Северо-Восточная Русь в XIV-XV веке. Образование Московского государства. Северо-восточная русь Освобождение Руси из-под ига монголо-татар, возрождение промыслов и развитие культуры

Монголо-татарское нашествие нанесло русской культуре непоправимый урон. С начала XIV в. она возрождается.

Литература

1. Одним из самых распространенных жанров становится историческая повесть, в которой замысловато совмещались исторические факты с литературным вымыслом. Авторы произведений при этом часто использовали гиперболизацию (преувеличение). Большое распространение получили такие повести, как «О Щелкане Дудентьевиче», «О разорении Рязани Батыем» и др. Пропитаны духом оптимизма, патриотизма произведения, которые одухотворили русскую культуру после славной победы в Куликовской битве 1380 г. Ей посвящены известные исторические повести «Сказание о Мамаевом побоище» и «Задонщина».

2. Очень популярным был и другой литературный жанр – «хождения» – описания путешествий в далекие страны. Так, например, тверской купец Афанасий Никитин в «Хождении за три моря» (относится к третьей четверти XV в.) живописал свое далекое путешествие в Индию.

3. Жанр агиографии (житий святых) на Руси так же получил распространение. Характерно, что из византийской, болгарской литератур был заимствован стиль «плетения словес», который предполагал пышность, помпезность. В этом стиле, в частности, выдержаны жития Сергия Радонежского, Стефана Пермского, написанные Епифанием Премудрым (начало XV в.).

4. Развивалось летописание: многие летописей, в том числе одна из более ранних, Лаврентьевская (1370-е гг.), сохранились до нашего времени в оригинале. В 1442 г. начал создаваться «Русский хронограф» – описание всемирной истории, которое составил Пахомий Логофет.

5. В ходе обличения ереси новгородский священник Геннадий Гонзов в конце XV в. составил первый русский кодекс Библии. С этого же времени появляются полемические трактаты оппонентов внутри-церковных групп: «осифлян»(Иосиф Волоцкий) и «нестяжателей» (Нил Сорский).

Архитектура

В Новгороде было построено большое количество небольших каменных церквей (Ковалевская, Спаса на Ильине улице, Волотовская и др.).

В Московском княжестве первые каменные постройки – храмы в Звенигороде и Загорске, собор Андроникова монастыря в Москве. В 1367 г. возведены первые белокаменные стены Московского кремля. Во второй половине XV в. кремль был значительно перестроен: возведены новые стены, построены красивые соборы: Успенский (1476–1479), архитектор – итальянец Аристотель Фиорованти; Благовещенский (1484–1489), построен псковскими мастерами; Архангельский (1505–1509). Для торжественных приемов построена Грановитая палата (1487–1491).

Живопись

Во второй половине XIV – первой половине XV в. творили два великих русских живописца – Феофан Грек и Андрей Рублев. Совершенства они достигли в иконописи. Феофан Грек был автором фресок в московском храме Рождества Богородицы, участвовал в росписи Архангельского собора.

Для стиля Феофана Грека в иконописи характерны:

1) выбор ярких сочных красок;

2) эмоциональность;

3) экспрессия.

Для произведений Андрея Рублева характерны:

1) высокий духовный пафос;

2) проникновенность, человечность образов.

25. «Судебник» 1497 г.

Москве при великом князе Иване III Васильевиче в 1497 г. был составлен и утвержден новый законодательный кодекс, который вошел в отечественную историю под названием Судебник 1497 года.

Судебник 1497 года - это первый сборник законов единого централизованного Русского государства. В нем были отражены нормы гражданского, уголовного и других видов права. В частности, изменялись правила проведения судебных заседаний в уездах. Главными судьями объявлялись княжеские наместники. Но чтобы суды проводились честно, за судебными заседаниями должны были следить представители местных жителей - старосты и выборные «лучшие люди». Таким образом, в Судебнике было показано, что великий князь Московский уважает древние вечевые традиции и опирается не только на своих государственных чиновников, а учитывает и народное мнение.

Судебник регулировал отношения собственности и положение различных групп городского и сельского населения. В том числе, в Судебнике впервые вводилось ограничение права перехода крестьян от одного владельца к другому. Обычно такие переходы происходили после окончания полевых работ: если крестьянину не нравилось жить у одного владельца он, в соответствии с древним обычаем, мог уйти к другому. Но в разных районах страны правила перехода были различны. Теперь устанавливался единый для всех срок перехода крестьян - неделя до и неделя после осеннего праздника Святого Георгия Победоносца (26 ноября, по новому стилю - 9 декабря). На Руси Святого Георгия издревле звали Юрием, потому и этот осенний день получил именование Юрьев день. В соответствии с нормами Судебника, за свой переход крестьянин должен был заплатить прежнему владельцу определенную сумму денег. Эта выплата называлась «пожилое», и в разных районах составляла от полтины до рубля. Современные ученые считают, что введение Юрьева дня стало началом законодательного оформления крепостного права.

26.Государственно-политический строй России во второй половине 15-начале 16 в. Иван 111 «Государь Всея Руси».

Политический строй русского государства рубежа XV-XVI вв. развивался в сторону усиления централизации и дальнейшего возвышения власти московского государя. Последнее было неизбежным следствием завершения процесса собирания Москвой великорусских земель в единое государство и превращение великого князя московского в политического вождя всей русской нации. Осознание этого положения выразилось в принятии Иваном III титула "Государя всея Руси".

Им последовательно проводится мысль о божественном происхождении своей власти /титул: "Иоанн, Божиею милостью Государь..."/. Утверждению этой мысли служил установленный Иваном III порядок занятия престола - через торжественный церковный обряд "венчания" великокняжеским венцом. Важную роль в возвышении монархической власти сыграл брак Ивана III с последней византийской царевной Софьей Палеолог /1472 г./ Тем самым русский государь как бы выступил политическим преемником византийских императоров. В употребление стали вводиться титулы "царь" и "самодержец". Последний первоначально означал самостоятельного государя, не подчиненного ничьей внешней власти. Однако уже Иван III начинает толковать титул "Самодержца" как имеющий значение неограниченной власти монарха.

Фактором, ослаблявшим великокняжескую власть, являлась незавершенность процесса централизации страны, прежде всего отсутствие разветвленного государственного аппарата управления. Существовало всего 2 общегосударственных ведомства:

"Дворец" - ведал землями великого князя и решал земельные споры;

"Казна" - государственная канцелярия, руководившая финансами и внешней политикой.

Управление отдельными территориями осуществлялось Москвой через наместников, которыми назначались московские бояре. Их именовали "кормленщиками", поскольку они полностью содержались местным населением -"кормились" за его счет. "Кормление" давалось на срок от одного до трех лет.

С конца XV в. постоянный характер приобретает Боярская дума. Однако ее состав был невелик - ок. 20 человек, и возможности ограничены - она была лишь совещательным органом, с которым царь только обсуждал и координировал свои предложения. Такое положение не удовлетворяло боярство, которое стремилось противодействовать самовластным устремлениям московских государей. Боярство не было противником единства страны, но его политическим идеалом была ограниченная монархия, при которой власть царя сочеталась бы с властью боярского совета, выполняющего правительственные функции.

Среди боярской знати были и сторонники сословно-представительной монархии. Их идеолог князь Курбский допускал участие народа в управлении страной через всесословный Земский собор.

С конца XV в. начинает складываться единая исполнительная власть в лице новых органов управления - "приказов". Приказы выросли из временных поручений, даваемых боярам. Для выполнения поручений /приказов/ боярин подбирал грамотных чиновников - "дьяков", создавал особое присутственное место - "избу".

Дьяки, как реальные исполнители предначертаний великокняжеской власти, стали играть все более значительную роль в государственном управлении. Специализируясь на выполнении определенных поручений /финансовых, дипломатических, военных/ дьяки подготовили создание органов управления с функциональным, а не территориальным распределением дел.

История России с древнейших времен до конца XX века Николаев Игорь Михайлович

Северо-Восточная Русь в XIV–XVI вв.

В землях Владимиро-Суздальского княжества увеличивалась численность населения в междуречье Оки и Волги. Эти территории находились сравнительно далеко от восточных границ Руси и были менее уязвимы со стороны Золотой Орды, что вело к увеличению пахотных земель, широкому распространению трехполья. Здесь возобновлялись многие утраченные ремесла и промыслы. Главным фактором в социальном развитии Северо-Восточной Руси являлся интенсивный рост феодального землевладения, где господствующей формой собственности была вотчина. Владельцем вотчины мог быть князь, боярин и даже монастырь. Чтобы лучше развивать свою вотчину, а также иметь военную поддержку, ее владельцы часть земли передавали дворянам (они составляли двор князя или боярина) в условное землевладение. Такие земельные владения назывались поместьем. Класс феодалов состоял из князей, бояр, дворян, а также церковных феодалов. С середины ХIV в. наблюдается значительный рост монастырского землевладения. Золотоордынские ханы сохранили в неприкосновенности все привилегии православной церкви. В ее поддержке были заинтересованы и русские князья. Рост феодального землевладения повлек за собой дальнейшее наступление на права крестьянства. Продолжалось освоение новых земель, где феодалы давали крестьянам льготы по повинностям на 5-15 лет (так появились слободы – от слова «свобода»). Получение земли от феодала на льготных правах означало прикрепление к ней крестьян и переход их под власть феодала. Так постепенно складывалось крепостное право. В ХIV в. появился новый термин – крестьяне. Кроме частного феодального землевладения существовало, особенно на окраинах страны, значительное число свободных крестьянских общин – «черных земель», плативших подати в казну. Разгром старых городов, бывших центров Киевской Руси, таких как Владимир, Суздаль, Ростов, и изменение торговых путей привели к появлению и развитию новых городов (Москва, Тверь, Нижний Новгород, Коломна, Кострома и др.). Русские города сохраняли зависимость от феодалов. Усиление этой зависимости в ХIV в. привело к почти повсеместному уничтожению вечевого права. Политическая централизация Руси происходила значительно быстрее, чем преодолевалась ее экономическая раздробленность (продолжало безраздельно господствовать натуральное хозяйство). Это объясняется наличием внешней опасности с Востока и Запада, необходимостью свержения золотоордынского ига и обретения независимости.

Из книги История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ автора Николаев Игорь Михайлович

Из книги История России с древнейших времен до XVI века. 6 класс автора Черникова Татьяна Васильевна

§ 21-22. СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ РУСЬ В КОНЦЕ XIV – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XV в 1. Правление Василия IДмитрий Донской скончался в 1389 г. на 39-м году жизни. По его завещанию, великое княжение должно было отойти сначала старшему 18-летнему сыну Василию, а после его смерти следующему сыну – Юрию.

автора Милов Леонид Васильевич

Из книги Древняя Русь автора Вернадский Георгий Владимирович

СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ РОССИЯ90. Наиболее интересным моментом развития в этом краю в скифский период был расцвет так называемой ананьинской бронзовой культуры в регионе средней Волги и Камы. Она названа так по имени деревни Ананьино в Вятской губернии, где были открыты первые

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора

РАЗДЕЛ II. Северо-Восточная Русь

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Боханов Александр Николаевич

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ РУСЬ В отличие от черниговских, смоленских и волынских князей князья Северо-Восточной Руси почти не участвовали в разорительной междоусобной войне, полыхавшей в Южной Руси накануне Батыева нашествия, в 30-е годы XIII в. К середине столетия князьям

автора

Северная и Северо-Восточная Русь 1217–1220 гг. Взяв верх в споре князей Большого Гнезда (1217 г.), старший из братьев Константин Всеволодович в дела соседей не вмешивался, а стремился более обустроить свои земли.В мае 1218 г. во Владимире-на-Клязьме «на торговищи» князь заложил

Из книги Домонгольская Русь в летописных сводах V-XIII вв. автора Гудзь-Марков Алексей Викторович

Северная и Северо-Восточная Русь в 1224–1237 гг. Отношения между Новгородом и потомками Долгорукого в последние десятилетия перед нашествием Батыя складывались не просто. С одной стороны, Новгород не мог эффективно оборонять Северную Русь без княжеской дружины, с другой -

Из книги ИСТОРИЯ РОССИИ с древнейших времен до 1618 г.Учебник для ВУЗов. В двух книгах. Книга вторая. автора Кузьмин Аполлон Григорьевич

§2. СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ РУСЬ В ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ СЕМЕНА ИВАНОВИЧА ГОРДОГО Сын Ивана Калиты, московский князь Семён Иванович (1317-1353) со своими юными братьями был принят в Орде еще Узбеком, который пожаловал старшему ярлык на великое княжение. Согласно «Истории Российской» В.Н.

автора

§ 4. СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ РУСЬ Социально-политическая специфика региона. Первые поселения славян в верховьях Волги и Оки относятся к VIII–IX вв. С северо-запада сюда проникали ильменские словене, с запада - кривичи, а с юга - вятичи. Первыми городами этого региона стали Ростов

Из книги История России [для студентов технических ВУЗов] автора Шубин Александр Владленович

§ 6. БОРЬБА ЗА ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО НА РУСИ. СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ РУСЬ В XIII–XV ВВ Уже через полвека после установления ордынского владычества между русскими князьями началась довольно ожесточенная борьба за политическое лидерство. Если прежде соперничество

Из книги Мир истории: Русские земли в XIII-XV веках автора Шахмагонов Федор Федорович

Северо-восточная Русь собирает силы Если неоспоримый перевес Москвы над другими княжениями еще не всеми был оценен и понят при князе Иване, то после его смерти сила Калитина рода вполне проявилась.Князь Иван умер в 1359 году, оставив княжение своему сыну Дмитрию, которому

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Сахаров Андрей Николаевич

Раздел II Северо-Восточная Русь

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Сахаров Андрей Николаевич

§ 4. Северо-Восточная Русь в канун последней трети XV столетия Развертывание острого политического кризиса порою сходно с течением тяжелой болезни. После долгого ухудшения, неоднократных возвратов приступов выздоровление нередко бывает стремительным. Так случилось и

Из книги Русь и ее самодержцы автора Анишкин Валерий Георгиевич

Северо-восточная, или Владимиро-Суздальская Русь В XII в. в результате княжеских междоусобиц и половецких опустошений начинается упадок Киевской Руси. Неурядицы киевской жизни вызвали передвижение населения от центра тогдашней Руси, Киева, к ее окраинам, т. е. на

Возвышение Москвы.

Возвышение Московского княжества началось в конце XIII в. Первым московским князем по завещанию отца стал младший сын Александра Невского Даниил Александрович (1263-1303 гг.). Этот правитель сумел несколько расширить земли своего княжества. В начале 90-х гг. Даниил присоединил к Ростовскому княжеству Можайск, а в 1300 г. отвоевал у Рязани Коломну.

Сын Даниила Юрий Данилович с 1304 г. повел борьбу за великое владимирское княжение с Михаилом Ярославичем Тверским, получившим в 1305 г. в Орде ярлык на великое княжение. Поддержку московскому князю оказывал митрополит всея Руси Петр. В 1317 г. Юрий добился получения ярлыка на великокняжеский престол из рук хана Узбека, а спустя год в Орде главный враг Юрия - Михаил Тверской - был убит. После смерти последнего в 1332 г. ярлык на великое княжение почти постоянно находился в руках московских князей.

Ивану Калите удалось упрочить свое влияние в Новгороде, приобрести в Орде ярлыки на удельные княжества с центрами в Угличе, Галиче и Белоозере. Помимо этого, Иван I покупал в других княжествах села, становившиеся опорными пунктами "собирания" русских земель вокруг Москвы. Заботясь об укреплении княжества, Калита охотно принимал на службу переселенцев из других земель. Калита первым использовал передачу земли (поместье) в качестве платы за службу. При этом князе в Москве была возведена деревянная крепость. За годы правления Ивана Калиты территория княжества увеличилась в четыре раза.

Политику Ивана Калиты по укреплению Московского княжества продолжили его сыновья - Семен Гордый и Иван II Красный. В правление этих князей прекратились опустошительные набеги ордынцев и литовцев.

После смерти Ивана II Красного московским князем стал его 9-летний сын Дмитрий (1359-1389 гг.). В это время ярлыком на великое княжение завладел суздальско-нижегородский князь Дмитрий Константинович. Между ним и группировкой московского боярства развернулась острая борьба. На стороне Москвы выступал митрополит Алексий, фактически возглавлявший московское правительство, пока в 1363 г., победу окончательно не одержала Москва. Великий князь Дмитрий Иванович продолжал политику укрепления Московского княжества. В 1367 г. был возведен белокаменный Московский Кремль. В 1371 г. Москва нанесла сильное поражение рязанскому великому князю Олегу. Продолжалась борьба и с Тверью. Когда в 1371 г. Михаил Александрович Тверской, получив ярлык на великое княжение Владимирское, попытался занять Владимир, Дмитрий Иванович отказался повиноваться ханской воле. В 1375 г. Михаил Тверской вновь получил ярлык на владимирский стол. Тогда против него выступили почти все князья Севере-Восточной Руси, поддержав московского князя в его походе на Тверь. После месячной осады город капитулировал, по заключенному между московским и тверским князем договору Михаил признавал Дмитрия своим "братом старейшим", т.е. становился в подчиненное положение.

В результате внутриполитической борьбы в северо-восточных русских землях Московское княжество добилось первенствующего положения в "собирании" русских земель и превратилось в реальную силу, способную противостоять Орде и Литве. С 1374 г. Дмитрий Иванович прекратил выплату дани Золотой Орде.

Причинами усиления Московского княжества были:

выгодное экономико-географическое положение. Москва находилась на оживленном торговом пути Прибалтика - Поволжье - Средняя Азия и прибыльная хлебная торговля приносила в княжескую казну немалые доходы.

выгодное стратегическое положение. Москва, контролировавшая поставки хлеба в Новгород из Поволжья, в кризисных ситуациях перекрывала торговые пути, что делало новгородцев более сговорчивыми. С XIV в. в Новгороде выбирались подконтрольные Москве князья.

захват Владимирского великого княжения, что давало Москве экономический (сбор "выхода") и политический (в случае неповиновения против местных князей применяли ордынские отряды) контроль над всеми княжествами Северо-Восточной Руси.

понимание московскими князьями особой роли православия в период монголо-татарского ига. Московские князья поддерживали добрые отношения с митрополитом Петром. После смерти Петра Калита добился причисления его к лику святых. Резиденция митрополитов вскоре была в Москву. Иван Калита построил первый каменный московский собор Успения Божией Матери. Москва превратилась в религиозный центр Северо-Восточной Руси.

исключительный прагматизм московских князей. Одними из первых они пошли на тесное сотрудничество с Ордой. Это позволило подчинить Москве практически все княжества Северо-Восточной Руси и обеспечить прекращение ордынских погромов, а также сдерживать натиск Литвы.

Московское княжество при Василии I Дмитриевиче.

К началу XV в. в северо-восточной Руси продолжало существовать несколько практически независимых друг от друга государственных образований. Наиболее значительным и сильным из них было Московское княжество. К этому времени уже практически слились территории собственно московские и земли Великого княжества Владимирского. Дмитрий Донской, умерший в 1389 г., в своем завещании передал Владимирское княжение своему старшему сыну Василию I (1389 - 1425) как свою "вотчину", не ставя эту передачу в зависимость от воли ханов Золотой Орды. Василию I удалось существенно увеличить свои владения, добившись в 1392 г. присоединения Нижегородского княжества.

Однако великий князь не был единственным хозяином московских земель - по традиции всем мужчинам - членам великокняжеской семьи выделялись уделы, а их владельцы назывались удельными князьями. В начале XV в. таковыми были, в первую очередь, младшие братья Василия I, получившие свои территории по завещанию Дмитрия Донского и двоюродный дядя великого князя, герой Куликовской битвы Владимир Андреевич Серпуховской.

Продолжалась и зависимость от Золотой Орды, выражавшаяся, прежде всего, в уплате дани. Несмотря на это зависимое положение, Василий I стремился укрепить международный авторитет княжества, вступив в брак с дочерью могущественного правителя Великого княжества Литовского Витовта Софьей

ВОЗДЕЙСТВИЕ ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОГО ИГА НА ДРЕВНЕРУССКОЕ ОБЩЕСТВО. С установлением власти Золотой орды судьбы разных русских земель разошлись. Из четырёх сильнейших в первой половине XIII в. княжеств три (Черниговское, Галицко-Волынское и Смоленское) потеряли свой суверенитет и вошли в состав других го-сударств - Великого княжества Литовского и Польши. По замечанию В.О.Ключевского, «единой Русской земли Ярослава и Мономаха не существовало: она была разорвана Литвой и татарами». Так перестала существовать старая политическая структура, для которой были характерны самостоятельные княжества-земли. С её исчезновением распалась и сложившаяся в Киевской Руси древнерусская народность. На территориях Северо-Восточной и Северо-Западной Руси начинает складываться великорусская народность; на землях, вошедших в состав Литвы и Польши - украинская и белорусская. Таким образом, иноземное нашествие предопределило распад раннесредневековой этнической общности. Этот процесс в корне отличался от истории Западной Европы, где большинство раннесредневековых народностей либо сохранили свою целостность, либо объединились с родственными этносами.

Самое наглядное и непосредственное воздействие татаро-монгольского нашествия на русские земли проявилось в сфере экономики. Походы Батыя и последующие нападения ордынцев оставили на территории Руси страшный след разрушений. В середине XIII в. Русь представляла собой мрачную картину. Разрушенные и сожжённые города, опустошённые сёла, поросшие лесом пашни, поредевшее население, частью истреблённое татарами, частью угнанное в полон, частью, наконец, бежавшее из своих насиженных мест. Недаром писатель-современник свой рассказ о татаро-монгольском нашествии назвал «Словом о погибели Русской земли". Более всего пострадали города. По археологическим данным, из 74 русских городов XII – XIII вв., известным по раскопкам, были разорены 49, т.е. почти две трети. 14 из них так и не поднялись из пепла, жизнь не возобновилась в них, а 15 городов превратились постепенно в сёла. Пришло в упадок ремесленное производство. Некоторые уникальные ремесленные технологии никогда не возродились. Значительно сократилась численность населения. Люди гибли, многие попадали в плен, превращаясь в рабов. Источники сообщают о тысячах русских рабов в Орде. В рабство уводили прежде всего искусных ремесленников и женщин. Излишек рабов продавали на невольничьих рынках Крыма и Кавказа. Пленные русские воины участвовали в походах Орды, воевали в Китае и других азиатских странах.

Кроме того, завоевание привело к систематическому выкачиванию значительных материальных средств. Существенная часть национального дохода уходила в Орду в виде дани, в серебряной монете "запросов" и "поминков" (подарков ханам, ханским женам и окружавшей их знати). В свою очередь, необходимость изыскивать эти средства приводила к усилению налогов и в целом эксплуатации народа.

Орда стремилась влиять и на политическую жизнь русских земель. Усилия завоевателей были направлены на то, чтобы не допустить консолидации Руси. Политика Орды проявлялась в разжигании вражды между русскими князьями, что вело к их взаимному ослаблению. Под властью Орды усилилась разобщённость русских земель. Прекратилась борьба разных княжеских ветвей за общерусские столы - Киев, Новгород, Переяславль, Галич, представлявшая собой в первой пол. XIII в. определённый центростремительный фактор политической жизни Руси. Занятие великокняжеского престола целиком зависело от ханского пожалования, сопровождавшегося выдачей ярлыка, и князья, ставшие в подавляющем большинстве вассалами Орды, предпочитали владеть "отчинами" и уделами.

Однако при всех исключительно тяжелых последствиях татаро-монгольского нашествия в условиях ига оно имело ряд особенностей, способствовавших сохранению некоторой национальной самостоятельности Руси. Прежде всего, в отличие от среднеазиатских государств, татаро-монголы отказались от прямого включения в состав Золотой Орды русских земель. На их территории не действовал правовой кодекс монголов – «Яса Чингисхана», не было создано и специальных законов для Руси. Здесь действовали собственные традиционные правовые нормы, нашедшие отражение в княжеских уставных грамотах и Судебниках. Кроме того, завоеватели не устранили русских князей как институт власти, не создали своих правящих династий на Руси, как это было в Персии или Китае. Не имели они и постоянного наместника с определенными функциями. Ханские баскаки назначались спорадически в отдельные города, но не имели функций управления, а наблюдали, главным образом, за сбором дани. Таким образом, систематического управления русскими землями со стороны Орды не было, оно находилось в руках русских князей, а сношения с Ордой осуществлялись, как правило, через великого князя. Наконец, Русь сохранила свою духовную основу – православие. Сначала языческая, а затем мусульманская Орда не настаивала на смене веры.

Тем не менее, монгольское нашествие как бы рассекает древнерусскую историю надвое: в домонгольский период социально-экономическое и культурное развитие русских земель шло на уровне других европейских стран. В целом по общеевропейской схеме развивались и феодальные отношения: от преобладания государственных форм земельной собственности к усилению вотчинных (хотя и медленнее, чем в Западной Европе). После нашествия этот процесс затухает, происходит консервация государственных форм. Во многом это было связано с необходимостью выплаты в Орду огромной дани. Эти структурные деформации привели в конечном итоге к изменению типа феодального развития страны.

ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПОДЪЁМ В СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ РУСИ. К концу XIII – началу XIV вв. на Руси сложилась новая политическая система. Ее территориальной основой стала Северо-Восточная Русь со столицей во Владимире. Под властью великих князей владимирских, помимо территории прежнего Владимиро-Суздальского княжества, находилась Рязанская земля и Новгород Великий, хотя его подчинение являлось больше формальным, чем фактическим. Большинство древних городов Северо-Восточной Руси (Ростов, Суздаль, Владимир) в период ордынского ига пришли в упадок, уступив свое политическое первенство окраинным центрам – Твери, Нижнему Новгороду и Москве.

Процесс восстановления и развития экономики после татаро-монгольского нашествия наиболее заметно проявился в Северо-Восточной Руси. Это была относительно молодая, недавно освоенная земля, имевшая широкие возможности для колонизации и экономического развития. Еще до нашествия Батыя она являлась одной из сильнейших среди русских земель. После монголо-татарского вторжения сюда направляется мощный колонизационный поток. В густых, почти непроходимых лесах, к северу от широкой Оки, можно было рассчитывать на относительно спокойную жизнь. Хотя условия для земледелия здесь были хуже, так как прежде всего надо было валить лес, обрабатывать пустоши, поднимая к жизни новые земли. На очагах плодородной земли ("опольях", «росчистях», «сечах») вырастали новые села и города. Приток больших масс населения на сравнительно небольшую территорию Северо-Восточной Руси привёл к значительному подъёму экономики.

За счет освоения пустошей и вырубки лесов быстро увеличивалась площадь пахотных земель. Кроме подсечной и переложной распространялась паровая система земледелия с трехпольным севооборотом (ярь, озимь и пар), что увеличивало производительность полей. С трехпольем связывалось и применение естественных удобрений. Внедрялась более глубокая вспашка земли с перевертыванием верхнего пласта почвы, для чего применялся деревянный плуг с железным лемехом. Сеяли по-прежнему пшеницу, рожь, овес, ячмень, просо, гречиху; из технических культур – коноплю и лен. Из овощей на Руси любили капусту и репу. Выращивались также лук, чеснок, огурцы, свекла и морковь. На княжеских и боярских землях разводили сады с яблонями, вишнями, сливами. С переходом к паровой пашенной системе земледелия было связано развитие животноводства, в котором преобладал крупный рогатый скот. Особенно быстро увеличивалось поголовье волов и лошадей, реже встречались овцы и козы.

Благодаря активной колонизации земель по Волге и Оке значительно расширились границы земледельческой культуры. Земледелие, животноводство, промыслы довольно быстро (к началу XIV в.) достигли прежнего уровня и превзошли его. В основе этого сельскохозяйственного подъема лежал труд пахаря. На землях Северо-Восточной Руси, богатых лесами и водоемами, население занималось разными промыслами, ловлей рыбы, бортничеством (добыванием меда диких пчел). В лесах, по берегам Волги и Оки, на Севере добывали пушного зверя – белок, горностаев, соболей, ловили бобров. Иногда рыбная ловля или бортничество являлись основным занятием сел и слобод.

РОСТ ФЕОДАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ. В данных экономических условиях неизбежно увеличивалось значение земли как основного источника средств существования, поэтому постоянно росли цены на землю, захватывались крестьянские пашни. Конец XIII - начало XIV вв. – период быстрого роста феодального землевладения. Основной формой владения землей стала вотчина – княжеская, боярская или церковная. Одним из главных путей расширения вотчинного землевладения была передача или пожалование князем земли с крестьянами. Случалось, что князь актом дарения лишь оформлял уже совершившийся захват общинных земель. Хозяин вотчины мог распоряжаться ею по собственному усмотрению. Вотчинное владение могло передаваться по наследству, быть предметом дарения или продажи. В то же время отчуждение вотчинных земель было ограничено кругом родственников владельца, которые имели преимущественные права на покупку или последующий выкуп земли. Это право защищало интересы отдельных боярских или княжеских родов, ущемляя в то же время возможности других земельных собственников, стремившихся к увеличению своих владений. Таким образом, обращение вотчины даже в кругу привилегированного слоя землевладельцев было ограниченным.

Землевладельцы-вотчинники делились на два слоя: высший составляли бояре, а низший – «слуги вольные». И те, и другие обладали широкими иммунитетными правами, т.е. освобождением от княжеского управления в своих землях. По жалованным грамотам, выдававшимся князем, в частные владения не должны были въезжать представители княжеской власти. Вотчинник сам судил население своего владения или поручал суд своим приказчикам и тиунам. Однако при отсутствии общих законов отношения между землевладельцем и подвластным населением определялись еще во многом обычаем, «стариной». Осуществляя суд, вотчинник собирал в свою пользу судебные штрафы. Крупные вотчинники-бояре платили дань тому князю, на территории которого находилась вотчина. Важной привилегией землевладельцев было право самим собирать дань для князя с подчиненного населения, что освобождало вотчину от въезда и злоупотреблений многочисленных княжеских чиновников – «данщиков», «бобровников», «бортников» и др.

В конце XIII – XIV вв. растет значение условного землевладения. Князья передавали свои земли «в держание» на условиях выполнения определенных обязанностей своим слугам, которые должны были нести военную службу или выполнять административные обязанности в княжеском хозяйстве. Нередко князья отдавали «в держание» пустоши или нераспаханные участки с условием заселения их крестьянами. Подобные условные земельные владения назывались также «жалованьем». Впоследствии из этой формы землевладения сформировалась поместная система. Таким образом, появление и распространение условного землевладения способствовало освоению заброшенных и целинных земель и создавало материальную базу для обеспечения княжеских слуг, являвшихся военной и административной опорой власти князя.

Служба самих вотчинников носила добровольный характер. Нуждаясь в поддержке и покровительстве со стороны княжеской власти, землевладельцы несли военную службу тому или иному князю. По его приказу они являлись в назначенное место со своими дружинами «конно, людно, цветно и оружно». Однако в любой момент они могли прервать службу, «отказаться» от князя и поступить на службу к другому князю, возможно даже врагу их прежнего господина. Служба вотчинников не зависела от местоположения вотчин. Поэтому они могли служить не только тому князю, во владениях которого находились их вотчины, но и другому, сохраняя все владельческие права в том княжестве, где были расположены их земли. В договоры между князьями неизменно включалось условие: «А боярам и слугам вольным меж нас вольным воля». Из «воли» делалось два исключения: землевладельцы должны были участвовать в обороне своего города (т.е. того города, к которому в административном отношении принадлежало данное владение) и платить дань князю «по земле и воде».

Низший разряд вотчинников в XIV в. получил название «дети боярские». Предполагают, что этот термин происходит от древнего названия младших членов княжеской дружины – «детские» или «отроки». Хотя дети боярские были свободными вотчинниками, однако, вследствие незначительности размеров земельных владений, их положение было неустойчивым. В случае разорения им грозило превращение в холопов. Поэтому они охотно переходили в зависимость от крупных землевладельцев – князей, бояр, церкви – и несли в их пользу личную военную службу или исполняли разные хозяйственные обязанности.

Одной из форм феодальной земельной собственности были владения церкви: митрополита, монастырей и отдельных епископских кафедр. Благодаря ростовщической деятельности, покупкам, княжеским и боярским пожалованиям, особенно быстро росли монастырские вотчины. Важным средством расширения монастырского землевладения была колонизация неосвоенных земель. Еще одним крупным источником обогащения монастырей были «вклады по душе» светских землевладельцев. Небогатый вотчинник предпочитал отдать на тех или иных условиях свою землю в монастырь, чтобы обеспечить его покровительство или даже полное монастырское содержание. Так различными путями в XIV в. складывалось мощное монастырское землевладение, ставшее со временем серьезным конкурентом светских вотчин, часть которых, дробясь и мельчая, переходила постепенно в обладание церкви.

КАТЕГОРИИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ. Сельское население в Северо-Восточной Руси носило общее название «люди», «сироты», «христиане». В новгородских и псковских землях сохранялось старое название – «смерды». Термин «христиане» («хрестьяне») пережил определенную эволюцию. Первоначально он обозначал православное население Киевской Руси в противоположность иноверцам и носил чисто религиозную окраску. После установления татаро-монгольского ига этот термин стал применяться к широким слоям населения, выступавшим против иноплеменников, «басурман», ордынцев и приобрел социальное значение. Постепенно «хрестьянами» или крестьянами стали называть широкие слои сельских жителей.

Вместе с тем, в источниках встречаются и иные, специальные термины для обозначения сельского населения, тех же крестьян, например – «старожильцы» и «новоприходцы». Эти названия отражали определенную свободу, которой пользовались крестьяне. Они могли уйти от своего господина к другому, в расчете на определенные льготы, освобождавшие крестьян от всех или некоторых повинностей на 10-15 лет. В этих случаях они становились «новоприходцами» в отличие от «старожильцев», которые жили на одном месте в течение многих поколений и выполняли все налоги и повинности. Юридически и старожильцы не были лишены права перехода, но в действительности они были прочно связаны со своим хозяйством. Старожильцы представляли наиболее ценную категорию крестьян как для землевладельцев, так и для князя, заинтересованного в исправном поступлении доходов в казну. Поэтому, договариваясь между собой, землевладельцы всячески препятствовали переходу крестьян.

В числе крестьянского населения источники упоминают «серебреников» (взявших денежную ссуду серебром), «половников» и «третников» (отдававших господину указанную часть урожая). Эти категории крестьянства находились уже в определенной зависимости от землевладельцев.

Имущественное положение крестьян также было различным. Богатые крестьяне дополнительно арендовали землю, нанимали обедневших односельчан. На противоположном полюсе находились обедневшие или разорившиеся крестьяне – «пешеходцы» (не имеющие скота), «подворники», «захребетники» (не имеющие собственного хозяйства и проживающие в чужих дворах). Крестьяне несли различные повинности: они платили оброк натуральными продуктами, выполняли работы в усадьбе. Работы на пашне были в основном обязанностью монастырских крестьян; в боярских вотчинах на пашне работали холопы.

Однако частные земельные владения (княжеские, боярские, церковные) не были преобладающими в Северо-Восточной Руси. Основную массу составляли так называемые «черные земли», принадлежавшие государству. Население этих земель называлось «черными людьми» (впоследствии «черносошными крестьянами»), было обложено данью и всякими поборами в пользу государства или князя. Часть этих сборов шла в Орду. На черных землях владельцем земли была община. В территориальную общину – «волость», «мир» – входило значительное число деревень. В некоторых областях, например, в Новгородской земле и в Рязанском княжестве, общины назывались «погостами». Крестьяне, входившие в общину, владели индивидуальными участками, которыми они распоряжались как своей собственностью: передавали по наследству, продавали или дарили, жертвовали монастырю. Общинной (общей) считалась вся остальная земля, состоявшая из разных угодий: лесов, озер, лугов, пустошей. Во главе общины стояли избранные крестьянами старосты (сотские или десятские). Дела, которые касались жизни общины, решались на общем собрании «мира». «Мир» во главе со старостой распоряжался общинными землями, приглашал новых поселенцев, раскладывал подати и собирал налоги, вершил суд по мелким преступлениям. Землевладельцы вели постоянное наступление на черные земли, пытаясь их захватить («обоярить»). Крестьяне активно сопротивлялись захватам общинных земель. Они сносили изгороди и «межи» новых владений, запахивали захваченные земли. Судебные дела сохранили известия и об открытом нападении на самозваных владельцев. Дольше всего черные земли сохранялись на Севере: в Подвинье и на Белоозере, где они не отличались высоким плодородием. Там же крепче всего держались и общинные порядки. Несомненно, что крестьянам, жившим на черных землях, жилось лучше и легче, чем частновладельческим. Они не были подчинены постоянному контролю со стороны вотчинной администрации и были более свободны в своей хозяйственной деятельности.

Отдельную группу несвободного населения составляли холопы, являвшиеся собственностью своих господ. Наравне с другим имуществом, холопы покупались, продавались, являлись частью приданого. В источниках они встречаются под названием «полных людей». Кроме них, источники называют и «приказных людей». Это были также холопы, поставленные во главе различных отраслей вотчинного хозяйства и в силу этого пользующиеся некоторыми льготами – тиуны, ключники, старшие конюхи и т.д. Обычно холопы выполняли дворовую работу в княжеском или боярском хозяйстве («дворовые люди» «дворня»), работали на пашне («страдники»). Дворовые холопы не имели своего хозяйства и получали от хозяина месячный корм или жалованье («месячину»). Страдники имели свой двор, во многих случаях и земельный участок с пашней и угодьями. Положение холопов после смерти господина целиком зависело от его воли и определялось завещанием. Они могли переходить по наследству в том же качестве или получить землю и перейти в разряд зависимых крестьян. Тем самым, владелец вотчины мог освободиться от ненужной дворни, распределяя рабочую силу в хозяйстве по собственном усмотрению. Последняя тенденция получает заметное развитие в условиях расширения пахотных земель и борьбы за рабочие руки между землевладельцами.

ПОДЪЕМ ГОРОДОВ. Постепенно восстанавливалась после «Батыева разорения» и городская жизнь. Подъем городов был обусловлен во многом необходимостью обороны, а также развитием ремесла. Возрождались, отстроенные на пепелищах, старые города и возникали новые, возобновилось каменное строительство. От конца XIV в. до нас дошел «Список русских городов», который называет 55 городов залесских (Владимиро-Суздальских), 30 рязанских, 10 смоленских, 35 новгородских и литовских. Быстро восстанавливалось и увеличивалось городское население. В городах росли торгово-ремесленные предместья – посады. После длительного перерыва русские ремесленники восстановили технику скани, черни, чеканки, литье колоколов. Широко распространился кузнечный промысел, из которого в самостоятельную отрасль выделилось слесарное дело. Например, замки работы русских мастеров известны были и в Европе. Ковка металлов и кузнечный промысел способствовали развитию оружейного дела. В Москве и Новгороде возникли специальные поселения – слободы бронников и оружейников, изготовлявших панцири, шлемы, кольчуги, мечи и копья. Различные предметы вооружения выделывали также лучники и пищальники. С 80-х годов XIV в. на Руси появляются пушки. Уже в 1382 г. железные кованые пушки («тюфяки») применялись при обороне Москвы от Тохтамыша. Со второй половины XIV в. возникает новая ремесленная отрасль – монетное дело, и в русских княжествах появляется серебряная монета собственной чеканки. Как и прежде, развивались традиционные ремесла – кожевенное, ювелирное, ткачество. В связи с появлением нового материала для письма – бумаги – появились профессиональные переписчики книг («доброписчики»). Художники украшали книги миниатюрами, особые мастера изготовляли переплеты. Работали мастера-ремесленники не только на заказ, но и на рынок.

Города являлись также центрами торговли. Вокруг них сосредотачивались местные рынки, где крестьяне близлежащих деревень сбывали свои продукты и покупали изделия городских ремесленников. Некоторые товары (соль, пушнина, рыба) находили сбыт и в соседних землях. Рынки таких городов, как Новгород, Псков, Тверь, Москва имели не только местное, но и областное значение. После установления господства Орды главный для Руси торговый путь («из варяг в греки») был закрыт, но внешнеторговые связи постепенно налаживались. Через Новгород русские земли были связаны с Газой и Ливонией, по Волге через Нижний Новгород шла торговля с Ордой. Вместе с тем, торговые связи русских земель не были прочными. Они зачастую носили эпизодический характер (например, торговля продуктами в неурожайные годы) и не определяли характер экономического развития страны, который оставался аграрным.

Так хозяйственная деятельность русских людей – крестьян, ремесленников – накапливала материальные силы и экономические ресурсы, которые способствовали широкому общественному и политическому подъему русских земель.

Тема 3. Северо-Восточная Русь XIV - XV веков и мир.

1. К началу XIV века Золотая Орда охватывала обширную территорию от Дуная до Иртыша и часть Средней Азии. Это было государство, состоявшее из полусамостоятельных улусов, объеди­ненных под властью хана. В XIII веке её религией было язычество. В 1312 г. государственной религией Золотой Орды стал ислам, так как ″власть захватил … Узбек. … Приняв ислам, он под страхом смертной казни потребовал того же от всех своих подданных. … Большому количеству татар…, отказавшихся принять ислам, удалось уехать на Русь и при Узбеке, и впоследствии.″ 1 Так начался процесс влияния русской и татаро-монгольской аристократии, усиливающий значимость отношений Руси со странами Востока. Но религиозная нетерпимость хана Узбека (1312-1341) – при нем Золотая Орда пережила свой расцвет – не отразилась на его отношении к Северо-Восточной Руси. И без того – как и в XIII веке - золотоордынцами против русских князей применялся террор. На Руси то и дело появлялись карательные отряды из Золотой Орды во главе с русским князем. Тем более что в начале правления Узбека обострилось соперничество Москвы и Твери за гегемонию на Северо-Восточной Руси. ″Непостоянная поддержка, оказываемая то Москве, то Твери, преследовала цель не допустить такого усиления любого и двух княжеств, при котором оно могло бы стать опасным для татар.″ 2 Симпатии Узбека склонились в сторону князей Москвы. ″Князья тверские … не могли понять истинного положения дел и в начале XIV века всё ещё считали возможной борьбу с татарами. … Московские князья…, видя, что на Орду гораздо выгоднее действовать деньгами, чем оружием, … усердно ухаживали за ханом и сделали его орудием своей политики.″ 3 Не без их влияния ″Узбек … даровал право собирать налоги ряду крупней­ших русских князей, институт баскаков стал излишним″ 4 и был отменен. Уже вскоре право собирать дань со всей Северо-Восточной Руси получил и удержал за собой великий московский князь Иван I Калита (1325-1340). В 1340-1360-х гг. в Золотой Орде шла затяжная борьба за власть, приведшая к началу её упадка, и об этом знали великие московские князья. Уже в 1370-х годах, заставив признать тверского и рязанского князей вассальную зависимость от Москвы, князь Дмитрий Иванович (Донской) (1363-1389) решился вступить в борьбу с Золотой Ордой. Северо-Восточная Русь перестала платить Золотой Орде, ослабевшей от междоусобиц, дань, а карательный золотоордынский отряд Бегича на реке Воже (1378) был уничтожен московским войском. Фактически правивший в Золотой Орде полководец Мамай решить повторить поход хана Батыя на Русь, чтобы восстановить практику выдачи ханом ярлыков на княжение и регулярной уплаты Русью дани. Князь Дмитрий Иванович узнал про эти планы, и выступил во главе объединенного войска почти всех земель Северо-Восточной Руси навстречу армии Мамая. Мамай же договорился с великим литовским князем Ягайло о совместном выступлении против Москвы. Об этом также стало известно Москве, как и про ″измену [князя] Олега Рязанского и тайные сношения его с монголами и с Литвою″ 1 . Решающая битва войска Дмитрия Ивановича с армией Мамая (литовцы не успели прийти к ней на помощь, а рязанский князь – не посмел) состоялась на Куликовом поле (08.09.1380). Армия Мамая в битве была разгромлена, в Золотой Орде вновь началась борьба за власть. Но вскоре после этой победы Северо-Восточная Русь была вынуждена возобновить уплату дани Золотой Орде, так как в 1382 г. хан Золотой Орды Тохтамыш (1382-1395) сжег Москву. Вместе с тем Золотая Орда была вынуждена признать Москву политическим центром Руси. Более того, московская княжеская династия добилась от Орды признания своего права на великое княжение как на «отчину», передаваемую по наследству (такую передачу впервые осуществил князь Дмитрий Донской будущему князю Василию I в конце XIV века). Тем временем Золотая Орда – после разгорома в 1395-1396 гг. войсками Тамерлана – пришла в ещё больший упадок. К середине XV века она распалась. Непосредственными восточными соседями Северо-Восточной Руси стали Большая Орда, Ка­занское ханство, Крымское ханство. С ними постоянно приходилось считаться великим князьям Московским. ″Каждое из трех ханств было достаточно сильным, чтобы представлять по­стоянную опасность либо для Москвы, либо для Литвы.″ 2 Другими государствами, возникшими на месте Золотой орды, были Ногайская Орда и Сибирское ханство. Эти государства нередко воевали друг с другом, поэтому не могли объединиться против Великого Московского княжества. Воспользовавшись этим, великий московский князь Иван III (1462-1505) в 1472 г. отказался платить дань преемнику Золотой Орды – Большой Орде. В 1480 г. хан большой Орды Ахмат двинулся на Русь с войском, чтобы восстановить выплату дани, утверждение великого князя ханом. Войска московское и ордынское встретились на реке Угре, но хан Ахмат отступил. Вскоре, к 1502 г., Большая Орда распалась (на её месте появилось слабое Астраханское ханство). Эпоха ордынского ига, действовавшего как мощный фактор сдерживания социально-экономического развития Северо-Восточной Руси и консервации её политической раздробленности – завершилась.

2. Великое княжество Литовское в начале XIV века уже было сильным государством, его мощь ещё более возросла в правление князя Гедимина (1316-1341). Одновременно активизировали свою восточную политику Венгрия и Польша. Поэтому последние автономные княжества юго-западной Руси (которые находились слишком далеко от своего сюзерена – Золотой Орды) были обречены. В результате череды войн Галицию заняли поляки, Закарпатскую Русь - венгры, а литовцам досталась восточная Волынь. Вскоре, после битвы литовцев и коалиции южнорусских князей у реки Ирпень (1321), князь киевский стал вассалом князя Гедимина. После взятия Киева экспансия литовцев продолжи­лась. Под натиском неудержимой литовской конницы пали все русские города до Курска и Чернигова. Так при Гедимине и его сыне Ольгерде (1345-1377) создалось могучее Вели­кое княжество Литовское.″ 1 Оно претендовало на роль собирателя всех земель Киевской Руси: уже в XIV веке оно объединя­ло в своем названии три элемента: Литва, Жмудь, Русь. В период расцвета русские земли составляли 9 / 10 территории Литвы. В Литве длительное время господствовали древнерусские законы, древнерусский язык. Военные успехи Литвы были впечатляющими. Грандиозным дости­жением был разгром в союзе с Польшей Тевтонского ордена (Грюнвальдская битва 1410 г.). Оно успешно воевало и с Золотой Ордой, которой земли южной и юго-западной Руси (Киев, Волынь, Подолье и др.) платили дань. После битвы при Синей Воде с Ордой (1363 г.) эти земли вошли в состав Великого княжества Литовского и Русского. После этой битвы Ольгерд также овладел западной частью Великой степи между Днепром и устьем Дуная, вышел к Черному морю.″ 2

Великие литовские князья стремились распространить свою власть и на Северо-Восточную Русь. ″Отстояв независимость от татар, литовские князья получили большие преимущества. Отныне они претендовали на то, чтобы объединить под своей властью всю Русь. Однако литовская экспансия на восток натолкнулась на сопротивление Москвы. Попытки сокрушить военную мощь Московского княжества стали особенно настойчивыми в середине XIV в. Важную роль в назревшем конфликте играла Тверь.″ 3 Великий литовский князь Ольгерд, ещё более активно, чем его отец, Гедимин, ″старался влиять на Новгород, Псков, Смоленск; поддерживает тверских князей против Москвы [в том числе военными действиями 1368, 1370, 1372 гг.], хотя его вмешательство в этом случае и неудачно.″ 4

Великие литовские князья в своих целях стремились использовать и династические браки. Они жени­лись на русских княжнах и объединяли вокруг себя уцелевших Рюриковичей из Турово-Пинской земли, претензии на статус собирателя земель Киевской Руси выразились и в браке Ольгерда с тверской княжной Юлианией. Росла привлекательность литовских городов вследствие заимствования литовцами у поляков и немцев идеи и практики городского самоуправления. Так, в Великом княжестве Литовском наиболее крупные из городов получили магдебургское право. «Магдебургии» вводили выборное городское самоуправление - рады (магистра­ты). Местная русская знать приобщалась к фор­мам польской, немецкой, венгерской культур, тем более. Включение южных и юго-западных земель Руси в состав Литвы содействовало продолжению их развития по европейскому пути.

Но вот обеспечить религиозное единство Великого княжества Литовского. Изначально литовцы – политеисты доминировали и негативно относились к христианам, как к католикам, так и к православным. На протяжении XIV столетия, одновременно с расширением территории Литвы (за счет русских земель) православное население в этом государстве начинает численно доминировать. Многие представители правящей династии Гедиминовичей приняли православие (даже великий литовский князь Ольгерд, хотя и тайно). К концу XIV века и в религиозном плане – как по преимуществу православное - Великое княжество Литовское было опасным конкурентом великих московских князей в борьбе за объединение земель всей Руси под единой властью. Но сами великие литовские князья вскоре утратили это преимущество в борьбе за симпатии православного (доминирующего) населения русских земель. Тому были три причины.

Во-первых, литовцы ак­тивно воевали с немцами - антипапистскими Ливонс­ким и Тевтонским орденами - и потому их объективны­ми союзниками могли стать католики Польши. Вероятно, в связи с этим Гедимин разрешил своим подданным принимать католическую веру. Во-вторых, литовцы постоянно совершали набеги на Польшу, откуда привозили девушек. Так начался мощный процесс польско-литовской интеграции. И, в-третьих, вскоре после прекращения династии Пястов (1370) в Польше ″польские магнаты … предложили коро­леве … Ядвиге … ради государственных интересов сочетаться с ли­товским князем Ягайлой [(великий князь литовский 1377-1392, с перерывом), король польский (1386-1434)], дабы таким образом объеди­нить силы Польши и Литвы и остановить экспансию немцев. … Женившись на Ядвиге, Ягайло стал … властителем объединенной Польши и Литвы и, как таковой, приказал всем нехристианам Литвы принять католичество. Так состоялась Кревская уния (1386). Од­нако далеко не все встретили такое решение с восторгом. Те литовцы, которые уже связали себя с русскими…, не хотели при­нимать католичество.″ 1 Рост влияния католической церкви в правление Ягайло привел и религиозному расколу Литвы. Хотя новый великий князь литовский Витовт (1392-1430) был сторонником ре­лигиозного компромисса, но значительное число ревностных православных в Литве отнюдь не помогало его достижению. К концу правления Витовта могущество Великого княжества Литовского достигло своего апогея. ″Около 1425 г., года, в который умер [великий князь Московский] Василий I, отец Василия II казалось, что роль объединителя большинства русских земель будет сыграна скорее великим князем литовским, нежели вели­ким князем московским.″ 1 Ведь именно Витовта Василий I попросил быть опекуном и покровителем будущего малолетнего московского князя Василия II (1425-1462 – со многими перерывами, шла длительная борьба за власть). Пользуясь случаем, Витовт попытался в 1426-1428 гг. захватить Псков и Новгород, но был вынужден довольствоваться лишь получением крупных денежных сумм за мир. ″С Тверью и Рязанью ему удалось много большее. В 1427 году он заключил с Тверью союзный договор, по которому великий князь Борис Александрович Тверской признал Витовта своим господи­ном; … двумя годами позже и великий князь Иван IV Рязанс­кий, и великий князь Иван II Пронский признали себя вассалами Витовта.″ 2 Но после смерти Витовта в Великом княжестве Литовском началась длительная борьба за власть, и его влияние на Северо-Восточную Русь ослабло. Поэтому ″в 1449 г. был подписан договор о дружбе и ненападении между Москвой и Литвой. … Этот договор - важная веха в отношениях между Восточной и Западной Русью, означавшая ко­нец краткого преобладания Литвы в восточнорусских делах.″ 3 Великое княжество Литовское отказалось от дальнейшего давления на Северо-Восточную Русь, а Тверское княжество окончательно утратило статус соперника Москвы в объединении Северо-Восточной Руси.

Уже вскоре началось наступление Великого Московского княжества на Литву – в правление князя Ивана III. В связи с сильным влиянием в Новгородской республике сторонников присоединения к Литве, великий князь Московский присоединил её к своим владениям (1478). Вскоре это произошло и с Тверским княжеством (1485), после чего на Северо-Восточной Руси пролитовские настроения пошли на спад. Недаром именно в 1485 г. Иван III принял титул «великий князь всея Руси», что означало, с одной стороны, констатацию факта создания русского государства, а с другой - пре­тензии на все земли, которые когда-то входили в состав Киевской Руси, а теперь находились в составе Литвы. ″К Ивану III на службу продолжали проситься православные князья из Литвы, объясняя свое нежелание оставаться под властью Литвы гонением на их веру. Так, Иван III принял к себе князя бельского и князя новгород-северского и черниговского с громадными вотчинами по Днепру и Десне. … До Ивана III под напором с запада, Московское княжество уступало и проигрывало; теперь московский великий князь сам начинает наступать на своих соседей и, увеличивая с запада свои владения, открыто высказывает притязание на присоединение к Москве вообще всех русских земель.″ 1 Это привело к началу серии русско-литовских войн: первая из них шла в 1500-1503 г.

3. На внешней политике Северо-Восточной Руси XIV-XV веков существенно сказывалось усиление византийского влияния. Оно, в первую очередь, было ощутимым в культуре Северо-Восточной Руси: туда из Византии массово приезжали иконописцы, переписчики духов­ных книг, богословы. В период становления государства русская церковь была подчинена константинопольскому патриарху, визан­тийцы часто находились на московском митрополичьем престоле. Это негативно сказывалось на отношениях Северо-Восточной Руси и Запада. Православная церковь проповедовала смирение, покорность судьбе и этим усиливала различие между менталитетом христиан-католиков, и православных Руси. Курс русской православной церкви на разрыв культурных связей с Западом был осознанным. Культурный изоляционизм Москвы (с 1326 г. – центра русской православной митрополии) был направлен против Запада, в его основе - антагонизм между православием и католицизмом. Если на Западе общество освобождалось от всевластия церкви, то в Москве влияние церкви возрастает.

Показателен отказ (великого князя Московского) Василия II признать союз (унию) между католической и православной церквами под главенством папы, заключенный во Флоренции в 1439 г. Митрополит Руси византиец Исидор, поддержавший унию, был низложен в 1442 году. В 1448 г. Собор русского духовенства в Москве назначил митрополитом Иону без санкции константинопольского патриарха. Этим было положено начало незави­симости русской церкви. А по­сле взятия Константинополя османами в 1453 г. выбор главы рус­ской церкви определялся уже в Москве. Сложилось убежде­ние, что русское православие лучше и выше, чем греческое (византийское). Недаром при Иване III Рим безуспешно пытался добить­ся от Москвы выполнения Флорентийской унии. Великого князя Московского Ивана III стали считать как бы преемником византийского императора, почитавшегося главой православного Востока. Подчеркивая это, его назвали «царем» - это слово проис­ходит от римского caesar - кесарь или цесарь. При московском дворе в правление Ивана III стал устанавливаться пышный церемониал. Современники связывали его появление с женитьбой Ивана III на византийской принцессе Зое (Софье) Палеолог - дочери брата последнего императора Византии в 1472 г. ″Он стал обнаружить новое, непривычно высокое представление о своей власти. Женившись на греческой [византийской] царевне, он … усвоил себе византийский герб – двуглавого орла.″ 2 Также показательно, что он начал называть себя самодержцем: это слова являлось переводом титула византийского императора «автократор».

Тогда же, в конце XV столетия, завершался процесс образования национальных государств на территории Западной Европы. Он прохо­дил в связи с рос­том материального производства, обусловленного развитием товар­но-денежных отношений и разрушением натурального хозяйства. В отличие от передовых стран Западной Европы образование единого государства в России, социально-экономическое развитие которой было заторможено золотоордынским игом, происходило на феодальной основе. Тогда в Европе начало формироваться светское гражданское общество, а все ещё великий князь Московский Иван III опирался на православную церковь, и в качестве образца для подражания выбрал не его европейскую сословно-представительную монархию, а византийское самодержавие.

1 Гумилев Л.Н. От Руси к России. – М., 2002. – С. 178.

2 Клюг Э. Княжество Тверское (1247-1485 гг.). – Тверь, 1994. - С. 130.

3 Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории. – М., 1992. - С. 67.

4 Вернадский Г.В. Монголы и Русь. – Тверь; М., 1997. – С. 205.

1 Карамзин Н.М. История государства Российского: XII томов в 4-х книгах. Книга 2. Т. IV-VI. – М., 1997. - С. 223.

2 Вернадский Г.В. Россия в средние века. – Тверь; М., 1997. – С. 10.

1 Гумилев Л.Н. От Руси к России. – М., 2002. – С. 181.

2 Там же. – С. 182.

3 Скрынников Р.Г. Русь IX-XVII веков. – СПб., 1999. – С. 131.

4 Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. – М., 1993. - С. 162.

1 Гумилев Л.Н. От Руси к России. – М., 2002. – С. 184.

1 Вернадский Г.В. Россия в средние века. – Тверь; М., 1997. – С. 10.

2 Вернадский Г.В. Монголы и Русь. – Тверь, М., 1997. – С. 302-303.

3 Вернадский Г.В. Россия в средние века. – Тверь; М., 1997. – С. 11.

1 Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. – М., 1993. - С. 190.

2 Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. – М., 1993. - С. 187.