Логопедический проект «Трудный звук» проект по логопедии на тему. Творческий проект "Трудный звук – я твой друг" Трудный звук ты наш друг

учитель-логопед МОУ «СОШ р.п. Озинки»

1. Паспорт проектной работы.

    Название проекта: “Трудный звук – я твой друг”.

    Руководитель проекта: учитель-логопед Надежкина Инна Викторовна.

    Учебный предмет: логопедия.

    Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: чтение, русский язык, изобразительное искусство, технология.

    Участники проекта: учащиеся логопедического пункта, родители, учитель-логопед.

    Тип проекта: творческий.

    Цель проекта:

    вовлечь каждого ученика в активный познавательный творческий проект при создании книги “Трудный звук – я твой друг” - понятной, полезной и доступной детям с речевыми нарушениями,

    учить представлять свой труд в виде страницы книги, выбирать средства и материалы для осуществления своих творческих замыслов,

    воспитывать у детей интерес к творческому взаимодействию при совместной работе.

    Задачи: Развитие творческих способностей, эстетического вкуса, умения самостоятельно работать с различными источниками при получении необходимых знаний, формирование навыков исследовательской деятельности, отработка умения применять свои знания на практике при создании творческого продукта – книги, развитие умения самостоятельно принимать решения и обмениваться информацией, пополнять активный запас учащихся элементами устного народного творчества.

    Вопрос проекта: Возможно ли силами детей логопедической группы и их родителей осуществить создание такой книги, которая была бы полезна детям с речевыми нарушениями?

    Оборудование: краски, фломастеры, ножницы, бумага, трафареты.

    Предполагаемый продукт проекта: книга “Трудный звук – я твой друг”.

    Этапы работы:

    Создание рабочей группы.

    Анализ существующих пособий.

    Выбор направления деятельности.

    Разработка структуры будущей книги.

    Анализ собранного материала.

    Иллюстрирование отобранного материала.

    Проверка в действии, обмен опытом.

    Презентация.

    Распределение ролей в проектной группе.

Роль учителя:

    координировать весь процесс учебной творческой деятельности,

    помогать детям в поиске источников информации,

    самому быть источником информации,

    поддерживать и поощрять активность учеников работе над проектом.

Роль учеников и родителей: создание одной страницы книги.

    Актуальность проекта.

Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедических занятиях наряду с другими видами используется исследовательская деятельность.

Речевые нарушения детей почти всегда сопровождаются более или менее выраженными нарушениями в формировании когнитивных, общеучебных и коммуникативных навыков. Следовательно, проектная деятельность должна быть направлена на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, навыков подготовки к занятиям, правильного распределения времени, планирования и самоконтроля. Логопедические занятия со школьниками, имеющими нарушения устной речи, целесообразно проводить по программе, основанной на взаимодействии взрослого и ребёнка. Взаимодействие способствует обучению ребёнка-логопата самостоятельному поиску путей и способов решения собственных проблем. Ребёнок перестаёт быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.

Метод проекта предоставляет ребёнку уникальную возможность реализовать свои фантазии и соединить их с мечтой о взрослости. Работать над проектом способны дети разного уровня подготовленности. Главное – помочь ребёнку поверить в свои силы. Наиболее полно и отчётливо воспринимается ребёнком то, что было интересно, то, что нашёл и доказал сам.

Продуктивный вид деятельности – благодатная почва для реализации принципа активности, который заключается в том, что человек усваивает 10% из того, что слышит, 50% - из того, что видит, 90% - из того, что делает.

2. Педагогическое описание проекта.

Знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительными эмоциями, не становятся полезными. Ребёнок на занятии пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как обучение не захватывает их. Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в жизни, в изучении русского языка. Нужно только найти его и подать детям, что побудит их самих подобным находкам и открытиям.

На логопедических занятиях дети могут не только учиться чему-либо, но и а самостоятельно пробовать, экспериментировать, добывать знания. Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах.

В проекте детям не сообщается, что они будут решать определённую педагогическую задачу. Им сообщается название и цели проекта, и уже через несколько минут дети погружаются в проблему проекта и уже что-то рисуют, вырезают, клеят, выписывают.

Дети, сами того не подозревая, вполне самостоятельно, активизируют свои знания, применяя их на практике в незнакомой ситуации.

Главная задача учителя-логопеда – научить ребёнка учиться. Успешность познавательной активности деятельности школьника с речевыми нарушениями зависит от выполнения ряда условий, в частности от обеспечения эмоционально благополучной позиции ребёнка.

Создание ситуации успеха его деятельности – основное условие воспитания положительного отношения к учению. Успех – это внутренний комфорт, радость от того, что всё не так уж трудно и плохо.

Добиться эффективной положительной мотивации ребёнка к учению педагогу помогает создание загадочного увлекательного мира для зарождения познавательных и социальных мотивов.

Задуманный проект “Трудный звук – я твой друг” помогает детям не только обрести навыки исследовательской деятельности, но и даёт возможность учителю-логопеду реализовать многие коррекционно-педагогические и воспитательные цели и задачи, вовлекая детей в творческую деятельность, соответствующую умственным и физическим возможностям детей с речевыми нарушениями.

Проект задуман как коллективная деятельность. Ученику, сталкивающемуся с проблемами в учёбе, сотрудничество даёт возможность получить дополнительную поддержку со стороны детей и логопеда, преодолеть страхи и неуверенность в себе, научиться быть самостоятельным и ответственным. Часто в течение всего учебного дня такие ученики чувствуют себя одинокими, неуспешными. Именно дополнительные занятия с логопедом могут и должны стать для них источником радости и уверенности в себе, предоставив возможность почувствовать поддержку окружающих. Именно на таких занятиях ученик, сам испытывающий трудности в учёбе, может помочь другому справиться с проблемами, помогая, таким образом, и себе (вспомним о самом эффективном методе – “учусь сам, обучая другого”.)

Радость, веселье, раскованность, некоторая таинственность привлекает детей. У них формируется выдержка, настойчивость, сопереживание.

Наблюдая за детьми, можно видеть, как они оживляются, стараются выполнить как можно лучше. Они безболезненно реагируют на замечания и ошибки, стараются исправить их. Дети не чувствуют усталости, не испытывают дискомфорта.

По завершению работы над книгой, организуется презентация каждым учеником своей страницы, для того чтобы обобщить полученные знания и умения, повысить самооценку учащихся, дать детям установку на дальнейшие учебные успехи. Учащиеся самостоятельно оценивают достигнутые результаты, а так же оценивают успехи и неудачи других детей.

В ходе работы над проектом у учащихся возникает интерес к логопедическим занятиям. Они учатся планировать свою деятельность, пользоваться различными источниками информации, отбирать нужные материалы, выражать своё мнение, создавать конечный продукт – материальный носитель проектной деятельности, оценивать себя и других. Полученный результат доказывает, что нет бездарных детей, нужно лишь вовремя оказать ребёнку помощь и дать поверить ему в свои силы.

Каждый ученик логопедической группы – это создатель одной книжной страницы. Детям даётся конкретное творческое задание, которое они выполняют совместно с родителями, а учитель-логопед преследует свои важные коррекционно-педагогические цели и задачи на каждом этапе. Попробуем описать ценность применения каждого задания в работе с детьми логопедической группы.

1этап. “Подобрать картинку, в названии которой есть заданный звук”.

Коррекционные цели: Формировать умение определять место звука в слове, развивать пространственную ориентацию при размещении картинки на странице азбуки.

Исследовательские цели: Формировать умение находить несколько вариантов решения проблемы и выбирать из них более подходящий.

Воспитательные цели: Воспитывать самостоятельность при работе с учебным материалом, чувства ответственности при выполнении своей задачи.

2этап. “Подобрать скороговорки и чистоговорки, в которых часто встречается заданный звук”.

Коррекционные цели: Развивать фонематический слух, и умение выделять букву в тексте; отрабатывать дикцию, силу голоса, выразительность.

Исследовательские цели: Формировать умение работать с литературными источниками.

Воспитательные цели: Формировать навыки самоконтроля.

3 этап. “Составить ребусы с данной буквой”.

Коррекционные цели: Развивать пространственное воображение при работе с буквами.

Исследовательские цели: Формировать творческое воображение, самостоятельность при принятии решения, умение отстаивать свою точку зрения, умение находить и исправлять ошибки в своей работе и работе других детей, умение оказывать помощь в группе при решении общих задач.

Воспитательные цели: Воспитывать эстетический вкус, уважение к чужому труду и гордости за свой труд.

4 этап. “Составить кроссворд с картинками, названия которых начинается на заданный звук ”.

Коррекционные цели : Формировать умение определять место звука в слове, узнавать предмет по контуру, корректировать мелкую моторику.

Исследовательские цели: Формировать умение выбрать нужный рисунок из заданной серии.

Воспитательные цели: Воспитывать аккуратность и бережливость.

5 этап. “Оформить страницу книги по образцу”.

Коррекционные цели: Развивать пространственную ориентацию; корректировать мелкую моторику.

Исследовательские цели: Формировать умение работать по образцу, находить и исправлять свои ошибки, планировать свою деятельность, время и ресурсы.

Воспитательные цели: Воспитывать гордость за свой труд и труд своих друзей.

Чистоговорки и скороговорки развивают логическое мышление, приучают к образному меткому слову, способствуют обогащению детского словаря, автоматизации звуков.

Приобщение детей к народному творчеству не только помогает обогатить речь детей, но и позволяет сделать их внутренний мир более богатым. Так же речевой материал, построенный по законам ритма и рифмы, служит определённой дидактической цели: максимально пополнить лексический материал заданным звуком.

Составить ребус с заданной буквой детям предлагается только после того, как они познакомятся с готовыми ребусами и правилами их построения. Затем учащемуся даётся задание составить ребус со своей буквой, а остальным его отгадать. Таким образом, учащиеся творят сами, оценивают ребусы других детей, имея возможность сравнить своё произведение с остальными. Если сам ребёнок не может выполнить задание – то есть возможность обратиться за помощью к тем учащимся, у которых составление ребуса не вызвало затруднения.

Оформление страницы книги “Трудный звук – я твой друг” требует усидчивости и аккуратности. Совершенствование ручной моторики способствует развитию речевой функции. Этот этап также формирует умение различать буквы, тренируют переключение внимания. Каждый этап работы над книгой должен иметь свой конкретный продукт.

Все этапы соответствуют поисково-творческим приёмам и помогают развивать навыки исследовательской деятельности в соответствии и индивидуальными и психическими особенностями каждого ребёнка.

Таким образом, силами детей логопедической группы и их родителей мы осуществили создание такой книги, которая будет полезна детям с речевыми нарушениями, сделали презентацию книги «Трудный звук – я твой друг». Затем мы подарили эту книгу первоклассникам, которые занимаются на логопедическом пункте.

Цель проекта: Повысить мотивацию к овладению правильным звукопроизношением, помочь детям усвоить артикуляционный и акустический образ звука, необходимый для правильного звукопроизношения, а также повысить возможности полноценного речевого развития дошкольников.

Задачи проекта:

Речевое развитие.

  • Совершенствовать фонематическое восприятие, зрительную и слуховую память.
  • Исследовать и осмыслить ребенком положение органов артикуляции при произношении отрабатываемых звуков.
  • Закрепить осознанное понимание артикуляционного уклада конкретного звука и качественное исправление дефекта произношения.
  • Уточнить артикуляционный и акустический образ изучаемых звуков, необходимый для правильного звукопроизношения. Закреплять понятие “звук”.
  • Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки.
  • Повысить интерес родителей и компетентность воспитателей к коррекционному процессу.
  • Повышать уровень мотивации и готовность к школьному обучению.

Гипотеза:

  • Мы будем правильно говорить все звуки, если научимся различать и слышать их в речи, а так же выучим артикуляционную гимнастику.
  • Краткое содержание проекта:

Работа с детьми

  • Знакомство с органами артикуляции посредством “Сказки о Веселом Язычке”.
  • Использование на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения игровых приемов анализа артикуляции “Научи инопланетянина правильно произносить звук”, “Объясни товарищу правильное расположение органов артикуляции...” и др.
  • Использование при анализе артикуляции изучаемого звука пособия “Артикуляционные уклады звуков”.
  • Исследование особенностей произношения каждого изучаемого звука, постепенное (по мере постановки и автоматизации каждого нарушенного звука) оформление буклета “Трудные звуки”.

Работа с семьей

  • Консультация для родителей “Нарушение звукопроизношения и его причины”;
  • Совместное с ребенком ведение индивидуального буклета “Трудные звуки”
  • Использование буклета в процессе закрепления правильного произношения звуков дома по заданию учителя-логопеда.

Работа с педагогами

  • Консультация “Нарушения звукопроизношения. Причины. Виды”

Ожидаемые результаты (продукт проекта)

Практический результат проекта

  • Создание необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников первоначальных умений и навыков по развитию речевых способностей детей логопедической группы.
  • Повышение у детей интереса к коррекционному процессу, ознакомление с артикуляционной гимнастикой, Изготовление игр для изучения и различения звуков и использование их детьми в свободной деятельности. Овладение детьми правильным произношением звуков и в дальнейшем обеспечить контроль со стороны родителей и воспитателей за правильным звукопроизношением.
  • Развитие у детей речевой активности, любознательности, коммуникативных навыков, познавательной активности.
  • Презентация индивидуальных буклетов “Трудные звуки”, их практическое использование при выполнении домашних упражнений.
  • Составление совместно с детьми общего буклета “Трудные звуки” и его использование в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда.
  • Праздник правильной речи.
  • Активное участие родителей в реализации проекта.

Проблема

Последнее время наблюдается рост детей с речевыми нарушениями, которые с большими трудностями усваивают звуковую культуру речи. Дошкольник, с речевыми нарушениями, в последствии испытывает значительные трудности в овладении школьными знаниям и умениями. Поэтому необходимо практическим путем закрепить и дифференцировать отсутствующие звуки.

Актуальность

Что мы знаем о звуках речи?

Все люди умеют говорить. Они охотно общаются между собой, передают свои знания другим людям. Чтобы научиться хорошо разговаривать, дети должны уметь четко произносить все звуки родного языка. Обычно этот процесс происходит по подражанию, однако иногда требуются специальные занятия, для того чтобы овладеть правильным произношением звуков. Если ребенок умеет хорошо говорить, он легко может найти себе друзей, организовать игру, пообщаться с ровесниками и взрослыми. В нашей группе еще не все дети умеют правильно и четко произносить звуки, поэтому нам необходимо организовать работу по овладению правильным звукопроизношением.

Что хотим узнать?

В беседе выяснилось: все дети хотят научиться хорошо говорить. Однако им пока трудно произносить “непослушные” звуки. В этом нам может помочь артикуляционная гимнастика и “Сказка о веселом язычке”. Кроме того необходимо научиться “слышать” и различать эти звуки между собой. Здесь можно использовать различные игры и упражнения, которые необходимо подобрать.

Что нужно сделать, для того, чтобы...

Чтобы научиться хорошо говорить, надо: очень хотеть этому научиться, стараться, выполнять все упражнения и задания логопеда в этом могут помочь воспитатели, родители и друзья.

Чтобы запомнить правильное произношение трудных звуков, можно сделать разные игры, подобрать сказки о “Веселом язычке”, картинки для успешного овладения трудными звуками “Веселый звуковичок”, речевое лото.

Этапы работы над проектом

1. Поисковый

Поиск и анализ проблемы:

Важно, чтобы дети сами подошли к постановке проблемы. Как мы вышли на проблему? В ходе непосредственной образовательной деятельности Максим рассказывая о птицах, не произносил звук “Р”, Игорь удивился и сказал: “Это очень просто, нужно подуть на язык” В ходе беседы выяснилось, что Игорь научился правильно говорить этот звук дома и в детском саду. Я решила поддержать этот разговор и стала задавать вопросы детям:

Какие еще звуки “трудные”?

Кто хочет научиться правильно говорить?

Для чего это нужно?

Как этому можно научиться быстро?

Что же мы должны будем делать, чтобы научиться говорить четко и красиво?

Дети предложили некоторые варианты решения: Выполнять комплекс артикуляционной гимнастики, играть в игры: “Назови звук”, “Поймай звук”, “Какой звук ты слышишь?”, “Звуковичок”.

Выбор формы продукта:

  • Какие игры можно сделать, для того, чтобы научиться различать звуки?
  • С кем и где мы будем с ними играть?
  • Всё, что мы узнаем о звуках, куда можем поместить?

Определение темы проекта и названия продукта:

В ходе беседы определились с названием “Царство звуков”, с перечнем игр для различения звуков в самостоятельной речи.

Постановка цели проекта:

Цель: научиться красиво и правильно говорить все звуки.

  • Побуждать детей ставить и решать проблему; развивать основы ключевых компетентностей – умение добывать и пользоваться знаниями через практическую деятельность; формировать коммуникативные компетентности, элементарные навыки обращения, разговора, возражения.
  • Развивать познавательные способности, речевую активность.
  • Активизировать желание искать пути решения проблемной ситуации; формировать предпосылки исследовательской и поисковой деятельности.
  • Развивать умение представлять продукт деятельности, умение вносить свой вклад в общее дело.

Деятельность педагога на первом этапе: он формулирует проблему, цель, определяет продукт проекта, вводит детей в игровую ситуацию, формулирует задачу.

Деятельность детей: они входят в проблему, вживаются в игровую ситуацию, принимают задачу.

2. Аналитический.

Анализ и подбор ресурсов:

Обсудили с детьми, наличие игр в группе, как будем оформлять новые игры, что для этого нужно и где возьмём материал? Что нужно, чтобы материал получился красочным? (дома нарисовать, записать, найти в интернете что-то интересно, сделать поделки и рисунки, фотографии)

Сбор и изучение информации:

Учителю-логопеду подготовить и провести консультацию для родителей “Нарушение звукопроизношения и его причины”;

Совместно с ребенком вести индивидуальный буклет “Трудные звуки”.

Использовать буклет в процессе закрепления правильного произношения звуков дома по заданию учителя-логопеда.

Деятельность детей на данном этапе:

Дети активно участвуют в разучивании артикуляционной гимнастики, помогают учителю – логопеду и родителям в красочном оформлении игр на развитие фонематического восприятия.

Деятельность педагога:

  • Консультация учителя-логопеда для воспитателей: “Нарушения звукопроизношения. Причины. Виды”
  • Составление совместно с детьми общего буклета “Трудные звуки” (на все звуки)
  • Использование буклета в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда.

3. Практический

В ходе практической части проекта дети знакомятся с органами артикуляции посредством “Сказки о Веселом Язычке”

Использовать на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения игровых приемов анализа артикуляции “Научи инопланетянина правильно произносить звук”, “Объясни товарищу правильное расположение органов артикуляции...” и др.

Использовать при анализе артикуляции изучаемого звука пособия “Артикуляционные уклады звуков”

Исследование особенностей произношения каждого изучаемого звука, постепенное (по мере постановки и автоматизации каждого нарушенного звука) оформление буклета “Трудные звуки”

В процессе деятельности по художественному творчеству, познанию, дома с родителями изготовить игры для ознакомления со звуками: “Назови звук”, “Поймай звук”, “Какой звук ты слышишь?”, “Звуковичок”.

Принять участие в празднике “Правильной речи”.

Деятельность педагога:

Педагог оказывает практическую помощь (по необходимости направляет и контролирует осуществление проекта)

Деятельность детей:

Формировать знания об артикуляционных укладах “трудных звуков”, умение слышать их, различать и выделять, а так же правильно произносить эти звуки.

4. Презентационный

На этом этапе деятельность педагога: подготовка к презентации.

Деятельность детей: готовят продукт деятельности к презентации.

5. Контрольный

Дети принимали активное участие: демонстрировали умения правильно произносить “трудные” звуки, различали схожие по артикуляционным и акустическим признакам звуки.

Дальнейшее использование продукта проектной деятельности

Подготовленные игры активно используются в группе, дети продолжают изучать звуки и овладевать звуковым анализом и синтезом под руководством педагогов.

Значение проекта

Данный проект повысил мотивацию детей к подготовке к школе. Дети активно участвовали во всех этапах проекта, были исполнены гордости за выполненные ими игры. Они не только сами с удовольствием принимали участие в играх, но и организовывали их друг для друга, проявляя при этом взаимопонимание, взаимовыручку. В результате работы над данным проектом, дети стали лучше произносить звуки, научились слышать, выделять, различать сходные между собой звуки.

№ п/п Деятельность участников проекта. Сроки Участники
1 Поисковый этап.

Беседа с детьми с целью определения темы, целей, продукта проекта. Определение степени участия детей, родителей, педагогов.

сентябрь Дети, логопед
2 Аналитический этап.

Уточнение информации об имеющихся играх, обсуждение списка игр, которые можно изготовить самостоятельно.

сентябрь Дети, логопед
3 Привлечение родителей к сбору информации о звуках. Изготовление буклета “Сказка о Веселом язычке”. сентябрь Логопед
5 Практический этап.

Разработка планирования занятий по постановке правильного звукопроизношения для детей средней и старшей групп ДОУ

15.09.14. Бондаренко Т.И.
6 Консультации для педагогов и родителей: “Нарушение звукопроизношения. Их причины и виды” 10.10.14. Логопед, воспитатели
7 Чтение стихотворений детям И. Лопухина “Песенка про звуки”, “Мы со звуком Ш играем”, “Мы со звуками играем”, “Буква Р” А.Барто, “Беда Олесика” Н.Тимчак; “Почему?” П.Высоцкий В течение года Логопед, воспитатели
8 Слушание диска Т.А. Ткаченко “Персональные упражнения” в течение года, по мере изучения. Дети, родители
9 Составление описательных рассказов о звуках. октябрь дети
10 Знакомство с органами артикуляции, рассматривание и изготовление профилей звуков. ноябрь дети
11 Подбор картин на заданный звук. С различным положением звука: начало, середина, конец слова. октябрь. дети
12 Выполнение заданий в тетрадях: “Шагаем по клеточкам”. еженедельно дети
13 Изготовление буклетов “Трудный звук” По мере постановки звуков Дети, логопед
14 Раскрашивание картинок на изучаемый звук. По мере изучения букв воспитатели
15 Запоминание характеристики звука и его артикуляции. По мере изучения звука Дети под руководством взрослых
16 Подбор табличек с названиями предметов к самим предметам. В НОД, в играх. Логопед, воспитател
17 Изготовление игр на формирование фонематического восприятия: “Назови звук”, “Поймай звук”, “Какой звук ты слышишь?”, “Звуковичок”. В течение года Дети, логопед, родители
18 Использовать на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения игровые приемы анализа артикуляции “Научи инопланетянина правильно произносить звук”, “Объясни товарищу правильное расположение органов артикуляции...” и др. В течение года Дети, логопед
19 Презентационный этап.

Презентация проекта: “Праздник правильной речи”

Участие родителей в презентации проекта.

ноябрь Родители, педагоги, дети

Тип проекта: педагогический.

Участники проекта: логопед, ученики начальных классов, учителя, воспитатели, родители.

Актуальность:

Звуки - основной строительный материал человеческой речи, и только при их чёткой, точной передаче речь может быть понята правильно, а значит - служить средством общения.

Правильное произношение необходимо ребёнку для уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения и письма, гармоничного развития. По данным научных исследований, примерно 40% детей нашей страны, у которых речь должна быть сформирована, неверно произносят звуки родного языка, и количество таких детей не уменьшается.

Нарушение звукопроизношения не только косметический дефект, но и серьёзное препятствие в овладении ребёнком письменной речью. Оно отрицательно влияет на эмоциональное состояние малыша, его самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками.

Проблема:

нарушения звукопроизношения у детей ведут к явлениям дислексии и дисграфии при обучении в школе.

Гипотеза:

предположим, что применение комплекса занимательного материала будет способствовать развитию звуковой культуры речи.

коррекция звукопроизношения детей посредством занимательного наглядно-дидактического материала.

Задачи:

  1. Вызвать интерес детей к коррекционным занятиям.
  2. Развивать звуковую культуру речи во взаимосвязи разных речевых задач: формирования грамматического строя речи, словарной работы и связной речи.
  3. Формировать и совершенствовать у детей звуковую культуру речи (развивать артикуляционную моторику, дикцию, интонационную выразительность, фонематическое восприятие).
  4. Способствовать формированию звуковой культуры речи у детей с ОНР во всех видах деятельности: на занятиях, в играх, в режимных моментах.
  5. Развивать коммуникативные способности детей, развивать уверенность в себе.
  6. Формировать эмоциональный контакт родителей с детьми, обогащать детско-родительские отношения совместной творческой деятельностью.

Этапы проекта:

Подготовительный:

  • изучить опыт известных педагогов, работающих по данной теме и опыт коллег;
  • создать развивающую среду в группе (речевой уголок) и кабинетах;
  • подготовить учебный и игровой материал для индивидуальной и групповой работы с детьми;
  • провести диагностику детей, анкетирование с родителями.

Основной этап:

  • развивать звуковую культуру речи на всех занятиях и уроках: коррекционных, чтения, математики, музыки, изодеятельности и т.д.;
  • осуществлять речевое развитие во всех режимных моментах: утренний приём, коррекционная работа, прогулка, учебная деятельность, используя занимательный материал;
  • приобщать родителей к процессу автоматизации поставленных звуков (папки-раскладушки, уголок «Советы логопеда», консультации, беседы, открытые занятия).

Заключительный этап:

  • диагностика детей.
  • родительское собрание.
  • анкетирование родителей.
  • открытое итоговое занятие.

Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей (методы, формы, средства осуществления).

Для реализации проекта на коррекционных занятиях мы используем методы и приемы:

  • словесные: (сказки, пословицы, загадки, потешки, поговорки, стихи);
  • наглядные (демонстрационный материал);
  • практические: (сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, театрализованные игры, упражнения).

Использование загадок, потешек, сказок делает занятие более эмоциональным, интересным. Сделать процесс реализации поставленных задач более интересным поможет использование таких средств обучения, как компьютер. У каждого логопеда есть компьютерные игры и программы по развитию звукопроизношения.

Для привлечения воспитателей и учителей к коррекционно-логопедической работе, провожу для них консультации, мастер-классы¸ семинары.

Без участия родителей, считаю, невозможно достичь поставленной цели. Поэтому провожу родительские собрания, на которых рассказываем, каких успехов мы достигли. А также проводим семинары-практикумы, консультации,¸ где учим родителей, как нужно заниматься дома. В школе есть уголок «Советы логопеда», где даются рекомендации, как по развитию звуковой культуры речи, так и по другим разделам программы. Периодически проводится анкетирование.



Календарный план реализации проекта

Предполагаемая дата проведения мероприятия

Наименование мероприятия

Сентябрь 2014

Диагностика

Октябрь 2014

Родительское собрание «Результаты диагностики и планируемая коррекционно-логопедическая работа на 2014-15 уч. год

Ноябрь 2014

Семинар-практикум с участием детей для воспитателей «Артикуляционные упражнения для логопедического часа»

Декабрь 2014

Конкурс стихов «Волшебница-зима»

Январь 2015

Семинар - практикум для учителей начальных классов «Автоматизация звуков в речи с помощью игровых приёмов»
Мастер-класс «Трудный звук - ты наш друг»

Февраль 2015

Открытые занятия для учителей «Звук [Р] в словах и предложениях», «Звук [Л] в слогах и словах».

Открытое занятие для родителей «Праздник для мам».
Развлечение «Я дарю тебе словечко»

Апрель 2014

Неделя правильной речи

Итоговые занятия


Предполагаемый результат:

  • повысится интерес детей к учебной деятельности;
  • улучшится качество звукопроизношения;
  • повысится уровень развития психических процессов.

Данный проект может быть использован логопедами в работе с детьми с нарушением звукопроизношения не только в коррекционных школах, но и в общеобразовательных, а так же в детских садах, так как увеличивается количество детей с нарушениями звукопроизношения.

Оценка эффективности реализации проекта:

Проведение диагностического обследования выявило положительную динамику в развитии:

  • звукопроизношения;
  • психических процессов;
  • коммуникативных функций речи.

Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния таких факторов риска:

  • слабая материально-техническая база (приобретение новых наглядно-дидактических пособий, игр);
  • трудности взаимодействия с родителями (использование новых форм работы с родителями с учетом личностно-ориентированного подхода).

Дальнейшее развитие проекта:

  • публикация проекта;
  • проведение мастер-класса с педагогами на данную тему;
  • разработка методических рекомендаций для родителей и педагогов.

Предполагается использование данного проекта:

  • в работе с вновь прибывающими детьми в 1 класс;
  • внедрение инновационных технологий для улучшения коррекционно-образовательного процесса;
  • обмен опытом с педагогами города.

Список литературы:

  1. Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре. М. 1975
  2. Османова Г. А., Позднкова Л. А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. СПб. 2007
  3. Пожиленко Е. Знакомим детей с окружающим и развиваем речь// Дошкольное воспитание, 2005, № 1.
  4. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. М.: ВАКО, 2007-288 с.
  5. Мезенцева М. Логопедия в картинках. М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2011.- 192 с.
  6. Скворцова И.В. Логопедические игры. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014.-128 с.
  7. Буланович Н.И., Рыжанкова Е.Н. Учимся произносить звуки. СПб.: Издательский дом «Литера», 2007.-32с.

Екатерина Юркова
Проект «Трудный звук, будь детям друг!»

Проект «Трудный звук, будь детям друг!»

О смертные, мы всем другим наукам

Стараемся учиться так усердно,

А речь, единую царицу мира,

Мы забываем? Вот кому служить

Должны мы все, за плату дорогую

Учителей сводя, чтоб, тайну слова

Познавши, убеждая - побеждать!

Тип проекта: образовательный, практико-ориентированный

Участники проекта: учитель-логопед, дети старшей группы, родители.

Масштаб: долгосрочный, в пределах группы.

Актуальность:

Сегодня система развития образования находится в ситуации существенных изменений.

Перед педагогами стоит задача научить старших дошкольников ориентироваться в потоке информации, поступающей к ним отовсюду. Детям важно не только правильно усваивать и структурировать информацию, но и уметь целенаправленно искать её, самостоятельно отбирать. Для реализации этих задач необходимо использовать инновационные технологии обучения. Одним из таких методов – является метод проектов. Проектная деятельность неразрывно связана с творческой деятельностью, с сотворчеством.

Звуки - основной строительный материал человеческой речи, и только при их чёткой, точной передаче речь может быть понята правильно, а значит - служить средством коммуникации.

Правильное произношение необходимо ребёнку для уверенного общения, дальнейшего успешного обучения, грамотного чтения и письма, гармоничного развития. По данным научных исследований, примерно 40% детей нашей страны, у которых речь должна быть сформирована, неверно произносят звуки родного языка, и количество таких детей не уменьшается.

Нарушение звукопроизношения не только косметический дефект, но и серьёзное препятствие в овладении ребёнком письменной речью в школе. Оно отрицательно влияет на его эмоциональное состояние, самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками.

По результатам проведённой в сентябре диагностики старшей группы «Гномики» из 25 детей 22 ребёнка имеют нарушения звукопроизношения. Что составляет 88 %. (см. Приложение 1) Всего 12 % детей имеют чистую речь. Таким образом, имеется большое количество детей с нарушениями произношения. В речи детей чаще всего наблюдаются замены звука, их искажение либо отсутствие. Это требует направленной коррекционной работы по постановке и автоматизации звуков. Для привлечения родителей к проблеме автоматизации звуков я решила предложить родителям поучаствовать в создании детско-родительских проектов.

Проблема:

Родители принимают только опосредованное участие в автоматизации звуков, не всегда понимая как это делать, что влияет на качество звукопроизношения детей. Часто без участия родителей автоматизация звуков имеет достаточно длительный характер.

Гипотеза:

предположим, что приобщение родителей к звуковой культуре речи и разработка совместных детско-родительских проектов будет способствовать закреплению поставленных логопедом звуков в речи детей и сократит продолжительность этапа автоматизации звука.

Цель:

коррекция звукопроизношения детей посредством детско-родительских проектов по автоматизации звуков.

Задачи:

1. Формировать и совершенствовать у детей звукопроизношение (развивать артикуляционную моторику, дикцию, интонационную выразительность, фонематическое восприятие).

2. Привлекать родителей к совместной работе по формированию правильного звукопроизношения.

3. Научить родителей созданию детско-родительских проектов.

Описание проекта: стратегия и механизмы реализации.

Этапы проекта:

Подготовительный (сентябрь-ноябрь):

Продолжать коррекционную работу по постановке и автоматизации отсутствующих звуков в речи детей.

Провести мастер-класс для родителей «Артикуляционные упражнения для постановки звуков»,

Провести семинар-практикум для родителей по автоматизации звуков «Трудный звук будь детям друг»,

Провести открытое занятие для родителей по автоматизации звуков,

Провести индивидуальное консультирование родителей о механизмах разработки проекта, подборе материала для его создания.

Основной этап (ноябрь-декабрь):

Непосредственно создание детско-родительских проектов,

Сопровождение проектов, оказание помощи в их создании.

Заключительный этап (январь-февраль):

Защита детьми в группе созданных проектов.

Промежуточная диагностика звукопроизношения.

Беседы с родителями по результатам диагностики.

Актуальным для детей дошкольного возраста является сотворчество. Без участия родителей, считаю, невозможно достичь поставленной цели. Поэтому провожу родительские собрания, на которых рассказываем, каких успехов мы достигли. А также провожу семинары-практикумы, мастер-классы, консультации, где учим родителей, как нужно заниматься дома. В группе есть уголок «Советы логопеда», где даются рекомендации, как по развитию звуковой культуры речи, так и по другим разделам программы. Периодически проводится анкетирование.

Таким образом, внедрение в образовательный процесс такой технологии как метод проекта способствует развитию свободной, творческой, социально адаптированной личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей.

Календарный план реализации проекта

Предполагаемая дата проведения мероприятия Наименование мероприятия Ответственный

Сентябрь 2015 Диагностика Учитель-логопед

Октябрь 2015 Родительское собрание «Результаты диагностики и планируемая коррекционно-логопедическая работа на 2015-16 уч. год». Индивидуальные консультации. Учитель-логопед

Октябрь 2015 Мастер-класс «Артикуляционные упражнения для постановки звуков» Учитель-логопед

Ноябрь 2015 Семинар-практикум для родителей по автоматизации звуков в речи «Трудный звук будь детям друг» Учитель-логопед

Ноябрь 2015 Открытое занятие для родителей по автоматизации звуков. Учитель-логопед

Ноябрь-декабрь 2015 Консультирование родителей по автоматизации звуков и созданию проектов;

Непосредственное создание проектов и их корректировка. Учитель-логопед,

родители, дети

Январь 2016 Промежуточная диагностика звукопроизношения. Учитель-логопед

Январь-февраль 2016 Беседы с родителями по результатам диагностики. Учитель-логопед

Февраль 2016 Защита проектов в группе. Учитель-логопед,

родители, дети

Предполагаемый результат:

Улучшится качество звукопроизношения у детей;

Повысится участие родителей в совместной с логопедом работе по автоматизации звуков;

Будут созданы детско-родительские проекты по автоматизации звуков.

Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния таких факторов риска:

Трудности взаимодействия с родителями (использование новых форм работы с родителями с учетом личностно-ориентированного подхода).

Отсутствие у родителей времени или недостаточная осведомлённость их в вопросе автоматизации звуков (оказание помощи в реализации детско-родительских проектов)

Дальнейшее развитие проекта:

Публикация проекта;

Проведение мастер-класса с педагогами на данную тему;

Предполагается использование данного проекта:

В работе с вновь прибывающими детьми;

Внедрение инновационных технологий для улучшения коррекционно-образовательного процесса;

Обмен опытом с педагогами города;

Участие проектов в конкурсах, публикация проекта.

Данный проект может быть использован логопедами в работе с детьми с нарушением звукопроизношения не только в детских садах, но и в школах, так как и там большое количество детей с нарушением произношения.

Список литературы:

1. Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре. М. 1975

2. Османова Г. А., Позднкова Л. А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. СПб. 2007

3. Пожиленко Е. Знакомим детей с окружающим и развиваем речь// Дошкольное воспитание, 2005, № 1.

4. Мезенцева М. Логопедия в картинках. М. : ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2011.- 192 с.

5. Скворцова И. В. Логопедические игры. М. : ОЛМА Медиа Групп, 2014.-128 с.

6. Буланович Н. И., Рыжанкова Е. Н. Учимся произносить звуки. СПб. : Издательский дом «Литера», 2007.-32с.

7. Лебедева И. Л. Трудный звук, ты наш друг. Звуки Р, Рь, (Л, Ль, Ш, Ж, С,З) Практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей. М. :Вентана-Граф, 2015, -32с.

8. Скворцова И. В. Грамматика в картинках. Звук Л. Для детей 4-6 лет. СПб. : Нева,2003.




Условия педагогической деятельности Мои воспитанники – это дошкольники, посещающие группу компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, имеющие множественные сопутствующие диагнозы. Правильная организация обучения детей с ОНР – очень сложное дело. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Основной целью коррекционной работы при нарушении произношения звуков является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков в речевом потоке. Поэтому необходим экономный и эффективный способ обучения ребенка правильному произношению звуков. Одним из таких способов является метод мнемотехники. Это обуславливает необходимость разработки индивидуальных образовательных маршрутов для всех детей, зачисленных на коррекционно- развивающие занятия с логопедом.


Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету. К.Д.Ушинский Мнемотехника система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Данная технология имеет: Теоретическую основу. Она базируется на представление о сложной и активной природе процессов запоминания. Формирует воображение, способность сохранять в памяти поступившую информацию; Развивает образное мышление, творческие способности детей, зрительную память.


Использование мнемотехники позволяет: активизировать интерес детей к занятиям; символическая аналогия облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала детьми; применение графической аналогии учит детей видеть главное, помогает систематизировать полученные знания; при формировании правильного произношения развивается память, мышление, воображение, внимание, так как именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.


Этапы логопедической работы по коррекции звукопроизношения с использованием приёмов мнемотехники Развития подвижности и "переключаемости" органов артикуляции Формирование первичных произносительных умений и навыков Формирования коммуникативных умений и навыков 1. Формирование у детей представления о правильном положении артикуляционных органов при произнесении определенных звуков. 2. Развитие подвижности органов артикуляции. 1. Постановка и автоматизация звуков (в слогах, словах, предложениях). 2. Развитие наглядно- образного и образно- логического мышления, объема и концентрации внимания, способности к произвольному запоминанию, навыков самоконтроля. 3. Развитие интонационной выразительности речи. 1. Формирование коммуникативных умений и навыков (слушания, пересказа, составление рассказа, поддержание беседы). 2. Формирование положительного восприятия друг друга, чувства эмпатии.




Использование авторской логопедической игрушки позволяет ребёнку четко представить работу артикуляционного аппарата и быстро выучить комплекс артикуляционной гимнастики Эти моменты создают на занятиях положительный эмоциональный настрой, что способствует закреплению материала


Второй этап. Правильное артикулирование звука, уточненное при помо­щи наглядной модели, улучшает качество приема и воспроиз­ведения звуков. Слушание звука и «видение» правильной арти­куляции с помощью моделей начало активного развития у детей собственных произносительных навыков. Применение моделей при постановке звуков, независимо от вида речевых нарушений, помогает ребенку осмыслить процесс постановки звука и быть не просто пассивным исполнителем воли взрослого, а активным участником. Модель служит наглядной опорой, постоянно «напоминая» артикуля­ цию не произносимого звука.




Использование мнемотаблиц на занятиях Мнемотаблицы служат наглядной опорой, позволяющей быстро и правильно запомнить артикуляцию звука. Позволяет формировать у детей представление о положении органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука и соответствующей его характеристике. Для постановки основных звуков к каждому занятию разработаны мнемотаблицы. Ниже представлена мнемотаблица для артикуляции звука «ш».



Закрепление звука в слогах (уточняется положение артикуляционных органов при произношении гласных звуков и каждый звук изображается с помощью ротика (артикулемы)) С детьми заучивается стихотворение о гласных звуках с помощью мнемосхемы. «Гласные звуки петь мы рады, нет во рту для них преграды. А, О, У, И,Э,Ы – их запомним мы»


Работа над гласными звуками идёт параллельно с работой над постановкой нарушенного согласного звука. Это необходимо для соединения неречевых символов гласных звуков и согласных. Для автоматизации звука в слогах в самостоятельной речи используется авторское пособие «Волшебный сад».


Авторское пособие «Чудесная лестница». Мобильность данного пособия и разнообразие картинного материала, игр, новые сверх задачи позволяют поддерживать интерес ребёнка к занятиям на высоком уровне, проводить автоматизацию нового звука в самостоятельной речи.













По результатам логопедического обследования у детей отмечается: положительная динамика в овладении правильным звукопроизношением, ускорение сроков автоматизации звуков, заметно повышается объём зрительной и вербальной памяти, улучшается распределение и устойчивость внимания, активизируется мыслительная деятельность. Приёмы мнемотехники позволяют повысить интерес детей к логопедическим занятиям, а соответственно возрастает их эффективность, о чём свидетельствуют результаты выпуска детей из логопедической группы за последние годы.




Коррекционно-развивающая работа в условиях ФГТ создание благоприятных условий для успешной коррекции и развития каждого ребёнка; разработка индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ребенка; интеграция образовательных областей; использование игровых и проектных методов; внедрение интересных форм взаимодействия с семьями воспитанников позволяющих вовлекать родителей в педагогическую деятельность, делать коррекционно-образовательный процесс наиболее востребованным, понятным, интересным и привлекательным для современных родителей (психолого-педагогический консультационный центр для родителей «Росток»). Метод мнемотехники позволяет добиться значительных результатов в системе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР и способствует их дальнейшему успешному обучению в школе.


Учитывая положительные результаты моей деятельности предполагаю в перспективе создание учебно – методического комплекса для педагогов дошкольных учреждений по коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с тяжёлыми речевыми нарушениями с использованием метода мнемотехники. Для этого планирую создать в электронном виде все разработанные и активно используемые в работе пособия, схемы, таблицы.