Родительское собрание "первый раз в первый класс". Родительское собрание «Будем знакомы!» Первое собрание в младшей группе II. Активизирующая игра «Знакомство»

ПЕРВОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

В 1 КЛАССЕ

Тема: «Первый раз в первый класс»

Цель : познакомить родителей с новым миром школы; координация требований семьи и школы.

Задачи:

    познакомить родителей с учителем и его жизненными ценностями;

    познакомить родителей друг с другом;

    познакомить с трудностями перехода ребенка к школьной жизни и дать рекомендации и практические советы по успешной адаптации первоклассников.

    познакомить родителей с основными направлениями работы в период адаптации первоклассника;

    совместно с помощью практических и логических действий выработать основные закономерности в участии родителей в учебно-воспитательном процессе;

    анкетирование родителей;

    выбор родительского комитета, распределение обязанностей.

Оборудование:

    Карандаши, бумага, ручка.

    Анкеты.

    Чистые листы бумаги.

    Цветок большой(для группы), цветы одинаковой формы (каждому).

Ход собрания

    Вступительное слово

Все начинается со школьного звонка:
В далекий путь отчаливают парты.
Там, впереди, покруче будут старты
И посерьезней будут, а пока…

Здравствуйте, уважаемые мамы и папы! Мне очень приятно познакомиться с родителями моих новых учеников. Момент первой встречи всегда радостный и волнительный. И, конечно же, волнуетесь не только вы, но, честно признаюсь, и я. Понравимся ли мы друг другу? Обретем ли взаимопонимание и дружбу? Смогу ли я оправдать ваши ожидания? Сможете ли вы услышать, понять и принять мои требования и помогать нашим маленьким первоклассникам? Именно от этого зависит успех нашей с вами совместной работы. С одними родителями мы встречаемся впервые, с другими уже знакомы. Я рада всем вам. Для того чтобы нам было комфортно вместе, давайте немного познакомимся. Каждый из вас проговорите для ваших соседей по группе как вас зовут и напишите на одном лепестке цветка как лучше к вам обращаться (по имени, по имени и отчеству.)

    ЗНАКОМСТВО – УЧИТЕЛЬ (САМОПРЕДСТАВЛЕНИЕ)

Очень хорошо. Немного познакомились. Теперь позвольте немного рассказать о себе.

    КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ШКОЛЬНИКОМ

Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа…. Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега”…. Л.Кассиль.

Начало обучения в школе – важнейший этап в жизни ребёнка и его родителей. От чего зависит успех обучения? Что может помочь более полноценному развитию школьника? Какая роль принадлежит родителям, учителю в формировании учебной деятельности?

Эти и многие другие вопросы волнуют родителей первоклассников. Однозначно на все вопросы ответа, конечно, нет, но можно подобрать нужную информацию, советы, опыт, рекомендации, которые помогут избежать ошибок в воспитании и обучении ребёнка, помочь ему стать успешным.

Дорогие родители, а давайте на несколько минут отправимся в прошлое.

В первый погожий

Сентябрьский денёк

Робко входил я

Под школьные своды.

Первый учебник

И первый урок -

Так начинаются

Школьные годы.

Помните ли вы свое 1 сентября? Каким был этот день? Как звали вашу первую учительницу? Какие воспоминания связаны у вас с этим человеком? Какие чувства испытывали вы в этот день?

А хотят ли в школу ваши дети? Чего они ожидают от школы?

Давайте, прежде, чем завести разговор о сложном периоде школьной адаптации, проверим, готовы ли ваши малыши к школьному обучению.

Предлагаю вашему вниманию небольшой тест.

Тест для родителей.

Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.

1. Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?

2. Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?

3. Может ли ваш малыш в течение некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.)?

4. Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии посторонних людей?

5. Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?

6. Знает ли ваш ребенок стихи наизусть?

7. Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?
8. Умеет ли ваш ребенок читать, хотя бы по слогам?

9. Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?

10. Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?

11. Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?

12. Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?

13. Умеет ли ваш малыш управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)?

14. Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?

15. Знает ли ваш малыш названия диких и домашних животных?

16. Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом "фрукты" яблоки и груши?

17. Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т. д.

Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов , значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.

Если ваш малыш может справляться с содержанием 10-14 выше указанных вопросов , то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.

В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее , вам придется больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком.

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни: надо систематически и напряжённо трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя и т.д. Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к её основным требованиям, существует у всех первоклассников.

Адаптация - процесс довольно длительный и трудный. И трудности испытывает не только первоклассник, но и родитель, и учитель. И если мы разберёмся в них, если научимся чувствовать друг друга, мы облегчим этот процесс всем, прежде всего нашим детям. Трудность или лёгкость адаптации зависит от особенности нервной системы; темперамента; черт характера; адаптационных способностей; адекватного опыта .

Практикум-игра «Корзина ассоциаций»

Уважаемые мамы и папы! У меня в руках корзина, на которой Вы видите начало фразы «ШКОЛА – ЭТО…».

Предлагаю каждому присутствующему записать на листок 1 слово-ассоциацию и прикрепить на доске.

Анализ ответов: « Что есть школа для вас?», «Что есть школа для ребенка?»

Информация 1. Давайте осознаем, что школа является первым институтом социализации ребенка, в котором он осваивает необходимый ему социальный опыт. И в этом опыте можно выделить три главных момента:

    знания и умения

    взаимодействие со сверстниками (с людьми близкого социального статуса)

    взаимодействие с педагогами (с людьми более высокого в данной ситуации статуса).

Какой из них главный? (ответы родителей, аргументы)

Понятно, что выделить главное невозможно: успешность их освоения взаимосвязана. На этапе адаптации первоклассника к школе – это три основных направления работы педагогов и, надеюсь, родителей.

Что же важно для ребенка в первые дни в школе? ... Суметь познакомиться с другими детьми.

Задание 1 . Знакомство из роли взрослых. Предлагаю назвать свое имя и 1 качество на первую букву своего имени.

Задание 2 . Знакомство из роли детей. Игра «Ладошка».

Здравствуй.

Добрый день.

Наконец-то мы встретились.

Если что, я тебе помогу.

Информация 2. Детям важно суметь не только познакомиться, но и установить дружеские связи. Дети делают это разными способами. Какими? …(Предлагают игры, включаются в предложенные, привлекают внимание шутовством, драками и т.п.)

Задание 3. Из роли детей нарисовать словесный портрет ребенка, с которым хочется общаться и с которым не хочется. Подумать, к какому портрету ближе собственный ребенок и что делать, чтобы приблизить его к желаемому образцу.

(У каждого по 2 листка со знаками + и -. Записывают по 1 качеству и крепят на доске под соответствующими надписями: « ХОЧУ ОБЩАТЬСЯ», « НЕ ХОЧУ ОБЩАТЬСЯ».)

Информация 3 . Когда ребенок проявляет себя так, как это нравится взрослым, когда он радует их, они, как правило, хвалят его и закрепляют это поведение. В противном случае ребенок почувствует себя в ситуации неопределенности и небезопасности: почему одни взрослые за это хвалят, а другие не замечают или даже ругают.

Задание 4. Родители в группах обсуждают, за что они будут хвалить ребенка или ругать, и выбирают по 3 самых значимых, на их взгляд, момента. То же делает учитель. Анализ.

Задача родителей поддержать первоклассников в их желании добиться успеха.

1.Копилка школьных УСПЕХОВ

Поставьте в специальном месте стеклянную (пластиковую) банку или прозрачную коробочку. Отныне это - «копилка школьных успехов», в которую будут «складываться» «добрые дела, маленькие успехи: похвала за хороший ответ, красиво написанная палочка, буква, и т. д). Не сами по себе, конечно, а в виде чего-то материального. Например, тех же зерен крупной фасоли или крупных макарон-ракушек.

Как только «копилка» оказывается заполненной, удивите сына или дочку приятным сюрпризом и... верните фасоль или ракушки на их обычное кухонное место. Пусть все начнется сначала. Лучше, если наградой за полную копилку станет не выполнение заранее данного ребенку обещания (куплю, подарю и т.д.), а что-то пусть вовсе не дорогое, но удивительное и неожиданное.

Объем копилки лучше выбрать такой, чтобы ее заполнение, с одной стороны, не растягивалось на бесконечные месяцы, а с другой - не становилось делом пяти дней.

Да! Ни в коем случае не забирайте ничего из копилки в качестве наказания за замечания или грязно выполненную работу. Во-первых, это может сделать процесс заполнения практически бесконечным, а значит, бессмысленным, а во-вторых, это попросту несправедливо.

2. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы детей похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

Успехи ребёнка сравнивать с его предыдущими неудачами, а не с отметками в тетради; Одолевать трудности нужно, начиная с какой – то одной, а не бороться со всеми одновременно;

Чтобы избавить ребёнка от недостатков, замечайте их по возможности реже.

40 способов похвалить ребенка (в виде памятки родителям)

    Молодец!

    Хорошо!

    Удивительно!

    Гораздо лучше, чем я ожидал.

    Лучше, чем все, кого я знаю!

    Великолепно!

    Прекрасно!

    Грандиозно!

    Незабываемо!

    Именно этого мы давно ждали.

    Поздравляю!

    Сказано здорово - просто и ясно.

    Остроумно.

    Экстра-класс.

    Талантливо.

    Ты – просто чудо!

    Ты на верном пути.

    Ты сегодня много сделал.

    Отлично!

    Уже лучше.

    Здорово!

    Умница!

    Поздравляю.

    Прекрасное начало.

    Поразительно.

    Ты в этом разобрался.

    Я тобой горжусь.

    Ты ловко это делаешь.

    Я просто счастлив.

    Потрясающе!

    Работать с тобой - просто радость.

    Тут мне без тебя не обойтись.

    Я знала, что тебе это по силам.

    Я горжусь тем, что тебе это удалось.

    Я сам не смог бы сделать лучше.

    Это как раз то, что нужно.

    С каждым днём у тебя получается всё

лучше

    Я горжусь, что тебе это удалось!

    Ты на верном пути.

    Мне очень важна твоя помощь.

Не скупитесь на похвалу, научитесь выделять в море ошибок островок успеха;

Хвалить – исполнителя, критиковать – исполнение.

Информация 4 . Важная проблема – научить ребенка реагировать на конфликты, потому что в детской среде они обязательно будут. Некоторые родители считают, что конфликты недопустимы. Они свидетельствуют о плохо организованном воспитании. Психологи считают, что полное отсутствие конфликтов приведет к формированию неуверенности в себе.

Со стороны родителей важно грамотно реагировать на сообщение о случившемся у ребенка конфликте. Главное здесь – не обещать ребенку наказать обидчика или обвинить его самого, а оказать ребенку поддержку – ресурс, при помощи которого он смог бы разрешить конфликт самостоятельно .

Информация 5. Для ребенка в школе важно найти общий язык не только со сверстниками, но и со взрослыми. Окружающие его педагоги являются носителями определенных ценностей, что и определяет направление их воспитательной работы. Ребенку будет комфортно, если ценностная основа педагога близка к той, которая принята в семье. Но педагог один, а семей, отдающих ребенка в один класс, много. Поэтому стоит согласовать ценностные основы воспитания, чтобы принять некие общие для всего класса положения и добиваться их реализации и в школе, и дома.

Задание 5. Подумать и сказать, какие качества родителя хотят воспитывать у своего ребенка в первую очередь. (На отдельных листах на доске.) Обсуждают и ранжируют по степени значимости.

Задание 6. Образ учителя, которому я доверяю.(прием аллитерация)

Уважаемые родители, сейчас я попрошу вас на каждую букву слова «УЧИТЕЛЬ» подобрать качество, которым должен обладать, человек, которому вы отдаете своего ребенка (работа в группах). А теперь из всех предложенных качеств, назовите те, которыми, по вашему мнению, должен обладать учитель. Какое качество вы ставите на первое место?

Тренинг 1.

Уважаемые родители, покажите мне ладошку . А теперь попробуйте сделать одной ладошкой хлопок. Скажите, удалось ли вам выполнить мою просьбу? Почему? Нужна вторая ладошка. Хлопок – это результат действия двух ладоней. Учитель - это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она в Вашем лице, дорогие родители) учитель бессилен . Отсюда можно вывести первое правило:

Только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании и учебе детей.

И запомните самое главное. Ваши дети – это теперь и мои дети. Но МОИ они только четыре года, а ВАШИ до конца ваших дней. Свою достойную старость вы готовите сегодня, и я готова Вам в этом помочь... Давайте вместе заботиться, помогать, слышать и слушать друг друга, и у нас всё получится.

Тренинг 2 (цветные карандаши)

Возьмите все по цветку. Раскрасьте их. (На столах лежат одинаковые цветы по размеру, по цвету, по форме, цветные карандаши, фломастеры.)

А теперь сравните свой цветок с цветками своих соседей. Все цветы были одинаковые по размеру, форме.

Скажите, после того как вы раскрасили цветок, можно найти два совершенно одинаковых цветка? (Нет.)

Мы – взрослые люди ПРИ ОДИНАКОВЫХ УСЛОВИЯХ делаем все по-разному.

Отсюда второе наше правило:

Никогда не сравнивайте своего ребенка с другим! Признайте за своим первоклассником право на индивидуальность, право быть другим. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков. Нет кого-то или чего-то лучше или хуже. Есть ДРУГОЕ! Мы будем сравнивать, но только это будут результаты одного и того же ребенка вчера, сегодня и завтра. Это называется МОНИТОРИНГ. Это мы будем делать для того, чтобы ЗНАТЬ, КАК И ЧТО ДЕЛАТЬ С ЭТИМ ЗАВТРА. Это мы будем делать для того, чтобы расти каждый день. Причем не только в учебе, но и в поступках. Прислушайтесь к советам психолога.

Совет первый: самое главное, что вы можете подарить своему ребенку - это ваше внимание.

Выслушайте его рассказы о школе, задавайте уточняющие вопросы. И помните: то, что кажется вам не очень важным, для вашего сына или дочери может оказаться самым волнующим. Если ребенок увидит ваш интерес к его делам и заботам, он почувствует поддержку. Слушая внимательно, вы сможете понять, в чем ребенку нужна помощь, о чем следует поговорить с учителем (без ребенка).

Совет второй: ваше положительное отношение к школе и учителям упростит ребенку период адаптации.

Даже если лично у вас, как у родителей, есть какие – то вопросы к учителям, вам кажется, что нужно что – то делать по другому, все трения должны оставаться между взрослыми. Очень вредны негативные или неуважительные высказывания о школе и об учителях « в семейном кругу», это значительно усложнит адаптационный период, подорвет спокойствие ребенка и уверенность в заботе и согласии между важными для него взрослыми людьми.

Совет третий: ваше спокойное отношение к школьным заботам и школьной жизни очень поможет ребенку. Видя родителей спокойными и уверенными, ребенок почувствует, что бояться школы не нужно.

Совет четвертый : помогите ребенку установить отношения со сверстниками и чувствовать себя уверенно.

Особенно это важно для детей, не посещавших детский сад. Объясняйте правила общения со сверстниками, учите помогать друзьям. Хвалите его за общительность, радуйтесь школьным знакомствам. Объясните, что внимание взрослых распределяется на всех одинаково. Учите дружить.

Совет пятый: помогите ребенку привыкнуть к новому школьному режиму.

Ребенок привыкает к школе не только психологически, но и физически. С началом школьного обучения резко увеличивается нагрузка на нервную систему, позвоночник, слух, зрение. Если до этого вы придерживались режима дня, то постарайтесь мягко ввести « обновленный». Помогите научиться жить по новому расписанию.

Совет шестой: мудрое отношение родителей к школьным результатам исключит треть возможных неприятностей ребенка. Вы должны знать, что обучение в 1 и 2 классах безотметочное. И нельзя результаты «волшебных линеечек», смайлики, медали переводить в баллы. А уж тем более эти результаты переносить на себя, воспринимать как удар по родительской самооценке. Школьные успехи важны, но это не вся жизнь вашего ребенка. Хвалите ребенка за успехи помогайте со сложностями. Научите ребенка адекватно оценивать себя и свою работу.

Совет седьмой: ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания. Помните: для ребенка что-то не уметь и что-то не знать - это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать .

Слова поддержки для первоклассников (в виде памятки)

Я хочу посоветовать Вам СТО СЛОВ , которыми можете сделать ребёнка счастливым и успешным:

прекрасно, молодец, умница, я горжусь тобой, ты хорошо постарался, великолепно, умно, великое открытие, огромный успех, я восхищаюсь тобой, ты хороший друг, выдающаяся работа, ты делаешь хорошие успехи, ты быстро продвигаешься вперед, я уважаю тебя, ты очень ответственный человек, ты уникален, я верю в тебя, ты сделал меня счастливой (-ым) , отлично, феноменально, огромное достижение, сенсационно, ты - победитель, мы на верном пути, изумительно, поразительно, я знала, что ты сможешь это сделать. я люблю тебя, ты добился большого успеха, выдающаяся работа, как хорошо,как умно, ты - само совершенство, какой ты внимательный, твоя аккуратность фантастична,ты - победитель, ты моя радость, я счастлива, я не видела ничего подобного.

    Подведение итогов

Живите во имя своего ребенка, проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую неудачу малыша и радуйтесь даже самым маленьким его успехам. Будьте ему другом, тогда ребенок доверит вам самое сокровенное.

Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем школьной жизни первоклассника.

Верьте в ребенка, верьте в учителя.

ЛАДОШКА

На столе остался ещё лист бумаги. Обведите на нём свою ладонь. Запишите на бумажных ладошках, чтобы вы хотели организовать в классе. Протяните мне руку помощи. Может вы могли бы мне посоветовать, как строить общение с вашим ребёнком, потому что вы, как родители, знаете его больше.

Может быть, вы посоветуете, как бороться с какими-то вредными привычками наших учеников.

Может, вы предложите какие-то формы работы, направленные на объединение класса.

Может вы можете организовать какую-то интересную экскурсию или провести с детьми беседу воспитательного характера.

Свой листок нужно подписать.

    ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

    ВЫБОР АКТИВА РОДИТЕЛЕЙ

    ЗАПОЛНЕНИЕ АНКЕТ

Приложение

Позиция учителя:

Порядочность

Честность

Доброта

Отзывчивость

Уверенность в себе

Любознательность

Старательность

Трудолюбие

Ответственность

Самостоятельность

ПЕРВОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В 1 КЛАССЕ

Тема: «Первый раз в первый класс»

Цель: познакомить родителей с новым миром школы; координация требований семьи и школы.

1.познакомить родителей с учителем и его жизненными ценностями;

2.познакомить родителей друг с другом;

3.познакомить с трудностями перехода ребенка к школьной жизни и дать рекомендации и практические советы по успешной адаптации первоклассников.

4.познакомить родителей с основными направлениями работы в период адаптации первоклассника;

5.совместно с помощью практических и логических действий выработать основные закономерности в участии родителей в учебно-воспитательном процессе;

6.анкетирование родителей;

7.выбор родительского комитета, распределение обязанностей.

Оборудование:

1.Карандаши, бумага, ручка. 2.Анкеты. 3.Чистые листы бумаги.

4.Цветок большой(для группы), цветы одинаковой формы (каждому).

Ход собрания

1. Вступительное слово

Здравствуйте, уважаемые мамы и папы! Мне очень приятно познакомиться с родителями моих новых учеников. Момент первой встречи всегда радостный и волнительный. И, конечно же, волнуетесь не только вы, но, честно признаюсь, и я. Обретем ли взаимопонимание и дружбу? Сможете ли вы услышать, понять и принять мои требования и помогать нашим маленьким первоклассникам? Именно от этого зависит успех нашей с вами совместной работы. С одними родителями мы встречаемся впервые, с другими уже знакомы. Я рада всем вам. Для того чтобы нам было комфортно вместе, давайте немного познакомимся.

2. ЗНАКОМСТВО – УЧИТЕЛЬ (САМОПРЕДСТАВЛЕНИЕ)

3. КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ШКОЛЬНИКОМ

“Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа…. Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега”…. Л.Кассиль.

Начало обучения в школе – важнейший этап в жизни ребёнка и его родителей. От чего зависит успех обучения? Что может помочь более полноценному развитию школьника? Какая роль принадлежит родителям, учителю в формировании учебной деятельности?

Эти и многие другие вопросы волнуют родителей первоклассников. Однозначно на все вопросы ответа, конечно, нет, но можно подобрать нужную информацию, советы, опыт, рекомендации, которые помогут избежать ошибок в воспитании и обучении ребёнка, помочь ему стать успешным.

Помните ли вы свое 1 сентября? Каким был этот день? Как звали вашу первую учительницу? Какие воспоминания связаны у вас с этим человеком? Какие чувства испытывали вы в этот день?

А хотят ли в школу ваши дети? Чего они ожидают от школы?

Давайте, прежде, чем завести разговор о сложном периоде школьной адаптации, проверим, готовы ли ваши малыши к школьному обучению.

Предлагаю вашему вниманию небольшой тест.

Тест для родителей.

Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.

1. Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?

2. Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?

3. Может ли ваш малыш в течение некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.)?

4. Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии посторонних людей?

5. Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?

6. Знает ли ваш ребенок стихи наизусть?

7. Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?

9. Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?

10. Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?

11. Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?

12. Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?

13. Умеет ли ваш малыш управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)?

14. Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?

15. Знает ли ваш малыш названия диких и домашних животных?

16. Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом "фрукты" яблоки и груши?

17. Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т. д.

Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.

Если ваш малыш может справляться с содержанием 10-14 выше указанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.

В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, вам придется больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком.

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни: надо систематически и напряжённо трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя и т.д. Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к её основным требованиям, существует у всех первоклассников.

Адаптация - процесс довольно длительный и трудный. И трудности испытывает не только первоклассник, но и родитель, и учитель. И если мы разберёмся в них, если научимся чувствовать друг друга, мы облегчим этот процесс всем, прежде всего нашим детям. Трудность или лёгкость адаптации зависит от особенности нервной системы; темперамента; черт характера; адаптационных способностей; адекватного опыта.

В первые дни, недели посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышается температура.

Первоклассники отвлекаются быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.

Поведение нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.

Для детей характерна высокая утомляемость

Информация 1. Давайте осознаем, что школа является первым институтом социализации ребенка, в котором он осваивает необходимый ему социальный опыт. И в этом опыте можно выделить три главных момента:

 знания и умения

 взаимодействие со сверстниками (с людьми близкого социального статуса)

 взаимодействие с педагогами (с людьми более высокого в данной ситуации статуса).

Какой из них главный? (ответы родителей, аргументы)

Понятно, что выделить главное невозможно: успешность их освоения взаимосвязана. На этапе адаптации первоклассника к школе – это три основных направления работы педагогов и, надеюсь, родителей.

Что же важно для ребенка в первые дни в школе? ... Суметь познакомиться с другими детьми.

Информация 2. Важная проблема – научить ребенка реагировать на конфликты, потому что в детской среде они обязательно будут. Некоторые родители считают, что конфликты недопустимы. Они свидетельствуют о плохо организованном воспитании. Психологи считают, что полное отсутствие конфликтов приведет к формированию неуверенности в себе.

Со стороны родителей важно грамотно реагировать на сообщение о случившемся у ребенка конфликте. Главное здесь – не обещать ребенку наказать обидчика или обвинить его самого, а оказать ребенку поддержку – ресурс, при помощи которого он смог бы разрешить конфликт самостоятельно.

Тренинг 1.

Уважаемые родители, покажите мне ладошку. А теперь попробуйте сделать одной ладошкой хлопок. Скажите, удалось ли вам выполнить мою просьбу? Почему? Нужна вторая ладошка. Хлопок – это результат действия двух ладоней. Учитель - это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она в Вашем лице, дорогие родители) учитель бессилен. Отсюда можно вывести правило:

Только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании и учебе детей.

И запомните самое главное. Ваши дети – это теперь и мои дети. Но МОИ они только четыре года, а ВАШИ до конца ваших дней. Свою достойную старость вы готовите сегодня, и я готова Вам в этом помочь... Давайте вместе заботиться, помогать, слышать и слушать друг друга, и у нас всё получится.

Тренинг 2 (цветные карандаши)

Возьмите все по цветку. Раскрасьте их. (На столах лежат одинаковые цветы по размеру, по цвету, по форме, цветные карандаши, фломастеры.)

А теперь сравните свой цветок с цветками своих соседей. Все цветы были одинаковые по размеру, форме.

Скажите, после того как вы раскрасили цветок, можно найти два совершенно одинаковых цветка? (Нет.)

Мы – взрослые люди ПРИ ОДИНАКОВЫХ УСЛОВИЯХ делаем все по-разному.

Отсюда правило: - никогда не сравнивайте своего ребенка с другим! Признайте за своим первоклассником право на индивидуальность, право быть другим. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков. Нет кого-то или чего-то лучше или хуже. Есть ДРУГОЕ! Мы будем сравнивать, но только это будут результаты одного и того же ребенка вчера, сегодня и завтра. Это называется МОНИТОРИНГ. Это мы будем делать для того, чтобы ЗНАТЬ, КАК И ЧТО ДЕЛАТЬ С ЭТИМ ЗАВТРА. Это мы будем делать для того, чтобы расти каждый день. Причем не только в учебе, но и в поступках. Прислушайтесь к советам психолога.

Совет первый: самое главное, что вы можете подарить своему ребенку - это ваше внимание.

Выслушайте его рассказы о школе, задавайте уточняющие вопросы. И помните: то, что кажется вам не очень важным, для вашего сына или дочери может оказаться самым волнующим. Если ребенок увидит ваш интерес к его делам и заботам, он почувствует поддержку. Слушая внимательно, вы сможете понять, в чем ребенку нужна помощь.

Совет второй: ваше положительное отношение к школе и учителям упростит ребенку период адаптации.

Даже если лично у вас, как у родителей, есть какие – то вопросы к учителям, вам кажется, что нужно что – то делать по другому, все трения должны оставаться между взрослыми. Очень вредны негативные или неуважительные высказывания о школе и об учителях « в семейном кругу», это значительно усложнит адаптационный период, подорвет спокойствие ребенка и уверенность в заботе и согласии между важными для него взрослыми людьми.

Совет третий: ваше спокойное отношение к школьным заботам и школьной жизни очень поможет ребенку. Видя родителей спокойными и уверенными, ребенок почувствует, что бояться школы не нужно.

Совет четвертый: помогите ребенку установить отношения со сверстниками и чувствовать себя уверенно. Особенно это важно для детей, не посещавших детский сад. Объясняйте правила общения со сверстниками, учите помогать друзьям. Хвалите его за общительность, радуйтесь школьным знакомствам. Объясните, что внимание взрослых распределяется на всех одинаково. Учите дружить.

Совет пятый: помогите ребенку привыкнуть к новому школьному режиму. Ребенок привыкает к школе не только психологически, но и физически. С началом школьного обучения резко увеличивается нагрузка на нервную систему, позвоночник, слух, зрение. Если до этого вы придерживались режима дня, то постарайтесь мягко ввести « обновленный». Помогите научиться жить по новому расписанию.

Совет шестой: мудрое отношение родителей к школьным результатам исключит треть возможных неприятностей ребенка. Вы должны знать, что обучение в 1 и 2 классах безотметочное. И нельзя результаты «волшебных линеечек», смайлики, медали переводить в баллы. А уж тем более эти результаты переносить на себя, воспринимать как удар по родительской самооценке. Школьные успехи важны, но это не вся жизнь вашего ребенка. Хвалите ребенка за успехи помогайте со сложностями. Научите ребенка адекватно оценивать себя и свою работу.

Совет седьмой: ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания. Помните: для ребенка что-то не уметь и что-то не знать - это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать.

4. Подведение итогов

Живите во имя своего ребенка, проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую неудачу малыша и радуйтесь даже самым маленьким его успехам. Будьте ему другом, тогда ребенок доверит вам самое сокровенное.

Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем школьной жизни первоклассника.

На столе остался ещё лист бумаги. Обведите на нём свою ладонь. Запишите на бумажных ладошках, чтобы вы хотели организовать в классе. Протяните мне руку помощи. Может вы могли бы мне посоветовать, как строить общение с вашим ребёнком, потому что вы, как родители, знаете его больше.

Может быть, вы посоветуете, как бороться с какими-то вредными привычками наших учеников.

Может, вы предложите какие-то формы работы, направленные на объединение класса.

Может вы можете организовать какую-то интересную экскурсию или провести с детьми беседу воспитательного характера.

Свой листок нужно подписать.

Трудности, которые могут возникнуть у первоклассников.

    В первые дни, недели посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышается температура.

    Первоклассники отвлекаются быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.

    Поведение нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.

    Для детей характерна высокая утомляемость

Первое родительское собрание в 1 классе.

Цель: Знакомство с учителем, требованиями школы и трудностями адаптатации первоклассников

1. Приветствие.

Здравствуйте! Я рада приветствовать вас на первом родительском собрании.

2. Поздравление.

Мне бы хотелось поздравить вас с этим счастливым событием: ваш малыш стал первоклассником! Ваши дети мне очень понравились. Такие открытые и любознательные ребята.

Но, кроме радости, первый год в школе принесет много забот. С этого дня нам придется стать единой командой на школьном корабле. Надеюсь, что плавание по океану знаний будет интересным, радостным и значительным в жизни каждого ребенка и каждой семьи.

3. Представление учителя.

Я имею... педагогическое образование, ... категорию. В школе я работаю с... года.

4. Трудности адаптации первоклассников к школе.

Два вида: физиологические и психологические.

Физиологические:

А) Изменение режима дня ребенка, увеличение физической нагрузки, поэтому необходимо создавать условия для отдыха и двигательной активности.

Б) Обратите внимание на позу ребенка за столом при выполнении домашних заданий, на освещение рабочего места, чтобы предотвратить искривление позвоночника, появления близорукости.

В) Трудность в овладении письмом. Мелкие мышцы кисти руки еще не достаточно развиты, поэтому необходимо помочь детям тренировать руку. Для этого дома больше лепить из пластилина, глины, рисовать карандашами, красками, штриховать карандашом в различных направлениях, вырезать по контуру, рвать бумагу руками, складывать бумагу, складывать мозаику, собирать из конструктора, завязывать шнурки, вязать веревочные узлы, пришивать пуговицы.

Г) Организуйте правильное, витаминное питание, закаливайте детей, максимально развивайте двигательную активность.

(Бывает, что дома ребенок спокойный, тихий, а в школу приходит разрядиться.) Гулять не менее 1 часа в день, не считая дорогу в школу и из нее, школьную прогулку.

В) Воспитывайте самостоятельность и ответственность ребенка.

Не носите портфель, не одевайте дома. Лучше пораньше уложить спать и пораньше разбудить, чтобы дать возможность самостоятельно в своем темпе одеться.

Психологические:

А) дети сейчас очень тревожны, поэтому о школе нужно говорить только положительно, а не пугать двойками. Формируйте познавательную мотивацию. Проявляйте заинтересованность к школьным делам своего ребенка. Ежедневно расспрашивайте его о событиях дня, что делал, что узнал нового, что понравилось в этот день.

Б) повышайте самооценку ребенка, верьте в его силы, поддерживайте его. Чем ниже самооценка ребенка, тем больше трудностей у ребенка школе.

В) исключите меры наказания, хотя бы на три месяца. Пытайтесь убеждать, разговаривать. В крайнем случае, исключите из жизни вредные удовольствия: жвачки, конфеты, компьютер, телефон, телевизор. Не наказывайте запретом прогулки.

Г) Предоставляйте самостоятельность в выполнении д/з, но и контролируйте учебную деятельность.

Д) не забывайте поощрять ребенка и не только за учебные успехи. Помните, что дети сейчас учатся для того, чтобы сделать вам приятно, а уж потом формируется учебная мотивация. Не отбейте желание учиться.

Каждое утро мы встречаемся в 7.45 на улице около крыльца. В школу родители заходят в случае необходимости в бахилах.

Уроки первую четверть идут по три каждый день с 8.00 до 11.00 – 11.20 , что необходимо для облегчения адаптации.

1) 8.00 – 8.35

2) 8.55 – 9. 30

прогулка

3) 10.45 – 11.20

Написать заявления в продленку.

Чтобы первый месяц учебы не стал для ребенка стрессом, а сейчас дети очень тревожны, не рекомендуется оставлять детей после уроков в школе, т. к. они не получают полноценного отдыха.

Письмо. Сейчас идет работа в прописях. Они пишут крючки и палочки. Хотя с первого взгляда это очень похоже на каракули, ни в коем случае не говорите об этом ребенку, ведь он старался. Ребенка надо поддерживать, вселять уверенность, что дальше будет еще лучше. Следите за правильной посадкой, освещением рабочего места.

Правила письма: письмо максимально безотрывное, не обводить, не стирать, не замазывать штрихом, не зачеркивать. Писать сразу правильно, каждый раз сравнивать с образцом.

Математика. Пока работаем в тетрадях на печатной основе, далее заведем обычные. В обычных писать нельзя в крайних клетках.

Сейчас период становления руки и поэтому необходимо тренироваться в написании тех элементов, которые пишем на уроках. Можете завести доп.тетради и тренироваться дома. Домашних заданий, таких как в своё время выполняли вы, нет.

Технология. Для занятий необходимо иметь пластилин, стеки, тряпочку или салфетки, дощечку для лепки. Собрать всё в пакет и подписать.

Цв. бумагу, цв. картон, ножницы с закругленными лезвиями, клей, сушеные листья. Все нужно будет сложить в папку и можно оставлять в кабинете.

ИЗО Акварельные краски 12 цветов (не китайские), 2 кисти толстую и тонкую, гуашь, салфетки, обратите внимание на бумагу: толстые листы, чтобы бумага от воды не морщилась, листы в папке, каждый подписать карандашом в углу.

Физкультура. Спортивный костюм, спортивную обувь. Для зала форму нужно одинаковую. Это для соревнований и к тому же дисциплинирует. Купить всем черные шортики трикотажные. Футболки лучше, если кто-то один на базе купит одинакового цвета.

6. Требования школы к внешнему виду учащихся и к поведению.

Строгий, деловой неяркий стиль. Волосы у мальчиков подстрижены и причесаны, зеркала есть на каждом этаже.

У девочек волосы заплетены, никаких длинных челок. Ногти подстрижены, не накрашены, никаких украшений, кроме маленьких сережек, если уши проколоты. Рубашки, водолазки, блузки однотонные, пастельных тонов. Обязательна сменная обувь.

Подписать все вещи, особенно те, которые дети оставляют в раздевалке. Внешний вид опрятный, обязательно платочек носовой, пригодиться на уроках музыки.

Бегать нельзя, толкаться, обзываться, драться, кусаться, кричать и др.

На прогулке можно побегать по стадиону.

Сотовые телефоны лучше не давать. Дети используют их для игр, оставляют на подоконниках, в столовой. Если есть необходимость, привяжите к портфелю и обговорите случаи использования, звонить только в перемены, режим беззвучный или вибро.

7. Питание.

Питание обязательное двухразовое для детей остающихся в продленку до 2-3 часов и будет организовываться трехразовое для полной продленки до 5 часов.

Стоимость 30 рублей завтрак, 35 рублей обед. Для многодетных, семей с доходом менее 4900 руб. на человека предоставляется бесплатное питание. На одного ребенка выделяется 20 рублей с копейками., поэтому приходиться доплачивать 4,5 руб. в день, но питание отличается от платного, особенно в завтрак. Это каша или пирог с чаем.

Остальным детям часто ко второму дают фрукты, сыр, масло, йогурты, пироги, сосиски в тесте, поэтому дети могут что-то и не съесть. Положите в портфель пакет или можно купить рулон в класс, чтобы забирать излишки домой. А дома проверяйте портфель, чтобы там ничего не сгнило.

Счет на питание пополнять заранее

8. Письменные принадлежности.

Тонкая ручка.

Цветные карандаши.

Веер с цифрами, буквами.

Счетные палочки.

Обложки, закладки.

9. Организация жизни в классе.

Питьевой режим.

Полотенце, мыло,

т. бумагу,

мешки для мусора, корзину для мусора.

Ведро для воды – тряпки мыть

Сделать дощечку для набора букв и сбора меловых крошек.

Наклейки. Безотметочность.

Игрушки, игры, книги.

Цветы, подставки под цветы, вазы

Копия ключа от кабинета.

10. Проведение и организация праздников и дней рождений.

Традиционно я провожу в году 3-4 праздника с чаепитиями и подарками. Первый – это посвящение в первоклассники, новый год, праздник азбуки, выпускной в 1 классе.

Вопрос о подарках на дни рождения.

Для проведения чаепитий надо чайник, скатерть, чашки, тарелки, лучше одноразовые.

Конкурсы: осенних поделок, букетов, макулатуры, тех. творчества.

11. Выборы род. комитета.

Председатель

Бухгалтер

Сборы: филармония, поездки в театр, учебные тетради на печатной основе

Автобус дешевый

Убираться раз в месяц

Сопровождение выездов

Отчет по потраченным средствам на учебные пособия.

12. Детей забирать могут только взрослые. Заявление.

Желаю Вам в новой школьной жизни терпения, успехов, положительных эмоций, чтобы вы смогли вырастить хорошего сына, чудесную дочь.

Первое родительское собрание в 1 классе
Составила Минина Л.В., учитель МБОУ «Центр образования п.
Угольные Копи»
Цель: познакомить родителей с новым миром школы; координация требований семьи и
школы.
Задачи:
1. познакомить родителей с учителем и его жизненными ценностями;
2. познакомить родителей друг с другом;
3. познакомить с трудностями
рекомендации и практические советы по успешной адаптации первоклассников.
перехода ребенка к школьной жизни и дать
4. познакомить родителей с основными направлениями работы в период адаптации
первоклассника;
5. совместно с помощью практических и логических действий выработать основные
закономерности в участии родителей в учебно­воспитательном процессе;
6. анкетирование родителей;
7. выбор родительского комитета, распределение обязанностей.
Ход собрания
Слайд 1.
Педагог: Добрыйвечер, уважаемыеродители! Я рада видеть вас в
нашемпервомклассе. Понимаю, как волнителен для вас момент поступлення ребенка в
школу. Сердечно поздравляю вас и ваших детей с этим етапом взросления. Мне
оченьприятнознакомиться с новими учениками и их родителями, однако момент нашей
встречи характерне еще и тем, что волнуетесь не только вы и ваши дети, но, честно
признаюсь, и я. Понравимсялимы друг другу? Обретемливзаимопонимание и дружбу?
Сможетеливыуслышать, понять и принять мои требования и помогать нашим маленьким
первоклассникам? Именно от этого зависит успех нашей с вами совместной работы. Теперь
у ваших детей все будет по­новому: уроки, учительница, школьные товарищи. Очень важно,
чтобы при этом вы, любящие родители, находились рядом со своїми детьми. Теперь мы с
вами – один большой колектив. Нами предстоит вместе радоваться и преодолевать
трудности, взрослеть и учиться. Для того чтобы нам было комфортно вместе, давайте
познакомимся.
Слайд 2.
Знакомство
Преподаватель знакомится с родителями, называет своё имя, отчество.

Педагог: с одними родителями мы встречаемся впервые, с другими уже знаком. Я рада
всем вам. Приятно видеть родителей, которые привели ко мне своих младших детей,­ для
меня это большая честь. А теперь, чтобы познайомиться с вами, я оглашу список
учеников, а вы, пожалуйста, скажите, здесь ли их родители. (Зачитывается список
класса.)
Возьмите один из листов с вашего стола, напишите на нем свою фамилию и в
скобках фамилию ребенка, если она не такая как у вас.
Ниже напишите, как вы хотите, чтобы я к вам обращалась (по имени, по имени
отчеству).
Сегодня мы будем говорить о том, как помочь ребенку стать школьником, как
сделать, чтобы адаптационный период был менее трудным.
Слайд 3.
“Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает свои первые шаги, а потом
перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает
школа…. Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега”…. Л.Кассиль.
Сл. 4
Скоро прозвенит первый звонок, ваши дети станут первоклассниками. Это
переломный момент в жизни ребенка. Чем же он характеризуется?
Сл. 5
Я буду строго следить за соблюдением дисциплины.
Сл. 6
Вы должны быть готовы к тому, что в первые недели…….
Сл. 7
Нам предстоит с вами очень сложный период школьной адаптации, он
непосредственно связан с понятием «готовность ребенка к школе». Что же включает в себя
это понятие?
Сл. 8, 9, 10, 11
Хочу вам дать некоторые советы, которые помогут ребенку быть успешным
учеником.
Сл. 12
Основой обучения письму является развитие мелкой моторики
От этого зависит почерк и то насколько быстро устает рука при письме.
Сл. 13
Если у вашего ребенка есть проблемы с письмом, значит недостаточно развита
мелкая моторика и е нужно развивать….
Сл. 14
Для математики…..

Одним из важнейших предметов в младшей школе яляется чтение(литература). Когда
ребенок приходит в первый класс, одной из самих сложных задач для него является
овладение быстрым, выразительным чтением.
Наша задача – научить детей правильной работе с текстом. Френсис Бэкон говорил:
«одни книги мы вкушаем, другие проглатываем, и лиш очень немногие дегустируем и
усваиваем». Мы должны научить детей «дегустировать и усваивать книги». Поэтому помимо
техники чтения большое внимание будем уделять пониманию текста. Я вам это рассказываю
к тому, что при подготовке домашних заданий по чтению и чтения в выходные, вы будете
работать не только над техникой, но и над осмыслением текста. Я раздам вам памятку по
правильной работе с текстом, чтобы нам не тратить на это время. Если возикнут вопросы,
зададите их после собрания.
Сл. 15
Школьник должен обладать рядом простых и сложных привычек.
Сл. 16
Эти привычки должны быть сформированы к моменту поступления ребенка в
школу. Но опять­таки не все одинаково готовы к школе и если они не сформированы, то
нужно продолжать над ними работать.
Сл. 17
Чем больше ребенок приучен к самообслуживанию, тем легче ему будет в школе.
Сл. 18
А теперь давайте проверим, готовы ли ваши малыши к школьному обучению.
Давайте, прежде, чем завести разговор о сложном периоде школьной адаптации, проверим,
готовы ли ваши малыши к школьному обучению.
Предлагаю вашему вниманию небольшой тест.
Тест для родителей.
Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.
1. Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?
2. Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?
3. Может ли ваш малыш в течение некоторого времени (15­20 минут) самостоятельно
заниматься каким­либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.)?
4. Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии посторонних
людей?
5. Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как
минимум из пяти предложений?
6. Знает ли ваш ребенок стихи наизусть?
7. Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?
8. Умеет ли ваш ребенок читать, хотя бы по слогам?
9. Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?
10. Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?

11. Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно
перерисовывать небольшие узоры?
12. Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?
13. Умеет ли ваш малыш управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации
из бумаги)?
14. Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать
целый рисунок?
15. Знает ли ваш малыш названия диких и домашних животных?
16. Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним
словом "фрукты" яблоки и груши?
17. Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким­то занятием,
например, рисовать, собирать конструктор и т. д.
Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне
готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у
него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.
Если ваш малыш может справляться с содержанием 10­14 вышеуказанных вопросов, то
вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на
которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить
внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.
В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, вам придется
больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком.
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка. Начало школьного
обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни: надо систематически и
напряжённо трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и
правилам школьной жизни, выполнять требования учителя и т.д. Все дети наряду с
переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего
происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение. Период
адаптации к школе, связанный с приспособлением к её основным требованиям, существует
у всех первоклассников.
Адаптация ­ процесс довольно длительный и трудный. И трудности испытывает не только
первоклассник, но и родитель, и учитель. И если мы разберёмся в них, если научимся
чувствовать друг друга, мы облегчим этот процесс всем, прежде всего нашим детям.
Трудность или лёгкость адаптации зависит от особенности нервной системы;
темперамента; черт характера; адаптационных способностей; адекватного опыта.
Теперь поговорим о школе.
Давайте осознаем, что школа является первым институтом социализации ребенка, в
котором он осваивает необходимый ему социальный опыт. И в этом опыте можно выделить
три главных момента:
­ знания и умения
­ взаимодействие со сверстниками (с людьми близкого социального статуса)
­взаимодействие с педагогами (с людьми более высокого в данной ситуации
статуса).

Какой из них главный? (ответы родителей, аргументы)
Понятно, что выделить главное невозможно: успешность их освоения взаимосвязана. На
этапе адаптации первоклассника к школе – это три основных направления работы
педагогов и, надеюсь, родителей.
Вы должны быть готовы к тому, что обязательно будут происходить конфликты
между детьми.
Важная проблема – научить ребенка реагировать на конфликты. Некоторые родители
считают, что конфликты недопустимы. Они свидетельствуют о плохо организованном
воспитании. Психологи
считают, что полное отсутствие конфликтов приведет к
формированию неуверенности в себе.
Со стороны родителей важно грамотно реагировать на сообщение о случившемся у ребенка
конфликте. Главное здесь – не обещать ребенку наказать обидчика или обвинить его
самого, а оказать ребенку поддержку – ресурс, при помощи которого он смог бы разрешить
конфликт самостоятельно.
Сл. 19
Для ребенка важно найти язык и со взрослыми. В первую очередь ребенок должен
понимать разницу между взрослым и своим сверстником.
Мне бы очень хотелось, чтобы не возникали конфликты между родителями, между
родителями и учителями….
Сл. 20
В этот сложный период ваша задача помочь детям. Помощь должна идти…..
Сл. 21
Организация режима очень важный момент. Правильная организация позволяет
ребенку…..
Сл. 22
Теперь несколько организационных моментов. Телефон!
Сл. 23
Игрушки?
Лучше настольные развивающие игры, кроссворды.
Сл. 24
Запомните! Я не пишу замечаний.
Сл. 25
Хвалить!
Сл. 26
Покажите мне ладошку. А теперь попробуйте сделатьоднойладошкой хлопок. Ну
как? Либо не выходит, либотяжело и рука быстроустает. Согласны? Вашипредложения…
Нужнавтораяладошка. Я предлогаю вам альянс. Я готова дать вам вторую ладошку. Одна
ладонь – вы, другая – я. Давайте попробуем (делаем по очереди хлопки: учитель­

родители). Заметила, что при этомпроцессе все выулыбались. Это же здорово! Я желаю вам
всегдаулыбаться, корда мывместе с вами будем «делать хлопок» в жизни. Хлопок – это
результат действийдвухладоней. Помните 1 правило, какимбыпрофессиональным не былбы
ваш учитель, пусть он будетдажемастером…никогда без Вашейпомощиему не сделать того,
чтоможносделатьвместе. И запомнитесамоеглавное. Вашидети – это тепер и моидети.
НоМоионитолькочетырегода, а Ваши до конца ваших дней. Свою достойнуюстаростьвы
готовите сегодня, и я готова Вам в этомпомочь… Давайте вместезаботиться, помогать,
слышать и слушать друг друга, и у нас все получится.
Сл. 27.
Представьте себе – я дам вам одинаковые цветки по форме и размеру и предложу
их раскрасить.
Как думаете, можно ли будет найти два совершенно одинаковых цветка? (Нет.)
Мы – взрослые люди ПРИ ОДИНАКОВЫХ УСЛОВИЯХ делаем все по­разному.
Отсюда второе наше правило:
­ никогда не сравнивайте своего ребенка с другим! Признайте за своим первоклассником
право на индивидуальность, право быть другим. Никогда не сравнивайте мальчиков и
девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту ­
девочки обычно старше ровесников­мальчиков. Нет кого­то или чего­то лучше или хуже.
Есть ДРУГОЕ! Мы будем сравнивать, но только это будут результаты одного и того же
ребенка вчера, сегодня и завтра. Это называется МОНИТОРИНГ. Это мы будем делать
для того, чтобы ЗНАТЬ, КАК И ЧТО ДЕЛАТЬ С ЭТИМ ЗАВТРА. Это мы будем делать
для того, чтобы расти каждый день. Причем не только в учебе, но и в поступках.
Прислушайтесь к советам психолога.
Совет первый: самое главное, что вы можете подарить своему ребенку ­ это ваше внимание.
Выслушайте его рассказы о школе, задавайте уточняющие вопросы. И помните: то, что
кажется вам не очень важным, для вашего сына или дочери может оказаться самым
волнующим. Если ребенок увидит ваш интерес к его делам и заботам, он почувствует
поддержку. Слушая внимательно, вы сможете понять, в чем ребенку нужна помощь, о чем
следует поговорить с учителем (без ребенка).
Совет второй: ваше положительное отношение к школе и учителям упростит ребенку
период адаптации.
Даже если лично у вас, как у родителей, есть какие – то вопросы к учителям, вам кажется,
что нужно что – то делать по другому, все трения должны оставаться между взрослыми.
Очень вредны негативные или неуважительные высказывания о школе и об учителях « в
семейном кругу», это значительно усложнит адаптационный период, подорвет спокойствие
ребенка и уверенность в заботе и согласии между важными для него взрослыми людьми.
Совет третий: ваше спокойное отношение к школьным заботам и школьной жизни очень
поможет ребенку. Видя родителей спокойными и уверенными, ребенок почувствует, что
бояться школы не нужно.

Совет четвертый: помогите ребенку установить отношения со сверстниками и чувствовать
себя уверенно.
Особенно это важно для детей, не посещавших детский сад. Объясняйте правила общения
со сверстниками, учите помогать друзьям. Хвалите его за общительность, радуйтесь
школьным знакомствам. Объясните, что внимание взрослых распределяется на всех
одинаково. Учите дружить.
Совет пятый: помогите ребенку привыкнуть к новому школьному режиму.
Ребенок привыкает к школе не только психологически, но и физически. С началом
школьного обучения резко увеличивается нагрузка на нервную систему, позвоночник, слух,
зрение. Если до этого вы придерживались режима дня, то постарайтесь мягко ввести «
обновленный». Помогите научиться жить по новому расписанию.
Совет шестой: мудрое отношение родителей к школьным результатам исключит треть
возможных неприятностей ребенка. Вы должны знать, что обучение в 1 и 2 классах
безотметочное. И нельзя результаты «волшебных линеечек», смайлики, медали переводить
в баллы. А уж тем более эти результаты переносить на себя, воспринимать как удар по
родительской самооценке. Школьные успехи важны, но это не вся жизнь вашего ребенка.
Хвалите ребенка за успехи помогайте со сложностями. Научите ребенка адекватно
оценивать себя и свою работу.
Совет седьмой: ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться
чему­то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство
страха ­ плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто
радость жизни и радость познания. Помните: для ребенка что­то не уметь и что­то не знать
­ это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать.
Подведение итогов
Живите во имя своего ребенка, проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за
каждую неудачу малыша и радуйтесь даже самым маленьким его успехам. Будьте ему
другом, тогда ребенок доверит вам самое сокровенное.
Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против трудностей, станьте союзником, а
не противником или сторонним наблюдателем школьной жизни первоклассника.
Верьте в ребенка, верьте в учителя.
1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
2. ВЫБОР АКТИВА РОДИТЕЛЕЙ
3. ЗАПОЛНЕНИЕ АНКЕТ