками .

В одних случаях объекты, составляющие градообразующую базу спутников (промышленные предприятия, испытательные полигоны, научно-исследовательские лаборатории, конструктор­ские бюро, сортировочные станции, склады и т.д.), как бы отпочковываются от сложившегося народнохозяйственного ком­плекса города. В других - они возникают в ответ на потребно­сти города и страны, создаются усилиями разных отраслей хо­зяйства, будучи привлечены благоприятными условиями разви­тия в окружающем город районе.

Развитие агломерации «от района» характерно для ресурсных зон, в местах развития добывающей промышленности, где при разработке крупных месторождений обычно возникает группа поселков сходной специализации. С течением времени один из них, расположенный удобнее других по отношению к ареалу расселения и имеющий лучшие условия для развития, притяги­вает к себе объекты не местного значения. Постепенно он становится организационно-хозяйственным и культурным центром. Все это определяет его приоритетный рост и посте­пенное возвышение в территориальной группе поселений, которые со временем приобретают по отношению к нему роль спутников.



Так происходит становление города, который берет на себя функции центра агломерации. У его спутников начинает преобладать замкнутый трудовой баланс: жители по­селка работают в основном на расположенном здесь же, в поселке предприятии. Поэтому трудовые связи с городом-цен­тром в образованиях рассматриваемого типа слабее, чем в агло­мерациях, развивающихся «от города». По мере дальнейшего роста и усиления многофункциональности города-центра раз­личия между агломерациями описанных двух категорий ослабе­вают, хотя остается существенная разница в характере исполь­зования территории. В агломерациях промышленных районов (добывающей промышленности) значительные площади заня­ты отвалами, складами, подъездными путями.

Формирование агломерации - выбо­рочный процесс, который развертывается там, где для него складываются благоприятные условия. Поэтому агломерацию следует рассматривать как одну из форм расселения, которое и в перспективе должно остаться разнообразным, поскольку неод­нородны интересы различных слоев населения. Агломерации различаются по преобладающим видам деятельности, величи­не, степени зрелости. В то же время как специфическая форма расселения они имеют некоторые общие свойства. Отметим те, которые могут быть названы фундаментальными (по Г. Лаппо):

· интенсивное и эффектив­ное взаимодействие. Агломерация предстает как ареал ближ­них связей, не требующих больших затрат времени и средств;

· взаимо­дополняемость (комплементарность) составляющих элемен­тов - центров разного профиля. Города и поселки взаимно ори­ентированы на оказание друг другу услуг, что также определяет высокую плотность внутриагломерационных связей;

· динамизм развития и функционирования;

· концентрация прогрессив­ных элементов производительных сил, с которыми связана раз­работка нового в науке, технике, культуре. Это делает агломерацию «точ­кой роста» и фактором развития прилегающей территории.

Все перечисленные свойства определяют роль агломерации как очага и побудителя развития, источника возникновения и распростра­нения инноваций.

В агломерации, как и в городе (в расселении вообще) дейст­вует закон самоорганизации. Однако нельзя ожидать, что агло­мерации будут жить как бы в режиме автоматического регули­рования на основе этого закона. Необходимо разработать кон­цепцию развития каждой агломерации и на ее основе создать план рационального природопользования, сбалансированного развития всех составляющих ее элементов в экологически допустимых рамках. Это - обязательное условие эффективного использования потенциала агломераций.

Пространственная структура агломераций . Границы, разделяю­щие разные части агломерации (рисунок 2.6), опре­делены прежде всего условиями доступности центра. От этого же зависит и ее общая граница. Различия в доступности высту­пают в качестве исходного условия дифференциации, которая в дальнейшем усиливается и делается отчетливее под влиянием интенсивности связей зоны спутников с городом-центром, ха­рактера использования территории, плотности

размещения объектов, уровня транспортной обслуженности и т.д. Диффе­ренциация агломераций носит мозаичный, ячеистый характер .

Основу территориальной структуры агломерации образует ее опорный каркас, прежде всего центральный город и радиаль­ные (расходящиеся от него) транспортные магистрали, а также основные центры. Вдоль транспортных радиусов формируются широкие у основания лучи расселения, которые сходят на нет там, где затраты времени на регулярные ежедневные поездки в город-центр превышают целесообразные, с точки зрения насе­ления, пределы. При развитом многолучевом транспортном узле агломерация приобретает вид звезды.

Между лучами расселения, которые выглядят или сплошной полосой непрерывной застройки, или цепочкой населенных пунктов, разделенных открытыми буферными зонами, прости­раются зеленые клинья. В градостроительных схемах им отводится важная роль барьеров, препятствующих срастанию лучей расселения в сплошное застроенное пятно, а зеленые клинья вводятся в структуру самого города-центра. Очень часто наблю­дается подобие каркасов центрального города и зоны спутни­ков. Каркас указывает на направления разрастания и обеспечи­вает взаимодействие составляющих пригородную зону частей. Зоны спутников (примерно кольцевые) охватывают город-центр и в развитых агломерациях делятся на пояса, различающие­ся по характеру и интенсивности взаимодействия, плотности населения и густоте сети дорог и населенных пунктов. Первый пояс образуют ближайшие спутники. Нередко они представля­ют собой продолжение города-центра. Здесь самая высокая плот­ность населения и

наиболее густая сеть дорог. В поселениях ближайшего пояса высока доля жителей, работающих в цент­ральном городе. Значителен и встречный поток маятниковых мигрантов, выезжающих из города-центра для работы в спутниках и в основном оседающих в первом поясе. В развитых агломерациях ближайшие спутники подобны пери­ферийным районам города-центра, с которыми у них тесные транспортные связи. Они сходны с периферийными районами центрального города по функциям, составу населения и харак­теру застройки. Привлекая к себе на работу жителей других по­селений, они раздвигают границы агломерации .

Замыкающие спутники располагаются там, где центростре­мительные потоки маятниковой миграции из-за предельного рас­стояния теряют значение. В ряде проектов замыкающим спут­никам отводится роль центров приоритетного развития, что должно несколько ослабить трудовые потоки, направленные к городу-центру.

В пределах развитых агломераций, представляющих собой плотные группировки городских поселений, образуются лока­лизации повышенной плотности, получившие название агло­мераций второго порядка (Г. Лаппо, З. Яргина). Чаще всего они возглав­ляются отчетливо выраженным центром (выделяющимся раз­мерами, развитостью функциональной структуры, центрально­стью). Есть и биполярные образования. В агломерациях второго порядка, вследствие повышенной концентрации населения и производства осложняется планировочная и эколо­гическая обстановка.

Второй пояс спутников формируется в зрелых агломерациях. Здесь ниже плотность населения и густота дорожной сети, меньше доля загородников среди работающего населения. Застроенные территории перемежаются превосходящими их по размерам обширными открытыми пространствами - сельско­хозяйственными и лесными ландшафтами.

Внешняя, зона, окаймляющая зону спутни­ков, не связана с центральным городом ежедневными трудо­выми поездками населения. Наибольшее значение имеют рек­реационные связи, резко возрастающие летом. В это время агло­мерация отодвигает свою внешнюю границу, отмечая сезонно рас­ширяющийся ареал, в котором замыкается недельный цикл жиз­недеятельности. Агломерация предстает как пульсирующее обра­зование с периодически перемещающимися границами .

По мере эволюции агломераций происходит последователь­ное, достаточно медленное, зависящее от прогресса на транс­порте, сдвигание вовне границ внешней зоны. Расположенные в периферийной зоне центры в планировочных схемах получа­ют роль ближних противовесов городу-центру.

Центр агломерации . Формирование агломерации на базе крупного города - естественный процесс саморазвития расселения. Компактный город имеет преимущества перед аг­ломерацией, но до известных пределов. Растягивание его тер­ритории не может быть беспредельным. Г.А.Гольц рассчитал, что при размерах городской территории свыше 500 км 2 принци­пиально невозможно с помощью общественного транспорта обеспечить приемлемые затраты времени на трудовые поездки. Сооружение метрополитена позволяет поднять верхний предел размеров территории города до 800 км 2 . Москва этот предел уже существенно превысила.

Известно, что из расположенных на транспортных ра­диусах спутников достичь центра главного города агломерации можно при значительно меньших затратах времени, чем из не­которых периферийных районов главного города. Таким образом, в основе возникновения и развития агломераций лежат определенные экономические и социальные причины. Город как центр агломерации берет на себя дополнительные обя­занности по обслуживанию своего окружения и одновремен­но использует это окружение для решения собственных проблем, что приводит к существенным изменениям самого города . Часто в зону спутников переме­щаются такие территориеемкие звенья градообразующей базы, как испытательные полигоны различной техники, выпускаемой предприятиями города, сортировочные железнодорожные стан­ции, склады, аэропорты и т.п. Помимо того, что эти объекты требуют большой территории, во многих случаях они пожаро- и взрывоопасны, являются наиболее активными и крупными за­грязнителями атмосферы, почвы и воды.

В городах спутниках последовательно улучшаются условия для приобщения его населения к сосредоточенным в горо­де-центре ценностям, благам культуры, искусства, образования, деловой активности, науки, техники, всякого рода информаци­онным центрам. У жителей спутниковой зоны, использующих места приложения труда, сконцентрированные в центральном городе, расширяются возможности выбора рода и места работы.

Город-центр агломерации, расширяя и совершенствуя обя­занности по отношению к зоне спутников, соответствующим образом меняет также свою планировочную структуру. Она на­сыщается элементами, с помощью которых осуществляются кон­такты с окружением. В Московской агломерации можно выявить следующие новообразования в планировочной струк­туре ядра агломерации (Г. Лаппо, З. Яргина).

1. Совмещенные или предельно сближенные остановки го­родского (метро) и пригородного (электропоезда) транспорта: на Рязанско-Казанском железнодорожном радиусе («Электро­заводская», «Выхино»), Рижском («Дмитровская», «Тушино»), Смоленском («Беговая»), Курском («Текстильщики»), Нижего­родском («Серп и молот» - «Площадь Ильича»), Павелецком («Коломенская» - «Варшавская»). Кроме того, городской и при­городный транспорт состыкованы у всех вокзалов, т.е. по всем одиннадцати железнодорожным направлениям.

2. Промышленные и научно-производственные зоны в пе­риферийных районах центрального города как бы выдвинуты навстречу устремленным к нему потокам маятниковых мигрантов. В Москве такие зоны возникли в полосах, прилегающих к железнодорожным радиусам (Чертаново, Дегунино, Бирюлево, Очаково и др.), которые дополнили уже ранее сложившиеся (Перово, Текстильщики, Люблино).

3. Торговые центры - универсамы и рынки на привокзаль­ных площадях, иногда у периферийных пригородно-городских транспортных узлов.

4. Автостанции у конечных станций метрополитена, от которых начинаются многочисленные автобусные маршруты, связывающие город-центр с зонами спутников.

Зона спутников и город-центр охватываются общим эколо­гическим каркасом. Городские парки и лесопарки служат про­должением зеленых клиньев, подходящих из пригородной зоны по межрадиальным секторам.

Одним из результатов усиливающегося взаимодействия цент­рального города с его окружением является территориальное разрастание застройки навстречу друг другу, обычно не преду­сматриваемое в генеральных планах и схемах районной плани­ровки. Зеленый пояс, который должен отличаться стабильно­стью и играть ключевую роль в экологическом каркасе, подвер­гается экспансии со стороны и города-центра и его спутников.

Сложившаяся в современном градостроительстве традиция периодически пересматривать границы города, расширять его территорию при­водит к необходимости изменять и территориальную организа­цию региона, что маскирует процесс агломерирования. Одна из причин активного поглощения городом больших пространств пригородной зоны - отсутствие цены на землю. Этим же объ­ясняется и бесхозяйственное использование городской терри­тории .

Города-спутники. В Градостроительстве так на­зывают создаваемые специально поселения вблизи какого-либо крупного города для решения его проблем, регулирования эконо­мической базы, стабилизации или торможения роста населения. К этой категории следует также отнести все поселения, сформи­ровавшиеся в непосредственном окружении крупного города, независимо от того, возникли они стихийно или создавались специально по разработанным проектам. Спутники, создаваемые для регулирования роста крупных го­родов, - своего рода реакция на их гипертрофию - очень рас­пространенная категория нового города в XX веке. Положение вблизи столиц предъявляло повышенные требования к качест­ву новых городов. Их проектирование и строительство способ­ствовало повышению градостроительного искусства и разработке ряда актуальных проблем градостроительства.

Плеяда городов-спутников Лондона, города Парижского района, разместившиеся на осях развития - ориентирах пространст­венного роста Большого Парижа, спутник шведской столицы Веллингбю и финской Тапиола стали типичными приме­рами городов-эталонов .

Развивать систему городов-спутников Москвы предлагалось уже в первые послереволюционные годы в планах реконструк­ции столицы Сакулина (1918 г.) и Шестакова (1921-1925 гг.; рисунок 2.7). В 1950-х годах для Мос­ковского региона также была разработана схема размещения городов-спутников. Один вариант преду­сматривал создание кольца ближних спутников, удаленных от Москвы на 34-40 км. В другом намечалось кольцо дальних, на расстоянии 70-80 км.

Удачный пример города-спутника - современный Зеленоград - один из самых привлекательных новых городов России. Насе­ление спутника предполагалось формировать за счет москвичей, которые выразят желание переехать в город-спутник. Чтобы люди не чувствовали себя ущемленными, было принято решение счи­тать Зеленоград административным районом столицы.

Другим примером города-спутника является г. Дзержинск. Причиной создания Дзержинска вблизи Нижнего Новгорода стало строительство комплекса химических предприятий общесоюзного значения.

Типы городов-спутников. Выделяются две основные кате­гории (по Г. Лаппо):

а) города, ориентированные своими функциями на удовле­творение потребностей города-центра как сгустка населения, производственного, коммунально-хозяйственного и строитель­ного комплексов. Таковы поселения при аэропортах, станциях аэрации и водопроводных, предприятиях строительных материалов. Сюда же относятся центры-поставщики полуфабрика­тов и вспомогательных материалов (текстильное сырье, пресс-порошки для изготовления пластмассовых изделий, формовоч­ные пески и др.) и т.п.;

б) центры, специализирующиеся на видах деятельности и про­изводствах, аналогичных тем, которые составляют верхние ярусы функциональной структуры главного города. Таковы центры фундаментальных научных исследований (города – наукограды).

Типологически, генетически и функционально - города-спутники очень разнообразны. Типологические схемы, известные из градостроительства и урбанистики, обычно не распространяются на города-спутники. Основными критериями разделения на типы яв­ляются характер взаимоотношений с городом-центром, а также развитость функциональной структуры и положение в агломе­рации.

В агломерациях распространен тип спутника-узкоспециализи-рованного центра с простой функциональной структурой. Если основное производство или вид деятельности «обрастает» другими, функционально связанными с основным, возникает спутник-специализированный комплекс. Если два (или более) территориально сближенных спутника-специализированных центра сливаются в один, то возникает многофункциональ­ный спутник-конгломерат. В Подмосковье таковы Кашира, ко­торая поглотила город Новокаширск (при Каширской ГРЭС), Дубна, к которой присоединен был город Иваньково и др.

Многофункциональные спутники формируются в результате естественного развития города, постепенно услож­няющего и умножающего выполняемые им обязанности. Главные функции спутников:

· находиться в тесном взаимодействии с городом-центром;

· обслуживать его потребности;

· участвовать в решении его проблем;

· спо­собствовать реализации его потенциала.

Выполняя эти основные функции, города-спутники естествен­ным образом создают вместе с городом-центром целостное един­ство - функциональное, планировочное, расселенческое. Весьма существенно различаются спутники в зависимости от своего положения в территориальной структуре агломера­ции. Распространены спутники-пригороды, свойственные многим развитым агломерациям и особенно характерные для Мос­ковской. Один из них город Люберцы - пря­мое продолжение юго-восточной части Москвы, которая в 1980-х гг. перешагнув МКАД, вступила с ним в непосредственное соприкосновение .

По положению в системе расселения, выде­ляются следующие основные типы: а) город-пригород; б) замы­кающий спутник; в) центр агломерации второго порядка; г) «спутники-спутников». В роли «спутника спутников» обычно выступают узкоспециализированные центры.

Известно, что развитие городов влечёт за собой формирование и рост близлежащих территориальных поселений, которые формируют пригородную зону. В совокупности крупный город (например, в Российской Федерации - административный центр субъекта РФ) и пригородная зона образуют значительный по численности населения, объёмам производства и потребления элемент системы расселения и хозяйственной деятельности любого региона. Для крупных городов пригородные зоны имеют особое значение, т.к. их взаимодействие между собой с течением времени становится всё более тесным и разнообразным, а усиление этого взаимодействия способствует превращению города в агломерацию.

Агломерация (от лат. agglomerare - присоединять, накоплять) - компактное расположение, группировка поселений, объединенных не только в территориальном смысле, но обладающих развитыми производственными, культурными, рекреационными связями.

Определение, данное понятию «городская агломерация» В.Г. Давидовичем, звучит следующим образом: «наиболее развитая локальная группа городов и посёлков… со сложным переплетением тесных экономических, трудовых и культурно-бытовых взаимосвязей, с тенденцией срастания близко расположенных поселений».

Комплексное определение этому понятию дал Ю.Л. Пивоваров: «Агломерация - компактная территориальная группировка городских и сельских поселений, объединённая в сложную локальную систему многообразными интенсивными связями - трудовыми, производственными, коммунально-хозяйственными, культурно-бытовыми, рекреационными, природоохранными, а также совместным использованием разнообразных ресурсов данного ареала».

К основным элементам агломерации относятся центр, или ядро (обычно крупный город), и пригородная (периферийная) зона. Хотя по отношению к ядру пригородная зона выполняет вспомогательные и обслуживающие функции, они являются определяющими в формировании самой агломерации. А.?Н. Поносов так трактует понятие «пригородная зона» - это «территориальная зона, примыкающая к городской черте, являющаяся неотъемлемой частью города, установленная в соответствии с экономическими, пространственными, трудовыми, рекреационными связями и закрепленная комплексом административных, градостроительных документов».

Современный мир - пространство давно обжитое городскими агломерациями, и агломерационный путь развития - это естественный этап урбанизации. По данным ООН в начале ХХI в. в различных странах мира насчитывалось более тысячи таких агломераций, и в них сконцентрировалось более половины всего городского населения планеты. Кроме того, по мнению ООН, количество горожан к 2050 году вырастет в два раза и достигнет 6,4 млрд. человек. К 2015 году прогнозируется формирование более 900 агломераций с численностью населения более 1 млн. человек.

Основными признаками современных городских агломераций являются:

Компактность? компактное расположение населенных пунктов, главным образом городских;

Наличие транспортных коридоров, позволяющих обеспечивать взаимодействие различных видов транспорта и общность средств доставки населения и грузов;

Доступность (1,5-часовая), которая позволяет при наличии развитой системы транспортных коридоров расширить границы агломерации (при условии других факторов экономической целесообразности);

Концентрация промышленного производства и трудовых ресурсов, что на территории городской агломерации обязательно;

Высокая плотность населения? концентрация значительных масс населения вдоль транспортных коридоров;

Тесные экономические связи? комбинирование и кооперирование промышленных предприятий при производстве и потреблении промышленной и сельскохозяйственной продукции (показатель - более мощные грузопотоки в пределах агломерации по сравнению с внешними грузопотоками);

Тесные трудовые связи: часть работающих на предприятиях и в учреждениях одного поселения проживают в других поселениях, т.е. в пределах агломерации наблюдается взаимосвязанное расселение и происходят ежедневные маятниковые трудовые миграции между главным городом и поселениями пригородной зоны, а также между этими поселениями;

Тесные культурно-бытовые и рекреационные связи: учреждения или места отдыха одного или нескольких поселений частично обслуживают жителей других поседений, происходят ежедневные или еженедельные маятниковые миграции с культурно-бытовыми или рекреационными целями;

Тесные административно-политические и организационно-хозяйственные связи, которые реализуются посредством регулярных деловых поездок между поселениями агломерации по делам бизнеса, службы и общественной работы

Высокий уровень функциональной связанности? сближенность составляющих городскую агломерацию поселений и их функциональная взаимодополняемость; в большинстве случаев - соподчиненность поселений, находящихся в пределах агломерационного ареала (не только административно-правовая подчиненность, а и исторически и экономически сложившаяся зависимость);

Целостность рынков труда, недвижимости, земли;

Правовая самостоятельность поселений? нахождение поселений в пределах своих административных регионов, кроме самых теснопримыкающих;

Многокомпонентность? населенные пункты в силу объективных причин сращиваются (объединяются) в сложные многокомпонентные системы;

Динамичность, способность к быстрой адаптации к новым экономическим, социальным реалиям.

Наличие городов-центров, городов-лидеров с «центростремящимися» территориями (т.е. не просто наличие города-лидера, но и ярко выраженная связь близлежащих территорий, тяготеющих (миграция, товарные и иные потоки) к этому лидеру - «ядру»; при этом город-лидер имеет административные функции высокого уровня, способен по своему размеру и экономическому потенциалу формировать объединения (агломерации);

Территориально-отраслевой интерес? наличие двух «совмещенных» процессов: с одной стороны? город-центр стимулирует развитие городов-спутников, что является средством решения его собственных проблем (вынос части производств, создание объектов транспортной и коммунальной инфраструктуры, развитие рекреационных баз и т.п.), а с другой стороны - активность внешних субъектов (министерств, компаний, промышленно-финансовых групп) в использовании благоприятных условий на территории города-центра для размещения подведомственных им объектов. То есть действуют два начала: территориальное (исходящее от города, с комплексным подходом при устройстве территории) и отраслевое (преследует отраслевую выгоду, с меньшим вниманием к территориальным интересам).