Конспект занятия по обучению грамоте «Звук и буква Н. Конспект занятия по обучению грамоте на тему «Звуки,. Буква Н, н Конспект логопедического занятия буква н

Методическая разработка НОД

Логопедическое занятие «Звуки Н – Нь. Буква Н»

(Старшая группа)

Тема: «Звуки Н – Нь. Буква Н»

Задачи: коррекционно-образовательные: Закреплять правильное произношение звуков Н, Нь; учить детей давать сравнительную характеристику звуков с опорой на акустические признаки; закреплять умения детей определять позицию звука, учить звуки по твердости-мягкости в словах; познакомить с образом буквы Н.

коррекционно-развивающие: развивать мышление, внимание, моторику, тический слух, умение выделять заданный звук в слоге, в слове; совершенствовать навыки , звукового анализа слов, совершенствовать умения в звуков по твердости-мягкости; обогащать словарный запас словами-антонимами.

коррекционно-воспитательные: формировать правильную осанку у детей во время работы за столами, формировать навыки сотрудничества, работы в микрогруппах, умение слушать друг друга.

Оборудование: Игрушка Сова, пособие «Грустные книги», звуковые схемы, магниты, фишки напольные, буква Н, мяч, предметные картинки с изображением предметов, содержащих в названии звуки Н, Нь и без данных звуков, наборное полотно в виде домика, индивидуальные карточки для звукового анализа слов, цветные карандаши, фишки 3-х цветов, мешочек, материал для выкладывания букв (ленточки, веревки, кегли, гимнастические палки и пр.).


Ход занятия:

Организационный момент.

    Приветствие детей

Встанем в круг все мы дружно.

Поздороваться нам нужно.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука.

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг!

    Игра с мячом «Назови слово наоборот» (подбор слов-антонимов).

Мяч бросай и слово называй:

Высоко - … низко верхний - … нижний направо - … налево

Вылить - … налить земля - …. небо конец - … начало

Снять - … надеть вперед - … назад старый - … новый

С каких звуков начинаются ваши слова? (Со звуков Н, Нь).

Догадались, о каких звуках мы сегодня будем говорить?

2. Звуки Н – Нь.

Характеристика звуков.

Логопед предлагает детям вспомнить, что мы знаем о звуке Н.

Звук Н - согласный, т. к. при произношении есть преграда для воздушной струи; звонкий (горлышко дрожит, потому что участвуют голосовые связки); твердый (обозначаем фишкой синего цвета).

Звук Нь – мягкий брат твердого звука Н, согласный, т. к. при произношении есть преграда для воздушной струи; звонкий (горлышко дрожит, потому что участвуют голосовые связки); мягкий (обозначаем фишкой зеленого цвета).

    Игра «Грустные книги».

Логопед: - Ребята, к нам в гости пришла «Совушка – сова» и принесла нам в подарок книги синего цвета и зеленого цвета. Но книги совсем без картинок. Грустные книги, смотреть совсем не интересно. Как мы можем раскрасить книги?

Дети: - Можем разместить в книги картинки. (Если дети затрудняются с ответом, помогает наводящими вопросами).

Логопед: - Действительно, мы можем в книги поместить картинки. Но какие картинки разместим в синюю книгу, а какие - в зеленую?

Дети: - В книгу синего цвета – картинки с предметами, в названии которых есть звук Н, в книгу зеленого цвета – картинки со звуком Нь.

Из предложенных картинок, которые размещены в домике (наборное полотно), дети выбирают картинки, в названии которых есть звуки Н – Нь и размещают в соответствующие книги. Затем все вместе проверяют правильность выбора.

    Игра «Подбери к схеме» (упражнение детей в определении позиции звука в слове).

Демонстрационные схемы с указанными позициями твердого и мягкого звуков висят на доске (6 схем). Дети выбирают из определенного количества картинок одну картинку и подбирают ее к соответствующей схеме.

    Игра «Забавные фишки» (звуковой анализ слов).

Логопед предлагает детям предлагается выполнить звуковой анализ слов НОТА, КОНЬ. Дети выполняют задание индивидуально в карточках. Параллельно выкладывается схема слов из напольных звуковых фишек.

Нализ буквы.

На доску вывешивается буква Н. Совместно с детям анализируют, из каких элементов состоит буква (из палочек), из скольких палочек состоит буква (их трех палочек).

Упражнение «Нарисуй букву» (рисование буквы в воздухе).

    Упражнение «Выложи букву»

Логопед предлагает детям разделиться на команды с помощью фишек (крышек, шариков), которые находятся в волшебном мешочке. Дети объединяются в микрогруппы (команды) по цветам фишек, которые они достали из мешочка. Получают задание: выложить на полу букву Н из определенного материала (ленточки, веревки, кегли и пр.). Обратить внимание на то, что работаем командой, вся команда выкладывает одну букву.

    Анализ буквы. Дети рассматривают получившиеся буквы, анализируют правильность.
Итог занятия. Логопед спрашивает у детей, во что играли, какая игра понравилась им больше, что запомнилось. Благодарит детей.

Звук Н. Буква Н.

Задачи:

1. Уточнить и закрепить знания детей о звуках [м-м’] ; учить различать их.

2. Учить детей определять местоположение заданного звука в слове .

3. Познакомить детей со звуками [н и н’] , уточнить их артикуляцию.

4. Познакомить с буковой Н.

5. Развивать фонематическое восприятие через нахождение слов со звуками

[н-н’].

6. Упражнять детей в правильном употреблении предлогов;

7. Развивать мелкую моторику руки детей в процессе работы с буквенным

конструктором .

Воспитатель: Сегодня мы повторим и закрепим знания о звуках [м и м’] , поупражняемся в различении твёрдости и мягкости звуков , будем находить нужный звук в слове , определять где находится. А ещё мы познакомимся с новым звуком и с буквой , которая его обозначает.

Посмотрите, ребята, кто к нам пришёл в гости. Здравствуй Буратино! Он принес нам конверт. Как вы думаете, что в нём находится? Вы хотите узнать, что там?

Воспитатель открывает конверт.

Ребята, это задания, которые Буратино приготовил для вас. Вы готовы их выполнить?

1. «Угадай букву и звуки , которые она обозначает» .

Посмотрите внимательно на эту букву , кто её узнал?

Какие звуки обозначает буква М ? Это какие звуки : гласные или согласные? Почему вы так думаете? Подумайте и скажите, чем отличаются друг от друга звуки [м] и [м’] ?

2.«Отгадайте загадки и узнаете, новый звук »

Ребята, Буратино приготовил для вас загадки :

Инструмент бывалый -

Не большой, не малый.

У него полно забот:

Он и режет и стрижёт.

(Ножницы)

Я длинная и тонкая

Я смотана в клубок

Сбежала от котёнка я

В укромный уголок

(Нитка)

Какой первый звук слышится в слове ножницы? ([н])

А в слове нитка? ([н’])

Чем они отличаются? ([н] – звук твёрдый , а [н’] - мягкий)

Как вы думаете, это какие звуки , гласные или согласные? (согласные)

Почему вы так думаете? (их нельзя пропеть, воздушная струя на пути встречает преграду)

Давайте произнесём звук [ н ] . Что вы чувствуете? (Губы разомкнуты, зубы сближены, голосовые связки вибрируют, воздушная струя направлена на кончик языка, воздушная струя встречает во рту преграду.)

А теперь, произнесите мягкий звук [н’] , есть какая-то разница между ними? Попробуйте их произнести по очереди. (При произнесении звука [н] язык находится за верхними зубами, а при произнесении звука [н’] – за нижними ). Молодцы! Справились с заданием.

3.Игра «Определи слово с нужным звуком»

Следующее задание. Я буду называть слова. Хлопните в ладоши, услышав звук н.

ком, сон, торт, сосна, пила, Нина, Римма, сено, весло, сосна, тень, день.

4 . Игра «Закончи слово».

Я буду называть слова без последнего звука. Закончите их звуками [н] или [н’] и назовите полностью слово.

ко..., пио..., бана..., сы..., де.,., со..., пельси... ,лимо..., пе..., бато..., стака..., те..., дива..., океа...тюле..

5 Дидактическая игра «Наоборот».

Следующее задание от Буратино. Я буду назвать слова, вы – слова с противоположным значением.

верхний-нижний высушить-намочить веселый-грустный короткий-длинный, налево-направо снять-надеть высоко-низко под-над

6. Физкультминутка «Буратино»

Буратино потянулся.

Руки в боки, и нагнулся.

Встал, присел и снова встал.

На носочки встал легонько.

И за стол свой сел тихонько.

7. «Загрузи машину» .

Буратино просит вас загрузить машину словами, в названии которых слышится твёрдый звук [н] или мягкий звук [н’] . У машины два прицепа : синий и зелёный. Слова с твёрдым звуком [н] мы будем складывать в какой прицеп? А в зелёный какие положим слова?

8. Упражнение «Составь предложение».

Кот, спать, окно, на, Васька. Сидеть, на, диван, Ната. Дети, гора, с, кататься. Нина, деревня, ехать, в. Антон, линейка, на, класть, книга. Ботинки, с, ноги, снимать .

9 Игра « Определи звук »

Передо мной разложены картинки, сейчас один из вас подойдёт и возьмёт любую картинку, назовёт то, что изображено на ней и определит в этом слове звук [Н] или [Н"] и определит позицию звука в слове , т. е где находится данный звук , в начале, в середине или в конце слова

10 . Упражнение с разрезной азбукой .

Ребята, Буратино не знает, какой буквой обозначаются звуки [н] и [н’] . Давайте, я покажу. Звуки [н] и [н’] обозначаются буквой Нн ( Воспитатель показывает заглавную и маленькую буквы ) . На что вам кажется, похожа буква Н ?

Буква Н, сказать вам можно, очень на кровать похожа. На какую букву похожа буква Н? (На букву и).

Н надела поясок.

И надела поясок.

Буква Н надела ровно,

Буква И – наискосок.

Из каких элементов она состоит? Какие по длине эти палочки? Сколько всего элементов в букве Н ?

Давайте напишем букву Н в воздухе пальчиком.

А теперь напишите её у себя на ладошке.

Выкладывание и преобразование слогов и слов. Знакомство с правилом употребления прописной буквы в именах. Чтение их. Словарный материал:

Анализ слогов: НА, НУ, НИ.

Ребята, кто к нам приходил в гости? С какой буквой мы познакомили Буратино? Что вам было интересно? А что было трудно?.

Ну что ж, похоже что вы справились со всеми заданиями. Наше занятие подходит к концу. Скажите, что нового вы сегодня узнали? Что вам было интересно?

ан он нам но на

ин ну

ни ун мна мно мну

Анна

мина Нина

Инна

Тема: «Звуки Н - НЬ». Буква Н.

Цель: уточнение произношения звуков Н - Нь, знакомство с буквой Н.

Коррекционные задачи:

Закрепить навык произношения звука в слогах, словах, предложениях.

Совершенствовать навык дифференциации согласных по твердости мягкости в слогах, словах.

Развивать звукобуквенный анализ и синтез.

Знакомство с буквой Н, развитие зрительного восприятия.

Совершенствование навыка чтения слогов, слов с опорой на слоговую таблицу.(слоговой синтез).

Развитие лексико-грамматического строя речи, обогащение словаря путем подбора слов с противоположным значением, работа над предложением.

Развивающие задачи : развитие внимания, мышления, пространственной ориентировки, закрепление знаний геометрических фигур, развитие воображения.

Воспитательные задачи : воспитание навыков самоконтроля, самооценки.

Оборудование: презентация, раздаточный материал, предметные картинки, рабочие тетради.

Ход занятия

Орг. момент. Зрительная гимнастика «Ежик»

II . Работа по теме

1.- Выделить указанный звук в названии картинок, составь слово.

Цель: формирование звукового анализа, синтеза.

Одежда - Кольцо - Диван - Пушка - ОКНА

3 1 3 5

Жук - Овощи - Бинокль - Флаги - КОНИ

- Назвать третий звук в получившихся словах.

2. Артикуляция, характеристика звука Н-НЬ, работа с зеркалами.

Н - губы в улыбке, кончик языка упирается в альвеолы, зубы не сомкнуты,

НЬ - губы в улыбке, передняя часть языка упирается в альвеолы, зубы не сомкнуты,

Н - согласный, звонкий, твердый

НЬ - согласный, звонкий, мягкий

3. Выделение звуков Н - НЬ из слогов. Работа с сигналами.

Цель : развитие слухового внимания. Фонематического восприятия.

НИК - НАР - НОД - ВЫМ - НЕФ - БЕНЬ - ПУН

МНА - КТУ - РНЕ - БНО - СНЯ - ПРО - ДНЫ

АСНЬ - ЫМН - УПР - ИБН - ИЗНЬ - ОЛП- ЮВН

4. Выделение звуков Н - НЬ из рассказа.

Цель: развитие памяти, фонематическоговосприятия.

Н ин апошла в зоопарк. Девочка приготовила гостин цы для животных. Обезьян ке - бан ан , н осорогу - ан ан ас, а слон у - кон фету.

Отложить столько кружочков, сколько слов со звуками Н - Нь вы услышите в рассказе

Кто запомнил слова и сможет их повторить?

В каких словах вы услышали больше одного звука Н? (Нина, банан, ананас)

А в каком слове были твердый и мягкий звук Н? (Нина)

- Нина вместе с вами будет выполнять все последующие задания.

5. Формирование звукового анализа

Цель : развитиемышления, звукового анализа, фонематического восприятия.

Каждому из вас Нина дает две картинки, выберите ту, в которой есть звук - Н -Нь, поставь соответствующий сигнал, определи место звука Н- Нь в слове с опорой на цифровую линейку.

- Нина проверит, как Вы выполнили задания.

(Индивидуальный подход)

СОСНА - ЕЛКА НИТКА - ИГОЛКА ЗОНТ - ПЛАЩ

КНИГА - ТЕТРАДЬ ЛИМОН - ЯБЛОКО ДЫНЯ - АРБУЗ

6. Физминутка

Цель: развитие слухового внимания, координации движения, переключаемости движения.

- «Слушай, не зевай, за мною повторяй!»

Хлопаем в ладошки - А когда скажу «Вставай»

Пусть попляшут ножки. Им рукой не помогай.

Побегут ножки Ножки вместе, ножки врозь,

По ровненькой дорожке. Ножки прямо, ножки вкось,

Ножки накрест - опускайся Ножки здесь и ножки там,

И команды дожидайся. Что за шум, что за гам?

- Сядет на место тот, кто скажет слово наоборот. Игра с мячом «Скажи наоборот».

Налево - направо снять - надеть короткий - длинный

Верхний - нижний веселый - грустный высокий - низкий

Высушить - намочить старый - новый опустить - поднять

- Какой звук повторялся во всех ваших словах?

7. Знакомство с буквой Н. Написать на доске печатные и письменные буквы Н.

А) Стоят два ровненьких столбца

И держатся за руки.

Им вместе весело всегда

Они не знают скуки.

Б) По пунктирной линии узнай букву Н и обведи ее. (Работа в тетрадях).

В) Сосчитай количество Н в буквенном ряду. (На доске)

Н Г н и Б н м А Ю п Н М н и Т п И ш К (Бантик)

Составь из букв одинаковой ширины слово. Найди звуковую схему этого слова.

Г) Работа по слоговой таблице.

- Составь слово из слогов одинакового цвета. Банан, стакан, книги, луна, носок

(Индивидуальный подход)

Написать в тетради слово, которое обозначает: (индивидуальное задание каждому ученику)

- предмет для шитья

- предмет для чтения

- южный фрукт

- ночное небесное светило

- название посуды

- короткий гольф

Д) - К какому слову предмету подходит данное слово признак?

Полная ………… (луна) Новая ………(книга)

Пустой ……. (стакан) Синий ……….(носок)

Тонкие …… (нитки) Вкусный …….(банан)

Е) Составить предложения из 4 - 5 слов с получившимися словосочетаниями. Выбрать схему своего предложения, начертить в тетради. (Схемы предложений начерчены на доске).

(Индивидуальный подход)

Ночью светит полная луна.

Пустой стакан стоит на столе.

Тонкие нитки купили в магазине.

У Кати есть новая книга.

Бабушка связала синий носок.

Дети ели вкусный банан.

Ж) - Нина внимательно смотрела, как Вы работаете на занятии, и приготовила Вам конвертик с сюрпризом. Откройте его и посмотрите, что там находится. (Геометрические фигуры).

Составьте из геометрических фигур мордашку, которая подскажет нам, какое настроение у Вас и у нашей гостьи.

Посчитайте, сколько цветов вы использовали, и узнаете, какую оценку Вы получили.

III . Итог занятия.

Ольга Ефремова
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук и буква Н»

Звук и буква Н

Образовательные задачи. Буква Н и звук [н] . Формирование умения на-ходить новую букву среди других букв алфавита . Совершенствование навыка чтения слогов с пройденными буквами .

Развивающие задачи. Совершенствование фонематических представлений, развитие зрительного и слухового внимания, общей и тонкой моторики, координации речи с движением, творческого воображения.

Воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, ответственности, самостоятельности.

Оборудование. палочки, кубики, «Мой букварь » и рабочие тетради по числу детей, простые и цветные карандаши, предметные картинки для организационного момента.

Ход занятия

1. Организационный момент. Развитие фонематических представлений.

Педагог приветствует детей.

Педагог : Сядет тот, кто назовет глазные звуки . Затем согласные.

Дети отвечают.

Педагог : Правильно! Садись. Каким звуком заканчиваются слова : слон, сон, клоун.

Варианты детей.

Педагог : Правильно. Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой Н .

2. Звук [н] . Артикуляция звука . Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса , тонкой моторики, фонематического слуха. Воспитание мягкой атаки голоса.

Педагог помещает на доску картинку с изображением плачущей девочки.

Педагог. Посмотрите на картинку. Девочка ноет н-н-н. Повтори, Миша, как ноет девочка.

Ребенок. Н-н-н!

Педагог. Давайте вместе произнесем звук «Н» , губы в нейтральном положении, кончик языка поднят и упирается в верхние резцы. При произнесении звука Н ощущается вибрация носовой полости. Это какой звук ?

Дети. Согласный

Педагог Как вы догадались, что это согласный звук ?

Дети : Потому что его можно тянуть, но нельзя петь.

Педагог : А кружочком какого цвета мы его будем обозначать?

Дети : Синим кружочком

3. Игра «Поймай звук » Развитие фонематического слуха. Выделение звука [Н] из ряда гласных звуков , слогов

Педагог : Вам нужно поймать звук [н] . Когда вы его услышите, хлопните в ладоши. Н, т, п, м, н, о, а, н. На, ма, ан, ун, па, ам, но.

4. Игра «Определи место звука в слове »

Педагог. Послушайте стихотворение и назовите слова, которые начинаются со звука [н] .

Нос в веснушках у Наташки.

Наша Ната – первоклашка.

Д е т и. нос, Наташки, наша, Ната.

П е д а г о г Молодцы! Вы услышали все слова, которые начинаются с гласного звука [н] .

Педагог выставляет схемы, обозначающие место звука в слове .

Педагог Следующее задание. Вам нужно определить, где находится звук [н] в каждом из этих слов.

Рассматривание картинок, в названии которых есть звук [н] , и определение места звука в слове : нитки, лимон, стакан, барабан, носорог, ночь.

Педагог : молодцы, вы хорошо справились с заданием.

5. Знакомство с буквой Н . Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса .

Педагог помещает на магнитную доску объемную букву Н .

Педагог Ножка, ножка

Поперёк наложили поясок.

Письмо буквы “Н” пальчиком в воздухе.

Сколько палочек потребуется, чтобы построить букву Н ?

Дети : Три

Педагог Молодцы! Вы сложили букву Н , а теперь уберите палочки в контейнеры. Посмотрите, как из кубиков можно выложить букву Н . Попробуйте выполнить также.

Педагог убирает контейнеры.

П е д а г о г Посмотрите на буквы Н на доске . Одна большая, а другая маленькая.

6. Упражнение «Найди картинки» . Развитие зрительного восприятия, фонематических представлений.

Педагог вывешивает картинку.,

П е д а г о г А теперь давайте на этой найдем предметы, названия которых тоже начинаются с этого звука Н .

Д е т и. Носки, нитки, ножик, ножницы.

П е д а г о г Посмотрите на цветы. Это нарциссы. Повторите это слово.

Д е т и. Нарциссы.

П е д а г о г С какого звука начинается это слово?

Д е т и. Со звука [Н] .

7. Упражнение «Давайте почитаем» . Формирование навыка чтения.

П е д а г о г Теперь давайте почитаем слоги и слова.

Дети сначала хором, а потом по одному читают слоги, а затем слова.

8. Физкультурная пауза.

9. Работа в тетради. Развитие тонкой моторики, графомоторных навыков. Педагог приглашает детей за столики, раздает им открытые тетради и контейнеры с карандашами.

Педа г о г Какую букву вы видите на листочках?

Д е т и. Это буква Н .

П еда г о г Каким карандашом вы будете ее раскрашивать?

Д е т и. Синим.

Педагог Почему?

Д е т и. Это согласная буква .

П е д а г о г Раскрасьте большую букву синим карандашом , а маленькую букву сначала обведите , а потом раскрасьте.

Дети выполняют задание, педагог следит за тем, как они сидят, как лежат у них тетради, как они держат карандаши.

П е д а г о г Какие картинки вы видите на этой странице?

Д е т и. Мы видим нитки.

11 е д а г о г С какого звука начинаются их названия?

Д е т и. Со звука [н] .

11. Организация окончания занятия . Оценка работы детей.

Педагог предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии .

Пе д а г о г С какой буквой вы сегодня познакомились?

Дет и. С буквой Н .

Пе д а г о г Какая это буква ?

Дети Соласная.

Пе д а г о г Сколько палочек нужно взять, чтобы сложить букву Н ?

Д с т и. Три палочки.

Пе д а г о г Какие слова на звук [н] вы запомнили ?

Пе д а г о г Что мы делали на занятии ?

Публикации по теме:

Конспект подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте в соответствии с ФГОС «Звук [У] и буква У» Конспект подгруппового логопедического занятия. Вид занятия: тренировочное. Группа детей по структуре речевого нарушения: ФФНР Возраст:.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [О] и буква О» Цели: Повторение изученных гласных, дифференциация их друг от друга. Актуализация знаний детей о букве О. Закрепление зрительного образа.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [У] и буква У» Цель: Обобщение знаний о звуке и букве У. Развивать умение выделять гласный звук У из ряда других звуков, из слов. ; подбор слов на заданный.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [ц]. Буква Ц» Цели занятия: познакомить детей с буквой Ц, научить чи- тать слова с данной буквой; формировать на- выки орфоэпически правильного, вырази.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [ч]. Буква Ч. Сочетания ча, чу» Цели занятия: познакомить детей с буквой Ч, сочетаниями ЧА, ЧУ, научить правильно читать слова и сочетания; формировать навыки орфоэпи.

Разделы: Логопедия

Цели занятия:

  1. Познакомить детей со звуком и буквой “Н”.
  2. Научить родителей основным приемам работы с детьми по звуковому анализу и обучению чтению.

Задачи занятия:

  1. Учить детей слышать и выделять звук “Н”, определять место звука в слове.
  2. Познакомить детей с буквой “Н”, отработать навык чтения обратных слогов с буквой “Н”.
  3. Развивать у детей навыки звукового анализа и фонематического восприятия.
  4. Тренировать память, внимание, навык понимания двухступенчатых инструкций.
  5. Активизировать в самостоятельной речи детей обобщающие слова.
  6. Закрепить понятия “звук”, “буква”, “слово”, “предложение”.
  7. Развивать мелкую моторику рук и общую координацию движений.
  8. Формировать у детей и родителей навыки взаимодействия в учебной деятельности.

Оборудование: предметные картинки на гласные звуки (аист, альбом, антенна, акварель, иголка, индюк, игрушки, удочка, улица, ученица, утюг, ослик, озеро, остров и др.); картинки со звуком “Н” в начале, середине и конце слова; слоговые таблицы для чтения: “АН”, “ОН”, “УН”, “ИН” для каждого ребенка, наборы счетных палочек.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Родители и дети встают в круг и, передавая мяч друг другу, здороваются. При этом желательно использовать различные слова приветствия: здравствуйте, добрый день, хорошего настроения, рад Вас видеть и проч.

2. Упражнения для развития мелкой моторики рук и координации движений

. Выполняются в кругу.

– “Кулак – ребро”:
Раз – одна рука сжата в кулак, другая выпрямлена в ладони, ребром вниз.
Два – поменять положение рук.
– “Ушки – рожки – жук”:
Раз – выставить указательный и средний палец обеих рук в форме ушек.
Два – выставить указательный палец и мизинец обеих рук в форме рожек.
Три – выставить большой палец и мизинец обеих рук в форме жука.

3. Дети садятся за столы по инструкции логопеда

:

“Чьё имя начинается на звук “М”, сядет за стол, где лежит картинка “аист”. Чьё имя начинается на звук “И”, сядет за стол, где лежит картинка “игрушки” и т. д. На столах разложены картинки, начинающиеся на гласные звуки “А”, “У”, “И”, “О”. Затем приглашаем родителей сесть рядом со своим ребёнком.

4. Повторение пройденного материала

“Гласные звуки”.

Игра “Узнай по артикуляции”. Логопед последовательно беззвучно показывает артикуляцию гласных звуков “А”, “У”, “И”, “О”. Дети и родители отгадывают звуки и называют их.

Игра “Шифровальщики”. Мамы поворачиваются спиной к ребенку, дети на спине мамы пишут пальчиком букву “А”, “У”, “И” или “О”. Мамы угадывают букву. Затем меняются ролями: мамы пишут, дети угадывают.

Игра “Угадай, чья картинка”. Логопед беззвучно показывает артикуляцию гласных звуков “А”, “У”, “И”, “О”. Дети и родители подбирают и показывают картинку, которая начинается с этого звука (картинки лежат на столах).

Игра “Узнай звук, придумай слово”. Логопед беззвучно показывает артикуляцию гласных звуков “А”, “У”, “И”, “О”. Дети и родители придумывают слова, которые начинаются с этого гласного звука.

5. Постановка цели занятия

.

Логопед: “Сегодня мы будем учить новый звук. А какой это звук, отгадайте загадки и определите первый звук в словах-отгадках”:

Инструмент бывалый – не большой, не малый.
У него полно забот: он и режет, и стрижет. (Ножницы ).

Всю жизнь ходят в обгонку,
А обогнать друг друга не могут. (Ноги ).

На листочке, на страничке –
То ли точки, то ли птички.
Все сидят на лесенке и щебечут песенки. (Ноты ).

Подходить к дому стала –
С неба солнце украла. (Ночь ).

Логопед: “Кто догадался, какой звук мы будем сегодня учить? Правильно. Звук “Н”.

6. Звук “Н”. Особенности артикуляции .

Понятие “согласный звук”. Фонетическая характеристика звука.

7. Знакомство с буквой “Н”

.

Логопед: “Отгадайте, кто нам принесёт букву “Н”?” Дети и мамы придумывают слова, которые начинаются на звук “Н”. Логопед переворачивает картинку “ножницы” с буквой “Н”. Картинку с буквой выставляем на доске.

8. Игра “Прятки” – определи место звука в слове.

Перед доской лежат перевернутые картинки, одна из мам выходит к доске, берет любую картинку и показывает её своему малышу. Ребенок определяет, где стоит звук “Н” в слове – в начале, середине или конце. Картинку выставляют на доску. Затем выходит следующая мама. И так все картинки со звуком “Н” выставляются на доску.

9. Отработка обобщающих понятий

.

“Назовите инструменты, цветы, животных, рыб (по картинкам на доске)”.

10. Работа над предложением

.

“Придумай предложение с любым словом (по картинкам со звуком “Н” на доске)”.

11. Игра-соревнование

“Кто запомнил больше слов”.

Ребенок выходит к доске, поворачивается спиной к картинкам и называет картинки по памяти. Мама считает, сколько слов он запомнил. После игры определяется победитель.

12. Физ. минутка

.

Упражнения для активизации межполушарного взаимодействия: “Перекрестные шаги”, “Ленивые восьмерки”, упражнение на равновесие.

13. Запоминаем букву “Н”

.

“Посмотрите на букву “Н” и придумайте, на что она похожа?” Дети и мамы придумывают ассоциативные образы: забор, калитка, схема дороги, качели и проч.

Логопед: “Буква “Н” очень похожа на носилки. Давайте выучим стишок про букву”.

“Н” похожа на носилки,
Тут доска посерединке.
Мы за ручки взялись дружно,
Носим мусор куда нужно.

14. Игра “Раз, два, три – букву собери” .

Дети собирают букву из счетных палочек и определяют, сколько палочек для этого нужно. Затем логопед делит детей на группы по 3 человека и дети на коврике ложатся так, чтобы получились буквы “Н”. Затем все возвращаются на свои места.

15. Отработка навыка чтения

.

Дети читают на карточках слоговые дорожки: “АН”, “ОН”, “УН”, “ИН”. Затем мамы называют слоги, дети находят карточку, на которой написан этот слог.

16. Итог занятия

.

Какой звук и букву мы сегодня учили.

Какие задания и упражнения мы сегодня выполняли.

Логопед спрашивает детей, понравилось ли им заниматься вместе со своими мамами.

Литература:

  1. Сборник загадок. Составитель М. Т. Карпенко. – М.: “Просвещение”, 1988.
  2. Галкина Г. Г. Звуки, буквы я учу! – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2009.