Отзыв о сказке П.П.Бажова «Каменный цветок. Каменный цветок Краткое содержание каменный цветок

Страница 1 из 3

Не одни мраморски на славе были по каменному-то делу. Тоже и в наших заводах, сказывают, это мастерство имели. Та только различка, что наши больше с малахитом вожгались, как его было довольно, и сорт - выше нет. Вот из этого малахиту и выделывали подходяще. Такие, слышь-ко, штучки, что диву дашься: как ему помогло.
Был в ту пору мастер Прокопьич. По этим делам первый. Лучше его никто не мог. В пожилых годах был.
Вот барин и велел приказчику поставить к этому Прокопьичу парнишек на выучку.
- Пущай-де переймут все до тонкости.
Только Прокопьич, - то ли ему жаль было расставаться со своим мастерством, то ли еще что, - учил шибко худо. Все у него с рывка да с тычка. Насадит парнишке по всей голове шишек, уши чуть не оборвет, да и говорит приказчику:
- Не гож этот… Глаз у него неспособный, рука не несет. Толку не выйдет.
Приказчику, видно, заказано было ублаготворять Прокопьича.
- Не гож так не гож… Другого дадим… - И нарядит другого парнишку.
Ребятишки прослышали про эту науку… Спозаранку ревут, как бы к Прокопьичу не попасть. Отцам-матерям тоже не сладко родного дитенка на зряшную муку отдавать, - выгораживать стали своих-то, кто как мог. И то сказать, нездорово это мастерство, с малахитом-то. Отрава чистая. Вот и оберегаются люди.
Приказчик все ж таки помнит баринов наказ - ставит Прокопьичу учеников. Тот по своему порядку помытарит парнишку, да и сдаст обратно приказчику.
- Не гож этот…
Приказчик взъедаться стал:
- До какой поры это будет? Не гож да не гож, когда гож будет? Учи этого…
Прокопьич знай свое:
- Мне что… Хоть десять годов учить буду, а толку из этого парнишки не будет…
- Какого тебе еще?
- Мне хоть и вовсе не ставь, - об этом не скучаю…
Так вот и перебрали приказчик с Прокопьичем много ребятишек, а толк один: на голове шишки, а в голове - как бы убежать. Нарочно которые портили, чтобы Прокопьич их прогнал.
Вот так-то и дошло дело до Данилки Недокормыша. Сиротка круглый был этот парнишечко. Годов, поди, тогда двенадцати, а то и боле. На ногах высоконький, а худой-расхудой, в чем душа держится. Ну, а с лица чистенький. Волосенки кудрявеньки, глазенки голубеньки. Его и взяли сперва в казачки при господском доме: табакерку, платок подать, сбегать куда и протча. Только у этого сиротки дарованья к такому делу не оказалось. Другие парнишки на таких-то местах вьюнами вьются. Чуть что - навытяжку: что прикажете? А этот Данилко забьется куда в уголок, уставится глазами на картину какую, а то на украшенье, да и стоит. Его кричат, а он и ухом не ведет. Били, конечно, поначалу-то, потом рукой махнули:
- Блаженный какой-то! Тихоход! Из такого хорошего слуги не выйдет.
На заводскую работу либо в гору все ж таки не отдали - шибко жидко место, на неделю не хватит. Поставил его приказчик в подпаски. И тут Данилко не вовсе гож пришелся. Парнишечко ровно старательный, а все у него оплошка выходит. Все будто думает о чем-то. Уставится глазами на травинку, а коровы-то - вон где! Старый пастух ласковый попался, жалел сироту, и тот временем ругался:
- Что только из тебя, Данилко, выйдет? Погубишь ты себя, да и мою старую спину под бой подведешь. Куда это годится? О чем хоть думка-то у тебя?
- Я и сам, дедко, не знаю… Так… ни о чем… Засмотрелся маленько. Букашка по листочку ползла. Сама сизенька, а из-под крылышек у ней желтенько выглядывает, а листок широконький… По краям зубчики, вроде оборочки выгнуты. Тут потемнее показывает, а середка зеленая-презеленая, ровно ее сейчас выкрасили… А букашка-то и ползет.
- Ну, не дурак ли ты, Данилко? Твое ли дело букашек разбирать? Ползет она - и ползи, а твое дело за коровами глядеть. Смотри у меня, выбрось эту дурь из головы, не то приказчику скажу!
Одно Данилушке далось. На рожке он играть на-учился - куда старику! Чисто на музыке какой. Вечером, как коров пригонят, девки-бабы просят:
- Сыграй, Данилушко, песенку.
Он и начнет наигрывать. И песни все незнакомые. Не то лес шумит, не то ручей журчит, пташки на всякие голоса перекликаются, а хорошо выходит. Шибко за те песенки стали женщины привечать Данилушку. Кто пониточек починит, кто холста на онучи отрежет, рубашонку новую сошьет. Про кусок и разговору нет, - каждая норовит дать побольше да послаще. Старику пастуху тоже Данилушковы песни по душе пришлись. Только и тут маленько неладно выходило. Начнет Данилушко наигрывать и все забудет, ровно и коров нет. На этой игре и пристигла его беда.
Данилушко, видно, заигрался, а старик задремал по малости. Сколько-то коровенок у них и отбилось. Как стали на выгон собирать, глядят - той нет, другой нет. Искать кинулись, да где тебе. Пасли около Ельничной… Самое тут волчье место, глухое… Одну только коровенку и нашли. Пригнали стадо домой… Так и так обсказали. Ну, из завода тоже побежали-поехали на розыски, да не нашли.
Расправа тогда, известно, какая была. За всякую вину спину кажи. На грех еще одна-то корова из приказчичьего двора была. Тут и вовсе спуску не жди. Растянули сперва старика, потом и до Данилушки дошло, а он худенький да тощенький. Господский палач оговорился даже:
- Экой-то, - говорит, - с одного разу сомлеет, а то и вовсе душу выпустит.
Ударил все ж таки - не пожалел, а Данилушко молчит. Палач его вдругорядь - молчит, втретьи - молчит. Палач тут и расстервенился, давай полысать со всего плеча, а сам кричит:
- Я тебя, молчуна, доведу… Дашь голос… Дашь!
Данилушко дрожит весь, слезы каплют, а молчит. Закусил губенку-то и укрепился. Так и сомлел, а словечка от него не слыхали. Приказчик, - он тут же, конечно, был, - удивился:
- Какой еще терпеливый выискался! Теперь знаю, куда его поставить, коли живой останется.
Отлежался-таки Данилушко. Бабушка Вихориха его на ноги поставила. Была, сказывают, старушка такая. Заместо лекаря по нашим заводам на большой славе была. Силу в травах знала: которая от зубов, которая от надсады, которая от ломоты… Ну, все как есть. Сама те травы собирала в самое время, когда какая трава полную силу имела. Из таких трав да корешков настойки готовила, отвары варила да с мазями мешала.
Хорошо Данилушке у этой бабушки Вихорихи пожилось. Старушка, слышь-ко, ласковая да словоохотливая, а трав, да корешков, да цветков всяких у ней насушено да навешано по всей избе. Данилушко к травам-то любопытен - как эту зовут? где растет? какой цветок? Старушка ему и рассказывает.
Раз Данилушко и спрашивает:
- Ты, бабушка, всякий цветок в наших местах знаешь?
- Хвастаться, - говорит, - не буду, а все будто знаю, какие открытые-то.
- А разве, - спрашивает, - еще не открытые бывают?
- Есть, - отвечает, - и такие. Папору вот слыхал? Она будто цветет на Иванов день. Тот цветок колдовской. Клады им открывают. Для человека вредный. На разрыв-траве цветок - бегучий огонек. Поймай его - и все тебе затворы открыты. Воровской это цветок. А то еще каменный цветок есть. В малахитовой горе будто растет. На змеиный праздник полную силу имеет. Несчастный тот человек, который каменный цветок увидит.
- Чем, бабушка, несчастный?
- А это, дитенок, я и сама не знаю. Так мне сказывали.
Данилушко у Вихорихи, может, и подольше бы пожил, да приказчиковы вестовщики углядели, что парнишко мало-мало ходить стал, и сейчас к приказчику. Приказчик Данилушку призвал, да и говорит:
- Иди-ко теперь к Прокопьичу - малахитному делу обучаться. Самая там по тебе работа.
Ну, что сделаешь? Пошел Данилушко, а самого еще ветром качает.
Прокопьич поглядел на него, да и говорит:
- Еще такого недоставало. Здоровым парнишкам здешняя учеба не по силе, а с такого что взыщешь - еле живой стоит.
Пошел Прокопьич к приказчику:
- Не надо такого. Еще ненароком убьешь - отвечать придется.
Только приказчик - куда тебе, слушать не стал:
- Дано тебе - учи, не рассуждай! Он - этот парнишка - крепкий. Не гляди, что жиденький.
- Ну, дело ваше, - говорит Прокопьич, - было бы сказано. Буду учить, только бы к ответу не потянули.
- Тянуть некому. Одинокий этот парнишка, что хочешь с ним делай, - отвечает приказчик.
Пришел Прокопьич домой, а Данилушко около станочка стоит, досочку малахитовую оглядывает. На этой досочке зарез сделан - кромку отбить. Вот Данилушко на это место уставился и головенкой покачивает. Прокопьичу любопытно стало, что этот новенький парнишка тут разглядывает. Спросил строго, как по его правилу велось:
- Ты это что? Кто тебя просил поделку в руки брать? Что тут доглядываешь?
Данилушко и отвечает:
- На мой глаз, дедушко, не с этой стороны кромку отбивать надо. Вишь, узор тут, а его и срежут.
Прокопьич закричал, конечно:
- Что? Кто ты такой? Мастер? У рук не бывало, а судишь? Что ты понимать можешь?
- То и понимаю, что эту штуку испортили, - отвечает Данилушко.
- Кто испортил? а? Это ты, сопляк, мне - первому мастеру!.. Да я тебе такую порчу покажу… жив не будешь!
Пошумел так-то, покричал, а Данилушку пальцем не задел. Прокопьич-то, вишь, сам над этой досочкой думал - с которой стороны кромку срезать. Данилушко своим разговором в самую точку попал. Прокричался Прокопьич и говорит вовсе уж добром:
- Ну-ко, ты, мастер явленый, покажи, как, по-твоему, сделать?
Данилушко и стал показывать да рассказывать:
- Вот бы какой узор вышел. А того бы лучше - пустить досочку поуже, по чистому полю кромку отбить, только бы сверху плетешок малый оставить.
Прокопьич знай покрикивает:
- Ну-ну… Как же! Много ты понимаешь. Накопил - не просыпь! - А про себя думает: «Верно парнишка говорит. Из такого, пожалуй, толк будет. Только учить-то его как? Стукни разок - он и ноги протянет».
Подумал так, да и спрашивает:
- Ты хоть чей, экий ученый?
Данилушко и рассказал про себя.
Дескать, сирота. Матери не помню, а про отца и вовсе не знаю, кто был. Кличут Данилкой Недокормышем, а как отчество и прозванье отцовское - про то не знаю. Рассказал, как он в дворне был и за что его прогнали, как потом лето с коровьим стадом ходил, как под бой попал.
Прокопьич пожалел:
- Не сладко, гляжу, тебе, парень, житьишко-то задалось, а тут еще ко мне попал. У нас мастерство строгое.
Потом будто рассердился, заворчал:
- Ну, хватит, хватит! Вишь, разговорчивый какой! Языком-то - не руками, - всяк бы работал. Целый вечер лясы да балясы! Ученичок тоже! Погляжу вот завтра, какой у тебя толк. Садись ужинать, да и спать пора.
Прокопьич одиночкой жил. Жена-то у него давно умерла. Старушка Митрофановна из соседей снаходу у него хозяйство вела. Утрами ходила постряпать, сварить чего, в избе прибрать, а вечерами Прокопьич сам управлял, что ему надо.
Поели, Прокопьич и говорит:
- Ложись вон тут на скамеечке!
Данилушко разулся, котомку свою под голову, понитком закрылся, поежился маленько, - вишь, холодно в избе-то было по осеннему времени, - все ж таки вскорости уснул. Прокопьич тоже лег, а уснуть не может: все у него разговор о малахитовом узоре из головы нейдет. Ворочался-ворочался, встал, зажег свечку, да и к станку - давай эту малахитову досочку так и сяк примерять. Одну кромку закроет, другую… прибавит поле, убавит. Так поставит, другой стороной повернет, и все выходит, что парнишка лучше узор понял.
- Вот тебе и Недокормышек! - дивится Прокопьич. - Еще ничем-ничего, а старому мастеру указал. Ну и глазок! Ну и глазок!
Пошел потихоньку в чулан, притащил оттуда подушку да большой овчинный тулуп. Подсунул подушку Данилушке под голову, тулупом накрыл:
- Спи-ко, глазастый!
А тот и не проснулся, повернулся только на другой бочок, растянулся под тулупом-то - тепло ему стало, - и давай насвистывать носом полегоньку. У Прокопьича своих ребят не бывало, этот Данилушко и припал ему к сердцу. Стоит мастер, любуется, а Данилушко знай посвистывает, спит себе спокойненько. У Прокопьича забота - как бы этого парнишку хорошенько на ноги поставить, чтоб не такой тощий да нездоровый был.
- С его ли здоровьишком нашему мастерству учиться. Пыль, отрава, - живо зачахнет. Отдохнуть бы ему сперва, подправиться, потом учить стану. Толк, видать, будет.
На другой день и говорит Данилушке:
- Ты спервоначалу по хозяйству помогать будешь. Такой уж у меня порядок заведен. Понял? Для первого разу сходи за калиной. Ее иньями прихватило, - в самый раз она теперь на пироги. Да гляди не ходи далеко-то. Сколь наберешь - то и ладно. Хлеба возьми полишку, - естся в лесу-то, - да еще к Митрофановне зайди. Говорил ей, чтоб тебе пару яичек испекла да молока в туесочек плеснула. Понял?
На другой день опять говорит:
- Поймай-ко ты мне щегленка поголосистее да чечетку побойчее. Гляди, чтобы к вечеру были. Понял?
Когда Данилушко поймал и принес, Прокопьич говорит:
- Ладно, да не вовсе. Лови других.

Тема: П.П.Бажов «Каменный цветок». Тема искусства, труда и любви в сказе.

Цель урока:

Обучающий аспект: проверить знания учащихся по содержанию сказа, его композиции.

Развивающий аспект: развивать монологическую речь учащихся, творческого мышления.

Воспитательный аспект: воспитание уважения к труду и людям труда.

I Организационный этап.

II Актуализация.

Расскажите о П.П.Бажове.

В чем особенности его сборника «Малахитовая шкатулка»? Почему автор его назвал фольклорным сборником?

Кто выступает в роли рассказчика?

Чем сказ отличается от сказки?

    Есть традиционный зачин.

    Нет образа рассказчика.

    Волшебные герои или добрые или злые.

    Чтобы произошло волшебство, герою надо произнести заклинание.

    Не имеют реальной основы.

1. Зачина нет.

    Есть образ рассказчика.

    Нет деления на добрых и злых.

    Волшебная сила присуща героям изначально.

    Имеют реальную основу.

III Формирование новых знаний и способов действия.

1. Слово учителя.

Большинство жителей уральских посел­ков занято камнем: кто добывает его, кто об­рабатывает, кто каменную красоту творит. Однако настоящих мастеров не так много - больше ремесленников, имена искусных камнерезов у всех на слуху, работа их ценит­ся особенно высоко. И это не удивительно: разве могут быть целые армии настоящих художников? Вот потому-то и был на виду ма­стер Прокопьич: «По этим делам первый. Лучше его никто не мог».

2. Беседа по прочитанному.

- Почему Прокопьичу приказали учить мальчиков?

(Хотело заводское начальство, чтобы не ушло его мастерство вместе с ним, чтобы передал он его молодым мастерам,)

- Только не держались у него ученики. Почему? Дело было только в том, что Прокопьич не умел их учить, или еще в чем-то?

Учил Прокопьич «шибко худо»: «Все у него с рывка да с тычка». Но, вероятно, дел было не только в том. что Прокопьич не умел научить. Не хотели ребятишки учиться этом ремеслу, некоторые нарочно портили работу, «чтобы Прокопьич их прогнал». Видел сразу старый мастер, у кого - глаз… неспособный, рука не несет», да и не старался особо учить этих парнишек.

- Только Данило Недокормыш пришел ему по душе. Почему? Чем выделялся Дани ло среди других ребятишек? Что подчерки­вает Бажов в его характере?

Уже в детстве проявилась художническая натура Данилушки. Там, где другие мальчиш­ки проявляли рвение и сноровку, он был «ти­хоходом». Его влекла красота: «Букашка по листочку ползла. Сама сизенька, а из-под крылышек у нее желтенько выглядывает, а ли­сток широконький... по краям зубчики, вроде оборочки выгнуты. Тут потемнее показывает, а середка зеленая-презеленая, ровно ее сей­час выкрасили...» Бажов подчеркивает в сво­ем герое поэтичность, умение видеть красоту.

- Почему из всего, чему учили Данилку, по душе ему пришлась только игра на рожке?

Музыка несла в себе красоту, дарила ра­дость творчества и гармонию с природой, поэтому и играл пастушок с самозабвением: «И песни все незнакомые. Не то лес шумит, не то ручей журчит, пташки на всякие голоса перекликаются, а хорошо выходит». Отдаваясь игре, Данилушка забывал обо всем на свете, «ровно икоров нет», Так и приключи­лась с ним беда: потерялись несколько ко­ров, а пастухам - наказание за это.

- Почему приказчик после этого случая ре­шил отдать Данилку на ученье к Прокопьичу?

Необыкновенное терпение, волю и муже­ство проявил Данилке в сцене наказания: «Данилушко дрожит весь, слезы каплют, а молчит. Закусил губенку-то и укрепился. Так и сомлел, а словечка от него не слыхали». Вот и решил приказчик, что снесет этот пар­нишка все шишки и тумаки от Прокопьича, пока будет у него в ученье.

- Но шишек и побоев ни разу не получил Данилушка от учителя, потому что понравил­ся старому мастеру новый ученик. Чем?

Прокопьич сразу увидел, что у него зор­кий и точный взгляд художника: ведь мальчик, только подойдя к рабочему месту камне­реза, заметил ошибку, допущенную старым мастером. А искренность и простота Данилки еще больше расположили старика к нему.

- Почему Прокопьич стал отцом для сиро­ты? Как это выражается в его отношении к мальчику?

Он решил прежде всего откормить его, поправить его здоровье («С его ли здоровьишком нашему мастерству учиться. Пыль, от­рава - живо зачахнет. Отдохнуть бы ему сперва, подправиться, потом учить стану. Толк, видать, будет»). Одел его, обул, «а к де­лу своему не подпускал до времени». Однако Данилушко «к мастерству… присматривался».

- Почему все ученье получалось теперь у Прокопьича без побоев, легко?

(Прокопьич видел интерес ученика к его ремеслу, и ему было приятно его учить.)

- Как Прокопьич пытался уберечь своего названого сыне от тяжелого труда? Почему ему это не удалось?

Прокопьич старался выговорить для Данилушки большие сроки для работы, чтобы тот не перетруждался, иногда сам пытался что-то сделать за него, но уберечь своего талантливого ученика от тяжелой работы не смог, так как молодость и энергия Данилушки выдали его сноровку и умение. Вот тогда и посыпались Данилушке заказы, а среди них и замысловатая чаша по барскому черте­жу, над которой долго бился молодой мастер и которая пришлась ему не по душе: «Одно ему не по нраву - трудности много, а красо­ты ровно и нет».

- Почему Данило не мог отказаться от ра­боты, которая ему не нравилась?

(Он - кре­постной мастер, а значит, обязан подчинять­ся приказу барина.)

- Что особенно тягостно для талантливого художника в данном случае?

(Он лишен свободы творчества, он закован крепостным правом в рамки заказа и прихоти, что особенно угнетает талантливого человека.)

В случае с барской чашей Данило видит надуманность замысла, сложность работы, ко­торая в конечном итоге не покажет «полной силы» камня, то есть его красоты. Потому-то и ходит он все время невеселый. Когда же чаша наконец закончена, Данило не испытывает удовлетворения и радости от завершенного труда и в ответ на похвалы мастеров говорит: -То и горе, что похаять нечем. Гладко да ров­но, узор чистый, резьба по чертежу, а красота где? Вон цветок… самый что ни есть плохонь­кий, а глядишь на него - сердце радуется. Ну. а эта чаша кого обрадует? На что она?..»

- Что важно для Данилы в его изделиях?

(Не сложность, удивляющая других, а красо­та, которой будет радоваться сердце.)

- Почему Данило решает делать чашу по своему замыслу?

(Он хочет сделать такое из­делие, «чтобы камень полную силу имел» и приносил людям радость.)

- Как он старается найти образ чаши?

(Он ищет его в природе, среди трав и цветов, он мечтает создать «живую» чашу. И в конце концов решает создавать ее по образцу дур­ман-цветка.)

- Кто помогает ему в осуществлении за­мысла?

(Медной горы Хозяйка, которая по­дарила ему замечательный камень: «Все, как ему надо: цвет снизу погуще, прожилки на тех самых местах, где требуется...»)

- Как показывает Бажов мастерство Дани­лы в работе над чашей?

«Работа ходко идет. Низ камня отделал. Как есть, слышь-ко. куст дурмана. Листья широкие кучкой, зубчики, прожилки - все пришлось лучше нельзя, Прокопьич и то говорит - живой цветок-от хоть рукой пощу­пать».

Изящная, красивая получается чаша, но закончить ее Данило не может: «Ну, а как до верху дошел - тут заколодило. Стебелек вы­точил, боковые листики тонехоньки - как только держатся! Чашку, как у дурман-цветка, а не то… Не живой стал и красоту потерял».

- Почему не получилась у Данилы дурман-чаша?

Данила шел от камня, от материала, хотел показать полную его силу, искал прежде всего подходящий камень, то есть пытался подогнать природу к камню, а сам цветок не вышел, потому что не внес Данило в его об­раз никакой фантазии, не придал ему части­чку самого себя, а то, что является слепым подражанием (даже самому красивому), ос­тается только подражанием и не несет души.

IV Применение. Формирование умений и навыков.

Похож ли сказ на сказку? Чем отличается от нее?

Какие предания лежат в основе сказок Бажова?

Что вы узнали о труде камнерезов?

Как представляете себе рассказчика?

V Этап информации о домашнем задании.

1. Ответить на вопросы 3-8 на стр.285.

2. Описание Хозяйки Медной горы.

3. Описание каменного цветка. (Можно рисунки).

VI Этап рефлексии.

/ / «Каменный цветок»

Дата создания: 1938.

Жанр: сказ.

Тема: творческий труд.

Идея: художник должен быть предан своему призванию и постоянно стремиться к совершенству, но не ценой отказа от любви и жизни земной (настоящей).

Проблематика. Столкновение действительности и стремления художника к идеалу, внутренний конфликт художника, принадлежащего обыденному миру, и стремящегося постичь красоту совершенную.

Основные герои: Данила - мастер-камнерез; Прокопьич - мастер, обучивший Данилу; Катерина - невеста Данилы; Хозяйка Медной горы.

Сюжет. Прокопьич, лучший резчик по малахиту, достиг пожилого возраста, и барин распорядился определить к нему в учение какого-нибудь мальчонку. Но Прокопьичу никакие ученики не нужны были. Раздражали его бестолковые и неспособные к работе по камню ребята, раздавал он им тычки да подзатыльники и старался он от них отделаться.

Но однажды навязали ему сироту Данилку Недокормыша, из которого не получился ни казачок, ни пастух. За потерю коров он был высечен до потери сознания. Вылечила его одна знахарка. Она рассказала Данилке про каменный цветок, который растет у самой Хозяйки Медной горы. Еще она поведала, что человеку каменный цветок лучше не видеть, не то его всю жизнь будут преследовать несчастья.

После того как Данилка поправился, приказчик и привел его к Прокопьичу. Дескать, сироту можешь учить по своему произволению, заступиться некому. А Данилка быстро проявил смекалку в камнерезном деле, скоро открылся его талант художника. Прокопьич привязался к Данилке, своих детей у него не было, и стал он этому мальчонке вместо отца.

Немного прошло времени, проверил приказчик, чему Данилка научился, и с этой поры началась у Данилки рабочая жизнь. Работал он и рос. Вырос Данила красивым парнем, девушки на него заглядывались.

Достиг Данила статуса мастера, после того как из целого камня выточил браслет в виде змейки. Приказчик о мастерстве Данилы сообщил барину. Барин, чтобы проверить мастерство молодого мастера, приказал ему выточить малахитовую чашу по чертежу, а приказчику велел следить, чтобы Данила без помощи Прокопьича работал.

А молодой мастер за срок, назначенный барином, выполнил работу в трех экземплярах. После этого барин заказал ему затейливую чашу, а срок работы не ограничивал. Начал Данила над чашей работать, но не по душе она ему была: завитушек много, а красоты нет. Позволил приказчик ему работать ещё над другой чашей по своему замыслу.

Только никак нужный замысел мастеру молодому не приходил на ум. Осунулся Данила, стал невесел, бродил по лесам и лугам в поисках цветка, из которого бы он чашу свою выточил, показал настоящую красоту в камне. Остановился его выбор на дурмане-цветке, но сначала, решил он, надо барскую чашу закончить.

Прокопьич решил, что пора Даниле жениться. Глядишь, после женитьбы вся блажь-то и пройдет. Оказалось, Катя, что живет по соседству, давно любит Данилу. Как раз Данила завершил работу над барской чашей. Чтобы отпраздновать это событие, пригласил он невесту и мастеров старейших. Один из них и рассказал Даниле про каменный цветок, увидеть который - постичь красоту настоящую камня и пропасть навсегда у Хозяйки в горных мастерах.

Лишился Данила покоя, и не до свадьбы ему. Как красоту в камне увидеть - вот что его заботило. Постоянно он ходил то на лугах, то у горки Змеиной. Разговоры пошли, что у парня с головой не совсем ладно. А он все изводил себя поисками чего-то недоступного для других. Вот и приглянулся Данила Хозяйке, стал он от нее советы получать. Однако как ни хороша была его работа, не видел он в ней совершенства и тосковал.

Убедился Данила в своем бессилии достичь идеала и задумал свадьбу сыграть. Напоследок отправился он на Змеиную горку, а там Хозяйка ему и встретилась. Стал Данила упрашивать ее открыть ему красоту цветка каменного. Хозяйка его предупредила, что лишится он радости земной, только Данила отставал. Провела она его в сад, сверкающий каменьями... Вдоволь насмотрелся молодой мастер на мечту свою, и был отпущен Хозяйкой домой, не удерживала она его.

А Катя этим вечером гостей созвала. Повеселился было Данила со всеми, а потом печаль к нему подступила. Вернулся он домой и чашу, работу свою лучшую, разбил, а барский заказ только плевком удостоил. И ушел Данила-мастер неведомо куда накануне свадьбы.

Его искали, но поиски ни к чему не привели. Говорили о нём разное. Одни люди считали, что он умом повредился и пропал в лесу, а другие говорили, что Хозяйка забрала его к себе.

Отзыв о произведении. Смысл сказа философский. Стремление к совершенству - это положительная тенденция в любой области человеческой жизни, не только в творчестве. Но если поиск идеала становится схож с одержимостью, лишает радости жизни, приводит к депрессии, тогда он, что называется, от лукавого.

Павел Петрович Бажов - знаменитый русский и советский писатель. Он родился в 1879 году в семье горного мастера. Рудники и заводы окружали будущего писателя с детства. Его юность была связана с партизанской борьбой за советскую власть в восточном Казахстане (Усть-Каменогорск, Семипалатинск). В начале 1920-х будущий писатель вернулся на Урал, где начал записывать местный фольклор. Прославился Бажов своими рассказами, первый из которых был опубликован в 1936 году.

Истоки «Малахитовой шкатулки»

Павел Петрович услышал старинные уральские предания от сторожа Василия Хмелинина. Произошло это в конце 19 века, будущий писатель был еще подростком. Повествования рассказывали о горном деле, опасностях, подстерегавших рудокопов, красоте недр и редких камней.

Старинные легенды поразили воображение юноши. Спустя тридцать лет он вернулся в родные места и начал записывать предания, которые рассказывали старики. На основе сюжетных мотивов фольклорных легенд Бажов создал великолепные произведения. Писатель именовал их уральскими сказами. Позже они вышли отдельным сборником под названием «Малахитовая шкатулка».

Главные герои

Многие дети знают сказки «Медной горы хозяйка», «Каменный цветок», «Горный мастер». Эти произведения реалистичны. Они подробно описывают быт уральских горных рабочих. Образы Степана, Настасьи, Данилы-мастера, Кати и других персонажей разработаны с глубокой психологической достоверностью. Однако в рассказах действуют и фантастические существа:

  • Малахитница, или Хозяйка Медной горы.
  • Великий Полоз.
  • Голубая змейка.
  • Земляная кошка.
  • Серебряное копытце.
  • Бабка Синюшка.
  • Огневушка-поскакушка.

Писатель старается передать не только подлинный быт, но и живую речь своих героев. Прототипами персонажей были люди, которых Бажов знал с детства. Многие из них считались легендарными личностями своего времени. Их имена обессмертили народные предания.

Реальные персонажи

Прототип рассказчика Деда Слышко - сторож Василий Хмелинин, познакомивший молодого Бажова с уральскими легендами. Писатель знал бывшего заводского рабочего очень хорошо. Сторож пересыпал свою речь словечком «слышь-ко». Отсюда и прозвище.

Прототипом барина, периодически приезжавшего на рудники, был известный предприниматель Алексей Турчанинов, живший во времена императриц Елизаветы Петровны и Екатерины Великой. Именно ему принадлежала идея художественной обработки малахита, о которой рассказывает Бажов в своих произведениях.

Прототипом Данилы стал известный русский мастер Зверев. Он был горщиком - так называли специалистов по добыче драгоценных и полудрагоценных камней. Данила Зверев, как и вдохновленный им литературный персонаж, отличался слабым здоровьем. За худобу и малый рост его называли Легоньким. У Данилы-мастера Бажова тоже есть прозвище - Недокормыш.

Медной горы хозяйка

Не менее интересны и фантастические персонажи уральских сказов. Один из них - Хозяйка Медной горы. Под внешностью прекрасной черноволосой женщины в зеленом платье с малахитовым узором скрывается могучая волшебница. Она - хранительница Уральских гор и рудников. Малахитница помогает настоящим профессионалам и творческим людям. Она освободила Степана от цепей, одарила его невесту Настю и дочь Танюшку, обучила Данилу секретам мастерства.

Хозяйка Медной горы заботится о своих подопечных и защищает их от злых людей. Она превратила жестокого приказчика Северьяна в глыбу камня. Могучая волшебница показана автором и как обычная женщина - благородная, любящая и страдающая. Она привязывается к Степану, но отпускает его к невесте.

Великий Полоз, Бабка Синюшка и Огневушка-поскакушка

"Каменный цветок" Бажова наполнен фантастическими образами. Один из них - Великий Полоз. Он - владелец всего золота в округе. Образ могучего змея есть в мифах и сказаниях многих народов. В уральских сказах фигурируют и дочери Великого Полоза - Медяницы.

Бабка Синюшка - персонаж с многочисленными истоками. Она - «родственница» Бабы-Яги из славянского фольклора. Синюшка - персонаж, стоящий на грани реального и потустороннего миров. Она предстает перед героем-человеком в двух обличиях - как молодая красавица и как старуха в синей одежде. Подобный персонаж есть в легендах народа манси, в старину населявшего Урал. Бабка Синюшка - важный образ местного фольклора. Ее появление связано с болотным газом, который издали наблюдали рудокопы. Загадочная синяя дымка будила воображение, вызывая появление нового фольклорного персонажа.

"Каменный цветок" Бажова связан с антропоморфными фантастическими образами. Один из них - Огневушка-поскакушка. Этот персонаж выглядит как веселая маленькая девочка. Она танцует в том месте, где есть залежи золота. Огневушка-поскакушка появляется перед старателями неожиданно. Ее танец восхищает присутствующих. Этот образ исследователи связывают с Золотой Бабой - древним божеством манси.

Серебряное копытце, Голубая змейка и Земляная кошка

Помимо фантастических героев, имеющих человеческий облик, в уральских сказах есть и персонажи-звери. Например, Серебряное копытце. Так называется одна из сказок Бажова. Серебряное копытце - это волшебный козел. Он выбивает из земли драгоценные камни. У него есть одно серебряное копыто. Им он бьет землю, из которой выскакивают изумруды и рубины.

«Каменный цветок» Бажова - один из рассказов сборника «Малахитовая шкатулка». Детям родители часто читают сказку «Голубая змейка». В ее центре находится фантастический персонаж, способный как одарить хорошего человека, так и покарать злодея. С одной стороны у Голубой змейки - золотая пыль, а с другой - черная. Где человек окажется, так и жизнь его пойдет. Голубая змейка золотой пылью отмечает месторождение драгоценного металла, которое находится близко к поверхности.

Еще один фантастический персонаж уральских сказов - Земляная кошка. Она связана с древнеславянской легендой о тайных кладах. Их охранял кот. У Бажова этот персонаж помогает найти дорогу девушке Дуняхе. Кошка ходит под землей. Только ее светящиеся уши видят люди над поверхностью. Реальным прототипом образа являются выбросы сернистого газа. Они часто принимают форму треугольника. Искрящийся сернистый газ напоминал старателям кошачьи уши.

Укорененные в родной земле

«Каменный цветок» Бажова входит в сборник «Малахитовая шкатулка», опубликованный в 1939 году. Это рассказ, адаптированный для детского восприятия. Сборник включает лучшие произведения писателя. Герои многих сказок состоят в родственных отношениях. Например, Танюшка из «Малахитовой шкатулки» - дочь Степана и Насти (героев «Медной горы Хозяйки»). А персонаж «Хрупкой веточки» Митюнька - сын Данилы и Кати («Каменный цветок», «Горный мастер»). Легко представить, что все герои уральских сказов - соседи, живущие в одной деревне. Однако их прототипы явно из разных эпох.

«Каменный цветок» - произведение уникальное. Его персонажи настолько колоритны, что не раз становились объектами творческой переработки. В них есть красота и правда. Герои Бажова - простые, искренние люди, сохраняющие связь с родной землей. В уральских сказах присутствуют приметы конкретной исторической эпохи. Это проявляется в описании домашней утвари, посуды, а также способов обработки камня, типичных для того или иного времени. Привлекает читателей и колоритная речь персонажей, пересыпанная характерными словечками и ласковыми прозвищами.

Творчество и красота

«Каменный цветок» - не только кладезь народных характеров и ярких фантастических образов. Герои уральских сказов - люди великодушные и благородные. Их стремления чисты. И за это, как всегда происходит в сказках, они получают награду - богатство, семейное счастье и уважение окружающих.

Многие положительные герои Бажова - люди творческие. Они умеют ценить красоту и стремятся к совершенству. Яркий пример - Данила-мастер. Его восхищение красотой камня привело к попытке создать произведение искусства - чашу в форме цветка. Но мастер остался недоволен своей работой. Ведь в ней не было чуда Божьего творения - настоящего цветка, от которого сердце замирает и стремится ввысь. В поисках совершенства Данила отправился к Хозяйке Медной горы.

Об этом рассказывает П. П. Бажов. «Каменный цветок», краткое содержание которого необходимо знать школьникам, стал основой для творческого понимания труда. Но Данила готов забыть свое мастерство, которому принес много жертв, ради счастья с любимой Катей.

Опытный ремесленник и его юный ученик

Начинается сказка «Каменный цветок» с описания старого мастера Прокопьича. Великолепный знаток своего дела, он оказался плохим педагогом. Мальчишек, которых по приказу барина приводил к Прокопьичу приказчик, мастер бил и наказывал. Но результата добиться не мог. Возможно, что и не хотел. О причинах этого писатель умалчивает. Очередного ученика Прокопьич возвращал приказчику. Все мальчики, по словам старого мастера, оказались неспособными постичь ремесло.

О тонкостях работы с малахитом пишет П. П.Бажов. «Каменный цветок», краткое содержание которого излагается в статье, непосредственно связан с тонкостями камнерезной работы. Ремесло это считалось в народе нездоровым из-за малахитовой пыли.

И вот привели к Прокопьичу Данилку Недокормыша. Паренек он был видный. Высокий и лицом ладный. Да только худой очень. Вот и прозвали его Недокормышем. Сиротой был Данила. Сначала определили его в барские покои. Но не вышло из Данилы прислужника. Он часто засматривался на красивые вещи - картины или драгоценности. И как будто не слышал барских приказов. По причине слабого здоровья не стал он и рудокопом.

Герой сказа Бажова «Каменный цветок» Данила отличался странной особенностью. Он мог долго смотреть на какой-нибудь предмет, например, травинку. Еще обладал он немалым терпением. Приказчик заметил это, когда парень молча сносил удары кнута. Поэтому Данилку отдали учиться к Прокопьичу.

Молодой мастер и стремление к совершенству

Талант мальчика проявился сразу. Старый мастер привязался к пареньку, относился к нему как к сыну. Со временем Данила окреп, стал сильным и здоровым. Научил его Прокопьич всему, что сам умел.

Павел Бажов, «Каменный цветок» и его содержание хорошо известны в России. Перелом в рассказе наступает в тот момент, когда Данила закончил обучение и стал настоящим мастером. Жил он в достатке и покое, но счастливым себя не чувствовал. Все хотел настоящую красоту камня в изделии отразить. Однажды старичок-малахитчик рассказал Данилу о цветке, который есть в саду Хозяйки Медной горы. С той поры не было у парня покоя, даже любовь невесты Кати не радовала. Так ему хотелось цветок увидеть.

Однажды искал Данила камень подходящий на руднике. И вдруг явилась ему Хозяйка Медной горы. Стал просить ее парень показать каменный цветок чудесный. Не хотела она, да сдалась. Когда увидел Данила прекрасные каменные деревья в волшебном саду, понял он, что не в силах создать ничего подобного. Загрустил мастер. А после и совсем ушел из дома накануне свадьбы. Найти его не смогли.

Что же было дальше?

Рассказ Бажова «Каменный цветок» заканчивается открытым финалом. Никто не знал, что случилось с парнем. Продолжение истории находим в рассказе «Горный мастер». Данилова невеста Катя замуж так и не вышла. Перебралась она в избу к Прокопьичу, стала смотреть за стариком. Решила Катя учиться ремеслу, чтобы заработок был. Когда умер старый мастер, стала девушка жить одна в его доме и поделки из малахита продавать. Камень чудесный находила она на Змеином руднике. А там вход в Медную гору был. И однажды увидела она Малахитницу. Чуяла Катя, что жив Данила. И потребовала она вернуть жениха. Оказалось, что Данила тогда к волшебнице прибежал. Не мог он жить без красоты чудесной. Но теперь попросил Данила Хозяйку отпустить его. Согласилась волшебница. Вернулись Данила и Катя в деревню и стали жить долго и счастливо.

Мораль сказки

Детям очень интересно читать сказы Бажова. «Каменный цветок» - талантливое произведение. Могучая сила (Хозяйка Медной горы) вознаградила одаренного мастера и его верную невесту. Не помешали их счастью пересуды односельчан, сплетни и злопыхательство. Писатель воссоздал настоящее народное предание. В нем есть место доброй волшебной силе и чистым человеческим чувствам. Идея произведения сложна для детского восприятия. Ребенку трудно понять, почему и как красота может завладеть человеческим сердцем.

Но все же каждого школьника стоит познакомить с таким автором, как Бажов. «Каменный цветок» - чему учит эта книга? У сказки есть мораль. Добрые, искренние и верные своим идеалам люди, несмотря на свои ошибки, будут вознаграждены. Об этом позаботятся силы природы, которых наши предки очеловечили в легендах. Бажов - единственный известный писатель советской России, который художественно обработал уральские сказания. Они связаны с рудниками, шахтами, горючими газами, тяжелой работой крепостных крестьян и чудесными драгоценностями, которые можно извлечь прямо из земли.

Навязчивая идея Данилы

Об этом пишет Бажов. «Каменный цветок», главная мысль которого заключается в преданности семье и призванию, рассказывает простым и понятным языком о великих человеческих ценностях. Но как же быть с идеей о разрушительной силе красоты? Смогут ли ее понять школьники? Возможно, навязчивые мысли Данилы о каменном цветке вызваны колдовством Хозяйки Медной горы. Но недовольство собственной работой появилось раньше знакомства с волшебницей.

Анализ «Каменного цветка» Бажова не позволяет ответить на этот вопрос однозначно. Можно трактовать проблему по-разному. Многое будет зависеть от возраста ребенка. Лучше сделать акцент на положительных качествах главных героев. Педагогическое значение произведения очень велико. А замысловатый сюжет, интрига и прием «продолжение следует» помогут привлечь внимание ребенка.

Уральские сказы в свое время получили много позитивных рецензий и положительный отзыв. «Каменный цветок», Бажов - эти слова должны быть знакомы каждому школьнику.

Рисунок Натальи Талагаевой

КАМНИ, КАМУШКИ, КАМЕНЬЯ…

Признанным певцом каменных россыпей считается Бажов. Камни в сказках Бажова описаны настолько ярко, что книгами его не одно поколение зачитывается. Так о каким же камнях рассказывал великий сказочник? Как же описывает драгоценные камни писатель Бажов?

АЙКИНИТ (игольчатник-руда) — сейчас так называют висмутовые сульфиды свинца и меди PbCuBiS 3 . Камень был открыт в 1843 году и название в честь геолога английского — Артура Айкина получил. А раньше айкинитом звали россыпи вольфрамитов по шеелиту.

  • Золото у нас, поди-ка, полосовое, полосами в земле лежит и крепко в тех полосах заковано. Посвободнее маленько только в жилках, кои те полосы пересекают. Наши старики, как потом научились эти поперечные жилки выковыривать, приметку оставили: «В которой жилке турмалин блестит либо зеленая глинка роговицей отливает, там золота не жди. А вот когда серой припахивает либо игольчатник — руда пойдет, айконитом-то которую зовут, там, может статься, комышек готовенького золота и найдешь». П.Бажов, Золотые дайки.

  • В поясах по старине, известно, казну держали. Оттого, может, и нашей горе прозванье досталось. Только, понятно, в таком поясе богатства не счесть. По этому Поясу земли, говорят, широкая лента украшенья прошла из дорогих камней. Всякие есть, а больше сзелена да ссиня. Изумруды, александриты, аквамарины, аметистики. П.Бажов, Золотоцветень горы
  • Занялся тут Митюха соком да змеевиком . Немало перебрал. Ну, выбрал и сделал со смекалкой. Попотел. П.Бажов, Хрупкая веточка
  • Недавно вон мой дружок-горщик хвалился кварцевой галькой со слабым просветом. Пьезо-кварц называется. Дорогой, говорит, камешок, для радио требуется. А я помню, тачками такую гальку на отвалы возил, потому — в огранку не шла и никому не требовалась. П.Бажов, Рудяной перевал
  • Тут очередь до Садыка дошла. Развязал он свой мешок и давай камни на стол выбрасывать, а сам приговаривает: — Амазон-каминь, калумбит-каминь, лабрадор-каминь… П.Бажов, Солнечный камень
  • Ну, может, и то сказалось, что мода на малахит прошла. Это в каменном деле тоже бывает: над каким камнем деды всю жизнь стараются, на тот при внуках никто глядеть не хочет. Только для церквей и разных дворцовских украшений больше орлец да яшму спрашивали, а в лавках по каменным поделкам вовсе дешевкой торговали. П.Бажов, Железовы покрышки

ОФАТ — Хрупкая веточка

  • Однем словом, всякой ягоде свой камень. Для корешков да листочков тоже свой порядок был: кое из офата, кое из малахита либо из орлеца и там еще из какого-нибудь камня. П.Бажов, Хрупкая веточка

Шкатулка А Берковской

  • ЛИТЕРАТУРА. …Насмелился, спустился в яму. Стекла там никакого не оказалось, а белый камень — скварец. На казенном прииске Пантелею приходилось с камнем-то этим биться. Попривык к нему. Знал, как его берут. Вот и думает:»Дай-ко попытаю. Может, и всамделе золото тут» П.Бажов, Змеиный след

СОКОВИНА — шлак от медеплавильного производства, собственно и не камень.

  • Вдруг просунулась в окошко какая-то не то женская, не то девичья рука, — с кольцом на пальце и в зарукавье — и ставит прямо на станок Митюньке большую плитку змеевика: а на ней, как на подносе, соковина дорожная. П.Бажов, Хрупкая веточка
  • Стакан, понятно, богатырский — выше человеческого росту, много больше сорокаведерной бочки. Сделан тот стакан из самолучшего золотистого топаза и до того тонко да чисто выточен, что дальше некуда. П.Бажов, Богатырева рукавица

This entry was posted in , .