Страхование полученного в лизинг имущества, сложности с выгодоприобретателем банком или лизингодателем. Страхование предмета автолизинга Страховые случаи с лизинговыми машинами

Хорошим способом снижения рисков является страховая защита, позволяющая часто (но нее всегда!) компенсировать возможные потери участников лизинговой сделки.

Согласно п. 2 ст. 21 ФЗ о лизинге страхование предпринимательских (финансовых) рисков осуществляется по соглашению сторон договора лизинга. Прямого указания, что такое страхование обязательно в законодательстве РФ нет.

Однако лизингодатели всегда страхуют их имущество , передаваемое по договору лизинга, от стандартных имущественных рисков, либо требуют внести в обязанности лизингополучателя выполнение страхования за его счёт.

Необходимость страхования имущества, передаваемого в лизинг, предусматривает Оттавская конвенция 25 мая 1988 г., регулирующая правовые взаимоотношения партнёров по международному финансовому лизингу. РФ присоединилась к конвенции и приняла такие обязательства в ФЗ от 08.02.98 № 16-ФЗ О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге.

В первую очередь важно страхование от пожара, стихийных бедствий, краж и иных противоправных действий третьих лиц и т.п. рисков.

Кроме того проводят страхование от рисков связанных с эксплуатацией или местом эксплуатации. Например, риск камнепада и оползня для техники, работающей в горной местности, риск залива водой для электрооборудования (в том числе при штатном срабатывании спринклерной системы пожаротушения), повышенный риск вандализма и хищения для банкоматов и т.п.

Вместе со страхованием гражданской ответственности (которое, так и так, оформит лизингополучатель, что эксплуатировать транспортное средство) , аналогично банкам кредитующим покупку автомобиля, просят страхование каско.

Лизингополучателю не обязательно искать страховщика. Это может сделать лизингодатель, зачастую, имеющий скидки у страховых компаний, как организация, которая страхует много и на крупные суммы. Страховые компании часто имеют в своем штате подразделения по работе с лизинговыми компаниями и заинтересованы в лизингодателях.

Страховка требуется на весь срок действия договора лизинга. Однако мы не рекомендуем заключать договор страхования на весь срок лизинга сразу. Лучше страховать предмет лизинга ежегодно, получая дополнительные скидки за повторное страхование и по факту отсутствия страховых случаев (так называемое безубыточное страхование по терминологии страховщиков). Кроме того при ежегодном страховании можно поискать другого страховщика с более выгодными условиями.

В среднем тарифы при страховании оборудования и другого имущества составляют 0,2-1,5 % в год от страховой суммы. Авто-каско колеблется от 4,8 до 7,9 % в год для разных классов машин и может сопровождаться условиями (ремонт в конкретных автосервисах и др.) не всегда удобными страхователю.

Есть предложения каско и за 9 и за 15 % в год - при предложении страхования, к примеру, офисных легковых автомобилей с неограниченным числом водителей. Однако, такие тарифы, а равно и ситуация когда все работники пользуются «разгонным» автомобилем нетипичны. При каско 15 % скорее подумаешь о нежелании страховщика вводить страховой продукт и о запретительном тарифе и... обратишься в другую компанию.

Определённые трудности могут возникать при страховании колесной спецтехники и лизингового оборудования на автомобильных шасси. Бывает, что страховая компания предлагает каско как за коммерческий автомобиль, а страхователь хочет страховку спецтехники (которая мало перемещается по дорогам, реже попадает в ДТП и угон, а если и перемещается, то часто не сама, а на трале или другом прицепе) и тариф на страхование которой дешевле.

В зависимости от условий эксплуатации и хранения предметов лизинга (например, при наличии забора и КПП, систем пожаротушения, тревожной кнопки и охраны) тарифы тоже могут сильно отличаться. Различаются котировки и у разных компаний, причем на треть и даже больше.

При выборе страховщика и условий страхования надо сравнить котировки нескольких страховщиков и внимательно отнестись к заполнению анкеты про объект страхования и связанные с ним обстоятельства.

Кроме скидок за многократное и безубыточное страхование, страховые компании могут предложить выплату страховой премии в рассрочку и франшизу.

Рассрочка, по крайней мере для нас, не интересна. Выгода от разделения годового платежа на 2 или даже 3-4 взноса не очень велика, а риск, что платёж не перечислят вовремя, а страховой случай наступит, как никак, существует.

А франшиза, напротив, очень уместна при лизинге. Как известно, франшиза это невозмещаемая страховщиком часть ущерба. Франшизу выражают в %% страховой суммы (например, 0,5 %) или с уточнением (0,5 %, но не менее 17 тыс. руб.).

Описывать различия условной и безусловной франшиз и другие термины страхового дела и общих условий страхования (агрегатная, неагрегатная страховая сумма, первый риск и др.) не входит в задачу нашего сайта. Для этого есть специализированные Интернет-ресурсы.

Отметим только, что франшиза может удешевить страховой взнос и одновременно избавить лизингодателя, лизингополучателя, а также страховую компанию, её сюрвееров и других участников процесса урегулирования убытков от трудозатрат и издержек по возмещению малых сумм ущерба.

Важной особенностью страхования при лизинге является то, что выгодоприобретателем практически всегда является лизингодатель . Это всем понятно, когда предмет лизинга страхует его владелец, т.е. лизинговая компаниея. Однако если страховать решит лизингополучатель, ему тоже придётся страховать в пользу лизингодателя - владельца предмета лизинга, финансировавшего лизинговую сделку.

В отличие от поиска страховой компании и переговоров об условиях страхования само заключение договора страхования не сложно. Следует лишь затребовать и внимательно изучить Правила страхования и др. документы, которые должен предоставить страховщик. Как известно, «дьявол кроется в мелочах», а также в мелком шрифте документов которые предлагают на подпись.

Сложности могут начаться при наступлении страхового случая. Наряду с необходимостью правильно документировать страховое событие, официально подтвердить введение режима «чрезвычайная ситуация» при её наступлении в месте нахождения предмета лизинга и т.п., стороны договора лизинга сталкиваются с необходимостью совместных координированных контактов со страховой компанией, точнее с подразделением урегулирования страховых убытков.

При подаче заявления на возмещение ущерба требуются учредительные документы лизинговой компании, документы подтверждающие право её собственности на предмет лизинга и, одновременно, документы лизингополучателя, подтверждающие страховое событие.

Главную нагрузку при сборе документов несёт лизингополучатель, как пользователь предмета лизинга и участник событий, имеющих признаки страхового случая. Однако издержки лизинговой компании тоже велики. При ДТП лизингодателю, разве что, не надо звать ГИБДД, да и то потому, что регистрацию а/машин в лизинге оформляют в режиме временной регистрации и в ПТС указаны владелец ТС (лизинговая компания) и лизингополучатель, фактически эксплуатирующий машину.

На разбор и к страховщику лучше готовить фотографии местности с привязкой к объектам, разметке, светофорам, знакам. Фотографировать в присутствии двух-трёх человек, составить Акт о фотографировании, пронумеровать фотографии, описать в акте точку съемки и указать дату/время съемки. Фотографирование и иное документирование повреждений предмета лизинга часто выполняют аварийные комиссары (сюрвееры), но лучше делать это и самим.

Вне зависимости от того оплатил страховку, страховое возмещение причитается выгодоприобретателю, т.е. лизинговой компании. Тут могут быть особенности оттого, что ремонт предмета лизинга после страхового случая делает лизингополучатель. По письму лизинговой компании страховщики иногда соглашаются перечислить деньги лизингополучателю. Другие же страховщики перечисляют возмещение только выгодоприобретателю, что может повлечь ситуацию когда у лизингодателя возникает внереализационная выручка, а у лизингополучателя, наоборот, трудность покрытия расходов на ремонт пострадавшего предмета лизинга. Выход есть. Можно предусмотреть в договоре, что по ущербу на малые суммы выгодоприобретателем будет лизингополучатель, можно провести взаиморасчёт сторон по получении лизингодателем страхового возмещения, можно пересмотреть график лизинговых платежей по факту ухудшения свойств предмета лизинга после страхового случая и т.д.

Главное, чтобы вопросы страхования и взаимодействия сторон договора лизинга в части страхования были обдуманы до начала договорных отношений, и тем более, до наступления события, имеющего признаки страхового случая !

Всегда есть и вероятность неисполнения обязательств страховщиком, поэтому со дня страхового случая следует быть готовым к тяжбам и формировать доказательную базу. Желательно изучать законодательство, новости страхового рынка, информацию о банкротствах страховых организаций и т.п.

  • Основные этапы покупки имущества в лизинг
  • О лизинге и финансовых инструментах
  • Как мотивировать персонал с помощью лизинга?
  • Лизинг для малого бизнеса
  • Как сэкономить при лизинге
  • Как сэкономить на КАСКО при лизинге авто
  • Пять способов, как сэкономить на КАСКО при лизинге автомобиля

    Есть 5 способов, как можноснизить расходы на КАСКО при оформлении автомобиля в лизинг. Используя их, можно существенно снизить затраты и при этом защитить свой автомобиль.

    Способ первый: Выбираем только те риски, которые наиболее вероятны

    Каждый из нас знает, что необходимо именно нам. Какие риски могут случиться (ущерб, угон и т.д.), а какие риски маловероятны (падение предметов, наводнение, удар молнией и т.п.). Поэтому выбираем лишь те риски, которые подходят именно нам и исключаем из договора страхования маловероятные случаи. Например, можно исключить такой риск, как «угон» и оставить только ущерб, в этом случае экономия может составить 5%. Также можно самостоятельно рассчитать стоимость ремонта своего автомобиля, что тоже может снизить страховой тариф, а если у Вас длительный стаж безаварийного вождения, то имеет смысл застраховаться только от угона или ДТП наступившего по вине другого водителя. Сегодняесть единый реестр полисов КАСКО и в случае перехода в другую страховую компанию Вы не потеряете свои скидки.

    Способ второй: Отказываемся от дополнительных услуг
    Конечно многие услуги страховых компаний удобны, но за эти услуги нужно платить, поэтому мы можем убрать те из них, которые нам сейчас не нужны. Например, вызов аварийного комиссара или услуги эвакуатора, предоставление подменного автомобиляна время ремонта собственного и т.д. Можно также снизить стоимость КАСКО, если выбрать страховой тариф без выплаты денежных средств, а оставить только ремонт.

    Способ третий: Ищем акции и скидки
    Не секрет, что в страховых компаниях, есть скидки для разной категории клиентов и в каждой компании они свои. Также компании устраивают акции. Такие акции могут быть сезонными, а скидки могут представляться, например, клиентам лизинговых компаний, работающих в содружестве со Страховой компанией. Воспользовавшись партнерской программой, можно получить снижение стоимости КАСКО до 5%.

    Способ четвертый: Выбираем агрегатное страхование и/или франшизу

    Мало кто знает про такой вид страхования, как агрегатное. Суть его проста. Агрегатное страхование это когда ваш автомобиль например застрахован на 1 млн руб. и при каждом страховом случае страховая выплата снижается на сумму ранее выплаченную Вам по предыдущему страховому случаю, в отличие от агрегатного страхования, где вы можете рассчитывать на полную страховую сумму в 1 млн. рублей в течение всего действия договора, как в нашем примере. Если Вы уверенный и опытный водитель, который не склонен попадать в аварии, то агрегатное КАСКО позволяет Вам экономить на 15-20% от страхового тарифа.

    Также для снижения стоимости КАСКО, Вы можете использовать франшизу (условную или безусловную). При франшизе н ебольшие убытки Вы оплачиваете самостоятельно, а в случае существенного ущерба или угона Вашего автомобиля, получите полноценное страховое возмещение.Важно также понимать различие условной и безусловной франшизы. Пример условной франшизы:Размер франшизы по КАСКО- 10 000 рублей. Произошло ДТП и убыток составил 8000 рублей. Страховая компания не выплачивает компенсацию, а вот если убыток составит 11000 рублей, то страховая обязана Вам выплатить всю сумму.Пример безусловной франшизы:Размер франшизы равен также 10 000 рублей. Произошло ДТП и ущерб составил 3000 рублей. В этом случае выплат по КАСКО не будет. Если же ущерб составит 11000 рублей, то Вы получите только 3000 рублей компенсации, как разницу между 8000 и 11000 рублями. Этот способ может помочь Вам сэкономить до 50-70% стоимости КАСКО.

    Способ пятый: Оформляем полис через лизинговую компанию

    Не секрет, что лизинговые компании страхуют все имущество передаваемое в лизинг до конца действия договора, поэтому лизинговые компании выступают корпоративными клиентами для Страховых, так как является источником привлечения клиентов. Именно поэтому Страховые компании предоставляют лизинговым компаниям корпоративные скидки от 3% до 5%. Некоторые лизинговые компании не передают эти скидки своим клиентам и это является их дополнительным доходом, а некоторые лизинговые компании передают эти скидки или их часть своим клиентам, что позволяет Вам сэкономить. Поэтому при покупке автомобиля в лизинг, целесообразнее найти такую лизинговую компанию, которая предложит Вам наиболее выгодный страховой тариф, что, в конечном счете, позволит Вам существенно сэкономить при покупке автомобиля. В нашей лизинговой компании «Центр-Транс» мы практикуем последний способ и предоставляем нашим клиентам корпоративную скидку на КАСКО. Звоните нам, и Вы сможете в этом убедится сами.

    Евгений Маляр

    # Нюансы бизнеса

    Страховка при лизинге

    В зависимости от договора, выплату по страховому случаю может получить: лизингодатель, лизингополучатель, банк лизингодателя.

    Навигация по статье

    • Нюансы страхования лизингового имущества
    • Кто выгодоприобретатель при лизинговом страховании
    • ОСАГО и КАСКО для машины в лизинге
    • Действия в случае повреждения или гибели лизингового имущества
    • Бухгалтерский учет затрат на страхование лизингового имущества

    Заключая соглашение финансовой аренды, стороны стремятся минимизировать риски. Универсальным инструментом решения этой задачи служит страхование имущества. При лизинге оно имеет ряд особенностей, о которых будет рассказано в предлагаемой вниманию статье.

    Нюансы страхования лизингового имущества

    Страховка при лизинге оформляется заключением отдельного сопутствующего договора. Срок его действия начинается в момент приобретения имущества у продавца, а заканчивается тогда же, когда и соглашение о финансовой аренде (если в нем не указаны иные условия).

    Согласно Федеральному закону 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» страхование не является обязательным. В нем, однако, заинтересованы обе стороны:

    • лизингодатель, так как он собственник имущества на протяжении действия соглашения аренды;
    • лизингополучатель – по причине своей ответственности за полученный предмет в тот же период.

    Страхование предмета лизинга лизингодателем – ситуация, справедливо считающаяся самой частой. Она логична, так как наиболее заинтересованной в сохранности имущества стороной является его собственник. Однако бывает и иначе – пользователь предмета (арендатор) также может выступать страхователем, если так решили участники договора лизинга и прописали это условие в документе.

    Кто выгодоприобретатель при лизинговом страховании

    Вопрос нелишний, так как обычно компенсационную выплату в случае наступления страхового случая получает владелец полиса. Для правильного ответа следует вникнуть в саму суть процесса финансовой аренды.

    При лизинге источником страховых взносов служат выплаты, осуществляемые лизингополучателем. Конечно, если они по каким-то причинам прекращаются, арендодатель вынужден как собственник предмета погашать их из собственных средств. Однако такая ситуация нетипична и, как правило, приводит к досрочному расторжению договора финансовой аренды.

    Другой вариант – расходы по страхованию полностью берет на себя лизингополучатель, и они не входят в сумму лизинговых платежей. Но и в этом случае выгодоприобретателем будет собственник имущества, так как отдавая его арендатору, он подвергается риску.

    Из этих положений иногда делается ошибочный вывод о том, что страхователем при лизинге может быть арендатор или арендодатель, а получать страховку будет в любом случае только собственник предмета (лизингодатель). На самом деле возможен и третий вариант: если имущество приобретено лизингодателем в кредит, то договор страхования, как правило, заключается в пользу банка.

    ОСАГО и КАСКО для машины в лизинге

    Почти всегда оформление страховки КАСКО – обязательное условие лизинга автомобиля . Для арендодателя это выгодно по причине уверенности в получении материальной компенсации, если с машиной что-то случится в процессе эксплуатации.

    Лизингополучатель в данном случае вынужден платить больше, но он получает и некоторые преимущества. Главным образом они состоят в том, что возмещение расходов по КАСКО производится постепенно. Общая сумма страхового взноса за весь срок договора финансовой аренды включается в состав регулярных лизинговых платежей. Всю и сразу ее вносит лизингодатель, а арендатор получает рассрочку.

    Также следует учитывать расходы на страхование гражданской ответственности ОСАГО, которое, в отличие от «добровольного» (при лизинге это не совсем так) КАСКО, является обязательным для всех владельцев транспортных средств. Выгодоприобретателем также является лизингодатель. Страховая премия по ОСАГО может не покрыть всей восстановительной стоимости автомобиля.

    Действия в случае повреждения или гибели лизингового имущества

    Арендованный предмет в период действия договора финансовой аренды может быть поврежден или безнадежно уничтожен. Если страховой случай наступил и его последствия юридически корректно оформлены, лизингодатель вправе рассчитывать на компенсацию ремонта (при повреждении) или убытков в сумме недополученных лизинговых платежей.

    Если суммы страховой премии недостаточно для полного погашения убытков, собственник имущества имеет право на взыскание с лизингополучателя разницы.

    ЛИЗИНГ: теория и практика финансирования

    Хочешь знать всё о лизинге? В этой книге приведен практический опыт применения лизинга в российских организациях. Предложены рекомендации по расчету лизинговых платежей, их отражению в бухгалтерском учете, составлению и заключению договоров.

    Подробнее

    Бухгалтерский учет затрат на страхование лизингового имущества

    Учет лизингового имущества производится у балансодержателя предмета. Таковым может быть лизингодатель или лизингополучатель. Основные проводки, касающиеся оплаты услуги страхования, представляют собой корреспонденцию счета 76 (субсчета «Расчеты по имущественному и личному страхованию») и сч. 51.

    Операции перечисления страховых взносов отражаются абсолютно идентично у лизингодателя и лизингополучателя (в зависимости от того, кто берет предмет на баланс).

    У лизингодателя, в случае если имущество состоит на его балансе, убытки от уничтожения имущества и их страховая компенсация отражаются следующими проводками:

    1. Списание основного средства в аренде со сч. 001 (забалансового).
    2. Дт91 – Кт76 на сумму дебиторской задолженности за выбывшее (уничтоженное) имущество по остаточной стоимости.
    3. Дт76 – Кт60 на сумму страхового возмещения.
    4. Дт51 – Кт76 получение суммы страхового возмещения на расчетный счет.

    При недостаточности компенсации для покрытия ущерба, разница списывается на убытки: Дт91 – Кт76. При избыточности компенсации разница зачисляется на «Прочие доходы»: Дт76 – Кт91.

    Если предмет лизинга числится на балансе у лизингополучателя, уплачивающего страховые взносы, страхование арендованного имущества отражается следующим образом:

    1. Дт76 – Кт51 – перечислен страховой взнос.
    2. Дт97 – Кт76 – отражение страхового взноса в расходах будущих периодов.
    3. Дт25 – Кт97 – включение ежемесячных расходов на страхование в состав общепроизводственных расходов.


    Мировой опыт правовых взаимоотношений по лизингу свидетельствует, что при заключении лизинговых соглашений лизингополучатель принимает на себя обязанность застраховать транспортировку получаемого в лизинг оборудования, его монтаж и пусконаладочные работы, имущественные риски.

    Необходимость страхования имущества, передаваемого в лизинг, отмечается и Конвенцией "О международном финансовом лизинге", заключенной в г. Оттаве 28.05.88г.
    В соответствии с п. ст. 21 Закона "О лизинге":
    1."Предмет лизинга может быть застрахован от рисков утраты (гибели), недостачи или повреждения с момента поставки имущества продавцом (поставщиком) и до момента окончания срока действия договора лизинга, если иное не предусмотрено договором".

    2. Страхование предпринимательских (финансовых) рисков осуществляется по соглашению сторон договора лизинга и не обязательно.

    3. Стороны, исполняющие обязанности страхователя и выгодоприобретателя, а также сроки страхования определяются договором лизинга.

    4. Лизингополучатель в случаях, определенных законодательством Российской Федерации, должен застраховать свою ответственность за выполнение обязательств, возникающих вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц в процессе пользования лизинговым имуществом.

    Следует подчеркнуть, что в данной формулировке Закона "О лизинге" предмет лизинга получает страховую защиту с момента поставки имущества продавцом. Это означает, что при наступлении каких-либо чрезвычайных событий, например, во время транспортировки, лизингодатель не только понесет дополнительные расходы по восстановлению предмета лизинга, но также не выполнит свои обязательства перед лизингополучателем и обязан будет выплатить ему оговоренную в договоре лизинга компенсацию. Поэтому лизингодатель заинтересован в том, чтобы застраховать предмет лизинга также на период его транспортировки.

    Из п.3 становится ясно, что к моменту вступления в действие лизингового договора должны вступить в действие и соответствующие договоры страхования (которые, в свою очередь, вступают в действие с момента уплаты страховых взносов).

    В законе имеется также ст.22 "Риски, не связанные со страхованием" :
    1. Ответственность за сохранность предмета лизинга от всех видов имущественного ущерба, а также за риски, связанные с его гибелью, утратой, порчей, хищением, преждевременной поломкой, ошибкой, допущенной при его монтаже или эксплуатации, и иные имущественные риски с момента фактической приемки предмета лизинга несет лизингополучатель, если иное не предусмотрено договором лизинга.

    2. Риск несостоятельности продавца (поставщика) несет сторона договора лизинга, которая выбрала продавца (поставщика), если иное не предусмотрено договором лизинга.

    3. Риск несоответствия предмета лизинга целям использования этого предмета по договору лизинга несет сторона, которая выбрала предмет лизинга, если иное не предусмотрено договором лизинга.

    Риски, перечисленные в п.1 Статьи 22, относятся к категории классических страховых рисков . Кажущееся противоречие между п.1 Статьи 21 и п.1 Статьи 22, когда, с одной стороны, "предмет лизинга может быть застрахован от рисков утраты (гибели), недостачи или повреждения с момента поставки имущества продавцом и до момента окончания срока действия договора лизинга" и, с другой стороны, когда "ответственность за сохранность предмета лизинга от всех видов имущественного ущерба несет лизингополучатель", легко разрешимо. Лизингополучатель должен застраховать предмет лизинга от всех видов имущественного ущерба, а выгодоприобретателем по договору страхования должен выступать лизингодатель. Такое страхование позволит существенно снизить инвестиционный риск лизингодателя. Нельзя забывать и об ответственности лизингополучателя, например, за вред, который может быть причинен жизни, здоровью и имуществу третьих лиц. Страхование ответственности лизингополучателя за причинение такого вреда существенно повышает финансовую стабильность лизингополучателя.

    ОСОБЕННОСТИ СТРАХОВАНИЯ САМОХОДНЫХ МАШИН И ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ


    Специфика страхования самоходных машин и технических средств состоит в том, что, с одной стороны, самоходные машины являются достаточно дорогостоящими механизмами, которые, работая зачастую в суровых условиях, подвержены авариям, внезапным поломкам. Хранящиеся, как правило, на открытых площадках, они могут также быть объектом как злонамеренных действий, так и стихийных бедствий. Отсюда возникает необходимость страхования самоходных машин и механизмов от перечисленных и иных рисков. Правила страхования каско автотранспортных средств здесь не применяются. Страхование самоходных машин, механизмов и других видов техники относится к категории "страхование технических рисков". В зависимости от типов машин и специфики их использования их можно страховать как по отдельности, так и в комплексе, например на условиях:
    - правил страхования строительных машин, механизмов и передвижного оборудования;
    - правил страхования машин от поломок;
    - комплексного страховании "от всех рисков" строительства и монтажа - при возведении жилых, общественных и промышленных зданий, инженерных сооружений, дорог, аэропортов, тоннелей.

    С другой стороны, самоходные машины и механизмы, передвигающиеся и эксплуатирующиеся, как и автомобили, на или вблизи дорог общего пользования, являются "источниками повышенной опасности". Несмотря на то, что они самостоятельно передвигаются с малыми скоростями, потенциальный ущерб, который может быть нанесен самоходными машинами и техническими средствами, может быть достаточно велик. Особенно это относится к подъемным механизмам, строительным машинам, машинам и механизмам для сельского хозяйства и т.д.
    Ответственность эксплуатантов многих типов самоходных машин, особенно грузоподъемных, погрузочно-разгрузочных, для земляных работ и т.д., должна страховаться на основании Закона РФ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов от 1997 г. Страхованию в нем посвящена Статья 15 "Обязательное страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта":
    1. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте.
    2. Минимальный размер страховой суммы страхования ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте составляет для:
    а) опасного производственного объекта, указанного в пункте 1 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, в случае, если на нем:
    - получаются, используются, перерабатываются, образовываются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, равных количествам, указанным в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, или превышающих их, - семьдесят тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации на день заключения договора страхования риска ответственности;
    - получаются, используются, перерабатываются, образовываются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, меньших, чем количества, указанные в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, - десять тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации на день заключения договора страхования риска ответственности;
    б) иного опасного производственного объекта - одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации на день заключения договора страхования риска ответственности."
    Из текста понятно, что большинство самоходных машин и технических средств подпадают под формулировку пункта б) Статьи 15.
    Понятно, что 1000 МРОТ (с 01.01.01 - 100 000 рублей) в большинстве случаев не может покрыть ущерб, который, например, может быть нанесен неудачно развернувшимся контейнероподъемником или экскаватором. Тем не менее, ничто не мешает предприятиям страховать свою ответственность на добровольной основе, тем более что согласно Постановлению Правительства РФ от 31.05.2000 № 420 расходы на страхование в размере до трех процентов можно относить на себестоимость продукции (работ, услуг), в том числе до двух процентов - на страхование имущества и ответственности предприятий. Добровольное страхование ответственности эксплуатантов самоходных машин и иных механизмов осуществляется на основании правил страхования ответственности перед третьими лицами при строительно-монтажных работах или на основании правил страхования гражданской ответственности предприятий.

    ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ УСЛОВИЙ СТРАХОВАНИЯ ПЕРЕДВИЖНОГО ОБОРУДОВАНИЯ


    В качестве примера уместно привести основные условия страхования передвижного оборудования, на базе которых разработаны правила страхования ряда ведущих российских страховых компаний.
    Договоры страхования заключаются в отношении следующего имущества:
    - Строительное оборудование;
    - Дополнительное оборудование, т.е. мобильные части оборудования, не присоединенные к основному агрегату, а также принадлежности и запчасти для застрахованного имущества;
    - Леса из стальных труб и металлоконструкций, металлическая опалубка, машины и приспособления для установки опалубки;
    - Контрольные, лабораторные приборы, оборудование мастерских, радиоаппаратура, оборудование противопожарной и охранной сигнализации;
    - Временные здания и сооружения, а именно строительные бараки, бюро, склады, мастерские, лаборатории;
    - Иное движимое имущество, место эксплуатации которого может меняться.
    Страхованием не покрываются:
    - Утрата или повреждение транспортных средств, допущенных к эксплуатации на дорогах общего пользования, плавучих средств или летательных аппаратов;
    - Оборудование временных зданий и сооружений, а именно строительных бараков, бюро, складов, мастерских и лабораторий;
    - Собственность персонала;
    - Основные и вспомогательные материалы, расходуемые в процессе производства, такие как горючее, химикаты, фильтры и фильтровальные материалы, охлаждающие, чистящие и смазочные материалы;
    - Инструменты всех видов, например, сверла, отбойные молотки, ножи, зубья, режущие полотна пил и шлифовальные диски;
    - Конвейерные ленты, сита, шланги, канаты, ремни, щетки, шипы, цепи, гусеницы и кабели.

    Страховщиком, однако, выплачивается возмещение по частям и деталям, перечисленным в абзацах 12 и 13 настоящего пункта, если они были повреждены или погибли вместе с основными узлами и агрегатами оборудования.
    Страховщик возмещает Страхователю ущерб от утраты или повреждения застрахованного имущества, наступивших вследствие:
    - Непосредственного воздействия стихийных бедствий, например, землетрясения, провала грунта, оползня, обвала, наводнения, затопления, бури, подвижки льда, кроме случаев, особо оговоренных в договоре страхования), а также необычно низких температур;
    - Пожара, молнии или взрыва, а также при тушении огня;
    - Проведения монтажа или демонтажа объектов;
    - Проведения их погрузки или разгрузки.

    Страховыми случаями по особому соглашению сторон признаются следующие события:
    - Внутренние поломки (в том числе механические), произошедшие вследствие:
    - Неизбежного воздействия на застрахованную технику в процессе ее использования по назначению;
    - Влияния низких температур;
    - Недостатка воды, масла, смазочных веществ;
    - Влияния других аналогичных причин не рассматриваются как страховые случаи и не покрываются страхованием.
    Кроме того, страхованием не покрывается ущерб от гибели или повреждения застрахованного имущества, вызванный:
    - Дефектами, уже имевшими место на момент заключения договора страхования, которые должны были быть известны страхователю или лицам, несущим ответственность за эксплуатацию застрахованного оборудования;
    - Эксплуатацией имущества, явно нуждающегося в ремонте. Страховщик, однако, выплачивает страхователю возмещение, если доказано, что гибель и/или повреждение ни в коей мере не связаны с необходимостью ремонта, или если имущество было предварительно отремонтировано с согласия страховщика;
    - Кражей. Страховщик, однако, возместит страхователю убытки, связанные с повреждением имущества при
    попытке совершения кражи;
    - Пожаром, ударом молнии или взрывом, или при тушении пожара в этих случаях в отношении следующих предметов: контрольные, лабораторные приборы, оборудование мастерских, радиоаппаратура, оборудование противопожарной и охранной сигнализации);
    - Военными действиями всякого рода, гражданской войной, народными волнениями, забастовками, локаутами, конфискацией или иными действиями административных органов;
    - Ядерным взрывом, радиацией или радиоактивным заражением;
    - Во время морской перевозки.
    Только в случае, если это особо оговорено в договоре страхования, подлежат возмещению убытки, возникшие вследствие:
    o Гибели или повреждения имущества, вызванного особыми правилами эксплуатации оборудования, а именно:
    - при работе на подводных и надводных сооружениях;
    - в районах рек, озер, морей и т.д.;
    - на плавучих средствах и судах или самолетах;
    - на туннельных или подземных работах;
    o Гибели или повреждения оборудования, вызванного затоплением или заносом илом; однако, такие убытки подлежат возмещению в случаю, если они наступили во время покрываемой страхованием перевозки.

    Территорией страхования является территория страны или стран, определенная по соглашению сторон и указанная в договоре страхования. Если застрахованные транспортные средства используются исключительно для перевозок, государственные автодороги не считаются частью территории страхования. Территорией страхования может являться помещение или его часть, определенная по соглашению сторон и указанная в договоре страхования. Если гибель и повреждения оборудования произошли вне территории страхования, страховое возмещение не выплачивается.
    Страховая сумма по каждому застрахованному объекту должна соответствовать его стоимости:
    - Под стоимостью понимается соответствующая прейскурантная цена (новая стоимость), включающая расходы по доставке и перевозке (фрахт, упаковка) и монтаж.
    - Если застрахованный объект больше не значится в прейскурантах, то его стоимость определяется по последней прейскурантной цене. Эта цена, однако, может уточняться в зависимости от колебаний индексов цен;
    - Если невозможно определить ни прейскурантную, ни продажную цены, за основу принимаются расходы, необходимые для изготовления предмета требуемой конструкции и размеров.
    - Расходы по спасению и расчистке территории в случае полной гибели застрахованного объекта могут быть
    дополнительно застрахованы по соглашению сторон.
    - При выплате страхового возмещения страховая сумма, соответственно, уменьшается.
    - При заключении договора страхования страхователь должен сообщить страховщику обо всех известных ему обстоятельствах, имеющих существенное значение для определения степени риска в отношении страхуемого имущества. Страхователь обязан также дать ответы на все поставленные страховщиком с целью определения степени риска вопросы в отношении страхуемого имущества. Если обнаружится, что сведения, сообщенные страхователем, не соответствуют действительности, в целом или в частности, и возникнет предположение, что страхователь сообщил заведомо ложные сведения, страховщик имеет право отказать в выплате страхового возмещения, а также расторгнуть договор страхования без соблюдения
    установленного месячного срока.
    В случае наступления убытка размер страхового возмещения определяется затратами на восстановление застрахованного имущества, за вычетом остаточной стоимости поврежденного имущества.
    В случае полной гибели сумма возмещения определяется исходя из действительной стоимости застрахованного объекта за вычетом остаточной стоимости. Полная гибель имеет место, если восстановительные расходы вместе с остаточной стоимостью превышают действительную стоимость застрахованного предмета. Если договором страхования предусмотрено дополнительное страхование расходов по спасению и расчистке территории, страховщик выплачивает возмещение сверх действительной стоимости.
    Частичный убыток имеет место, если наступило повреждение или частичное разрушение застрахованного объекта. Застрахованный объект считается поврежденным или частично разрушенным, если расходы, необходимые для восстановления в такое состояние, в котором он находился непосредственно перед наступлением страхового случая (восстановительные расходы), включая остаточную стоимость, не превышают стоимости неповрежденного объекта, включая расходы по доставке и транспортировке на момент наступления убытка (его действительную стоимость).
    Восстановительные расходы включают в себя:
    - расходы на запчасти и материалы для ремонта;
    - расходы на оплату работ по ремонту;
    - расходы по демонтажу и повторному монтажу;
    - транспортные расходы, а также расходы по срочной доставке;
    - затраты по спасению застрахованного имущества;
    - другие, необходимые для такого восстановления затраты.
    Восстановительные расходы не включают в себя:
    - расходы по переборке оборудования, профилактическому обслуживанию и другие расходы, которые были
    бы необходимы вне зависимости от факта наступления страхового случая;
    - дополнительные расходы, вызванные изменениями или улучшениями застрахованного объекта, произведенные сверх необходимых для восстановления затрат;
    - дополнительные расходы, вызванные временным или вспомогательным ремонтом или восстановлением.
    В случае гибели или повреждения моторов, приводов подшипников, гусениц, шин, бульдозерных и грейдерных ножей, экскаваторных ковшей всех типов, аккумуляторных батарей и прочих частей, которые обычно подлежат многократной замене в течение срока существования застрахованной техники из-за их повышенного износа (быстроизнашивающиеся детали), из суммы восстановительных расходов производятся соответствующие вычеты. Суммы вычетов рассчитываются исходя из стоимости этих частей непосредственно перед наступлением страхового случая (действительной стоимости).
    Если производится замена поврежденных частей, несмотря на то, что был возможен их ремонт без всякой угрозы безопасности эксплуатации застрахованного оборудования, страховщик возмещает страхователю стоимость ремонта этих частей, однако не свыше стоимости их замены.
    Если заменяются целые узлы машин, например, двигатель, сцепление или иные конструкционные элементы застрахованного оборудования, и если в них, наряду с поврежденными содержатся и неповрежденные части, страховое возмещение сокращается с учетом стоимости неповрежденных частей. Страховщик не выплачивает возмещение по косвенным убыткам, в частности штрафам, по суммам возмещения, выплаченным третьим лицам, расходам по временной замене или аренде оборудования, простою или потере товарного вида.
    Если страховая сумма установлена в меньшем размере, нежели действительная стоимость застрахованного предмета на момент наступления страхового случая, сумма убытка и расходы выплачиваются пропорционально соотношению страховой суммы и действительной стоимости застрахованного предмета.
    В случае разногласий по вопросам о размере и причинах убытка страховщик и страхователь имеют право потребовать проведения экспертизы для определения суммы и причин убытков.
    В случае разногласий между экспертами они выбирают третьего эксперта в качестве председателя экспертной комиссии. Если два эксперта не могут прийти к единому мнению по вопросу об избрании председателя, последний назначается Торгово-промышленной палатой по месту проведения экспертизы по заявлению одной из сторон. Комиссия принимает решение большинством голосов.
    Возмещение может быть выплачено только после того, как полностью будут установлены причины и размер ущерба. Однако, по требованию страхователя и до этого страховщиком может быть выплачена безусловно причитающаяся по состоянию на этот момент сумма (авансовый платеж).
    При заявлении претензии к страховщику страхователь обязан предоставить оригиналы документов, подтверждающих его интерес в отношении застрахованного имущества, стоимость последнего, а также любые дополнительные документы, материалы, сведения в отношении конкретного страхового случая, которыми располагает страхователь или его агенты, страховщик имеет право затребовать от страхователя любую дополнительную информацию, необходимую для выяснения всех обстоятельств события, в результате которого возник ущерб. Окончательное рассмотрение претензии возможно только после предоставления страхователем всех необходимых документов.
    После оплаты страхового возмещения к страховщику переходят в пределах оплаченной суммы права, которые страхователь или лицо, в пользу которого заключено страхование, имеют по отношению к лицам, несущим ответственность за причинение ущерба.
    При наступлении страхового случая страхователь обязан:
    - Незамедлительно, но в любом случае не позднее установленного в договоре страхования срока от даты наступления убытка заявить страховщику о нем письменно;
    - По возможности принять все возможные меры по предотвращению или уменьшению ущерба по спасению
    застрахованного имущества, если позволяют обстоятельства, страхователь обязан запросить инструкции
    у страховщика;
    - Страховщик или его представители имеют право участвовать в спасении и сохранении застрахованного
    имущества, принимая и указывая нужные для этого меры, однако эти действия страховщика или его представителей не могут расцениваться как признание обязанности выплачивать страховое возмещение. Если страхователь препятствует этому, страховое возмещение сокращается в той мере, в которой это привело к увеличению убытка.

    ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ УСЛОВИЙ СТРАХОВАНИЯ МАШИН ОТ ПОЛОМОК


    Самоходные машины и механизмы могут также страховаться на базе условий страхования машин от поломок, которые также предлагают ведущие российские страховщики.
    Основной особенностью этих условий является расширенный объем страхового покрытия, предполагающий возмещение прямых убытков от гибели и повреждения застрахованного имущества в результате:
    - непредвиденных поломок или дефектов застрахованных машин, механизмов, оборудования и инструментов;
    - ошибок или неосторожности персонала страхователя или третьих лиц;
    - разрывов тросов, цепей, падения застрахованных предметов и удара их о другие предметы;
    - перегрузки, перегрева, вибрации, разладки, заклинивания, засоров механизмов посторонними предметами, изменения давления внутри механизмов, действия центробежной силы и "усталости" материалов;
    - гидравлического удара или недостатка жидкости в котлах и аппаратах, действующих с помощью пара и жидкостей;
    - воздействия электроэнергии в виде короткого замыкания, перегрузки электросети, падения напряжения,
    атмосферного разряда, включая ущерб, образовавшийся от возникновения в результате этих явлений пожара;
    - взрыва паровых котлов, двигателей внутреннего сгорания и других источников энергии при условии, что возмещается только ущерб, причиненный непосредственно названным предметам, в которых возник взрыв;
    - поломки или неисправности приставок, защитных или регулирующих приспособлений;
    - ветра, мороза, ледохода.
    Исключения их страхового покрытия, порядок заключения договоров страхования и взаимоотношений сторон при наступлении страхового случая аналогичны условиям страхования других технических рисков.


    Согласно условиям страхования ответственности перед третьими лицами на страхование принимается ответственность за вред, причиненный личности и имуществу третьих лиц в результате несчастных случаев при производстве строительно-монтажных и пуско-наладочных работ.
    Возмещаются расходы в связи с причинением вреда личности и имуществу третьих лиц при условии, что ответственность за причинение вреда лежит на лице, в пользу которого заключено страхование и в случае, если ответственность этого лица определена законодательством страны, вред причинен в прямой причинной связи с производством названных работ, несчастный случай имел место в пределах территории производимых работ или в непосредственной близости от них.
    Исключения из страхового покрытия, порядок заключения договоров страхования и взаимоотношений сторон при наступлении страхового случая аналогичны условиям страхования других технических рисков.

    КОМПЛЕКСНОЕ СТРАХОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РИСКОВ


    Такое страхование также может включать в себя, помимо основных секций строительно-монтажного страхования, как-то страхование объектов строительства и/ или монтажа (зданий, промышленных и гражданских сооружений, дорожных и железнодорожных магистралей, аэропортов и т.д.), и страхование ответственности перед третьими лицами при строительно-монтажных работах, также и страхование оборудования строительной площадки и строительных машин, за исключением участвующих в дорожном движении. Отличительной особенностью комплексного страхования является то, что "удельный вес" стоимости каждого отдельного блока страхования в общей стоимости страхования существенно ниже, чем при страховании отдельных рисков.

    В рамках договора лизинга (автомобили) заключается договор страхования КАСКО на 1 год (полная оплата в дату заключения договора страхования) на следующих условиях: страхователь - лизингодатель, плательщик - лизингополучатель. Выгодоприобретателем является лизингодатель только в случае полной гибели, хищения и угона специальной техники, лизингополучатель - во всех остальных случаях. Лизингодатель и лизингополучатель находятся на общей системе налогообложения.
    Лизингодатель и лизингополучатель находятся на общей системе налогообложения. Страхователем по договору КАСКО выступает лизингодатель, при этом оплату по данному договору производит лизингополучатель напрямую в страховую компанию. Данное условие закреплено в договоре лизинга. Оплата лизингополучателем страховой премии в данной ситуации не является частью лизингового платежа и не включается в график лизинговых платежей. Договором не предусмотрено зачета уплаты страховой премии в счет лизинговых платежей или возмещения расходов лизингополучателя по исполнению обязанности страхователя перед страховой компанией.
    Каков бухгалтерский и налоговый учет расходов по договору страхования у лизингодателя и лизингополучателя?

    По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
    Оплата страховой премии лизингополучателем за лизингодателя-страхователя приводит к возникновению кредиторской задолженности в учете лизингодателя и соответствующей дебиторской задолженности в учете лизингополучателя.
    При этом лизингодатель признает расходы по договору страхования в обычном порядке независимо от того факта, что оплата была произведена третьим лицом.
    Если расчеты между сторонами не будут произведены, то у лизингодателя возникнет внереализационный доход на сумму списанной задолженности в налоговом (отчетном) периоде такого списания.

    Обоснование позиции:
    По договору финансовой аренды (договору лизинга) автомобиля арендодатель (далее - лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанный арендатором (далее - лизингополучатель) автомобиль у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю этот автомобиль за плату во временное владение и пользование ( ГК РФ, Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)", далее - Закон N 164-ФЗ).
    Согласно Закона N 164-ФЗ предмет лизинга может быть застрахован от рисков утраты (гибели), недостачи или повреждения с момента поставки имущества продавцом и до момента окончания срока действия договора лизинга, если иное не предусмотрено договором. Стороны, выступающие в качестве страхователя и выгодоприобретателя, а также период страхования предмета лизинга определяются договором лизинга.
    Таким образом, страхование предмета лизинга осуществляется в добровольном порядке (добровольное страхование имущества). Стороны, выступающие в качестве страхователя и выгодоприобретателя, а также период страхования предмета лизинга определяются договором лизинга.
    В рассматриваемом случае договором лизинга стороны установили, что предмет лизинга должен быть застрахован от рисков утраты (гибели) и повреждения автомобиля по договору КАСКО ( , ГК РФ). При этом страхователем по такому договору выступает лизингодатель, плательщиком - лизингополучатель.
    Объектом налогообложения и налоговой базой по налогу на прибыль для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признается прибыль (ее денежное выражение), которая представляет собой разницу между полученными ими доходами и величиной произведенных ими расходов, которые определяются в соответствии с НК РФ ( , НК РФ).
    В целях формирования налогооблагаемой прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в НК РФ), под которыми понимаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода ( НК РФ).
    По общему правилу если предмет учитывается на балансе лизингодателя, то его расходы на добровольное страхование признаются для целей налогообложения прибыли на основании НК РФ. В случае, когда учет ведется у лизингополучателя, то расходы признаются на основании НК РФ.
    Расходы на страхование, которые документально не подтверждены или не направлены на получение дохода, то есть не соответствуют критериям НК РФ, в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются ( НК РФ).
    Например, не учитываются для целей налогообложения страховые премии при страховании имущества, переданного в безвозмездное пользование (по договору ссуды). Это обусловлено тем, что затраты на содержание имущества, переданного в безвозмездное пользование (к которым относятся в том числе затраты на его страхование), для целей налогообложения в расходах не учитываются ( ФАС Поволжского округа от 25.07.2014 N Ф06-13042/13 по делу N А57-15331/2013).
    При этом в соответствии с Закона N 164-ФЗ под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, в которую входит возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя.
    Возмещение указанных расходов лизингополучателем производится в составе годовых платежей и только в том размере, в котором расходы включены в лизинговый платеж. Вместе с тем доход лизингодателя в соответствии с Закона N 164-ФЗ является лишь составной частью лизинговых платежей, размер которых участники лизинговых правоотношений согласовывают при заключении договора лизинга.
    Отметим, что в случае возмещения расходов лизингополучателя лизингодатель не лишается права учесть расходы на добровольное страхование предмета лизинга в целях налогового учета.
    Так, в ФАС Московского округа от 13.12.2012 N Ф05-14465/12 по делу N А40-271/2012 указано, что положения и Закона N 164-ФЗ не лишают лизингодателя, имеющего непосредственный интерес в сохранении имущества, права на его страхование в соответствии со ГК РФ, и, соответственно, на отнесение затрат по страхованию в состав расходов в целях налогообложения прибыли. Ссылка налогового органа на то, что расходы по страхованию подлежат учёту в стоимости предмета лизинга с последующей компенсацией спорных расходов лизингополучателем путём оплаты лизинговых платежей, отклонена судами, как не основанная на действующем законодательстве.
    Лизинговые платежи, которые учитываются у лизингополучателя при определении налоговой базы по налогу на прибыль организации, уже должны включать в себя суммы возмещения затрат лизингодателя, связанные с приобретением и передачей предмета лизинга ( Минфина РФ от 27.10.2017 N 03-03-06/1/70590, ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.07.2014 N Ф02-2300/14 по делу N А33-12611/2013).
    Однако в ситуации, описанной Вами, речь о возмещении расходов лизингодателя не идет. В рассматриваемом случае расходы по оплате страховой премии согласно договору лизинга несет лизингополучатель обособленно от лизинговых платежей.
    Согласно ГК РФ в обязательстве в качестве каждой из его сторон - кредитора или должника - могут участвовать одно или одновременно несколько лиц. При этом такое обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц) ( ГК РФ).
    Таким образом, считаем, что по договору добровольного страхования задолженность по оплате страховой премии возникает непосредственно у организации-страхователя.
    допускает исполнение обязательства третьим лицом ( ГК РФ). Должник вправе возложить исполнение своего обязательства на третье лицо. Кредитор в этом случае обязан принять средства от этого третьего лица. Если только договором не предусмотрено, что обязательство по оплате должник должен исполнить лично.
    Причем третье лицо, исполнившее за должника его обязанность перед кредитором, возникшую из договора, не становится в силу этого стороной такого договора ( Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2015 N 13АП-26513/14). Иначе говоря, то обстоятельство, что организация-лизингополучатель перечислила денежные средства страховой компании во исполнение обязанности другого лица (лизингодателя) по уплате страховой премии, не означает, что организация приобретает права и обязанности страхователя по этому договору.
    На основании ГК РФ надлежащее исполнение прекращает обязательство. То есть внесение оплаты за страхователя третьим лицом погашает именно обязательство страхователя.
    В то же время к исполнившему обязательство должника третьему лицу переходят права кредитора по обязательству в соответствии со ГК РФ ( ГК РФ).
    Оплата расходов (страховой премии) третьим лицом (лизингополучателем) не приводит к безвозмездности, в соответствии с НК РФ имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги) ( Минфина России от 09.09.2016 N 03-03-06/1/52968).
    Соответственно, у лизингодателя-страхователя обязательство перед страховой компанией прекращается и возникает новое обязательство - по возврату денежных средств лизингополучателю. В результате у лизингодателя возникает кредиторская задолженность перед лизингополучателем, а значит, обязанность возместить понесенные им расходы или зачесть их в счет лизинговых платежей.
    Оплата лизингополучателем страховой премии, поскольку она не приводит к вступлению лизингополучателя в договор страхования вместо страхователя (лизингодателя), сама по себе не влечет для лизингодателя каких-либо особенностей налогового учета расходов на оплату договора страхования. Лизингодатель признает расходы по договору страхования в обычном порядке, независимо от того факта, что оплата была произведена третьим лицом.
    Что касается лизингополучателя, то оплата страховой премии за лизингодателя-страхователя, по нашему мнению, не признается расходом, а приводит к возникновению дебиторской задолженности в учете лизингополучателя.
    Исходя из вышеизложенного полагаем, что если расчеты между сторонами не будут произведены, то в отчетном (налоговом) периоде списания такой задолженности у лизингодателя возникнет внереализационный доход на основании НК РФ.
    Та же логика рассуждений может быть применена в отношении отражения рассматриваемой хозяйственной ситуации в бухгалтерском учете.
    Следуя п.п. 5, 7 "Расходы организации" (далее - ), расходы на страхование имущества, по нашему мнению, учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности, т.е. отражаются организацией-лизингодателем на счетах учета затрат.
    По общему правилу расходы признаются при выполнении условий, установленных п. 16 , в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (п. 18 ).
    В учете лизингодателя-страхователя приобретение страхового полиса могут быть отражены следующие записи:
    Дебет 76, субсчет "Страховая компания" Кредит 76, субсчет "Лизингополучатель"
    - отражена оплата лизингополучателем страховой премии по договору КАСКО;
    Дебет 97 Кредит 76, субсчет "Страховая компания"
    - получен полис добровольного страхования КАСКО.
    В свою очередь, лизингополучатель формирует бухгалтерскую проводку:
    Дебет 76, субсчет "Лизингодатель" Кредит 51
    - отражено возникновение дебиторской задолженности.

    Рекомендуем ознакомиться с материалами:
    - . Учет доходов от списания кредиторской задолженности;
    - . Доходы от списания кредиторской задолженности (в целях налогообложения прибыли);
    - . Учет расходов от списания дебиторской задолженности, нереальной к взысканию;
    - . Списание нереальной к взысканию (безнадежной) дебиторской задолженности при налогообложении прибыли;
    - . Исполнение обязательства третьему лицу;
    - . Исковая давность;
    - . Применение исковой давности;
    - . Начало и окончание течения срока исковой давности.

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Цориева Зара

    Контроль качества ответа:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Королева Елена

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.