Кто взимает государственную пошлину. Элементы государственной пошлины. Сроки уплаты государственной пошлины

Как определить размер государственной пошлины (госпошлины)? Вернется ли госпошлина, если я выиграю суд? Какие еще затраты возможны в судебных разбирательствах? Данная статья призвана ответить на эти и некоторые другие вопросы читателей .

Один из немаловажных вопросов, который стоит решить перед подачей искового заявления, это "какой размер госпошлины и на какие реквизиты его уплачивать "? Стоить отметить, что в соответствии со ст.ст. 136 и 132 Гражданского процессуального кодекса (далее - ГПК), а для арбитражного процесса - ст.ст.126 и 128 Арбитражного процессуального кодекса (далее - АПК), в случае, если истец не уплатил государственную пошлину, исковое заявление подлежит оставлению без движения. В вынесенном судом определении об оставления искового заявления без движения суд указывает на конкретные нарушения со стороны истца при подаче иска и срок, в течение которого истец должен исправить данные недочеты. В случае, если истец этого не делает, исковое заявление подлежит возвращению. Правовые последствия как оставления искового заявления, так и возвращения иска истцу не плачевны и не фатальны, но дабы избежать потери времени и лишней нервотрепки, стоит позаботиться обо всех мелочах.
И так, как определить размер госпошлины ?
Для определения размера государственной пошлины необходимо обратиться к Налоговому кодексу, к ст. 333.19, а для арбитражных споров - к ст. 333.21. В данных статьях подробно указываются размеры госпошлины, которые истец обязан уплатить до подачи иска.
Однако не всем удается правильно определить, к какому виду требований относятся претензии истца к ответчику - к имущественным требованиям или к неимущественным. Для выяснения данного вопроса все же лучше обратиться к специалистам (юристам, адвокатам). Все же не всегда однотипные дела имеют общий каркас.

Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями (с изменениями на 1 октября 2011 года)

1. По делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:

до 20 000 рублей - 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей;
от 20 001 рубля до 100 000 рублей - 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей;
от 100 001 рубля до 200 000 рублей - 3 200 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100 000 рублей;
от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей - 5 200 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 200 000 рублей;
свыше 1 000 000 рублей - 13 200 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 1 000 000 рублей, но не более 60 000 рублей;
2) при подаче заявления о вынесении судебного приказа - 50 процентов размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления имущественного характера;
3) при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера:
для организаций - 4 000 рублей;
4) при подаче надзорной жалобы - в размере государственной пошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления неимущественного характера;
5) при подаче искового заявления о расторжении брака - 400 рублей;
6) при подаче заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления или должностных лиц:
для физических лиц - 200 рублей;
для организаций - 3 000 рублей;
7) при подаче заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушивших права и свободы граждан или организаций, - 200 рублей;
8) при подаче заявления по делам особого производства - 200 рублей;
9) при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной жалобы - 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера;
10) при подаче заявления о повторной выдаче копий решений, приговоров, судебных приказов, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции, копий других документов из дела, выдаваемых судом, а также при подаче заявления о выдаче дубликатов исполнительных документов - 4 рубля за одну страницу документа, но не менее 40 рублей;
11) при подаче заявления о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда - 1 500 рублей;
12) при подаче заявления об обеспечении иска, рассматриваемого в третейском суде, - 200 рублей;
13) при подаче заявления об отмене решения третейского суда - 1 500 рублей;
14) при подаче заявления по делам о взыскании алиментов - 100 рублей. Если судом выносится решение о взыскании алиментов как на содержание детей, так и на содержание истца, размер государственной пошлины увеличивается в два раза.
2. Положения настоящей статьи применяются с учетом положений статьи 333.20 настоящего Кодекса.
Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции, к мировым судьям
1. По делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей:
1) при подаче исковых заявлений, содержащих требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера;
2) цена иска, по которой исчисляется государственная пошлина, определяется истцом, а в случаях, установленных законодательством, судьей по правилам, установленным гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации;
3) при подаче исковых заявлений о разделе имущества, находящегося в общей собственности, а также при подаче исковых заявлений о выделе доли из указанного имущества, о признании права на долю в имуществе размер государственной пошлины исчисляется в следующем порядке:
если спор о признании права собственности истца (истцов) на это имущество ранее не решался судом - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 настоящего Кодекса;
если ранее суд вынес решение о признании права собственности истца (истцов) на указанное имущество - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 настоящего Кодекса;
4) при предъявлении встречного иска, а также заявлений о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, государственная пошлина уплачивается в соответствии с положениями статьи 333.19 настоящего Кодекса;
5) при замене по определению суда выбывшей стороны ее правопреемником (в случае смерти физического лица, реорганизации организации, уступки требования, перевода долга и в других случаях перемены лиц в обязательствах) государственная пошлина уплачивается таким правопреемником, если она не была уплачена замененной стороной;
6) в случае выделения судьей одного искового требования или нескольких из соединенных исковых требований в отдельное производство государственная пошлина, уплаченная при предъявлении иска, не пересчитывается и не возвращается. По делам, выделенным в отдельное производство, государственная пошлина повторно не уплачивается;
7) при подаче кассационной жалобы соучастниками и третьими лицами, выступающими в процессе на той же стороне, что и лицо, подавшее кассационную жалобу, государственная пошлина не уплачивается;
8) в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований;
9) при затруднительности определения цены иска в момент его предъявления размер государственной пошлины предварительно устанавливается судьей с последующей доплатой недостающей суммы государственной пошлины на основании цены иска, определенной судом при разрешении дела, в срок, установленный подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.18 настоящего Кодекса;
10) при увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска в срок, установленный подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.18 настоящего Кодекса. При уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном статьей 333.40 настоящего Кодекса. В аналогичном порядке определяется размер государственной пошлины, если суд в зависимости от обстоятельств дела выйдет за пределы заявленных истцом требований;
11) при подаче исковых заявлений об истребовании наследниками принадлежащей им доли имущества государственная пошлина уплачивается в том порядке, который установлен при подаче исковых заявлений имущественного характера, не подлежащих оценке, если спор о признании права собственности на это имущество судом ранее был разрешен;
12) при подаче исковых заявлений о расторжении брака с одновременным разделом совместно нажитого имущества супругов государственная пошлина уплачивается в размерах, установленных как для исковых заявлений о расторжении брака, так и для исковых заявлений имущественного характера;
13) при отказе в принятии к рассмотрению искового заявления или заявления о вынесении судебного приказа уплаченная государственная пошлина при предъявлении иска или заявления о вынесении судебного приказа засчитывается в счет подлежащей уплате государственной пошлины;
2. Суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.
3. Положения настоящей статьи применяются с учетом положений статей 333.35 и 333.36 настоящего Кодекса.

Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах (с изменениями на 1 октября 2011 года)

1. По делам, рассматриваемым в арбитражных судах, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:
1) при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска:
до 100 000 рублей - 4 процента цены иска, но не менее 2 000 рублей;
от 100 001 рубля до 200 000 рублей - 4 000 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 100 000 рублей;
от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей - 7 000 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100 000 рублей;
от 1 000 001 рубля до 2 000 000 рублей - 23 000 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 1 000 000 рублей;
свыше 2 000 000 рублей - 33 000 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 2 000 000 рублей, но не более 200 000 рублей;
2) при подаче искового заявления по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, а также по спорам о признании сделок недействительными - 4 000 рублей;
3) при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными:
для физических лиц - 200 рублей;
для организаций - 2 000 рублей;
4) при подаче иных исковых заявлений неимущественного характера, в том числе заявления о признании права, заявления о присуждении к исполнению обязанности в натуре, - 4 000 рублей;
5) при подаче заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) - 4 000 рублей;
6) при подаче заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение, - 2 000 рублей;
7) при подаче заявления о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора:
по спорам имущественного характера, если иск не подлежит оценке, а также по спорам неимущественного характера - в размере государственной пошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления неимущественного характера;
по спорам имущественного характера - в размере государственной пошлины, уплачиваемой исходя из оспариваемой третьим лицом суммы;
8) при подаче заявления о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решения третейского суда - 2 000 рублей;
9) при подаче заявления об обеспечении иска - 2 000 рублей;
10) при подаче заявления об отмене решения третейского суда - 2 000 рублей;
11) при подаче заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда, иностранного арбитражного решения - 2 000 рублей;
12) при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной, надзорной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов - 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера;
13) при подаче заявления о повторной выдаче копий решений, определений, постановлений суда, копий других документов из дела, выдаваемых арбитражным судом, а также при подаче заявления о выдаче дубликата исполнительного листа (в том числе копий протоколов судебного заседания) - 4 рубля за одну страницу документа, но не менее 40 рублей.
При подаче искового заявления по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, а также по спорам о признании сделок недействительными государственная пошлина уплачивается в размере 4000 рублей. Все данные виды споров возникают как раз из экономических правоотношений. Порядок заключения, изменения и расторжения договоров установлен в ч. 1 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 3 января 2006 г.), в общем положении о договорах. Именно из договорных отношений и возникает большинство споров, которые затем становятся предметом рассмотрения в арбитражном суде. Согласно ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе. Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в т.ч. тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) - возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом. Если из содержания оспоримой сделки вытекает, что она может быть лишь прекращена на будущее время, суд, признавая сделку недействительной, прекращает ее действие на будущее время. Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
При подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина устанавливается в размере 200 рублей для физических лиц, 400 рублей - для юридических лиц.
Согласно ст. 191 АПК РФ дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ. Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов возбуждается на основании заявлений заинтересованных лиц, обратившихся с требованием о признании такого акта недействующим. Дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.
Статьей 197 АПК РФ установлено, что дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, должностных лиц, в т.ч. судебных приставов-исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ. Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) указанных органов возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий указанных органов и лиц.
Дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ. Производство по указанным делам возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях и обратившихся с требованием о привлечении к административной ответственности, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
При подаче исковых заявлений по неимущественным искам государственная пошлина уплачивается в размере 4000 рублей. Под неимущественными спорами можно понимать, например, иски о защите деловой репутации фирмы. Исков по неимущественным спорам не так уж и много, в основном это иски о признании прав на какое-либо объект, охраняемый и защищаемый законом, но не представляющий собой конкретного имущества. Иски об исполнении обязательств в натуре являются имущественными, поскольку истец просит исполнить обязательство в виде имущества.
Комментируемая статья установила размер государственной пошлины по делам о банкротстве в размере 4000 рублей. Дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, рассматривает арбитражный суд по местонахождению должника - юридического лица или по местожительству гражданина.
Согласно ст. 34 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (с изм. и доп. от 24 октября 2005 г.) заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее 100 000 рублей, к должнику-гражданину - не менее 10 000 рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Дело о банкротстве не может быть передано на рассмотрение в третейский суд.
Заявление должника подается в арбитражный суд в письменной форме. Указанное заявление подписывается руководителем должника - юридического лица или лицом, уполномоченным в соответствии с учредительными документами должника на подачу заявления о признании должника банкротом или должником-гражданином. Заявление должника может подписывать его представитель в том случае, если такое полномочие прямо предусматривается доверенностью представителя.
В соответствии с п. 2 ст. 37 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в заявлении должника должны быть указаны:
1) наименование арбитражного суда, в который подается указанное заявление;
2) сумма требований кредиторов по денежным обязательствам в размере, который не оспаривается должником;
3) сумма задолженности по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью граждан, оплате труда работников должника и выплате им выходных пособий, сумма вознаграждения, причитающегося для выплаты вознаграждений по авторским договорам;
4) размер задолженности по обязательным платежам;
5) обоснование невозможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме или существенного осложнения хозяйственной деятельности при обращении взыскания на имущество должника;
6) сведения о принятых к производству судами общей юрисдикции, арбитражными судами, третейскими судами исковых заявлениях к должнику, исполнительных документах, а также об иных документах, предъявленных для списания денежных средств со счетов должника в безакцептном порядке;
7) сведения об имеющемся у должника имуществе, в т.ч. о денежных средствах и о дебиторской задолженности;
8) номера счетов должника в банках и иных кредитных организациях, адреса банков и иных кредитных организаций;
9) наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой арбитражный суд утверждает временного управляющего;
10) размер вознаграждения арбитражного управляющего;
11) перечень прилагаемых документов.
В заявлении должника могут быть указаны иные имеющие отношение к рассмотрению дела о банкротстве сведения; также могут прилагаться имеющиеся у должника ходатайства. В заявлении должника не указываются требования к кандидатуре временного управляющего. В заявлении должника-гражданина указываются также сведения об обязательствах должника, не связанных с предпринимательской деятельностью (ст. 37 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").
При подаче заявлений об установлении фактов, имеющих юридическое значение, государственная пошлина составляет 2000 рублей. В Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 февраля 2004 г. N 76 "Об обзоре практики рассмотрения арбитражными судами дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение" дан обзор практики рассмотрения арбитражными судами данной категории дел. Главой 27 АПК РФ установлены особенности процесса рассмотрения арбитражными судами данной категории дел. Согласно данному Информационному письму заявление с требованием дать правовую оценку поведению лица не подлежит рассмотрению в порядке особого производства. Отказ регистрирующего органа в регистрации права собственности на недвижимое имущество или сделки с ним не является основанием для признания этого права в порядке особого производства. Также факт принадлежности имущества заявителю на праве собственности не может устанавливаться в порядке особого производства. Заявление об установлении факта исполнения определенным лицом обязанности тоже не подлежит рассмотрению в порядке особого производства. Заявление об установлении наличия или отсутствия права (права собственности, права из обязательства и др.) не подлежит рассмотрению в порядке особого производства.
Согласно ст. 217 АПК РФ производство по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение, возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений об установлении фактов, имеющих юридическое значение. В случае, если при рассмотрении дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, выясняется, что возник спор о праве, арбитражный суд оставляет заявление об установлении фактов, имеющих юридическое значение, без рассмотрения, о чем выносит определение. В определении заявителю и другим заинтересованным лицам разъясняется их право разрешить спор в порядке искового производства.
Арбитражный суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд рассматривает дела об установлении факта:
1) владения и пользования юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем недвижимым имуществом как своим собственным;
2) государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в определенное время и в определенном месте;
3) принадлежности правоустанавливающего документа, действующего в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, если наименование юридического лица, Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, указанные в документе, не совпадают с наименованием и Ф.И.О. по их документам;
4) других фактов, порождающих юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно ст. 219 АПК РФ юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об установлении фактов, имеющих юридическое значение, только если у заявителя отсутствует возможность получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие эти факты, и если законодательством РФ не предусмотрен иной внесудебный порядок установления соответствующих фактов.
Заявление об установлении фактов, имеющих юридическое значение, должно соответствовать требованиям, предусмотренным ч. 1, п. 1, 2 и 10 ч. 2 ст. 125 АПК РФ, это общие требования, предъявляемые к исковому заявлению.
В заявлении должны быть также указаны:
1) факт, об установлении которого ходатайствует заявитель;
2) нормы закона, предусматривающего, что данный факт порождает юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
3) обоснование необходимости установления данного факта;
4) доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих доказательств или восстановления утраченных документов.

Государственная пошлина представляет собой сбор, взимаемый с частных лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ. При этом выдача документов (их копий, дубликатов) также приравнивается к юридически значимым действиям.

Плательщики – организации и физические лица, которые:

1. обращаются за совершением юридически значимых действий к уполномоченным субъектам;

2. выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

Порядок и сроки уплаты. НК предусматривает уплату государственной пошлины в следующих случаях:

1. при обращении в КС РФ, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям – до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы;

2. физические лица – в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда;

3. при обращении за совершением нотариальных действий – до совершения нотариальных действий;

4. при обращении за выдачей документов (их копий, дубликатов) – до выдачи документов (их копий, дубликатов);

5. при обращении за совершением иных юридически значимых действий – до подачи заявлений и (или) иных документов.

По общему правилу государственная пошлина уплачивается самим плательщиком. Размеры государственной пошлины:

1. в твердо фиксированных суммах (например, при подаче искового заявления в арбитражный суд по спорам о признании сделок недействительными государственная пошлина взимается в размере 2000 руб.);

2. в процентном выражении (например, 4% цены иска, но не менее 500 руб.;

3. в комбинированной форме (например, 2000 руб. плюс 3% суммы, превышающей 50 000 руб.).

Льготы. От уплаты государственной пошлины освобождаются некоторые категории плательщиков:

1. суды общей юрисдикции, арбитражные суды и мировые судьи – при направлении (подаче) запросов в КС РФ и в конституционные (уставные) суды субъектов РФ;

2. государственные и муниципальные музеи, архивы, библиотеки и иные государственные и муниципальные хранилища культурных ценностей – за право временного вывоза культурных ценностей, находящихся в их фондах на постоянном хранении;

3. физические лица – Герои Советского Союза, Герои РФ и полные кавалеры ордена Славы, участники и инвалиды ВОВ – по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, в КС РФ при обращении в органы и (или) к должностным лицам, совершающим нотариальные действия, и в органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния, и др.

Пошлина представляет собой небольшую плату, которую государство берет за услуги публично-правового характера.

Отличия пошлины от налогов

Государственная пошлина взимается не с целью получения дохода, а ради покрытия затрат государственных учреждений. При их уплате всегда указывается за какие услуги взимается плата и плательщик знает, какую услугу или документ он получит. Таким образом, обеспечивается возмездность платежа или ее подобие. Налоги же, даже целевые, не бывают непосредственно (индивидуально) возмездными.

Важно: государство обязано предоставлять основные услуги гражданам независимо от их материального положения (платежеспособности). Поэтому действия госорганов, отвечающих за предоставление основных прав, не покрываются за счет индивидуальных пошлин.

За что платят пошлину

Платежи за выполнение действий и выдач документов удерживаются следующими органами:
  • суды;
  • нотариальные конторы;
  • ЗАГСы;
  • органы внутренних дел;
  • федеральные органы исполнительной власти;
  • учреждения надзора;
  • иные госорганы и органы местного самоуправления.
Граждане обязаны платить государственную пошлину за следующие услуги госучреждений:
  • принятие документов судом;
  • нотариальные действия;
  • регистрация брака и развода;
  • предоставление особых прав (охота, хранение оружия и другие);
  • выдача некоторых документов.

Цель взыскания государственной пошлины

Пошлинный принцип — покрытие издержек учреждения, за результаты деятельности которого нужно платить пошлину. Размер покрытия должен быть на уровне расходов, а не приносить прибыль. Однако этот принцип на практике часто нарушается. Размер пошлины в России может в несколько раз превышать реальные государственные расходы на услугу.

В ряде случаев пошлина вводится не ради покрытия расходов. Государство само навязывает облагаемые пошлиной услуги ради получения дополнительного дохода. Яркий пример — введение обязательных регистраций различных видов деятельности и т.п.

Особенность государственной пошлины в том, что она не относится к договорным платежам по взаимным обязательствам. Деньги платят не за конкретную услугу, а в связи с ее оказанием. При этом ее оказывает государственный орган во время реализации своих властных функций. Например, пошлина за подачу искового заявления в суд уплачивается при реализации права на судебную защиту. Ее уплата сопряжена с основной функцией судебной системы — поддержание законности.

Поступления от сбора пошлины не обеспечивают содержания госорганов. Для этого существуют другие бюджетные источники. Напротив, платежи взимаются благодаря выполнению чиновниками своих функций.

Компенсация расходов — не единственная цель взимания государственной пошлины. Плата за обращение в суд несет в себе превентивную функцию. Она предотвращает необоснованные иски и стимулирует стороны к досудебному урегулированию обязательств.

Государственная пошлина — денежные суммы, взимаемые специально уполномоченными учреждениями (суд, нотариальные конторы, милиция, загсы, органы финансовой системы и т. п.) за совершение действий в интересах организаций и отдельных физических лиц и выдачу документов, имеющих юридическое значение (рассмотрение исковых заявлений, жалоб, удостоверение договоров, завещаний и доверенностей, регистрация актов гражданского состояния, государственная регистрация юридического лица, проспекта эмиссии ценных бумаг и т.д.).

А современных условиях взимание государственной пошлины регулируется главой 25.3 Налогового кодекса России и определяется как сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных Налоговым кодексом, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации. При этом выдача документов (их дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям, а выдача копий документов не признается таковыми.

Государственная пошлина включена в российскую налоговую систему, поэтому ее можно считать разновидностью налоговых платежей. Сходство с налогами заключается в обязательности уплаты в бюджет, в распространении на нее общих условий установления, предполагающих определение плательщика и всех шести элементов налогообложения, перечисленных в ст. 17 Налогового кодекса. Отличие же госпошлины от налогов состоит в целевом ее характере и возмездное™.

Являясь федеральным сбором, государственная пошлина обязательна к уплате на всей территории России. Суммы пошлины, согласно статьям 50, 56, 61,611 и612 Бюджетного кодекса, зачисляются по нормативу 100% в доходы , и .

Плательщики государственной пошлины

Плательщиками государственной пошлины признаются организации, в том числе иностранные, и физические лица (граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства) в случае, если они:

  • обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 Налогового кодекса;
  • выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

В случае обращения за совершением юридически значимого действия одновременно нескольких плательщиков, не имеющих права на льготы, госпошлина уплачивается плательщиками в равных долях. Если же среди лиц, одновременно обратившихся за совершением юридически значимого действия, есть лица, освобожденные от уплаты госпошлины, размер последней уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты. Оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицами, не освобожденными от ее уплаты.

Объектом госпошлины являются услуги государственных органов, органов местного самоуправления, иных уполномоченных органов и должностных лиц. Налоговым кодексом установлен закрытый перечень объектов взимания пошлины, состоящий из 230 видов юридически значимых действий, которые можно объединить в четыре группы (табл. 20).

Характеристика государственных пошлин. Таблица 20
Вид пошлины Объект обложения
Судебная

Запросы, ходатайства и жалобы, подаваемые в Конституционный суд (5 видов, ст. 33323)

Исковые и иные заявления и жалобы, подаваемые в арбитражные суды (13 видов, ст. 33321)

Исковые и иные заявления и жалобы, подаваемые в суды общей юрисдикции и мировым судьям (14 видов, ст. 33319)

Нотариальная Нотариальные действия (26 видов, ст. 33324)
Регистрационная

Государственная регистрация актов гражданского состояния (7 видов, ст. 33326)

Государственная регистрация программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы (7 видов, ст. 33330)

Государственная регистрация юридических лиц, физических лиц- предпринимателей и прочая государственная регистрация (126 видов, ст. 33333)

Административная

Выдача документов, связанных с приобретением (выходом из) гражданства, въездом (выездом) из России (26 видов, ст. 33328)

Осуществление федерального пробирного надзора (6 видов, ст. 33331)

С 29 декабря 2010 г. пошлина не взимается в случае внесения изменений в выданный документ, направленных на исправление ошибок, допущенных органом или должностным лицом, выдавшим документ, при совершении им юридически значимого действия.

Налоговой базой государственной пошлины является либо сама услуга по совершению юридически значимого действия, либо цена предъявляемого иска.

Налоговый период , определяемый ст. 55 , применительно к госпошлине, как правило, отсутствует, что объясняется установленными Кодексом сроками ее уплаты.

Сроки уплаты пошлины предполагают, как правило, ее уплату в предварительном порядке, т. е. до совершения юридически значимого действия. Однако есть два исключения из этого правила, когда пошлина взимается в последующем порядке и когда можно говорить о налоговом периоде, а именно:

  1. в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда, если организации и физические лица выступают ответчиками в судах и решение суда принято не в их пользу, а истец освобожден от уплаты госпошлины;
  2. не позднее 31 марта года, следующего за годом регистрации судна в Российском международном реестре судов или за последним годом, в котором было осуществлено такое подтверждение, в случае обращения за ежегодным подтверждением регистрации судна. Налоговым кодексом установлены индивидуальные размеры (ставки) государственной пошлины в зависимости от органов, совершающих юридически значимые действия, а также характера сделок или выдаваемых документов. Установлены как специфические (твердые), так и адвалорные, а также смешанные ставки налогообложения. Преобладают специфические (твердые) ставки, установленные в рублях. В числе адвалорных, составляющих смешанные ставки, имеют место как пропорциональные, так и прогрессивные ставки.

Пропорциональная пошлина по документам имущественного характера может быть дифференцирована в зависимости от степени родства. В прогрессивной государственной пошлине ставка растет по мере увеличения базы обложения (суммы в исковых заявлениях имущественного характера, образуя сложную прогрессию).

Размеры пропорциональной (прогрессивной) государственной пошлины могут быть дополнительно ограничены минимальным и максимальным пределами. Иногда размер госпошлины дополнительно учитывает единицу объема (постраничное удостоверение документов). Так как объектом госпошлины являются 230 видов юридически значимых действий, приведем лишь некоторые примеры ставок государственной пошлины.

Налоговые льготы при уплате государственной пошлины

По уплате в бюджет государственной пошлины главой 25.3 Налогового кодекса установлено около 90 льгот, которые изложены в статьях 333.35 — 333.39 и которые классифицируются как в разрезе совершаемых юридически значимых действий, так и в зависимости от категории плательщиков и форм совершаемых действий. При этом органам власти субъектов Федерации и муниципалитетами не представлено право устанавливать дополнительные льготы.

Льготы могут быть : условные (проживание совместно с наследодателем на день смерти) и безусловные; частичные (50% для инвалидов 1-й и 2-й групп по нотариальным действиям) и полные.

Освобождаются от уплаты государственной пошлины государственные органы и организации, полностью финансируемые из бюджета, учреждения культуры. От уплаты всех видов государственной пошлины освобождены следующие категории физических лиц: Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы; участники и инвалиды Великой Отечественной войны.

Льготы установлены также в зависимости от форм совершаемых действий. В частности, от уплаты пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции и мировыми судьями, освобождаются истцы по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий; общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков; истцы — инвалиды I и II группы.

Полное изложение всех льгот в силу их многочисленности не представляется возможным в рамках учебного пособия, поэтому при необходимости следует обращаться к упомянутым выше статьям 333.35 — 333.39 Налогового кодекса.

Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. Безналичная форма уплаты подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении. Наличная форма уплаты госпошлины подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.

Статьей 333.40 Налогового кодекса предусмотрены основания и порядок возврата или зачета уплаченной государственной пошлины. В частности, уплаченная пошлина должна быть возвращена плательщику частично или полностью в случае:

  • уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 Налогового кодекса;
  • возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и (или) должностными лицами. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма за- считывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины;
  • прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом.

При заключении мирового соглашения до принятия решения арбитражным судом возврату истцу подлежит 50% суммы уплаченной им государственной пошлины. Данное положение не применяется в случае, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда.

Налоговым кодексом предусмотрены также отдельные случаи, когда уплаченная государственная пошлина не возвращается плательщику. В частности, не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего в арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления к производству, а также при утверждении мирового соглашения судом общей юрисдикции.

Не подлежит возврату и государственная пошлина, уплаченная за государственную регистрацию заключения брака, расторжения брака, перемены имени, внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, в случае, если впоследствии не была произведена государственная регистрация соответствующего акта гражданского состояния или не были внесены исправления и изменения в записи актов гражданского состояния.

Не подлежит возврату государственная пошлина, уплаченная за государственную регистрацию прав, ограничений (обременении) прав на недвижимое имущество, сделок с ним, в случае отказа в государственной регистрации. В случае же прекращения государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество, сделки с ним на основании соответствующих заявлений сторон договора возвращается половина уплаченной государственной пошлины. Возврат излишне уплаченной или взысканной суммы госпошлины производится по заявлению плательщика, которое подается в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина. Если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, к заявлению прилагаются подлинные платежные документы, если же она подлежит возврату частично, — копии платежных документов.

Решение о возврате плательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины принимает орган (должностное лицо), осуществляющий действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.

Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины осуществляется органом Федерального казначейства.

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело. Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится в течение одного месяца со дня подачи указанного заявления о возврате.

Плательщик государственной пошлины имеет также право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия. Зачет производится по заявлению плательщика, предъявленному в уполномоченный орган (должностному лицу), в который (к которому) он обращался за совершением юридически значимого действия. Заявление о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет.

Возврат или зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм государственной пошлины производится в порядке, установленном главой 12 Налогового кодекса.

Согласно Налоговому кодексу, плательщику государственной пошлины предоставлено право получать отсрочку или рассрочку уплаты по ходатайству заинтересованного лица в пределах срока, установленного пунктом 1 статьи 64 Кодекса. При этом на сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка.

Налоговые органы осуществляют проверку правильности исчисления и уплаты государственной пошлины в государственных нотариальных конторах, органах записи актов гражданского состояния и других органах, организациях, осуществляющих в отношении пла- телыциков действия, за осуществление которых взимается государственная пошлина. При этом все эти органы и организации обязаны в порядке, установленном Министерством финансов РФ, представлять в налоговые органы информацию о совершенных ими юридически значимых действиях.

Государственная пошлина является сбором, взимаемым уполномоченными на то органами или должностными лицами за совершение юридически значимых действий, в том числе выдачу документов и их дубликатов.

Она взимается при обращении плательщика сбора исключительно в государственные или местные органы и в другие органы и к должностным лицам, которые уполномочены законами или же нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Плательщики государственной пошлины

Плательщиками государственной пошлины являются организации и физические лица при условии их обращения за совершением юридически значимых действий. Являются плательщиками также организации и физические лица, выступающие ответчиками в судах, если при этом решения приняты не в их пользу и истец освобожден от уплаты пошлины.

Объекты взимания пошлины

В связи с широким толкованием действий, подлежащих обложению пошлиной, законодательством установлен достаточно большой (при этом закрытый) перечень объектов взимания пошлины. Всего НК РФ предусмотрено более 100 видов юридически значимых действий, облагаемых пошлиной. Рассмотрим поэтому только некоторые из них.

В частности, государственная пошлина взимается с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды.

За выдачу документов судами, учреждениями и органами граждане и юридические лица также обязаны уплатить пошлину.

Объектом обложения пошлиной является также совершение нотариальных действий нотариусами или уполномоченными на то должностными лицами.

Взимание пошлины производится за государственную регистрацию актов гражданского состояния и иные юридически значимые действия, совершаемые органами ЗАГС.

Является объектом обложения совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации.

Ставки государственной пошлины

Законодательством установлены индивидуальные размеры (ставки) государственной пошлины в зависимости от органов и организаций, совершающих юридически значимые действия, а также от характера этих сделок или выдаваемых документов. Установлены как специфические, так и адвалорные, а также смешанные ставки налогообложения. При этом преобладающую роль играют специфические (твердые) ставки, установленные в рублях.

В числе адвалорных, входящих в состав смешанных ставок, имеют место как пропорциональные, так и прогрессивные ставки. Приведем некоторые примеры ставок государственной пошлины.

По делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции и мировыми судьями, размер пошлины зависит от характера искового или иного заявления, а также от вида подаваемой жалобы. В частности, с исковых заявлений имущественного характера, подлежащих оценке, установлена смешанная ставка пошлины, и ее адвалорная составляющая уменьшается в зависимости от цены иска (табл. 4.13).

Таблица 4.13

Ставки государственной пошлины в зависимости от цены иска

Цена иска

Размер ставки

До 20 тыс. руб.

4% цены иска, но не менее 400 руб.

Свыше 20 тыс. руб. до 100 тыс. руб.

800 руб. + 3% от суммы свыше 20 тыс. руб.

Свыше 100 тыс. руб. до 200 тыс. руб.

3200 руб. + 2% от суммы свыше 100 тыс. руб.

Свыше 200 тыс. руб. до 1000 тыс. руб.

5200 руб. + 1% от суммы свыше 200 тыс. руб.

Свыше 1000 тыс. руб.

13 200 руб. + 0,5% от суммы свыше 1000 тыс. руб., но не более 60 тыс. руб.

Гражданин А подал иск в суд. Цена иска составляет 20 000 тыс. руб. Определим сумму подлежащей уплате в бюджет государственной пошлины. Цена иска в данном случае превышает 1000 тыс. руб. Следовательно, сумма пошлины составит 108,2 тыс. руб. (13 200 руб. + 0,5% от 19 000 тыс. руб.). Вместе с тем указанная сумма превышает максимально установленный законом размер государственной пошлины в 60 тыс. руб. Следовательно, указанный гражданин должен внести в бюджет государственную пошлину в сумме 60 тыс. руб.

Величина государственной пошлины при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, зависит от категории заявителя. Для физических лиц она установлена в размере 200 руб., а для организаций – 4000 руб.

За совершение нотариальных действий, а также за составление проектов документов, выдачу дубликатов документов государственная пошлина взимается в следующих размерах:

  • – за удостоверение договоров об ипотеке жилого помещения установлена специфическая ставка пошлины в размере 200 руб.;
  • – при удостоверении договоров ипотеки морских и воздушных судов, а также судов внутреннего плавания применяется адвалорная ставка в размере 0,3% от суммы договора. При этом размер государственной пошлины не может превышать 30 тыс. руб.;
  • – за выдачу свидетельств о праве на наследство ставки госпошлины являются адвалорными и составляют:

Наследники – брат и сестра – обратились к нотариусу за свидетельством о праве па наследство после смерти их родителей в результате несчастного случая. При этом брат является инвалидом первой группы. Согласно завещанию общая сумма наследства составляет 2,5 млн руб. При этом брат наследует 60%, а сестра – 40% наследуемого имущества. Определим размер государственной пошлины, подлежащий уплате братом и сестрой. При этом следует иметь в виду, что согласно НК РФ инвалиды первой и второй группы в данном случае имеют право на пятидесятипроцентную скидку. Установим стоимость наследуемого имущества: брат наследует 1,5 млн руб., сестра – 1,0 млн руб.

Размер подлежащей уплате государственной пошлины: братом – 1500 тыс. × 0,3:100:2 = 2,25 гыс. руб.; сестрой – 1000 тыс. × 0,3:100 = 3 тыс. руб.

Органами ЗАГС государственная пошлина взимается исключительно по специфическим ставкам. За регистрацию заключения брака, включая выдачу свидетельства, она установлена в размере 200 руб. За регистрацию расторжения брака по взаимному согласию супругов, не имеющих несовершеннолетних детей, – в размере 400 руб. с каждого из супругов. За выдачу справок из архивов органов ЗАГС ставка пошлины установлена в размере 100 руб.

За совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с выездом из Российской Федерации и въездом в Российскую Федерацию, государственная пошлина взимается исключительно по специфическим (твердым) ставкам. В частности, за выдачу заграничного паспорта пошлина взимается в размере 1000 руб. Размер пошлины за выдачу заграничного паспорта, содержащего электронный носитель, установлен в размере 2500 руб. За выдачу загранпаспорта, не содержащего электронный носитель, для ребенка до 14 лет ставка государственной пошлины составляет 300 руб., а за подобный паспорт для ребенка до 14 лет, содержащий электронный носитель, – 1200 руб.

За выдачу приглашения на въезд в Российскую Федерацию лица из другого государства пошлина взимается в размере 500 руб. за каждого приглашенного.

С учетом особенностей совершения отдельных юридически значимых действий размер пошлины, установленный НК РФ, может быть увеличен. В частности, за нотариальные действия, совершаемые вне помещений нотариальной конторы, государственная пошлина уплачивается в размере, увеличенном в 1,5 раза.