Скачать презентацию формы разделения труда. Международное разделение труда - объективная основа мировой экономики. Просмотр содержимого презентации «???????????????»

Слайд 2

Организация труда на любом уровне начинается с его разделения. Являясь одним из основных элементов организации труда, разделение труда представляет собой обособление различных видов трудовой деятельности работников или разграничение деятельности работников в процессе их трудовой деятельности.

Слайд 3

Разделение труда - исторически сложившийся процесс обособления, видоизменения, закрепления отдельных видов трудовой деятельности, который протекает в общественных формах дифференциации и осуществления разнообразных видов трудовой деятельности. Разделение труда

Слайд 4

Слайд 5

Все формы разделения труда взаимосвязаны. Под влиянием общего разделения труда осуществляются частные, например, в промышленности выделяются новые отрасли. Под влиянием частного разделения труда (РТ) в связи со специализацией отдельных отраслей промышленности совершенствуется единичное РТ на предприятии. В свою очередь, в связи с конкуренцией производства и техническим прогрессом, единичное разделение труда оказывает влияние на возникновение новых отраслей промышленности. Ведущая роль промышленности предполагает создание такой системы разделения труда, которая отвечала бы задачам и сущности расширения воспроизводства, повышения эффективности производства.

Слайд 6

В зависимости от рода и разновидности работ выделяются следующие формы разделения труда: квалификационное технологическое профессиональное функциональное пооперационное

Слайд 7

Функциональное разделение труда предполагает деление персонала организации АПК на несколько функционально однородных групп. Эти общепринятые как в статистике, так и в учете группы формируются в зависимости от выполняемой роли в осуществлении производственного процесса или трудовой деятельности.

Слайд 8

В соответствии с этой классификацией в зависимости от выполняемых функций персонал организации составляют: служащие – это руководители, специалисты и другие служащие, которых иногда называют техническими исполнителями; рабочие – это основные, рабочие непосредственно участвующие в сельскохозяйственном производстве, в зависимости от производственного назначения организации (например, трактористы-машинисты, операторы машинного доения,) и вспомогательные, рабочие выполняющие работы по обслуживанию основного производства (например, электрики, рабочие занятых на ремонтных работах, хозяйственным и другими видами обслуживания).

Слайд 9

Такое деление вовсе не означает принижение роли вспомогательных рабочих. Для организации в одинаковой степени важны как основные, так вспомогательные рабочие. Эффективность производственного процесса во многом зависит от рационального функционального разделения труда и равной степени зависит от отношения к труду каждого работника на своем рабочем месте.

Слайд 10

Профессиональное разделение труда – это деление работников организации по профессиям и специальностям. Под профессией понимается род деятельности (занятий) человека, владеющего определенными теоретическими знаниями и практическими знаниями и практическими навыками, полученными в результате профессиональной подготовки. Специальность – это разновидность профессии, более узкая ее часть, специализация работникам в рамках профессии.

Слайд 11

Пример. Рассмотрим следующую профессиональную градацию: квалификация – «экономист-менеджер»; специальность – «экономика и управление на предприятии АПК»; специализация – «управление персоналом».

Слайд 12

Технологическое разделение труда предусматривает расстановку работников по стадиям (например, выращивание молодняка, доращивание и откорм) циклам (например, весенне-полевые работы, уборка) видам работ и производственным (трудовым) операциям в зависимости от технологии производства, содержания и особенностей выполнения работ. Наиболее распространенной формой технологического разделения труда в сельском хозяйстве является пооперационное разделение труда, когда работник выполняет одну или несколько однородных технологических операций.

Слайд 13

Квалификационное разделение труда обусловлено разной степенью сложности выполняемых работ и заключается в отделении сложных работ от простых. В то же время учитывается технологическая сложность изготовления продукции, сложность функций по подготовке и осуществления трудовых процессов, а также контроля за качеством продукции.

Слайд 14

Пооперационное разделение труда стало причиной возникновения противоречия между производительностью работника и содержательностью трудового процесса. Процесс развития материального производства развивался в направлении от универсального труда к специализированному труду. Эти разновидности труда имеют как свои преимущества, так и недостатки. Универсальный труд требует от работника разностороннего профессионально-квалификационного уровня, позволяющий ему проявить равное мастерство и умелость при выполнении разных работ. Как правило, это разнообразный и содержательный труд, но при всех своих положительных качествах такой труд не отличается высокой производительностью.

Слайд 15

В чем преимущества специализированного труда по сравнению с универсальным трудом? Таких преимуществ несколько: Все эти преимущества способствуют росту производительности труда.

Слайд 16

С разделением труда неразрывно связано ее кооперирование, что означает достижение рациональных пропорций в затратах труда разных видов и предусматривает установление рациональных социально трудовых взаимоотношений между участниками трудового процесса, согласование интересов людей и целей производства.

Слайд 17

Кооперация труда - это объединение частных трудовых процессов в один, непрерывно, планомерно, ритмично и эффективно функционирует. Сложность кооперации труда обусловлена глубиной всех форм разделения. На предприятии кооперирования труда может осуществляться в условиях индивидуального выполнения работы на отдельных рабочих местах, многостаночной работы или совмещения трудовых функций и специальностей при коллективной работы.

Слайд 18

Факторы развития разделения труда

Слайд 19

На разделение труда оказывают влияние многочисленные факторы: технический прогресс, который вызывает появление новых видов орудий труда, технологических процессов, новых видов материалов и энергии; механизация и автоматизация производства приводят к изменению структуры отраслей, а на предприятии - к изменениям технологических процессов и профессиональной структуры кадров; совершенствование технологий отдельных производств ведёт к изменению орудий труда в производстве и изменение в РТ на предприятии, в цехах и на участках.

Слайд 20

Оценка результативности труда одна из функций по управлению персоналом, направленная на определение уровня эффективности выполнения работы. Показатели, по которым оцениваются работники, называются критериями оценки. К ним относятся качество выполняемой работы, ее количество, ценностная оценка результатов. Для оценки результативности труда требуется довольно большое количество критериев, которые бы охватывали и объемы работы, и ее результаты.

Слайд 21

Поэтому при выборе критериев оценки следует учитывать, во - первых, для решения каких конкретных задач используются результаты оценки (повышение оплаты труда, служебный рост, увольнение и т.д.), во - вторых, для какой категории и должности работников устанавливаются критерии, учитывая, что они будут дифференцироваться в зависимости от сложности ответственности и характера деятельности работника. Результат труда определяется, исходя из объема, полноты, качества, своевременности выполнения закрепленных за ними должностных обязанностей.

Слайд 22

Процедура оценки результативности труда будет эффективна при соблюдении следующих основных условий: - установление четких «стандартов» результативности труда для каждой должности (рабочего места) и критериев ее оценки; - выработка процедуры проведения оценки результативности труда (когда, как часто, и кто проводит оценку, методы оценки); - предоставление полной и достоверной информации о результатах деятельности; - обсуждение результатов; - принятие решения по результатам оценки.

Слайд 23

Разделение труда – это исторический процесс обособления, закрепления, видоизменения отдельных видов деятельности, который протекает в общественных формах дифференциации и осуществления различных видов трудовой деятельности. Разделением труда (или специализацией) также называют принцип организации производства в хозяйстве, согласно которому отдельный человек занимается производством отдельного блага. Благодаря специализации при ограниченном количестве ресурсов люди могут получить гораздо больше благ, чем в том случае, если каждый обеспечивал бы себя сам всем необходимым. общественное разделение труда есть основа всего процесса развития человечества Вывод

Слайд 24

Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

(открывать в архиваторе)

Цели:

Обучающие

Развивающие:

Воспитательные:

Приемы обучения:

Оборудование:

Просмотр содержимого документа
«?????????? ?????»

Тема урока: Разделение труда

8 класс ОВП. Урок №17.

Цели:

Обучающие : сформировать понятия о таких терминах, как разделение труда, продукты труда, общественное разделение труда, духовные и материальные ценности, общее разделение труда, частное разделение труда, единичное разделение труда, функциональное разделение труда, профессиональное разделение труда, профессия, специальность, должность.

Развивающие: совершенствовать умение размышлять, сравнивать, делать обобщения, выводы.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету путем использования задания.

Тип – урок изучения нового материала.

Методы обучения: продуктивный (частично-поисковый и проблемный).

Формы учебной деятельности учащихся:

Фронтальная (на вводном этапе урока, во время мотивационной беседы, на этапе изучения нового материала);

Индивидуальная (во время работы с заданием).

Приемы обучения:

1. беседа на вводном этапе урока с целью формулирования учащимися темы урока, постановки задач учащимися;

2. выполнение задания на определение профессии, специальности, должности;

3. рефлексия с целью систематизации у учащихся изученного материала;

4. выставление оценок за урок.

Оборудование: доска, компьютер, компьютерная презентация.

Ход урока

1. Организационно-подготовительная часть – 3 мин

Приветствие, контроль посещаемости

2. Теоретическая часть – 15 мин.

2.1. Постановка задачи урока

2.2. Объяснение нового материала (с конспектом основных моментов в тетрадь)

В глубокой древности никаких профессий не существовало. Первобытному человеку, чтобы выжить, нужно было самому уметь все делать. Но по мере развития общества и человека происходило постепенное разделение труда .

Одни люди стали заниматься преимущественно земледелием, другие – скотоводством. Р результате возник обмен продуктами труда . Дальнейшее разделение труда привело к появлению различных ремесел , а на их основе – промышленности.

Постепенно обмен разнообразными продуктами становился более сложным. Объем его увеличился настолько, что произошло дальнейшее общественное разделение труда – выделились специалисты по обмену (купцы, торговцы).

В процессе развития человеческого общества постепенно происходило и отделение производства духовных ценностей от производства материальных ценностей . Появились специалисты по общественному управлению, приведению людей к повиновению и др.

По мере развития общества возрастают потребности человека и повышается соответственно уровень разделения труда . (рассмотреть разделение труда на примере производства автомобиля: от добычи руды и т.д.)

В современном обществе существует три вида разделения труда: общее, частное, единичное .

Общее разделение труда имеет место в масштабах общественного производства в целом:

    между производством средств производства и производством средств потребления. Приведите примеры ответы уч-ся : тяжелая и легкая промышленность;

    между городом и деревней. Приведите примеры ответы уч-ся : промышленность и сельское хозяйство;

    между материальным и нематериальным производством. Приведите примеры ответы уч-ся : – промышленность, сельское хозяйство, торговля и здравоохранение, просвещение, культура.

Частное разделение труда существует внутри крупнейших звеньев общественного производства, в которых выделяют самостоятельные отрасли народного хозяйства. Так, промышленность разделяют на

    добывающую. Приведите примеры ответы уч-ся: угольная, горнорудная;

    обрабатывающую. Приведите примеры ответы уч-ся: пищевая, текстильная, металлургическая и т.д.

Есть разные виды транспорта (примеры учащихся). В сельском хозяйстве выражается в обособлении полеводства, животноводства, пчеловодства и т.д.

Крупные отрасли, в свою очередь, подразделяются на более мелкие. В машиностроении, например, сейчас насчитывается более сто отраслей.

Единичное разделение труда существует в рамках отдельных предприятий или объединений (между цехами, участками, бригадами, работниками и их группами).

В рамках единичного разделения труда существует функциональное разделение труда , которое дает общие для ряда отраслей производства функциональные группы. Каждая из них требует общих для нее знаний и навыков. По этому признаку на предприятии различают различают две группы рабочих – основных (осуществляют технологический цикл – сталевар, резчик металла…) и вспомогательных (наладчики оборудования, погрузчики…).

Внутри функционального происходит профессиональное разделение труда . Оно осуществляется в зависимости от специализации работника по какой-либо конкретной профессии: токарь, слесарь, аппаратчик и др. Еще более узкое разделение труда приводит к специализации трудовых функций и возникновению специальностей : слесарь-сборщик, слесарь по топливной аппаратуре и т.д.

Внутри одной специальности могут произойти еще более узкое разделение труда – специализация . Например, профессия - врач, специальность – хирург, специализация – нейрохирург.

Процесс разделения труда продолжается непрерывно, пока существует человеческое общество.

Итак, профессия – это род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки (приобретения соответствующих знаний и практических навыков).

Специальность – необходимая для общества ограниченная область приложения физических и духовных сил. Отсюда и получается, что профессия – это группа родственных специальностей и специализаций с разными квалификационными уровнями.

Должность – это организационное и правовое положение работника в конкретном органе аппарата управления, которое отражает обязанности, права и ответственность. Должность фиксирует принадлежность к той или иной управленческой цепочке (главный врач, участковый врач, палатный врач). Должность может занимать человек, владея любой профессией и специальностью (директором школы может быть учитель-математик, литератор и т.д.).

3. Выполнение задания (на отдельных листочках, которые сдаются на проверку учителю) – 13 мин.

Распределите предлагаемый перечень профессий, специальностей, должностей по соответствующим группам: токарь, заведующая поликлиникой, слесарь, монтажник, репортер, менеджер, животновод, терапевт, директор, врач, собственный корреспондент газеты, маляр, бригадир, машинистка, коневод, слесарь-сантехник, учитель физики, окулист, строитель, фотокорреспондент, секретарь-референт, программист, писатель, журналист, завуч школы, редактор, начальник смены, брокер.

4. Подведение итогов урока – 7 мин.

5. Выставление оценок – 5 мин.

6. Домашнее задание – 2 мин.

Приведите примеры профессий, которые за последнее время изменили свое содержание, хотя бы в малом. В чем состоят эти изменения?

Конспект урока составлен на основе учебника «Технология. Твоя профессиональная карьера». П.С.Лернер, Г.Ф.Михальченко и др. «Просвещение». 2010. §21, 22. Вопросы стр.66-67.

Просмотр содержимого презентации
«?????????? ?????»

8 класс,ОВП

Конспект урока составила Сычева Л.М., учитель технологии высшей кв. к. МБОУ СОШ №167 г.Новосибирска


  • Обучающие : сформировать понятия о таких терминах, как разделение труда, продукты труда, общественное разделение труда, духовные и материальные ценности, общее разделение труда, частное разделение труда, единичное разделение труда, функциональное разделение труда, профессиональное разделение труда, профессия, специальность, должность.
  • Развивающие: совершенствовать умение размышлять, сравнивать, делать обобщения, выводы.
  • Воспитательные: воспитывать интерес к предмету путем использования заданий.























  • Как вы понимаете разделение труда?
  • Какие вида разделения труда существуют? Охарактеризуйте их.
  • Приведите примеры профессии, специальности, должности.

  • https://yandex.ru/images/search?text=картинки профессии древних людей
  • учебник «Технология. Твоя профессиональная карьера». П.С.Лернер, Г.Ф.Михальченко и др. «Просвещение». 2010

«Деньги и инфляция» - Цели урока: Какие факторы определяют нужную стране массу денег? Основные понятия: Не в деньгах счастье. (пословица). Откуда и куда направлены денежные потоки? Задание. Виды инфляции. Факторы, влияющие на величину денежной массы. Разминка. Муниципальное общеобразовательное учреждение Белоносовская средняя общеобразовательная школа.

«Антиинфляционная политика» - Политика градуирования Шоковая терапия. Индексы цен используются для измерения уровня или темпа инфляции. 2 направления политики доходов: Дефляционные мероприятия монетарной и фискальной политики. Кривая Филлипса отражает взаимосвязь между инфляцией и безработицей в краткосрочном периоде. Взаимосвязь инфляции и безработицы.

«Инфляция и цена» - Как измерить инфляцию? В экономике страны производится только два товара: ручки и книги. 1. Темп инфляции = (pn – pn-1)/ pn-1. Не дает возможности принятия правильных решений. ИПЦ = 1460: 1060 = 1,38 = 138% уровень инфляции в 1998г. составил 38%. V – скорость обращения денег (раз в год). Стоимость потребительской корзины 1998г. : 4х120+14х70 = 1460 ($).

«Уровень инфляции» - Высокая инфляция. Крах финансовой системы. Рост социальной напряженности. Виды инфляции. От инфляции выигрывают. Если цены на товары растут, то покупательная способность денег падает. Умеренная инфляция. Количество товаров и услуг, которое можно купить на одну денежную единицу. Инфляция спроса. Покупательная способность денег.

«Издержки инфляции» - Последствия непредвиденной инфляции Последствием является произвольное перераспределение доходов и богатства. Основной причиной инфляции спроса большинство экономистов (особенно представители школы монетаризма) считают увеличение денежной массы. - издержки на микроэкономическом уровне, связанные с изменением относительных цен и снижением эффективности в результате ухудшения распределения ресурсов.

1. МРТ: сущность, формы, предпосылки и факторы развития.

2. Теоретическая основа и показатели участия стран в МРТ.

МРТ – объективная основа развития МЭ, основанная на диалектическом единстве разделения и объединения процессов производства в масштабах всего мирового хозяйства

М/н специализация производства (МСП) -

это такая форма МРТ, при которой растет концентрация однородного производства в мире, в отдельных регионах, странах, выделяются самостоятельные отрасли, технологические процессы по изготовлению продуктов сверх национальных потребностей, что вызывает все большее взаимодополнение национальных экономик.

Международная специализация

производства подразделяется на:

Территориальную международную специализацию, отражающую специализацию стран, их интеграционных и региональных объединений;

Производственную специализацию стран, которая подразделяется на:

А) предметную - производство готовых изделий;

Б) подетальную - производство частей и компонентов изделий

В) технологическую, или стадийную специализацию.

Международное кооперирование производства

предполагает координирование деятельности предприятий- партнеров из различных стран в определенной сфере, в рамках согласованных программ.

По методу налаживания кооперационных связей МКП включает:

подрядное производственное кооперирование - предполагает, что заказчик поручает фирме-исполнителю выполнение определенных работ в соответствии с заранее достигнутой договоренностью относительно сроков, объемов, качества и других условий.

взаимная частичная специализация на основе использования индивидуальных ресурсов партнеров и поставки изделий друг другу для создания собственного конечного продукта.

специализация в договорном порядке на основе реализации партнерами совместной программы создания каждым из них собственного конечного продукта. При таком методе страны- кооперанты тесно сотрудничают на всех этапах создания продукта от научно-технической работы до сбыта и техобслуживания.

кооперирование по совместному сооружению хозяйственных объектов - предполагает осуществление фирмами нескольких стран по поручению заказчика совместной согласованной работы, имеющей своей целью сооружение крупного определенного промышленного или другого хозяйственного объекта.

Развитие МРТ происходит под воздействием

таких факторов, как:

1. Природно-географические различия:

природно-климатические условия;

наличие природных ресурсов;

величина территории

численность населения

экономико-географическое положение страны. 2. Социально-экономические различия:

достигнутый уровень экономического и научно-технического развития;

особенности исторического развития;

производственные традиции;

традиционные внешние связи.

3. Социальный тип и механизм организации национального производства и организации ВЭС.

4. НТП.

5. Формирование торговых потоков в мировой торговле.

6. Участие ТНК в перераспределении прибавочной стоимости между странами.

Преимущества МРТ

специализация и кооперация производства осуществляются на основе тесной связи предприятий с учетом возможностей и потребностей национальных и мировой экономических систем;

повышается степень удовлетворения потребностей производства и общества при уменьшении затрат;

увеличиваются возможность и реалистичность становления крупносерийного производства, эффект масштаба;

увеличивается возможность повышения качества продукции и технического уровня производства;

используются товарно-денежные отношения в качестве финансовых рычагов и стимулирования развития национальных экономик и мировой хозяйственной системы.

Теоретическая основа МРТ

Период развития

Представители

Меркантилизм

XVII-XVIII вв.

Томас Мун, Ж.

Кольбер, Уильям

Классическая

XVIII –ХIХ вв.,

А.Смит, Д. Рикардо,

30-е годы ХХ в.

Э.Хекшер, Б.Олин

Неоклассичес-

В.Леонтьев, Г.

кая школа

Харберлер, Линдер, А.

Маршалл, Столпер,

А.Самуэльсон

Неотехнологи-

С 50-60-х годов

М.Познер, Кэмп, П.

ческая школа

Кругман, Ж.Вернон,



Разделение труда – разграничение производственной деятельности людей в ходе изготовления товаров и выполнения услуг; оно представляет собой обособление различных видов работ и предусматривает специализацию рабочих мест и персонала на выполнении закрепленных за ними соответствующих функций, работ и операций.


Различают три взаимосвязанных вида разделения труда: общее (внутри общества, т.е. проявляется в разграничении деятельности людей между крупными отраслями н/х, т.е. между промышленностью, строительством, с/х, транспортом и т.д.); частное (внутри отдельной отрасли н/х. В с/х данное разделение труда выступает в виде его разграничения скотоводством, свиноводством, садоводством, овощеводством и т.д.); единичное (выражает разделение труда между работниками внутри отдельного предприятия).






Технологическое разделение труда осуществляется на основе расчленения процесса производства на стадии (заготовительную, обрабатывающую, сборочную), переделы, фазы, частичные технологические процессы и операции. С технологическим разделением труда связано разделение труда по отраслям предприятия, фазам и видам работ. В рамках технологического разделения труда применительно к отдельным видам работ, в зависимости от степени дифференциации трудовых процессов, различается: пооперационное; подетальное; предметное разделение труда.


Функциональное разделение труда предусматривает обособление различных видов трудовой деятельности и выполнение конкретных работ соответствующими группами работников, специализирующихся на выполнении различных по содержанию и экономическому значению производственных или иных функций. Согласно функциональному разделению труда существует разделение всех рабочих на: основных; вспомогательных; обслуживающих.


Профессионально-квалификационное разделение труда осуществляется в зависимости от профессиональной специализации и сложности работ и предполагает выполнение на рабочих местах работ в рамках той или иной профессии и квалификации работающих. Исходя из объемов каждого вида этих работ, можно определить потребность в работниках по профессиям квалификационным разрядам и категориям как в целом по предприятию, так и по его структурным подразделениям.




Проектирование разделения труда на предприятии Функциональное разделение труда осуществляется, прежде всего, в разрезе основных категорий персонала управления, оперативного и вспомогательного. На крупных предприятиях, имеющих сложную структуру управления, труд персонала управления подлежит более углу бленному функциональному разделению, которое получает свое отражение в схеме организационной структуры управления данным предприятием. Технологическое разделение труда осуществляется, как правило, по категориям оперативного и вспомогательного персонала. Разделение этих категорий персонала в разрезе профессий определяется объемом отдельных операций основного и вспомогательного технологических процессов. Квалификационное разделение труда определяется различием функций, выполняемых на предприятии, по уровню их сложности.


В любой организации существует разделение труда между подразделениями и работниками. Горизонтальное разделение труда – разделение объема работы на части на одном уровне управления. Вертикальное разделение труда – разделение работ между работниками и подразделениями организации, находящимися на разных уровнях управления, другими словами, отделение действий от управления этими действиями.