Рейтинг регионов по информационному развитию. Рейтинг регионов по уровню информатизации. Что не посчитали в Минкомсвязи

Статс-секретарь – заместитель министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Олег Пак в рамках Совета по региональной информатизации Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности представил рейтинг субъектов РФ по уровню развития информационного общества по семи подындексам. Заседание прошло под председательством главы Минкомсвязи России Николая Никифорова. В работе совета приняли участие представители федеральных органов исполнительной власти и субъектов РФ: заместители губернаторов, ответственные за информатизацию в регионах, министры информатизации и связи, директора профильных департаментов.

Мониторинг, отражающий динамику развития региональной информатизации, необходим для контроля достижения целей Концепции региональной информатизации и реализации государственной программы РФ «Информационное общество (2011–2020 годы)».

«Нам как министерству данный рейтинг нужен, чтобы иметь объективную, комплексную и детальную картину по каждому региону как с точки зрения инфраструктурных показателей по ИТ, так и с точки зрения развития отдельных отраслей. Субъекты же могут использовать данный рейтинг как дополнительный инструмент привлечения внимания руководителей своих регионов к теме информатизации, поскольку не для всех эта тема является приоритетной», - рассказал Олег Пак.

Для составления рейтинга Минкомсвязь России разработала соответствующую методику, оценивающую уровень региональной информатизации по инфраструктурным и отраслевым показателям. К инфраструктурным показателям относятся человеческий капитал, экономическая среда, ИКТ-инфраструктура и управление информатизацией. Также методика будет учитывать показатели использования ИКТ в 15 сферах деятельности. Среди них - электронное правительство, образование, здравоохранение, культура, предпринимательство и торговля, сельское хозяйство, транспорт, социальное управление, ЖКХ и ряд других. В будущем при составлении рейтинга будут использованы 19 подындексов.



13.07.2016, Ср, 09:47, Мск , Текст: Наталья Рудычева

CNews Analytics представляет третий ежегодный рейтинг ИКТ-расходов регионов России. В 2016 г. субъекты Федерации планируют израсходовать на ИКТ около 74 млрд, что на 1,8% больше, чем в 2015 г. (₽72,7 млрд). Среди крупнейших распорядителей ИКТ-бюджетов Москва (₽28,3 млрд), Санкт-Петербург (₽7,8 млрд), Московская область (₽4,6 млрд), ХМАО-Югра и Новосибирская область (по ₽1,7 млрд).

CNews представил третий ежегодный рейтинг «CNews: ИКТ в регионах». Рейтинг составлен на основании данных, содержащихся в актуальных версиях бюджетов регионов. В 2016 г. региональные бюджеты в большинстве случаев утверждались на один год, поэтому в рейтинге отсутствуют данные о планируемых ИКТ-расходах на следующий, 2017 г.

По данным CNews, в 2016 г. с учетом предоставленных Минкомсвязи субсидий российские регионы израсходуют на проекты в сфере ИКТ около ₽74 млрд, что на 1,8% больше, чем в 2015 г. (₽72,7 млрд). Ранее данные об ИТ-затратах российских регионов представила Минкомсвязь. По информации ведомства, в 2016 г. региональные расходы на информатизацию составят ₽38,7 млрд – на 7% больше, чем в 2015 г. (₽36,2 млрд).

При формировании рейтинга «CNews: ИКТ в регионах» учитывались данные о финансировании региональных органов власти, отвечающих за вопросы информатизации (профильных министерств или департаментов), затраты всех остальных региональных ведомств на реализацию мероприятий в сфере ИКТ, таких как информатизация здравоохранения, подключение публичных библиотек к сети интернет, создание электронного бюджета и пр., а также расходы по статье «Связь и информатика».

Например, затраты на ИКТ Тюменской области, по методике CNews, складываются из расходов по статье «Связь и информатика» Аппарата губернатора (₽415,6 млн), Главного управления строительства (₽62,1 млн), Департамента финансов (₽105,5 млн) и других региональных ведомств, а также Департамента информатизации (₽698,5 млн). Для сравнения, в рейтинге Минкомсвязи по Тюменской области приводится цифра 629 млн.

По мнению CNews, такой подход позволяет наиболее полно оценить уровень ИКТ-расходов, поскольку в этой сфере, как, наверное, ни в одной другой, на стоимость проекта влияют не только расходы на приобретение оборудования или программного обеспечения, но и в значительной мере оплата труда высококвалифицированных специалистов, без которых его реализация была бы невозможна.

Также при формировании итогового рейтинга CNews учитывались субсидии, которые были в 2016 г. получены 25 регионами от Минкомсвязи. Общая сумма субсидий составила ₽364,7 млн. Эти деньги должны быть направлены на создание (доработку) регионального сегмента единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся, создание (доработку) единой региональной системы по управлению автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, разработку механизма госуслуг по регистрации актов гражданского состояния и выдаче охотничьего билета в электронной форме с использованием единых форм единого портала госуслуг (ЕПГУ).

Что не посчитали в Минкомсвязи

Рейтинг Минкомсвязи составлен на основании данных, полученных в ходе анкетирования регионов. «Минкомсвязь России запрашивала информацию об объемах средств, направленных на мероприятия по информатизации, которые включают создание, развитие и модернизацию, а также эксплуатацию информационных систем в деятельности региональных органов власти, – прокомментировал CNews методологию сбора данных Роман Урнышев , заместитель директора департамента координации информатизации Минкомсвязи. – В ряде субъектов ИТ-бюджеты централизованы (например, в Москве, Санкт-Петербурге, Челябинске), а в других – децентрализованы, поэтому часть затрат на информатизацию может проходить через бюджет, например, департаментов образования, здравоохранения и т.п. Регионы самостоятельно принимали решение по отнесению затрат на связь. Наконец, не все субъекты учитывают в общем ИТ-бюджете расходы подведомственных учреждений».

«В рейтинге Минкомсвязи учитываются данные из закона о бюджете только по отраслевому ведомству, без учета расходов на субсидии, которые выдаются подведомственному учреждению для обеспечения своей деятельности», – рассказал CNews директор департамента информатизации Правительства Тюменской области Александр Албычев .

Топ 10 регионов по размеру ИКТ-бюджетов


Регион
1 Москва 28 287.9 25 722 10%
2 Санкт-Петербург 7 799.7 9 032.3 -13,6%
3 Московская область 4 613.9 4 646.1 -0,7%
4 ХМАО-Югра 1 689.8 1 397 21%
5 Новосибирская область 1 686.1 1 380.9 22,1%
6 Тульская область 1 434.7 1 134.6 26,4%
7 Республика Татарстан 1 362.5 1 227.8 11%
8 Тюменская область 1 362.2 1 423.8 -4,3%
9 Самарская область 1 361.1 1 416.3 -3,9%
10 Нижегородская область 1 213.5 902.8 34,4%

Источник: CNews Analytics, 2016


«Министерство использовало общие данные по затратам бюджета на эксплуатацию и развитие информационных систем, а при формировании рейтинга CNews учтены также затраты на услуги связи, телекоммуникационные услуги в сфере мобилизационной подготовки, затраты на обеспечение мероприятий по защите информации, содержание исполнительных органов государственной власти и казенных учреждений, подведомственных Комитету по информатизации и связи», – уточняет для CNews Ольга Решетова , врио заместителя председателя Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга.

60% региональных ИКТ-бюджетов – в руках 5 регионов

Лидерами рейтинга «CNews: ИКТ в регионах» являются Москва (₽28,3 млрд), Санкт-Петербург (₽7,8 млрд), Московская область (₽4,6 млрд), ХМАО-Югра и Новосибирская область (по ₽1,7 млрд). На долю этих 5 субъектов РФ приходится 59,5% всех региональных ИКТ-расходов.

Суммарные ИКТ-расходы регионов России


Источник: CNewsAnalytics, 2016

Самые маленькие ИКТ-бюджеты у Брянской (₽16,3 млн), Костромской (₽18,2 млн) областей и Чукотского автономного округа (₽23,8 млн).

Среди регионов, наиболее существенно увеличивших расходы на ИКТ, – Калужская область и Республика Крым (почти в 3 раза), Севастополь (почти в 2 раза).

Топ-10 регионов по росту ИКТ-расходов в 2016, %


Регион Суммарные расходы на ИКТ в 2016 г., p млн Суммарные расходы на ИКТ в 2015 г., p млн Динамика расходов 2016/2015, %
1 Калужская область 675.9 194.9 246,8%
2 Республика Крым 629.1 209 201%
3 Севастополь 451.3 210.1 114,8%
4 Камчатский край 338.4 189.7 78,4%
5 Челябинская область 594.3 358.7 65,7%
6 Ленинградская область 1 094.8 676.3 61,9%
7 Краснодарский край 1 185.5 738.7 60,5%
8 Курская область 159.6 100.1 59,4%
9 Саратовская область 561 358.3 56,6%
10 Иркутская область 102.2 65.5 56%

На состоявшемся 13 октября совете по региональной информатизации Минкомсвязь представила рейтинг регионов по развитию информационного общества в РФ на 2017 год.

Тогда использовалось 58 показателей по семи подындексам, нынешняя методика включает оценку по 120 показателям и 17 подындексам. При расчете места учитывается уровень развития специальных информсистем: ГИС «Контингент», ИС Управления транспортом, ЕГАИС, ГИС ГМП, Система-112 и ГИС «Энергоэффективность».

Среди приоритетных подындексов-2017: ИКТ-инфраструктура, электронное правительство, ИКТ в сфере образования, ИКТ в сфере здравоохранения, ИКТ в сфере транспорта.

В целом перечень подындексов соответствует разделам Концепции развития региональной информатизации, утвержденной распоряжением правительства РФ от 29 декабря 2014 года №2769-р.

Как рассказали участники совета, первые три позиции в рейтинге 2017 году занимают Москва, Тюменская область и Ханты-Мансийский автономный округ.

В первую десятку вошли также Республика Татарстан, Тульская область, Новосибирская область, Республика Башкортостан, Ямало-Ненецкий автономный округ, Томская область и Челябинская область. На последних позициях – Еврейская АО, Чеченская Республика, Республика Крым.

Особо были отмечены регионы, которые смогли значительно улучшить позиции в рейтинге за счет реализации одной из двух стратегий: реализация проектов по информатизации наиболее социально значимых сфер и равномерное развитие проектов по всем направлениям.


Из презентации Минкомсвязи России.

В число регионов, которые, по оценке Минкомсвязи, «продвинулись» за счет реализации первой стратегии , вошли Республики Башкортостан, Мордовия, Татарстан, Курская и Томская области. В качестве примеров реализованных проектов приведены развитие ИКТ-инфраструктуры, перевод госуслуг в электронную форму, внедрение информационных систем дистанционного образования, внедрение ИКТ в учебный процесс (электронный дневник), запись на прием к врачу, электронная карта, телемедицина, внедрение электронных средств оплаты проезда, онлайн-мониторинг движения.

За счет выбора второй стратегии в рейтинге поднялись Удмуртская Республика и Тульская, Челябинская, Ульяновская Ростовская области. Среди реализованных проектов — создание региональных информационных систем в сфере энергетики, интеграция региональных ИС с федеральными ИС (социальное обеспечение, труд и занятость, сельское хозяйство), автоматизация деятельности библиотек, музеев и театров, создание региональных ИС в сфере государственных и муниципальных финансов.

Место в 2017 г. Регион Место в 2016 г.
1 г. Москва 1
2 Тюменская область 6
3 3
4 Республика Татарстан 11
5 Тульская область 34
6 Новосибирская область 7
7 Республика Башкортостан 31
8 4
9 Томская область 18
10 Челябинская область 24
11 г. Санкт-Петербург 2
12 Ярославская область 17
13 Республика Мордовия 60
14 Липецкая область 58
15 Ростовская область 25
16 Калининградская область 5
17 Ульяновская область 50
18 Мурманская область 16
19 Воронежская область 46
20 Амурская область 75
21 Белгородская область 32
22 Республика Алтай 70
23 Владимирская область 20
24 Республика Саха (Якутия) 53
25 Самарская область 28
26 Курская область 74
27 Удмуртская Республика 37
28 Чувашская Республика 13
29 Вологодская область 40
30 Калужская область 14
31 Оренбургская область 59
32 Иркутская область 43
33 Республика Коми 29
34 Новгородская область 42
35 Пермский край 23
36 Астраханская область 47
37 Алтайский край 68
38 Тамбовская область 49
39 Волгоградская область 57
40 Омская область 39
41 Архангельская область 44
42 Кемеровская область 27
43 79
44 Ивановская область 61
45 Сахалинская область 12
46 Костромская область 65
47 Хабаровский край 9
48 Камчатский край 36
49 Республика Марий Эл 26
50 Кировская область 66
51 Саратовская область 52
52 Ставропольский край 33
53 Рязанская область 38
54 Красноярский край 35
55 Республика Карелия 10
56 Краснодарский край 56
57 Нижегородская область 19
58 Республика Хакасия 48
59 Смоленская область 51
60 Орловская область 67
61 Курганская область 63
62 Тверская область 41
63 Свердловская область 8
64 Псковская область 45
65 Приморский край 22
66 Пензенская область 21
67 Забайкальский край 72
68 Республика Бурятия 64
69 Ненецкий автономный округ 80
70 Магаданская область 15
71 Республика Адыгея 62
72 77
73 Брянская область 73
74 Республика Калмыкия 69
75 Республика Дагестан 82
76 Республика Ингушетия 81
77 76
78 Республика Тыва 78
79 Чукотский автономный округ 55
80 г. Севастополь 84
81 Еврейская автономная область 71
82 Чеченская Республика 83
83 Республика Крым 85
Ленинградская область 54
Московская область 30
Регион Изменение
Амурская область +55
Республика Алтай +48
Курская область +48
Республика Мордовия +47
Липецкая область +44
Кабардино-Балкарская Республика +36
Ульяновская область +33
Алтайский край +31
Тульская область +29
Республика Саха (Якутия) +29
Оренбургская область +28
Воронежская область +27
Республика Башкортостан +24
Костромская область +19
Волгоградская область +18
Ивановская область +17
Кировская область +16
Челябинская область +14
Белгородская область +11
Вологодская область +11
Иркутская область +11
Астраханская область +11
Тамбовская область +11
Ненецкий автономный округ +11
Ростовская область +10
Удмуртская Республика +10
Томская область +9
Новгородская область +8
Республика Татарстан +7
Орловская область +7
Республика Дагестан +7
Ярославская область +5
Забайкальский край +5
Республика Северная Осетия-Алания +5
Республика Ингушетия +5
Тюменская область +4
г. Севастополь +4
Самарская область +3
Архангельская область +3
Курганская область +2
Республика Крым +2
Новосибирская область +1
Саратовская область +1
Чеченская Республика +1
г. Москва 0
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра 0
Краснодарский край 0
Брянская область 0
Республика Тыва 0
Омская область -1
Карачаево-Черкесская Республика -1
Мурманская область -2
Владимирская область -3
Ямало-Ненецкий автономный округ -4
Республика Коми -4
Республика Бурятия -4
Республика Калмыкия -5
Смоленская область -8
г. Санкт-Петербург -9
Республика Адыгея -9
Республика Хакасия -10
Еврейская автономная область -10
Калининградская область -11
Пермский край -12
Камчатский край -12
Чувашская Республика -15
Кемеровская область -15
Рязанская область -15
Калужская область -16
Ставропольский край -19
Красноярский край -19
Псковская область -19
Тверская область -21
Республика Марий Эл -23
Чукотский автономный округ -24
Сахалинская область -33
Хабаровский край -38
Нижегородская область -38
Приморский край -43
Республика Карелия -45
Пензенская область -45
Свердловская область -55
Магаданская область -55

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации представило в октябре рейтинг регионов по развитию информационного общества на 2017 год.

Югра в данном рейтинге занимает третью позицию, уступая Москве и Тюменской области. В первую десятку вошли также Республика Татарстан, Тульская область, Новосибирская область, Республика Башкортостан, Ямало-Ненецкий автономный округ, Томская область и Челябинская область.

Для определения лидеров использовалась методика оценки по 120 показателям и 17 подындексам. При расчете места учитывается уровень развития специальных информационных систем: ГИС «Контингент», ИС Управления транспортом, ЕГАИС , ГИС ГМП , Система-112 и ГИС «Энергоэффективность».

Среди приоритетных подындексов: ИКТ-инфраструктура , электронное правительство , ИКТ в сфере образования , ИКТ в сфере здравоохранения , ИКТ в сфере транспорта . Перечень подындексов соответствует разделам Концепции развития региональной информатизации.

При оценке регионов учитывалось развитие по таким проектам, как перевод госуслуг в электронную форму, внедрение информационных систем дистанционного образования , внедрение ИКТ в учебный процесс (электронный дневник), запись на прием к врачу, электронная карта, телемедицина , внедрение электронных средств оплаты проезда, онлайн-мониторинг движения. Также успех регионов в рейтинге гарантировало создание региональных информационных систем в сфере энергетики , государственных и муниципальных финансов; интеграция региональных информационных систем с федеральными и автоматизация деятельности библиотек, музеев и театров.

2013: Госменеджмент: Уровень внедрения электронного правительства

По данным рейтинга субъектов РФ по уровню внедрения Электронного правительства на 1 февраля 2013 года издания "ГосМенеджмент" , на начало года лидерами по внедрению сервисов e-government были: в ЦФО - Москва, Липецкая и Белгородская области, в СЗФО - Санкт-Петербург, Архангельская и Новгородская области, ЮФО - Ростовская, Астраханская области и Краснодарский край, в СКФО - КБР, Дагестан и Ставропольский край, в ПФО - Нижегородская и Самарская области, а также Татарстан, в УФО - Тюменская и Свердловская области, в СФО - Забайкальский, Красноярский край, в ДФО - ЕАО, Хабаровский край, Якутия.

Госменеджмент, февраль 2013

2012: Госменеджмент: Уровень внедрения электронного правительства

Рейтинг субъектов РФ по уровню внедрения Электронного правительства на 1 апреля 2012 года, опубликованный изданием "ГосМенеджмент", свидетельствует о том, что по уровню развития электронных услуг лидируют в ЦФО - Москва, Липецкая область и Белгородская область, в ЮФО - Краснодарский край, Ростовская и Волгоградская области, в СКФО - КБР, Ставропольский край и Дагестан, в ПФО - Нижегородская область, Татарстан и Самарская область, в УФО - Тюменская область, ХМАО и ЯНАО, в СФО - Омская область, Забайкальский край, Томская область, в ДФО - ЕАО, Сахалинская область, Хабаровский край.

2011

ИРИО: Индекс готовности регионов к информационному обществу

«Цифровое неравенство» субъектов РФ, которое подробно описывается в ежегодных докладах Института развития информационного общества (). Фактически это означает, что в силу исторических, экономических, географических, управленческих и других причин уровень проникновения тех или иных высоких технологий от региона к региону серьезно отличается.

Индекс готовности регионов к информационному обществу

Институт развития информационного общества, ИРИО

Наиболее полное отражение ситуации с региональной информатизацией в РФ представлено в Индексе готовности регионов России к информационному обществу, который публикуется ИРИО с 2005 года. Индекс представляет собой измеритель степени подготовленности регионов к широкомасштабному использованию ИКТ для социально-экономического развития. Он рассчитывается на основе показателей, характеризующих факторы развития информационного общества (человеческий капитал, экономическую среду и ИКТ-инфраструктуру), а также использование ИКТ в шести областях (государственное и муниципальное управление, образование, здравоохранение, бизнес, культура, домохозяйства).

Согласно данным последнего Индекса, основанного на данных за 2009-2010 год, информационное неравенство среди субъектов РФ все еще является достаточно серьезным. В десятку регионов с максимальным числом баллов вошли Москва, Санкт-Петербург, Ямало-Ненецкий автономный округ, Томская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Тюменская область, Чукотский автономный округ, Мурманская область, Чувашия и Республика Карелия. При этом в самом конце списка индекса находятся такие регионы как, например, Курская область, Тамбовская область, Калмыкия, Тыва, Дагестан, Ингушетия и другие.

«Цифровое неравенство» в цифрах

Институт развития информационного общества, ИРИО, 2011

Целями новой госпрограммы «Информационное общество » в числе прочего является сокращение цифрового неравенства регионов, развития сервисов электронного правительства и дальнейшее развития рынка ИКТ.

НАИРИТ: Инновационная активность регионов

По данным Рейтинга инновационной активности регионов 2011, подготовленного Национальной ассоциацией инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ, лидером инновационной активности в очередной раз стала Москва. Впервые, по сравнению с предыдущими исследованиями, отрыв между столицей и ее ближайшими преследователями по рейтингу стал сокращаться и составил 15%. Второе место заняла республика Татарстан (в прошлом году 4 место в рейтинге). В регионе действуют крупнейшая в

К главным «неудачникам» рейтинга следует отнести Московскую область (падение в рейтинге на 27 позиций), Камчатский край (падение в рейтинге на 12 позиций) и Воронежскую область (11 позиций). В целом свои позиции в рейтинге удалось сохранить примерно 9% его участников. Около 42% регионов свою активность повысили. 49%, наоборот, показали результаты ниже, чем в прошлом году. При этом число регионов в категории «Низкая инновационная активность», по сравнению с прошлым годом осталось неизменным. Число регионов в категории «Высокая инновационная активность» увеличилось лишь на одного участника. В итоге общий показатель инновационной активности за 2011 год оказался практически на том же уровне (выше на 1,5%), что и аналогичный показатель за 2010 год.

Эксперты Народного фронта проанализировали данные Минздрава России о доле автоматизированных рабочих мест медицинских работников в лечебных организациях субъектов РФ. По этому признаку в результате был составлен рейтинг регионов. Мониторинг ОНФ показал, что на данный момент высокого уровня информатизации медорганизаций удалось достичь только 34 субъектам из 85.

Напомним, тему информатизации затронул в своем послании Федеральному собранию 1 марта 2018 г. Президент России, лидер ОНФ Владимир Путин. Он заявил, что фельдшерско-акушерские пункты (ФАП), поликлиники, учреждения регионального уровня и ведущие медицинские центры должны быть связаны в единый цифровой контур, чтобы для помощи каждому человеку были привлечены силы всей национальной системы здравоохранения.

Эксперты Народного фронта держат на постоянном контроле данный вопрос. В рамках этой работы была проанализирована информация Минздрава России об уровне информатизации, в том числе автоматизированных рабочих мест медицинского персонала в субъектах РФ. Не менее 80% сотрудников медорганизаций должны были пользоваться сервисом «Электронная медицинская карта» к 1 декабря 2014 г., в соответствии с п. 32 письма Минздрава России от 10 августа 2012 г. № 18-1/10/2-1336 «О направлении дорожной карты по реализации проекта по вводу в эксплуатацию сервиса «Электронная медицинская карта». Однако данной планки удалось достичь только 34 субъектам из 85. Об этом сообщается на портале оперативного взаимодействия участников ЕГИСЗ (Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения). Из них 100% показателя добились в 15 субъектах: Камчатский и Хабаровский края, Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа, Кемеровская, Костромская, Курганская, Тамбовская, Тульская и Псковская области, Республики Саха (Якутия), Татарстан, Чеченская и Чувашская, а также Москва. В других регионах доля информатизации регионов составляет от 80 до 99 % - это Владимирская, Липецкая, Новосибирская, Тверская, Томская, Пензенская, Вологодская, Смоленская, Самарская, Свердловская и Саратовская области, Республики Мордовия, Карачаево-Черкесская и Ингушетия, Краснодарский, Забайкальский и Алтайский края, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, а также Санкт-Петербург.

Эксперты отмечают, что в оставшемся 51 регионе процент автоматизации рабочих мест составляет от 16 до 77 %. Причем самые низкие показатели в Республике Северная Осетия - Алания (16 %), Чукотском автономном округе (20 %), Нижегородской области (25 %), Кабардино-Балкарской Республике (36 %), Воронежской и Рязанской областях (по 40 %).

«Президент Владимир Путин в послании к Федеральному Собранию говорил о необходимости связать в единый информационный контур всех медицинские организации, включая ФАПы и амбулатории в сельской местности. Эксперты Народного фронта и Фонда «Здоровье» продолжат следить за исполнением этого поручения, в том числе в рамках работы над наполнением интерактивной «Карты доступности медпомощи» в малых населенных пунктах, которую запустил Народный фронт. Работа регионов над данной проблемой будет также контролироваться в ходе выездных мероприятий и рабочих поездок. Ведь от этого, в том числе, зависит насколько оперативная и качественная медицинская помощь будет оказана людям», - прокомментировал член Центрального штаба ОНФ, директор Фонда «Здоровье» Эдуард Гаврилов.
Павел Алексеев.