Педразвитие. Консультация для воспитателей «инновационная методика тико-моделирования в реализации фгос в доу Тико моделирование для дошкольников
Елена Андреевна Матвеева
Консультация для воспитателей «Инновационная методика Тико-моделирования в реализации ФГОС в ДОУ»
Консультация для воспитателей
Подготовил : воспитатель МАДОУ ДС № 17 «Ладушки»
Матвеева Е. А.
Инновационная методика ТИКО-моделирования в реализации ФГОС в ДОУ
Инновационные технологии в дошкольном образовании
Участие в главных всероссийских конкурсах для дошкольных учреждений («Воспитатель года » , «Детский сад года» ) предполагает наличие внушительного портфолио с примерами использования инновационных технологий . При этом, инновационные технологии в дошкольном образовании могут быть доработкой старых образовательных моделей или представлять абсолютно новую развивающую программу.
Современный педагог - это тот, кто постоянно развивается, самообразовывается, ищет новые пути развития и образования детей. Все это становится возможным благодаря его активной позиции и творческой составляющей.
Внедрение новых технологий может быть обусловлено рядом причин. Инновационные технологии в дошкольном образовании используются, в первую очередь, для решения актуальных проблем, для повышения качества предоставляемых услуг, для реализации возрастающих запросов родителей. Кроме этого, важное значение имеет и конкуренция, когда детские сады соревнуются друг с другом на звание самого современного ДОУ. Награда известна - большое количество желающих попасть именно в этот детский сад.
Инновации могут проявляться не только в форме новых программ, но и в ряде других сфер, которые совместно обеспечивают гармоничную работу дошкольного учреждения. Это и управленческая деятельность, и работа с кадрами, и работа с родителями.
Что такое современные образовательные конструкторы ?
Сегодня образовательный рынок предлагает огромное количество интересных конструкторов , но все ли они могут называться образовательными.
Каким критериям должен отвечать образовательный конструктор :
o во-первых, конструктор должен стремиться к бесконечности, то есть предлагать такое количество вариантов конструирования , которое только способен придумать педагог и ребенок. Он не должен ограничивать воображение. o во-вторых, в конструкторе должна быть заложена идея усложнения, которая, как правило, обеспечивается составляющими элементами, деталями конструктора , что делает конструирование разнообразным и в перспективе сложным;
o в-третьих, наборы деталей конструкторов должны входить в линейку конструкторов , обеспечивающих возможность последовательной работы с каждым набором в зависимости от возраста детей и задач конструирования ;
o в-четвертых, нести полноценную смысловую нагрузку и знания, которые выражаются в осмысленном создании и воспроизведении детьми объектов окружающей реальности из деталей конструктора . В результате чего дети демонстрируют степень освоенности ими знания и предметно-чувственного опыта.
Отвечающий этим критериям конструктор способен выполнить серьезную задачу, связанную с гармоничным и полноценным развитием ребенка. С одной стороны ребенок увлечен творческой познавательной игрой, с другой применение новой формы игры способствует всестороннему развитию в соответствии с ФГОС . С использованием образовательных конструкторов дети самостоятельно , либо с помощью взрослого приобретают знания при решении практических задач или проблем, требующих интеграцию знаний из различных предметных областей. Как следствие, проектная конструкторская деятельность дает возможность воспитывать деятеля , а не исполнителя, развивать волевые качества личности и навыки партнерского взаимодействия. Игры-исследования с образовательными конструкторами стимулируют интерес и любознательность, развивают способность к решению проблемных ситуаций, умение исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решение и реализовывать их , расширять технический, математический словари ребенка.
ФГОС предусматривает отказ от учебной модели в детском саду, то есть от непосредственно-образовательной деятельности. ЭТО требует обращения воспитателей и педагогов к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры. Игра, попрежнему, остается ведущим видом деятельности. Работа с
образовательными конструкторами позволяет ребенка исследовать мир через игру.
Необходимо отметить, что наличие различного конструкторского материала активно способствует созданию инновационной образовательной среды.
Среди разнообразных материалов, используемых для организации детского конструирования , наиболее универсальными и развивающими являются готовые наборы конструкторов .
В современной педагогической практике все чаще используется в работе линия образовательных конструкторов - ЛЕГО . Действительно, конструктор ЛЕГО зарекомендовал себя как образовательный продукт. ЛЕГО используют, как универсальное наглядное пособие и развивающие игрушки. Он помогает маленьким детям почувствовать себя настоящими исследователями. Универсальный конструктор пробуждает любознательность, развивает творческую фантазию.
Технология ТИКО -моделирования разработана педагогами в соответствии ФГОС . Обучение и развитие детей в ДОУ, по их мнению, можно реализовать в образовательной среде с помощью ТИКО – конструкторов .
Кроме того, актуальность предложенной ими технологии ТИКОмоделирования значима в свете внедрения ФГОС , так как : Является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей
познавательное развитие :
техническое конструирование , воплощение замысла из деталей ТИКО- конструктора ;
речевое развитие на занятиях обучение грамоте посредством конструктора ТИКО-грамматика (развитие фонематического слуха, словообразование, понятие синтаксис)
художественно-эстетическое развитие : творческое
конструирование , создание замысла из деталей ТИКО- конструктора ;
физическое развитие : координация движения, крупная и мелкая моторика обеих рук;
социально-коммуникативная :
развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
2. Позволяет педагогу сочетать
образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре, так как процесс конструирования часто сопровождается игрой, а выполненные детьми поделки сами становятся предметом многих игр ;
3. Формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
4. Объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Анализ работы учреждения, позволил выявить противоречия, которые и были положены в основу данного проекта, в частности противоречия между :
Необходимостью внедрения системных обновлений в ДОУ в виде ФГОС и недостаточным владением педагогами новыми педагогическими технологиями.
Требованиями ФГОС , где указывается на активное применение конструктивно -модельной деятельности с дошкольниками, как деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности ребенка, развитию конструктивного мышления и отсутствием в ДОУ Программы работы с детьми с образовательными конструкторами , способствующей организации целенаправленной систематической образовательной деятельности.
Возрастающими требованиями к качеству работы педагога и недостаточным пониманием педагогами влияния конструктивномодельной деятельности на развитие личности дошкольников;
Необходимостью создания в ДОУ инновационной развивающей предметно-пространственной среды, направленной на развитие способностей детей и творческого потенциала, в том числе способствующей формированию конструктивного мышления у дошкольников и недостаточным оснащением детского сада образовательными конструкторами нового поколения .
Идея внедрить технологию ТИКО - моделирования в образовательный процесс ДОУ, сделать работу с ТИКОконструкторами целенаправленным процессом, расширить содержание конструктивно -модельной деятельности дошкольников, за счет внедрения конструкторов нового поколения , а также привлечь родителей к совместному техническому творчеству легла в основу нашего инновационного проекта .
Значительное место в программе «ТИКО-мастера» занимает геометрический материал . Традиционные программы по формированию первоначальных математических представлений обычно включают знакомство детей с плоскими геометрическими фигурами. Программа «ТИКО-мастера» предлагает строить геометрический курс для дошкольников на основе пространственной геометрии, осуществляя знакомство детей с объёмными геометрическими телами. Во-первых, работа с геометрическими объектами, за которыми стоят реальные объекты природы и сделанные человеком, позволяет, опираясь на актуальные для дошкольника наглядно-действенный и наглядно-образный уровни познавательной деятельности , подниматься на абстрактный словесно-логический уровень; во-вторых, способствует более эффективой подготовке учеников к изучению систематического курса геометрии. Занятия строятся на основе практической работы с конструктором для объёмного моделирования ТИКО (Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения). Данный дидактический материал предоставляет возможность моделирования любых пространственных геометрических тел - от обыкновенного куба до сложных многогранников (ромбокубооктаэдр, икосододекаэдр и т. д.).
Современные учёные – психологи и нейропсихологии – отмечают большое значение геометрии для развития пространственного мышления и воображения ребёнка, для его способности видеть мир в целостных образах.
Представленные материалы – не конспекты занятий, они лишь намечают основные этапы работы с детьми и их последовательность. В данном методическом пособии предложены примерные темы и содержание деятельности детей. Конспект занятия всегда рассчитан на конкретных детей с учётом их индивидуальных особенностей. В данном случае педагог должен самостоятельно продумать содержание деятельности детей на конкретном занятии, выбрать подходящий момент для динамической паузы, разнообразить деятельность детей дидактическими играми и логическими заданиями. Тематику занятий рекомендуем подбирать в зависимости от темы проекта, изучаемого детьми в группе. Тематика, предлагаемая для моделирования, расширяет кругозор и охватывает основной спектр интересов человека и его деятельности: сказки, градостроительство, мебель, животные, транспорт, техника, космос. После каждого проекта рекомендуется организация выставки ТИКО-поделок.
Первые шаги по стране Геометрии должны быть интересными, увлекательными и в то же время практически ориентированными, понятными, опирающимися на уже приобретённые знания ребёнка. Превратить скучные занятия по геометрии в занимательное путешествие по Геометрическому лесу вам поможет Зайчонок ТИКО. Путешествуя вместе с Зайчонком ТИКО по Геометрическому лесу, вы познакомитесь с его друзьями – лесными животными, с гостями Геометрического леса – экзотическими животными. Узнаете о повседневных заботах лесных животных и о забавных приключениях, которые всё время происходят с ними. Например, осенью Ёжик с Бельчонком готовятся к зиме – надо помогать собирать им яблоки, орехи, грибы, а весной у Скворца всё время возникает проблема с жилплощадью из-за его длительного отсутствия зимой – приходится конструировать из ТИКО скворечники.
I занятие (модуль «Плоскостное моделирование»)
II занятие (модуль «Объёмное моделирование»).
для детей 4 – 6 лет
I занятие :
1. Приветствие с Зайчонком ТИКО (2 – 3 мин).
Дети рассказывают Зайчонку свои новости.
2. Логическое задание (3 – 5 мин).
Рекомендация: логическое задание предлагается в сюжетно-игровой форме. Например, помогаем Зайчонку ТИКО морковку на огороде сажать, отыскивая фигуры треугольной формы или друзей угощать печеньем четырёхугольной формы красного цвета (см. Приложения № 4, 5, 7, 8).
4. Работа с карточкой (5 – 15 мин).
1) для работы с карточками дети пересаживаются за столы;
2) детали, необходимые для создания конструкции, педагог заранее раскладывает на столы;
3) карточки необходимо предлагать с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
5.
II занятие :
1. Исследование и выявление особенностей формы, пропорций, конструктивных особенностей и художественного оформления ТИКО-поделки (3 – 5 мин).
1) для конструирования выбирается фигура, соответствующая тематике I занятия по плоскостному моделированию;
2) занятие проводится на ковре, дети располагаются полукругом перед педагогом.
2. Конструирование ТИКО-поделки (10 – 20 мин).
1) детали, необходимые для создания конструкции, педагог заранее раскладывает в индивидуальные контейнеры для детей;
2) во время объёмного моделирования необходимо придерживаться общих правил и схем конструирования (см. Приложение);
3) в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей рекомендуется комбинировать различные варианты конструирования (по схеме, по образцу, с помощью словесной инструкции, самостоятельно).
3. Игровое общение (3 – 5 мин).
1) полезно обсудить с детьми результаты конструкторской деятельности, достигнутые в процессе занятия и варианты применения ТИКО-конструкции в игре, в быту;
2) формы игрового общения – театральная инсценировка, сюжетно-ролевая игра, свободная деятельность.
Занятие «Откуда появляются бабочки?» (старшая группа)
Цель: развивать умения различать геометрические модули и конструировать предметы окружающего мира на основе кубооктаэдра.
Задачи:
2. Развивать представления о взаимосвязи и взаимозависимости живых организмов в природе.
3. Познакомиться со стадиями развития бабочки.
4. Развивать умение конструировать фигуры на основе кубооктаэдра.
5. Развивать навыки ориентирования: вверх – вниз, вправо - влево.
Материалы:
ТИКО-поделки:
Плоскостные (гусеница, бабочка, цветок);
Объёмные («куколка»).
План занятий :
I занятие :
2. Логическое задание (3 мин).
3. Беседа по теме (5 мин).
Примерные вопросы и ответы:
Откуда появляются бабочки? (гусеница превращается в бабочку)
Как происходит процесс превращения гусеницы в бабочку? (сначала гусеница превращается в «куколку», потом «куколка» превращается в бабочку)
Что представляет собой промежуточная стадия между гусеницей и бабочкой, которая называется «куколка»? (продолговатый кокон)
Как бабочка появляется из кокона? (бабочка находится в коконе со сложенными крыльями; выбравшись из кокона, бабочка цепляется лапками за стебелек или листочек, расправляет крылья и подсушивает их на солнышке; когда крылья бабочки подсохнут и приобретут достаточную жёсткость, бабочка готова к полёту)
Откуда появляются гусеницы? (бабочка откладывает яички, из которых появляются маленькие гусеницы)
4. Работа с карточкой (10 мин).
Задание: сконструируйте фигуры по контурным схемам, расчертите и раскрасьте схемы.
Игра «Полёт бабочки».
Дети встают, в руках у них бабочки, они имитируют полёт бабочки в направлении, заданном педагогом. Педагог диктует: бабочка летит вверх, вниз, вправо, влево, в верхний правый угол и т. д.
5. Игровое общениемин).
Дети с помощью созданных конструкций имитируют полёт бабочки и движения гусеницы.
II занятие :
1. Исследование и выявление особенностей формы, пропорций, конструктивных особенностей и художественного оформления ТИКО-поделки.
Конструирование по словесной инструкции предполагает отсутствие образца ТИКО-поделки и его предварительного исследования.
2. Конструирование ТИКО-поделки по словесной инструкции (15 мин).
Словесная инструкция «Кокон»
ü Найдите маленький равносторонний треугольник.
ü К сторонам треугольника прикрепите по квадрату.
ü Квадраты соедините друг с другом с помощью маленьких равносторонних треугольников.
ü К квадратам и треугольникам прикрепите по одному прямоугольнику и соедините прямоугольники друг с другом.
ü Сконструируйте вторую часть кокона также как первую: к сторонам маленького равностороннего треугольника прикрепите по квадрату, квадраты соедините друг с другом с помощью маленьких равносторонних треугольников.
ü Соедините конструкции друг с другом и не забудьте сделать дверцу в коконе, чтобы гусеница и бабочка могли там поместиться.
ü Сконструируйте для бабочки цветок (дети самостоятельно выбирают форму цветка и подбирают детали для конструи рования).
3. Игровое общение (5 мин).
Дети рассказывают и показывают друг другу - как гусеница превращается в бабочку.
Жила-была гусеница – большая и прожорливая.
2 Гусеница съела много вкусных листочков и
превратилась в «куколку», закутавшись в кокон.
3 В коконе гусеница превратилась в бабочку.
4 Бабочка выбралась из кокона и полетала.
5 Позавтракать бабочка решила на цветках ромашки.
Стадии превращения гусеницы в бабочку
Занятие «Зачем нужны ракеты и звездолёты?» (старшая группа)
Цель: развивать умения анализировать фигуру, выбранную для конструирования, и собирать конструкцию по образцу.
Задачи:
1. Научиться определять форму геометрических фигур с помощью осязания (наощупь).
2. Познакомиться с различными видами космического транспорта и его назначением.
3. Научиться определять форму и количество геометрических фигур, необходимых для создания конструкции.
4. Развивать навыки пространственного ориентирования: - вправо, - влево, - по диагонали.
Материалы: конструктор ТИКО – набор «Фантазёр».
ТИКО-поделки:
Плоскостные (искусственный спутник);
Объёмные (звездолёт).
План занятий :
I занятие :
1.Приветствие с Зайчонком ТИКОмин).
2. Логическое задание (3 мин).
Игра на развитие тактильных ощущений «Волшебный мешочек»: дети выбирают в мешочке фигуру наощупь и называют её.
3. Беседа по теме (7 мин).
Примерные вопросы и ответы:
Как называется техника, которая используется для перевозки людей и грузов? (транспорт)
Какие виды транспорта вы знаете? (наземный, воздушный, водный, подземный)
Какой вид транспорта перевозит людей и грузы в безвоздушном космическом пространстве? (ракета, искусственный спутник, звездолёт)
Как называется данный вид транспорта? (космический транспорт)
Какие функции выполняет космический транспорт? Для чего нам нужны ракеты и искусственные спутники?
Ответ: Главные задачи подобных аппаратов – исследование поверхности различных планет, отслеживание метеоусловий, поддержание коммуникаций через спутники (для работы телевидения, мобильных телефонов и другой техники), а также появившийся относительно недавно космический туризм. Интересно, что некоторые космические суда перевозят грузы без помощи космонавтов – кораблём управляют роботы или автоматизированная система управления.
4. Работа с карточкой (10 мин).
Задание: Сконструируй спутник, расчерти схему и раскрась схему.
5. Игровое общение (3 мин).
Физкультминутка «Запуск спутника».
Спутники на старте! Начинаем обратный отсчёт от 10 до 1. После отсчёта спутники взлетают с космодрома и совершают полёт до тех пор, пока не начнётся отсчёт в прямом порядке от 1 до 10. На счёт 10 все спутники должны вернуться на космодром.
II занятие :
1. Исследование и выявление особенностей формы, пропорций, конструктивных особенностей и художественного оформления ТИКО-поделки (10 мин).
Рассмотрите внимательно звездолёт.
Какова форма звездолёта? (округлая)
Из каких частей состоит звездолёт? (корпус, вход. иллюминаторы)
Какие фигуры и в каком количестве нужны для конструирования звездолёта? (пятиугольник маленький – 2, квадрат маленький – 5, квадрат маленький с круглым отверстием – 5, треугольник равносторонний маленький - 10).
Каким способом вы предлагаете конструировать звездолёт?
1 вариант – сконструировать две части корпуса звездолёта отдельно и соединить их друг с другом, открыв входное отверстие.
2 вариант – сконструировать одну часть корпуса звездолёта, потом с помощью квадратов и треугольников достроить звездолёт, прикрепить пятиугольник к входному отверстию.
2. Конструирование ТИКО-поделки (15 мин)
Выберите один из способов и сконструируйте звездолёт по образцу.
3. Игровое общение(5 мин).
Игра «Полёт звездолёта». Педагог диктует, дети выполняют задания: звездолёт летит вправо, влево, в правый нижний угол и т. д. Дети, которые правильно выполняют задания, выходят из игры.
План проведений занятий по ТИКО-моделированию
для детей 6 - 7 лет
I занятие :
2. Беседа по теме (10 мин).
4.
1) Способы конструирования многогранников –
По образцу;
С помощью развёртки;
По представлению.
2) Развёрткой многогранника называется перенос всех его граней на плоскость. Варианты работы с развёрткой –
Конструирование многогранника из развёртки;
Разложение многогранника на развёртку.
3) Последовательность исследования многогранника –
Наличие у многогранника оснований, их количество;
Определение количества вершин и название основания;
Определение числа вершин, граней и рёбер многогранника способом пересчёта;
Установление соотношения между количеством вершин, рёбер и граней.
4) После исследования многогранника дети переходят к фантазированию – им необходимо трансформировать многогранник в любой предмет окружающего мира.
5. Игровое общение (2 – 3 мин).
II занятие :
a.
1) для организации объёмного моделирования необходимо использовать технологические карты сборки объёмных конструкций (см. Приложение);
2) детали, необходимые для создания конструкции, дети подбирают самостоятельно;
b. Игровое общениемин).
Занятие «Что едят ёжики?», подготовительная группа
(Исследование и моделирование предметов окружающего мира на основе ромбокубооктаэдра)
Цель: развивать умения различать геометрические модули и конструировать предметы окружающего мира на основе ромбокубооктаэдра.
Задачи:
1. Развивать умение конструировать многогранники из развёртки.
2. Учиться декодировать схематическую информацию и конструировать с помощью технологической карты.
3. Выявлять взаимосвязи между растительным и животным миром.
4. Развивать внимание и сосредоточенность.
Материалы: конструктор ТИКО – набор «Фантазёр».
ТИКО-поделки:
Плоскостные (грибы: лисичка, подосиновик, сыроежки);
Объёмные (корзина).
План занятий :
I занятие :
1. Приветствие с Зайчонком ТИКО (3- 5 мин).
2. Беседа по теме (10 мин).
Примерные вопросы и ответы:
Чем питаются ежи? (ежи – насекомоядные животные, питаются насекомыми: жуки, личинки, улитки, дождевые черви, жужелицы, многоножки)
Что из растительных кормов предпочитает ёжик? (жёлуди, грибы, ягоды и фрукты)
В домашних условиях ёжей можно содержать? (ежи – дикие животные, они лучше чувствуют себя на воле, их обычная среда обитания - лес)
Если вы держите ёжика дома, какими продуктами следует его кормить? (мясо, яйцо, хлеб, молочными продуктами ежей кормить не следует – они для них вредны)
4. Конструирование и исследование многогранников – работа с карточкой (15 мин).
Карточка
ü Сконструируйте развертку ромбокубооктаэдра по чертежу:
- 2 шт
ü Сконструируйте ромбокубооктаэдр из развертки.
ü Исследуйте ромбокубооктаэдр и заполните таблицу:
Название фигуры
Количество вершин
Количество ребер
Количество граней
Ромбокубооктаэдр
квадрат - 18
треугольник - 8
ü Пофантазируйте, и превратите ромбокубооктаэдр в любой предмет окружающего мира.
5. Игровое общение (2 – 3 мин).
II занятие :
5. Конструирование ТИКО-поделки на основе изученного многогранника мин).
Мы с вами уже знаем, что грибы не составляют основу питания ежей. Но самого интересное то, что грибы используются ежами, как и другими животными, не только для питания, но и для лечения от различных болезней.
Сегодня для Зайчонка ТИКО мы с вами сконструируем корзину с грибами.
Словесная инструкция:
ü Найдите два прямоугольных треугольника красного цвета.
ü Сконструируйте из них большой треугольник.
ü Прикрепите треугольник длинной стороной к маленькому белому квадрату так, чтобы квадрат был посередине. Что для этого нужно сделать? (перевернуть квадрат изнаночной стороной)
ü Опишите внешний вид гриба и скажите его название (белая нажка и красная шляпка – это подосиновик).
ü Вспомните, как выглядит гриб «лисичка» и сконструируйте его.
ü Можете собрать ещё несколько сыроежек для Зайчонка ТИКО. Какого цвета шляпки у сыроежек? (у сыроежек шляпки грибов могут быть любого цвета)
Замечательные грибочки у вас получились! Сконструируйте для них корзинку, используя для этого технологическую карту.
Технологическая карта «Корзина»
Детали : квадрат маленький – 19, треугольник равносторонний маленький - 4.
Последовательность соединения :
1. Сконструируй развёртку ромбокубооктаэдра по схеме:
2. Соедини фигуры между собой до образования полукруглой формы.
3. Сконструируй ручку для корзинки, соединив шесть квадратов в одну линию.
4. Прикрепи ручку к корзинке.
6. Игровое общениемин).
Дети угощают Зайчонка ТИКО грибами, рассказывают какими грибами надо лечиться. Зайчонок их благодарит, играет с ними.
В 2015 года педагоги образовательного учреждения познакомились с развивающим конструктором «ТИКО» и начали углубленную работу по освоению технологии «ТИКО-моделирования» И.В. Логиновой.
Данная технология привлекла своей новизной и доступностью не только педагогов, но и родителей наших воспитанников.
ТИКО конструктором дети начинают играть с младшего дошкольного возраста. В этом возрасте им по силам освоение плоскостных, а некоторым, в конце года, и объемных фигур.
Обучение ТИКО-моделированию ведется на основе программы дополнительного образования, автор Логинова И.В.
Конструирование в рамках программы - процесс творческий, осуществляемыйчерез совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом,позволяющийпровести интересно и с пользой время в детском саду.
Цель программы - формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире.
Программа состоит из двух модулей:
Модуль «Плоскостное моделирование»
Модуль «Объемное моделирование»
Возраст детей , участвующих в реализации программы, 3 - 7 лет.
Формы и режим занятий.
Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:
Приложение № 1. Схемы плоскостных ТИКО-фигур.
Приложение № 2. Контурные схемы плоскостных ТИКО-фигур.
Приложение № 3. Диктанты для конструирования.
Приложение № 4. Логические задания на замещение фигур.
Приложение № 5. Логические игры и задания.
Приложение № 6. Правила составления логического квадрата.
Приложение № 7. Комбинаторные задания.
Приложение № 8. Игры с кругами Эйлера.
Приложение № 9. Конструирование по заданным условиям.
Приложение № 10. Дидактическая сказка «Геометрический лес».
Мультимедийные презентации:
- «Периметр».
- «Каталог геометрических фигур и тел».
- «Объем».
- «Многоугольники».
- «Симметрия».
Материально-техническое оснащение занятий:
- Столы, стулья - по количеству детей.
- Стеллажи для хранения наглядного материала.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА:
Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Конина Е.Ю. Лабиринты и дорожки. Тренируем пальчики. - М.: ООО «Издательство «АЙРИС-пресс», 2007.
Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления детей. - СПб.: Речь, 2007.
Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. - М.: Айрис-пресс, 2006.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ:
Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников. - Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2004.
Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Учимся узнавать геометрические фигуры. - М.: Дрофа, 2006.
http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/ - интернет-ресурсы (методические и дидактические материалы для работы с конструктором ТИКО: программа, тематическое планирование, презентации для занятий, схемы для конструирования и т.д.)
Обеспечение качества образовательного процесса в ДОО средствами инновационной технологии ТИКО – моделирования обусловлена требованиями ФГОС ДО (пункт 2.11.2.) к содержательному разделу основной образовательной программы дошкольного образования «Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов».
Трансформируемый Игровой Конструктор Объемного Моделирования – это полифункциональный трансформируемый игровой материал, предназначенный для развития дошкольников во многих видах активности детей: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, развитие логического мышления дошкольников, моделирования математических понятий, формирования математических представлений дошкольников и др.
Организация педагогического процесса с использованием конструктора ТИКО соответствует ФГОС ДО и Концепции математического образования в РФ, обеспечивая высокую степень индивидуализации, поддержку детской инициативы, самостоятельности и успешности на данном этапе его развития.
Это универсальный помощник в познании основ геометрии, развитии пространственного и логического мышления, воображения, мелкой моторики рук. Развитие у детей образного мышления и пространственного воображения дает возможность в будущем детям разбираться в чертежах, схемах, планах, развивает способность воссоздавать образ в трехмерном пространстве.
Технология ТИКО-моделирования интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. В силу своей педагогической универсальности ТИКО-моделирование служит эффективным средством развивающего обучения, так как включает в себя несколько функций: развивающую, обучающую и развлекательную. В соответствии с ФГОС ДО выделено пять образовательных областей развития ребенка-дошкольника.
Однако образовательные области не существуют в чистом виде, всегда происходит их интеграция. ТИКО-моделирование легко может интегрировать познавательное развитие с художественно-эстетическим, когда мы говорим о творческом конструировании, социальным — коммуникативным развитием и другими образовательными областями.
ТИКО-моделирование помогает формировать у дошкольников элементарные представления о геометрии, развивает логическое мышление, любознательность, учит договариваться со сверстниками. Конструктор помогает формировать у детей умение конструировать самостоятельно и творчески. В процессе творческой деятельности изменяется и сам человек, форма и способ его мышления, личностные качества.
Конструктор ТИКО может быть организован в детском саду в рамках: коллективной образовательной деятельности, проектной деятельности, игры-драматизации, свободной деятельности, сюжетно-ролевой игры и во всех видах деятельности.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение №34
«Детский сад комбинированного вида г.Никольское»
Консультация
на тему:
«ТИКО – моделирование в детском саду»
Подготовила:
Т.А. Комарова воспитатель
старшей группы
г.Никольское
2017 г.
ТИКО – моделирование
в детском саду
Возможность изучать окружающий мир самостоятельно, но в рамках организованной развивающей среды и при наличии необходимого руководства – оптимальные условия для развития дошкольника.
Работая с конструктором ТИКО, мы решаем сразу несколько проблем:
Создание развивающей среды;
Организация развивающих занятий;
Реализация проектной деятельности в детском саду.
Использование обучающик конструкторов ТИКО – эффективный метод работы с детьми дошкольного возраста. Увлеченные в процесс моделирования и конструирования, дети не замечают, как в игре педагогом реализуются воспитательные и образовательные задачи.
Развивающая среда в дошкольных учреждениях необходима для гармоничного развития и успешной подготовки детей к первому классу начальной школы. Сегодня развивающая среда для дошкольников может быть легко организована с помощью обучающего конструктора для объемного моделирования ТИКО. Причем, конструктор можно использовать в различных направлениях:
В театральном уголке мы конструируем из ТИКО-деталей декорации и персонажи для сказок;
В физкультурном уголке – для спортивных игр и соревнований мы используем различные атрибуты, построенные из ТИКО-деталей;
Кукольный уголок с мебелью, ковриками и другой домашней утварью полностью сконструирован из ТИКО;
В уголках с сюжетно-ролевыми играми «Больница», «Парикмахерская», «Путешествие», «Почта» много игровых атрибутов из ТИКО-деталей;
В уголке лепки и изодеятельности дети с эстетическим удовольствием крнструируют красочные узоры и орнаменты из ТИКО;
Уголок чтения оснащен большой коробкой набора «Эрудит» -дети берут оттуда буквы и составляют нужные им для игр слова;
Дети с математическим складом ума часто достают с полки набор «Геометрия и собирают из ТИКО-деталей фантазийные и геометрические фигуры, конструируют двузначные числа, числовые выражения на сложение, вычитание с помощью набора «Арифметика»;
В строительном уголке мы строим из ТИКО дома, мосты, гаражи, роботов, ракеты, самолеты, машины, в общем, все, на что хватает фантазии.
Работая с конструктором, дети развивают мелкую моторику, воображение, эстетический вкус, пространственное мышление, логику, сообразительность и внимание.
Задача родителей и воспитателей состоит в том, чтобы окружить детей такой средой и системой межличностных отношений, который стимулировали бы самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали в детях именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.
Развивающие занятия в детском саду помогают детям в освоении письма, чтения, математики, в целом способствуют интеллектуальному развитию детей. Интеграция конструирования с занятием по математике или обучения грамоте способствует эффективному интеллектуальному и личностному развитию детей, мотивирует их в учебе, увлекает интересными проектами. Дети воспринимают занятия как игру, и с большим удовольствием погружаются в нее.
Впроцессе моделирования и конструирования во время проведения занятий дошкольники приобретают важные навыки творческой работы, подключают воображение, учатся фантазировать и мыслить пространственно.
Неотъемлемой частью конструирования является предварительное проектирование, проводимое под руководством педагога и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате, которого дети строят заданную модель.
Отличительной чертой интегрированного с конструированием занятия является свободное, не ограниченное жесткими рамками решение творческих задач, в процессе которого ученики делают модели по собственным проектам, тем самым превращая процесс рутинного получения знаний в увлекательную игру.
Игры с конструктором ТИКО позволяют создать своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта ребенка. Развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию деталей и предметов, умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.