У святителя на ильинке, или несколько слов вослед разрушенной церкви николы большой крест. Николая Чудотворца «Большой Крест», храм Никола большой крест на ильинке

«Без всяких дефектов в изумительно изящной и строгой архитектурной обработке сооружен пятиглавый храм св. Николы «Большой крест» на Ильинке. Этот отзвук старого храмового типа строен архангельскими купцами братьями Филатьевыми в 1680 – 1697 годах. Блестящее убранство делает этот храм одним из самых выдающихся художественных памятников Москвы» .

Ф. Диц. Церковь Николая Чудотворца «Большой Крест». Холст, масло. Сер. XIX века.

«Храм называется же в народе Св. Николая у Большого Креста по большому кресту, устроенному теми же Филатьевыми. Крест этот деревянный, в 3 аршина вышины. Крест содержит в себе 156 частиц мощей» .


Ф. Алексеев. «Вид церкви Никола Большой крест на Ильинке». Холст, масло. 1800 г.

«Для украшения храма Филатьевыми были приглашены самые лучшие мастера. Выстроенный с купеческим размахом, в несколько этажей, на подклете, устремленный ввысь пятиглавый бледно-голубой храм поражал своим резным белокаменным убранством. Современникам строительства он казался чудом, и даже в XIX веке о нем отзывались с восхищением: «Каменная резь церкви Николая Большого Креста вся осыпана чудной резьбой: высокое крыльцо, наличники окон, небольшие люкарны под карнизом, наконец, шеи глав – все это испещрено густыми узорами, эффект которых дополняют осыпанные звездами главы и, словно филигранные, кресты».


Н. Найденов. «Церковь Николя Чуд. им. «Большой Крест», на Ильинке». 1882 г.

Внутреннее убранство не уступало внешнему: «подоконники выстланы тафелем с разными изображениями из евангельской истории; стены украшены резными фигурами; клиросы фигурно высечены из камня; пол из дикого темного мрамора.


Церковь Николая Чудотворца «Большой Крест». 1880-е гг.

В подклете церкви в XIX веке обосновался склад купеческих товаров. Тогда же храм окончательно закрепил за собой статус главной святыни московского купечества, что было связано с местоположением храма на Ильинке – главной торговой улице Москвы.


Улица Ильинка. Церковь Николая Чудотворца «Большой Крест». 1902 г.

В 1928 году здание церкви было тщательно отреставрировано, но это не спасло его от разрушения. В 1931 году начали ломать южное крыльцо, а в 1934 году храм был окончательно снесен вместе с колокольней, под предлогом того, что мешал проезду по улице Ильинке» .


Церковь Николая Чудотворца «Большой Крест». 1900-е гг.

У «Николы» сшибли крест –
Стало так светло окрест!
Здравствуй, Москва новая,
Москва новая – бескрестовая!
– написал пролетарский поэт Демьян Бедный…


Начало разрушения Церкви Николая Чудотворца «Большой Крест». 1933 г.

Для подготовки публикации использованы следующие материалы:
Путеводитель по Москве подъ редакцiей И.П. Машкова. / Москва: Московское архитектурное общество, 1913 г.
Кондратьев И.К. Седая старина Москвы: Исторический обзор и полный указатель достопамятностей (по изданию 1893 года). / Москва: Воениздат, 1996 г.
Берхина Т.Г. Утраченные святыни. Ильинка сквозь века. / Москва: Издание храма Ильи пророка, 2011 г.

Фёдор Алексеев. Вид церкви Никола Большой Крест на Ильинке


Храм святителя Николая Чудотворца «Большой Крест» (также известна как «Никола Большой Крест») - православный храм в Москве, построенный в конце XVII века и снесённый в 1934 году.

Главный престол храма был освящён во имя Успения Пресвятой Богородицы, придел - во имя Николая Чудотворца

Шедевр строгановского барокко,один из самых красивейших храмов города.

Из истории:

  • Храм построен на средства архангельских купцов Филатьевых. Строительство началось в 1680 году, а закончено было в 1688. Храм считается одним из первых примеров переработки архитектурного типа приходского храма, сложившегося в середине XVII века. Он представляет собой высокий, вытянутый четверик на подклете, расчленённом на четыре яруса по горизонтали. Архитектурным новшеством стало отделение колокольни (которая в 1819 году была надстроена двумя ярусами) от четверика, отсутствие трапезной (обычно служившей для соединения четверика и колокольни), уменьшение размера абсид и придела. Как в Архангельском соборе, в членениях фасадов использовалась ордерная декорация, не отражающая настоящей структуры здания - храм не имел этажей, внутреннее пространство было цельным. Во внешнем оформлении присутствовала некоторая эклектичность - в колонках первого яруса использован дорический ордер, на втором ярусе - коринфский, а в третьем пилястры сложной формы, однако благодаря удачно подобранному соотношению размеров и форм целостность постройки не была нарушена. Окна, расположенные соответственно членению по ярусам, различались размером, формой и оформлением. Так, на нижних ярусах окна имели прямоугольную форму и были обрамлены резными наличниками с разорванными фронтонами. На третьем, невысоком, ярусе располагались восьмигранные окна, оформленные белокаменными узорными рамами. Завершался четверик ложными закомарами. Пять глав храма являлись многогранными, имели витые колонны на углах и были окружены кокошниками.
  • Название «Никола Большой Крест» храм получил в народе так по приделу Николая Чудотворца и по реликвии храма - в нём находился большой (свыше двух метров) деревянный крест, изготовленный по заказу Филатьевых. Этот крест был сделан по образцу креста, изготовленного патриархом Никоном в Крестном Онежском монастыре Архангельской губернии на острове Кие. В кресте находились 156 мощевиков с частицами мощей различных святых, помимо мощей святителя Николая, располагавшихся по центру креста. Кроме этого деревянного креста в храме хранился напрестольный крест, сделанный в 1680 году подьячим Андреем Городецким и икона Всех Святых, написанная в 1700 году Кириллом Улановым. Имелся обычай приводить в этом храме к «крестному целованию» - присяге, людей, ведущих судебные тяжбы.
  • В 1928 году храм был отреставрирован.
  • После выхода Декларации митрополита Сергия община храма оказалась одной из «непоминающих», то есть не согласных с декларацией и прекратившей поминать на службе советское правительство и митрополита Сергия (Старогородского). Приход храма Николы «Большой Крест» стал своеобразным центром московского сообщества «непоминающих», поддерживал общение с другими общинами, не признающими митрополита Сергия главой Церкви, туда приезжали исповедоваться и причащаться люди из других городов. Настоятель храма, отец Михаил Любимов считал, что «…ни в коем случае нельзя допустить, чтобы верующие признавали Сергианскую церковь, так как это ведет к некоторому примирению с существующим строем…».
  • Осенью 1931 года храм был закрыт, и община через некоторое время продолжила литургическую жизнь в маленьких домашних церквях.
  • В 1932 году большинство верных прихожан во главе с настоятелем были арестованы и попали в заключение.
  • В 1934 году храм без каких-либо причин был разрушен вместе с колокольней, на месте храма в настоящее время пустырь.
  • Перед уничтожением храма его иконостас был разобран и 15 лет находился в музейных запасниках. В 1948 году его установили (в реконструированном виде) в трапезном Сергиевском храме Троице-Сергиевой лавры.
  • Белокаменные детали декора - балясина, колонны, фрагмент киота и раковины выставлены для обозрения в экспозиции музея Коломенское.
  • В 2017 году появились планы по воссозданию церкви

Потрясающее душераздирающее стихотворение "на смерть" знаменитой церкви Св. Николая у Ильинских ворот (в народе - Никола "Большой Крест"), беспощадно и бесмысслено снёсённой в 1933 - ведь помимо уничтоженных храмов (в подавляющем большинстве памятников архитектуры) остались и не сломанные. Стихи написаны тогда же (естественно, "в стол") москвоведом, очевидцем сноса храма Ю.К. Ефремовым:

"Вчера была церковь. Горда, пятиглава.
Лазурные купы цвели на углах.
Не сдавшие золота для переплава,
Жглись россыпи звездные на куполах.

А нынче - "Ходынка"... На зрелища скупы
Недели и месяцы будничных дел.
А кто-то на царственный звёздчатый купол
Петлю четвертного аркана надел.

Арканный канат доконает, каналья.
А купол уступит, округл, полногруд...
Натянуты лица. Теснили и гнали,
Нет, снова теснимся у каменных груд...

Корежа. Ломая. Кроша. Подрубая -
Бьют кирки и ломы, грязнят и казнят.
О, как застонала глава голубая!
Как больно ей стало! Натянут канат,

Ещё раз! - Глава подалась, пошатнулась,
Качнулся сияющий золотом крест,
И треск, словно вопль, прокатился вдоль улиц,
И эхо ответ прорыдало окрест.

И выдрана с корнем, оторвана с мясом,
Обрушилась навзничь немая глава,
"И-ах"!- пронеслось по напрягшимся массам,
Услышавшим боль и забывшим слова...

К шедеврам русской архитектуры относилась одна из красивейших церквей Москвы - Св. Николая Чудотворца, что у Большого Креста в Китай-городе. Храм, возведенный в 1680х с пышной каменной "резью" входившего тогда в моду декора барокко, оказал несомненное влияние на сложение этого стиля в московской архитектуре. Подчеркнуто вертикальная композиция церкви, стоящей на подклёте (в XIX в. - начале XX в. он служил товарным складом торговой фирмы), утвердила за ней роль пространственной доминанты Ильинки.

Бело-голубая, с роскошным пятиглавием, церковь имела отдельно стоящую колокольню в "северном" стиле, 2 верхних яруса которой были возведены в 1819. Название свое храм получил по приделу Св. Николая и по большому резному деревянному кресту, стоявшему у правого клироса и содержавшему 156 частиц мощей, а также мощи Св. Николая Чудотворца в самой его сердцевине. После разрушения храма в 1933 удалось спасти иконостас (ныне в трапезной Троице-Сергиевой Лавры), и часть клироса, которая хранится в Донском монастыре.

Сломан храм был беспощадно и абсолютно бесполезно, т.к. убить веру большевикам всё равно не удалось, а памятник древнерусской архитектуры уничтожен (как-то странно-избирательно сносились церкви - какие-то сломали, а какие-то нет..) Теперь на его месте скверик с какими-то хозпостройками, рядом с часовой башней конторского дома Северного страхового общества (1910-1911, арх. И.И.Рерберг, М.М.Перетяткович, В.К.Олтаржевский)


Церковь Св.Николая "Большой Крест" и Ильинские ворота Китай-города, литография

Никола "Большой Крест", вид из Ипатьевского переулка (по-моему, сейчас он закрыт на решётку, т.к. там КПП)

Никола Большой Крест, церковь Николая Чудотворца в Москве на Ильинке, главная святыня русского купечества. Построена архангельскими купцами Филатьевыми в 1680-1697. Пятиглавый храм сверкал нарядным блестящим убранством с бледно-голубой окраской, в несколько этажей на подклете, служил в то же время и товарным складом. В храме, по обету его создателей, воздвигнут огромный, саженной высоты, крест со 156 частицами мощей. Крестное целование ставится в связь с обычаем приводить к присяге лиц, тяжущихся в Кремле в царских приказах. Для украшения храма были приглашена самые лучшие мастера.

В 1933 церковь была разрушена еврейскими большевиками.

НИКОЛЬСКИЕ ЦЕРКВИ СТАРОЙ МОСКВЫ

В старой Москве церквей, освященных во имя самого чтимого на Руси святого Николая Чудотворца, было огромное число - и сохранившихся до наших дней, и разрушенных при советской власти. В числе последних помянем самую знаменитую церковь св. Николая "Большой Крест", стоявшую в самом начале Ильинки и основанную там еще до возведения Китайгородской стены в первой половине XVI века. В ней приводили к присяге - "крестному целованию" - граждан, имевших судебные тяжбы, и в храме по обету его создателей был воздвигнут огромный крест с частицами святых мощей.

Само название местности - Берсеневка - уже наводит на мрачное воспоминание о казненном в далеких временах московском боярине. В XVI - XVIII в.в. здесь находилась "Берсенева решетка", то есть ночная застава, запираемая и охраняемая сторожами, которые следили за порядком в городе. В годы правления Ивана III за караул в этом участке отвечал "объезжий голова" боярин И.Н. Берсень-Беклемишев, имя которого носит и одна из Кремлевских башен - Беклемишевская, потому что рядом с ней располагался его двор. Где-то там, у Москвы-реки, боярин был казнен в 1525 году - из-за неосторожной и смелой искренности с великим князем Василием III. А еще говорили, что перед смертью опальный боярин переехал из Кремля со всем своим двором на Берсеневку.

Впрочем, другая, менее обоснованная версия гласит, что название этой местности произошло от сибирского слова "берсень" - крыжовник, который мог расти в близлежащем Государевом саду на Софийке. Он был разбит еще повелением великого князя Ивана III в 1493 году, когда в пожаре выгорело все Заречье против Кремля, и государь приказал устроить там только сад, без жилых домов, дабы предостеречься от огня в городе впредь.

Уже в конце XIV века здесь, в районе Берсеневки, был монастырь под именем Никола Старый, что "на Болоте" - такое название получила эта топкая местность из-за постоянных разливов Москвы-реки и сильных дождей, которые превращали правобережную часть города в болото до постройки в 1786 году Водоотводного канала.

Видимо, с тех времен, от древнего монастыря и осталась на Берсеневке Никольская церковь - возможно даже, что она была прежде соборным храмом этой обители или одной из ее церквей. Церковь упоминается еще в 1475 году, когда была деревянной, а в 1625 году называлась "Великий чудотворец Никола за Берсеневой решеткой". А память о замосквореченском, или, как говорили в старину, зареченском монастыре Москва хранила долго - молва утверждала, что именно в него Иван Грозный заточил опального митрополита Филиппа. И будто со всей первопрестольной стекался на Болото народ и толпился у стен темницы мученика. На самом же деле митрополита держали под арестом в Богоявленском монастыре Китай-города, а предание о Берсеневке появилось из-за слухов о Малюте Скуратове. С его именем молва связывала соседние с церковью красные палаты - будто бы жил в них сам главный опричник, к которому мрачный дом перешел от того самого боярина Берсеня.

Древняя часть этих палат действительно относится к XVI веку, и возможно, что именно здесь происходили тайные и кровавые расправы над неугодными царю. В 1906 году при сооружении электрической станции здесь, неподалеку от будущего Дома на Набережной, были открыты старинные подземные помещения - настолько высокие, что в них могла поместиться лошадь, о чем свидетельствуют обнаруженные там кости. В мрачных подземельях были найдены и останки человека, и множество тисков, а вскоре рядом нашли серебряные монеты времени Грозного. Вероятно, это и были пыточные подземелья Малюты Скуратова, который жил где-то рядом. Однако в советское время могила опричника была обнаружена на противоположном берегу Москвы-реки, близ церкви Похвалы Богородицы, что оставило историкам новую загадку, - ведь в те времена умерших хоронили только в своих церковных приходах, а значит, Скуратов жил не на Берсеневке, а прямо напротив нее.

Так или иначе, но только Берсеневка в московской молве была тесно связана с Малютой Скуратовым. Еще одно предание гласит, что после Скуратова дом перешел к его зятю, Борису Годунову - царь был женат на дочери Малюты.

Лишь с середины XVII века дом и церковь на Берсеневке имеют доподлинно известную историю. В 1657 году из старых палат построил себе усадьбу думный дьяк Аверкий Кириллов, заведовавший царскими садами в Замоскворечье. Тогда же он выстроил заново и красавицу-церковь с главным престолом, освященным во имя Св.Троицы, и с Никольским приделом, которая стала его домовым храмом. В 1695 году, уже после гибели дьяка, на ее колокольне появился колокол в 1200 пудов, отлитый самим Иваном Моториным - 42 года спустя он вместе с сыном будет отливать в Кремле печально знаменитый Царь-Колокол.

Надолго растянулось строительство палат - работы еще велись и на рубеже XVII-XVIII столетий. Полагают, что в создании их окончательного вида принимал участие знаменитый М.Чоглоков, архитектор Сухаревой башни. Однако другая, более точная версия называет автором палат Ивана Зарудного - из-за сходства декора Берсеневских палат с элементами его Меншиковой башни, построенной позднее.

После смерти царя Федора Алексеевича Аверкий Кириллов встал на сторону Нарышкиных и попал в круг придворных лиц, которых замыслили погубить Милославские. И был дьяк убит вместе с Артамоном Матвеевым во время стрелецкого бунта 1682 года: его сбросили с Красного крыльца на землю, изрубили, и труп поволокли на Красную площадь с криками: "Расступитесь, думный едет!" Он был погребен здесь, на Берсеневке, в приходе своей домовой церкви.

Его сын Яков тоже сначала был думным дьяком, а потом постригся в монахи в Донской монастырь. Кирилловы много жертвовали на эту обитель - именно на их средства были сооружены монастырские красные стены с красивыми башнями.

С 1756 года дом на Берсеневке стал принадлежать казне: сначала здесь располагался сенатский архив, потом в нем жили сенатские курьеры, и дом именовался "Курьерским". В 60-х годах ХIХ века бывший дом Кирилловых был подарен правительством московскому Археологическому обществу, которое проводило в нем свои знаменитые публичные научные заседания.

Церковь же с середины XVIII века стала обыкновенной приходской. В 1812 году она пострадала от пожара - "обгорела" и отреставрированная, была вновь освящена в следующем году после изгнания Наполеона.

В конце 1920-х годов в бывших палатах думного дьяка разместилось общежитие строителей Дома на Набережной. А в 30-е годы в подвале под закрытой Никольской церковью были найдены старинные иконы и скелет девушки с косой и вплетенной лентой, замурованный в нишу. Увидеть страшную находку больше никому не удалось - когда открыли каменную плиту, прах вмиг рассыпался.

В 1930 году после закрытия замосквореченской церкви немедленно стали добиваться ее сноса: в тот же год уничтожили колокольню, поскольку она "затемняла" помещение соседних реставрационных мастерских. Причина же сноса была, разумеется, другой - о ликвидации церкви на Берсеневке особенно хлопотал пресловутый архитектор Борис Иофан, строивший в том месте целый архитектурный ансамбль - Дворец Советов и Дом на Набережной - как образец социалистического "дома-города" в стиле конструктивизма. По первоначальному проекту Дом должен был гармонировать с Кремлем и в замысле предполагался красно-розового цвета. Но судьба распорядилась иначе, и дом оказался мрачно-серым.

Трагедия Берсеневки продолжилась и в зловещем Доме на Набережной - пошла молва, что он был построен из кладбищенских плит с разоренных большевиками могил, и потому столь несчастно складывалась судьба его многочисленных жильцов. Это были в основном члены советского правительства, министры и их заместители, маршалы и адмиралы, на головы которых в 30-е годы обрушилась секира сталинских репрессий. Лишь единицы из них избежали казни и лагерей. Даже "покой" жителей дома вместо консьержек охраняли военные, а в маленьких подвалах-окошках первого этажа держали сторожевых собак.

Старинный Никольский храм начали разбирать - в таком соседстве с новым идеологическим центром советской столицы ему не было места. А потом строительство Дворца Советов было приостановлено, и храм чудом уцелел. В 1958 году в нем был открыт НИИ музееведения, а в 70-х годах началась его реставрация.

Богослужения в нем были возобновлены в 1992 году. На празднике Преображения того же года в церкви был отслужен молебен о мире в Абхазии. В настоящее время храм действует .

Церковь Николая Чудотворца, именуемая "Красный звон".
Фото из
книги Н.А. Найденова "Москва. Соборы, монастыри и церкви". 1882-83гг.

Еще одна замечательная и очень древняя, но, к сожалению, закрытая Никольская церковь Москвы находится в Китай-городе (бывший Юшков переулок, в советское время - проезд Владимирова, а с 1992 года - Никольский пер.). Она называется "Красный звон", или "у красных колоколов" - от "красного", красивого звона своих колоколов. В старину была известная поговорка: "Хлеба-соли покушать, Красного звону матушки Москвы послушать", а китайгородская Никольская церковь, как Москва, славилась своими колоколами.

Церковь безусловно принадлежит к числу древнейших московских храмов. Раньше в ней был придел во имя св. Зосимы Соловецкого, и это навело исследователей на мысль, что эту церковь, столь близкую к Кремлю, основал сам митрополит Филипп в 1566 году - в память мирных дней своего пребывания в Соловецкой обители. И когда святитель попал в опалу, Иван Грозный в ярости приказал переосвятить китайгородский храм, который и переименовали в честь св. Николая Чудотворца. А когда митрополит Филипп был причислен к лику святых, и мощи его торжественно встретили в Москве, то во время очередного обновления храма в конце XVII века С.Г.Нарышкин, чтя память святителя, вновь устроил в Никольской церкви придел в честь соловецких святых Зосимы и Савватия.

Другая история гласит, что эта церковь появилась здесь еще в 1561 году, каменной, тщанием обыкновенного китайгородского купца Григория Твердикова, а некоторые и вовсе относят его жизнь к следующему, XVII столетию. Обычная путаница истории.

В XVII веке Никольская церковь называлась "что слывет у Красных колокольниц на Посольской улице" - здесь тогда размещался Посольский двор. Ее главный престол был освящен во имя Рождества Богородицы, и здесь находилась бесценная святыня - икона Одигитрии письма Симона Ушакова.

Этот храм был известен тем, что в нем, по легенде, была захоронена голова мятежника Алексея Соковнина - начальника Конюшенного приказа, который в 1697 году участвовал в заговоре сторонников царевны Софьи против Петра I и был за то казнен. Его родственники вытребовали останки, но тело власти отправили в "убогий дом", и была погребена с почестями только отсеченная голова.

В 1858 году неоднократно перестроенную к тому времени церковь разобрали совсем и старанием купца Полякова построили новый храм, доживший до нашего времени. Возможно, его архитектором был известный Н.И.Козловский, построивший храм Всех Скорбящих Радость в Калитниках, - он точно делал иконостас новой Никольской церкви.

И самая интересная страничка в истории Никольского храма связана с его "красными" колоколами. От старомосковского названия церкви произошла легенда, будто ее колокола на диво в Москве были покрашены красной краской, но это всего лишь вымысел: покрывать священные колокола краской было бы нелепо, тем более, что колокола на Руси иногда благолепно золотили. Они так и назывались - золоченые. А были еще царские - большие колокола, отлитые по высочайшему указу, или для главных церквей, звонившие в очень большие праздники. В Кремле, например, существовал еще один "царь-колокол" весом в тысячу пудов, в который ударяли редко, в случае смерти царя или патриарха, медленно и с расстановкой, три раза. Он был отлит уже в середине XVI века и находился в особом деревянном срубе, а потом был перелит с добавлением меди, назван "Праздничным" и помещен на Успенскую звонницу.

Кроме царских и золоченых, были еще пленные, ссыльные и лыковые колокола. Один из таких колоколов и находился в Никольской церкви. Пленными назывались колокола, взятые у противника на войне в качестве трофея. Ссыльными были опальные или те же пленные колокола, которые отправлялись на окраины страны: иногда одни, а иногда вместе с попавшими в опалу или плен людьми. Так, при царе Алексее Михайловиче в глухие русские провинции были сосланы многие поляки и литовцы и вместе с ними - их пленные колокола. Лыковыми назывались опальные колокола, сначала разбитые по указу, а потом перевязанные лыком (однако некоторые считают, что это были обычные колокола более простой отделки.)

В Никольской церкви был помещен один пленный колокол, взятый при царе Алексее Михайловиче во время войны с Польшей: 1575 года отливки, с изображением трех лилий и со старинной надписью на иностранном языке: "Вся надежда на колокол из Шена во Франции" - так представили ее перевод в виде рабочей гипотезы современные специалисты. Этому пленному колоколу "повезло" - он не был отправлен в какую-то далекую ссылку, а остался в стольном граде Москве, да еще на красивой центральной церкви. После же закрытия Никольского храма в 1927 году его передали в музей в село Коломенское.

Звон колоколов на Руси неизменно сопровождал все великие торжества, знаменовал и радостные, и печальные события. Колокольный звон созывал православный народ на церковную службу, а тех, кто не мог придти в храм, он побуждал к внутренней молитве. И согласно церковному уставу красным именовался звон колоколов на Страстной неделе. Здесь, в Никольской церкви, расположенной близко к Кремлю, все колокола были подобраны "в один тон, и звук от них был приятный", - писал один из далеких современников, слышавших ее звон. Посему эта церковь называлась еще "у хорошего звона".

В конце 1922 года Никольский храм был захвачен какой-то "Свободной трудовой церковью", в 1925 году предназначен к сносу, еще через два года закрыт, но чудом уцелел. Одно время в нем даже размещалась электроподстанция. На государственной охране церковь не состояла, и ее только включили в список объектов, предложенных к этой постановке.

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Церковь Николая Чудотворца «Большой Крест» (также известна как «Никола Большой Крест ») - православный храм в Москве , построенный в конце XVII века и снесённый в 1934 году . Главный престол храма был освящён во имя Успения Пресвятой Богородицы , придел - во имя Николая Чудотворца .

История

Храм построен на средства архангельских купцов Филатьевых недалеко от Ильинских ворот . Строительство началось в 1680 году, а закончено было в 1688. Храм считается одним из первых примеров переработки архитектурного типа приходского храма, сложившегося в середине XVII века . Он представляет собой высокий, вытянутый четверик на подклете , расчленённом на четыре яруса по горизонтали. Архитектурным новшеством стало отделение колокольни (которая в 1819 году была надстроена двумя ярусами) от четверика, отсутствие трапезной (обычно служившей для соединения четверика и колокольни), уменьшение размера абсид и придела. Как в Архангельском соборе , в членениях фасадов использовалась ордерная декорация, не отражающая настоящей структуры здания - храм не имел этажей, внутреннее пространство было цельным. Во внешнем оформлении присутствовала некоторая эклектичность - в колонках первого яруса использован дорический ордер , на втором ярусе - коринфский , а в третьем пилястры сложной формы, однако благодаря удачно подобранному соотношению размеров и форм целостность постройки не была нарушена. Окна, расположенные соответственно членению по ярусам, различались размером, формой и оформлением. Так, на нижних ярусах окна имели прямоугольную форму и были обрамлены резными наличниками с разорванными фронтонами . На третьем, невысоком, ярусе располагались восьмигранные окна, оформленные белокаменными узорными рамами. Завершался четверик ложными закомарами . Пять глав храма являлись многогранными, имели витые колонны на углах и были окружены кокошниками .

Название «Никола Большой Крест» храм получил в народе так по приделу Николая Чудотворца и по реликвии храма - в нём находился большой (свыше двух метров) деревянный крест, изготовленный по заказу Филатьевых. Этот крест был сделан по образцу креста, изготовленного патриархом Никоном в Крестном Онежском монастыре Архангельской губернии на острове Кие . В кресте находились 156 мощевиков с частицами мощей различных святых, помимо мощей святителя Николая, располагавшихся по центру креста. Кроме этого деревянного креста в храме хранился напрестольный крест , сделанный в 1680 году подьячим Андреем Городецким и икона Всех Святых, написанная в 1700 году Кириллом Улановым. Имелся обычай приводить в этом храме к «крестному целованию» - присяге, людей, ведущих судебные тяжбы.

В 1928 году храм был отреставрирован. После выхода Декларации митрополита Сергия община храма оказалась одной из «непоминающих», то есть не согласных с декларацией и прекратившей поминать на службе советское правительство и митрополита Сергия (Старогородского) . Приход храма Николы «Большой Крест» стал своеобразным центром московского сообщества «непоминающих», поддерживал общение с другими общинами, не признающими митрополита Сергия главой Церкви, туда приезжали исповедоваться и причащаться люди из других городов. Настоятель храма, отец Михаил Любимов считал, что «…ни в коем случае нельзя допустить, чтобы верующие признавали Сергианскую церковь, так как это ведет к некоторому примирению с существующим строем… ». Впрочем сам он в 1935 году уклонился в контролируемое властями обновленчество .

Осенью 1931 года храм был закрыт, и община через некоторое время продолжила литургическую жизнь в маленьких домашних церквях. В 1932 году большинство из подпольщиков во главе с настоятелем были арестованы и попали в заключение.

В 1934 году храм был разрушен вместе с колокольней, на месте храма в настоящее время пустырь.

Сохранившиеся элементы

  • Перед уничтожением храма его иконостас был разобран и 15 лет находился в музейных запасниках. В 1948 году его установили (в реконструированном виде) в трапезном Сергиевском храме Троице-Сергиевой лавры .[[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]]
  • Белокаменные детали декора - балясина, колонны, фрагмент киота и раковины выставлены для обозрения в экспозиции музея Коломенское .

    Church of Nikola Bolshoy Krest (Kolomenskoe) 04.JPG

    Деталь наличника, выставленная в Коломенском

    Church of Nikola Bolshoy Krest (Kolomenskoe) 10.jpg

    Капитель

    Church of Nikola Bolshoy Krest (Kolomenskoe) 11.jpg

    Капитель

    Church of Nikola Bolshoy Krest (Kolomenskoe) 12.JPG

    Деталь растительного декора

    Church of Nikola Bolshoy Krest (Kolomenskoe) 16.JPG

    Church of Nikola Bolshoy Krest (Kolomenskoe) 17.JPG

    Church of Nikola Bolshoy Krest (Kolomenskoe) 18.JPG

    Church of Nikola Bolshoy Krest (Kolomenskoe) 19.JPG

    Church of Nikola Bolshoy Krest (Kolomenskoe) 20.jpg

    Church of Nikola Bolshoy Krest (Kolomenskoe) 25.JPG

    Church of Nikola Bolshoy Krest (Kolomenskoe) 26.JPG

    Church of Nikola Bolshoy Krest (Kolomenskoe) 24.JPG

    Church of Nikola Bolshoy Krest (Kolomenskoe) 28.JPG

    Church of Nikola Bolshoy Krest (Kolomenskoe) 35.JPG

    Закладной камень церкви

Напишите отзыв о статье "Церковь Николая Чудотворца «Большой Крест»"

Примечания

Литература

  • Чёрный В. Д. Искусство средневековой Руси. - М .: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - ISBN 5-691-00021-7.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Церковь Николая Чудотворца «Большой Крест»

Правда, туристам не известна одна весьма забавная деталь... В Мэтэоре существует ещё один монастырь, в который «любопытные» не допускаются... Он был построен (и дал начало остальным) одним одарённым фанатиком, учившимся когда-то в настоящей Мэтэоре и изгнанным из неё. Обозлившийся на весь мир, он решил построить «свою Мэтэору», чтобы собирать таких же «оскорблённых», как он, и вести свою уединённую жизнь. Как ему это удалось – неизвестно. Но с тех пор в его Мэтэоре начали собираться на тайные встречи масоны. Что происходит раз в году и по сей день.
Монастыри: Гранд Мэтэорон (большой Мэтэорон); Руссано; Агиос Николас; Агиа Триос; Агиас Стефанос; Варлаам расположены на очень близком расстоянии друг от друга.