Политический строй франции в начале 20 века. Франция в начале xx века. история франции. Влияние гуманизма и Ренессанса на развитие королевства

В Первую Мировую войну французские войска и армия понесли большие потери, северо-восток Франции был превращен в развалины, но несмотря на это Франция обрела европейскую власть. Начиная с 1919 года целью Франции было держать Германию как можно дальше от своей территории, была разработана система пограничной обороны и союзов. Но, к сожалению этого было недостаточно, и 10 мая 1940 года в начале Второй Мировой войны, нацисты атаковали и оккупировали Париж, итальянцы вступили с немецкими войсками. 10 июля 1940 года было создано правительство Виши (фр. Vichy Government). В августе 1944 года Франция, наконец, была освобождена войсками союзниками, и было создано временное правительство Шарля де Голля (фр. Charles de Gaulle). Четвертая республика образовалась 24 декабря 1946 года. Франция вступила в НАТО.

Но в Мае 1968 года многие бурные студенческие протесты и забастовки работников завода подорвали правительство Шарля де Голля. На следующий год политика де Голля была изменена его преемником Жоржем Помпиду (фр. Georges Pompidou) на политику невмешательства по отношению к внутренним экономическим вопросам. Консервативный, про бизнес-климат способствовал выбору Валери Жискара д"Эстена (фр. Valery Giscard d"Estaing) в качестве президента в 1974 году.

На президентских выборах 1981 года победил социалист Франсуа Миттеран (фр. Francois Mitterrand). В первые два года правительства образовалась 12% инфляция и девальвация франка. В 1995 году избран новый президент Жак Ширак (фр. Jacques Chirac). Французские лидеры все чаще связывают будущее Франции для дальнейшего развития Европейского союза. Франция является одним из партнеров-основателей Европейского союза, а также крупнейшим участком всех партнеров. За срок пребывания в качестве президента, Миттеран подчеркивал важность европейской интеграции и выступал за ратификацию Маастрихтского договора (фр. Maastricht Treaty) на европейском экономическом и политическом союзе с французскими избирателями узко утвержденного в сентябре 1992 года.

Франция является развитой страной с шестой по величине экономикой в мире. Ее основные идеалы выражены в Декларации о правах человека и гражданина. Франция также является членом-основателем Организации Объединенных Наций и членом Латинского союза, стран французского языка и большой восьмерки. Франция входит в пятерку постоянных членов Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, обладая правом вето, а также являясь признанной ядерной державой. Она считается одной из великих держав после Второй мировой войны. Франция является наиболее популярным международным туристическим объектом в мире, которую посещает ежегодно свыше 75 миллионов иностранных туристов.

С 1981 по 1995 президентский пост занимал социалист Франсуа Миттеран .

С 17 мая 1995 президентом Республики стал Жак Ширак . Заняв пост президента, Ширак сосредоточил главные усилия своего правительства на борьбе с инфляцией и бюджетным дефицитом путем сокращения государственных расходов и социальных пособий. В ноябре 1995 г. назначенный Шираком премьер-министр, один из руководителей ОПР Алэн Жюппе, обнародовал план ликвидации дефицита бюджета и касс социального страхования. Он предлагал увеличить налоги, уменьшить пособия на лечение, заморозить зарплату рабочих и служащих государственного сектора и отменить пенсионные льготы, которыми они пользовались. Убыточные государственные предприятия (в первую очередь, железные дороги) Жюппе предложил закрыть или продать в частную собственность.

План Жюппе встретил энергичное противодействие. Все профсоюзы, объединявшие рабочих и служащих государственного сектора, объявили забастовку, которая постепенно охватила подавляющее большинство работников государственных служб: железнодорожников, электриков, почтовых служащих, персонал метро. К ним присоединились студенты, требовавшие увеличения кредитов на образование и гарантий трудоустройства после окончания учёбы. Во многих городах состоялись массовые демонстрации в поддержку бастующих. В общей сложности в забастовках и демонстрациях, продолжавшихся почти месяц, участвовало около 2 млн человек. Правительству пришлось отменить план Жюппе; его популярность стала быстро падать.

Выборы 1997 года . Опасаясь, что падение популярности правительства может завершиться поражением правых на предстоявших в 1998 г. парламентских выборах, Ширак решил провести досрочные выборы, пока правые ещё не потеряли доверия большинства избирателей. В апреле 1997 г. Ширак распустил Национальное собрание и назначил внеочередные парламентские выборы. Они состоялись в июне 1997 г. и, вопреки расчетам Ширака, принесли победу социалистам, выступавшим в союзе с коммунистами.

Левые партии, обещавшие покончить с безработицей, создать 700 тыс. новых рабочих мест и сократить рабочий день до 35 часов в неделю, собрали 42 % голосов избирателей, а ОПР и СФД -- 36,2 %. За социалистов проголосовало более 25 % избирателей, за коммунистов -- немногим менее 10 %. Выступавший особняком Национальный фронт собрал более 15 % голосов -- самый лучший результат в его истории, -- но поскольку ни одна партия не хотела блокироваться с ним во втором туре, в парламент прошёл лишь один депутат Национального фронта. Вместе с другими левыми группами социалисты и коммунисты получили прочное большинство в парламенте. политический франция ширак миттеран

В сложившейся обстановке Ширак, -- по примеру Миттерана, -- использовал тактику «сосуществования» и назначил премьер-министром лидера Социалистической партии Жоспена, Правый президент начал сосуществовать с левым правительством и левым большинством в парламенте.

Жоспен сформировал левое правительство, состоявшее из социалистов, левых радикалов и других левых групп. После 13-летнего перерыва в него снова вошли коммунисты, получившие три второстепенных министерских портфеля из 27: министра промышленного оборудования, транспорта и жилищного строительства; министра молодёжи и спорта; заместителя министра по туризму. Основные посты в правительстве заняли социалисты. Выступая с правительственной декларацией, Жоспен обещал на деле гарантировать женщинам равные права с мужчинами, смягчить законодательство против иммигрантов, увеличить минимум заработной платы, осуществить переход к 35-часовой рабочей неделе. Вскоре был увеличен минимум заработной платы и пособия для школьников; начался переход к 35-часовой рабочей неделе.

Экономическое развитие Франции ускорилось до 3-4 % в год, инфляция уменьшилась до 1% в год. В 1997 г. объём промышленного производства на 55 % превысил уровень 1974 г. и более чем в пять раз превзошёл довоенный уровень, однако массовая безработица сохранилась.

Франция продолжала оставаться деятельным членом Европейского союза и Североатлантического пакта . С 1 января 1999 г. во Франции, как и в других странах Европейского союза, вошла в обращение европейская валюта («евро») -- сначала только в безналичных расчетах. Летом 1999 г. Франция приняла участие в военной операции НАТО против Сербии в Косово, хотя она проводилась без санкции ООН .

24 сентября 2000 г. по инициативе президента Ширака во Франции был проведён референдум о сокращении срока полномочий президента с семи до пяти лет. Референдум не вызвал большого интереса избирателей -- почти 70 % из них не участвовали в голосовании, поставив рекорд неучастия в выборах. 73 % от числа голосовавших высказались за ограничение срока полномочий президента пятью годами, и новый закон о сроках полномочий президента вступил в силу.

Выборы в мае 2007 года принесли во втором туре победу лидеру голлистской партии, экс-министру внутренних дел (2002--2007)Николя Саркози .

В июле 2008 года президент Саркози выдвинул проект конституционной реформы, которая получила поддержку парламента. Эта реформа Конституции стала самой значительной за время существования Пятой республики: поправки были внесены в 47 из 89 статей документа.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ИСТОРИИ

по истории

«Развитие Франции в начале 20 века».

Орёл, 2002 г.


Экономика.

Франция в конце XIX - начале XX вв. остава­лась страной, где сельское хозяйство первенствовало перед промышленностью, а ремесло и мелкие предприя­тия первенствовали перед крупной фабрикой. Банков­ский капитал, проценты на банковские вклады, мелкая собственность - движимая и недвижимая - харак­терные черты французской экономики. В 1869 г. на­селение Франции было равно 38,4 млн. человек, в 1903 г. - 39,1 млн., в 1906 - 39,25 млн. чел. Из этого числа в первые годы XX в. самостоятельных ра­ботников (зарабатывающих самостоятельно) было 15, 8 млн. чел. В свою очередь из этих 15,8 млн. чел. про­мышленных рабочих было 6,8 млн.

В начале XX в. в экономической жизни Франции наступило некоторое оживление. В восточных районах и на севере быстро развивалась новая металлургическая база. С 1903 по 1913 г. добыча железной руды вы­росла в три раза. Однако большая часть руды потреблялась не французской, а герман­ской металлургией.

Прежняя главная металлургическая база Франции в центральном массиве, в районе Соны и Луары, нахо­дилась в упадке. Франция заняла второе место в ми­ре (после Соеди­ненных Штатов) по выпуску авто­мобилей, но фран­цузское машино­строение росло по-прежнему очень медленно, и 80 % всех станков вво­зилось из-за гра­ницы.

Ускорился процесс концентрации производства. В департаменте Паде-Кале в 1906 г. в руках компаний сосредоточилось около 90% всей угледобычи. На шести автомобиль­ных заводах, построенных в начале XX в. в париж­ском районе, сконцентрировался выпуск почти всех автомобилей, производившихся в стране. Фирме Шнейдера принадлежали не только крупнейшие в Европе военные заводы, но и рудники, сталепла­вильные заводы и другие предприятия в разных районах Франции. Французские железные до­роги были монополизированы шестью железнодорож­ными компаниями.

Несмотря на значительный промышленный подъем, Франция отставала от других крупных капиталисти­ческих государств, как по уровню производства, так и по степени его концентрации. Еще в 1880 г. Франция, Германия и Соединенные Штаты выплавляли примерно одинаковое количество стали (1,2 - 1, 5 млн. т), но к 1914 г. Соединенные Штаты выплавляли уже почти 32 млн.т, Германия - 16, 6 млн., а Франция - всего 4, 6 млн. т. В 1912 г. на одно предприятие во Фран­ции в среднем приходилось в два с лишним раза мень­ше рабочих, чем в Германии. Больше трети всего французского пролетариата было занято в текстильной промышленности, в производстве предметов роскоши и моды; в этих отраслях преобладали мелкие предприятия, работа на дому.

Одним из факторов, тормозивших развитие фран­цузской промышленности, была бедность угольных ре­сурсов. В 1913 г. пришлось ввезти из-за границы более трети всего потребляемого в этом году угля. Недос­таток угля, особенно коксующегося, усиливал экспан­сионистские настроения руководителей французской металлургии, стремившихся овладеть богатыми гер­манскими угольными бассейнами.

Но главная причина сравнительной отсталости фран­цузской индустрии заключалась в структурных осо­бенностях французской экономики, важную роль в ко­торой играл ростовщический капитал. Французские банки, концентрировавшие вклады бесчисленных мелких вкладчиков, экспортировали капитал в грандиозных размерах, размещая его то в правительственных и коммунальных займах иностранных держав, то в частных и казенных промышленных предприятиях и же­лезных дорогах за границей. К середине 1900-х го­дов около 40 млрд. франков французских капиталов было вложено в заграничные займы и предприятия, а к началу войны эта цифра уже равнялась около 47-48 млрд. По­литическое влияние принадлежало во Франции не столько промышленникам, сколько банкам и бирже.

По размерам вывоза капитала Франция заняла вто­рое место в мире после Англии. Франция владела ог­ромной колониальной империей, уступавшей по раз­мерам только английской. Территория французских колоний почти в двадцать один раз превышала тер­риторию метрополии, а население колоний составляло свыше 55 млн., т.е. примерно в полтора раза превос­ходило по численности население метрополии.

Во Франции после крушения Коммуны окончатель­но консолидировался строй сильно централизованной.

Верховными законодательными учреждениями Фран­ции согласно конституции были палата депутатов, фор­мируемая на основе прямых выборов, и сенат, осно­ванный на двухстепенном выборе, избираемый от местных выборных учреждений - генеральных советов. Эти органы на общем заседании (конгрессе) избира­ли главу государства, президента республики. Президент назначал кабинет министров, ответственный перед за­конодательными палатами. Всякий закон должен был пройти как через палату, так и через сенат.

Ключевые позиции французской экономики - бан­ки, промышленные объединения, транспорт, связь с колониями, торговлю - держала в своих руках мо­гущественная группа финансистов. Она, в конечном счете, направляла и политику правительства.

В силу сравнительной «застойности» французской экономики значительную часть населения составля­ли так называемые средние слои - мелкие предпри­ниматели города и деревни.

Замедление темпов экономического развития страны отражалось и на положении рабочего класса. Рабо­чее законодательство было чрезвычайно отсталым. Закон об 11-часовом рабочем дне, введенный сначала для жен­щин и детей, был в 1900 г. распространен и на мужчин, но обещание правительства о переходе через несколько лет на 10-часовой рабочий день не было осуществлено. Только в 1906 г. был окончательно установлен обязательный еженедельный отдых. Франция отставала от ряда западноевропейских стран также в области со­циального обеспечения.

Политика

Парламентские выборы 1902 г. принесли победу радикалам (тогда называвшим себя уже радикал-социалистами), и новый кабинет во главе с Э. Комбом решил поставить борьбу с клерикализмом в центр политической жизни. В политике ра­дикалов сказывалась присущая этой партии противоречивость.

На все решающие посты в правительстве были на­значены лица, тесно связанные с крупными предпри­нимателями и финансистами. Лишь в вопросах борьбы с влиянием церкви, расширения светской школы и т.п. Комб повел себя гораздо бо­лее решительно, чем его предшественники. Антикле­рикализм давал возможность радикалам сохранять союз с реформистским крылом французского социализма, которое возглавлял Жорес.

Тем не менее, антиклерикальные мероприятия пра­вительства вызвали резкое сопротивление церкви и рим­ского папы, что вынудило Комба порвать диплома­тические отношения с папской курией, а в дальнейшем внести в парламент законопроект об отделении церкви от государства. Политика Комба стала казаться многим предпринимателям слишком прямо­линейной, и в начале 1905 г. его кабинет пал. Но­вому кабинету, возглавленному Морисом Рувье, все же удалось добиться принятия закона об отделении церкви от государства.

Проведение этого закона содействовало демокра­тизации образования и укреплению светской школы. Процент неграмотных, составлявший ко времени фран­ко-прусской войны около 60, упал в первом десяти­летии XX в. до 2 - 3.

Особый характер получило рабочее движение во Франции. Здесь профессиональные союзы или так на­зываемые синдикаты заставили о себе говорить, как о крупном общественном явлении, только в самом конце XIX в., несколько позже, чем в Германии. Но зато французский синдикализм принял такой политический и революционный характер, какого профессиональные союзы в других странах не имели. Другая особенность социального движения во Франции - та, что здесь не было создано единой рабочей партии, как в Гер­мании, а существовало несколько партий с разными программами, не находящих общего языка.

На рубеже XIX и XX веков объединения рабочих одной и той же отрасли труда стали образовывать «федерации», а рабочие союзы раз­ных специальностей в одном и том же городе - «биржи труда». Все федерации и биржи труда составляли «Ге­неральную конфедерацию труда». Очень быстрыми темпами увеличивалось число рабочих синдикатов. Столь же быстро росло и число бирж труда, главной целью которых было помогать рабочим в поисках ра­боты, в приобретении знаний и т.п.

Рабочие синдикаты во Франции стали точками со­противления рабочих. Большая часть многочисленных забастовок и стачек организовывалась рабочими членами синдикатов.

Особенностью Франции была раздробленность со­циалистических сил. В конце XIX в. в стране было че­тыре социалистические партии :

1) бланкисты, стремив­шиеся к установлению социалистического строя путем захвата власти пролетариатом;

2) гедисты, они же кол­лективисты, последователи марксизма;

3) бруссисты, или поссибилисты, находившие нетактичным пугать насе­ление крайними требованиями и рекомендовавшие ог­раничиваться пределами возможного (откуда их вто­рое название);

4) аллеманисты, группа, отколовшая­ся от третьей и видевшая в выборах только агитаци­онное средство, а главным орудием борьбы признававшая всеобщую забастовку.

В 1901 г. гедисты и бланкисты с некоторыми мел­кими группами на съезде в Иври образовали «Социа­листическую партию Франции», или социально-революционное единение, а в 1902 г. их против­ники объединились на конгрессе в Type во «Французскую социалистическую партию». Главным пунктом проти­воречий этих двух партий была позиция о возможности участия в буржуазном министерстве социалиста. В 1905 г. жоресисты, гедисты, аллеманисты и «авто­номисты» объединились в одну группу под названи­ем «Социалистическая партия французской секции ра­бочего Интернационала». После своего объединения Социалистическая партия добилась парламентского успеха.

История Франция, которая находится в самом центре Европы, началась задолго до появления постоянных поселений людей. Удобное физико-географическое положение, близость морей, богатые запасы природных ресурсов способствовали тому, чтобы Франция в течение всей своей истории была «локомотивом» Европейского континента. И такой страна остается сейчас. Занимая ведущие позиции в Европейском Союзе, ООН и НАТО, Французская республика и в 21 веке остается государством, чья история создается каждый день.

Расположение

Страна франков, если с латинского языка перевести называние Франции, находится в регионе Западной Европе. Соседями этой романтической и красивой страны являются Бельгия, Германия, Андорра, Испания, Люксембург, Монако, Швейцария, Италия и Испания. Берега Франции омывается теплым Атлантическим океаном и Средиземным морем. Территория республики покрыта горными вершинами, равнинами, пляжами, лесами. Среди живописной природы скрываются многочисленные памятники природы, исторические, архитектурные, культурные достопримечательности, руины замков, пещеры, крепости.

Кельтский период

Во 2 тысячелетии до н.э. на земли современной Французской Республики пришли кельтские племена, которых римляне называли галлами. Эти племена стали ядром формирования будущей французской нации. Территория проживания галлов или кельтов римляне называли Галлией, которая входила на правах отдельной провинции в состав Римской империи.

В 7-6 вв. до нашей эры в Галлию приплыли на кораблях финикийцы и греки из Малой Азии, основавшие на побережье Средиземного моря колонии. Сейчас на их месте существуют такие города, как Ницца, Антиб, Марсель.

Между 58 и 52 годами до нашей эры Галлию захватили римские солдаты Юлия Цезаря. Результатом более, чем 500-летнего правления стала полная романизация населения Галлии.

Во время римского господства произошли и другие важные события в истории народов будущей Франции:

  • В 3 веке нашей эры в Галлию проникло и стало распространяться христианство.
  • Вторжение франков, которые покорили галлов. После франков пришли бургунды, алеманы, вестготы и гунны, которые совсем положили конец римскому правлению.
  • Франки дали имена народам, которые проживали в Галлии, создали тут первое государство, заложили первую династию.

Территория Франции еще до нашей эры стала одним из центром постоянных миграционных потоков, которые проходили с севера на юг, запада на восток. Все эти племена оставляли свой след в развитии Галлии, а галлы принимали элементы различных культур. Но самое большое влияние оказали именно франки, сумевшие не просто выгнать римлян, но и создать свое королевство в Западной Европе.

Первые правители Франкского королевства

Основателем первого государства на просторах бывшей Галлии является король Хлодвиг, который возглавлял франков во время их прихода в Западную Европу. Хлодвиг был представителем династии Меровингов, которую основал легендарный Меровей. Его считают мифической личностью, поскольку 100% подтверждений его существования не находят. Хлодвига считают внуком Меровея, и был достойным продолжателем традиций своего легендарного деда. Хлодвиг возглавил Франкское королевство с 481 г., уже к этому времен прославился многочисленными военными походами. Хлодвиг принял христианство, его крестили в Реймсе, что случилось в 496 г. Это т город стал центром крещения остальных королей Франции.

Женой Хлодвига была королева Клотильда, которая вместе с мужем почитала святую Женевьеву. Она была покровительницей столицы Франции – города Парижа. В честь Хлодвига называли следующих правителей государства, только во французском варианте это имя звучит как «Людовик» или Ludovicus.

Хлодвиг Первый раздел страну между четырьмя своими сыновьями, которые особых следов в истории Франции не оставили. После Хлодвига династия Меровингов стала постепенно угасать, поскольку правители практически не выходили из дворца. Поэтому пребывание у власти потомков первого франкского правителя называют в историографии периодом ленивых королей.

Последний из Меровингов Хильдерик Третий стал последним королем своей династии на франкском престоле. Его сменил Пипин Короткий, прозванный так за свой небольшой рост.

Каролинги и Капетинги

Пипин пришл к власти в середине 8 века, и основал новую династию во Франции. Называлась она Каролингская, но не от имени Пипина Короткого, а его сына – Карла Великого. Пипин вошел в историю, как умелый управленец, который до коронации был майордомом Хильдерика Третьего. Пипин фактически управлял жизнью королевства, определял направления внешней и внутренней политики королевства. Прославился Пипин и как умелый воин, стратег, гениальный и хитрый политик, который в течение 17-летнего правления пользовался постоянной поддержкой католической церкви и Папы Римский. Такое сотрудничество правящего дома франков закончилось тем, что глава Римо-католической церкви запретил французам выбирать представителей других династий на королевский престол. Так он поддержал Каролингскую династию и королевство.

Расцвет Франции начался при сыне Пипина – Карле, который большую часть жизни провел в военных походах. В результате чего, территория государства увеличилась в несколько раз. В 800 г. Карл Великий стал императором. В новую должность его возвел Папа Римский, который надел корону на голову Карла, реформы и умелое руководство которого вывели Францию в ТОП ведущих средневековых государств. При Карле были заложены основаны централизации королевства, определен принцип престолонаследия. Следующим королем стал Людовик Первый Благочестивый – сын Карла Великого, успешно продолжавший политику своего великого отца.

Представители династии Каролингов не сумели удержать централизованное единое государство, поэтому в 11 в. государство Карла Великого распалась на отдельные части. Последним королем рода Каролингов был Людовик Пятый, когда он умер, то на трон взошел аббат Гуго Капет. Прозвище появилось из-за того, что он все время носил капу, т.е. мантию светского священника, которая подчеркивала его духовный сан после восхождения на трон в качестве короля. Для правления представителей династии Капетингов характерно:

  • Развитие феодальных отношений.
  • Появление новых классов французского общества – сеньоров, феодалов, вассалов, зависимых крестьян. Вассалы находились на службе у сеньоров и феодалов, которые обязаны были защищать своих подданных. Последние платили им не только службой в войске, но и дань в виде продуктовой и денежной ренты.
  • Постоянно происходили религиозные войны, которые совпали с периодом Крестовых походов в Европе, который начался в 1195 г.
  • Капетинги и многие французы были участникам крестовых походов, участвуя в защите и освобождении Гроба Господнего.

Капетинги правили до 1328 г., выведя Францию на новый уровень развития. Но удержаться у власти наследникам Гуго Капета не удалось. Эпоха средневековья диктовала свои правила, и у власти вскоре оказался более сильный и хитрый политик, которого звали Филипп Шестой из династии Валуа.

Влияние гуманизма и Ренессанса на развитие королевства

В течение 16-19 вв. Францией управляли сначала Валуа, а потом Бурбоны, принадлежавшие к одной из ветвей династии Капетингов. Валуа тоже принадлежали к этому роду, находились при власти до конца 16 в. После них престол до середины 19 в. принадлежал Бурбонам. Первым королем этой династии на французском престоле был Генрих Четвертый, а последним – Луи-Филипп, которого выгнали из Франции в период смены монархии на республику.

Между 15 и 16 веками страной управлял Франциск Первый, при котором Франция полностью вышла из эпохи средневековья. Для его правления характерно:

  • Совершил два похода в Италию, чтобы предъявить притязания королевства на Милан и Неаполь. Первый поход был успешным и Франция на некоторое время получила под свое управление эти итальянские герцогства, а второй поход был неудачным. И Франциск Первый потерял территории на Апеннинском полуострове.
  • Ввел королевский займ, который через 300 лет приведет к краху монархии и кризису королевства, который никто не смог преодолеть.
  • Постоянно воевал с Карлом Пятым, правителем Священной Римской империи.
  • Соперницей Францией была и Англия, которой в то время управлял Генрих Восьмой.

При этом короле Франции искусство, литература, архитектура, наука и христианство вошли в новый период развития. Случилось это, в основном, благодаря влиянию итальянского гуманизма.

Особое значение гуманизм имел для архитектуры, что отчетливо прослеживается в замках, построенных в долине реки Луары. Замки, которые в этой части страны возводились для того, чтобы охранять королевство, стали превращаться в роскошные дворцы. Их украшали богатой лепниной, декором, меняли внутренний интерьер, который отличался роскошью.

Также при Франциске Первом возникло и стало развиваться книгопечатанье, которое оказало огромное влияние на формирование французского языка, в том числе и литературного.

Сменил Франциска Первого на престоле его сын Генрих Второй, ставший правителем королевства в 1547 г. Политика нового короля запомнилась современникам успешными военными походами, в том числе против Англии. Одна из битв, о которой пишут все учебники истории, посвященные Франции 16 в., произошла возле Кале. Не менее знаменитыми являются битвы англичан и французов под Верденом, Тулем, Мецем, которые Генрих отбил у Священной Римской империи.

Генрих был женат на Екатерине Медичи, которая принадлежала к знаменитому итальянскому роду банкиров. Королева управляла страной, когда на троне находились трое ее сыновей:

  • Франциск Второй.
  • Карл Девятый.
  • Генрих Третий.

Франциск правил всего год, а потом умер от болезни. Наследовал ему Карл Девятый, которому на момент коронации было десять лет. Его полностью контролировала мать – Екатерина Медичи. Запомнили Карла, как ревностного поборника католицизма. Он постоянно преследовал протестантов, получившие название гугенотов.

Ночью с 23-го на 24-е августа 1572 года Карл Девятый отдал приказ вычистить всех гугенотов во Франции. Это событие получило название Варфоломеевская ночь, поскольку убийства происходили накануне дня св. Варфоломея. Через два года после резни Карл умер, и королем стал Генрих Третий. Его противником за престол был Генрих Наваррский, но его не выбрали, поскольку он был гугенотом, что не устраивало большую часть дворян и знати.

Франция в 17-19 вв.

Эти столетия были очень бурными для королевства. К основным событиям можно отнести:

  • В 1598 году Нантский эдикт, который издал Генрих Четвертый, закончил религиозные войны во Франции. Гугеноты стали полноправными членами французского общества.
  • Франция принимала активное участие в первом международном конфликте – Тридцатилетней войне 1618-1638 гг.
  • Королевство пережила свой «золотой век» в 17 в. при правлении Людовика Тринадцатого и Людовика Четырнадцатого, а также «серых» кардиналов – Ришелье и Мазарини.
  • Дворяне постоянно боролись с королевской властью за расширение своих прав.
  • Франция 17 в. постоянно сталкивалась с династическими распрями и междоусобными войнами, что подрывало государство изнутри.
  • Людовик Четырнадцатый втянул государство в войну за испанское наследство, что вызвало вторжение иностранных государств на территорию Франции.
  • Короли Людовик Четырнадцатый и его правнук Людовик Пятнадцатый уделяли огромное влияние созданию сильной армии, что позволяло проводить успешные военные компании против Испании, Пруссии и Австрии.
  • В конце 18 века во Франции началась Великая Французская революция, которая вызвала ликвидацию монархии, установление диктатуры Наполеона.
  • В начале 19 века Наполеон провозгласил Францию империей.
  • В 1830-х гг. была предпринята попытка восстановить монархию, которая продержалась до 1848 г.

В 1848 году во Франции, как и в других странах Западной и Центральной Европы, вспыхнула революция, которая называлась Весна народов. Следствием революционного 19 века стало установление во Франции Второй Республики, которая просуществовала до 1852 г.

Вторая половина 19 в. была не менее увлекательной, чем первая. Республика была сброшена, вместо нее установлена диктатура Луи Наполеона Бонапарта, правившего до 1870 г.

Империю сменила Парижская коммуна, которая вызвала установление Третьей Республики. Она просуществовала до 1940 г. В конце 19 в. руководство страны проводило активную внешнюю политику, занимаясь созданием новых колоний в разных регионах мира:

  • Северной Африке.
  • Мадагаскаре.
  • Экваториальной Африке.
  • Западной Африке.

В течение 80-х – 90-х гг. 19 вв. Франция постоянно соперничала с Германией. Противоречия между государствами углублялись и обострялись, что вызвало отделение стран друг от друга. Франция нашла союзников в Англии и России, что способствовало образованию Антанты.

Особенности развития в 20-21 вв.

Начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война, стала для Франции шансом вернуть потерянные Эльзас и Лотарингию. Германия по Версальскому договору вынуждена была отдать этот регион обратно республике, в результате чего границы и территория Франции приобрели современные очертания.

В межвоенный период страна активно участвовала в работе Парижской конференции, боролась за сферы влияния в Европе. Поэтому активно принимала участие в действиях стран Антанты. В частности, вместе с Британией отправила свои корабли в Украину в 1918 г., чтобы бороться против австрийцев и немцев, которые помогали правительству Украинской Народной республике выгнать большевиков со своей территории.

При участии Франции были подписаны мирные договора с Болгарией и Румынией, которые поддерживали Германию в Первой мировой войне.

В середине 1920-х гг. были установлены дипломатические отношения с Советским Союзом, подписан с руководством этой страны договор о ненападении. Опасаясь усиления фашистского режима в Европе и активизации ультраправых организаций в республике, Франция пыталась создать военно-политические союзы с европейскими государствами. Но от нападения Германии в мае 1940 г. Францию не спасло. Войска Вермахта в течение нескольких недель захватили и оккупировали всю Францию, установив в республике профашистский режим Виши.

Страна была освобождена в 1944 г. силами Движения Сопротивления, подпольного движения, союзнических армий США и Британии.

Вторая война больно ударила по политической, общественной и экономической жизни Франции. Выйти из кризиса помог план Маршалла, участие страны в экономических евроинтеграционных процессах, которые в начале 1950-х гг. развернулись в Европе. В середине 1950-х гг. Франция отказалась от колониальных владений в Африке, предоставив бывшим колониям независимость.

Политическая и экономическая жизнь стабилизировалась во времена президентства Шарля де Голля, который возглавил Францию в 1958 г. При нем была провозглашена Пятая республика во Франции. Де Голль вывел страну в лидеры на Европейском континенте. Были приняты прогрессивные законы, которые изменили общественную жизнь республики. В частности, женщины получили право голосовать, учиться, выбирать профессии, создавать собственные организации и движения.

В 1965 г. страна впервые выбирала главу государства путем всеобщего голосования. Президентом де Голль, который пробыл у власти до 1969 г. После него во Франции президентами были:

  • Жорж Помпиду – 1969-1974 гг.
  • Валерии д’Эстен 1974-1981 гг.
  • Франсуа Миттеран 1981-1995 гг.
  • Жак Ширак – 1995-2007 гг.
  • Николя Саркози – 2007-2012 гг.
  • Франсуа Олланд – 2012-2017 гг.
  • Эммануэль Макрон – 2017 – до нынешнего времени.

Франция после Второй мировой войны развивала активное сотрудничество с Германией, став с ней локомотивами ЕС и НАТО. Правительство страны с середины 1950-х гг. развивает двусторонние связи с США, Британией, Россией, странами Ближнего Востока, Азии. Оказывает руководство Франции поддержку бывшим колониям в Африке.

Современная Франция – это активно развивающаяся европейская страна, которая является участником многих европейских, международных и региональных организаций, оказывает влияние на формирование мирового рынка. Внутренние проблемы в стране присутствуют, но продуманная успешная политика правительства и нового лидера республики Макрона способствует разработке новых методов борьбы с терроризмом, экономическим кризисом, проблемой сирийских беженцев. Франция развивается в соответствии с мировыми тенденциями, меняя социальное и правовое законодательство так, чтобы и французам, и мигрантам было комфортно жить во Франции.

Политический режим Третьей республики в XX в. Франция вступила в XX век со стабильной республиканской формой правления, но нестабильной политической системой. Хотя Конституция 1875 г. предоставила президенту значительные полномочия, реально воспользоваться ими глава государства мог далеко не всегда. По сговору партий на президентский пост обычно подбирались незначительные и лишенные авторитета лица (были и редкие исключения: Р. Пуанкаре в 1913–1920 гг., А. Мильеран в 1920–1924 гг.). В результате президент не мог составить действенного противовеса главе правительства – председателю Совета министров, чей пост не был официально закреплен в Конституции, но на практике приобрел ведущее значение. Исполнительная власть во Франции оказалась сосредоточена в руках правительства, но не президента. Эта роль правительства была еще более усилена передачей ему части законодательных полномочий от парламента, а также возможностью издавать нормативные акты на основе собственных полномочий (доктрина регламентарной власти ). Формально такие нормативные акты (декреты) носили подзаконный характер, но фактически приобрели силу законов. Несмотря на значительную власть, правительство во Франции было крайне нестабильным, оно зависело от воли парламента и часто отправлялось им в отставку. Для Третьей республики был характерен «режим собраний», при котором наблюдался сильный перекос в системе отношений между правительством и парламентом в пользу парламента. Отдельные кабинеты министров могли существовать всего несколько дней, лишаясь своих полномочий после первой же встречи с палатой депутатов. Тем не менее при частой смене кабинетов сам их состав менялся незначительно: одни и те же лица с завидным постоянством переходили из прежнего правительства в следующее, получая новые министерские портфели.

Еще в конце XIX в. во Франции установилась мажоритарная избирательная система. Выборы проводились в два тура. В первом туре следовало набрать абсолютное большинство голосов
(50% плюс один голос). Если не удавалось получить абсолютное большинство (которое в условиях многопартийной системы было труднодостижимым), то выборы проводились во втором туре, где достаточно было получить относительное большинство. В 1919 г. была предпринята попытка введения пропорциональной избирательной системы с некоторыми элементами мажоритарной, но такая смешанная система просуществовала лишь до 1927 г., когда была вновь восстановлена мажоритарная.

Прочные республиканские и демократические традиции, заложенные во Франции чередой революций конца XVIII – XIX вв., не позволили осуществиться авторитарным и националистическим тенденциям, которые дали о себе знать в начале 30-х годов XX в. Экономический кризис
и социальная нестабильность подпитывали возникновение профашистских и националистических организаций, самой значительной из которых стала лига «Боевые кресты» полковника де ля Рока. Однако в отличие от Германии фашисты во Франции натолкнулись на объединенное сопротивление левых сил. В 1936 г. к власти пришло правительство Народного фронта , созданного на основе союза партий социалистов, коммунистов и радикалов. Возглавил его лидер Социалистической партии (СФИО) Леон Блюм. Правительство провело в жизнь ряд антифашистских законов. Закон от18 июня 1936 г. наложил полный запрет на деятельность военизированных фашистских организаций. Лига «Боевые кресты» была распущена. Другим законом была предоставлена амнистия политическим заключенным, подвергшимся репрессиям за участие в антифашистских демонстрациях
и столкновениях с фашистами. Правительство Народного фронта также стало осуществлять комплексную программу мер, направленных на улучшение положения трудящихся и усиление государственного контроля над экономикой. Были приняты законы о 40-часовой рабочей неделе, об оплачиваемых отпусках и коллективных договорах. Закон об отпусках впервые закрепил право трудящихся на отдых: каждый, кто проработал на предприятии не менее года, мог рассчитывать на двухнедельный отпуск за его счет. Важным был и закон о коллективных договорах, сохранивший в основном свое значение до сих пор. Коллективный договор должен был заключаться предпринимателем по требованию профсоюза. Договор включал в себя не только положения об условиях труда и заработной плате, но и призван был гарантировать свободу действий профсоюзной организации на предприятии. Правительству также удалось провести частичную национализацию военной промышленности и реорганизацию Французского банка: управление банком стал осуществлять генеральный совет, по большей части формируемый правительством. Это усилило государственное воздействие на экономику страны. Несмотря на определенные достижения, Народный фронт оказался неустойчивым объединением. Политические разногласия по разным вопросам, в том числе и по вопросу об отношении к невоенизированным фашистским организациям, привели к расколу среди союзников. В 1938 г. Народный фронт распался, а новое правительство отошло от его социально ориентированной политики.

Слабость и неустойчивость политической системы Третьей республики в значительной мере сделали Францию уязвимой перед лицом внешнего врага – нацистской Германии. Вступив во Вторую мировую войну в 1939 г., Франция потерпела жестокое поражение от гитлеровских войск в мае 1940 г. Страна подверглась немецко-фашистской оккупации.

Режим Виши. В условиях военного поражения к власти во Франции пришли силы, готовые сотрудничать с оккупантами. 16 июня 1940 г. председателем Совета министров был назначен старый маршал Филипп Петэн (1856–1951), который 22 июня заключил с Германией позорное Компьенское перемирие. По его условиям Франция была поделена на две части. Две трети северных и центральных департаментов (включая Париж) подлежали немецкой оккупации, одна треть на юге оставалась свободной и контролировалась французским правительством. Это правительство обосновалось в курортном городке Виши. Здесь 10 июля 1940 г. Национальное собрание передало все полномочия правительству Петэна «для выработки новой конституции». На другой день маршал объявил себя главой Французского государства . Во всех официальных актах Франция стала именоваться не «республикой», а «государством». Новое государство должно было быть основано на принципах «труда, семьи и родины». Формально Конституция 1875 г. не была отменена, но перестала действовать. Ее фактически заменили 13 конституционных актов, другие законы и декреты правительства. Пост президента Республики был упразднен, а Петэн по конституционному акту № 2 от11 июля 1940 г. наделялся всей полнотой исполнительной и законодательной власти. Он мог назначать и сменять министров, ответственных только перед ним, назначать других должностных лиц государства, промульгировать законы, распоряжаться вооруженными силами. Ему принадлежало право помилования. Согласно конституционному акту № 3 от того же числа, Сенат и палата депутатов не должны были созываться впредь до нового распоряжения, сделанного с согласия главы государства. Другие конституционные акты вводили порядок передачи власти «наследнику» главы государства и порядок принесения присяги Петэну государственными служащими и военными.
В результате в свободной зоне Франции утвердился режим монократии , предполагавший сосредоточение всей власти в руках одного лица. В политике правительство Петэна придерживалось идей национализма и корпоративизма и проводило открытый коллаборационистский курс в отношении гитлеровской Германии. В стране стали набирать силу полицейские репрессии, создан орган, аналогичный германским СС – милиция . Как выразился Петэн, «нацистский идеал – это наш идеал». Впрочем, правительство Третьего рейха не было склонно слишком доверять своим француз-ским «союзникам». В 1942 г. в ответ на высадку англо-американских войск в Северной Африке
(в колониях, контролировавшихся вишистами) немецкое командование оккупировало южную зону во Франции. Режим Виши был лишен и той тени суверенитета, которой он обладал раньше.

Как реакция на оккупацию страны во Франции и за ее пределами возникло движение Сопротивления . Его лидером за границей стал генерал Шарль де Голль (1890–1970). Он основал в 1940 г. в Лондоне организацию «Свободная Франция», которая заявила о продолжении борьбы с гитлеровской Германией за освобождение страны (с 1942 г. она стала называться «Сражающаяся Франция»). «Свободной Франции» удалось установить контроль над рядом французских колоний, создать Совет обороны империи. В сентябре 1941 г. был образован Французский национальный комитет (ФНК), а в июне 1943 г. в Алжире был создан Французский комитет национального освобождения (ФКНО) во главе с де Голлем. Страны – участники антигитлеровской коалиции признали его в качестве официального правительственного органа Франции. Для координации действий всех антифашистских сил на территории Франции в мае 1943 г. был также учрежден Национальный совет Сопротивления (НСС), в который вошли представители 16 основных организаций Сопротивления (включая Коммунистическую и Социалистическую партии). Перед началом высадки союзных войск антигитлеровской коалиции в Нормандии, 2 июня 1944 г. ФКНО объявил себя Временным правительством Французской республики. В результате совместных действий союзных войск и сил внутреннего французского Сопротивления осенью–зимой 1944 г. вся страна была освобождена от немецких войск. Петэн и члены его правительства были вывезены гитлеровцами на территорию Германии, но затем все равно предстали перед французским правосудием. В 1945 г. маршал был приговорен к смертной казни, замененной по решению де Голля пожизненным тюремным заключением.

Четвертая республика. Временное правительство во главе с де Голлем осуществляло руководство страной в период 1944–1946 гг. Оно провело ряд важных социальных реформ. Во Франции была введена единая государственная система социального страхования, предоставлено право на пенсионное обеспечение по старости (с 65 лет), по инвалидности, на пособия по безработице, болезни, беременности, на рождение и содержание детей. Впервые в истории страны женщины получили избирательные права (1944 г.).

Для эпохи временного режима было характерен рост политического влияния левых партий. Это предопределило, в конечном счете, уход в отставку де Голля, приверженца консервативных взглядов. Влиянием левых партий можно также объяснить особенности проекта новой конституции, утвержденного Учредительным собранием в 1946 г. Проект предусматривал парламентскую форму правления с чисто декоративной фигурой президента и первоначально с однопалатным парламентом (верхняя палата всегда считалась оплотом консерватизма). Несмотря на протесты правых партий, радикалов и популярной католической партии «Народно-республиканское движение» (MRP), проект был вынесен на референдум в мае 1946 г. Во время голосования он был отклонен большинством в 53%. Поэтому было созвано второе Учредительное собрание и выработан второй проект конституции. В нем была сохранена форма правления, но внесено положение о двухпалатном парламенте. Референдум, проведенный в октябре 1946 г., одобрил этот новый проект. Конституция, состоявшая из преамбулы и 106 статей, была обнародована 27 октября.

Конституция 1946 г. в своей преамбуле содержала широкий пакет социальных гарантий. Подтверждая права и свободы, закрепленные в Декларации прав человека и гражданина 1789 г., она добавляла к ее положениям право на труд (и обязанность работать), право на отдых, на социальное обеспечение, на забастовки, на коллективное определение условий труда и участие в управлении предприятием, право на доступ к образованию, профессиональному обучению и культуре. Государство обязывалось обеспечить организацию бесплатного и светского образования всех ступеней. Основной закон также гарантировал равные права женщин и мужчин. В плане организации государственной власти Конституция предусматривала создание двухпалатного парламента, состоявшего из Национального собрания и Совета республики. Национальное собрание избиралось населением прямыми выборами на 5 лет. Совет республики избирался косвенным путем на 6 лет
с обновлением состава наполовину каждые три года. Палаты имели неравные полномочия. Основным законодательным органом являлось Национальное собрание, Совет республики правом принятия законов не обладал. Он мог лишь отсрочить принятие закона и предложить к нему поправки, которые Собрание имело право отвергнуть. Совет министров формировался с одобрения Национального собрания и нуждался в его доверии. «Резолюция порицания», принятая в Собрании, влекла за собой отставку правительства. Однако и Совет министров мог настоять на роспуске Национального собрания и назначении новых выборов, если в течение 18 месяцев произошло два министерских кризиса. Конституция запрещала делегирование законодательных полномочий от Собрания Совету министров, что ослабляло влияние правительства в законодательной сфере. Правительство обладало основными полномочиями в сфере исполнительной власти. Президент Республики большой роли не играл. Он избирался парламентом на 7 лет (с правом однократного переизбрания) и в основном обладал представительскими функциями. Все акты президента подлежали контрасигнации членами правительства, которые должны нести ответственность за действия президента. Сам же президент освобождался от политической ответственности.

В дальнейшем государственный строй Четвертой республики претерпел некоторые изменения. Пропорциональная избирательная система, установленная в 1946 г. (в подобие реформы 1919 г.) просуществовала недолго: в 1951 г. была полностью восстановлена мажоритарная система. Конституционная реформа 1954 г. значительно расширила полномочия Совета республики: он приобрел практически равные законодательные права с Национальным собранием. Но по-прежнему правительство было ответственно только перед Собранием. Вопреки требованию Конституции 1946 г. широкое распространение приобрела практика делегированного законодательства. Однако серьезного пересмотра конституционных принципов не произошло. В условиях многопартийной системы наличие широких прав у парламента и ограниченных полномочий у исполнительной власти приводило к постоянным правительственным кризисам. С 1946 по 1958 гг. в Республике сменилось 24 правительства, некоторые из них существовали только три дня. Четвертая республика повторяла печальный опыт Третьей республики. А между тем возникла потребность в сильной исполнительной власти. Конституция 1946 г. провозгласила создание на месте колониальной империи Французского союза , состоявшего из метрополии, заморских департаментов, заморских территорий и при-соединившихся территорий и государств. Несмотря на обещанные гарантии равенства прав всех народов, входивших в Союз, в ряде колоний развернулось национально-освободительное движение против Франции, страна ввязалась в кровопролитную и бесперспективную войну в Индокитае и в Алжире. Слабость и неспособность правительства метрополии стала вызывать недовольство в офицерских кругах. В мае 1958 г. в Алжире начался мятеж французских ультраколониалистов и военных. Для Французской республики возникла реальная угроза установления военной диктатуры: мятежники собирались высадить парашютный десант под Парижем и силой взять власть. Во имя спасения Республики к власти был вновь призван генерал де Голль: 1 июня 1958 г. его правительству были переданы чрезвычайные полномочия сроком на полгода для разработки новой конституции.

Пятая республика. Проект, разработанный членами Государственного совета и одобренный Правительственным комитетом под председательством де Голля, был вынесен на референдум в сентябре 1958 г. и получил народную поддержку. Конституция Пятой республики(из 92 статей) вступила в силу 4 октября 1958 г. Она создавала во Франции совершенно новую государственную организацию, в корне отличную от режимов Третьей и Четвертой республик. На первом месте в структуре власти находился президент, на втором – правительство и только на третьем – парламент. Президент, избираемый на 7 лет коллегией выборщиков (но не парламентом), наделялся очень широкими полномочиями. Часть из них он мог осуществлять единолично, без контрасигнатуры членов правительства, а именно: назначать премьер-министра (главу правительства), распускать Национальное собрание, передавать законопроекты на всеобщий референдум, при необходимости осуществлять чрезвычайные меры. По предложению премьера президент также назначал членов правительства; президент мог председательствовать в Совете министров, в высших советах
и комитетах национальной обороны; возглавлял Высший совет магистратуры (орган для управления судами). Он являлся главой вооруженных сил. Президент обладал правом вето в отношении законов, принятых парламентом, и правом их промульгации. Он представлял Республику на международной арене и обладал важными прерогативами в сфере внешней политики. Первым президентом Пятой республики в декабре 1958 г. был избран Шарль де Голль.

Правительство было ответственно перед парламентом и могло быть отправлено им в отставку. Оно наделялось правом издавать акты делегированного законодательства (ордонансы)
и акты регламентарной власти на основе собственных полномочий (декреты). Право принятия законов принадлежало парламенту, состоявшему из двух палат: Национального собрания, избираемого всеобщим и прямым голосованием на 5 лет, и Сената, избираемого косвенными выборами на 9 лет с обновлением трети состава каждые три года. Депутатом Национального собрания мог стать лишь гражданин, достигший 23 лет, сенатором – 35 лет (такие же нормы существовали для членов палат в Четвертой республике). Национальное собрание представляло население, Сенат обеспечивал представительство территориальных коллективов Республики. Финансовые права парламента были ограничены: если в течение 70 дней финансовый законопроект не утверждался парламентом, правительство само могло ввести его в действие ордонансом.

Для осуществления конституционного контроля над законодательством, надзора за правильностью проведения референдумов и правильностью избрания президента, депутатов и сенаторов учреждался Конституционный совет . Он был составлен из 9 советников, равно назначаемых президентом и председателями обеих палат, и бывших президентов Франции. Решения Совета обжалованию не подлежали.

Конституция 1958 г. вводила во Франции смешанную форму правления. Учитывая значительный объем президентских полномочий, Пятую республику стали называть суперпре-зидентской , в науке же данная форма правления чаще всего обозначается как полупрезидентская республика , поскольку она сочетает в себе черты президентской и парламентской республик.
В дальнейшем в конституционном строе Франции произошли некоторые изменения. Желая еще более усилить президентскую власть, де Голль добился в 1962 г. принятия поправки к Конституции, установившей прямые выборы президента от населения. (В 1965 г. он был переизбран на этот пост уже по новым правилам, но досрочно ушел в отставку в 1969 г.) В 1974 г. ценз для активного избирательного права был понижен с 21 года до 18 лет. В 2000 г. был установлен 5-летний срок президентских полномочий, в 2003 г. – 6-летний срок полномочий сенаторов.

В конце XX – начале XXI вв. Франция являлась активным участником процесса общеевропейской интеграции. В 1991 г. по инициативе Франции и ФРГ в г. Маастрихт (Нидерланды) было созвано совещание, на котором принято историческое решение о создании политического, экономического и валютного Европейского союза . Члены союза обязывались проводить согласованную политику в сфере международных отношений, экономики, безопасности, правосудия, образования, охраны окружающей среды. Было предположено введение единого европейского гражданства и единой валюты – евро. Каждая страна сохраняла свои органы власти, но наряду с ними должны действовать наднациональные органы Евросоюза: Европейский парламент, Совет министров Европы, Европейский суд, Европейский банк и Счетная палата. Маастрихтский договор был торжественно подписан 7 февраля 1992 г. , что положило начало новому конфедеративному союзу на территории континента. Франция стала одним из самых влиятельных его членов (наряду с ФРГ
и Великобританией). В текст ее Конституции был внесен специальный раздел, посвященный Евросоюзу.

Контрольные вопросы

1. Чем немецкий фашизм отличается от итальянского фашизма?

2. Какие основные законы определяли государственный строй Третьего рейха?

3. Каким образом нацисты превратили Германию в унитарное государство?

4. Какие репрессивные органы действовали в Третьем рейхе?

5. В чем заключалась политика правительства Народного фронта во Франции?

6. Какие органы были созданы в рамках движения Сопротивления во Франции и за ее пределами?

7. Как был осуществлен переход от Четвертой к Пятой республике во Франции?

8. Какие особенности характерны для конституционного строя Пятой республики во Франции? Чем он отличается от строя Третьей и Четвертой республик?

Переживавшая экономический и культурный подъем Франция в начале 20 века, кратко говоря, была одной из нескольких великих мировых держав. Во внешней политике она пошла на сближение с Англией и Россией. Внутри страны в 1900 - 1914 гг. нарастало противостояние между социалистами и умеренными. Это был период, когда о себе громко заявили недовольные своим положением рабочие. Начало 20 века закончилось объявлением Первой мировой войны и сменой мирового порядка.

Экономика

С экономической точки зрения Франция в 19 - начале 20 века переживала значительный рост. То же самое происходило в большей части остальной Европы и в США. Однако во Франции этот процесс приобрел уникальные черты. Индустриализация и урбанизация были не такими быстрыми как у ключевых лидеров (в первую очередь у Великобритании), но зато продолжал развиваться рабочий класс, а буржуазия по-прежнему укрепляла свое могущество.

В 1896-1913 гг. произошла так называемая «вторая промышленная революция». Она ознаменовалась появлением электричества и автомобилей (возникли компании братьев Рено и Пежо). Зародилась в начале 20 века наконец обзавелась целыми промышленными регионами. Руан, Лион и Лилль были текстильными центрами, а Сент-Этьен и Крезо - металлургическими районами. Двигателем и символом роста оставались железные дороги. Повышалась производительность их сети. Железные дороги были желанным объектом инвестиций. Упрощение обмена товарами и торговли благодаря модернизации транспорта привело к дополнительному промышленному росту.

Урбанизация

Сохранялись мелкие предприятия. Почти треть рабочих страны трудились у себя дома (в основном портные). Накануне Первой мировой войны экономика Франции опиралась на твердую национальную валюту и отличалась большим потенциалом. При этом были и изъяны: южные регионы страны отставали в промышленном развитии от северных.

Урбанизация сильно повлияла на общество. Франция в начале 20 века все еще оставалась страной, где больше половины населения (53%) проживало в деревне, однако отток из села продолжал нарастать. С 1840 по 1913 гг. население республики выросло с 35 до 39 миллионов человек. Из-за потери Лотарингии и Эльзаса в войне с Пруссией на протяжении нескольких десятилетий продолжалась эмиграция населения из этих регионов на историческую родину.

Социальное расслоение

Жизнь рабочих оставалась малоприятной. Впрочем, так было и в остальных странах. В 1884 году был принят закон, по которому разрешалось создавать синдикаты (профсоюзы). В 1902 появилась объединенная Всеобщая конфедерация труда. Рабочие самоорганизовывались, в их среде нарастали революционные настроения. Франция в начале 20 века менялась согласно их требованиям в том числе.

Важным событием стало создание нового социального законодательства (в 1910 году появился закон о пенсиях для крестьян и рабочих). Тем не менее, меры властей значительно отставали от той же соседней Германии. Индустриальное развитие Франции в начале 20 века привело к обогащению страны, однако блага распределялись неравномерно. Большая их часть доставалась буржуазии и В 1900 году в столице было открыто метро, и тогда же там прошли II Олимпийские игры современности.

Культура

Во французском языке принят термин Belle Époque - "Прекрасная эпоха". Так позже стали называть период с конца XIX века до 1914 года (начала Первой мировой войны). Он ознаменовался не только экономическим ростом, научными открытиями, прогрессом, но и культурным расцветом, который пережила Франция. Париж в то время по праву назывался «столицей мира».

Широкая публика была охвачена интересом к популярным романам, бульварным театрам и опперетам. Творили импрессионисты и кубисты. Накануне войны всемирно известным стал Пабло Пикассо. Хотя по происхождению он был испанцем, вся его активная творческая жизнь была связана с Парижем.

Русский театральный деятель организовал в столице Франции ежегодные «Русские сезоны», ставшие мировой сенсацией и заново открывшие иностранцам Россию. В это время в Париже с аншлагами проходили премьеры «Весны священной» Стравинского, «Шахеразады» Римского-Корсакова и т. д. «Русские сезоны» Дягилева произвели революцию в моде. В 1903 году вдохновленный балетными костюмами модельер открыл быстро ставший культовым модный дом. Благодаря ему устарел корсет. Франция в 19 - начале 20 века оставалась для всего мира главным культурным светочем.

Внешняя политика

В 1900 году Франция вместе с еще несколькими мировыми державами участвовала в подавлении Боксерского восстания в ослабленном Китае. Поднебесная в тот период переживала социальный и экономический кризис. Страну наполнили иностранцы (в том числе и французы), которые активно вмешивались во внутреннюю жизнь страны. Это были торговцы и христианские миссионеры. На этом фоне в Китае и произошло восстание бедняков («боксеров»), устроивших погромы иностранных кварталов. Беспорядки были подавлены. Париж получил 15% огромной контрибуции в 450 миллионов лян.

Внешняя политика Франции в начале 20 века основывалась на нескольких принципах. Во-первых, страна была колониальной державой с огромными владениями в Африке, и ей нужно было защищать собственные интересы в разных частях света. Во-вторых, она лавировала между другими мощными европейскими государствами, пытаясь найти долгосрочного союзника. Во Франции традиционно сильными были антинемецкие настроения (корнями уходившие в поражение от Пруссии в войне 1870-1871 гг.). В результате республика пошла на сближение с Великобританией.

Колониализм

В 1903 году английский король Эдуард VII посетил Париж с дипломатическим визитом. По итогам поездки было подписано соглашение, согласно которому Великобритания и Франция разделили сферы своих колониальных интересов. Так появились первые предпосылки к созданию Антанты. Колониальное соглашение позволило Франции свободно действовать в Марокко, а Великобритании - в Египте.

Немцы пытались противостоять успехам своих противников в Африке. В ответ на это Франция провела Алжирскую конференцию, на которой ее экономические права в Магрибе были подтверждены Англией, Россией, Испанией и Италией. Германия на некоторое время осталась в изоляции. Подобный поворот событий полностью соответствовал антинемецкому курсу, которым шла Франция в начале 20 века. Внешняя политика была направлена против Берлина, а все ее остальные особенности определялись согласно этому лейтмотиву. Французы установили протекторат над Марокко в 1912 году. После этого там произошло восстание, которое подавила армия под командованием генерала Юбера Лиотэ.

Социалисты

Любая характеристика Франции в начале 20 века не может обойтись без упоминания о росте влияния левых идей в тогдашнем обществе. Как уже говорилось выше, вследствие урбанизации в стране увеличилось количество рабочих. Пролетарии требовали своего представительства во власти. Они получили его благодаря социалистам.

В 1902 году левый блок выиграл очередные выборы в палату депутатов. Новая коалиция провела несколько реформ, касавшихся социального обеспечения, условий труда и образования. Обыденным делом стали стачки. В 1904 году весь юг Франции охватили забастовки недовольных рабочих. Тогда же лидер французских социалистов Жан Жорес создал знаменитую газету «Юманите». Этот философ и историк не только боролся за права рабочих, но и выступал против колониализма и милитаризма. Фанатик-националист убил политика за день до начала Первой мировой войны. Фигура Жана Жореса стала одним из главных международных символов пацифизма и стремления к миру.

В 1905 году французские социалисты объединились и создали французскую секцию Рабочего интернационала. Ее главными лидерами были и Жюль Гед. Социалистам приходилось иметь дело со все более недовольными рабочими. В 1907 году в Лангедоке вспыхнуло восстание виноградарей, недовольных ввозом дешевого алжирского вина. Армия, которую правительство ввело, чтоб подавить беспорядки, отказалась стрелять по людям.

Религия

Многие особенности развития Франции в начале 20 века полностью перевернули французское общество. Например в 1905 году был принят закон об Он стал завершающим штрихом антиклерикальной политики тех лет.

Закон отменил наполеоновский Конкордат, вышедший еще в 1801 году. Было утверждено светское государство и гарантирована свобода совести. Ни одна из религиозных групп больше не могла рассчитывать на покровительство государства. Вскоре закон был раскритикован Папой римским (большинство французов оставались католиками).

Наука и техника

Научное развитие Франции в начале 20 века ознаменовалось Нобелевской премией по физике 1903 года, которую за открытие естественной радиоактивности солей урана получили Антуан Анри Беккерль, и Мария Склодовская-Кюри (спустя шесть лет она также получила Нобелевскую премию по химии). Успехи сопутствовали и создававшим новую технику авиаконструкторам. В 1909 году Луи Блерио первым перелетел через Ла-Манш.

Третья республика

Демократическая Франция в начале 20 века жила в эпоху Третьей республики. В этот период во главе государства стояло несколько президентов: Эмиль Лубе (1899-1906), Арман Фальер (1906-1913) и Раймон Пуанкаре (1913-1920). Какую память о себе они оставили в истории Франции? Эмиль Лубе пришел в власти в разгар социального конфликта, вспыхнувшего вокруг резонансного дела Альфреда Дрейфуса. Этот военный (еврей в звании капитана) был обвинен в шпионаже в пользу Германии. Лубе отстранился от дела и дал ему идти своим ходом. Франция тем временем пережила всплеск антисемитских настроений. Тем не менее, Дрейфус был оправдан и реабилитирован.

Арман Фальер активно укреплял Антанту. При нем Франция, как и вся Европа, невольно готовилась к приближающейся войне. был настроен антинемецки. Он провел реорганизацию армии и увеличил длительность службы в ней с двух до трех лет.

Антанта

Еще в 1907 году Великобритания, Россия и Франция окончательно оформили свой военный союз. Антанта была создана в ответ на усиление Германии. Немцы, австрийцы и итальянцы сформировали еще в 1882 году. Таким образом, Европа оказалась расколотой на два враждебных лагеря. Каждое государство так или иначе готовилось к войне, надеясь с ее помощью расширить свою территорию и закрепить собственный статус великой державы.

28 июля 1914 года сербский террорист Гаврило Принцип убил австрийского принца и наследника Франца Фердинанда. Сараевская трагедия стала поводом для начала Первой мировой войны. Австрия напала на Сербию, Россия вступилась за Сербию, а за ней в конфликт втянулись члены Антанты, в том числе Франция. Италия, состоявшая в Тройственном союзе, отказалась поддерживать Германию и Габсбургов. Она стала союзницей Франции и всей Антанты в 1915 году. Одновременно с тем к Австрии и Германии присоединились Османская империя и Болгария (так образовался Четверной союз). Первая мировая война положила конец «Прекрасной эпохе».