Урок растения и окружающая среда. Конспект урока: Взаимосвязь органов растения как живого организма. Растения и окружающая среда. Вопросы для обсуждения

Урок: Взаимосвязь органов растения как живого организма.

Растения и окружающая среда.

Биология, 6 класс

Цели: систематизировать знания учащихся о строении и значении органов растений, их взаимосвязи.

Задачи:

Формировать представление о растении как целостном организме на основе обобщения знаний о взаимосвязях в строении и функциях их клеток, тканей, органов и систем органов;

Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, применять знания при решении биологических задач;

Воспитывать бережное отношение к природе.

Результаты обучения: креативность мышления, умение прогнозировать и анализировать, обобщение знаний учащихся, воспитание бережного отношения к растениям.

Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности. Методы обучения: эвристический, частично-поисковый, проблемный

Оборудование: учебник « Биология». Авт: К. Кайым. Р. Сатимбеков, А. Ахметов, Ж. Кожантаева, ватман для постеров, карточки для деления на группы, маркеры. инструктивные карты с заданиями, оценочный лист.

ФОПДУ: коллективная, групповая, индивидуальная.

Ход урока

    Организационное начало урока.

Эмоциональный настрой и деление на группы
“Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, синяя, зеленая, жёлтая, белая. Посмотрите на них и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. (Учащиеся занимают места в группах согласно цвету полоски)

II . Стадия вызова

1.Целевая установка:

На предыдущих уроках мы с вами познакомились с органами растительного организма. Вы уже знаете, из чего состоит организм растения. А чем же мы будем заниматься на этом уроке?

Выскажите свои предположения.

2.Проверка знаний и умений.

По ходу урока заполняется оценочный лист

Задание № 1

Учитель : Чтобы узнать, как вы усвоили материал об органах растения, поиграем в игру “Сортировка» У вас на столах находятся карточки с изображением органов растения , а вы выберите только те, которые относятся к группе органов, написанных на ваших постерах и приклейте их. Работа проводится по группам: 1-я и 3-я и 5-я группы выбирают изображения органов, составляющих вегетативную систему, а 2-я и 4-я – генеративную. Не забудьте подписать свои фамилии, так как работа будет оцениваться.

Правильные ответы

Вегетативные органы: лист, стебель, корень.

Генеративные органы: цветок, плод, семя.

(Происходит взаимопроверка работ. Заполнение оценочных листов)

Критерии оценок: за каждый правильный ответ-1 балл.

III . Основная часть. Стадия осмысления

    Тема урока (записывают в тетрадь: Взаимосвязь органов растения как живого организма. Растения и окружающая среда ).

Цель урока: доказать, что клетки, ткани, органы и системы органов находятся в тесной взаимосвязи и совместно обеспечивают жизнедеятельность организма.

    Постановка познавательных задач

(записаны на листах у каждой группы):

1. Какие уровни организации выделяют у растений?

2. Какая связь прослеживается между отдельными органами цветкового растения?

3. Чем достигается согласованная работа всех структур организма от клеток до системы органов?

4. Какие условия необходимы для проявления всех свойств жизни у организмов ?

3. Решение познавательных задач:

Решение нашей первой познавательной задачи начнём с того, что вспомним, какие уровни организации живых организмов вы знаете.

Перед вами лежит инструктивная карта, найдите на ней задание №2 «Цепочка»

Догадайтесь, о каком биологическом термине идёт речь, а ответ впишите в прямоугольник, соответствующий номеру вопроса.

    Наименьшая часть любого живого организма – это... ... ... (клетка).

    Группа клеток, сходных по размерам, строению и выполняемым функциям, образует... ... ... (ткань).

    Часть тела, выполняющая определённые функции, имеющая определённое строение, форму и расположение – это... ... ... (орган).

    Связанные между собой органы, объединённые общей работой, составляют... ... ... (систему органов).

    Тогда, любая биологическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов и функционирующая как единое целое будет называться... ... ... (организмом).

Ответ

Клетка ---ткань--- орган----система органов ---организм растения.

Учащиеся оценивают вою работу согласно критериям. Выставляют баллы в оценочный лист.

Критерии оценки: за каждый правильный ответ-1 балл.

Таким образом, клетки, объединяясь, образуют ткани, а из тканей состоят органы. Органы образуют живой организм

4. Актуализация опорных знаний:

Давайте вернёмся к схеме, какой уровень организации следует после ткани (Ответ уч-ся). Назовите, какие органы есть у цветкового растения?

Задание № 3:

1 Не рыли, не бурили, а воду добыли (корни)

«Корень» .

о корне.

2 группа – обучающимся предлагается загадка :

Вверх по стене крутой,
По бетонке литой,
Многоножка ползет,
С собой листья везет.

(стебель)

Следовательно, ваша группа получит название – «Стебель»

И вы будете обобщать информацию о стебле

3 группа – обучающимся предлагается загадка:

Из почек появляются,

Весною распускаются,

Летом шелестят,

Осенью – летят.

(листья)

Следовательно, ваша группа получит название – «Лист».

И вы будете обобщать информацию о листе.

4 группа – обучающимся предлагается загадка:

Есть чашечка, да не разобьешь,

Есть венок, да не разовьешь,

Есть тычины, да очень хрупки,

Есть пестик, да без ступки:

И все это-вместе

Да на своем месте.

( цветок )

Следовательно, ваша группа получит название – «Цветок».

И вы будете обобщать информацию о цветке.

5 группа – обучающимся предлагается загадка:

В малой хатке, в спаленке,

Спит ребенок маленький;

В кладовой еда лежит,

Как проснется - будет сыт.

( семя )

Следовательно, ваша группа получит название – «Семя».

И вы будете обобщать информацию о семени.

5. Организовывается работа в пяти группах

Группы получают листы - задания.

Работают с различными источниками информации.

Задание 4: Осуществление деятельности « Заполни таблицу».

1. Используя учебник и другие источники информации заполните таблицу «Взаимосвязь органов растения».

2. Сделайте вывод о значимости органа в жизни растения.

Органы растения

Функции органа

Особенности строения органа

Первая группа –«Корень», вторая группа-«Стебель», третья-«Лист», четвёртая- «Цветок», пятая-«Семя».

Органы растения

Функции органа

Особенности строения органа

Значение органа, связь с другими органами.

Корень

-опорная

-минеральное питание

-вегетативное размножение

боковые корни, корневые волоски

зоны корня

всасывает воду и минеральные соли для всех органов

Стебель

- проводящая

-опорная

-запасающая

фотосинтезирующая (для зеленых)

Луб, ситовидные трубки (проводящая ткань) по ней передвигаются органические вещества; сосуды древесины-минер.

вещества;

сердцевина -запас питательных веществ

проводит питательные вещества ко всем органам.

Цветок

половое размножение

образование плода и семян

пестик – женский орган размножения;

тычинки – мужские органы.

Образование плодов, семенное размножение

Лист

фотосинтез

газообмен

испарение воды

устьица
межклетники

столбчатая ткань – много хлоропластов

участвует в жизненно важных процессах: фотосинтезе.,дыхании, испарении воды

Семя

Развитие проростка

Размножение

расселение

Семядоли. Зародыш, эндосперм,

Семенная кожура

Сохранение вида

размножение

Каждая группа защищает свою работу у доски. Взаимооценка работ по критериям:

Полный ответ-3 баллов;

Неполный ответ- 2 балла;

Неправильный ответ- 0 баллов.

6. Инсценировка «Спор»

(У доски органы растения: стебель, лист, корень, цветок, плод. Все ученики в костюмах. Слова автора говорит учитель.)

Разыгрывается задача следующего содержания: между органами растения идет спор.

Учитель: Поспорили однажды корень, стебель, лист, цветок и плод, кто из них важнее? Расшумелись, поссорились, решили даже жить отдельно.

Спор органов (выступление учащихся)

Корень: Я -корень! Всех сильнее я, и очень важен. Что без меня растению не жить, кто с этим будет спорить? Водою я снабжаю всех, и удержаться в почве без меня никто не сможет. Мы, даже у маленьких растений бываем большими. Вон у свеклы, где тебя стебель и не сыщешь, я достигаю двух метров в длину и «хожу по воду».

Стебель : Нет, главный - я! Кто без меня даст листьям воду, доставит к свету их и запасти поможет в клубнях пищу людям? Я такой важный, такой крепкий, удерживаю такую большую тяжесть и выношу листья, цветки, плоды к свету, к теплу, к солнцу».

Лист : Но что же будет без меня, ведь это я свет солнечный ловлю и углекислый газ я поглощаю, и очищаю воздух я вокруг, и воду я с растенья испаряю. Так может, я главнее всех? Мы тоже бываем очень большими. Например, у монстеры только листовая пластинка достигает метра длиной. Кроме того, я синтезирую органические вещества для всех органов, да и другие функции выполняю».

Цветок: «Нет ничего лучше и полезнее меня, ведь только из меня образуется плод, а он так нужен всем!»

А плод говорит: « А я ……., А я …..».
Учитель: Словом тоже стал утверждать своё превосходство.

Вовремя вмешался в разговор человек. Примирил спорщиков. Что сказал человек листьям, стеблям и корням? Ребята, как вы думаете, кто из них прав? Кто из органов, для растения самый главный? Почему?

7. Мозговой штурм.

Для того, чтобы ответить на этот вопрос давайте подумаем, что произойдёт, если работа какого-либо органа будет нарушена?

Каждая группа выдвигает свои версии.

Так что же сказал Человек органам растения?

Вывод : все органы растения – важны, они взаимосвязаны. В работе организма участвуют все органы взаимосвязано . В листьях образуются органические вещества, они необходимы для питания всех органов, поэтому стебель обеспечивает передвижение питательных веществ к корню, а из корня вода и минеральные вещества поступают в листья тоже через стебель. Если разрушить стебель – транспорт прекратится. Это пример взаимосвязи органов в растении. Поэтому повреждение любой части организма (корня, стебля, листа) может стать причиной гибели растения.

Чем достигается согласованная работа всех структур организма от клеток до системы органов?

Гормоны вырабатывают определённые клетки растений, такие вещества называют фитогормонами . Они управляют ростовыми процессами. Одни из них стимулируют рост, другие – замедляют.

Вывод: работа органов и систем органов растения регулируется гормонами.

Физминутка

Я считаю, что сейчас как раз время проверить согласованно ли работают ваша нервная и мышечная системы. Проделаем упражнения на внимание. Вы должны выполнять те команды, которые я называю, а не повторять те движения, которые я показываю.

1. Встали.

2. Дотянулись правой рукой до левого уха. (Я достаю пальцем кончика носа)

3. Присели. (Я касаюсь уха)

4. Встали. (Я хлопаю в ладоши)

5. Достали указательным пальцем правой руки кончика носа.

6. Вытянули руки вперёд. (Я развожу руки в стороны)

7. Руки в стороны. (Я вытягиваю руки вперёд)

8. Опустили руки.

9. Сели на места.

У нас осталась нерешённой одна познавательная задача:

Какие условия необходимы для проявления всех свойств жизни у организмов?

Чтобы её решить, необходимо вспомнить основные свойства живого. Откройте стр. 5, прочитайте 4-й абзац и назовите мне признаки живых организмов.

Снова посмотрим на уровни организации растительного и животного организмов. Что образуют системы органов? Организм. Организм – открытая биологическая система, состоящая из взаимосвязанных и соподчинённых частей, особенности, строения которых определены их работой как единого целого.

При каком условии может существовать организм?

Вывод: организм может существовать только при обмене с окружающей средой веществами и энергией .

IV . Закрепление знаний, полученных на уроке:

Ребята, подумайте и ответьте на вопросы: (слайд16)

1.Зачем бороться с колорадским жуком, если он ест листья картофеля, а человек клубни?

2.Зачем при высадке рассады (капусты, помидоров) у этих растений прищипывают главный корень?

Учащиеся высказывают предположения.

V . Рефлексия.

Фронтальная беседа.

1. Что мы делали сегодня на уроке и с какой целью?
2. Мне было интересно…

    Мы сегодня разобрались…

    Мне было трудно…

    На следующем уроке я хочу…

Итог урока.

Сегодня на уроке мы обобщили и систематизировали органы растения, установили взаимосвязи органов и доказали. Что организм растения - единое целое. Изученный сегодня материал очень важен для успешного дальнейшего изучения курса биологии. Мы рассмотрели примеры связи строения и функций клеток, тканей, органов и систем органов.

Оценки детям, выставляются согласно оценочных листов

VI . Организация домашнего задания:

1. Повторить изученный материал о корне, листе, стебле, цветке, семени, плоде.

2. Желающим предлагается творческое задание:

Сочинить рассказ или сказку о взаимосвязи органов и систем органов

Составить кроссворд «Органы растения»

Написать сказку « Путешествие по растению»

Список использованной литературы:

    Кайым К., Сатимбеков Р., Ахметов А., Кожантаева Ж. Биология. – «Атамұра», 2015г.

    Сонин Н.И.Биология: Разработка уроков с использованием новых педагогических технологий: 6 класс.- Москва, 2009г.

    Ляшенко Н.В., Попова Е.В., Артёменко В.П., Маслак Е.Н.Биология. 6-1 классы: секреты эффективности современного урока.- Волгоград: Учитель.2011г.

    Поддубная Л.Б. Нестандартные уроки биологии. 6 класс.- Волгоград: ИТД « Корифей», 2007г.

    Коновалова С.Н. Сборник развивающих задач по ботанике.- Кокшетау: « Келешек-2030», 2008.

Для жизни растений необходимы определенные условия. Условия жизни зависят от влияния различных факторов природы. Важнейшую роль в жизни растений играют факторы неживой природы: свет, вода, температура, минеральные соли. На растения влияют также и факторы живой природы: деятельность различных живых организмов, в том числе и человека.

Свет необходим для жизни растений. Без него не образуется хлорофилл и не идет фотосинтез . Свет нужен для нормального роста растений: у затененного растения побеги поблекнут и станут длиннее и тоньше 111.

Но не все растения требуют яркого освещения. Например, кислица, грушанка, мятлик лесной и другие растения растут в тенистых местам 112 . Листья этих растений темно-зеленые. Они содержат большое число хлоропластов, способных улавливать рассеянный свет.

Тепло также необходимое условие жизни растений. Одни из растений теплолюбивы, а другие холодостойки. Теплолюбивые растения - южане по происхождению. Из культурных растений это кукуруза, фасоль, тыква, огурцы, томаты. Большинство растений средней полосы и северных районов нашей страны холодостойки. Семена их способны прорастать при температуре 1-3 °С, а всходы их свободно переносят легкие весенние заморозки.

Вода нужна растениям. Она входит в состав цитоплазмы и клеточного сока каждой живой клетки. Без воды не могут передвигаться по растению питательные вещества, не происходит фотосинтез; благодаря испарению растения не перегреваются.

Потребность в воде у разных растений различна. Например, кувшинка живет в воде 113 . Растения, подобные капусте , растут на суше, но им необходимо много воды. Кактусы и некоторые другие растения нуждаются в небольших количествах воды 114 , 115 . Это объясняется тем, что эти растения накапливают запасы воды в различных органах: кактусы - в стебле, молодило - в сочных листьях, а хлорофитум - в особых вздутиях на корнях.

Из воздуха растения при дыхании поглощают кислород, а при фотосинтезе - углекислый газ.

Минеральные вещества поступают в растения из почвы, но из них растениям больше всего нужны те, что содержат азот, фосфор и калий. В очень небольших количествах необходимы растениям бор, марганец, железо.


Кроме того, на растения влияют окружающие их живые организмы - животные, другие растения и микроорганизмы. Животные питаются растениями, опыляют их, разносят плоды и семена. Крупные растения могут затенять молодые, мелкие. Некоторые растения используют другие в качестве опоры. Микроорганизмы, разлагающие растительные остатки, обогащают почву перегноем и минеральными веществами, которые доступны растениям.

В свою очередь растения влияют на окружающую среду. Они изменяют состав воздуха: увлажняют его, поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Растения изменяют состав почвы . Они поглощают из нее одни вещества и выделяют в нее другие. Корневые системы растений закрепляют склоны оврагов, холмов, речных долин, предохраняя почвы от разрушения. Лесные посадки защищают поля от суховеев. Растения, испаряющие много влаги, например эвкалипты, могут быть использованы для осушения заболоченных территорий.



Деятельность человека оказывает многообразное влияние на природу. Человек осушает болота и орошает засушливые земли.

Создавая благоприятные условия для выращивания сльскохозяйственных культур. Он выводит новые высокопродуктивные и устойчивые к заболеваниям сорта растений. Человек борется с сорняками и способствует распространению ценных растений.

Но деятельность человека может оказывать и отрицательное воздействие на природу. Так, неправильное орошение может вызвать заболачивание и засоление почв и привести к гибели растений. Вырубка лесов часто приводит к разрушению плодородного слоя почвы и даже образованию пустынь. Подобных примеров можно привести много, и все они свидетельствуют о том, что человек оказывает огромное влияние на растительный мир и природу в целом.

Первый шаг к пониманию отдельных особей или популяций животных - изучение их взаимосвязи с окружающей средой. Среда, которая служит местом обитания различных организмов, должна включает в себя биотические (живые) и абиотические (неживые) компоненты окружающей среды для полноценной жизнедеятельности животных. Абиотические компоненты взаимосвязи окружающей среды и животных включают огромный диапазон характеристик, примером которых являются:

  • температура;
  • влажность;
  • кислород;
  • ветер;
  • состав почвы;
  • длина светового дня;
  • высота над уровнем моря.

Биотические компоненты окружающей среды включают в себя:

Животным, как и всем живым организмам для нормальной жизнедеятельности требуется энергия, которая поддерживает следующие процессы: движение, питание, пищеварение, размножение, рост и работу. В зависимости от источников получения энергии, организмы могут быть разделены на две следующие группы:

  • Автотрофные - организмы, которые получают энергию из солнечных лучей (в случае зеленых растений) или неорганических соединений.
  • Гетеротрофные - организмы, который используют органические материалы, как источник энергии.

Животные гетеротрофы, получают энергию путем употребления и переработки других организмов. Когда ресурсы ограничены или условия окружающей среды ограничивают способность животных добыть себе еду для нормальной жизнедеятельности, метаболическая активность животных может снизиться, чтобы сохранить энергию до наступления лучших условий. Различные типы метаболического покоя включают в себя:

  • оцепенение - время снижения метаболизма и температуры тела в ежедневных циклах активности;
  • спящий режим - время снижения метаболизма и температуры тела, которое может длиться на протяжении нескольких недель или даже месяцев;
  • зимний сон - периоды бездействия, в течение которого температура тела существенно не изменяется, благодаря чему животные могут быстро пробуждаться и становятся активными;
  • летняя спячка - период бездействия животных, который помогает пережить длительные летние засухи.

Экологические характеристики (температура, влажность, наличие пищи, и так далее) может изменяться с течением времени и местом. Животные приспособлены к определенному диапазону значений для каждого признака. Диапазон экологической характеристики, к которому адаптировано животное - называют его диапазон допуска для этой характеристики. В пределах допуска животного является оптимальный диапазон значений, при которых оно является наиболее успешным. Иногда, в ответ на длительные изменения окружающей характеристики, физиология животных подстраивается, чтобы приспособиться к изменениям окружающей среды в этом сдвиге диапазона допуска. Опыт животных в ответ на изменившуюся окружающую среду, называется акклиматизация или адаптация к новым условиям.

Мир растений очень древний и существовал на планете еще задолго до появления человека. Растения населяют огромные пространства суши. Они населяют степи, тундру, заселяют водоемы. Их можно встретить даже в Арктике. Они приспосабливаются даже к голым, отвесным скалам и сыпучим, сухим пескам.

Сегодня мы с вами поговорим об их роли в природе, узнаем, каково влияние растений на окружающую среду и почему они важны для существования жизни на земле.

Как растения влияют на природу?

Зеленые растения, населяющие планету, создают все условия для жизни живых организмов. Растения, как известно, выделяют кислород, без которого невозможно дыхание. Они являются основной пищей для очень многих живых существ. Даже хищники и те зависят от растений, так как их потребляют животные - объекты их охоты.

Листья деревьев, высокие травы создают мягкий влажный микроклимат, так как они защищают землю от палящих лучей солнца, иссушающих ветров. Их корни удерживают почву от сползания, так как скрепляют ее, не дают образовываться оврагам.

Растения осуществляют фотосинтез. Потребляя углекислый газ и воду, они производят полезные вещества, которые становятся ценнейшим источником питания. Зерно, овощи, фрукты - все без чего не может обойтись человек - все это растения.

Кроме того они формируют газовый состав воздуха, которым дышат живые существа. В процессе осуществления фотосинтеза, они выделяют в окружающую атмосферу примерно 510 тонн дополнительного кислорода за год. К примеру, всего 1 гектар полей, где растет кукуруза, выделяет за год около 15 т свободного кислорода. Этого достаточно для того, чтобы могли свободно дышать 30 человек.

Как мы видим, растения оказывают огромное влияние на окружающий среду - на все элементы биосферы (животный мир, людей и др.)

Роль лесов в окружающей среде

Значение лесов для существования всего живого невозможно переоценить. Лесные массивы имеют огромное промышленное значение. Помимо этого леса - огромный географический фактор, влияющий на ландшафт, на общую биосферу. Недаром их называют зеленым золотом, ведь именно лес неоценимый источник питания и
лекарственного сырья.

Кроме того, известна огромная роль леса в формировании экологии, он регулирует круговорот всей влаги на планете, препятствует возникновению водной, а также ветровой эрозии, удерживает на месте сыпучие пески, смягчает тяжелые последствия засухи.

Именно природные леса, массивы зеленых насаждений оказывают влияние на газовый баланс атмосферы, влияют на температуру поверхности земли, тем самым регулируя разнообразие и численность животного мира на той или иной территории.

Всем известно благотворное влияние лесов на здоровье людей. Например, неоценима польза хвойных деревьев на состояние больных легочными заболеваниями, в том числе туберкулеза. Ведь сосновые боры выделяют фитонциды, ценные вещества, способные уничтожать болезнетворные микроорганизмы.

Зеленые насаждения и природные лесные ландшафты помогают городам не задыхаться от загазованности воздуха, защищают небольшие поселки от пыли, копоти. Как установили ученые, на озелененной улице в атмосфере содержится в три раза меньше вредных веществ, чем на улице, где мало или нет деревьев.

Растения в жизни человека

Дикорастущие растения оказывают непосредственное влияние на нашу жизнь. Помимо того, что они помогают людям дышать, очищают атмосферу, они являются важнейшей частью селекционного процесса при создании новых сортов пищевых, сельскохозяйственных культур. Как итог - большая часть растений (злаки, овощи, фрукты и т. д.), которые являются продуктами питания, были произведены когда-то посредством окультуривания дикорастущих растений.

Неоценима их роль в медицинской науке. Именно лекарственные травы, кустарники, цветы, плоды и т. д, служат источником для производства многих лекарственных препаратом для лечения людей и животных.

Влияние комнатных растений

Как выяснили ученые, на окружающую среду, самого человека влияют не только дикорастущие, но и комнатные растения. Все они являются природными фильтрами, очищающими воздушную среду. Например, доказано, что наличие даже нескольких комнатных растений в жилой комнате снижает в несколько раз содержание опасных вирусов, бактерий, вредных веществ в воздухе. Поглощая вредные вещества, комнатные растения обогащают атмосферу помещения кислородом.

Помимо этого комнатные растения влияют на психологическое здоровье человека. Например, те домашние любимцы, которые имеют форму пирамидок, наполняют человека творческой энергией, активизируют психику, мышление. Поэтому их советуют располагать в кабинетах, офисах или дома в гостиной. А растения, имеющие крону формы шара, наоборот, действуют успокаивающе. Поэтому их рекомендуется помещать в спальню, комнату для отдыха.

Домашние любимцы воздействуют на человека и своим внешним видом. По утверждениям специалистов, холодный цвет, например, такой как у традесканции умиротворяет, успокаивает. Поэтому на этот цветок полезно смотреть перед сном. А вот яркие, красные цветки герани и другие, ярко цветущие растения дарят бодрость, повышают настроение и аппетит. Их ставят в столовую или кухню.

Таким образом, любые растительные организмы являются необходимым звеном в цепи взаимосвязанных явлений природы, из которых и состоит окружающая среда.

Растительный мир является неотъемлемой составной часть природы. Он насчитывает около 500 000 видов всевозможных растений, которые имеют различное строение и отличаются условиями произрастания. Животный мир и растения совместно формируют природную среду, которая необходима для жизнедеятельности человека. Растения — это основные продуценты органического вещества на Земле и первое звено в цепи питания. Различные растения можно встретить во всех природно-климатических зонах нашей планеты. В пустынях, составляющих почти треть суши Земли, где практически нет высших растений, в изобилии встречаются водоросли, лишайники, бактерии. Шестая часть суши покрыта лесами. Есть также возделанные земли, где растут культурные растения. Растительность встречается и на больших глубинах в морях, океанах или пресноводных водоемах. Даже в Арктике и Антарктика или на высоких снежных горных вершинах тоже встречаются растения.

Природно-климатические условия На Земле могут сильно отличаться. В зависимости от этого сформировались различные типы растительного покрова, которые характеризуются определенными фитоценозами .

Все существующие живые организмы подвергаются воздействию различных факторов: абиотических, биотических и антропогенно-техногенных. Экологическим фактором называется любое условие окружающей среды, которое оказывает прямое влияние на живые организмы во времени и в пространстве. Следовательно, существование и развитие любых организмов зависит от целого комплекса экологических факторов.

Хотя в природе экологические факторы действуют на организмы комплексно, нельзя исключать специфики отдельных факторов. Хорошим доказательством этого являются экотипы растений, выделенные по различным экологическим факторам: свету, температуре, степени увлажнения среды и т.п.

Роль воды в жизни растений

Из большого количества различных частных условий жизни рассмотрим воду. Хотя влажность по своему значению уступает температуре, ее вполне можно отнести к основным экологическим факторам. Влажностью называют количество водяного пара в воздухе. Вода и влажность — основа жизни. Все организмы на Земле сначала были водными, затем, хотя они и завоевали сушу, но свою зависимость от воды не утратили. Вода является составной частью всех живых организмов на нашей планете.

Основную массу воды растения получают из почвы. Практически полностью (97-99%) эта вода испаряется через листья. Такое испарение охлаждает листья, а сам процесс испарения называется транспирацией . Благодаря такому испарению происходит транспорт ионов: сперва через почву к корням растений, затем транспорт ионов между клетками растений и т.д. Вода является необходимой частью живого вещества, и потеря воды в в известных количествах приводит к неизбежной гибели.

Т.к. вода жизненно необходима для живых организмов, их местообитания зависит от их потребностей. Например, постоянно живут в воде водные организмы . Гидрофиты могут проживать лишь в очень влажных средах. Для мезофитов характерна умеренная потребность в воде либо в воздухе средней влажности. Такие организмы встречаются, как правило, в умеренном поясе. Ксерофиты в отличии от них проживают в сухих местах обитания. Главным образом, это пустынные регионы. Ксерофиты часто приспосабливаются при помощи морфологических изменений, например, редукцией вегетативных органов, в первую очередь листьев.

Влажность оказывает большое влияние и на жизненные функции организмов. К примеру, половое воспроизведение споровых растений возможно только при наличии капельно-жидкой среды (туман, дождь) в этот период жизни.

Вода относится и к экологическим лимитирующим факторам. А количество осадков, влажность, сухость воздуха и прочие категории являются основными экологическими факторами.

Таким образом, основой формирования любых свойств или признаков организмов всегда существовал или существует какой-то один либо несколько ведущих факторов, которые действуют через многосложный комплекс жизненных условий.