Воспитании толерантности детям с овз. Отношение государства к детям с ограниченными возможностями здоровья. Категории детей с ОВЗ

«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».

Антуан де Сент-Экзюпери

За период своего существования человеческая цивилизация прошла долгий и противоречивый путь в отношении к детям с ограниченными возможностями. Это был путь и духовной эволюции общества, на котором встречались как страницы равнодушия, ненависти и агрессии, так и примеры заботы, милосердия. Только одного не встречалось в былых отношениях – сотрудничества на равных условиях.

Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствует увеличению числа детей-инвалидов.

В настоящее время в России насчитывается около 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья или 8% всей детской популяции, причем 600 тысяч из них – инвалиды. В Мурманской области проживает 2,4 тысячи детей-инвалидов, а в Оленегорске – 123 человека – дети-инвалиды. Это актуализирует необходимость осмысления их положения в обществе, совершенствование системы социальной помощи и поддержки.

В числе основных международных документов, защищающих и гарантирующих права этой категории детей, можно назвать следующие: «Всеобщая Декларация прав человека», «Декларация о правах инвалидов», «Декларация о правах умственно отсталых лиц», «Конвенция о правах ребенка», «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов».

Главная проблема «особого ребенка» заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию. А так же проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными возможностями. Проблемы усугубляет тот факт, что педагоги иногда сами интолерантно относятся к таким детям, называя их «неполноценными», «ущербными», «отсталыми». В связи с этим, одной из центральных задач в развитии нашего учреждения по отношению к детям с особыми потребностями является формирование у педагога педагогической толерантности , т.е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения. А также воспитать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Мы формируем толерантность в следующих целевых группах:

  • Специалисты (врач-офтальмолог, врач-педиатр, учитель-логопед, учитель-дефектолог (тифлопедагог), медсестры-ортоптистки, воспитатели, инструктор по физической культуре, преподаватель изодеятельности), работающие с детьми
  • Родители

В нашем детском саду 7 детей-инвалидов: 2 ребенка инвалиды по зрению, 1 ребенок-инвалид с заболеванием опорно-двигательного аппарата, 4 ребенка-инвалида по общему заболеванию. Дети посещают группы компенсирующей, комбинированной направленности. Все дети имеют зрительную и речевую патологию.

В соответствии с Законом Мурманской области от 29.12.07 «О мерах социальной поддержки инвалидов» воспитание и обучение детей-инвалидов осуществляется в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов и индивидуальной программой сопровождения.

Основными задачами инклюзивного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в нашем учреждении являются:

  • укрепление здоровья детей и предупреждение возникновения вторичных нарушений физического и психического развития;
  • обеспечение прав детей и родителей в получении необходимого комплекса коррекционно-образовательных услуг;
  • осуществление своевременной социальной адаптации и интеграции ребенка в общество;
  • своевременное исправление, компенсация нарушений психофизического развития;
  • формирование жизненно значимого опыта и целенаправленное развитие у детей когнитивных, речевых, моторных, социальных способностей, позволяющих снизить зависимость от посторонней помощи и повысить социальную компетентность.

В работе с детьми мы, организуя свободное время дошкольников, делая их досуг содержательным, опираемся на сотрудничество с семьей. Создать в группе атмосферу сотрудничества, толерантности и поддержки помогают разнообразные формы работы с родителями:

  • День открытых дверей
  • Работа родительского клуба «И глаза вам скажут «Спасибо»
  • Встречи со специалистами в гостиной «Родничка»
  • Участие родителей в общих родительских собраниях, заседаниях педагогических и коррекционных советов, консультации, практикумы и тренинги

Цель таких мероприятий: создать условия для развития толерантности через воспитание с любовью и во имя любви, с добротой и милосердием, в духе мира и уважения к правам человека, вовлекая в процесс воспитания родителей.
Воспитание толерантности как личного качества в детях осуществляем через создание условий для развития ребенка. В специально организованной игровой деятельности воспитываем в детях открытость и уважение к другим людям, прививаем способность понимать других детей, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Преимущества интеграционной системы для личности и когнитивного развития как детей с ограниченными возможностями здоровья, так и детей без подобных ограничений:

преимущества социального характера:

  • развитие самостоятельности всех детей через предоставление помощи;
  • обогащение социального (коммуникативного и нравственного) опыта детей;
  • развитие толерантности, терпения, умение проявлять сочувствие и гуманность;

преимущества психологического характера

  • исключение формирования чувства превосходства или развития комплекса неполноценности;

преимущества медицинского характера:

  • подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме конкретного социума;
  • исключение социальной изоляции детей, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей»;

преимущества педагогического характера:

  • рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом)
  • активизация когнитивного развития через социальные акты коммуникации и имитации.

Наши дети – активные участники городских, областных, международных мероприятий: выставок, фестивалей, конкурсов разного уровня.

Во время декады инвалидов 01.12 -10.12.2008г. были проведены мероприятия:

  • Выставка рисунков «Мир глазами ребенка»
  • Спортивный праздник в зимнем лесу «Если с другом вышел в путь»
  • Экскурсия в детскую библиотеку «Мир русских сказок»
  • Музыкальный калейдоскоп «Минута славы»
  • Индивидуальные консультации родителей по социально-правовой поддержке детей-инвалидов, вопросам их воспитания и обучения.

Неоднократно наши дети с ограниченными возможностями здоровья принимали участие в международных мероприятиях:

  • Семинар в рамках международного проекта «Изменение отношения общества к детям с ограниченными возможностями здоровья»
  • «Интеграция в общество детей, имеющих проблемы в развитии»
  • Участие в президентских программах «Дети России» и «Слепой ребенок»

20.03.-24.03.2009 г проходил Международный конкурс детского творчества детей с ограниченными возможностями здоровья «Шаг навстречу». Участником этого конкурса стала воспитанница старшей группы компенсирующей направленности Глимакова Арина под руководством преподавателя по изодеятельности Геккиной С.П. рисунок «Мой аквариум».

Опыт взаимодействия нормально развивающихся детей и детей, имеющих отклонения в развитии, способствует формированию у «нормы» альтруистического поведения, эмпатии и гуманности. Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу. «Нормальные» дети учатся воспринимать «особых» как нормальных членов общества. Включённость воспитанников с особыми нуждами в среду нормально развивающихся сверстников повышает их опыт общения, формирует навыки коммуникации, межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях, что в целом повышает адаптационные возможности детей.

В заключение хотелось бы отметить, что поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество – это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить черно-белый мир «особого ребенка» яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.

ирина крипиневич
Формирование позиции принятия и толерантности окружающих к детям с ОВЗ

В настоящее время в России насчитывается около двух миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья и данный показатель имеет тенденцию к стремительному росту.

Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей, ряд нерешенных социально-экономических, психолого- педагогических и медицинских проблем способствует увеличению числа детей- инвалидов.

За период развития общественных отношений к детям -инвалидам цивилизация прошла противоречивый путь как равнодушия, преследования, ненависти и агрессии, так и примеры заботы, милосердия. Сегодня – это толерантные партнерские отношения инклюзивного образования.

инклюзия – адаптация системы

к потребностям ребёнка

Последнее время всё чаще поднимается вопрос о введении инклюзивного образования, в том числе и дошкольного. Это социальная потребность, веяние времени и требование правительства РФ. Организация инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации предусматривает тесное взаимодействие педагогов и специалистов ДОУ с семьями детей с ОВЗ, поскольку именно семья является основополагающим фактором успешного воспитания детей с отклонениями в развитии. Вместе с тем, инклюзивного образования актуализирует необходимость целенаправленного формирования в обществе толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Главная проблема «особого ребенка» заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию. А так же проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными возможностями

Мир «особого» ребёнка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен,добродушен и открыт.

Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?

Почему он так испуган? Почему не говорит?

Мир «особого» ребёнка- он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребёнка допускает лишь своих!

(Калиман Н. А.

Как и любое новое начинание, введение инклюзивного образования сопровождается определёнными трудностями. Одной из главных трудностей является настороженное и порой негативное отношение всех участников образовательного процесса к совместному обучению. Во первых -это отношение родителей здоровых детей. Многие боятся, что это негативно скажется на развитии здоровых детей, стремятся ограничить это общение.

Часто выражают протест против "пребывания " в их группах особых детей

Проблемы усугубляет и тот факт, что педагоги иногда сами интолерантно относятся к таким детям , называя их «неполноценными» , «ущербными» , «отсталыми» . В связи с этим, одной из центральных задач в развитии любого образовательного учреждения по отношению к детям с особыми потребностями является формирование у педагогов , специалистов, родителей педагогической толерантности , т. е. способности понять и принять ребенка таким , какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения , воспитать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям с ОВЗ .

В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации , на государственном и международном уровне. Именно толерантность должна стать сегодня тем сильнейшим регулятором жизни людей, который направляет государственное устройство, социальные структуры и индивидуальные стратегии поведения и существования по пути гуманизации и социально-культурного равновесия.

Что же такое толерантность ?

Толерантность – это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независимо от каких – либо отличий.

В научной литературе (Бондырев С., Капустин Б., Степанов П.) рассматривают толерантность , прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-либо одной точки зрения.

Педагогическая толерантность - способность понять и принять ребенка таким , какой он есть, видя в нём носителя иных ценностей, логики, мышления, иных форм поведения . Воспитывать у сверстников толерантное отношение к детям с ОВЗ .

Мы всегда должны понимать, что дети с ограниченными возможностями - это просто дети, которым нужна забота, понимание. Да, жизнь нас сейчас не балует. Но эти дети иногда переносят невзгоды куда мужественней, чем мы. Поэтому толерантность- это сострадание , эмпатия, говоря научным языком. Много равнодушных людей, но сострадающих беде - еще больше. «Толерантность - сострадание , поддержка, но ни как не равнодушие. дети с ограниченными возможностями здоровья, это те же дети, что и здоровые. Не знаю, как можно их разграничивать.

Мы, педагоги, просто обязаны их поддерживать, может даже чаще хвалить, они должны чувствовать, что они такие же, как все». Толерантность - это непредвзятое отношение к людям, несмотря на их внешность, цвет кожи, состояние здоровья. Дети с ограниченными возможностями имеют полное право на существование в социуме. Наша обязанность, как педагогов, создать благоприятную атмосферу для становления личности каждого ребёнка, в независимости от состояния здоровья ребёнка. Толерантность обеспечивает равное отношение ко всем людям, каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. Толерантность - не равнодушие , а труд души! Она должна подвигнуть растущего человека на действенное неприятие, реальную борьбу с тем, что антигуманно, а потому неприемлемо - будь то разрушение природы или издевательство над слабым, неуважение старости или национальная вражда. Борьба со злом всегда есть утверждение добра, и такое утверждение неизменно выступает одним из подлинных и значимых результатов толерантности

Введение инклюзивного образования, начиная с дошкольного уровня, сложный многогранный, но, все же, необходимый обществу процесс, позволяющий воспитать чувство сострадания, доброту, духовность. В социальном аспекте роль дошкольного учреждения очень высока. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, они получают уникальный опыт взаимоотношений. Поэтому изоляция детей с особенностями развития может привести к еще большей их отчужденности от общества. А обучение среди обычных детей, наоборот, дает возможность адаптироваться к социуму и успешно социализироваться.

С другой стороны, формирование способности здоровых детей сопереживать и оказывать поддержку «слабым» положительно скажется на будущих отношениях взрослых и детей.

Для здоровых детей присутствие в группе «особых» воспитанников дает возможность обрести опыт толерантности , внимательного отношения и заботы к другим людям

Организация инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации предусматривает тесное взаимодействие педагогов и специалистов ДОУ с семьями детей с ОВЗ, поскольку именно семья является основополагающим фактором успешного воспитания детей с отклонениями в развитии.

Задачи взаимодействия с семьями : 1. Повышение родительского статуса, преодоление у родителей психологического стресса, связанного с воспитанием ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

2. Повышение педагогической и психологической компетентности и культуры родителей. Формирование у родителей представлений о содержании работы по социальному развитию и воспитанию детей

3. Профилактика возможных психологических затруднений у родителей. Коррекция системы семейных взаимоотношений.

4. Вовлечение семей в процесс социализации и интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Создавать в группах атмосферу сотрудничества, толерантности и поддержки помогут разнообразные формы работы сродителями : открытые занятия; совместные праздники и развлечения; родительские собрания; встречи с интересными людьми; вечера отдыха; экскурсии; путешествия, выход на природу; совместные творческие дела; дискуссии; игровые и конкурсные программы; акции милосердия; презентации об успешных людях с ОВЗ

Люди на свет

Рождаются разными :

Непохожими, своеобразными.

Чтобы других

Ты смог понимать,

Нужно терпенье.

В себе воспитать.

Нужно с добром

К людям в дом приходить,

Дружбу, любовь

В своем сердце хранить.

«Терпением мы можем добиться больше, чем силой» (Э. Берн)

«Каждая нетерпимость есть знак слабости» (Н. Рерих)

Сейчас значительное внимание уделяется проблемам деток с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Однако тем, кто не работает с детьми с ОВЗ, возможно, это понятие известно только в общих чертах. В статье рассмотрим, какие заболевания подходят под это понятие, какие существуют проблемы развития у детей с ОВЗ и затронем социальную политику государства в области инклюзивного образования.

ОВЗ — это ограниченные возможности здоровья, которые накладывают определенные ограничения в повседневной жизнедеятельности. Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах. Данное состояние бывает хроническим или временным, частичным или общим. Естественно, физические ограничения накладывают значительный отпечаток на психологию.

Подобные ограничения подразумевают особое отношения к воспитанникам, их развитию, воспитанию и обучению, а также созданию необходимых условий для возможности получить все необходимое наравне со здоровыми детьми.

Категории детей с ОВЗ.

Всего выделяют восемь разных групп проблем со здоровьем:

  1. дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие), не могут использовать зрение для познания и ориентирования;
  2. дети с нарушениями слуха (глухие, плохослышащие) , имеют двустороннее нарушение слуха, при котором общение с другими людьми при помощи речи существенно затруднено или невозможно.
  3. дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Ребенок с подобными нарушениями не может пользоваться коммуникативной функцией с целью познания. Это обусловлено недоразвитием речи, которое может возникнуть по самым различным причинам.
  4. дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА), не могут полноценно двигаться с такой же скоростью и силой, как их сверстники, не могут сохранять аналогичную скоординированность и темп движения.
  5. дети с задержкой психического развития (ЗПР). В данную группу относятся заболевания, вызванные поражением центральной нервной системы.
  6. дети с нарушением интеллекта (У/О) . Ребенок относится к этой категории, если у него диагностирован аутизм, эпилепсия, олигофрения, шизофрения, слабоумие, опухоли нервной системы и другие заболевания.
  7. дети с расстройствами аутистического спектра (РА)

Статус «ребенок с ОВЗ» устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией. Установленный статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи.

Введение ФГОС НОО ОВЗ связано с необходимостью создания специальных условий для обеспечения равного доступа к образованию всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем, в том числе оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучаться в условиях массовой школы.

Статус «ребенок с ОВЗ» в системе образования дает детям данной категории определенные льготы:

  1. Право на бесплатные коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом, специальным педагогом в условиях образовательной организации.
  2. Право на особый подход со стороны обучающих учителей, которые должны учитывать психофизические особенности ребенка, в том числе индивидуально-ориентированную систему оценивания.
  3. По окончании 9, 11 класса право на выбор традиционной формы сдачи государственной итоговой аттестации (государственный выпускной экзамен) или в форме основного государственного экзамена (тестовые задания).
  4. Право на бесплатное 2-х разовое питание в школе.
  5. Дети группы ОВЗ не могут быть подвергнуты мерам дисциплинарного взыскания, на протяжении всего периода обучения.

Дети с ОВЗ, расшифровка в образовании

Сейчас явно прослеживается тенденция к ликвидации неравенства общеобразовательных и коррекционных школ. Большое внимание уделяется инклюзивному обучению. Это создаёт ситуацию, когда состав учащихся характеризуется значительной неоднородностью по физическому, умственному, психическому развитию. Из-за этого существенно затрудняется адаптация детей с отклонениями в здоровье и даже детишек без функциональных расстройств. А в образовании детей с ОВЗ очень важно качество. Если начать развитие ребёнка вовремя и правильно, применять новейшее оборудование, использовать современные коррекционные программы, — можно смягчить очень многие отклонения.

Нередко педагог теряется, не знает какие приёмы необходимо применить для оказания помощи и поддержки учащимся с ОВЗ. Кроме того, встречаются недочёты в применении разных информационных технологий на уроках и факультативных занятиях. Пробелы появляются по таким причинам:

  • из-за отсутствия в образовательном учреждении нужного программно-аппаратного обеспечения, технологической инфраструктуры;
  • по причине отсутствия нужных условий, которые ориентированы на совместную учебную деятельность.

Дети с ОВЗ и инвалиды. В чем отличие?

Ребенок-инвалид - лицо возрастом до 18 лет со стойким расстройством функций организма, спровоцированных последствиями травм, заболеваниями или врожденными дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности.
Ребенок с ОВЗ - лицо с недостатками психологического и (или) физического развития, которые препятствуют ему в получении образования без особых условий.

Если несовершеннолетний с серьезными заболеваниями или последствиями травм, не получил группу по инвалидности согласно постановлению Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95, федеральным госучреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ) , он является ребенком с ОВЗ. Получается, что дети с ОВЗ одновременно могут иметь инвалидность, однако дети-инвалиды не могут быть причислены к категории детей с ОВЗ. Следовательно, нельзя утверждать, то дети с ОВЗ и дети-инвалиды - это одно и тоже.

Надеемся эта статья дала ответы на большинство ваших вопросов и теперь вы имеете представление о том, что такое ограниченные возможности здоровья.

Толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья

МБДОУ № 36 «Аленький цветочек», г. Калуга

Аннотация: в статье рассматривается не толерантное отношение общества к детям с ограниченными возможностями. Создание условий соблюдения подходов и методов для развития детей с ОВЗ в ДОУ.

Annotation: The article does not consider tolerant attitude to society with children with limited opportunities. Creation of conditions for observance of approaches and methods for the development of children with HIA in the DOW.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями, нарушения, образование, инклюзия.
Key words: children with disabilities, violations, education, inclusion.

В Федеральном государственном стандарте написано: инклюзивное образование предполагает, что это образование детей с ограниченными возможностями здоровья совместно с детьми у которых нет ограниченных возможностей здоровья. В действительности сама концепция инклюзивного образования направлена на то, чтобы педагоги направили комплексный подход и психолого-педагогическое сопровождение, ориентируясь на личностную индивидуальность каждого ребёнка.

Когда то Л.С. Выготский, знаменитый психолог обозначил эту категорию детей, как аномальные дети. Он вложил в это понятие, что такие дети нуждаются в особом педагогическом подходе для их социализации. Л.С. Выготский подчёркивал, что дефект следует понимать, не как биологический эффект, а как социальный вывих. То есть невозможность социализироваться обычным способом.

В годы перестройки наша страна присоединяется к мировой тенденции отказа от неблагозвучных терминов. Действительно, если мы пришли на помощь каким то людям, то наверное не корректно называть этих людей так, что каким либо образом уничижать человека с которым мы общаемся. Стали предлагаться разные замены некорректным словам в частности: дети с отклонениями в развитии, дети с проблемами в развитии. Но нам, как педагогам следует понимать, что этих детей видят так психологи. Для нас педагогов это дети с особыми образовательными потребностями. Само словосочетание выражает сущность того, как именно мы видим этих детей, как к ним относиться. Когда появилось выражение « Дети с ограниченными возможностями», оно вызвало иронические суждения по поводу того, что – «А у кого возможности здоровья не ограничены?»

И оказалось, что это не ирония. На самом деле концепция инклюзивного образования к тому и ведёт, что общество должно осознавать, что у каждого человека есть ограничения возможностей. Например ограничения возможностей самореализации способностей... И эти ограничения следует не просто учитывать, а понимать, что это естественное явление и думать о том, что нам делать? Нам нужно требовать от всех, чтобы они были развиты очень хорошо во всех отношениях? Или нам нужно всё-таки принять то, что мы берём за основу? То есть те способности, что у человека есть. И далее стараемся развивать способности с тем, чтобы они были развиты на благо окружающих людей.

Нередко бывает, что уравниваются понятия «Дети с ограниченными возможностями» и «Дети инвалиды» В действительности же понятие «Дети инвалиды» иное понятие. На сегодняшний день понимание инвалидности это то, что у человека имеются ограничения жизненной деятельности, обусловленное врождёнными, наследственными или приобретёнными заболевания и последствия травм.

Дети с ОВЗ Дети инвалиды

· Нарушение слуха

· Нарушение зрения

· Нарушение интеллекта

· Нарушение поведения и общения

· Нарушение опорно-двигательного аппарата

· Нарушение развития речи

· Последствие травм

· Саматические заболевания

· Отклонение в развитии

Главной задачей инклюзивного образования, которая стоит перед педагогом, включение ребёнка в детский коллектив. В Федеральном государственном стандарте прописаны необходимые требования для создания условий развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

· Комплексный подход

· Оборудование

· Безопасная развивающая среда

· Подготовка педагогов

· Психологическая подготовка родителей

· Доброжелательное отношение детей

В законе «Об образовании в РФ» ст.51 прописано, что педагоги обязаны создать необходимые условия для получения образования без дискриминации. Качественного образования лицам с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации. Оказание ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени, способствующие получению образования определённого уровня и определённой направленности. А так же социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом для улучшения инклюзивного образования в дошкольных учреждениях с детьми с особыми образовательными потребностями, важным фактором являются профессиональное взаимодействие со специалистами. Только совместный коллективный труд позволяет создать стандарты и технологии нового поколения, имеющие огромную значимость в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.

Список литературы:

Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 29. – С. 26–30. – URL: Кленова. Н. В. «Дополнительное образование » - 2006. № 3 – стр. 17 - 22

Матвеева Светлана Владимировна,магистрант ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповец[email protected]

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьякак условие организацииинклюзивной образовательной среды

Аннотация.Статья посвящена вопросам формирования толерантности к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации. Автор предлагает для исследования и развитиятолерантных качеств использовать активные формы работы спедагогами, детьми, родителями.Ключевые слова: Инклюзивное образование, инклюзивная культура, инклюзивная образовательная среда, толерантность.

В психологопедагогической литературе инклюзивное образование рассматривается как специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении.

В основеинклюзивного образования лежитидеология, исключающаялюбую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям,но создает особые условия для воспитанников, имеющих особые образовательные потребности. Целью инклюзивного образования являетсяпреодоление социальных, физиологических и психологических барьеров на пути приобщения ребенка с ОВЗ к общему образованию, к жизни в социуме.Британские коллеги предложили модель инклюзивного образования, включающую три аспекта: разработка инклюзивной политики, развитие инклюзивной практики, создание инклюзивной культуры.

Аспект «создание инклюзивной культуры» намеренно помещён ими в основание треугольника. Развитие общих инклюзивных ценностей, отношений сотрудничества, построение образовательного сообщества изменяют политику и практику образования и обучения.Специалистами государственного учреждения «Федеральный центр наглядных средств обучения» дано такое определение: Инклюзивная культура -это набор наиболее важных принципов, принимаемых членами общества и получающих выражение в ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий. Создание инклюзивной культуры, как составляющей инклюзивной образовательной среды,способствует созданию безопасного, терпимого сообщества, разделяющего идеи сотрудничества, стимулирующего развитие всех его участников, сообщества, в котором ценность каждого является основой общих достижений.

Под инклюзивной образовательной средой в педагогической литературе понимают вид образовательной среды, обеспечивающей всем субъектам образовательного процесса возможности для эффективного саморазвития. Предполагает решение проблемы образования детей с ограниченными возможностями за счет адаптации образовательного пространства к нуждам каждого ребенка, включая реформирование образовательного процесса, методическую гибкость и вариативность,а так же благоприятныйпсихологический климат.Образовательное учреждение, которое реализует инклюзивную практику,прежде всего,должно соблюдатьосновныепринципы инклюзивного образования: ценность человека не зависит от его способностей и достижений; каждый человек способен чувствовать и думать; каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; все люди нуждаются друг в друге; подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; для всех воспитанников достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут; разнообразие усиливает все стороны жизничеловека.С.В.Алехина выделяет ряд социальнопсихологических «барьеров» создания инклюзивной образовательной среды в плане обеспечения благоприятного психологического климата, связанных с общественным мнением по вопросам обучения детей с ОВЗ со стороныпедагогов, родителей:

страх перед неизвестным, негативные установки и предубеждения, профессиональная неуверенность педагога, психологическая неготовность к работе с «особыми» детьми.

Одной из задач, направленных на преодоление социально психологических барьеров является формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями, основанного на принципах взаимного уважения, понимания и терпимости.

В «Декларации принципов толерантности», принятой ООН в 1995 году толерантность определяется как «уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности…Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений…».

В отечественной педагогике Б.З.Вульфовым дана трактовка феномена толерантности как «способности человека сосуществовать с другими людьми (сообществами), которым присущи иные менталитет, образ жизни». Толерантность выражается в готовностиуважать жизненную позицию, ценности, интересы других людей и взаимодействовать с ними на основе согласия. На социальнопсихологическом уровне толерантностькак внутренняя установка и отношение личности, коллектива носит характер добровольного индивидуального выбора; она не навязывается, а приобретается в процессе воспитания, через личный жизненный опыт.При этом под процессом формирования толерантности подразумевается создание образовательного пространства прямого или опосредованного взаимодействия воспитанников, педагогов, родителей с целью преодоления отрицательных социальных установок и стереотипов по отношению к детям с проблемами в развитии, предупреждения возникновения психотравмирующих ситуаций в межличностных отношениях.С целью исследования и развития толерантных качеств у педагогов одной из дошкольных общеобразовательных организаций города Череповцанами был проведен тренинг «Я и окружающие люди».

Тренинг «Я и окружающие люди».Цель:исследование и развитие толерантных качеств, умения видеть себя глазами других и понимать окружающих.Знакомство. Рукопожатие.Участники тренинга встают в круг.Все присутствующие здороваются друг с другом рукопожатием с тем, кто справа, слева, напротив.Ведущий предлагает участникам занять места за столом.Упражнение № 1 «Как нас воспринимают окружающие».Ведущий предлагает каждому участнику группы обвести свою ладошкуи написатьв центре «Я», на пальчиках –

«Какой я?».После выполнения задания участники сдают ведущему карточки, не указывая своего имени. Ведущий, перемешав карточки, по очереди читает написанное, группа пытается понять, о ком идет речь.Делаем вывод: иногда окружающие воспринимают нас не так, как мы сами«видим» себя.Упражнение № 2 «Как мы понимаем других людей».Давайте, проверим, как мы понимаем друг друга.Два участника группы уходят за дверь. Первому ведущий предлагает запомнить, затем передать одному из участников, стоящему за дверью сообщение: «26 ноября с 9.30 на базе МБОУ «Начальная общеобразовательная школа № 1» состоится городской семинар «Преемственность в реализации системнодеятельностного подхода». На семинар приглашаются учителя начальных классов и представители детских дошкольных учреждений: методистыи воспитатели».Второй участник передает сообщение третьему, сообщение третьего сравнивается с образцом.Делаемвывод, что чаще всего информация, воспринимаемая на слух, передается с искажением, не в полном объеме.Поэтому лучше всего для информирования использовать несколько каналов восприятия. Рефлексия «Тест коммуникативной толерантности» (В.В. Бойко)Общение зависит от того, как мы относимся друг к другу. Тест коммуникативной толерантности В.В. Бойко позволяет оценить, в каких аспектах отношений мы более всего подверженыконфликтам, а зная причину конфликта, вам будет легче не допустить его вовсе или найти способы разрешения конфликта.

Тест Бойко поможет разглядеть свои слабые места, понять какие поведенческие

реакции,стратегии иустановки вмежличностномобщении стоит подкорректировать, чтобы сделать коммуникационный процесс приятным и эффективным.Ведущий предлагает присутствующих принять участие в тестировании.Зачитывает утверждения, участники тренинга заполняют таблицу.Подсчитывают количество баллов. Каждый оценивает степень коммуникативной толерантности в соответствии с ключом.

«Дерево пожеланий». Наша встреча подошла к концу. У каждого из нас в руках цветок. Давайте, выскажем пожелания друг другу и прикрепим цветы на «Дерево пожеланий». Например, я желаю всем понимания, поддержки близких и коллег(прикрепляет цветок на «Дерево пожеланий»). Исследования, проведенные намиво время тренингас использованием методики В.В.Бойко «Тест коммуникативной толерантности» показали низкую степень готовностипедагогов к взаимодействию с людьмис ОВЗ(58% педагогов).

На базе дошкольной общеобразовательной организации города Череповцаи в дошкольной образовательной организации для детей с нарушениями в развитии было проведеноанкетированиес целью изучениятолерантного отношения к лицам с ОВЗ педагогов, родителей. Анкета разработана специалистами МОУ ДПО «Ресурсный центр» города Новокуйбышевска. Многие родители и педагоги(61%)отрицательно относятся к идее совместного обучения нормально развивающихся детей со сверстниками, имеющими нарушения интеллекта, а 62% готовы препятствовать даже общению этих категорий детей в свободное время.

Родители«здоровых» детей, прежде всего,опасаются возникновения конфликтов в детском коллективе, уменьшения внимания к здоровым детям со стороны педагогов и как следствие снижения успеваемости и темпа развития здоровых детей. Родители детей с проблемами в развитиии педагогиобеспокоены тем, что ребенок с ОВЗ столкнется с трудностями общения, плохим отношением со стороны сверстников, непосильной учебной нагрузкой, недостаточным вниманием со стороны педагогов,поэтому окажется неуспешным, снизится его самооценка, усугубятся проблемы здоровья. Результаты исследования показали (90%), что наряду с дополнительной переподготовкой педагогов, одним из условий являетсянеобходимостьподготовкиобщественного мнения, формирования толерантного отношения всех участников образовательного процесса.Исходя из полученных в ходе исследования данных, возникает необходимость организации работы по формированию толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья с тремя субъектами образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами. Работа по формированию толерантного отношения с дошкольниками организуется посредством

игр, игровыхобразовательных ситуаций, через решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы и ее обсуждение, беседы, с помощью которых оцениваются мотивы бескорыстного, доброжелательного отношения, поступки с общечеловеческих позиций добра и зла, взаимопомощь, уважение к потребностям, интересам партнеров по игре, понимание ценности совместной деятельности, а так же совместное участие в разнообразных фестивалях, конкурсах; посещение кружков, экскурсий, походов, концертов, где все воспитанники могут реализовать свои способности, завоеватьсимпатии, уважение. Для формирования толерантной культуры личности педагога, развития умения управлять своим поведением, эмоциями, общением можноиспользовать программусоциальнопсихологического тренинга толерантности, предложеннуюС.Щеколдиной, которая основана на активных методах групповой работы и включает информирование по вопросам толерантности и повышение психологической культуры, самосовершенствование коммуникативных навыков с позиции толерантного взаимодействия и развитие умений эмоциональной саморегуляции в процессе общения и деятельности, развитие толерантных качеств. В работе с семьями воспитанников можно использовать следующие формы и методы работы: семинары, лектории, родительские встречи, практикоориентированные занятия, тренинги, психокоррекционные занятия, участие в работе клубов, родительских конференций, «круглых столов», досуговых мероприятиях.

Ссылки на источники1. Алехина, С.В.Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография [Текст] / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина. –Красноярск, 2013. – С. 71 95.2. Декларация принципов толерантности: утв. резолюцией 5.61 Генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.[ Электронный ресурс]. URL: // http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/toleranc.shtml(09.04.2014). 3. Формирование в образовательном учреждении толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации для руководителей и специалистов образовательных учреждений [Текст]. –Новокуйбышевск, 2006 105 с.4. Там же.5. Щеколдина, С. Д. Тренинг толерантности [Текст] /С.Д. Щеколдина. –Москва: Ось89, 2004. –80 с.