Площадь согласия

Колыбель культуры, наук и военного дела. Однако даже в таком неординарном городе нашлось место привозным диковинкам. Обелиски Рима - это дань уважения еще более древней цивилизации, египетской. Мощные остроконечные каменные глыбы взметнулись в небо итальянской столицы, украшая собой площади Вечного города.

Термин «обелиск» (др.-греч. βελίσκος) возник в Древнем Египте и обозначал он «малый вертел».

Взглянув на каменный монумент, с квадратным сечением и заостренной макушкой, поневоле согласишься, что каменная громада напоминает гигантский вертел. Египтяне высекали обелиски из целой глыбы гранита и покрывали их надписями, восхваляющими бога Солнца - Ра (др.-греч. Ρα) и прочих небожителей.

Высота обелисков достигала 30-35 метров, вес - 150-240 тонн. Подобные монументы египтяне устанавливали попарно, в качестве врат в святилище бога Ра. В Древнем Египте обелиски имели большое религиозное значение и считались сакральными. Римляне нашли утилитарное применение древним артефактам, они использовали высокие остроконечные каменные столпы в качестве: гномона (указателя) для солнечных часов, указателей на крупных дорогах и мемориалов для знати.

Интересный факт: количество обелисков в Риме равно «чертовой дюжине», то есть - 13.

Первым, кто обратил свое внимание на древне-египетские монументы стал (лат. Caesar Dīvī Fīlius Augustus). В 10 году до н.э. он транспортировал первый из египетских обелисков из Гелиополя (др.-греч. Ἡλίουπόλις) в Рим. В средние века итальянские архитекторы вновь ввели в моду древние обелиски. Таким образом, роскошная архитектура средневековья была дополненная египетскими и римскими монументами.

Древние обелиски

Дорогой читатель, для поиска ответа на любой вопрос по отдыху в Италии, воспользуйтесь . Я отвечаю на все вопросы в комментариях под соответствующими статьями минимум раз в сутки. Ваш гид в Италии Артур Якуцевич.

Для того чтобы посмотреть на древние обелиски Рима, достаточно проложить специальный маршрут, берущий свое начало в центре столицы.

На площади дель Пополо


Данный обелиск был тем самым первым монументом, прибывшим из Египта в Рим. Привезенный императором Августом из Гелиополя, многотонный каменный столп был впоследствии установлен на просторах (лат. Circus Maximus), как указатель времени на солнечных часах. Во времена крушения Римской империи, обелиск оказался погребенным под землей. В конце 16 века папа Сикст V (лат. Sixtus V) приказал установить вновь обнаруженный обелиск в центре (Piazza del Popolo). В 1823 году памятник был дополнительно украшен статуями львов, испускающими из своих пастей фонтаны воды, выполненных в египетском стиле.

Современная высота обелиска -24 м, при его изначальных параметрах - 36 м.

  • Адрес: Piazza del Popolo
  • На метро:
  • На автобусе №301,628

На холме Пинчо, вилла Боргезе

Древний обелиск высотой около 17 м был неизвестен широкой общественности до 16 века, пока его не обнаружили археологи неподалеку Порта-Маджоре. Сакральный столп сменил несколько мест (палаццо Барберини, ) и попал в на холме Пинчо (Pincio).

  • Адрес: Via Gabriele d’Annunzio
  • На метро: линия А (станция метро «Flaminio»)
  • На автобусе №61,89,160,490,495,590

На площади Тринита-деи-Монти


Над , по центру площади Тринита-деи-Монти (Trinita dei Monti) находится обелиск, являющийся уменьшенной копией того, что привез император Август. Некогда этот монумент был предназначен для украшения Садов Саллюстия (Horti Sallustiani) в Древнем Риме. Своим обнаружением обелиск обязан знатной итальянской семье Людовизи (Ludovisi), которая преподнесла свою находку в качестве подарка Риму. Некоторое время обелиск провел на площади у (Arcibasilica Papale di San Giovanni in Laterano), однако установили его в конце 18 века на площади у церкви Тринита-деи-Монти.

  • Адрес: Piazza della Trinita dei Monti
  • На метро: линия А (станция метро «Spagna»)

На площади Навона


30-метровый обелиск был доставлен в Рим императором Домицианом (лат. Titus Flavius Caesar Domitianus) в 1-м веке н.э. Он являлся дубликатом сакрального столпа, установленного в храме богу Серапису (греч. Σέραπις). В 3–м веке н.э. монумент был размещен в Большом цирке, согласно воле императора Максенция (лат. Marcus Aurelius Valerius Maxentius).

В первой половине 17 века английский граф купил, разделенный на 4-е части обелиск и хотел увезти его в Британию, чему воспрепятствовал папа Урбан VIII (Urban VIII). В 1651 году (Gian Lorenzo Bernini) сделал древний обелиск частью скульптурной группы (Fontana dei Quattro Fiumi) установленного в центре (Piazza Navona).

  • Адрес: Piazza Navona
  • На автобусе №30,40,46,62,63,64,70,81,87,116,492,571,628,630,780,916

На площади дель Ротонда

Монумент, возвышающийся на пьяцца дель Ротонда (Piazza della Rotonda), перед входом в (лат. Pantheon), является одним из парных обелисков, некогда отмечавшим вход в храм Ра в Гелиополе. Высота памятника - 6,34 м без пьедестала, что делает его гораздо короче собрата, установленного на вилле Челимонтана (Villa Celimontana). В древние времена обелиск был установлен у входа в святилище Изиды, и со временем утрачен. В 14 веке каменный столп был найден при строительстве церкви Сан-Макуто (Chiesa di San Macuto).

Только в 1711 году обелиск занял свое нынешнее место перед Пантеоном по распоряжению папы Клемента XI (лат. Clemens XI). Обелиск оформлен фонтаном в исполнении Филиппо Бариджиони (Filippo Barigioni).

  • Адрес: Piazza della Rotonda
  • На автобусе №30,51,62,63,70,81,83,85,87,160,492,628

На площади дела Минерва


В одном квартале от Пантеона находится пьяцца дела Минерва (Piazza della Minerva) и одноименная церковь (Santa Maria sopra Minerva). Неподалеку входа в церковь установлен один из парных обелисков, родом из египетского Саиса (др.-греч. Σάϊς). Небольшой обелиск, высотой неполные 6 м, выглядит торжественно и утонченно. Привезенный в 1-м веке н.э. Домицианом для украшения храма Изиды, повторно этот монумент был использован Бернини в 17 веке для оформления римской площади.

Особую трогательность обелиску придает пьедестал, выполненный в виде слоненка. Таким образом, талантливейший скульптор символизировал высшую мудрость бога.

  • Адрес: Piazza della Minerva
  • На автобусе №70,81,87,492,628,N6,N7

На площади Монтечиторио


Считается, что данный обелиск был также привезен в столицу императором Августом из Гелиополя в 1-м веке н.э. Высота обелиска - 22 м, что позволило его применить в качестве гномона для солнечных часов на (лат. Campus Martius).

Повторно обелиск был обнаружен в 16 веке, однако его не спешили извлекать из толщи земли. Археологи достали и реставрировали только пьедестал монумента, первоначально приписав его императору Марку Антонию. Уже в конце 18 столетия папа Пий VI (лат. Pius VI) решил использовать обелиск красного мрамора для оформления площади Монтечиторио (Piazza di Montecitorio).

  • Адрес: Piazza di Monte Citorio
  • На автобусе № 51,62,63,83,85,160,492,N4,N5,N12,N25

На площади Святого Петра


Каменный шпиль 25,5 метров высотой, изначально предназначался для Форума Лилиума (лат. Forum Iulium) в египетской Александрии (др.-реч. Ἀλεξάνδρεια), римским префектом Корнеллием Галлом (лат. Cornelius Gallus). Этот монумент, созданный в 1-м веке до н.э. и был примечателен тем, что не сдержал на себе иероглифов. В 40-х годах н.э. Калигула (лат. Gaius Julius Caesar Augustus Germanicus) переместил столп в Рим, для того, чтобы украсить им Цирк Нерона (Circo di Nerone).

В конце 16 столетия папа Сикст V распорядился перевезти обелиск на площадь Святого Петра в Ватикан. Для транспортировки многотонной каменной глыбы использовалась методика, разработанная архитектором Доменико Фонтаной (Domenico Fontana).

Примечательно, что данный обелиск - единственный, который не был свержен или разгромлен за время забвения Римской империи. Еще один интересный факт: шар, установленный на вершине монумента, долгое время считался вместилищем праха (лат. Gaius Julius Caesar). Когда же Фонтана демонтировал украшение и передал его в музей, оказалось, что в нем хранится только вековая пыль.

Данный обелиск стоит напротив (Basilica di San Pietro) - патриаршей базилики.

  • Адрес: Piazza San Pietro, Vaticano
  • На метро: линия А (станция «Ottaviano – San Pietro»)
  • На автобусе № 23,32,34,40,46,49,62,64,81,98,271,492,571,870,881,907,916,982,990
  • Трамвай №19

На площади Сан-Джованни-ин-Латерано

Наивысший обелиск Рима возвышается на 38,12 метра над землей. А его вес равен 230 тоннам, что делает его рекордсменом по мощности среди аналогичных монументов всего мира.

Первым местом «прописки» данной диковинки являлся храм египетского бога Амон-Ра (др.-греч. Ἅμμων Hámmōn) в Карнаке. В 4-м веке н.э. правитель Константин II (лат. Flavius Julius Constantius Augustus) привез несколько обелисков, включая самый огромный столп, в Рим. В 357 г. н.э. гигантский монумент стал частью украшения Большого цирка.

Спустя множество столетий, после падения великого Рима, обелиск был вновь обнаружен, расколотым на три части. В 1587 году его собрали заново, при этом, утратив 4 метра от изначальной высоты. Новым местом «жительства» грандиозного артефакта стала площадь у Латеранского дворца (Palazzo del Laterano) - резиденции понтификов Ватикана и папской базилики Сан-Джованни-ин-Латерано (Basilica di San Giovanni in Laterano), на месте позолоченной конной статуи Марку Аврелию (лат. Marcus Aurelius Antoninus Augustus), перемещенной на (Campidoglio) Рима.

  • Адрес: Piazza di San Giovanni in Laterano
  • На метро: линия А (станция «San Giovanni»)
  • На автобусе № 81,85,117,650,665,673,714,792
  • Трамвай №19

На Эсквилинском холме

Эсквилин (Esquilino), один из украшает обелиск, изъятый из гробницы Александра Великого в Александрии. Позже монумент и его двойник были установлены у входа в мавзолей императора Августа на Марсовом поле.

Столпы были извлечены из-под земли в начале 16 столетия, и один из них был установлен у папской базилики (Basilica di Santa Maria Maggiore) на Эквилинской площади (Piazza dell’ Esquilino), а второй - у Квиринальского дворца (Palazzo del Quirinal). Все работы производились под неусыпным руководством любимого архитектора папы Сикста V, Доменико Фонтаны.

  • Адрес: Piazza dell’ Esquilino
  • На автобусе №16,70,71,75,117,360,649,714
  • Трамвай №5 и 14


На площади Квиринале

Обелиск на Квиринальской площади (Piazza del Quirinale) является точной копией обелиска, установленного на Эсквиинском холме. Гладкая поверхность каменных обелисков, свобода от иероглифов. Высота - без малого 15 м. Обнаруженный в начале 16 века, столп не был задействован вплоть до 1786 года. По распоряжению папы Пия VI обелиск был возведен у мраморных статуй Диоскуров (др.-греч. Διόσκοροι) на площади у Квиринальского дворца - официальной резиденции президента Италии.

  • Адрес: Piazza del Quirinale
  • На автобусе №64,70,117,170


В Термах Диоклетиана

В оригинале, обелиск, украшающий ныне Термы Диоклетиана (Terme di Diocleziano), имел брата-близнеца, совместно с которым был размещен в Гелиополе в храме фараона Рамзеса II. На заре нашей эры римляне перевезли монумент в Рим в храм Изиды. В 1883 году Родольфо Ланчани (Rodolfo Lanciani) вновь обнаружил столп в толще земли, при раскопках возле церкви Санта-Мария-сопра-Минерва.

Долгое время каменная «свеча» стояла напротив входа в (Stazione Termini). Каменный столп стал частью мемориала, посвященного итальянским военным, павшим в 1887 году в битве при Догали (Dogali) в Эфиопии. В 1924 году, увенчанный звездой мемориал был перемещен с привокзальной площади Чинквиченто (Piazza dei Cinquecento) в сады в Термах Диоклетиана.

  • Адрес: Viale Luigi Einaudi
  • На метро: линия А (станция «Repubblica – Taetro Opera»)
  • На автобусе №40,60,64,70,82,85,170,590,910

На вилле Челимонтана


Роскошные сады на холме Целий (Celio), украшены обелиском, привезенным из Гелиополя во 2-м веке н.э. Известно, что изначальная высота монумента составляла около 12 м, в то время, как нынешняя - всего 2,68 м. Римляне использовали его для украшения святилища Изиды недалеко от церкви Санта-Мария-сопра-Минерва.

В следующий раз обелиск был найден и использован в 14 веке для украшения базилики Санта-Мария-ин-Арчели (Santa Maria in Aracoeli) на Капитолийском холме. Во второй половине 16 столетия (Michelangelo di Lodovico Buonarroti Simoni) занимался реорганизацией садов на вилле Челимонтана (Villa Celimontana), тогда еще носившей название виллы Маттеи (Villa Mattei). В качестве одного из элементов декора сада был использован древний обелиск. Утерянный вновь, столп был обнаружен в 19 веке, в разрушенном состоянии. Именно тогда высота его сократилась в 4 раза, что делает обелиск наименьшим в коллекции аналогичных Римских монументов.

  • Обелиск на вилле Медичи (Villa Medici) - копия, выполненная в 19 веке, древнего артефакта, найденного в садах поместья, и перевезенного во Флоренцию (Firenze).
  • Два обелиска , выполненных из бавенского гранита, установлены на вилле Торлония (Villa Torlonia) в конце 19 столетия.
  • В 1932 году обелиск из каррарского мрамора был установлен в Итальянском форуме (Foro Italico ) в честь дуче Муссолини (Benito Amilcare Andrea Mussolini).
  • В квартале всемирной выставки Рима ЭУР (Esposizione Universale di Roma) в 1959 году появился 45-метровый беломраморный обелиск, посвященный изобретателю Гульельмо Маркони (Guglielmo Marconi) .

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Находится самое большое количество обелисков в мире, их насчитывается 13 штук. Монументы разбросаны в разных районах исторического центра, возраст некоторых из них достигает 1500 лет, другие напротив являются представителями более молодого поколения.

Первые обелиски прибыли в Рим из Египта во времена римского господства, с I в. до н.э. до IV века. Тогда их количество доходила до полусотни, но позже многие были потеряны.
В Египте обелиски делали с религиозной целью, украшая декоративным орнаментом. Их устанавливали с двух сторон от храма. Форма обелисков отражала связь между землей и божественным началом. На гранях вырезались иероглифы, восхваляющие фараонов.
На многих римских обелисках написано имя Рамсета II. Некоторые монументы прибывали без надписей, их наносили на месте или оставляли гладкими.
Римские императоры украшали обелисками цирки, а также устанавливали в храмах, посвященных египетским божествам.
Начиная со Средневековья и до позднего Возрождения, обелиски были забыты, их свали на землю, разбили на куски.
Первым обратил внимание на египетские монументы папа Секст V в конце XVI века. Четыре обелиска отреставрировали и установили в Латерано, Фламинио, Ватикане и Либерьяно. Чтобы связать языческие колоны с христианством, сверху приделали кресты и поместили надписи типа «непобедимое Распятие».

Обелиски выполняли из цельного каменного блока, чаще всего из красного гранита. В их форме лежит призма, сверху их украшали бронзовой сферой.

На площади перед базиликой Сан-Джованни-ин-Латерано возвышается обелиск Латерано, самый высокий из тринадцати обелисков (47 метров), установленных на площадях Рима.
Обелиск относится к эре фараона Тутмоса III. В 357 году император Константин II, сын Константина Великого украсил этим обелиском цирк Массимо. Когда цирк Массимо превратился в руины, по указу Сикста V обелиск вытащили, отреставрировали и установили перед входом в базилику Сан-Джованни-ин-Латерано. Архитектор Доменико Фонтана добавил три ступеньки и фонтан.

Обелиск на площади Святого Петра.


Посередине площади возвышается египетский обелиск из розового гранита высотой 25,5 метров, привезённый в Рим императором Калигулой в 37 году.
Во времена папы Николо V (около 1450 г.) обелиск хотели перенести на площадь, но из-за его больших размеров, это осуществить не удалось.
Только спустя 150 лет энергичному папе Сикст V удалось перенести обелиск. Переносом руководил архитектор Доменика Фонтана. Обелиск поместили на широкий и крепкий монолит, окружили сооружением с лебедками и роликами, с помощью которых положили вдоль дороги.

В операции участвовали 900 рабочих, 140 лошадей и 44 лебедки. Команды отдавали с помощью горнов, барабанов и сигнальных флажков.
Площадь Святого Петра полностью перегородили, любопытной толпе не только нельзя было подойти ближе, но и запрещалось издавать какие-либо звуки, нельзя было произнести не слова. Нарушителей этого указа ждала смертная казнь.
Здесь история переплетается с легендой, которая рассказывает, что 10 сентября 1586 года наступил решающий и самый сложный момент: подъем обелиска на пьедестал. Медленно и аккуратно стали поднимать обелиск в вертикальное положение, но вдруг рабочие увидели, что веревки начали рваться. Обелиск остановился. Доменика Фонтана был испуган и не знал, что делать.
И вдруг один человек из толпы, нарушая указ папы о молчании, крикнул: «Воду на веревки!»
Это был капитан корабля Бреска из Сан-Ремо , который хорошо знал из личного опыта, что влажная веревка стягивается. Благодаря этому совету обелиск был установлен.
Капитана Бреска пригласили к папе Сиксту V и поблагодарили за совет. Также находчивый капитан попросил папу о привилегии для себя и своих потомков - поставлять пальмы для Пальмового Воскресенья (религиозный праздник, который празднуется в воскресенье, предшествующее Пасхе) . Эта привилегия была ему дарована. И если верить легенде, потомки того капитана до сих пор поставляют Ватикану пальмы.
А в Сан-Ремо в честь капитана Бреска названа одна площадь.


В центре площади Пополо находится египетский обелиск, привезенный императором Августом для цирка Массимо. Обелиск был сломан на три части, его реставрировали, и в 1573 году Джакомо делла Порта возвел фонтан, в центре которого находился обелиск (добавленный к фонтану в 1589 г.)
Обелиск Фламиния высотой 24 метра был сооружен для гробницы фараона Рамессе в 1232-20 гг. до н.э.


Обелиск эпохи Рамесса II (XIII век до н.э.), его высота 21,79 метров, изначально находился в Гелиополе (Баалбек) в Египте, был привезен в Рим Августом вместе с обелиском Фламиния и использовался как гномон в часах Августа на Марсовом поле. Был частично разрушен от несчастного случая и в 1792 году водружен на площади Монтечиторио по указу папы Пия VI.

Египетский монолитный обелиск из гранита высотой 16,53 метра возвышается в центре площади Навона. Он является центром фонтана Четырех рек работы Бернини. Изначально обелиск находился в цирке Ромоло, сына Максенция на виа Аппиа.

Обелиск на Квиринале сделан из красного гранита высотой 14,63 метра и является близнецом обелиска на Эсквилине.
Это гладкий обелиск без надписей является частью фонтана Диоскуров. Был найден в ходе раскопок в 1527 году, установлен на площади Квиринале только в 1786 году по указу папы Пия VI.

Обелиск Эсквилин на площади Санта Мария Маджоре.


Высота обелиска Эсквилин - 14,75 метров, он был перемещен на площадь Санта-Мария-Маджоре по приказу папы Секста V. Это один из двух обелисков установленных Августом перед вход в мавзолей на Марсовом Поле.


Его высота 13,91 метров, он покрыт иероглифами эпохи фараонов Сети I и Рамесса II. Когда-то обелиск украшал сады Саллюстиана. В 1783 году по указу папы Клемента XII был установлен перед церковью Тринита деи Монти, на верху известной Испанской лестницы.

Обелиск Антинори на Пинчо.

Обелиск был привезен из Египта в эпохи Адриана в честь Антиноя, молодого друга Адриана, утоновшего в Ниле. Элигабал перенес обелиск к цирку Вариано, в XVI веке обелиск установили у входа Маджоре и только в 1822 году по указу папы Пия VII обелиск перенесли в сады Пинчо.
Высота обелиска 9,24 метра.

Обелиск у Пантеона на площади Ротонда.


Обелиск был установлен в центре площади напротив Пантеона в 1711 году по указу папы Клемента XI. Его высота составляет 6,34 метра, он относится к эпохе фараона Рамсета II (XIII в. до н.э.). Сначала обелиск размещался в храме Изиды и Серапида, который находился недалеко отсюда. Обелиск вписан в фонтан работы Джакомо делла Порта.

Обелиск Минерва был реализован в VI в. до н.э.. Он является одним из самых маленьких, его высота составляет 5 метров 47 см. Обелиск расположен напротив церкви Санта Мария-сопра-Минерва. Он установили на слона, выполненного по рисункам Лоренцо Бернини. Общая высота монумента равна 12,69 метров.

Обелиск Догали на улице Терм Диоклециано.

Этот обелиск привезли из Египта вместе с обелисками Пантеона и Минерва. В 1883-1887 архитектор Франческо Ацурри использовал обелиск для создания монумента в память о битве в Догали (Эритреи), когда погибло 548 итальянских солдат. Монумент установили напротив станции Термини. А в 1925 году перенесли в сады на улице Терм Диоклециано.
Обелиск из розового гранита высотой 6,34 метра.

Обелиск Маттейано на вилле Челимонтана.

Вилла Челимонтана находится на склоне холма Челио, когда-то она принадлежала семье Маттей, сейчас здесь открыт городской парк, а в здании размещается Итальянское Географическое общество. Среди деревьев и зелени установлен египетский обелиск, относящийся к эпохе Рамсета II. Он отличается небольшим размером, его высота составляет 2 метра 70 см. Сначала обелиск находился на Капитолии у церкви Санта Мария-ин-Аракоели, а в 1582 году был подарен Чирьяко Маттей, который был коллекционером предметов искусства.

Обелиск Маркони.

Обелиск Маркони был выполнен в 1959 году по случаю Олимпиады в 1960 году. 12 плит из каррарского мрамора работы Артуро Дацци покрывают колонну из армированного цемента. Обелиск находится в районе EUR.

В центре соборной площади Троице-Сергиевой Лавры, перед южным фасадом колокольни, возвышается характерное для эпохи классицизма сооружение — каменный обелиск. Он представляет собой утвержденный на высоком постаменте сужающийся кверху четырехгранный столп, сложенный из тесаного песчаника и завершенный медным золоченым шаром. На постаменте, со всех четырех сторон, укреплены четыре овальных медных доски с выбитыми на них текстами, перечисляющими заслуги Лавры перед Отечеством в «несчастливые для России времена» татарского ига, Смутного времени и стрелецких мятежей, когда Лавра «к сохранению отечества содействовала и спомоществовала» .

Обелиск был установлен по распоряжению митрополита Московского и священно-архимандрита Лавры Платона (Левшина) в 1792 г. , в год 400-летия памяти Преподобного Сергия Радонежского. Об этом узнаем из текста, выбитого на медной доске, закрепленной на западной стороне постамента:

В прославление сея обители и в вечную память великих мужей, Св. Сергия, Архимандритов: Иоасафа и Дионисия и Келаря Аврамия, поставил и посвятил сей памятник Платон Митрополит Московский и Архимандрит сея Лавры 1792 года .

Они на Небесах: им слава не нужна,

К подобным нас делам должна вести она.

Известно, что возводила обелиск артель крестьянина Олонецкого наместничества Гаврилы Каретина по договору заключенному с Лаврой в декабре 1791 г. и составленному в соответствии с наставлениями митрополита Платона.

Камни обелиска скреплялись между собой железом с заливкой свинцом, а швы между камнями замазывались цементом с добавлением мраморной муки. При взгляде на обелиск нетрудно заметить, что один из камней его четырехгранного столпа несколько отличается от прочих структурой и цветом. Согласно объяснению Каретина, данному митрополиту Платону, камнем иного «разбора» и цвета пришлось заменить камень, разбитый в дороге, при перевозке его в Лавру.

Находчивость подрядчика позволила исполнить контракт своевременно, и обелиск украсил центральную площадь Лавры ко дню чествования памяти Преподобного Сергия. В печатном описании Лавры за 1796 г. читаем:

«В 1792 году на открытом пространственном месте, между колокольнею и Троицким Собором, с одной стороны, а с другой, между Успенским Собором и Казначейскою линиею, поставлен каменный из дикого крупного и тесаного камня обелиск, вышиною в 14 аршин, на площадке с ступенькою, и с тумбою из того же тесанного камня. Верх обелиска окончен остроконечным мрамором, а на нем поставлен медный из огня золоченый шар. На том же обелиске, сверх тумбы, укреплены с трех сторон солнечные часы, с стрелками из огня золочеными, а на тумбе, со всех четырех сторон, вделаны четыре овальные из белого мрамора доски, на коих вырезаны кратко те достопамятности, коими в разные времена сия обитель прославилась, и какие от неё отечеству изъявляемы были услуги. Устроен сей обелиск тщанием и иждивением Преосвященного Митрополита Платона».

Первое время обелиск был окружен оградой из вкопанных в землю деревянных столбов. В 1823 г. была устроена новая ограда из снятых с лаврских башен и вкопанных в землю старинных чугунных пушек, соединенных коваными цепями. Сохранилось немало изображений обелиска со вкопанными вокруг него пушками.

В 1930-х годах беломраморные овальные доски с текстами и медный золоченый шар, венчавший обелиск, были утрачены, а солнечные часы сняты и помещены в экспозиции открывшегося на территории Лавры государственного музея. Утраты 1930-х годов были восполнены в 1950 г. , когда на вершине обелиска был установлен новый золоченый шар, а на постаменте закреплены точные копии старых беломраморных досок, но уже медные.

Капитальный ремонт обелиска был проведен в 2000 г. Главной проблемой была реставрация фундамента этого сооружения. Реставрация фундамента проводилась без разборки постамента обелиска: постамент «обхватили захватками» и приподняли на домкратах, что и позволило подвести под постамент обелиска новую плиту фундамента. Разобраны были лишь камни четырехгранного столпа; затем их собрали заново, на новом цементном растворе. В процессе реставрации были обновлены гранитные ступени обелиска и плиты кафедры перед его восточной стороной, поставлены на свои места новые солнечные часы - точные копии старых часов, позолочен венчающий обелиск медный шар.

В столице Франции недалеко от Тюильрийского сада и знаменитых Елисейских полей есть площадь Согласия, построенная в XVII веке, и по сей день восхищающая своим величием и красотой французов и гостей страны. Теперешнее название – площадь Согласия – является символом окончания смутных времен и начала движения к более мирному и прекрасному будущему.

История возникновения

Изначально площадь задумывалась как королевская и имела название площади Людовика XV. Над разработкой ее проекта трудился личный архитектор короля Жак-Ане Габриэль. В центре, по традиции, располагалась конная статуя Людовика. Монарха очень любило купечество и старейшины Парижа за то, что он направил экономическое развитие страны в сторону улучшения, поэтому памятник ему стал подарком от главных лиц города.

Габриэль предложил создать площадь в виде восьмиугольника, главной особенностью ее стало то, что по всему периметру не были возведены никакие здания, поэтому во все стороны открывался отличный вид на столицу. Казалось, что стоя в центре королевской площади, можно увидеть весь Париж. Открытие главной площади состоялось в 1763 году.

Французская революция многое поменяла и в сердцах жителей страны, и в архитектурных особенностях столицы. Площадь Людовика с 1789 года стала носить название Площади Революции. С постамента снесли и жестоко разрушили памятник монарху, а на его место установили статую Свободы. Еще одним символом неспокойных и жестоких времен революции стала ужасающего вида гильотина. На ней были казнены многие первые лица государства, в том числе король Людовик XVI, Мария-Антуанетта, Робеспьер, Дантон и другие, всего больше тысячи жертв.


Нынешнее свое название площадь получила в 1795 году, с нее убрали орудие смерти – гильотину, на этом месте художник Давид предложил установить статую «Кони Марли», которая ранее украшала дворец Людовика XIV в пригороде Парижа. Название «площадь Согласия» стало свидетельствовать о том, что граждане Франции пришли к примирению и готовы к возрождению страны.

С 1830-х годов, во времена правления Луи-Филиппа площадь Согласия стала претерпевать некоторые изменения. Во-первых, от короля Египта Мухаммеда Али в подарок был получен обелиск, выполненный из розового гранита, называемый Луксорским. Везли его из Египта примерно два года на специальном грузовом корабле. Высота обелиска – 23 метра, а вес – 230 тонн. На нем изображены древнейшие иероглифы (их возраст составляет 3600 лет).

Во-вторых, рядом с обелиском, по разные стороны, были установлены два фонтана, каждый высотой по 9 метров. Их автор – архитектор Гитторф, заслугами являются и другие постройки на площади, ставшие достопримечательностями площади и всей столицы Франции. «Фонтан Морей» и «Фонтан Рек» были украшены статуями мифологических персонажей и колоннами.

В-третьих, по всем восьми углам площади в 1836 году были возведены мраморные статуи, своим стилем напоминающие античный. Они символизировали восемь важнейших городов Франции, располагающихся в разных направлениях от площади Согласия. На северо-западе это статуи Бреста и Руана, на набережной Тюильри – Лиона и Марселя, северо-восточное направление украсили статуи Лилля и Страсбурга, а на юго-западе расположились Нант и Бордо.

Достопримечательности площади Согласия

Настоящим украшением Площади Согласия в Париже является Луксорский обелиск. Этот великолепный столб высотой в 23 метра высечен из розового гранита. Его верхушку венчает золотой наконечник, а по периметру нанесены иероглифы, повествующие о славных днях правления фараона Рамзеса II в Древнем Египте. По историческим данным, этим иероглифам более 3,5 тысяч лет.

Обелиск Луксора подарил Франции вице-король Египта Мехмет Али за расшифровку нанесённых на нём иероглифов одним учёным из этой страны. Этот огромный столб был доставлен из храма бога Амона в Фивах на построенном для этой цели корабле, имевшим название «Луксор». И, по распоряжению короля Луи-Филиппа I, установлен на Площади Согласия в октябре 1836 года. Для этого, были использованы сложные подъёмные механизмы, позволившие водрузить обелиск на специально изготовленный для него гранитный постамент.

Нужно отметить, что золотой наконечник появился на верхушке обелиска гораздо позже – в 1999 году. Для его изготовления было использовано около 1,5 кг чистого золота. Особенно красиво обелиск с золотым наконечником смотрится ночью, в свете фонарей и лучей прожекторов.
Подобные обелиски есть в Лондоне и Нью-Йорке, их ещё называют «Иглами Клеопатры». Но высечены они из красного гранита и на 2 метра ниже Луксорского.

Фонтаны Площади Согласия

Фонтаны на площади Согласия были разработаны известным французским архитектором Жаком-Игнатием Гитторфом по заданию королевской семьи. После установки Луксорского обелиска нужно было преобразить площадь и придать ей законченный вид. И вот, спустя 4 года, 1 мая 1840 году с обеих сторон обелиска появились великолепные монументальные фонтаны, представляющие собой уменьшенные копии римских фонтанов с Площади Святого Петра. Один из них получил название Фонтан четырёх рек , а второй – Фонтан Морей . Эти названия и их архитектурное оформление не случайны – на площади Согласия находится Министрество Морского Флота Франции.

Высота фонтанов Площади Согласия невелика, всего 9 метров, но выглядят они величественно и роскошно. Их украшают великолепные статуи мифических морских и речных героев и расположенные по периметру колонны с позолотой. Чаши фонтанов имеют необычную форму, с них низвергается мощный каскад воды с разносящимися ветром брызгами.

Отдельных слов заслуживает замечательно выполненная иллюминация, которая в тёмное время суток искусно подсвечивает бьющие из фонтанов струи, делая это зрелище потрясающим.

Эти фонтаны отлично вписываются в общую архитектуру площади Конкорд, так ещё называют Площадь Согласия и замечательно освежают воздух в знойный день.

Статуи Площади Согласия

Площадь Согласия гордится своим обелиском с необычной историей, величественными фонтанами и искусно выполненными статуями, дышащими вековой историей.

8 городов — скульптурная группа на площади Согласия

Каждый угол Площади Согласия украшают своеобразные скульптуры, установленные при короле Луи-Филиппе, которые являются символами 8 главных французских городов:

  • Страсбурга;
  • Марселя;
  • Лиона;
  • Нанта;
  • Бордо;
  • Бреста;
  • Руана;
  • Лилля.

Статуя Страсбурга, для которой в своё время позировала Жульетта Друе, супруга Виктора Гюго, весь период немецкой оккупации французских провинций Эльзаса и Лотарингии была накрыта чёрной вуалью и считалась местом паломничества французских патриотов.

Площадь Святого Петра - великолепное творение знаменитого архитектора Джана Лоренцо Бернини. Это настоящий архитектурный шедевр, создание которого началось в XVII веке. По замыслу автора проекта, эта огромная площадь 340 метров длиной и 240 метров шиpиной должна была стать центром собраний католиков со всего мира.

Расположенная у восточной границы Святого города, площадь Св. Петра окружена двумя живописными колоннадами из четырех рядов дорических колонн. В этой грандиозной колоннаде 284 колонны, над которыми установлены 96 скульптур святых и мучеников церкви. К монументальному собору Св. Пeтpa ведет широкая лестница. B цeнтpe возвышается 35-метровый eгипeтcкий oбeлиcк, доставленный из Гeлиoпoля, а также двa фoнтaнa XVII в. работы Мадерно и Бернини. Обелиск, датируемый I веком до н.э., был привезен из Египта по указанию Калигулы. Планировалось, что обелиск должен маркировать одну из половин цирка. В 1586 году по распоряжению Папы Сикста V обелиск был перемещен на площадь.

Обелиск венчает золотой шар, вокруг которого ходит множество легенд. Согласно одной из них, в шар были помещены останки Юлия Цезаря. В наши дни внутри шара находится урна с реликвией креста. Пространство площади решено таким образом, что, если cтoять мeжду oбeлиcкoм и одним из фoнтaнoв, создается ощущение, чтo в кoлoннaде только один pяд кoлoнн. Площадь производит поистине грандиозное впечатление.

Египетский обелиск на площади Св. Петра

В центре одной из самых известных и красивых площадей мира - на площади Святого Петра - находится египетский обелиск, привезенный в Рим в 37 году императором Калигулой. Обелиск высотой 25,5 метра выполнен из розового гранита.

Изначально, этот обелиск, привезенный из Египта, использовался в цирке император, а потом был перенаправлен в Рим. Лишь в 1586 году Папа Сикст V приказал его переставить архитектору Доменико Фонтана. Он заменил золотой шар, когда-то венчающий обелиск, на Крест с кусочком Креста Господня. По преданию, в Золотом шаре находился пепел императора Цезаря.

Легенды гласят, что в установке памятника участвовало около 900 рабочик, 44 лебедки и 140 выносливых лошадей. В ответственный момент подъема веревки стали рваться и один из смельчаков - капитан корабля Бреска из Сан-Ремо - приказал полить воду на веревки для стягивания. Таким образом, подъем был совершен. Капитан удостоился аудиенции у самого Папы и получил привилегию доставлять пальмовые ветви для Вербного Воскресения в Ватикан. Считается, что потомки капитана делают это до сих пор.