Какие бывают и что такое синонимы в русском языке. Синонимы Синонимы для детей 4 лет
Цель: знакомство со словами-синонимами.
Задачи:
- создать условия для наблюдения за сходством и различием слов-синонимов;
- учить детей распознавать синонимы;
- развивать речь детей, память, познавательную активность, воспитывать культуру речи;
- способствовать развитию аналитического мышления, умения сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу во время выполнения заданий в парах, группах, умение уважительно относиться к позиции другого человека, справедливо оценивать работу другого, объяснять своё несогласие;
- формировать основы учебной деятельности.
Оборудование: учебник «Русский язык», 2класс, часть 2, авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др. – М.: «Вентана-Граф,2011, карточки с заданиями для групповой, индивидуальной и дифференцированной работы, учебник «Морянка» (хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах), науч. ред. Николаева Э. И., сост., отв. ред. Полякова И. Ф., Архангельск, Поморский университет, 2010.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Приветствие, эмоциональный настрой на урок.
2. Чистописание
а ш м г и
– Разделите все буквы на группы.
Возможные варианты:
и а ш
м г
буквы, обозначающие гласные
и согласные звуки,
ш и м
а г
использование элементов
написания букв,
а и м г
ш
буквы,
обозначающие гласные звуки, буквы, обозначающие
звонкие согласные звуки и буква, обозначающая
глухой согласный звук, являющийся всегда
твёрдым.
Запись: Шш Шш
Шля … ка, ке … ка, кичка, ша … па. – Где слышали слово «кичка»? Обращение к словарю, уточнение лексического значения слова.
– Какие буквы пропущены? Докажите.
Самооценка работы.
Работа с орфограммой «парный звонкий и глухой согласный в корне слова».
– Что можете сказать об этих словах? (Найти сходство, различие слов) .
3. Словарная работа. Актуализация знаний
М … шина, авт … м … биль, … втобус, грузовик.
– Спишите, вставляя пропущенные буквы,
объясните написаниеслов.
Взаимопроверка.
– Найдите лишнее слово. Докажите.
– Составьте предложение с одним из слов,
запишите.
4. Определение учебной задачи
Работа в группах.
У каждой группы 2 текста.
Тексты для 1 группы:
- Строители возвели новый дом. Красивое здание расположено на центральной улице города. Это жилище предназначено для рабочих крупного завода. Людям очень нравится новая постройка.
- Строители возвели новый дом. Красивый дом расположен на центральной улице города. Этот дом предназначен для рабочих крупного завода. Людям очень нравится новый дом.
Тексты для 2 группы:
- С самого утра во дворе слышны весёлые крики малышей. Ребята строят ледяную горку. Дети сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет детворе кататься с горки.
- С самого утра во дворе слышны весёлые крики ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки.
Тексты для 3 группы:
- В цирке выступал волшебник. Сначала кудесник превратил кролика в собаку. Потом маг заставил исчезнуть целую машину. Детям очень понравилось выступление чародея. Они громко хлопали в ладоши.
- В цирке выступал волшебник. Сначала волшебник превратил кролика в собаку. Потом волшебник заставил исчезнуть целую машину. Детям очень понравилось выступление волшебника. Они громко хлопали в ладоши.
Задание группам: сравните тексты.
– Что заметили? Какой текст интереснее? Почему?
– Выпишите только те слова, которыми тексты
различаются. Проанализируйте слова.
Дом, здание, жилище, постройка.
Дети, ребята, детвора, малыши.
Волшебник, кудесник, маг, чародей.
– Что можете сказать про эти слова? Сравните их. Что объединяет эти слова?
Близки по значению.
Отвечают на один вопрос.
– Что вы хотели бы узнать про такие слова? (Как
называются эти слова? Чем похожи и отличаются
такие слова?)
– Чему хотели бы научиться на уроке? (Учиться
находить их в предложениях, текстах).
5. Формулирование темы урока
– Как называются такие слова, мы сейчас узнаем. Помогите подобрать слова, близкие по значению к данным:
Скорый – быс трый
Притворный – лжи вый
Прекрасный – чудесн ый
Огромный – бо льшой
Мощный – сильн ый
Занимательный – и нтересный
Отважный – см елый
Сообразительный – умны й
Синонимы.
6. Работа над правилом.
– Давайте сделаем вывод, что же такое синонимы? (Слова,
близкие по значению, отвечающие на один вопрос).
– Проверим, как сформулировали правило авторы
учебника. Учебник с. 42, рубрика «Тайны языка».
7. Работа со словарями
Синоним – однослов, сослов, однозначащее, или
весьма близкое по смыслу к другому слово. (В. И.
Даль)
Синоним; в языкознании: слово или выражение,
совпадающее или близкое по значению с другим
словом, выражением". (С.И. Ожегов)
Синоним (лингв.) – слово, отличающееся от
другого по звуковой форме, но совпадающее,
сходное или очень близкое по значению. (Д.Н.Ушаков)
– Где можно найти синонимы слов? (Словари
синонимов З.Александровой, Н. Абрамова, толковые
словари русского языка).
8. Первичное закрепление. Работа в парах
– Среди группы слов попробуйте найти слова-синонимы. Выпишите их в строчку.
- Печальный, невеселый , мудрый, грустный.
- Маленькая , огромная, крошечная, малюсенькая, небольшая .
- Охранять, караулить, сторожить , лаять, стеречь.
- Отдых, труд, дело, работа.
- Победить, одолеть, драка, разгромить, разбить.
- Дрога, путь, тропинка, аллея, ехать, тротуар .
- Жаркий, горячий, целый, жгучий, знойный.
– Докажите, что эти слова являются синонимами. (Они близки по значению и отвечают на один и тот же вопрос)
Проверка – назвать лишние слова, которые не выписали.
М удрый
О громная
Л аять
О тдых
Д рака
Е хать
Ц елый
9. Физпауза
10. Фронтальная работа. Использование регионального компонента.
– У каждого народа, в каждой местности свои
языковые особенности. На народов севера тоже
есть такие особенности.
– Прочитайте слова.
Баской, моряна, водейка, сиверко, ульнуть.
– Я назову слово, а вы попробуйте подобрать синоним из этой группы слов.
Сбежать, ветер, красивый, ведро, сосуд.
(Сбежать – ульнуть, ветер – моряна, сиверко,
красивый – баской, ведро – водейка, сосуд –)
11. Работа по учебнику . Наблюдение за значением слов-синонимов с опорой на рисунки.
Учебник с. 42, № 1. Выбрать из предложенных слов по одному подходящему к каждому рисунку. Составить предложения по картинкам.
Маша задула свечи на праздничном торте.
Папа погасил в комнате свет.
Мама выключила утюг.
Отважные пожарные потушили горевший дом.
– Что объединяет слова и чем они различаются? (Слова-синонимы объединены близостью, схожестью значения, но различаются тем, что не могут одинаково сочетаться с другими словами, они называют схожие, но не одинаковые действия)
Вывод. Учебник с. 43. Рубрика «Обрати внимание».
12. Самостоятельна работа
Учебник с. 43, № 2 Выполнение упражнения с предварительным разбором.
Домашнее задание: учебник с. 43, № 3.
13. Дифференцированная работа . (Карточки)
Соединить стрелками слова-синонимы:
14. Итог урока
– Вспомните учебные задачи. Выполнили мы их? Тест.
1. Сегодня мы познакомились со словами, которые называются …
а) омонимы
б) синонимы
в) омографы
2. Синонимы близки …
а) по написанию
б) по звучанию
в) по смыслу, значению
3. Синонимы отвечают …
а) на один и тот же вопрос
б) на разные вопросы
в) всегда на вопрос «кто?»
4. Найди группу синонимов:
а) мама, папа, сестра
б) бросить, кинуть, швырнуть
в) веселый, грустный
5. Подберите ещё один синоним к группе: тихий, безмолвный, смирный:
а) спокойный
б) шумный
в) быстрый
– Сегодня на уроке вы старались, вкладывали все силы, прилежно трудились .
– Вы поработали хорошо, отлично, славно, здорово.
– Я довольна, удовлетворена вашей работой, трудом, делом .
– Спасибо!
Список литературы:
- «Русский язык», 2 класс: комментарии к урокам, авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др. – М.: Вентана-Граф, 2009.
- Учебник «Русский язык», 2класс, часть 2, авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др. – М.: Вентана-Граф,2011.
- Учебник «Морянка» (хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах), науч. ред. Николаева Э. И., сост., отв. ред. Полякова И. Ф., Архангельск, Поморский университет, 2010.
Программное содержание:
Познакомить детей с понятиями «синонимы» и «антонимы», учить подбирать слова сходные и противоположные по смыслу. Продолжать учить детей составлять предложения с заданными словами. Воспитывать умение детей действовать согласно словесной инструкции.
Оборудование:
Набор картинок из игры «Контрасты».
Ход занятия:
Чтобы хорошо говорить, надо хорошо знать язык. Лучше говорит и пишет тот, кто много читает, кто внимательно слушает людей, владеющих культурной речью. Сегодня мы с вами совершим путешествие по стране слов. Там нас ожидают веселые задания, игры и головоломки. (Инсценировка: стук в дверь. - Кто там? Входят три мальчика.)
Первый:
- Не сердитесь на нас!
Второй:
- Не обижайтесь.
Третий:
- Не злитесь.
Воспитатель:
- Где вы были?
Первый:
- Недалеко.
Второй:
- Близко.
Третий:
- Рядом.
Воспитатель:
- Садитесь. А почему вы так странно отвечали? Все говорите об одном и том же, но по-разному. Оказывается, в русском языке есть слова-друзья. И хотя они и пишутся по-разному, и звучат по-разному, но обозначают одно и тоже. Пример:
Большой – огромный – громадный.
Маленький – крошечный – малюсенький.
Такие слова-друзья называют еще «слова близкие по значению» или «слова-синонимы», потому что они обозначают близкие понятия.
- Мальчики, опоздавшие, повторите нам слова-друзья, которые вы использовали.
Сердитесь – обижаетесь – злитесь.
Недалеко – близко – рядом.
К некоторым словам можно подобрать не одно слово, близкое по значению, а несколько. Например:
Обмануть – перехитрить – одурачить – провести.
Храбрый – смелый – отважный – мужественный – бесстрашный.
Если бы слов-друзей было меньше, то нам было бы скучно говорить одними и теми же словами. Послушайте:
Человек бежит. Река бежит.
Давайте заменим слово «бежит» в предложении «Река бежит» словом, близким по значению слову «бежит».
Река бежит, бурлит, журчит, шумит, льется, катится, плывет.
Как скучно звучало просто «река бежит», и как красиво получилось, когда мы использовали слова, близкие по значению. Послушайте коротенькую историю: «Пошли два медвежонка гулять, и нашли пчелиный улей. Одного медвежонка ужалила пчела, и пришел он к маме грустный».
Как еще можно про него сказать? Подберите к слову «грустный» слова, близкие по значению. (Печальный, невеселый, унылый, тоскливый, несчастный.)
А теперь послушайте стихотворение И. Токмаковой и попытайтесь отыскать в нем слова-друзья.
Зябнет осинка
Дрожит на ветру
Стынет на солнышке
Мерзнет в жару.
(Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет.)
А сейчас прочитаем пословицы. В них тоже есть слова-синонимы, близкие по значению.
1. Спеши – не спеши, а поторапливайся.
2. Приятелей много, а друга нет.
3. Переливает из пустого в порожнее.
Дидактическая игра «Найди друзей»
Поиграем в игру «Найди друзей». К заданному слову нужно подобрать слово-друг из следующих слов. Послушайте их и выберите нужные слова. Алфавит Аккуратный Огонь Алый Чистый Скакать Прыгать Азбука Бросать Пламя Красный Кидать (Работа у доски, дети попарно соединяют линиями слова-синонимы.)
Когда мы используем слова-друзья, наша речь становится точной, выразительной, яркой.
Физкультминутка «Веселая разминка»
А теперь мы разомнемся,
Улыбнемся, посмеемся.
Наклоняйтесь ниже, ниже,
Головой к коленям ближе.
А теперь вы не ленитесь.
Хорошо назад прогнитесь.
Головою покрутите,
Потянитесь, потянитесь!
Вы, ребята, не устали?
Сели – встали!
Сели – встали!
Все руками помахали
И на место побежали!
В русском языке есть не только синонимы – слова-друзья, но и слова-недруги, слова с противоположным значением. Такие слова называют еще слова-антонимы. Вот примеры таких слов:
Горячо – холодно.
Много – мало.
Большой – маленький.
Не у всех слов есть слова-недруги, слова-антонимы. Не может их быть у слов «нога», «корова», «карандаш» и многих других слов.
Отгадайте загадку про лесную птицу и найдите в этой загадке слова, противоположные по значению.
Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям друг.
(Дятел; пара слов «враг – друг»).
Сейчас я буду называть слова, а вы подбирайте к ним слова-недруги: горячий, широкий, злой, трусливый, конец, радость, война, ночь, высокий, тяжелый, большой, маленький, свет, приходить, новый, радоваться, бездельничать, плохо, мелко, грязно, рано, сладкий.
Дидактическая игра «Живые слова»
А теперь поиграем в «Живые слова». (Выходят 6 детей и берут в руки картинки из игры «Контрасты».) Давайте подумаем, какие слова обозначают эти рисунки. А теперь давайте поставим эти слова парами. Подберем слова, противоположные по значению, антонимы.
Молодой – старый.
Светло – темно. (День – ночь).
Плачет – смеется.
Синонимы – это слова с одинаковым значением . Именно такое определение наиболее легко запоминается школьниками.
Синонимы появляются в языке по нескольким причинам .
Во-первых, синонимы возникают в языке из-за того что человек постоянно стремится найти в предмете или явлении действительности какие-то новые черты и обозначить их словом, сходным по значению с первоначальным словом – словом, которое уже существовало в языке для наименования конкретного предмета или явления.
Во-вторых, причина появления синонимов – это проникновение в язык заимствованных слов , близких или идентичных по значению слову русскому: проводник = гид, чичероне; зародыш = эмбрион; введение = преамбула и др.
В-третьих, немаловажен и тот факт, что в различных экспрессивно-стилистических группах слов, в различных стилях речи один и тот же предмет или явление может быть назван по-разному: очи = глаза; вотще = напрасно и др.
В-четвертых, зачастую предмету, признаку или явлению дается иная эмоциональная оценка : жестокий = безжалостный, бессердечный, бесчеловечный, лютый, свирепый и др.
Действительно, установить, что, например, слова «друг » и «товарищ » являются синонимами, несложно, сложнее определить тип синонимов.
Абсолютные синонимы (дублеты) – это слова, которые одинаковы по значению и употреблению, но различны по сочетаемости. Например, бегемот и гиппопотам; в течение и в продолжение (предлоги); лингвистика , и языковедение , и языкознание и др. Слов-дублетов в русском зыке не так много: вследствие тенденции к экономии языковых средств такие синонимы либо начинают различаться по смыслу, либо приобретают новую стилистическую окраску. Например, уже сейчас наиболее часто мы можем услышать термин «лингвистика », более редко – «языкознание » и почти никогда – «языковедение ».
Идеографические (семантические) синонимы – это слова, одинаковые по значению, но отличающиеся оттенками значений. Например, в «триаде» палящий – жгучий – жаркий палящий – это очень жаркий, обжигающий; жгучий – это горячий, обжигающий, палящий; жаркий – это дающий сильный жар, очень горячий.
Примерами семантических синонимов также являются слова: молодость – юность; красный – пунцовый – алый и др.
Контекстуальные синонимы – это слова, которые приобретают одинаковое значение в условиях определенного контекста : веселая, доброжелательная улыбка.
Однокоренные синонимы – это однокоренные слова, имеющие одинаковое значение, но употребляющиеся чаще всего в разных стилях . Слово «борьба » нейтральное: у него равные шансы встретиться нам как в художественном, так и в научном стиле. Его же синоним «борение » имеет ярко выраженную «высокую» окраску и встретиться нам может в художественной речи.
Стилистические синонимы – это слова, которые употребляются в разных стилях, но имеют одинаковое значение. Наиболее яркой иллюстрацией становится группа рожа – лицо – лик . Слово «рожа » явно разговорное , которое имеет множество не весьма интеллигентных просторечных вариантов. Слово «лицо » нейтральное : у него есть «пропуск» во все стили. Слово «лик » книжное : скорее всего с ним мы столкнемся в художественном произведении в случае стилизации или нарочито возвышенного отношения к какому-либо из героев.
Семантико-стилистические синонимы – это синонимы, которые отличаются и оттенками значений, и стилистической окраской : будущий (нейтральное) – грядущий (книжное) – наступающий (нейтральное) – предстоящий (деловая сфера) – следующий (нейтральное).
Нередко мы можем столкнуться с так называемым окказиональным употреблением синонимов , когда слова, не являющиеся синонимами в принципе, с подачи автора становятся таковыми : стукнуть на стол самовар = поставить на стол самовар.
Остались вопросы? Не знаете, как определить тип синонима?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь .
Первый урок – бесплатно!
сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
О словарном запасе ребенка хорошо говорит знание им синонимов и антонимов. И с теми, и с другими, как правило, у детей плоховато. А ведь в этом нет ничего сложного. Есть такая детская игра в антонимы - "Противоположности". Один называет слово, второй подбирает антоним к нему. Эта игра пользуется огромным вниманием у аниматоров детских и даже взрослых и она является частым развлечением на праздничных вечеринках. Так и вы можете поиграть со своим ребенком в антонимы, а он запомнит эти слова и блеснет знаниями не только на празднике, но и в своих будущих сочинениях.
Для начала, антонимы - это слова, противоположные по значению. Словари антонимов огромны, порой, даже взрослый человек не знает значения некоторых слов в них, что уж говорить о значении противоположном... На этой страничке мы собрали для вас только простые антонимы к простым словам, уровень начальной школы, подвластный запоминанию учениками 1,2,3,4 классов.
Краткий словарь антонимов:
аккуратный - неряшливый
антоним - синоним
белый - черный
бледнеть - краснеть, темнеть
блестеть - мерцать, тускнеть
близкий - далекий
богач - бедняк
большой - маленький
быстрый - медленный
век - мгновение
верный - ошибочный
веселый - грустный, печальный, скучный
ветреный - безветренный
ветхий - новый
включить - выключить
внутри - снаружи
вопрос - ответ
восток - запад, вест(мор)
восход - закат
входить - выходить
высокий - низкий
гасить - зажигать
гладкий - шершавый
гласный - согласный
глубокий - мелкий
говорить - молчать
голодный - сытый
город - село, деревня
горький - сладкий
горячий - холодный
греть - охлаждать
грязь - чистота
грязный - чистый
делать - бездельничать
день - ночь
диалог - монолог
добро - зло
друг - враг
дюжий - хилый
ехать - останавливаться
жара - холод
жёсткий - мягкий
замкнутый - общительный
здоровый - больной
зелёный - зрелый, спелый
зима - лето
искренний - лицемерный
истина - заблуждение, обман
исток - устье
крепкий - непрочный
кислый - сладкий
лентяй - труженик
лишний - необходимый
ловкий - неуклюжий
ложиться - вставать
любить - ненавидеть
мёрзнуть - согреваться
мир - война, ссора
много - мало
могучий - слабый
мокрый - сухой
мудрый - глупый
мягкий - твердый
надежда - отчаяние
нарочный - нечаянный
невозмутимый - неуравновешенный
немудрёный - зымысловатый
новый - старый
обильный - скудный
оборонять - нападать
образованный - невежественный
огорчить - утешить
острый - тупой
отважный - трусливый, малодушный
откровенный - скрытный
открыть - закрыть
очевидный - сомнительный
плюс - минус
победа - поражение
повесить - снять
полезный - вредный
положить - взять
польза - вред
помогать - мешать
правда - ложь
правдивый - лживый
привередливый - неприхотливый
приятный - отталкивающий
пустой - полный
пушистый - гладкий
радость - грусть, печаль
различие - сходство
расторопный - медлительный
решительный - неуверенный
робкий - смелый
Родина, отчизна - чужбина
свет - тьма, темнота
светать - смеркаться
север - юг, зюйд(мор)
смеяться - плакать
спасти - погубить
спать - бодрствовать
старт - финиш
сытый - голодный
твердый - мягкий
темный - светлый
тесный - просторный
толстый - тонкий
тонкий - толстый
труд - отдых
трудный - легкий
тужить - радоваться
уверить - разубедить
угрюмый - приветливый
удаляться - приближаться
узкий - широкий
умышленный - нечаянный
упрямый - покладистый
успех - неудача
участливый - равнодушный
халатный - добросовестный
храбрый - трусливый
частый - редкий
честный - подлый
широкий - узкий
щедрый - скупой
яркий - тусклый
яростный - кроткий
ясный - пасмурный, ненастный
Говорят, русский язык – один из самых сложных в изучении языков мира. Не удивительно, ведь даже коренные носители языка не всегда досконально знают все его аспекты. Но сложно это кажется только с первого раза, давайте-ка мы с вами попробуем понемногу разобраться с правилами родной речи.
Вконтакте
Одноклассники
Синонимы: определение
Синоним (от греческого – одинаковый) – слова одинаковые либо близкие по значению, но разные по написанию. К примеру: ребёнок, малыш, чадо. Один из критериев определения богатства языка, это наличие в нём таких общих значений. Имеют синонимы свойства такие, как помогать нам избежать повторов одного и того же словосочетания в предложениях и делать наш язык более разнообразным.
Не путайте их с омонимами и антонимами. – это одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению, к примеру:
- Ключ – открывает двери.
- Ключ – птиц.
- Ключ - родник.
А антонимы – обозначают противоположности, то есть:
- День – ночь.
- Чёрный – белый.
- Мальчик – девочка.
- Синоним - антоним.
Но синонимы – это не просто взаимозаменяемые слова , они делятся на виды и в лексикологии имеют множество определений. Давайте попробуем разобраться, как же «сортируют» близкие по значению слова.
Виды синонимов
В русском языке близкие по смыслу слова давно разложены по полочкам, нам осталось только попытаться хоть немного понять принцип этих раскладов, что мы и попробуем сейчас сделать. Итак, определяют такие виды синонимов:
С одним корнем и разными корнями . Здесь всё просто, однокоренные – это не только близкие по значению, но и имеющие одинаковый корень. Такие примеры синонимов в русском языке бывают:
- Вода – водица.
- Лес – лесок.
- Басистый – басовитый.
- Кислый – кисловатый.
А вот слова с разными корнями, это те, которые не схожи даже по звучанию:
- Радость – счастье.
- Буря – непогода.
- Друг – товарищ.
- Спокойный – невозмутимый.
Частичные и полные .
Полные – это слова, которые идентичны друг другу по смыслу, к примеру – лингвистика и языкознание. Но, опираясь на другие источники, можно сказать о том, что принадлежность этой группы слов к синонимам довольно-таки спорная.
Частичные же синонимы обозначение имеют общее, но они отличаются друг от друга по трём признакам. Рассмотрим их внимательнее:
- Семантические – синонимы, которые отличаются эмоциональным окрасом. К примеру – красивый (эмоционально не насыщенное слово) и прекрасный (окрашенное оттенком восхищения). То же самое с примерами большой и огромный, маленький и мизерный, симпатизирует и нравится.
- Стилистические – их отличие в стиле. Это может быть синонимический ряд из разговорных, литературных и слов-архаизмов . К примеру – палец (разговорный) и перст (архаизм), говорить и разглагольствовать, и так далее.
- И стилистико-семантические, то есть синонимы с ярко выраженной разницей в эмоциональной окраске и с разницей в стилях. Пример – тайное и потаённое. Первое – нейтрально окрашенное разговорное слово, второе – насыщенное литературное.
Различность синонимов
Для того чтобы определить свойства синонима и чем отличается один от другого необходимо проверить его в несколько шагов . Происходит это таким образом:
- Берём синонимический ряд.
- Сопоставляем каждое звено со словом наиболее нейтральным, эмоционально неокрашенным.
- Подбираем к ним слова противоположные по значению – антонимы.
- Заменить в предложении одно слово другим.
- Найти по два переносных значения каждому звену цепи.
- Рассмотреть грамматическое строение каждого звена.
Вот так можно обозначить для себя выражение с нейтральной окраской и свойства и обозначения всех идущих за ним слов.
Для чего нужны синонимы в русском языке
Казалось бы, для чего все так усложнять и придумывать какие-то трюки с одинаковыми по значению и разными по написанию словами и так далее. Но все не так просто как кажется, на самом деле, они играют важную роль в нашей речи. Это не только критерий, по которому определяется богатство красота и разнообразие языка, но и важная функциональная единица в языке .
Они играют семантическую роль, помогают построить предложения так, чтобы избежать повторов даже самых необходимых слов, и при этом не потерять нить разговора. Это делает текст или диалог более интересным и приятным на слух.
А также стилистическую роль. Одно и то же значение можно воплотить в нескольких стилях , и окраска предложения будет меняться. Вот пример:
Стужа за окном донимает уже который день. (Литературный стиль)
Холод на улице надоел за несколько дней. (Разговорный стиль)
Выводы
Итак, пришло время сделать выводы из всего вышеописанного. Синонимы – это близкие либо одинаковые по смыслу слова, отличающиеся друг от друга написанием. Используются они в речи для избегания тавтологий (повторов) и использования одного и того же смысла в разных стилях. Делятся на несколько видов по эмоциональной окрашенности, стилистике и близостью смысла.
Теперь наверняка у вас не возникнет вопросов о том, что такое одинаковые по смыслу словосочетания и с чем их едят.