Михаил булгаков - биография, информация, личная жизнь. Михаил булгаков - биография, информация, личная жизнь Год рождения м а булгакова

В августе 1919 года после взятия Киева генералом Деникиным Михаил Булгаков был мобилизован как военный врач в Белую армию и отправлен на Северный Кавказ. Здесь появилась первая его публикация — газетная статья под названием "Грядущие перспективы".

Вскоре он расстался с профессией врача и целиком посвятил себя литературному труду. В 1919-1921 годах, работая во Владикавказском подотделе искусств, Булгаков сочинил пять пьес, три из которых были поставлены на сцене местного театра. Их тексты не сохранились, за исключением одной — "Сыновья муллы".

В 1921 году он переехал в Москву. Служил секретарем Главного политико-просветительного комитета при Народном комиссариате просвещения РСФСР.

В 1921-1926 годах Булгаков сотрудничал с московской редакцией берлинской газеты "Накануне", помещая в ней очерки о жизни Москвы, с газетами "Гудок" и "Рабочий", журналами "Медицинский работник", "Россия" и "Возрождение".

В литературном приложении к газете "Накануне" были опубликованы "Записки на манжетах" (1922-1923), а также рассказы писателя "Похождения Чичикова", "Красная корона", "Чаша жизни" (все — 1922). В 1925-1927 годах в журналах "Медицинский работник" и "Красная панорама" были опубликованы рассказы из цикла "Записки юного врача".

Общая тема булгаковских произведений обусловлена отношением автора к советской власти — писатель не считал себя ее врагом, но оценивал действительность весьма критически, считая, что своими сатирическими обличениями приносит пользу стране и народу. К ранним примерам относятся повести "Дьяволиада. Повесть о том, как близнецы погубили делопроизводителя" (1924) и "Роковые яйца" (1925), объединенные в сборник "Дьяволиада" (1925). Большим мастерством и более резкой социальной направленностью отличается написанная в 1925 году повесть "Собачье сердце", более 60 лет пребывавшая в "самиздате".

Рубежом, отделяющим раннего Булгакова от зрелого, явился роман "Белая гвардия" (1925). Отход Булгакова от подчеркнуто отрицательного изображения белогвардейской среды навлек на писателя обвинения в попытках оправдать белое движение.

Позднее на основе романа и в содружестве с МХАТом Булгаков написал пьесу "Дни Турбиных" (1926). Знаменитая мхатовская постановка этой пьесы (премьера состоялась 5 октября 1926 года) принесла Булгакову широкую известность. "Дни Турбиных" пользовались небывалым успехом у зрителя, но не у критики, которая развернула разгромную кампанию против "апологетичного" по отношению к белому движению спектакля и против "антисоветски" настроенного автора пьесы.

В этот же период в Театре-студии Евгения Вахтангова шла пьеса Булгакова "Зойкина квартира" (1926), которая была запрещена после 200-го представления. Пьесу "Бег" (1928) запретили после первых репетиций во МХАТе.

Пьеса "Багровый остров" (1927), поставленная в Московском Камерном театре, была запрещена после 50-го представления.

В начале 1930 года его пьеса "Кабала Святош" (1929) была запрещена и не дошла до репетиций в театре.

Пьесы Булгакова были сняты из репертуара театров, его произведения не печатались. В этой ситуации писатель вынужден был обратиться к высшей власти и написал "Письмо правительству", прося либо предоставить ему работу и, следовательно, средства к существованию, либо отпустить за границу. За письмом последовал телефонный звонок Иосифа Сталина Булгакову (18 апреля 1930 года). Вскоре Булгаков получил работу в качестве режиссера МХАТа и тем самым решил проблему физического выживания. В марте 1931 года он был принят и в актерский состав Московского Художественного театра.

Работая во МХАТе, написал инсценировку "Мертвых душ" по Николаю Гоголю.

В феврале 1932 года "Дни Турбиных" во МХАТе были возобновлены.

В 1930-е годы одной из главных в творчестве Булгакова стала тема взаимоотношений художника и власти, реализованная им на материале разных исторических эпох: пьеса "Мольер", биографическая повесть "Жизнь господина де Мольера", пьеса "Последние дни", роман "Мастер и Маргарита".

В 1936 году из-за разногласий с руководством во время репетиционной подготовки "Мольера" Булгаков был вынужден порвать с МХАТом и перейти на работу в Большой театр СССР либреттистом.

В последние годы Булгаков продолжал активно работать, создавая либретто опер "Черное море" (1937, композитор Сергей Потоцкий), "Минин и Пожарский" (1937, композитор Борис Асафьев), "Дружба" (1937-1938, композитор Василий Соловьев-Седой; осталась незавершенной), "Рашель" (1939, композитор Исаак Дунаевский) и др.

Попытка возобновить сотрудничество с МХАТом постановкой пьесы "Батум" о молодом Сталине (1939), созданной при активной заинтересованности театра к 60-летию вождя, окончилась неудачей. Пьеса был запрещена к постановке и истолкована политическими верхами как стремление писателя наладить отношения с властью.

В 1929-1940 годах создавался многоплановый философско-фантастический роман Булгакова "Мастер и Маргарита" — последнее произведение Булгакова.

Врачи обнаружили у писателя гипертонический нефросклероз, неизлечимую болезнь почек. он был серьезно болен, почти ослеп, и изменения в рукопись под диктовку вносила его жена. 13 февраля 1940 года стал последний днем работы над романом.

Михаил Булгаков скончался в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

При жизни не увидели свет его пьесы "Адам и Ева", "Блаженство", "Иван Васильевич", последняя из них была экранизирована режиссером Леонидом Гайдаем в комедии "Иван Васильевич меняет профессию" (1973). Также после смерти писателя был опубликован "Театральный роман", в основу которого легли "Записки покойника".

Философско-фантастический роман "Мастер и Маргарита" до публикации был известен лишь узкому кругу близких автору людей, неразмноженная рукопись была чудом сохранена. Роман впервые был напечатан в сокращении в 1966 году в журнале "Москва". Полный текст в последней редакции Булгакова был опубликован на русском языке в 1989 году.

Роман стал одним из художественных достижений русской и мировой литературы XX века и одной из самых популярных и читаемых книг на родине писателя, неоднократно экранизировался и ставился на театральной сцене.

В 1980-х годах Булгаков стал одним из самых издаваемых авторов в СССР. Его произведения вошли в Собрание сочинений в пяти томах (1989-1990).

26 марта 2007 года в Москве, в квартире на Большой Садовой улице, дом 10, где писатель проживал в 1921-1924 годах, правительством столицы был учрежден первый в России Музей М.А. Булгакова.

Михаил Булгаков был женат три раза. С первой супругой Татьяной Лаппа (1892-1982) писатель обвенчался в 1913 году. В 1925 году он официально вступил в брак с Любовью Белозерской (1895-1987), которая ранее была замужем за журналистом Ильей Василевским. В 1932 году писатель женился на Елене Шиловской (урожденная Нюренберг, по первому мужу Неелова), супруге генерал-лейтенанта Евгения Шиловского, с которой познакомился в 1929 году. С 1 сентября 1933 года Елена Булгакова (1893-1970) вела дневник, ставший одним из важных источников биографии Михаила Булгакова. Она сохранила обширный архив писателя, который передала в Государственную библиотеку СССР имени В.И. Ленина (ныне Российская Государственная библиотека), а также Институту русской литературы АН СССР (Пушкинскому Дому). Булгаковой удалось добиться публикации "Театрального романа" и "Мастера и Маргариты", переиздания в полном виде "Белой гвардии", издания большинства пьес.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

1891 , 3 (15) мая – родился в Киеве в семье доцента Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова и его жены Варвары Михайловны (в девичестве – Покровской).

1901 , 22 августа – поступает в первый класс Первой (Александровской) киевской гимназии.

1909 – закончил киевскую Первую гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета.

1913 – вступает в свой первый брак – с Татьяной Лаппа (1892–1982).

1916 , 31 октября – получил диплом врача, был направлен на работу в селе Никольское Смоленской губ., затем работал врачом в г. Вязьме.
Декабрь – поездка в Москву.

1918 – возвратился в Киев, где начал частную практику как врач-венеролог в доме на Андреевском спуске.
Декабрь – в Киеве происходят события, впоследствии описанные в романе "Белая гвардия".

1919 , февраль – мобилизован как военный врач в армию Украинской Народной Республики.
Мобилизован в белые Вооружённые силы Юга России и назначен военным врачом 3-го Терского казачьего полка.
26 ноября – первая публикация М. А. Булгакова: фельетон "Грядущие перспективы" в газете "Грозный".

1920 , 18 января – публикация фельетона "В кафе" в "Кавказской газете".
15 февраля – выход первого номера газеты "Кавказ", сотрудником которой становится Булгаков.
Конец февраля – Булгаков заболевает возвратным тифом и остается во Владикавказе, захваченном Красной армией.
Начало апреля – поступает на работу заведующим литературной секцией подотдела искусств во Владикавказском ревкоме (с конца мая заведует театральной секцией).
21 октября – премьера пьесы "Братья Турбины".

1921 , конец июня – уезжает в Батум. Знакомство с О. Э. Мандельштамом .
Конец сентября – переезжает в Москву и начинает сотрудничать как фельетонист со столичными газетами («Гудок», «Рабочий») и журналами («Медицинский работник», «Россия», «Возрождение»).
Публикует отдельные произведения в газете «Накануне», выпускавшейся в Берлине.
Ноябрь-декабрь – знакомство с машинисткой И. С. Раабен (урожденной гр. Каменской), которой Булгаков диктует первую часть "Записок на манжетах".

1922 , март – работает репортером в газете "Рабочий" и в Научно-техническом комитете Военно-воздушной академии.
Начало апреля – поступает обработчиком писем в газету "Гудок".
18 июня – опубликованы главы из повести "Записки на манжетах" в Литературном приложении к берлинской газете "Накануне".
Октябрь – Булгаков становится фельетонистом в "Гудке" с окладом 200 миллионов рублей. Принимает участие в деятельности литературного кружка "Зеленая лампа".
Ноябрь – неудавшаяся попытка Булгакова составить "Словарь русских писателей" и объявление на эту тему в берлинской "Новой русской книге" приводят к тому, что автор попадает в поле зрения ОГПУ.

1923 – вступает во Всероссийский Союз писателей.
Конец мая – знакомство Булгакова с Алексеем Толстым .

1924 – знакомится с недавно вернувшейся из-за границы Любовью Евгеньевной Белозерской (1895–1987), которая в 1925 году стала его женой.
Октябрь – переезд Булгакова и его жены в Обухов переулок. Знакомство с пречистенским кругом.
Конец декабря – в четвертом номере журнала "Россия" опубликована первая часть романа "Белая гвардия".

1925 , январь – публикация рассказа "Богема", начало работы над повестью "Собачье сердце" .
Февраль – публикация повести "Роковые яйца" в шестом выпуске альманаха "Недра".
7 марта – читает на Никитинских субботниках "Собачье сердце", следствием чего становится подробный отчет тайного осведомителя в ОГПУ о содержании повести и реакции на нее публики.
3 апреля – Булгаков получает приглашение сотрудничать с МХАТом.
Конец апреля – опубликована вторая часть романа "Белая гвардия" в пятом номере журнала "Россия".
Июнь – начало июля – М. А. Булгаков и Л. Е. Белозерская отдыхают в Коктебеле по приглашению М. А. Волошина .
Лето – работа над пьесой "Белая гвардия".
1 сентября – чтение первого варианта пьесы К. С. Станиславскому в его квартире.
11 сентября – Булгаков получает известие о том, что повесть "Собачье сердце" отклонена Л. Б. Каменевым.

1926 , январь – заключение договора со студией Е. Б. Вахтангова на пьесу "Зойкина квартира"; заключение договора с Московским камерным театром на пьесу "Багровый остров".
7 мая – ОГПУ проводит у Булгакова обыск, в результате которого изъяты рукопись повести "Собачье сердце" и личный дневник писателя.
С октября во МХАТе с большим успехом идёт пьеса «Дни Турбиных». Её постановка была разрешена только на год, но позже несколько раз продлевалась. Пьеса понравилась И. Сталину, который смотрел её более 14 раз.
В конце октября в Театре им. Вахтангова с большим успехом прошла премьера спектакля по пьесе М. А. Булгакова «Зойкина квартира».
В советской прессе начинается интенсивная и резкая критика творчества М. А. Булгакова. По его собственным подсчётам, за 10 лет появилось 298 ругательных рецензий и 3 благожелательных. Среди критиков были влиятельные литераторы (Маяковский, Безыменский, Авербах, Шкловский, Керженцев и другие).

1927 , 7 февраля – Булгаков участвует в диспуте на тему "Дни Турбиных" и "Любовь Яровая" в Театре имени Мейерхольда".
Март – расторгнут договор на пьесу "Собачье сердце" и заключен договор на пьесу "Рыцари Серафимы" ("Бег").
Август – М. А. Булгаков и Л. Е. Белозерская переезжают в отдельную съемную квартиру на Большую Пироговскую улицу.
Декабрь – выход в Париже первого тома романа "Белая гвардия" в издательстве "Конкорд".

1928 – Булгаков едет с женой на Кавказ, где они посетили Тифлис, Батум, Зелёный Мыс, Владикавказ, Гудермес.
В Москве прошла премьера пьесы «Багровый остров».
Замысел романа, позднее названного «Мастер и Маргарита».
Писатель начинает работу над пьесой о Мольере («Кабала святош»).
11 декабря – премьера пьесы "Багровый остров" в Московском камерном театре.

1929 , 28 февраля – знакомство Булгакова с Еленой Сергеевной Шиловской, урожденной Нюренберг. Упоминание о новом романе М. А. Булгакова (будущий "Мастер и Маргарита") в одном из агентурных донесений.
17 марта – последнее представление "Зойкиной квартиры".
Апрель – снятие с репертуара "Дней Турбиных".
8 мая – Булгаков сдает в издательство "Недра" главу "Мания фурибунда" из романа "Копыто инженера".
Начало июня – последнее представление "Багрового острова".
30 июля – Булгаков направляет письмо-заявление И. В. Сталину, М. И. Калинину и другим с просьбой о выезде из СССР и встречается с начальником Главискусства А. И. Свидерским, который информирует об этой беседе секретаря ЦК А. П. Смирнова.
Октябрь – книги Булгакова изымаются из библиотек.
Начало работы над пьесой "Кабала святош".

1930 , 11 февраля – публичное чтение пьесы "Кабала святош" в Драмсоюзе.
18 марта – Главрепертком запрещает пьесу "Кабала святош".
28 марта – Булгаков пишет письмо Правительству СССР.
18 апреля (Пятница Страстной недели) – разговор по телефону М. А. Булгакова с И. В. Сталиным.
10 мая – поступает во МХАТ ассистентом режиссера.
Май – начало работы над инсценировкой поэмы Н. В. Гоголя "Мертвые души".
Октябрь – В. И. Немирович-Данченко отвергает булгаковскую версию "Мертвых душ".

1931 , февраль – к репетициям "Мертвых душ" подключается К. С. Станиславский.
12 октября – подписан договор на постановку "Мольера" с БДТ.
19 ноября – решение Художественно-политического совета БДТ о нецелесообразности постановки пьесы "Мольер".
Вновь начинает работу над романом "Мастер и Маргарита". Впервые роман «Мастер и Маргарита» был напечатан в журнале «Москва» в № 11 за 1966 год и в № 1 за 1967 год.

1932 – на сцене МХАТ состоялась постановка спектакля «Мёртвые души» Николая Гоголя по инсценировке Булгакова.

1934 , июнь – Булгаков принят в Союз советских писателей.

1935 – выступил на сцене МХАТ как актёр – в роли Судьи в спектакле «Пиквикский клуб» по Диккенсу.

1936 , февраль – премьера спектакля «Кабала святош» («Мольер», пьеса в четырёх действиях, написанная в 1929 году) на сцене МХАТ. Спектакль прошел семь раз и после статьи «Внешний блеск и фальшивое содержание» в «Правде» от 9 марта 1936 года был запрещён.

1940 , 10 марта – Булгаков скончался в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище. На его могиле по ходатайству его вдовы Е. С. Булгаковой был установлен камень, прозванный «голгофой», который ранее лежал на могиле Н. В. Гоголя.

Прозаик, драматург.

Родился 3 мая (15 н.с.) в Киеве в семье профессора Киевской духовной академии. "Семья Булгаковых — большая, дружная, культурная, музыкальная, театральная", — вспоминает жена младшего брата Булгакова.

До осени 1900 учился дома, затем поступил в первый класс Александровской гимназии, где были сосредоточены лучшие преподаватели Киева. Уже в гимназии Булгаков проявлял свои разнообразные способности: писал стихи, рисовал карикатуры, играл на рояле, пел, сочинял устные рассказы и прекрасно их рассказывал.

После окончания гимназии в 1909 не без колебаний (манила дорога артиста или литератора) становится студентом медицинского факультета Киевского Императорского университета св. Владимира, где учится почти семь лет (университетский устав разрешал повторять программу того или иного курса). В 1913 женился на Т. Лаппа.

С началом Первой мировой войны вместе с женой работал в госпитале, затем ушел добровольцем на фронт, работал в прифронтовом госпитале, приобретая врачебный опыт под руководством военных хирургов. В 1916 окончив университет, получил диплом с отличием и отправился в Смоленскую губернию земским врачом, что нашло свое отражение в "Записках юного врача".

Гражданская война застала Булгакова в Киеве. Он видел закат "белого движения", стал свидетелем немецкой оккупации Украины в 1918, зверств петлюровских банд.

В 1919 — 1921 жил во Владикавказе (на Кавказе оказался в поисках братьев, служивших в Белой армии, обещая матери найти их, пропавших в гражданскую войну), работал в газете "Кавказ", которая просуществовала недолго, так как белые оставили город, а Булгакова свалил возвратный тиф. Установившаяся в городе советская власть призвала к сотрудничеству всех грамотных людей, и Булгаков, назначенный после выздоровления заведующим литературной секцией подотдела искусств наробраза, делился всем, что знал и умел. Во Владикавказе начал писать для театра — комедия "Самооборона" была поставлена и имела успех. Окрыленный удачей, Булгаков пишет еще две пьесы — "Глиняные женихи" и "Парижские коммунары", постановкой последней Владикавказ отметил 50-летие Парижской коммуны. Пьеса была рекомендована Главполитпросветом к постановке в московских театрах.

В 1921 переехал в Москву. Во время нэпа литературная жизнь в России начала возрождаться, создавались частные издательства, открывались новые журналы. В 1922 Булгаков публиковал не только фельетоны и корреспонденции, но и рассказы "Необыкновенные приключения доктора" и "Спиритический сеанс" (в журнале "Рупор"). В газете "Накануне" и ее литературном приложении увидели свет многие произведения М. Булгакова: "Записки на манжетах", "Похождения Чичикова", "Сорок сороков", "Путевые заметки", "Багровый остров" и др. (1922 — 24). С публикаций в "Накануне" и началась популярность М. Булгакова.

В 1924 работал в газете железнодорожников — "Гудок", объединившей в это время таких талантливых литераторов, какЮ. Олеша и В. Катаев, И. Ильф и Е. Петров, К. Паустовский и др. По инициативе МХАТа создал на основе романа "Белая гвардия" пьесу, которая была поставлена под названием "Дни Турбиных". В 1927 завершил драму "Бег", которая была запрещена незадолго до премьеры.

В 1925 в альманахе "Недра" была опубликована повесть "Роковые яйца", вызвавшая недовольство властей. Поэтому повесть "Собачье сердце", уже подготовленная к публикации, не была разрешена к печати (впервые была опубликована в 1987). С 1928 Булгаков начал писать роман "Мастер и Маргарита" и работал над ним двенадцать лет, то есть до конца жизни, не надеясь опубликовать его. (Впервые роман был опубликован в конце 1966 — начале 1967 в журнале "Москва".) В 1965 в журнале "Новый мир" был опубликован "Театральный роман", написанный в 1936 — 1937.

В 1929 — 1930 не было поставлено ни одной пьесы Булгакова, в печати не появилось ни единой его строки. Тогда он обратился с письмом к Сталину с просьбой либо разрешить ему выехать из страны, либо дать возможность зарабатывать на жизнь. Получил работу ассистента режиссера МХАТа (1930 — 36). В МХАТе была поставлена его пьеса "Кабала святош", затем снята с репертуара. Булгаков перешел в Большой театр, где работал в качестве оперного либреттиста и переводчика.

Михаил Афанасьевич Булгаков родился в Киеве в профессорской семье, так что хорошее образование было для будущего писателя не роскошью, а скорее вынужденной необходимостью. Несмотря на то, что большинство источников утверждает, будто Булгаков пришёл к писательству в зрелом возрасте, это не совсем так. С детства Булгаков тяготел к литературе, его сестра, находясь уже в преклонном возрасте, не раз повторяла, что самостоятельно научившись читать, ещё до поступления в гимназию, Булгаков осилил «Собор парижской богоматери», а в семь лет и вовсе создал первое собственное произведение под названием «Похождения Светланы». В пятом классе гимназии из-под его пера вышел фельетон «День главного врача», будущий писатель охотно сочинял эпиграммы, сатирические стихи, однако, главным своим призванием считал медицину и мечтал о профессии врача.

Булгаков и морфий

Михаил Булгаков действительно выучился на доктора и довольно долго занимался медицинской практикой. По окончании медицинского университета в 1916 году студента Михаила Булгакова направили по распределению земским врачом в Смоленск, куда он отправился с первой женой Татьяной. Спустя год Булгаков впервые принял морфий. Постоянная работа с дифтерийными больными заставляла молодого врача принимать антидифтерийные препараты, которые в свою очередь неожиданно спровоцировали сильнейшую аллергию, чтобы облегчить боль Булгаков воспользовался морфием. По некоторым данным, отказаться от спасительного и смертоносного наркотика он не мог до конца жизни.

В первый же день службы в госпитале на приём к молодому врачу Булгакову поступила роженица в сопровождении мужа, который, размахивая заряженным пистолетом, угрожал Булгакову: «Если она умрет, убью!». История, к счастью, закончилась благополучно.

Булгаков и Сталин

Загадочные отношения связывали писателя с Иосифом Сталиным. Сталин очень любил «Турбиных», смотрел спектакль не менее пятнадцати раз, с энтузиазмом аплодируя артистам из правительственной ложи. Восемь раз «отец народов» был на «Зойкиной квартире» в Театре им. Е. Вахтангова. И в то же время, по уверениям историков в квартире Булгакова не раз проводились обыски, на Лубянке писатель был практически завсегдатаем, а роману «Мастер и Маргарита» и вовсе было не суждено увидеть свет. Наличие такого заклятого друга тяготило Булгакова, лишало возможности быть услышанным, и всё-таки вырваться из замкнутого круга не было никакой возможности. Свои отношения с Вождём, Михаил Афанасьевич не раз сравнивал с дружбой с Сатаной, полагая, что подчинение тирану равносильно продаже души дьяволу.

Отсутствующий персонаж

В 1937 году, в годовщину смерти А. С. Пушкина, несколько действующих драматургов представили вниманию широкой общественности пьесы, посвящённые поэту, среди них был и Булгаков. Правда, в отличие от своих коллег, он решил взять искушённых критиков своей оригинальностью. Сочтя, что пьеса о Пушкине вполне может обойтись без одного персонажа, он немедленно исключил его. Булгаков считал, что появление этого действующего лица на сцене будет вульгарно и безвкусно. Отсутствующим персонажем был сам Александр Сергеевич. Пьесу эту играют в театрах страны по сей день.

Кадр из фильма "Белая гвардия"

Клад в доме Турбиных

В романе «Белая гвардия», Булгаков довольно точно изобразил дом Турбиных, за основу он взял свои воспоминания из юности – описания полностью соответствовали тому дому, где жил он сам в Киеве. Правда в романе присутствовала одна деталь, не существовавшая в реальности, но, тем не менее, сильно испортившая жизнь хозяевам дома. Дело в том, что ознакомившись с произведением писателя, владельцы практически полностью разрушили постройку в попытке отыскать клад, описанный в «Белой гвардии». Вполне естественно, что незадачливые искатели сокровищ остались ни с чем.

Маргарита и её прототип

Михаил Булгаков и Елена Шиловская

Михаил Булгаков женат был трижды, но только третья супруга, Елена Сергеевна Шиловская, которую писатель увёл у влиятельного чиновника, стала ему не просто верным другом, но и музой. Их встреча случилась в квартире художников Моисеенко. Спустя 40 лет Елена Сергеевна так вспоминала об этой встрече: «…Когда я встретила Булгакова случайно в одном доме, я поняла, что это моя судьба, несмотря на всё, несмотря на безумно трудную трагедию разрыва… мы встретились и были рядом. Это была быстрая, необычайно быстрая, во всяком случае, с моей стороны, любовь на всю жизнь».

Именно она является прототипом Маргариты из знаменитого романа, а Мастер, как нетрудно догадаться, сам Булгаков. В обществе, где вращался Булгаков, к Шиловской относились неоднозначно. Конечно, времена святой инквизиции давно канули в лету, но вот слухи запретить не мог никто. Михаила Афанасьевича, а вместе с ним и Елену искренне побаивались. Ещё бы, после появления удивительно реалистичного текста о дьяволе, который к тому же в одной из первых редакций назывался «Сатана», вкупе с полным отсутствием проблем с властью (в сравнении с другими деятелями искусства, Булгаков жил практически в раю), писателя и его супругу нередко обвиняли в связи с нечистой силой.

История Воланда

Культовый роман «Мастер и Маргарита» изначально задумывался как апокрифическое «евангелие от дьявола», а любовная линия отсутствовала в нём вовсе. С годами простая и одновременно с этим жуткая концепция усложнялась, трансформировалась, впитывая в себя, как губка, судьбу писателя. Воланд, центральный персонаж произведения, получил своё имя от гётевского Мефистофеля. Правда, в поэме «Фауст» оно звучит всего один раз, когда Мефистофель просит нечистую силу расступиться и дать ему дорогу: «Дворянин Воланд идёт!» В старинной немецкой литературе чёрта называли ещё одним именем - Фаланд. Оно возникает и в «Мастере и Маргарите», когда служащие варьете не могут вспомнить имя мага: «...Может быть, Фаланд?»

К слову, в первой редакции, где не было ещё ни Мастера, ни Маргариты, детальному описанию Воланда посвящено было целых 15 страниц (сейчас этот текст безвозвратно утрачен). У тех, кому довелось ознакомиться с первым вариантом, сомнений не оставалось: такие подробности о дьяволе может написать лишь тот, кто знаком с ним лично.

Олег Басилашвили в роли Воланда

История с примусом

О романе «Мастер и Маргарита» ходит немало легенд, чем дольше живёт творение Булгакова, тем больше слухов и всякого рода мистических и жутковатых подробностей. Одну из историй, связанных с созданием произведения рассказывают так часто, что, вполне вероятно, она произошла на самом деле. Все мы отлично помним невероятно обаятельную сцену с котом Бегемотом, который недовольно заявлял потрясённым его суровым видом гражданам: «Не шалю, никого не трогаю, починяю примус». Оказывается, в момент, когда Булгаков в очередной раз редактировал эпизод, в квартире этажом выше неожиданно начался пожар. Огонь успели вовремя затушить, при попытке же отыскать источник возгорания выяснилось – на кухне соседей писателя загорелся самый обыкновенный примус.

Кадр из сериала "Мастер и Маргарита"

Загадочная смерть

Точно так же как и жизнь, кончина Михаила Булгакова окутана тайной. Конечно, существует и официальная версия – писатель скончался от наследственного почечного заболевания, в связи с этим перед смертью он практически ослеп и испытывал невыносимую боль, что заставило его вновь начать принимать морфий. Нередко, однако, утверждают, что умер Булгаков от обыкновенной наркотической передозировки. Существует и ещё одна версия, мистическая: вспомните финал «Мастера и Маргариты», там Мастер со своей возлюбленной переместились в небытие, где можно было спокойно вместе провести вечность, говорили, что своего «писаря» Булгакова Сатана забрал к себе и в реальности, правда без жены.

Михаи́л Афана́сьевич Булга́ков - русский писатель и драматург. Автор романов, повестей, сборников рассказов, фельетонов и около двух десятков пьес.

Михаил Булгаков родился в Киеве в семье доцента Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова (1859-1907) и его жены Варвары Михайловны (в девичестве - Покровской). В 1909 г. окончил киевскую Первую гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета. В 1916 г. получил диплом врача и был направлен на работу в селе Никольское Смоленской губернии, затем работал врачом в г. Вязьме. В 1915 г. Булгаков вступает в свой первый брак - с Татьяной Лаппа. Во время гражданской войны в феврале 1919 г. Булгаков мобилизуется как военный врач в армию Украинской Народной Республики, но почти сразу дезертирует. В том же году успевает побывать врачом Красного креста, а затем - в белогвардейских Вооружённых силах Юга России. Некоторое время он с казачьими войсками проводит в Чечне, затем во Владикавказе. В конце сентября 1921 г. Булгаков переехал в Москву и начал сотрудничать как фельетонист со столичными газетами ("Гудок", "Рабочий") и журналами ("Медицинский работник", "Россия", "Возрождение"). В это же время он публикует отдельные произведения в газете "Накануне", выпускавшейся в Берлине. С 1922 по 1926 г. в "Гудке" напечатано более 120 репортажей, очерков и фельетонов Булгакова. В 1923 г. Булгаков вступает во Всероссийский союз писателей. В 1924 г. он знакомится с недавно вернувшейся из-за границы Любовью Евгеньевной Белозерской, которая вскоре становится его новой женой. В 1928 г. Булгаков едет с Любовью Евгеньевной на Кавказ, посещает Тифлис, Батум, Зелёный Мыс, Владикавказ, Гудермес. В Москве в этом году проходит премьера пьесы "Багровый остров". У Булгакова возникает замысел романа, позднее названного "Мастер и Маргарита" (ряд исследователей творчества Булгакова отмечают влияние на него при замысле и написании этого романа австрийского писателя Густава Майринка, в частности можно говорить об инспирацией такими романами последнего как "Голем", который Булгаков читал в переводе Д.Выгодского, и "Зелёный лик"). Писатель также начинает работу над пьесой о Мольере ("Кабала святош"). В 1929 г. Булгаков знакомится с Еленой Сергеевной Шиловской, будущей третьей женой. В 1930 г. произведения Булгакова перестают печататься, пьесы изымаются из репертуара театров. Запрещены к постановке пьесы "Бег", "Зойкина квартира", "Багровый остров", спектакль "Дни Турбиных" снят с репертуара. В 1930 г. Булгаков пишет брату Николаю в Париж о неблагоприятной для себя литературно-театральной ситуации и тяжёлом материальном положении. Тогда же он пишет письмо Правительству СССР с просьбой определить его судьбу - либо дать право эмигрировать, либо предоставить возможность работать во МХАТе. Булгакову звонит Иосиф Сталин, который рекомендует драматургу обратиться с просьбой зачислить его во МХАТ. В 1930 г. Булгаков работал в Центральном театре рабочей молодёжи (ТРАМ). С 1930 по 1936 г. - во МХАТе в качестве режиссёра-ассистента, на сцене которого в 1932 г. инсценировал "Мёртвые души" Николая Гоголя. С 1936 г. работал в Большом театре как либреттист и переводчик. В 1936 г. состоялась премьера булгаковского "Мольера" в МХАТе. В 1937 г. Булгаков работает над либретто "Минин и Пожарский" и "Пётр I". В 1939 г. Булгаков работает над либретто "Рашель", а также над пьесой о Сталине ("Батум"). Вопреки ожиданиям писателя пьеса была запрещена к печатанию и постановке. Состояние здоровья Булгакова резко ухудшается. Врачи диагностируют у него гипертонический нефросклероз. Писатель начинает диктовать Елене Сергеевне последние варианты романа "Мастер и Маргарита". С февраля 1940 г. друзья и родные постоянно дежурят у постели Булгакова, который страдает болезнью почек. 10 марта 1940 г. Михаил Афанасьевич Булгаков скончался. 11 марта состоялась гражданская панихида в здании Союза советских писателей. Перед панихидой московский скульптор С.Д.Меркуров снимает с лица Булгакова посмертную маску.

Творчество Свой первый рассказ Булгаков, по его собственным словам, написал в 1919 г. 1922-1923 г. - публикация "Записок на манжетах", в 1925 выходит сборник сатирических рассказов "Дьяволиада". В 1925 г. также публикуются повесть "Роковые яйца", рассказ "Стальное горло" (первый из цикла "Записки юного врача"). Писатель работает над повестью "Собачье сердце", пьесами "Белая гвардия" и "Зойкина квартира". В 1926 г. во МХАТе поставлена пьеса "Дни Турбиных". В 1927 г. Михаил Афанасьевич завершает драму "Бег". С 1926 по 1929 г. в Театре-студии Евгения Вахтангова шла пьеса Булгакова "Зойкина квартира", в 1928-1929 г. в Московском Камерном театре был поставлен "Багровый остров" (1928). В 1932 г. возобновлена постановка "Дней Турбиных" во МХАТе. В 1934 г. завершён первый полный вариант романа "Мастер и Маргарита", включающий 37 глав.

Основные произведения * Грядущие перспективы (статья в газете "Грозный")(1919) * Стальное горло (1925) * Белая гвардия (1922-1924) * Записки на манжетах (1923) * Вьюга (1925) * Звёздная сыпь (1925) * Зойкина квартира (1925), в СССР опубликована в 1982 г. * Кабала святош (1929) * Крещение поворотом (1925) * Роковые яйца (1924) * Полотенце с петухом (1925) * Пропавший глаз (1925) * Тьма египетская (1925) * Собачье сердце (1925), в СССР опубликована в 1987 г. * Морфий (1926) * Трактат о жилище. Сборник рассказов. (1926) * Бег (1926-1928) * Багровый остров (1927) * Мастер и Маргарита (1928-1940), опубликован в 1966-67 гг. * Блаженство (Сон инженера Рейна) (1934) * Иван Васильевич (1936) * Мольер (Кабала святош), пост. 1936) * Записки покойника (Театральный роман) (1936-1937), опубликован в 1966 г. * Последние дни ("Пушкин", 1940)

Булгаковская энциклопедия : http://www.bulgakov.ru/ Московский государственный музей Булгакова : http://www.bulgakovmuseum.ru/ Материал из Википедии - свободной энциклопедии