Как смириться с жизненными обстоятельствами? Как научиться принимать ситуацию такой, какая она есть? Каким образом складываются события нашей жизни? Как они связаны с нашим внутренним миром? Почему возникает конфликт личной воли с судьбой

Могут ли монах и монахиня быть крестными ребенку? Как по-христиански вести себя с домашним персоналом? Обязательна ли исповедь перед причастием? Как преодолеть сопротивление людей, работающих в храме, и священников по отношению к социальной работе? Как не унывать и не отчаиваться от бедности? Можно ли принимать медицинские препараты от вспышек гнева? Если человек все время жалуется, что его все обижают, нужно его слушать или нет? Можно ли причащаться за каждой литургией? - на эти и другие вопросы о духовных основах милосердия и церковной жизни ответил епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон.

Владыка, нужно ли брать благословение на поход в тюрьму к заключенному?
Конечно, прежде чем в первый раз пойти в тюрьму к заключенному, нужно взять благословение у священника. Тюрьма – это особый мир, если человек там сидит долго он приобретает некоторые свойства, о которых нужно узнать заранее. Если начинать работать с заключенными, для этого нужно посоветоваться с каким-то опытным священником, который хотя бы немного уже знаком с этим другим совершенно миром.

Как помочь нуждающимся, но избежать иждивенчества?
Да, Анечка, конечно, грустно бывает, когда люди обманывают. И, конечно, бывает, что тем не менее, все равно их жалко. Они обманывают очень часто не от хорошей жизни, а потому что попали в безвыходную ситуацию. Обманывают, потому что привыкли лгать и не умеют говорить правду. И, конечно, даже заведомого обманщика нельзя обижать, нельзя быть с ним грубым. Надо стараться любить каждого человека, который приходит и каждому стараться по силам помочь. Если человек просит деньги на что-то плохое, нужно постараться помочь ему, не давая денег на плохое, а помочь ему купить еду, одежду, я уж как-то говорил об этом. Если человек обманывает, можно дать понять ему, что нехорошо обманывать и спросить, что же все-таки ему нужно. Короче говоря, нужно не обижать, конечно, людей, а постараться полюбить их и понять, как же можно помочь выбраться из той ситуации, в которой человек оказался. Для того чтобы не ошибаться в подобных случаях нужна опытность, которая приходит со временем.

Покрестив отказников в больнице, мы прикрепили их крестики к свидетельствам о крещении. Это правильно?
Я думаю, что, конечно, в больнице крестики можно прикреплять к стеночкам кроватки, можно вешать рядом с младенцем, если он находится в реанимации. Но очень важно, Катюша, обязательно потом проследить судьбу этих детей. Очень важно, чтобы в доме малютки, куда их потом отправляют, знали о том, что они крещены. Очень было бы хорошо, чтобы добровольцы посещали их в доме малютки и чтоб приходил к ним батюшка, причащал их. Чтобы когда они подрастут, было кому хотя бы немного рассказать им о вере, хотя бы немного приобщить их к церковной жизни.

Как молиться лежачему инвалиду, если родственники смотрят телевизор в его комнате?
Однажды, в нашу больницу 1-ю Градскую, Оль, в обычную палату на 6 человек попал один священник. И он лежал там довольно долго. Это была обычная мужская палата, в которой больные курили, смотрели телевизор. И он рассказывал, что в первое время было очень тяжело. Но помогло ему следующее рассуждение. Он подумал, что ведь эти люди не могут вести себя по-другому. Они не могут не смотреть телевизор, не слушать громкую музыку, они не могут не курить в палате. А он как христианин, как священник может и должен терпеть немощи других. И он тогда успокоился. И, надо сказать, что долго пролежал в больнице, потом его, правда, перевели в отдельную палату, но какое-то время он находился с этими людьми. И вот это понимание того, что он должен научиться терпеть немощи ближних, помогло ему перенести эту ситуацию. Я думаю, что так же можно советовать поступить и этому человеку, у которого рядом гремит телевизор. Хотя я понимаю, что это очень тяжело. Сам я с трудом переношу громкую музыку и даю этот совет из чужого опыта, не из своего.

Всегда ли можно причастить больного после исповеди?
Я думаю, Наташ, что не всегда можно больного причастить после исповеди. У меня был такой случай. Один больной сказал, что он верит во Христа, но когда мы с ним стали подробнее беседовать, оказалось, что он не верит в воскресение Христа из мертвых. Он знал, что была такая Личность, историческая, что Христос был распят на кресте, но в то что Он воскрес из мертвых, он поверить не мог. Я не смог его поисповедовать, не смог его причастить. Если человек не собирается отказываться от своих грехов, если он не хочет бороться с грехом пьянства, если он не собирается бросить употреблять наркотики, если он не может перестать жить в блуде, конечно, такого человека нельзя причащать. И, наверное, нельзя даже прочитать ту молитву, которая разрешила бы его от этих грехов. Если нет покаяния, что ж можно сделать? Можно с ним поговорить, можно пытаться его убедить, можно пытаться расположить его сердце к отказу от греха. Но заставить его, конечно же, мы не можем. И в этом случае, конечно, нельзя его причащать.

Как преодолеть сопротивление людей, работающих в храме, и священников по отношению к социальной работе?
Я иногда, Марин, думаю, что, наверное, медсестрам в больнице больше бы понравилось, если бы больных в отделении совсем не было. Никто бы не требовал ухода, не нужно было делать никому уколов и выполнять других процедур. Можно было сидеть спокойно на своем месте, заполнять истории болезней, пить чай, разговаривать по телефону. В больнице была бы идеальная чистота, не нужно было бы часто мыть пол, не нужно было бы менять белье: грязное отвозить в стирку, получать новое. Намного легче было бы работать, если б не было больных. Так, наверное, и в церкви. Конечно, хорошо, когда мало народу. Я сам люблю молиться в храме тогда, когда там народу поменьше. Но если человек хочет такой жизни, наверное, он не должен быть священником. Наверное, ему нужно уйти в пустыню, уйти в монастырь, затвориться в пещере, где никто не будет ему мешать. Конечно, люди, которые приходят в храм, особенно, если их много, они создают беспорядок, шум. Они разговаривают, тем более если это люди не церковные. У нас сейчас по воскресеньям в храмы ходит один процент, даже меньше одного процента населения нашей страны. И задача Церкви привлечь других людей к вере. Рассказать им о Христе, помочь им узнать о Боге. Если эту задачу не выполнять, тогда, конечно, мы останемся в меньшинстве, Церковь будет вымирать. Мы уйдем в гетто, уйдем в самоизоляцию какую-то. Может быть, так и будет в последние времена, но, наверное, они еще не пришли. И наша задача принимать с любовью всех, кто приходит, какие бы ни были эти люди, как бы они ни были одеты, как бы они себя ни вели поначалу в церкви. Наша задача помочь им, научить, объяснить, как нужно себя вести, помочь им узнать о Боге, узнать о Христе. Нужно просить этих людей, чтобы они соблюдали порядок, внешнее благочестие. Но нужно тоже понимать, что не сразу этому можно научить. Как относиться к тем людям, которые не могут это перенести? Я думаю, что так же, как и с этим просителем, так же как к бездомным. Ну что ж, если батюшка этого не понимает? Надо пожалеть этого батюшку, помолиться о нем, наверное. Я думаю, что со временем, может, он это поймет, если рассказать ему о нуждах этих людей, если помочь ему понять, в каком состоянии тяжелом находятся их души. Я думаю, что если так делать, то, в конце концов, даже у батюшки, который любит абсолютный порядок, все-таки проснется жалость в сердце, проснется жалость в нем и любовь в его сердце.

Мой муж работает инструктором ЛФК в больнице. Начальство требует количества в ущерб качеству. Муж унывает и ропщет на испорченность современной медицины.
Очень жалко, Настенька, что твой муж, будучи настоящим, наверное, врачом, находится в таком трудном обстоянии. Но ты знаешь, врачей много, а вот святых бессеребренников, тех врачей, которые не думали о деньгах, не так много. Ты пишешь о том, что страшные факты коррупции, гнилости современной медицины ввергают в уныние. Настенька, мир, в котором мы живем, он гниет. Гниет не только медицина, гниет искусство, гниет чиновничество. Прости меня, но и в церкви есть эта гнилость, к сожалению. Все эти явления есть и в церкви, и в монастырях даже. И ты знаешь, когда Господь пришел на землю, те люди, которые должны были бы принять Его, те люди, которые учили Закону, который Он дал им, те люди, которые думали, что они служат Богу, его распяли. Куда же дальше? Ты скажешь: «Это было тогда, когда люди не знали новых заповедей, не знали новой жизни во Христе». Но были периоды, когда епископы гнали своих собратьев. Самыми ярыми противниками свт.Иоанна Златоуста были архиереи, православная царица и православный царь. Вот сейчас говорят о том, что хорошо бы было, чтобы у нас были православные правители. Вот эти православные правители были гонителями великого святого. Куда же дальше? Вот коррупция, вот гниль. Взять русскую историю. Безумный царь Иоанн Грозный, которого сейчас некоторые хотят канонизировать. Врывался в монастыри, убивал подвижников, проливал кровь. Известно, как в царских семьях некоторых процветал разврат, процветали супружеские измены. Мир - болен грехом. Но надо в этом мире жить, надо жить с Богом, надо делать добро. Надо не бояться этой гнилости, этой коррупции, надо этому противостоять. И замечательно, что твой муж так себя ведет. Не надо унывать, с нами Бог. И, конечно, Бог сильнее всей этой гнилости. И, конечно, Бог сильнее всей этой коррупции. «Все зло этого мира, - говорил свт.Иоанн Златоуст, - перед благостью Божией как капля перед океаном и даже меньше, чем капля. Потому что океан имеет берега, а благость Божия не знает границ». Если жить в этом море благости Божией, если быть к этому морю приобщенным. Если это море будет отражаться в сердце твоего мужа, тогда ему ничего не будет страшно.

С какими благотворительными организациями, помогающим старикам, вы посоветуете сотрудничать в центрально-черноземном округе?
Здесь есть вопрос о том, как найти фонды и благотворительные организации, которые занимаются патронажем престарелых инвалидов в центральном регионе? Я думаю, Галя, нужно связаться с Ассоциацией сестричеств, которая создана у нас в Москве, в Марфо- Мариинской обители. Может быть, с Ольгой Юрьевной Егоровой, которая занимается у нас вопросами патронажа в Свято-Дмитриевском сестричестве. Их координаты можно найти, я думаю, на сайте miloserdie.ru

Как помочь подруге, если у нее начинаются искушения против духовника?
К сожалению, Светочка, такие искушения против духовника бывают довольно часто. Для дьявола очень важно разделить человека и его духовника, потому что без духовника, без духовного руководства, человек часто оказывается беспомощным неразумным младенцем перед тем злом, которое встречается ему в жизни. И поэтому такие искушения рано или поздно посещают, может быть, всех людей, которые стремятся к духовному руководству. Как здесь помочь? Помочь, конечно, можно молитвой. Помочь, конечно, можно объяснениям того, что она неправильно понимает действия духовника, за которым скрывается любовь. И не всегда духовник может гладить по головке, говорить ласковые слова. Отец Павел Троицкий, замечательный старец, подвижник, исповедник, замечательный святой двадцатого века говорил, что духовник должен быть строгим. И если он строг, нужно Бога за это благодарить. Потому что без этой строгости мы, немощные и грешные, очень часто к сожалению начинаем распускаться, расслабляться и не можем исправиться.

В объявлении о начале социальной работе при приходе, батюшка указал только свой телефон и не указал мой (соцработника). Почему он так сделал?
Я думаю, Зиночка, наверное, батюшка хочет начать организацию служения добровольческого, хочет начать организацию всех дел милосердия на приходе. И поэтому дал свой телефон. Я думаю, что он хочет начать это, организовать. А тебе нужно подойти к нему спросить, нужна ли твоя помощь? Я думаю, что со временем он сам поймет, что одному ему не справиться, а может быть, он так и планирует, чтобы привлечь тебя потом к этому делу. Так что не нужно расстраиваться, не нужно думать, что ты осталась не у дел. А нужно самой в это включаться, самой помогать кому-то, самой ходить к больным, самой что-то делать. А если нужно будет, наверное, батюшка привлечет тебя к организации всех дел милосердия.

Мы окормляем детей в онкологии (в Бурятии). У многих кроме креста на шее висит буддистский амулет. Как быть?
Я думаю, что, конечно, на груди у человека должен находиться только крест. К сожалению сейчас очень многие люди этого не понимают. Очень многие православные девушки вместе с крестом носят еще какие-то украшения. Иногда вместе с крестом носят иконки святых, иногда какие-то ладанки. На самом деле по канонам ношение подобных предметов, конечно же, не разрешается. На груди человека может быть только крест, как знак нашего спасения, как символ того, что мы принадлежим к христианской вере. Если человек носит буддистский знак просто как украшение и если он так относится к этому, может быть, можно закрыть на это глаза. Если же этот знак означает его расположенность к каким-то верованиям буддистским, если он прибегает к помощи этой религии буддистской... Хотя на самом деле буддизм это не религия, ее основатель основал ее как такое учение как путь избежания страданий. Но в наше время, конечно, это движение, оно оформляется как религия. Если этот человек все-таки имеет какую-то связь с этой религией, тогда, конечно, нужно объяснить ему, что выбрать надо что-то одно. Либо христианство и носить крест или тогда уж быть буддистом. Но тогда нельзя ни исповедоваться, ни причащаться.

Знакомый алтарник спрашивает, можно ли причащаться за каждой литургией?
Нужно сказать, вашему знакомому Саш, что «можно ли причащаться каждый день» нужно узнать у духовника. Я боюсь, что в наше время очень мало людей, которые были бы готовы причащаться каждый день. Может причащаться каждый день человек, если он каждый день готов умереть за Христа. Может причащаться каждый день человек, который живет церковной жизнью. Человек, который не живет в семье, может быть. Потому что семейные отношения, они не предполагают ежедневного причастия. (Читает: Если после причастия остаешься в храме, не можешь сохранить в чистоте. Как быть?) Я вот не совсем понял, что значит «не можешь сохранить». Храм в чистоте? Вопрос не совсем понятный.

Если священник не дает ответы на вопросы, а опытного наставника нет. Что делать?
Я думаю, что нужно найти такого священника, который отвечал бы на вопросы ваши. Наверное, такие священники есть в Челябинской и Златоустовской епархии, по-моему, насколько я знаю. Конечно же, нужно молить Бога о том, чтобы он послал опытного наставника. А вообще такого наставника нужно заслужить. Заслужить послушанием, заслужить стремлением к Богу. Всякую истину нужно выстрадать. Истина не дается так вот легко, как манная каша с ложки в рот младенцу. Нужно искать ее, потому что она очень дорого стоит. Это очень важная и ценная вещь в этом мире. Человек, который ее получает должен понимать, что для того чтобы получить ее, нужно какой-то труд преодолеть. Истина, она высока. Чтобы узнать ее, нужно вырасти немножко. Истина, она бывает чиста. Чтобы ее принять, нужно очиститься от грязи. И, конечно, нужно просить у Бога помощи, нужно молиться Богу. Я думаю, что Господь тогда все устроит.

Можно ли принимать медицинские препараты от вспышек гнева и агрессии? Откуда приходит раздражительность?
Можно ли принимать медицинские препараты от раздражительности, нужно спросить, наверное, у врача. Если эта раздражительность болезненная, связанная с какими-то физическими заболеваниями, соматическими заболеваниями, тогда, конечно, нужно принимать какие-то лекарства. Как определить, откуда приходит гнев и раздражительность? От хвори или от бесов. Я думаю, что это неважно, откуда приходит гнев и раздражительность. Важно, что нужно бороться и в том и другом случае, и с гневом и с раздражительностью. Причиной гнева и раздражительности могут быть разные страсти. Обычно, это связано с гордостью. Может быть, усиливается раздражительность, когда человек, ну там, скажем, не пообедал. Его чревоугодие, его привязанность к пище, она тоже, как бы, увеличивает эту раздражительность. Или когда человек, там, одержим какой-то другой страстью и не может ее насытить. Тогда он начинает раздражаться. Это можно выяснить опытно, но главное бороться с раздражительностью и гневом, откуда бы они ни происходили.

Чем больше стараешься победить страсть, тем яснее понимаешь, что немощен. Наступает отчаяние…
Дорогая Оля, надо сказать, что под твоими словами могу подписаться и я. Я не могу сказать, что я избавился от всех страстей. Могу сказать, как и ты, что я не избавился ни от одной страсти. И что иногда они вылезают в самый неподходящий момент. Я думаю, что отчаиваться не нужно. Господь говорит: «В чем застану, в том и сужу». Если Господь застанет тебя в борьбе со всеми этими страстями, то ты войдешь в Царство Небесное.

Если человек в беседе часто жалуется, что его все кругом обижают. Нужно его слушать или нет?
Если человек, Юля, жалуется на все, нужно, наверное, его все-таки сначала выслушать. А затем уже мягко сказать ему, что не стоит обижаться. Был такой замечательный старец в Оптиной пустыни. Когда к нему приходили монахи и жаловались на то, что их обижают, что с ними несправедливо поступили, он сначала их выслушивал, жалел. А потом говорил: «Ну, знаешь, все-таки надо поступить по-христиански». И советовал им примириться с обидчиком. Не знаю: тот человек, который жалуется на все, является ли он христианином. Если он не христианин, тогда, может быть, не нужно напоминать ему об этой заповеди, а нужно действовать как-то по-другому. Но выслушать человека, пожалеть его, конечно, можно, даже если он жалуется несправедливо.

Как правильно поминать милостыней нецерковных родственников?
Я думаю, Леночка, формально просить у каждого нищего, которому подаешь милостыню помолиться о том или другом человеке, не стоит. Не все нищие, которые сидят даже около храмов являются верующими православными людьми. Можно давать милостыню просто в память о каком-то человеке и самой молиться Богу. Но, если человек просящий милостыню верующий православный попросить его помолиться о своих умерших родственниках, я думаю, можно.

Когда нас ругают – это благо, но если такие «покусывания» в систему, как себя вести?
Я думаю, Анечка, в любой ситуации, когда нас несправедливо ругают, «покусывают», как ты пишешь, в любом случае надо учиться терпеть. Я думаю, что люд, конечно же, поступают иногда несправедливо и неправильно, но наше с тобой дело – исправить себя, а не других людей. А исправлять других людей можно любовью и смирением.

Как смиряться с жизненными обстоятельствами, поделитесь своим личным опытом, Владыка!
В моем личном опыте, Людочка, часто бывало, что мне приходилось смиряться. Я как-то где-то прочитал, что один святой, когда с ним случались подобные искушения, повторял про себя как молитву слова из Псалтиря: «Благо мне, Господи, яко смирил мя еси». Если человек понимает пользу смирения, если он понимает, что сам себя он смирить по-настоящему не может, если он обращается к Богу с некоторым даже усилием, а может быть, даже с некоторым насилием над собой, может быть, даже до конца не понимая, обижаясь на обиду, но все-таки понимая, что нужно проглотить это горькое лекарство, повторяет эти слова: «Благо мне, Господи, яко смирил мя еси», я думаю, что Господь за его желание научиться смирению постепенно научит его смиряться, даже в самых тяжелых обстоятельствах.

Посоветуйте, как быть с взаимным соблазнением (например, в еде или в раздражении). Нужно ли удаляться от таких людей?
Конечно, Иван, есть такая проблема, что мы взаимно мешаем друг другу, а не помогаем. Конечно, нужно уметь противостоять этому искушению. И даже в Евангелии говорится, что «враги человеку домашние его». Поэтому нужно уметь противостоять этим соблазнам. Нужно уметь отдаляться от таких людей, если это не близкие люди. Нужно уметь поступать все-таки так, как считаешь нужным, по совести поступать. Но иногда, если это какая-то малость, можно, чтобы не обижать другого, не расстраивать его при этом человеке поступить так, как ты не поступил, может быть, если бы ты находился один. Чтобы не годиться, не тщеславиться тем, что ты лучше этого человека и чтобы он не знал о твоем высоком каком-то внутреннем строении. В таком случае нужно иногда со смирением, спокойно, может быть, съесть что-то непостное, что тебе предлагают, может быть, поужинать вечером, хотя ты не собирался это делать, может быть, поговорить с человеком, даже ни о чем, если ему грустно одному, скажем, а ты не хочешь заниматься пустословием тем не менее. Иногда можно нужно пойти на какие-то уступки.

В нашей семье есть домашний персонал. Как правильно, по-христиански выстраивать свои отношения с ним?
Дорогая Маша, я очень рад, что у вас есть такая помощница по хозяйству. Я думаю, что это неплохо, иметь такую няню для того, чтоб вы могли заниматься своим любимым делом. Но, конечно же, в таких семьях раньше, воспитанных и богатых, было особое отношение к прислуге. Прислуга была, как бы, членом семьи. Я думаю, что так у вас тоже люди пожилые какие-то. И поэтому с одной стороны можно, конечно, попросить их о чем-то, можно сделать замечание ласково и спокойно. Но нужно это делать с любовью, со смирением. Нужно, чтобы дети, которых они воспитывают, не считали их людьми второго сорта. Я помню, как рассказывала Агриппина Николаевна, которая была келейницей у отца Павла Троицкого, что в детстве отец ее просил чистить ботинки. И не только ботинки членов семьи, но и ботинки прислуги. И она помнит, какие огромные сапоги были у дворника, который убирался у них там во дворе, и как она с ужасом спросила: «И что, сапоги дворника тоже?». Папа сказал: «Да, и сапоги дворника тоже». Хотя они были очень большие, и, наверное, для маленькой девочки это было большим трудом почистить самой сапоги. Так что, конечно же, нужно, вот так, наверное, воспитывать детей. Если же прислуга не справляется со своими обязанностями, если она начинает вредить детям, наверное, нужно от таких людей избавляться и искать каких-то новых помощников по хозяйству.

Как пережить боль души после обвинений в поступках, которых не совершал?
Я думаю, Аллочка, что вот эту боль души, конечно же, можно открывать перед Богом, можно делиться этим с каким-то близким человеком, с мужем, с подругой. Можно об этом и нужно рассказывать духовнику. А побеждать, конечно, это можно и нужно молитвой. А боль эту нужно потерпеть. Эта боль как раз и есть боль любви, боль за других людей, боль как жертва за грехи других. Вы таким образом принимаете, хоть малую часть, но в той жертве, которую Господь принес на кресте за грехи мира.

Несмотря на усиленные труды, мои и мужа, мы живем более чем скромно – даже бедно. Я в отчаянии, ночью рыдаю. У нас четверо детей. Как научиться надеяться на Бога?
Дорогая Вера, ну зачем же, моя милая, рыдать по ночам от того, что вы живете бедно? Зачем остервенело работать, моя хорошая, пытаясь жить богато? Нужно смириться. Это хорошо, что вы живете бедно. Нужно вспоминать слова Христа в Евангелии: «Трудно богатому войти в Царство Небесное». Поэтому, конечно же, нужно терпеть эту бедность. Есть такие слова у одного поэта… Он правда был таким модным в советское время, его переводил Маршак. Это шотландский поэт Роберт Бернс. Он так писал: «Кто честной бедности своей стыдится и все прочее, тот самый низкий из людей, трусливый раб и прочее». Что ж нам бояться честной бедности? Мы же делаем все, что мы можем. Конечно, хотелось бы, чтобы ваш плач по ночам был не о бедности материальной, а был о грехах. Конечно, хотелось бы, чтобы вы остервенело работали не для того, чтобы дети жили как ваш соседи, скажем, богатые, а чтоб дети ваши узнавали о вере, укреплялись в вере, узнавали о Боге, чтобы дети ходили в храм. Вот для этого нужна остервенелая работа в духовном плане. А то что есть некая бедность такая, я думаю, что это очень хорошо и очень полезно на самом деле. Это полезно, в том числе, и для детей. И мы знаем, что жить в бедности мирно и покойно – это такое высокое благородство души. В двадцатом веке, когда многие эмигранты, богатые люди, уехал на Запад, они жили очень бедно. И несли эту бедность очень достойно. И, конечно, если дети будут жить бедно, будут жить скромно, это поможет им в дальнейшем понять, что жизнь не определяется бедностью. Как в Англии говорится, что жизнь человека, его радость, его счастье не зависит от изобилия его имущества. Вот это нужно обязательно помнить.

У моих знакомых крестные монах и монахиня. Действуют ли правила Номоканона в современной жизни? Почему монахи в сане венчают?
Дорогая Танечка, конечно, правило Номоканона в наше время не всегда можно соблюсти. Если какие-то люди стали крестными, а затем стали монахом и монахиней, в этом, наверное, нет ничего страшного. Я знаю, что некоторые архиереи бывают крестными у детей богатых родителей, скажем. Так что, наверное, это возможно в виде исключения. Если такое произошло, надо просить этого монаха, эту монахиню усердно молиться о ваших детях. Наверное, они не смогут участвовать в воспитании, если они живут в монастырях, но молиться, конечно, они могут. И эта молитва, может, она самое главное, что нужно детям. Монашествующие в сане совершают таинство браковенчание. Это они совершают это потому, что нынешняя жизнь, она немножко иная, чем была тогда, когда составлялись правила Номоканона. У нас иногда монахи живут вне монастырей. Если они живут вне монастырей, то, конечно, им приходится на приходе совершать все церковные таинства, в том числе и таинство венчания.

Простить ли мужа, который ушел из семьи, если он попросится назад (есть сын)?
Дорогая Юля, очень трудно ответить на ваш вопрос. Правило такое: любовь должна превосходить закон. Но, конечно же, бывают ситуации, когда мужа принять обратно просто нельзя. Такое тоже бывает. И в данной ситуации -как вам поступить-, наверное, нужно советоваться с духовником. Наверное, нужно помолиться Богу. Конечно, очень жалко, если сын останется без отца. Но может быть еще хуже, если у сына будет отец-пьяница или отец, который изменяет своей жене. Не знаю, по какой причине ваш муж ушел из семьи и что он делал, когда жил вне семьи. Поэтому ответить на ваш вопрос, так вот точно, я не могу.

У меня есть крестник, мой племянник, я провожу с ним много времени, но иногда он шалит и я раздражаюсь. Как себя сдерживать?
Дорогая Леночка, нельзя, моя хорошая, злиться и раздражаться на деток. Он маленькие просто, не умеют, конечно, себя вести. Конечно, они шумят, конечно, они иногда плачут ни из-за чего, конечно, они капризничают, но вот раздражение такое на детей свидетельствует о страшной страсти – гордости, о самолюбии человека. Бог на них не гневается, Бог им все прощает. Если такие детки отходят до семилетнего возраста в Царство Небесное, то церковь не молится о прощении их грехов. Бог не вменяет им эти грехи. Это не грехи, это некие такие немощи, некие несовершенства. Это совсем не то, что взрослый человек. Нельзя примерять на них свое поведение. Мы с вами, когда кричим и что-то делаем, ответственны за то, что мы делаем. Мы в силах остановить себя, они не в силах, они маленькие. Поэтому, конечно же, каяться в этом обязательно и ни в коем случае не раздражаться на деток.

Владыка, вы сказали, что знаете много невест и можете познакомить. Познакомьте, пожалуйста!
Дорогой Евгений, я действительно знаю очень много хороших невест, очень много девушек, которые хотели бы выйти замуж. Но, боюсь, что такое заочное знакомство не всегда будет иметь хороший результат. Поэтому, если вы хотите с ними познакомиться, нужно приехать в Москву, пожить полгода, я на вас посмотрю, потрудиться где-то у нас, найти себе квартиру какую-то, может быть. И тогда можно будет решать вопрос о женитьбе. А так вот заочно, я на такое пока как-то не решаюсь.

Обязательна ли исповедь перед причастием? Муж не очень воцерковлен – к исповеди не готов, но венчаться хочет.
Я думаю, Танюше, что, конечно, если муж хочет венчаться просто формально, этого делать нельзя. Если он не хочет каяться в грехах, то как его можно допустить до венчания. Я такого человека не стал бы венчать. Может, я с ним поговорил бы? Какие причины у него? Почему он отказывается исповедоваться и причащаться? Ведь венчание совершает Бог. И Бог совершает евхаристию, Бог совершает исповедь. Если он отказывается быть с Богом в двух очень важных, основных таинствах, а хочет только повенчаться с женой, в чем причины этого желания?

Можно ли молиться за крещенных, но неверующих родственников или это нужно делать с осторожностью?
Я думаю, что можно молиться за своих крещеных, но неверующих родственников с большой осторожностью. Если это родственники. Но если неверующие – с осторожностью.

У меня повесился брат. Его отпели, но я не уверена, был ли он болен. Можно ли за него молиться в храме? И как избавиться от греха ревности?
Юлечка, милая, я не знаю, действительно ли был болен ваш двоюродный брат. Если он был болен, то, конечно же, его можно было отпеть. Если он не был болен и совершил сознательно этот страшный грех, тогда, наверное, это отпевание было неправильным действием со стороны священника ил со стороны архиерея, может быть. Но я в этом разобраться не могу, к сожалению. Поэтому вы поступайте по совести. Молиться о нем можно в любом случае. Но если это не было следствием болезни этот поступок, тогда писать его в записках, конечно же, нельзя, и поминать всей церковью на литургии. А допустима о нем только домашняя келейная молитва. Как избавиться от греха ревности? Грех ревности, Юлечка, это грех против любви. Некоторые говорят, что от любви появляется ревность. Ревность не от любви появляется. Она появляется от самолюбия. Когда человек очень любит себя, тогда он начинает ревновать. Ему хочется любви, чтобы его любили, а он сам любить не умеет и не хочет. Поэтому появляется ревность. Это, конечно, страшный бесовский грех довел одного человека до убийства своей замечательной жены. Наверное, вы слышали историю про Дездемону, да? Так что нужно обязательно с этим грехом бороться.

Как вы относитесь к вечным огням?
Как вы относитесь к вечным огням, которые горят на могилах наших погибших солдат? Ну, понимаете, это некоторая традиция, которая вошла у нас в такой обычай повсеместный. К этим вечным огням приезжают новобрачные, у вечных огней возлагают цветы, к вечным огням приходят церковные люди и молятся там об упокоении усопших. Я думаю, что не так важна форма, в которой совершается воспоминание о подвиге наших отцов, дедов, прадедов, сколько важна память все-таки о них и молитва о них. То, что она выражается в такой, не совсем церковной, как бы, форме, это, мне кажется, не так страшно.

У меня дома не работает отопление. Я мерзну, а чиновники требуют оплату. Мое терпение на грани срыва. Что делать?
Дорогая Надюша, помоги вам Бог, наладить в вашем доме отопление. Помоги вам Бог, терпеть все неприятности, которые доставляют вам чиновники. Помоги вам Бог быть терпеливой. Если вам нужна какая-то помощь, вы можете написать нам на сайт miloserdie.ru, может быть, мы сможем вам чем-то помочь.

Екатерина Степанова
Расшифровка: Юлия Соколова

Каждый человек мечтает быть счастливым. Каждый человек заслуживает счастья… если он к этому приложил свои силы, ум, сердце и душу.
Часто слышу от людей, что они устали от неблагоприятно сложившихся для них обстоятельств, и они устали с ними бороться.

Маленький секрет для всех без исключения!

Нет борьбы с обстоятельствами. Нет и все. Бороться с обстоятельствами это все равно что бороться с ветряными мельницами. Забывая, что у них есть хозяин, который их построил в удачном для него месте, заставил работать, используя силу ветра: привел на эти мельницы людей, завез зерно, получает муку, а потом и деньги, признание, успех, достаток.
Любое обстоятельство – всего лишь следствие. У каждого обстоятельства есть причина – это человек, который их создал.

Поэтому нет борьбы с обстоятельствами. Есть борьба с собой и людьми, создающими обстоятельства. Идет борьба с людьми, чтобы они не создавали своими решениями и действиями те обстоятельства, которые вам не нравятся.
Так устроена жизнь, что одному человеку не нравится то, что нравится другому и первому хочется заменить все, что сделал второй – на свое, так желаемое им, на то, что он считает верным.

Еще один секрет для всех без исключения!

Вам может что-то не нравиться по нескольким причинам:
1. Вы не умеете делать так же, как другие (иногда это бывает очень неприятно понимать и переживать).
2. Вас когда-то научили реагировать только так, а не иначе (или вы сами научились). Мы все, в той или иной степени, заложники своего стиля мышления. Порой, этот стиль бывает очень неэффективен… но самому человеку это не всегда заметно…
3. Вам всегда было тяжело адаптироваться к новому. Человек такое существо – противится любым изменениям.
4. Вы считаете, что ваша точка зрения - одна единственно верная. Подтверждения верности других точек зрения вы пока не встречали.
5. Вам может не хватать гибкости и системного умения работать над собой, развивая новые качества и навыки, чтобы адаптироваться.
6. Иногда вы можете чего-то не знать…

А иногда рядом с вами просто нет человека, который поможет разобраться в себе, чтобы сделать свою жизнь более счастливой.

Зачем тратить столько сил на желание победить или подчинить ситуации себе? Силы и время неумолимо иссякают, словно песок просыпается сквозь пальцы. В такой борьбе можно быстро добраться до того момента, когда весь мир становится не мил, а ты сам себе противен…
Мы можем соединиться с миром и постичь его таким, какой он есть на самом деле.
Чтобы достичь состояния счастья или покоя, успеха или эффективности (кто что ищет), вы точно - должны уметь управлять собой, другими и обстоятельствами .

Женская мудрость рождается в понимании себя и мироустройства, а затем в умении обустроить свою жизнь так, чтобы самой любить и быть любимой…

Жизненный успех рождается так же: сначала понимаешь свои сильные стороны и начинаешь их использовать, создавая бизнес, собирая вокруг себя увлеченных людей, делая карьеру, а потом – совершенствуешься…

Если вы стоите на пороге изменений в своей жизни – тем более стоит понять себя лучше: на какие свои сильные стороны вы будете опираться, а что вам следует подтянуть…

Решившим создать семью или упрочить уже существующие отношения, следует тщательно изучить закономерности счастливой жизни, чтобы развить в себе качества, способствующие созданию хороших отношений

Приглашаем вас заняться всем этим 30 августа – 1 сентября на легендарном Елены Романовой «Духовном дайвинге» в Москве (который идет с небольшими перерывами с 2007 года).
Посвятите себе время, чтобы быть более успешным, более счастливым, более уверенным…

На «Духовном дайвинге» мы поработаем:
— с вашими целями,
— мечтами,
— трудностями,
— бизнес-задачами
— и любыми вопросами.
С тем, что для вас важно и что вас волнует. Вас ждет много работы над собой, открытий и ваших выводов, на которые вы будете потом опираться в вашей жизни.
Регистрируйтесь на .
Поторопитесь. Осталось всего 8 мест.

Людей показывают обстоятельства. Стало быть, когда тебе выпадет какое-то обстоятельство, помни, что это бог, как учитель борьбы, столкнул тебя с грубым юнцом. – Для чего, – говорит. – Для того чтобы ты стал победителем на Олимпийских играх. А без пота не стать. Мне-то кажется, что никому не досталось обстоятельства лучше, чем досталось тебе, если ты хочешь воспользоваться им, как атлет юнцом. И вот мы посылаем тебя в Рим лазутчиком. А никто не посылает лазутчиком труса, чтобы он, лишь услышав шорох и тень завидя, прибегал в смятении и говорил, что враги уже здесь. Если и ты вот так придешь и скажешь нам: «Страшные в Риме дела. Ужасна смерть, ужасно изгнание, ужасно поношение, ужасна бедность. Бегите, люди, враги – здесь», мы скажем тебе: «Поди прочь, пророчествуй самому себе. Мы в том лишь ошиблись, что посылали такого лазутчика».

Отправленный до тебя лазутчиком Диоген сообщил нам иное. Он говорит, что смерть не есть зло, так как она вовсе не есть нечто постыдное. Он говорит, что бесславие есть трескотня сумасшедших людей. А что о страдании, что об удовольствии, что о бедности сказал этот лазутчик! А быть нагим – он говорит, что это лучше всякого одеяния с пурпурной полосой. А спать на голой земле – он говорит, что это самая мягкая постель. И в доказательство всего этого он приводит свою смелую уверенность, невозмутимость, свободу, затем и тело бренное, блещущее здоровьем и сбитое. «Никакого врага нет поблизости, – говорит он, – все исполнено мирного покоя». – «Как так, Диоген?» – «Вот взгляни, – говорит он, – разве я сражен, разве я ранен, разве я убежал от кого-то?» Это и есть настоящий лазутчик. А ты приходишь и рассказываешь нам то да се. Не отправишься ли ты опять и посмотришь потщательнее, без этой трусости? Что же я должен буду делать? – Что ты делаешь, когда сходишь с корабля? Разве уносишь кормило, разве – весла? Что же ты уносишь? Свое: лекиф, котомку. И тут, если ты будешь памятовать о своем, то никогда не будешь притязать на чужое. Он говорит тебе: «Скинь тогу с широкой пурпурной полосой ». – «Вот я в тоге с узкой пурпурной полосой». – «Скинь и ее». – «Вот я в плаще просто». – «Скинь плащ». – «Вот я нагой». – «Но ты вызываешь у меня зависть».- «Возьми, стало быть, целиком это бренное тело. Мне еще страшиться того, кому я могу бросить это бренное тело?» – «Но он не оставит меня наследником» . Что же, разве я забыл, что все это не моим было? Как же называем мы это «моим»? Как койку в гостинице. Так вот, если хозяин гостиницы после своей смерти оставит койки тебе, их будешь иметь ты, а если другому, их будет иметь тот, а ты поищешь другую койку. Ну а если не найдешь, то ляжешь спать на голой земле, только со смелой уверенностью, храпя себе и памятуя о том, что трагедии имеют место среди богачей, царей и тиранов, а бедняк ни один не участвует в трагедии, разве только как участник хора. А цари начинают-то с благополучия:

Домы венками украсьте

Потом, действии в третьем или четвертом:

Увы, Киферон, зачем принимал меня?!

Рабкое ты существо, где венки, где диадема? Тебе уже не к чему телохранители? Так вот, когда ты подходишь к кому-нибудь из них, помни о том, что ты подходишь к участнику трагедии, не к актеру, а к самому Эдипу. «Но блажен такой-то: он расхаживает в сопровождении целой толпы». И я пристраиваюсь к толпе, и расхаживаю в сопровождении целой толпы. А главное – помни, что дверь открыта. Не будь труслив, но как дети, когда им не нравится игра, говорят: «Я больше не играю», так и ты, когда тебе что-то представляется таким же, скажи: «Я больше не играю» и удались, а если остаешься, то не сетуй.

Относительно того же

Если все это истинно, и мы не по тупоумию и не по лицемерию говорим, что благо человека заключается в свободе воли, так же как и зло, а все остальное не имеет никакого отношения к нам, что мы еще впадаем в смятение, что мы еще впадаем в страх? Над тем, чем мы серьезно заняты, никто не имеет власти. На то, над чем другие имеют власть, мы не обращаем внимания. Какое еще у нас может быть беспокойство? «Но дай мне указания». Какие могу я дать тебе указания? Разве Зевс не дал тебе указания? Разве он не дал тебе все твое неподвластным помехам и неподвластным препятствиям, а все не-твое подвластным помехам и подвластным препятствиям? С каким же указанием пришел ты оттуда, с каким наказом? Свое блюди всячески, чужого не домогайся. Честность – твое. Совестливость – твое. Так кто же может отнять у тебя их? Кто иной, кроме тебя самого, помешает тебе пользоваться ими? А ты сам – каким образом? Когда ты серьезно занят не-своим, значит, ты потерял свое. С такими заветами и указаниями от Зевса – каких еще хочешь ты от меня? Разве я лучше, чем он, разве заслуживаю большего доверия? А если ты будешь соблюдать их, разве тебе нужны будут еще какие-то иные? А разве не дал он эти указания? Приведи общие понятия, приведи доказательства философов, приведи все то, что ты часто слушал, да приведи все то, что говорил ты сам, приведи все то, что ты читал, приведи все то, к чему ты приучал себя.

До каких пор правильно будет соблюдать их и не прекращать игру? До тех пор, пока она будет вестись хорошо. На Сатурналиях избирается по жребию царь. Дело в том, что решили играть в эту игру. Он приказывает: «Ты выпей. Ты, разбавь вино. Ты спой. Ты пойди. Ты приди». Я повинуюсь, чтобы из-за меня не прекращалась игра. «А ты прими мнение, что тебя постигло зло». Я не принимаю такого мнения. Да кто принудит меня принимать такое мнение? Вот опять мы условились играть в Агамемнона и Ахилла. Назначенный играть Агамемнона говорит мне: «Отправляйся к Ахиллу и отними у него Брисеиду». Я отправляюсь. «Приходи». Я прихожу. Ведь как мы ведем себя в условных рассуждениях, так мы должны вести себя и в жизни. «Допустим, что ночь». -«Допустим». – «Что же, день ли?» – «Нет. Я ведь принял условие, что ночь». – «Допустим, что ты принимаешь мнение, что ночь». – «Допустим». – «Но и прими мнение, что ночь». – - «Это не следует из условия». Вот так и здесь. «Допустим, что ты в злополучии». – «Допустим». – «Так несчастен ли ты?» – «Да». – «Что же, ты в злосчастии?» – «Да». – «Но и прими мнение, что тебя постигло зло». – «Это не следует из условия. И другой мне мешает».

Так до каких пор следует повиноваться таким велениям? До тех пор, пока это целесообразно, то есть до тех пор, пока я соблюдаю подобающее и соответственное. Однако некоторые брюзгливы и привередливы и говорят: «Я не могу у него обедать, чтобы выносить, как он каждый день рассказывает о том, как он воевал в Мисии: „Я уже рассказал тебе, брат, как я взбирался на возвышенность. И вот опять меня начинают осаждать”». Другой говорит: «Я предпочитаю пообедать и выслушивать, сколько ему угодно, всю его болтовню». И ты тоже сопоставляй эти ценности. Только не делай ничего, если это тяготит тебя, если это удручает тебя, если ты принимаешь мнение, что от этого тебя постигает зло. Ведь к этому никто тебя не принуждает. Дыму наделали в жилище? Если не чересчур, я остаюсь. Если слишком много, я выхожу. Нужно только твердо помнить о том, что дверь открыта. «Не живи в Никополе». – «Не живу». – «Ни в Афинах». – «Ни в Афинах». – «Ни в Риме». – «Ни в Риме». – «Живи на Гиарах ». – «Живу». Но мне представляется, что жить на Гиарах – это много дыма. Я удаляюсь туда, где мне никто не помешает жить. Ведь то обиталище всякому открыто. И сверх предельного хитонишка, то есть бренного тела, ни у кого нет никакой власти надо мной. Поэтому Деметрий сказал Нерону: «Ты угрожаешь смертью мне, а тебе – природа». А если я буду дорожить бренным телом, значит, я сдался в рабство. Если бренным имуществом, значит, сдался в рабство. Я ведь сразу сам против себя ясно показываю, чем можно взять меня. Это как если змея оттягивает свою голову, я говорю: «Бей ее по тому, что она оберегает». Знай и ты, что именно на то, что ты захочешь оберегать, и наступит твой господин. Памятуя об этом, кому ты еще будешь льстить или кого страшиться? «Но я хочу сидеть там, где сенаторы». Вот видишь, что ты сам себе создаешь затруднение, сам себя удручаешь? «Как же иначе мне будет хорошо видно в амфитеатре?» Человек, да не ходи смотреть, и не будешь удручаться. Что ты создаешь себе хлопоты? Или подожди немного, и когда окончится зрелище, садись на сенаторские места и грейся на солнце. Да и вообще помни о том, что мы сами себя удручаем, сами себе создаем затруднения, то есть наши мнения удручают нас и создают нам затруднения. В самом деле, что значит само по себе «подвергаться поношению»? Стань перед камнем и поноси его. И чего ты этим добьешься? Так если кто-то слушает, как камень, что толку поносящему? А если поносящему доступна слабость поносимого, тогда он достигает чего-то. «Разорви его». Что ты говоришь «его»? Возьми его плащ, разорви . «Я нанес оскорбление тебе».- «На здоровье тебе».

Вот к чему приучал себя Сократ. Поэтому он никогда не менялся в лице. А мы предпочитаем упражнениями на деле приучать себя ко всему, только не к тому, чтобы нам стать неподвластными препятствиям и свободными. «Философы говорят парадоксальные вещи». А в остальных искусствах разве нет парадоксальных вещей? И что может быть парадоксальнее, чем укалывать кому-то глаз, для того чтобы он видел? Если бы кто-нибудь сказал это несведущему в медицине, разве тот не стал бы смеяться над ним? Так что же удивительного, если и в философии многие истины несведущим представляются парадоксальными?

В чем закон жизни

А при занятии чтением условных рассуждений он сказал: Законом условных рассуждений является и этот: принимать

то, что соответствует условию. А что гораздо важнее, законом жизни является этот: делать то, что соответствует природе. Ведь если мы во всяком предмете и обстоятельстве желаем соблюдать соответствие с природой, ясно, что мы во всем должны быть настроены не избегать того, что соответствует ей, и не принимать того, что противоречит ей. Поэтому философы сначала упражняют нас в теории, где легче, и вот тогда ведут к более трудному. Здесь ведь нет ничего отвлекающего от следования тому, чему обучают, а в жизни много отвлекающего. Поэтому смешон тот, кто говорит, что хочет сначала упражняться в жизни. Не легко ведь начинать с более трудного.

И вот какое оправдание следовало бы приводить перед теми родителями, которые гневаются на то, что их дети занимаются философией: «Так, значит, я ошибаюсь, отец, и не знаю того, что мне надлежит и что подобает. Если этому нельзя ни научиться, ни научить, почему ты винишь меня? Если можно научить, учи. А если сам ты не можешь, дай мне научиться у тех, кто говорит, что знает это. В самом деле, что ты думаешь? Что я по своей воле впадаю в зло и терплю неуспех в благе? Ни в коем случае! В чем же причина того, что я ошибаюсь? В незнании. Так ты не хочешь, чтобы я избавился от незнания? Кого когда-нибудь гнев научал искусству кораблевождения, искусству музыки? Так ты думаешь, что я научусь искусству жизни благодаря твоему гневу?»

Это может говорить только тот, кто предан такому намерению. А если кто только из желания пощеголять на пиру своим знанием условных рассуждений занимается чтением их и ходит к философам, разве тот добивается чего-то иного, кроме восхищения возлежащего рядом сенатора? Там ведь действительно мощные состояния, и здешние богатства там кажутся детскими игрушками. Поэтому там трудно держаться твердо своих представлений, где силы, сбивающие с них , мощны. Знаю я одного, который в слезах обнимал колени Эпафродита , жалуясь на свое несчастье: у него ведь не осталось ничего, всего-навсего полтора миллиона . Что же Эпафродит? Стал смеяться, как вы? Нет. Пораженный, он говорит ему: «Несчастный! Как же ты молчал, как ты выдерживал?»

А когда он привел в замешательство читавшего условные рассуждения, задавший же тому это чтение стал смеяться, он сказал: Над собой смеешься. Ты не подготовил упражнениями этого юношу и не узнал, может ли он разбираться в них, но обращаешься с ним как с ведущим занятие чтением. Что же, сказал он, мысли, не могущей разбираться в суждении о соединительном суждении, вверяем мы изъявление похвалы, вверяем изъявление порицания, изъявление суждения о том, что делается правильно или неправильно? И если он хулит кого-то, обращает ли тот внимание на это, и если он хвалит кого-то, возносится ли тот от этого, раз он не может находить последовательность в таких малых вещах?

Итак, вот начало занятия философией: осознание того, в каком состоянии находится своя собственная верховная часть души. Ведь после того как человек узнает, что она в бессильном состоянии, он больше не захочет пользоваться ею для важных вещей. Однако некоторые, не могущие проглотить кусочек, купят сочинение и набрасываются пожирать его. Поэтому у них получается рвота или несварение желудка. Потом колики, катары, лихорадки. А им следовало бы задумываться, могут ли они это. Но в теории легко изобличить незнающего, а в жизни никто не предоставляет себя для изобличения, да и изобличающего мы ненавидим. А Сократ говорил, что неисследуемой жизнью нельзя жить .

Как часто можно услышать от людей, да и от самого себя такую фразу: «я бы сделал, но обстоятельства не дают».

И как часто мы сами чувствуем себя заложниками обстоятельств.

Жизнь порой подкидывает нам сюрпризы и не всегда они хорошие.

Более религиозные люди могут сказать, что «Бог дал, Бог взял» и ничего я не могу с этим поделать.

Но так ли это на самом деле?

Неужели наша судьба не в наших руках и обстоятельства от нас не зависят?

Мне кажется, что если так думать, то и жить уже не захочется…

Я, например, думаю совсем по-другому.

И в этой статье я докажу вам, что:

  • Вы можете изменить обстоятельства вашей жизни, даже если дело касается каких-то внешних сил.
  • Ваши мысли прямым образом влияют на обстоятельства жизни человека.
  • Вы можете сами изменить свою судьбу.
  • Вы сильнее обстоятельств.

В доказательствах мне поможет книга Аллена Джеймса «Как человек мыслит». Она занимает первое место в списке « ». Далее читайте отрывок из этой потрясающей книги (она настолько мудра, что я была ей восхищена).

Кто влияет на обстоятельства жизни?

Каждый человек находится в том месте, где он сейчас, благодаря действию закона своего бытия.

Мысли, которые он думал, сформировали его текущие обстоятельства.

В устройстве его жизни нет места случайности – оно есть результат закона, не знающего ошибок.

Это утверждение в равной мере применимо к людям, ощущающим себя «вне гармонии» со своим окружением, и к тем, кто удовлетворен условиями жизни.

Как прогрессирующее и эволюционирующее существо, индивидуум учится росту в любых условиях.

Усваивая духовный урок текущих обстоятельств, он приходит к иным обстоятельствам.

Человек останется под гнетом жизненных тягот до тех пор, пока будет верить, что его жизнь зависит исключительно от внешних условий.

Осознав свою творческую силу и способность приказывать «почве» и «семенам» (речь идет о саде, я писала в этой статье ) своего бытия, благодаря которым произрастают обстоятельства, он станет полноправным господином жизни.

Тот факт, что обстоятельства являются плодом мысли, знаком каждому человеку, который долгое время практикует силу мысли, самоконтроль и внутреннее очищение.

Нельзя не заметить, что изменение внешних условий напрямую зависит от изменений разума.

Когда индивидуум решительно стремится исправить дефекты своего характера, он в значительной степени прогрессирует, его прогресс значительно ускоряется.

Душа привлекает к себе все, что таит в себе – что она любит, а также чего боится.

Она либо поднимается к высотам сокровенных мечтаний, либо опускается на уровень неочищенных инстинктов.

Обстоятельства — средства, благодаря которым душа получает все, что по праву принадлежит ей.

Как мысли влияют на обстоятельства?

Каждое «семя» мысли, которое было посажено в разум, или которому позволили упасть в него и укорениться, вырастает и расцветает в форме поступка, в дальнейшем принося плод возможностей и обстоятельств.

Хорошие мысли приносят хорошие плоды, дурные мысли – дурные плоды.

Внешний мир формируется в соответствии со внутренним ментальным миром.

Благоприятные и неблагоприятные условия жизни являются факторами, которые служат высшему благу индивидуума.

Будучи «жнецом» своего урожая, человек познает как страдания, так и сияние славы.

Следуя за внутренними желаниями, устремлениями и мыслями, которым мы позволяем доминировать в сознании (либо увлекаясь блуждающими огнями нечистого воображения, либо настойчиво двигаясь по пути сильных и возвышенных дел), человек приходит к конечному результату, проявленному во всех обстоятельствах.

Законы роста и приспособления одинаково действуют во всех сферах.

Индивидуум оказывается в приюте для бедных или в тюрьме не по злой прихоти судьбы или воле обстоятельств – его приводят туда низкие мысли и нечистые желания.

Точно таким же образом, некогда обладавший светлым разумом человек не совершает преступление под влиянием стресса или внешней силы.

Преступная мысль долгое время тайно гнездилась в его сердце и проявила свою силу, когда открылась возможность.

Обстоятельства не формируют человека – они открывают его характер.

Не существует условий, позволяющих личности без злых наклонностей опускаться в грех и сопутствующие им страдания.

В равной степени нет никаких возможностей подняться к добродетели и чистому счастью тому, кто не культивирует добродетельные устремления.

Человек есть господин и повелитель своей мысли, создатель самого себя, творец собственного окружения.

Даже в момент рождения душа приходит получить то, что причитается ей по праву.

В каждый миг своего земного странствия она привлекает к себе сочетания событий и внешних условий, которые являются отражением ее чистоты или нечистоты, силы или слабости.

Люди притягивают к себе не то, чего хотят, но на что они внутренне настроены.

Их прихоти, причуды и амбиции терпят поражение на каждом шагу, но наиболее сокровенные мысли и желания продолжают питаться своей ментальной пищей, будь она чистая или нечистая.

Человек может быть заключен в тюрьму только самим собой, и низменные мысли и действия становятся темничными стражами Судьбы. Но благородные мысли и действия – это ангелы Свободы, выпускающие его.

Индивидуум получает лишь заработанное им благо – а не то о котором молится или которого желает. Ответ на желания и молитвы приходит лишь в том случае, если они гармонируют с мыслями и действиями.

А если вы хотите, чтобы ващи желания исполнились, но пока не готовы работать над ними самостоятельно — приходите на мой бесплатный вебинар, где

Как бороться с обстоятельствами?

Во свете этой истины, что представляет собой так называемая «борьба с обстоятельствами»?

Невежественный человек постоянно бунтует против внешних условий жизни, одновременно продолжая сохранять и поддерживать в своем сердце причину их возникновения.

Речь может идти о сознательном зле или неосознанной слабости — но что бы это ни было, внутреннее препятствие сдерживает любые попытки человека добиться перемен.

В первую очередь, ему нужно устранить этот барьер. Многие люди настойчиво стремятся улучшить свои жизненные условия, но не готовы улучшить себя.

Именно по этой причине они остаются скованными.

Отказывающийся изменить себя человек никогда не преуспеет в достижении цели, к которой направлено его сердце. Данный факт справедлив в отношении как земных, так и небесных благ.

Даже стремящийся к обогащению индивидуум должен готов принести большие личные жертвы прежде, чем его мечта станет реальностью.

Насколько же больше требуется от человека, формирующего в себе качества силы и спокойствия!

Многие продолжают тешить себя иллюзией, что страдают по причине своей добродетели.

Но истина состоит в обратном.

Судьба справедлива?

Пока человек не удалит из души каждую болезненную, горькую и нечистую мысль, он не может с достаточным основанием заявлять, что его страдания являются результатом благих, а не дурных качеств.

Работая со своим разумом он откроет высший закон, который абсолютно справедлив, и поэтому не может воздавать добром на зло, а злом – на добро.

В свете подобного знания он взглянет на свое прошлое, на былое невежество и слепоту, и увидит, что вся его жизнь была справедлива и упорядочена.

Все хорошие и плохие переживания человека – это беспристрастные внешние проявления его эволюционирующей, но пока не достигшей совершенства души.

Хорошие мысли и действия никогда не могут привести к дурным результатам.

Дурные мысли и действия никогда не могут привести к хорошим результатам.

Эти утверждения так же истинны как и факт, что из семени кукурузы может вырасти только кукуруза, а из семени крапивы – только крапива.

Практически все люди понимают этот закон в естественном мире и действуют, полагаясь на него, но лишь немногие осознают его применимость в ментальном и моральном мире (хотя его действие в этих сферах также просто и неизменно).

Вот почему они не сотрудничают с этим законом.

Почему человек страдает?

Страдания всегда вызваны неправильным мышлением.

Они указывают на то, что индивидуум находится не в гармонии с самим собой, с законом своего бытия. Единственная высшая цель страданий – очистить, сжечь все нечистое.

Страдания прекращаются для очистившегося человека.

После того, как из золота выведены все шлаки, в его переплавке нет смысла. Полностью чистое и совершенное существо не может страдать.

Обстоятельства, которые причиняют индивидууму боль, есть результат его собственной ментальной дисгармонии.

Обстоятельства, которые приносят ему благословение, есть результат его ментальной гармонии.

Мера правильности мышления — блаженство.

Мера неправильности мышления — несчастье.

Почему нельзя жаловаться на судьбу?

Индивидуум в полной мере становится человеком в тот момент, когда перестает стенать и жаловаться на судьбу, принимая решение найти скрытое правосудие, которое регулирует его жизнь.

Приспосабливая свой разум к этому уравновешивающему фактору, он прекращает винить кого-либо в своих неудачах.

Он избирает сильные и благородные мысли.

Вместо того чтобы бороться против обстоятельств, он начинает использовать их потенциал для более быстрого прогресса.

Он стремится раскрыть в себе новые силы и способности.

Доминирующая сила во вселенной – закон, а не беспорядок.

Как быстро изменить свою жизнь?

Если индивидуум радикально изменит свои мысли, он поразится быстрой трансформации своего окружения.

Мы все хотим проявить самые сильные бессознательные и сознательные желания во внешнем мире.
Но мало кто заботится о том, насколько целесообразны и соответствуют внешнему миру эти желания. Каким образом они нарушают баланс других людей? Как они соотносятся с Вашей личной эволюцией?

Каким образом складываются события нашей жизни? Как они связаны с нашим внутренним миром? Почему возникает конфликт личной воли с судьбой?

Ответы на эти вопросы - основа и ключ к пониманию важнейших законов, по которым мы живём.

Мы проведём аналогию, связанную со строением нашей нервной системы.
Возможно, вам известно, что в нашей нервной системе непрерывно взаимодействуют всего два фундаментальных процесса: возбуждения и торможения. Эти процессы инициируются внешней или внутренней средой, которая вызывает раздражение.

Эта аналогия идеально показывает взаимодействие бессознательных и сознательных внутренних желаний и реакции на них внешнего мира и обстоятельств.

Внешний мир, обстоятельства и судьба выступают в качестве регуляторов, тормозящих слишком сильные бессознательные и сознательные стремления, и возбуждающих слабые, отрицаемые и подавленные желания.

Приведём несколько примеров для более полного понимания.
Человек бессознательно и частично сознательно стремится к физическому комфорту и удовольствиям. До того, как это желание было преимущественно бессознательным (неосознанным), внешний мир постоянно тормозил это чрезмерное желание. Всё, что ассоциируется у него с комфортом постоянно было подвержено каким-то воздействиям. Останавливались эскалаторы, ломались автобусы, это желание постоянно ущемлялось.

Второй пример. Человек бессознательно сильнейшим образом привязан к деньгам и соответственно внутренне зависит от них. Это бессознательное стремление частично компенсируется сознательными установками. Но это плохо работает, т.к. для того, чтобы сознательное устремление ушло вглубь, необходимо большое количество времени. Соответственно, чем сильнее этот человек начинает сознательно искать какие-то пути осуществления этого бессознательного желания, тем сильнее это желание блокируется внешними обстоятельствами.

Третий пример. Человек бессознательно стремится к любви и отношениям и также сильнейшим образом от этого зависит. Обстоятельства всячески ограждают этого человека от любых отношений и сознательных устремлений к ним. Блокировка тем жёстче, чем сильнее бессознательное стремление и зависимость. При более мягкой блокировке, это может проявляться как некие "дразнящие" события, когда желание как бы постоянно ускользает от человека, несмотря на то, что есть все признаки его скорого осуществления. Это интересное ощущение 😉

Как управлять событиями в этих трёх примерах? Как исправить эти ситуации?
В каждом из этих случаев необходимо максимально помочь судьбе и обстоятельствам нормализовать и выровнять силу этих желаний.

В первом случае нужно сознательно менять свой образ жизни - больше двигаться, заниматься физическими упражнениями, принимать контрастный душ (ущемление комфорта физического тела), убрать вкусную и сладкую пищу из рациона. Радикально? Но в этом случае ждать пока это произойдёт само по себе слишком долго 😉

Во втором примере, как ни странно, нужно меньше времени уделять работе и зарабатыванию денег и переключиться на какое-нибудь хобби или увлечение. Здесь идёт работа на уровне сознания и для быстрых изменений здесь необходимо подключать другие ресурсы. Здесь работа гораздо тоньше и включает в себя непрерывную работу с бессознательным.

В третьем примере также необходимо перестать бороться с обстоятельствами и направить всю свободную энергию в русло, свободное от отношений и любовных переживаний. И также непрерывно осознавать бессознательное стремление и снижать его силу.

Возможно, Вы заметили, что желания в этих примерах несколько отличаются друг от друга.
Это сделано специально для лучшего понимания структуры взаимодействия различных бессознательных и сознательных желаний между собой.

В первом примере желания связаны с потребностями физического тела, животного начала человека, которое начинает выходить из-под контроля сознания.
Во втором примере, желание связано с потребностями сознания в защите и безопасности, которое также вышло из-под контроля более высокой структуры - души человека.
В третьем примере, желание связано с потребностями души в любви и отношениях, также слишком сильного, которое регулируется ещё более высокой структурой. (?)

В принципе, всё сводится к нормальной структуре отношений между желаниями тела, сознания, души и более высокой структуры над ней.

Желания тела должны служить более высоким целям и задачам всех вышестоящих структур. Это значит, что если тело хочет спать, а для сознания нужно идти на работу - однозначно телу потакать не стоит.
Желания сознания должны служить целям и задачам души. Это значит, что если сознание хочет безопасности и богатства, а душа хочет приключений и любви, однозначно нужно делать выбор в пользу души.
Однако если душа становится слишком зависимой от других людей, отношений или какого-либо опыта и этот опыт начинает разрушаться - нужно пройти и через это.