Название вечера русский язык. Сценарий вечера русского языка на тему "если дружат люди - дружат языки". Группа детей вместе, Даша. Настя, Яша, с ними и ученый-Язык

Присутствуют и родители)

Цель: активизировать интерес школьников к учебному предмету, расширить их кругозор, воспитывать уважение к родному языку, к его богатству, совершенствовать умение учащихся выступать перед аудиторией, выразительно декламировать стихотворения.

1 часть - литературно-музыкальная композиция

«Как красив и благозвучен русский язык»

Роли учащихся: ведущий; чтец, декламатор.

Вступительное слово учителя. С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Но ведь сказки и прибаутки – это тоже язык.

Подросток идёт в школу, юноша шагает в институт или университет. Целое море слов, шумный океан речи подхватывает человека. Сквозь живые беседы с учителями, сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отражённая в слове необъятная Вселенная. Через слово человек впервые узнаёт то, чего ещё не видели (а возможно, и никогда не увидят!) его глаза…

Радостная или горькая, гневная или нежная летит над просторами родины крылатая песня. Песня – это язык. На чёрной доске аудитории резко белеет строгая формула математики. Эта формула – тоже язык!..

И вы, и я, каждый из нас – все мы постоянно думаем. А можно ли думать без слов?

Всё, что люди совершают в мире, совершается при помощи языка, потому что язык относится к тем общественным явлениям, которые действуют на всём протяжении существования человеческого общества. Главное назначение языка – служить средством общения людей.

1 ведущий Великий, могучий, правдивый, свободный,

Народной живительной силы родник!

Тебе посвящаем мы вечер сегодня,

Наш гордый, наш русский, родной наш язык!

1 чтец. Стихотворение Н. Банко "Родной язык"

2 чтец. Величьем океану сродный,

Весь воплощенье наших сил,

Он отсвет жизни всенародной

В своих глубинах отразил.

Родной язык в волнах эфира

Звучит, рассеивая тьму,

Недаром больше полумира,

Как к правде тянутся к нему!

3 чтец. Ты - светоч и звон,

Ты – цветенье народа,

Ты в бурях кровавых столетий возник.

В тебе – справедливость, протест и свобода,

О громкий, могучий, великий язык!

2 ведущий. Велик и могуч русский народ, неутомимый работник и созидатель, великий философ и поэт! Немало совершил он бессмертных подвигов во имя своей родины, построил величественные русские города, создал передовое искусство, науку, технику, создал художественную литературу , не знающую себе равных среди литератур мира.

4 чтец. Пушкина "Я памятник себе воздвиг нерукотворный…"

1 ведущий. Но самое ценное сокровище из всех сокровищ, которые создал русский народ – это его язык. Русский язык!. Неисчерпаемы, неисчислимы его богатства. Вот что говорили о русском языке великие люди в 18, 19, 20 веках.

5 чтец. Повелитель многих языков, язык российский, не токмо обширностию мест, где он господствует, но купно и собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе. ()

6 чтец Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими. ()

7 чтец. Перед вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его. ()

5 чтец. Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего. ()

6 чтец. Русский язык велик не только исключительным богатством словесного фонда, обилием синонимов, но и, что особенно важно для писателя, исключительной выразительностью. (Ояр Вациетис, Латвия)

7 чтец Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни. ()

Слово учителя. Послушайте стихотворение в прозе "Русский язык" (выступление учащегося или грам. запись).

2 ведущий. Меткость и живость выражений, красочная выразительность сочетаются в русском языке с необыкновенной звучностью и музыкальностью. В нём на сто звуков приходится примерно восемьдесят звуков с голосом - гласных и звонких согласных. Эти свойства русского языка с удивительной яркостью отразились в наших песнях, то зажигающее весёлых, то грустных до боли, то вольных и необъятных, как сама Русь.

Звучит русская народная песня: "Жаворонок"(сл. , муз. М. Глинки);

"Среди долины ровныя…" в исполнении…_______________________

Ой, да и лесист – стена стеной!

Великаны сосны в ясный день

Заломили шапки набекрень.

И глядятся вольно в синеву,

И вступают в песню и молву.

За стеной садов весёлый снег,

За стеною – синь озёр и рек.

И любой речной, озёрный плес

В соловьином свисте на сто вёрст.

А. Прокофьев

1 ведущий. Среди более двух с половиной тысяч языков, известных на земном шаре, к числу наиболее распространённых относится и русский язык. В современном мире он имеет важное международное значение, поэтому входит в число мировых языков, является одним из официальных языков Организации Объединённых Наций, на нём написаны важнейшие международные договоры и соглашения.

9 чтец "Выучи русский язык".

2 часть вечера – КВН «Чтоб не осталось в стороне никого, никого»

Звучит первый куплет песни В. Шаинского, открывающей телевизионную передачу КВН:

Мы начинаем КВН.

Для чего? Для чего?

Чтоб не осталось в стороне

Никого, никого.

Пусть не решить нам всех проблем,

Не решить всех проблем,

Пусть станет радостнее всем,

Веселей станет всем.

Слово учителя: Дорогие ребята, родители и гости! Далее мы с вами отправимся в путешествие по стране «Фразеоландия». Перед вами две команды – «Русаки» и «Грамотеи».

Команды приветствуют друг друга, называют девизы и эмблемы.

Учитель. Дверь в наш Клуб веселых и находчивых вам откроет

1.Конкурс - разминка «Знаешь ли ты?» (учитель называет фразеологизмы, а члены команд отвечают, какое значение имеют фразеологизмы

1 команда

1) рукой подать

2) куры не клюют

3) сломя голову

4) бить баклуши

5) водить за нос

6) во весь дух

7)вставлять палки в колеса

8) играть первую скрипку

9) встать с левой ноги

10) седьмая вода на киселе

2 команда

1) гонять лодыря

2) клевать носом

3) у черта на куличках

4) с больной головы на здоровую

5) прикусить язык

6) куда ворон костей не заносил

7) в двух словах

8) кот наплакал

9) засучив рукава

10) пускать пыль в глаза

Теперь подсчитаем, с каким количеством мы отправляемся в путешествие.

Подводится и объявляется итог первого конкурса.

Учитель. Итак в путь. Отправимся в страну фразеологизмов, где все выражают свои мысли кратко. Метко. Сочно. Здесь понадобятся наши знания и «веселое лукавство ума». Как поет в своей песке...

Много прекрасного в странной стране:

Можно запутаться и заблудится,

Даже мурашки бегут по спине,

Если представить, что может случится.

Вот будет пропасть – и нужен прыжок.

Струсишь ли сразу, прыгнешь ли смело...

Э-э-э! А-а-а! Так-то, дружок!

В этом-то все и дело.

Перед нами первое препятствие - пропасть, на дне которой плещется вода. Команды должны вспомнить фразеологизмы со словом «вода», а соперники должны объяснить значения фразеологизмов.

2.ФО со словом «вода»

1 команда

1) как в воду опущенный (грустный)

2) толочь воду в ступе (бесполезная работа)

3) носить воду решетом (бессмысленная работа)

4) седьмая вода на киселе

5) водой не разольешь

6) воды не замутит (тихий человек)

7) набрать в рот воды

8) прошли огонь и воду (все испытали)

9) как две капли воды

10) как в воду глядел (угадал)

11) утопить в ложке воды (по пустякам причинять)

12) концы в воду

2 команда

1) как рыба в воде

2) много воды утекло

3) воду мутить

4) в мутной воде рыбку ловить (извлекать выгоды из чьих – либо затруднений)

5) сидеть на хлебе и воде

6) вывести на чистую воду

7) выйти сухим из воды

8) вилами по воде написано

9) обдать холодной водой (охладить пыл)

10) как в воду кануть

11) как с гуся вода

3. Учитель: Обратите внимание. Ребята, что многие из названных вами сочетаний слов могут быть как устойчивыми, так и свободными. Например, если мы скажем « Из треснувшего кувшина много воды утекло», то это предложение понимаем буквально и сожалеем, что вода вытекла и нечего напиться. Но вот другое предложение: «С тех пор много воды утекло». Здесь речь идет не о жидкости, а о времени. Сейчас я буду называть сочетания слов. Одна команда придумает предложения так, чтобы это сочетание было употреблено в прямом значении. Вторая - составляет предложения с этим словосочетанием, чтобы оно выступало в роли фразеологизма. После пяти примеров команды меняются ролями. Команды могут обратиться за помощью к своим родителям, ведь многие из них совсем недавно закончили школы.

1) сматывать удочки (поспешно уходить)

2) через час по чайной ложке (очень медленно)

3) куры не клюют

4) прикусит язык

5) пускать пыль в глаза

6) играть с огнем (неосторожно, необдуманно0

7) гладить по голове (хвалить)

8) выйти из строя (терять работоспособность)

9) встать с левой ноги (быть в плохом настроении)

10) намылить шею (побить)

11) сесть в лужу (ставить себя в неловкое положение)

12) ходить на цыпочках (заискивать перед кем –то)

Подведение итогов конкурса. Звучит «Песенка капитанов КВН»

Учитель: перед капитанами стоит трудная задача: вытягивая по очереди карточки, они должны выполнить три задания. Поскольку это сделать нелегко, капитан может обратиться за помощью к своей команде. Последнее задание потребует от капитанов не только знания фразеологии, но и сообразительности, артистических способностей.

Задания для первого капитана:

1.Найти ФО в отрывках

Оказался молодцом

Смог осилит ношу –

Не ударил в грязь лицом

И не сел в галошу.

2.На карточке написаны имена собственные, вспомнить ФО с ними, объяснить значение.

Макар, Сидор

3.Передать значение ФО с помощью предметов, жестов, а команда должна назвать его.

1) как свои пять пальцев

2) прикусить язык

3) дело в шляпе

4) сесть в галошу

5) связать руки

6) клевать носом

Задания для второго капитана:

1.За домом едва

Пожелтела трава,

Два брата рубили дрова.

Один это делал спустя рукава

Другой – засучив рукава.

2. Фома, Маланья

3. 1) смотреть сквозь пальцы

2) сидеть сложа руки

3) намылить шею

4) водить за нос

5) льёт как из ведра

6) ломать голову

5. Подобрать синонимы – фразеологизмы к ФО:

1 команда

Гонять лодыря

Рукой подать

Ни слуху ни духу

Прикусить язык

2 команда

У черта на куличках

Во весь дух

Тьма тьмущая

Попасть впросак

1 команда

Поминай как звали

Распустить язык

На ночь глядя

В двух шагах

2 команда

Хоть пруд пруди

В поте лица

Как кошка с собакой

Морской волк

Члены жюри подсчитывают очки и объявляют победителей. Награждают орденами «Знатоки фразеологизмов»

Заключительное слово учителя : А закончить наш сегодняшний вечер мне хотелось бы словами: "Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни".

Оформление:

  • плакаты,
  • фонограммы с русскими народными песнями,
  • плакаты с цитатами выдающихся людей о русском языке.

“Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, оставленное нам нашими предшественниками”.

(И.Тургенев)

“Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен”.

(А.Куприн)

1-й ведущий: (читает высказывание И.С.Тургенева о русском языке).

“Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу”.

2- ведущий:

Уважаемые любители русского языка!

На протяжении всего вечера вы будете решать задачи по русскому языку. Они не похожи на математические, но решение найти не просто. Это и понятно: совершенное знание родного языка – трудное дело.

ЗАДАНИЯ:

1. Решите шараду.

Вот вам условие мое,
На место Е поставьте Е,
Перемените ударенье.
Посуда словно в воду канет,
Погода ясная настанет.

(Ведро – ведро).

2. В каком слове, состоящем из трех букв, можно допустить четыре грамматические ошибки?

(Еше – исчо).

3. Какое слово из одиннадцати букв все ученики и даже учителя пишут неправильно?

(Неправильно).

Я фигурка небольшая,
Точка подо мной большая.
Коль спросить что соберешься,
Без меня не обойдешься.

(Вопросительный знак).

5. Разместите буквы в правильном порядке.

Весна + рок = …(русский поэт),

Лик + пен = … (птица),

Том + вата = …(оружие),

Бар + соки = …(фрукт).

(Некрасов, пеликан, автомат, абрикос).

6. В сетку по горизонтали впишите шесть слов, содержащих “гол”.

(Голова, голубь, иголка, уголок, гоголь, щеголь).

7. В каком слове сорок гласных? (Сорок А).

8. Решите шараду.

С м меха я пожираю,
С б мучительна бываю,
С р актеру я нужна,
С с для повара важна.

(Моль, боль, роль, соль).

9. Как можно превратить слово “мел” в мелкое место, “угол” - в топливо, “шест” - в число? (Надо смягчить конечные гласные. Получится: мель, уголь, шесть).

10. Решите двойную шараду.

Слова, составляющие ее, запишите сначала слева направо, а затем наоборот. В обоих случаях вы должны образовать одно и тоже слово.

1. 2.

Слева направо:

1. Сооружение для постройки и ремонта судов.

2. Геометрическое тело, которому приблизительно соответствует по форме спасательный круг.

Справа налево:

2. Часть лица.

1. Система условных обозначений. (Слева направо: 1. Док. 2. Тор.

Справа налево:

1. Код. - Доктор).

11. В каких словах по сто согласных?

(Стол, стог, стон).

12. О каком правиле правописания шла речь в детской передаче “Радио- няня”:

Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы.
И только одного не знал,
Где и, а где же ы.

(Здесь речь идет о правиле: “Буква и после ц пишется в корнях слов (исключение: цыпленок, цыган, цыкнуть, на цыпочках) и в словах на

Ция. Буква ы после ц пишется в окончаниях и суффиксах.

13. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?

(Суббота).

14. Какую букву надо вписать в имя мальчика, чтобы оно превратилось в название деревянных палок с заостренными концами?

(Коля – колья).

15. В каких женских именах пишется разделительный мягкий знак?

(В таких, как Аксинья, Анисья, Наталья, Федосья, Татьяна, Ульяна).

16. Что стоит посередине земли?

(Буква М).

17. Назовите слова, начинающиеся с четырех согласных.

(Всплеск, взгляд, встреча).

18. Отгадайте метаграмму:

С к в полях меня найдете,
С г романсы запоете.
С в косички заплетете.

19. Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой?

(Твое имя?).

20. Хитрые вопросы-шутки:

Как большой дом превратить в маленький? (Добавить суффикс уменьшительности –ик: домик).

Как топор превратить в рукоятку? (Добавить суффикс орудийности –ищ: топорище).

21. В одном из стихотворений В.Маяковский обращается к солнцу:

Чем так,
без дела заходить,
ко мне
на чай зашло бы?

Сколько глаголов в этих строчках?

22. Решите анаграмму:

Фонарь с рефлектором
Для освещения пути
В ночное время вы
Сумеете найти.
Но буквы переставьте -
В один момент
Найдете музыкальный
Инструмент.

(Фара – арфа).

23. Вставьте слово, которое было бы окончанием первого и началом второго слова.

1) МЕ (…) ОЛАД (шок)

2) ПРИК (…) ЬЯ (лад)

3) УТКО (…) ОРОГ (нос)

4) КАБ (…) ОШКО (лук)

5) С (…) ОКНО (тол)

6) ГА(…) АРОНЫ (мак)

1-й ведущий.

Уважаемые знатоки русского языка!

Весь вечер нас сопровождала народная музыка. Вовсе века русский народ находил в песнях и свою радость, и свою печаль. Песня помогала ему строить, защищать страну, растить детей. Многие песни забываются. А вот народные – никогда! Я предлагаю спеть всем вместе несколько русских народных песен.

Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку

«Вечер русского языка»

Тематический вечер: «Я люблю свой родной язык!»

Выполнила: Брыкова Л.Н.,

учитель русского языка

и литературы

МБОУ «Минеевская ООШ».

Пояснительная записка.

Лингвистический КВН «Я люблю свой родной язык!» является отчётом кружка русского языка о своей работе. Участвовать могут учащиеся 5 – 6 классов.

Подготовка делится на четыре этапа:

1) выбрать название команды и девиз;

2) подготовить приветствие жюри, болельщикам, учителю.

4) выбрать капитана команды.

Лингвистический КВН состоит из таких конкурсов : «Покажи предложение», «Этимологический словарь», «Допиши слог до слова», «Множественное число», «Назови пару», «Скороговорки», «Телеграмма», «Рассказ на одну букву», «Синонимы и антонимы», конкурс капитанов.

Продолжительность КВНа – 30 – 40 минут.

Данный сценарий составлен на основании материала книги «Предметная неделя русского языка в школе» С.В.Водолазькой.

Считаю, что внеклассная работа по русскому языку является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся. Надо понимать необходимость укрепления роли русского языка в усвоении учащимися всех знаний в целом, упрочения его фундоментального значения для общего образования и развития. Со стороны самих школьников тоже растёт живой интерес к слову, стремление правильно и выразительно строить свою речь. Ведь современному обществу нужны активные, сообразительные, здравомыслящие, находчивые люди, способные к нестандартным решениям, к компромиссам. Учащиеся должны уметь справляться с жизненными проблемами. Это мероприятие должно вызвать у детей интерес к русскому языку, способствовать лучшему усвоению правил. Я выбрала форму проведения - (КВН), т. к. уверена, что в игре лучше запоминается материал урока. КВН – это увлекательное и широко образовательное мероприятие. Готовится КВН заблаговременно и оказывает массовое воздействие на учащихся.

Цель: активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Задачи:

1. углубить и расширить знания учащихся, полученных на уроках;

2. повысить общую языковую культуру;

3. пробудить интерес к русскому языку как к учебному предмету;

4. привить любовь к великому русскому языку.

Методы: практический, игровой, объяснительно – репродуктивный, частично – поисковый.

Оформление кабинета: плакаты со словами известных писателей о русском языке, компьютерная презентация.

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Он – язык луны и планет,

Наших спутников и ракет…

План мероприятия:

Вступительное слово учителя.

Представление команд.

Проведение конкурсов.

Подведение итогов.

Система судейства: библиотекарь, учащиеся старших классов.

До начала КВНа необходимо поставить столы и стулья для участников.

Звучит прекрасная мелодия. Гости проходят по пригласительным билетам, рассаживаются.

Ход мероприятия.

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас необычный вечер. Мы проводим КВН юных филологов. Встречаются две команды: сборные из 5-6 классов. Им предстоит нелёгкая борьба. Выиграет та команда, которая лучше справится со всеми заданиями.

(Команды приглашаются на сцену).

2. Представление команд, конкурс первый.

В нём команды должны представить следующее:

Своё название;

Девиз;

Песню команды;

Приветствие учителю;

Приветствие жюри;

Приветствие соперникам;

Приветствие болельщикам;

Разминка.

1. Какое слово состоит из трёх слогов, а указывает на 33 буквы? (аз – бу – ка).

2. В каких словах по сто согласных? (сто – л, сто – н, сто – г).

3. Какую часть слова можно в земле найти? (корень).

4. В каком глаголе «нет» слышится сто раз? (сто – нет).

5. Как большой дом сделать маленьким? (добавить суффикс «ик»: дом- ик).

Конкурс «Покажи предложение».

В каждой команде распределяются роли (члены предложения): один ученик – подлежащее, другой – сказуемое и т.д. Желающие могут быть различными частями речи – прилагательным, наречием, знаками препинания. Каждый ученик должен приготовить небольшую таблицу с названиями частей речи или предложения. На изготовление даётся 30 секунд. Затем необходимо прикрепить табличку к одежде.

Ведущий открывает книгу и читает выбранную оттуда фразу. Обе команды должны «изобразить» это предложение. Выигрывает та команда, которая первая закончила фразу. В этом случае ей присуждается очко. Фраз, как правило, несколько, поэтому у команд есть возможность набрать несколько очков.

В этом конкурсе тренируется память и быстрота реакций, напрямую зависящая от непосредственного знания предмета.

Домашнее задание. Игра «Смешной этимологический словарь».

Ведущий: Дома наши игроки попробовали себя в роли настоящих этимологов и составили маленькие словари из предложенных им слов. Давайте послушаем, что у них получилось.

Первой команде предлагаются слова: астрология, баранка, весельчак, головотяп, джинсы, дурман, жатва, заморыш, курятник, отрасль, пломбир, противень, стенография, четвертовать, этажерка.

Второй команде: бездарь, волнушка, грабли, графин, драп, жаргон, заголовок, изверг, проигрыватель, простынь, саженец, соска, стриж, тысячелистник, хлопоты.

Конкурс «Допиши слог до слова».

Игроки выстраиваются в две линии – друг против друга. Игрок первой команды говорит стоящему напротив сопернику слог; соперник, в свою очередь, должен дополнить слог до слова и сказать слог игроку из первой команды. Затем подобными же слогами и словами обменивается вторая пара игроков, и так дальше по цепочке.

Конкурс – на скорость.

Звучат позывные вечера. Выходят глашатаи.

1г. Внимание! Внимание!

ВЕЛИКОЕ РУССКОЕ СЛОВО.

Свободным и чистым тебя пронесем

И внукам дадим и от плена спасем.

Хоровая декламация стихотворения Г. Виеру "РОДНОЙ ЯЗЫК".

Внемлю звукам, с детства милым.

Рад, что мир назвался миром.

И что хлеб зовется хлебом,

Мама - мамой, небо - небом.

Не умолкни речь родная,

Тот язык, что сердцем знаю.

В нежной песне, в слове метком

Так красиво все зовется!

Солнце называют - солнцем,

Птицу - птицей, лето - летом,

И рассвет зовут рассветом.

Вечно здравствуй, РЕЧЬ РОДНАЯ

Тот язык, что сердцем знаю!

В нежной песне, в слове метко

Вед. "Солнце останавливали словом, словом разрушали города".

Вед. История России доказала и справедливость фразы "Словом можно полки за собой повести".

Гаснет свет. Луч прожектора высвечивает юношу, одетого в костюм эпохи Петра Великого.

ЧТЕНИЕ "ПРИКАЗА ПЕТРА I ПЕРЕД ПОЛТАВСКОЙ БИТВОЙ".

ЧТЕЦ: ...Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православную веру нашу и церковь. Не должна вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, которой ложь вы сами своими победами над ним доказывали. Имейте в сражении перед очами вашими правду и бога, поборающего по вас. А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего. ХОРОВАЯ ДЕКЛАМАЦИЯ. М. Матусовский:

Есть слова пострашнее, чем порох,

Чем снаряд над окопными рвами.

Я советую людям при ссорах

Осторожнее быть со словами.

Мир устроен на этой основе,

И достаточно, в общем, серьезно:

О любом опрометчивом слове

Пожалеете рано иль поздно.

Вы к словам проявляйте терпенье,

Не берите в расчет кривотолков.

Ведь от них остаются раненья,

Как от мелких, от острых осколков.

ЧТЕЦ: ...Рассказывают, что к коменданту оккупированного Орла пришла молодая девушка, учительница русского языка. Она просила разрешения открыть музей Тургенева. Разрешение комендант дал, выделив для этого маленькую комнатку... И вот музей открыли. Посетителей немного. Люди первое время не понимали, к чему эта затея. Однако прошло несколько дней, и посетителей становилось все больше. Побывав в музее, они словно преображались: светлел взгляд, тверже становилась походка, выше поднята голова... Фашистов заинтересовало, что же вселяет в людей уверенность. Комендант решил посмотреть сам, вошел в музей и все понял... Первое, что видел каждый входящий, были слова: "Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!"

ХОРОВАЯ ДЕКЛАМАЦИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ В. ШЕФНЕРА "СЛОВА". РОССИЯДА: стихотворение М. Румянцевой "Баллада о седых".

ПЕСНЯ "Снег седины".

ВЕД.: Слово человеческое! Какая другая сила в мире может сравниться с erо силой". /А. Югов/."

ВЕД.: Недаром мы помним слова В. Маяковского: «СЛОВО - ПОЛКОВОДЕЦ ЧЕЛОВЕЧЬЕЙ СИЛЫ".

ВЕД. "Самое важное в жизни - слово. Из-за них люди шли на костры". /М. Зощенко/.

ХОРОВАЯ ДЕКЛАМАЦИЯ М.БОРИСОВА "СЛОВО".

Мысль точно корень, прорыла песок,

Соком вскормила чудесный цветок -

Звучное слово.

Свежее, дивно мерцая, оно

Светом эпохи озарено -

Вещее слово.

Робко покинув сердечную глубь,

Бьется оно в берегах наших губ –

Верное слово.

Если же в мире буря и мрак,

С берега светит надежный маяк –

Точное слово.

В хаосе зыбком - вечный творец,

Жизни разумной достойный венец –

Мудрое слово!

РОССИЯДА: Слушая песни, мы убедились в справедливости слов А. Н. Толстого: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задумчивый, как песня над колыбелью».

Рус. Яз.: Да, от века назначение слова - держать землю. А назначение человека - ДЕРЖАТЬ СЛОВО.

РОС: Ну, а кто лучше всех это делает, как не УЧИТЕЛЯ РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ!

РУС.Я.: Мы приглашаем вас, дорогие друзья, в гостиную учителей русского языка и литературы.

В ГОСТИНОЙ МО УЧИТЕЛЕЙ - ФИЛОЛОГОВ.

Звучит музыка.

Вступительное слово руководителя Ивановой Г.А.

Исполнение «Гимна филологов», /слова профессора ЧГПИ Маловицкого Л.

1.Это правда, что физики в моде,

но и лирики тоже в чести.

Даже физик, друзья, о катоде

речь с любимой не будет вести.

ПРИПЕВ: Каждый знает, что все на свете

Через слово вторгается в жизнь.

И филолог причастен к той ракете,

Что взметнулась в небесную высь.

2.Мы и старославянский осилим,

зарубежную сможем познать,

Чтоб Жорж Санд не зачислить в мужчины,

и чтоб язык научить уважать.

3.Сохраним мы любовь нашу к слову,

до конца со студенческих лет.

Мы, филологи, вечно готовы

славить наш дорогой факультет.

РАЗГОВОР НА ТЕМУ: «НАД КЕМ СМЕЕТЕСЬ? НАД СОБОЙ СМЕЕТЕСЬ!»

/Смешные случаи на уроках в АСШ - из опыта работы./

ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ "КАРНАВАЛ СТИЛИСТИКИ"

ВЕД.: Восточная мудрость гласит: "Не тот , кто оседлал коня лихого, слово оседлал, герой - властитель слова".

ВЕД.: Для вас, властители слова "Русский вальс".

Танцует хореографический коллектив под руководством Кукушкиной С.Г.

Звучит музыка, расстилается ковровая дорожка. Со сцены спускаются участники, одетые в костюмы, подчеркивающие принадлежность к той или иной части речи или выразительному средству языка. Каждый держит щит - изречение о слове, языке... Изречение может быть деталью костюма...

Ведущий комментирует под соответствующую музыку. ПРИМЕРНЫЕ ИЗРЕЧЕНИЯ:

В хорошем слове благодать целого дня.

Бранью уважать себя не заставишь.

Слова, умеют сечь и жечь и их положено беречь.

- "Когда слово не бьет, то палка не поможет".

Слова - ступеньки на пути для тех, кто хочет вверх идти.

Лучше бессловная корова, чем болтун, не берегущий слова.

Прекраснейшее слово "ДОРОГОЙ" как много чувств оно вмещает, соперничая с радугой-дугой. /Л. Татьяничева/.

Сотни тысяч слов в нашем языке, но на первые места я бы поставил слова: ХЛЕБ, ТРУД, НАРОД" /В. Сухомлинский/.

В несметном нашем богатстве слова драгоценные есть: ОТЕЧЕСТВО, ВЕРНОСТЬ, БРАТСТВО. А ЕСТЬ ЕЩЕ СЛОВО ЧЕСТЬ.../А. Яшин/.

Давно в народе сказано,

Как водится в роду,

Худое слово вымолвишь –

И попадешь в беду.

Будь своему слову хозяин.

Слово сказал, так на нем хоть терем клади.

Не расточай слова - вот мой тебе совет.

Выслушивай сперва, потом давай ответ.

ХОРОВАЯ ДЕКЛАМАЦИЯ - А. ЯШИН "Я ЛЮБЛЮ СВОЙ РОДНОЙ ЯЗЫК".

\ Документы \ Для учителя русского языка и литературы

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Сценарий вечера "Русский чай"

Сценарий вечера разработала: Мукашева Роза Уфинишна, учитель русского языка и литературы, Чаганской средней школы. Сценарий прислал: Маньков В.В., учитель физики и информатики, Чаганской средней школы.

Вечер "Русский чай".

Познакомить учащихся с русскими обычаями, привить любовь к русскому языку знать достопримечательности своего города.

Оформление: Зал оформляется красочным плакатом, на котором большой самовар и надпись "Добро пожаловать на русский чай".

Столы сервируются в русском стиле: самовары, чайная посуда, угощения. Вывешиваются плакаты с пословицами о чае:

  • Чай не пьёшь- откуда силу возьмёшь?
  • Выпей чайку - позабудешь тоску.
  • За чаем не скучаем - по три чашки выпиваем.
  • Пей чай, не вдавайся в печаль.

Структура вечера.

  • 1. Слово ведущих об истории русского чаепития.
  • 2. Приветствие детей.
  • 3. Конкурс названий русских национальных блюд.
  • 4. Конкурсы коробейников.
  • 5. Конкурс пословиц о мире, дружбе, любви, труде и гост-мстве.
  • 6. Конкурс на лучшую пантомиму.
  • 7. Конкурс на знание русских песен.
  • 8. Контрольная на внимание: знаете ли вы свой город?
  • 9. Поздравление именниников.
  • 10. Подведение итогов конкурса (жюри).

1 ведущий - Приглашая в гости, мы любим угощать чаем. Русский чай - основа русского гостеприимства.

2 ведущий - В Европу первый чай привезли в 1610 году голландские путешественники.

1 ведущий - Одной из первых европейских стран, познакомившихся с чаем, была Россия. В 1638 году царь Михаил Романов отправил подарки Монгольскому хану Кучкуну. Хан в свою очередь послал в подарок Московскому царю 200 пачек чая весом до тысячи фунтов!

2 ведущий - Попробовал царь неизвестный до того времени напиток и сказал " Хорошо питие. Ещё!" Это и было первое чаепитие на Руси.

1 ведущий - "Хорошо питие!" - сказал Русский царь Михаил Федорович.

"Хорош чаёк!" -говорят сейчас.

Давайте же и мы приступим к чаепитию. Наливайте, пожалуйста, чай.

2 ведущий - Дорогие друзья! А сейчас послушаем песню "Улыбка"

1 ведущий - Сегодня мы собрались не только пить чай, но и веселиться: петь песни, танцевать, соревноваться в знаниях пословиц и поговорок.

2 ведущий - Вы станете участниками весёлых конкурсов. Победителей ожидают призы. Наш главный приз - каравай дружбы. (каравай находится в центре стола)

1 ведущий - Итак I задание .

Каждая (стол) группа должна назвать не менее трёх русских национальных блюд. Повторяться нельзя. (жюри подсчитывают баллы.)

Под звуки песни "Коробушка" выходят коробейники. В лотке у одного задания, у другого- сувениры.

Коробейники: Подходите, не стесняйтесь, стать счастливым попытайтесь! Кто выполнит задание, получит приз.

Задания.

  • 1.В каком году основан наш город?
  • 2.Быстро проговорите следующие скороговорки.
Шла Саша по шоссе и сосала соску. На дворе трава, на траве дрова. От топота копыт пыль по полю летит. Ткёт ткач ткани на платок Тане.

Награждение выступающих сопровождаются репризами.

Мне понравились ребята, одарю я их богато. Вы, ребята, молодцы! Вам я тоже за участье Подарю призы на счастье.

2 ведущий - Следующее наше задание на знание пословиц и поговорок о мире, дружбе, труде;

Каждая группа называет пословицу на определённую тему. (Победителями будут те, кто вспомнит пословицы на на все предложенные темы).

1 ведущий - Следующий конкурс: Узнай пословицу! Участникам предлагаются несколько пантомим. В них должны быть скрыты пословицы или поговорки.

  • -не имей сто рублей, а имей 100 друзей.
  • -Работать засучив рукава.
  • -Заруби себе на носу.

2 ведущий - А к этой пантомиме вы должны придумать заглавие (сказка "Курочка - ряба) .

Участники вечера называют, какие пословицы или фразеологизмы можно использовать для этой сказки, придумывают ей название.(Победителям вручаются призы)

Продолжаем наши весёлые соревнования.

Задание такое: Я читаю строку из песни, а вы

Должны сказать, как она называется и спеть.

"Я играю на гармошке…"

(Жюри определяют победителей).

1 ведущий - А сейчас проведём маленькую контрольную на внимание. Каждая группа получает 2 открытки с видами нашего города. Нужно сказать, что изображено на

открытке. (Представители от каждой группы начинает рассказ) (Победители награждаются)

2 ведущий - Дорогие друзья! Сегодня среди нас присутствуют те, у кого день рождения в этом месяце. Давайте поздравим их. (Звучит "Песенка крокодила Гены")

1 ведущий - Настало время подвести итоги. Кто заслужил праздничный каравай? (Жюри объявляет итоги)

2 ведущий - Дорогие гости! Надеемся что, вы не скучали на нашем вечере. Все участники были активными, показали хорошие знания. Поэтому по праву наш каравай выиграли все. Победила дружба. И сейчас мы его разделим. (Звучит музыка. Каравай разрезается, каждый стол получает часть)

Завершение вечера русского языка и литературы в школе