Социально экономический статус включает. Социально-экономический статус социальных слоев. Роли в обществе

Признаки социальных статусов

Замечание 1

Социальное положение индивида, его социальный статус определяется существующей системой общественных отношений, которые характеризуют место субъекта, входящего в данную социальную структуру. Такие отношения в ходе практической совместной деятельности людей устанавливаются на длительное время и носят объективный характер.

При определении социального статуса чаще всего используют многомерный подход, позволяющий учитывать все многообразие признаков:

  • природные признаки (возраст, пол);
  • этнические отношения;
  • совокупность прав и обязанностей;
  • место в иерархии политических отношений;
  • отношения между индивидами в системе общественного разделения труда;
  • экономический критерий (собственность, материальное положение, уровень дохода, семейно-бытовые условия, образ жизни, образование, профессия, квалификация);
  • отношения распределения;
  • отношения по потреблению;
  • престиж – оценка социальной группой или обществом социальной значимости положений, занимаемых людьми и т.д.

Разные социологи для определения социальных групп населения используют собственную комбинацию критериев, поэтому и группировки индивидов могут происходить по-разному.

Часто социальный статус определяется выполняемыми индивидом при взаимодействии с другими людьми социальными функциями. Социальный статус подразделяют по образованию, умениям и навыкам.

Важным показателем социального статуса в современном обществе являются такие признаки как:

  • объем властных полномочий,
  • уровень дохода и образования,
  • престиж профессии в сфере муниципального и государственного управления.

В социологии западных стран популярен социально-экономический индекс, который включает измеряемые признаки:

  • качество образования,
  • уровень дохода,
  • престиж профессии.

Социально-демографические признаки

Социальный статус индивида устанавливается с учетом объективных социально-демографических показателей, включающих:

  • возраст,
  • национальность,
  • образование,
  • материальные условия,
  • род занятий,
  • семейное положение,
  • социальное положение,
  • специальность,
  • социальные роли,
  • наличие постоянного места жительства,
  • гражданство.

Компоненты социального статуса

К компонентам, характеризующих социальный статус относятся:

  • статусные права и обязанности – определяют, что носитель статуса может и должен делать;
  • статусный диапазон – обозначенные рамки в пределах которых реализуются статусные права и обязанности;
  • статусный образ - совокупность представлений о должном виде и поведении обладателя статуса;
  • статусные символы – определенные внешние знаки отличия, которые позволяют разграничить обладателей разных статусов;
  • статусная идентификация – выяснение степени соответствия индивида статусу.

Признаки отдельных видов социального статуса

Существует большое количество разнообразных статусов, каждому из которых присущи свои характерные признаки.

Признаки, характеризующие отдельные виды социальных статусов:

  1. Наиболее характерный для индивида статус – главный статус. Главный статус определяет образ жизни индивида, в соответствии со статусом его идентифицируют окружающие.
  2. Предписанный статус характеризуется половозрастными признаками, расовой и национальной принадлежностью.
  3. Достигаемый статус описывается следующими критериями: уровень образования, квалификация, профессиональные достижения, звание, должность, карьера, благополучный в социальном отношении брак и т.д. М. Вебер выделял три основных показателя: власть, престиж, богатство.
  4. Социально-административный статус определяется набором прав и обязанностей.
  5. Личный статус характеризуется индивидуальными качествами и свойствами.
  6. Смешанные социальные статусы отличаются признаками как предписанных, так и достигаемых статусов, однако достигаемых в результате стечения определенных обстоятельств.

Живя в обществе, нельзя быть свободным от него. В течение жизни человек соприкасается с большим количеством других индивидуумов и групп, в которые они входят. При этом в каждой из них он занимает свое определенное место. Для анализа положения человека в каждой группе и обществе в целом пользуются такими понятиями, как социальный статус и Рассмотрим подробнее, что же это такое.

Значение термина и общая характеристика

Само слово «статус» берет начало еще с Древнего Рима. Тогда оно носило больше юридический оттенок, а не социологический, и обозначало правовое положение какой-либо организации.

Сейчас социальный статус — это позиция человека в конкретной группе и обществе в целом, наделяющая его определенными правами, привилегиями, а также обязанностями по отношению к другим членам.

Он помогает людям лучше взаимодействовать друг с другом. Если человек определенного социального статуса не выполнит свои обязанности, то он будет нести за это ответственность. Так, предприниматель, шьющий одежду на заказ, при срыве сроков, заплатит неустойку. К тому же будет испорчена его репутация.

Примеры социального статуса одного человека - школьник, сын, внук, брат, член спортивного клуба, гражданин и так далее.

Это некая по его профессиональным качествам, материальному и возрасту, образованию и другим критериям.

Человек одновременно может входить сразу в несколько коллективов и, соответственно, играть не одну, а много различных ролей. Поэтому говорят о статусных наборах. У каждого человека он неповторим и индивидуален.

Виды социальных статусов, примеры

Их диапазон достаточно широк. Есть статусы, полученные при рождении, а есть - приобретенные в течение жизни. Те, что приписывает человеку общество, или те, которых он добивается благодаря собственным усилиям.

Выделяют основной и проходящий социальный статус человека. Примеры: главный и всеобщий, собственно, сам человек, затем идет второй - это гражданин. К списку основных статусов также относятся кровнородственные, экономические, политические, религиозные. Перечень можно продолжать.

Эпизодические — это прохожий, пациент, участник забастовки, покупатель, посетитель выставки. То есть такие статусы у одного и того же человека могут меняться достаточно быстро и периодически повторяться.

Предписанный социальный статус: примеры

Это то, что человек получает от рождения, биологически и географически заданные характеристики. Еще недавно никак повлиять на них и изменить ситуацию было невозможно. Примеры социального статуса: пол, национальность, раса. Эти заданные параметры остаются с человеком на всю жизнь. Хотя в нашем прогрессивном обществе уже замахнулись на изменение пола. Так что один из перечисленных статусов в какой-то мере перестает быть предписанным.

Большая часть того, что относится к родственным отношениям, также будет рассматриваться как предписанный отец, мать, сестра, брат. А муж и жена — уже приобретенные статусы.

Достигаемый статус

Это то, чего человек добивается сам. Прилагая усилия, делая выбор, работая, учась, каждый индивид в итоге приходит к определенным результатам. Его удачи или поражения отражаются в присвоении ему обществом заслуженного статуса. Врач, режиссер, президент компании, профессор, вор, человек без определенного места жительства, бродяга.

Свои знаки отличия имеет практически каждый достигаемый Примеры:

  • у военных, силовиков, сотрудников внутренних войск — форма и погоны;
  • у врачей — белые халаты;
  • у людей, нарушивших закон — наколки на теле.

Роли в обществе

Понять, как будет себя вести тот или иной объект, поможет социальный статус человека. Примеры и подтверждения этому мы находим постоянно. Ожидания в поведении и внешности индивидуума в зависимости от его принадлежности к определенному классу называют социальной ролью.

Так, статус родителя обязывает быть строгим, но справедливым к своему ребенку, нести за него ответственность, учить, давать советы, подсказывать, помогать в сложных ситуациях. Статус сына или дочери — это, наоборот, определенная подчиненность родителям, юридическая и материальная зависимость от них.

Но, несмотря на некоторые закономерности поведения, у каждого человека есть выбор, как ему поступать. Примеры социального статуса и его использования личностью не вписываются на все сто процентов в предложенные рамки. Есть только схема, некий шаблон, который каждый индивид реализует согласно своим способностям и представлениям.

Часто бывает так, что совместить несколько социальных ролей одному человеку сложно. Например, первая роль женщины - мама, жена, а ее вторая роль - успешная бизнес-леди. Обе роли предполагают вложение сил, времени, полную отдачу. Возникает конфликт.

Анализ социального статуса личности, пример его действия в жизни позволяют сделать вывод, что он отражает не только внутреннюю позицию человека, но и влияет на внешность, манеру одеваться, говорить.

Рассмотрим примеры социального статуса и привязанных к нему стандартов во внешнем виде. Так, директор банка или учредитель солидной компании не может появиться на рабочем месте в спортивных брюках или резиновых сапогах. А священник - прийти в церковь в джинсах.

Статус, которого достиг человек, заставляет его обращать внимание не только на внешний вид и поведение, но и выбирать место проживания, обучения.

Престиж

Не последнюю роль в судьбах людей играет такое понятие, как престиж (и положительный, с точки зрения большинства, социальный статус). Примеры в анкете, которую пишут ученики всех перед поступлением в высшие учебные заведения, найдем с легкостью. Часто свой выбор они делают ориентируясь на престижность той или иной профессии. Сейчас мало кто из мальчиков мечтает стать космонавтом или летчиком. А когда-то это была очень популярная профессия. Выбирают между юристами и финансистами. Так диктует время.

Вывод: человек развивается как личность в процессе освоения им разных социальных статусов и ролей. Чем ярче динамика, тем более приспособленным к жизни станет индивид.

Социально-экономический статус

Социально-экономический статус (класс). Основными показателями принадлежности индивида к определенному социальному классу являются профессионально-статусная позиция, образование и доход. Зависимость здоровья от принадлежности к социальному классу выступает одной из фундаментальных закономерностей социальной психологии здоровья. Эта закономерность, получившая название классового градиента, заключается в том, что чем выше социальный класс, тем лучше здоровье его представителей. Классовый градиент устанавливается по большинству нервно-психических и соматических расстройств и, по-видимому, присущ всем обществам западного типа. Как только соответствующие исследования стали вновь проводиться в нашей стране, они тут же воспроизвели эту закономерность /13/. Из нервно-психических расстройств и нарушений поведения только два отклоняются от названной зависимости. Аффективные расстройства чаще встречаются у представителей высших классов. Невротические нарушения также принято чаще локализовать в высших классах, однако существенные классовые различия в причинах обращения за медицинской помощью делают это различие сомнительным. Популяционные исследования скорее свидетельствуют о том, что классовое распределение невротических расстройств не отличается от прочих заболеваний, однако эти результаты трудно сформулировать в диагностических категориях. Расстройства личности, проявляющиеся в нарушении социального поведения, могут, кроме того, чаще выявляться у представителей низших классов потому, что эти лица чаще привлекают внимание представителей правоохранительных органов и обследуются психиатрами в экспертном порядке. Имеется две основные объяснительные модели для интерпретации классового градиента. Первая из них получила название теории социальной причинности или социального стресса, вторая - теории социальной селекции /7/. В теории социальной причинности акцентируется значение объективно худших условий жизни представителей низших классов. Низкий профессиональный статус связан с работой во вредных условиях, монотонной или физически тяжелой. Низкий доход влечет за собой стесненные жилищные условия, проживание в районах с неблагоприятной экологической обстановкой, более низкое качество питания и т.п. Представителям низшего класса менее доступны оздоровительные ресурсы и возможности системы здравоохранения. Низкий социально-экономический статус вообще сопряжен с более высоким уровнем переживания жизненных трудностей и психотравм. Напротив, принадлежность к высшим социальным классам создает благоприятные условия жизни и доступ к материальным ресурсам сохранения и укрепления здоровья. Высокий образовательный уровень способствует адекватной социальной ориентации, усвоению гигиенических знаний и навыков. Сам по себе процесс обучения в высшей школе развивает навыки преодоления жизненных трудностей. В теории социальной селекции утверждается, что распределение индивидов по социальным классам носит вторичный характер, тогда как первичным является врожденный или приобретенный дефицит социально ценных умений, наступающий вследствие заболевания или психической неполноценности. Все эмпирические исследования, основанные на популяционных или селективных выборках, использовавшие вторичную статистическую информацию, проведенные по кросс-секционному или лонгитюдному плану, не дали пока окончательных выводов в пользу той или иной теоретической модели. Основные результаты этих работ следующие. Фактор «бедности» оказывает прямое повреждающее воздействие на здоровье только при своей крайней выраженности, когда недостаточность материальных ресурсов не позволяет удовлетворить основные жизненные потребности. В других случаях бедность влияет на психическое здоровье через процесс социального сравнения. Прямые исследования «жизненных случаев» чаще показывают, что уровень переживаемого стресса в высших классах не ниже, чем в низших. Семейные исследования больных шизофренией демонстрируют отчетливое социальное снижение по мере нарастания проявлений дефекта. Таким образом, больше эмпирических данных получено в поддержку теории социальной селекции. Однако это не снимает следующих возражений. Во-первых, для одних заболеваний (например, неврозов) более правомерным может быть объяснение с позиций социальной причинности, тогда как для других (например, олигофрении) - объяснение с позиций социальной селекции. Во-вторых, различные показатели социально-экономического статуса могут быть по-разному «чувствительны» к действию механизмов социального стресса - социальной селекции. Так, профессиональный статус может больше отражать социальную селекцию, а экономический статус - социальную причинность. Совпадение данных, полученных при помощи различных индикаторов социального класса, получило название статусной конгруэнтности, или консистентности. Статусная неконгруэнтность (например, несоответствие профессиональной позиции образованию), сама по себе выступает значительным источником социального стресса. На данных вторичной статистики по ряду стран показана связь статусной неконгруэнтности с широким кругом так называемых психосоматических заболеваний. По результатам наших исследований, для советского общества, еще не вступившего в переживаемый ныне период трансформации, была достаточно характерна статусная неконгруэнтность, в частности, между образованием и доходом. Длительное время в литературе высказывалось предположение о причинной связи вертикальной мобильности, то есть продвижения вверх в социально-классовой иерархии, с нарушениями нервно-психического здоровья вследствие переживаемого напряжения. Однако эта связь не нашла эмпирического подтверждения. Культурный подход предполагает описание социальных структур, процессов и институтов в наиболее широких категориях. Существует несколько основных путей влияния культуры на здоровье, для рассмотрения которых удобно использовать теоретическую «рамку» стресса. Прежде всего, культурные особенности общества могут индуцировать стресс. Такими источниками стресса выступают различные институты социального контроля, от табу в дописьменных обществах до НКВД в недавнем советском прошлом. Культура может создавать роли, повышенно стрессогенные для индивидов, занимающих соответствующие социальные позиции. Примером в западных культурах могут служить роли профессионального политика и индустриального рабочего. Изменения в культуре могут приводить к созданию новых профессиональных ролей, для которых отсутствуют нормативные регуляты поведения, выполняющие психологические защитные функции. Примером такой роли в постсоветском российском обществе служит роль бизнесмена /23/. Кроме того, культурные изменения могут приводить к стрессогенному изменению содержания традиционных ролей /18/. Так, в советском обществе периода застоя мужчины переживали повышенный уровень стресса в традиционной роли «кормильца семьи». После некоторого расширения возможностей для свободного предпринимательства в российском обществе, для экономически успешных мужчин этот источник стресса практически перестал существовать. В то же время культура создает способы социально приемлемого и одобряемого преодоления жизненных трудностей и кризисов. Хорошо изучено значение похоронных обрядов и ритуалов при потере супруга в английской культуре для нормального течения реакции горя и адаптации к новому социальному статусу одинокого человека. В рамках американской культуры для субкультурной этнической группы евреев социально одобряемым является обращение при кризисе за психотерапевтической помощью, тогда как среди англо-американцев такое обращение значительно менее социально приемлемо, а для итальянцев нормативным является обращение к священнику. Имеются данные и о культурно детерминированных различиях в психологических реакциях преодоления. Сравнительный анализ данных исследований американской и российской популяций показал, что если при переживании стресса наиболее распространенной реакцией преодоления для американцев является «подход» и прямое преодоление, то для россиян - «избегание» и непрямое (внутриличностное) преодоление. В сфере здоровья и болезни культурные различия проявляются чрезвычайно многообразно. Субъективные репрезентации болезни в значительной мере культурно детерминированы. Это касается и наиболее распространенных в данной культуре «теорий» болезни и лечения, и восприятия отдельных симптомов, как требующих или не требующих профессиональной помощи, и знаковых функций отдельных симптомов и проявлений болезни, обусловливающих групповую реакцию на индивида, связанную с легитимизацией его статуса как больного. Некоторые психические расстройства, в основном психогенной этиологии, присущи только тем или иным культурам. Большинство же эндогенных и органических заболеваний значительно меньше подвержено в своих проявлениях культурной вариации. Этномедициной накоплен обширный материал, богато иллюстрирующий культурные различия в симптоматике отдельных заболеваний, поведении, связанном с заболеванием и с сохранением и укреплением здоровья /8/. Существует ряд теоретических моделей, описывающих влияние культуры на здоровье и отличающихся по соотношению признаваемой значимости биологических, психодинамических и культурных факторов. Для иллюстрации приведем получившую широкое признание био - культурную модель А. Вэллиса, разработанную на примере «арктической истерии» у аляскинских эскимосов /40/ (сходные состояния описаны и у малых народностей российского Севера). В модели предполагается органическая причина психического расстройства, связанная с объективными условиями жизни данной культурной группы. Собственно культурное влияние проявляется в «оформлении» психопатологической симптоматики, возникающем на основе формируемых культурой «когнитивных карт» в психике принадлежащих к этой культуре индивидов и культурной семантики болезни для соответствующего культурного окружения. Формулируются две основные теоретические позиции по проблеме культурной обусловленности здоровья. В более ранней позиции, получившей наименование культурной относительности (релятивности), постулируется, исходя из существования культурно сформированных норм поведения, связанного с болезнью и здоровьем, возможность определения здоровья только в данном конкретном культурном контексте. Результаты эмпирических кросс-культурных исследований соматического здоровья ограниченно свидетельствуют в пользу данной теоретической позиции. Поэтому более признана сегодня позиция культурной релевантности, основным положением которой является утверждение о релевантности всех компонентов данной конкретной культуры друг другу. Это утверждение распространяется и на болезни, и на присущие данной культуре терапевтические практики. Необходимо отметить, что часто встречающееся отождествление объема понятий общества и культуры, используемое в идеологических целях, для здоровья является неоправданным упрощением. В любом сложном современном обществе сосуществуют многообразные культурные «образцы», в том числе и связанные с болезнью, лечением, сохранением и укреплением здоровья. Этим, в частности, вызваны сложности использования культурного подхода в эмпирическом исследовании здоровья. Поэтому культурный подход чаще применяется для вторичного анализа уже полученных данных и объяснения выявленных различий, чем для программирования эмпирического исследования /1/. Существенные субкультурные различия обнаруживаются не только между этническими группами, с которыми они обычно отождествляются, но и между общностями различного типа и географической локализации, а также между социальными (индустриальными) организациями.

Социально-экономический статус. Статус (от лат. status – состояние, положение) означает соотносительную (выше, наравне, ниже) позицию индивида в социальной системе и характеризуется совокупностью прав и обязанностей. Различают личный и социальный статус. Социальный статус – это положение, которое человек автоматически занимает как представитель большой социальной группы (профессиональной, классовой, национальной) в данной социальной системе. Личный статус – это положение, которое он занимает в малой или первичной группе и зависимости от того, как оценивается по своим индивидуальным качествам. Статус человека в организации или в группе определяется рядом таких факторов, как старшинство в должностной иерархии, название должности, расположение и оформление кабинета, образование, социальные таланты, информированность и накопленный опыт. Эти факторы могут способствовать повышению и понижению статуса в зависимости от ценностей и норм группы.

В группах с различным статусом участников общение обычно направлено на тех, кто имеет более высокое положение, причем направляемая им информация более содержательная и менее конфликтная. Человек с высоким статусом занимает больше времени в ходе обсуждения проблем и вопросов в группе: больше говорит, высказывания других членов группы по отношению к нему содержат меньше агрессивных выпадов, меньший объем вербальной агрессии. Статус члена группы влияет и на степень доверия, оказываемого ему другими членами группы.

Социально-экономический статус зависит и от того, какую работу выполняет человек (умственный или физический труд), управленец он или исполнитель.

Чаще всего в обществе принимается такое деление людей, как богатый и бедный. Особенно ярко это деление произошло в России после перестройки. Причем «богатые» (независимо от образования, пола, национальности) занимают в обществе высокое социальное положение.

Если рассматривать общество как пирамиду, то на ее вершине окажутся элитарные слои, занимающие высокий статус в обществе, так как они имеют либо крупную собственность, либо политическую власть. Другая часть общества стоит внизу пирамиды (более широкая ее часть) – это нищие, бедные, бродяги, которые, как правило, не имеют ничего или имеют все по минимуму. Чем больше людей скапливается внизу, тем менее устойчиво общество.

Прочность пирамиды обеспечивает такой слой в обществе, как средний класс. (ЕщеАристотель говорил, что благополучным является то государство, в котором люди обладают средней собственностью). К этому классу относят предпринимателей, фермеров, рабочих высокой квалификации. Важно, что формирование среднего слоя в обществе определяет судьбу самого общества, его стабильность. Ведь средний класс – это не только социальная основа рыночной экономики, но и гарант политического консенсуса и гражданского мира.

В прошлых веках человек мог не иметь каких-то материальных благ, но иметь знатное положение, родословную и, следовательно, высокий социальный статус (бедные дворяне), но в настоящее время ситуация складывается иначе. С переходом на рыночный путь развития решающим фактором для определения статуса человека становятся материальные блага, они влекут за собой и власть, и известность (хотя это и не означает уважение в обществе). Например, некоторые политики сидели в тюрьме до своего выбора в депутаты.

Образование, знания в нашем обществе хоть и имеют важное значение, но не являются определяющими (социально-экономический статус учителя не так уж и велик).

Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний момент статус человека в обществе (по крайней мере в нашем) в большинстве случаев определяется экономическими показателями.

Конкурентный рынок представляет собой механизм эффективного использования ограниченных ресурсов, распределение которых между экономическими субъектами является экзогенным (внешним) для рынка параметром, изначально заданным по разным параметрам (уровню доходов, накоплениям и т.д.).

Иными словами, на рынке существует изначальное неравенство в распределении доходов, которое в процессе его функционирования может возрасти или сгладиться.

Наиболее полно неоклассическая концепция распределительной рыночной справедливости изложена в трудах американского неоклассика Д. Б. Кларка («Философия богатства», «Распределение богатства»), в которых он доказывает, что распределение общественного дохода регулируется «естественным законом». Представители каждой социальной группы имеют доход в соответствии с «принципом справедливости». Сущность данного закона состоит в том, что в условиях конкурентного рынка цена фактора производства (труда, капитала, организаторских способностей) соответствует его предельной производительности, поэтому недеформированная государственным вмешательством система рыночного ценообразования обеспечивает исключительно конкурентное распределение доходов, ориентированное только на рыночную справедливость (эффективность).

Такой подход был подвергнут сомнению учениями неокейсиан- ского направления, которые делали упор на неконкурентную природу рынков и роль социальных факторов (таких, как власть, поли тические решения, неравенство способностей и возможностей) в распределении доходов.

Таким образом, если категория рыночной справедливости базируется на критерии эффективности, то категория социальной справедливости основывается на этических критериях и принципах, принятых в обществе. Под социально справедливым распределением обычно понимается соответствие системы распределительных отношений, сложившимся в обществе на данном историческом этапе, интересам, потребностям, этическим нормам и правилам членов общества. Каждый из индивидов предпочитает свое положение (благосостояние) любому другому и не стремится изменить его за счет перераспределения доходов (перераспределение возможно только с взаимного согласия индивидов).

Мнение большинства о социальной справедливости трансформируется в ценностные суждения экономистов, законодательных органов, избирателей, на основании которых можно построить различные функции общественного благосостояния, отражающие благосостояние общества как благосостояние составляющих его индивидов. Оптимальным будет такое распределение ресурсов, которое будет признано обществом не только эффективным, но и социально справедливым. Чем меньше степень неравенства в обществе, тем выше общественное благосостояние, что служит одним из обоснований необходимости вмешательства государства в перераспределение доходов и достижение им определенного уровня распределительной справедливости.

В зависимости от выбранной модели развития государства (неолиберальной или социально-рыночной), достигнутого уровня экономического развития, развитости демократического института гражданского общества, принятых в обществе этических норм и правил, степени социальной напряженности и других социально-экономических факторов государство выбирает общественный оптимум, который не является чем-то застывшим, раз и навсегда данным. Он постоянно меняется под воздействием вышеприведенных факторов.

Такой процесс «нащупывания» равновесия между справедливостью и эффективностью особенно характерен для неустойчивых, нестабильных переходных экономических систем, которые за короткий исторический отрезок времени очень быстро проходят путь от эгалитарного (уравнительного) распределения к крайне неравномерным его формам.

В России этот переходный период ознаменовался резким расслоением населения по экономическому статусу.

Статус (от лат. status - состояние, положение) - это положение, позиция в любой иерархии, структуре, системе. Социоэкономический статус - это статус индивида, определяемый совокупностью различных социальных и экономических показателей: доходом, социальным происхождением, образованием, профессиональным престижем.

За прошедшие 10- 15 лет в российском обществе незначительно снизился долгие годы бывший высоким уровень образования взрослого населения. По данным микропереписи населения 1994 г. не имели начального образования лишь 24 из 1 ООО человек в возрасте от 15 до 50 лет, а 31,7 % людей старше 20 лет имели высшее или среднее специальное образование. Большинство из них занимались интеллектуальным, управленческим трудом и имели практически равный социальный статус: относительная позиция индивида или группы, определяемая социальными признаками (экономическое положение, профессия, квалификация, образование и т.п.). Кроме того, практически все население, особенно в городах, живет в одинаковых многоквартирных домах, ходят в одни и те же магазины, пользуются общественным транспортом и не утратили чувства «равенства», доставшегося им от советского периода.

Однако определяющим фактором дифференциации все более становится уровень доходов и наличие собственности. Уровень экономического положения индивида, социальной или демографической группы населения, определяемый доходом и собственностью, составляет их экономический статус.

Различается экономический статус отдельного человека, семьи или общности, страны в целом. Рассматривая изменения экономического статуса отдельных групп населения во времени, можно говорить о динамике экономического расслоения, или экономической стратификации, общества. Термин «стратификация», пришедший из словаря естественных наук, сохранил свой двойной смысл. С одной стороны, это процесс, непрерывно идущий в обществе. С другой стороны, это одновременно и результат процесса изменения экономического положения различных личностей, групп и слоев.

Процесс экономического расслоения общества не закончен, он продолжается. Анализ источников получения доходов и их соотношения свидетельствует, что в общей сумме возросла доля доходов от собственности и предпринимательской деятельности. Их в основном получает наиболее богатая прослойка населения и жители крупных городов. Одновременно при возрастании доли доходов от собственности уменьшается доля оплаты труда, а эти выплаты получает основная часть населения.

Причинами различий экономического статуса групп населения стали:

источник доходов и их уровень;

распределение работающих по отраслям экономики;

регион проживания;

занимаемая должность.

Главной «горячей точкой» общественного развития становится факт неравенства в распределении богатства, собственности, прав и контроля над капиталом. Как следствие этого неравенства - рас слоение населения по уровню материальной обеспеченности с поляризацией доходов.

Сорокин выделяет два типа флуктуации (отклонения от нормы, колебания) экономического статуса общества.

Первый тип - это флуктуация экономического статуса в целом:

а) возрастание экономического благосостояния;

б) уменьшение экономического благосостояния.

Второй тип - это флуктуация высоты и профиля экономической стратификации внутри общества:

а) возвышение экономической пирамиды;

б) уплощение экономической пирамиды.

Рассмотрим первый тип флуктуации. Анализ благосостояния различных обществ и групп внутри них показывает, что:

благосостояние и доход различных обществ существенно меняется от одной страны, одной группы к другой. Это относится не только к территориям, но и к различным семьям, группам, социальным слоям;

средний уровень благосостояния и доходы в одном и том же обществе не постоянные, они меняются во времени.

Едва ли существует семья, доход и уровень материального благосостояния которой оставался бы неизменным в течение многих лет и при жизни нескольких поколений. Материальные «подъемы» и «падения» бывают иногда резкими, значительными, иногда - небольшими и постепенными.

Говоря о флуктуации экономического статуса второго типа, необходимо обратить внимание на то, являются ли постоянными или переменными во времени величины высоты и профиля экономической стратификации от группы к группе и внутри одной группы; если они изменяются, то насколько периодично и регулярно; существует ли постоянное направление этих изменений и каково оно, если есть.

Ученых давно занимали эти вопросы, и они предлагали различные гипотезы по этому поводу. Так, суть гипотезы В. Парето (1848 - 1923) заключалась в утверждении, что профиль экономической стратификации или частность распределения доходов в обществе есть нечто постоянное. Гипотеза К. Маркса (1818 - 1883) состояла в утверждении того, что в европейских странах происходит процесс углубляющейся экономической дифференциации.

Жизнь показала, что хотя и нет строгой тенденции ни к уменьшению, ни к увеличению экономического неравенства, гипотеза колебания высоты и профиля экономической стратификации правомерна, стратификация нарастает до какой-то степени насыщения, точки чрезмерного напряжения. Для различных обществ эта точка различна и зависит от их размеров, окружения, характера распределительных отношений, человеческого материала, высоты планки по требностей, национально-исторического развития, культуры и т.д. Как только общество приближается к своей точке перенапряжения, создается социальная напряженность, которая заканчивается революцией или своевременной реформой.

В начале 90-х гг. XX в. в России произошла радикальная идеологическая, социально-политическая переориентация в понимании справедливости и целесообразности в движении к социальному равенству, от социальной однородности на поощрение социальной дифференциации с ориентацией на ценности предпринимательства.

Произошла глубокая экономическая стратификация, массовое обеднение населения, разрушение социальной инфраструктуры. Ослабли реальные гарантии социальной защиты населения в связи с тем, что из системы выпало основное, низшее звено социальной защиты - предприятие. Социальная защита населения в условиях отсутствия достаточных экономических ресурсов сосредоточилась в руках государства.

Таким образом, можно констатировать, что причины глубины экономической стратификации в переходный период кроются в разрушении сложившегося ранее соотношения в оплате труда и перераспределении собственности.

Расслоению общества способствовала приватизация жилья, когда 20 % людей, стоящих в очереди на муниципальное жилье, потеряли всякую надежду на его получение. Образовалось имущественное неравенство. В 1992 г., когда были обесценены государственные накопления основной части населения, «дельцы» вышли из-под государственного контроля и стали получать непомерную прибыль. Богатство сформировывалось (и продолжает формироваться) на фоне тотального обнищания основной массы населения. Экономическому расслоению способствовало введение единой ставки налога с физических лиц - 13 %, тогда как ранее прогрессивная шкала налогообложения в какой-то степени перераспределяла доходы в сторону малооплачиваемого работника.

Слои населения, которым сейчас требуется социальная поддержка, в перспективе потребуют специальных программ социальной реабилитации, восстановления их жизненных сил, ибо около 10 лет жизни на прожиточном (физиологическом) минимуме не пройдут для страны без негативных последствий.

Причиной экономической стратификации является неравенство доходов. Основной показатель бедности есть среднедушевой доход, если он ниже бюджета прожиточного минимума и ниже среднего дохода по региону. Значение этого показателя для социальной работы чрезвычайно важно, ибо он является критерием для определения нормативов в системе адресной социально-экономической поддержки бедных слоев населения.

Эта система предполагает:

ведение систематического анализа семей и их распределение по среднедушевому доходу с учетом социально-экономического потенциала семьи;

определение нуждающихся в адресной помощи не по категориям населения (пенсионеры, инвалиды, дети и т.п.), а по основному критерию - среднедушевому доходу и его соразмерности с бюджетом прожиточного минимума в регионе;

создание в регионах условий для предупреждения бедности.

Понятие экономического статуса тесно связано с понятием социальной мобильности. Социальная мобильность - это совокупность социальных перемещений людей в обществе, т.е. изменений их статуса. Существуют два основных типа мобильности: вертикальная и горизонтальная.

Вертикальная социальная мобильность связана с перемещением индивида или группы в системе социальной иерархии, включающая изменение социального статуса. Горизонтальная социальная мобильность - с перемещением индивида или группы в социальной структуре без изменения социального статуса. Изменение экономического статуса, как правило, способствует вертикальной мобильности человека или группы.

Социально-экономический статус в социальной работе рассматривается как важнейший критерий адресного подхода в поддержке населения, повышении его благосостояния.

Правительством разработана стратегия социально-экономического развития России на период до 2010 г. Ее целью является последовательное повышение уровня жизни населения на основе самоопределения каждого гражданина и снижения социального неравенства, однако ключевым фактором, препятствующим качественному обновлению страны и ее экономики, остается поляризация российского общества. Основные слои и группы населения различаются по ценностным ориентациям, образу жизни, стилю и нормам поведения. Часто причиной этого является поляризация доходов, различный уровень благосостояния. Обеспеченные социальные группы противопоставлены основной массе населения.

Малообеспеченность и нужда стали воспроизводимой устойчивой реальностью для миллионов людей, оказавшихся в экстремальных условиях: не только для безработных, беженцев, многодетных граждан, инвалидов, недееспособных пенсионеров и других, но и для тех, кто ранее обеспечивал себя и семью - для экономически активного населения. Их малообеспеченность и бедность сформировалась из- за того, что стоимость рабочей силы упала настолько, что для большинства работающих людей плата за их труд перестала покрывать даже минимальные средства для содержания семьи.

Определение тех, кто относится к категории бедных, неоднозначно и зависит от избранного метода оценки бедности, которых в мировой практике несколько:

статистический, когда в качестве бедных рассматриваются 10 - 20 %-ные группы населения с наименьшими совокупными душевыми доходами, или часть этих групп;

нормативный (по нормам питания и иным стандартам минимального потребительского набора), иначе - минимальной потребительской корзины;

метод лишений, рассчитывающий недопотребление важнейших товаров и продуктов;

стратификационный, когда к бедным относятся люди, объективно ограниченные в возможностях самообеспечения: престарелые, инвалиды, дети без родителей, или социальные сироты;

эвристический, или субъективный, ориентирующийся на оценки общественного мнения или оценки самих респондентов в достаточности или недостаточности их уровня жизни;

экономический, определяющий категорию бедных ресурсными возможностями государства, направленными на поддержание их материальной обеспеченности.

Чаще всего при расчетах уровня бедности за основу принимается более удобный и осязаемый показатель абсолютной черты бедности, который для более точных оценок включается в более сложные и детальные индексы бедности, учитывающие степень неравенства в обществе, распределение доходов среди бедных, их долю в общей численности населения, дефицит доходов бедных (сумму доходов, которую необходимо восполнить бедным, чтобы вывести их за черту абсолютной бедности). Наиболее известным и распространенным индексом бедности является индекс А. Сена:

Sen = DE G + DP(1 - G),

где Sen - индекс бедности; DE - доля бедных как отношение численности людей, находящихся за чертой бедности, ко всему населению; DP - дефицит расходов как сумма дефицитов расходов (% от ВВП - внутреннего валового продукта), которую надо предоставить бедным для достижения ими границы бедности; G - индекс Джини как измеритель степени неравенства в обществе.

Уровень бедности объединяет в себе несколько показателей и в некоторой степени является субъективным, зависящим от того, как государство определит черту бедности.

В зависимости от политических решений черта бедности может произвольно перемещаться вверх или вниз, тем самым изменяя представление о числе бедных.

Рассчитанный на основе стоимости минимальной, физиологической потребительской корзины прожиточный минимум, исходя из которого устанавливается абсолютная черта бедности, позволяет занизить число бедных и, соответственно, сократить государственные расходы на борьбу с бедностью. Такое определение черты бедности было осуществлено в Указе Президента РФ от 2 марта 1992 г. № 210 «О системе минимальных потребительских бюджетов населения РФ». На период преодоления кризисного состояния экономики Правительству РФ было указано определять уровень (бюджет) прожиточного (физиологического) минимума, дифференцированного по основным социальным группам и характеризующего минимально допустимые границы потребления важнейших материальных благ и услуг.

Особенность настоящего времени состоит в том, что большинство бедных в России - это имеющие детей семьи, как правило, с работающими родителями (при этом многие работают не на одном месте, но в то же время многие из них не получают заработанные деньги вовремя).

Бедность неоднородна. Есть наиболее тяжелые ее состояния. Есть группы, балансирующие на верхней границе бедности, с которой начинается отсчет бюджета минимума материальной обеспеченности (БММО). Последний, по принятой методике, примерно вдвое выше прожиточного минимума и свидетельствует уже не о крайней, физиологической, а социальной бедности, в пределах которой сейчас живут более 60 % россиян . По данным материалов выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств и макроэкономического показателя среднедушевых денежных доходов, по состоянию на 1 января 2010 г. численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составила 18,5 млн человек.

Социальный контракт консолидирует общество, бизнес и государство на базе принципа «благосостояние для большинства». По отношению к обществу государство берет на себя реальную ответственность за создание условий для повышения уровня жизни, обеспечение необходимых социальных гарантий, прав, свобод и безопасности граждан, получая взамен легитимность и общественную поддержку. Успешность достижения цели состоит в обеспечении благосостояния для большинства населения и формировании массового среднего класса.

В числе предпринимаемых мер - сбалансированность низкой заработной платы и низких потребительских цен, особенно на продукты питания, товары для детей, лекарства, доступность социокультурных и других услуг. Поэтому в принятой в 2001 г. «Стратегии социально-экономического развития России на период до 2010 года» предлагается одним из условий «приведение социальных обязательств государства в соответствие с его материальными возможностями». Задаются предельно жесткие требования к экономическому росту в ближайшее десятилетие не ниже 5 - 6 % в среднем за год. Это даст возможность вывести находящееся за чертой бедности население на достойный уровень жизни, повысить социально-экономический потенциал семьи как основной экономической ячейки общества. В настоящее время осуществляется разработка стратегии социально- экономического развития РФ до 2020 г. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1.

Что такое «материальное благосостояние» и чем оно характеризуется? 2.

Назовите количественные и качественные показатели благосостояния населения и раскройте их. 3.

Раскройте сущность социально-экономических последствий и показатели дифференциации доходов населения. 4.

Охарактеризуйте социально-экономический статус клиентов социальной работы. 5.

Чем обусловлено растущее значение экономической функции семьи в условиях рыночной экономики? 6.

Почему реальный доход является обобщающим показателем уровня жизни? 7.

Раскройте сущность и значение социально-экономического потенциала семьи. 8.

Укажите факторы, влияющие на динамику материального состояния населения. 9.

Что такое социально-экономический статус и почему он является критерием адресного подхода в социальной работе?